Педагогические условия подготовки учителей музыки в классе основного музыкального инструмента: на материале занятий фортепианным ансамблем
Научная новизна исследования заключается в следующем: — выявлены специфические особенности фортепианного ансамбля как феномена камерной инструментальной музыки, позволяющие развить профессионально-значимые качества будущего учителя музыки (музыкальный кругозор, творческое мышление, самостоятельность) и определяющие эффективность его применения в классе основного музыкального инструмента… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы освоения студентами фортепианной ансамблевой музыки в классе основного музыкального инструмента
- 1. 1. Фортепианный ансамбль: исторический, социально-культурный и практический аспекты
- 1. 2. Содержание, формы и методы фортепианного обучения студентов в классе основного музыкального инструмента
- 1. 3. Профессиональная подготовка студентов в процессе работы над-фортепианным ансамблем
- Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование результатов подготовки учителей музыки в работе над фортепианным ансамблем
- 2. 1. Организация констатирующего этапа педагогического эксперимента
- 2. 2. Формирующий эксперимент
- 2. 3. Контрольный эксперимент
Педагогические условия подготовки учителей музыки в классе основного музыкального инструмента: на материале занятий фортепианным ансамблем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Необходимость кардинального обновления музыкального и, в частности, музыкально-педагогического образования давно уже назрела в такой профессионально значимой области, как исполнительская подготовка учителей музыки в классе основного музыкального инструмента (фортепиано). Необходимость эта актуализируется тем, что еще не вполне решена проблема предметной замкнутости, обусловленной вековыми традициями преподавания исполнительских дисциплин в специальных учебных заведениях. Так, излишний традиционализм проявляется нередко в подборе учебного репертуара, что приводит к искусственному ограничению круга изучаемых со студентами сочинений перечнем наиболее «играемых», прочно утвердившихся в педагогической практике. Этим в значительной мере тормозится проникновение в сферу широкого педагогического «обращения» целых пластов музыки прошлого и современности.
Традиционные представления о содержании музыкально-исполнительского обучения входят также в противоречие со спецификой профессиональной подготовки учителя музыки в школе, включающей готовность к использованию в самостоятельной практической работе активных форм и методов, которые вовлекали бы учеников в ролевые игры, решение задач творческого характера. Именно в индивидуальном обучении музыкальному исполнительству на музыкально-педагогических факультетах педвузов заложены огромные ресурсы и возможности формирования такой готовности.
Содержание музыкально-исполнительского обучения не может быть сведено к тому учебному музыкальному репертуару, посредством которого оно осваивается. Но именно через освоение этого репертуара под руководством педагога учащиеся приобретают знания об особенностях музыкального языка, умения применить эти знания в процессе работы над произведениями, конкретные игровые навыки, опыт поисковой, творческой деятельности, связанный с открытием и освоением нового с позиций I известного. {.
I I.
Наконец, эмоционально-оценочный аспект содержания обучения немыслим без постоянной заботы педагога о воспитании художествен/го! полноценного вкуса музыканта, эмоциональной яркости и гибкости исполнителя.
Исходя из такого понимания содержания обучения игре на музыкальном инструменте, мы считаем, что процесс его обновления должен проходить по двум основным направлениям: |.
1) обновление и расширение репертуара путем внедрения в него как объективно новой (новой для всех), так и субъективно новой (новой для студентов) музыки- |.
2) повышение теоретико-познавательной насыщенности обучения за счет активного введения в процесс индивидуальной исполнительской подготовки I студентов культурологического, историко-теоретического, методического материала и усиления роли творческого и эмоционального компонентов* в содержании обучения.
Возрождение действенной формы музыкального воспитания — ансамблевого исполнительства на основе точно выбранного «свежего» репертуара, выступающего как средство развития познавательного интереса и профессионально-творческой активности, дает более углубленные знания учебного предмета «Основной музыкальный инструмент» (фортепиано).
Многие педагоги-практики отмечают возрастающее значение фортепианного ансамблевого исполнительства в становлении личности специалиста, так как в своей практической деятельности учитель музыки постоянно сталкивается с необходимостью применения ансамблевых навыков: на уроках музыки в школе, во внеклассной работе, в детских хоровых студиях, где фортепианный ансамбль входит в обязательную программу обучения.
Степень научной разработанности проблемы.
Проблеме профессиональной подготовки педагога-музыканта в вузе посвящены труды многих известных отечественных ученых. Среди них важное место занимают работы, раскрывающие профессионально-педагогическую направленность процесса обучения на музыкально-педагогических факультетах педвузов (Э.Б. Абдуллин, O.A. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, В. И, Муцмахер, Г. Н. Падалка и др.).
Серьезное внимание в исследовательской литературе уделено проблеме исполнительской подготовки учителя музыки (Г.М. Цыпин, А. Ф. Назаров, И. Н. Немьткина и др.). Основные положения теории и методики обучения игре на фортепиано изложены в трудах А. Д. Алексеева, JI.A. Баренбойма, Н. И. Голубовской, А. Г. Каузовой, Г. М. Когана, Я. И. Мильштейна, Г. Г. Нейгауза, С. Е. Фейнберга, А. П. Щапова и др.
Психолого-педагогические проблемы общего и специального музыкального образования представлены в исследованиях Ю. Б. Алиева, T.JI. Беркман, Т. С. Комаровой, JI.A. Рапацкой, Л. И. Уколовой. Большинство авторов рассматривают содержание музыкальной подготовки студентов педвузов на основе компонентов музыкально-педагогической деятельности. Данный подход наиболее полно отражен в фундаментальном исследовании Л. Г. Арчажниковой.
Сущность феномена развивающего обучения исследована в трудах В. В. Давыдова, Л. С. Выготского, Д. Н. Узнадзе, Д. Б. Эльконина и др. Целый ряд исследователей (М.Г. Гарунов, Н. Я. Лернер, A.M. Матюшкин, Н. Ф. Талызина, И.С. Якиманская) изучали специальные возможности проблемного обучения в вузе, усматривая в нем важное средство оптимизации процесса усвоения знаний, формирования у студентов устойчивых профессиональных интересов.
В отечественной музыкально-педагогической науке 20 века проблемы творческого развития личности и интеллекта учащихся в процессе музыкальной деятельности освещены в трудах Б. В. Асафьева, H.A. Ветлугиной, A.A. Мелик-Пашаева, В. Н. Шацкой, Б. Л. Яворского. Идеи творческой направленности в инструментальном обучении изложены в трудах JI.A. Баренбойма, Д. Б. Богоявленской, А. Л. Готсдинера, Е. Я. Либермана, Г. С. Тарасова, Г. М. Цыпина. Вопросы формирования творческой активности и самостоятельности в процессе подготовки учителя музыки раскрыты в исследованиях Б. Л. Кременштейн, H.A. Любомудровой, С. С. Ляховицкой, Б. А. Печерского, Г. М. Цыпина, О. Ф. Шульпякова и др.
В последнее время в фортепианной педагогике заметно возрос интерес к фортепианному ансамблю не только как к виду исполнительской деятельности, но и как к форме обучения игре на инструменте, которая способна значительно повысить заинтересованность студентов, способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы на занятиях, создавать ситуации успешного эстрадного исполнения музыкальных произведений.
В музыковедческой литературе существует чрезвычайно мало работ, связанных с исследованием проблем фортепианного ансамблевого исполнительства. Полностью этой проблеме посвящены две книги зарубежных музыковедов — «Фортепианный дуэт. Путеводитель для пианистов» Э. Любина и «История музыки для фортепиано в четыре руки с ее возникновения до настоящего времени» В. Георгии.
Особое место в дуэтной библиографии принадлежит фундаментальной монографии Е. Сорокиной «Фортепианный дуэт. История жанра».
Проблемы ансамблевого музицирования частично затронуты в диссертационных исследованиях П. Люциуша (фортепианная ансамблевая музыка в Польше 19 столетия), И. И. Польской (развитие жанра фортепианного дуэта в австро-немецкой музыке), Д. Г. Драгайцевой (ансамблевое музицирование подростков в классе общего фортепиано в ДМШ), О. В. Гринес (жанр фортепианного ансамбля в творчестве Стравинского и Метнера), Ю. Л. Алыпица (ансамбль и творческая индивидуальность), Н. Л. Засимовой (формирование познавательных интересов у будущих педагогов-музыкантов ДОУ на материале фортепианного ансамблевого обучения в педвузе).
Вместе с тем, в музыкальной педагогике констатируется недостаточное внимание к теории и методике преподавания фортепианного ансамбля как важнейшей области музыкального искусства, остаются недостаточно разработанными вопросы, связанные со спецификой применения фортепианного ансамблевого обучения на занятиях по основному музыкальному инструменту на музыкально-педагогических факультетах педвузов и созданию необходимых условий, способствующих профессиональному росту учащихся в процессе ансамблевого исполнительства.
В связи с этим обозначились определенные противоречия между:
— потребностью музыкальной педагогики во всестороннем рассмотрении феномена жанра фортепианного ансамбля и недостаточной изученностью теоретического и практического аспекта данной проблемы;
— необходимостью внедрения инновационных подходов к преподаванию дисциплины «Основной музыкальный инструмент» (фортепиано) на музыкально-педагогических факультетах педвузов и отсутствием научно-практического обоснования методик обучения этому предмету;
— требованиями, которые предъявляет сегодня к учителю музыки школа и отсутствием теоретических и методических разработок, которые могут способствовать включению ансамблевого исполнительства в процесс фортепианного обучения студентов педвузов.
На основании названных противоречий проблему данного исследования можно сформулировать следующим образом: каковы педагогические условия подготовки учителей музыки на занятиях фортепианным ансамблем?
Выявленные противоречия и сформулированная проблема обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Педагогические условия подготовки учителей музыки в классе основного музыкального инструмента (на материале занятий фортепианным ансамблем)».
Объект исследования — процесс инструментальной подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов педвузов.
Предмет исследования — педагогические условия подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов в классе основного музыкального инструмента на занятиях фортепианным ансамблем.
Цель исследования состоит в научном обосновании, разработке и апробации педагогических условий подготовки учителей музыки на занятиях фортепианным ансамблем в классе основного музыкального инструмента.
В основу диссертационного исследования положена гипотеза, которая строилась на предположении о том, что эффективность подготовки учителей музыки на занятиях фортепианным ансамблем будет достигнута если:
— поддерживать у студентов устойчивый профессиональный интерес к работе над фортепианным ансамблем путем создания психологически комфортных условий во время творческого сотрудничества педагога и студентов;
— применять в работе систематизированный учебный репертуар для фортепианного ансамбля, что будет способствовать профессиональному становлению и развитию будущего учителя музыки;
— развивать самостоятельность студентов на основе комплексного подхода к усвоению, анализу и обобщению знаний, умений и навыков, получаемых в процессе работы над фортепианным ансамблемосуществлять педагогическое руководство исполнительской деятельностью студентов в процессе занятий фортепианным ансамблем, которое будет ориентировать их на будущую профессионально-педагогическую деятельность.
Для достижения поставленной цели и руководствуясь выдвинутой гипотезой, автором были определены следующие основные задачи исследования:
1. Определить особенности жанра фортепианного ансамбля как феномена камерной инструментальной музыки, его функции и значение для развития музыкального образования в историческом, социально-культурном и практическом аспектах.
2. Выявить и научно обосновать педагогические. условия, способствующие профессиональному развитию студентов музыкально-педагогических факультетов педвузов в процессе работы над фортепианным ансамблем.
3. Разработать методику инструментальной подготовки студентов, основанную на содержательно-систематизированном включении фортепианного ансамбля в процесс освоения дисциплины «Основной музыкальный инструмент».
4. На основе анализа содержания фортепианного обучения в условиях музыкально-педагогических факультетов педвузов разработать систему практико-ориентированных методических рекомендаций, связанную с использованием в классе основного музыкального инструмента работы над фортепианным ансамблем.
5. Экспериментально апробировать разработанную методику обучения в классе основного музыкального инструмента и проверить эффективность педагогических условий подготовки студентов на занятиях фортепианным ансамблем.
Методологическую основу и теоретическую базу исследования составили: концепции системного (М.С. Каган, Э.Г. Юдин) и целостного (B.C. Ильин, В.В. Краевский) подходов к рассмотрению педагогического процессапсихологическая концепция деятельностного подхода в развитии личности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) — методология и методика профессионально-педагогического общения (B.C. Грехнев, A.A. Леонтьев) — теория развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, И.С. Якиманская) — теория оптимизации учебно-воспитательного процесса, созданная Ю. К. Бабанскимконцепция музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, O.A. Апраксина, Б. В. Асафьев, H.A. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский) — педагогика творчества (Д.Б. Богоявленская, И. Я. Лернер, A.A. Мелик-Пашаев, Я.А. Пономарев) — общие принципы музыкально-педагогической науки, сложившиеся в процессе исторического развития и нашедшие отражение в трудах Л. А. Баренбойма, К. Н. Игумнова, Г. М. Когана, Я. И. Мильштейна, Г. Г. Нейгауза, М. Э. Фейгина, С. Е. Фейнбергаконцепция развивающего обучения в музыкальной педагогике, фундаментально разработанная в трудах Г. М. Цыпинаположения о специфике процесса профессионального музыкального образования в вузе (Л.Г. Арчажникова, С. С. Ляховицкая, И. Н. Немыкина, Б. А. Печерский, Л.И. Уколова) — теория музыкальных жанров (А.Н. Сохор, В. Н. Холопова, В.А. Цуккерман).
Методы исследования включали в себя: анализ научно-педагогической, методической, искусствоведческой литературы, диссертационных исследований по рассматриваемой проблемеизучение и обобщение передового практического, в том числе, собственного опыта преподавания на музыкально-педагогических факультетах педагогических университетов путем ознакомления с учебными планами, программами, анализа занятий и творческих выступлений студентов, бесед с педагогаминаблюдение за учебно-творческой деятельностью студентов музыкально-педагогических факультетов на занятиях фортепианным ансамблем в классе основного музыкального инструмента, систематический анализ их выступлений, проверка творческого роста студентов путем тестирования и анкетированияопытно-экспериментальную работу, включающую в себя констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Исследование проводилось с 2004 по 2008 г. г. на базе ГОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет» и прошло несколько взаимосвязанных этапов.
Первый этап (2004;2005 г. г.) включал изучение и анализ искусствоведческой и музыкально-педагогической литературы по проблеме исследованияобработку, систематизацию, и обобщение теоретических материалов.
Второй этап (2005;2007 г. г.) — проведение констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента. На данном этапе была разработана и апробирована методика преподавания фортепиано для студентов музыкально-педагогического факультета с активным применением работы над фортепианным ансамблем.
Третий этап (2007;2008 г. г.) включал анализ итогов экспериментальной работы по теме исследованияобработку, систематизацию и оформление результатов исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем: — выявлены специфические особенности фортепианного ансамбля как феномена камерной инструментальной музыки, позволяющие развить профессионально-значимые качества будущего учителя музыки (музыкальный кругозор, творческое мышление, самостоятельность) и определяющие эффективность его применения в классе основного музыкального инструмента на музыкально-педагогических факультетах педвузоввыявлена система педагогических условий, обеспечивающая эффективный рост исполнительского мастерства и формирование художественно-творческой активности студентов в процессе занятий фортепианным ансамблем (поддержание у студентов устойчивого профессионального интереса к работекомплексная систематизация учебного репертуараразвитие самостоятельности студентов на основе анализа, сравнения и обобщения умений и навыковнаправленность процесса обучения на будущую профессиональную деятельность учителя музыки в школе);
— разработана методика инструментальной подготовки студентов педвузов, основанная на систематизированном включении фортепианного ансамблевого исполнительства в процесс обучения;
— экспериментально подтверждена разработанная методика повышения уровня подготовки учителей музыки путем активного включения в процесс инструментального обучения занятий фортепианным ансамблем.
Теоретическая значимость исследования.
— определены структура и содержание обучения студентов в классе основного музыкального инструмента, реализующие системный подход к решению задач теории и методики современного музыкально-педагогического образования;
— теоретически обосновано преимущество ансамблевого исполнительства как действенной формы работы в классе основного музыкального инструмента, позволяющей развивать у студентов профессионально-значимые качества, творческую активность и самостоятельность;
— выявленная и систематизированная группа педагогических условий подготовки учителей музыки педагогически ориентирует студентов на проявление профессионального интереса к предмету «Основной музыкальный инструмент», формирует потребность к творчеству, усиливает направленность процесса обучения на будущую профессионально-педагогическую деятельность.
Практическая значимость исследования. Разработанная методика позволяет эффективно решать задачи развивающего обучения в процессе инструментальной подготовки будущих учителей музыкидает возможность педагогам значительно повысить профессиональный интерес студентов к занятиям на музыкальном инструменте.
Применение в исполнительской деятельности такой формы работы, как фортепианный ансамбль, позволяет расширить музыкальный кругозор учащихся, повысить уровень их профессионального мастерства и личностных качеств, активизировать процесс творчества на занятиях по фортепиано.
Материалы исследования и результаты, полученные в ходе работы, использованы при разработке программ и учебно-методической литературы для преподавания дисциплины «Основной музыкальный инструмент», а также в учебно-практической деятельности студентов.
Основные положения, выявленные автором исследования, и методические рекомендации по повышению уровня профессионального мастерства студентов средствами фортепианного ансамблевого исполнительства позволяют дополнить и содержательно расширить лекционные курсы по методике преподавания игры на фортепиано в условиях музыкально-педагогических факультетов педвузов.
Достоверность и объективность результатов исследования обеспечивалась опорой на научно-методологические положения, на разнообразие методов исследования и большой фактический материал, полученный в ходе практической и опытно-экспериментальной работы. Достоверность результатов и выводов подтверждена качественным анализом данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы. На защиту выносятся следующие положения:
1. Определение социально-педагогических функций фортепианного ансамбля, среди которых первостепенное значение для подготовки учителей музыки в классе основного музыкального инструмента имеют:
— коммуникативная (удовлетворение потребности в общении, воспитание взаимопонимания и взаимной поддержки, толерантности и уважения друг к другу) — музыкально-просветительская (освоение широкого круга музыкальных произведений различных форм, жанров и стилистических направлений) — учебно-педагогическая (развитие художественного вкуса, самостоятельности музыкального мышления, совершенствование технических навыков, формирование музыкально-слуховых представлений).
2. Уточнение структуры и содержания фортепианного ансамблевого обучения в процессе исполнительской подготовки студентов, которое включает в себя совокупность следующих интегративных компонентов:
— совместная работа партнеров по постижению художественного замысла музыкального произведения и осуществлению единой интерпретации;
— строгая последовательность в выборе учебно-методического репертуара;
— овладение комплексом специфических ансамблевых навыков;
— использование действенных форм работы в процессе занятий ансамблеморганизация самостоятельной поисково-аналитической деятельности студентов на основе комплексного подхода к решению исполнительских задач.
3. Внедрение методики фортепианного ансамблевого обучения, реализация которой требует выполнения следующих педагогических условий:
— поддержание у студентов устойчивого профессионального интереса к работе над фортепианным ансамблем путем создания психологически комфортных условий во время творческого сотрудничества педагога и студентов;
— применение в работе систематизированного учебного репертуара для фортепианного ансамбля способствует осуществлению профессионального становления будущего учителя музыки;
— развитие самостоятельности студентов на основе творческого подхода к усвоению, анализу и обобщению знаний, умений и навыков, получаемых в процессе работы над фортепианным ансамблемосуществление педагогического руководства исполнительской деятельностью студентов в процессе занятий фортепианным ансамблем, ориентирующего их на будущую профессионально-педагогическую и художественно-творческую практику.
Апробация результатов исследования осуществлялась по следующим направлениям: в ходе опытно-экспериментальной работы с 2004 по 2008 годы на базе ГОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет" — через опубликование научных и методических материалов в межвузовских сборниках и издании ВАКв докладах на кафедре инструментального исполнительства и кафедре пения и хорового дирижирования МГПУв выступлениях на научно-практических конференциях, в числе которых: международная научно-практическая конференция «Современное музыкальное образование в свете развития идей Д.Б.Кабалевского» (Москва, 2004), международная научно-практическая конференция-съезд «Современное музыкальное и художественное образование: опыт, проблемы, перспективы» (Москва, 2005), научно-практическая конференция, посвященная 10-летию МГПУ «Современные проблемы и перспективы развития педагогики искусства и художественного образования в столице» (Москва, 2006), научно-практическая конференция «Актуальные проблемы музыкального и художественного образования и культуры: история и современность» (Москва, 2007), международная научнопрактическая конференция «Модернизация содержания, методов и форм музыкального образования на современном этапе» (Москва, 2008).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, 3 приложений. Основной текст содержит 140 страниц машинописного текста, список литературы состоит из 155 наименований.
Результаты исследования доказали, что зачатки активности и самостоятельности, проявившиеся у студентов в процессе работы над фортепианным ансамблем, способствуют развитию профессиональных качеств учащихся, столь необходимых им для дальнейшей творческой педагогической деятельности.
Статистические данные, приведенные в виде таблиц, свидетельствуют о явном увеличении результативности учебной деятельности в экспериментальной группе, являясь показателем ее более активного и направленного профессионального развития в сравнении с контрольной группой.
В заключении сформулированы основные результаты исследования.
1. Выявлена специфика фортепианного ансамблевого исполнительства, определяющая эффективность его применения в классе основного музыкального инструмента студентами музыкально-педагогических факультетов. Раскрытие феномена фортепианного ансамбля, его реализация в учебно-практической и педагогической деятельности требуют глубинного понимания сущности этого вида инструментального исполнительства и заложенных в нем потенциальных развивающих возможностей.
2. Доказана правомерность понимания фортепианного ансамблевого обучения как комплексной методической структуры на основе теоретического анализа содержания и методики преподавания дисциплины «Основной музыкальный инструмент».
3. Выявлены педагогические условия, оказывающие наибольшее влияние на развитие профессионального мастерства и художественно-творческой активности студентов музыкально-педагогических факультетов:
— поддержание у студентов устойчивого профессионального интереса к работе над фортепианным ансамблем путем создания психологически комфортных условий во время творческого сотрудничества педагога и студентов;
— применение в работе систематизированного учебного репертуара для фортепианного ансамбля способствует осуществлению профессионального становления будущего учителя музыки;
— развитие самостоятельности студентов на основе творческого подхода к усвоению, анализу и обобщению знаний, умений и навыков, получаемых в процессе работы над фортепианным ансамблемосуществление педагогического руководства исполнительской деятельностью студентов в процессе занятий фортепианным ансамблем, ориентирующего их на будущую профессионально-педагогическую и художественно-творческую практику.
Показана необходимость реализации названных педагогических условий профессиональной подготовки студентов на занятиях фортепианным ансамблем в тесной связи между собой, с другими дисциплинами и различными формами организации учебной деятельности.
4. Экспериментально доказана эффективность предложенной автором методики фортепианного ансамблевого обучения, опирающейся на разработанные в ходе исследования педагогические условия подготовки учителей музыки в классе основного музыкального инструмента. Использование предложенной методики, построенной с учетом художественной и профессионально-педагогической направленности инструментальной подготовки студентов, способствует более эффективному развитию всего комплекса профессиональных умений и навыков студентов, чем традиционная методика, основанная на исполнении исключительно сольных произведений, и диктуется задачами практической деятельности учителя музыки в общеобразовательной школе.
5. Разработаны методические рекомендации, направленные на совершенствование профессионального исполнительского мастерства студентов в процессе занятий фортепианным ансамблем. Предложенная система методических рекомендаций значительно обогащает спектр педагогических приемов, позволяющих активизировать профессиональный интерес учащихся к занятиям на музыкальном инструменте, развить их творческую активность и самостоятельность.
Таким образом, сформулированная в исследовании гипотеза подтвердилась. В тоже время, данное исследование не претендует на полное раскрытие столь сложной проблемы. Дальнейшее исследование видится нами в следующих направлениях: создание экспериментальной программы комплексного обучения студентов с активным применением различных форм ансамблевого исполнительства в процессе освоения дисциплины «Основной музыкальный инструмент», разработка теоретической модели системного применения ансамблевого исполнительства в условиях музыкально-педагогических факультетов педвузов.
Список литературы
- Авратинер В.Ц. Обучение и воспитание музыканта-педагога: Учебное пособие по курсу педагогики для студентов высших музыкальных учебных заведений. М., Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, 1981.
- Алексеев А.Д. История фортепианного искусства ч.1−2, 2 изд. 1988- ч.З. -М., 1982.
- Алексеев А.Д. Интерпретация музыкальных произведений. М., 1984.
- Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М., Музыка, 1978.
- Ансерме Э. Беседы о музыке. JL, 1985.
- Апраксина O.A. Современные требования к учителю-музыканту и задачи музыкально-педагогических факультетов // Музыка в школе, № 1. М., 1983.
- Арчажникова Л.Г. Методика обучения игре на фортепиано. Учебное пособие. М., 1982.
- Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. — М., 1984.
- Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., 1973.
- Бабанский Ю.К. Обновление содержания образования в условиях революционной перестройки советского общества, дальнейшего развития науки и техники. Советская педагогика, 1987, № 11.
- Бабанский Ю.К. Педагогический процесс // Избранные педагогические труды. М., 1989.
- Баренбойм Л.А. Как сделать педагогов педагогами. Советская музыка, 1973, № 4.
- Баренбойм JI.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л., Музыка, 1969- 2-ое изд. -М., 1974.
- Баренбойм JI.A. Путь к музицированию. 2 издание дополненное. JI., Советский композитор, 1979.
- Бейлина С.З. В классе профессора В.Х.Разумовской. JL, 1982.
- Беркман Т.Д. Индивидуальное обучение музыке. М., Просвещение, 1964.
- Беседы о педагогике и исполнительстве. К обобщению творческого опыта профессоров Московской консерватории. Вып. 1−4. Ред.-сост. В. Г. Цыпин, С. И. Тихонов, Е. Л. Сафонова. М., 1992−1999.
- Благой Д. Д. Искусство камерного ансамбля и музыкально-педагогический процесс // Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство. М., Музыка, 1979.
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., Знание, 1981.
- Бочкарев Л. Психология музыкальной деятельности. М., 1997.
- Брейтбург Ю.А. К проблеме расширения репертуара студентов музыкально-педагогических факультетов // Инструментальная подготовка учителя музыки. М., 1986.
- Брянская Ф. Навыки игры с листа, ее структура и принципы развития.
- В кн. Вопросы фортепианной педагогики. Ред. В. Натансона. Вып. 4. М., 1976.
- Буасье А. Уроки Листа. Л., Музыка, 1964- 2-ое изд. — СПб., 2002.
- В классе А. Б. Гольденвейзера. М., 1986.
- Веберн А. Лекции о музыке. М., 1975.
- Виноградова О. На уроках К.Н.Игумнова // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 5. М., 1984.
- Вицинский A.B. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. Психологический анализ. М., 2003.
- Вицинский A.B. Беседы с пианистами. М., 2004.
- Выготский Л.С. Психология искусства. М., Искусство, 1968.
- Гаккель Л.Е. Исполнителю. Педагогу. Слушателю. Л., Советский композитор, 1988.
- Гарунов М.Г. Проблемное обучение и возможности его применения в вузе. М., ОНИ НИИВШ, 1997.
- Гинзбург Г. Статьи. Воспоминания. Материалы. М., 1984.
- Гинзбург Л.С. О музыкальном исполнительстве. М., Знание, 1972.
- Гинзбург Л.С. О работе над музыкальным произведением. М., 1968.
- Голубовская Н.И. Искусство педализации. Л., 1974.
- Гольденвейзер А.Б. Советы педагога-пианиста. Пианисты рассказывают. -М., 1979.
- Гольденвейзер А.Б. Статьи, материалы, воспоминания. М., 1969.
- Готлиб А. Первые уроки фортепианного ансамбля // Вопросы фортепианной педагогики. Вып 3. М., Музыка, 1971.
- Готсдинер А.Л. Педагогические способности музыканта. В кн. Музыкальная психология. — М., 1991.
- Готсдинер А.Л. Стимулирование творческого потенциала учащихся // Психолого-педагогические аспекты обучения студентов творческих вузов. -М., 1984.
- Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М., 1961- 2-ое изд.-М., 2000.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования. М., Педагогика, 1986.
- Дроздова М. Уроки Юдиной. М., 1997- 2-ое изд. — М., 2006.
- Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. М., Просвещение, 1986.
- Зак В. И. Музыка и слушатель. Советская музыка, 1986, № 1.
- Зак Я.И. О некоторых вопросах воспитания молодых пианистов. — В сб.:
- Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 2. М., 1968.
- ЗакЯ.И. Статьи. Воспоминания. Материалы. М., 1980.
- Зетель И.З. Метнер-пианист. М., 1981.
- Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., 1984.
- Кабанова-Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение. -М., Знание, 1981.
- Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. -М., Знание, 1979.
- Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство. Сборник статей. М., Музыка, 1979.
- Коган Г. М. Работа пианиста. М., Музыка, 1979- переизд. — М., 2004.
- Коган Г. М. У врат мастерства. М., Музыка, 1977- переизд. -М., 2004.
- Кодай 3. Избранные статьи. М., 1982.
- Корто А. О фортепианном искусстве. М., Музыка, 1965- 2-ое изд. — М., 2005.
- Корыхалова Н.П. Интерпретация музыки: теоретические проблемы музыкального исполнительства. JL, 1979.
- Кременштейн Б.Л. Педагогика Г.Г.Нейгауза. М., 1984.
- Кременштейн Б.Л. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. М., Музыка, 1966- 2-ое изд. — М., 2003.
- Левин И.А. Основные принципы игры на фортепиано. М., Музыка, 1978.
- Леонтьев A.A. Психология общения. М., 1997.
- Лернер И.Я. Взаимосвязь обучения и воспитания в целостном учебно-воспитательном процессе // Новые исследования в педагогических науках. -М., 1986.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., Педагогика, 1981.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., Знание, 1974.
- Либерман Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М., 1988.
- Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой. М., 1971- 3-е изд. -М., 2004.
- Либерман Е.Я. Творческая работа пианиста над авторским текстом. М., 1988.
- Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. М., 1982.
- Любомудрова H.A. К вопросу о подготовке пианиста-педагога в музыкальном вузе.- В кн.: Музыкальное исполнительство и педагогика. М., 1991.
- Любомудрова H.A. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1982.
- Ляховицкая С.С. Развитие активности, самостоятельности и сознательности учащихся. В сб.: Вопросы фортепианного исполнительства. -М., Музыка, 1971.
- Маккиннон Л. Игра наизусть. Л., 1967- 2-ое изд. — М., 2004.
- Малинковская А. Класс основного музыкального инструмента. Искусство фортепианного интонирования. М., 2005.
- Малинковская А. Специфика исполнительского анализа музыкального произведения // Вопросы воспитания музыканта-исполнителя. Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 68. М., 1983.
- Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. М., Музыка, 1977- 2-ое изд. — М., 2001.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 1975.
- Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М., 1993.
- Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. -М., 1981.
- Метнер Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора: страницы из записных книжек. М., 1979.
- Метнер H.K. Воспоминания. Статьи. Материалы. М., 1981.
- Милыптейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. Сборник статей. М., Советский композитор, 1983.
- Милыптейн Я.И. Константин Николаевич Игумнов. М., 1975.
- Милыптейн Я.И. О некоторых тенденциях развития исполнительского искусства, исполнительской критике и воспитании исполнителя // Мастерство музыканта-исполнителя. М., 1972.
- Милыптейн Я.И. Советы Шопена пианистам. М., 1967.
- Мудрик A.B. Учитель: мастерство и вдохновение. М., Просвещение, 1986.
- Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., Музыка, 1972.
- Назаров И.Т. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее совершенствования. JL, Музыка, 1969.
- Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. М., Музыка, 1982- 6-ое изд. -М., 2000.
- Немыкина И.Н. Развитие интеллектуальной активности студентов в условиях музыкально-педагогических учебных заведений. М., 1982.
- Николаев A.A. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. М., Музыка, 1980.
- Николаев JI.B. Статьи и воспоминания современников. Л., 1979.
- Нильсен В. Артист и учитель. СПб., 2004.
- Новикова Э.Ф. Индивидуальные особенности личности студента как важный фактор формирования профессиональных качеств учителя музыки. В сб.: Повышение эффективности развития творческих качеств учителя музыки в процессе вузовского обучения. М., 1991.
- Новикова Э.Ф., Юдин А. П. Современные тенденции обновления содержания исполнительской подготовки учителей музыки. В сб.:
- Профессионально-педагогическая направленность подготовки учителя музыки. -М., 1993.
- Оборин JI.H. Статьи. Воспоминания. М., 1977.
- Овчинников М. Рядом с великими именами // Музыкальное исполнительство и современность. Вып.1. М., 1988.
- Оконь В. Основы проблемного обучения. М., Просвещение, 1968.
- Оннегер А. О музыкальном искусстве. JL, 1979.
- Перельман Н.Е. В классе рояля. Л., Музыка, 1981- 5-е изд. -М., 2002.
- Печерский Б.А. Овладение композиторским стилем в классе фортепиано. Учебное пособие. М., МГЗПИ, 1991.
- Печерский Б.А. Страсти по пианизму. М., 2004.
- Печерский Б.А. Мысли о музыке. Афоризмы. М., 2007.
- Пономарев А .Я. Психология творчества и педагогики. М., Педагогика, 1976.
- Психология музыкальной деятельности. Теория и практика. Под редакцией Г. М. Цыпина. М., 2003.
- Раабен Л.Н. Камерная инструментальная музыка первой половины 20 века. Л., Советский композитор, 1986.
- Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М., 1980.
- Ражников В.Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении // Методологическая культура педагога-музыканта. М., 2002.
- Рафалович О. Транспонирование в классе фортепиано. Л., 1983.
- Савшинский С.И. Пианист и его работа. Л., 1961- 2-ое изд. — М., 2002.
- Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. -М.-Л., 1964- 2-е изд. М., 2004.
- Светозарова Н., Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано. М., 1965- 2-ое изд. -М., 2001.
- Слуцкая JL Е. О некоторых аспектах профессиональной работы педагога-пианиста (на примере работы фортепианного факультета Московской консерватории) // Музыкальное просвещение, 1991, № 1.
- Смирнов М.А. Русская фортепианная музыка. М., Музыка, 1983.
- Смирнов М.А. Э.Гилельс педагог.- В кн.: Вопросы фортепианного исполнительства. Вып.2. — М., 1968.
- Сорокина Е.Г. Фортепианный дуэт. История жанра. М., Музыка, 1988.
- Сохор А.Н. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы // Вопросы социологии и эстетики музыки. Л., 1981.
- Тарасов Г. С. Психология учебно-творческой деятельности студента-исполнителя музыкального вуза // Вопросы психологии. 1983, № 3.
- Тайманов М. Фортепианный ансамбль на рубеже столетий // Тезисы докладов международной научной конференции: Фортепианный ансамбль. Композиция, исполнительство, педагогика. СПб, 2001.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. M.-JL, 1947- 4-е изд.-М., 2003.
- Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. Методическое пособие. М., Советский композитор, 1989.
- Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М., Музыка, 1975.
- Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. М., 2003.
- Фейнберг С.Е. Пианист. Композитор. Исследователь. Сборник статей под ред. И. М. Лихачева. М., 1984.
- Фейнберг С.Е. Мастерство пианиста. М., 1978.
- Флиер Я. Статьи. Воспоминания. Интервью. М., 1983.
- Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. М., 1990.
- Цатурян К. Чтение с листа // Теория и методика обучения игре на фортепиано. М., 2001.
- Цыпин Г. М. Исполнитель и техника. М., 1999.
- Цыпин Г. М. Музыкант и его работа. Проблема психологии творчества. -М., 1988.
- Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано. М., Просвещение, 1984.
- Цыпин Г. М. Музыкально-исполнительское искусство: теория и практика. СПб., 2001.
- Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности. М., 1994.
- Шмидт-Шкловская A.A. О воспитании пианистических навыков. Л., 1971- 3-е изд.-М., 2003.
- Шульпяков О. Работа над художественным произведением и формирование музыкального мышления исполнителя. СПб., 2005.
- Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. М.-Л., 1947- 3-е изд. -М., 2002.
- Юрова Т., Голеш А. О работе педагога над учебным репертуаром. Методические рекомендации. М., 1986.
- Georgii W. Klavirmusik. 2 Teil. Geschichte der Musik fur Klavier zu vier Hande von dem Anfangen bis zur Gegenwart. Zurich, 1950.
- Hinson M. Music for more than One Piano. Indiana Universiti Press, 1983.
- Lubin E. The Piano Duet. A Guide for Pianist. New York, 1976.1. Диссертации:
- Алыпиц Ю.Л. Ансамбль и творческая индивидуальность (художественные, этические и психологические аспекты взаимодействия). Диссертация кандидата искусствоведения. М., 2003.
- Аушева И.У. Формирование просветительской направленности учебного процесса в фортепианном классе музыкально-педагогического факультета. Диссертация кандидата педагогических наук. М., МГПУ им. Ленина, 1990.
- Гринес О.В. Жанр фортепианного ансамбля и его воплощение в творчестве Стравинского и Метнера. Диссертация кандидата искусствоведения. Нижний Новгород, 2005.
- Гройсман А.Г. Педагогические условия эмоционального развития учащихся в музыкально-исполнительской деятельности. Диссертация кандидата педагогических наук. Оренбург, Оренбургский государственный педагогический университет, 2000.
- Давыдова A.A. Формирование ансамблевой культуры у учащихся-музыкантов. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. М., 2007.
- Драгайцева Д.Г. Ансамблевое музицирование подростков в классе общего фортепиано как фактор развивающего обучения (в ДМШ). Диссертация кандидата педагогических наук. М., МОПИ, 2005.
- Засимова Н.Л. Формирование познавательных интересов у будущих педагогов-музыкантов дошкольных образовательных учреждений (на материале фортепианного ансамблевого обучения в педвузе). Диссертация кандидата педагогических наук. М., 2008.
- Пинкош Люциуш. Фортепианная ансамблевая музыка и художественная жизнь Польши 40−60 годов 20 века (исполнительство, творчество). Диссертация кандидата искусствоведения. Киев, 1990.
- Польская И.И. Развитие жанра фортепианного дуэта в австро-немецкойромантической музыке. Диссертация кандидата искусствоведения. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Римского-Корсакова, 1992.
- Уколова Л.И. Самоконтроль в профессиональной подготовке учителя музыки. Диссертация кандидата педагогических наук. М., МГОПИ, 1991.
- Юдин А.П.. Новый музыкальный материал в структуре обучения музыкальному исполнительству: сущность, функции, методы учебной работы. Диссертация кандидата педагогических наук. — М., МГГГУ им. В. И. Ленина, 1990.
- По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:
- Антонова М.А. Фортепианный ансамбль в практике современного музыкально-педагогического образования // Искусство в школе № 5. М., 2008. — С. 75−77.
- Антонова М.А. Фортепианный дуэт. Особенности жанра // Культура-искусство-образование. История и современность: Сборник научных трудов. М., МГОПУ, 2000. — С. 211−213.
- Антонова М.А. Педагогические условия подготовки будущих учителей музыки в классе фортепианного ансамбля // Культура-образование-педагогика искусства: Сборник научных трудов. М., РИЦ «Альфа», МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2003. — С. 179−180.
- Избранные фортепианные дуэты, рекомендуемые для прохождения студентами музыкальных факультетов педагогических университетов
- Балакирев М. Концертная сюита. «30 русских народных песен».
- Бах И.-С. Искусство фуги. Контрапункты для 2-х клавиров.
- БахИ.-Х. Сонаты ор. 15, ор. 18.
- Бетховен Л.-В. Соната D-dur op.6. Три марша op.45.
- Соната D-dur op.7. «Вариации на тему Вальдштейна». «Песня и шесть вариаций» D-dur.
- Бизе Ж. Немецкие танцы. «Детские игры».
- Бородин А. Полька. Тарантелла. Allegretto Des-dur.
- Боярский А. Триптих «Контрасты».
- Брамс И. Венгерские танцы. Вальсы ор.39. Вариации.
- Песни любви" ор.52. «Новые песни любви» ор.65.
- ВеберК.-М. Шесть пьес ор.З. Шесть пьес ор. 10. Восемь пьес ор.60.9. Гаврилин В. «Зарисовки».
- Гайдн И. Венгерское рондо. Вариации на тему Шумана.
- Гендель Г. Пассакалия g-moll. Две фуги.
- ГлинкаМ. Полька B-dur. Каприччио на русские темы A-dur.13. Глиэр Р. Фугетта ор.48.
- Гобертс Л. «Tramway Gallop brillant» C-dur ор.З.
- ГригЭ. Норвежские танцы ор.35. Вальсы-каприсы ор. З7.
- Гуммель И. Соната Es-dur ор.51. Большая соната As-dur ор.92.
- Даргомыжский А. «Славянская тарантелла».18