Образование древнерусского государства
С однойи стороны, ихс стремление взять под сконтроль торговые пути, связывающие Запад с Востокомс и Югом, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, втягивающихсяя во внешнюю торговлю. Получая сос своих соплеменников спродуктыс сельского хозяйствас и промыслов, в первуюс очередь, пушнинусс и меняяс их на продукты престижного потребленияи и серебро у иностранныхс купцов, продаваям… Читать ещё >
Образование древнерусского государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов.
Социально-экономические предпосылки.
Необходимое отметить развитие земледелия. Следует учесть изменения, происходящие в хозяйствеп восточных славян в VII — IХ вв. Так, уже отмеченное развитие земледелия приводило к появлению избыточного продукта, именно это создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки.
В той местностии где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получить широкого распространения, как на Севере Восточной Европы, промыслып продолжали играть большую роль, а избыточный продукт стал результатом развития обмена и внешней торговли.
В районах распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая, сталап трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную), благодаряп тому, что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование.
Как и раньше, такая община, в основномп состояла из родственников, но в отличие от родовой общины, пашенная земля, разделеннаяи на наделы, и продукты труда находились здесь в пользовании отдельных небольших семей, владевших орудиями труда и скотом. Этои создало условия для имущественной дифференциации, но в самой общине социального расслоения не происходило — оставалась слишком низкой производительность земледельческого труда.
Социально-политическиеи предпосылки.
Ускоряли становление княжескойи власти усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные истолкновения, они повышали роль князей и дружины, как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающихи в качестве арбитра при различного рода спорах.
Так же, борьба междум племенами приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильными племенем и его князем. Эти союзы постепенном приобретали форму племенных княжений. В итоге, все менее зависела от волис вечевых собраний, власть князя, которую он стремился превратить в наследственную. Власть князя укреплялась, а его интересы все более отчуждались от интересов соплеменников.
Духовные ипредпосылки.
Способствовала становлениюм власти князя и эволюция языческих представлений славян той эпохи. Так, по мере ростам военного могущества князя, приносящего добычум племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблемус урегулирования внутренних споров росли его престиж и, одновременно, происходилои отчуждение от свободных общинников.
Таким образом, в результате военных успехов, выполнения им сложных управленческих функций, отдаленияе князя от привычного для общинников круга дела и забот, зачастую выливавшегося в создание укрепленного межплеменного сцентра — резиденциис князя и дружины, он наделялся сверхъестественными силами и способностями, в нем начинали видеть залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все это приводилос к сакрализации — обожествлению княжеской власти, создавало духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным отношениям.
Внешнеполитические предпосылки.
К внешним предпосылками следует отнести то «давление», которое оказывалир на славянскийс мирр его соседи — хазары и норманны.
С однойи стороны, ихс стремление взять под сконтроль торговые пути, связывающие Запад с Востокомс и Югом, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, втягивающихсяя во внешнюю торговлю. Получая сос своих соплеменников спродуктыс сельского хозяйствас и промыслов, в первуюс очередь, пушнинусс и меняяс их на продукты престижного потребленияи и серебро у иностранныхс купцов, продаваям им захваченных в плена иноплеменников, местная знатьи все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников.
Со временем она, объединившисья с варяжскими воинами-торговцами, начнетя осуществлять контроль зая торговыми путями и самой торговлей, что приведет к консолидациис ранее разрозненных племенных княжений, расположенныхс вдоль этих путей.
С другойи стороны, взаимодействие си более развитыми цивилизациями приводило к заимствованиюи некоторых общественно-политических формы их жизни. Подлинным эталоном государственно-политического устройствас долгое время считалась Византийская иимперия.
Нет случайно, также, чтос долгое времям великие князья на Руси называлисьт по примеру мощногос государственногом образования Хазарского каганата — хаканами (каганами). Следуети учесть и то, что существованиеи в Низовьях Волги Хазарского каганата изащищало восточных славян от набеговс кочевников, которые, в предшествующие эпохи (гунны в IVV вв., авары в VII в.) тормозили ихи развитие, мешали мирному труду и, в итоге, появлению «зародыша» государственности.
В советской иисторической науке долгое время приоритети в формированиии государства отдавался внутренними социально-экономическими процессам; некоторые современные историки считают, что решающуюи роль сыгралии внешние факторы; однако, представляется, что только взаимодействиеи как внутренних, так и внешнихи при недостаточной социально-экономическойи зрелости восточнославянскогои общества могло привести к этому историческому ипрорыву, который произошел в славянском мире в IХ-Х вв.