Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методика проведения массовых гимнастических выступлений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проходы в колоннах («прочес»), проводимые с флангов: группы, заканчивающие упражнение, расходятся (или разбегаются) на фланги, а новая группа (чаще всего другого пола) выходит (выбегает) ей навстречу. При разной расцветке костюмов уходящих и входящих участников такой выход представляет собою яркое зрелище. Он применяется обычно при смене отдельных номеров программы одной и той же выступающей… Читать ещё >

Методика проведения массовых гимнастических выступлений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В разработке методики мы опираемся на работы Брыкина Т. А. и Губанова В. А. (1977) которые писали, что к гимнастическим выступлениям независимо от их масштаба предъявляются определенные требования:

  • 1. Выступление должно быть зрелищным. Это достигается оригинальностью, логическим сочетанием упражнений, четкостью перестроений, музыкальным сопровождением, художественным оформлением и, естественно, безупречным исполнением упражнений. Высокое исполнительское мастерство участников, согласованность движений, контрастные переходы, легкость, изящество, эмоциональность украшают выступление, делают его впечатляющим и запоминающимся.
  • 2. Выступление должно быть спортивным. Демонстрируя умения владеть своим телом, красиво и легко выполнять движения, участники выступления наглядно убеждают зрителей в пользе занятий физическими упражнениями.
  • 3. Программу выступления необходимо составлять с учетом пола, возраста и подготовленности участников. Программа обычно содержит упражнения типа зарядки, вольные упражнения (без предметов и с предметами), упражнения на гимнастических снарядах и специальных конструкциях, акробатические упражнения (парные, на батуте, пирамиды и д.р.), различные сольные выступления.

Массовое выступление может включать следующие части:

  • 1. Выход. Участники выходят на исходное положение во время окончания выступления предшествующей организации, сохраняя установленный строй, и ждут своего выхода на поле. В процессе совершенствования массовых гимнастических выступлений определились следующие основные способы выхода участников на поле:
    • а) фронтальный выход шеренгами (последовательно, с дистанциями 2—4 м);
    • б) выход колонной (или колоннами). Возможны упрощенные варианты такого выхода: из колонн у своих разметок с движением только вперед.

При выступлении детских коллективов используется выбегание колонн на поле;

  • в) проходы в колоннах («прочес»), проводимые с флангов: группы, заканчивающие упражнение, расходятся (или разбегаются) на фланги, а новая группа (чаще всего другого пола) выходит (выбегает) ей навстречу. При разной расцветке костюмов уходящих и входящих участников такой выход представляет собою яркое зрелище. Он применяется обычно при смене отдельных номеров программы одной и той же выступающей организации. Например, уход мужчин сменяется выходом женщин;
  • г) комбинированный выход — сочетание движения шеренг с выходом колонн из глубины площадки или с флангов, а также расхождения на определенные точки площадки с фигурным выходом новых групп участников.
  • 2. Смысловое построение. Смысловые и массовые построения включаются как в начале, так и в конце выступления. Они придаю ему монументальность, осмысленность, выразительность, усиливают зрелищность и подчеркивают направленность всего выступления. Форма, характер построения выбираются в зависимости от темы (девиза) выступления. Смысловые построения в начале или в конце выступления могут иметь и самостоятельное значение. К таким можно отнести традиционные поточные упражнения на специальной конструкции типа пирамид, плоскостные построений изображений, лозунги.
  • 3. Массовые упражнения. Они могут быть представлены упражнениями типа зарядки (детскими группами, смешанной группой и др.) без предметов и с различными предметами (палками, флажками, полотенцами и др.) или же разнообразными вольными упражнениями. Вольные упражнения выбираются с учетом темы выступления, состава участников, а также условий подготовки и проведения выступления. Широко применяются поточные упражнения типа волн, винтообразных и других движений, а также упражнений со сменой построения и расположения участников на поле. Зрелищность массовых упражнений во многом зависит от расположения участников на поле. С этой целью, а также для обеспечения четкости и синхронности перемещений и действий исполнителей с сохранением равнения в глубину, по фронту и по диагоналям делается специальная разметка с интервалами 1,8−2 м. Хорошо продуманные четкие перестроения с изменением рисунка отдельных частей упражнения и построений представляют интересное зрелище и украшают выступление в целом.

Богданов Г. П. (1965г) убеждал в том, что подготовка к празднику должна проводиться так, чтобы заинтересовать детей, пробудить их активность, заставить жить предстоящими событиями. Для этого очень важно распределить нагрузку.

Анализ психолого-педагогической литературы Шебеко В. Н. (1997г.) приводит к выводу, что открытие праздника начинается с выхода участников на физкультурную площадку, после чего следует построение, поднятие флага, а затем парад участников. После торжественной части проводятся показательные выступления, которые состоят из фигурной ходьбы, перестроений, вольных упражнений (без предметов и с предметами), акробатических пирамид, танцев в различных построениях, упражнений на гимнастических снарядах и т. д. Для показательных выступлений необходимо хорошо подобрать музыкальное сопровождение. Могут сопровождаться общей песней, произнесением лозунгов и тематическими перестроениями. На протяжении всего праздника необходимо максимально активизировать каждого ребенка, уместно использовать для этого шутку.

Исследования Смирновой Л.А.(2002) убеждают в том, что необходимо многократно повторять движения, чтобы выработать правильный, прочный навык. Для этого надо сохранять интерес уже к знакомым упражнениям, улучшить качество выполнения, выработать умение дифференцировать свои движения по силе мышечных усилий, темпу и ритму выполнения. Для овладения этими качествами способствуют следующие методические приемы:

  • 1. Хлопки руками. С их помощью у детей развивается внимательность, чувство ритма
  • 2. Выполнение упражнений с фиксацией отдельных положений. Способствует развитию гибкости, силы мышц, уточнению деталей техники выполнения отдельных положений.
  • 3. Выполнение упражнения в разном ритме и темпе. Способствует развитию внимательности, чувства ритма, темпа и времени — важнейших компонентов любого двигательного действия.
  • 4. Выполнение упражнения из разных и.п. постепенно усложняют его. Такие упражнения способствуют развитию равновесия.
  • 5. Построение детей в круг. В кругу дети видят друг друга и поэтому упражнения становятся коллективными и выполняются с большим интересом.

По мнению Гусак Ш. З. (1965), успех выступлений зависит от оригинальности, разнообразия движений, динамики и композиции вольных упражнений и пирамид и от мастерства исполнения.

Приступая к составлению упражнений, необходимо учитывать, где будут проходить выступления, количество, пол и степенью подготовленности учащихся. Эти факторы обуславливают форму и содержание упражнений.

В большинстве случаев массовые вольные упражнения состоят из точечных, геометрически правильных положений.

При этом, движения симметричны и построены в основных плоскостях (например, руки вперед, в стороны, верх и т. д.).

Важно, чтобы все движения были хорошо видны зрителям. Такие элементы как выпады вперед, упоры на одном колене, шпагаты, упоры лежа со сгибанием рук, следует исполнять боком к зрителям.

Благоприятное впечатление оставляют вольные упражнения, где каждый последующий элемент логически вытекает из предыдущего. Композиционной ошибкой является однообразное положение тела гимнаста. Подбирая элементы, предпочтение нужно отдавать динамическим движениям, выполняемым с широкой амплитудой.

Составленная композиция вольных упражнений вначале проверяется на группе участников. Вначале участники делают упражнения в медленном темпе, затем в темпе, в котором они будут выполняться на празднике.

Важно проверить упражнения, составленные для выступления в концентрических кругах. Здесь нельзя допускать, чтобы участники наружного круга во время выполнения упражнения закрывали бы участников внутренних кругов.

При составлении вольных упражнений важно учесть также место расположения зрителей. Некоторые вольные упражнения, особенно поточного характера, выполняются всегда на одних и тех же расстояниях. Однако есть целый ряд случаев, когда место нахождения основной массы зрителей диктует необходимость увеличивать или уменьшать дистанции и интервалы.

Составление упражнений с предметами производится с учетом тех же требований, что и без предметов.

В выступления, когда все участники выполняют одни и те же движения, форма одежды может быть одинаковой. Если участники выполняют разные упражнения, то форма одежды должна быть разной по цвету. При круговом построении желательно, чтобы каждый круг имел свой цвет.

Филиппова С. О (2007) дает возможность полагать, что красочность внешнего оформления, доступность, отсутствие строгой регламентации деятельности участников, возможности широкого проявления эмоций и индивидуальных способностей делают подобные мероприятия весьма популярными среди детей дошкольного возраста. Поэтому проведение их чаще всего становится традиционным и предусматривается общим планом работы дошкольного учреждения.

Для поддержания постоянного внимания зрителей к происходящему на поле стадиона необходимо умело сочетать отдельные части выступления, использовать контрастность при планировании расположения участников, а также фигуры массовых построений. Следует чередовать массовые выступления с сольными номерами, меняя характер и содержание движений.

Помимо упражнений, в спортивно-массовом мероприятии обычно требуется разучить еще и перестроения. Чаще всего они осваиваются по ходу освоения всего массового упражнения. Иногда на отработку построений и перестроений отводится отдельное время — чаще следует начинать репетицию именно с разучивания построений и перестроений.

Методика разучивания упражнений в целом зависит от уровня подготовленности участников: координации движений и владения «гимнастической школой», музыкальности, чувства ритма и т. п., а также от их опыта участия в подобных мероприятиях. При работе со слабо подготовленными участниками главной проблемой становится качество выполнения и культура движений. Фактически перед организатором выступлений встает задача обучения участников гимнастической школе движений: классическим положениям рук, ног, всего тела, основным движениям, а также обозначающим их терминам. При обучении композиции нужно постоянно напоминать участникам требования к качеству выполнения как отдельных движений, так и упражнения в целом.

Многих специалистов, работающих в области физической культуры и спорта, интересует не только конечный результат творческой организаторской деятельности коллектива, но и технологии подготовки этих мероприятий. Пристальное внимание они уделяют самому процессу разработки и создания технологий в физкультурно-педагогической системе, в том числе и общеобразовательной, что отвечает задачам модернизации педагогического образования.

Музыкальное сопровождение делает более доходчивою смысловую сторону гимнастического выступления и вместе с этим значительно повышает эмоциональное воздействие. Действия участников выступления и органически сливаются с музыкой, образуя единое целое. При подборе музыкального материала следует учитывать:

  • 1. Соответствие его теме выступления.
  • 2. Качество музыкального материала.
  • 3. Соответствие музыкальной мысли действиям участников.
  • 4. Жанр исполнения (духовой, симфонический, эстрадный оркестры, оркестр народных инструментов).
  • 5. Темп исполнения. Следует иметь в виду, что многие музыкальные произведения при изменении темпа исполнения теряют свою художественную ценность или вообще становятся неузнаваемыми.
  • 6. Четкость и равномерность метрического отсчета.
  • 7. Контрастность музыкальной программы по размеру, содержанию и жанру.

Независимо от средств музыкального сопровождения руководитель выступления подбирает музыкальный материал еще задолго до встречи с музыкальным оформителем (дирижером, концертмейстером).

Календарный план физкультурно-массовых мероприятий является основным документом планирования массовых физкультурных мероприятий. В плане выделяются следующие разделы:

  • 1. Наименование мероприятий;
  • 2. Сроки проведения;
  • 3. Место проведения;
  • 4. Участники;
  • 5. Ответственные за проведение мероприятия.
  • (Приложение 3)

Далее составляется план-сценарий. Для этого:

  • 1. выбирается место проведения и его оформление;
  • 2. определяется основная идея, тема постановки;
  • 3. определяется количественный состав участников праздника.
  • 4. Проводится описание эпизода спортивно-массового выступления по следующей композиционной схеме:
  • 5. начало: выход участников, размещение, построение;
  • 6. главные и второстепенные действия участников:
  • 7. — массовый номер;
  • 8. — вставной номер (выступление солистов);
  • 9. финал (кульминация);
  • 10. уход.

В работе Листовой О. (2001) приводится мысль о том, что при построении пирамид желательно не использовать инвентарь, или, во всяком случае, ограничиться несколькими палками или какимилибо иными простейшими предметами.

При построении пирамиды рекомендуется также использовать небольшое количество участников, исходя только из того соображения, что порядок и скорость выполнения должны определять построение.

Общие правила построения пирамиды:

  • 1. Постройте наиболее высокую центральную группу.
  • 2. Постройте подобные ей боковые группы.
  • 3. Поочередно возводите различные этажи, не обнаруживая преждевременно окончательный вид всей пирамиды в целом.
  • 4. Предусмотрите помощника или страхующего (не нарушая эстетического, внешнего вида) для участников, находящихся в положении неустойчивого равновесия.

Выводы по 1 главе

В нашем исследовании освещены организационные вопросы, даны методические рекомендации, широко представлены гимнастические упражнения и виды выступлений.

Наше исследование поможет методически правильно составить программу праздника, подобрать нужные упражнения и интересно провести физкультурный досуг. Так же раскрыта методика и организация массовых выступлений.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой