Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-психологические особенности современной студенческой учебной группы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретико-методологическую основу исследования, прежде всего, составили основные положения теорий античных философов Древней Греции. В их работах были сделаны попытки определения места и роли социальной группы в процессе обучения личности, форм взаимодействий учеников друг с другом и учителем, материальных и духовных стимулов учебной деятельности. Основные постулаты, разработанные античными… Читать ещё >

Содержание

  • I Глава. Студенческая группа как объект социально- 13−59 психологического анализа
    • 1. Основные теоретические подходы к исследованию студент- 13−35 ской учебной группы как объекта социально-психологического анализа
    • 2. Методический аппарат исследования студенческих учебных 35−43 групп
    • 3. Фокус-группы как метод исследования студенческих учйб- 43−59 ных групп
  • II Глава. Эмпирическое исследование современных студент- 60−126 ских учебных групп как социально-психологической среды жизнедеятельности студентов
    • 1. Виды социально-психологической среды современной сту- 60−96 денческой учебной группы
    • 2. Оценка социально-психологической среды современными 96−116 студентами
    • 3. Социально-психологическое состояние функционирования 116−126 студенческой группы
    • III.
  • Глава. Оптимизация функционирования студенческой учйб- 127−178 ной группы ВУЗа РФ
    • 1. Социально-психологическая среда студенческой учебной 127−137 группы как объект социально-психологического анализа
    • 2. Оптимизация параметров социально-психологического со- 137стояния учебной студенческой группы
    • 3. Развитие личностно-психологического потенциала личности 165студента, включенной в учебную студенческую группу ВУЗа

Социально-психологические особенности современной студенческой учебной группы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Являясь одной из важных составляющих процесса формирования личности будущего специалиста, образование подразумевает не только усвоение знаний, но и развитие гармонично развитой личности. В процессе образования происходит формирование жизненной позиции человека, осуществляется ее самореализация, самоуважении и самоутверждение. Особую остроту данная проблема имеет в ВУЗах РФ, в которых на сегодняшний день готовится более 82% специалистов для всех отраслей народного хозяйства РФ Личность в процессе образования усваивает образцы поведения общества и социальных групп «по принадлежности к ним», либо соотносит свое поведение с их нормами и ценностями. Одним из ближайших социальных окружений, через которое общество оказывает влияние на личность в сфере образования, является учебная группа, которая также представляет собой особую форму жизнедеятельности студентов. Такие особенности студенческой группы как «проводника» знаний и как личностно формирующей среды, детерминируют интерес к студенческой группе со стороны различных наук. Однако по результатам исследований 2 значительная часть учащихся ВУЗов РФ испытывает трудности обучения в группе. Низкий уровень адаптации к групповому взаимодействию, отсутствие социального опыта коммуникативного общения являются тревожными сигналами для управления российского образования. Сложившаяся в настоящее время практика, при которой будущие специалисты, включенные в малую социальную студенческую группу для эффективного взаимодействия в ней используют практически один метод — самоорганизацию. Такой подход привел к недооценке значимости научно обоснованной, плановой работы органов государственного и административного управления ВУЗов РФ с первичной социальной структурой учебного заведе.

1 См.: Анисимов О. С. Дискуссия о концепции реформирования образования РФ// Инновации в образовании. № 3, 2003.

2 См.: Волов В. Т. Особенности современного обучения в ВУЗах РФ // Социологические исследования в России. В. № 5, 2002;2003. ния. Это, в свою очередь, привело к снижению социальных, психологических и учебных показателей развития процесса обучения специалистов для народного хозяйства РФ.

Современный этап развития российского общества, одной из главных задач которого является повышение социально-экономического состояния его граждан, требует принципиально нового подхода к анализу сущности, содержания, характера и особенностей обучения, будущих специалистов в студенческих группах российских ВУЗов, поиска путей и методов управления этим процессом.

Исходя из этого, актуальность исследования особенностей студенческой группы ВУЗов РФ заключается в следующем: во-первых, в необходимости интеграции в рамках социально-психологического знания накопленного теоретического и эмпирического материала по проблемам изучения студенческой группы как социально-психологической среды и способов оптимизации ее функционированияво-вторых, в потребности уточнения и корректировки основных методологических позиций, поиске и обосновании перспективных направлений решения наиболее важных проблем управления образовательной системой РФ, связанных с функционированием студенческой группы как социально-психологической среды обученияв-третьих, в недостаточной изученности проблем, связанных с влиянием дисфункциональности студенческой группы на успешность обучения в российском ВУЗев-четвертых, в важности совершенствования и обновления методик социально-психологической диагностики и исследования процесса оптимизации 1 функционирования студенческой группы российского ВУЗа со стороны.

1 Понятие «оптимизация» в данном случае понимается как комплекс различных мероприятий, направленных на увеличение эффективности функционирования студенческой группы в ВУЗах РФ. См. подробно: Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала (пособие по кадровой работе). — М., Юристь, 1998. С. 478−482. органов государственного и административного руководства образования РФ.

Новые подходы и результаты исследования современных студенческих учебных групп как социально-психологической среды жизнедеятельности студентов в условиях все большего ускорения процессов экономического и социального развития являются актуальными и могут вызвать интерес к студенческой группе со стороны различных наук, так как студенческая группа является «проводником знаний» и личностно формирующей средой.

В связи с этим возрастает необходимость в изучении социально-психологической сущности студенческой группы как социально-психологической среды обучения будущих специалистов для социально-экономической сфера российского общества, факторов, влияющих на эффективность функционирования социально-психологической группы, и деятельности органов государственного и административно управления образования РФ по обеспечению оптимизации функциональности студенческой группы.

Степень научной разработанности.

Исследование проблемы малых социально-психологических групп своими гносеологическими корнями уходит в глубь веков. Эта тема изучалась в рамках различных отраслей научного знания: философии, социологии, психологии, педагогики, права и другие.

Многие аспекты поведения человека в группе рассматривали социальные философы античности Эти исследования послужили прочным фундаментом в изучении социальной группы в последующем.

Изучение социальной группы тесно связано с именами ученых, которые являлись основоположниками теории управления организационными.

1 См.: Платон. Собрание сочинений: В 4 т. (Пер. с древнегреч.). — М., Мысль, 1994. — Т. 4 С. 407 и др. системами, социальными группами таких как Файоль А., Тейлор Ф, Шелдок О и многих других.

На основе большого статистического материала и результатов собственных психологических экспериментов они исследовали поведение человека в социальной группе (производственный коллектив, семья и т. д.), сделали попытки выявления и научного обоснования различных форм и методов управления социальными группами на производстве. Ими были рассмотрены причины и способы повышения эффективности взаимодействия членов группы, этапы формирования группового взаимодействия, а также апробированы различные методики изучения групповых процессов. Однако, социально-психологическая сущность и структура такого феномена как «студенческая группа» не получили достаточного развития в их исследованиях.

Психологической основой разработки концепции социальной группы явилась сформировавшаяся в 30 — х гг. XX в. научная парадигма «человеческих отношений». Основоположниками этой теории, такими учеными как Мэйо Э., Мак Грегором Д., Мак Клеландом Д., Маслоу А. и другими 2 были разработаны первые представления о социально-психологических условиях эффективного взаимодействиях членов различных социальных групп. Совместными усилиями этих исследователей были изучены и проанализированы сущность и особенности формирования групповой мотивации, мотивации личности, межгруппового поведения в процессе труда, лидерство в групповом поведении.

Изучению проблемы эффективности действия в таких социальных группах, как социалистический коллектив посвятили свои исследования многие отечественные психологи и социологи, такие как Богданов А., Витке Н.,.

1 См.: Тейлор Ф. Менеджмент // Пер. с англ. — М.: Контроллинг, 1992; Файоль А. Общее и промышленное управление. // Пер с франц. — М.: Контоллинг, 1992; Шелдок О. Эффективное управление организацией // Пер. англ. -М. КОМЭСПО, 1993.

2 См.: Mayo Е. Social problems of industrial civilizations. Boston, 1945; Mc. Gregor D. The Human Side of Enterprise. -N.Y. 1960; Mc. ClellandD. C. The Two Faces if Power Journal of International Affairs Vol. 24. 1970; Дж. JI. Морено. Социометрия. М., 1958, Маслоу А. Самоактуализация //Психология личности: Тексты. — М., 1982.

Бирнштейн М. и многие другие Впервые ими были разработаны организационно-психологические модели подготовки и обучения будущих специалистов различного профиля на предприятиях. Это, в свою очередь, обогатило социально-психологическую науку и позволило на практике повысить эффективность функциональность социальной группы как социально-психологической среды обучения будущих специалистов.

Особое внимание к группе как социально-психологической среде, в которой проходят обучение будущие специалисты различных сфер жизнедеятельности человека, уделяли российские ученые Я. Л. Коломинский, И. В. Сильченко, Т. В. Живота, В. И. Зацепин, ГА. Козуб, А. Н. Лутошкин, Л.И. Ма-рисова и др.

Отечественные психологи рассматривают студенческую группу как социально-психологическую систему, обладающую специфическими особенностями, которые детерминированы многими факторами и подчеркивают значение создания комфортной среды для оптимального развития личности будущего специалиста и актуализации его скрытых возможностей, раскрытие потенциала, трансляции и приращения знаний.

Современные работы, посвященные студенческим учебным группам, в основном развивают социометрическое направление диагностики групповых процессов. Однако непрекращающиеся попытки совершенствования социометрического исследования не преодолевают ограниченности данного подхода. Любые обобщения и стремления к определению существующих вариаций изучаемого социально-психологического процесса в студенческой группе при помощи социометрического метода не просто трудоемкий, но и в некоторых ситуациях практически не возможный процесс.

В связи с этим возникла необходимость применения нового подхода к изучению социально-психологического климата студенческих учебных групп — использование метода фокус-групп.

1 См.: Бирштейн М. М. Организационно-психологическая модель игровых методов обучения. М., 1930; Богданов АЛ. Тектология. Всеобщая организационная наука. М.: в кн.;

Проведенный анализ научных трудов показывает, что лишь в некоторых из них вопросы социально-психологической сущности, статуса и особенностей развития социальной группы как социально-психологической среды обучения будущих специалистов в современных условиях являлись непосредственным предметом научного изучения. Не систематизированы факторы, оказывающие влияние на социально-психологическое состояние развития студенческой группы. Нерешенной остается проблема социально-психологического анализа результативности деятельности органов государственного и административного руководства образования РФ по определению магистрального направления повышения эффективности управления студенческими группами как социально-психологической средой обучения. Не разработаны основные методы социально-психологической диагностики студенческой группы как первичного учебно-воспитательного коллектива.

Объект исследования — студенческая группа как социально-психологическая среда.

Предмет исследования — социально-психологические особенности современной студенческой учебной группы.

Цель работы — проанализировать сущность и социально-психологическое состояние функционирования студенческой группы российского ВУЗа, определить факторы, способствующие эффективному функционированию студенческой группы, разработать рекомендации органам государственного и административного управления образования РФ по оптимизации функциональности студенческой группы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих основных задач: уточнить сущность студенческой группы как социально-психологической среды обучения в ВУЗах ФПС РФ;

Витке Н. А. Организация управления и индустриальное развитие. — М., 1925.

— провести социально-психологический анализ методического аппарата исследования студенческой учебной группы, возможность использования метода фокус-групп для оценки социально-психологической среды обучения;

— определить влияние общесоциальных, институциональных и личностных факторов на функциональность студенческой группы ВУЗа ФП РФ;

— разработать основные направления деятельности органов государственного и административного руководства образования РФ по управлению процессом оптимизации управления студенческими группами кадровыми в российских ВУЗах в условиях реформирования образовательной системы РФ.

В качестве основной гипотезы диссертационного исследования выдвигается положение о том, что незначительное пребывание по времени в учебном коллективе, ограниченное число учебно-коммуникативных контактов, негативные явления, накопившиеся в сфере межгруппового взаимодействия студентов, отсутствие комплексной политики управления образования РФ делают функционирование студенческой группы малоэффективным. В связи с этим наиболее эффективным направлением в работе с региональными кадрами может являться создание комплекса мер по созданию оптимального социально-психологического состояния функциональности студенческой группы как социально-психологической среды обучения.

Дополнительные гипотезы:

1. Современные студенческие группы различаются между собой по характеру воздействия на овладение профессией, развитие и эмоциональное самочувствие личности студента. Данные различия выражаются в особенностях системно-организованных условий, задающих студенческую учебную группу как социально-психологическую среду.

2. Объективная оценка эффективности функционирования студенческой группы затруднена из-за недостаточной разработанности средств социально-психологической диагностики.

Теоретико-методологическую основу исследования, прежде всего, составили основные положения теорий античных философов Древней Греции. В их работах были сделаны попытки определения места и роли социальной группы в процессе обучения личности, форм взаимодействий учеников друг с другом и учителем, материальных и духовных стимулов учебной деятельности. Основные постулаты, разработанные античными философами, в дальнейшем были развиты в трудах американских психологов — авторами концепций «организационного управления», научных теорий управления социальными организациями и группами: Ф. Тейлором, А. Файолем, Э. Мэйо, Дж. Морено, Д. К. Мак Клеландом и А. Маслоу.

Важнейшей теоретико-методологической составляющей диссертационного исследования являются научные положения ряда таких отечественных ученых, как Г. М. Андреева, О. В. Андрианова, С. А. Белановский, Н. Н. Богомолова, А. А. Бодалев, И. П. Волков, JI.H. Дичковская, В.П. Кази-миренко, Г. А. Козуб, В. Н. Князев, О .Я. Коломинская и др., работы которых связанны с исследованием проблем социологии малой группы, психологии групповых процессов.

На базе значительного эмпирического материала этими учеными были сформированы отдельные научные направления изучения образовательной деятельности: социально-психологические исследования общения, межличностных групп и коллективов (Г.М. Андреева, А. А. Бодалев, А. И. Донцов, Б. Ф. Ломов, Н. Н. Обозов, Б.Д. Парыгин) — концепция деятельностного опосредования межличностных отношений (Петровский А.В.) — исследования личности, включенной в организационную структуру социальной группы (Журавлев А.Л., Пригожин А. И, Филиппов А. В., Ядов В.А.), организационного поведения (Красовский Ю.Д.).

Методической основой исследования студенческой группы являются классические исследования в области обоснования проведения фокус-групп, разработанные Р. Крюгером, Р. Мертоном, Д. Морганом, Д. Стюартом и др. Также методика изучения психологического климата, социальных процессов в студенческой группе предусматривала использование социологических и психологических методов сбора первичной информации: анализ документов и опрос (анкетирование и беседа), тестирование, проведение констатирующего и формирующего экспериментов.

Эмпирическую базу составили официальные статистические данные Института стратегических исследований РФ, результаты социологических, психологических исследований, проведенных отечественными и зарубежными учеными, Центром социологических и психологических исследований РАУ РФ, а также материалы социально-психологического исследования, проведенного автором в 2001 — 2003 гг.1.

Диссертационное исследование опиралось на содержательный анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок взаимоотношений студентов ВУЗов РФ и органов государственного и административного управления российского образования.

Достоверность полученных данных обеспечивалась опорой на известные теоретические положения, сопоставлением получаемых данных и разнообразием применяемых исследовательских процедур и методик, их взаимным дополнением, сочетанием качественного и количественного анализа с применением математических методов обработки и анализа данных с помощью компьютера, репрезентативной выборкой испытуемых.

Научная новизна заключается:

— в уточнении сущности понятия студенческая группа;

— в изучении состояния и динамики функционирования студенческой группы в современных условиях с применением метода фокус-групп;

— в выявлении и описании системы социально-психологических факторов, детерминирующих функционирование студенческой группы;

1 Эмпирическую основу исследования составили: результаты анализа документов — учебные характеристики, трудовые книжки, базы данных ректоратов, учебной части ВУЗов РФ (всего было изучено 685 документов) — итоги анкетного опроса (всего было опрошено 400 респондентов МГУ и СГУ).

— 12- в разработке основных направлений деятельности органов государственного и административного управления образования РФ по оптимизации функционирования студенческой группы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Сущностное определение понятия «студенческой группы».

2. Состояние и динамики функционирования студенческой группы с использованием метода фокус-групп.

3. Результаты анализа факторов, детерминирующих функционирование студенческой группы.

4. Основные направления оптимизации функциональности студенческой группы в современных условиях.

Апробация исследования. Основные теоретические положения и практические выводы диссертации прошли апробацию в выступлениях на научно-практических конференциях Государственного университета управления, во время проведения занятий с аспирантами и студентами, с преподавателями социологии и психологии различных вузов, обучающимися в институте переподготовки и повышения квалификации гуманитарных и социальных наук МГУ им. М. В. Ломоносова. Материалы диссертационного исследования неоднократно обсуждались на кафедре социологии психологии управления.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Результаты исследования говорят также о том, что, верно, была выбрана теоретическая и методическая модель социально-психологического состояния учебной студенческой группы.

Проведенное исследование полностью подтвердило выдвинутые гипотезы.

Исследовательский анализ позволил классифицировать теоретические концепции российских и зарубежных социологов, психологов по данной проблеме, выявить генезис взглядов по данной проблеме в мировой и отечественной соцю-логической и психологической мысли.

Установлено, что наиболее целостная теоретическая концепция социально-психологического состояния учебной студенческой группы на Западе была разработана американскими социологами и психологами.

В отечественной обществоведческой науке проблема социально-психологического состояния студенческой группы, опираясь на методологический и теоретический фундамент советской социологической мысли конца первой половины ХХ-го века, практически за несколько десятилетий (с конца 60-х годов) смогла превратиться в специальную теорию, составную часть социологии организаций, изучающую закономерности развития социальной группы.

В диссертации выделяются три основных направления таких исследошний:

1. Направление, в котором эффективное функционирование студенческой группы тесно связывается с учетом социальных и психологических компонентов в упрш-лении членами студенческой группы в процессе обучения, исследования всего комплекса организационных и личностных проблем студентов. Социальные и психологические условия обучения должны дополнять друг друга, т.к. это дополнение будет способствовать оптимальному развитию учебной студенческой rpyi-пы.

2. Многоаспектный теоретический анализ отдельных сторон, сфер социагьно-психологического состояния функционирования учебной студенческой группы, рассматриваемых с точки зрения не только средового, но и факторного анализа процесса ее формирования;

3. Работы методического, организационно-правового и социоинженерного плана, исследующие и определяющие правовые, технологические и иные аспекты фф-мирования учебных студенческих гр>пп.

Выявлено, что проблема социально-психологического состояния функционирования студенческой группы в условиях реформирования социально образовательной системы РФ в прямой постановке не ставилась. Кроме того, даь ная проблема в теоретико-методологическом, методическом, практическом и проектно-прикладном плане имеет немало «белых пятен», что обусловливает необходимость ее глубокого изучения и анализа.

В частности, сложившиеся различные понятийно-категориальные представления об этом феномене образуют неодножачную содержательную картину, что вызвано определенной противоречивостью и неупорядоченностью подходов к его изучению и анализу. Отсутствие общей синтетической социально-психологической основы (методологической, теоретической, методической) дет-ет актуальным необходимость разработки целостной концептуальной конструс-ции, выступающей основой для анализа социально-психологического состояния функционирования учебной студенческой группы.

Методологической основой данной теоретической концепции являются базовые принципы гуманитаризации российского образования: принцип системности, принцип деятельности ого подхода, принцип синтетичности и комплексности, принцип единства природного, психического и социального в целостном объ"с-тивном процессе формирования социально-психологического состояния функцш-нирования студенческой группы.

В исследовании разработана авторская методика изучения социально-психологического состояния функционирования учебной студенческой группы методом фокус-группы.

Автором выявлены также главные критерии социально-психологического состояния функционирования учебной студенческой группы, которые рассматриваются в качестве основания осуществленной классификации.

Это, прежде всего данные официальной статистики, а также данные, порченные в ходе проведенного социально-психологического исследования и позволяющие определить социальное состояние функционирования учебной студен’е-ской группы.

Важнейшее значение в исследовании социально-психологического состояния функционирования учебной студенческой группы ©-ставили признаки, характеризующие его психологическую составляющую. В качестве характерных признаков, позволяющих изучить психологическое состояние членов студенческой группы, автором выделены: интеллектуальное напряжениесенсорное напряяе-ниемонотоншц политонияфизическое напряжениеэмоциональное напряжениенапряжение ожиданиямотивационное напряжениеутсмление.

Анализ тенденций и проблем современного социально-психологического состояния функционирования учебной студенческой группы позволил сдшать вывод о серьезных проблемах. Все это не может не сказаться на его социально-психологических факторных и структурных характеристиках.

Регуляция психологического взаимодействия членов студенческой группы предполагает комплексное, целенаправленное управляющее воздействие на учебную деятельность студента с одной стороны и функционирование органов адш-нистративного управления ВУЗа РФ с другой, направленное на реализации целей и задач ВУЗа РФ и обеспечения гармоничного разштия личности.

Теоретическую значимость представляет авторская классификация механизмов социально-психологической регуляции различных социально-психологических явлений и процессов в учебной студенческой группе по уровням управленческого воздействия: а) уровень общества (общесоциальный) — б) уровень социальных институтов и организаций (институциональный уровень) — в) уровень личности (психологический уровень).

При анализе динамических характеристик социально-психологического состояния функционирования учебной студенческой группы следует учесть также важнейшее обстоятельство, выявленное в ходе исследования: эффективное фуж-ционирование механизмов социально-психологического личностного (психологического) уровня предполагает равное сочетание в структуре ценностных ориен’и-ций студента и ценностей корпоративной культуры формальной и неформальной организаций учебной студенческой группы, в которой индивид обу^ется.

Представляется, что результаты диссертационного исследования могут стать необходимым толчком к дальнейшему теоретико-методологическому, методическому и прикладному развитию проблемы социально-психологического состояния функционирования студенческой группы.

На методологическом уровне необходима проверка и уточнение ряда пого-ф жений, связанных с обоснованием теоретической концептуальной модели исследования социально-психологического состояния функционирования студенческой группы. Большой познавательный интерес может представлять развитие следящих методологических проблем:

На уровне дальнейшего теоретического осмысления проблемы представляется целесообразным сосредоточение внимания:

— на уточнении сущности и содержания социально-психологического состояния # функционирования учебной студенческой группы, как объекта совместного и> следовательского внимания социологов и психологов;

— на дальнейшем развитии категориально-понятийного аппарата социально-психологического состояния функционирования учебной студенческой группы в рамках разработанной и других теретико-методологических концепций;

— на анализе различных сторон и сфер социального взаимодействия в системе социально-образовательной системы РФ;

— на дальнейшем изучении не только организационных, но и психологических основ жизнедеятельности студентов;

— на разработке как целостной технологии, так и частных модуль-технологий оптимизации функционирования студенческой группы, определении приемов и сго-собов формирования благоприятного социально-психологического состояния студентов и др.

Совершенствования требует методическая основа научного осмысления и исследования проблемы социально-психологического состояния функционирования учебной студенческой группы. В частности целесообразно продолжить работу по повышению валидности используемой в исследовании методики (фоку©группы), расширении методов вторичного анализа данных, апробации других ле-тодик к изучению этой сложнейшей и малоисследованной социально-психологической категории .

Полученные в ходе исследования результаты и выводы позволяют сформулировать ряд рекомендаций практического прикладного плана, реализация которых, по мнению автора, способствовала бы решению проблем, объективно вызревающих в ходе обучения студентов учебных группах.

Они сориентированы на оптимизацию социально-психологического состояния функционирования студенческих групп на общесоциальном и институциональном уровнях.

Реализация разработанных автором рекомендаций может существенно скорректировать социально-психологическое состояние функционирования учебных студенческих групп.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Исследование показало, что проблемы, связанные с оптимизацией функционирования студенческой группы в условиях реформирования российской обраю-вательной системы носят сложный комплексный характер. Представляется, что их решение возможно на двух уровнях. На первом уровне эти задачи решают органы государственного управления федерального уровня, на втором — органы административного управления ВУЗа РФ. Для каждого уровня разработаны группы приложений и рекомендаций организационно-практического характера.

Первая группа предложений и рекомендаций предназначена для органов государственного управления федерального уровня. Она включает:

— обеспечение соответствующего современному этапу развития общества и субъектов административно-хозяйственного управления социального статуса гражданам, входящим в структуру кадровых ресурсов регионов РФ;

— 185- разработку комплексной государственной программы, направленной на повышение государственной и общественной значимости образовательного процесса;

— приведение в соответствие с реальными условиями нормативно-правовой базы, определяющей права и обязанности лиц, входящих в студенческую группу.

Вторая группа предложений и рекомендаций предназначена для органов административного управления ВУЗа РФ:

— осуществить подготовку будущих специалистов на базе региональных зов и обеспечение их развития внутри РФ (российских регионах) по программам и тематическим планам, аналогичным применяемым в РАГС и Государственном университете управления в г. Москве;

— кадровым органам ВУЗов РФ уделить больше внимания изучению сощ-ально-психологическому состоянию студенческих групп как самому доминирующему фактору оптимального развития социально-образовательной сферы РФ;

— проводить ежегодные мониторинга, связанные с изучением социально психологического состояния и динамики студенческих групп;

— внедрять в повседневную практику органов административного управ-ГЕ-ния ВУЗов РФ системы критериев социальной и психологической диагностики с применением фокуогрупп, позволяющей выявлять социально-психологическое состояние студенческих групп.

Рекомендации в области научно-исследовательской работы:

— осуществлять систематическое пополнение банка информации о социал"-но-психологическом состоянии и динамике функционирования студенческих групп и использование этих данных в учебной и научной работе профессорске преподавательского состава ВУЗов РФ;

— в учебной дисциплине «Психология образования» предусмотреть изучение раздела «Социально-психологические аспекты функционирования студенческой группы ВУЗа РФ»;

— продолжать изучение проблем социально-психологического состояния студенческих групп, исследование специфики оптимизации функционирования студенческих групп ВУЗа РФ.

Практическая значимость:

1. На основе проведенного исследования разработана и внедрена в практику Программа обучения и подготовки будущих специалистов предприятий и оргаш-заций Ленинского района на 2002;2004 г. г. от 01.10. 2002 г.

2. Основные положения Программы обучения и подготовки будущих социалистов предприятий и организаций Ленинского района на 2002; 2003 г. г. внесены в учебную программу ВУЗов данного района № 165/2001; 03 от 31. 11 2002г.

3. На базе Московского педагогического института создана группа специалистов по проведению диагностики студенческих групп методом фокуегрупп.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Г. Неформальная структура студенческой группы, ее влияние на познавательную активность в процессе обучения // Студент и вузовский коллектив.-Каунас, 1973. —С. 172−174.
  2. В.Б. Коллективизм студенческих групп //Пути совершенствования профессиональней направленности в педвузе. -Саратов, 1975.-С. 189−207.
  3. М.А. Межличностные отношения трудновоспитуемых школьников в коллективе класса // Проблемы социальной психологии: Материалы Всесоюзного совещания 2−4 декабря 1969.- М., 1971.
  4. Е. Особенности взаимоотношений учащихся различных школ // Советская педагогика и школа. Тарту, 1973.-Т.7. -С.6−25.
  5. Р.В. Связь ценностных ориентаций студентов с социально-психологическими характеристиками активности групп.: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1986. — 22с.
  6. А.А. Влияние форм организации совместного труда старшеклассников на межличностные отношения: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Минск, 1985. — 17с.
  7. .Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах. — М.: Педагогика, 1980.-Т.2. 287с.
  8. .Г. Психология педагогической оценки. «Труды института по изучению мозга им. В.М. Бехтерева». Л., 1935.-Т.4.
  9. .Г. Человек как предмет познания. Л.: изд-во ЛГУ, 1969. -339с.
  10. Ю.Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 1996.-376с.
  11. П.Андреева И. Н. Методологические основы изучения социально-психологического климата в академической группе вуза: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Минск, 1985. — 18с.
  12. Л.В. Профессиональное самосознание юристов в условиях деятельностной образовательной среды: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Казань, 2000. — 21с.
  13. З.Андрианова О. В. Влияние социально-психологического климата на формирование учебной деятельности студенческих коллективов. Тверь, 1999.- 153с.
  14. М.Аниапауу Т. Х. Детерминанты межличностного статуса в коллективах старшеклассников: Автореф. дис.канд. психол. наук.-М., 1984.— 17с.
  15. О.М., Полуэктова Н. М., Яковлева И. В. Изучение и оптимизация взаимоотношений в студенческой группе в целях повышения эффективности обучения и воспитания — Л., 1985. — С.145−154.
  16. Г. С. Теория малых групп в современной буржуазной социологии: Автореф. дис.канд. филос. наук,-Л., 1968. 17с.
  17. А.Я., Шинилов А. И. Проблема конфликта: Аналитический обзор, междисциплинарный библиографический указатель. М.: ГАВС, 1992.-230с.
  18. В.М. К вопросу о конфликтах в процессе обучения в коллективе // Общение как педагогическая проблема. — М., 1974. — С.28−40.
  19. В.М. Некоторые особенности педагогического вмешательства в конфликт // Общение как педагогическая проблема. М., 1974. — С.41−45.
  20. A.M. Влияние самооценки на характер межличностных отношений в студенческой группе: Дис.канд. психол. наук.-М., 1983.— 189с.
  21. С.А. Метод фокуогрупп. М.: изд-во Магистр, 1996. — 272с.
  22. М.А. Личность, самооценка, эталоны в профессиональном становлении субъектов обучения: Дис.. канд психол. наук. -Краснодар, 1999.- 175с.
  23. Н.А. Стиль отношения к старшекласснику как фактор формирования межличностных отношений // Взаимосвязь формирования личности и коллектива. Рига, 1989.-С. 32−33.
  24. В.М., Ланге В. М. Влияние коллектива на личность. В кн.: Педагогика и воспитание. М.: «Работник просвещения», 1928.- С.41−73.
  25. Н.Н., Мельникова О. Т., Фоломеева Т. В. Фокус-группы как качественный метод в прикладных социально-психологических исследованиях // Введение в практическую социальную психологию. -М.: Наука, 1994.
  26. Н.Н., Фоломеева Т. В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования.—М.: Магистр, 1997.
  27. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: изд-во МГУ, 1992.-197с.
  28. А.А. Психология межличностных отношений.-М., 1979.— 210с.
  29. О.П., Сленцова С. В., Тихомиров С. А. Использование социометрических исследований в организации учебно-воспитательного процесса в техническом вузе // Системный подход к управлению учебно-воспитательным процессом вуза—Томск, 1976. С.55−62.
  30. О.Буданов А. А. К вопросу о развитии межгруппового общения в коллективе в процессе деятельности // Общение как педагогическая проблема. М., 1974. — С. 19−27.
  31. Л.И. Изучение личности и ее формирование в онтогенезе // Проблемы управления процессом формирования личности.— М., 1972. — С.7−18.
  32. Ван В. А. Формирование коллектива студенческой группы: Автореф. дис.. канд. педагог, наук. Минск, 1980. — 20с.
  33. А.Э. Возможность использования метода фокус-групп в студенческой группе. // Актуальные проблемы управления 2001: материалы международной научно-практической конференции. Секция «Социология и кадры управления». Выпуск 2/ГУУ. М.: 2001. — 241−243с.
  34. А.Э. Современное социометрическое исследование студенческой группы. // Вестник Университета. Серия «Социология и психология управления. Выпуск № 2 (5).-М.: Изд. ГУУ 2002.- 70−73с.
  35. С.В. Структурные и динамические особенности студенческого адаптационного синдрома: Дис.. канд. психол. наук. СПб, 2000. -185с.
  36. И.П. Опыт социометрической диагностики социально-психологической организации студенческой группы // Человек и общество. JL, 1969.-Вып.6.-С. 151−159.
  37. И.П. Психологический статус как показатель лидерских возможностей студентов // Человек и общество. Л., 1971. — Вып.8. -С.122−128.
  38. И.П. Социальная психология малых групп и коллективов (опыт экспериментальных и прикладных исследований контактных групп): Автореф. дис.. канд. психол. наук.-М., 1978.-31с.
  39. И.П. Социометрические методы в социально-психологическом исследовании.-Л.: изд-во ЛГУ, 1970.- 142с.
  40. И.П. Социометрический анализ творческих возможностей группы // Экспериментальная и прикладная психология: Ученые записки ЛГУ № 352 Сер. Психол. науки.-Л., 1970. -Вып.2. С.59−62.
  41. И.П. Социометрия как метод социальной психологии: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1968. — 16с.
  42. Вопросы психологии школьников и студентов / Под ред. Л. И. Уманского: Науч. труды. Т. 183.-Курск.-94с.
  43. Т.Г. Динамика межличностных отношений в учебной группе // Теоретические и прикладные исследования по психологии. — Казань, 1977. С.40−46.
  44. .Т. Психологическая компетентность будущего специалиста: Дис.. канд. психол. наук.- Казань, 1999.- 183с.
  45. В.Н. Социально-психологическая характеристика студенческой группы как коллектива // Социально-психологические проблемы личности и коллектива школьников и студентов. — Ярославль: изд-во Ярослав, пед. института, 1976.—С.121−126.
  46. В.Н. Психологические основы формирования профессионально педагогической направленности студенч. коллектива: Автореф.:дис.канд.психол.наук. МД979- 16 с.)
  47. Е.В. Представления личности об отношении к ней других людей: Дис. канд. психол. наук.-М., 2000.-208с.
  48. А.С. Влияние межличностных отношений в вузовском коллективе на учебно-воспитательный процесс // Студент и вузовский коллектив.-Каунас, 1973.-С. 120−124.
  49. В.В. Групповые нормы и ценности как факторы самоопределения личности старшеклассника: Афтореф. Дис. канд.психол. наук. Курск, 2000. — 22с.
  50. А. Ш. Внутригрупповая активность как фактор формирования коммуникативной компетентности в студенческих группах: Дис. .канд. психол. наук. Краснодар, 1999. — 20с.
  51. К.Д. Методологический анализ референтных групп личности: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Л., 1977.-22с.
  52. К.Е. Восприятие межличностных отношений в группе: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1984. — 25с.
  53. Л.Н. К психологии отношений и взаимоотношений в первичном коллективе учащихся 9−10 классов // Социально-психологические и лингвинистические характеристики форм общения, — Л., 1970. С.54−56.
  54. Л.Н., Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в академической группе вуза // Вестник БГУ. Сер.З.-№ 1. -1974. — С.40−45.
  55. Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М.: Центр, 1998.- 144с.
  56. А. И. Саркисян Ш. В. Динамика межличностного восприятия в условиях совместной деятельности. В кн.: Межличностное восприятие в группе. М.: МГУ, 1981.-С.86−123.
  57. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. — Минск: изд-во БГУ, 1981−384 с.
  58. А.Н., Дисовский В. Т., Сухин В. А. Социально-психологические характеристики личности студента // Комплексное исследование проблем обучения и комплексного воспитания специалистов с высшим образованием. Л.: ЛГУ, 1980.-С. 168−187.
  59. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. — Л.: изд-во ЛГУ, 1985.- 167с.
  60. А.А. Лидер и авторитет группы: К постановке проблемы // Ученые записки ЛГУ. Сер. Психологические науки. 71. № 365. — Вып.4. -Экспериментальная и прикладная психология. — С. 11−16.
  61. А.А. Влияние взаимоотношений между людьми на формирование их отношения к труду: Дис.. канд. психол. наук.—Л., 1969.- 195с.
  62. Н.Н. К вопросу о механизме выдвижения лидеров в студенческих группах // Личность и группа.-Л., 1971. С. 139−157.
  63. Т.В. Особенности и пути формирования коллектива студенческих учебных групп в условиях института физической культуры: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-Л., 1984.-23с.
  64. М.А., Кричевский Р. С. Социально-психологический аспекты развития малой группы. В кн.: Психолого-педагогические проблемы коллектива и личности: Сб. науч. трудов.-М., 1978. С.8−18.
  65. Т.Е. Психологические особенности отношений ребенка дошкольного возраста в группе сверстников: Дис.. канд. пед. наук.-М., 1976.- 189с.
  66. Ф.И. О вероятностных причинах расхождения самооценки с оценкой коллектива // Психология возрастных коллективов. — М., 1978, С.66−67.
  67. Т.Г. Влияние уровня сформированности межличностных отношений на успеваемость студентов // Психологические аспекты отношений личности. / Под ред. В. П. Грибанова, Рязань, 1980. — С.60−63.
  68. В.Е. Исследование зависимости между типом взаимоотношений учащихся профессиональных технических училищ и отношением к учению и труду: Дис.. канд. психол. наук. М., 1979. — 267с.
  69. В.П. Исследование обучаемости групп в совместной деятельности: Дис.. канд. психол. наук. Киев, 1982.— 197с.
  70. А.В. Роль коллектива в формировании личности школьника: Автореф. дис.. докт. педагог, наук.-Л., 1970. 57с.
  71. Е.И. Зависимость учебной деятельности школьников от характера его взаимоотношений с коллективом // Коллектив, личность ребенка, внутриколлективные отношения.-М., 1970.-С.168−175.
  72. В.Н. Психологические особенности понимания личности значимого другого как субъекта общения: Дис.. канд. психол. наук.-М., 1981.- 185с.
  73. М.Г. Динамика оценочных отношений личности к себе и другим (на материале среднего профтехучилища): Афтореф. Дис.. канд. психол. наук.-Киев, 1978.-25с.
  74. Г. А. К вопросу изучения межличностных отношений в студенческих коллективах // Студент в учебном процессе. Каунас, 1972. — С.243−246.
  75. Коллектив и личность. /Ред. колл. Е. В. Шорохова, К. К. Платонов, О. И. Зотова и др. М., 1975. — 263с.
  76. О .Я. Влияние особенностей межличностного восприятия на положение личности в группе: Дис.. канд. психол. наук.-Минск, 1993. -151с.
  77. Я.Л. Психология взаимоотношений в малой группе. -Минск: изд-во БГУ, 1976. 352с.
  78. Я.Л., Березовин Н. А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии.-М.: Знание, 1977.-64с.
  79. Я.Л. Экспериментальное исследование осознания человеком своих взаимоотношений в малой группе // Второй международный коллективизм по социальной психологии. Тбилиси, 1969 с. 143 — 144.
  80. Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. — М., 1980.- 192с.
  81. Т.Е. О взаимоотношениях в коллективе подростков // Ребенок в системе коллективных отношений. / Под ред. Л. Буевой, Л. Ношковой. -М., 1972.-С.29−34.
  82. Т.Е. О видах взаимоотношений в школьных коллективах // Вопросы управления и руководства процессом воспитания школьников.-М., 1971.-С.244−252.
  83. Д.Л. Динамика неравенства: российская молодежь в меняющимся общества: ориентация и пути в сфере образования, (от I960-годов к 2000-му). М.:Эдиториал УРСС, 1999, 344 с.
  84. Т.В., Боровик Т. Я. Изучение личности в системе неформальных отношений в коллективе // Проблемы формирования личности в коллективной деятельности и общении: Тезисы докладов республиканской конференции. Гродно, 1980-С. 76−77.
  85. Г. Б. Влияние межличностных отношений в студенческих группах на формирование профессиональной направленности личности будущего учителя: Дис.. канд. психол. наук.-М., 1986.— 179с.
  86. С.А. Измерение влияния успеваемости на межличностные отношения в академической группе // Измерения в исследовании проблем воспитания.- Тарту, 1973.-С. 136−143.
  87. Р.Л. Динамика группового лидерства // Вопросы психологии. -№ 2. 1980. — С.42−51.
  88. А.А. Межличностное оценивание в малых группах. — Киев: Наукова думка, 1982. 159с.
  89. Е.М. Влияние стиля руководства мастера ПТУ на характер взаимоотношений учащихся // Социально-психологические проблемы руководства и управления коллективами.—М., 1974.— С. 142−144.
  90. Е.С. Основы социальной психологии.— Л.: изд-во ЛГУ, 1967. — 172с.
  91. О.Г. Профессиональные особенности межличностного познания: Дис.. докт. психол. наук. Краснодар, 1982.- 390с.
  92. Е.И. Положение подростка в различных коллективах и его поведение // Ребенок в системе коллективных отношений.— М., 1972. С. 127−129.
  93. В.И. Проблема формирования коммунистической нравственности студентов в системе отношений коллектива: Автореф. дис.канд.филос.наук. Новосибирск, 1978— 18 с.
  94. А.А. Психология общения Учеб. пособие для студентов психологов. Тарту, 1974. — 219с.
  95. В.Т. Формирование личности современного студента: Афтореф. Дис.. канд. филос. наук.-Л., 1976.-38с.
  96. .Ф. Особенности познавательных процессов в условиях общения // Психологический журнал. -№ 5. 1980. — С. 26−42.
  97. А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об осговах организаторской работы. —2-ое изд., перераб. и доп.-М., 1981. 208с.
  98. А.Н. Некоторые проблемы диагностики уровня развития коллектива в юношеских группах // Социально-психологические проблемы личности и коллектива школьников студентов. Ярославль: изд-во Яросл. Пед. Ин-та, 1976. — С.9−15.
  99. А.Н. Системная модель коллектива и некоторые принципы исследования групповых эмоциональных потенциалов // Социально-психологические проблемы личности и коллектива. -Ярославль, 1977. Вып.48. — С.20−37.
  100. А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. — М.: Знание, 1978.-48с.
  101. А.С. Коллектив и воспитание личности. М.: Педагогика,. 1972.-333с.
  102. А.С. Соч. в 7-ми т., Т.5. М., 1960 — 588с.
  103. Т.П. Психологические условия формирования профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя в студенческом коллективе: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1984.-16с.
  104. B.C. Психологическое исследование объективности оценок и самооценок у студентов: Автореф. дис.. канд.психол. наук.— Л., 1977.-22с.
  105. Л.И. Социально-психологические проблемы управления процессами формирования студенческих коллективов // Проблемы высшей школы. 1976. — Вып.27. Вопросы научной организации учебно-воспитательного процесса. — С.99−110.
  106. Л.И. Студенческий коллектив: основы формирования и деятельности. Киев. — 1985. — 52с.
  107. К.В. Изучение и формирование взаимоотношений школьников в процессе деятельности на уроках физкультуры и внешкольных занятиях спортом: Автореф. дис.. канд. психол. наук.-М., 1969.-26с.
  108. П.Г. Многогранность студенческой деятельности как фактор коллективообразования: Афтореф. Дис.. канд. психол. наук. -М., 1980.-23с.
  109. Межличностное восприятие в группе. /Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М., 1981. — 295с.
  110. Л.В. Психологические закономерности развития интеллектуальности студентов в вузе: Дис.. док. психол. наук. -Новосибирск, 1998.-370с.
  111. Н.Л. Воспитательная работа в академической студенческой группе. Днепропетровск, 1972. — 28с.
  112. Н.Л. Студенческий коллектив как фактор развития профессионально значимых нравственных качеств личности будущих педагогов: Автореф. дис.. канд. психол. наук.—Л., 1975.-23с.
  113. Р., Фиске М., Кендал П. Фокусированное интервью / Пер. с анг. -М.: Институт молодежи, 1991.
  114. Р.П. Психология развития конфликтных отношений в учебной деятельности студентов: Автореф. дис.. канд. психол. наук.— Л., 1976.-26с.
  115. В.В. Психологическая обусловленность житейских проблем студентов (на примере студентов исторического факультета пединститута): Автореф. дис.. канд. психол. наук.- СПб, 2001.- 19с.
  116. А.В. О воспитании старшеклассника.-М., 1976.- 176с.
  117. С.А. Принципы социально-психологической организации студенческих коллективов //Человек и общество: Проблемы интеллектуального и культурного развития студенчества / Ученые записки ЛГУ.-Л., 1973. Вып. 13. — С.159−161.
  118. B.C. К проблеме социального развития ребенка // Психологический журнал. № 5. — 1980. — С. 43−53.
  119. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. — М.-1960. Т.2. — С. 110−125.
  120. Р.С. Психологическая теория коллектива и проблемы групповой эффективности // Вопросы психологии. № 5. — 1978. — С. 5362.
  121. Н.В. Критика современной буржуазной науки о поведении.-М.: Высшая школа, 1966.- 104с.
  122. Обозов Н. Н Межличностные отношения.-Л.:ЛГУ, 1979.—150с.
  123. Н.Н. К вопросу об оптимальном отборе при комплектовании студенческих групп // Вестник ЛГУ. Экономика. Философия. Право. Л.: изд-во ЛГУ, 1975. — № 17. — С.87−98.
  124. Н.Н. Психология межличностного взаимодействия: Дис.. док. психол. наук, Л., 1979.- 380с.
  125. Орн Ю. А. Оценка межличностных отношений учащимися как педагогическая проблема: Автореф. дис.. пед. наук. Тарту, 1975. — 61с.
  126. Основы педагогики и психологии высшей школы. /Под ред. А. В. Петровского. М., 1986.-303с.
  127. Основы прикладной социологии. Учебник для вузов в 2-х т. /Под ред. Ф. Э. Шереги, М. К. Горшкова. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 1995.
  128. М.Е. Влияние особенностей межличностных взаимоотношений подростков на формирование их профессионального самоопределения в условиях общеобразовательной школы: Автореф. дис.канд. психол. наук.-Тверь, 1999.-20с.
  129. А.В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. -М: Просвещение, 1978.- 175с.
  130. И.М. Психологическая характеристика избирательных (личных) отношений между детьми в коллективе: Автореф. дис.. канд. психол. наук.-М., 1973.-23с.
  131. В.В., Сетов А. А. Структура учебной группы как фактор формирования будущего специалиста // Формирование личности студента в условиях социалистического общества.— Д.: изд-во ЛГУ, 1985. -С. 174−176.
  132. П.А., Голубева В. Н., Семиченко В. А. Психологическая структура профессионально-направленного студенческого коллектива и пути ее совершенствования // Проблемы психологии личности и коллектива.-М., 1979. С.23−25.
  133. П.А. Психологические основы теории коллектива: Автореф.дис.докт.психол. наук, Л., 1971−32 с.)
  134. Профессиональные особенности первого впечатления в межличностном познании // Психология межличностного познания. /Под ред. А. А. Бодапева.-М.: Педагогика, 1981-С. 110−115.
  135. Психологическая теория коллектива. /Под ред. А. В. Петровского.-М.: Педагогика, 1979.-240с.
  136. Психологическое обеспечение учебного процесса вузов / Новиков
  137. B.C., Воченков А. А., Маклаков А. Г. и др.-СПб.: ВМедА, 1997.-255с.
  138. Формирование учебной деятельности студентов. /Под ред. В. Я. Ляудис. М.: МГУ, 1989. — 240с.
  139. Т. Социальная психология. Пер. с анг. В. Б. Ольшанского. Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998.-544с.
  140. П.Н. Об особенностях методов социально-психологического исследования в США // Методологические и методические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1977.1. C.215−288.
  141. В.В. Плотность как качественная характеристика малых групп // Проблемы высшей школы.- 1972. Вып.12. — С. 39−48.
  142. В.А. Стратегия и методы качественного анализа данных // Социология 4 М. 1991. — № 1. — С. 14−31.
  143. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: «Добросвет», «Книжный дом «Университет», 2000.- 596с.
  144. Analyzing Qualitative Data / ed. by A. Bryman, R.E. Byrgess.- London and New York: Routledge, 1994.
  145. Bailie R., Steinberg M. The focus group method in a formative evaluation of a South African high school sexuality education programme // The British Journal of Family Planning. Vol.21. 1995.p. 71−75.
  146. Baron R., Kerr N., Miller N. Group process, group decison, group action. Buckingham: Open University Press, 1992.
  147. Basch C.E. Focus Group Interview: An Underutilized Research Technique for the Improving Theory and Practice in Health Education // Health Education Quarterly. Vol.14. 1987.p. 411−448.
  148. Bryman A. Quantity and Quality in Social Research. London: Unwin Hyman, 1998.
  149. Desvousges W. H. Integration Focus Groups and Examples from Environmental Risk Studies // Journal of Official Statistics. Vol.5. 1989.p. 349−363.
  150. Fern E.F. The use of focus groups for idea generation: the effects of group size, acquaintanceship, and moderator on response quality and quantity //Journal of Marketing Research. Vol.19. 1982.p.l-13.
Заполнить форму текущей работой