Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия подготовки учителей музыки в классе основного музыкального инструмента: на материале занятий фортепианным ансамблем

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования заключается в следующем: — выявлены специфические особенности фортепианного ансамбля как феномена камерной инструментальной музыки, позволяющие развить профессионально-значимые качества будущего учителя музыки (музыкальный кругозор, творческое мышление, самостоятельность) и определяющие эффективность его применения в классе основного музыкального инструмента… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы освоения студентами фортепианной ансамблевой музыки в классе основного музыкального инструмента
    • 1. 1. Фортепианный ансамбль: исторический, социально-культурный и практический аспекты
    • 1. 2. Содержание, формы и методы фортепианного обучения студентов в классе основного музыкального инструмента
    • 1. 3. Профессиональная подготовка студентов в процессе работы над-фортепианным ансамблем
  • Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование результатов подготовки учителей музыки в работе над фортепианным ансамблем
    • 2. 1. Организация констатирующего этапа педагогического эксперимента
    • 2. 2. Формирующий эксперимент
    • 2. 3. Контрольный эксперимент

Педагогические условия подготовки учителей музыки в классе основного музыкального инструмента: на материале занятий фортепианным ансамблем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Необходимость кардинального обновления музыкального и, в частности, музыкально-педагогического образования давно уже назрела в такой профессионально значимой области, как исполнительская подготовка учителей музыки в классе основного музыкального инструмента (фортепиано). Необходимость эта актуализируется тем, что еще не вполне решена проблема предметной замкнутости, обусловленной вековыми традициями преподавания исполнительских дисциплин в специальных учебных заведениях. Так, излишний традиционализм проявляется нередко в подборе учебного репертуара, что приводит к искусственному ограничению круга изучаемых со студентами сочинений перечнем наиболее «играемых», прочно утвердившихся в педагогической практике. Этим в значительной мере тормозится проникновение в сферу широкого педагогического «обращения» целых пластов музыки прошлого и современности.

Традиционные представления о содержании музыкально-исполнительского обучения входят также в противоречие со спецификой профессиональной подготовки учителя музыки в школе, включающей готовность к использованию в самостоятельной практической работе активных форм и методов, которые вовлекали бы учеников в ролевые игры, решение задач творческого характера. Именно в индивидуальном обучении музыкальному исполнительству на музыкально-педагогических факультетах педвузов заложены огромные ресурсы и возможности формирования такой готовности.

Содержание музыкально-исполнительского обучения не может быть сведено к тому учебному музыкальному репертуару, посредством которого оно осваивается. Но именно через освоение этого репертуара под руководством педагога учащиеся приобретают знания об особенностях музыкального языка, умения применить эти знания в процессе работы над произведениями, конкретные игровые навыки, опыт поисковой, творческой деятельности, связанный с открытием и освоением нового с позиций I известного. {.

I I.

Наконец, эмоционально-оценочный аспект содержания обучения немыслим без постоянной заботы педагога о воспитании художествен/го! полноценного вкуса музыканта, эмоциональной яркости и гибкости исполнителя.

Исходя из такого понимания содержания обучения игре на музыкальном инструменте, мы считаем, что процесс его обновления должен проходить по двум основным направлениям: |.

1) обновление и расширение репертуара путем внедрения в него как объективно новой (новой для всех), так и субъективно новой (новой для студентов) музыки- |.

2) повышение теоретико-познавательной насыщенности обучения за счет активного введения в процесс индивидуальной исполнительской подготовки I студентов культурологического, историко-теоретического, методического материала и усиления роли творческого и эмоционального компонентов* в содержании обучения.

Возрождение действенной формы музыкального воспитания — ансамблевого исполнительства на основе точно выбранного «свежего» репертуара, выступающего как средство развития познавательного интереса и профессионально-творческой активности, дает более углубленные знания учебного предмета «Основной музыкальный инструмент» (фортепиано).

Многие педагоги-практики отмечают возрастающее значение фортепианного ансамблевого исполнительства в становлении личности специалиста, так как в своей практической деятельности учитель музыки постоянно сталкивается с необходимостью применения ансамблевых навыков: на уроках музыки в школе, во внеклассной работе, в детских хоровых студиях, где фортепианный ансамбль входит в обязательную программу обучения.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблеме профессиональной подготовки педагога-музыканта в вузе посвящены труды многих известных отечественных ученых. Среди них важное место занимают работы, раскрывающие профессионально-педагогическую направленность процесса обучения на музыкально-педагогических факультетах педвузов (Э.Б. Абдуллин, O.A. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, В. И, Муцмахер, Г. Н. Падалка и др.).

Серьезное внимание в исследовательской литературе уделено проблеме исполнительской подготовки учителя музыки (Г.М. Цыпин, А. Ф. Назаров, И. Н. Немьткина и др.). Основные положения теории и методики обучения игре на фортепиано изложены в трудах А. Д. Алексеева, JI.A. Баренбойма, Н. И. Голубовской, А. Г. Каузовой, Г. М. Когана, Я. И. Мильштейна, Г. Г. Нейгауза, С. Е. Фейнберга, А. П. Щапова и др.

Психолого-педагогические проблемы общего и специального музыкального образования представлены в исследованиях Ю. Б. Алиева, T.JI. Беркман, Т. С. Комаровой, JI.A. Рапацкой, Л. И. Уколовой. Большинство авторов рассматривают содержание музыкальной подготовки студентов педвузов на основе компонентов музыкально-педагогической деятельности. Данный подход наиболее полно отражен в фундаментальном исследовании Л. Г. Арчажниковой.

Сущность феномена развивающего обучения исследована в трудах В. В. Давыдова, Л. С. Выготского, Д. Н. Узнадзе, Д. Б. Эльконина и др. Целый ряд исследователей (М.Г. Гарунов, Н. Я. Лернер, A.M. Матюшкин, Н. Ф. Талызина, И.С. Якиманская) изучали специальные возможности проблемного обучения в вузе, усматривая в нем важное средство оптимизации процесса усвоения знаний, формирования у студентов устойчивых профессиональных интересов.

В отечественной музыкально-педагогической науке 20 века проблемы творческого развития личности и интеллекта учащихся в процессе музыкальной деятельности освещены в трудах Б. В. Асафьева, H.A. Ветлугиной, A.A. Мелик-Пашаева, В. Н. Шацкой, Б. Л. Яворского. Идеи творческой направленности в инструментальном обучении изложены в трудах JI.A. Баренбойма, Д. Б. Богоявленской, А. Л. Готсдинера, Е. Я. Либермана, Г. С. Тарасова, Г. М. Цыпина. Вопросы формирования творческой активности и самостоятельности в процессе подготовки учителя музыки раскрыты в исследованиях Б. Л. Кременштейн, H.A. Любомудровой, С. С. Ляховицкой, Б. А. Печерского, Г. М. Цыпина, О. Ф. Шульпякова и др.

В последнее время в фортепианной педагогике заметно возрос интерес к фортепианному ансамблю не только как к виду исполнительской деятельности, но и как к форме обучения игре на инструменте, которая способна значительно повысить заинтересованность студентов, способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы на занятиях, создавать ситуации успешного эстрадного исполнения музыкальных произведений.

В музыковедческой литературе существует чрезвычайно мало работ, связанных с исследованием проблем фортепианного ансамблевого исполнительства. Полностью этой проблеме посвящены две книги зарубежных музыковедов — «Фортепианный дуэт. Путеводитель для пианистов» Э. Любина и «История музыки для фортепиано в четыре руки с ее возникновения до настоящего времени» В. Георгии.

Особое место в дуэтной библиографии принадлежит фундаментальной монографии Е. Сорокиной «Фортепианный дуэт. История жанра».

Проблемы ансамблевого музицирования частично затронуты в диссертационных исследованиях П. Люциуша (фортепианная ансамблевая музыка в Польше 19 столетия), И. И. Польской (развитие жанра фортепианного дуэта в австро-немецкой музыке), Д. Г. Драгайцевой (ансамблевое музицирование подростков в классе общего фортепиано в ДМШ), О. В. Гринес (жанр фортепианного ансамбля в творчестве Стравинского и Метнера), Ю. Л. Алыпица (ансамбль и творческая индивидуальность), Н. Л. Засимовой (формирование познавательных интересов у будущих педагогов-музыкантов ДОУ на материале фортепианного ансамблевого обучения в педвузе).

Вместе с тем, в музыкальной педагогике констатируется недостаточное внимание к теории и методике преподавания фортепианного ансамбля как важнейшей области музыкального искусства, остаются недостаточно разработанными вопросы, связанные со спецификой применения фортепианного ансамблевого обучения на занятиях по основному музыкальному инструменту на музыкально-педагогических факультетах педвузов и созданию необходимых условий, способствующих профессиональному росту учащихся в процессе ансамблевого исполнительства.

В связи с этим обозначились определенные противоречия между:

— потребностью музыкальной педагогики во всестороннем рассмотрении феномена жанра фортепианного ансамбля и недостаточной изученностью теоретического и практического аспекта данной проблемы;

— необходимостью внедрения инновационных подходов к преподаванию дисциплины «Основной музыкальный инструмент» (фортепиано) на музыкально-педагогических факультетах педвузов и отсутствием научно-практического обоснования методик обучения этому предмету;

— требованиями, которые предъявляет сегодня к учителю музыки школа и отсутствием теоретических и методических разработок, которые могут способствовать включению ансамблевого исполнительства в процесс фортепианного обучения студентов педвузов.

На основании названных противоречий проблему данного исследования можно сформулировать следующим образом: каковы педагогические условия подготовки учителей музыки на занятиях фортепианным ансамблем?

Выявленные противоречия и сформулированная проблема обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Педагогические условия подготовки учителей музыки в классе основного музыкального инструмента (на материале занятий фортепианным ансамблем)».

Объект исследования — процесс инструментальной подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов педвузов.

Предмет исследования — педагогические условия подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов в классе основного музыкального инструмента на занятиях фортепианным ансамблем.

Цель исследования состоит в научном обосновании, разработке и апробации педагогических условий подготовки учителей музыки на занятиях фортепианным ансамблем в классе основного музыкального инструмента.

В основу диссертационного исследования положена гипотеза, которая строилась на предположении о том, что эффективность подготовки учителей музыки на занятиях фортепианным ансамблем будет достигнута если:

— поддерживать у студентов устойчивый профессиональный интерес к работе над фортепианным ансамблем путем создания психологически комфортных условий во время творческого сотрудничества педагога и студентов;

— применять в работе систематизированный учебный репертуар для фортепианного ансамбля, что будет способствовать профессиональному становлению и развитию будущего учителя музыки;

— развивать самостоятельность студентов на основе комплексного подхода к усвоению, анализу и обобщению знаний, умений и навыков, получаемых в процессе работы над фортепианным ансамблемосуществлять педагогическое руководство исполнительской деятельностью студентов в процессе занятий фортепианным ансамблем, которое будет ориентировать их на будущую профессионально-педагогическую деятельность.

Для достижения поставленной цели и руководствуясь выдвинутой гипотезой, автором были определены следующие основные задачи исследования:

1. Определить особенности жанра фортепианного ансамбля как феномена камерной инструментальной музыки, его функции и значение для развития музыкального образования в историческом, социально-культурном и практическом аспектах.

2. Выявить и научно обосновать педагогические. условия, способствующие профессиональному развитию студентов музыкально-педагогических факультетов педвузов в процессе работы над фортепианным ансамблем.

3. Разработать методику инструментальной подготовки студентов, основанную на содержательно-систематизированном включении фортепианного ансамбля в процесс освоения дисциплины «Основной музыкальный инструмент».

4. На основе анализа содержания фортепианного обучения в условиях музыкально-педагогических факультетов педвузов разработать систему практико-ориентированных методических рекомендаций, связанную с использованием в классе основного музыкального инструмента работы над фортепианным ансамблем.

5. Экспериментально апробировать разработанную методику обучения в классе основного музыкального инструмента и проверить эффективность педагогических условий подготовки студентов на занятиях фортепианным ансамблем.

Методологическую основу и теоретическую базу исследования составили: концепции системного (М.С. Каган, Э.Г. Юдин) и целостного (B.C. Ильин, В.В. Краевский) подходов к рассмотрению педагогического процессапсихологическая концепция деятельностного подхода в развитии личности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) — методология и методика профессионально-педагогического общения (B.C. Грехнев, A.A. Леонтьев) — теория развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, И.С. Якиманская) — теория оптимизации учебно-воспитательного процесса, созданная Ю. К. Бабанскимконцепция музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, O.A. Апраксина, Б. В. Асафьев, H.A. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский) — педагогика творчества (Д.Б. Богоявленская, И. Я. Лернер, A.A. Мелик-Пашаев, Я.А. Пономарев) — общие принципы музыкально-педагогической науки, сложившиеся в процессе исторического развития и нашедшие отражение в трудах Л. А. Баренбойма, К. Н. Игумнова, Г. М. Когана, Я. И. Мильштейна, Г. Г. Нейгауза, М. Э. Фейгина, С. Е. Фейнбергаконцепция развивающего обучения в музыкальной педагогике, фундаментально разработанная в трудах Г. М. Цыпинаположения о специфике процесса профессионального музыкального образования в вузе (Л.Г. Арчажникова, С. С. Ляховицкая, И. Н. Немыкина, Б. А. Печерский, Л.И. Уколова) — теория музыкальных жанров (А.Н. Сохор, В. Н. Холопова, В.А. Цуккерман).

Методы исследования включали в себя: анализ научно-педагогической, методической, искусствоведческой литературы, диссертационных исследований по рассматриваемой проблемеизучение и обобщение передового практического, в том числе, собственного опыта преподавания на музыкально-педагогических факультетах педагогических университетов путем ознакомления с учебными планами, программами, анализа занятий и творческих выступлений студентов, бесед с педагогаминаблюдение за учебно-творческой деятельностью студентов музыкально-педагогических факультетов на занятиях фортепианным ансамблем в классе основного музыкального инструмента, систематический анализ их выступлений, проверка творческого роста студентов путем тестирования и анкетированияопытно-экспериментальную работу, включающую в себя констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

Исследование проводилось с 2004 по 2008 г. г. на базе ГОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет» и прошло несколько взаимосвязанных этапов.

Первый этап (2004;2005 г. г.) включал изучение и анализ искусствоведческой и музыкально-педагогической литературы по проблеме исследованияобработку, систематизацию, и обобщение теоретических материалов.

Второй этап (2005;2007 г. г.) — проведение констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента. На данном этапе была разработана и апробирована методика преподавания фортепиано для студентов музыкально-педагогического факультета с активным применением работы над фортепианным ансамблем.

Третий этап (2007;2008 г. г.) включал анализ итогов экспериментальной работы по теме исследованияобработку, систематизацию и оформление результатов исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем: — выявлены специфические особенности фортепианного ансамбля как феномена камерной инструментальной музыки, позволяющие развить профессионально-значимые качества будущего учителя музыки (музыкальный кругозор, творческое мышление, самостоятельность) и определяющие эффективность его применения в классе основного музыкального инструмента на музыкально-педагогических факультетах педвузоввыявлена система педагогических условий, обеспечивающая эффективный рост исполнительского мастерства и формирование художественно-творческой активности студентов в процессе занятий фортепианным ансамблем (поддержание у студентов устойчивого профессионального интереса к работекомплексная систематизация учебного репертуараразвитие самостоятельности студентов на основе анализа, сравнения и обобщения умений и навыковнаправленность процесса обучения на будущую профессиональную деятельность учителя музыки в школе);

— разработана методика инструментальной подготовки студентов педвузов, основанная на систематизированном включении фортепианного ансамблевого исполнительства в процесс обучения;

— экспериментально подтверждена разработанная методика повышения уровня подготовки учителей музыки путем активного включения в процесс инструментального обучения занятий фортепианным ансамблем.

Теоретическая значимость исследования.

— определены структура и содержание обучения студентов в классе основного музыкального инструмента, реализующие системный подход к решению задач теории и методики современного музыкально-педагогического образования;

— теоретически обосновано преимущество ансамблевого исполнительства как действенной формы работы в классе основного музыкального инструмента, позволяющей развивать у студентов профессионально-значимые качества, творческую активность и самостоятельность;

— выявленная и систематизированная группа педагогических условий подготовки учителей музыки педагогически ориентирует студентов на проявление профессионального интереса к предмету «Основной музыкальный инструмент», формирует потребность к творчеству, усиливает направленность процесса обучения на будущую профессионально-педагогическую деятельность.

Практическая значимость исследования. Разработанная методика позволяет эффективно решать задачи развивающего обучения в процессе инструментальной подготовки будущих учителей музыкидает возможность педагогам значительно повысить профессиональный интерес студентов к занятиям на музыкальном инструменте.

Применение в исполнительской деятельности такой формы работы, как фортепианный ансамбль, позволяет расширить музыкальный кругозор учащихся, повысить уровень их профессионального мастерства и личностных качеств, активизировать процесс творчества на занятиях по фортепиано.

Материалы исследования и результаты, полученные в ходе работы, использованы при разработке программ и учебно-методической литературы для преподавания дисциплины «Основной музыкальный инструмент», а также в учебно-практической деятельности студентов.

Основные положения, выявленные автором исследования, и методические рекомендации по повышению уровня профессионального мастерства студентов средствами фортепианного ансамблевого исполнительства позволяют дополнить и содержательно расширить лекционные курсы по методике преподавания игры на фортепиано в условиях музыкально-педагогических факультетов педвузов.

Достоверность и объективность результатов исследования обеспечивалась опорой на научно-методологические положения, на разнообразие методов исследования и большой фактический материал, полученный в ходе практической и опытно-экспериментальной работы. Достоверность результатов и выводов подтверждена качественным анализом данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы. На защиту выносятся следующие положения:

1. Определение социально-педагогических функций фортепианного ансамбля, среди которых первостепенное значение для подготовки учителей музыки в классе основного музыкального инструмента имеют:

— коммуникативная (удовлетворение потребности в общении, воспитание взаимопонимания и взаимной поддержки, толерантности и уважения друг к другу) — музыкально-просветительская (освоение широкого круга музыкальных произведений различных форм, жанров и стилистических направлений) — учебно-педагогическая (развитие художественного вкуса, самостоятельности музыкального мышления, совершенствование технических навыков, формирование музыкально-слуховых представлений).

2. Уточнение структуры и содержания фортепианного ансамблевого обучения в процессе исполнительской подготовки студентов, которое включает в себя совокупность следующих интегративных компонентов:

— совместная работа партнеров по постижению художественного замысла музыкального произведения и осуществлению единой интерпретации;

— строгая последовательность в выборе учебно-методического репертуара;

— овладение комплексом специфических ансамблевых навыков;

— использование действенных форм работы в процессе занятий ансамблеморганизация самостоятельной поисково-аналитической деятельности студентов на основе комплексного подхода к решению исполнительских задач.

3. Внедрение методики фортепианного ансамблевого обучения, реализация которой требует выполнения следующих педагогических условий:

— поддержание у студентов устойчивого профессионального интереса к работе над фортепианным ансамблем путем создания психологически комфортных условий во время творческого сотрудничества педагога и студентов;

— применение в работе систематизированного учебного репертуара для фортепианного ансамбля способствует осуществлению профессионального становления будущего учителя музыки;

— развитие самостоятельности студентов на основе творческого подхода к усвоению, анализу и обобщению знаний, умений и навыков, получаемых в процессе работы над фортепианным ансамблемосуществление педагогического руководства исполнительской деятельностью студентов в процессе занятий фортепианным ансамблем, ориентирующего их на будущую профессионально-педагогическую и художественно-творческую практику.

Апробация результатов исследования осуществлялась по следующим направлениям: в ходе опытно-экспериментальной работы с 2004 по 2008 годы на базе ГОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет" — через опубликование научных и методических материалов в межвузовских сборниках и издании ВАКв докладах на кафедре инструментального исполнительства и кафедре пения и хорового дирижирования МГПУв выступлениях на научно-практических конференциях, в числе которых: международная научно-практическая конференция «Современное музыкальное образование в свете развития идей Д.Б.Кабалевского» (Москва, 2004), международная научно-практическая конференция-съезд «Современное музыкальное и художественное образование: опыт, проблемы, перспективы» (Москва, 2005), научно-практическая конференция, посвященная 10-летию МГПУ «Современные проблемы и перспективы развития педагогики искусства и художественного образования в столице» (Москва, 2006), научно-практическая конференция «Актуальные проблемы музыкального и художественного образования и культуры: история и современность» (Москва, 2007), международная научнопрактическая конференция «Модернизация содержания, методов и форм музыкального образования на современном этапе» (Москва, 2008).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, 3 приложений. Основной текст содержит 140 страниц машинописного текста, список литературы состоит из 155 наименований.

Результаты исследования доказали, что зачатки активности и самостоятельности, проявившиеся у студентов в процессе работы над фортепианным ансамблем, способствуют развитию профессиональных качеств учащихся, столь необходимых им для дальнейшей творческой педагогической деятельности.

Статистические данные, приведенные в виде таблиц, свидетельствуют о явном увеличении результативности учебной деятельности в экспериментальной группе, являясь показателем ее более активного и направленного профессионального развития в сравнении с контрольной группой.

В заключении сформулированы основные результаты исследования.

1. Выявлена специфика фортепианного ансамблевого исполнительства, определяющая эффективность его применения в классе основного музыкального инструмента студентами музыкально-педагогических факультетов. Раскрытие феномена фортепианного ансамбля, его реализация в учебно-практической и педагогической деятельности требуют глубинного понимания сущности этого вида инструментального исполнительства и заложенных в нем потенциальных развивающих возможностей.

2. Доказана правомерность понимания фортепианного ансамблевого обучения как комплексной методической структуры на основе теоретического анализа содержания и методики преподавания дисциплины «Основной музыкальный инструмент».

3. Выявлены педагогические условия, оказывающие наибольшее влияние на развитие профессионального мастерства и художественно-творческой активности студентов музыкально-педагогических факультетов:

— поддержание у студентов устойчивого профессионального интереса к работе над фортепианным ансамблем путем создания психологически комфортных условий во время творческого сотрудничества педагога и студентов;

— применение в работе систематизированного учебного репертуара для фортепианного ансамбля способствует осуществлению профессионального становления будущего учителя музыки;

— развитие самостоятельности студентов на основе творческого подхода к усвоению, анализу и обобщению знаний, умений и навыков, получаемых в процессе работы над фортепианным ансамблемосуществление педагогического руководства исполнительской деятельностью студентов в процессе занятий фортепианным ансамблем, ориентирующего их на будущую профессионально-педагогическую и художественно-творческую практику.

Показана необходимость реализации названных педагогических условий профессиональной подготовки студентов на занятиях фортепианным ансамблем в тесной связи между собой, с другими дисциплинами и различными формами организации учебной деятельности.

4. Экспериментально доказана эффективность предложенной автором методики фортепианного ансамблевого обучения, опирающейся на разработанные в ходе исследования педагогические условия подготовки учителей музыки в классе основного музыкального инструмента. Использование предложенной методики, построенной с учетом художественной и профессионально-педагогической направленности инструментальной подготовки студентов, способствует более эффективному развитию всего комплекса профессиональных умений и навыков студентов, чем традиционная методика, основанная на исполнении исключительно сольных произведений, и диктуется задачами практической деятельности учителя музыки в общеобразовательной школе.

5. Разработаны методические рекомендации, направленные на совершенствование профессионального исполнительского мастерства студентов в процессе занятий фортепианным ансамблем. Предложенная система методических рекомендаций значительно обогащает спектр педагогических приемов, позволяющих активизировать профессиональный интерес учащихся к занятиям на музыкальном инструменте, развить их творческую активность и самостоятельность.

Таким образом, сформулированная в исследовании гипотеза подтвердилась. В тоже время, данное исследование не претендует на полное раскрытие столь сложной проблемы. Дальнейшее исследование видится нами в следующих направлениях: создание экспериментальной программы комплексного обучения студентов с активным применением различных форм ансамблевого исполнительства в процессе освоения дисциплины «Основной музыкальный инструмент», разработка теоретической модели системного применения ансамблевого исполнительства в условиях музыкально-педагогических факультетов педвузов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Ц. Обучение и воспитание музыканта-педагога: Учебное пособие по курсу педагогики для студентов высших музыкальных учебных заведений. М., Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, 1981.
  2. А.Д. История фортепианного искусства ч.1−2, 2 изд. 1988- ч.З. -М., 1982.
  3. А.Д. Интерпретация музыкальных произведений. М., 1984.
  4. А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М., Музыка, 1978.
  5. Э. Беседы о музыке. JL, 1985.
  6. O.A. Современные требования к учителю-музыканту и задачи музыкально-педагогических факультетов // Музыка в школе, № 1. М., 1983.
  7. Л.Г. Методика обучения игре на фортепиано. Учебное пособие. М., 1982.
  8. Л.Г. Профессия учитель музыки. — М., 1984.
  9. .В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., 1973.
  10. Ю.К. Обновление содержания образования в условиях революционной перестройки советского общества, дальнейшего развития науки и техники. Советская педагогика, 1987, № 11.
  11. Ю.К. Педагогический процесс // Избранные педагогические труды. М., 1989.
  12. Л.А. Как сделать педагогов педагогами. Советская музыка, 1973, № 4.
  13. JI.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л., Музыка, 1969- 2-ое изд. -М., 1974.
  14. JI.A. Путь к музицированию. 2 издание дополненное. JI., Советский композитор, 1979.
  15. С.З. В классе профессора В.Х.Разумовской. JL, 1982.
  16. Т.Д. Индивидуальное обучение музыке. М., Просвещение, 1964.
  17. Беседы о педагогике и исполнительстве. К обобщению творческого опыта профессоров Московской консерватории. Вып. 1−4. Ред.-сост. В. Г. Цыпин, С. И. Тихонов, Е. Л. Сафонова. М., 1992−1999.
  18. Д. Д. Искусство камерного ансамбля и музыкально-педагогический процесс // Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство. М., Музыка, 1979.
  19. Д.Б. Пути к творчеству. М., Знание, 1981.
  20. Л. Психология музыкальной деятельности. М., 1997.
  21. Ю.А. К проблеме расширения репертуара студентов музыкально-педагогических факультетов // Инструментальная подготовка учителя музыки. М., 1986.
  22. Ф. Навыки игры с листа, ее структура и принципы развития.
  23. В кн. Вопросы фортепианной педагогики. Ред. В. Натансона. Вып. 4. М., 1976.
  24. А. Уроки Листа. Л., Музыка, 1964- 2-ое изд. — СПб., 2002.
  25. В классе А. Б. Гольденвейзера. М., 1986.
  26. А. Лекции о музыке. М., 1975.
  27. О. На уроках К.Н.Игумнова // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 5. М., 1984.
  28. A.B. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. Психологический анализ. М., 2003.
  29. A.B. Беседы с пианистами. М., 2004.
  30. Л.С. Психология искусства. М., Искусство, 1968.
  31. Л.Е. Исполнителю. Педагогу. Слушателю. Л., Советский композитор, 1988.
  32. М.Г. Проблемное обучение и возможности его применения в вузе. М., ОНИ НИИВШ, 1997.
  33. Г. Статьи. Воспоминания. Материалы. М., 1984.
  34. Л.С. О музыкальном исполнительстве. М., Знание, 1972.
  35. Л.С. О работе над музыкальным произведением. М., 1968.
  36. Н.И. Искусство педализации. Л., 1974.
  37. А.Б. Советы педагога-пианиста. Пианисты рассказывают. -М., 1979.
  38. А.Б. Статьи, материалы, воспоминания. М., 1969.
  39. А. Первые уроки фортепианного ансамбля // Вопросы фортепианной педагогики. Вып 3. М., Музыка, 1971.
  40. А.Л. Педагогические способности музыканта. В кн. Музыкальная психология. — М., 1991.
  41. А.Л. Стимулирование творческого потенциала учащихся // Психолого-педагогические аспекты обучения студентов творческих вузов. -М., 1984.
  42. И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М., 1961- 2-ое изд.-М., 2000.
  43. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования. М., Педагогика, 1986.
  44. М. Уроки Юдиной. М., 1997- 2-ое изд. — М., 2006.
  45. С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. М., Просвещение, 1986.
  46. Зак В. И. Музыка и слушатель. Советская музыка, 1986, № 1.
  47. Зак Я.И. О некоторых вопросах воспитания молодых пианистов. — В сб.:
  48. Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 2. М., 1968.
  49. ЗакЯ.И. Статьи. Воспоминания. Материалы. М., 1980.
  50. И.З. Метнер-пианист. М., 1981.
  51. Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., 1984.
  52. Кабанова-Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение. -М., Знание, 1981.
  53. З.И. Психологические принципы развивающего обучения. -М., Знание, 1979.
  54. Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство. Сборник статей. М., Музыка, 1979.
  55. Г. М. Работа пианиста. М., Музыка, 1979- переизд. — М., 2004.
  56. Г. М. У врат мастерства. М., Музыка, 1977- переизд. -М., 2004.
  57. Кодай 3. Избранные статьи. М., 1982.
  58. А. О фортепианном искусстве. М., Музыка, 1965- 2-ое изд. — М., 2005.
  59. Н.П. Интерпретация музыки: теоретические проблемы музыкального исполнительства. JL, 1979.
  60. .Л. Педагогика Г.Г.Нейгауза. М., 1984.
  61. .Л. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. М., Музыка, 1966- 2-ое изд. — М., 2003.
  62. И.А. Основные принципы игры на фортепиано. М., Музыка, 1978.
  63. A.A. Психология общения. М., 1997.
  64. И.Я. Взаимосвязь обучения и воспитания в целостном учебно-воспитательном процессе // Новые исследования в педагогических науках. -М., 1986.
  65. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., Педагогика, 1981.
  66. И.Я. Проблемное обучение. М., Знание, 1974.
  67. Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М., 1988.
  68. Е.Я. Работа над фортепианной техникой. М., 1971- 3-е изд. -М., 2004.
  69. Е.Я. Творческая работа пианиста над авторским текстом. М., 1988.
  70. .Т. Воспитательные аспекты обучения. М., 1982.
  71. H.A. К вопросу о подготовке пианиста-педагога в музыкальном вузе.- В кн.: Музыкальное исполнительство и педагогика. М., 1991.
  72. H.A. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1982.
  73. С.С. Развитие активности, самостоятельности и сознательности учащихся. В сб.: Вопросы фортепианного исполнительства. -М., Музыка, 1971.
  74. Л. Игра наизусть. Л., 1967- 2-ое изд. — М., 2004.
  75. А. Класс основного музыкального инструмента. Искусство фортепианного интонирования. М., 2005.
  76. А. Специфика исполнительского анализа музыкального произведения // Вопросы воспитания музыканта-исполнителя. Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 68. М., 1983.
  77. К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. М., Музыка, 1977- 2-ое изд. — М., 2001.
  78. М.И. Проблемное обучение. М., 1975.
  79. В.В. Интонационная форма музыки. М., 1993.
  80. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. -М., 1981.
  81. Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора: страницы из записных книжек. М., 1979.
  82. H.K. Воспоминания. Статьи. Материалы. М., 1981.
  83. Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. Сборник статей. М., Советский композитор, 1983.
  84. Я.И. Константин Николаевич Игумнов. М., 1975.
  85. Я.И. О некоторых тенденциях развития исполнительского искусства, исполнительской критике и воспитании исполнителя // Мастерство музыканта-исполнителя. М., 1972.
  86. Я.И. Советы Шопена пианистам. М., 1967.
  87. A.B. Учитель: мастерство и вдохновение. М., Просвещение, 1986.
  88. Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., Музыка, 1972.
  89. И.Т. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее совершенствования. JL, Музыка, 1969.
  90. Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. М., Музыка, 1982- 6-ое изд. -М., 2000.
  91. И.Н. Развитие интеллектуальной активности студентов в условиях музыкально-педагогических учебных заведений. М., 1982.
  92. A.A. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. М., Музыка, 1980.
  93. JI.B. Статьи и воспоминания современников. Л., 1979.
  94. В. Артист и учитель. СПб., 2004.
  95. Э.Ф. Индивидуальные особенности личности студента как важный фактор формирования профессиональных качеств учителя музыки. В сб.: Повышение эффективности развития творческих качеств учителя музыки в процессе вузовского обучения. М., 1991.
  96. Э.Ф., Юдин А. П. Современные тенденции обновления содержания исполнительской подготовки учителей музыки. В сб.:
  97. Профессионально-педагогическая направленность подготовки учителя музыки. -М., 1993.
  98. JI.H. Статьи. Воспоминания. М., 1977.
  99. М. Рядом с великими именами // Музыкальное исполнительство и современность. Вып.1. М., 1988.
  100. В. Основы проблемного обучения. М., Просвещение, 1968.
  101. А. О музыкальном искусстве. JL, 1979.
  102. Н.Е. В классе рояля. Л., Музыка, 1981- 5-е изд. -М., 2002.
  103. .А. Овладение композиторским стилем в классе фортепиано. Учебное пособие. М., МГЗПИ, 1991.
  104. .А. Страсти по пианизму. М., 2004.
  105. .А. Мысли о музыке. Афоризмы. М., 2007.
  106. А .Я. Психология творчества и педагогики. М., Педагогика, 1976.
  107. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика. Под редакцией Г. М. Цыпина. М., 2003.
  108. Л.Н. Камерная инструментальная музыка первой половины 20 века. Л., Советский композитор, 1986.
  109. В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М., 1980.
  110. В.Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении // Методологическая культура педагога-музыканта. М., 2002.
  111. О. Транспонирование в классе фортепиано. Л., 1983.
  112. С.И. Пианист и его работа. Л., 1961- 2-ое изд. — М., 2002.
  113. С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. -М.-Л., 1964- 2-е изд. М., 2004.
  114. Н., Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано. М., 1965- 2-ое изд. -М., 2001.
  115. Слуцкая JL Е. О некоторых аспектах профессиональной работы педагога-пианиста (на примере работы фортепианного факультета Московской консерватории) // Музыкальное просвещение, 1991, № 1.
  116. М.А. Русская фортепианная музыка. М., Музыка, 1983.
  117. М.А. Э.Гилельс педагог.- В кн.: Вопросы фортепианного исполнительства. Вып.2. — М., 1968.
  118. Е.Г. Фортепианный дуэт. История жанра. М., Музыка, 1988.
  119. А.Н. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы // Вопросы социологии и эстетики музыки. Л., 1981.
  120. Г. С. Психология учебно-творческой деятельности студента-исполнителя музыкального вуза // Вопросы психологии. 1983, № 3.
  121. М. Фортепианный ансамбль на рубеже столетий // Тезисы докладов международной научной конференции: Фортепианный ансамбль. Композиция, исполнительство, педагогика. СПб, 2001.
  122. .М. Психология музыкальных способностей. M.-JL, 1947- 4-е изд.-М., 2003.
  123. Е.М. Воспитание пианиста. Методическое пособие. М., Советский композитор, 1989.
  124. М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М., Музыка, 1975.
  125. С.Е. Пианизм как искусство. М., 2003.
  126. С.Е. Пианист. Композитор. Исследователь. Сборник статей под ред. И. М. Лихачева. М., 1984.
  127. С.Е. Мастерство пианиста. М., 1978.
  128. Я. Статьи. Воспоминания. Интервью. М., 1983.
  129. В.Н. Музыка как вид искусства. М., 1990.
  130. К. Чтение с листа // Теория и методика обучения игре на фортепиано. М., 2001.
  131. Г. М. Исполнитель и техника. М., 1999.
  132. Г. М. Музыкант и его работа. Проблема психологии творчества. -М., 1988.
  133. Г. М. Обучение игре на фортепиано. М., Просвещение, 1984.
  134. Г. М. Музыкально-исполнительское искусство: теория и практика. СПб., 2001.
  135. Г. М. Психология музыкальной деятельности. М., 1994.
  136. Шмидт-Шкловская A.A. О воспитании пианистических навыков. Л., 1971- 3-е изд.-М., 2003.
  137. О. Работа над художественным произведением и формирование музыкального мышления исполнителя. СПб., 2005.
  138. А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. М.-Л., 1947- 3-е изд. -М., 2002.
  139. Т., Голеш А. О работе педагога над учебным репертуаром. Методические рекомендации. М., 1986.
  140. Georgii W. Klavirmusik. 2 Teil. Geschichte der Musik fur Klavier zu vier Hande von dem Anfangen bis zur Gegenwart. Zurich, 1950.
  141. Hinson M. Music for more than One Piano. Indiana Universiti Press, 1983.
  142. Lubin E. The Piano Duet. A Guide for Pianist. New York, 1976.1. Диссертации:
  143. Ю.Л. Ансамбль и творческая индивидуальность (художественные, этические и психологические аспекты взаимодействия). Диссертация кандидата искусствоведения. М., 2003.
  144. И.У. Формирование просветительской направленности учебного процесса в фортепианном классе музыкально-педагогического факультета. Диссертация кандидата педагогических наук. М., МГПУ им. Ленина, 1990.
  145. О.В. Жанр фортепианного ансамбля и его воплощение в творчестве Стравинского и Метнера. Диссертация кандидата искусствоведения. Нижний Новгород, 2005.
  146. А.Г. Педагогические условия эмоционального развития учащихся в музыкально-исполнительской деятельности. Диссертация кандидата педагогических наук. Оренбург, Оренбургский государственный педагогический университет, 2000.
  147. A.A. Формирование ансамблевой культуры у учащихся-музыкантов. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. М., 2007.
  148. Д.Г. Ансамблевое музицирование подростков в классе общего фортепиано как фактор развивающего обучения (в ДМШ). Диссертация кандидата педагогических наук. М., МОПИ, 2005.
  149. Н.Л. Формирование познавательных интересов у будущих педагогов-музыкантов дошкольных образовательных учреждений (на материале фортепианного ансамблевого обучения в педвузе). Диссертация кандидата педагогических наук. М., 2008.
  150. Пинкош Люциуш. Фортепианная ансамблевая музыка и художественная жизнь Польши 40−60 годов 20 века (исполнительство, творчество). Диссертация кандидата искусствоведения. Киев, 1990.
  151. И.И. Развитие жанра фортепианного дуэта в австро-немецкойромантической музыке. Диссертация кандидата искусствоведения. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Римского-Корсакова, 1992.
  152. Л.И. Самоконтроль в профессиональной подготовке учителя музыки. Диссертация кандидата педагогических наук. М., МГОПИ, 1991.
  153. Юдин А.П.. Новый музыкальный материал в структуре обучения музыкальному исполнительству: сущность, функции, методы учебной работы. Диссертация кандидата педагогических наук. — М., МГГГУ им. В. И. Ленина, 1990.
  154. По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:
  155. М.А. Фортепианный ансамбль в практике современного музыкально-педагогического образования // Искусство в школе № 5. М., 2008. — С. 75−77.
  156. М.А. Фортепианный дуэт. Особенности жанра // Культура-искусство-образование. История и современность: Сборник научных трудов. М., МГОПУ, 2000. — С. 211−213.
  157. М.А. Педагогические условия подготовки будущих учителей музыки в классе фортепианного ансамбля // Культура-образование-педагогика искусства: Сборник научных трудов. М., РИЦ «Альфа», МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2003. — С. 179−180.
  158. Избранные фортепианные дуэты, рекомендуемые для прохождения студентами музыкальных факультетов педагогических университетов
  159. М. Концертная сюита. «30 русских народных песен».
  160. Бах И.-С. Искусство фуги. Контрапункты для 2-х клавиров.
  161. БахИ.-Х. Сонаты ор. 15, ор. 18.
  162. Бетховен Л.-В. Соната D-dur op.6. Три марша op.45.
  163. Соната D-dur op.7. «Вариации на тему Вальдштейна». «Песня и шесть вариаций» D-dur.
  164. . Немецкие танцы. «Детские игры».
  165. А. Полька. Тарантелла. Allegretto Des-dur.
  166. А. Триптих «Контрасты».
  167. И. Венгерские танцы. Вальсы ор.39. Вариации.
  168. Песни любви" ор.52. «Новые песни любви» ор.65.
  169. ВеберК.-М. Шесть пьес ор.З. Шесть пьес ор. 10. Восемь пьес ор.60.9. Гаврилин В. «Зарисовки».
  170. И. Венгерское рондо. Вариации на тему Шумана.
  171. Г. Пассакалия g-moll. Две фуги.
  172. ГлинкаМ. Полька B-dur. Каприччио на русские темы A-dur.13. Глиэр Р. Фугетта ор.48.
  173. Л. «Tramway Gallop brillant» C-dur ор.З.
  174. ГригЭ. Норвежские танцы ор.35. Вальсы-каприсы ор. З7.
  175. И. Соната Es-dur ор.51. Большая соната As-dur ор.92.
  176. А. «Славянская тарантелла».18
Заполнить форму текущей работой