Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Пути и условия повышения эффективности информационно-методического обеспечения информационно-пропагандисткой работы в воинском подразделении (роте)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Подбор и расстановка военнослужащего-руководителя группы информационно-пропагандисткой работы в соответствии с организационно-штатной структурой подразделения. При подборе и назначении руководителей групп целесообразно руководствоваться принципом: начальник обучает и воспитывает своих подчиненных. В роте, как правило, в качестве руководителей информационно-пропагандисткой работы назначаются… Читать ещё >

Пути и условия повышения эффективности информационно-методического обеспечения информационно-пропагандисткой работы в воинском подразделении (роте) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рота является центром боевой подготовки и воинского воспитания. Об этом не раз вспоминали в своих выступлениях участники Второго Всеармейского совещания офицеров войскового звена[7]. Именно в роте создаются группы информационно-пропагандисткой работы. Руководителями этих групп, как правило, являются военнослужащий из актива роты. Основные усилия, направленные на повышение эффективности и качества проводимых занятий по информационно-пропагандисткой работы должны быть сосредоточены именно в роте, батарее и им равных подразделениях.

В данной главе рассматриваются факторы, оказывающие воздействие на эффективность и качество проводимых занятий по информационно-пропагандисткой работы, вспомогательные формы и методы проведения занятий, возможности и пути оптимизации деятельности военнослужаего-руководителя группы в целях повышения эффективности информационно-пропагандисткой работы.

информационный пропагандисткий вооруженный.

Факторы, оказывающие воздействие на эффективность и качество проводимых занятий в системе информационно-пропагандисткой работы.

На эффективность занятий, проводимых в системе информационно-пропагандисткой работы, оказывает влияние значительное число факторов самого разнообразного характера Прежде всего, заметим, что процесс обучения и воспитания есть диалектический, двухсторонний процесс. Результаты учебно-воспитательного процесса во многом зависят от характера взаимодействия воспитателя и воспитуемого, начальника и подчиненного. Причем современные концепции обучения и воспитания, современные педагогические технологии исходят из того, что отношения между воспитателем и воспитуемым носят не «субъектно-объектный», а «субъектно-субъектный» характер.

Это означает, что личный состав группы информационно-пропагандисткой работыэто не просто пассивный объект приложения усилий руководителя группы, а полноправный и активный участник учебно-воспитательного процесса.

Поэтому целесообразно рассмотреть, в первую очередь, две группы факторов, во многом предопределяющих эффективность и качество занятий по информационно-пропагандисткой работе:

первая группа факторов связана с субъективными характеристиками руководителя группы информационно-пропагандисткой работы;

вторая группа факторов связана с особенностями личного состава, влияющими на эффективность занятий по информационно-пропагандисткой работе.

Какие же характеристики военнослужащего группы информационно-пропагандисткой работы оказывают существенной влияние на его деятельность?

Во-первых, это мировоззренческая ориентация военнослужащего группы информационно-пропагандисткой работы. Под мировоззрением обычно понимается система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в этом мире. Классической считается формулировка мировоззренческих проблем, данная выдающимся немецким философом Иммануилом Кантом (1724−1804): «что я могу знать?», «что я должен делать?», «на что я смею надеяться», «что такое человек?"[8]. Размышляя о подобного рода вопросах, человек с неизбежностью приходит к определенной мировоззренческой позиции, которая оказывает воздействие на все стороны его жизни и деятельности. Личные мировоззренческие ориентиры офицера задают некий вектор его деятельности в качестве военнослужащего группы информационно-пропагандисткой работы. Общее отношение к себе, своей работе, к людям, к своей стране в полной мере проецируются на проведение им занятий по информационно-пропагандисткой работе. Наивно было бы полагать, что офицер, не уважающий самого себя, будет уважать своих подчиненных, с которыми он проводит занятия, что человек безответственный по отношению к своей семье, своей Родине будет ответственно относиться к выполнению обязанностей военнослужащего группы информационно-пропагандисткой работы.

Во-вторых, это ценностные ориентации военнослужащего информационно-пропагандисткой работы. Любая деятельность (и деятельность военнослужащего информационно-пропагандисткой работы не исключение) всегда регулируется определенными ценностями. Ценность определяется ответом на вопрос: «для чего нужна та или иная деятельность?».

Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Мир ценностей разнообразен и неисчерпаем.

Индивид принимает или отвергает ту или иную систему ценностей, модернизирует, трансформирует, адаптирует ее к условиям индивидуального бытия.

Ценностные предпочтения индивида окрашивают его деятельность в определенные цвета, существенно трансформируя ее качество и эффективность. Так два военнослужащего информационно-пропагандисткой работы, выполняя одинаковую «работу», могут существовать в абсолютно разных измерениях, в различных «мирах». По содержанию их деятельность во многом является однотипной, а ее «ценностное измерение» в значительной степени индивидуализировано. Один из офицеров может откровенно «отбывать номер», а другой всю душу вкладывать в воспитание подчиненных.

В-третьих, это цели, которые ставит перед собой военнослужащий группы.

Деятельность военнослужащего информационно-пропагандисткой работы во многом определяется целями, которые он перед собой ставит Цель — отвечает на вопрос «что должно быть получено в деятельности?»; цель — это идеальный образ продукта (результата деятельности). Следует иметь в виду, что цели деятельности индивида формируются на базе его потребностей и интересов. Потребность — это нужда человека в объектах, необходимых для его существования, выступающая в качестве основы деятельности людей, стимула к совершению тех или иных действий. Будучи осознанной, потребность превращается в интерес. Интерес — это результат субъективации потребностей, заинтересованность субъекта деятельности в чем-либо.

Поэтому цели информационно-пропагандисткой работы, сформулированные в руководящих документах, и цели деятельности конкретного военнослужащего, проводящего занятия по информационно-пропагандисткой работе могут не совпадать, или совпадать частично. В этом случае едва ли можно надеяться на высокую результативность проводимых занятий.

В-четвертых, это уровень общей и военно-профессиональной культуры военнослужащего группы. Здесь мы можем сказать, что военнослужащего информационно-пропагандисткой работы должен не только уверенно знать свою военную специальность, но и владеть научными, техническими, гуманитарными знаниями, разбираться в литературе и искусстве, свободно ориентироваться в политической информации. Он должен быть всесторонне развитой личностью, интересной и привлекательной для окружающих. Военнослужащего информационно-пропагандисткой работы, обладающий высоким уровнем общей и профессиональной культуры, способен проводить занятия на высоком идейно-теоретическом уровне, интересно и поучительно для обучаемых, служить для них образцом в отношении к воинской деятельности и жизни. И наоборот, офицер, не обладающий обозначенными нами качествами не способен, как правило, выйти за рамки чисто формального отношения к проведению занятий по информационно-пропагандисткой работе. Естественно, что эффективность его деятельности будет значительно ниже.

В-пятых, это уровень методологической культуры военнослужащего информационно-пропагандисткой работы. Под методологической культурой военнослужащего группы следует понимать такой уровень освоения им методологии как теории, который позволяет со знанием дела, сообразуясь с конкретными условиями, осуществлять выбор методов, обеспечивающих достижение поставленных целей при организации и проведения занятий по информационно-пропагандисткой работе и эффективно их использовать.

Высокий уровень методологической культуры военнослужащего группы обеспечивает ему возможность решения ряда задач:

  • · освоение уже разработанных и апробированных методов проведения занятий;
  • · выбор методов деятельности, адекватных поставленной цели, ценностным установкам, объективным и субъективным условиям;

· конструирование новых, не имеющих аналогов в прошлом опыте, методов деятельности, или комбинирование старых, использованных ранее методов;

· оценка эффективности применяемых методов и внесение соответствующих корректив в используемую методологию.

Естественно, что качество решения этих задач офицером может быть различным. От этого зависит, будет ли в его деятельности доминировать шаблон, схематизм или он окажется, способен к инициативе, творчеству в работе с личным составом. Напомним, что деятельность военнослужащего информационно-пропагандисткой работы можно рассматривать как единство поисковой (творческой) и стандартизированной (стереотипно-механической) практики, при явном преобладании первой.

В-шестых, это внутренняя организованность и самодисциплина военнослужащего информационно-пропагандисткой работы, его способность сконцентрироваться на решении задач обучения и воспитания личного состава, четко и в полном объеме выполнять свои функциональные обязанности.

В-седьмых, это психологические состояния военнослужащего, особенности функционирования его сознания, оказывающие влияние на направленность, характер, эффективность деятельности. Исключительное значение имеет овладение военнослужащего группы рефлективным мышлением. Способность к глубокому самоанализу, адекватным самооценкам — одно из профессиональных качеств офицера.

Заниженные самооценки приводят к неверию в собственные силы, переоценке трудностей, неуверенности и робости при решении задач обучения и воспитания подчиненных, преувеличенному вниманию к формальной стороне дела. Завышенные самооценки, наоборот, ведут к самоуверенности, самодовольству, недооценке трудностей и принятию волюнтаристских, авантюристических решений. Только взвешенные оценки собственного потенциала, глубокий учет собственных сильных и слабых сторон, достоинств и недостатков (а недостатки, как известно, являются прямым продолжением наших достоинств) дают возможность офицеру эффективно выполнять свои многообразные и многотрудные обязанности, избегая как догматизма, так и волюнтаризма.

Рассмотрим далее группу факторов, связанную с особенностями личного состава, влияющими на эффективность занятий по информационно-пропагандисткой работе. К таким факторам можно отнести:

  • 1) Численный состав группы. Как уже отмечалось ранее, установлен верхний потолок численности слушателей в группе информационно-пропагандисткой работы — 25−30 человек. С точки зрения психологии оптимальный состав учебной группы должен составлять 10−15 человек. Поэтому в наиболее выгодном положении находятся те военнослужащие групп, численность которых не превышает данный уровень. Именно подобная численность личного состава позволяет наиболее эффективно проводить занятия, реализуя принцип индивидуального подхода.
  • 2) Общеобразовательный и культурный уровень слушателей группы. Это обстоятельство во многом предопределяет выбор военнослужащего-руководителя группы информационно-пропагандисткой работы педагогических технологий и методик проведения занятий, что должно обеспечить реализацию принципа обучения личного состава на доступном уровне трудности.
  • 3) Социально-психологический климат в воинском коллективе. Качество и эффективность проведения занятий по информационно-пропагандисткой работы связано с такими социально-психологическими явлениями как уровень сплоченности воинских коллективов; положительные динамические процессы, протекающие в них; здоровые коллективные настроения; общественное мнение, боевые традиции.
  • 4) Уровень организованности и коллективной дисциплинированности. Данное обстоятельство во многом влияет на характер восприятия слушателями информации, исходящей от военнослужащего-руководителя группы информационно-пропагандисткой работы и социально-психологическую атмосферу на занятиях.
  • 5) Национальный состав и уровень религиозности слушателей группы. Военнослужащий-руководитель группы для обеспечения действенности своих учебно-воспитательных усилий должен в полном объеме учитывать то обстоятельство, что воинские коллективы являются многонациональными и поликонфессиональными. От него требуется дифференцированный подход к воспитанию различных категорий военнослужащих.

Наконец, следует остановиться на некоторых условиях, связанных с жизнью воинских коллективов, уровнем руководства и управления подразделениями, частями, оказывающих опосредованное воздействие на эффективность информационно-пропагандисткой работы:

  • · оценка места и роли информационно-пропагандисткой работы в процессе воспитания личного состава со стороны командиров и начальников разного уровня;
  • · организация помощи военнослужащего-руководителя группы информационно-пропагандисткой работы и создание благоприятных условий для их деятельности;
  • · характер контроля за подготовкой и проведением занятий по информационно-пропагандисткой работе;
  • · уровень социальной защищенности и бытовой устроенности военнослужащего-руководителя группы информационно-пропагандисткой работы и некоторые другие.

Рассмотрение выделенных нами факторов оказывающих воздействие на эффективность и качество занятий, проводимых в системе информационно-пропагандисткой работы, позволяет выделить два магистральных направления работы командиров, заместителей командиров по воспитательной работе, органов воспитательной работы: первое направление связано с подготовкой руководителя группы, а второе — с обеспечением наиболее благоприятных условий его деятельности.

Возможности и пути оптимизации деятельности военнослужащего информационно-пропагандисткой работы в роте.

Анализ требований руководящих документов по организации и проведению информационно-пропагандисткой работы, а также обобщение опыта практической работы командиров, начальников, их заместителей по воспитательной работе, органов воспитательной работы позволяет выявить основные направления (пути) повышения эффективности информационно-пропагандисткой работы в подразделении.

К таким направлениям, на наш взгляд, относятся:

  • 1. Подбор и расстановка военнослужащего-руководителя группы информационно-пропагандисткой работы в соответствии с организационно-штатной структурой подразделения. При подборе и назначении руководителей групп целесообразно руководствоваться принципом: начальник обучает и воспитывает своих подчиненных. В роте, как правило, в качестве руководителей информационно-пропагандисткой работы назначаются штатные командиры взводов. Занятия в сержантской группе обычно проводятся командиром роты. Сегодня в подразделениях часто имеет место некомплект командиров взводов. В подобной ситуации для проведения занятий в информационно-пропагандисткой работы решением соответствующих командиров и начальников назначается кто-нибудь из наиболее подготовленных офицеров управления батальона или полка.
  • 2. Повышение теоретического и методического уровня военнослужащего-руководителя группы информационно-пропагандисткой работы. Командование подразделения должно стремиться к обеспечению максимально полного участия руководителей информационно-пропагандисткой работы роты в организованных формах обучения, таких как двухдневные учебно-методические сборы и ежемесячные 2−3-часовые инструктивно-методические занятия, проводимые в полку, дивизии, гарнизоне. Широко распространена практика краткого инструктирования руководителей групп заместителем командира роты по воспитательной работе.
  • 3. Организация самостоятельной работы военнослужащего-руководителя группы информационно-пропагандисткой работы. Командир роты и его заместитель по воспитательной работе обязаны обеспечить точное выполнение приказа командира части об организации информационно-пропагандисткой работы на период обучения в той его части, где определяется прядок предоставления военнослужащему группы служебного времени (не менее 4 часов в неделю) для подготовки к занятиям.

Выделяемые для этой цели дни и время следует использовать с максимальной эффективностью.

Самостоятельная подготовка военнослужащего группы строится в зависимости от конкретной темы и формы предстоящего занятия. Она включает: подготовку к учебной лекции (рассказу), подготовку к проведению самостоятельной работы в учебной группе и подготовку к семинару.

Для самостоятельной работы военнослужащему информационно-пропагандисткой работы должны быть оборудованы соответствующие учебные места. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации не предусматривает обязательного наличия в роте помещения для подготовки офицеров к занятиям класса[9], однако в расположениях многих рот такие помещения созданы, что создает дополнительные удобства для руководителей групп. Кроме того, для самостоятельной работы военнослужащих групп могут быть использована комната для подготовки к занятиям, совещаний и отдыха офицеров, которую положено иметь в расположении каждого батальона. Опыт показывает, что крайне непродуктивна самостоятельная работа руководителей, организованная в канцелярии роты, так как здесь действует много отвлекающих факторов.

4. Четкое и продуманное планирование занятий по информационно-пропагандисткой работе в подразделении.

На основании выписки из приказа командира части об организации информационно-пропагандисткой работы на период обучения и календарных учебных планов занятий по информационно-пропагандисткой работе со всеми категориями личного состава подразделения в расписании занятий роты на неделю вносятся соответствующие занятия. В ротном расписании занятий указываются: день, время, место, тема, вид занятия и руководитель занятия по общественно-государственной подготовке.

  • 5. Создание и совершенствование учебно-материальной базы для качественного проведения занятий по информационно-пропагандисткой работе. Одним из направлений повышения эффективности информационно-пропагандисткой работы является забота командования роты о совершенствовании учебно-материальной базы подразделения и ее использование в полном объеме при проведении занятий по информационно-пропагандисткой работе.
  • 6. Организация контроля за подготовкой военнослужащих групп и качеством проведения ими занятий по информационно-пропагандисткой работе. Контроль за подготовкой руководителей групп к проведению занятий в подразделении, как правило, осуществляют командир роты и заместитель командира роты по воспитательной работе. При этом проверяются: а) теоретическая подготовка руководителя к проведению конкретного занятия (уровень его знаний по теме занятия); б) владение руководителем группы методикой проведения конкретного занятия (его способность передать свои знания подчиненным); в) материальное обеспечение занятия; г) наличие и качество план-конспекта проведения занятия по изучаемой теме.

Действенным средством влияния на качество выполнения руководителями информационно-пропагандисткой работы своих обязанностей выступает контроль командиром роты и его заместителем по воспитательной работе проведения занятий по информационно-пропагандисткой работе офицерами роты.

7. Повышение авторитета военнослужащих информационно-пропагандисткой работы.

Авторитет руководителя информационно-пропагандисткой работы обусловливается его интеллектуальным потенциалом, военно-профессиональной подготовкой, методическим мастерством, добросовестным отношением к выполнению воинского долга, высокой требовательностью к подчиненным, сочетаемым с уважением их достоинства, заботой о них. Все усилия командования роты, направленные на всестороннее и гармоничное развитие личности офицера «работают» на повышение его авторитета как руководителя информационно-пропагандисткой работы. Опыт передовых подразделений подсказывает, что не следует забывать поощрять офицеров за добросовестное отношение к выполнению своих должностных обязанностей. Отмечая успехи подразделения в боевой подготовке целесообразно подчеркивать заслуги в этом и заместителя командира роты по воспитательной работе и руководителей информационно-пропагандисткой работы, обеспечивающих «духовную составляющую» боевой учебы.

8. Наиболее полное использование возможностей клубов и библиотек воинских частей, гарнизонного Дома офицеров, средств массовой информации в интересах повышения эффективности и качества деятельности военнослужащих информационно-пропагандисткой работы в роте. Возможности военных учреждений культуры позволяют им оказывать существенную помощь руководителям информационно-пропагандисткой работы.

Командование роты (в первую очередь заместитель командира роты по воспитательной работе) должно организовать активное взаимодействие руководителей информационно-пропагандисткой работы роты с военными учреждениями культуры, ориентировать офицеров роты на наиболее полное использование материальной базы и ресурсов библиотек, имеющихся методических кабинетов и информационно-методических центров.

9. Формирование личной ответственности военнослужащих информационно-пропагандисткой работы за теоретический и методический уровень проводимых занятий.

Военнослужащий-руководитель группы является одной из центральных фигур всей системы обучения и воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации. Командир роты и его заместитель по воспитательной работе должны добиваться осознания каждым руководителем группы своей личной ответственности за формирование у личного состава в ходе информационно-пропагандисткой работы высоких интеллектуальных, нравственных и волевых качеств.

§ 2. Место и роль заместителя командира роты по воспитательной работе в процессе подбора, подготовки, обучения военнослужащих информационно-пропагандисткой работы и в повседневном руководстве их деятельностью В соответствии с требованиями Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, главная ответственность за все стороны жизни воинского коллектива, за состояние боевой подготовки, обучения и воспитания личного состава возлагается на командира-единоначальника[10].

Заместитель командира роты по воспитательной работы подчиняется командиру роты и является прямым начальником всего личного состава. Он отвечает за воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние и информационно-пропагандисткой работы личного состава.

Таким образом, воспитательная работы с личным составом роты — область непосредственной ответственности заместителя командира роты по воспитательной работе. Устав Внутренней службы возлагает на него многочисленные обязанности, укажем лишь некоторые из них:

  • · участвовать в составлении расписания занятий, планировать и проводить воспитательную работу с личным составом подразделения с учетом национальных и психологических особенностей, уровня образования и отношения к религии каждого военнослужащего; формировать у военнослужащих верность Отечеству, воинскому долгу и Военной Присяге, высокие боевые и морально-психологические качества;
  • · знать каждого военнослужащего роты, их индивидуальные особенности, деловые и

морально-психологические качества, проводить с ними индивидуальную работу;

принимать меры по сплочению воинского коллектива;

· осуществлять информирование личного состава о событиях в мире и в Российской Федерации, о жизни и учебно-боевой деятельности подразделения; организовывать и лично проводить занятия с военнослужащими по планам информационно-пропагандисткой работы [11].

Анализ должностных обязанностей заместителя командира роты по воспитательной работе, методических рекомендаций Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации и войскового опыта позволяет сделать вывод о ведущей роли заместителя командира роты по воспитательной работе в организации информационно-пропагандисткой работы с личным составом роты. Именно от его знаний, воли, добросовестности во многом зависит состояние информационно-пропагандисткой работы в подразделении. Образно выражаясь, заместитель командира роты по воспитательной работе — это главный ротный «специалист» по проведению занятий в системе информационно-пропагандисткой работы, ближайший к руководителю группы человек, который может оказать ему действенную профессиональную помощь в плане подготовки и проведения занятий.

Чтобы раскрыть роль заместителя командира роты по воспитательной работе в процессе обучения и воспитания руководителей информационно-пропагандисткой работы, в работе по повышению эффективности и качества их деятельности, следует выделить основные направления его (т. е заместителя командира роты по воспитательной работе) деятельности в данной сфере:

  • 1) Заместитель командира роты по воспитательной работе может лично проводит занятия в одной из групп информационно-пропагандисткой работы. В зависимости от конкретной ситуации, складывающейся в роте, заместитель командира роты по воспитательной работе может проводить занятия или в сержантской группе, или в одной из групп рядового состава. Наиболее целесообразно проведение занятий в группе сержантов возложить на командира роты. В этом случае заместитель командира роты по воспитательной работе проводит занятия в одной из групп рядового состава (как правило, во взводе, который требует к себе наибольшего внимания), а командир этого взвода становится слушателем информационно-пропагандисткой работы офицеров. Но в любом случае заместитель командира роты по воспитательной работе должен показывать пример другим офицерам роты добросовестным выполнением обязанностей руководителя информационно-пропагандисткой работы.
  • 2) Заместитель командира роты по воспитательной работе лично принимает участие в подборе и расстановке военнослужащих информационно-пропагандисткой работы в своем подразделении. Иногда в подразделениях имеют место факты, когда отдельные военнослужащие не справляются с обязанностями руководителя информационно-пропагандисткой работы, не оправдывают возлагаемых на них надежд, не являются примером для подчиненных. В этом случае, исчерпав все возможности воздействия на такого военнослужащего, заместитель командира роты по воспитательной работе должен поставить перед вышестоящими начальниками вопрос об его отстранении от проведения занятий по информационно-пропагандисткой работы и замене другим руководителем (со всеми вытекающими дисциплинарными последствиями).
  • 3) Заместитель командира роты по воспитательной работе лично принимает участие в планировании занятий по информационно-пропагандисткой работы, составлении расписания занятий роты на неделю, заботится о правильном ведении всей документации по информационно-пропагандисткой работы. Четкое планирование занятий, образцовое ведение документации способствует повышению качества деятельности руководителей информационно-пропагандисткой работы роты.

Заместитель командира роты по воспитательной работе учит руководителей групп и требует от них предельно четкой отработки всего комплекта документации по информационно-пропагандисткой работе, ведущегося в группе.

  • 4) Заместитель командира роты по воспитательной работе ставит задачи руководителям информационно-пропагандисткой работы, проводит с ними инструктажи, доводит требования руководящих документов. Он повседневно направляет деятельность руководителей информационно-пропагандисткой работы. А по наиболее сложным темам заместитель командира роты по воспитательной работе оказывает непосредственную помощь руководителям в подготовке к предстоящему занятию.
  • 5) Заместитель командира роты по воспитательной работе лично контролирует качество подготовки подчиненных офицеров к проведению занятий по информационно-пропагандисткой работы и осуществляет контроль за проведением занятий. Присутствуя на занятиях, заместитель командира роты по воспитательной работе указывает на недостатки, выявленные в ходе проведения занятия, предлагает наиболее эффективные способы их устранения. Он должен знать сильные и слабые стороны своих руководителей информационно-пропагандисткой работы и, руководствуясь принципом индивидуального подхода, принимать меры для оказания им действенной помощи.
  • 6) Заместитель командира роты по воспитательной работе постоянно информирует командира роты о состоянии информационно-пропагандисткой работы личного состава роты и вместе с ним организует подведение итогов деятельности руководителей групп. При этом он должен обеспечить объективность оценки деятельности каждого офицера роты как руководителя информационно-пропагандисткой работы. Не следует скупиться на добрые слова в адрес добросовестных руководителей информационно-пропагандисткой работы и их поощрение. Одновременно не следует стесняться подвергать критике офицеров за их упущения в проведении занятий по информационно-пропагандисткой работы.
  • 7) Заместитель командира роты по воспитательной работе обобщает и распространяет передовой опыт проведения занятий по информационно-пропагандисткой работе.

Заместитель командира роты по воспитательной работе отвечает за качество проводимых занятий по информационно-пропагандисткой работы с личным составом роты. В течение всего учебного года он обязан не только оказывать методическую помощь руководителям информационно-пропагандисткой работы, но еще изучать и распространять передовой опыт организации, проведения занятий. Заместитель командира роты по воспитательной работе так же должен анализировать успеваемость, обобщать передовой опыт и после тщательного изучения методического мастерства руководителей информационно-пропагандисткой работы и воинов отличников распространять этот опыт среди всего личного состава подразделения. Этому может способствовать использование следующих форм работы:

  • · совещания офицеров роты;
  • · взаимные посещения занятий;
  • · проведение показных занятий;
  • · чествование лучших руководителей информационно-пропагандисткой работы по итогам учебного года (периода обучения);
  • · специальные выпуски стенных газет и др.
  • 8) Заместитель командира роты по воспитательной работе оказывает помощь военнослужащим-руководителям информационно-пропагандисткой работы в организации работы с помощниками руководителей. Опыт показывает целесообразность проведения занятий с этой категорией пропагандистского актива в масштабах роты, проведение специальных мероприятий направленных на повышение их авторитета среди личного состава подразделения. Заместитель командира по воспитательной работе учит командиров взводов, выполняющих обязанности руководителей информационно-пропагандисткой работы правильно и эффективно строить работу со своими помощниками.

) Заместитель командира роты по воспитательной работе совместно с руководителями информационно-пропагандисткой работы организует чествование военнослужащих, показывающих отличные результаты на занятиях по информационно-пропагандисткой работы. Для этого следует использовать самые разнообразные формы и средства воспитательной работы (стенная печать, выпуск боевых листков и листков-молний, оформление специальных стендов в комнате информирования и досуга, вечера чествования воинов-отличников, поощрения и др.).

  • 10). Заместитель командира роты по воспитательной работе обеспечивает участие военнослужащих информационно-пропагандисткой работы подразделения в мероприятиях, проводимых с ними в масштабе роты. Это позволяет руководителям повысить свой теоретический уровень, освоить новые формы и методы проведения занятий, обменяться опытом с другими руководителями информационно-пропагандисткой работы.
  • 11) Заместитель командира роты по воспитательной работе принимает меры для создания и совершенствования учебно-материальной базы для проведения занятий по информационно-пропагандисткой работы. Наличие в подразделении современной учебно-материальной базы для проведения занятий по информационно-пропагандисткой работе в значительной степени облегчает работу руководителей в процессе подготовки и проведения занятия, обеспечивает повышение эффективности и результативности занятий по информационно-пропагандисткой работе.

Из всего изложенного нами в параграфе следует, что именно в подразделении, в конечном счете, формируется мастерство руководителя информационно-пропагандисткой работы и весьма значительная роль в процессе совершенствования его теоретической и методической подготовки принадлежит заместителю командира роты по воспитательной работе.

Исследования в войсках, изучение руководящих документов по информационно-пропагандисткой работе, анализ мнений и предложений командования частей и соединений, руководителей информационно-пропагандисткой работы и слушателей, показали, что эффективность информационно-пропагандисткой работы повысится если:

  • — будет установлено тесное взаимодействие и сотрудничество (не административно-командный стиль управления) субъектов управления информационно-пропагандисткой работы и командования соединений и частей, воспитательных структур по вопросам оказания материальной, финансовой, методической помощи, совершенствования теоретической и методической подготовки руководителей, обобщения и распространения передового опыта;
  • — будет предоставлена большая самостоятельность командирам частей, подразделениям воспитательной работы, руководителям по планированию, организации и проведению занятий по информационно-пропагандисткой работе, исходя из наличия личного состава, его загруженности, характера выполняемых им задач;
  • — будут разработаны и уточнены конкретные обязанности командиров соединений и частей, офицеров отделов и отделений воспитательной работы по организации и проведению информационно-пропагандисткой работы с личным составом;
  • — будут работать, и выполнять возложенные на них обязанности информационно-методические центры в Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • — при разработке типовых учебных планов на новый учебный год, учитывать апробированное в войсках соотношение между теоретическими и практическими занятиями как 1/3, оптимальное соотношение в планах между мировоззренческими проблемами и проблемами, вызванными потребностями и интересами личного состава и воинской практики, дидактическими блоками;
  • — создать в соединениях и частях консультационные центры для руководителей и слушателей информационно-пропагандисткой работы;
  • — создать по возможности (при наличии кадров и учебно-материальной базы) в соединениях и частях систему дополнительного образования (лектории, секции, кружки по истории и культуре России, по военному праву, по педагогике и психологии);
  • — с целью совершенствования методических навыков офицеров и курсантов в военных академиях и училищах ввести курс «Организация и методика проведения информационно-пропагандисткой работы с личным составом соединений и частей» ;
  • — подготовить и выпустить для войск учебно-методическое пособие в помощь руководителям информационно-пропагандисткой работы.

Педагогическими условиями эффективного руководства процессом информационно-пропагандисткой работы являются:

  • — четкая и ясная постановка задач по качественной подготовке и проведению занятий по информационно-пропагандисткой работе с учетом возможностей и индивидуальных качеств субъектов информационно-пропагандисткой работы;
  • — предоставление подчиненным возможности проявлять инициативу и творчество в определении способов эффективного выполнения задач, поставленных командиром;
  • — постоянное стремление старших командиров и начальников к живому непосредственному общению с подчиненными в их служебной и учебно-воспитательной деятельности;
  • — твердая воля и настойчивость командиров и офицеров воспитательных структур в проведении в жизнь принятых решений, преодолении препятствий, возникших на пути повышения качества процесса информационно-пропагандисткой работы военнослужащих;
  • — оперативное реагирование на изменение обстановки в части и подразделениях, готовность и способность корректировать учебно-воспитательный процесс;
  • — высокая личная ответственность командиров и подразделений воспитательной работы за принимаемые решения и результаты выполнения поставленных им задач.

В настоящее время, в этот противоречивый для страны и Вооруженных Сил период, самостоятельность командира, его руководство процессом информационно-пропагандисткой работы, приобретает особую цену. Трудности экономического характера, сложности с финансовым обеспечением частей, неукомплектованность личным составом, рост в частях количества военнослужащих с негативными отклонениями — все это накладывает отпечаток на руководящую деятельность командиров и офицеров воспитательных структур.

Руководство процессом информационно-пропагандисткой работы в воинской части достигает своей цели если:

  • -правильно уяснены командованием, начальниками отделений и служб части задачи руководства этим процессом;
  • — объективно оценены организация, содержание и методика проведение занятий по информационно-пропагандисткой работе;
  • — правильно определена целевая установка и намечены промежуточные и конечные результаты информационно-пропагандисткой работы;
  • — прогнозируются, подбираются и используются наиболее действенные для определенных категорий слушателей информационно-пропагандисткой работы методы, средства, приемы педагогического воздействия;
  • — систематически осуществляется контроль самостоятельной подготовки руководителей, организации и проведения занятий по общественно информационно-пропагандисткой работы с различными категориями военнослужащих;
  • — постоянно со стороны командования части оказывается помощь руководителям информационно-пропагандисткой работы в организации и проведении занятий;
  • — в воинской части действует эффективная система стимулирования труда руководителей групп и слушателей информационно-пропагандисткой работы;
  • — осуществляется конкретная постановка задач субъектам информационно-пропагандисткой работы;
  • — систематически подводятся итоги информационно-пропагандисткой работы военнослужащих части;
  • — своевременно корректируется деятельность субъектов информационно-пропагандисткой работы в интересах повышения качества подготовки и проведения занятий с личным составом.

Таким образом, совершенствование руководства процессом информационно-пропагандисткой работы военнослужащих различных категорий является наиболее действенным путем повышения эффективности данного вида подготовки личного состава.

Улучшение руководства информационно-пропагандисткой работы способствовало бы созданию в частях, подразделениях нормальной педагогической атмосферы, необходимых условий для подготовки руководителей групп и слушателей информационно-пропагандисткой работы, оказания им помощи в преодолении возникающих трудностей, снижения влияния на войска негативных внешних и внутренних факторов, внедрению в войсковую практику практических рекомендаций.

Войсковая практика.

В ходе проведения исследования, мною была разработана анкета для проведения анонимного опроса военнослужащих, который был направлен на:

  • — выявление уровня качества проводимых занятий;
  • -контроль посещаемости личным составом занятий по информационно-пропагандисткой работы и проведения ее в целом;
  • -выяснение у личного состава солдат, сержантов и офицеров — используются ли технические средства, видеофильмы, слайды в целях более полного усвоения материала, вызывают ли проводимые занятия по информационно-пропагандисткой работе, интерес со стороны личного состава.

Исследование проводилось в мотострелковой роте 276 мотострелкового полка.

Практически весь личный состав роты, включая офицеров, принимал участие в анкетировании.

В результате проведенного исследования получены следующие результаты:

· информационно-пропагандисткой работа не стоит на должном уровне и не соответствует своей важности, как определяется руководящими документами — 74%.

Это связано с тем, что военнослужащие не считают информационно-пропагандисткой работу важным и необходимым для них предметом, часто пропускают занятия и не присутствуют на них.

  • · имеют место случаи срыва занятий по информационно-пропагандисткой работы — 64%.
  • · при проведении занятий по информационно-пропагандисткой работе редко используются технические средства обучения и воспитания и другие средства наглядности — 38%.
  • · методическая подготовка руководителей информационно-пропагандисткой работы находится на низком уровне — 38%.
  • · время необходимое для подготовки занятий не отводится — 89%.
  • · солдаты безынициативно относятся к информационно-пропагандисткой работы, как предмету боевой подготовки — 99%.

Таким образом, мы можем утверждать, что информационно-пропагандисткой работы в войсках не уделяется достаточного внимания, и, как следствие, уровень проведения занятий и отношение к ним со стороны военнослужащих оставляет желать лучшего.

Выводы

Подводя итог всему изложенному во второй главе, еще раз подчеркнем, чторуководитель — это центральная фигура всей системы информационно-пропагандисткой работы, определяющая идейную направленность и качество проводимых занятий, оказывающая влияние на формирование личности воина. Но качественное выполнение руководителем информационно-пропагандисткой работы своих обязанностей возможно только при условии пристального внимания к его деятельности, оказание ему всемерной помощи и поддержки со стороны командира подразделения и его заместителя по воспитательной работе.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой