Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Ценностно-смысловые компоненты профессиональной мотивации: на примере специалистов локомотивных бригад

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выявленные индивидуальные различия в содержании и проявлении ценностно-смысловых компонентов профессиональной мотивации у специалистов с различным уровнем профессиональной эффективности («успешности»), свидетельствуют о том, что наиболее успешный специалист в профессии машинист характеризуется наличием и выраженностью в категориальной системе сознания таких конструктов, которые связаны… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию ценностно-смысловых компонентов профессиональной мотивации
    • 1. 1. Проблема мотивации профессиональной деятельности и ее роль в формировании профессиональной пригодности
    • 1. 2. Исследования ценностно-смысловых характеристик субъекта труда
    • 1. 3. Методы изучения ценностно-смысловых компонентов профессиональной мотивации
    • 1. 4. Психосемантический подход к изучению субъекта труда
  • Глава 2. Методика исследования
    • 2. 1. Объект исследования
    • 2. 2. Методологические принципы исследования
    • 2. 3. Методы исследования
      • 2. 3. 1. Методики психологического изучения деятельности специалистов локомотивных бригад
      • 2. 3. 2. Оценка успешности профессиональной деятельности специалистов локомотивных бригад
      • 2. 3. 3. Методики исследования ценностно-смысловых характеристик мотивации специалистов локомотивных бригад
      • 2. 3. 4. Методики исследования личностных особенностей специалистов локомотивных бригад
    • 2. 4. Методы статистической обработки
    • 2. 5. Организация и объем исследования
  • Глава 3. Модификация метода изучения «Ценностно-смысловых конструктов профессиональной мотивации»
    • 3. 1. Обоснование актуальности разработки метода изучения ценностно-смысловых конструктов профессиональной мотивации машинистов в структуре профотбора на железной дороге
    • 3. 2. Техника репертуарных решеток, теоретические истоки и назначение
    • 3. 3. Методические приемы и технология модификации метода репертуарных решеток
    • 3. 4. Процедура исследования по методике «Ценностно-смысловые конструкты профессиональной мотивации»
    • 3. 5. Программа обработки данных методики «Ценностно-смысловые конструкты профессиональной мотивации»
  • Глава 4. Исследование особенностей ценностно-смысловых компонентов профессиональной мотивации специалистов локомотивных бригад
    • 4. 1. Содержательная характеристика ценностно-смысловой сферы специалистов локомотивных бригад
    • 4. 2. Изучение взаимосвязи ценностно-смысловых показателей различных методик у специалистов локомотивных бригад
    • 4. 3. Изучение индивидуальных различий в содержании и степени проявления ценностно-смысловых компонентов профессиональной мотивации у специалистов локомотивных бригад
    • 4. 4. Взаимосвязь ценностно-смысловых компонентов профессиональной мотивации и личностных особенностей специалистов
      • 4. 4. 1. Общая характеристика психологических особенностей личности специалистов локомотивных бригад
      • 4. 4. 2. Изучение индивидуальных различий в степени проявления личностных особенностей в зависимости от профессиональных характеристик работников локомотивных бригад
      • 4. 4. 3. Взаимосвязи личностных особенностей и ценностно-смысловых компонентов профессиональной мотивации специалистов
  • Глава 5. Исследование взаимосвязи ценностно-смысловых особенностей и профпригодности специалистов локомотивных бригад
    • 5. 1. Изучение взаимосвязи интегрального показателя успешности (экспертного опроса) и показателей методики ЦСКПМ
    • 5. 2. Изучение индивидуальных различий в содержании и проявлении ценностно-смысловых компонентов профессиональной мотивации у наиболее и наименее успешных специалистов
    • 5. 3. Формирование профиля успешного специалиста в интересах прогнозирования профессиональной пригодности специалистов локомотивных бригад

Ценностно-смысловые компоненты профессиональной мотивации: на примере специалистов локомотивных бригад (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Научно-технический прогресс на производстве, транспорте, в энергетике, военном деле сопровождается повышением сложности, ответственности, опасности трудовой деятельности, увеличением физических и психических нагрузок и, как следствие, возрастанием требований к субъекту труда — к его профессиональной подготовленности, способностям, высокой мотивации, стрессоустойчивости и т. д.

Анализ трудов А. Н. Леонтьева, C. JL Рубинштейна, В. А. Ядова, К. К. Платонова, Н. Д. Заваловой, В. А. Пономаренко, B.JI. Марищука, В. А. Бодрова, Т. Элерса, А. Маслоу, П. Фресса, Ж. Пиаже, X. Хекхаузена и других авторов дает основание признавать ведущую роль мотивации в обеспечении эффективности и безопасности труда, устойчивости к воздействию стрессогенных факторов, в формировании профессиональной пригодности специалиста. В отечественной и зарубежной литературе имеются научные данные о существенном влиянии мотивации на успешность освоения и выполнения профессиональной деятельности (Береговой в соавт., 1978; Каверин, 1998; Пономаренко, Завалова, 1997; Хойос, 1991; Шадриков, 1994; Бессонова, 2004 и другие).

Теоретические подходы к изучению мотивационной сферы субъекта труда свидетельствуют о возрастающем интересе к проблеме ее ценностно-смысловой детерминации. Выделился целый ряд линий исследования ценностно-смысловых аспектов личности, таких как смыслообразующие мотивы и личностные смыслы (А.Н. Леонтьев), смысловая сфера личности (Л.И. Божович), система отношений личности (В.Н. Мясищев), «значащие» переживания (Ф.В. Бассин), смысловые установки (А.Г. Асмолов), смысловые ценности (Б.С. Братусь), ценностно-эмоциональный аспект мотивации (В.Г. Асеев), смысловой аспект волевой регуляции (В.А. Иванников), смысл жизни и смысл труда (В. Франкл) и другие. На сегодняшний день изучены такие аспекты проблемы личностной обусловленности профессиональной пригодности, как особенности профессионального сознания и самосознания на различных этапах профессионализации (Е.А. Климов, Е. П. Ермолаева, С.Р. Пантелеев) — специфика образа мира в зависимости от типа профессии и степени приобщения к ней (Е.Ю. Артемьева, Е. А. Климов, Ю. К. Стрелков, И.Б. Ханина). Различиям ценностных ориентаций в зависимости от уровня профессионализации и типа профессиональной деятельности посвящены работы Ю. К. Стрелкова, В. А. Ядова, Н. В. Ивановой, В. В. Колосовой и другихна важность смысловых регуляторов в реализации профессиональной деятельности указывают также Э. Ф. Зеер, Н. С. Пряжников, А. К. Маркова, JI.M. Митина, и другие.

Однако, несмотря на возрастающее внимание к проблеме личностной обусловленности процесса формирования профессиональной пригодности субъекта труда, до настоящего времени ощущается дефицит исследований в области совершенствования принципов и методов изучения личностных свойств и, в частности, ценностно-смыслового аспекта мотивационной сферы, ее связи с успешностью профессиональной деятельности. Эмпирическое изучение ценностно-смыслового аспекта профессиональной мотивации сталкивается со значительными ограничениями методических приемов психодиагностики и прогностики в связи с особым статусом этой сферы, с объективными трудностями выполнения анализа на интрапсихологическом уровне и выявления глубоких (не лежащих на поверхности и не всегда экстериоризуемых) индивидуальных личностных характеристик (Насиновская, 2003). Таким образом, для исследования ценностно-смысловой составляющей профессиональной мотивации недостаточно ограничиваться использованием приемов и методов, традиционно применяемых для изучения личности, таких как опросники и анкеты, в которых характер вопросов, как правило, жестко детерминирован, т. е. они либо исключают свободную и индивидуально значимую рефлексию в раскрытии содержательных сторон побудительной активности субъекта, либо побуждают его в своих ответах следовать социально-одобряемым типам ответов и, в третьих, не способны выявить неосознаваемые ценностно-смысловые конструкты.

Осознание смысла побуждений активности может быть чрезвычайно сложным этапом личностного роста и социального созревания профессионала, когда выбор профессии оказывается самым тесным образом связан со смыслом жизни, пониманием своей ответственности перед обществом, отношением к опасности профессии.

К одной из профессий, для которой приведенные положения приобретают особую актуальность, относится профессия машиниста локомотивных бригад, так как она связана с высокой личностной ответственностью и социально значима по критериям обеспечения безопасности высокоскоростного транспорта.

Проведенный анализ состояния проблемы психологического отбора персонала локомотивных бригад железнодорожного транспорта (Нерсесян, 1992, Кострица, 2004, Воробьева, Федоренко 2005 и др.) свидетельствует о необходимости совершенствования и расширения инструментария оценки профессиональной мотивации и, в частности, ее ценностно-смысловых компонентов.

Целью настоящего исследования является экспериментальное определение ценностно-смысловых компонентов профессиональной мотивации и особенностей их взаимосвязи с рядом профессионально значимых характеристик субъекта деятельности для диагностики и прогнозирования профессиональной пригодности персонала локомотивных бригад железнодорожного транспорта.

Объект исследования: ценностно-смысловая сфера профессиональной мотивации специалистов локомотивных бригад.

Предмет исследования: содержание и проявление ценностно-смысловых компонентов профессиональной мотивацииих взаимосвязь с личностными особенностями субъектов труда и влияние на уровень профессиональной пригодности специалистов локомотивных бригад.

Гипотезы исследования.

1. Качественное своеобразие ценностно-смысловой составляющей профессиональной мотивации связано с индивидуально-психологическими особенностями личности специалистов локомотивных бригад и их профессиональными характеристиками (должность, стаж, классность), а также различается в зависимости от уровня профессиональной пригодности специалистов.

2. Рефлексивная процедура техники репертуарных решеток позволяет раскрыть индивидуальное своеобразие ценностно-смысловой сферы профессионала на основе качественного анализа конструктов, отражающих содержательную специфику и субъективную значимость отношений к профессии, а также семантического пространства испытуемого, отражающего направленность профессионального развития личности специалиста.

Для достижения цели и проверки гипотез в работе были поставлены следующие задачи:

1. Определить основные психологические особенности профессиональной деятельности членов локомотивных бригад.

2. Модифицировать методику репертуарных решеток в интересах изучения ценностно-смысловых конструктов профессиональной мотивации специалистов локомотивных бригад;

3. Обосновать содержательную специфику использования модифицированного метода посредством сравнения содержательных особенностей эмпирических данных различных методик изучения ценностно-смысловых компонентов профессиональной мотивации.

4. Определить характер взаимосвязей ценностно-смысловых компонентов профессиональной мотивации с личностными особенностями специалистов локомотивных бригад, и выявить различия в содержании ценностно-смысловой сферы специалистов в зависимости от показателей их профессиональной квалификации и опыта.

5. Установить соотношение показателей уровня профессиональной эффективности (успешности) специалистов с содержательными особенностями и степенью выраженности ценностно-смысловых компонентов их профессиональной мотивации.

Теоретико-методологической базой исследования принимаются положения ряда теорий:

• Психологическая концепция профессиональной пригодности В. А. Бодрова;

• Теория В. Франкла о присущей человеку мотивационной тенденции стремления к поиску смысла жизни, реализация ее в труде;

• Смысловой подход к регуляции деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев);

• Психосемантический подход (Ч. Осгуд, Дж. Келли, Е. Ю. Артемьева, А. Г. Шмелев, В. Ф. Петренко, Ю.М. Забродин).

Методы и методики исследованиях теоретико-аналитические и обобщающие методы (теоретическое изучение проблемы) — анализ деятельности специалистов с применением методов изучения документации, экспертного опросастатистический анализ данных (описательная и вариационная статистика, корреляционный анализ, факторный анализ). Обработка результатов выполнена при помощи статистического пакета STATISTICA v. 6.0 и приложения MS Excel.

В работе использовались методики, позволяющие изучить: а) ценностно-смысловые характеристики специалистов локомотивных бригад (методика.

СЖО" Д. А. Леонтьева, методика «УСЦД» Е. Б. Фанталовой, авторская модификация метода репертуарных решеток) — б) личностные особенности специалистов (опросник 16-PF Р. Кеттелла, методика СМИЛ Л. Н. Собчик, опросник НАКЕМР-90 Ю. Куля в адаптации С. А Шапкина).

Эмпирической базой исследования являются результаты обследований специалистов Московской железной дороги ОАО РЖД. Выборка включает специалистов локомотивных бригад: машинистов (N=61) и помощников машинистов (N=73). Общий объём выборки составляет 134 чел.

Научная новизна исследования.

В исследовании впервые рассматриваются персональные конструкты (Келли, 1955) в качестве ценностно-смысловых компонентов профессиональной мотивации в их взаимосвязи с профессиональной пригодностью специалистов локомотивных бригад.

Выявленные индивидуальные различия в содержании и проявлении ценностно-смысловых компонентов профессиональной мотивации у специалистов с различным уровнем профессиональной эффективности («успешности»), свидетельствуют о том, что наиболее успешный специалист в профессии машинист характеризуется наличием и выраженностью в категориальной системе сознания таких конструктов, которые связаны с принадлежностью к профессии, к железной дороге, со стремлением в достижении успеха и т. п., например: «Целеустремленность», «Трудолюбие», «Стремление к успеху, к достижениям», «Мы коллеги», «Профессионализм», «Любовь к своей работе», «Профессиональный потенциал», «Карьерный рост» и другие, а также самоидентификацией с образом профессионала, стремлением в будущем быть похожим на лидера, поступательным характером профессионального развития личности.

На основании использования положений психосемантического подхода к изучению личности и метода репертуарных решеток Дж. Келли разработана и эмпирически обоснована процедура оценки ценностно-смысловой сферы профессиональной мотивации, которая в результате осуществленной «настройки» метода на реконструкцию ценностно-смысловых характеристик профессиональной деятельности для конкретной профессиональной категории позволяет содержательно изучать субъективную картину мира в категориях самого субъекта, оценивать как осознаваемые, так и неосознаваемые конструкты, и с использованием графического изображения семантического пространства личности отражать направленность профессионального развития личности, изучать профессиональные аспекты ценностно-смысловых компонентов мотивации в системе внутрии межличностных отношений.

Впервые проанализированы диагностические и дифференциальные возможности предложенного методического подхода к изучению ценностно-смысловых компонентов профессиональной мотивации.

Теоретическая значимость работы состоит в определении роли ценностно-смысловых компонентов профессиональной мотивации в формировании профессиональной пригодности специалистов, что обогащает теоретические представления об индивидуально-психологических особенностях ценностно-смысловой сферы, свойственных специалистам данной профессии.

Практическая значимость работы. Результаты исследования соотношения содержательных особенностей ценностно-смысловой сферы и уровня профессиональной пригодности могут быть использованы в системе вузовского образования.

Методика ЦСКПМ позволяет производить дифференцированную диагностику индивидуального своеобразия ценностно-смысловой составляющей профессиональной мотивации у специалистов локомотивных бригад с разным стажем работы, должностным положением, профессиональной квалификацией и успешностью профессиональной деятельности, что свидетельствует о принципиальной возможности использования данной методики для диагностики и прогнозирования профессиональной пригодности с целью оптимизации профессионального отбора и аттестации специалистов железнодорожного профиля.

Положенияу выносимые на защиту:

1. Специалисты локомотивных бригад характеризуются особенностями ценностно-смысловой сферы, взаимосвязанной с выбором и развитием их в данной профессиональной деятельности, качественные содержательные различия которых определяются профессиональными характеристиками (стажем, должностью, классностью) и уровнем профессиональной эффективности («успешности») специалистов.

2. Особенности ценностно-смысловой сферы, характеризующие наиболее успешного специалиста в профессии машиниста, заключаются в наличии и выраженности в их категориальной системе сознания конструктов, отражающих принадлежность к профессии, стремление в достижении трудового успеха, профессиональные интересы, качества необходимые для профессионального развития, а также в самоидентификации себя с образом профессионала, в стремлении в будущем быть похожим на лидера, поступательной направленности профессионального развития личности и в отсутствии или слабой выраженности вышеперечисленных характеристик у наименее успешного специалиста.

3. Содержание ценностно-смысловой сферы личности характеризуется уникальностью и индивидуальностью, а потому взаимосвязь ее с другими личностными особенностями не является однозначной.

4. Разработанная в исследовании методика ЦСКПМ, обладает профессиональной специфичностью для данной выборкивозможностью оценки, наряду с осознаваемыми, и неосознаваемых конструктовнаправленностью на изучение профессионального аспекта ценностно-смысловых компонентов мотивации в системе отношений личностилатентностью целей исследования для испытуемых, а также позволяет получать наиболее содержательную информацию, отражающую индивидуальность семантического пространства каждого испытуемого. 5. Применение разработанных модельных карт для анализа и интерпретации результатов по методике ЦСКПМ позволяет наиболее структурированно описывать ценностно-смысловое пространство личности, способствует выявлению направленности смысловых жизненных ориентиров специалистов. Модельные карты обладают наибольшей чувствительностью к показателю профессиональной эффективности специалистов, по сравнению с другими показателями ценностно-смысловой сферы.

Апробация и внедрение результатов работы.

Апробация проведена в рамках психологического сопровождения производственных процессов депо Лобня Московской железной дороги.

Теоретические и эмпирические результаты исследования:

1) докладывались и обсуждались на заседаниях лаборатории инженерной психологии и эргономики ИП РАН (2003 — 2008 гг.);

2) представлены на межрегиональной научно-практической конференции «Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России» в МГУ, 2005 г.;

3) опубликованы в ряде периодических изданий;

4) внедрены в образовательный процесс Коломенского Государственного Педагогического Института.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы и приложений. Диссертация содержит в качестве иллюстраций таблицы и рисунки.

Список литературы

содержит 203 наименования, из которых 26 на иностранных языках.

Заключение

.

Полученные в настоящем исследовании теоретические и эмпирические данные подтверждают факт значительной роли ценностно-смысловых компонентов профессиональной мотивации в формировании профессиональной пригодности специалистов локомотивных бригад. Проведенный анализ результатов свидетельствует о существовании качественных различии в специфике содержания ценностно-смысловой сферы наиболее успешных специалистов в профессии машиниста, в отличие от наименее успешных, и, обогащая теоретические представления об индивидуально-психологических особенностях ценностно-смысловой сферы, свойственных специалистам данной профессии, может послужить основой для дальнейших теоретических исследований в данном направлении.

Осуществленная эмпирическая работа способствует преодолению существующего дефицита исследований в области совершенствования соответствующего диагностического инструментария, направленного на изучение различных аспектов ценностно-смысловой составляющей профессиональной мотивации.

Разработанная в исследовании методика может быть использована для диагностики и прогнозирования профессиональной пригодности специалистов железнодорожного профиля с целью оптимизации психологического сопровождения производственных процессов: профессионального отбора и аттестации, адаптации молодых работников, выработке рекомендаций по комплектованию локомотивных бригад и психологической совместимости, психологического консультирования работников и т. д.

Кроме того, полученные теоретические и эмпирические данные могут быть использованы при проведении лекционных и семинарских занятий по дисциплинам посвященным психологии труда и эргономике, а также методам экспериментальной психосемантики в системе вузовского образования.

Полученные в ходе изучения ценностно-смысловых компонентов профессиональной мотивации специалистов локомотивных бригад данные свидетельствуют о целесообразности дальнейших исследований, посвященных, во-первых, изучению особенностей ценностно-смысловых компонентов профессиональной мотивации специалистов других профилей (сложных и опасных профессий) с целью оптимизации их профессионального отбораво-вторых, анализу прогностических, информативных возможностей специфики использованной методики путем сравнения ее с другими альтернативными вариантами: сравнения с результатами других видов репертуарных решеток — имплицитной и оценочнойсравнения с результатами, полученными по репертуарным решеткам с заданными конструктамии, наконец, сопоставления сходств и различий с данными, полученными по решеткам с ролевым списком, содержащим пропорционально большее или меньшее количество ролей, связанных с профессиональной сферой.

По результатам исследования сформулированы следующие выводы:

1. Разработан и экспериментально обоснован методический прием изучения содержательных характеристик ценностно-смысловой сферы профессиональной мотивации специалистов локомотивных бригад на основе метода репертуарных решеток Дж. Келли и выявлены специфические особенности этих характеристик для данной профессиональной выборки. Они содержательно обобщены в семи блоках конструктов, которые отражают уровень профессионализма, отношение к профессии, профессионально-важные качества, принадлежность к железнодорожной деятельности и т. п., а также в шести блоках графических показателей семантического пространства, отражающих самоидентификацию с образом профессионала, стремление в будущем быть похожим на лидера, поступательное профессиональное развитие личности и т. д.

2. Сравнительный анализ результатов исследования ценностно-смысловой сферы личности с помощью традиционных методик «Уровень соотношения ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах (УСЦД)" Фанталовой и теста «Смысложизненных ориентаций (СЖО)» Леонтьева, а также методики «Ценностно-смысловые конструкты профессиональной мотивации (ЦСКПМ)» выявил по ряду показателей их сопоставимую и взаимодополняющую информацию о содержании и проявлениях у испытуемых этой сферы, однако методика ЦСКПМ позволяет получить более детальную индивидуально-своеобразную картину субъектных ориентаций способом, исключающим социально-востребованные, детерминированные по содержанию ответы.

3. В результате анализа индивидуальных различий в ценностно-смысловой сфере у специалистов с различными профессиональными характеристиками (стажем, должностью и классом), установлено, что данные методик дополняют друг друга, однако, исходя из целей настоящего исследования, наиболее информативными являются результаты по методике ЦСКПМ, т.к. они отражают информацию о различиях именно по профессионально-окрашенным ценностно-смысловым компонентам.

4. Основными преимуществами разработанной методики ЦСКПМ по сравнению с существующими традиционными приемами изучения мотивации и ее ценностно-смысловой сферы являются: а) рефлексивная технология раскрытия семантических особенностей конструктовб) детальное описание содержательной характеристики иерархии конструктов, отражающих специфику ценностно-смысловой сферы конкретной профессиональной выборки (специалисты локомотивных бригад) — в) графическое представление индивидуальных результатов отражения семантического пространства личностиг) большая чувствительность ценностно-смысловых показателей методики репертуарные решетки к влиянию ряда профессиональных показателей (стаж работы, квалификация и должность специалистов).

5. Выявлена взаимосвязь между профессионально важными для специалистов данного профиля личностными особенностями, отражающими эмоционально-волевую сферу и сферу межличностных отношений (показатели «эмоциональная устойчивость», «высокий волевой самоконтроль», «тревожность», «напряженность», «общительность», «нонконформизм», «оптимистичность», «социальная интроверсия») и рядом показателей ценностно-смысловой сферы (большинством шкал СЖО, наиболее иерархически выраженными ценностными характеристиками по УСЦД и конструктами, с низкой частотой встречаемости по выборке, отражающими формальные, с точки зрения профессиональной значимости, признаки в оценке людей.

6. Установлены значимые качественные различия в содержании ценностно-смысловой сферы в зависимости от уровня профессиональной эффективности (успешности) специалистов локомотивных бригад. Наиболее успешный специалист от наименее успешного отличается наличием и выраженностью в категориальной системе сознания таких конструктов, как «Профессионализм», «Профессия машинист» (принадлежность к данной профессии), «Любит свою работу», «Аккуратность» и др., а также особенностями характеристик семантического пространства, отражающих идентификацию себя (элемент «Я») и себя в будущем (элемент «Я в будущем») с образом профессионала (элемент «Специалист, достигший успеха в профессии машинист»), поступательностью профессионального развития личности и др.

7. Графический способ представления результатов методики ЦСКПМ позволяет наиболее структурированно описывать ценностно-смысловое пространство личности, способствует, наряду с ситуационно-модельным характером ранее применяемых тестов, выявлению направленности смысловых жизненных ориентиров специалистов. Установлено, что модельные карты оказались наиболее дифференцирующим признаком, характеризующим специалистов различного уровня профессиональной эффективности (успешности) по сравнению с другими ценностно-смысловыми показателями.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.
  2. B.JT. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. М.: • Книжный Дом. 2003.
  3. .Г. О методах современной психологии // Психодиагностические методы. Л.: ЛГУ, 1976.
  4. Е.Ю. Психология субъективной семантики: Дис.. д-ра психол. наук. М., 1986.
  5. Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / Под ред. И. Б. Ханиной. М.: Наука- Смысл, 1999.
  6. Е.Ю., Стрелков Ю. К., Серкин В. П. Описание структур субъективного опыта: контекст и задачи. //Мышление. Общение. Опыт: Межвузовский тематический сборник. Ярославль: Изд-во Ярослав. Ун-та, 1983.
  7. Е.Ю., Вяткин Ю. Г. Психосемантические методы описания профессии. //Вопр. психол. 1986, № 3. С. 127−133.
  8. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: «Мысль», 1976.
  9. В.Г. Личность и значимость побуждений. М.: Институт психологии РАН, 2005.
  10. А.Г. Деятельность и уровни установок. // Вестн. Моск. ун-та, сер. 14, Психология. 1977, № 1. С. 3−12.
  11. А.Г. Деятельность и установка. М.: Из-во Моск. ун-та, 1979 а.
  12. А.Г., Братусь Б. С., Зейгарник Б. В., Петровский В. А., Субботинский Е. В., Хараш А. У., Цветкова Л. С. О некоторых перспективах исследований смысловых образований личности // Вопр. психол. 1979 б. № 3. С. 35−45.
  13. А.Г., Насиновская Е. Е., БасинаЕ.З. Принципы исследования смысловых образований личности. // Развитие эргономики в системе дизайна: Тезисы докладов Всесоюзной конференции. Боржоми, 1979 в. С. 219−224.
  14. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Из-во Моск. ун-та, 1984.
  15. Ф.В. «Значащие» переживания и проблема собственно-психологической закономерности // Вопр. психол. 1972, № 3. С. 105−124.
  16. Ф.В. К развитию проблемы значения и смысла. // Вопр. психол., 1973, № 6. С. 13−24.
  17. Ю.В. Формирование профессиональной мотивации спасателей: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М.: ИП РАН, 2003.
  18. Г. Т., Завалова Н. Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Экспериментально-психологические исследования в авиации и космотнавтике. М.: Наука, 1978.
  19. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966.
  20. А.А., Столин В. В., Аванесов B.C. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2006
  21. В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности. / Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. Под ред. В. А. Бодрова. М.: Ин-т психол. АН СССР, 1991.
  22. В.А. Развитие системы профессионального психологического отбора военных специалистов за рубежом и в СССР.// Проблемы профессионального психологического отбора авиационных специалистов. М.: 1995. С 58−71.
  23. В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2001.
  24. В.А., Малкин В. Б., Покровский Б. Л. и др. Проблемы космической биологии. Т48. Психологический отбор летчиков и космонавтов // М.: «Наука», 1984.
  25. В.А., Орлов В. Я. Психология и надежность: человек в системах управления техникой. М.: Изд-во Ин-т психологии РАН, 1998.
  26. В.А., Сыркин Л. Д. Диагностика и прогнозирование профессиональной мотивации в процессе психологического отбора // Психологический журнал, том 24, № 1, 2003. С. 73−82.
  27. В.А., Сыркина А. Л. Исследование ценностно-смысловых характеристик личности профессионала // ЧФ: Проблемы психологии и эргономики. Выпуск 3 (36). Тверь: «Эргоцентр», 2006. С.20−24.
  28. В.А., Сыркина А. Л. Содержательная характеристика ценностно-смысловой сферы у специалистов локомотивных бригад. // ЧФ: Проблемыпсихологии и эргономики. Выпуск 1(43). Тверь: «Эргоцентр», 2008. С.40−46.
  29. Л.И. Проблемы формирования личности. Психологи отечества, избранные психологические труды в 70-ти томах, Издание 2-е под общей редакцией Д. И. Фельдштейна, М.: Воронеж: 1997.
  30. Л.Ф., Духневич В. Н. Исследование надежности опросника Р. Кэттелла 16 PF // Психол. журнал, 2000, т.21, № 5. С. 82−95.
  31. С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психол. журн. 1999. № 5. С.38−44.
  32. Г. Л., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта. // Вопросы психологии. 1993, № 5. С.99−105.
  33. .С. К изучению смысловой сферы личности. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1981, № 2. С. 46−56.
  34. А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Ин-т психологии РАН, 1994.
  35. И.А., Магомед-Эми нов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М.: МГУ, 1991
  36. Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций / Психология конфликта. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000. С. 277−297.
  37. В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.
  38. В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. М.: Из-во Моск. ун-та., 1986.
  39. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: МГУ, 1990.
  40. В.М., Коновалова Н. Л. Ко-терапевтическая компьютерная система «Келли-98». Методическое руководство. Издание 3-е, переработанное и дополненное. СПб, ГП «Иматон», 2002.
  41. А.А., Гандер Д. В., Пономаренко В. А. Человеческий фактор в летном труде. // Проблемы «Человеческого фактора» в безопасности движения транспортных средств: Материалы межотраслевой конференции,
  42. Москва, Российская Федерация, 3 декабря 2003. М.: Репроцентр М, 2004, т. 12. С. 49−97.
  43. О.И. Художественные ценности в структуре образа жизни и окружающей среды. // Общие проблемы искусства. Обзорная информация. Вып. 1. М.: ГБЛ, 1985.
  44. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии, 1994, № 3. С. 43−52.
  45. Ю.Я. Психологически основы методологических подходов к человеку и технике. Дисс.. докт. психол. наук. М.: ИП РАН, 2000.
  46. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970.
  47. К.М., Матвеев В. Ф. О профессиональной пригодности операторов и способах ее определения. // Вопросы профессиональной пригодности оперативного персонала энергосистем. М.: Просвещение. 1966.
  48. Л.Г. Проблемы современной психологии труда. // Психол. жури., 1992, т.13, № 3. С. 24−40.
  49. А.И. К проблеме целостности субъекта коллективной деятельности // Вопр. психол. 1979, № 3. С. 25−34.
  50. В.Н. О методике исследования изменения мотивации в процессе профессиональной подготовки. // Психологические проблемы повышения эффективности деятельности производственных коллективов. Курган, 1981. С. 248−252.
  51. Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность. //Психол. журнал, 2001, № 4. С. 51−59.
  52. Е.П. Психология профессионального маргинала в социально значимых видах труда. // Психол. журнал, 2001, том 22, № 5. С. 69−78.
  53. Е.П. Психологические уровни субъектности как параметры профессиональной идентичности. / Профессиональная пригодность: субъектно-деятельностный подход. / Под. ред. В. А. Бодрова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. С. 43−54.
  54. В.В. Психология субъекта и психология человеческого бытия. / Субъект, личность и психология человеческого бытия./ Под ред. В. В. Знакова, З. И. Рябинкиной. М.: Из-во Ин-т психол. РАН, 2005. С. 5−44.
  55. Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности: Учебно-методическое пособие. М.: МГУ, 1992.
  56. Н.В. Динамика ценностных ориентаций в зрелом возрасте (в сфере профессиональной деятельности педагога). М.: МГУ, 1994.
  57. В.А. Мотивация как процесс построения побуждения. М.: Инст-т психологии АН СССР, 1988.
  58. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Из-во Моск. ун-та, 1991.
  59. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000.
  60. С.Б. Мотивация труда. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998.
  61. В.Н., Дмитрук С. В. Методика Ш. Шварца по изучению ценностных ориентаций личности. Вологда, 2004.
  62. А. Дж. Теория личности. СПб.: Речь, 2000.
  63. М.А. Ценностей теория / Большая Советская Энциклопедия / (www.rubricon.com)
  64. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995.
  65. Климов Е. А Введение в психологию труда. Учебник. М.: Культура и спорт- ЮНИТИ, 1998.
  66. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988.
  67. А.И. Психологический анализ железнодорожных происшествий./ История советской психологии труда. Тексты. (20−30-е годы XX века). Под. ред. В. П. Зинченко, В. М. Мунипова, О. Г. Носковой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. С. 236−244.
  68. В.В. Ценностные ориентации как профессиональное качество государственных служащих: Дис.. канд. психол. наук: 19.00.05 М., 1994
  69. .В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.: Медицина, 1984.
  70. А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1999.
  71. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971.
  72. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Госполитиздат, 1977.
  73. Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М., 1992.
  74. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции. // Вопросы философии. 1996, № 4. С. 15−26.
  75. Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение, 1998, № 1. С. 13−25.
  76. Д.А. Внутренний мир личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. С.372−377.
  77. Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл, 2000.
  78. Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. М.: Смысл, 2003.
  79. .Ф. О системном подходе в инженерной психологии. // Вопросы психологии. 1975, № 2. С. 31−45.
  80. ЛомовБ.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
  81. .Ф. Системный подход и система детерминизма в психологии. // Психол. журн. 1989, № 4. С. 19−33.
  82. А.А. Проблемы изучения категорий субъективного опыта: психосемантический подход / Субъект, личность и психология человеческого бытия. / Под. ред. В. В. Знакова и З. И. Рябикиной. М: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. С. 203−225.
  83. В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Дисс. на соиск. степени д-ра психол. наук. Л.: ЛГУ, 1982.
  84. А.К. Психология профессионализма. М.: «Знание», 1996.
  85. А. Самоактуализация. // Психология личности. Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. С.208−118.
  86. А. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ. М.: Смысл, 1999.
  87. Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Сов. педагогика. 1989. № 12.
  88. Т.Г. «Человеческий фактор» и безопасность движения на железнодорожном транспорте. / Научные труды сотрудников ЦКБ МПС РФ т. 12. М.: Репроцентр М, 2004.С. 5−9
  89. О.В. Математические методы психосемантики / Когнитивные исследования: Сборник научных трудов: Вып. 1. / Под ред. В. Д. Соловьева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН" — Казань: Казанский государственный университет, 2006. С.69−93.
  90. В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии. // Вопр. психол. 1957, № 5. С. 142−154
  91. В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии. / Психология личности. Т.2. Хрестоматия. Самара: «Бахрах — М», 2004. С. 197−222.
  92. Е.Е. Методы изучения мотивации личности. Опыт исследования личностно-смыслового аспекта мотивации. М., 1988
  93. Е.Е. Вопросы мотивации личности с позиций деятельностного подхода. // Журнал практ. психолога, 2003, № 1−2. С. 32−38
  94. А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебно пособие. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Речь. 2006.
  95. Л.С., Конопкин О. А. Инженерная психология и проблема надежности машиниста. М., 1978.
  96. Л.С. Психологические аспекты повышения надежности управления движущимися объектами. М.: «Промедэк», 1992.
  97. А.Б. Развитие теоретических схем и понятийных систем в психологии мотивации // Вопросы психологии, № 5, 1989. С. 27−34.
  98. С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993.
  99. О.И. Мотивация поведения потребителей на рынке товаров бытового потребления: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2008.
  100. Е.Ю. Ситуативное развитие и уровни мотивации. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология .1983, № 4. С. 23−33.
  101. В.Ф. Психосемантические исследования мотивации. // Вопросы Психологии, 1983, № 3. С. 29−39.
  102. В.Ф. Основы психосемантики. 2-е изд., доп. СПб.: Питер, 2005.
  103. В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления. // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология, 1984, № 4. С. 13−20.
  104. В.А., ЗаваловаН.Д. Авиационная психология. М.: ГосНИИИАиКМ, 1997.
  105. В.А. Авиация. Человек. Дух. М.: ИП РАН, «Универсум», 1998.
  106. В.И., Федотова Е. О. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности. // Вопросы Психологии, № 3, 1984. С.151−157.
  107. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.
  108. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Ин-т практической психологии. Воронеж: МОДЭК, 1996.
  109. В.Н., Нерсесян J1.C. Железнодорожная психология. М.: Транспорт, 1972.
  110. СЛ. Основы общей психологии СПб.: Питер Ком, 1999.
  111. СЛ. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003.
  112. Н.Ю., Серебрякова М. Е. Динамика ценностно-смысловой сферы личности в процессе наркотизации: монография. Самара: Изд-во «Универс групп», 2007.
  113. Сборник нормативных и правовых документов МПС России по Локомотивному хозяйству. М.: МПС, 1994.
  114. И.Г. Разработка модифицированного варианта «Опросника терминальных ценностей». // Психология и практика: Ежегодник РПО. Ярославль, 1998. Т.4. Вып.2. С.287−288.
  115. И.Г. Психодиагностика ценностно-ориентационной сферы личности как метод социально-психологического исследования: Дис.. канд. психол. наук. Ярославль, 2000.
  116. В.П. Методы психосемантики: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2004.
  117. Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л. Ф., Морозов С.М.- Отв. ред. Крымский С. Б. Киев: Наук, думка, 1989.
  118. Л.М. Анализ опыта разработки экспериментальных методов изучения ценностей. // Психол. журн., том 17, № 1, 1996. С. 157−168.
  119. С.Д. Мир образов и образ мира. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1981, № 2. С. 15−29.
  120. С.Д. Образ мира как предмет психологии познания. // Тезисы научных сообщений советских психологов к VI Всесоюзному съезду психологов СССР. Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. М., 1983, ч. 1. С. 60−62.
  121. Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ. СПб.: Речь, 2000.
  122. ИЛ. Психосемантическая диагностика скрытой мотивации. Методическое руководство. СПб.: ГМНПП «Иматон», 2001.
  123. В.В. Самосознание личности. М., 1983.
  124. В.В., Кальвиньо М. Личностный смысл: строение и форма существования в сознании. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1982, № 3. С. 38−47.
  125. Ю.К. Временная связность образа мира. // Психология субъективной семантики в фундаментальных и прикладных исследованиях. М.: Изд-во МГУ, 2000.
  126. Ю.К. Феномен времени в исследованиях транспортного труда. // Проблемы фундаментальной и прикладной психологии профессиональной деятельности. Под редакцией В. А. Бодрова, А. Л. Журавлева. М.: Изд-во «Инс-та психологии РАН», 2008. С. 200−221.
  127. Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.
  128. Е.В. Изучение у ребенка Смысловых образований. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1977, № 1. С. 62−72.
  129. СыркинаА.Л. Влияние ценностно-смысловых характеристик личности на профессиональную пригодность специалистов. // Психологические исследования. Вып. 2. Под редакцией А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. Изд-во «Институт психологии РАН», М.: 2007. С. 261−273.
  130. СыркинаА.Л. Метод исследования ценностно-смысловых конструктов личности профессионала. // Российский научный журнал. 2008, № 4 (5). СЛ 52−165.
  131. Указание МПС РФ «О совершенствовании психофизиологической службы на федеральном железнодорожном транспорте» от 01.12.1999 N ЗЮу.
  132. Е.Б. Диагностика и психология внутреннего конфликта. Самара: Издательский дом БАХРАХ-М, 2001.
  133. Федеральный закон РФ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 07.07.2003. N 115-ФЗ
  134. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1983.
  135. В. Человек в поисках смысла: Пер. с англ. и нем. М.: Прогресс, 1990.
  136. В. Доктор и душа. СПб.: Ювента, 1997.
  137. ФранселлаФ., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методикам. Пер. с англ. / Общ. ред. и предисловие Ю. М. Забродина и В. И. Похилько. М.: «Прогресс», 1987.
  138. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: «Наука», 1989.
  139. П., Пиаже Ж. Оптимум мотивации // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. Вып. 5. М.: Прогресс, 1975. С. 119−125.
  140. В., ХойосК. Мотивация профессиональной деятельности // Человеческий фактор / Под ред. Г. Салвенди. М.: Мир, 1991. С. 268−297.
  141. X. Мотивация и деятельность. 2-е изд. СПб.: Питер- М.: Смысл, 2003.
  142. К.Г. Психология безопасности взамен традиционной проблемы аварийности //Иностранная психология, 1995, том 3, № 5. С. 57−66.
  143. Л., Зиглер Д. Теории личности, Изд. 2-е, исправ. / (Основные положения, исследования и применение). Пер. с англ. СПб.: «Питер», 1999.
  144. Г. И. Психология. Философия. Образование. / Избранные психологические труды. Г. И. Челпанов. М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999.
  145. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982.
  146. С.А. Экспериментальное изучение волевых процессов. М.: Смысл- ИПРАН, 1997.
  147. С.А. Опросник мотивации достижения: новая модификация // Психологический журнал, 2000, том 21, № 2. С. 113−127.
  148. А.Г. и коллектив. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. М., Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.
  149. А.Г. Традиционная психометрика и экспериментальная психосемантика: объективная и субъективная парадигмы анализа данных // Вопр. психологии, 1982, № 5. С. 36−46.
  150. А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002.
  151. Д.П., Шульц С. Э. История современной психологии / Перев. с англ. СПб.: Изд-во «Евразия», 1998.
  152. ЮнгК.Г. Архетип и символ. М.: «Ренессанс», 1994.
  153. Ядов В. А О диспозиционной регуляции социального поведения личности. // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 89−105.
  154. В.А. Отношение к труду: Концептуальная модель и реальные тенденции. // Социол. исслед. 1983. № 3. С. 50−62.
  155. К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991.
  156. Е.Ф. Исследование ценностно-смыслового аспекта самоактуализации студентов. //Вопр. психологии, 2007, № 1. С. 80−90.
  157. А.И. Целеполагание и идеалы. Киев, 1977.
  158. Adams-Webber J.R. Personal construct theory: concepts and applications. Chichester: Wiley, 1979.
  159. Bannister D. Personal construct theory: a summary and experimental paradigm. Acta Psychologica 20, 1962. P. 104−120.
  160. Bannister D. Foreword to «Social inheritance». // Constructs of sociality and individuality. / P. Stringer, D. Bannister (Ed.). London etc.: Academic press, 1979. P. 1−3.
  161. Bell R.C. A new approach to measuring conflict or inconsistency in grids. // Personal Construct Theory & Practice. 2004, № 2. P. 53−59.
  162. Butler R.J. Investigating the content of core constructs. // Personal Construct Theory & Practice. 2006, № 1. P. 27−33.
  163. ButtT. Understanding, explanation, and personal constructs. // Personal Construct Theory & Practice, 2004, № 1. P. 21−27.
  164. Frances M. The preference axis: ambiguity and complexity in personal construing. // Personal Construct Theory & Practice. 2004, № 3. P. 104−107.
  165. Fransella F. Personal meanings and personal constructs // Personal meanings / E. Shepherd, J. Watson (Eds.). Chichester: Wiley, 1982. P. 47−58.
  166. Fransella F. The essential practitioner’s handbook of personal construct psychology. England: John Wiley & Sons, 2005.
  167. Green В. Personal Construct Psychology and content analysis. // Personal Construct Theory & Practice. 2004, № 3. P. 82−91.
  168. Grice J.W., Burkley III E., Burkley M., WrightS., SlabyJ. A sentence completion task for eliciting personal constructs in specific domains. // Personal Construct Theory & Practice. 2004, № 2. P. 60−75.
  169. Hinkle D.N. The game of personal constructs. // Perspectives in personal construct theory. / D. Bannister (Ed.). London- N.Y.: Academic press, 1970. P 91−110.
  170. Kelly G. The Psychology of Personal Constructs. New York: Norton, 1955.
  171. Kelly G. A brief introduction to personal construct theory. // Perspectives in personal construct theory. / D. Bannister (Ed.). London- N.Y.: Academic press, 1970. P 1−29.
  172. Kluckhohn С. et al. Value and value-orientations in the theory of action // Towards a general theory of action. Harvard University, 1951.
  173. Kuhl J. Volitional mediators of cognition behavior consistency: Self-regulatory processes and action versus state orientation. / In J. Kuhl, J. Beckmann (Eds.), Action control: From cognition to behavior. Berlin: Springer-Verlag. 1985. P. 101−128.
  174. MairJ.M.M. Psychologists are human too. // Perspectives in personal construct theory. / D. Bannister (Ed.). London- N.Y.: Academic press, 1970. P 157−184.
  175. McClelland D.C. Assessing human motivation. N.Y., 1971.
  176. Norton J. A depth psychology for our times: Integrating discourse and personal construct approaches. // Personal Construct Theory & Practice. 2006, № l.P. 16−26.
  177. Procter H., Parry G. Constraint and freedom: the social origin of personal constructs. // Personal construct psychology. 1977. / F. Fransella (Ed.) London etc.: Academic press, 1978. P. 157−170.
  178. Rokeach M. Beliefs, Attitudes, and Values. San Francisco: Jossey-Bass, 1969.
  179. Salmon P. Doing psychological research. // Personal construct psychology. 1977. / F. Fransella (Ed.) London etc.: Academic press, 1978. P. 35−44.
  180. Super D.E., et al. Vocational Development: A Framework of Research. N.Y. 1957.
  181. Vroom V.H. Work and motivation. New York: Wiley, 1964.
  182. Warren B. Construing constructionism: some reflections on the tension between PCP and social constructionism. // Personal Construct Theory & Practice. 2004, № 2. P. 34−44.
  183. Yalom I. Existential Psychotherapy. N.Y.: Basic Books, 1980.
Заполнить форму текущей работой