Принципы транспортного права
Согласно второму подходу, принципы права рассматриваются как принципы-идеи, то есть трактуются с позиций широкого правопонимания, принимающего во внимание объективные условия их формирования и реализации в правовых связях и отношениях, разнопорядковость проявления и познания сущности права, рассматриваемого в диалектическом единстве общей нормы и наличных правомочий ее адресатов. В первую очередь… Читать ещё >
Принципы транспортного права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
При решении вопроса о принципах транспортного права следует учитывать, что категория «принцип права» определяется различным образом, однако все многообразие точек зрения можно объединить в два подхода.
Согласно первому из них, принципы права ограничиваются только юридическими рамками и выражают только его правовую специфику как охраняемой государством системы норм[1].
Согласно второму подходу, принципы права рассматриваются как принципы-идеи, то есть трактуются с позиций широкого правопонимания, принимающего во внимание объективные условия их формирования и реализации в правовых связях и отношениях, разнопорядковость проявления и познания сущности права, рассматриваемого в диалектическом единстве общей нормы и наличных правомочий ее адресатов[2].
Таким образом, принципы транспортного права представляют собой своего рода систему координат, в рамках которой развивается транспортное право, и одновременно вектором, определяющим магистральное направление развития этой отрасли.
В теории транспортного права ряд авторов допускает смешение терминов, отождествляя принципы построения и функционирования транспортной системы с принципами собственно транспортного права, что не вполне корректно. Несомненно, принципы построения и функционирования транспортной системы оказывают существенное влияние на формирование принципов транспортного права, однако они дифференцированы скорее с экономической, нежели с юридической точки зрения, и не могут являться детерминантами нормативноправового регулирования, что является сущностным признаком принципов права.
Принципы построения и функционирования транспортной системы выступают в большей степени в качестве гарантий, установление которых законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации и т. д.
Принципы транспортного права образуют собой объективно существующую стройную систему. Поскольку их классификация позволяет уяснить механизм правотворчества и правореализации, в теории транспортного права выделяются различные основания для их систематизации и таксономического анализа.
Учитывая место транспортного права в системе российского права, следует исходить из того, что, как комплексная отрасль права, оно базируется на двух группах принципов (основополагающих начал).
В первую очередь речь идет об общеправовых принципах, присущих всем или большинству отраслей российского права (принципы законности, справедливости, отрицания обратной силы закона, юридического равенства, социальной свободы, социального долга, ответственности за вину, федерализма и приоритета представительных органов перед исполнительными, а также принцип объективной истины[3]).
Как комплексная отрасль права, транспортное право имеет в своей основе специально-отраслевые принципы, присущие именно ему.
В. Н. Гречуха выделяет целый ряд принципов транспортного права[4], часть которых представляется вполне обоснованными.
Принцип свободного перемещения грузов, багажа, передвижения пассажиров связан с положениями Конституции РФ о едином экономическом пространстве, свободе перемещения товаров и услуг, свободе экономической деятельности, свободе передвижения граждан. Важными гарантиями соблюдения указанных конституционных положений являются уровень и насыщенность транспортной базы государства современными транспортными средствами всех видов транспорта и развитость транспортных артерий. Этот принцип означает, что субъекты РФ, муниципальные образования не вправе устанавливать какиелибо барьеры, ограничения передвижения по своим территориям. Не допускается установление таможенных границ между регионами Российской Федерации, введение пошлин, сборов, иных препятствий для свободного перемещения товаров, создание искусственных препон для передвижения граждан. Поэтому перечисленных ограничений для внутренних перевозок не существует. Исключения из принципа свободного перемещения грузов, багажа, передвижения пассажиров составляют вопросы, касающиеся безопасности перевозок, охраны природы и культурных ценностей. Конституцией РФ закреплено положение, согласно которому в целях обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться федеральным законом (ст. 74). Ограничения могут быть связаны с природными катаклизмами, военными действиями, эпидемиями и т. п. (ст. 77 КВВТ, ст. 29 УЖТ, ст. 123 КТМ).
Принцип свободы транспортного договора обусловлен закрепленными в ст. 421 ГК положениями о свободе договора, которые распространяются на договоры, заключаемые при организации и осуществлении перевозок. Урегулированные гражданским и транспортным законодательством положения о транспортных договорах указывают на свободу юридических лиц и граждан в принятии решения о заключении или незаключении транспортного договора. Исключение составляют случаи, когда обязанность его заключения предусмотрена законом. Речь идет о перевозках, осуществляемых транспортом общего пользования. Коммерческая организация, обладающая статусом перевозчика транспортом общего пользования, обязана заключить договор перевозки с любым обратившимся к ней с предложением гражданином или юридическим лицом (п. 1 ст. 789 ГК). Такой договор является публичным и заключается на одинаковых для обратившихся условиях. Не допускается отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю услугу (п. 3 ст. 426 ГК). Помимо того, участники договорных отношений вправе по собственному усмотрению выбирать контрагента по транспортному договору. Никто не может заставить участника транспортного правоотношения заключить договор с указанным юридическим лицом или гражданином. Это положение не распространяется на перевозку, осуществляемую транспортом общего пользования, т. е. на публичный договор перевозки. При этом стороны свободны в их определении, а значит, и в выработке своих прав и обязанностей. Имущественные отношения, возникающие из перевозок, основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников — положениях, закрепленных в ГК.
Принцип сочетания централизованного регулирования перевозки с ведомственной регламентацией порядка ее осуществления характерен для транспортного права, предопределен сложностью и многогранностью перевозочного процесса, необходимостью выполнения комплекса действий, связанных с подготовкой грузов, багажа к перевозке, осуществлением погрузочно-разгрузочных работ, креплением грузов, их пломбированием, учетом особенностей перевозки грузов, багажа различными видами транспорта. Ведомственная нормативная база разрабатывается на основе транспортных законов, развивая и конкретизируя их отдельные положения.
Что касается выделенного В. Н. Гречухой принципа осуществления перевозок на базе организационно-правовых предпосылок, полагаем, что это принцип не транспортного права, а принцип построения и функционирования транспортной системы в целом. Это же относится и к принципу обеспечения эффективности и качества транспортной деятельности. Принцип законности не может быть охарактеризован в качестве специального (отраслевого) принципа именно транспортного права. Это основополагающий принцип права в целом, что делает его присущим не только транспортному праву, но и любым иным институциональным образованиям российского права. Что касается контроля и укрепления дисциплины на транспорте, то это не принцип транспортного права, а необходимое условие и цель правового регулирования транспортных отношений.
Вопросы и задания для самоконтроля
- 1. В табличной форме раскройте виды регулятивных норм транспортного права и приведите их примеры.
- 2. Раскройте отличие императивных и диспозитивных норм транспортного права.
- 3. На примере конкретной транспортно-правовой нормы раскройте ее структуру, изложив содержание гипотезы, диспозиции и санкции.
- 4. Какие блоки научного знания входят в общую часть транспортного права?
- 5. Что представляет собой система особенной части транспортного права?
- 6. Сопоставьте содержание данного учебника (по его оглавлению) с системой транспортного права и структурой учебной дисциплины «Транспортное право».
- 7. Раскройте место и содержание подотрасли «Государственное управления в транспортной сфере».
- 8. Что понимается под источником транспортного права? Какова специфика источников транспортного права?
- 9. Какими актами высшей юридической силы регламентированы транспортные отношения в Российской Федерации?
- 10. В чем значение подзаконных нормативных правовых актов в системе правового регулирования транспортных отношений?
- 11. Что понимается под обычаями делового оборота? Каково их значение для правового регулирования транспортных отношений?
- 12. Что понимается под принципом транспортного права?
- 13. Какие общеправовые принципы входят в систему принципов транспортного права?
- 14. Раскройте содержание специально-отраслевых принципов, присущих транспортному праву.
- 15. Что понимается под принципом сочетания централизованного регулирования перевозки с ведомственной регламентацией порядка ее осуществления?
- [1] См.: Цыбулевская О. И. Принципы права // Теория государства и права. Курс лекций / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М., 1997. С. 149.
- [2] См., например: Лукашева Е. А. Принципы социалистического права // Советскоегосударство и право. 1970. № 6. С. 21; Явич Л. С. Право развитого социалистическогообщества. Сущность и принципы. М., 1978. С. 11.
- [3] Подробней об общеправовых принципах см., например: Алексеев С. С. Проблемытеории права. Свердловск: издательство Свердловского юридического института, 1972.С. 108—110.
- [4] Гречуха В. Н. Транспортное право: учебник. М., 2015.