Североатлантический Альянс и Европейский Союз во внешней политике Польши в 1989-2005 годах
Вступление в ЕС, согласно нашему видению, прошло четыре этапа. На первом (1989 г.) наиболее значимым стало подписание торгового договора с ЕЭС. На втором этапе, который начался в 1990 г., вехой явилось заключение «Соглашения об ассоциации Польши и ЕС» (1991). Данный договор означал перевод решения вопроса о вхождении страны в ЕС в практическую плоскость, так как предполагал включение механизмов… Читать ещё >
Содержание
- Первая глава. Внешнеполитические концепции польской оппозиции в 1981—1989 годах
- 1. Формирование внешнеполитической идеологии польской оппозиции в отношении России, США и других стран в 1920-е — начале 1980-х годов
- 2. Представления польской оппозиции о внешней политики Варшавы в первой половине 1980-х годов
- 3. Внешнеполитические концепции польской оппозиции второй Половины 1980-х годов и ее приход к власти
- Вторая глава. НАТО во внешней политике Польши в 1989—2005 годах
- 1. Причины и первый этап сближения НАТО и Польши (1989—1993 гг.)
- 2. Второй этап отношений Североатлантического Альянса и Республики Польша (1993—1999 гг.)
- 3. Польша в НАТО (1999—2005 гг.)
- Третья глава. Европейский Союз во внешней политике Польши
- 1. Отношения Европейского Союза и Польши с 1989 по 1994 год
- 2. Евросоюз и Республика Польша в 1995—1999 годах
- З.Польша на пороге ЕС и вступление в Союз (1999—2004 гг.)
- 4. Восточная политика Евросоюза и Польша после 2004 года
- Четвертая глава. Основные направления внешней политики Польши в свете ее интеграции в НАТО и ЕС
- 1. Польско-германские отношения в контексте интеграции Польши в НАТО и ЕС (1990—2005 гг.)
- 2. Польско-российские отношения в 1990-е — начале 2000-х годов и вступление Республики Польша в Североатлантический Альянс и Евросоюз
- 3. Создание и развитие Вышеградской группы
Североатлантический Альянс и Европейский Союз во внешней политике Польши в 1989-2005 годах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Конец XX века был отмечен такими эпохальными событиями, как крах социалистической системы, распад Организации Варшавского Договора и Советского Союза, объединение Германии, которые привели к перестановке сил в Европе и мире. Они оказали непосредственное влияние на судьбы многих государств, в том числе на страны Центрально-Восточной Европы. Наиболее показателен здесь опыт Польши, которая в результате перемен, свершившихся в начале 1990;х годов, оказалась «между двух гигантов» — набиравшей мощь объединенной Германией и нестабильной Россией. Это привело к тому, что Республика Польша (РП) полностью переориентировала свою внешнюю политику — ее стратегическими целями стали интеграция в Североатлантический Альянс и присоединение к Европейскому Союзу. Этому курсу были подчинены все остальные направления внешней политики республики.
В результате в 1999 году Варшава интегрировалась в НАТО, а в 2004 году в ЕС. Польша рассчитывала стать сильным государством в центре Европы, способным влиять на политику указанных международных организаций, играть роль регионального лидера и «интегратора» для стран Восточной Европы.
Обращение к внешней политике Польши конца XX — начала XXI века представляется актуальным как в политическом, так и в научном плане. Здесь важно изучение опыта государства, которое, несмотря на 45-летнюю историю подчинения, фактически насильственного насаждения социализма смогло полностью изменить свою политическую и социально-экономическую системы.
Кроме того, представляет интерес то, какое именно место занимали Североатлантический Альянс и Европейский Союз во внешней политике Польши, как стремление в ЕС и НАТО, а также свершившееся вступление в эти организации определяли отношение Польши к другим государствам — к ближайшим соседям по региону — Чехии, Словакии, Венгриик Германии и России, с которыми у РП складывались непростые отношения на протяжении многих веков и особенно в XX векек странам Восточной Европы — Молдове, Украине и Беларуси.
Проблема внешнеполитического курса Польши в отношении НАТО и ЕС чрезвычайно актуальна и требует решения как в теоретическом, так и в научно-исследовательском планах. Необходимость примирения национальных интересов с общеевропейскими, стремление взять на себя роль локомотива интеграции Евросоюза, стать первым союзником США в Европе, повысить свое значение на континенте — это те проблемы и вопросы, которые возникли после вступления Польши в Североатлантический Альянс и Европейский Союз. Они пока далеки от своего разрешения. Таким образом, мы полагаем, что изучение места ЕС и НАТО во внешней политике Польши актуальная тема, которая должна быть самым тщательным образом проанализирована и исследована.
Объектом исследования является внешняя политика Польши в новейшее время. Предмет исследования — Североатлантический Альянс и Европейский Союз во внешней политике Республики Польша в 1989—2005 годах.
Здесь необходимо сделать следующую оговорку. Внешнюю политику Польши в контексте интеграции в ЕС и НАТО, а также с другими государствами, мы будем исследовать в связи с диалогом РП с Россией, Германией, США, странами Вышеградской группы, а также восточными соседями Польши — Молдовой, Беларусью и Украиной. Этот выбор обусловлен следующими факторами: исторический фактор: в РП, как ни в одной другой стране Европы живы воспоминания как о германской агрессии, так и об участии в социалистическом блокеисторическая память часто определяла поведение Польши в отношении ее западного и восточного соседейисторические связи Польши сильны и в отношении Чехии, Словакии и Венгриикроме того, земли, входящие в состав современных Молдовы, Украины и Беларуси долгое время — на протяжении столетий — входили в сферу интересов Польшигеографический аспект: все перечисленные государства являются соседями РП (хотя не все с ней непосредственно граничат) — экономический фактор: между названными странами и РП развиты экономические связиособенно справедливо это утверждение в отношении России и Германии.
Степень изученности проблемы. Вопросы внешней политики Польши, ее интеграция в международные организации и развитие двусторонних отношений нашли отклик в отечественной и зарубежной историографии. В данном случае уместно разделить имеющуюся в нашем распоряжении литературу на два больших блока: отечественный и зарубежный. В свою очередь, данные блоки делятся по проблемно-хронологическому принципу.
Отечественная историография включает в себя следующие группы работ.
1. Работы, посвященные общим вопросам внешней политики Польши в 1989—2005 годах, а также развитию отношений РП с отдельными государст вам и.
В начале 1990;х годов было издано много работ, посвященных объединению Германии, в которых прослеживалась озабоченность исследователей неизбежным усилением ФРГ и возрождением ее гегемонистских устремлений, в том числе в отношении стран Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ). Кроме того, авторы данных работ допускали, что после достижения единства, Германия превратится в сверхдержаву и ее влияние на мировую политику и международные отношения усилится1. Сам.
1 См. например: Безруков М., Кожокин М. Германский вопрос и позиции заинтересованных сторон // Новое время. 1989. № 51. С. 12—14- Павлов Н. В. Объединение Германии, или Рассказ о решении германского вопроса. М., 1993; Павлов Н. Германский вопрос и общеевропейский дом // Мировая политика и международные отношения. 1990. № б. С. 5—18- Елисеев М. Г., Снапковский процесс объединения рассматривался через призму проблем европейской безопасности. В указанных исследованиях дана оценка участию и роли Польши в объединении ФРГ, а также перспективам развития германо-польских отношений.
Некоторые исследователи уделили внимание проблемам сотрудничества РП и РФ. Так, например, в статье академика РАН О. Т. Богомолова дана характеристика и оценка польско-российских отношений в начале 1990;х годов1. Автор в статье, опубликованной в 1994 г., остановился на необходимости для Варшавы определения стратегии внешней политики на ближайшие годы, высказал надежду на развитие более тесных и открытых отношений Польши и России.
Связи Польши и России рассмотрены также в работах ведущего научного сотрудника института экономики РАН Н. И. Бухарина и научного л сотрудника института США и Канады РАН И .Я. Кобринской .
В статье старшего научного сотрудника Российского института стратегических исследований М. Кучинской3 о политике Варшавы в период с 1990 по 1998 годы показаны также история и перспективы польско-российских отношений. На них автор смотрит с пессимизмом. Кроме того, в работе проанализированы отношения РП с Молдовой, Беларусью и Украиной. В конце 1990;х годов М. Кучинской казалось, что польско-украинские отношения из всех связей Варшавы с другими странами постсоветского пространства имеют наибольшие перспективы, поскольку обе страны могли войти и в НАТО и ЕС.
Научный сотрудник института славяноведения РАН О. Майорова исследовала приоритеты польской внешней политики в программах.
В.Е. Два германских государства и европейская безопасность: история и современность. М., 1990; Власов С. М. Европейская безопасность в контексте германских интересов. Киев, 1991; Безыменская А. Поиск нового «я» в новом мире // Новое время. 1995. № 41. С. 45—56.
1 Богомолов О. Т. Россия и Восточная Европа// Международная жизнь. 1993. № 4. С. 24—36.
2 Бухарин Н. И. Россия-Польша. Россия и Центрально-Восточная Европа. Трансформация в конце XX — начале XXI века. В 2-х т. М., 2005. Т. 2- Кобринская И. Я. Россия и Центральная Восточная Европа после «холодной войны». М., 1997.
3 Кучинская М. Новая парадигма польской восточной политики // Pro et contra. 1998. № 2. С. 18—39. политических партий и в польском обществе1. Опираясь на многочисленные источники — материалы прессы, данные статистики — автор показала, что основными приоритетами как для политических партий, так и для польского общества являются вступление их страны в ЕС и НАТО. Причем интеграция в Североатлантический Альянс является более предпочтительной. Как полагает О. Майорова, подобное мнение связано с тем, что в польском обществе были сильно развиты опасения перед экспансией со стороны Германии и имперскими амбициями России. Кроме присоединения к Североатлантическому Договору и Европейскому Союзу, важны были и другие направления внешней политики — в частности, региональное сотрудничество и развитие отношений с Россией. Однако эти направления находились, как показала автор, в сильной зависимости от отношений Польша — ЕС и Польша — НАТО.
Специфика формирования польской внешней политики с точки зрения внутриполитических процессов нашла отражение также в работе профессора И. С. Яжборовской и ведущего научного сотрудника Н. И. Бухарина, опубликованной в 2002 году .
Роль Польши в создании и функционировании Вышеградской группы (V3, V4), созданной Чехословакией, Венгрией и Польшей для интеграции в международные организации, изучалась белорусским исследователем P.O. Есиным. В его статье, увидевшей свет в 2007 году, уделено внимание как политическим, так и экономическим отношениям трех, а потом и четырех стран. Интересно, что автор считает Польшу лидером Вышерадской группы. Для Варшавы, как полагает Р. Есин, V4 может стать плацдармом для проведения восточной политики после интеграции в Европейский Союз в.
1 Майорова О. Н. Приоритеты польской внешней политики в программах политических партий и в обществе в целом // Центральная Европа в поисках новой региональной идентичности. Сб. ст. / Отв. ред. Ю. С. Новопашин. М., 2000. С. 79—107.
2 Бухарин Н. И., Яжборовская И. С. Становление демократического правового государства. От политического плюрализма к консолидированной демократии // Центрально-Восточная Европа во второй половине XX века. Т. 3. Ч. 1. М., 2002.
3 Есин P.O. Политические и экономические процессы в рамках Вышеградской группы // Проблемы управления. 2007. № 2. С. 135—140. том случае, если к группе присоединятся такие государства, как Молдова, Украина и Беларусь.
2. Работы, посвященные расширению НАТО на восток и интеграции Польши в Альянс.
В отечественных научных и общественно-политических периодических изданиях конца XX века проблема расширения Североатлантического Альянса заняла одно из центральных мест. Так, статьи, опубликованные в журнале «Мировая экономика и международные отношения» в 1995—1996 годах, созвучны друг другу. Авторы пытаются выяснить, каким же будет устройство Европы в эпоху постбиполярности. Такие корифеи в области исследования международных отношений, как заместитель директора института мировой экономики и международных отношений РАН В. Барановский и главный научный сотрудник института Европы РАН профессор А. Язькова1, приходят к выводу, что расширение НАТО на восток неизбежнооднако это не должно уменьшить способность России продвигать и защищать свои интересы в Европе.
На новом этапе дискуссия продолжилась в начале 2000;х годов. Так в труде молодого российского специалиста в области мировой политики доцента МГИМО М-А. Троицкого проанализированы проблемы Североатлантического Альянса на пороге XXI века. Расширение НАТО на восток ученый рассматривает в контексте американо-западноевропейских отношений. При этом М. А. Троицкий отмечает, что администрация США, возглавляемая президентом Б. Клинтоном, внесла большой вклад в продвижение интересов НАТО на страны бывшего социалистического лагеря.
Роли Б. Клинтона и его администрации в интеграции стран ЦВЕ в Североатлантический Альянс посвящена статья профессора кафедры теории.
1 Барановский В. Микромодель европейской безопасности // Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 6. С. 40—51- Язькова А. Где пройдет линия безопасности в Европе // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 4. С. 102—111.
2 Троицкий М. А. Трансатлантический Союз. Модернизация системы американо-западноевропейского партнерства после распада биполярности. 1991—2004. М., 2004. и истории международных отношений СПбГУ В.Н. Конышева1. Причинами, которые подтолкнули НАТО к расширению, автор считает медлительность ООН и ее неэффективность в разрешении конфликтов, события осени 1993 года и нестабильный внешнеполитический курс России. Автор приходит к выводу, что администрация Б. Клинтона видела в расширении Альянса решение политической задачи — защиты европейской демократии.
3. Работы, посвященные интеграции Польши в Европейский Союз.
В данной группе работ особо выделим два исследования, посвященные различным аспектам интеграции стран ЦВЕ в ЕС. Если коллективная монография «Расширение ЕС на восток: предпосылки, проблемы, последствия» под редакцией доктора политических наук Н. К. Арбатовой и докторов экономических наук В. П. Гутника и Е.С. Хесина2, опубликованная в 2003 году, касается в основном вопросов, связанных с самим Европейским Союзом, его готовностью к расширению и последствиям, к которым оно приведет, то работа заведующей центром «Вышеградская четверка» Института Европы РАН Л. Н. Шишелиной3, вышедшая в 2006 году, посвящена анализу причин, по которым страны бывшего социалистического лагеря устремились в ЕС, и прогнозированию результатов, к которым приведет вступление ЦВЕ в Евросоюз. В первом исследовании авторы уделили внимание позициям стран-членов Европейского Союза, в том числе мнению Германии. Эта страна, подчеркивается в монографии, была больше других заинтересована в расширении Евросоюза, что связано, прежде всего, с экономическими взаимоотношениями с Польшей и другими странами ЦВЕ. Л. Н. Шишелина в свою очередь считает, что к вступлению РП в ЕС подтолкнула нестабильная ситуация в России, а также угроза в лице сильной объединенной Германии. Расширение Европейского Союза на восток,.
1 Конышев В. Н. Расширение НАТО на восток: аргументы администрации Клинтона // Безопасность в регионе Центральной и Восточной Европы: роль России и НАТО. Сб. ст. / Под ред. С. Л. Ткаченко. СПб., 2001. С. 42—53.
2 Расширение ЕС на восток: предпосылки, проблемы, последствия / Под ред. Н. К. Арбатовой, В. П. Гутника, Е. С. Хесина. М., 2003.
3 Шишелина Л. Н. Расширение Европейского Союза на восток и интересы России. М., 2006. считает исследовательница, имеет политические мотивы, поэтому страны ЦВЕ во многом были неподготовлены к интеграции в ЕС. Это, по мнению автора, в перспективе обязательно приведет к проблемам внутри интеграционной группировки.
Еще одно исследование, которое следует отметить — коллективная монография 2002 года, в которой рассматриваются две группы вопросов: степень готовности стран ЦВЕ к интеграции в Евросоюз и последствия расширения ЕС для взаимоотношений России и центральноевропейских государств1. Данную работу отличает комплексный подход к проблеме развития постсоциалистических государств.
Фундаментальным трудом, касающимся развития стран ЦВЕ, является еще одна коллективная монография «Центрально-Восточная Европа во л второй половине XX века», увидевшая свет также в 2002 году. В третьем томе данного исследования авторы рассматривают вопросы, связанные с социально-экономической и политической трансформацией стран ЦВЕ. Именно перемены в политике и экономике страны, считают исследователи, привели к тому, что приоритетными направлениями внешней политики восточноевропейских стран стало вступление в ЕС и НАТО. Вторая часть данного тома посвящена анализу особенностей развития отдельных государств Центрально-Восточной Европы. Глава, в которой проанализированы успехи и болевые точки трансформационных реформ в Польше, перспективы развития страны в едином европейском пространстве, написана упоминавшимся выше H.H. Бухариным и старшим научным сотрудником ИМЭПИ РАН H.A. Гудковой.
В ряду трудов об интеграции РП в ЕС особняком стоит работа «Россия и Центрально-Восточная Европа: Трансформации в конце XX — начале XXI веков», опубликованная в 2005 году под редакцией заместителя директора Института экономики РАН профессора С. П. Глинкиной и профессора.
1 Страны Центральной и Восточной Европы на пути в Европейский Союз. Мм 2002.
2 Центрально-Восточная Европа во второй половине XX века. В 3-х т. Т. З: Трансформации 1990;х годов. Ч. 2. М&bdquo- 2002. и института международных экономических и политических исследований И.И. Орлика1. Авторы этой коллективной монографии подошли к проблемам стран ЦВЕ с комплексных позиций. Исследователи уделили внимание процессу социально-экономической и политической трансформации в таких странах, как Польша, Чехия, Словакия, Словения, Румыния и др. В данной работе интеграция восточноевропейских стран в европейские и трансатлантические структуры рассматривается в контексте реформирования политической и экономической системы и объясняется стремлением государств ЦВЕ вернуться в Большую Европу, из которой они были «насильно» исключены в период существования социалистического лагеря.
Проблеме вступления восточноевропейских государств в Европейский Союз уделено внимание в двух сборниках 2002 года, которые посвящены проблемам современной истории стран ЦВЕ: «Россия и Центральная Европа в новых геополитических реальностях», «Центральная Европа в поисках новой региональной идентичности"3.
В первом сборнике наше внимание привлекла статья С. Глинкиной4. Анализируя степень готовности стран-кандидатов к вступлению в Евросоюз, исследовательница пришла к выводу, что страны ЦВЕ не были готовы к этому шагу. Так, они не отвечали критериям, которые первоначально выдвигались Комиссией Европейского Союза (КЕС). В то же время, считает С. Глинкина, вступление в ЕС стало показателем успешности реформирования политической и социально-экономической системы бывших социалистических стран.
1 Россия и Центрально-Восточная Европа: Трансформации в конце XX — начале XXI веков. В 2-х т. Т. 1: Преобразования. / Отв. ред. С. П. Глинкина, И. И. Орлик. М., 2005.
2 Россия и Центральная Европа в новых геополитических реальностях: Сб. ст. участников IV международной конференции. Москва, 14—16 июня 2001 года / Под ред. Л. Н. Шишелиной. М., 2002.
3 Центральная Европа в поисках новой региональной идентичности. Сб. ст. / Отв. ред. Ю. С. Новопашин. М., 2002.
4 Глинкина С. Страны Центрально-Восточной Европы вступления в ЕС // Россия и Центральная Европа в новых геополитических реальностях. Сб. ст. участников IV международной научной конференции. Москва, 14—16 июня 2001 года. / Под ред. Л. Н. Шишелиной. М., 2002. С. 37—51.
Во втором сборнике выделим статью О. Н. Майоровой, в которой проанализированы позиции политических партий и польского общества по двум важнейшим аспектам внешней политики Республики Польша — интеграции в Евросоюз и Североатлантический Альянс1. Автор приводит высказывания политических деятелей РП, данные статистики, доказывающие, что вступление в ЕС и НАТО были приоритетными внешнеполитическими направлениями. Более того, по вопросу о присоединении к Североатлантическому Альянсу в обществе царило единодушие — население Польши видело в НАТО гарант своей безопасности.
Обращают на себя внимание также аналитические статьи, опубликованные в конце XX — начале XXI вв. в журналах «Международная жизнь», «Мировая экономика и международные отношения» и «Современная Европа». В частности, работа историка Б. Пичугина, посвященная последствиям расширения ЕС для России. Рассуждая о перспективах присоединения к Евросоюзу новых членов, автор приходит к выводу, что ЕС преследует те же цели, что и НАТО — охват своей деятельностью Восточной Европы. В обоих случаях совпадают подходы, методы, стратегия и тактика. Причем причины расширения обоих западных институтов, по мнению автора, заключаются не столько в интеграции стран ЦВЕ, сколько в изоляции России. Таким образом, исследователь в целом отрицательно оценивает расширение ЕС и НАТО на восток.
Вопросу расширения Евросоюза посвящены также статьи Н. В. Захматова, В.И. Фомичева3 и В.П. Федорова4. На наш взгляд, они отличаются объективностью и взвешенностью оценок. Авторы пытаются.
1 Майорова О. Н. Приоритеты польской внешней политики в программах политических партий и в обществе в целом // Центральная Европа в поисках новой региональной идентичности. Сб. ст. / Отв. ред. Ю. С. Новопашин. М., 2000. С. 79—107.
2 Пичугин Б. Россия и расширение Евросоюза на Восток // Международная жизнь. 1996. № 2. С. 31—37.
3 Захматов Н. В., Фомичев В. И. Интеграция Польши в ЕС и интересы России // Современная Европа. 2001. № 4. С. 71—81.
4 Федоров В. П. Россия в ансамбле Европы // Современная Европа. 2001. № 4. С. 21—37. показать, что Россия может сотрудничать со странами Центрально-Восточной Европы и после их интеграции в ЕС. В. Н. Федоров, кроме того, касается проблемы усиления в Европе и мире «германского фактора». Именно он, по ее мнению, стал одной из основных предпосылок сближения государств ЦВЕ и западных институтов.
Соискатель ИМЭМО РАН Д. Сергеев в статье «Восточноевропейский фактор» 1 рассмотрел политику восточноевропейской группы стран, лидером которой является Польша, возможный вклад в ее развитие Европейского Союза и укрепление интеграционных связей. Исследователь приходит к выводу, что страны Центрально-Восточной Европы в будущем будут ослаблять сложившиеся в XX веке европейские структуры. f.
4. Исследования, посвященные истории польской оппозиции и анализу внешнеполитических концепций ее представителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Внешнеполитические доктрины польской оппозиции, которая пришла к власти в 1989 году, берут начало в двух концепциях — пястовской и ягеллонской. Первая — была обращена на Запад и предполагала активное развитие отношений с Германией. Вторая — имела своей целью проникновение в Литву и русские земли. Серьезное влияние на оппозиционеров оказала также доктрина польского прометеизма. Ее лейтмотивом являлась борьба «цивилизованного» Запада в лице Польши с «варварским» Востоком, олицетворением которого выступала Россия. Результатом противостояния должен был стать распад Российской империи (Советского Союза). За этим этапом, согласно доктрине прометеизма, логически следовал второй — польское покровительство народам, «освобожденным» от гнета российской/советской тирании. Еще одним источником формирования внешнеполитических доктрин польской оппозиции выступила так называемая политика памяти или «историческая политика». Наиболее ярко ее влияние проявилось в отношениях Польши с Германией и СССР/Россией.
Антисоветские/антироссийские настроения в польской оппозиции окрепли после введения в Польской народной республике на волне массовых акций протеста военного положения 13 декабря 1981 года. Лидеры польского диссидентского движения увидели в этом акте лишнее подтверждение полной зависимости ПНР и ПОРП от Москвы. Многие из них опасались следующего шага — военной интервенции. В этих условиях польские оппозиционные партии и профсоюз «Солидарность» стали более настойчиво требовать независимости Варшавы от Москвы, особенно в принятии внешнеполитических решений. Кроме того, оппозиция поставила вопрос о правомерности Ялтинских решений, который напрямую увязывался с присутствием СССР в Восточной Европе. Некоторые лидеры антикоммунистических объединений Польши предлагали возложить ревизию.
Крымских соглашений на плечи США и Великобритании. Именно Вашингтон и Лондон виделся им гарантом исполнения своих внешнеполитических планов.
Горбачевская перестройка в СССР укрепила в польской оппозиции надежды на переход ПНР к масштабным реформам. В стране оживились дискуссии по всему спектру проблем, включая перспективы внешней политики страны. Особенно важную роль сыграли здесь переговоры «круглого стола» в апреле 1989 года. Обсуждение укрепило оппозицию в том, что ключевой для международного положения Польши остается проблема отношений с СССР/Россией в ее самом широком понимании: вывод советских войск, пересмотр отношений внутри Организации Варшавского договора, вопрос о восточной границе ПНР и т. д. Правда, для Польши к концу 1980;х годов вопрос о границах становился актуальным не только на востоке, но и на западе, где набирал силу процесс объединения ФРГ и ГДР.
В 1989 году в развитии Польши произошло еще одно эпохальное событие. В августе было сформировано правительство во главе с диссидентом Т. Мазовецким. Отныне большинство постов в правительстве перешло к вчерашним оппозиционерам. Ведущими внешнеполитическими ориентирами новых сил слало возвращение страны в Большую Европу, а также обретение подлинных независимости и суверенитета. На этом пути варшавские лидеры видели две потенциальные угрозы — нарастание неопределенности в СССР/России, что было чревато возрождением у Москвы имперских амбиций, и объединение Германии, что порождало страхи перед появлением в этой стране реваншистских и великодержавных стратегий.
1990;е годы стали переломными в новейшей истории Польши. После краха социалистической системы и развала Советского Союза РП стала свободна в определении внешнеполитического курса. Варшава быстро определилась с выбором союзников. Первым из них стали Соединенные.
Штаты и возглавляемый ими Североатлантический Альянс. Именно НАТО, по мнению польского руководства, могло дать гарантии безопасности молодому государству, на западе от которого возникла мощная объединенная Германия, а на востоке — нестабильная Россия и новые восточноевропейские государства, ранее бывшие республиками Советского Союза. Страх стать 5 разменной картой в игревеликих держав, «крепостной стеной» между Западом и Востоком, а также опасение вновь < потерять столь тяжело обретенную независимость подвигли Польшу к интеграции в НАТО.
Курс на вступление в Альянс Варшава проводила весьма последовательно. Его приоритетность во внешней политике РП не зависела от смены президентов и правительств. Процесс интеграции Польши в НАТО прошел несколько этапов. Первый длился с 1989 по 1993 годы и был связан с установлением более тесных контактов с бывшими военно-политическими противниками. В сентябре 1993 года польский президент Л. Валенса направил письмо Генеральному секретарю НАТО, в котором официально заявил о желании своей страны присоединиться к Североатлантическому Альянсу. Второй этап начался в 1993 году и закончился в 1999. В этот период была создана программа «Партнерство во имя мира», проведено и обнародовано «Исследование о расширении», состоялось несколько саммитов НАТО. В 1997 году на Мадридском саммите Польша, Венгрия и Чехия были официально приглашены к вступлению в Североатлантический Альянс. 12 марта 1999 г. ратифицированные Протоколы о присоединении этих стран к Блоку были преданы на хранение в библиотеку им. Трумена в г. Индепенденс (США).
Интеграция в Европейский Союз была вторым стратегическим направлением польской внешней политики. Варшава, вступая в ЕС, преследовала цель вернуться в Большую Европу, поскольку всегда чувствовала цивилизационную принадлежность к Западу. Кроме того, интеграция в Евросоюз, по мнению Варшавы, могла поспособствовать экономическому развитию страны. По нашему мнению, присоединение к.
Европейскому Союзу имело еще одну цель — усиление влияния Польши на страны Восточной Европы. Имея определенные амбиции в данном регионе максимально тесное сотрудничество с Беларусью, Молдовой и Украиной.
Польша еще до официального вступления в Евросоюз внесла предложение о создании по образу Северного измерения ЕС еще и Восточного измерения, которое подразумевало бы развитие отношений Евросоюза с названными странами Восточной Европы, а также с Россией. По мысли Варшавы, Молдова, Украина, Беларусь и даже Россия имели право рано или поздно вступить в ЕС. Если такое случится (о России мы в данном случае не говорим), то Польша перестанет быть пограничным государством Центрально-Восточной Европы. Следует сказать, что данное предложение — о Восточном измерении — было с восторгом встречено в восточноевропейских странах, в том числе, в Беларуси.
Вступление в ЕС, согласно нашему видению, прошло четыре этапа. На первом (1989 г.) наиболее значимым стало подписание торгового договора с ЕЭС. На втором этапе, который начался в 1990 г., вехой явилось заключение «Соглашения об ассоциации Польши и ЕС» (1991). Данный договор означал перевод решения вопроса о вхождении страны в ЕС в практическую плоскость, так как предполагал включение механизмов адаптации РП к стандартам и нормам Евросоюза. Второй этап интеграции Польши в Евросоюз завершился подачей в 1994 г. Варшавой и Будапештом прошения о вступлении в ЕС. На третьем этапе вхождения РП в Евросоюз (1995—1999 гг.) Варшава выполнила требования ЕС к странам-кандидатам, которые были изложены в так называемой «Белой книге» (1995). Результатом стало люксембургское решение Европейского совета в декабре 1997 года о включении Польши вместе с Венгрией, Чехией, Словенией и Эстонией в первую группу кандидатов на вступление в Союз. Четвертый этап (1999— 2004 гг.) открыли решения Комиссии «Повестка дня 2000», которые открыли для РП переговорный процесс, завершившийся официальным присоединением Польши к Евросоюзу 1 мая 2004 года.
Интеграции Большую Европу и, особенно, в Североатлантический Альянс были подчинены и другие направления польской внешней политики, особенно, на российском и германском направлениях. Следует отметить, что ФРГ в силу многих причин, и, прежде всего, национальных интересов, всячески способствовала вступлению стран Центрально-Восточной Европы в Альянс. Германия и Польша на некоторое время забыли об взаимных исторических обидах и претензиях, развивая двусторонние отношения как в экономической и политической, так и в культурной сферах. Однако после вступления РП в НАТО отношения Варшавы и Берлина заметно ухудшились. Во многом это было связано с тем, что государства придерживались разных точек зрения на развитие отношений ЕС и НАТО, на роль США и Североатлантического Альянса в обеспечении безопасности европейского континента. Ухудшение польско-германских отношений выражалось также в возрождении исторических споров.
Исторические претензии сказывались и на развитии отношений Польши с Россией. Однако главным раздражителем в отношениях двух стран стало стремление РП интегрироваться в Североатлантический Альянс. Многие влиятельные политики в России, рассматривая себя правопреемниками мировой политики СССР, не желали мириться как с потерей своего влияния в Центрально-Восточной Европе после краха социалистической системы, так и с тем, что вчерашние союзники быстро переходили на сторону недавнего главного врага — НАТО. В Польше же подобные настроения у части российской политической элиты, которые оценивались как имперские, лишь укрепляли пронатовский внешнеполитический вектор. Отношения Варшавы и Москвы резко ухудшились после 1993 года. Если до этого времени было не вполне ясно, какой позиции придерживается Россия по вопросу расширения НАТО на восток, то теперь всем стало отчетливо видно — Москва против и угрожает контрмерами. С 1993 по 1999 годы, то есть до официального присоединения Варшавы к Североатлантическому договору, отношения РП и РФ практически не развивались. Положительную динамику имели лишь экономические связи.
Существенно не изменила отношения Польши с Россией и интеграция Варшавы в ЕС, хотя нельзя отрицать того, что после 2004 года эти отношения контролируются Евросоюзом и зависят уже не только от воли лидеров РП.
Если в вопросе о вхождении в НАТО между ФРГ и РП больших проблем не было, то присоединение Варшавы к ЕС породило в польском обществе новые страхи. Дело в том, что вступление в Союз сделало возможным покупку польских земель гражданами стран-членов Европейского Союза. Фактически это со временем может спровоцировать германскую экономическую экспансию. Изгнанные с западных польских территорий в 1945—1950 годах немцы и их потомки по истечении 12-летнего переходного периода смогут приобретать в Польше земли и восстановить на них прежний немецкий экономический и культурно-исторический ландшафт, разрушенный после Второй мировой войны.
Разумеется, польское руководство не могло не видеть этой угрозы. Однако желание вернуться в Большую Европу и снова стать частью семьи европейских народов, получить определенные экономические выгоды от присоединения к ЕС было сильнее этих опасений. Возможно, Польша надеялась (и небезосновательно — дотации сельскому хозяйству из бюджета ЕС Варшава получила немаленькие) на предоставление финансовой помощи Европейским Союзом. В таком случае сельское хозяйство могло бы более успешно развиваться. А это, в свою очередь, может привести к тому, что в течение переходного периода польские фермеры сами скупят все сельскохозяйственные угодья, не допустив, таким образом, на рынок земли иностранных покупателей.
Стремление Варшавы войти в западные интеграционные структура определило ее отношения и с бывшими союзниками по соцлагерю. Так, например, стремление вступить в НАТО способствовало развитию региональных связей Польши с Чехословакией (позже — с Чехией и Словакией) и Венгрией. В 1992 году этими странами была создана Вышеградская группа (У4), целью членов которой стала интеграция в Североатлантический Альянс и Европейский Союз. На начальном этапе не все участники У4 разделяли убежденность в необходимости длительного существовании Вышеградской группы. Однако возникшие разногласия достаточно быстро были преодолены. Результатом совместных согласованных действий стран группы стали вступление в 1999 году Польши, Чехии и Венгрия в НАТО, а в 2004 году Польши, Чехии, Венгрии и Словакии — в Евросоюз. Вскоре после этого начались дискуссии о будущем У4, итогом которых стало решение о том, что Вышеградская группа будет развиваться и дальше. Более того, ее участники поставили целью расширить состав союза.
Если выбрать из двух направлений польской внешней политики рубежа XX—XXI вв.еков — интеграция в НАТО или интеграция в ЕС — приоритетное, то им, безусловно, станет, интеграция в Североатлантический Альянс, поскольку гарантии безопасности для Польши были более актуальными, чем сомнительные выгоды от присоединения к Евросоюзу. После 1999 года именно Альянс стал играть определяющую роль в выборе Польшей внешнеполитической стратегии. Причем Варшава предпочитала прислушиваться в НАТО, прежде всего, к голосу Соединенных Штатов, а не европейских союзников. Даже вступление в ЕС Варшава поставила под угрозу, когда вопреки будущим соседям по европейскому дому в 2003 году присоединилась к военной операции США в Ираке. Следует отметить, что Польша поддерживала военные миссии НАТО как до официального вступления, так и после. Сразу после присоединения к Альянсу польские военные отправились в Югославию, в 2002 году — в Афганистан, в 2003 году — в Ирак. В результате Польша стала союзником США в Европе номер один.
Вступление Польши в НАТО, активизировало также деятельность РП на восточном направлении. Именно после 1999, а не 2004 года Варшава стала стремиться занять место интегратора стран ЦВЕ. В первую очередь это касается Украины, Молдовы и Беларуси (несмотря на авторитарный режим президента А. Лукашенко), которые, по мнению руководства РП, рано или поздно должны стать членами Североатлантического Альянса. Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что двусторонние отношения Польши с названными странами были функцией от основной задачи польской внешней политики — присоединения к НАТО.
Отмечая значение Североатлантического Альянса и США во внешней политике Польши, вообще, и ее восточном направлении, особенно, необходимо отметить, что РП пытается использовать в своих отношениях со странами ЦВЕ и фактор ЕС. Прежде всего, потому, что Европейский Союз усиливает возможности Варшавы в развитии многовекторных отношений с государствами региона. Особенно с Молдовой, Украиной и Беларусью. Авторитет и возможности Евросоюза априори способствуют польскому проникновению в эти страны и закреплению там. Данная политика может привести к осуществлению следующего сценария. В случае вступления Кишинева, Киева и Минска в ЕС при сохранении Вышеградской группы (и не исключено в расширенном составе) Польша получит возможность создать внутри Евросоюза коалицию государств, которая, во-первых, будет лоббировать в ЕС интересы Польши, как явного лидера региона, во-вторых — усилит в Европейском Союзе через РП позиции США. Логично предположить, что такое положение еще больше укрепит прометеизм в политике Польши и ослабит геополитические позиции России, что в итоге может стать толчком к укреплению в многонациональной РФ при поддержке извне сепаратистских движений.
Список литературы
- Законы и нормативные акты: а) международные договоры:
- Протокол Потсдамской конференции руководителей трех союзных держав — СССР, США, Великобритании. 2 августа 1945 года // Хохлышева О. О. Проблемы войны и мира в XX веке. Хрестоматия. Т. IV. Ч. 1. Нижний Новгород, 2000.
- Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии. Статья 1. Пункт 2 // Системная история международных отношений в 4-х тт. События и документы. 1918−2003. Т. 4. Документы 1945−2003. М., 2004.
- The Cracow Declaration of the «Triangle States», Cracow, October 6, 1991 Электронный ресурс. URL: http://www.zbiordokumentow.p1/1991/4/8.html (дата обращения — 11.01.2011).б) постановления и решения международных организаций:
- Резолюция 1386 (2001), принятая Советом Безопасности на его 4443-м заседании, 20 декабря 2001 года. Электронный ресурс. URL: http://www.un.org/russian/documen/scresol/res2001/resl386.htm (дата обращения—11.01.2011)
- Резолюция 1441 (2002), принятая Советом Безопасности на его 4644-м заседании 8 ноября 2002 года. Электронный ресурс. URL: http://www.un.org/russian/documen/scresol/res2002/res 1441 .htm (дата обращения —11.01.2011).
- Partnership with countries of Central and Eastern Europe — Statement Issued by the North Atlantic Council Meeting in Ministerial Session. Copenhagen,
- June 6—7, 1991. Электронный ресурс. URL: http://www.zbiordokumentow.p1/1991/2/2.html (дата обращения — 11.01.2011).
- Study on NATO Enlargement. Электронный ресурс. URL: www.nato.int/cps/en/natolive/officialtexts24733.htm?mode=pressrelease (дата обращения — 11.01.2011).
- Komunikat koncowy spotkania ministerialnego Rady Polnocnoatlantyckiej. Sintra. 29 maja 1997 г. Электронный ресурс. URL: http://www.zbiordokumentow.p1/1997/2/ll.html (дата обращения — 11.01.2011)
- Komunikat koncowy ze spotkania Rady Polnocnoatlantyckiej na sesji ministrow oborony. Bruksela, 2 grudnia 1997 г. Электронный ресурс. URL: http: www.zbiordokumentow.p1/1997/4/7.html (дата обращения — 11.01.2011).
- Akt Ratyfikacji w sprawie przystapienia RP do Traktatu Polnocnoatlantyckiego sporzadzonego w Waszyngtone 4 kwietnia 1949 r. Warszawa, 26 lutego 1999 г. Электронный ресурс. URL: http: www.zbiordokumentow.p1/1999/l2/7.html (дата обращения — 11.01.2011).
- Madrycka deklaracja w sprawie bezpieczenstwa i wspolracy euroatlantyckiej. Madryt, lipca 1997 г. Электронный ресурс. URL: http://www.zbiordokumentow.p1/1997/2/13.html (дата обращения — 11.01.2011).
- Protokol do Traktatu Polnocnoaylantyckiego о przystapieniu Rzeczypospolitej Polskiej. Bruksela, 16 grudnia 1997 г. Электронный ресурс. URL: http://www.zbiordokumentow.pI/1996/4/5.html (дата обращения —11.01.2011).
- Wniosek Rzady Rzeczypospolitej Polskiej о czlonkostwo Rzeczypospolitej Polskiej v Unii Europejskiej. Warzawa, 5 kwietnia 1994 г. Электронный ресурс. URL: http://www.zbiordokuentow.p1/1994/2/l.html (дата обращения — 11.01.2011).г
- Przygotowanie krajow stowarzyszonych Europy Srodkowej i Wschodniej do integracji z rynkiem wewn^trznym Unii Europejskiej. Cannes, 26−27 czerwca 1995 г. Электронный ресурс. URL: http://www.zbiordokumentow.p1/1995/2/ll.html (дата обращения — 11.01.2011).
- Wnioski Prezydencji Rady Europejskiej Luksemburg, 12—13 grudnia 1997 r. Электронный ресурс. URL: http://www.zbiordokumentow.p1/1997/4/4.html (дата обращения — 11.01.2011).
- Partnership for the association of the Poland Republic. Электронный ресурс. URL: http://www.europa.eu.int/scadplus/leg/en/lvb/e40106.html (дата обращения — 11.01.2011).
- Przygotowanie krajow stowarzyszonych Europy Srodkowej i Wschodniej do integracji z rynkiem wewn^trznym Unii Europejskiej. Cannes, 26—27 czerwca 1995 г. Электронный ресурс. URL: http://www.zbiordokumentow.p1/1995/2/ll.html (дата обращения — 11.01.2011).
- Partnership for the association of the Poland Republic. Электронный ресурс. URL: http://www.europa.eu.int/scadplus/leg/en/lvb/e40106.htm (дата обращения — 11.01.2011).
- Неофициальный документ (non-paper) Министерства иностранных дел Республики Польша//Европа. 2003. Т. 3. №. 1 (6). С. 130—142.
- Resolution of the Senate of Poland on the Ratification by Poland of the North Atlantic Treaty. Warsaw, February 17, 1999. Электронный ресурс. URL: http://www.zbiordokumentow.p1/1999/l/7.html (дата обращения — 11.01.2011).
- Resolution of the Diet of the RP Concerning Preparations of RP for Membership in European Union. Warsaw, February 18, 2000 Электронный ресурс. URL: http://www.zbiordokumentow.p1/2000/2/6.html (дата обращения — 11.01.2011).
- Ratification Act on the Accession of the RP to the North Atlantic Treaty at Washington on 4 April 1949. Warsaw, February 26, 1999. Электронный ресурс. URL: http://www.zbiordokumentow.p1/1999/2/7.html (дата обращения—1,1.01.2011).
- Entschlissung des Deutschen Bundestages zur deutsch-polnischen Grenze. Bonn, 21. Juni 1990. Электронный ресурс. URL: http://www.zbiordokumentow.p1/1990/2/16.html (дата обращения — 11.01.2011).
- Erklarung der Rahmen der Europischen Politischen Zusammenarbeit in London zusammengetretenen Aussenminister der Mitgliedstaaten der EG vom 15.12.1981 zu Polen // Kriese in Polen. Vom Sommer 1980 zum Winter 1981. S. 311—312.
- Entschlissung des Deutschen Bundestages vom 18.12.1981 zur Entwicklung in Polen nach Verhangung des Kriegszustands // Kriese in Polen. Vom Sommer 1980 zum Winter 1981. S. 313.
- Делопроизводственные документы: а) деловая переписка:
- List ministra spraw zagranicznych RP Andrzeja Olechowskiego do 16 panstw czlonkowskich NATO, Warszawa, 22 grudnia 1993 г. Электронный ресурс. URL: http://www. zbiordokuentow. pl/1993/4/13.html (дата обращения—11.01.2011).
- Sejmove expose ministra spraw zagranicznych RP Krzysztofa Skubiszewskiego. Warsawa, 26 kwietnia 1990 г. Электронный ресурс.
- URL: http://www. zbiordokuentow. pI/1990/2/2.html (дата обращения — 11.01.2011)
- Sejm expose by minister for foreign affairs of the RP Krzysztof Skubiszewski, Warsaw, 26 aprila 1990 г. Электронный ресурс. URL: http://www.zbiordokumentow.p1/1990/2/7.html (дата обращения — 11.01.2011).
- Sejmowe expose ministra spraw zagranicznych RP Krzysztofa Skubiszewskiego, Warszawa, 26 kwietnia 1990 г. Электронный ресурс. URL: http. V/www.zbiordokumentow.pl/1990/2/2.html (дата обращения — 11.01.2011).
- Sejmove expose ministra spraw zagranicznych Rzeczypospolitej Polskiej Krzysztofa Skubiszewskiego. Warsawa, 26 kwietnia 1990 г. Электронный ресурс. * URL: http://www.zbiordokuentow.p1/1997/2/2.html (дата обращения—11.01.2011).
- Statement by the Polish Foreign Minister K. Skubiszewski at the meeting of the North Atlantic Cooperation Council. Brussels. December 18, 1992. Электронный1 ресурс. URL: http://www.zbiordokumentow.p1/1992/4/2.html (дата обращения — 11.01.2011).
- Wystapienie prezydenta Rzeczypospolitej Polskiej A. Kwasniewskiego przed Rada Polnocnoatlantycka. Bruksela, 17 stycznia 1996 г. Электронный ресурс. URL: http://www. zbiordokuentow. pl/1996/l/3.html (дата обращения—11.01.2011).
- Oswiadczenie prezydenta Rzeczypospolitej Polskiej A. Kwasniewskiego z okazji pierwszej rocznicy przystapienia do NATO. Warszawa, 10 marca 2000. Электронный ресурс. URL: http://www. zbiordokumentow. pl/2000/l/2.html, (дата обращения — 11.01.2011).
- Statement by the Ministers for foreign affairs of the «Triangle- States» concerning cooperation with the NATO. Cracow, October 5, 1991. Электронный ресурс. URL: http://www.zbiordokumentow.p1/1991/4/7.html (дата обращения — 11.01.2011).
- Rundfunk- und Fernseheansprache des Prasidenten der Vereinigten, Staaten, Ronaldi Reagan, am 23.12.1981 II Krise in Polen. Vom Sommer- 1980 zum Winter 1981. S. 313.
- Projekt deklaracji PPN // Goraczka czasu przelomu. S. 133.
- Deklaracjapoliticzna PPS //Goraczka czasu przelomu. S.20.
- Zasady Ideo we i Program Solidarnosci Walczacej // Goraczka czasu przelomu.S. 140- Karta-84 // Dziennik Polski, Tydzien. 23.03.1985.
- Deklaracja ideowo-programowa ZKP «P». 1994. Katowice // Polskie partie polityczne. Gharakterystykij dokumenty. Wroclaw, 1996. S: 227. i3. Мемуары:1- Горбачев M.G. Жизнь и реформы. B 2-x книгах. Кн. 2. M., 1995.
- Горбачев М.С. Как это было: Объединение Германии. M., 1999.
- Буш Дж., Скоукрофт Б. Мир стал другим. М., 2004.
- Ельцин Б.Н. Записки президента. М., 1994.
- Клинтон Б. Моя жизнь. М., 2005.
- Козырев A.B. Преображение. М., 1995.
- Костиков В.В. Роман с президентом. Записки пресс-секретаря. М., 1997.
- Олбрайт М. Госпожа госсекретарь. М., 2004.
- Павлов В.Г. Руководители Польши глазами разведчика. М., 1998.
- Постников С.И. В далеких.гарнизонах. М., 2004.
- Примаков Е.М. Годы в большой политике. М., 1999.
- Тэлбот С. Билл и Борис. Записки о президентской дипломатии. М., 2007.
- Тэтчер М. Искусство управления государством. Стратегии для меняющегося мира. М., 2003.
- Шредер Г. Решения. Моя жизнь в политике. М., 2007.
- Kohl Н. Erinnerungen. 1982—1990. Droemer Knaur, Munchen 2005.
- Коммерсант. 1992, 1994, 1997—2002.5. Красная звезда. 2005.
- Независимая газета. 1993—2005.9., Новое время. 1994.10. Правда. 1989—1990.11. Пульс планеты. 1997—1998.
- Финансовые известия. 1996.
- Dziennik polski, tydzien. 1982, 1983,1984.
- Gazeta Wyborcza. 1993,1994,1996, 2001.
- Rzeczpospolita. 1996, 1998, 2001, 2003.
- Tygodnik Solidarnosc. 1997.17. Tygodnik Mazowsze. 1982.18. TrybunaLudu. 1990.19. Der Spiegel. 1982.20. Der Stern. 1982.21. Deutschland. 1997—1999.
- Frankfurter Allgemeine Zeitung. 1980.23. Stuttgarter Zeitung 2001.24. Financial Times. 2003.25. Guardian. 1997.26. Independent. 1997.27. The Times. 1990, 1999.
- International Herald Tribune. 1993.
- New York Times. 2000—2005.
- Washington post. 2000—2005.б) материалы радио:
- Polish troops from the 12 Mechanised Division in the north-western city of Szczecin have left for Iraq. Электронный ресурс. URL: http://www.thenews.pl/news/?id=2063 (дата обращения — 11.01.2011).
- The Sejm, Polish lower house, has been debating the government stand on the future European Constitution. Электронный ресурс. URL: http://www.thenews.pl/news/?id=3428 (дата обращения— 11.01.2011).
- Polish foreign minister reiterates support for Ukraine. Электронный ресурс. URL: http://www.thenews.pl/news/?id=19 657 (дата обращения — 11.01.2011).
- Condoleezza Rice To Visit Poland. Электронный ресурс. URL: http://www.thenews.pl/news/?id=18 872 (дата обращения— 11.01.2011).
- The Sejm Lower House of the Polish Parliament has rejected a motion by rightist deputies to hold a national referendum on the European Constitution. Электронный ресурс. URL: http://www.thenews.pl/news/?id=3454 (дата обращения—11.01.2011).
- Ukrainian soldiers from the Polish sector in Iraq shot dead an Iraqi man who failed to stop at a checkpoint. Электронный ресурс. URL: http://www.thenews.pl/news/?id=3029 (дата обращения — 11.01.2011).
- Poland’s Diplomacy Meets First Time After EU Expansion. Электронный ресурс.: URL: http://www.thenews.pl/news/?id=15 189 (дата обращения — 11.01.2011).
- American Base May Be Located in Poland. Электронный ресурс. URL: http://www.thenews.pl/news/?id=12 225 (дата обращения— 11.01.2011).
- Poland ' Rejoices With Ukraine Электронный^ ресурс. URL: http://www.thenews.pl/search/default.aspx?od=108 l&q=nato (дата обращения —11.01.2011).
- Poland out of Iraq by December? Электронный ресурс. URL: http://www.thenews.pl/search/default.aspx?od=1071 &q=nato (дата обращения —11.01.2011).
- Polish president appeals for closer European & trans-Atlantic relations. Электронный ресурс. URL: http://www.thenews.pl/news/?id=19 931 (дата обращения—И.01.2011).
- Poland to consider extension of presence in Iraq Электронный ресурс. URL: http://www.thenews.pl/news/?id=30 538 (дата обращения — 11.01.2011).
- Polish soldiers injured in Bosnia^ accident. Электронный ресурс. URL: http://www.thenews.pl/news/?id=29 374 (дата обращения— 11.01.2011).
- President Kwasniewski: Polish-Russian relations difficult. Электронный ресурс. URL: http://www.thenews.pl/news/?id=26 237 (дата обращения — 11.01.2011).
- Россия и Польша — равноправные партнеры. Электронный ресурс. URL: http://www.dw-world.de/dw/episode/0"279 958,00.html#411 304 (дата обращения — 11.01.2011).
- Польша и ЕС. Электронный ресурс. ¦ URL: http://www.dw-world.de/dw/article/0"469 410,00.html (дата обращения — 11.01.2011).
- Польша не может освоить помощь ЕС. Электронный ресурс. URL: http://www.dw-world.de/dw/article/0,583 314,00.html (дата обращения — 11.01.2011).
- Что препятствует расширению ЕС? Электронный ресурс. URL: http://www.dw-world.de/dw/article/0"594 211,00.html (дата обращения — 11.01.2011).
- И все-таки расширение ЕС должно произойти. Электронный ресурс. URL: http://www.dw-world.de/dw/article/0"657 183,00.html (дата обращения— 11.01.2011).
- Саммит НАТО в Праге 21.11.2002. Электронный ресурс. URL: http://www.dw-world.de/dw/article/0"680 104,00.html (дата обращения — 11.01.2011).
- Польша, закупит в США 48 боевых самолётов. Электронный ресурс. URL: http://www.dw-world.de/dw/article/0"835 741,00.html (дата обращения—11.01.2011).
- Польша: референдум о вступлении в ЕС. Электронный ресурс.'. URL: http://www.dw-world.de/dw/article/0"835 443,00.html (дата- обращения — 11.01.2011).
- Почему восточные европейцы больше тяготеют к США? Электронный ресурс. URL: http://www.dw-world.de/dw/article/0"893 230,00.html (дата обращения —11.01.2011).
- Новая карта военного присутствия- США в Европе. Электронный ресурс. URL: http://www.dw-world.de/dw/article/0"907 018,00.html (дата обращения—11.01.2011).
- Германия Польша: золотая пора торговых связей. Электронный ресурс. URL: http://www.dw~world.de/dw/artideZO, 1 059 200,00.html (дата обращения—11.01.2011).
- Успех саммита ЕС под большим вопросом. Электронный ресурс. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/news/newsid1048000/1 048 871 .stm (дата обращения — 11.01.2011).
- Чего достиг рекордный саммит? Электронный ресурс. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/news/newsidi1066000/1 066 069.stm (дата обращения—11.01.2011).
- Запад в унынии, Восток в восторге. Электронный ресурс. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/press/newsid1066000/1 066 831 .stm (дата обращения— 11.01.2011).
- Митинг — в Киеве, а Кучма — в Польше. Электронный ресурс. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/news/newsid1222000/1 222 309.stm (дата обращения —11.01.2011).
- Польша и Финляндия хотят видеть страны Балтии в НАТО. Электронный ресурс. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russiaii/nevvs/newsid1322000/1 322 587.stm (дата обращения —11.01.2011).
- НАТО собрался в Будапеште. Электронный ресурс. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/news/newsid1357000/1 357 373.stm (дата обращения— 11.01.2011).
- Буш призывает ломать границы. Электронный ресурс. URL: http://ne ws .bbc.co .uk/hi/rus sian/news/newsid1390000/1 390 319. stm (дата обращения—11.01.2011).
- Что ждет Польшу? Электронный ресурс. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/news/newsid1559000/1 559 863.stm (дата обращения—11.01.2011).
- Российско-польский саммит в Москве. Электронный ресурс. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/news/newsid1721000/1 721 673.stm (дата обращения—11.01.2011).
- Поворот Польши к востоку. Электронный ресурс. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/press/newsid1721000/1 721 374.stm (дата обращения— 11.01.2011).
- Встреча о Калининграде. Электронный ресурс. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/news/newsid1858000/1 858 015.stm (дата обращения —11.01.2011).
- Документ о расширении ЕС одобрен. Электронный ресурс. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/news/newsid2312000/2 312 931 .stm (дата обращения —11.01.2011).
- Ирак и мир: что дальше? Электронный ресурс. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/press/newsid2890000/2 890 597.stm (дата обращения — 11.01.2011).
- Буш доволен Польшей, Польша — Бушем. Электронный ресурс. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/news/newsid2951000/2 951 112.stm (дата обращения—11.01.2011).
- Саммит ЕС: споры из-за расширения. Электронный ресурс. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/news/newsid3248000/3 248 652.stm (дата обращения—11.01.2011).
- В Польше новый премьер. Электронный ресурс. URL: http://news.bbc.co .uk/hi/russian/news/newsid3677000/3 677 941 .stm (дата обращения—11.01.2011).
- Польша требует компенсаций от Германии. Электронный ресурс. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/press/newsid3650000/3 650 822.stm (дата обращения —11.01.2011).
- Решение Варшавы вызвало гнев Москвы. Электронный ресурс. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/russia/newsid4371000/4 371 031 .stm (дата обращения—11.01.2011).
- Польша уйдет из Ирака в конце года. Электронный ресурс. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/news/newsid4437000/4 437 111 .stm (дата обращения — 11.01.2011).1
- Польша в новой роли. Европейская политическая динамика. Электронный ресурс. URL: http://archive.svoboda.org/programs/ce/2003/ce.50 503.asp (дата обращения — 11.01.2011).
- Европейский Союз и НАТО на фоне войны в Ираке и в перспективе. Электронный ресурс. URL: http://www.archive.svoboda.org/programs/ce/2003/ce.32 403.asp (дата обращения—11.01.2011).
- Годовщина вступления Польши, Чехии и Венгрии в НАТО. Электронный ресурс. URL: http://www.svoboda.Org/archive/nworld/0302/l 1.31 202−3.asp (дата обращения —11.01.2011).
- Ярошевская Е. Вацлав Клаус: «Вышеградская четверка — не пустое множество». Электронный ресурс. URL: http://www.radio.cz/ru/statja/83 296 (дата обращения— 11.01.2011).
- Кукал Л. «Вышеградская четверка» хочет стать вторым Бенилюксом. Электронный ресурс. URL: www.radio.cz/ru/statja/53 853 (дата обращения —11.01.2011).
- Едрас Я. Вышеград: Quo Vadis? Электронный ресурс. URL: http://www.radio.cz/ru/statja/83 233 (дата обращения— 11.01.2011).5. Публицистика:
- Kuron J. Tezy о wyjsciu z sytuacji bez wyjscia // Aneks. 1982, № 27.
- Marek K. Jalta po latach // Kultura. 1982. № 5.
- Michnik A. Polnischer Frieden. Berlin, 1985.
- Michnik A. Polnischer Krieg // «Solidarnosc». Die polnische Gewerkschaft «Solidaritat» in Dokumenten, Diskussionen und Beitrage. Koln, 1983.
- Rewera M. (Urbanski A.) Wolnosc i pokoj // Wola. 1985. N 127.
- Skalski E. Interesy Polakow. Konspekt. Biblioteka kwartalnika «Most». 1986.
- Skalski E. Jalta. 40 lat pozniej. Warszawa, 1985
- Белые пятна — черные пятна: Сложные вопросы в российско-польских отношениях / Под общ. ред. A.B. Торкунова, А. Д. Ротфельда. Отв. ред. A.B. Мальгин, М. М. Наринский. М., 2010.
- Большаков В. Пружины «польского эксперимента». М., 1982.
- Брониславский Е., Вачнадзе Г. Польский диалог. События в Польше глазами польских, советских, американских, английских, западногерманских и французских журналистов. Тбилиси, 1990.
- Власов С.М. Европейская безопасность в контексте германских интересов. Киев, 1991.
- Внешняя политика Соединенных Штатов Америки: принципы формирования и закономерности реализации. Монография. В 2 т. / Под общ. ред. академика O.A. Колобова. Нижний Новгород, 2008.
- Воробьева JT.M. Объединение Германии: ретроспективный взгляд на актуальную проблему. М., 1998.
- Гришин Я.Я. Происки контрреволюции и защита революционных завоеваний. Казань, 1989.
- Дмитриенко А.Г. Провал стратегического эксперимента. Политика США в отношении Польши в 1970—1980 е годы. Львов, 1988.
- Елисеев М.Г., Снапковский В. Е. Два германских государства и европейская безопасность: история и современность. М., 1990.
- Зевелев А.И. Историческое исследование: методологические аспекты. М., 1987.
- Кобринская И .Я. Россия и Центральная Восточная Европа после «холодной войны». М., 1997.
- Корнилов Ю., Кузнецов В., Николаев В. Как делается заговор. «Необъявленная война» против Польши. М., 1985.
- НАТО и Россия в глобальном гражданском обществе / под общ. ред. академика O.A. Колобова. М. Нижний Новгород — Арзамас, 2005.
- Павлов Н.В. Объединение Германии, или Рассказ о решении германского вопроса. М., 1993.
- Патрушев А.И. Германские канцлеры от Бисмарка до Меркель. М., 2009.
- Петелин Б.В. Германская политика канцлера Гельмута Коля 1982—1990. Вологда, 2004.
- Расширение ЕС на восток: предпосылки, проблемы, последствия. / Под ред. Арбатовой Н. К., Гутник В. П., Хесина Е. С. М., 2003.
- Россия и основные институты безопасности в Европе: Вступая в XXI век. / Под ред. Д. Тренина. М., 2000.19