Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Североатлантический Альянс и Европейский Союз во внешней политике Польши в 1989-2005 годах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вступление в ЕС, согласно нашему видению, прошло четыре этапа. На первом (1989 г.) наиболее значимым стало подписание торгового договора с ЕЭС. На втором этапе, который начался в 1990 г., вехой явилось заключение «Соглашения об ассоциации Польши и ЕС» (1991). Данный договор означал перевод решения вопроса о вхождении страны в ЕС в практическую плоскость, так как предполагал включение механизмов… Читать ещё >

Содержание

  • Первая глава. Внешнеполитические концепции польской оппозиции в 1981—1989 годах
  • 1. Формирование внешнеполитической идеологии польской оппозиции в отношении России, США и других стран в 1920-е — начале 1980-х годов
  • 2. Представления польской оппозиции о внешней политики Варшавы в первой половине 1980-х годов
  • 3. Внешнеполитические концепции польской оппозиции второй Половины 1980-х годов и ее приход к власти
  • Вторая глава. НАТО во внешней политике Польши в 1989—2005 годах
  • 1. Причины и первый этап сближения НАТО и Польши (1989—1993 гг.)
  • 2. Второй этап отношений Североатлантического Альянса и Республики Польша (1993—1999 гг.)
  • 3. Польша в НАТО (1999—2005 гг.)
  • Третья глава. Европейский Союз во внешней политике Польши
  • 1. Отношения Европейского Союза и Польши с 1989 по 1994 год
  • 2. Евросоюз и Республика Польша в 1995—1999 годах
  • З.Польша на пороге ЕС и вступление в Союз (1999—2004 гг.)
  • 4. Восточная политика Евросоюза и Польша после 2004 года
  • Четвертая глава. Основные направления внешней политики Польши в свете ее интеграции в НАТО и ЕС
  • 1. Польско-германские отношения в контексте интеграции Польши в НАТО и ЕС (1990—2005 гг.)
  • 2. Польско-российские отношения в 1990-е — начале 2000-х годов и вступление Республики Польша в Североатлантический Альянс и Евросоюз
  • 3. Создание и развитие Вышеградской группы

Североатлантический Альянс и Европейский Союз во внешней политике Польши в 1989-2005 годах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Конец XX века был отмечен такими эпохальными событиями, как крах социалистической системы, распад Организации Варшавского Договора и Советского Союза, объединение Германии, которые привели к перестановке сил в Европе и мире. Они оказали непосредственное влияние на судьбы многих государств, в том числе на страны Центрально-Восточной Европы. Наиболее показателен здесь опыт Польши, которая в результате перемен, свершившихся в начале 1990;х годов, оказалась «между двух гигантов» — набиравшей мощь объединенной Германией и нестабильной Россией. Это привело к тому, что Республика Польша (РП) полностью переориентировала свою внешнюю политику — ее стратегическими целями стали интеграция в Североатлантический Альянс и присоединение к Европейскому Союзу. Этому курсу были подчинены все остальные направления внешней политики республики.

В результате в 1999 году Варшава интегрировалась в НАТО, а в 2004 году в ЕС. Польша рассчитывала стать сильным государством в центре Европы, способным влиять на политику указанных международных организаций, играть роль регионального лидера и «интегратора» для стран Восточной Европы.

Обращение к внешней политике Польши конца XX — начала XXI века представляется актуальным как в политическом, так и в научном плане. Здесь важно изучение опыта государства, которое, несмотря на 45-летнюю историю подчинения, фактически насильственного насаждения социализма смогло полностью изменить свою политическую и социально-экономическую системы.

Кроме того, представляет интерес то, какое именно место занимали Североатлантический Альянс и Европейский Союз во внешней политике Польши, как стремление в ЕС и НАТО, а также свершившееся вступление в эти организации определяли отношение Польши к другим государствам — к ближайшим соседям по региону — Чехии, Словакии, Венгриик Германии и России, с которыми у РП складывались непростые отношения на протяжении многих веков и особенно в XX векек странам Восточной Европы — Молдове, Украине и Беларуси.

Проблема внешнеполитического курса Польши в отношении НАТО и ЕС чрезвычайно актуальна и требует решения как в теоретическом, так и в научно-исследовательском планах. Необходимость примирения национальных интересов с общеевропейскими, стремление взять на себя роль локомотива интеграции Евросоюза, стать первым союзником США в Европе, повысить свое значение на континенте — это те проблемы и вопросы, которые возникли после вступления Польши в Североатлантический Альянс и Европейский Союз. Они пока далеки от своего разрешения. Таким образом, мы полагаем, что изучение места ЕС и НАТО во внешней политике Польши актуальная тема, которая должна быть самым тщательным образом проанализирована и исследована.

Объектом исследования является внешняя политика Польши в новейшее время. Предмет исследования — Североатлантический Альянс и Европейский Союз во внешней политике Республики Польша в 1989—2005 годах.

Здесь необходимо сделать следующую оговорку. Внешнюю политику Польши в контексте интеграции в ЕС и НАТО, а также с другими государствами, мы будем исследовать в связи с диалогом РП с Россией, Германией, США, странами Вышеградской группы, а также восточными соседями Польши — Молдовой, Беларусью и Украиной. Этот выбор обусловлен следующими факторами: исторический фактор: в РП, как ни в одной другой стране Европы живы воспоминания как о германской агрессии, так и об участии в социалистическом блокеисторическая память часто определяла поведение Польши в отношении ее западного и восточного соседейисторические связи Польши сильны и в отношении Чехии, Словакии и Венгриикроме того, земли, входящие в состав современных Молдовы, Украины и Беларуси долгое время — на протяжении столетий — входили в сферу интересов Польшигеографический аспект: все перечисленные государства являются соседями РП (хотя не все с ней непосредственно граничат) — экономический фактор: между названными странами и РП развиты экономические связиособенно справедливо это утверждение в отношении России и Германии.

Степень изученности проблемы. Вопросы внешней политики Польши, ее интеграция в международные организации и развитие двусторонних отношений нашли отклик в отечественной и зарубежной историографии. В данном случае уместно разделить имеющуюся в нашем распоряжении литературу на два больших блока: отечественный и зарубежный. В свою очередь, данные блоки делятся по проблемно-хронологическому принципу.

Отечественная историография включает в себя следующие группы работ.

1. Работы, посвященные общим вопросам внешней политики Польши в 1989—2005 годах, а также развитию отношений РП с отдельными государст вам и.

В начале 1990;х годов было издано много работ, посвященных объединению Германии, в которых прослеживалась озабоченность исследователей неизбежным усилением ФРГ и возрождением ее гегемонистских устремлений, в том числе в отношении стран Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ). Кроме того, авторы данных работ допускали, что после достижения единства, Германия превратится в сверхдержаву и ее влияние на мировую политику и международные отношения усилится1. Сам.

1 См. например: Безруков М., Кожокин М. Германский вопрос и позиции заинтересованных сторон // Новое время. 1989. № 51. С. 12—14- Павлов Н. В. Объединение Германии, или Рассказ о решении германского вопроса. М., 1993; Павлов Н. Германский вопрос и общеевропейский дом // Мировая политика и международные отношения. 1990. № б. С. 5—18- Елисеев М. Г., Снапковский процесс объединения рассматривался через призму проблем европейской безопасности. В указанных исследованиях дана оценка участию и роли Польши в объединении ФРГ, а также перспективам развития германо-польских отношений.

Некоторые исследователи уделили внимание проблемам сотрудничества РП и РФ. Так, например, в статье академика РАН О. Т. Богомолова дана характеристика и оценка польско-российских отношений в начале 1990;х годов1. Автор в статье, опубликованной в 1994 г., остановился на необходимости для Варшавы определения стратегии внешней политики на ближайшие годы, высказал надежду на развитие более тесных и открытых отношений Польши и России.

Связи Польши и России рассмотрены также в работах ведущего научного сотрудника института экономики РАН Н. И. Бухарина и научного л сотрудника института США и Канады РАН И .Я. Кобринской .

В статье старшего научного сотрудника Российского института стратегических исследований М. Кучинской3 о политике Варшавы в период с 1990 по 1998 годы показаны также история и перспективы польско-российских отношений. На них автор смотрит с пессимизмом. Кроме того, в работе проанализированы отношения РП с Молдовой, Беларусью и Украиной. В конце 1990;х годов М. Кучинской казалось, что польско-украинские отношения из всех связей Варшавы с другими странами постсоветского пространства имеют наибольшие перспективы, поскольку обе страны могли войти и в НАТО и ЕС.

Научный сотрудник института славяноведения РАН О. Майорова исследовала приоритеты польской внешней политики в программах.

В.Е. Два германских государства и европейская безопасность: история и современность. М., 1990; Власов С. М. Европейская безопасность в контексте германских интересов. Киев, 1991; Безыменская А. Поиск нового «я» в новом мире // Новое время. 1995. № 41. С. 45—56.

1 Богомолов О. Т. Россия и Восточная Европа// Международная жизнь. 1993. № 4. С. 24—36.

2 Бухарин Н. И. Россия-Польша. Россия и Центрально-Восточная Европа. Трансформация в конце XX — начале XXI века. В 2-х т. М., 2005. Т. 2- Кобринская И. Я. Россия и Центральная Восточная Европа после «холодной войны». М., 1997.

3 Кучинская М. Новая парадигма польской восточной политики // Pro et contra. 1998. № 2. С. 18—39. политических партий и в польском обществе1. Опираясь на многочисленные источники — материалы прессы, данные статистики — автор показала, что основными приоритетами как для политических партий, так и для польского общества являются вступление их страны в ЕС и НАТО. Причем интеграция в Североатлантический Альянс является более предпочтительной. Как полагает О. Майорова, подобное мнение связано с тем, что в польском обществе были сильно развиты опасения перед экспансией со стороны Германии и имперскими амбициями России. Кроме присоединения к Североатлантическому Договору и Европейскому Союзу, важны были и другие направления внешней политики — в частности, региональное сотрудничество и развитие отношений с Россией. Однако эти направления находились, как показала автор, в сильной зависимости от отношений Польша — ЕС и Польша — НАТО.

Специфика формирования польской внешней политики с точки зрения внутриполитических процессов нашла отражение также в работе профессора И. С. Яжборовской и ведущего научного сотрудника Н. И. Бухарина, опубликованной в 2002 году .

Роль Польши в создании и функционировании Вышеградской группы (V3, V4), созданной Чехословакией, Венгрией и Польшей для интеграции в международные организации, изучалась белорусским исследователем P.O. Есиным. В его статье, увидевшей свет в 2007 году, уделено внимание как политическим, так и экономическим отношениям трех, а потом и четырех стран. Интересно, что автор считает Польшу лидером Вышерадской группы. Для Варшавы, как полагает Р. Есин, V4 может стать плацдармом для проведения восточной политики после интеграции в Европейский Союз в.

1 Майорова О. Н. Приоритеты польской внешней политики в программах политических партий и в обществе в целом // Центральная Европа в поисках новой региональной идентичности. Сб. ст. / Отв. ред. Ю. С. Новопашин. М., 2000. С. 79—107.

2 Бухарин Н. И., Яжборовская И. С. Становление демократического правового государства. От политического плюрализма к консолидированной демократии // Центрально-Восточная Европа во второй половине XX века. Т. 3. Ч. 1. М., 2002.

3 Есин P.O. Политические и экономические процессы в рамках Вышеградской группы // Проблемы управления. 2007. № 2. С. 135—140. том случае, если к группе присоединятся такие государства, как Молдова, Украина и Беларусь.

2. Работы, посвященные расширению НАТО на восток и интеграции Польши в Альянс.

В отечественных научных и общественно-политических периодических изданиях конца XX века проблема расширения Североатлантического Альянса заняла одно из центральных мест. Так, статьи, опубликованные в журнале «Мировая экономика и международные отношения» в 1995—1996 годах, созвучны друг другу. Авторы пытаются выяснить, каким же будет устройство Европы в эпоху постбиполярности. Такие корифеи в области исследования международных отношений, как заместитель директора института мировой экономики и международных отношений РАН В. Барановский и главный научный сотрудник института Европы РАН профессор А. Язькова1, приходят к выводу, что расширение НАТО на восток неизбежнооднако это не должно уменьшить способность России продвигать и защищать свои интересы в Европе.

На новом этапе дискуссия продолжилась в начале 2000;х годов. Так в труде молодого российского специалиста в области мировой политики доцента МГИМО М-А. Троицкого проанализированы проблемы Североатлантического Альянса на пороге XXI века. Расширение НАТО на восток ученый рассматривает в контексте американо-западноевропейских отношений. При этом М. А. Троицкий отмечает, что администрация США, возглавляемая президентом Б. Клинтоном, внесла большой вклад в продвижение интересов НАТО на страны бывшего социалистического лагеря.

Роли Б. Клинтона и его администрации в интеграции стран ЦВЕ в Североатлантический Альянс посвящена статья профессора кафедры теории.

1 Барановский В. Микромодель европейской безопасности // Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 6. С. 40—51- Язькова А. Где пройдет линия безопасности в Европе // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 4. С. 102—111.

2 Троицкий М. А. Трансатлантический Союз. Модернизация системы американо-западноевропейского партнерства после распада биполярности. 1991—2004. М., 2004. и истории международных отношений СПбГУ В.Н. Конышева1. Причинами, которые подтолкнули НАТО к расширению, автор считает медлительность ООН и ее неэффективность в разрешении конфликтов, события осени 1993 года и нестабильный внешнеполитический курс России. Автор приходит к выводу, что администрация Б. Клинтона видела в расширении Альянса решение политической задачи — защиты европейской демократии.

3. Работы, посвященные интеграции Польши в Европейский Союз.

В данной группе работ особо выделим два исследования, посвященные различным аспектам интеграции стран ЦВЕ в ЕС. Если коллективная монография «Расширение ЕС на восток: предпосылки, проблемы, последствия» под редакцией доктора политических наук Н. К. Арбатовой и докторов экономических наук В. П. Гутника и Е.С. Хесина2, опубликованная в 2003 году, касается в основном вопросов, связанных с самим Европейским Союзом, его готовностью к расширению и последствиям, к которым оно приведет, то работа заведующей центром «Вышеградская четверка» Института Европы РАН Л. Н. Шишелиной3, вышедшая в 2006 году, посвящена анализу причин, по которым страны бывшего социалистического лагеря устремились в ЕС, и прогнозированию результатов, к которым приведет вступление ЦВЕ в Евросоюз. В первом исследовании авторы уделили внимание позициям стран-членов Европейского Союза, в том числе мнению Германии. Эта страна, подчеркивается в монографии, была больше других заинтересована в расширении Евросоюза, что связано, прежде всего, с экономическими взаимоотношениями с Польшей и другими странами ЦВЕ. Л. Н. Шишелина в свою очередь считает, что к вступлению РП в ЕС подтолкнула нестабильная ситуация в России, а также угроза в лице сильной объединенной Германии. Расширение Европейского Союза на восток,.

1 Конышев В. Н. Расширение НАТО на восток: аргументы администрации Клинтона // Безопасность в регионе Центральной и Восточной Европы: роль России и НАТО. Сб. ст. / Под ред. С. Л. Ткаченко. СПб., 2001. С. 42—53.

2 Расширение ЕС на восток: предпосылки, проблемы, последствия / Под ред. Н. К. Арбатовой, В. П. Гутника, Е. С. Хесина. М., 2003.

3 Шишелина Л. Н. Расширение Европейского Союза на восток и интересы России. М., 2006. считает исследовательница, имеет политические мотивы, поэтому страны ЦВЕ во многом были неподготовлены к интеграции в ЕС. Это, по мнению автора, в перспективе обязательно приведет к проблемам внутри интеграционной группировки.

Еще одно исследование, которое следует отметить — коллективная монография 2002 года, в которой рассматриваются две группы вопросов: степень готовности стран ЦВЕ к интеграции в Евросоюз и последствия расширения ЕС для взаимоотношений России и центральноевропейских государств1. Данную работу отличает комплексный подход к проблеме развития постсоциалистических государств.

Фундаментальным трудом, касающимся развития стран ЦВЕ, является еще одна коллективная монография «Центрально-Восточная Европа во л второй половине XX века», увидевшая свет также в 2002 году. В третьем томе данного исследования авторы рассматривают вопросы, связанные с социально-экономической и политической трансформацией стран ЦВЕ. Именно перемены в политике и экономике страны, считают исследователи, привели к тому, что приоритетными направлениями внешней политики восточноевропейских стран стало вступление в ЕС и НАТО. Вторая часть данного тома посвящена анализу особенностей развития отдельных государств Центрально-Восточной Европы. Глава, в которой проанализированы успехи и болевые точки трансформационных реформ в Польше, перспективы развития страны в едином европейском пространстве, написана упоминавшимся выше H.H. Бухариным и старшим научным сотрудником ИМЭПИ РАН H.A. Гудковой.

В ряду трудов об интеграции РП в ЕС особняком стоит работа «Россия и Центрально-Восточная Европа: Трансформации в конце XX — начале XXI веков», опубликованная в 2005 году под редакцией заместителя директора Института экономики РАН профессора С. П. Глинкиной и профессора.

1 Страны Центральной и Восточной Европы на пути в Европейский Союз. Мм 2002.

2 Центрально-Восточная Европа во второй половине XX века. В 3-х т. Т. З: Трансформации 1990;х годов. Ч. 2. М&bdquo- 2002. и института международных экономических и политических исследований И.И. Орлика1. Авторы этой коллективной монографии подошли к проблемам стран ЦВЕ с комплексных позиций. Исследователи уделили внимание процессу социально-экономической и политической трансформации в таких странах, как Польша, Чехия, Словакия, Словения, Румыния и др. В данной работе интеграция восточноевропейских стран в европейские и трансатлантические структуры рассматривается в контексте реформирования политической и экономической системы и объясняется стремлением государств ЦВЕ вернуться в Большую Европу, из которой они были «насильно» исключены в период существования социалистического лагеря.

Проблеме вступления восточноевропейских государств в Европейский Союз уделено внимание в двух сборниках 2002 года, которые посвящены проблемам современной истории стран ЦВЕ: «Россия и Центральная Европа в новых геополитических реальностях», «Центральная Европа в поисках новой региональной идентичности"3.

В первом сборнике наше внимание привлекла статья С. Глинкиной4. Анализируя степень готовности стран-кандидатов к вступлению в Евросоюз, исследовательница пришла к выводу, что страны ЦВЕ не были готовы к этому шагу. Так, они не отвечали критериям, которые первоначально выдвигались Комиссией Европейского Союза (КЕС). В то же время, считает С. Глинкина, вступление в ЕС стало показателем успешности реформирования политической и социально-экономической системы бывших социалистических стран.

1 Россия и Центрально-Восточная Европа: Трансформации в конце XX — начале XXI веков. В 2-х т. Т. 1: Преобразования. / Отв. ред. С. П. Глинкина, И. И. Орлик. М., 2005.

2 Россия и Центральная Европа в новых геополитических реальностях: Сб. ст. участников IV международной конференции. Москва, 14—16 июня 2001 года / Под ред. Л. Н. Шишелиной. М., 2002.

3 Центральная Европа в поисках новой региональной идентичности. Сб. ст. / Отв. ред. Ю. С. Новопашин. М., 2002.

4 Глинкина С. Страны Центрально-Восточной Европы вступления в ЕС // Россия и Центральная Европа в новых геополитических реальностях. Сб. ст. участников IV международной научной конференции. Москва, 14—16 июня 2001 года. / Под ред. Л. Н. Шишелиной. М., 2002. С. 37—51.

Во втором сборнике выделим статью О. Н. Майоровой, в которой проанализированы позиции политических партий и польского общества по двум важнейшим аспектам внешней политики Республики Польша — интеграции в Евросоюз и Североатлантический Альянс1. Автор приводит высказывания политических деятелей РП, данные статистики, доказывающие, что вступление в ЕС и НАТО были приоритетными внешнеполитическими направлениями. Более того, по вопросу о присоединении к Североатлантическому Альянсу в обществе царило единодушие — население Польши видело в НАТО гарант своей безопасности.

Обращают на себя внимание также аналитические статьи, опубликованные в конце XX — начале XXI вв. в журналах «Международная жизнь», «Мировая экономика и международные отношения» и «Современная Европа». В частности, работа историка Б. Пичугина, посвященная последствиям расширения ЕС для России. Рассуждая о перспективах присоединения к Евросоюзу новых членов, автор приходит к выводу, что ЕС преследует те же цели, что и НАТО — охват своей деятельностью Восточной Европы. В обоих случаях совпадают подходы, методы, стратегия и тактика. Причем причины расширения обоих западных институтов, по мнению автора, заключаются не столько в интеграции стран ЦВЕ, сколько в изоляции России. Таким образом, исследователь в целом отрицательно оценивает расширение ЕС и НАТО на восток.

Вопросу расширения Евросоюза посвящены также статьи Н. В. Захматова, В.И. Фомичева3 и В.П. Федорова4. На наш взгляд, они отличаются объективностью и взвешенностью оценок. Авторы пытаются.

1 Майорова О. Н. Приоритеты польской внешней политики в программах политических партий и в обществе в целом // Центральная Европа в поисках новой региональной идентичности. Сб. ст. / Отв. ред. Ю. С. Новопашин. М., 2000. С. 79—107.

2 Пичугин Б. Россия и расширение Евросоюза на Восток // Международная жизнь. 1996. № 2. С. 31—37.

3 Захматов Н. В., Фомичев В. И. Интеграция Польши в ЕС и интересы России // Современная Европа. 2001. № 4. С. 71—81.

4 Федоров В. П. Россия в ансамбле Европы // Современная Европа. 2001. № 4. С. 21—37. показать, что Россия может сотрудничать со странами Центрально-Восточной Европы и после их интеграции в ЕС. В. Н. Федоров, кроме того, касается проблемы усиления в Европе и мире «германского фактора». Именно он, по ее мнению, стал одной из основных предпосылок сближения государств ЦВЕ и западных институтов.

Соискатель ИМЭМО РАН Д. Сергеев в статье «Восточноевропейский фактор» 1 рассмотрел политику восточноевропейской группы стран, лидером которой является Польша, возможный вклад в ее развитие Европейского Союза и укрепление интеграционных связей. Исследователь приходит к выводу, что страны Центрально-Восточной Европы в будущем будут ослаблять сложившиеся в XX веке европейские структуры. f.

4. Исследования, посвященные истории польской оппозиции и анализу внешнеполитических концепций ее представителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Внешнеполитические доктрины польской оппозиции, которая пришла к власти в 1989 году, берут начало в двух концепциях — пястовской и ягеллонской. Первая — была обращена на Запад и предполагала активное развитие отношений с Германией. Вторая — имела своей целью проникновение в Литву и русские земли. Серьезное влияние на оппозиционеров оказала также доктрина польского прометеизма. Ее лейтмотивом являлась борьба «цивилизованного» Запада в лице Польши с «варварским» Востоком, олицетворением которого выступала Россия. Результатом противостояния должен был стать распад Российской империи (Советского Союза). За этим этапом, согласно доктрине прометеизма, логически следовал второй — польское покровительство народам, «освобожденным» от гнета российской/советской тирании. Еще одним источником формирования внешнеполитических доктрин польской оппозиции выступила так называемая политика памяти или «историческая политика». Наиболее ярко ее влияние проявилось в отношениях Польши с Германией и СССР/Россией.

Антисоветские/антироссийские настроения в польской оппозиции окрепли после введения в Польской народной республике на волне массовых акций протеста военного положения 13 декабря 1981 года. Лидеры польского диссидентского движения увидели в этом акте лишнее подтверждение полной зависимости ПНР и ПОРП от Москвы. Многие из них опасались следующего шага — военной интервенции. В этих условиях польские оппозиционные партии и профсоюз «Солидарность» стали более настойчиво требовать независимости Варшавы от Москвы, особенно в принятии внешнеполитических решений. Кроме того, оппозиция поставила вопрос о правомерности Ялтинских решений, который напрямую увязывался с присутствием СССР в Восточной Европе. Некоторые лидеры антикоммунистических объединений Польши предлагали возложить ревизию.

Крымских соглашений на плечи США и Великобритании. Именно Вашингтон и Лондон виделся им гарантом исполнения своих внешнеполитических планов.

Горбачевская перестройка в СССР укрепила в польской оппозиции надежды на переход ПНР к масштабным реформам. В стране оживились дискуссии по всему спектру проблем, включая перспективы внешней политики страны. Особенно важную роль сыграли здесь переговоры «круглого стола» в апреле 1989 года. Обсуждение укрепило оппозицию в том, что ключевой для международного положения Польши остается проблема отношений с СССР/Россией в ее самом широком понимании: вывод советских войск, пересмотр отношений внутри Организации Варшавского договора, вопрос о восточной границе ПНР и т. д. Правда, для Польши к концу 1980;х годов вопрос о границах становился актуальным не только на востоке, но и на западе, где набирал силу процесс объединения ФРГ и ГДР.

В 1989 году в развитии Польши произошло еще одно эпохальное событие. В августе было сформировано правительство во главе с диссидентом Т. Мазовецким. Отныне большинство постов в правительстве перешло к вчерашним оппозиционерам. Ведущими внешнеполитическими ориентирами новых сил слало возвращение страны в Большую Европу, а также обретение подлинных независимости и суверенитета. На этом пути варшавские лидеры видели две потенциальные угрозы — нарастание неопределенности в СССР/России, что было чревато возрождением у Москвы имперских амбиций, и объединение Германии, что порождало страхи перед появлением в этой стране реваншистских и великодержавных стратегий.

1990;е годы стали переломными в новейшей истории Польши. После краха социалистической системы и развала Советского Союза РП стала свободна в определении внешнеполитического курса. Варшава быстро определилась с выбором союзников. Первым из них стали Соединенные.

Штаты и возглавляемый ими Североатлантический Альянс. Именно НАТО, по мнению польского руководства, могло дать гарантии безопасности молодому государству, на западе от которого возникла мощная объединенная Германия, а на востоке — нестабильная Россия и новые восточноевропейские государства, ранее бывшие республиками Советского Союза. Страх стать 5 разменной картой в игревеликих держав, «крепостной стеной» между Западом и Востоком, а также опасение вновь < потерять столь тяжело обретенную независимость подвигли Польшу к интеграции в НАТО.

Курс на вступление в Альянс Варшава проводила весьма последовательно. Его приоритетность во внешней политике РП не зависела от смены президентов и правительств. Процесс интеграции Польши в НАТО прошел несколько этапов. Первый длился с 1989 по 1993 годы и был связан с установлением более тесных контактов с бывшими военно-политическими противниками. В сентябре 1993 года польский президент Л. Валенса направил письмо Генеральному секретарю НАТО, в котором официально заявил о желании своей страны присоединиться к Североатлантическому Альянсу. Второй этап начался в 1993 году и закончился в 1999. В этот период была создана программа «Партнерство во имя мира», проведено и обнародовано «Исследование о расширении», состоялось несколько саммитов НАТО. В 1997 году на Мадридском саммите Польша, Венгрия и Чехия были официально приглашены к вступлению в Североатлантический Альянс. 12 марта 1999 г. ратифицированные Протоколы о присоединении этих стран к Блоку были преданы на хранение в библиотеку им. Трумена в г. Индепенденс (США).

Интеграция в Европейский Союз была вторым стратегическим направлением польской внешней политики. Варшава, вступая в ЕС, преследовала цель вернуться в Большую Европу, поскольку всегда чувствовала цивилизационную принадлежность к Западу. Кроме того, интеграция в Евросоюз, по мнению Варшавы, могла поспособствовать экономическому развитию страны. По нашему мнению, присоединение к.

Европейскому Союзу имело еще одну цель — усиление влияния Польши на страны Восточной Европы. Имея определенные амбиции в данном регионе максимально тесное сотрудничество с Беларусью, Молдовой и Украиной.

Польша еще до официального вступления в Евросоюз внесла предложение о создании по образу Северного измерения ЕС еще и Восточного измерения, которое подразумевало бы развитие отношений Евросоюза с названными странами Восточной Европы, а также с Россией. По мысли Варшавы, Молдова, Украина, Беларусь и даже Россия имели право рано или поздно вступить в ЕС. Если такое случится (о России мы в данном случае не говорим), то Польша перестанет быть пограничным государством Центрально-Восточной Европы. Следует сказать, что данное предложение — о Восточном измерении — было с восторгом встречено в восточноевропейских странах, в том числе, в Беларуси.

Вступление в ЕС, согласно нашему видению, прошло четыре этапа. На первом (1989 г.) наиболее значимым стало подписание торгового договора с ЕЭС. На втором этапе, который начался в 1990 г., вехой явилось заключение «Соглашения об ассоциации Польши и ЕС» (1991). Данный договор означал перевод решения вопроса о вхождении страны в ЕС в практическую плоскость, так как предполагал включение механизмов адаптации РП к стандартам и нормам Евросоюза. Второй этап интеграции Польши в Евросоюз завершился подачей в 1994 г. Варшавой и Будапештом прошения о вступлении в ЕС. На третьем этапе вхождения РП в Евросоюз (1995—1999 гг.) Варшава выполнила требования ЕС к странам-кандидатам, которые были изложены в так называемой «Белой книге» (1995). Результатом стало люксембургское решение Европейского совета в декабре 1997 года о включении Польши вместе с Венгрией, Чехией, Словенией и Эстонией в первую группу кандидатов на вступление в Союз. Четвертый этап (1999— 2004 гг.) открыли решения Комиссии «Повестка дня 2000», которые открыли для РП переговорный процесс, завершившийся официальным присоединением Польши к Евросоюзу 1 мая 2004 года.

Интеграции Большую Европу и, особенно, в Североатлантический Альянс были подчинены и другие направления польской внешней политики, особенно, на российском и германском направлениях. Следует отметить, что ФРГ в силу многих причин, и, прежде всего, национальных интересов, всячески способствовала вступлению стран Центрально-Восточной Европы в Альянс. Германия и Польша на некоторое время забыли об взаимных исторических обидах и претензиях, развивая двусторонние отношения как в экономической и политической, так и в культурной сферах. Однако после вступления РП в НАТО отношения Варшавы и Берлина заметно ухудшились. Во многом это было связано с тем, что государства придерживались разных точек зрения на развитие отношений ЕС и НАТО, на роль США и Североатлантического Альянса в обеспечении безопасности европейского континента. Ухудшение польско-германских отношений выражалось также в возрождении исторических споров.

Исторические претензии сказывались и на развитии отношений Польши с Россией. Однако главным раздражителем в отношениях двух стран стало стремление РП интегрироваться в Североатлантический Альянс. Многие влиятельные политики в России, рассматривая себя правопреемниками мировой политики СССР, не желали мириться как с потерей своего влияния в Центрально-Восточной Европе после краха социалистической системы, так и с тем, что вчерашние союзники быстро переходили на сторону недавнего главного врага — НАТО. В Польше же подобные настроения у части российской политической элиты, которые оценивались как имперские, лишь укрепляли пронатовский внешнеполитический вектор. Отношения Варшавы и Москвы резко ухудшились после 1993 года. Если до этого времени было не вполне ясно, какой позиции придерживается Россия по вопросу расширения НАТО на восток, то теперь всем стало отчетливо видно — Москва против и угрожает контрмерами. С 1993 по 1999 годы, то есть до официального присоединения Варшавы к Североатлантическому договору, отношения РП и РФ практически не развивались. Положительную динамику имели лишь экономические связи.

Существенно не изменила отношения Польши с Россией и интеграция Варшавы в ЕС, хотя нельзя отрицать того, что после 2004 года эти отношения контролируются Евросоюзом и зависят уже не только от воли лидеров РП.

Если в вопросе о вхождении в НАТО между ФРГ и РП больших проблем не было, то присоединение Варшавы к ЕС породило в польском обществе новые страхи. Дело в том, что вступление в Союз сделало возможным покупку польских земель гражданами стран-членов Европейского Союза. Фактически это со временем может спровоцировать германскую экономическую экспансию. Изгнанные с западных польских территорий в 1945—1950 годах немцы и их потомки по истечении 12-летнего переходного периода смогут приобретать в Польше земли и восстановить на них прежний немецкий экономический и культурно-исторический ландшафт, разрушенный после Второй мировой войны.

Разумеется, польское руководство не могло не видеть этой угрозы. Однако желание вернуться в Большую Европу и снова стать частью семьи европейских народов, получить определенные экономические выгоды от присоединения к ЕС было сильнее этих опасений. Возможно, Польша надеялась (и небезосновательно — дотации сельскому хозяйству из бюджета ЕС Варшава получила немаленькие) на предоставление финансовой помощи Европейским Союзом. В таком случае сельское хозяйство могло бы более успешно развиваться. А это, в свою очередь, может привести к тому, что в течение переходного периода польские фермеры сами скупят все сельскохозяйственные угодья, не допустив, таким образом, на рынок земли иностранных покупателей.

Стремление Варшавы войти в западные интеграционные структура определило ее отношения и с бывшими союзниками по соцлагерю. Так, например, стремление вступить в НАТО способствовало развитию региональных связей Польши с Чехословакией (позже — с Чехией и Словакией) и Венгрией. В 1992 году этими странами была создана Вышеградская группа (У4), целью членов которой стала интеграция в Североатлантический Альянс и Европейский Союз. На начальном этапе не все участники У4 разделяли убежденность в необходимости длительного существовании Вышеградской группы. Однако возникшие разногласия достаточно быстро были преодолены. Результатом совместных согласованных действий стран группы стали вступление в 1999 году Польши, Чехии и Венгрия в НАТО, а в 2004 году Польши, Чехии, Венгрии и Словакии — в Евросоюз. Вскоре после этого начались дискуссии о будущем У4, итогом которых стало решение о том, что Вышеградская группа будет развиваться и дальше. Более того, ее участники поставили целью расширить состав союза.

Если выбрать из двух направлений польской внешней политики рубежа XX—XXI вв.еков — интеграция в НАТО или интеграция в ЕС — приоритетное, то им, безусловно, станет, интеграция в Североатлантический Альянс, поскольку гарантии безопасности для Польши были более актуальными, чем сомнительные выгоды от присоединения к Евросоюзу. После 1999 года именно Альянс стал играть определяющую роль в выборе Польшей внешнеполитической стратегии. Причем Варшава предпочитала прислушиваться в НАТО, прежде всего, к голосу Соединенных Штатов, а не европейских союзников. Даже вступление в ЕС Варшава поставила под угрозу, когда вопреки будущим соседям по европейскому дому в 2003 году присоединилась к военной операции США в Ираке. Следует отметить, что Польша поддерживала военные миссии НАТО как до официального вступления, так и после. Сразу после присоединения к Альянсу польские военные отправились в Югославию, в 2002 году — в Афганистан, в 2003 году — в Ирак. В результате Польша стала союзником США в Европе номер один.

Вступление Польши в НАТО, активизировало также деятельность РП на восточном направлении. Именно после 1999, а не 2004 года Варшава стала стремиться занять место интегратора стран ЦВЕ. В первую очередь это касается Украины, Молдовы и Беларуси (несмотря на авторитарный режим президента А. Лукашенко), которые, по мнению руководства РП, рано или поздно должны стать членами Североатлантического Альянса. Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что двусторонние отношения Польши с названными странами были функцией от основной задачи польской внешней политики — присоединения к НАТО.

Отмечая значение Североатлантического Альянса и США во внешней политике Польши, вообще, и ее восточном направлении, особенно, необходимо отметить, что РП пытается использовать в своих отношениях со странами ЦВЕ и фактор ЕС. Прежде всего, потому, что Европейский Союз усиливает возможности Варшавы в развитии многовекторных отношений с государствами региона. Особенно с Молдовой, Украиной и Беларусью. Авторитет и возможности Евросоюза априори способствуют польскому проникновению в эти страны и закреплению там. Данная политика может привести к осуществлению следующего сценария. В случае вступления Кишинева, Киева и Минска в ЕС при сохранении Вышеградской группы (и не исключено в расширенном составе) Польша получит возможность создать внутри Евросоюза коалицию государств, которая, во-первых, будет лоббировать в ЕС интересы Польши, как явного лидера региона, во-вторых — усилит в Европейском Союзе через РП позиции США. Логично предположить, что такое положение еще больше укрепит прометеизм в политике Польши и ослабит геополитические позиции России, что в итоге может стать толчком к укреплению в многонациональной РФ при поддержке извне сепаратистских движений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законы и нормативные акты: а) международные договоры:
  2. Протокол Потсдамской конференции руководителей трех союзных держав — СССР, США, Великобритании. 2 августа 1945 года // Хохлышева О. О. Проблемы войны и мира в XX веке. Хрестоматия. Т. IV. Ч. 1. Нижний Новгород, 2000.
  3. Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии. Статья 1. Пункт 2 // Системная история международных отношений в 4-х тт. События и документы. 1918−2003. Т. 4. Документы 1945−2003. М., 2004.
  4. The Cracow Declaration of the «Triangle States», Cracow, October 6, 1991 Электронный ресурс. URL: http://www.zbiordokumentow.p1/1991/4/8.html (дата обращения — 11.01.2011).б) постановления и решения международных организаций:
  5. Резолюция 1386 (2001), принятая Советом Безопасности на его 4443-м заседании, 20 декабря 2001 года. Электронный ресурс. URL: http://www.un.org/russian/documen/scresol/res2001/resl386.htm (дата обращения—11.01.2011)
  6. Резолюция 1441 (2002), принятая Советом Безопасности на его 4644-м заседании 8 ноября 2002 года. Электронный ресурс. URL: http://www.un.org/russian/documen/scresol/res2002/res 1441 .htm (дата обращения —11.01.2011).
  7. Partnership with countries of Central and Eastern Europe — Statement Issued by the North Atlantic Council Meeting in Ministerial Session. Copenhagen,
  8. June 6—7, 1991. Электронный ресурс. URL: http://www.zbiordokumentow.p1/1991/2/2.html (дата обращения — 11.01.2011).
  9. Study on NATO Enlargement. Электронный ресурс. URL: www.nato.int/cps/en/natolive/officialtexts24733.htm?mode=pressrelease (дата обращения — 11.01.2011).
  10. Komunikat koncowy spotkania ministerialnego Rady Polnocnoatlantyckiej. Sintra. 29 maja 1997 г. Электронный ресурс. URL: http://www.zbiordokumentow.p1/1997/2/ll.html (дата обращения — 11.01.2011)
  11. Komunikat koncowy ze spotkania Rady Polnocnoatlantyckiej na sesji ministrow oborony. Bruksela, 2 grudnia 1997 г. Электронный ресурс. URL: http: www.zbiordokumentow.p1/1997/4/7.html (дата обращения — 11.01.2011).
  12. Akt Ratyfikacji w sprawie przystapienia RP do Traktatu Polnocnoatlantyckiego sporzadzonego w Waszyngtone 4 kwietnia 1949 r. Warszawa, 26 lutego 1999 г. Электронный ресурс. URL: http: www.zbiordokumentow.p1/1999/l2/7.html (дата обращения — 11.01.2011).
  13. Madrycka deklaracja w sprawie bezpieczenstwa i wspolracy euroatlantyckiej. Madryt, lipca 1997 г. Электронный ресурс. URL: http://www.zbiordokumentow.p1/1997/2/13.html (дата обращения — 11.01.2011).
  14. Protokol do Traktatu Polnocnoaylantyckiego о przystapieniu Rzeczypospolitej Polskiej. Bruksela, 16 grudnia 1997 г. Электронный ресурс. URL: http://www.zbiordokumentow.pI/1996/4/5.html (дата обращения —11.01.2011).
  15. Wniosek Rzady Rzeczypospolitej Polskiej о czlonkostwo Rzeczypospolitej Polskiej v Unii Europejskiej. Warzawa, 5 kwietnia 1994 г. Электронный ресурс. URL: http://www.zbiordokuentow.p1/1994/2/l.html (дата обращения — 11.01.2011).г
  16. Przygotowanie krajow stowarzyszonych Europy Srodkowej i Wschodniej do integracji z rynkiem wewn^trznym Unii Europejskiej. Cannes, 26−27 czerwca 1995 г. Электронный ресурс. URL: http://www.zbiordokumentow.p1/1995/2/ll.html (дата обращения — 11.01.2011).
  17. Wnioski Prezydencji Rady Europejskiej Luksemburg, 12—13 grudnia 1997 r. Электронный ресурс. URL: http://www.zbiordokumentow.p1/1997/4/4.html (дата обращения — 11.01.2011).
  18. Partnership for the association of the Poland Republic. Электронный ресурс. URL: http://www.europa.eu.int/scadplus/leg/en/lvb/e40106.html (дата обращения — 11.01.2011).
  19. Przygotowanie krajow stowarzyszonych Europy Srodkowej i Wschodniej do integracji z rynkiem wewn^trznym Unii Europejskiej. Cannes, 26—27 czerwca 1995 г. Электронный ресурс. URL: http://www.zbiordokumentow.p1/1995/2/ll.html (дата обращения — 11.01.2011).
  20. Partnership for the association of the Poland Republic. Электронный ресурс. URL: http://www.europa.eu.int/scadplus/leg/en/lvb/e40106.htm (дата обращения — 11.01.2011).
  21. Неофициальный документ (non-paper) Министерства иностранных дел Республики Польша//Европа. 2003. Т. 3. №. 1 (6). С. 130—142.
  22. Resolution of the Senate of Poland on the Ratification by Poland of the North Atlantic Treaty. Warsaw, February 17, 1999. Электронный ресурс. URL: http://www.zbiordokumentow.p1/1999/l/7.html (дата обращения — 11.01.2011).
  23. Resolution of the Diet of the RP Concerning Preparations of RP for Membership in European Union. Warsaw, February 18, 2000 Электронный ресурс. URL: http://www.zbiordokumentow.p1/2000/2/6.html (дата обращения — 11.01.2011).
  24. Ratification Act on the Accession of the RP to the North Atlantic Treaty at Washington on 4 April 1949. Warsaw, February 26, 1999. Электронный ресурс. URL: http://www.zbiordokumentow.p1/1999/2/7.html (дата обращения—1,1.01.2011).
  25. Entschlissung des Deutschen Bundestages zur deutsch-polnischen Grenze. Bonn, 21. Juni 1990. Электронный ресурс. URL: http://www.zbiordokumentow.p1/1990/2/16.html (дата обращения — 11.01.2011).
  26. Erklarung der Rahmen der Europischen Politischen Zusammenarbeit in London zusammengetretenen Aussenminister der Mitgliedstaaten der EG vom 15.12.1981 zu Polen // Kriese in Polen. Vom Sommer 1980 zum Winter 1981. S. 311—312.
  27. Entschlissung des Deutschen Bundestages vom 18.12.1981 zur Entwicklung in Polen nach Verhangung des Kriegszustands // Kriese in Polen. Vom Sommer 1980 zum Winter 1981. S. 313.
  28. Делопроизводственные документы: а) деловая переписка:
  29. List ministra spraw zagranicznych RP Andrzeja Olechowskiego do 16 panstw czlonkowskich NATO, Warszawa, 22 grudnia 1993 г. Электронный ресурс. URL: http://www. zbiordokuentow. pl/1993/4/13.html (дата обращения—11.01.2011).
  30. Sejmove expose ministra spraw zagranicznych RP Krzysztofa Skubiszewskiego. Warsawa, 26 kwietnia 1990 г. Электронный ресурс.
  31. URL: http://www. zbiordokuentow. pI/1990/2/2.html (дата обращения — 11.01.2011)
  32. Sejm expose by minister for foreign affairs of the RP Krzysztof Skubiszewski, Warsaw, 26 aprila 1990 г. Электронный ресурс. URL: http://www.zbiordokumentow.p1/1990/2/7.html (дата обращения — 11.01.2011).
  33. Sejmowe expose ministra spraw zagranicznych RP Krzysztofa Skubiszewskiego, Warszawa, 26 kwietnia 1990 г. Электронный ресурс. URL: http. V/www.zbiordokumentow.pl/1990/2/2.html (дата обращения — 11.01.2011).
  34. Sejmove expose ministra spraw zagranicznych Rzeczypospolitej Polskiej Krzysztofa Skubiszewskiego. Warsawa, 26 kwietnia 1990 г. Электронный ресурс. * URL: http://www.zbiordokuentow.p1/1997/2/2.html (дата обращения—11.01.2011).
  35. Statement by the Polish Foreign Minister K. Skubiszewski at the meeting of the North Atlantic Cooperation Council. Brussels. December 18, 1992. Электронный1 ресурс. URL: http://www.zbiordokumentow.p1/1992/4/2.html (дата обращения — 11.01.2011).
  36. Wystapienie prezydenta Rzeczypospolitej Polskiej A. Kwasniewskiego przed Rada Polnocnoatlantycka. Bruksela, 17 stycznia 1996 г. Электронный ресурс. URL: http://www. zbiordokuentow. pl/1996/l/3.html (дата обращения—11.01.2011).
  37. Oswiadczenie prezydenta Rzeczypospolitej Polskiej A. Kwasniewskiego z okazji pierwszej rocznicy przystapienia do NATO. Warszawa, 10 marca 2000. Электронный ресурс. URL: http://www. zbiordokumentow. pl/2000/l/2.html, (дата обращения — 11.01.2011).
  38. Statement by the Ministers for foreign affairs of the «Triangle- States» concerning cooperation with the NATO. Cracow, October 5, 1991. Электронный ресурс. URL: http://www.zbiordokumentow.p1/1991/4/7.html (дата обращения — 11.01.2011).
  39. Rundfunk- und Fernseheansprache des Prasidenten der Vereinigten, Staaten, Ronaldi Reagan, am 23.12.1981 II Krise in Polen. Vom Sommer- 1980 zum Winter 1981. S. 313.
  40. Projekt deklaracji PPN // Goraczka czasu przelomu. S. 133.
  41. Deklaracjapoliticzna PPS //Goraczka czasu przelomu. S.20.
  42. Zasady Ideo we i Program Solidarnosci Walczacej // Goraczka czasu przelomu.S. 140- Karta-84 // Dziennik Polski, Tydzien. 23.03.1985.
  43. Deklaracja ideowo-programowa ZKP «P». 1994. Katowice // Polskie partie polityczne. Gharakterystykij dokumenty. Wroclaw, 1996. S: 227. i3. Мемуары:1- Горбачев M.G. Жизнь и реформы. B 2-x книгах. Кн. 2. M., 1995.
  44. М.С. Как это было: Объединение Германии. M., 1999.
  45. Буш Дж., Скоукрофт Б. Мир стал другим. М., 2004.
  46. .Н. Записки президента. М., 1994.
  47. . Моя жизнь. М., 2005.
  48. A.B. Преображение. М., 1995.
  49. В.В. Роман с президентом. Записки пресс-секретаря. М., 1997.
  50. М. Госпожа госсекретарь. М., 2004.
  51. В.Г. Руководители Польши глазами разведчика. М., 1998.
  52. С.И. В далеких.гарнизонах. М., 2004.
  53. Е.М. Годы в большой политике. М., 1999.
  54. С. Билл и Борис. Записки о президентской дипломатии. М., 2007.
  55. М. Искусство управления государством. Стратегии для меняющегося мира. М., 2003.
  56. Г. Решения. Моя жизнь в политике. М., 2007.
  57. Kohl Н. Erinnerungen. 1982—1990. Droemer Knaur, Munchen 2005.
  58. Коммерсант. 1992, 1994, 1997—2002.5. Красная звезда. 2005.
  59. Независимая газета. 1993—2005.9., Новое время. 1994.10. Правда. 1989—1990.11. Пульс планеты. 1997—1998.
  60. Финансовые известия. 1996.
  61. Dziennik polski, tydzien. 1982, 1983,1984.
  62. Gazeta Wyborcza. 1993,1994,1996, 2001.
  63. Rzeczpospolita. 1996, 1998, 2001, 2003.
  64. Tygodnik Solidarnosc. 1997.17. Tygodnik Mazowsze. 1982.18. TrybunaLudu. 1990.19. Der Spiegel. 1982.20. Der Stern. 1982.21. Deutschland. 1997—1999.
  65. Frankfurter Allgemeine Zeitung. 1980.23. Stuttgarter Zeitung 2001.24. Financial Times. 2003.25. Guardian. 1997.26. Independent. 1997.27. The Times. 1990, 1999.
  66. International Herald Tribune. 1993.
  67. New York Times. 2000—2005.
  68. Washington post. 2000—2005.б) материалы радио:
  69. Polish troops from the 12 Mechanised Division in the north-western city of Szczecin have left for Iraq. Электронный ресурс. URL: http://www.thenews.pl/news/?id=2063 (дата обращения — 11.01.2011).
  70. The Sejm, Polish lower house, has been debating the government stand on the future European Constitution. Электронный ресурс. URL: http://www.thenews.pl/news/?id=3428 (дата обращения— 11.01.2011).
  71. Polish foreign minister reiterates support for Ukraine. Электронный ресурс. URL: http://www.thenews.pl/news/?id=19 657 (дата обращения — 11.01.2011).
  72. Condoleezza Rice To Visit Poland. Электронный ресурс. URL: http://www.thenews.pl/news/?id=18 872 (дата обращения— 11.01.2011).
  73. The Sejm Lower House of the Polish Parliament has rejected a motion by rightist deputies to hold a national referendum on the European Constitution. Электронный ресурс. URL: http://www.thenews.pl/news/?id=3454 (дата обращения—11.01.2011).
  74. Ukrainian soldiers from the Polish sector in Iraq shot dead an Iraqi man who failed to stop at a checkpoint. Электронный ресурс. URL: http://www.thenews.pl/news/?id=3029 (дата обращения — 11.01.2011).
  75. Poland’s Diplomacy Meets First Time After EU Expansion. Электронный ресурс.: URL: http://www.thenews.pl/news/?id=15 189 (дата обращения — 11.01.2011).
  76. American Base May Be Located in Poland. Электронный ресурс. URL: http://www.thenews.pl/news/?id=12 225 (дата обращения— 11.01.2011).
  77. Poland ' Rejoices With Ukraine Электронный^ ресурс. URL: http://www.thenews.pl/search/default.aspx?od=108 l&q=nato (дата обращения —11.01.2011).
  78. Poland out of Iraq by December? Электронный ресурс. URL: http://www.thenews.pl/search/default.aspx?od=1071 &q=nato (дата обращения —11.01.2011).
  79. Polish president appeals for closer European & trans-Atlantic relations. Электронный ресурс. URL: http://www.thenews.pl/news/?id=19 931 (дата обращения—И.01.2011).
  80. Poland to consider extension of presence in Iraq Электронный ресурс. URL: http://www.thenews.pl/news/?id=30 538 (дата обращения — 11.01.2011).
  81. Polish soldiers injured in Bosnia^ accident. Электронный ресурс. URL: http://www.thenews.pl/news/?id=29 374 (дата обращения— 11.01.2011).
  82. President Kwasniewski: Polish-Russian relations difficult. Электронный ресурс. URL: http://www.thenews.pl/news/?id=26 237 (дата обращения — 11.01.2011).
  83. Россия и Польша — равноправные партнеры. Электронный ресурс. URL: http://www.dw-world.de/dw/episode/0"279 958,00.html#411 304 (дата обращения — 11.01.2011).
  84. Польша и ЕС. Электронный ресурс. ¦ URL: http://www.dw-world.de/dw/article/0"469 410,00.html (дата обращения — 11.01.2011).
  85. Польша не может освоить помощь ЕС. Электронный ресурс. URL: http://www.dw-world.de/dw/article/0,583 314,00.html (дата обращения — 11.01.2011).
  86. Что препятствует расширению ЕС? Электронный ресурс. URL: http://www.dw-world.de/dw/article/0"594 211,00.html (дата обращения — 11.01.2011).
  87. И все-таки расширение ЕС должно произойти. Электронный ресурс. URL: http://www.dw-world.de/dw/article/0"657 183,00.html (дата обращения— 11.01.2011).
  88. Саммит НАТО в Праге 21.11.2002. Электронный ресурс. URL: http://www.dw-world.de/dw/article/0"680 104,00.html (дата обращения — 11.01.2011).
  89. Польша, закупит в США 48 боевых самолётов. Электронный ресурс. URL: http://www.dw-world.de/dw/article/0"835 741,00.html (дата обращения—11.01.2011).
  90. Польша: референдум о вступлении в ЕС. Электронный ресурс.'. URL: http://www.dw-world.de/dw/article/0"835 443,00.html (дата- обращения — 11.01.2011).
  91. Почему восточные европейцы больше тяготеют к США? Электронный ресурс. URL: http://www.dw-world.de/dw/article/0"893 230,00.html (дата обращения —11.01.2011).
  92. Новая карта военного присутствия- США в Европе. Электронный ресурс. URL: http://www.dw-world.de/dw/article/0"907 018,00.html (дата обращения—11.01.2011).
  93. Германия Польша: золотая пора торговых связей. Электронный ресурс. URL: http://www.dw~world.de/dw/artideZO, 1 059 200,00.html (дата обращения—11.01.2011).
  94. Успех саммита ЕС под большим вопросом. Электронный ресурс. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/news/newsid1048000/1 048 871 .stm (дата обращения — 11.01.2011).
  95. Чего достиг рекордный саммит? Электронный ресурс. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/news/newsidi1066000/1 066 069.stm (дата обращения—11.01.2011).
  96. Запад в унынии, Восток в восторге. Электронный ресурс. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/press/newsid1066000/1 066 831 .stm (дата обращения— 11.01.2011).
  97. Митинг — в Киеве, а Кучма — в Польше. Электронный ресурс. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/news/newsid1222000/1 222 309.stm (дата обращения —11.01.2011).
  98. Польша и Финляндия хотят видеть страны Балтии в НАТО. Электронный ресурс. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russiaii/nevvs/newsid1322000/1 322 587.stm (дата обращения —11.01.2011).
  99. НАТО собрался в Будапеште. Электронный ресурс. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/news/newsid1357000/1 357 373.stm (дата обращения— 11.01.2011).
  100. Буш призывает ломать границы. Электронный ресурс. URL: http://ne ws .bbc.co .uk/hi/rus sian/news/newsid1390000/1 390 319. stm (дата обращения—11.01.2011).
  101. Что ждет Польшу? Электронный ресурс. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/news/newsid1559000/1 559 863.stm (дата обращения—11.01.2011).
  102. Российско-польский саммит в Москве. Электронный ресурс. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/news/newsid1721000/1 721 673.stm (дата обращения—11.01.2011).
  103. Поворот Польши к востоку. Электронный ресурс. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/press/newsid1721000/1 721 374.stm (дата обращения— 11.01.2011).
  104. Встреча о Калининграде. Электронный ресурс. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/news/newsid1858000/1 858 015.stm (дата обращения —11.01.2011).
  105. Документ о расширении ЕС одобрен. Электронный ресурс. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/news/newsid2312000/2 312 931 .stm (дата обращения —11.01.2011).
  106. Ирак и мир: что дальше? Электронный ресурс. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/press/newsid2890000/2 890 597.stm (дата обращения — 11.01.2011).
  107. Буш доволен Польшей, Польша — Бушем. Электронный ресурс. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/news/newsid2951000/2 951 112.stm (дата обращения—11.01.2011).
  108. Саммит ЕС: споры из-за расширения. Электронный ресурс. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/news/newsid3248000/3 248 652.stm (дата обращения—11.01.2011).
  109. В Польше новый премьер. Электронный ресурс. URL: http://news.bbc.co .uk/hi/russian/news/newsid3677000/3 677 941 .stm (дата обращения—11.01.2011).
  110. Польша требует компенсаций от Германии. Электронный ресурс. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/press/newsid3650000/3 650 822.stm (дата обращения —11.01.2011).
  111. Решение Варшавы вызвало гнев Москвы. Электронный ресурс. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/russia/newsid4371000/4 371 031 .stm (дата обращения—11.01.2011).
  112. Польша уйдет из Ирака в конце года. Электронный ресурс. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/news/newsid4437000/4 437 111 .stm (дата обращения — 11.01.2011).1
  113. Польша в новой роли. Европейская политическая динамика. Электронный ресурс. URL: http://archive.svoboda.org/programs/ce/2003/ce.50 503.asp (дата обращения — 11.01.2011).
  114. Европейский Союз и НАТО на фоне войны в Ираке и в перспективе. Электронный ресурс. URL: http://www.archive.svoboda.org/programs/ce/2003/ce.32 403.asp (дата обращения—11.01.2011).
  115. Годовщина вступления Польши, Чехии и Венгрии в НАТО. Электронный ресурс. URL: http://www.svoboda.Org/archive/nworld/0302/l 1.31 202−3.asp (дата обращения —11.01.2011).
  116. Е. Вацлав Клаус: «Вышеградская четверка — не пустое множество». Электронный ресурс. URL: http://www.radio.cz/ru/statja/83 296 (дата обращения— 11.01.2011).
  117. Л. «Вышеградская четверка» хочет стать вторым Бенилюксом. Электронный ресурс. URL: www.radio.cz/ru/statja/53 853 (дата обращения —11.01.2011).
  118. Я. Вышеград: Quo Vadis? Электронный ресурс. URL: http://www.radio.cz/ru/statja/83 233 (дата обращения— 11.01.2011).5. Публицистика:
  119. Kuron J. Tezy о wyjsciu z sytuacji bez wyjscia // Aneks. 1982, № 27.
  120. Marek K. Jalta po latach // Kultura. 1982. № 5.
  121. Michnik A. Polnischer Frieden. Berlin, 1985.
  122. Michnik A. Polnischer Krieg // «Solidarnosc». Die polnische Gewerkschaft «Solidaritat» in Dokumenten, Diskussionen und Beitrage. Koln, 1983.
  123. M. (Urbanski A.) Wolnosc i pokoj // Wola. 1985. N 127.
  124. Skalski E. Interesy Polakow. Konspekt. Biblioteka kwartalnika «Most». 1986.
  125. Skalski E. Jalta. 40 lat pozniej. Warszawa, 1985
  126. Белые пятна — черные пятна: Сложные вопросы в российско-польских отношениях / Под общ. ред. A.B. Торкунова, А. Д. Ротфельда. Отв. ред. A.B. Мальгин, М. М. Наринский. М., 2010.
  127. В. Пружины «польского эксперимента». М., 1982.
  128. Е., Вачнадзе Г. Польский диалог. События в Польше глазами польских, советских, американских, английских, западногерманских и французских журналистов. Тбилиси, 1990.
  129. С.М. Европейская безопасность в контексте германских интересов. Киев, 1991.
  130. Внешняя политика Соединенных Штатов Америки: принципы формирования и закономерности реализации. Монография. В 2 т. / Под общ. ред. академика O.A. Колобова. Нижний Новгород, 2008.
  131. JT.M. Объединение Германии: ретроспективный взгляд на актуальную проблему. М., 1998.
  132. Я.Я. Происки контрреволюции и защита революционных завоеваний. Казань, 1989.
  133. А.Г. Провал стратегического эксперимента. Политика США в отношении Польши в 1970—1980 е годы. Львов, 1988.
  134. М.Г., Снапковский В. Е. Два германских государства и европейская безопасность: история и современность. М., 1990.
  135. А.И. Историческое исследование: методологические аспекты. М., 1987.
  136. И .Я. Россия и Центральная Восточная Европа после «холодной войны». М., 1997.
  137. Ю., Кузнецов В., Николаев В. Как делается заговор. «Необъявленная война» против Польши. М., 1985.
  138. НАТО и Россия в глобальном гражданском обществе / под общ. ред. академика O.A. Колобова. М. Нижний Новгород — Арзамас, 2005.
  139. Н.В. Объединение Германии, или Рассказ о решении германского вопроса. М., 1993.
  140. А.И. Германские канцлеры от Бисмарка до Меркель. М., 2009.
  141. .В. Германская политика канцлера Гельмута Коля 1982—1990. Вологда, 2004.
  142. Расширение ЕС на восток: предпосылки, проблемы, последствия. / Под ред. Арбатовой Н. К., Гутник В. П., Хесина Е. С. М., 2003.
  143. Россия и основные институты безопасности в Европе: Вступая в XXI век. / Под ред. Д. Тренина. М., 2000.19
Заполнить форму текущей работой