Введение патриаршества в России
В Древней Руси существовало высокоразвитое ремесленное производство. В XVI в. получает большой размах крепостное строительство. Были построены кремли в Туле, Коломне, Зарайске, Серпухове, стены Нижегородского кремля, реконструированы стены Новгородского кремля. В это время в Москве создается вторая линия обороны, опоясавшая торгово-ремесленный район — Китай-город, и третья линия каменных… Читать ещё >
Введение патриаршества в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Состав Правительство Годунова стремилось укрепить авторитет России и царской власти. С этой целью уже в 1589 г. в России было утверждено патриаршество. Первым русским патриархом был провозглашен митрополит московский Иов. Шесть русских епископов стали митрополитами. Русская церковь окончательно стала самостоятельной — автокефальной. Характерно, что инициатива установления патриаршества в России исходила не от церкви, а от светской власти, все больше контролировавшей церковную жизнь[1].
Культура 14−16 веков
С XIV века начинается возрождение русской культуры, обусловленное освобождением русских земель от ордынского ига, образованием Русского централизованного государства и успехами хозяйственного развития. Идейным стержнем возрождения стали национальный подъем, идея единства. Центром объединения русских земель стала Москва.
В отличие от Новгорода, заботившегося лишь о собственной независимости, Москва выдвинула совершенно новую «программу» своего политического и культурного развития — объединение русских земель, восстановление мощной государственности[2]. Главное, к чему стремилась культура — и это нашло отражение, прежде всего, в искусстве — открыть ценности человеческого существования. В жестких испытаниях векового противостояния с Ордой рождалась потребность во внутренних достоинствах человека.
В русской художественной культуре получает развитие эмоциональная сфера, преобладает экспрессивно-эмоциональная образность, а в идейной жизни все большее значение приобретает «безмолвие», уединенная молитва, совершаемая вне церкви, уход в пустынь, в скит.
Это уединение соответствовало в тех условиях духу «развивающегося личностного начала».
Этот взлет русской культуры на рубеже XIV—XV вв. принято считать Предвозрождением. Устное народное творчество XIV — XV вв. — былины, песни, пословицы, сказки и пр. — отражало представление русских людей о своем прошлом.
Окончательно складывается киевский былинный цикл о Владимире Красное Солнышко, Илье Муромце, богатырях. Ведущей темой произведений устного народного творчества в этот период становится борьба против монголо-татарского нашествия и ордынского ига. Среди них особенно выделяются сказания о рязанском богатыре Евпатии Коловрате, о битве на Калке, о Куликовской битве[3].
Созданию монументальных сооружений в столицу привлекаются не только отечественные строители, но и заморские мастера, в первую очередь из Италии. Византийцы принесли на Русь мастерство каменного строительства, крестовокупольных храмов, искусство мозаики, иконописи, фрески, книжной миниатюры, ювелирное дело, которые были творчески переработаны русичами.
В Древней Руси существовало высокоразвитое ремесленное производство. В XVI в. получает большой размах крепостное строительство. Были построены кремли в Туле, Коломне, Зарайске, Серпухове, стены Нижегородского кремля, реконструированы стены Новгородского кремля. В это время в Москве создается вторая линия обороны, опоясавшая торгово-ремесленный район — Китай-город, и третья линия каменных укреплений, протянувшаяся вокруг Белого города (Бульварное кольцо[1]. Разумеется, преобладало деревянное строительство, приём которого не без успеха применялись и в каменном зодчестве.
Великолепный деревянный дворец оригинальной конструкции был построен для богатых купцов Строгановых в Сольвычегодске[3].