Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Правоприменительный акт: понятие и виды

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Они обязательны для всех, кому адресованы. Обязательность и соподчиненность правоприменительных актов позволяет говорить об их юридической силе. Так, приказы министра обладают более высокой юридической силой, чем указания его заместителей и начальников управлений. 1] О соотношении нормативного и индивидуального в правовом регулированииобщественных отношений см.: Нормативное и индивидуальное… Читать ещё >

Правоприменительный акт: понятие и виды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Акты применения, как известно, являются важнейшими формами правоприменительной практики, т. е. представляют собой способы внешнего выражения и закрепления ее содержания. Многие отечественные авторы под правоприменительными актами понимают разнообразные акты-документы (actum), содержащие индивидуальноконкретные предписания и закрепляющие решения по юридическому делу.

Все разнообразие правоприменительных актов имеет некоторые общие признаки.

  • 1. Они представляют собой разновидность правовых актов. Поэтому им присущи многие признаки, характерные для любых юридических актов (нормативно-правовых, интерпретационных).
  • 2. Они относятся также к разновидности актов реализации права, занимая свое место среди договоров, сделок, заявлений и других индивидуальных юридических актов.

В отличие от нормативных актов, правоприменительные акты, вопервых, связаны с разрешением конкретных обстоятельств юридического дела, казусов. Во-вторых, они адресуются персонально-определенным участникам общественных отношений (Сидорову, ТОО «БИС»). В-третьих, юридическое содержание актов применения составляют не только персонально-определенные, но и индивидуально-конкретные веления и распоряжения.

  • 3. Указанные акты официально закрепляют и оформляют (фиксируют) правоприменительные решения по конкретному юридическому делу.
  • 4. Они обязательны для всех, кому адресованы. Обязательность и соподчиненность правоприменительных актов позволяет говорить об их юридической силе. Так, приказы министра обладают более высокой юридической силой, чем указания его заместителей и начальников управлений.
  • 5. Властность, обязательность и юридическая сила актов применения обеспечивается разнообразными материальными и духовными, поощрительными и принудительными, организационными и иными мерами, в том числе и мерами государственного воздействия.
  • 6. Это акты не любого участника, а только строго установленных субъектов правоприменительной практики, которые издают их лишь по вопросам, входящим в их непосредственную компетенцию (infra jигidictionem — в пределах юрисдикции). К ним относятся как государственные органы (например, судебные, представительные и исполнительные), так и негосударственные организации (органы самоуправления).
  • 7. Акт применения является особым юридическим фактом (составом), который специально нацелен на возникновение, изменение или прекращение правоотношений, вызывает индивидуально-определенные юридические последствия.

Анализ указанных и иных признаков правоприменительного акта позволяет сформулировать следующее его краткое определение. Это официальный акт-документ, закрепляющий решение компетентного субъекта правоприменительной практики по конкретному юридическому делу и содержащий персонально-адресованные и индивидуальноопределенные обязательные юридические предписания.

Классификацию правоприменительных актов можно проводить по различным основаниям и критериям.

  • 1. В зависимости от субъектов правоприменительной практики выделяются акты: а) государственных (органов внутренних дел) и негосударственных органов (органов самоуправления); б) представительных и исполнительных органов государственной власти; в) судов (конституционных, общей юрисдикции, арбитражных); г) контрольнонадзорных органов (прокуратуры).
  • 2. По целям и задачам они разграничиваются на регулятивные и охранительные (превентивные, правовосстановительные, компенсационные).
  • 3. По способам юридического воздействия правоприменительные акты могут быть обязывающими, запрещающими, управомочивающими, рекомендующими, поощряющими.
  • 4. В зависимости от порядка издания, различают правоприменительные акты, принятые коллегиально (коллективные) и на основе единоначалия (единоличные).
  • 5. По основным сферам общественной жизни, на регулирование которых направлены правоприменительные акты, можно выделить акты хозяйственные и социальные, акты в сфере образования и культуры.
  • 6. По срокам действия они бывают постоянными и временными, актами однократного действия (постановление о наложении административного штрафа) и длящегося действия (решение о назначении пенсии).
  • 7. В зависимости от территории, на которую распространяются их действия, выделяются правоприменительные акты федерального, республиканского, областного, местного и локального значения.
  • 8. По кругу лиц правоприменительные акты могут быть адресованы гражданам, их коллективам и организациям, иностранцам и апатридам.
  • 9. По категоричности требований они разграничиваются на императивные, содержащие категорические предписания, которые не могут быть изменены адресатами по своему усмотрению, а также диспозитивные акты, в которых содержатся индивидуальные предписания на случай, если субъекты сами не установили для себя условия и требования определенного поведения.
  • 10. Самостоятельное значение имеет классификация правоприменительных актов в зависимости от их юридической силы. Так, указы Президента РФ обладают более высокой юридической силой, чем указы губернаторов. Данное деление правоприменительных актов позволяет в необходимых случаях устанавливать их соподчиненность, иерархичность, определенную зависимость друг от друга.
  • 11. По наименованию правоприменительные акты бывают самые разнообразные: постановления, указы, приказы, приговоры, решения, определения, протоколы.

Каждый из видов правоприменительных актов специфичен по своей природе, элементам содержания и формы, занимает свое особое место в правоприменительной практике и индивидуально-правовом регулировании общественных отношений[1].

  • [1] О соотношении нормативного и индивидуального в правовом регулированииобщественных отношений см.: Нормативное и индивидуальное в правовом регулировании: вопросы теории и практики: матер. VII междунар. науч.-практ. конф., Москва, 16—20 апреля 2012 г. М., 2013.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой