Молодые борцы.
История россии.
Вторая половина xix — начало хх века
Нерасторопные власти первоначально не замечали марксистов, по инерции продолжая бороться с народниками, а затем — эсерами. В марксистских кружках изучали политэкономию и привычно философствовали о социальной справедливости, чем в России трудно было напугать власть имущих. Н. А. Бердяев отмечал: «Ортодоксальному тоталитарному марксизму удалось совершить революцию, в которой Россия перескочила… Читать ещё >
Молодые борцы. История россии. Вторая половина xix — начало хх века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Загадочна судьба нашей страны: страшные испытания, беспрестанные войны, захваты территорий, отторжения многих земель, утрата иной раз до половины населения не могли уничтожить Российскую державу. Почему люди поколения 1870-х, «рожденные в года глухие», «дети страшных лет России» смогли свергнуть тысячелетнюю монархию? Почему они так далеко «пошли другим путем»? Они вступили в жизнь в тусклые времена Александра III, когда власть беспощадно карала не только революционеров, но вытравляла сам дух реформ. Ульянов, Бронштейн, Джугашвили и другие провели юность в годы господства Беликовых, «человеков в футляре», превративших школу в место отбывания наказания. Получив «изрядное» образование либо в гимназии, либо в реальном училище, или в семинарии, никому из них не пришлось учиться в высшей школе. Может быть, по причине отсутствия университетской образованности, они вскоре станут жестокими ниспровергателями вековой власти. «Дети контрреформ» накопили такой избыток ненависти к режиму, что позволило им, без всякого сожаления, разрушить собственную страну. Причины катастрофы, которая постигла Россию в октябре 1917 г., находятся в XIX в., когда русское правительство, усиленно боровшееся с народничеством, не заметило грозной опасности — появления марксизма в рабочем движении.
Нерасторопные власти первоначально не замечали марксистов, по инерции продолжая бороться с народниками, а затем — эсерами. В марксистских кружках изучали политэкономию и привычно философствовали о социальной справедливости, чем в России трудно было напугать власть имущих. Н. А. Бердяев отмечал: «Ортодоксальному тоталитарному марксизму удалось совершить революцию, в которой Россия перескочила через стадию капиталистического развития, которое представлялось столь неизбежной первым русским марксистам. И это оказалось согласным с русскими традициями и инстинктами народа. В это время иллюзии революционного народничества были изжиты, миф о народе-крестьянстве пал».
Российские рабочие остро нуждались в новой революционной идеологии, а по сути — мифологии: «миф о народе был заменен мифом о пролетариате». Марксизм разложил понятие народа как целостного организма, разложил на классы с противоположными интересами. Но «в мифе о пролетариате по-новому восстановился миф о русском народе. Произошло как бы отождествление русского народа с пролетариатом, русского мессианизма с пролетарским мессианизмом. Поднялась рабоче-крестьянская, советская Россия. В ней народ-крестьянство соединился с народом-пролетариатом вопреки тому, что говорил Маркс…»[1].
- [1] Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990.