Формы организации физического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Указанный комплекс эстетических воздействий на физкультурных занятиях представляет собой значительную долю программы эстетического воспитания, органично сливающегося с физическим воспитанием Физкультурные занятия связаны с элементарной трудовой деятельностью детей. Эта связь выражается в обычных для дошкольников формах — самообслуживании, дежурствах и выполнении отдельных поручений воспитателя… Читать ещё >
Формы организации физического воспитания детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Формы организации физического воспитания представляют собой воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности детей, основу которой составляет двигательная активность ребенка. Совокупность этих форм создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического, развития и укрепления здоровья детей.
К формам организации физического воспитания детей относятся:
- 1) физкультурные занятия;
- 2) физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями)
- 3) повседнёвная работа по физическому воспитанию детей (подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с отдельными детьми и с небольшими группами, самостоятельные занятия детей различными видами физических упражнений, праздники).
Все эти формы, отвечая общим задачам физического воспитания всестороннего развития ребенка, находятся во взаимосвязи; каждая из них имеет свои специальные задачи, определяющие ее место в, режиме дня дошкольного учреждения.
Соотношение форм организации физического воспитания в различных группах детского сада определяется воспитательно-образовательными задачами с учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей, степенью их физической подготовленности, а также конкретных условий данной группы и всего учреждения.
В группах раннего возраста основной формой работы с детьми являются индивидуальные занятия физическими упражнениями (подвижные игры, гимнастика, массаж).
Утренняя гимнастика и физкультурные занятия проводятся начиная с первой младшей во всех группах, но в каждой они имеют своеобразие по подбору двигательного материала и методике проведения.
Физкультминутки, имеющие преимущественное значение в старших группах детского сада, включаются в занятия и между двумя занятиями как момент активного отдыха и восстановления работоспособности детей.
Закаливающие процедуры используются во всех группах. Однако воздушные ванны в движении с постепенным снижением температуры, в помещении и на воздухе применяются по преимуществу в старших группах.
Подвижные игры и разнообразная самостоятельная двигательная деятельность детей на воздухе являются непременным содержанием повседневной детской жизни во всех возрастных группах.
Физкультурные занятия — основная форма систематического обучения детей физическим упражнениям. Специальной задачей занятий является обучение детей всех возрастных групп правильным двигательным навыкам и воспитание физических качеств.
Значение занятий заключается в систематическом осуществлении взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание эмоционально-положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннее развитие его личности.
Осуществление оздоровительных задач достигается на занятиях путем разносторонней двигательной деятельности детей, содействующей повышению всех физиологических процессов в организме, усилению его жизнедеятельности, в оптимальных гигиенических условиях. Воспитательно-образовательные задачи решаются путем формирования морально-волевых черт личности ребенка в процессе занятий, сообщения некоторых элементарных знаний и терминов из области физкультуры и спорта, воспитания правильных двигательных навыков и воспитания физических качеств. Все это направлено на комплексное развитие познавательных, волевых и эмоциональных сил ребенка, его умственных способностей, нравственных качеств и творческой активности. Занятия способствуют воспитанию дисциплинированных людей, хорошо ориентирующихся в окружающих условиях, умеющих действовать целенаправленно, быстро и уверенно в соответствии с поставленной задачей.
Таким образом, систематическое выполнение в процессе занятий всех поставленных задач формирует духовные и физические силы детей, подготавливает их к школе, занятиям спортом и дальнейшей полезной общественной деятельности.
Физические упражнения, обусловленные программой для каждой возрастной группы и выражающиеся в двигательной деятельности детей, составляют содержание занятий.
Физкультурные занятия разнообразны по содержанию. Однако при этом обязательно сохранение ясных и четких задач, соблюдение последовательности прохождения программы, а также учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Структура занятия заключается в последовательном выполнении детьми физических упражнений. Она определяется поставленными задачами и особенностями работоспособности нервной системы и всего организма ребенка на каждом отдельном этапе возрастного развития. Контроль за динамикой состояния организма ребенка и его психики на занятии — одна из основных обязанностей воспитателя, от этого зависит эффективность всего процесса обучения и воспитания.
Определение возможностей ребенка основывается на данных физиологии и психологии. Изучение показателей частоты сердечных сокращений в процессе двигательной деятельности на занятиях показало постепенное возрастание ее в начале занятия, последующее нарастание и достижение наиболее высокого уровня в основной части и постепенное снижение к окончанию занятия. Такая последовательность определяется, с одной стороны, деятельностью системы кровообращения и состоянием работоспособности организма; с другой — протеканием психических процессов — внимания, сосредоточенности, скорости реакций и в связи с этим наибольшей точности движений.
В течение занятия изменения, происходящие в организме и психике, осуществляются под контролем центральной нервной системы. При этом усиливается ее собственная работоспособность, которая выражается в повышении возбудимости нервных центров, подвижности нервных процессов. В ходе занятия при все большей врабатываемости всего организма улучшается согласованность деятельности работающих органов и систем, появляется возможность нахождения правильного ритма работы и в связи с этим повышение эмоционального состояния. В этот период отмечается наиболее высокий уровень работоспособности, которая колеблется в связи с изменением характера отдельных сторон деятельности (выполнение движений, наблюдение образца движений воспитателя, осмысливание его указаний и т. п.).
Физкультурные занятия состоят из трех взаимосвязанных частей: вводно-подготовительной, основной и заключительной.
Для каждой части занятия одинаково важное значение имеют все задачи — образовательные, воспитательные и оздоровительные. Выполнение указанных задач обеспечивает всестороннее воздействие на детей.
Реакция ребенка на задания, связанная с активной работой мысли, чувствами, приобретаемыми навыками, должна проявляться в любой части занятия и во всем разнообразии деятельности.
Задачи и содержание вводно-подготовительной части занятия. Первая часть физкультурного занятия может быть разной в зависимости от поставленных задач и содержания упражнений в основной части занятия. Поэтому в одном случае она может быть только вводной, а в другом — вводно-подготовительной. Задачи этой части заключаются в создании у детей интереса и эмоциональной настроенности к занятию, проверке степени готовности внимания, уточнения некоторых двигательных навыков, постепенной подготовке организма ребенка к более интенсивной работе в основной части занятия.
С этой целью детям предлагаются знакомые упражнения или их варианты, содействующие воспитанию правильной осанки, профилактике плоскостопия, связанные с ориентировкой в пространстве и в коллективе, не требующие много времени на выполнение. К таким упражнениям относятся строевые — различные построения и перестроения; ходьба и бег с различными заданиями (повороты с указанием направления, сменой ведущих и др.), легкий бег врассыпную и последующее построение в большой и маленький круги, колонны и т. п.; ходьба различных видов и в целях профилактики плоскостопия — на пятках, на носках, по положенному на полу толстому шнуру, лесенке и другие упражнения.
Заканчивается вводная часть построением детей в три-четыре колонны, круг, врассыпную и т. п., что служит переходом к обучению детей общеразвивающим упражнениям в начале основной части занятия. Продолжительность этой части в младшей группе от 2 до 4 мин, в средней — от 3 до 5 мин, в старших группах — от 4 до 6 мин.
Если первая часть занятия планируется как вводно-подготовительная, тогда в начале ее также даются указанные выше упражнения для вводной части. Однако, за ними в этой же части занятия следуют общеразвивающие упражнения, которые строятся только на повторных и вариационных упражнениях, не требующих обучения. Задача их в данном случае — подготовка организма ребенка к более высокой физической нагрузке в основной части занятия, в которой планируются упражнения в основных движениях со сложной координацией или спортивные упражнения интенсивного характера, вызывающие достаточно высокую физическую нагрузку. В этом случае основная часть занятия начинается с обучения детей основным движениям.
Продолжительность вводно-подготовительной части может быть в младших группах от 3 до 4 мин, в средней — от 4 до 6 мин, в старших — от 5 до 10 мин.
Задачи и содержание основной части занятия. В этой части занятия в одном случае вначале намечаются задачи по обучению детей общеразвивающим упражнениям, затем основным движениям и воспитанию физических качеств; в другом случае — упражнениям в основных движениях, которые предусматривают ознакомление с новым двигательным материалом, повторение уже известного с использованием его различных вариантов, совершенствование двигательных навыков, находящихся в стадии закрепления. После этого проводится подвижная игра с правилами, включающая всех детей в интенсивное движение.
Учитывая непродолжительность оптимальной психической работоспособности детей, более трудные задачи намечают в начале основной части (например, ознакомление детей с новым материалом или выполнение упражнений с более сложной координацией).
Общеразвивающие упражнения выполняются детьми с мелкими предметами — флажками, палками, обручами, лентами, шнуром.
Подбор их обусловливается задачей постепенного вовлечения крупных мышечных групп в интенсивную работу, влияющую на повышение функционального состояния всего организма.
Первыми даются упражнения для развития и укрепления мышц плечевого пояса в целях формирования правильной осанки и упорядочения процессов дыхания (например, разведение рук в стороны и сведение их перед грудью и др.).
Вторыми — упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног, включая и стопу (приседание, поднимание ноги, согнутой в колене, и др.).
Третьими — упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника (прямые и боковые наклоны с последующим выпрямлением, наклоны и повороты вправо и влево — вращение туловища).
При выполнении этих упражнений и их повторении предусматривается постепенное подведение организма ребенка к большей нагрузке.
После этого переходят к обучению основным движениям, из которых одно может быть для детей новым, а другие находиться на этапах разучивания и совершенствования.
В подготовительной к школе группе, по данным Ю. Ю. Рауцкиса, является целесообразным планирование на одном физкультурном занятии от двух до четырех упражнений в основных движениях. Одно из них принимается за ведущее, требующее особого внимания воспитателя; остальные подбираются из числа уже известных детям в целях повторения и совершенствования (например, прыжки в сочетании с метанием и ползанием или для обучения детей метанию — метание в сочетании с ходьбой и бегом и т. п.).
При сочетании этих движений учитывается степень их интенсивности. Наиболее целесообразно сочетание упражнений высокой степени интенсивности с упражнениями низкой степени интенсивности или сочетание разных упражнений средней интенсивности. Этим предусматривается разнообразие деятельности детей и варьирование степени напряжения, что обеспечивает необходимый уровень работоспособности ребенка (Ю. Ю. Рауцкис).
Выполнение основных движений, требующих участия всей мышечной системы, повышает в значительной степени функциональное состояние организма и подводит его к наиболее высокому подъему в подвижной игре, характерной быстрыми, энергичными, целеустремленными движениями.
Подвижная игра выделяется наиболее высокой степенью эмоционального и физиологического подъема. Увлечение детей содержанием и процессом игры нередко с наличием соревновательных моментов, быстрота и точность двигательных реакций на сигналь! игровой обстановки, требующих сообразительности и самостоятельности регуляции движений, — все это является кульминацией подъема жизненных сил ребенка.
Продолжительность основной части занятия с обучением обще-развивающим упражнениям в младших группах — от 10 до 15 мин, в средней — от 15 до 20 мин, в старших— от 25 до 30 мин. Без обучения общеразвивающим упражнениям длительность ее в младшей группе—8—12 мин, в средней—12—15 мин, в старших—15—20 мин. Задачи и содержание заключительной части занятия. Следующая за игрой заключительная часть занятия включает ходьбу интенсивного темпа с постепенным замедлением, способствующей снижению общей возбужденности и приведению пульса к норме. Ходьба в некоторых случаях может быть заменена малоподвижной игрой, включающей всех детей в умеренное движение и исключающей противопоказанные организму после активных действий статические положения (игры «Найди и промолчи», «Принеси, что тебе понравится» и хороводного типа). По окончании ходьбы или заменяющей ее игры подводится итог проведенного занятия и дети переходят к другой деятельности. Продолжительность заключительной части занятия в младших группах от 2 до 3 мин, в средней и в старших — от 3 до 4 мин.
В процессе всего физкультурного занятия одновременно с развитием двигательных навыков у детей воспитываются физические качества— быстрота, ловкость, выносливость, гибкость, сила. Воспитание этих качеств связано со всей деятельностью детей и с выполнением отдельных двигательных заданий, в которых они должны проявляться (в беге, метании, прыжках и других упражнениях).
Физкультурные занятия планируются в соответствии с характером намечаемой учебной работы: в одних основное внимание сосредотачивается на обучении детей новому физическому упражнению в сочетании с уже усвоенными; в других проверяется степень овладения детьми двигательным материалом, качество его выполнения и количественные результаты за определенный период обучения; на занятиях могут повторяться известные детям упражнения с введением вариантов в целях совершенствования и т. п. Типы физкультурных Физкультурные занятия могут проводиться занятий в игровой форме или сочетать гимнастические упражнения и подвижную игру (смешанный тип). Однако такое деление очень условно.
Рассмотренная выше структура занятия, учитывающая динамику работоспособности организма ребенка, составляет основу для построения занятий указанных типов и определяет их план.
Занятия в игровой форме проводятся в любой возрастной группе и особенно целесообразны в двух младших (третьего и четвертого годов жизни). Они могут содержать целостную сюжетно-игровую ситуацию, отражающую в условной форме окружающий ребенка мир и состоящую из разнообразных имитационно-образных элементов основных движений и общеразвивающих упражнений («Птицы», «Прогулка», «Наседка и цыплята», а в более старших — «Магазин игрушек», «Спортсмены», «Автодром», «Путешествие» и т. п.). Последовательность игровых действий должна соответствовать структуре занятий, учитывающей динамику состояния организма и возрастные возможности. Оканчивается занятие ходьбой.
Занятия в игровой форме могут состоять также из различных по содержанию подвижных игр, последовательность и характер двигательного материала в которых предусматривают ту же структуру занятия (например, игры «Найди себе пару», «Зеркало», «Чье звено самое дружное», «Найди и промолчи»).
Занятия этого типа требуют взаимосвязанной последовательности подвижных игр и творческой методики руководства.
Занятия смешанного характера представляют собой сочетание гимнастических упражнений и подвижной игры, расположенных в последовательности, отвечающей указанной выше структуре занятий.
Подбор физических упражнений для занятий физических упражнений определяется планом работы, составленным на занятиях на основе «Программы воспитания в детском саду». Исходя из перспективного и календарного планов, учитывающих возраст детей данной группы, состояние здоровья каждого ребенка в отдельности, общий уровень развития, приобретенные детьми двигательные навыки, индивидуально-типологические особенности каждого ребенка, время года, условия для проведения занятий, а также и учета предыдущей деятельности детей, намечаются задачи и отбираются конкретные физические упражнения.
Разработке плана очередного занятия предшествует тщательный анализ 2—3 предыдущих и особенно последнего занятия. В процессе анализа выясняется степень осуществления задач, поставленных на предыдущих занятиях, результаты, выражающиеся в реакции детей и фиксируемые в учете каждого занятия (степень усвоения всеми и отдельными детьми нового программного материала, прогресс в овладении знакомыми движениями или, наоборот, какие-либо затруднения, требующие дополнительных упражнений, облегченных вариантов, более детального разучивания, изменения форм организации детей на занятии, индивидуальных занятий и т. п.).
Тесная связь предыдущих и последующих занятий, их общая целенаправленность обеспечивают стройную систему, определяющую четкую последовательность в выполнении постепенно усложняющихся задач, прохождение программы и тем самым успешные результаты обучения детей каждой возрастной группы. На основе анализа предыдущего занятия прежде всего определяются задачи основной части: обучение детей новым упражнениям; повторение и совершенствование уже знакомых. Указываются конкретные физические упражнения. После этого уточняются упражнения вводной и заключительной частей занятия.
Методы организации Воспитатель использует различные методы детей на занятии организации детей: фронтальный, групповой, индивидуальный.
Используя фронтальный метод, детям предлагают одинаковые для всех упражнения, которые выполняются одновременно. Применение фронтального метода целесообразно в любой части занятия, особенно при обучении детей новым упражнениям или совершенствовании уже известных. Этот метод эффективен для воспитания у детей согласованности действий, объединения их в решении общих для всех задач", непосредственного контакта воспитателя со всеми детьми, а также повышения моторной плотности занятия.
В процессе разучивания и уточнения деталей упражнения дети могут быть распределены на небольшие группы, действующие поочередно. Воспитатель получает возможность проследить выполнение упражнения одной или двумя группами, а остальные дети наблюдают действия своих товарищей и слушают воспитателя.
Кроме того, используется поточный способ выполнения упражнений, когда все дети делают одно и то же упражнение по очереди, друг за другом, непрерывно-поточно. Для осуществления большей повторности упражнения могут быть организованы два и три потока. Полезным является поточное выполнение каждым ребенком различных упражнений в последовательном порядке по кругу, станционно (например, пролезть в обруч, пройти, выпрямившись, по скамейке, подпрыгнуть и позвонить в колокольчик, разбежаться и прыгнуть с разбега в длину).
Применение поточного способа выполнения физических упражнений целесообразно с детьми старшей и подготовительной групп. Следует отметить особую значимость этого способа при совершенствовании упражнений и меньшую при их разучивании: непрерывность поточного движения иногда не позволяет воспитателю исправлять у детей неточности двигательного действия; он следит за каждым ребенком и может в это время дать лишь краткую оценку выполнения упражнений или сделать краткое замечание. Вместе с тем применение поточного способа при совершенствовании двигательных навыков содействует воспитанию у детей физических качеств — быстроты, ловкости, силы, выносливости и ориентировки в пространстве.
В старшей и подготовительной группах используется групповой метод. Он применяется в тех случаях, когда на занятии сочетается процесс обучения детей воспитателем и самостоятельное совершенствование детьми уже приобретенных двигательных навыков. При этом одна группа детей обучается какому-либо двигательному действию под руководством воспитателя, другая в это время (или две небольшие группы) самостоятельно упражняется в другом виде движения (повторно). Могут быть две или три группы детей, выполняющие знакомые им, но различные упражнения (игра в мяч, лазанье, упражнения равновесии и др.).
Обучая непосредственно одну группу детей, воспитатель держит в поле своего внимания всех занимающихся, предлагает самим следить за правильностью своих движений, за порядком, за поведением.
При такой организации у детей воспитывается ответственность, сдержанность, умение самостоятельно выполнять задания, не нарушая общего для всех делового настроения, сознательно совершенствовать свои навыки, а также создается возможность сохранять в течение занятия двигательную активность всей группы и моторную плотность занятия.
Внимание и активность детей на занятии, их эмоциональное состояние (в различных возрастных группах) зависят от подбора двигательного материала, приемов воспитателя и методов организации детей на занятии. Если дети в процессе обучения двигательным действиям и проведения подвижных игр одновременно, путем различных методов организации, вовлечены в движение, у них наблюдается устойчивое внимание, эмоционально-положительное состояние, полноценная реакция на задания. В тех случаях, когда в двигательную деятельность вовлечена только часть детей, а другие, не имея заданий, находятся в ожидании своей очереди для действия, последние начинают проявлять признаки «моторного беспокойства», недостаточную устойчивость внимания.
В процессе занятий может быть использован индивидуальный метод, когда каждый ребенок самостоятельно выполняет данное ему задание под контролем воспитателя. В целях уточнения деталей общего для всех упражнения оно тоже выполняется индивидуально по вызову воспитателя. Такой метод требует особого внимания воспитателя, хорошей организации детей, вовлечения всех в активное наблюдение и анализ правильности выполнения задания, готовности по вызову воспитателя воспроизвести упражнения.
Использование каждого из указанных методов организации детей на занятии зависит от задач, поставленных воспитателем, условий, в которых проводится занятие, и рационального осуществления.
Наиболее целесообразно при обучении детей — смешанное использование разных методов организации, ведущее к повышению эффективности физкультурных занятий.
Правильное чередование нагрузки и активного отдыха на занятии обеспечивает сохранение оптимальной возбудимости внимания ребенка, предупреждает естественно развивающееся утомление. При этом нагрузка, вызывающая известное напряжение и расходование сил, и в связи с этим утомление являются в то же время стимулом для восстановительных процессов организма, повышения его функциональных возможностей. Имеющиеся исследования показывают, что работоспособность организма при чередовании работы и отдыха закономерно изменяется в процессе смены определенных фаз. При достаточной нагрузке работоспособность постепенно понижается, сопровождаясь некоторым утомлением. Смена деятельности ребенка, несущая отдых организму, содействует активизации восстановительных процессов, которые получают стимул от предшествующей им нагрузки.
Таким образом, органическая связь и взаимопереходы процессов утомления и восстановления определяют закономерную взаимообусловленность нагрузки и отдыха.
Выше было указано, что вводная часть занятия способствует постепенной врабатываемости организма и активизации психических функций, подготавливающих ребенка к основной части занятия. В начале основной части детям предлагается новый материал, требующий наибольшей сосредоточенности внимания. При обучении новому двигательному действию у ребенка создается его первоначальный образ, двигательное представление. Это связывается с осмысливанием задания, наблюдением за последовательностью элементов упражнения, выполняемого воспитателем, его пояснений или объяснения способа выполнения упражнения без наглядного показа. После этого дети самостоятельно начинают его воспроизводить. В это время ребенок проявляет волевое усилие (умственное и физическое), стараясь возможно точнее выполнить упражнение. Все это вызывает достаточное напряжение нервной системы, повышение психических и физиологических функций организма. Поэтому такой процесс не должен быть слишком продолжительным.
Длительное возбуждение одних групп клеток или целых участков коры головного мозга неизбежно вызывает явление торможения в других. Внешне это проявляется в рассеянности внимания у детей, понижении интереса и эмоций, некотором нарушении координации движений, иногда в возбуждении. Одна из важных функций торможения — защищать клетки мозговой коры от перевозбуждения. Если раздражение становится слишком продолжительным или часто повторяется или если оно оказывается чрезмерно сильным и угрожающим истощением, то кора понижает возбудимость и перестает отвечать на раздражение.
В связи с этим становится понятным, какую роль играет дозировка нагрузки, своевременное переключение ребенка с одной деятельности на другую и регулярное чередование работы и отдыха.
После усвоения детьми нового упражнения им предлагаются повторные, выполняемые с меньшим напряжением.
Перед выполнением знакомого упражнения дети выслушивают словесную инструкцию воспитателя и после этого воспроизводят двигательные действия. Время, затраченное воспитателем на инструкцию, активизируя мыслительную деятельность детей, дает отдых мышечной деятельности.
После этого дети сознательно выполняют и контролируют детали двигательного действия, уточняют его правильность, закрепляя путем неоднократных повторений. Следом за этим предлагаются известные уже детям упражнения или один из вариантов, находящийся в стадии стабилизации. Выполнение этих упражнений предусматривает сохранение осознанности ребенком задачи, но не требует внимания к самому способу выполнения двигательного действия благодаря выработанной уже системе, их автоматизации. Детям в индивидуальном порядке может быть предложено вспомнить и рассказать способ выполнения упражнения, после чего все воспроизводят его.
Чередование указанных (примерных) заданий позволяет воспитателю предусмотреть удобный (без торопливости) темп всего занятия, смену характера деятельности детей, количество повторений упражнений, обусловливающих необходимую взаимосвязь психической и физической функций организма.
Правильное чередование деятельности детей на занятии обеспечивает его общую плотность.
Общая и моторная плотность занятия. Общая плотность занятия определяется как отношение времени, использованного педагогически оправданно, ко всей продолжительности занятия.
Педагогически оправданным является восприятие детьми объяснений, указаний, словесных инструкций, наблюдение демонстрации воспитателем физических упражнений, осмысливание заданий, объяснение способа выполнения упражнений детьми, выполнение физических упражнений и отдых.
Для характеристики физкультурного занятия очень важна моторная плотность, понимаемая как отношение времени, затраченного на выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности занятия, что и определяет продуктивность каждого конкретного занятия. Однако требование к моторной плотности занятия не исключает осуществления учебно-воспитательных задач. Правильное целесообразное чередование умственной и физической деятельности детей необходимо и в учебно-воспитательных целях, являясь показателем продуманного содержания занятия и его квалифицированного проведения.
На необходимые вспомогательные' действияв процессе занятия отводится минимальное время (раздача пособий, перестроение детей, перестановка физкультурных снарядов). Воспитатель заранее обдумывает организацию этих действий и исключает возможность непроизводительной затраты времени. Случайные организационные неполадки (отсутствие необходимых пособий дли выполнения упражнений, недостатки в костюме или обуви детей, появление посторонних лиц в зале) определяются как педагогически неоправданная затрата времени.
Чтобы физкультурные занятия отвечали поставленным воспитательно-образовательным и оздоровительным задачам, они должны быть интересны, вызывать у детей определенный эмоциональны подъем.
Интерес на занятиях в любой возрастной группе обеспечивается определенной новизной упражнений и игр и постепенным усложнением задач, которые вызывают работу мысли, активность действий, положительные эмоции, желание достичь результата. В младших группах интерес и эмоции являются спутниками самого процесса выполнения действий, вызывающего удовольствие от ощущения мышечных движений и от успешного решения простейших двигательных задач.
В более старших группах интерес детей повышается при самостоятельном выполнении упражнений, сознательном преодолении некоторых трудностей. Поэтому для успешного проведения занятия воспитателю необходимо хорошо знать особенности каждого ребенка и на основе этого умело осуществлять индивидуальное руководство в процессе коллективного занятия, учитывая возможную меру интенсивности психических и физических нагрузок и своевременно регулируя их. Например, ослабление интереса и эмоций детей, опаздывающие реакции, рассеянность внимания, возбуждение — все это может явиться в одном случае следствием недогрузки, в другом — перегрузки, утомления. Появление некоторой одышки, легкой испарины, замедленности движений может проявиться при физической перегрузке. Все это свидетельствует о каких-то недочетах содержания и методики занятия.
Подобные явления должны предупреждаться рядом методических приемов, направленных в одних случаях на смену деятельности детей и тем самым ослабление замеченных признаков утомления, на подбор таких заданий, которые уравновешивают психические и физиологические функции организма и способствуют сохранению работоспособности, в других — на использование игровых и соревновательных методов, повышающих эмоции и целенаправленность действий.
По «Программе воспитания в детском саду» физкультурные занятия проводятся 2 раза в неделю. Одно из них может сопровождаться музыкой. Необходимым условием для этого является тщательный и разнообразный подбор музыкальных произведений и их квалифицированное исполнение.
Всестороннее гармоническое развитие личности ребенка в процессе физкультурных занятий осуществляется путем целенаправленного формирования у него нравственных качеств, умственных способностей, эстетических чувств и элементарных трудовых навыков.
Специфика физкультурных занятий заключается в точной регламентации выполняемых детьми упражнений, что воспитывает согласованность действий в общем для всех темпе, сознательность, сосредоточенность, волевые усилия, дисциплинированность.
Упражнения в основных движениях, которым обучаются дети, требуют проявления смелости, решительности, самообладания и ловкости (влезание на трибунку, лазанье по веревочной лесенке, хождение по балансирующему бревну, узкой рейке и т. д.). Выполнение этих упражнений связано с преодолением чувства страха и неуверенности, волевым напряжением и настойчивостью при достижении цели.
В подвижной игре с правилами дети упражняются в проявлении выдержки и воли, быстрой реакции на неожиданные изменения игровой ситуации, а также чувств товарищества и взаимопомощи, честности, справедливости, смелости и решительности. Активное проявление детьми на занятии всех указанных качеств в силу их повторяемости и руководства воспитателя постепенно переносится в повседневную жизнь.
В процессе занятия воспитатель следит за формированием у детей всех доступных им норм нравственного поведения и пользуется теми методами воздействия, которые требуются в каждом конкретном случае: личным наглядно убеждающим ребенка примером, применяемым в целях возникновения у него чувства смелости, решительности, особенно в младших группах; практическим приучением ребенка путем его собственных действий (при дружеской помощи воспитателя) и в связи с достижением успеха — поощрением; сопоставлением различных поступков (своим отношением к ним и отношением всех детей); убеждением, в котором большую роль играет логика понятных ребенку доводов.
На физкультурных занятиях двигательная деятельность детей содействует воспитанию у них умения вести себя в коллективе, подчинять свои чувства и желания определенным правилам, общим для всех детей. Все это постепенно воспитывает у ребенка необходимое, сознательное, активное торможение отрицательных чувств и поступков.
«Если человеку не приходилось в детстве сдерживать свои поступки, руководствуясь определенными социальными мотивами, т. е. тормозящими возбуждениями, — пишет профессор П. К. Анохин, — то для него и в дальнейшем всякое вынужденное и категорическое торможение эмоций будет внезапным, а это как раз и может стать опасным. Мы должны воспитывать в ребенке именно комплексы тормозящих возбуждений, т. е. развивать сознательность в широком смысле… Воспитание эмоции ведет к гармоническому развитию личности человека. И такая планомерная тренировка должна начинаться с раннего детства».
В процессе обучения детей на физкультурных занятиях и особенно в подвижной игре с правилами воспитатель практически приучает детей к соблюдению доступных им этических норм. Ребенок эмоционально и сознательно подчиняется под влиянием воспитателя общим требованиям: внимательно слушает объяснения, своевременно выполняет задания, включается в различные действия при установленной на данном занятии последовательности. Постепенно формируются общественные чувства и сознание ребенка, тесно связанные с развитием сложных тормозных реакций.
Практически это приучает к выдержке, дисциплине, признанию определенных, понятных детям норм поведения, воспитанию необходимого критерия собственных поступков и поступков других детей, выработке нравственного сознания.
Подвижная игра создает условия, в которых ребенок не может не проявить определенных нравственных качеств. Например, в играх «Смелые ребята», «Два Мороза», «Хитрая лиса» ребенок, подчиняясь правилам, бежит между двух ловишек, не убегает до сигнала из круга, зная, что рядом с ним может быть «лиса», которая должна его ловить; выручает товарищей, хотя может быть при этом пойман водящим, и т. д. Все это систематически воспитывает у него смелость, решительность, выдержку, дружеские чувства.
Определенные условия игры, ее правила вызывают у детей необходимость добровольно подчиняться им. Неоднократное повторение в игре положительных действий и поступков постепенно вырабатывает у ребенка навыки нравственного поведения. В дальнейшем дети самостоятельно, уже без влияния в данный момент воспитателя, начинают сознательно и эмоционально проявлять их.
Таким образом, постепенное практическое приучение детей на физкультурных занятиях к выполнению этических норм поведения в конкретных условиях их деятельности содействует воспитанию нравственных чувств и сознания.
Физкультурные занятия содействуют умственному развитию детей. В процессе обучения на занятиях двигательным действиям осуществляются воспитательно-образовательные задачи. Дети приобретают некоторые элементарные знания о значении физических упражнений и их правильного выполнения для здоровья, доступные им сведения по гигиене и закаливанию, некоторые знания об отдельных видах спорта, усваивают спортивную терминологию. У них уточняются представления об окружающем, развиваются пространственные и временные ориентировки, воссоздающее и творческое воображение, память, активизируется мыслительная деятельность.
Процесс обучения ребенка двигательным действиям связан с работой сознания. Воспитатель, учитывай уровень умственного развития детей на каждом возрастном этапе, применяет соответствующую методику, постепенно приучая их к осознанию предлагаемых двигательных заданий и в связи с этим правильному выполнению движений, умению наблюдать, сопоставлять отдельные действия, обобщать их.
В простейшей форме он учит ребенка доступному анализу своих двигательных действий и действий товарищей, критической оценке. Важную роль играет при этом слово воспитателя, предельная ясность в формулировке предлагаемого детям задания, одобрение за правильное выполнение движения, замечание о недостатках, эмоциональный образный рассказ игры и т. п.
Весь процесс обучения вызывает у детей сосредоточенность внимания и активность мышления: наглядный показ образца двигательного действия с соответствующими пояснениями воспитателя требует целенаправленного наблюдения, осмысливания последовательности его элементов; воспроизведение известных детям упражнений по словесной инструкции воспитателя — напряжения памяти, двигательных представлений, осознанных самостоятельных действий; выполнение детьми задания, выражающегося в словесном описании последовательности элементов всего упражнения, вызывает в сознании образ упражнения, двигательное представление и в связи с этим сознательное воспроизведение. Это способствует детальному уточнению всей последовательности двигательного действия в сознании ребенка и поэтому его точному практическому выполнению.
В подвижных играх образное изложение сюжета игры или точное краткое объяснение несюжетной игры и ее правил воспитателем, самостоятельное объяснение содержания игры и ее правил детьми старших групп, а также самостоятельная организация ее под наблюдением воспитателя — все это развивает мыслительные процессы, упражняет память.
Физкультурные занятия тесно связаны с эстетическим воспитанием, направленным на развитие у ребенка способности эстетического восприятия, вкуса, чувства красоты в окружающей жизни, эстетического отношения к ней, посильного внесения некоторых элементов красоты в повседневную действительность.
В области физкультуры в связи с ее спецификой эстетическое восприятие начинается с образа здорового, гармонически развитого, сильного, жизнерадостного человека, обладающего высокими моральными качествами, душевной красотой.
Внешние качества — стройность, красивая, правильная осанка, пропорциональное телосложение, свобода, непринужденность, благородство и выразительность движений — неразрывно связаны с душевной красотой, проявляющейся во всем поведении человека, высоком развитии его нравственных чувств и сознания, в чуткости и доброжелательности к людям, в непримиримости к равнодушию, беспринципности.
К этому образу прежде всего должен быть близок воспитатель. Непосредственное ежедневное общение с ним, восприятие его манеры держаться, культуры речи и движений, доброжелательности и чуткости окажут на детей благоприятное влияние и послужат стимулом к подражанию В процессе физкультурных занятий дети самостоятельно и красиво выполняют разученные ими упражнения, и особенно с предметами: палками, обручами, лентами, мячами, скакалками, серсо и т. п. Они участвуют в различных построениях и перестроениях, демонстрируя доступные им плавность, координированность, четкость коллективных действий, особенно когда вводится музыкальное сопровождение. Все это вызывает у детей эстетические эмоции, развивает вкус, любовь к движению и эмоционально-эстетическое удовлетворение.
Большую радость детям доставляют подвижные игры, в которых различные игровые образы дают возможность ребенку проявить собственную творческую инициативу.
Следовательно, вся двигательная деятельность детей в процессе занятия вызывает подъем физических и психических сил, насыщенных эстетическими эмоциями, и влияет на оздоровление организма и повышение радостного ощущения жизни.
Большое значение в воспитании у детей эстетического вкуса имеют внешняя среда, гигиенические условия для занятий, красивый физкультурный костюм детей и воспитателя, художественное оформление всех пособий и снарядов.
В процессе занятия большую воспитательную роль играет слово воспитателя, обращенное к детям. Образный, эмоциональный рассказ содержания игры, использование народного фольклора (игровые зачины, считалки,), этическо-эстетические оценки поведения детей, качества выполнения ими движений — все это постепенно вырабатывает у детей эстетический критерий, возможность сопоставления двигательных действий, поступков, взаимоотношений и конкретность эстетической оценки их.
Наглядные образцы показываемых воспитателем физических упражнений должны быть технически правильными. Красивое, четкое выполнение их вызывает у детей желание аналогичного воспроизведения.
Целеустремленное воспитание у детей самостоятельности и творческой активности, особенно в старших группах, приучает детей вносить что-то свое, самостоятельное в упражнения и игры, а также придумывать свои игры, развивает у детей эстетические стремления, связанные с творческим воображением и с творческим отношением к своей деятельности.
Особенно важное значение в воспитании эстетических чувств, вкуса и любви к прекрасному на занятии имеет музыка.
Указанный комплекс эстетических воздействий на физкультурных занятиях представляет собой значительную долю программы эстетического воспитания, органично сливающегося с физическим воспитанием Физкультурные занятия связаны с элементарной трудовой деятельностью детей. Эта связь выражается в обычных для дошкольников формах — самообслуживании, дежурствах и выполнении отдельных поручений воспитателя. Однако привлечение детей к труду предусматривает дифференцированный подход к ним воспитателя в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями. Это определяется наличием у детей различных по объему и качеству двигательных умений, навыков обращения с предметами (игрушки, мелкие физкультурные пособия, крупные физкультурные снаряды), степенью осознания ребенком цели своей деятельности и стремления к ее достижению.
Одной из самых важных задач воспитателя является формирование общественной направленности труда детей, общественных мотивов деятельности (важно, что именно будет побуждать детей к труду, ради чего и кого они выполняют свои трудовые обязанности). Например, дежурные, своевременно подготавливая к физкультурному занятию коврики и обручи, раскладывают их на определенные места так, чтобы всем детям было удобно ими пользоваться. Ясно представляя себе цель и ее общественное значение (конкретную пользу для всех детей на занятии), они, как показывает практика, эмоционально, доброжелательно и охотно выполняют порученное им дело.
В младших группах воспитатель действует в основе сам, привлекая детей к выполнению простейших поручений: принести флажки, мяч, куклу и т. п. Однако уже ив этих поручениях содержится общественный смысл действий: мяч надо принести для общей игры, стульчики поставить для всех играющих детей и т. д.
С возрастом трудовые поручения и дежурства усложняются по объему, самостоятельности выполнения их детьми, сокращении ориентировочных признаков для выполнения. Воспитатель говорит о том, что надо сделать, а план и способ выполнения действий предоставляет выбрать самим детям.
Систематическая элементарная трудовая деятельность на физкультурных занятиях при условии четкой постановки задач перед детьми, распределения между ними общих и отдельных поручений, доверии к их самостоятельному выполнению и при обязательной краткой оценке выполненных поручений воспитывает достаточно прочные организационные навыки.
В результате упражнений у детей вырабатываются правильные навыки обращения с предметами (флажками, обручами, палками т. п.), закрепляются знания о месте и способе их хранения (шкаф, стойки, корзины и т. п.), умения сообща, эмоционально, дружно.
Особенности методики проведения физкультурных занятий в смешанной по возрасту группе быстро и согласованно перемещать портативные физкультурные снаряды, делать все без стука, суеты и с минимальной затратой времени. Такие действия способствуют совершенствованию координации движений, их ловкости, ориентировки в пространстве и во времени, самостоятельности, сообразительности, согласованности действий, а также развитию коллективных чувств и ответственности за порученное дело.
Физкультурное занятие в смешанной по возрасту группе требует особенно тщательного подбора физических упражнений, которые должны соответствовать возрастным особенностям и возможностям всех детей, объединенных в одной группе.
Каждый отдельный возрастной этап развития ребенка имеет свои физические и психические особенности. Поэтому содержание физических упражнений и методика обучения должны быть различны. Непосильный, преждевременно данный материал для младшего возраста и легкий, не требующий некоторых психических и физических усилий, для более старших детей одинаково нецелесообразен. Младшие дети будут безуспешно осиливать сложные для них задания, неправомерно минуя необходимые промежуточные звенья трудности.
А. В. Запорожец предупреждает: «На каждой возрастной ступени возводится очередной этаж общего психофизиологического здания, и наша задача заключается в том, чтобы построить, сформировать его наилучшим образом, не проявляя неразумной торопливости и не возводя следующий этаж, не достроив предыдущий». В то же время старшие дети' выполняя физические упражнения ниже своих возможностей, теряют интерес к предлагаемому им материалу, не требующему от них умственных и физических усилий. Поэтому программное содержание физических упражнений на занятиях в смешанной группе должно соответствовать возможностям детей каждой возрастной подгруппы.
Трудность планирования занятия в такой группе заключается в том, что, с одной стороны, необходимо подобрать физические упражнения для каждой подгруппы детей по их возрастной 'программе, а с другой — найти возможность объединения всех детей в интересной для них деятельности.
Рассмотрим возможности примерного проведения занятий. Перед его началом дети старшего возраста переодеваются в физкультурные костюмы, затем одни из них помогают более младшим детям переодеваться или несколько облегчить костюм, а другие в это время самостоятельно подготавливают к занятиям необходимый физкультурный инвентарь. При такой организации маленькие не задерживают проведение занятия, а старшие упражняются в доступном им виде трудовой деятельности и оказывают помощь младшим.
Начинаться занятие может по-разному: например, первыми входят маленькие и садятся, за ними — старшие, осанка и движения которых служат наглядным примером для подражания младшим. После этого младшие дети выполняют по своей программе ряд упражнений. При этом в одном случае старшие могут участвовать в них, показывая способ выполнения упражнений (например, при построении в круг старшие стоят между маленькими, которые наблюдают за их действиями). В другом случае можно распределить маленьких на небольшие подгруппы и каждую из них поручить старшим детям, которые будут их обучать под руководством воспитателя. «Посмотрите, — говорит он, — как старшие дети будут хорошо поднимать флажки вверх и спокойно опускать их вниз». И после показа предлагает: «Сделайте теперь и вы так же вместе со старшими».
Такая организация имеет большой воспитательный смысл, вызывая у старших чувства ответственности, дружелюбия, удовлетворения, а у маленьких — уважение к более старшим детям, умеющим все делать хорошо.
Может быть и так, что одновременно с обучением младших детей воспитателем старшие самостоятельно упражняются в каком-либо виде движения в другом конце комнаты, находясь в поле зрения воспитателя.
Выбор той или иной организации детей на занятии зависит от его задач, содержания, количества тех и других детей них общей дисциплины, При проведении подвижной игры с маленькими (иногда может быть проведена и общая для всех игра) воспитатель поручает отдельным детям старшей подгруппы объяснить игру (если у детей есть этот опыт), создать игровую обстановку (расставить стульчики, разместить игрушки в случае надобности и др.) или выполнить роль птички-мамы, наседки, кошки, автомобиля; другие дети могут участвовать в игре вместе с маленькими.
По окончании игры младшие дети под наблюдением и с помощью няни готовятся к прогулке, а старшие продолжают заниматься с воспитателем по своей программе.
Приведенный план занятий является примерным и не может быть постоянным. Необходимо стремиться к различной организации физкультурных занятий в смешанной по возрасту группе. Так, дети могут заниматься и по очереди: сначала старшие дети, а младшие в это время играют под наблюдением няни или наоборот — младшие занимаются физическими упражнениями с воспитателем, а старшие дети — самостоятельно чем-либо другим по его заданию.
Основное условие всех занятий — систематическое выполнение программы для детей каждого возраста.
Следовательно, правильное чередование нагрузки и активного отдыха на занятии обеспечивает сохранение оптимальной возбудимости внимания ребенка, предупреждает естественно развивающееся утомление. При этом нагрузка, вызывающая известное напряжение и расходование сил, и в связи с этим утомление являются в то же время стимулом для восстановительных процессов организма, повышения его функциональных возможностей. Имеющиеся исследования показывают, что работоспособность организма при чередовании работы и отдыха закономерно изменяется в процессе смены определенных фаз. При достаточной нагрузке работоспособность постепенно понижается, сопровождаясь некоторым утомлением. Смена деятельности ребенка, несущая отдых организму, содействует активизации восстановительных процессов, которые получают стимул от предшествующей им нагрузки.
Таким образом, органическая связь и взаимопереходы процессов утомления и восстановления определяют закономерную взаимообусловленность нагрузки и отдыха.