Производство по делам об административных правонарушениях в судах (административный процесс)
Прокурор, как участник производства по делам об административных правонарушениях, в пределах своих полномочий вправе: возбуждать производство по такому делу; участвовать в его рассмотрении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; приносить протест на постановление по такому делу независимо от участия в деле, а также… Читать ещё >
Производство по делам об административных правонарушениях в судах (административный процесс) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В Кодексе административного судопроизводства РФ не содержится положений о рассмотрении дел об административных правонарушениях в рамках административного судопроизводства. О производстве по делам об административных правонарушениях органами, должностными лицами, уполномоченными на это, см. подробнее в параграфе 6.3.
Вместе с тем есть особые случаи, которые касаются выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств. Последние должны иметь функции фотои киносъемки, видеозаписи или средств фотои киносъемки, видеозаписи. В таком случае протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в особом порядке (ст. 29.10 КоАП РФ). Копии постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Участниками производства по делам об административных правонарушениях являются: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; потерпевший; законные представители физического лица или юридического лица;
защитник и представитель; свидетель; понятой; специалист; эксперт; переводчик; прокурор, а также судья. В статьях главы 25 КоАП РФ среди участников производства по делам об административных правонарушениях отсутствуют должностные лица, представители органов власти, составившие протоколы. Компетентные органы и должностные лица, наделенные правом принимать юридически властные акты и составлять правовые документы, не отмечены в КоАП РФ как участники. Это говорит о том, что административный процесс не состязательный, а обвинительный, и их функции выполняют судьи.
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.
Прокурор, как участник производства по делам об административных правонарушениях, в пределах своих полномочий вправе: возбуждать производство по такому делу; участвовать в его рассмотрении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; приносить протест на постановление по такому делу независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия. Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении в обязательном порядке, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы направляются компетентному органу для расследования в течение суток с момента его составления. Протокол по делам, предусматривающим наказания в виде административного ареста, передается судье немедленно после его составления.
Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении является основной: именно на ней решается вопрос о виновности или невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности. Эта стадия включает четыре этапа: подготовку дела к рассмотрению; анализ собранных материалов, обстоятельств дела; вынесение постановления; объявление постановления.
При подготовке дела к рассмотрению судья выясняет: относится ли дело к его компетенции; имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела (ст. 29.2 КоАП РФ); правильно ли составлен протокол и другие материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы. Дело об административном правонарушении рассматривается открыто по месту его совершения. По ходатайству нарушителя оно может быть рассмотрено по месту его жительства.
При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы:
- — о назначении времени и места рассмотрения дела;
- — о вызове лиц, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;
- — об отложении рассмотрения дела;
- — о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол (в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела);
- — о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, которому протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи.
При разрешении этих вопросов в случае необходимости выносится определение.
При наличии обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (ст. 24.5 КоАП РФ), выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В случае если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины определенных лиц (ч. 1 ст. 27.15 КоАП РФ) и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья выносит определение о приводе указанных лиц.
Согласно положениям ч. 2 и 3 ст. 25.1 КоАП РФ судья вправе рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, если: имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела; этим лицом не заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения; по данному делу присутствие лица, в отношении которого ведется производство, не является обязательным либо не было признано судом обязательным.
В жалобах на постановления по делам об административных правонарушениях часто встречается довод о том, что лицо не было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, а дело в нарушение требований ст. 25.1 КоАП РФ было рассмотрено без его участия. Как правило, это связано с фактическим невручением лицу указанного уведомления. Если, например, заказное судебное письмо поступает в почтовое отделение, не вручается адресату по независящим от работников почты причинам и по истечении срока хранения возвращается в судебный участок, суд признает, что уведомление было сделано надлежащим образом (презумпция извещения лица, в отношении которого ведется производство по делу, о времени и месте судебного рассмотрения).
Порядок рассмотрения дела предполагает совершение юрисдикционным органом ряда последовательных процессуальных действий:
- — объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;
- — устанавливается факт явки лиц, участвующих в рассмотрении дела;
- — проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
- — выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины их неявки, решается вопрос о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении его рассмотрения;
- — разъясняются права и обязанности участникам процесса;
- — рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;
- — оглашается протокол и иные материалы дела;
- — заслушиваются объяснения нарушителей, показания других лиц, участвующих в процессе, пояснения специалиста и заключения эксперта, исследуются иные доказательства.
Главная цель рассмотрения дела по существу — установление фактических обстоятельств совершения правонарушения, его объективная правовая оценка и применение к виновному законной, обоснованной и справедливой меры административного наказания.
По итогам исследования обстоятельств дела юрисдикционный орган выносит постановление. В нем дается окончательная оценка поведения лица, привлекаемого к административной ответственности, устанавливается его виновность или невиновность, определяется мера воздействия, состояние наказанности, исчисление сроков обжалования.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном главой 12 КоАП РФ и зафиксированном с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фотои киносъемки, видеозаписи, или средств фотои киносъемки, видеозаписи, рассматривается по месту нахождения органа, в который поступили материалы, полученные с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фотои киносъемки, видеозаписи, или средств фотои киносъемки, видеозаписи.
Важным является вопрос о сроках рассмотрения дела об административном правонарушении (ст. 29.6 КоАП РФ). Дело об административном правонарушении рассматривается со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела:
- — в двухмесячный срок судьей, правомочным рассматривать дело;
- — в пятидневный срок судьей (дела об административных правонарушениях, связанных с выборами и проведением референдумов и предусмотренных ст. 5.1—5.25, 5.45—5.52, 5.56, 5.58 КоАП РФ; продление указанного срока не допускается).
В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья выносит мотивированное определение.
Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении судьей может быть вынесено: постановление о назначении наказания или о прекращении производства по делу; определение о передаче дела иным лицам. Объявление об этом производится немедленно по окончании рассмотрения дела.
Копия постановления по делу вручается под расписку физическому лицу или его законному представителю, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. Копия высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления, а также направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении.
Судебный порядок подачи жалобы предусмотрен в обязательном порядке для постановлений, вынесенных судьей, коллегиальным органом или иным юрисдикционным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, и в альтернативном порядке — для постановлений, вынесенных должностным лицом единолично.
Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть также обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении.
Постановление по делу об административном правонарушении, совершенным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (без образования юридического лица), обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В случае если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд. По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.
Судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных соответствующими статьями КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.
Таким образом, в настоящий момент нормы, регулирующие производство в судах по делам, возникающим из административно-правовъ1х отношений, содержатся в следующих нормативных правовых актах:
- — Кодекс административного судопроизводства РФ;
- — Арбитражный процессуальный кодекс РФ;
- — Кодекс РФ об административных правонарушениях;
- — Федеральный закон от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»;
- — Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
- — Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
- — Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;
- — Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и др.
В соответствии с действующим законодательством суды общей юрисдикции рассматривают четыре основные категории административных споров:
- — споры, возникающие в связи с нарушением прав и свобод граждан действиями и решениями публичной администрации;
- — споры по поводу правомерности (законности) назначения административных наказаний;
- — споры, возникающие из избирательных правоотношений;
- — споры по поводу законности нормативных актов органов исполнительной власти.
Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства споры и иные дела: об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) публичной администрации, их должностных лиц; об административных правонарушениях.
В остальных случаях дела об административных правонарушениях, указанных в ч. 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ, рассматриваются мировыми судьями.