Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методика ознакомление с бумагопластикой с целью развития мелкой моторики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, можно сказать, что бумагопластика — это синтез разных видов изобразительной деятельности: аппликация, рисование, конструирование из бумаги. Занятия с бумагой превращают ребенка в маленького волшебника, творца, умеющего создавать удивительные изделия из бумаги. Бумагопластика помогает проявить детям самые разные способности: и творческие, и конструктивные, и оформительские, и даже… Читать ещё >

Методика ознакомление с бумагопластикой с целью развития мелкой моторики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Дошкольный возраст принято считать самым благоприятным временем для развития творческих способностей у ребенка. Именно в это время происходят существенные изменения во многих сферах жизнедеятельности детей, совершенствуются психические процессы (мышление, память, речь, восприятие, внимание, воображение), активно развиваются личностные качества, на основе которых формируются способности и склонности. Поэтому перед родителями встает проблема правильного развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Стоит задуматься о том, как же сделать так, чтобы развитее мелкой моторики через бумагупластику было интересным и сохранить желание ребенка развиваться не только в раннем детстве, но и в последующих годах. Здесь в главной роли выступают воспитатели, на плечи которых ложится не только умение научить и понять, но дать так называемый толчок к цели познавать мир через призму творчества. В свою очередь Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает педагога на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. Используя современные образовательные технологии:

  • — здоровьесберегающие технологии;
  • — технологии проектной деятельности;
  • — игровая технология.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, в основе которых заложены следующие основные принципы:

поддержка специфики и разнообразия детства;

сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;

личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;

уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательной деятельности;

осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.

Образовательная программа по Федеральному государственному образовательному стандарту должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становления сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). О планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведения искусства (словесного, музыкального, изобразительного), природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). бумагопластика моторика старший дошкольник Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны) формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и само регуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Федеральный государственный общеобразовательный стандарт подразумевает создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Основой при организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личных качеств, в том числе, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни. Развитие ребенка осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности. ФГОС дошкольного образования нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства. Документ делает акцент на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы в дошкольном учреждении.

Занятия по бумагопластике охватывают все пять образовательных областей.

В социально-коммуникативном развитии: — становления ценностей здорового образа жизни.

Развитие воображения, творческого потенциала — центральная задача дошкольного образования. Но развивать воображение необходимо не столько как познавательную, сколько как универсальную способность.

Развитие воображения — не панацея, а способ не иметь многих проблем. Дети с развитым воображением не бывают эгоцентричными, стеснительными, закомплексованными. Они легко включаются в учебную ситуацию, видя со стороны, что и как надо делать. Они жизнерадостны и открыты миру, но вместе с тем очень изобретательны и критичны. Прежде всего — к самим себе. Развитие воображения — главнейший залог формирования у ребенка готовности к школе. А его подмена дидактическим тренажом, натаскивающим упражнениями в рамках изучения псевдошкольных «учебных предметов», которым сегодня так увлечены некоторые педагоги и родители, верный путь выработки у ребенка школьной неготовности. Причем в таких ее проявлениях, преодолеть которые в школе будет очень трудно, а точнее, просто невозможно.

Стандарт нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к познанию и творчеству, он направлен на поддержку любых программ, способствующих формированию личности ребенка как носителя ценностных установок современного мира. Он учитывает и то, что современные дети приобщаются к миру в эпоху информационного взрыва — информатизации, виртуальной реальности. Поэтому стандарт призван сделать так, чтобы, играя в компьютерные игры, дети не заигрались, чтобы они продолжали общаться со взрослыми и своими сверстниками. Привлекая ребенка к такому виду продуктивного творчества как бумагопластика, развивается ряд психических процессов: мышление, память, восприятие, осязание. Дети через практическую деятельность лучше воспринимают пространственные отношения в окружающем мире, развивают аналитическое и пространственное мышление, восприятие и воспроизведение детали и целого предмета, объема и плоскости. Также решаются и педагогические задачи: развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания, усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничества и многое другое [30].

Основная задача педагога в продуктивной деятельности в ДОУ состоит в умении моделировать пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.

Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.

Организация предметно-развивающей среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Она должна формироваться с учетом определенных принципов, разработанных в работах ведущих педагогов, в частности — с учетом возраста детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Целью продуктивной деятельности является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. Центр продуктивной деятельности мы рассматриваем как своеобразно-художественно-творческий комплекс.

Г. Г. Григорьева на основе положения «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» В. А. Петровского, раскрыла основные принципы построения предметно-развивающей среды для самостоятельной изобразительной деятельности.

Организация центра продуктивной деятельности моделируется на принципах предметно — развивающей среды.

Принцип дистанции и сближения позиции в общении взрослого и ребенка, детей между собой с целью установления контакта.

Принцип стимулирования активности, самостоятельности, творчества.

Принцип стабильности и динамичности развивающей среды.

Принцип комплексного и гибкого зонирования.

1. Принцип дистанции и сближения позиции в общении взрослого и ребенка, детей между собой с целью установления контакта. То есть предметная среда должна сближать взрослого и детей, способствовать доверительному общению.

В то же время размещение, оформление предметной среды должно удовлетворять возможные желания детей уединиться в творчестве.

2. Принцип стимулирования активности, самостоятельности, творчества.

В размещении оборудования необходима вариативность. В младших группах необходимо организовать рисование на длинной полосе бумаги (типа обоев), размещенной на вертикальной плоскости. В старшей группе столы нужно разместить так, чтобы одним делом (рисованием), объединялось несколько детей.

  • 3. Принцип стабильности — динамичности развивающей среды. Применительно к изобразительной деятельности данный принцип реализуется в разумной смене и обогащении предметного содержания, его рациональном расположении, позволяющем реализовать замыслы в любое время и по возможности в различной обстановке. Для самостоятельных занятий продуктивной деятельностью. Г. Г. Григорьева предлагала выделять хорошо освещенное место. Для размещения изобразительного материала необходимы шкафы или полки, к которым дети имеют свободный доступ. В распоряжении ребят должна быть бумага разного цвета и формата, картон цветной и белый, клей, нождницы, цветные карандаши, фломастеры, краски, природный и «бросовый» материал, глина, пластилин. Качество и количество материалов меняются в зависимости от возрастной группы. В группе должно быть место для демонстрации детских работ.
  • 4. Принцип комплексного и гибкого зонирования, то есть определенность места и расположение материала по изобразительной деятельности.

Таким образом, центр продуктивной деятельности — это зона, максимальной свободы и выражения детей дошкольного возраста.

Организация центра продуктивной деятельности должна соответствовать требованиям предметно — развивающей среды: гибкость, непрерывность, вариативность, открытость, интегрированность, эстетичность.

В уголке изобразительной деятельности должны быть коробки с природным материалом и наглядные пособия, которые дети творчески используют в своих работах.

Для того чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной, целенаправленной, необходимо придерживаться следующих требований:

работа должна быть систематичной и постоянной;

работа должна соответствовать уровню общемоторного, психического развития ребенка;

работа должна соответствовать возрастным требованиям;

работа должна приносить ребенку радость.

Ребёнок как личность развивается тогда, когда мы учим его, строить и рисовать, и когда читаем ему книги. Важно чтобы всё это было понятно и близко ребёнку. Много должен знать и уметь ребёнок, вступая в незнакомую, но такую притягивающую жизнь. Подготовить ребёнка к этому моменту в жизни поможет бумагопластика. Доступность бумаги как материала, простота её обработки привлекают детей. Они овладевают различными приёмами и способами действия с бумагой, такие как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание, сминание [26].

Для того чтобы занятия аппликации или конструирование были разнообразнее и интереснее включены разные задания, выполняемые в технике бумагопластика. Знания и навыки, получаемые детьми на занятиях, закрепляются и пополняются в процессе изготовления различных изделий.

На каждом занятии воспитатель старается приучить детей к сознательному выполнению правил техники безопасности и санитарной гигиены с целью предотвращения порезов, ранений, загрязнения глаз.

Обязательным правилом культуры художественного труда является соблюдение чистоты рабочего места, удобное расположение инструмента, бумаги, предотвращение подтека клея на столе, экономия материалов. При осознанном выполнении всех правил культурного поведения на рабочем столе дошкольники работают точно и аккуратно, уделяя основное внимание творческому началу выполнения задания.

На каждом занятии воспитатель встречается со своими пытливыми, непоседливыми, любознательными и порой трудными ребятами. Как заинтересовать и увлечь детей? Как подготовить занятия, чтобы при своей методической и воспитательной направленности они были интересными для ребят? Планируя занятия, педагог учитывает общий уровень подготовки дошкольников, наличие материалов, инструментов и приспособлений для работы. В плане урока или кружкового занятия отмечается наличие некоторых факторов, влияние на проведение занятий, предусматриваются также некоторые отклонения от плана в расчете на творческий подъем дошкольников.

Существует несколько подходов к классификации методов и приёмов обучения. Самая общепризнанная классификация по Ю. К. Бабанскому. Все методы обучения он делит на три группы: методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности, методы организации учебно-познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля. Давайте подробнее познакомимся с каждой из этих групп.

Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности делятся на две группы: методы формирования интереса к учению и методы формирования долга и ответственности.

Методы, используемые для формирования у детей интерес к учению: создание ситуации занимательности, ситуаций успеха, использование познавательных игр.

Методы, используемые для формирования у детей долга и ответственности: предъявление требований, порицание, поощрение, контроль, дискуссии, анализ жизненных ситуаций.

Методы организации учебно-познавательной деятельности

Методы словесной передачи и слухового восприятия, используемые в ДОУ: объяснение, беседа, рассказ, чтение, пересказ.

Методы наглядной передачи и зрительного восприятия, используемые в ДОУ: наблюдение, показ предметов, показ картины, иллюстрации, показ образца, показ способа действия, использование видеофильмов.

Методы практической передачи и тактильного восприятия: упражнения, трудовые действия, опыты.

Методы ведущего вида логики раскрытия и усвоения содержания: индуктивный и дедуктивный. Что они означают? (индуктивный — от частного к целому, дедуктивный — от целого к частному)

Методы степени педагогического управления: управление непосредственное или опосредованное (самостоятельная работа).

Методы степени творческой самостоятельности: организация репродуктивной и поисковой деятельности, методы программированного и не программированного характера.

Основные методы обучения, используемые в детском саду: игровые методы.

Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения

Эти методы способствуют установлению обратной связи, помогают корректировать образовательный процесс. Выделяют следующие виды контроля:

Текущий и итоговый Групповой, индивидуальный, фронтальный Устный, письменный, лабораторный, программированный Самоконтроль.

Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра — это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры — взаимоотношение между взрослыми людьми — в семье, их профессиональной деятельности и т. д.

Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.

Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования.

Особенности образовательного процесса согласно теории Л. С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.

В образовательном процессе содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, как особый вид детской деятельности и продуктивная.

В настоящее время педагоги и исследователи используют не только ранее разработанные методы и приемы, но и новые технологии и методы обучения. В банке данных современных методик разрабатываются и применяются такие методы, как:

Ситуационный Метод мозговой атаки Метод проектов Метод инсценизации Метод программированного и компьютерного обучения Метод генерации идей Метод моделирования.

Метод экспериментирования Таким образом в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование.

Классификация методов обучения по Ю.К.Бабанскому

Группа.

Методы, используемые в работе с детьми дошкольного возраста.

Методы стимулирования мотивации учебно — познавательной деятельности.

Методы формирования интереса к учению Создание ситуаций занимательности Создание ситуаций успеха Познавательные игры.

Методы формирования долга и ответственности Предъявление требований Порицание Поощрение Дискуссии Анализ жизненных ситуаций.

Методы организации учебно-познавательной деятельности.

Методы словесной передачи и смыслового восприятия (объяснение, рассказ, беседа, чтение, пересказ) Методы наглядной передачи и зрительного восприятия (наблюдение, показ образца, показ предметов, показ картины, иллюстрации, показ способа действия, использование видеофильмов) Методы практической передачи и тактильного, кинестетического восприятия (упражнения, трудовые действия, опыты) Методы ведущего вида логики раскрытия и усвоения содержания (индуктивный и дедуктивный метод) Методы степени педагогического управления (непосредственное и опосредованное управление) Методы степени творческой самостоятельности (организация репродуктивной и поисковой деятельности, методы программированного и непрограммированного характера).

Методы контроля и самоконтроля.

Текущий и итоговый Групповой, индивидуальный, фронтальный Устный, письменный, лабораторный, программированный Самоконтроль.

Следовательно, встала задача развития и совершенствования точных движений рук дошкольников. И эффективным средством для этого, являются занятия бумагопластикой.

Во-первых, в процессе кропотливой работы с бумагой у детей развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика и координация движения рук, глазомер. Во-вторых, работа с бумагой способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. В-третьих, формируются конструктивное мышление, развиваются творческие способности, художественный вкус. Ручная умелость, которая параллельно развивается в процессе работы с бумагой, в дальнейшем позволяет ребенку успешно овладеть навыком письма.

Для того, чтобы работа по развитию мелкой моторики детей была целенаправленной и результативной занятия бумагопластикой должны проходить систематично и регулярно.

Таким образом, доказано.

Средства развития мелкой моторики.

Средства развития проявления бумагопластике.

Дидактические игры.

Создание узоров.

Мозаика.

Украшения изделий.

Аппликация.

Украшения изделий.

Конструирование.

Оформления изделий.

Печать (шепот).

Украшать изделия до сборки.

Крупа, бисер

Оформлять фона для работы.

Ниткопись.

Украшать изделия до сборки.

Оригами.

Оформления поделки.

Лепка из мокрой бумаги.

Оформления поделки.

Плетения.

Оформлять фона для работы.

ФГОС дошкольного образования предлагает целостную образовательную модель, которая должна устроить родителей, воспитателей в детских садах, учителей начальной школы, потому что пойдет на благо самим детям.

В тоже время, бумажное моделирование является эффективным средством воспитания детей и подростков. Занятия бумагопластикой в дошкольном образовательном учреждении формируют такие нравственные качества, как коллективизм, умение сопереживать, готовность оказывать помощь, желание радовать окружающих результатами своего труда.

Ведущими мотивами этого вида деятельности для детей является стремление к творческой самореализации, желание создавать новое, оригинальное. Вместе с тем, фигурки бумагопластики имеют ярко выраженное, утилитарное значение: это игрушки, подарки близким.

Работа в технике бумажного моделирования целенаправлена: мальчики и девочки видят конечный результат деятельности и стремятся решить поставленную задачу. Бумагопластика благоприятствует развитию важнейшей социальной функции личности детей — формированию навыков общения в коллективе в процессе учебной деятельности. В ходе работы ребенок учится внимательно слушать устные инструкции воспитателя, последовательно выполнять действия, контролировать с помощью внимания тонкие движения рук. Бумагопластика улучшает пространственное воображение, глазомер, развивает умение мысленно оперировать объемными предметами, знакомит на практике с основными геометрическими понятиями, учит аккуратности, последовательности, формирует терпение, смекалку.

Общность творческих и образовательных интересов детей, их родителей, учителей способствует созданию педагогической среды, стимулирующей формирование творческих способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований [30].

Таким образом, можно сказать, что бумагопластика — это синтез разных видов изобразительной деятельности: аппликация, рисование, конструирование из бумаги. Занятия с бумагой превращают ребенка в маленького волшебника, творца, умеющего создавать удивительные изделия из бумаги. Бумагопластика помогает проявить детям самые разные способности: и творческие, и конструктивные, и оформительские, и даже организаторские. При этом следует отметить, что доступный материал и несложная техника выполнения работ не превышают возможностей детей дошкольного возраста. Заниматься бумажной пластикой не только интересно и увлекательно, но и полезно в том, что развивается мелкая моторика. Педагоги, работающие с детьми, на практике знают, как трудно детям выполнять действия, требующие точности движения рук и пальцев, ищут новые способы приемы формирования моторики, занятия бумагопластикой одно из них.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой