Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Культура России середины — — второй половины XVIII в

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В условиях российской действительности второй половины XVIII в. появляется критика наиболее жестких форм крепостничества, деспотизма самодержавия. Русские мыслители проявляют огромный интерес к идеям Просвещения. Другая часть дворянской интеллигенции подпадает под влияние масонства. Явление это, получившее во второй половине XVIII в. в Европе широкое распространение, существовало в форме… Читать ещё >

Культура России середины — — второй половины XVIII в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Оценивая развитие русской науки и культуры, следует сказать о М. В. Ломоносове и других деятелях науки и техники середины XVIII в. На базе созданной в 1725 г. по указу Петра Академии Наук был предпринят ряд больших географических экспедиций. Исторические труды создает В. Н. Татищев, литературные произведения А. Д. Кантемир и В. К. Тредиаковский.

Во второй половине XVIII в. начинает развиваться школьное образование, хотя основным было еще весьма несовершенное домашнее обучение. В 1758 г. была открыта гимназия для дворян и для разночинцев в Казани. В 1764 г. создается первое женское учебное заведение «Воспитательное общество благородных девиц» при Смольном монастыре в Петербурге. Возникает ряд других учебных заведений. Предполагалось ввести три типа такого рода заведений — малые, средние и главные народные училища. Все эти мероприятия в области образования были связаны с именем И. И. Бецкого. В области точных наук и техники русские ученые добивались значительных успехов. В стенах Академии Наук работали талантливые ученые. И. И. Ползунов изобрел паровую машину, И. П. Кулибин создал много научных приборов высокого качества, разработал замечательный проект одноарочного моста через Неву. К сожалению, в условиях той бюрократической системы, которая уже тогда возникла в России, многие из этих изобретений остались невостребованными.

Делала успехи и историческая наука. В семи томах своей «Истории Российской» М. М. Щербатов создает цельную и полнокровную концепцию русской истории, которая, правда, еще основывалась на провинденциалистическом подходе, на мысли о союзе самодержавия и дворянства. Шаг вперед в понимании закономерности исторического процесса сделал И. И. Болтин, автор «Критических примечаний на историю Щербатова» и на тенденциозную книгу о России французского писателя Леклерка.

В условиях российской действительности второй половины XVIII в. появляется критика наиболее жестких форм крепостничества, деспотизма самодержавия. Русские мыслители проявляют огромный интерес к идеям Просвещения. Другая часть дворянской интеллигенции подпадает под влияние масонства. Явление это, получившее во второй половине XVIII в. в Европе широкое распространение, существовало в форме полуконспиративных организаций с торжественным и мистическим ритуалом. Оно дробилось на ряд течений и направлений — от весьма консервативных до радикальных. В 1780 г. в России было до 100 масонских лож. Одним из крупнейших масонов был Н. И. Новиков. С его именем связано также создание первых ярких сатирических журналов «Трутень», «Живописец», «Кошелек». Н. И. Новиков разворачивает широкую книгоиздательную деятельность, которая определялась просветительскими целями.

В общественной мысли России формируется и крайне левое радикальное крыло — течение дворянской революционности. Возникновение его связано с именем А. Н. Радищева, примыкавшего по своим взглядам к французским материалистам XVIII в. Основным его произведением стало знаменитое «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором он постарался передать весь ужас крепостнической жизни в России. В книге содержались прямые призывы к насильственному уничтожению существующих порядков. Это хорошо почувствовали и власть предержащие. Не случайно Екатерина заявила, что Радищев — «бунтовщик хуже Пугачева».

Русские литература и искусство второй половины XVIII в. развивались в сложных условиях борьбы различных стилей и направлений, которые отражали разные взгляды и мировоззренческие установки. Господствующим направлением в литературе был классицизм. Классицизм формировался во всех странах как литературное направление эпохи абсолютизма (родился в Италии в середине XVI в.). На формировании русского классицизма отложило свой отпечаток историческое развитие страны. В условиях торжества новой государственности литература становится важнейшим средством утверждения новых идей — идей гражданственности, обоснованных на строгом соблюдении отдельной личностью принципа «общей пользы». Особенностью русского классицизма было то, что он начал развиваться с комедии сатиры. А. П. Сумароков, Д. И. Фонвизин, Я. В. Княжнин и ряд других — представители классицизма в русской литературе второй половины XVIII в. Одним из наиболее крупных и ярких представителей русской литературы этого времени был Гавриил Романович Державин. Он сыграл исключительную роль в формировании русской литературы, развитии языка. Наряду с художественной литературой в XVIII в. получают большое распространение мемуары. Лучшими из них были записки А. Т. Болотова. Русская живопись второй половины XVIII в. дает целый ряд блестящих представителей в лице Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского. Это было время расцвета русского портрета, который и по сей день продолжает поражать своим мастерством. Первым русским академиком исторической живописи был А. П. Лосенко. Для развития русской живописи и скульптуры много сделала Академия художеств, возникшая в 1757 г. Наиболее талантливыми русскими скульпторами были Ф. И. Шубин, Ф. Ф. Щедрин, М. И. Козловский. Наряду с талантливыми иностранными архитекторами, создавшими первоклассные памятники зодчества (Бартоломео Растрелли, Дж. Кваренги, Ч. Камерон), выступают с самостоятельными блестящими творческими замыслами талантливейшие русские архитекторы — В. Н. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов.

В 1756 г. в Петербурге создается первый русский театр, возникший сначала в Ярославле благодаря деятельности талантливого режиссера и актера Ф. Г. Волкова. Очень много сделал для развития русского театра преемник Волкова его друг И. А. Дмитревский. В истории русского театра немалое значение имел крепостной театр, особенно графа Н. П. Шереметьева в его подмосковных усадьбах — Кусково и Останкино.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой