Южная Осетия накануне и после распада Советского Союза
В 1989 году Юго-Осетинская автономная область провозглашает автономную республику, а через год — объявляет о своём суверенитете. В ответ Верховный совет Грузии 10 декабря 1990 года упраздняет осетинскую автономию вообще, разделив её территорию по четырём административным районам Грузии. В конце ноября при непосредственной помощи высших должностых лиц республики более 15 тыс. грузин пыталось… Читать ещё >
Южная Осетия накануне и после распада Советского Союза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В 1989 году Юго-Осетинская автономная область провозглашает автономную республику, а через год — объявляет о своём суверенитете. В ответ Верховный совет Грузии 10 декабря 1990 года упраздняет осетинскую автономию вообще, разделив её территорию по четырём административным районам Грузии. В конце ноября при непосредственной помощи высших должностых лиц республики более 15 тыс. грузин пыталось прибыть в Цхинвал, чтобы провести там митинг. В результате стычек между участниками акции, осетинами и милицией на пути в город минимум шесть человек погибли, 27 получили огнестрельные ранения и 140 госпитализировано. 9 декабря 1990 года прошли выборы в Верховный Совет Южно-Осетинской Республики. Жители грузинской национальности их бойкотировали. 10 декабря 1990 года председателем Верховного Совета Республики Южная Осетия был избран Торез Кулумбегов. В этот же день Верховный Совет Республики Грузия принял решение об упразднении осетинской автономии. 11 декабря 1990 года в Цхинвале, в межэтническом столкновении погибли три человека, и Грузия ввела в Цхинвал и Дзауском районе чрезвычайное положение. В ночь с 5 на 6 января 1991 года в Цхинвал были введены подразделения милиции и национальной гвардии Грузии. Натолкнувшись на сопротивление осетинских отрядов самообороны и местной милиции, через три недели они были вынуждены оставить город. Однако грузинские полицейские силы контролировали стратегические высоты вокруг Цхинвала и осуществляли обстрелы города, приводившие к многочисленным разрушениям и жертвам. Осетинские отряды, базировавшиеся в блокированном Цхинвале, испытывали острую нехватку оружия и боеприпасов и действовали мелкими диверсионными группами. Гуманитарная ситуация в бывшей автономной области и городе была катастрофической. В течение всего 1991 года Южная Осетия была ареной активных боевых действий в ходе которых безвозвратные потери (убитые и пропавшие без вести) с осетинской стороны составили 1 тыс. человек, ранено свыше 2,5 тыс. В 1990 году закон СССР «О порядке разрешения вопросов, связанных с выходом союзной республики из Союза Советских Социалистических Республик», предоставил право автономным образованиям «самостоятельно решать вопрос о выходе из СССР в составе выходящей республики или о пребывании в составе СССР». Исполком народных депутатов Южной Осетии воспользовался предоставленным правом, и, когда 9 апреля 1991 года Грузия вышла из состава СССР, Южная Осетия осталась в его составе. Но пребывание Южной Осетии в СССР отдельно от Грузии продлилось недолго. В декабре 1991 года, перед самым развалом СССР, внутренние войска МВД СССР покинули Цхинвал, передав вооружение осетинам. 19 января 1992 года в Южной Осетии состоялся референдум по вопросу «о государственной независимости и воссоединении с Северной Осетией». Большинство участвовавших в референдуме поддержало это предложение. Весной 1992 года, после некоторого затишья, вызванного государственным переворотом и гражданской войной в Грузии, военные действия в Южной Осетии возобновились. Под давлением России Грузия начала переговоры, закончившиеся 24 июня 1992 года подписанием Дагомысского соглашения о принципах урегулирования конфликта. Дагомысские соглашения предусматривали создание специального органа для урегулирования конфликта — Смешанной контрольной комиссии (СКК) из представителей четырёх сторон — Грузии, Южной Осетии, России и Северной Осетии. 14 июля 1992 года был прекращен огонь, и в зону конфликта для разъединения противоборствующих сторон были введены Смешанные силы по поддержанию мира (ССПМ) в составе трёх батальонов — российского, грузинского и осетинского. В Цхинвали была размещена Миссия наблюдателей от ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе).
После 1992 года Южная Осетия была фактически независимым государством — со своей конституцией (принята в 1993 году) и государственной символикой. Власти Грузии, продолжая называть её «Цхинвальским регионом», активных действий по установлению контроля над ней не предпринимали. В 1990;е годы активно шёл процесс принятия российского гражданства населением Южной Осетии. 1 июня 2002 года, после принятия в России нового закона о гражданстве, согласно которому граждане бывшего СССР, не пожелавшие принять гражданство другого государства, имеют право стать гражданами России, началась массовая подача заявлений жителями Южной Осетии и Абхазии на получение российского гражданства. К концу июля 2002 года количество российских граждан в Южной Осетии превышало 60% населения, к 2006 году — 80% населения. В 2006 году заместитель министра иностранных дел Грузии Мераб Антадзе заявлял, что Россия намерена способствовать усилению конфронтации в Южной Осетии. Предоставление населению Южной Осетии российского гражданства заместитель министра назвал «аннексией грузинских территорий». Представитель МИД России заявил, что принятие российского гражданства населением Южной Осетии происходит в рамках международного права, и какие-либо претензии по данному вопросу со стороны Грузии неуместны. Основная часть правительства непризнанной республики Южная Осетия перед началом вооружённого конфликта 2008 года состояла из бывших российских чиновников, включая военных и сотрудников спецслужб.
непризнанная республика осетия конфликт.