Храмы Киево-Печерской Лавры
На территории Верхнего монастыря с 20-х годов XX в., со времени установления богоборческой власти и до сего дня расположен Государственный историко-культурный заповедник. В эту часть Лавры ведут четверо ворот: Западные (Святые врата с Троицкой надвратной церковью); Северные (Экономические ворота с церковью Всех Святых); Восточные и Южные (или Пещерные). Главный вход в лавру Ї Святые врата. Над… Читать ещё >
Храмы Киево-Печерской Лавры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
До нашего времени сохранилась изначальная планировка лаврской застройки, прекрасно гармонирующей с рельефным ландшафтом правого берега Днепра. Монастырь расположен на высоких холмах, между которыми пролег глубокий овраг, разделяющий его на так называемую Верхнюю лавру, куда еще в XI в. перебралась основная часть братии, и Нижнюю, где находятся Ближние и Дальние пещеры и странноприимный двор. Каждый из комплексов древней обители составляют несколько храмов, административных, жилых и хозяйственных построек.
На верхней территории вокруг Успенского собора (главного храма Лавры) расположены келии священноначалия монастыря и братии, здания экономии, типография, больничного монастыря и мастерских. Здесь же находится Великая лаврская колокольня и братская трапезная с церковью. Южнее, на склоне холма, расположен вход в Ближние пещеры, а на самом южном возвышении Ї в Дальние. Все составляющие лавру части разделены высокими каменными стенами и сообщаются воротами и галереями, они дополняют одна другую и в целом представляют перекрестный архитектурный ансамбль.
На территории Верхнего монастыря с 20-х годов XX в., со времени установления богоборческой власти и до сего дня расположен Государственный историко-культурный заповедник. В эту часть Лавры ведут четверо ворот: Западные (Святые врата с Троицкой надвратной церковью); Северные (Экономические ворота с церковью Всех Святых); Восточные и Южные (или Пещерные). Главный вход в лавру Ї Святые врата. Над Святыми вратами Лавры находится церковь во имя Святой Живоначальной Троицы, древнейшая из сохранившихся. Ее построил в XII в. преподобный Никола Святоша, правнук Ярослава Мудрого.
Главный храм Киево-Печерской Лавры Ї Великая Печерская Церковь (Успенский собор) Ї находится напротив Святых врат, посреди центральной площади Верхней Лавры. С его созданием открылась новая страница истории древнерусского зодчества и иконописи. По свидетельству преподобного Нестора Летописца, каменная церковь Успения в Печерском монастыре была заложена по благословению преподобного Антония святым игуменом Феодосием и епископом Михаилом в 1072 г. Время разрушало этот храм, преображало и воссоздавало вновь, как незыблемую святыню Православия. Все главные святыни Лавры всегда хранились в Великой Церкви.
К северо-западу от Успенского собора, рядом с Троицким храмом, находится вход в бывший Никольский больничный монастырь с церковью во имя святителя Николая, основанный преподобным Николой Святошей в XII в. Здесь он провел остаток своих дней, ухаживая за престарелыми и больными монахами.
Одноэтажные здания по обе стороны дорожки из темного гранита, проложенной от Святых врат к Успенскому собору, Ї это бывшие келии соборных старцев. Эти келии были возведены в начале XVIII в. на месте прежних, деревянных, сгоревших во время пожара 1718 г. В келиях соборных старцев Лавры сегодня располагаются магазины и выставочные залы заповедника.
Северные ворота (Экономические) венчает надвратная церковь Всех Святых, построенная в 1696—1698 гг. иждивением Ивана Мазепы.
Выйдя из Лавры через Экономические ворота и удалившись немного в северном направлении, можно увидеть церковь Преображения Господня, чаще называемую Спаса на Берестове, Ї ценнейший архитектурный и исторический памятник, внесенный, как и весь архитектурный комплекс Киево-Печерской Лавры, в перечень мировых памятников культуры, находящихся под охраной ЮНЕСКО.
Рядом с Великой лаврской церковью стоит ширококупольный в «неовизантийском» стиле храм в честь преподобный Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой (Трапезная церковь). Сохранившаяся доныне церковь преподобных Антония и Феодосия, соединенная с двухэтажной братской трапезной, построена в 1893—1895 гг.
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы примыкает с восточной стороны к Трапезной палате, а с западной Ї к дому настоятелей Лавры Ї Киевских митрополитов. В настоящее время в митрополичьих покоях и церкви Благовещения расположен Музей украинского декоративного искусства.
Западнее митрополичьих покоев находится бывший дом наместника Лавры, рядом с которым стоит самое высокое и величественное здание Лавры Ї Великая лаврская колокольня, построенная в 1731—1745 гг.
С восточной стороны Великой церкви находится учрежденная архимандритом Елисеем (Плетенецким) (1596−1624 гг.) типография Киево-Печерской Лавры.
К пещерам от главного лаврского двора между зданиями бывшей типографии и иконописной школы ведет спуск, завершающийся так называемыми Пещерными воротами.
Современный монастырь Киево-Печерская Лавра занимает территорию Ближних и Дальних пещер и несколько корпусов бывшей лаврской странноприимницы. Прямо против Пещерных врат находится примыкающая к монастырскому саду бывшая книжная лавка, в здании которой в настоящее время расположен Паломнический отдел Лавры.
Колокольня на Ближних пещерах построена в 1759—1763 гг. Степаном Ковниром. Двухъярусная колокольня имеет высоту 27 метров. По своей архитектуре она напоминает надвратную, так как сквозь ее первый ярус проходит стометровая крытая галерея, соединяющая Верхнюю лавру с территорией Ближних пещер. В нижней части галерея проходит через притвор церкви во имя Всех преподобных Печерских. Почти у подножия горы находится площадь, окруженная строениями Ближних пещер. Со стороны холма под одной кровлей, примыкая друг к другу, стоят Крестовоздвиженская церковь и церковь Всех преподобных Печерских (Теплый храм).
Крестовоздвиженская церковь не перестаивалась и до наших дней сохранилась в своем первоначальном виде. Северной стороной она прилегает к холму, в котором выкопаны пещеры. Из храма прорублены три входа в Ближние пещеры: из притвора, трапезной и ризницы. В 1749 г., предположительно по проекту архитектора Иоганна Шеделя, с восточной стороны, у алтарной аспиды, к храму была пристроена галерея, из которой сделан еще один вход в пещеры. Северная стена галереи является подпорной для пещерного храма, а южная, бывшая открытой аркадой, переделана под окна в 1880-х годах. Крестовоздвиженская церковь с начала ее основания служила местом погребения духовных лиц.
Церковь во имя Всех Преподобных Печерских Ї второй наземный храм на территории Ближних пещер. Здание было построено в 1839 г в качестве братских келий. В 1872 г. на втором этаже была устроена и освящена церковь в честь Всех Преподобных Печерских. Двор Ближних пещер поддерживается опорной стеной, от которой спускается лестница, далее мощеная дорожка ведет к колодцам преподобных Антония и Феодосия. В 2002 г. над колодцами были возведены часовни.
У выхода из Лавры к Днепру стоит храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник», окруженный со всех сторон крепостной стеной. В 1914;1915 гг. на этом месте была построена часовня над артезианским колодцем, устройство которого предполагалось в целях улучшения дренажа пещерных холмов.
Выйдя из галереи на площадь у Дальних пещер, мы увидим возвышающийся на холме величественный храм в стиле украинского барокко Ї церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Около 1062 г. на этом месте в «Ветхом» монастыре был построен первый наземный храм Успения Божией Матери. После освящения Великой Успенской Церкви храм над Дальними пещерами стал кладбищенским. Вокруг него формировался древний некрополь монастыря. О дальнейших перестройках храма сведений не сохранилось, но в первой половине XVII в. он уже именовался в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в 1696 г. на средства родственника гетмана Мазепы, белоцерковского полковника Константина Мокиевского, при архимандрите Мелетии (Вуяхевиче), является шедевром украинской архитектуры XVII века. По возвращении нижней территории Лавры Церкви храм Рождества Богородицы был отремонтирован и заново расписан. В настоящее время это академический храм, где приобретают опыт богослужения учащиеся Киевских духовных академии и семинарии. На Рождественском кладбище погребены духовные и светские лица, имевшие значительные заслуги перед Церковью и государством.
Западнее церкви высится красивая и стройная колокольня Дальних пещер, построенная в 1754—1761 гг. по типу надвратных Степаном Ковниром. Высота колокольни Ї 41 м.
Церковь во имя Зачатия праведной Анны (Аннозачатьевская) расположена северо-восточнее Рождества-Богородичного храма. Этот каменный храм в 1679 г. построен на пожертвования жителя Печерского местечка Александра Новицкого. Современный вид церковь приобрела в 1809 г., после реконструкции по проекту военного инженера архитектора Александра Якушкина. Он же является автором деревянной галереи с каменной башней у входа в пещеры. В 1811 г. архитектор Якушин принял в Лавре монашеский постриг с именем Арсений, был соборным старцем и блюстителем Дальних пещер, а по окончании своего земного пути был погребен в склепе Аннозачатьевского храма, сооруженным им же при строительстве. Из притвора Аннозачатьевской церкви в пещеры ведет узкая и крутая лестница. Выход из пещер осуществляется по более пологой лестнице помещение бывшей панихидной, где в данное время находится одна из церковных лавок.
Над входом в Дальние пещеры до сегодняшнего дня сохранилось строение, с XVIII в. использовавшееся в качестве ризницы. На плане пещер, приведенном в Киево-Печерском Патерике 1661 г., оно указывается как храм в честь св. апостола Андрея Первозванного.
Рядом с колокольней, в здании, прежде занимаемом блюстителем Дальних пещер, находится канцелярия митрополита Киевского и всея Украины.
С XVII в., где преподобный Феодосий в 1056 г. устроил богадельный дом, началась застройка странноприимного двора Ї целого комплекса гостиниц для паломников. Странноприимный дом, расположенный на холме над Ближними и Дальними пещерами, занимает четвертую часть территории монастыря.
Каждый храм Киево-Печерской Лавры имеет свою историю и свой неповторимый образ, сложившийся под влиянием разных эпох и присущих стилей. Но ни времена, ни изменчивость архитектурных стилей не угасили древний молитвенный дух лаврских церквей. Сегодня в возвращенных монастырю храмах святой Лавры вновь совершаются богослужения, возносятся молитвы. Великие творения рук наших благочестивых предков вновь ожили и принимают под свои своды души, жаждущие истины и духовного утешения.
На протяжении многих столетий, начиная с середины XI в., возводился ансамбль Лавры. Как свидетельствуют старинные памятники древнерусской письменности, именно тогда в пещерах возник монастырь, названный Печерским. Князья и бояре поддерживали монахов, дарили им золото, серебро, землю с подданными крестьянами, различные угодья. Благодаря их поддержке монастырь превращается в центр славянского христианства, в место паломничества.
печерский лавра монастырь святыня.