Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Показатели биологической зрелости первоклассников Европейского Севера

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нами выявлены особенности темпа морфологического созревания первоклассников по различным показателям. Так по показателю длины тела установлено, что достаточно большое количество детей (44,97±2,31%) имеют значения выше возрастной нормы. Исследования Дорохова Р. Н. (1990), Безруких М. М. (2004), Блиновой Н. Г. (2009), показали, что ускоренный темп формирования длины тела приводит к дисгармоничности… Читать ещё >

Содержание

  • Список сокращений и условных обозначений
  • Глава 1. Биологическая зрелость детей циркумполярного региона
    • 1. 1. Морфологические и функциональные критерии биологической зрелости детей 7 лет
    • 1. 2. Современные подходы к оценке темпов созревания психофизиологических функций детей 7 лет
    • 1. 3. Особенности биологической зрелости организма детей
  • Европейского Севера
  • Глава 2. Организация и методы исследования
    • 2. 1. Контингент и организация исследования
    • 2. 2. Характеристика региона исследования
    • 2. 3. Методы оценки биологической зрелости
    • 2. 4. Математическая и статистическая обработка результатов
  • Глава 3. Результаты исследования и обсуждение
    • 3. 1. Биологическая зрелость детей-северян по морфологическим критериям.*
    • 3. 2. Биологическая зрелость детей-северян по функциональным критериям
    • 3. 3. Психофизиологические показатели биологической зрелости детей-северян
    • 3. 4. Внутрисистемное взаимодействие показателей биологической зрелости у первоклассников Европейского Севера

Показатели биологической зрелости первоклассников Европейского Севера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Приоритетными направлениями государственной политики в настоящее время являются сохранение и укрепление здоровья детей, их физическое развитие, здоровое питание, которые рассматриваются в качестве необходимой гарантии успеха всех социальных и экономических реформ. По данным Министерства образования РФ более половины детей (53%) имеют ослабленное здоровьедве трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания- 10% выпускников общеобразовательных учреждений России могут быть отнесены к категории здоровых [121]. За время обучения в начальной школе число абсолютно здоровых школьников к четвертому классу снижается в 4−5 раз [92].

Одним из критериев здоровья ребенка на современном этапе развития физиологии, медицины и ауксологии принято выделять оптимальный уровень достигнутого развития (морфологического, физического, психического, интеллектуального и др.) и его соответствие хронологическому возрасту. Особое значение для характеристики здоровья детской популяции имеют функциональные критерии созревания: морфофункциональная и психофизиологическая зрелость.

В современных эколого-социальных условиях возрастает количество детей с различными задержками и отклонениями в морфофункциональном и психофизиологическом развитии [83, 96, 199, 238]. Результаты ряда исследований свидетельствуют о различных отклонениях в созревании и функционировании психической сферы младших школьников [49].

Экстремальность внешней среды на Севере определяется не только суровыми климатическими условиями (низкие температуры, ветер, высокая влажность), повышенной активностью гелиогеомагнитных факторов (резкие перепады электромагнитного поля Земли, повышенное космическое излучение), но и необычной светопериодикой, бедностью окружающего ландшафта. К природным факторам добавляются социально-экономические факторы: значительная социальная и информационная изоляция, особенно сельских жителей, далекие от комфорта жилищно-бытовые условия, однообразие питания с дефицитом необходимых для организма витаминов и микроэлементов и др. [34, 85, 133, 157].

В неблагоприятных климато-географических и экологических условиях Европейского Севера России число здоровых детей составляет всего 6,5% [130]. Неблагоприятные факторы Севера (природные, техногенные, социальные) предъявляют повышенные требования к физиологическим системам, психической сфере ребенка, существенно влияют на скорость морфофункцио-нального созревания организма, вызывая задержки в развитии тех или иных систем или патологические отклонения в физическом и психическом развитии [109, 132, 142, 165, 186]? Начиная с работ Ж. Ж. Раппопорта (1979) считается, что показатели зрелости у детей Севера в среднем на 1,5−2 года отстают от таковых у детей Центральной России, в связи с этим биологический возраст детей Севера часто не совпадает с хронологическим возрастом.

Ослабленное здоровье детей становится одной из причин сложной адаптации их к школьным нагрузкам. Увеличивается число детей с трудностями в овладении основными навыками письма, чтения и математики в начальной школе. Причины этого явления разные, но многие дети попадают в разряд неуспевающих в силу недостаточной школьной зрелости, т. е. незрелости морфо-функциональной и психофизиологической [21, 22]. По мнению Е. Г. Гришиной (2001) необходимого уровня готовности к школьному обучению достигают менее 50% детей старшего дошкольного возраста.

Соматическая, функциональная и психофизиологическая зрелость детей требует внимания специалистов различного профиля, серьезных междисциплинарных исследований, единых методологических и методических подходов.

Цель и задачи исследования

.

Комплексная (морфофункциональная и психофизиологическая) характеристика показателей биологической зрелости первоклассников Европейского Севера.

Задачи исследования:

1. Оценить биологическую зрелость детей по показателям морфо-функционального и психофизиологического развития.

2. Выявить половые различия в темпах биологического созревания у детей 7 лет.

3. Определить влияние уровня зобной эндемии на биологическую зрелость первоклассников.

4. Изучить структуру внутрисистемного взаимодействия показателей биологической зрелости и оценить их иерархию в системе обеспечения биологического созревания.

Положения, выносимые на защиту:

1. Биологическое созревания детей циркумполярного региона характеризуется гетерохронностью и неравномерностью, что выражается в разных темпах достижения оптимального биологического возраста по различным критериям биологической зрелости.

2. На данном возрастном этапе наиболее интенсивно идут процессы созревания морфологического субстрата и функционального обеспечения организма, значимость критериев психофизиологической зрелости минимальна.

3. Для характеристики детской популяции циркумполярного региона наиболее значимые показатели биологической зрелости объединяются в три системообразующих комплекса: динамометрический, морфологический и ге-модинамический, которые характеризуются единым трендом развития.

Новизна исследования. Впервые проведен комплексный анализ морфологической, функциональной и психофизиологической зрелости детей 7 лет родившихся и проживающих в условиях Европейского Севера. Исследованы особенности морфофункционального развития (зубная зрелость, антропометрические и физиометрические показатели), степень зрелости коры головного мозга и психофизиологических функций у первоклассников.

Получены новые данные о темпах морфофункционального и психофизиологического созревания детей приполярного региона, показана специфика темпов созревания в разных половых группах и у детей, проживающих в районах с разной степенью зобной эндемии. Показана гетерохронность и неоднозначность процессов созревания детского организма в экстремальных климато-географических условиях.

Новизну исследования определяет и то, что впервые проведенное комплексное исследование позволило оценить соотношение темпов морфофунк-ционального и психофизиологического созревания функциональных систем у детей младшего школьного возраста в условиях циркумполярного региона. Результаты исследования свидетельствуют о том, что во всех исследованных группах первоклассников структура системы обеспечения биологического созревания организма определяется различным вкладом показателей биологической зрелости.

Научно-практическая значимость исследования. Полученные данные расширят имеющиеся в возрастной физиологии представления о возрастных и индивидуальных особенностях морфофункционального и психофизиологического развития детского организма, позволят глубже изучить проблему соотношения темпов возрастного развития и факторов средового влияния.

В работе реализован комплексный подход к изучению биологического созревания детей с учетом современного понимания особенностей формирования детского организма. Получены данные, позволяющие оценить факторы, влияющие на темп созревания организма ребенка. Выявлена значимость степени зобной эндемии на темпы биологического созревания. Впервые показано, что снижение темпа биологического созревания необходимо рассматривать как один из вариантов процесса онтогенетического развития, отражающих ге-терохронность и неравномерность формирования детского организма.

Научно-практическое значение работы определяется значимостью её для теории и практики обучения, т.к. изучение биологического созревания позволяет выявить причины трудностей обучения у детей, начинающих систематическое обучение. Исследование может способствовать решению таких практических задач, как комплексная оценка биологической зрелости первоклассников и показателей здоровья, прогнозирование успешности обучения, а также внедрение научно-обоснованных мер необходимой коррекционной помощи детям.

Полученные результаты могут быть использованы при планировании коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста, при организации учебной деятельности, профилактики и оздоровительных мероприятий по охране и укреплению здоровья детей, издании методических рекомендаций, учебно-методических пособий.

Реализация результатов исследования.

Материалы диссертационного исследования используются при планировании и организации учебной деятельности и коррекционной работы с учащимися МОУ СОШ № 17 (акт внедрения от 10.01.2012) — в преподавании курсов «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Основы здорового образа жизни», «Экология человека», «Антропология» для студентов биологических и психолого-педагогических специальностей на естественно-географическом факультете и факультете психологии и социальной работы ПГУ им. М. В. Ломоносова (акты о внедрении от 10.01.2012).

Апробация работы. Материалы и основные положения диссертации доложены и обсуждены на VI Молодежной научной конференции Института физиологии Коми НЦ Уро РАН «Физиология человека и животных: от эксперимента к клинической практике» (Сыктывкар, 2007), Всероссийской научной конференции с международным участием «Физиолого-гигиенические проблемы экологии человека» (Белгород, 2007), на I Всероссийской молодежной научной конференции «Молодежь и наука на Севере» (Сыктывкар, 2008), на VI Сибирском физиологическом съезде (Барнаул, 2008), на заседаниях физиологического общества им. И. П. Павлова в институте физиологии природных адаптаций Уральского отделения РАН (Архангельск, 2009), на XXI съезде физиологического общества им. И. П. Павлова (Калуга 2010).

Диссертационное исследование выполнено в соответствии с НИР по тематическому плану ПГУ им. М. В. Ломоносова «Дети Севера: здоровье, рост, развитие», проводимому по заданию Министерства образования Российской федерации (№ гос. регистрации 01.2.00.106676).

Диссертационное исследование поддержано проектом № 2.2.3.3./4704 аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы '(2009;2010 годы)».

Публикации. По теме исследования опубликовано 9 работ, из них 2 статьи в рецензируемых научных журналах.

Структура и объем диссертации

Работа изложена на 171 странице машинописного текста и. состоит из введения, 3 глав, заключения и выводов. Содержит 35 рисунков и 24 таблицы. Библиографический указатель включает 297 источников (220 отечественных и 77 зарубежных).

ВЫВОДЫ:

1. Темпы биологического созревания первоклассников, проживающих в условиях циркумполярного региона, соответствуют возрастным нормативам по большинству исследованных параметров. Наибольшее количество зрелых детей выявлено по показателю школьной зрелости, индексу варианта развития, Филиппинскому тесту, частоте сердечных сокращений, диастолическому артериальному давлению и концентрации внимания.

2. Выявлены системообразующие комплексы в структуре показателей биологической зрелости у всех детей: морфологический, динамометрический и гемодинамический. У значительной части детей наибольшая доля дисперсии принадлежит динамометрическому комплексу. Показана низкая значимость параметров психофизиологического созревания в структуре обеспечения биологической зрелости детей на данном возрастном этапе.

3. Анализ половых различий показал, разно направленность и неоднородность процесса созревания у девочек и мальчиков. Так, девочки характеризуются большей степенью зрелости по зубному возрасту, силе левой кисти руки и значениям систолического артериального давлениямальчики — по показателям зрительного восприятия.

4. Структурная корреляционная модель системы показателей биологической зрелости и результаты факторного анализа показали, что у мальчиков максимальные перестройки затрагивают морфологический субстрат биологического созревания, в то время как у девочек активные перестройки происходят уже на функциональном и психофизиологическом уровнях.

5. Выявлено влияние естественной йодообеспеченности региона проживания на темпы биологического созревания первоклассников: более зрелые по большинству исследованных показателей дети, проживающие в условиях легкого и среднего йододефицита. Факторная модель свидетельствует о различии ведущих компонентов биологического созревания в этих группах: у детей, проживающих в условиях легкой степени йододефицита наиболее существенным фактором является динамометрия кистей рук, в условиях средней степени йододефицита — гемодииамические критерии, в условиях тяжелой степени йододефицита — морфологические критерии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Традиционно принято считать, что проживание человека в дискомфортных условиях Севера приводит к развитию комплекса метаболических особенностей, связанных с воздействием факторов среды, что может проявляться в торможении возрастного развития детей [78]. Однако использование многочисленных критериев для оценки биологической зрелости детского организма не позволяет сделать столь категоричное заключение.

Наше исследование темпа биологического созревания детей свидетельствует, что большинство первоклассников обоего иола, проживающих в Архангельской области, по морфологическим критериям соответствуют возрастным нормативам. Однако темп морфологического созревания 'ниже возрастной нормы по различным критериям имеют от 7,92±0,60% до 22,91±1,95% детей. Это соотносится с исследованиями Колосовой Т. С. (1997), Макаровой В. И. (2003), Жванного Н. Ф. (2008), отмечающих снижение морфометрических показателей, запаздывание соматической зрелости и более позднее становление морфофункциональных систем детей-северян.

Нами выявлены особенности темпа морфологического созревания первоклассников по различным показателям. Так по показателю длины тела установлено, что достаточно большое количество детей (44,97±2,31%) имеют значения выше возрастной нормы. Исследования Дорохова Р. Н. (1990), Безруких М. М. (2004), Блиновой Н. Г. (2009), показали, что ускоренный темп формирования длины тела приводит к дисгармоничности физического развития, сопровождается напряжением всех процессов в организме и нарушениями в состоянии здоровья. По результатам проведенного Филиппинского теста темп морфологического созревания ниже возрастной нормы имеют 19,92±1,85% детей, нами не отмечены случаи опережающего морфологического созревания. Дети, составляющие группу с отрицательным результатом выполнения Филиппинского теста, испытывают наибольшее морфофункциональное напряжение, что может приводить к снижению их работоспособности. Нами выявлена корреляционная связь между значениями Филиппинского теста и показателем школьной зрелости детей, отражающим не только степень развития скелета, но и степень зрелости всего организма, в первую очередь, нервной системы [11, 16, 60].

По показателю зубной зрелости, демонстрирующему созревание костной системы ребенка в критические периоды, темп морфологического созревания первоклассников ниже возрастной нормы имеют значительное количество детей (45,82±2,27%), что является маркером низкого уровня здоровья [277]. Причиной отставания морфологического созревания детей по показателю зубной зрелости может являться несбалансированное питание, дисэлементоз и нарушения кальциевого обмена [249]. Результаты нашего исследования объективно подтверждают существование задержек соматического созревания по показателям зубной зрелости у детей в условиях приполярного региона.

В нашем исследовании показано, что ульнарный тип кисти и замедленный вариант развития (по показателю ИВР) среди детей циркумполярного региона отмечается достаточно часто (19,49 ± 2,50% и 22,91 ±1,95% соответственно). Это соотносится с данными ряда авторов о меньшей зрелости детей с такими особенностями [51, 63, 160, 197, 201].

Анализ темпа созревания первоклассников по функциональным критериям свидетельствует, что по показателям гемодинамики большинство обследованных детей соответствует возрастным нормативам. Но 22,48±1,93% детей имеют значения ЧСС выше возрастной нормы, что приводит к функциональному напряжению в работе сердечной мышцы, ограничению компенсаторных возможностей организма [27]. Тахикардия является приспособительной реакцией системы кровообращения к возросшим потребностям организма в кислороде, способствуя повышенному кровоснабжению органов и тканей. Кроме того, тахикардия свидетельствует о преобладании активности симпатического отдела вегетативной нервной системы и напряжении в регуляции системы кровообращения [11, 84]. Нами установлено, что среди детей циркумполярного региона чаще отмечаются пониженные значения САД (33,83±2,19%) и повышенные значения ДАД (20,98±1,88%). Понижение САД приводит к недостатку кислорода в тканях организма и падению в них интенсивности обменных процессов [3], что может свидетельствовать о замедлении темпов биологического созревания [203]. Повышение значений диастолического давления крови может вызываться влиянием местной фотопериодичности [61], а также неблагоприятными антропогенными факторами [195], к которым относится и стрессорная внутришкольная среда [58].

Нами выявлено, что у значительного числа первоклассников сила мышц правой кисти ниже возрастных нормативов, сила мышц левой кисти снижена более чем у половины детей. Значительное количество детей со сниженными значениями динамометрии кистей рук отражает задержку в созревании костно-мышечного аппарата детей-северян, характеризует снижение их неспецифической устойчивости. Возможной причиной такого снижения является нерациональное питание, гиподинамия и недостаточная тренированность [53, 109, 123, 124].

Недостаточное развитие мелких мышц кисти ведет к отсутствию в полной мере точной координации мелких тонких движений пальцев [65], что является одной из причин трудностей формирования письма у первоклассников. Систематическое обучение ребенка письму требует интеграции сенсорных поступлений и моторных действий, которые в конечном итоге определяют его успешность и эффективность достижений в учебе [19, 22, 232].

Анализ темпов психофизиологического созревания первоклассников Архангельской области свидетельствует о существовании задержек в формировании исследуемых психофизиологических функций. Так, низкие скоростные показатели умственной деятельности имеет половина обследованных первоклассников, сниженные показатели точности выполнения умственной работы отмечена более чем у половины детей. Следует отметить, что дети с низким исходным уровнем работоспособности быстро утомляются даже при малоинтенсивной и непродолжительной работе, они имеют наибольшие затруднения при адаптации к систематическому обучению. В школе у таких детей может сложиться весь комплекс трудностей обучения [21], а при ускорении темпа подачи сигнала у медлительных детей уменьшается количество усвоенной информации и даже при оптимальных нагрузках работоспособность постепенно снижается [147].

Аналогичные результаты выявлены при оценке уровня развития зрительного восприятия, всего у 37,31±2,27% обследованных детей темп формирования зрительного восприятия соответствует возрастной норме, что подтверждает мнение о том, что, не смотря на прогрессивное развитие, система восприятия первоклассников не достигает еще зрелого типа функционирования и ее возможности довольно ограничены [83]. Низкие темпы формирования зрительного восприятия могут лежать в основе трудностей формирования школьно-значимых функций и навыков [21, 116, 182, 221, 292] и недостаточно обеспечивать невербальный интеллект детей [22, 135].

Практически у половины обследованных первоклассников уровень развития электрической активности коры головного мозга не соответствует возрастной норме, что демонстрирует специфику возрастного развития детского организма на фоне адаптации к комплексу суровых факторов Севера [171]. Исследования психофизиологических аспектов успешности обучения показывают, что дети, имеющие низкий уровень функциональной зрелости коры больших полушарий мозга, более тяжело осваивают школьную программу [21, 122].

В зависимости от йодной обеспеченности территории проживания нами были выявлены особенности биологической зрелости детей по различным критериям. По показателю длины тела максимальное количество детей с замедленным темпом отмечается в районе с тяжелой степенью йодного дефицита, с ускоренным — в районе со средней степенью зобной эндемии, в районе легкой зобной эндемии выявлено преобладание среднего темпа развития. Наши данные показывают, что средняя и тяжелая степень йодного дефицита увеличивают вероятность дисгармоничности физического развития детей, причем разная степень йодной обеспеченности определяет разнонаправленные тенденции.

Значения показателей Филиппинского теста и школьной зрелости у большего количества детей из района с тяжелой степенью йодного дефицита соответствуют или опережают средневозрастную норму. Данная особенность указывает, что у данной категории детей в длинотных размерах преобладает развитие верхнего отрезка тела и длины рук, что может косвенно подтверждать значительную дисгармоничность развития таких детей. По показателю зубной зрелости выявлено достоверное увеличение количества детей с соответствующим возрасту темпом созревания в районе с легкой степенью зобной эндемии. Максимальное количество детей с отставанием темпа созревания по показателю зубной зрелости отмечено в районе с тяжелой степенью зобной эндемии, опережающего темпа созревания в данном районе не выявлено, как и в районе со средней степенью зобной эндемии. Наибольшее количество детей с радиальным типом кисти и ускоренным вариантом развития (по ИВР) выявлено в районе с тяжелой степенью зобной эндемии.

Биологическое созревание по показателям функциональной зрелости в зависимости от степени зобной эндемии показало, что значения динамометрии кистей рук, частота сердечных сокращений и артериальное давление крови соответствует возрастным темпам созревания у детей, проживающих в районе с легкой степенью зобной эндемии. Отмечены особенности гемодинамики у детей района с тяжелой степенью зобной эндемии, так нами выявлено значительное количество детей с высокими значениями ЧСС, снижением САД и увеличением ДАД, что отражает напряжение в работе сердечной мышцы и ограничении компенсаторных возможностей. В районе средней зобной эндемии отмечено значительное количество детей с высокими значениями ЧСС, сниженными значениями САД и ДАД, что отражает замедленный темп созревания детей.

Дети из района с легкой степенью зобной эндемии соответствуют возрастным нормам созревания по критериям: длина тела, зубной возраст, сила кистей рук, частота сердечных сокращений, артериальное давление крови. У детей из района средней степенью зобной эндемии отмечено отставание темпов созревания по критериям: Филиппинский тест, зубной возраст, индикатор варианта развития, сила кистей рук, артериальное давление крови, и опережение по длине тела. Для детей района с тяжелой степенью зобной эндемии выявлено отставание темпов созревания по критериям: длина тела, зубной возраст, сила кистей рук, частота сердечных сокращений, артериальное давление крови.

Наши данные показали, что по мере увеличения степени зобной эндемии в районе проживания, у первоклассников достоверно снижаются показатели уровня развития зрительного восприятия и увеличивается количество детей с отставанием темпа формирования системы зрительного восприятия. Нами не выявлено достоверных различий в скорости выполнения теста Тулуз-Пьерона, что свидетельствует о менее выраженном влиянии дефицита йода на скоростные показатели психофизиологической деятельности. Качественные характеристики работоспособности, оцениваемые по показателю точности выполнения теста Тулуз-Пьерона, достоверно отличаются у детей, проживающих в районах с разной степенью зобной эндемии. Так, точность выполнения теста достоверно ухудшается по мере увеличения степени зобной эндемии в районе проживания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .У. Популяционные величины параметров физического развития и артериального давления у детей 7−17 лет / Б. У. Абдукаримов, Б. Х. Хабижанов, Л. З. Исаева // Материалы конференции, посвященной 70-летию НЦПиДХ. Алматы, 2002. — С. 50.
  2. АбсаваТ.А. Комплексная медико-социальная оценка здоровья детей республики Коми (по материалам г. Ухты): автореф. дис.. канд. мед. наук: специальность. Санкт-Петербург, 1995. — 15 с.
  3. H.A. Уровень здоровья и адаптации у населения Крайнего Севера / H.A. Агаджанян, JLВ. Саламатина, E.H. Леханова. Москва — Надым, 2002. — 160 с.
  4. С.А. Прикладная статистика. Классификация и снижение размерности / С. А. Айвазян. М. 1989. — 260 с.
  5. A.A. Эпидемиология и профилактика повышенного артериального давления у детей и подростков / A.A. Александров, В. Б. Розанов // Росс, педиатр, журнал 1998. — № 2. — С. 16−23.
  6. Г. Д. Генетические и средовые детерминанты, определяющие прогнозирование длины тела / Г. Д. Алексанянц, О. В. Маякова // Фундаментальные исследования. 2008. — № 11 — С. 91−93.
  7. Т.И. Адаптация человека в различных экологических нишах земли: Биологические аспекты / Т. И. Алексеева. М.: Изд-во МНЭ-ПУ, 1998.-279 с.
  8. Е.И. Оценка основных антропометрических показателей и некоторых физиологических параметров у детей Северо-Запада. Методические рекомендации / Е. И. Алешина, Н. Р. Балаклеец, H.H. Бенин. СПб., 2000. — 64 с.
  9. JI.B. Динамика морфофункционалдьных показателей детей дошкольного возраста с минимальными дисфункциями мозга при различных вариантах коррекционных воздействий: автореф. дис.. канд. биол. наук: 03.0013. Челябинск, 2007. — 22 с.
  10. Л.И. Исследования и оценка биологического возраста детей и подростков / Л. И. Анисимова, И. И. Бахрах, Р. Н. Дорохов,
  11. B.Е. Карасик // Детская спортивная медицина: под. ред. С. Б. Тихвинского,
  12. C.В. Хрущева. -М.: Медицина, 1991. С. 257−259.
  13. М.В. Реакции основных физиологических систем организма детей 6−11 лет в процессе адаптации к учебной нагрузке / М. В. Антропова // Физиология человека. 1983. — Т. 9 — № 1. — С. 18−24.
  14. АртемоваН.А. Состояние здоровья детей города Северодвинска Государственного Российского Центра атомного судостроения / H.A. Артемова, Л. И. Меньшикова, Л. А. Ошуркова // Экология человека. -2003.-№ 6.-С. 34−37.
  15. Т.В. Диагностика развития зрительно-вербальных функций (альбом и методическое пособие) / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. М.: Академия, 2003. — 64 с.
  16. В.Ф. Зрительный анализатор у детей и подростков на Севере в функциональном единстве с организмом и внешней средой / В. Ф. Базарный // Экологические проблемы человека в регионе Крайнего Севера. 1981. — С. 80−85.
  17. Н.Ф. Методы оценки физического развития в комплексной оценке состояния здоровья школьников: уч.-метод. пособие / Н. Ф. Байдалова, Т. С. Колосова, H.H. Коношок и др. Л.: ЛСГМИ, 1987. -64 с.
  18. A.A. Фундаментальные и прикладные исследования по проблеме роста и развития детей и подростков / A.A. Баранов,
  19. Л.А. Щеплягина // Российский педиатрический журнал. 2000 — № 5. — С. 512.
  20. Ю.И. Перинатальная неврология / Ю. И. Барашнев. -М.: Триада-Х, 2001.-638 с.
  21. М.М. Нейрофизиологические механизмы организации произвольных движений у детей (на примере письма): диссертация. д-ра биол. наук: 03.00.13. М., 1994. — 402 с.
  22. М.М. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5,0−7,5 лет. Руководство по тестированию и обработке результатов / М. М. Безруких, Л. В. Морозова М.: Новая школа, 1996. — 48 с.
  23. М.М. Зрительное восприятие как интегративная характеристика позновательного развития детей 5−7 лет / М. М. Безруких, H.H. Теребова // Альманах «Новые исследования». 2008. — № 1 (14). — С. 1326.
  24. В.В. Силовые способности детей младшего школьного возраста и способы их оценки / В. В. Белецкая // Физическое воспитание студентов. 2010. — № 1 — С. 3−6.
  25. Л.М. Онтогенетический метод определения биологического возраста человека / Л. М. Бел озерова // Успехи геронтологии. 1999. -Вып. З.-С. 143−149.
  26. Ф.Б. Психические и психофизиологические адаптации человека / Ф. Б. Березин. JL: Наука, 1988. — 270 с.
  27. С.И. Возрастная характеристика типов кровообращения у школьников Севера / С. И. Берсенев // Дети Севера: здоровье, рост и развитие: Материалы 1 науч.-метод, конф.- под ред. A.B. Грибанова, Р. И. Даниловой. Архангельск, 1995. — С. 3−5.
  28. Т.Г. Возрастные особенности непроизвольного анализа зрительной информации / Т. Г. Бетелева // Физиология человека. 1996. -Т. 22-№ 5.-С. 75−84.
  29. H.H. Организационно-психологические условия Дисс. кандидата психол. наук. Самара, 2007. — 154 с.
  30. Н.К. Детская клиническая электроэнцефалография. Руководство для врачей / Н. К. Благосклонова, Л. А. Новикова. М.: Медицина, 1994. — 204 с.
  31. И.В. Роль зрительного опыта в развитии психических функций / И. В. Блинникова. М.: Изд-во ИПРАН, 2003. — 142 с.
  32. Н.Г. Сравнение особенностей физического развития семилетних детей популяции 1998 и 2008 г.г. / Н. Г. Блинова, H.H. Кошко, C.B. Шабашева // Материалы международной конференции «Физиология развития человека» М.: Вердана, 2009. — С. 15−16.
  33. Е.Р. Физиолого-биохимические основы жизнедеятельности человека на Севере / Е. Р. Бойко. Екатеринбург: Наука, 2005. — 89 с.
  34. В.В. Антропология возраста / В. В. Бочаров. СПб., 2001. — 196 с.
  35. БузиновР.В. Региональный доклад. О санитарно-эпидемиологической обстановке и защите прав потребителей в Архангельской области в 2009 году / Р. В. Бузинов. Архангельск, 2010.
  36. A.A. Стресс на Крайнем Севере и проблемы здоровья /
  37. A.A. Буганов // Здравоохранение Ямала. Надым, 2001. — № 2 (7). — С.3−7.
  38. Г. М. Проблема оценки иммунного статуса человека и возрастные изменения иммунитета / Г. М. Бутенко // Иммунология. 1993. -№ 4. — С. 4−6.
  39. Бююль A. SPSS: искусство обработки информации. / А. Бююль, П. Цёфель. СПб.: ООО «ДиаСофтЮП», 2005. — 608 с.
  40. В.А. Развитие зрительной коры детей и подростков /
  41. B.А. Васильева // Человек, здоровье, физическая культура в изменяющемся мире: тезисы докладов. Коломна, 1993. — С. 25.
  42. Е.В. Психофизиологический статус детей 6−8 лет с факторами риска раннего дизонтогенеза: дис.. канд. биол. наук: 19.00.02- 03.00.13. Архангельск, 2005.- 186 с.
  43. А.Г. Прорезывание постоянных зубов у детей г. Ижевска и его корреляция с антропометрическими данными и экосоциальными условиями: автореферат дис.канд. мед. наук: 14.00.02 анатомия человека.- Волгоград, 2006. 22 с.
  44. Л.С. Компьютерная классификация возрастных групп школьников по особенностям временной организации волновой структуры паттерна ЭЭГ / Л. С. Веденеева, С. И. Сороко // Физиология человека. -1999.-Т. 25-№ 4.-С. 51−59.
  45. В.Б. Информативные показатели готовности детей к школьному обучению / В. Б. Войнов // Наука и образование. 2003. — № 1. -С. 208−214.
  46. В.П. Проблема старения и смерти в современной биологии / В. П. Войтенко // Вопросы философии. 1982. — № 6. — С. 93−101.
  47. Л.В. Физические способности детей и подростков / Л. В. Волков. Киев: Здоровье, 1981. — 120 с.
  48. Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации / Н. В. Вострокнутов // Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков: Материалы Рос. науч.-практ. конф. -М., 1995. С. 8−11.
  49. Э. Зобогенные факторы окружающей среды // В кн: Бо-лезнищитовидной железы / под ред. Л. И. Браверманна. М.: Медицина, 2000. -С. 359−377.
  50. A.M. О возрастных различиях типов кисти /
  51. A.M. Геселевич // Антропологический журнал. 1935. — № 1. — С. 105−112.
  52. Л.А. Характеристика физического развития девочек 7−14 лет / Л. А. Гиренко // Материалы международной конференции «Физиология развития человека» М.: Вердана, 2009. — С. 27−28.
  53. Е.З. Изменения некоторых морфофункциональных показателей у детей и подростков г. Набережные Челны / Е. З. Година,
  54. B.А. Демидов, Н. М. Исламова // Вестник Тюменского государственного университета. 2007. — № 6. — С. 91−95.
  55. Е.З. О современной направленности эпохальных сдвигов / Е. З. Година, И. А. Хомякова, А. Л. Пурунджан и др. // Материалы V конгресса педиатров России «Здоровый ребенок». М., 1999. — С. 113−114.
  56. JI.Г. Сила мышц кисти детей 7−10 лет с различной длиной и массой тела / Л. Г. Головина, Ю. А. Копылов, Н. В. Полянская // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004. — № 2. — С. 110 121.
  57. A.B. Социальные аспекты безопасности России / A.B. Гончаренко // Экология человека. 2000. — № 1. — С. 30−32.
  58. Н.Л. Возрастные особенности формирования ЭЭГ / Н. Л. Горбачевская, Л. П. Якупова // Альманах «Новые исследования». М.: Вердана, 2004. — С. 129−130.
  59. H.H. Формирование детского организма в условиях адаптации к школьному обучению на Тюменском Севере / H.H. Гребнева, Т. В. Сазанова, A.B. Петров, A.B. Арефьева // Альманах «Новые исследования». М.: Изд-во Вердана, 2004. — № 1−2. — С. 135−136.
  60. H.H. Эколого-физиологический портрет современных детей и подростков в условиях Тюменской области: монография / H.H. Гребнева. Тюмень, Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2006. — 237 с.
  61. М.В. Развитие кисти у детей различных районов г. Астрахани / М. В. Григанова // Морфология. 2008. — Т. 133, № 2. — С. 3536.
  62. Г. Основы конституционной биологии и антропометрии / Г. Гримм. М., Медицина, 1967. — 113 с.
  63. В.JI. Клинико-психологические аспекты адаптации первоклассников / В. Л. Грицинская, М. Ю. Галактионова // Бюллетень СО РАМН. -2003.-№ 3 (109).-С. 51−53.
  64. С.М. Социально-гигиенический аспект оценки состояния здоровья детей и подростков / С. М. Громбах // Вестн. АМН СССР. -1984,-№ 4.-С. 75−80.
  65. А.Б. Влияние специфических факторов Заполярья на функциональное состояние организма человека / А. Б. Гудков, Н. Ю. Лабутин // Экология человека. 2000 — № 2. — С. 18−20.
  66. Г. Е. Особенности организации медико-профилактической помощи в условиях Кольского Севера и пути ее оптимизации: автореф. дисс.канд. мед. наук: спец. Санкт-Петербург, 1994. — 21 с.
  67. И.В. Показатели развития мышечной системы у детей 7−17 лет, занимающихся физической культурой и спортом, г. Ижевска / И. В. Гуштурова, М. А. Виноградова // Альманах «Новые исследования». -2004. -№ 1−2 (6−7).-444 с.
  68. Л.А. Физическое развитие школьников образовательных учреждений г. Волгограда / Л. А. Давыденко // Гигиена и санитария. -2004,-№ 2.-С. 45−48.
  69. А. Нутрицевтика. Питание для жизни, здоровья и долголетия / Девис А. М.: Саттва, 2004. — 544 с.
  70. И.И. Стратегия ликвидации йоддефицитных заболеваний в Российской Федерации / И. И. Дедов, Н. Ю. Свириденко // Проблемы эндокринологии. 2001. — № 6. — С. 3−10.
  71. И.И. Результаты эпидемиологических исследований йод-дефицитных заболеваний в рамках проекта «Тиромобиль» / И. И. Дедов, Г. А. Мельниченко, В. А. Петеркова и др. // Проблемы эндокринологии. -2005 .-№ 5.-С. 32−36.
  72. Л.К. Медико-биологическое районирование территории Севера РФ / JI.K. Добродеева, A.B. Ткачев // Экология человека. 2004. -№ 4. — С. 164−165.
  73. Л.К. Эколого-физиологические подходы в решении вопросов районирования северных территорий / Л. К. Добродеева // Экология человека. -2010. -№Ю. С. 3−11.
  74. Р.Н. Новое в учении о конституции / Р. Н. Дорохов // Со-временая антропология в медицинской и спортивной практике. Новосибирск, 1990.-С .47−48.
  75. ДоскинВ.А. Морфофункциональные константы детского организма: справочник / В. А. Доскин, X. Келлер, Н. М. Мураенко и др. М.: Медицина, 1997.-288 с.
  76. Т.Л. Введение в экспериментальную геронтологию / Т. Л. Дубинина, А. Н. Разумович Минск: Наука и техника, 1975. — 168 с.
  77. Н.В. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии / Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 144 с.
  78. ДьячковаМ.Г. Основные тенденции формирования здоровья детей и подростков, проживающих в условиях Крайнего Севера Российской Федерации / М. Г. Дьячкова, Н. Г. Беляков // Экология человека. 2005. — № 4. -С. 19−22.
  79. В.Г. Модулирующее влияние факторов Севера на кардиореспираторную систему человека в онтогенезе / В. Г. Евдокимов, О. В. Рогачевская, Н. Г. Варламова. Екатеринбург: Изд-во УрО РАН., 2007. -257 с.
  80. В. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей / В. Еремеева, Г. Козловская, С. Чубарова, Т. Юрищева // Развитие личности. 2005. — № 2. — С. 171−187.
  81. Ю.А. Возрастная физиология: Учебное пособие для студентов пед. вузов / Ю.А. Ермолаев- М.: Высш. шк., 1985. 384 с.
  82. Н.Ф. Закономерности адаптации организма детей к условиям Севера / Н. Ф. Жванный, П. Г. Койносов, С. А. Орлов и др. // Международная конференция «Проблемы современной морфологии человека»: материалы конференции. М, 2008. — С. 188−190.
  83. К.С. Дефицит йода, а роли глобального индикатора здоровья / К. С. Жижин, А. П. Бункина // Успехи современного естествознания Российская академия Естествознания. 2009. — № 9 — С 39−45.
  84. Е.А. Острота зрения, зрительное восприятие и факторы, влияющие на них у младших школьников: автореф. дис.. канд. биол. наук: 03.00.13. Киров, 2004. — 33 с.
  85. Д.И. О состоянии здоровья детей России / Д. И. Зелинская // Школа здоровья. 1995. — № 2. — С. 5−12.
  86. ЗислинаН.Н. Возрастные сдвиги частотного спектра электроэнцефалограммы у детей 3−8 лет / H.H. Зислина, В. Л. Тюков // Журн. высш. нерв. деят. 1968, — Т. 18, Вып. 2. — С. 283−306.
  87. В.П. Окружающая среда и здоровье населения Ханты-Мансийского автономного округа / В. П. Зуевский, В. А. Карпи, В. Н. Катюхин и др. Сургут: Сур ГУ, 2001. — 71 с.
  88. ИзаакС.И. Возрастно-половые особенности физического развития школьников // С. И. Изаак, Т. В. Панасюк // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2004. — № 5. — С. 6−11.
  89. С.И. Дошкольник: рост, развитие, индивидуальность: монография / С. И. Изаак, Т. В. Панасюк, E.H. Комисарова- под ред. С. И. Изаак. М.-СПб: Изд-во Арден, 2005. — 210 с.
  90. А.Г. Функциональные возможности организма и их значение в оценке состояния здоровья / А. Г. Ильин // Гигиена и санитария, 2000. -№ 5.-С. 43−46.
  91. В.Г. Современные подходы к оценке биологического возраста человека / В. Г. Илющенко // Валеология. 2003. — № 3. — С. 11−19.
  92. КабаеваВ.М. Особенности физиологического созревания и психического развития мальчиков и девочек. Различия в обучении и воспитании / В. М. Кабаева. М.: МГППУ, 2007. — интернет-ресурс: http://www.childpsy.rU/lib/articles/id/17 940.php#pol
  93. В.П. Современные аспекты адаптации / В. П. Казначеев // Новосибирск: Наука, 1980. 192 с.
  94. И.С. Очерки по физиологии и гигиене человека на Крайнем Севере / И. С. Кандор. М.: Медицина, 1968. — 280 с.
  95. В.А. Современные проблемы адаптации и здоровья населения северных урбанизированных территорий / В. А. Карпин // «Актуальные проблемы адаптации человека»: сб. научн.-метод, трудов. Сургут: РИО СурГПИ, 2002.-С. 82−85.
  96. O.A. Влияние неблагоприятных факторов на психофизиологическое и психоэмоциональное состояние подростков, проживающих на Европейском Севере / O.A. Кеткина //Вестник Поморского университета. -2008.-№ 1 (13).-С. 10−17.
  97. КирнасюкЕ.В. Уровень биологической зрелости и особенности развития психофизиологических функций детей перед поступлением в школу / Е. В. Кирнасюк, H.A. Лапина // Гигиена и санитария. 2003. — № 4. — С. 4345.
  98. М.К. Этапы развития биоэлектрической активности головного мозга у школьников / М. К. Ковалёва // Здоровье, развитие, личность- под ред. Г. Н. Сердюковской, Д. Н. Крылова, У. Кляйнпетер. М.: Медицина, 1990.-С. 93−106.
  99. В.И. Физическое развитие детей России: география, урбанизация, социальные условия / А. И. Козлов, Г. Г. Вершубская // Биология в школе. 2008. — № 5. — С. 3−7.
  100. Т.С. Психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста / Т. С. Копосова, Н. В. Звягина, Л. В. Морозова. Архангельск: ПТУ, 1997. — 159 с.
  101. Т.С. Соматотипы и особенности вегетативной регуляции сердечного ритма у 11−12-летних детей, проживающих в условиях приполярного региона / Т. С. Колосова, С. Ф. Лукина и др. // Экология человека. -2008.-№ 5.-С. 21−27.
  102. Н.Ш. Влияние особенностей зрительного восприятия на овладение графической деятельностью детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста: автореферат дисс.. к. псих, н.: спец Москва, 2009.-30 с.
  103. A.A. Характеристика потерь здоровья взрослого населения Архангельской области / A.A. Коробицын // М. В. Ломоносов и национальное наследие России: Тезисы докладов Архангельск, 1996. — т.ч.2. -С. 96−99.
  104. Н.В. Ведущие показатели зрелости биоэлектрической активности головного мозга у детей в возрасте от 1 до 7 лет / Н. В. Королева, С. А. Небера, И. Н. Гутник // Физиология человека. 2002. — Т. 28 — № 6. -С. 57−63.
  105. КоромзинЮ.А. Системная организация интегративной деятельности мозга при зрительном восприятии у детей 7−8 лет: автореферат дисс. канд. биол. наук: 19.00.02 Архангельск, 2008. — 18 с.
  106. JI.В. Здоровье детей первого года жизни и пути его улучшения (клинико-социологическое исследование по материалам Псковской области): автореферат дис.. канд. мед. наук: спец. -СПб., 1993. 14 с.
  107. О.Ю. Психофизиологические критерии трудностей обучения письму и чтению у школьников младших классов: автореф. дис.. канд. биол. наук: 19.00.02. М., 2003. — 20 с.
  108. КрутькоВ.Н. Классификация, анализ и применение индикаторов биологического возраста /для прогнозирования ожидаемой продолжительности жизни / В. Н. Крутько, М. Б. Славин, A.B. Мамай // Физиология человека. 1995. — Т. 26 — № 6. — С. 42−46.
  109. КулаичевА.П. Методы и средства анализа данных в среде Windows Stadia / А. П. Кулаичев. М.: Информатика и компьютеры, 1999. -341 с.
  110. В.Р. Эффективность групповой йодной профилактики у детей, проживающих в йододефицитном регионе / В. Р. Кучма, H.A. Белякова, A.B. Лазарева, М. Б. Лясникова // Вопросы современной педиатрии. 2007. -Т.6. — С. 28−30.
  111. О.П. Адаптация сердечно-сосудистой и дыхательной систем у подростков 13−14 лет на Крайнем Севере в различные сезоны года / О. П. Лебедева // Здравоохранение Ямала. 2001. — № 2 (7). — С. 11−14.
  112. И.П. Диагностика функционального состояния мозга детей младшего школьного возраста с трудностями обучения /
  113. И.П. Лукашевич, Р. И. Мачинская, М. Н. Фишман // Физиология человека. -1994.-Т. 20-№ 5.-С. 34−45.
  114. С.Ф. Особенности морфофункционального развития первоклассников / С. Ф. Лукина, Т. С. Копосова // Российский физиологический журнал им. И. М. Сеченова. 2004. — Т. 90 — № 8. — С. 379−380.
  115. С.Ф. Физическое развитие / С. Ф. Лукина, Л. В. Соколова,
  116. A.П. Репина, Т. С. Копосова Архангельск: Изд-во ПТУ им. М. В. Ломоносова, 2009.-43с.
  117. В.П. Исследование проблемы соотношения двигательного и интеллектуального компонентов содержания общего образования в области физической культуры / В. П. Лукьяненко // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 9. — С. 40−45.
  118. А.Н. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. М.: Изд-во МГУ, 1973.-374 с.
  119. А.Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. -412 с.
  120. М.Б. Клиникофункциональные проявления йодной недостаточности и пути их коррекции у детей препубертатного возраста: Авто реф. дне.. канд. мед. наук. М., 2005. — С. 25.
  121. В.И. // Обучение и здоровье школьников /
  122. B.И. Макарова, Г. Н. Дегтева, Н. В. Афанасенкова // Север. Дети. Школа: сборник научных трудов- под ред. A.B. Грибанова, Т. В. Волокитиной. Архангельск, 2001.-Вып. 3. — С. 138−143.
  123. В.И. Развитие и формирование здоровья детей дошкольного возраста в условиях Европейского Севера: Автореф. дис.. докт. мед. наук: спец. Архангельск, 1995. — 31 с.
  124. В.И. Руководство по клиническому исследованию ребенка Архангельск: Изд-во СГМУ, 2002. — 278 с.
  125. В.И. Основные проблемы здоровья детей на Севере России / В. И. Макарова, Л. И. Меньшикова // Экология человека. 2003. -№ 1. — С. 39−41.
  126. АЛ. Биомедицинские и климатоэкологические аспекты районирования территорий с экстремальными условиями среды проживания / А. Л. Максимов, В. Ш. Белкин // Вестник ДВО РАН. 2005. — № 3 -С. 28−39.
  127. С.И. К вопросу о проблеме зобной эндемии у детей г. Архангельска / С. И. Малявская, М. Х. Шрага, В. А. Самодова и др. // Экология человека. 1997. — № 3. — С. 83−87.
  128. Т.М. Особенности интеллекта школьников с различным уровнем развития свойств внимания / Т. М. Марютина // Новые исследования в психологии. 1987. — № 2 (37). — С. 28−33.
  129. Т.М. Психофизиологические аспекты развития ребенка / Т. М. Марютина // Школа здоровья. 1994. -Т. 1 — № 1. — С. 105−116.
  130. Р.И. Динамика электрической активности мозга у детей 5−8-летнего возраста в норме и при трудностях обучения / Р. И. Мачинская, И. П. Лукашевич, М. Н. Фишман // Физиология человека. -1997.-Т. 23, № 5.-С. 5−11.
  131. Л.И. Дисплазии соединительной ткани сердца в ге-незе кардиоваскулярной патологии у детей / Л. И. Меньшикова, О. В. Сурова, В. И. Макарова // Вестник аритмологии. 2000. — № 4. — 30−34 с.
  132. .Н. Экономическая биология человека / Б. Н. Миронов //Вопросы экономики. 2004. — № 10.-С. 141−150.
  133. Т.Г. К вопросу об использовании показателя «биологический возраст» в качестве критерия уровня здоровья студентов / Т. Г. Моргалева // Валеология. 2003. — № 1. — С. 40−47.
  134. JI.B. Особенности формирования зрительно-моторных интеграции у детей приполярного региона / JI.B. Морозова // Вестник ПГУ. -2007. -№ 1. С.53−57.
  135. Л.В. Психофизиологические закономерности зрительного восприятия детей 6−8 лет: дисс.. д-ра биол. наук: 19.00.02. Архангельск, 2008.-299 с.
  136. JI.B. Уровень развития структурных компонентов зрительного восприятия детей как показатель психофизиологической зрелости / Л. В. Морозова, Н. В. Звягина // Вестник Поморского университета. 2003. -№ 2 (4). — С. 8−17.
  137. Морфофункциональный и психофизиологический статус детей и подростков циркумполярного региона: монография / Т. С. Колосова, Н. В. Звягина, С. Ф. Лукина Министерство образования и науки РФ. — Архангельск, 2010. — 214 с.
  138. С. Дети и школа в эпоху изобилия / С. Мураяма // Вопросы психологии. М., 1994. — № 6. — С. 140−147.
  139. Т.К. Особенности усвоения информации детьми с разной подвижностью нервных процессов / Т. К. Набокова // Физиология развития человека. М., 1990. — С. 198−199.
  140. Л.Н. Физическое развитие школьников / Л. Н. Нагирная, Т. А. Курагина, М. В. Горноскуль // Окружающая среда и здоровье населения Владивостока. Владивосток: Дальнаука, 1998.-С. 101−105.
  141. Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках / А. Д. Наследов. СПб.: Питер, 2007. — 416 с.
  142. А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных / А. Д. Наследов. СПб.: Речь, 2007.-392 с.
  143. ИЛ. Влияние медикаментозной йодной профилактики у матерей на интеллектуальный уровень потомства / И. Л. Никитина, Т. И. Баранова, Л. П. Фадеева // Забайкальский медицинский вестник. 2007. № 2. — С. 4−7.
  144. С.В. Особенности питания учащихся колледжей ОГУ / С. В. Нотова, В. Р. Кучма, Т. И. Бурцева. Оренбург: ГОУ ОГУ, 2005. -20 с,
  145. О деятельности центров Госсанэпиднадзора по профилактике йоддефицитных состояний: метод, письмо Минздрава России № 2510/4701 -99−32 от 26.04.1999 г. М., 1999.
  146. ОрелВ.И. Медико-социальные и организационные проблемы формирования здоровья детей в современных условиях: автореф. дис.. д-ра мед. наук: спец. СПб., 1998. -56 с.
  147. Т.В. Биологический возраст как критерий оценки перспективности прыгунов в воду / Т. В. Панасюк, Е. А. Распопова // Сб. науч. тр. молодых ученых РГУФК. М., 2003. — С. 215−217.
  148. Л.Е. Гомеостаз и проблемы приполярной медицины (методологические аспекты адаптации) / Л. Е. Панин // Бюллетень СО РАМН. -2010.-Т. 30-№ 3.-С. 6−11.
  149. С. Дальнейшие исследования процесса прорезывания постоянных зубов как критерий оценки степени развития организма человека / С. Панэк // Прорезывание и прикус зубов: труды симпоз. науч. общ-ва им. Кольстона. Бристоль, 1975. — С. 54−86.
  150. Н.М. Йододефицитные заболевания и репродуктивная функция у женщин / Н. М. Платонова // Consilium medicum: журнал доказательной медицины для практикующих врачей, 2006 Т 8 — № 6 — С. 13−16.
  151. Ю.Е. Анатомические компоненты соматотипа младших школьников как основа разработки здоровьесберегающих технологий: дисс.. канд. мед наук, СПб, 2009.
  152. Е.И. Медико-биологические аспекты здоровья детей на Севере / Е. И. Пряхин // Сибирское медицинское обозрение. 2002. — № 1. -С. 3−7.
  153. .Ж. Адаптация ребенка на Севере / Ж. Ж. Раппопорт. -Л.: 1979.-275 с.
  154. .А. О необходимости защиты здоровья населения от климатических изменений / Б. А. Ревич // Гигиена и санитария. 2009. — № 5. -С. 60−64.
  155. М.П. Человек на Севере: демография, здоровье, экология / М. П Рощевский., А. Н. Попов, А. И. Таскаев и др. Сыктывкар: Коми научный центр УрО РАН, 2006. — 96 с.
  156. СвинарЕ.В. Влияние образовательной деятельности различной интенсивности на длиннотные размеры тела у первоклассников / Е. В. Свинар // Материалы международной конференции «Физиология развития человека». М.: Вердана, 2009. — С. 80−82.
  157. Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье. М.: Прогресс, 1960. -218 с.
  158. Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. М.: Прогресс, 1982.124 с.
  159. Н.Я. Проблемные дети: Основы диагностической и кор-рекционной работы психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. М.: АРКТИ, 2003.-208 с.
  160. Е.Г. Возрастные особенности функционального развития мозга у школьников, проживающих в условиях Европейского Севера: автореферат дисс.. канд. биол. наук: 03.00.13. СПБ., 2009. -21 с.
  161. Е.А. Влияние ранней зрительной депривации на интерсенсорное взаимодействие / Е. А. Сергиенко // Психологический журнал. -1995.-Т. 16-№ 5.-с. 32−47.
  162. Л.П. Основы спортивной генетики / Л. П. Сергиенко. -Киев: Вища шк., 2004. 631 с.
  163. СибилеваЕ.Н. Транзиторная гипертиреотропинемия у новорожденных в йодобеспеченном районе / E.H. Сибилева // Экология человека. -2004. -№ 3. -С. 21−23.
  164. Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: ООО «Речь», 2003. — 350 с,
  165. А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей / А. Л. Сиротюк. М.: ТЦ Сфера, 2001.- 128 с.
  166. A.B. Радиация, микроэлементы, антиоксиданты и иммунитет / A.B. Скальный, A.B. Кудрин. — М.: Медицина, 2000. 427 с.
  167. И.А. Развитие нервной системы у детей (нейроонтоге-нез и его нарушения) / И. А. Скворцов. М.: «Тривола», 2000. — 208 с.
  168. Н.С. Периодизация онтогенеза// Биологический возраст человека / Н. С. Смирнова, B.C. Соловьева. М.: Знание, 1986. Сер. Биология. — № 9. — 238 с.
  169. В.И. Влияние недостатка йода на рост и формирование костной ткани / В. И. Смоляр // Вопросы питания. 1983. — № 2. — С. 38−42.
  170. П.Н. Старческие изменения морфологических признаков у женщин / П. Н. Соколов // Архив биологических наук. 1935. — Т.39. -Вып. 2.-С. 421−425.
  171. Л.В. Психофизиологические основы формирования навыка чтения: дис.. д-ра. биол. наук: 03.00.13- 19.00.02. Архангельск., 2005.-284 с.
  172. Е.Б. Спортивная генетика / Е. Б. Сологуб, В. А. Таймазов. М.: Терра-Спорт. — 2000. — 127 с.
  173. СолодковА.С. Физическое и функциональное развитие детей дошкольного возраста Санкт-Петербурга / A.C. Солодков, Е. М. Есина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1999. — № 1−2. -С. 12−15.
  174. С.И. Особенности возрастного развития мозга у детей в условиях Европейского севера / С. И. Сороко // Тезисы докладов XX съезда Физиологического общества им. И. П. Павлова. М.: Русский врач, 2007. -С. 91.
  175. С.И. Оценка состояния основных функций организма у детей, проживающих в условиях Европейского Севера / С. И. Сороко, Э. А. Бурых, С. С. Бекшаев и др. // Человек на Севере: Системные механизмы адаптации. Магадан, 2007. — С. 68−110.
  176. СулимоваТ.Г. Особенности тестирования и оценки физической работоспособности у детей и подростков: автореф. дисс.. канд. биол. наук: спец. Краснодар, 1997. — 26 с.
  177. Тарантул В.3. Геном человека: энциклопедия, написанная четырьмя буквами / В. З. Тарантул. М.: Языки славянской культуры, 2003. -392 с.
  178. Ю.Р. Состояние здоровья и адаптация первоклассников к обучению в школе в условиях Севера / Ю. Р. Теддер, Т. С. Колосова // Экология человека. 2000. — № 2. — С. 44−46.
  179. С.Б. Современные медико-биологические проблемы физического воспитания с целью увеличения здоровья детей и подростков / С. Б. Тихвинский, И. М. Воронцов // Детская спортивная медицина. М.: Медицина, 1991.-С. 13−20.
  180. М.Н. Эндогенные и экзогенные влияния в прорезывании постоянных зубов / М. Н. Травицкая, Л. А. Николаева // Морфо-функциональные особенности растущего организма. -М., 1974. С. 126−129.
  181. А.Б. Динамика показателей внимания и импульсивности у младших школьников / А. Б. Трембач, М. А. Беляев, В. В. Лысенко // Физиология человека. 2004. — Т. 30 — № 5. — 41−48.
  182. О.В. Физическое развитие детей в условиях загрязнения воздуха / О. В. Тулякова, М. С. Авдеева // Материалы международной конференции «Физиология развития человека». М.: Вердана, 2009, — С. 90−91.
  183. ТутельянВ.А. Селен в организме человека / В. А. Тутельян, В. А. Княжев, С. А. Хотимченко. М.: Изд-во РАМН, 2002. — 224 с.
  184. О.И. Морфогенетическая оценка эффективности двигательной деятельности / О. И. Уздинова, E.H. Гурова, А. Ю Данилова, А. Г. Кочерга // Проблемы современной морфологии человека: материалы Междунар. конференции. М. — 2008. — С. 159−161.
  185. Д.А. Особенности функциональной организации мозга детей с разной стратегией познавательной деятельности / Д. А. Фарбер // Альманах «Новые исследования». М.: Вердана, 2001. — Вып. 1. — С. 9−18.
  186. Физиология развития ребенка: Теоретические и прикладные аспекты- под ред. М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. М.: Образование «от, А до Я», 2000.-312 с.
  187. В.А. Видеоэкология. Что для глаз хорошо, а что плохо / В. А. Филин. М.: МЦ «Видеоэкология», 2001.-312 с.
  188. Л.И. Основы ранней психологической коррекции сенсорного развития детей с нарушениями зрения: автореф. дис.. д-ра пси-хол. наук: 19.00.10. М., 1999.-40 с.
  189. Н.В. Влияние процесса первого года обучения и условий жизни на здоровье детей / Н. В. Хайцев // IV Царскосельские чтения. Материалы конференции. СПб, 2000. — Т. 2. — С. 111−113.
  190. Дж. Биология человека / Дж Харисон. М.: Мир, 1979.612 с.
  191. ХаснулинВ.И. Адаптационно-восстанови-тельные возможности у больных артериальной гипертонией на Севере. / В. И. Хаснулин, Е. А. Безпрозванная, A.B. Хаснулина, Т. В. Волкова // Вестник НГУ, 2009. -№ 1.-С. 48−53.
  192. С.Л. Медико-социальные аспекты формирования здоровья детей дошкольного возраста / СЛ. Хаснутдинова, С. Л. Совершаева, В. И. Макарова. // Экология. 2005. — № 1 — С. 30−35.
  193. E.H. Антропология / E.H. Хрисанфова, И. В. Перевозчиков. М., 2002. — 160 с.
  194. Современные региональные особенности здоровья населения и здравоохранения России: монография / О. Г1. Щепин и др. М.: Медицина, 2007.-360с.
  195. P.A. Возрастные особенности функционирования двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы при статических напряжениях: Дисс.. докт. мед. наук: спец. Свердловск, 1969. — 599 с.
  196. JT.A. Состояние зобной эндемии в Приморском крае / Л. А. Шапкина, A.M. Морозова // Актуальные проблемы заболеваний щитовидной железы: материалы 2 Всерос. тиреоидологич. конгресса. М., 2002. -195 с.
  197. В.И. Хронобиология и спорт / В. И. Шапошникова,
  198. B.А. Таймазов. М.: Советский спорт, 2005. — 180 с.
  199. Л.А. Состояние когнитивной сферы у детей в районах с дефицитом йода / Л. А. Шеплягина, П. Д. Макулова, О. И. Маслова // Консилиум медикум. 2001 — № 1. — С. 31−34.
  200. Н.И. Ритм сердца и центральная гемодинамика у детей при различной физической активности / Н. И. Шлык, Т. В. Коробейникова, Н. В. Гуштурова // Успехи физиологических наук. 1995. — № 1. — С. 123.
  201. ШубикВ.М. Проблемы экологической иммунологии / В. М. Шубик. Л., 1976. — 256 с.
  202. К.М. Функциональное состояние отдельных систем организма у юных тяжелоатлетов: автореф. дис.. канд. биол. наук: спец. -Краснодар, 2004. 21 с.
  203. ЯсюковаЛ.А. Оптимизация обучения и развитие детей с ММ Д. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство / Л. А. Ясюкова. СПб: ГП «ИМАТОН», 2000. — 100 с.
  204. Astachova T.V. A scale for the diagnosis of the degree of severity of late pregnancy toxicosis / T.V. Astachova, B.I. Medvedev // Acush. Ginecol. (Mosk). 1989. — № 12. — P. 28−33.
  205. Baghurt P.A. Exposure to environmental lead and visualmotor integration at age 7 years: the port pirie cohort study / P.A. Baghurt, A.J. McMichael et. al. // Epidemiology. 1995. — V. 6 (2). — P. 104−109.
  206. Baker A.C. The spouse’s positive effect on the stroke patient’s recovery / AC. Baker // Rehabil Nurs. 1993. — V. 18 (1). — P. 30−33.
  207. Basar E. Oscillatory brain theory: a new trend in neuroscience / E. Basar, C. Basar-Eroglu, S. Karakas et al. // I EEG Eng. Med. Biol. Mag.1999. -№ 18(3).-P. 56−66.
  208. Bell P.A. Environmental psychology / P.A. Bell et.al. Philadelfia, 1978.-341 p.
  209. Birch L.L. Mothers' child-feeding practices influence daughters' eating and weight / L.L. Birch, J.O. Fisher // American Journal of Clinical Nutrition.2000.-V. 75.-P. 61−1024.
  210. Bloomberg L. The importance of social interaction: a new perspective on social epidemiology, social risk factors, and health / L. Bloomberg et al. // Health Educ.Q. 1994. — V. 21 — № 4. — P. 447−463.
  211. Bogin B. Eight Thousand Years of Economic and Political History in Latin America Revealed by Anthropometry / B. Bogin, R. Keep // Annals of Human Biology. 1999. — V. 26 — № 4. — P. 333−351.
  212. Bogin B. Plasticiti, political economy and physical growth status of Guatemala Maya children living in the United States / B. Bogin, J. Loucry //Amer. J. Phys. Antropol. 1997. — V. 102-№ l.-P. 17−32.
  213. Bouchard T.J. Genetic and environmental influences on human psychological differences / T.J. Bouchard, M. McGue // J. Neurobiol. 2003. — V. 54. -P. 4−45.
  214. Bray B.M. The relationships between tests of visual-motor integration, aptitude, and achievement among first-grade children / B.M. Bray // Master’s thesis. Bryn Mawr College Graduate School. Bryn Mawr, Pennsylvania, 1974.- 54 p.
  215. Brotons C. Blood Pressure by Age in Childhood and Adolescence: A Review of 129 Surveys Worldwide / C. Brotons, P. Singh, T. Nishio, D.R. Labarthe // Int. J. Epidemiol. 1989. — V. 18. — P. 824−829.
  216. Calo G. Prevalenza delle basse stature nella provincia di Verbania / G. Calo, G. Guzzaloni, D. Moro // Acta med. auxel. 1996. — V. 28, № 1. — P. 5560.
  217. ColtheartM. Sexdifferences in imagery and reading / M. Coltheart, E. Hulte // Natura. 1975. — V. 253. — P. 438−440.
  218. Crishton-Browne J. On the weight of the brain and its component gaits vest in the insane / J. Crishton-Browne // Brain. 1980. — V. 2. — P. 42−67.
  219. De Luca M. Reading words and pseudowords: an eye movement study of developmental dyslexia / M. De Luca, M. Borrelli, A. Judica et al. // Brain Lang. -2002. V. 80.-P. 617−626.
  220. Dean W. Biological aging measurement / W. Dean // J. Geronto-geriatrics. 1998,-V. 1,№ l.-P. 64−85.
  221. Doeker B. Psychosocially stunted growth masked as growth hormone deficiency / B. Doeker, S. Simic et al. // Klin. Pediatr. 1999. — V. 211, № 5. — P. 394−398.
  222. Donath S.M. Relationship between prenatal infant feeding intention and initiation and duration of breastfeeding: a cohort study / S.M. Donath, L.H. Amir // Acta paediatrica. 2003. — № 92 (3). — P. 352−356.
  223. EvelethP.B. Worldwide Variation in Human Growth / P.B. Eveleth, G.M. Tanner. Cambridge: Cambridge University Press, 1976. — p. 1−15, 222−240.
  224. Feagans L.V. Visual discrimination of letter-like forms and its relationship to achievement over time in children with learning disabilities / L.V. Feagans, A. Merriwether // J. Learn. Disabil. 1990. — V. 23. — P. 417−425.
  225. FederK.P. Handwriting development, competency, and intervention / K.P. Feder- A. Majnemer // Developmental Medicine and Child Neurology. -2007.-V. 49 (4)-P. 312.
  226. Fiedlerova-Simkova D. Development of bioelectric activity in children 7 to 11 years old / D. Fiedlerova-Simkova // Psychiatr. Neurol. Med. Psychol. Beih. 1970. -V. 13−14. — P. 223−228.
  227. Flegal K.M. Changes in the distribution of body mass index of adults and children in the US population / K.M. Flegal, R.P. Troiano // Int. J. Obes. Relat. Metab. Disord. 2000. — V. 24. — P. 152−153.
  228. Frostig M. Developmental test of visual perception / M. Frostig. Revised, 1966.-40 p.
  229. Garn S.M. Continuing bone growth throughout life: a general phenomenon / S.M. Garn et al. // Am. J. Phys. Anthrop. 1967. — V. 26. — P. 313−317.
  230. Garn S.M. Interation of nutrition and genetics the timing of growth and development / S.M. Garn, C.G. Rohman // Pediatr. Clin. North. Am. 2002. -№ 13.-P. 353−379.
  231. Gathercole S.E. Assessment of working memory in six- and seven-year old children / S.E. Gathercole, S.J. Pickering // Journal of Educational Psychology. 2000. — V. 92. — P. 377−390.
  232. GerberL.M. Anthropological approaches to the stady of sex difference in blood pressure / L.M. Gerber // Amer. J. Hum. Biol. 1995. — V. 7 — № 2. -P. 145 -148.
  233. Glone Mc.J. Sex differeuces in functional brain asymmetry: a critical survey / Mc.J. Glone // Behave and Brain Sciences. 1980. — V. 3. — P. 215−263.
  234. Griffin J.R. Dyslexia and visual perception: is there a relation? / J.R. Griffin, T.F. Birch, G.F. Bateman, P.N. Land // Optom. Vis. Sci. 1993. — V. 70 (5).-P. 374−379.
  235. Han Y.C. A study on eye movements of reading texts for pupils with learning difficulties / Y.C. Han, X. Sui, Y.T. Ren // J. Psychol Sci (Chin). 2005. -V. 28.-P. 550−553.
  236. Harmony T. Longitudinal quantitative EEG study of children with different performances on a reading-writing test / T. Harmony, E. Marosi, J. Becker et al. // EEG and Clin. Neurophysiol. 1995. — V. 95, № 6. — p. 426−432.
  237. Henneberg M. Average menarcheal age of higher socioeconomic status urban Cape coloured girls assessed by means of status quo and recall methods /
  238. M. Henneberg, G.J. Louw // Amer. J. Phis. Antropol. 1995. — V. 96, № 1. — P. 15.
  239. Huang X. Eye movements characteristics of Chinese dyslexic children in picture searching / X. Huang, J. Jing, X. Zou et al. // Chinese Medical Journal. -2008.-V. 121, № 17.-P. 1617−1621.
  240. Huda S.N. Biochemical hypothyroidism secondary to iodine deficiency is associated with poor school achievement and cognition in Bangladeshi children / S.N. Huda, S.M. Grantham Mc. Gregor, K.M. Rahman // J. Nutr. 1999. -Vol. 129(5).-P. 980−987.
  241. Hutaler F. Eye movement of dyslexic children when reading in a regular orthography / F. Hutaler, H. Wimmer // Brain Lang. 2004. — V. 89. — P. 235 242.
  242. Iakovtsova A.F. Perinatal pathology and risk groups in postnatal ontogeny I / A.F. Iakovtsova, V.D. Markovskii, V.S. Vasiuta et al. // Arkh. Patol. -1990.-V. 52.-P. 30−35.
  243. Istrate M. Influence du rapport staturo-ponderal sur les niveaux moyens de certains indicateurs biochemiques chez quelques populations dudepartment de Neant / M. Istrate // Ann. roum. anthropol. 1994. — V. 31. -P. 17−20.
  244. Jedlinska W. Influence family socio-economic status on body height in children from a poor forming region / W. Jedlinska, T. Slavinska // Stud. Phys. Anthro-pol. 1990. — № 10. — P. 69−89.
  245. Jones G. Vitamin D levels in prepubertal children in Southern Tasmania: prevalence and determinants / G. Jones, C. Blizzard, M.D. Riley, et al. // Eur. J. Clin. Nutr. 1999. — V. 53 — № 10. — P. 824−829.
  246. Kamal E. Neuroendocrinology of stress / E. Kamal, M.D. Habib, W. Philip, et al. // Endocrinology and Metabolism Clinics. 2001. — V. 30 — № 3. -P. 695−728.
  247. Kavale K. Meta-analysis of the relationship between visual perceptual skills and reading achievement / K. Kavale // J. Learn. Disabil. 1982. — V. 15. -P. 42−51.
  248. Krongsdier R. Assesment of growth and nutritional status- An anthropological perspective / R. Krongsdier // Acta med. Auxel. 1996. — V. 28 — № 3 — P. 117−153.
  249. Kulp M.T. Are visual perceptual skills related to mathematics ability in second through sixth grade children? / M.T. Kulp, M.J. Barley, G.L. Mitchell, et al. // FOCUS on Learning Problems in Mathematics. 2004. — V. 26 (4). — P. 4451.
  250. Leatherman T.L. Socioeconomic change and patterns of growth in the Andes / T.L. Leatherman, J.W. Carey, R.B. Thomas // Amer. J. Phys. Anthropol. -1995.-V. 97, № 3.-P. 307−321.
  251. Livshits G. Genetik analyses of growth curve parameters of body weight, height and head circumference / G. Livshits, I. Peter et al. // Ann. LIum. Biol. 2000. V. 27. — P. 299−312.
  252. Mahapatra A. Nutritional status of preschool children in the drought affected Kalahandi district of Orissa / A. Mahapatra, J.J. Geddam, N. Marai, et al. //Indian J. Med. Res. -2000. V. 111. — P. 90−94.
  253. Neute E. Neue Ergebnisse uber das sogenannte Philippinermas und seine Bedeutung fur dieBeuerteilung der Schulrefe& / E. Neute // Arztliche Jundenkunde. 1959. — IT. 1−2. — S. 23−38.
  254. OwenN. Environmental determinants of sedentary behavior / N. Owen, E. Leslie, et al. // Exerc. Sport Sei. Rev. 2000. — V. 28. — P. 8−153.
  255. Ozaki H. Distribution and interregional relationships of alpha rhythm on scalp in man / H. Ozaki, K. Yamazaki, A. Katada et al. // EEG and Clin. Neurophysiol. 1977. -V. 43. — P. 541.
  256. Perlman J.M. The genesis of cognitive and behavioral deficits in premature graduates of intensive care / J.M. Perlman // Minerva pediatrica. 2003. — № 55 (2).-P. 89−101.
  257. Raghoebar G.M. Eruption disturbances of permanent molars: a review / G.M. Raghoebar, G. Boering, K.A. Vissin, B. Stegenga // J. Oral Pathol. Med. -1995.-№ 20.-P. 159−166.
  258. Rasmussen C. Representation and working memory in early arithmetic / C. Rasmussen, J. Bisanz // Journal of Experimental Psychology. 2005. -V. 91.-P. 137−157.
  259. Rones M. School-Based Mental Health Services: A Research Review / M. Rones, K. Hoagwood // Clinical Child and Family Psychology Review. 2000. -V. 3-№ 4.-P.223−241.
  260. Rosner J. Comparison of visual characteristics in children with and without learning difficulties / J. Rosner // Am. J. Optom. Physiol. Opt. 1987. -V. 64.-P. 531−533.
  261. Scher M.S. Functional brain maturation in neonates as measured by EEG-sleep analyses / M.S. Scher, B.L. Jones, D.A. Steppe et al. // Clinical neurophysiology. 2003. — V. 114 — № 5. — P. 875−882.
  262. R. «CLAPSEN», a global approach to the rehabilitation of severe childhood malnutrition in Bolivia / R. Sevilla, E. Sejas, L. Zalles, et al. // Sante. 2000. — V. 10, № 2. — P. 97−102.
  263. Solan H.A. The correlation of perceptual-motor maturation to readiness and reading in kindergarten and the primary grades / H.A. Solan, R. Mozlin // J. Am. Optom. Assoc. 1986. -V. 57. — P. 28−35.
  264. Solan H.A. The effects of visual-spatial and verbal skills on written and mental arithmetic / H.A. Solan // J. Am. Optom. Assoc. 1987. — V. 58. -P. 88−94.
  265. Stroganova T.A. EEG alpha rhythm in infants / T.A. Stroganova, E.V. Orekhova, I.N. Posikera // Clin. Neurophysiol. 1999. — V. 110. — P. 997.
  266. Suhara K. Crosspectral analysis of phase relations of different frequency components in the human EEG / K. Suhara, H. Suzuki, A. Katada el al. // EEG and Clin. Neurophysiol. 1973. — V. 34. — P. 700.
  267. Tanner J.M. Foetus into Man: Physical Growth from Conception to Maturity / J.M. Tanner. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1978. — P. 157.
  268. Tarini A. The overall nutritional quality of the diet is reflected in the growth of Nigerian children / A. Tarini, S. Bakari, H. Delisle // Sante. 1999. -V. 9.-P. 23−31.
  269. Taylor K.M. Relationship between visual motor integration skill and academic performance in kiddergarten throught third grade / K.M. Taylor // Optom. Vis. Sci. 1999. — V. 76 (3). — P. 159−163.
  270. Torretta O. Cross-sectional anthropometric study of Burmese boys and girls 9−14 years of age with secular comparisons from 1948 / O. Torretta, A. Guerci, P. Carossino, T. Zin // American Journal of Human Biology. 1994. -V. 6-№ 6.-P. 693−697.
  271. Tseng M.H. Perceptual-Motor Function of School-Age Children With Slow Handwriting Speed / M.H. Tseng, S.M.K. Chow // The American Journal of Occupational Therapy. 2000. — V. 54 (1). — P. 83−88.
  272. Von Karolyi C. Visual-spatial strength in dyslexia: rapid discrimination of impossible figures / C. Von Karolyi // J. Learning Disabilities. 2001. -V. 34, Iss. 4.-P. 380.
  273. Walter V.G. The twenty-four Mandlcy Lecture, the functions of electrical rhythmes in the brain / V.G. Walter // J. Mental Sci. 1950. — V. 96. -P. 1−14.
  274. Wilke G. Brain changes in pregnancy toxicosis- a comparative permeability-pathological study / G. Wilke, E. Klees, R. Moschel // Dtsch. Z. Nervenheilkd. 1955. — V. 172. — P. 377−416.
  275. Yang B.R. A study on eyemovement of patients with developmental dyslexia / B.R. Yang, J. Jing // Foreign Med. Sci. (Maternal Child Health Care) (Chin). 2004.-V. 15.-P. 137−139.
  276. Zhao W. The focus and development of research on reading disabilities as cognitive processing deficit / W. Zhao, J.M. Fang // J. Special .Educ. (Chin). -2004. V. 4.-P. 43−48.
  277. Zimmerman M.B. Upedated Provisional WHO/ICCIDD Reference Values for Sonographic Thyroid Volume in iodine Replete School — age Children / M.B. Zimmerman, L. Molinari, M. Spehl // IDD Newsletter. — 2001. — V.17. -P.1−12.
Заполнить форму текущей работой