Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Этноконфессиональные отношения на восточных землях Речи Посполитой в середине XVII в

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Еврейский" вопрос (отношение к евреям, их статусу и к проявляемому в их отношении насилию) для предводителей восстания 1648 г. находился на периферии их интересов. Высшее православное духовенство, не приветствовавшее восстание, с осуждением смотрело на организуемые казаками, православными крестьянами и мещанами еврейские погромы. Однако почти полное отсутствие в христианских (украинских… Читать ещё >

Содержание

  • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСТОЧНИКИ
  • Павел Алеппский и его «Путешествие в Россию»
  • Мессия Правдивый" Иоанникия Галятовского и его источники
  • ИСТОРИОГРАФИЯ История польско-еврейских и еврейско-христианских отношений в историографии Х1Х-ХХ вв
  • Проблема еврейской аккультурации 3 6 Историография еврейско-христианских отношений в восточной части
  • Речи Посполитой

Отношение к евреям в православной письменности ХУ1-ХУП вв. 50 Еврейские погромы во время восстания Б. Хмельницкого 1648−1649 гг. и еврейско-христианские отношения во второй половине XVII в. в современной историографии

Социальные мотивы еврейских погромов

Религиозные мотивы погромов

Историческая память о погромах 1648 г.

Масштабы погромов 1648−49 гг. и их последствия

Благодарности

ГЛАВА ХРИСТИАНСКО-ЕВРЕЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ

XVII В. НА ВОСТОЧНЫХ ЗЕМЛЯХ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ.

1.1. Еврейское население на украинско-белорусских территориях в первой половине XVII в.

1.2. Правовой статус евреев

1.3. Отношения между евреями и горожанами

1.4. Отношения между евреями и крестьянами

1.5. Отношения шляхты и евреев i оз

ГЛАВА 2.

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ЕВРЕИ В КОНЦЕ XVI- ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII ВВ.

2.1. Нормативное право в отношении евреев и его воздействие на христианско-еврейские контакты.

2.2. Конфликты между православным духовенством и евреями

2.3. Евреи в украинско-белорусских проповедях ХУ1-начлла XVII вв.

2.4. Воздействие книжных антиеврейских представлений на украинско-белорусское общество первой половины XVII в.

2.5. Проблема терпимости к евреям в украинско-белорусской публицистике.

ГЛАВА КАТОЛИКИ, УНИАТЫ, ПРАВОСЛАВНЫЕ И ЕВРЕИ В СОБЫТИЯХ 16 481 654 ГГ.

3.1. Отношение восставших к «врагам»: католикам, униатам и евреям

3. 2."Очищенная земля": Золотой век уб утопия

3.3. Отношение восставших к унии и униатам.

3.4. Отношение восставших к «евреям» и «полякам»: сходства и различия.

ГЛАВА 4.

ЕВРЕЙСКИЕ ХРОНИКИ 1648−1656 ГГ. О КАЗАЦКИХ ПОГРОМАХ 1648 -49 ГГ. И ХРИСТИАНСКО-ЕВРЕЙСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

4.1. Еврейские хроники о польско-украинской истории и их «христианские» источники.

4.2. Погромы 1648−1649 гг. в еврейских источниках: от воображаемого к действительному.

4.3. Проблема насильственного крещения во время восстания 1648 г.

ГЛАВА ИОАННИКИЙ ГАЛЯТОВСКИЙ И ЕГО «МЕССИЯ ПРАВДИВЫЙ»: ВООБРАЖЕНИЕ И РЕАЛЬНОСТЬ

5.1. Христианское «знание»

5.2. «Еврейское» «знание»

5.3. Мессия Правдивый" и христианско-еврейские отношения во время русско-польской войны 1654−1667 гг. и в 60-ее гг. XVII в.

5.4. Насилие и закон

5.5. «Мессия Правдивый» как источник по саббатаизму в Речи Посполитой

Этноконфессиональные отношения на восточных землях Речи Посполитой в середине XVII в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Положение евреев, а также отношения, складывающиеся между ними и христианами на востоке Речи Посполитой, по сравнению с другими регионами Польско-Литовского государства, обладали рядом особенностей. На этих территориях, пользуясь поддержкой и покровительством магнатов, евреи могли заниматься арендой земель, таможен, монетных дворов, сельскохозяйственных построек, имели больше, чем их соплеменники из Короны, возможностей в занятиях торговлей и ремеслом. Правовое положение еврея, особенно еврея-арендатора, было вполне благоприятно. Уровень напряженности в отношениях между евреями и мещанами на этих территориях был менее острым, чем в польских городах.

2. На отношения к евреям влияли социальный статус христиан и их зависимость от светского или церковного собственника. Эти отношения были крайне разнообразны. В формировании отношений к евреям одним из главных факторов являлись экономические реалии. Анализ отношений между евреями и крестьянами показал, что фискальная деятельность евреев-арендаторов соответствовала политике шляхты, которая в условиях падения цен на зерно стремилась к минимализации затрат и максимализации прибыли. Однако, судя по источникам, деятельность евреев-арендаторов часто оценивалась в традиционных для проповедей антиеврейских стереотипах, согласно которым евреи обвинялись в «злости» по отношении ко всем христианам, в склонности к обманам и.т.д. Это свидетельствует о том, что на отношения между евреями и христианами, развивавшиеся в экономической плоскости, проецировалась вражда к ним как к особой этноконфессиональной группе.

3. Отношения православного и униатского духовенства к евреям были во многом аналогичны отношениям, которые складывались между евреями и католической церковью. Православное и католическое духовенство отдавало в аренду евреям свои земельные владения, а конфликты, возникающие между евреями и христианами, часто имели экономическую подоплеку. Поэтому эти конфликты следует рассматривать не только через призму христианского антисемитизма, но и в рамках правовых (и даже, вероятно, этических) норм того времени. Накопленные знания позволяют утверждать, что уровень социального контроля в православной церкви был ниже, чем в католической церкви. Первые попытки контролировать еврейско-христианские отношения были предприняты Петром Могилой в 30-е гг. XVII в. Киевский собор 1640 г. запретил православным жителям Речи Посполитой покупать у них мясо, а сам киевский митрополит издал окружное письмо, запрещавшее христианам работать на евреев. Хотя свидетельства нарушений церковного права и относительно слабую реакцию светских и духовных властей на эти нарушения можно найти и в польских документах XVI — XVII вв., тем не менее, некоторые «православные» и «униатские» источники идут еще дальше. Так, например, в одном из источников уже второй половины XVII в. проживание еврея в доме священника не казалось последнему нарушением церковного права. В актах униатской консистории.

Пшемысльской епархии рассказывается о том, как униатских священников обвиняли в совместном с евреями пьянстве в корчмах и даже на еврейских свадьбах (1732). Униатский синод в Пшемысле в 1740 г. запретил христианам служить у евреях, проживать с ними в одних домах (чтобы они не перенимали вредных обычаев), а также резко осудил работу по воскресеньям и праздникам. По мнению униатского духовенства, работа и совместное проживание с евреями вели к тому, что христиане начинали реже посещать церкви, пренебрегать христианскими таинствами и даже забывать тексты молитв 1.

4. В православной литературе XVI — первой половины XVII в. почти нет «реальных» евреев. В проповедях и полемических сочинениях речь идет исключительно о ветхозаветных и новозаветных иудеях, упрек к которым сводится лишь к непризнанию Христа мессией и его божественности. Вместе с тем спорадические упоминания об евреях можно обнаружить в православной публицистике того времени. В этих текстах евреи рассматриваются как одна из групп населения Речи Посполитой, чьи привилегии и права гарантировали им свободу вероисповедания. Положение евреев и других нехристианских групп населения, по мнению православных авторов, представлялось более благоприятным, чем положение православных, которые после Брестской унии 1596 г. и вплоть до 1632 г. были юридически лишены права свободно исповедовать свою веру. Степень терпимости православных авторов определялась их социальным положением как мещанства, непривилегированного сословия Польско-Литовского государства. С другой стороны, значительное воздействие на формирование отношения к свободам «другого» (протестантов и евреев) оказывал факт частичной дискриминации православного населения (недопущение их в магистраты, цехи, ограничения в отправлении церковных служб, репрессии в отношении православного духовенства). Кроме того, сравнительно терпимое отношение православных публицистов к евреям может быть объяснено лишением их доступа к репрессивным государственным функциям (старосты, рассматривавшие тяжбы между евреями и христианами, часто были католиками, но не православными).

5. Сочинение Иоанникия Галятовского «Мессия Правдивый» является первым текстом в православной культуре Речи Посполитой, где были собраны все известные в Западной Европе антиеврейские стереотипы. Этот трактат имеет крайне отвлеченный и литературный характер. Вместе с тем Галятовский обращается не только к воображаемым евреям, но и к событиям недавнего прошлого, которые повлияли на еврейское и христианское общества, а именно, к еврейскому мессианскому движению 1660-х гг. Информация о Саббатае Цви и еврейском мессианском движении получена опосредованно, благодаря знакомству с немецкими антисаббатианскими памфлетами. Несмотря на этот факт, а также на то, что знакомство Галятовского с.

1 КгосИта! У. Кггуг I шепога.8. 143−144- й^югоу/зк! Б. СЬггсзсуаше 12усЫ 2о1кт. в. 199−200. иудаизмом минимально, «Мессия Правдивый» — несомненное свидетельство интереса к евреям и их религии.

6. Правовой статус еврейского населения проясняется в свете правовых и социальных отношений в Речи Посполитой. Одновременно следует отличать отношение к евреям и их статусу элит (во многом создающих этот статус) от отношения к ним остального населения. Поэтому рассмотренная в диссертации православная публицистика не отражает ту действительную ситуацию, которая характеризовала отношения между православными жителями Речи Посполитой и еврейским населением, последовательно мигрировавшим в этот период на юго-восточную периферию Польско-Литовского государства.

7. «Еврейский» вопрос (отношение к евреям, их статусу и к проявляемому в их отношении насилию) для предводителей восстания 1648 г. находился на периферии их интересов. Высшее православное духовенство, не приветствовавшее восстание, с осуждением смотрело на организуемые казаками, православными крестьянами и мещанами еврейские погромы. Однако почти полное отсутствие в христианских (украинских и польских) источниках того времени сведений об отношении к евреям местных православных элит, не свидетельствует о том, что остальное украинское население оставалось индифферентным. Низшее духовенство активно участвовало в восстании: священники скрывали казаков в своих домах, снабжали их полезной информацией и иногда даже становились во главе отрядов восставших.

8. Христианские (польские, украинские, немецкие, русские и др.) и еврейские источники сообщают о еврейских погромах на Украине в 1648 г. О их деталях намного больше осведомлены еврейские хронисты. Однако содержание еврейских хроник далеко не всегда достоверно. Их авторы хотят увековечить память о погибших, но часто их память — это не фиксация «фактов», но определенного рода стратегия по формированию коллективной памяти. Наиболее традиционная форма этой стратегииизображение еврейского мученичества как гибели единоверцев, которые в выборе между смертью и принятием христианства выбрали смерть, но не измену вере предков (ШйшЛ Иа-$Иет). В христианских источниках (за исключением Павла Алеппского) нет сведений о том, что казаки предлагали евреям такой выбор.

9. Еврейские хронисты представляли казаков-христиан в образе врага, угрожавшего имуществу, статусу и жизни евреев из-за религиозной ненависти к иудаизму, но не по причинам социального характера. Таким образом, формировался идеализированный апологетический образ святой общиныи ее разрушение оценивалось как испытание веры. Вместе с тем в хрониках слышны и другие голоса. Так, некоторые авторы — Натан Ганновер, Габриэль Шусберг и отчасти Меир из Щебжешина осознают, что казацкое восстание было обусловлено не только религиозной ненавистью, но и политическими и социальными причинами. Часть христианского населения Украины, тем не менее, оказывала евреям поддержку. Хронисты признавали, что даже в обостренной ситуации евреи и православные поддерживали близкие и дружественные отношения. Факты помощи евреям со стороны крестьян и мещан подтверждаются респонсами и актовым материалом, проанализированными в диссертационном исследовании.

10. Евреи, как и остальное население Великого княжества Литовского, серьезно пострадали от действий московских войск, многие из них были подвергнуты насильственному крещению. Вместе с тем характеризовать отношение русских властей к евреям как исключительно враждебное было бы преувеличением. Так, евреи проживали не только на захваченных западных землях княжества, но и к востоку от Березины, т. е. на тех территориях, на которых московские власти официально разрешали жить лишь православным жителям Речи Посполитой.

1. Неопубликованные источники.

2. BIBLIOTEKA CZARTORYJSKICH W KRAKOWIE: Dz. IV. Sygn. 144. Sygn. 1656. ARCHIWUM GLOWNE АКТ DAWNYCH W WARSZAWIE: Archiwum Radziwillow. Dzial. VIII. Sygn. 541.1. Опубликованные источники.

3. Акты, издаваемые Виленской Археографической комиссией. Вильно, 1870−1909. Т. 3,5, 15,19,28,29, 34.

4. Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. Спб., 1842. Т. 4 (1645−1676).

5. Акты Московского государства, изданные Императорской Академией наук/ Под. ред. Н. А. Попова и Д. Я. Самоквасова. Спб., 1894−1904. Т. 2−3.

6. Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографической комиссией. Спб., 1865−1872. Т. 2, 3, 5, 7.

7. Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографической комиссией. Спб., 1851−1853. Т. 3−4.

8. Археографический сборник документов, относящихся к истории СевероЗападной России. Вильно, 1867−1904. Т. 2, 4, 7, 19.

9. Бершадский С. А. Русско-еврейский архив. Документы и регесты к истории литовских евреев из актовых книг Метрики Литовской (1388−1569). Спб., 1882. Т. 2.

10. Величко С. Сказание о войне козацкой з поляками (1720). Киев, 1851. Т. 1−2.

11. Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы. М., 1953. Т. 1.-3.

12. Василий Острожский (Суражский). Об единой истинной Православной вере и о святей соборной апостолской церкви, откуду начало приняла и како повсюду распростреся 1588 //РИБ Спб., 1882. Т. 7. Стлб. 601−938.

13. Грабянко Г. Действия презельной и от начала поляков крвавшей небывалой брани Б. Хмельницкого, гетмана Запорожского (1710). Киев, 1854.

14. Документа Б. Хмельницького. 1648−1657/ Упор. I. Крип’якевич, I. Бутич и др. Кшв, 1961.

15. Документы об освободительной войне украинского народа 1648−1654 гг. / Сост. А. З. Барабой, И. Л. Бутич, А. Н. Костренко, Е. С. Компан. Киев, 1965.

16. Донесение венецианца Альберто Вимино о казаках и Б. Хмельницком// КС. 1900. № 1.С. 62−75.

17. Евангелие учительное албо казаня на кождую неделю и света урочистые през Калиста, архиепископа константинопольского и вселенского патриарха. Евье, 1616.

18. Еврейские хроники XVII столетия (эпоха «хмельничины») / Исследование, перевод и комментарии С. Я. Борового. М., 1997.

19. Жукович П. Н. Протестация И. Борецкого и других западнорусских иерархов, составленная 28 апреля 1621 г. // Статьи по славяноведению. Спб., 1910. Т. 3.

20. Заборовский Л. В. Великое княжество Литовское и Россия во время польского Потопа. М., 1994.

21. Заборовский Л. В. Католики, православные, униаты: Проблемы религии в русско-польско-украинских отношениях конца 40−80 гг. XVII в. Документы. Исследования. М., 1998. Ч. 1. Источники времен гетманства Б. М. Хмельницкого.

22. Историко-Юридические материалы, извлеченные из актовых книг губерний Витебской и Могилевской, хранящихся в Центральном архиве в Витебске / Изданные под редакцией А. М. Созонова. Витебск, 1877−1884. Вып. 8, 9, 17, 15.

23. Киевский собор 1640 г. по рассказу Касиана. Саковича // РИБ Спб., 1878. Т. IV.

24. Коган Д. Московский разгром Быхова в 1659 г. // ЕС. 1911. Т. 4. № 1. С. 114−116.

25. Лггопис Самовидця / Вид. ЯЛ. Дзира. Кшв, 1971.

26. Литвин М. О нравах татар, литовцев и московитян (1550) / Пер. В. И. Матузовой. Отв ред. А. Л. Хорошкевич. М., 1994.

27. Литовский Областной Пинкас // Еврейская старина 1909;1912.

28. Лифос, альбо камень // Архив Юго-Западной России. Киев, 1893. Т. 9. Ч. 1.

29. Описание документов архива западнорусских униатских митрополитов. Спб., 1897. Т. 1.

30. Мицик Ю. А. Два публщистичш трактата про причини Нацюнально-визвольной вшни укршньского народу середини XVII ст. // Украшський юторичний журнал. 1999. № 6. С. 125−135.

31. Павел Алеппский. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII в., описанное его сыном Павлом Алеппским / Пер. Г. А. Муркоса. М., 18 961 900. Вып. 1−5.

32. Памятники, изданные Временной комиссией для разбора древних актов. Киев, 1848−1859. Т. 1. Отд. 3- Т. 3. Отд 1, 3- Т. 4. Отд. 3.

33. Регесты и надписи. Свод материалов для истории евреев в России (80−1800 гг.). Спб., 1999;1913. Т. 1−2.

34. Реляция или обстоятельное описание ужасного и печального разрушения и сожжения варварски произведенного московитами и казаками при взятии прекрасного города Люблина 1656 года // Чтения ОИДР. М., 1910. № 2. С. 4−26.

35. Собрание древних грамот и актов городов Минской губернии, православных монастырей и по разного рода предметам. Минск, 1848.

36. Украшьска поез! я. Юнець XVI початок XVII ст. / Упор. В. П. Колосова, B.I. Крекотень. Кшв, 1978.

37. Украшьска лггература XIV—XVI ст.: Апокрифи. Агюграф1я. Паломницьк! твори. 1сторюграф1чш твори. Полемi4Hi твори. Перекладш noBicTi. Поетичш твори / Автор вступ, ст. i ред. тому В. Л. МикитасьУпоряд. i прими. В. П. Колосово! та ш. К., 1989.

38. Ушверсали Б. Хмельницкого / Упорядники I. Крип’якевич, I. Бутич. Кшв, 1998.

39. Флоря Б. Н. Новые свидетельства об отношении населения Украины к евреям первой половины XVII в. (документы) // Еврейское население в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе. Средние века Новое время. М., 1994. Примечание. 2. С. 136 -138.

40. Южнорусские летописи, открытые и изданные Белозерским. Киев, 1856. Т. 1−2.

41. Galatowski J. Fundamenta, па ktorych lacinnicy jednosc Rusi z Rzymem fundujq.. Czernichow, 1683.

42. Gminy zydowskie w dawnej Rzeczypospolitej. Wybor tekstow zrodlowych/ Oprac. i tlum. A. Michalowska. Warszawa, 2003.

43. Gurland I. Le’korot ha’gezeirot al Israel. Krakow, 1887.

44. Gurland I. Le’korot ha’gzeirot al Israel. Krakow, 1892.

45. Dialogue of Justin, Philosopher and Martyr with Trypho, a Jew. (в рукописи).

46. Filozofia i mysl spoleczna w XVII w. / Wybr. oprac i przypisami opatrzyl Z. Ogonowski. Warszawa, 1979.T. 1.

47. Jewish Privileges in the Polish Commonwealth. Charters of Right Granted to Jewish Communities in Poland-Lithuania in the Sixteenth to Eighteenth Centuries / Ed. by J. Goldberg. Jerusalem, 2001. Vol. 2.

48. Kmita J.A. Kruk w zlotej klatce albo zydzi w swiebodnej wolnosci koronny Polskiey. B.m.dr., 1648.

49. Kmita J.A. Talmud abo wiara zydowska. Lublin, 1642.

50. Kmita J.A. Sefer Ein Brief abo List od Zydow polskich do Meeuasza, ktory iako Zydzi wierzq. w raiu siedzi i czekaiqc czasu przyscia swego Br. Bm.

51. Latopisiec albo kroniczka Joachima Jerlicza / Wyd. K.W. Wojcicki. Warszawa, 1853. T. 1−2.

52. Latopis Hustyiiski / Opracowanie, przeklad i komentarze H. Suszko. Wroclaw, 2003.

53. Lubieniecki A. Poloneutychia abo Polskiego Krolewstwa szcz? scie a przy tym i Wielkiego Ksi? stwa Litewskiego/ Opracowali A. Linda, M. Maciejewska, J. Tazbir, Z. Zawadzki. Warszawa, 1982.

54. Pami? tniki Samuela i Boguslawa Maskiewiczow. Wiek XVII. / Wyd. A. Sajkowski. Wroclaw, 1961.

55. Michael Iudaeus. List Michaela Zyda okrzczonego /Wyd. J. Wereszczynski. Krakow,.

56. Jakuba Michalowskiego woj skiego lubelskiego pozniej kasztelana bieckiego ksi^ga pami? tnicza z dawnego r^kopisma / Wyd. A. Helcel. Krakow, 1864.

57. Materialy do powstania K. Napierskiego. 1651 / Wyd. i wst^pem poprzedzil A. Przybos. Wroclaw, 1951.

58. Materialy zrodlowe do dziejow Zydow w ksi^gach grodzkich lubelskich z doby panowania Wladyslawa IV i Jana Kazimierza Wazy 1633−1669 / Oprac. H. Gmiterek. Lublin, 2006. T. 1.

59. Metryka litewska. Ksi? ga wpisow Nr. 131./ Oprac. A. Rachuba. Warszawa, 2001.

60. Miczynski S. Zwierciadlo Korony Polskiej urazy ci? zkie i utrapienia wielkie, ktore ponosi od Zydow, wyrazajqce. Krakow, 1618.

61. Mojecki P. X. Zydowskie okrucienstwa, mordy i zabobony. Krakow, 1590.

62. Morgensztern J. Regesty z Metryki Koronnej do historii Zydow w Polsce (15 881 632) // BZIH. 1964. № 51. S. 59−78.

63. Morgensztern J. Regesty z Metryki Koronnej do historii Zydow w Polsce (1633−1660)//BZIH. 1966.№ 58. S. 107−148.

64. Morgensztern J. Regesty z Metryki Koronnej i sigillat do historii Zydow w Polsce (1660−1668) // BZIH. 1968. № 67. S. 67−108.

65. Morgensztern J. Regesty z Metryki Koronnej i sigillat do historii Zydow w Polsce (1669−1696) // BZIH. 1969. № 69. S. 71−109.

66. Petrycy S. Jesli Zydowie wi? cej podejrzani i gorsi sq, Rzecypospolitej nizli Ormianie // Arystoteles. Polityka to iest rzqdu Rzecypospolitej dokladem ksiag dziesiecioro. Krakow, 1605. Cz. 2. S. CXXXI.

67. Sejmy i sejmiki koronne wobec Zydow. Wybor tekstow zrodlowych / Wyb. i oprac. A. Michalowska-Mycielska. Warszawa, 2006.

68. Sleszkowski S. Dostateczna genealogia zydowska. Braniewo, 1622.

69. Schorr M. Zydzi w Przemyslu. Jerusalem, 1991. Dokumenty.

70. Traktat Samuela Rabina blqd zydowski pokazujqcy. Wilno, 1705.

71. Tranquillus Stavroveckij C. Perlo Mnogocennoje. Cernihov. 1646/ Herausgegeben und kommentiert von Harmut Trunte. BohlauKoln Wien, 1984.

72. Volumina Legum / Wyd,. J. Ohryzko. Petersburg, 1859. Vol. 2.

73. Waugh D. News of the False Messiah. Reports on Shabbetai Zevi in Ukraine and Moscovy//JSS. 1979. № 41. Dokuments. P. 310−322.

74. Zydzi polscy 1648−1772. Zrodla/ Oprac. i wst^pem opatrzyl A. Kazmierczyk. Krakow 2001.1.

ЛИТЕРАТУРА

.

75. Антонович В. Б. Описание архидиаконом Павлом Алеппским путешествия антиохийского патриарха Макария в Россию в 1653 г.// Чтения в историческом обществе Нестора-летописца. 1899. Т. 13. Отд. 1. С. 161−163.

76. Баранович А. И. Украина накануне освободительной войны середины XVII в. Социально-экономические предпосылки войны. М., 1959.

77. Бенешевич В. Н. Два списка славянского перевода «Синтагмы» Матфея Властаря, хранящиеся в Петербургской синодальной библиотеке. Описание и тексты неизданных статей. Спб., 1902.

78. Бершадский С. А. Литовские евреи. История их юридического и общественного положения в государстве от Витовта до Люблинской унии (1386−1569). Спб., 1883.

79. Бершадский С. А. Старинное средство. Обвинение евреев в убиении младенцев в Литве и Польше в XVI—XVIII вв.// Восход 1894. Т. 14. № 1. С. 71−87- № 9. С. 3−21- № 11. С. 45−67- № 12. С. 3−20.

80. Бшоус Н. О. Функци та основш напрями д1яльносп кшвського мапстрату в XVI-nepinoi половини XVII ст.) // Украинський юторичний журнал. 2005. № 5. С. 4−17.

81. Боровой С. Я. Евреи в Запорожской Сечи // Еврейские хроники XVII столетия (Эпоха «хмельничины»). Исследование, перевод и комментарии С. Я. Борового. М., 1997. С. 207−250.

82. Боровой С. Я. Классовая борьба на Украине XVII в. в свете современных еврейских хроник // Еврейские хроники XVII столетия (эпоха «хмельничины») / Исследование, перевод и комментарии С. Я. Борового. М., 1997. С. 279−287.

83. Боровой С. Я. Национально-освободительная война украинского народа против польского владычества и еврейское население Украины// Исторические записки. 1941. № 9. С. 81−121.

84. Владимирский-Буданов М. Ф. Передвижение южнорусского населения в эпоху Б. Хмельницкого. Киев, 1888.

85. Талант И. Арендовали ли евреи православные церкви на Украине? // ЕС. 1909. № 1. С. 81−87.

86. Талант И. Киевский митрополит Петр Могила и его отношение к евреям // КС. 1905. Т. 89. С. 149−152.

87. Гебеи Ш. Дипломатические оштношения между Трансильванским княжеством и Запорожским войском в 1648 г. // Украша в Центрально-Схщнш Еврот. Студа з icTopii XI-XVIII ст. Кшв, 2005. Вып. 5. С. 243 -262.

88. Н. Гинзбург К. Микроистория: две-три вещи, которые я о ней знаю// Гинзбург К. Мифы-эмблемы-приметы. Морфология и история. М., 2004. С. 287−320.

89. Гиршман М. Еврейская и христианская интерпретация Библии в поздней античности, М. Иерусалим, 2002.

90. Грицкевич А. П. Частновладельческие города Белоруссии в XVI—XVII вв. Минск. 1975.

91. Голубев С. Т. Киевский митрополит Петр Могила и его единомышленники. Киев, 1883. Т. 1−2.

92. Дмитриев М. В. Евреи во взглядах польского проповедника середины XVII в. Павла Рушеля // Свой или чужой? Евреи и славяне глазами друг друга. Сб. статей / Под. ред. О. В. Беловой. М., 2003. С. 56−58.

93. Дмитриев М. В. Иудаизм и евреи в украинско-белорусской православной письменности XVI в. // До джерел. Зб1рник наукових праць на пошану Олега Купчиньского з нагоди його 70-р1ччя. Кшв-Льв1 В, 2004. С. 186−206.

94. Дмитриев М. В. Церковные братства Киевской митрополии в конце XVI в.: результат «православной конфессионализации»? // Сравнительная история: методы, задачи, перспективы. Сборник статей/ Под ред. М. Ю. Парамоновой. М., 2003. С. 133−153.

95. Дубнов С. Всеобщая история евреев (на основании новейших исследований) Спб., 1906. Кн. 3.

96. Дубнов С. Разговорный польско-литовских евреев в XVI—XVII вв. // ЕС. 1909. № 2. С. 7−40.

97. История евреев в России / Под ред. А. И. Браудо. М., 1914. Т. 11.

98. Йерушалми Й. Х. Захор: еврейская история и еврейская память. М., 2004.

99. Капраль М. Антиеврейське заворушення та погроми у Львов1 XVII-XVIII ст. // Сощум: Альманах сощально1 icTopii. 2003. Вып. 2. С. 89−100.

100. Критикус. Южнорусское духовенство и евреи в XVII в. // Восход. 1887. № 3 (апрель). С. 1−14.

101. Ковалевский А. П. Описание путешествия Павла Алеппского как источник по истории Украины в эпоху ее воссоединения с Россией// Зб1рник наукових робгт, присвячений 300-р1ччю возз’еднанння Украши з Pocieio. Харьюв, 1954. С. 257−291.

102. Ковалевский Н. П., Мицик Ю. А. Украинские летописи// Вопросы истории 1985. № 10. С. 81−94.

103. Корзо М. А. Образ человека в проповеди XVII в. М. 2002.

104. Корзо М. А. «Православное исповедание веры» Петра Могилы (1596−1647): к вопросу о западном влиянии на киевское богословие XVII в. // Сравнительная история: методы, задачи, перспективы. Сборник статей / Под ред. М. Ю. Парамоновой. М., 2003. С. 33−56.

105. Крачковский И. Ю. Избранные сочинения. М., 1957. Т. IV.

106. Кулиш С. Записки о Южной Руси. СПб. 1857. Т. 2.

107. Лимор О. Христианская святость и еврейский авторитет // Вестник Еврейского университета 1999. № 2(20). С. 181−215.

108. Лепявко С. А. Козацыа повстання 1591−1596 роюв в Украип. Дисертащя на здобуття вченого ступеню кандидата ксторичних наук. Кшв, 1991.

109. Маслов С. И. Кирилл Транквиллион Ставровецикй и его литературная деятельность. Киев, 1984.

110. Малышевский И. И. Александрийский патриарх Мелетий Пигас и его участие в делах русской церкви. Киев, 1872.

111. Мейлус Э. Литовские евреи во время Московской оккупации Вильнюса (16 551 660 гг.) (в рукописи).

112. Мицик Ю. А. Джерела з нацюнально-визвольно1 вшни украшьского народу середини XVII ст. Дншропетровськ, 1996.

113. Мочалова В. В. «Евреи» и «грех» в польской литературе ХУ1-ХУТ1 вв. // Концепт греха в славянской и еврейской культурной традиции. Сб. статей. М., 2000. С. 130— 153.

114. Мочалова В. В. Иудеи между католиками и протестантами в Польше ХУ1-ХУП вв. // Свой или чужой? Евреи и славяне глазами друг друга. М., 2003. С. 68−91.

115. Мыцко И. З. Украинский писатель-полемист Василий Суражский — сподвижник Ивана Федорова// Федоровские Чтения, 1979. М., 1982. С. 18−23.

116. Образы прошлого и коллективная идентичность в Европе до начала Нового времени / Отв. ред. Л. П. Репина. М., 2003.

117. Огиенко И. И. Легендарно-апокрифический элемент в «Небе Новом» И. Галятовского, южнорусского проповедника XVII столетия. Киев, 1913.

118. Огиенко И. И. Отражение в литературе «Неба Нового» И. Галятовского, южнорусского проповедника XVII столетия. Воронеж, 1912.

119. Паславский И. В. К вопросу о философских взглядах деятелей Острожской академии (Идеи неоплатонизма в произведениях Василия Суражского и Клирика Острожского) // Федоровские Чтения. М., 1981. С. 76−83.

120. Пумпян Г. З. Отражение русских и украинских реалий в «Путешествии патриарха Макария Антиохийского» // Россия и арабский мир. Спб., 1994. С. 35−40.

121. Плохий С. Н. Латиноязычные сочинения середины XVII в. как исторический источник по истории Освободительной войны украинского народа 1648−1654 гг. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Днепропетровск, 1982.

122. Плохш С. Н. Хмельниччина та еврек Причинки до щеологп повстання // Prosphema. 1сторричш та фшолопчш розвщки, присвячеш 60-р1ччю Я. 1саевича/ Уклав. Б. Якимович. JTbBIB, 1998. С. 475−487.

123. Прокопьев А. Ю. «Mobiiitore, nobilitore!» Путешествие в конфессиональную эпоху// Проблемы социальной истории и культуры Средних веков и раннего Нового времени. Спб., 2003. Вып. 4. С. 60−82.

124. Рубашов 3. К истории саббатианства в Польше // ЕС. 1912. № 5. С. 219−221.

125. Рузер С. Иудаизм и христианство в израильских гуманитарных исследованиях: модели интеракции // Вестник Еврейского университета в Москве. 1999. № 1. С. 178 193.

126. CaraHOBI4 Г. Невядомая вайна 1654−1667 гг. Mihck, 1995.

127. Серов Б. Н. Представления о евреях и иудаизме в украинско-белорусской проповеди и полемике XVI в. // И. А. Воронков профессор славист Московского университета. Материалы чтений / Отв. ред. Г. Ф. Матвеев. М. 2001. С. 58−85.

128. Смолш В. А., Степанков B.C. Украшьска нацюнальна револющя 1648−1676. Кшв, 1998.

129. Сисин Ф. E? pei та повстання Б. Хмельницького // Марра mundi: 36ipHHK наукових праць на пошану Я. Дашкевича з нагоди його 70-р1ччя. JlbBIB, 1996. С. 479−488.

130. Старченко Н. Евреи на Волыни в конце XVI первой трети XVII в.: некоторые наблюдения над непростым соседством // Свой или чужой? Евреи и славяне глазами друг друга. М., 2003. С. 92−104.

131. Сумцов Н.Ф. И. Галятовский: (К истории южно-русской литературы XVII в.). Киев, 1884.

132. Сумцов Н. Ф. Обзор содержания проповедей И. Галятовского. Харьков, 1913.

133. Туров, И. Евреи и христиане в Восточной Речи Посполитой// Judaica Rossica, М., 2002. Вып. 2. С. 81−96.

134. Шевченко С. Ф. К истории «Великого Зерцала» в Юго-Западной Руси. «Великое зерцало» и сочинения И. Галятовского. Варшава, 1909.

135. Флоря Б. Н. Отражение религиозных конфликтов между противниками и приверженцами Унии в «массовом сознании» простого населения Украины и Белоруссии в первой половине XVII в. // Дмитриев М. В., Заборовский Л. В., Турилов.

136. А.А., Флоря Б. Н. Бресткая уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в конце XVI начале XVII вв. М., 1996. Ч. 2. С. 151−174.

137. Флоря Б. Н. У истоков польско-украинского конфликта// Славяноведение. 2004. № 4. С. 28−34.

138. Щапов Я. Н. Памятники церковного права IX—XIII вв. Древней Руси и славянских стран (опыт сравнительно-исторического изучения) //Исторические записи. 1982. Т. 107. С. 303−331.

139. Ювапь И. Между политическим и утопическим мессианством в Средние века // Вестник Еврейского университета. 1999.№. 2. С. 216−236.

140. Яковенко Н. М. Паралельний сви1. Дослидження з icTopii уявлень та щей. Кшв, 2002.71. .Ямпольский М. Физиология Символического. Возвращение Левиафана. Политическая теология, репрезентация власти и конец Старого режима. Москва, 2004. Книга 1.

141. Abramson Н. М. The Scattering of Amalek: A Model for Understanding the Ukrainian-Jewish Conflict // East European Jewish Affairs. № 24 (1994). P. 39−47.

142. Alexandrowicz S. Zaludnienie miasteczek Litwy i Bialorusi w XVI w pierwszej polowie XVII w. // Roczniki dziejow spolecznych i gospodarczych. 1966. T. 27. S. 35−68.

143. Bacon G. The House of Hannover": Gezeirot Tah In Modern Jewish Historical Writing // Jewish History 2003. Vol. 17. № 2. P. 179−206.

144. Balaban M. Sabataism w Polsce // Ksi? ga jubileuszowa ku czci Prof. Dr. M. Schorra. Warszawa, 1935. S. 47−90.

145. Balaban M. Zydzi lwowscy na przelomie XVI-XVII w. Lwow, 1906.

146. Baron S. W. A Social and Religious History of the Jews. Late Middle Ages and End of the European Expansion. New-Yoork-Philadelphia, 1976. Vol. 16.

147. Bartoszewicz A. Antysemityzm w literaturze polskiej. Warszawa, 1914.

148. Bobiatynski K. Kampania zimowa-wiosenna wojsk J. Radziwilla 1654−1655// Staropolska sztuka wojenna XVI-XVII w. Prace ofiarowane Prof. J. Maciszewskiemu / Pod red. M. Nagielskiego. Warszawa, 1993. S. 173−198.

149. Bogucka M., Samsonowicz H. Dzieje miast i mieszczanstwa w Polsce przedrozbiorowej. Wroclaw, 1986.

150. Bowman S.B. The Jews of Byzantium, 1204−1453. Alabama, 1985.

151. Centnerszwerowna R. О j^zyku Zydow w Polsce i na Litwie i Rusi. Warszawa, 1907.

152. Cygielman A. Iskei hakhirot shel yehudei Polin u’kesharam le’hithavut Vaad arba aratzot (Арендные контракты и их связь с созданием Ваада Четырех земель)// Zion. 1982. Vol. 47. № 2. S. 112−144.

153. Czaplinski W. О Polsce siedemnastowiecznej. Problemy i sprawy. Warszawa, 1966.

154. Degiel R. Protestanci i prawoslawni. Patronat wyzaniowy Radziwillow birzanskich nad Cerkwiq. prawoslawnq. w ksi^stwie Sluckim w XVII w. Warszawa, 2000.

155. Doktor J. Sladami Mesjasza-Apostaty. Zydowskie ruchy mesjanskie w XVII i XVIII wieku a problem konwersji. Wroclaw, 1998.

156. Dubnov S. History of the Jews in Russia and Poland. Philadelphia, 1916.

157. Ettinger S. Jewish Participation in the Settlement of Ukraine in the Sixteenth and Seventeenth Centuries // Ukrainian-Jewish Relations in Historical Perspective / Ed. by H. Aster, P.J. Potichnyj. Edmonton, 1990. P. 23−30.

158. Feldman E. Heichan u’bishvil mi nitkanu ha’takanot le’issur ha’melakcha be’shabat shel r. Meshulam Faibish? (Где и для кого были приняты законы, запрещающие работать в субботу р. М. Файбиша?) // Zion. 1969. Vol. 34. P. 90−97.

159. Fettke D. Juden und Nicht-Juden im XVI und XVII Jahrhundert in Polen. Soziale und Okonomische Beziehungen in Responsen polnischer Rabbiner. Frankfurt Main, 1986.

160. Fram E. Bein TatN" V le’T" kH-T" T Ijun mechadesh («Между 1096 — 1648 гг.»: Новая оценка) // Zion. 1996. Vol. LXI. № 2. P. 159−182.

161. Fram E. Creating a Tale of Martyrdom in Tulczyn, 1648 // Jewish History and Jewish Memory: Essays in Honor of Y. H. Yerushalmi / Ed. by E. Carlebach. Hanover-London, 1998. P. 89−109.

162. Fram E. Ideas Face Reality: The Jewish Law and Life in Poland (1550−1655). Cincinnati, 1997.

163. Fram E. Ve’adain ein bein TaN" V le’T" kH-T" T (Еще раз к вопросу о еврейском мученничестве в 1096 и в 1648 гг.) // Zion 1997. №. 62. Р. 31−46.

164. Galas М. Nieznane XVII-wieczne zrodla polskie do historii sabataizmu // Zydzi i judaizm we wspolczesnych badaniach polskich. Materaialy z konferencji. Krakow. 21−23 XI. 1995. Warszawa, 1996. S. 177−182.

165. Gqsiorowski S. Process o zniewazenie hostii przez Zydow we Lwowoie w roku 1636 // Nasza Przeszlosc. 1994. № 82. S. 353−357.

166. G^siorowski S. Stan badan nad dziejami gmin zydowskich na ziemi Lwowskiej w XVII i XVIII wieku// Zydzi i Judaizm we wspolczesnych badaniach polskich. Materaialy z konferencji. Krakow. 21−23 XI. 1995. Warszawa, 1996. S. 191−212.

167. G^siorowski S. Walka chrzescijanskich cechow z konkurencjq. zydowsk^ w Zolkwi w swietle przywilejow z XVII i pierwszej polowie XVIII w. // Studia historyczne-demograficzne / Pod red. T. Jurka i K. Matwijowsiego. Wroclaw, 1996. S. 35−41.

168. Gqsiorowski S. Zydzi a chrzescijanie w Zolkwi w XVII-XVIII w. Krakow, 2002.

169. Goldberg J. The Changes in the Attitude of Polish Society Toward The Jews in the Eighteenth Century. // From Shtetl to Socialism: Studies from Polin / Ed. by A. Polonsky. London, 1993. P. 50−62.

170. Goldberg J. Dzieje Zydow w dawnej Rzeczypospolitej proba syntecznego spojrzenia// Mi? dzy wielkq. politykq. a szlacheckim partykularzem. Studia z dziejow nowozytnej Polski i Europy ku czci J. Szaszewskiego. Torun, 1993. S. 337−252.

171. Goldberg J. Poles and Jews in the XVII-XVIII Centuries. Rejection or Acceptance? //Jahrbiicher fur Geschichte Osteuropas. 1974. Bd. 22. P. 248−282.

172. Goldberg J. Wladza dominialna Zydow-arendarzy dobr ziemskich nad chlopami w XVII-XVIII w. //PH. 1990. T. LXXXI. Z. 1−2. S. 189−198.

173. Goldberg J. Zyd a karczma wiejska w XVIII w. // Wiek Oswiecenia. 1993. № 9. S. 205−213.

174. Goldberg J. Zydowscy konwertyci w spoleczenstwie staropolskim// Spoleczenstwo staropolskie. Warszawa, 1986. T. 4. S. 195−248.

175. Guidon Z. Badania nad zaludnieniem Ukrainy w XVII w. // Kwartalnik Historii Kultury Materialnej. 1965. T. XII. Nr. 3. S. 561−566.

176. Guidon Z. Wojaczka J. Procesy o mordy rytualne na Rusi Czerwonej, Podolu i Prawobrzeznej Ukrainie w XVI-XVIII wieku // Nasza Przeszlosc № 81 (1994). S. 51−84.

177. Guidon Z. Wojaczka J. Zydzi a Chrzescijanie na Wolyniu w XVI-XVIII wieku// Nasza Przszlosc № 80 (1993). S. 225−248.

178. Guidon Z. Zrodla i metody szacunkow liczebnosci zydowskiej w Polsce w XVI-XVIII w. // Kwartalnik Historii Kultury Materialnej. 1986. № 2. S. 251−255.

179. Halpern I. Bunty woszczyllowskie // BZIH. 1958. T. 26. S. 28−41.

180. Halpern I. Shvi’ah u-padot be’gzeirot Ukraina ve’Lita mi-shnat Ta" Kh-Ta" T ve-ad shnat T" K (Выкуп евреев из татарского плена после погромов на Украине и в Литве в 1648—1700 гг.) // Zion. 1960. Vol. 25. P. 17−56.

181. Hornowa E. Polozenie prawno-ekonomiczne Zydow w miastach ziemi halickiej na przelomie XVI-XVII w. // BZIH. 1961. T. 40. S. 3−36.

182. Horn M. Powinnosci wojenne Zydow w Rzeczypospolitej w XVI i XVII wieku. Warszawa, 1978.

183. Horn M. Powstanie i rozwoj teryrorialny zydowskich cechow rzemieslnichych w dawnej Polsce (1613−1795) // BZIH. 1988. T. 145−146. S. 3−22.

184. Нот M. Rozwoj demograflczny i struktura wyznaniowo-narodowos'ciowa mieszczanstwa na ziemiach ukrainskich Korony w latach 1569−1648 // Studia z filologii rosyjskiej i slowianskiej. Warszawa, 1987. T. 14. S. 68−84.

185. Horn M. Stan i potrzeby badan nad stosunkami zydowsko-ukrainskimi w dawnej Rzeczypospolitej i podstawa zrodlow do tego zagadnienia// BZIH. 2000. T. 196. S. 461 484.

186. Horn M. Zydzi na Rusi Czerwonej w XVI i w pierwszej polowie XVII wieku. Dzialalnosc gospodarcza na tie rozwoju demograficznego. Warszawa, 1975.

187. Horn M. Zydzi ziemi sanockiej do 1650 // BZIH. 1970. № 74. № 1. S. 3−30.

188. Hundert G. On the Jewish Community in Poland During the Seventeenth Century: Some Comparative Perspectives // Revue des etudes juives. 1983. Vol. 142. P. 349−372.

189. Hundert G.H. Kahal i samorzqd miejski w miastach prywatnych XVII-XVIII w. // Zydzi w dawnej Rzeczypospolitej / Pod red. A. Link-Lenczowskiego i T. Polanskiego. Wroclaw, 1991. S. 66−73.

190. Hundert G. Security and Dependence: Perspectives on Seventeenth Century Polish-Jewish Society. Jewish Merchants in Little Poland. N. Y., 1978.

191. Hundert G. Some Basic Characteristics of the Jewish Experience in Poland // Poles and Jews. Myth and Reality in the Historical Context. Proceedings of the Conference / Ed. by J. Micgiel, R. Scott, H. Segal. N. Y., 1986. P. 32−43.

192. Israel J.I. European Jewry in the Age of Mercantilism, 1550−1750. Oxford, 1989.

193. Janeczek A. Osadnictwo pogranicza polsko-ruskiego. Wojewodztwo bietskie od schylku XIV do poczku XVII w. Warszawa, 1993.

194. Kaczmarczyk J. Bohdan Chmielnicki. Wroclaw, 1988.

195. Kalik J. The Attitudes Towards The Jews In The Christian Polemic Literature In Poland In The XVI-XVIIIth Centuries// Jews and Slavs/ Ed. by W. Moskovich, I.

196. Fijalkowska-Janiak. Jerusalem, 1993. Vol. 11: Jewish Polish and Jewish-Russian Contacts. P. 58−78.

197. Kalik J. Christian Servant Employed by Jews in the Polish-Lithuanian Commonwealth in the Seventeenth and Eighteenth Centuries// Polin. 2001. Vol. 14. P. 259−270.

198. Kalik J. Ha-yahas shel ha-szlachta la-mis'har ha-yehudi ba-me'ot ha-XVII-XVIII: Kedai’ut mul Ideologia (Отношение шляхты к еврейской торговле в XVII—XVIII вв.) // Gal Ed. 1993. Vol. XIII. P. 43−57.

199. Kalik J. The Orthodox Church and the Jews in the Polish-Lithuanian Commonwealth // Jewish history. 2003. Vol. 17. № 2. P. 229−237.

200. Kalik J. Patterns of Contacts Between the Catholic Church and the Jews in the Polish-Lithuanian Commonwealth: The Jewish Depts // Scripta Hierosolymitana. 1998. № 38. P. 102−122.

201. Kalik J. Szlachta Attitudes Towards Jewish Arenda in the Seventeenth and Eighteenth Centuries // Gal Ed. 1995.Vol. XIV. P. 15−25.

202. Kapral M. Zydzi a prawoslawni we Lwowie w roku 1641. Spor о grunt na przedmiesciu// Zydzi a judaizm we wspolczesnych badaniach polskich. Materialy z konferencji w Krakowie, 26−27. 11. 2002 (streszczenia referatow). Krakow, 2003. T. 3. S. 50−51.

203. Karpi L. Peulat kehilat Paduva le’ma’an yehudei Polin be’yamei gzeirot T" H-T" kH (Деятельность еврейской общины в Падуи в пользу польских евреев в годы погромов 1648—1649 гг.) // Gal Ed. 2002. Vol. 18. P. 41−72.

204. Kaskow R. Zainteresowanie j^zykiem hebrajskim w XVI w. w Polsce // Z historii ludnosci zydowskiej w Polsce i na Slqsku / Pod red. K. Matwijowskiego. Wroclaw, 1994. S. 37−48.

205. Kazmierczyk A. The Problem of Christian Servants As Reflected in the Legal Codes of the Polish-Lithuanian Commonwealth During the Second Half of the Seventeenth Century And in the Saxon Period // Gal-Ed. 1997. № 15−16. P. 23−40.

206. Kazmierczyk A. Problem ekspulsji Zydow w uchwalach sejmikowych w drugiej polowie XVII w. // Z historii ludnosci zydowskiej w Polsce i na Slqsku / Pod red. K. Matwijowskiego. Wroclaw, 1994. S. 63−70.

207. Kazmierczyk A. Sejmy i sejmiki szlacheckie wobec Zydow w drugiej polowie XVII w. Warszawa, 1994.

208. Kazmierczyk A., Zydzi w dobrach prywatnych w swietle sqdowniczej i administracyjnej praktyki dobr magnackich w wiekach XVI-XVIII. Krakow 2002.

209. Katz J. Bein TaTNa" V 1е'Та" кН-Та" Т (Между 1096—1648 гг.)// Sefer iubal le’Itzchak Baer be’malaot lo shvaim shana/ Ed. by S. Ettinger. Jerusalem, 1961. P. 318 337.

210. Katz J. Od al «bein TaTN» V Le’T" kH-T'T" (K событиям 1096 и 1648 гг.) // Zion 1997. Vol. 62. P. 23−29.

211. Krochmal J. Krzyz i menora. Zydzi i chrzescijanie w Przemyslu w latach 15 591 772. Przemysl 1996.

212. Kohut Z.E. The Kchmelnytsky Uprising, the Image of Jews and the Shaping of Ukrainian Historical Memory // Jewish History. 2003. Vol. 17. № 2. P. 141−163.

213. Kolakowski L. Swiadomosc religijna i wi? z koscielna. Studia nad chrzescijanstwem bezwyznaniowym w XVII w. Warszawa, 1997.

214. Kossarzecki K. Dzialalnosc wojskowa pulkownika Iwana Nieczaja na Bialorusi w latach 1657−1659 //Украша в Центрально-Схщшй Еврот. Студа з icTopii XI-XVIII ст. Кшв, 2005. Вып. 5. S. 359−391.

215. Koscielny R. Nietolerancyjnosc tolerancyjnych: uwagi na marginesie pracy «Mysl arianska w Polsce w XVII // KH. 1997. T. CIV. S. 15−28.

216. Koscielny R. Rzeczpospolita oskarzanych narodow. Szczecin, 2003.

217. Kuhn J. Das Geschichtsproblem der Toleranz // Autor de M. Servet et de S. Castellion / Recueil publie sous la direction de В. Becker. Haarlem, 1953. S. 3−18.

218. Lenowitz H. The Struggle over Images in the Propaganda of the Frankist Movement //Polin. 2002. Vol. XV. P. 105−129.

219. Leszczynski A. Ekspensy kahalu opatowskiego na sejmiki szlacheckie// Czasopismo prawno-historyczne. 1986. R. 38. S. 185−197.

220. Leszczynski A. Karczmarze i szynkarze zydowscy ziemi bielskiej od drugiej polowy XVII w. // BZIH. 1977. T. 102. S. 77−85.

221. Leszczynski A. Metoda kontroli wladzy panstwowej i dominialnej nad autonomic Zydow Korony od polowy XVII w. do 1795 r. // BZIH 1988. T. 147−148. S. 21−27.

222. Lewin I. Udzial Zydow w wyborach sejmowych w dawnej Polsce// Miesi? cznik zydowski. 1932. Vol. 2. №.1−6. S. 46−65.

223. Libies Y. Sabbatean Messianism// Libies Y. Studies in Jewish Myth and Jewish Messianism. N.Y., 1993. P. 93−106.

224. Link-Lenczowski A. Kilka uwag o Zydach w staropolskim pismienictwie schylku.

225. XVII i w XVIII w. // Studia historyczno-demograficzne / Pod red. T. Jurka, K. Matwijowskiego. Wroclaw, 1996. S. 43−53.

226. Link-Lenczowski A. Ludnosc zydowska w swietle uchwal sejmikowych XVI.

227. XVIII w. // Zydzi w dawnej Rzeczypospolitej. Materialy z konferencji «Autonomia Zydow w Rzeczypospolitej szlacheckiej» / Pod. red. A. Link-Lenczowskiego. Wroclaw 1991. S. 154−161.

228. Litman J. The Economic Role of Jews in Medieval Poland. Contribution of I. Schipper. N. Y.-London, 1984.

229. Lech L. Powstanie chlopow bialoruskich w starostwie kryczewskim // PH. T. LI. № 2. S. 314−330.

230. Litwin H., Maciak D. Opis Ukrainy z polowy XVII w. // PH. 1989. T. 80. № 1. S. 185−192.

231. Luber S. Die Herkunft von Zaporoger Kosaken des XVII Jahrhunderts nach Personennamen. Wiesbaden, 1983.

232. Marcus I.G. A Jewish-Christian Symbiosis: The Culture of Early Ashkenaz// Cultures of Jews. A New History / Ed. by D. Biale. N.Y. 2002. P. 449- 516.

233. Marcus I.G. Rituals of Childhood: Jewish Acculturation in Medieval Europe. New Haven, 1996.

234. Matwijow M. Proba mediacji hetmana litewskiego J. Radziwilla w konflikcie polsko-kozackim w latach 1653−1655 // Wroclawskie studia wschodnie. 2001. № 5. S. 934.

235. Matwijowski K. The Jews in the Times of Jan III Sobieski // The Jews in Poland / Ed. by A. Paluch. Cracow, 1992. Vol. 1. P. 127−136.

236. Mieses M. Udzial Zydow w wojnach Polski przedrozbiorowej. Warszawa, 1939.

237. Michalowska A. Micdzy demokracjq a oligarchjq. Wladze gmin zydowskich w Poznaniu i Swarzcdzu. Warszawa, 2000.

238. Mironowicz A. Prawoslawie a Unia za panowania Jana Kazimierza. Bialystok, 1997.

239. Mironowicz A. T. Wasilewicz, archimandryta slucki, biskup bialoruski. Bialystok, 1997.

240. Missionary for History. Essays in Honor of Simon Dubnov / Ed. by K. Grodberg, A. Greenbaum. Minneapolis, 1998.

241. Morgensztern J. Zadluzenie gmin zydowskich w ordynacji zamojskiej w 2 polowie XVII w. // BZIH. 1970. T. 73. S. 47−65.

242. Moritz A., Millier H., Pohlig M. Konfesjonalizacja w Rzeczypospolitej szlacheckiej wXVII i XVIII w. // KH. 2001. R. CVIII. № 1. S. 37−49.

243. Morzy J. Kryzys demograficzny na Litwie i Bialorusi w drugiej polowie XVII w. Poznan, 1961.

244. Nadav M. The Jewish Community of Nemyriv in 1648: Their Massacre and Loyalty Oath to the Cossacks // HUS. 1984. Vol. VIII. №¾. P. 376−387.

245. Nadav M. Jewish Ownership of Land and Agricultural Activity in XVI the Century Lithuania //Scripta Hierosolymitana. 1998. № 38. P. 161−165.

246. Nadav M. Kehilat Pinsk be-tkufa she-mi-gzeirot Ta" kH-Ta" T ad shlom Andrushov (Еврейская община Пинска в 1648—1667 гг.)// Nadav M. Pinkas Patuach. Mehkarim be-toldot yehudi Polin ve’Lita. Tel-Aviv, 2003. P. 29−72.

247. Nadav M. Ma’asei alimut hadadiyim bein yehudim lelo-yehudim be-Lita lifnej 1648. (Взаимное насилие между евреями и христианами в Литовском княжестве до 1648) // Gai Ed. 1985. Vol. 7−8. P. 41−56.

248. Ogonowski Z. Z zagadnien tolerancji religijnej w Polsce w XVII w. Warszawa. 1958.

249. Osier J.-P. Presentation// Hannover N. Le fond de l’abome: les juifs dans la tourmente des guerres cosaco-polonaises, 1648−1650/ Introduction, presentation et traduction par J.-P. Osier. Paris, 1991. P. 13−36.

250. Pelensky J. The Cossack Insurrections in Jewish-Ukrainian Relations // Ukrainian-Jewish Relations in Historical Perspective / Ed. by H. Aster, P. J. Potichnyj. Edmonton, 1990. P. 31−42.

251. Pendzich B. The Jewish Community of Sluck after the PolishMuscovite War ofth1654−1667 // Proceedings of the 11 World Congress of Jewish Studies. Jerusalem, 1994. P. 173−180.

252. Pendzich В. M. Los Zydow na Bialej i Czarnej Rusi w czasie «Nieznanej wojny» 1654−1667// Zydzi i Judaizm we wspolczesnych badaniach polskich. Materaialy z konferencji. Krakow. 21−23 XI. 1995. Warszawa, 1996. S. 155−161.

253. Plokchij S. The Cossacks and Religion in Early Modern Ukraine. Oxford, 2001.

254. Podraza A. Zydzi i wies w dawnej Rzeczypospolitej // Zydzi w dawnej Rzeczypospolitej. Materialy konferencji «Autonomia Zydow w Rzeczypospolitej szlacheckiej» / Pod. red. A. Link-Lenczowskiego i T. Polanskiego. Wroclaw, 1991. S. 237−256.

255. Raba J. Between Remembrance and Denial: The Fate of the Jews in the Wars of the Polish-Lithuanian Commonwealth During the MidSeventeenth Century As Shown in Contemporary Writings and Historical Research. Boulder, 1995.

256. Raba J. From Romanism to Fascism. The Polish Image of the XVII th Ukrainian Jewry // The Jews in Poland / Ed. by A. Paluch. Cracow, 1992. Vol. 1. P. 111 -120.

257. Raba J. Gezeirot Ta" kh-Ta" T be-rei ha-itonut ha-germanit shel otam ha-yamim (Погромы 1648−1649 гг. в современных немецких газетах)// Gal Ed. 1989. Vol. 11. P. 25−34.

258. Raba J. Gezeirot T" Kh-Ta" T: ha-hitrachashut u-mashmauta (Погромы 16 481 649 их событие и значение) // Kiyum va-shever: Yehudei Polin le-dorotehem / Ed. by I. Bartal, I. Gutman. Jerusalem, 1997. Vol. 1. P. 179−191.

259. Raba J. Tmurot be-hishtakfut gzeirot Ta" kH-Ta" T ba-mekorot polanayim shel ha-meah ha-XVII (Изменениеотражения погромов 1648−49гв польских источниках XVII .в.) // Gal-Ed. 1993. Vol. XIII. P. 14−41.

260. Rok В. Z dziejow literatury antyzydowskiej w dawnej Rzeczypospolitej w XVIII w. // Studia historyczno-demograficzne / Pod red. T. Jurka, K. Matwijowskiego. Wroclaw, 1996. S. 55−64.

261. Rosman M. Dimuyo shel Beit-Israel be-Polin ke-Mirkaz Torah acharei gezeirot Ta" kh-Ta" T (Образ польского еврейства как центра изучения Торы после погромов 1648 г.) // Zion: 1986. Vol. LI. P. 435−448.

262. Rosman M. Dubno in the Wake of Khmel’nyts’kyi // Jewish History. 2003. Vol. 17. № 2. P. 239−255.

263. Rosman M. Innovative Tradition: Jewish Culture in the Polish-Lithuanian Commonwealth// Cultures of Jews. A New History / Ed. by D. Biale. N.-Y., 2002. P. 519−570.

264. Rosman M. Jewish Perceptions of Insecurity and Powerlessness in XVIIXVIII Century Poland // Jews and Poles. Myth and Reality in the Historical Context / Ed. by J.

265. Micgiel, R. Scott, H. B. Segal. N.-Y., 1986. P. 44−57 (=Rosman M. Jewish Perceptions of Insecurity and Powerlessness in 16th -18th Century Poland // Polinl986. Vol. 1. P. 19−27).

266. Rosman M. The Lords' Jews: Magnate-Jewish Relations in the Polish-Lithuanian Commonwealth During the Eighteenth Century. Cambridge, 1990.

267. Rosman M. J. A Minority Views The Majority: Jewish Attitudes Towards the Polish-Lithuanian Commonwealth and Interaction With Poles // From Shtetl to Socialism: Studies from Polin / Ed. by A. Polonsky. London, 1993. P. 3919.

268. Rosman M. A Prolegomenon to the Study of Jewish Cultural History// JSIJ (Jewish Studies, Internet Journal, Ramat Gan) 2002. Vol. 1. P. 109−127.

269. Rosman M. Reflections on the State of Polish-Jewish Historical Study // Jewish history. 1988. Vol. 3. №.2. P. 115−131.

270. Salman M. On the Dynamics of the Growth of the Jewish Population of Poland and Lithuania: A Demographic Summary of the Catastrophe of 1648−1660// Soviet Jewry. 1988 № 1. P. 142−152.

271. Schall J. Historia Zydow w Polsce, na Litwie i Rusi. Lwow, 1934.

272. Schmeruk C. The Esterka Story in Yiddish and Polish Literature. Jerusalem, 1985.

273. Schmeruk Ch. Yidish literature and Collective Memory: The Case of the Chmielnicki Massacres // Polin. 1990. Vol. 5. P. 173−183.

274. Scholem G. Le mouvement sabbataiste en Pologne// Revue de I’Histoire des Regions. 1953. Vol. 143. P. 44−90.

275. Scholem G. Sabbatai Sebi the Mystical Messiah: 1626−1676. Princeton, New York, 1973.

276. Schorr M. Zydzi w Przemyslu do konca XVIII w. Lwow, 1903.

277. Stampfer S. Some Implications of Jewish Population Patterns in Pre-Partition Lithuania// ScriptaHierosolymitana. 1998. № 38. P. 189−203.

278. Stampfer S. What Actually Happened to the Jews of Ukraine, 1648?// Jewish History. 2003. Vol. 17: № 2. P. 207−227.

279. Stanislawski P. The State of the Debate over Sabbatianism in Poland // Poles and Jews. Myth and Reality in the Historical Context / Ed. by J. Micgiel, R. Scott, H.B. Segal. New York, 1986. P. 59−69.

280. Stosunki miqdzywyznaniowe w Europie Srodkowej i Wschodniej w XIV-XVI wiekach / Pod red. M. Dygo, S. Gawlasa, H. Grala. Warszawa, 2002.

281. Sysyn F.E. The Jewish Factor in the Kchmelnytsky Uprising// Ukrainian-Jewish Relations in Historical Perspective / Ed. by H. Aster, P. J. Potichnyj. Edmonton, 1990. P. 43−54.

282. Sysyn F.E. Jewish Massacres in the Historiography of the Kchmelnytsky Uprising // HUS. 1998. Vol. 23. № 1. P. 83−89.

283. Sysyn F.E. The Khmel’nyts’kyi Uprising: A Characterization Of the Ukrainian Revolt//Jewish history. 2003. Vol. 17. № 2. P. 115−139.

284. Suchojad H. Z problematyki stosunkow sejmikow malopolskich do ludnosci zydowskiej w drugiej polowie XVII w. // Zydzi w Malopolsce. Studia z dziejow osadnictwa i zycia spolecznego / Pod red. F. Kiryka. Przemysl, 1991. S. 99−112.

285. Swiderska H. Three Polish Pamphlets on Pseudo-Messiah Sabbatai Sevi // The British Library Journal. 1989. № 15. P. 212−216.

286. Tazbir J. Images of the Jews in the Polish Commonwealth// Polin 1989. Vol. 4. P. 26−38.

287. Tazbir J. Nietolerancja wyznaniowa i wygnanie arian // Polska w okresie 2 wojny polnocnej 1655−1660. Warszawa, 1957. T. 2. S. 249−301.

288. Tazbir J. Obraz Zyda w opinii polskiej XVI-XVIII w. // Mity i stereotypy w dziejach Polski. Warszawa, 1991. S. 63−98.

289. Tazbir J. Orkucienstwo w nowozytnej Europie. Warszawa, 1993.

290. Tazbir J. Tradycje tolerancji religijnej w Polsce w XVI-XIX w. Warszawa, 1980.

291. Teller A. Jewish Literary Responses to the Events of 1648−49 and the Creation of a Polish-Jewish Consciousness // Culture Front: Representing Jews in Eastern Europe / Ed. by B. Nathans, G. Safran. Philadelphia, 2008. P. 17−45.

292. Teller A. The Legal Status of the Jews on the Magnate Estates of Poland-Lithuania in the XVIIIth Century // Scripta Hierosolymitana. 1998. № 38. P. 41−63.

293. Teter M. Jewish Conversions to Catholicism in the Polish-Lithuanian Commonwealth of the XVII to the XVIII Centuries // Jewish History. 2003. Vol. 17. № 1. P. 257−283.

294. Teter M. Kilka uwag na temat podzialow spolecznych i religijnych pomicdzy Zydami i chrzescijanami we wschodnich miastach dawnej Rzeczpospolitej // Kwartalnik Historii Zydow. 2003. № 3 (207). S. 327−335.

295. Toilet D. La litterature antisemite polonaise de 1588 1668. Auteurs et editions// Revue francaise d’histoire du livre. 1977. Vol. 14. P. 3−35.

296. Topolski J. Gospodarka polska a europejska w XVI-XVIII w. Poznan, 1977.

297. Topolski J. On the Role of the Jews in the Urbanization of Poland in the Early Modern Period // The Jews in Poland / Ed. by A. Paluch. Cracow, 1992. Vol. 1. P. 45−50.

298. Turniansky C. Yidish Historical Songs as Sources for the History of the Jews in Pre-Partition Poland // Polin 1989. Vol.4. P. 42−52.

299. Yuval I.J. Jews and Christians in the Middle Ages: Shared Myths, Common Language // Demonizing the Other. Anti-Semitism, Racism and Xenophobia / Ed. by R.S. Wistrich. Amsterdam, 1999. P. 88−107.

300. Yuval I.J. «They tell lies: You ate the man»: Jewish Reactions to Ritual Murder Accusations // Religious Violence Between Christian and Jews. Medieval Roots, Modern Perspectives / Ed. by A. Sapir-Abulafia. N. Y., 2002. P. 86−106.

301. Waugh D. News of the False Messiah. Reports on Shabbetai Zevi in Ukraine and Moscovy // JSS. 1979. № 41. P. 301−322.

302. Weinryb D.B. The Beginnings of East European Jewry in Legend and Historiography. Leiden, 1962.

303. Weinryb B.D. The Hebrew Chronicles on Bogdan Khmel’nyts’kyj and the Cossack-Polish War // HUS. 1977. Vol. 1. № 2. P. 153−177.

304. Weinryb B.D. The Jews of Poland. A Social and Economic History of the Jews Community in Poland from 1100 to 1800. Philadelphia, 1973.

305. Wegrzynek H. Czarna legenda Zydow. Procesy о rzekome mordy rytualne w dawnej Polsce. Warszawa, 1995.

306. Wegrzynek H. The Legislation of the Catholic Church Relating to Jews// Kwartalnik historii Zydow. 2004. T. 212. S. 502−510.

307. Wisner H. J. Radziwill wobec wybuchu powstania 1648 od smierci Wladyslawa IV do elekcji Jana Kazimierza // Украша в Централыю-Схщнш Сврот. Студ1'1 з icTopi’i XI-XVIII столггь. Кшв, 2000. Вып. 1 С. 182−196.

308. Wisner Н. Rozroznieni w wierze. Szkice z dziejow Rzeczypospolitej schylku XVI i polowy XVII w. Warszawa, 1982.

309. Witowski W. J? zyk utworow Joannicjusza Galatowskiego na tie j? zyka pismienictwa ukrainskiego XVII w. Krakow, 1969.

310. Wyczanski A. W sprawie kryzysu XVII stulecia// KH 1962. T. LXIX Nr. 3. S. 656−672.

311. Zakrzewski A. Sqdownictwo w Wielkim Ksi^stwie Litewskim «pod wysokq. carskq. r? kq» / Swiat pogranicza/ Pod. red. M. Nagielskiego, A. Rachuby, S. Gorzynskiego. Warszawa, 2003. S. 282−295.

312. Zimmer E. Gezeirot Tatnu be-sifrei ha-minhagim bi-yemei ha-beinayim u-ba-et ha-hadasha // Yehudim mul ha-tslav: Gezeirot Tatnu ba-historia u-ba-historiografia / Ed. by Y. Tov Assis. Jerusalem, 2000. P. 157−170.

313. Zydzi w Malopolsce. Studia z dziejow osadnictwa i zycia spolecznego. / Pod red. F. Kiryka. Przemysl, 1991.

314. Zydzi w Polsce Odrodzonej / Pod red. A. Hafftki, I. Schipera, A. Tartakowera. Warszawa, 1932. Т. 1.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой