Развитие маркетингового механизма во внешнеэкономической деятельности региона
Предложенный подход в развитии стратегии маркетинга в внешнеэкономической деятельности Чувашской Республики позволяет улучшить координацию в работе структур, участвующих во внешнеэкономической деятельности региона, что в конечном итоге должно сказаться на стимулировании экспортно-импортных операций и технологическом обмене. ¦ В результате комплексной оценки маркетинговой деятельности… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНОВ РОССИИ.,
- 1. 1. Особенности и тенденции развития мирового рынка и его влияние на региональную экономику
- 1. 2. Подходы к организации маркетинговой деятельности во внешнеэкономических связях в мировой практике
- 1. 3. Маркетинговый анализ во внешнеэкономической деятельности в регионах Российской Федерации
- Глава 2. МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РЕГИОНЕ В РАМКАХ СТРАТЕГИИ МАРКЕТИНГА
- 2. 1. Принципы и тенденции стратегии развития внешнеэкономической деятельности региона в рамках стратегии маркетинга региона
- 2. 2. Механизмы внешнеэкономической деятельности региона с использованием маркетинговых стратегий
- 2. 3. Методика оценки маркетинговой деятельности во внешнеэкономической деятельности региона
- Глава 3. РЕАЛИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГОВОГО ПОДХОДА ВО
- ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
- 3. 1. Анализ маркетинговой деятельности по результатам внешнеэкономической деятельности в Чувашской Республике
- 3. 2. Развитие стратегии маркетинга во внешнеэкономической деятельности в Чувашской Республике
- 3. 3. Оценка и основные направления совершенствования маркетинговой деятельности во внешнеэкономической деятельности Чувашской Республики
Развитие маркетингового механизма во внешнеэкономической деятельности региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования.
Развитие рыночных отношений и внешних связей России и существенное в связи с этим повышение роли внешнеэкономической деятельности (ВЭД) российских регионов, корпораций, предприятий и фирм в подъеме экономики страны вызвали необходимость изучения качественно нового процесса — маркетинговой деятельности в ВЭД.
Маркетинговая деятельность в ВЭД наряду с исследованием внешнего рынка должна использовать концепции маркетинга как методологической базы для изучения проблем стратегического развития регионов во внешнеэкономической деятельности регионов и разработки путей их разрешения. Это выражается в различных подходах при формировании стратегических направлений развития регионов, постановки целей и задач ВЭД для последующей выработки стратегического плана реализации ВЭД региона по приоритетным направлениям. Уровень использования потенциала регионального маркетинга во ВЭД недостаточен, в то время как он является системным фактором в процессах формирования и реализации стратегии развития внешнеэкономической деятельности региона, обеспечения его инвестиционной привлекательности, а также создания перспективных рынков для предприятий региона. У многих предприятий региона, которые осуществляют экспортную деятельность, отсутствуют маркетинговые стратегии товародвижения на внешних рынках, а планирование ВЭД ограничивается лишь оценкой перспектив продаж без связи с производственным процессом.
Данная проблема усугубляется тем, что в настоящее время на региональном уровне функционирует структура управления внешнеэкономической деятельностью, не обеспечивающая взаимосвязь ее отдельных, элементов, отсутствуют государственные органы, которые бы обеспечивали должное развитие ВЭД, не отработаны методы государственного регулирования экспортной деятельности как основы внешнеэкономической деятельности региона. Предприятия региона во внешнеэкономической деятельности вынуждены отрабатывать маркетинговый механизм стратегии ВЭД, реагирующий на воздействие факторов внешней среды, постоянно отслеживать все ее изменения, производить их оценку и вырабатывать соответствующие стратегические решения, особенно в случае неблагоприятных внешних обстоятельств.
Исследования в области маркетинговой деятельности предприятий региона показывают, что роль маркетинга в ВЭД недостаточно используется как в исследованиях рынков, так и в разработке стратегий развития, что объясняется отсутствием научных разработок роли маркетинга в ВЭД региона, основных их принципов и функций.
В связи с вышеуказанным тема, выбранная для исследования, является актуальной и в качестве важнейших задач автор выдвигает разработку стратегических направления развития региона в ВЭД и их комплексную оценку. Таким образом, имеется существенные предпосылки обращения хозяйствующих субъектов РФ к методологии и инструментарию маркетинга.
В маркетинговой деятельности широкую известность имеют международные маркетинговые организации, такие, как Европейское общество маркетинговых исследований и исследований общественного мнения (European Secretary for Opinion and Marketing Research — Esomar). Международная федерация маркетинга (International Marketing FederationIMF), Американская ассоциация маркетинга (American Marketing Association — AMA), в России работает Российская ассоциация маркетинга.
Современная международная маркетинговая деятельность не сводится только к расширению границ национальных рынков сбыта. Развитие информационных технологий и средств коммуникаций в связи с существенной либерализацией международных экономических отношений обусловили всемирный характер взаимосвязи мировых рынков товаров и услуг, приведя к их глобализации. При вступлении России в ВТО большую роль будут играть российские регионы, поэтому освоение ими философии и методологии международного маркетинга будет иметь решающее значение. Хозяйствующие субъекты регионов уже на данном этапе должны знать и уметь применять международные маркетинговые исследования, которые в свою очередь определяются видом их международного бизнеса.
Это обуславливает актуальность исследования, проводимого по теме, избранной автором, особенно разработки механизмов ВЭД и основных направлений маркетинговых стратегий, а также разработки методики оценки маркетинговой деятельности во ВЭД региона.
Цель и задачи исследования
.
Целью диссертационной работы является формирование, теоретическое обоснование и практическая апробация развития маркетингового механизма ВЭД региона в рамках стратегий маркетинга.
В рамках сформулированной цели в работе решаются следующие задачи:
— проанализировать существующую маркетинговую практику внешнеэкономической деятельности региона РФ и участие региона в международном разделении труда;
— исследовать применяемые в мировой практике маркетинговые методы и приемы исследования рынков;
— разработать методику совершенствования управления развитием экспортного потенциала промышленных предприятий Чувашской Республики;
— исследовать механизм стратегии ВЭД региона;
— провести анализ маркетинговой деятельности ВЭД Чувашской Республики;
— разработать методику оценки маркетинговой деятельности ВЭД региона;
— провести оценку и разработать основные направления совершенствования маркетинговой деятельности во ВЭД Чувашской Республики.
Объект и предмет исследования.
Объектом исследования является внешнеэкономическая деятельность региона. Предметом исследования является процесс формирования и развития маркетинговых инструментов во ВЭД Чувашской Республики с использованием маркетинговых стратегий.
Область исследования.
Исследование проводилось в соответствии с п. 5.1. «Развитие теории региональной экономикиметоды и инструментарий региональных экономических исследованийпроблемы региональных экономических измерений" — п. 5.6. «Локальные рынки, их формирование, функционирование и взаимодействиемежрегиональная торговля», соответствующие специальности паспорта ВАК 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика).
Методика исследования.
В исследовании применен метод адаптации существующих в мировой практике моделей и механизмов внешнеэкономической деятельности с учетом специфики российской экономики и конкретного региона. Теоретической и металогической основой диссертационной работы послужили работы классиков теории маркетинга, менеджмента и статистики. В диссертационной работе использованы материалы экономической научной литературы, тематические материалы периодических изданий, а также материалы, полученные в процессе научной и практической работы автора. В ходе исследования использованы статистические данные о внешнеэкономической деятельности региона, а также предприятий, наиболее активно участвующих во внешнеэкономической деятельности.
Использованы методические материалы американской маркетинговой ассоциации (АМА).
При адаптации методики маркетингового исследования-международного рынка применялись принципы адекватности маркетинговых приемов экономическому состоянию и сложившейся практике ВЭД региона.
Для исследования практического эффекта от внедрения предлагаемых маркетинговых приемовприменялись методы статистической обработки информации* во внешнеэкономической деятельности предприятий в конкретном секторе рынка.
Научная новизна работы.
Научная новизна диссертационной работы заключается в развитии комплекса механизма маркетинга, примененного в формировании внешнеэкономической деятельности региона и стратегических направлений развития региона.
В рамках данного исследования проделано следующее:
— уточнено понятие международной маркетинговой стратегии и разработан план реализации направлений формирования стратегий ВЭД с учетом региональных особенностей и анализа мирового рынка;
— разработана методика совершенствования управления экспортного потенциала промышленных предприятий Чувашской Республики, включающий в себя: 1) формирование целей управления развитием экспортного потенциала региона- 2) определение задач по формированию экспортного потенциала- 3) оценка экспортного, потенциала региона- 4) реализация, экспортного потенциала- 5) контроль реализации экспортного потенциала;
— разработан маркетинговый механизм формирования стратегического плана реализации ВЭД региона по приоритетным направлениям развития внешнеэкономической деятельности и представлена схема маркетингового механизма формирования стратегии ВЭД региона;
— разработана методика оценки маркетинговой деятельности ВЭД региона, построенная на основе анализа' ВЭД Чувашской Республики, существующего состояния маркетинговых исследовательских технологий, экспертных оценок, а также статистических показателей ВЭДразработана концепция развития стратегии маркетинга внешнеэкономических связей Чувашской Республики и представлены ее основные системообразующие принципы, такие как: комплексности механизма ВЭД, селективности механизма ВЭД и принципа ресурсного самообеспечения системы.
Практическая значимость работы.
Практическая значимость диссертационной работы заключается в ее направленности на решение задач внешнеэкономической деятельности региона. Результаты исследования позволяют:
— перейти от интуитивного к научному обоснованию принимаемых в ходе разработки концепции управленческих решений внешнеэкономической деятельности региона;
— используя схему механизма стратегии внешнеэкономической деятельности региона становится возможным реализовать цели, поставленные в стратегии внешнеэкономической деятельности региона с помощью инструментов, приведенных в данной модели;
— использование методики совершенствования управления развития экспортного потенциала промышленных предприятий Чувашской Республики позволяет увеличить экспорт региона и сделать его более стабильным.
Реализация и апробация работы.
Основные положения диссертации можно использовать при осуществлении внешнеэкономической деятельности Чувашской Республики, о чем имеется соответствующий акт реализации.
Публикации.
Основные положения диссертационной работы опубликованы в 16 печатных работах.
Заключение
.
В рамках поставленной цели исследования, заключающейся в формировании, теоретическом обосновании и практической апробации развития маркетингового механизма внешнеэкономической деятельности региона в рамках стратегии маркетинга решены следующие задачи: проанализированы известные модели маркетинговой деятельности во внешнеэкономических связях в мировой практике. Наиболее перспективным направлением в настоящее время являются online-исследования, которые очень интенсивно развиваются. Так американская ассоциация маркетологов (АМА) проводит постоянную учебу маркетологов во всем мире по программам опНпе-исследований через Internet. По нашему мнению, российские маркетологи, особенно регионального уровня, должны проходить регулярную учебу, особенно по ОпИпе-маркетинговых исследований, которая может проводиться через Internetисследована внешнеэкономическая деятельность в Российской Федерации и ее регионов. Данные исследования показывают, что в 1/3 регионов РФ экспорт фактически отсутствует, в 37 регионах положение промежуточное и только 7 регионов являются максимально экспор-тоориентированными. В связи с этим для развития экспорта в России и ее регионах необходимо использовать маркетинговые стратегии, предложенные в данной работепредложена методология разработки концепции развития внешнеэкономической деятельности региона, в рамках которой сформированы стратегические направления внешнеэкономической деятельности региона:
— совершенствование управления развитием экспортного потенциала промышленных предприятий Чувашской Республики;
— разработана схема механизма маркетинга стратегии внешнеэкономической деятельности региона;
— разработана методика оценки маркетинговой деятельности внешнеэкономической деятельности региона.
Методика совершенствования управления развитием экспортного потенциала промышленных предприятий Чувашской Республики должна способствовать увеличению экспорта региона, при эффективном использовании заложенных в его механизм маркетинговых стратегий.
Предложенная схема маркетингового механизма стратегии внешнеэкономической деятельности Чувашской Республики позволяет перейти от интуитивного к научному обоснованию решений, принимаемых при выработке стратегического плана реализации ВЭД региона по приоритетным направлениям.
Разработанная методика оценки маркетинговой деятельности региона позволяет произвести анализ внешнеэкономической деятельности региона более полно и комплексно, а также прогнозировать последствия регулирования ВЭД.
Анализ маркетинговой деятельности во внешнеэкономической деятельности Чувашской Республики показал, что в регионе необходимо усиление работы в рекламной деятельности (особенно в Internet), расширение работы в географическом направлении экспорта, проведение планомерной работы в исследовании внешнего рынка, изучении его конъюнктуры. Кроме того, необходима постоянная работа по изучению спроса и предложения на экспортоориентированную продукцию Чувашской Республики, а также созданию новых продуктов, конкурентных на мировом рынке.
Предложенный подход в развитии стратегии маркетинга в внешнеэкономической деятельности Чувашской Республики позволяет улучшить координацию в работе структур, участвующих во внешнеэкономической деятельности региона, что в конечном итоге должно сказаться на стимулировании экспортно-импортных операций и технологическом обмене. ¦ В результате комплексной оценки маркетинговой деятельности во внешнеэкономической деятельности Чувашской Республики определены направления развития маркетинговой деятельности во внешнеэкономической деятельности региона, которые должны активизировать экспорт товаров и услуг.
Список литературы
- Абрамова Е.А. Модель внешнеэкономического оборота России. Становление, развитие, трансформация // Проблемы прогнозирования, 2001. № 3. — С. 23−33.
- Акофф, Р. Планирование будущего корпорации / Р. Акофф. — М.: Дело, 1985.
- Аливанова С.В., Аливанова Л. В. Оценка показателей экономической эффективности маркетинговой деятельности. Материалы X региональной научно-технической конференции «Вузовская наука Северокавказскому региону» СевКав ГТУ, 2006, htpp//www.nesty.ru
- Андреева О.А. Технология бизнеса: маркетинг: Учебное пособие. М.: Издательская группа ИНФРА-М, НОРМА, 1997.
- Андрианов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике // МЭ и МО. 2000. — № 3. — С. 47−57.
- Ансофф, И.Х. Стратегическое управление / И. Х. Ансофф: пер. с англ. М.: Прогресс, 1998.
- Ассэль, Г. Маркетинг: принципы и стратегия. М.: ИНФРА — М., 1999.
- Астапов К. Формирование единого экономического пространства стран СНГ// Мировая экономика и международные отношения. -2005.-№ 1.-С. 95−99.
- Багиев Г. Л., Моисеева Н. К., Никифорова С. В. Международный маркетинг СПб.: Питер, 2001.
- Бранчеев В.П. Анализ и оценка маркетингового потенциала предприятия / В. П. Баранчеев, С. Г. Стрижов // Маркетинг. 1984. -№ 3. — С. 42−50.12.15