Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-педагогические условия формирования волевых качеств курсантов специальных средних школ милиции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нами определено, что одним из условий, организующих и координирующих деятельность участников педагогического процесса является использование динамической модели компетентного выпускника средней школы милиции Такая модель в практической деятельности позволяет ставить достаточно конкретные и определенные цели для командно-преподавательского состава и курсантов, которые должны быть достигнуты… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
    • 1. 1. Воля и волевые качества в философской и психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Волевые качества личности и пути их формирования 34 1.3 Условия формирования волевых качеств личности курсантов
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ОВД
    • 2. 1. Модель компетентного выпускника специальной средней школы милиции
    • 2. 2. Программно-целевой подход к организации деятельности по формированию волевых качеств курсантов специальной средней школы милиции
    • 2. 3. Динамика развития волевых качеств у курсантов специальной средней школы милиции
  • Выводы по главе

Организационно-педагогические условия формирования волевых качеств курсантов специальных средних школ милиции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Успешная профессиональная деятельность любого специалиста детерминирована определенными профессиональными качествами человека, степенью их соответствия требованиям конкретной профессии. Не является в этом смысле исключением и профессия сотрудника органов внутренних дел (ОВД), поскольку возможность профессионального роста, овладения профессиональным мастерством в огромной степени связаны с уровнем сформированности, оценкой его профессионально-важных, в том числе и волевых качеств, созданием соответствующих условий для их формирования, развития и самовоспитания.

В Концепции воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России подчеркивается важность обоснования требований к профессионально-личностным качествам выпускников образовательных учреждений МВД России (68,18).

Сегодня отбор будущих специалистов ОВД строится на основе учета академических знаний, физической подготовленности и состояния здоровья, психологических и биографических сведений, а их подготовка базируется на некоторых данных узкого исследования психических состояний и в большей степени ознакомлении с основами правовых знаний и тактических действий.

Вместе с тем, условия социально-экономической нестабильности в переломные и переходные периоды объективно повышают требования общества к профессиональной компетентности выпускников образовательных учреждений МВД России, прогнозирование и достижение высокого уровня которой невозможно без знания об устойчивых свойствах, качествах, чертах личности, необходимых сотруднику ОВД.

Не случайно одной из задач реформирования системы подготовки кадров ОВД считается усовершенствование процедуры отбора на службу на основе определения у кандидатов качеств и характеристик, необходимых для правоохранительных органов в целом и для конкретных подразделений в частности. Основой для составления тестов отбора должен стать анализ той или иной конкретной профессии сотрудника. В настоящее время отбор в большей степени основывается на индивидуальном опыте и интуиции, что неизбежно приводит к ошибкам (102, 718).

Следовательно, необходимо формировать у будущего специалиста те качества, которые помогают ему обучаться, применять знания в ходе практической деятельности и одновременно постоянно изменяться, самосовершенствоваться. К числу таких качеств относятся профессионально-важные волевые качества. Не случайно в зарубежной литературе подчеркивается, что «.человек, у которого сто процентов характера и только пятьдесят процентов ума, более одарен, чем тот, у которого сто процентов ума и пятьдесят процентов характера.» (71,61).

Первые экспериментальные исследования воли принадлежат Н. Аху (1905), Г. Мюнстербергу. Значительный вклад в исследование воли внесли работы К. Левина (1890−1947), рассматривающие генезис квазипотребностей и феномен «полевого» поведения. В дальнейшем волевая проблематика разрабатывалась в рамках других феноменов (например: напряжения-die Spannungв немецко-язычных работах, настойчивости-persistence — в англоязычных работах, мотивации) (Дж. Нюттен, Х. Хекхаузен, Ю. Куль).

Экспериментальная база изучения воли в отечественной психологии была заложена работами А. Ф. Лазурского и М. Я. Басова. В психологической науке разрабатывались различные аспекты волевой проблематики: изучались отдельные волевые качества (В.И. Селиванов и др) — волевые усилия (В.К. Кашин, И. К. Петров и др.) — развитие воли у дошкольников (В.К. Котырло и др.) — школьников (Н.И. Александрова, В. Е. Гурин, В. Ф. Сафин, Т А. Шилова, Т. И. Шульга и др.) — и студентов (А, И. Высоцкий, А. И. Самошин и др.) — развитие волевой сферы у споргсменов (А.Ц. Пуни, П. А. Рудик, Е. В. Эйдман и др.) — структура волевых качеств у людей разных профессиональных и возрастных групп (В .И. Се-кун и др.), выявлялась связь волевых проявлений с другими психологическими процессами (например: мышлением — в исследованиях В. К. Калина, В. И. Панченко, A.C. Шевчука) — памятью — Е. С. Махлак, И. А. Раппорт и др.).

Нередко проблема воли рассматривается в плане психологической саморегуляции (A.B. Алексеев, T.JI. Бортник, А. Р. Гасуль, Л. Д. Гиссел, К. И. Мировский, И. М. Перекрестников, A.C. Ролин, А. Т. Филатов, O.A. Черникова, О. В. Дашкевич, И.Е. Шварц) — в контексте самооценки (В.А. Иванников, Е.В. Эйдман).

В работах В. И. Оськина, Б. Ц. Бодмаева, В. Г. Демина, А. И. Китова, В. А. Соколова, В. Т. Юсова, Я. Я. Юрченко, М. И. Дьяченко, A.B. Пан-тюк, Е. Ю. Стрижанова, С. И. Съедина, В. М. Крук, М. С. Полянского, Э. П. Утлик уделяется внимание психологическим условиям деятельности офицерского состава по укреплению воинской дисциплины, в том числе и ее нравственно — эстетическим основам, самодисциплине, что связано и с волевыми качествами.

В работах военных педагогов и психологов (В.А. Барабанщиков, В. И. Варварова, Я. Я. Юрченко и др.) раскрываются вопросы формирования личности будущего офицера (18,189).

В педагогике органов внутренних дел рассматриваются проблемы профессионального обучения и воспитания сотрудников, часть из них раскрывает аспекты психологической подготовки. В основном это общие вопросы ее осуществления на различных этапах профессионального становления сотрудников, которые основываются на положениях известных работ А. Г. Базанова, A.C. Батышева, Л. Д. Давыдова, М. И. Дьяченко, А. Т. Иваницкого, Л. Ф. Железняка, Н И. Киряшова, М.И. Коро-бейникова, И. Д. Ладанова, Г. Д. Лукова, Н. Ф Феденко, В Т. Юсова, и других авторов (17,20−43−53−165).

Большую роль в исследовании проблемы формирования психологической подготовленности сотрудников ОВД к выполнению служебных задач сыграли работы J1.M. Аболина, Т. К. Ахаян, A.M. Зимичева, Н. В. Кузьминой, Е. С. Кузьмина, J1.A. Кандыбовича, В. К. Луценко и других авторов. Названные авторы исследуют проблему психологической подготовки военнослужащих.

В диссертации учтены выводы специальных исследований по вопросам подготовки молодежи к службе в органах внутренних дел и вооруженных силах, отраженные в работах В. В. Авдеева, B. J1. Васильева,.

B.В. Зайцева, Г. С. Дунина, А. Т. Иваницкого, С. Ф. Зыбина, Х. Х. Лонта,.

C.С. Пылева, В. П. Сальникова, A.B. Стремоухова, A.M. Столяренко и других авторов (5−29−53−159).

В перечисленных работах волевые качества личности рассматриваются чаще всего только как психологические реалии, однако вопросам возможности их формирования и развития путем создания соответствующих организационно-педагогических условий не уделено достаточного внимания. Это усугубляется тем, что само понятие волевых качеств и их состав остаются весьма неопределенными. Разные авторы выделяют от 10 до 34 таких качеств (Н.Ф. Добрынин, В. К. Кашин, С. А. Петухов, А. Ц. Пуни и др.).

В педагогической литературе данные по формированию и развитию волевых качеств личности представлены весьма скромно. В большинстве случаев это разрозненные исследования или наблюдения, обобщить которые крайне трудно. Среди военных психологов и педагогов также отсутствует единство мнений о сущности воли и, следовательно, нет единства в подходах к формированию ее компонентов. Это позволяет сделать вывод, что существует значительное противоречие между ролью, значением волевых качеств в деятельности будущих специалистов ОВД и неразработанностью научно-обоснованных организационно-педагогических условий, реализация которых обеспечит их формирование и развитие.

С учетом этого противоречия была определена проблема исследования, которая сформулирована нами следующим образом: какова совокупность организационно-педагогических условий, обеспечивающих формирование и развитие волевых качеств будущих офицеров ОВД в процессе их подготовки в специальном среднем образовательном учреждении МВД России.

Актуальность данной проблемы и ее неразработанность послужили основанием для выбора темы диссертационного исследования «Организационно-педагогические условия формирования волевых качеств курсантов специальных средних школ милиции «.

Целью исследования является теоретическое обоснование и «экспериментальная проверка организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование и развитие волевых качеств курсантов специальной средней школы милиции.

Объектом исследования определено содержание и процесс подготовки офицерских кадров в специальных средних образовательных учреждениях МВД России.

Предметом исследования являются организационно-педагогические условия эффективного формирования и развития волевых качеств курсантов в специальных средних образовательных учреждениях МВД России.

Гипотеза исследования. Эффективное формирование и развитие волевых качеств курсантов специальной средней школы милиции возможно если:

— методика профессионального отбора абитуриентов включает диагностику развития волевых качеств;

— в школе милиции обеспечивается формирование положителшой мотивации будущей деятельности офицера;

— волевые качества будущего офицера детерминированы требованиями его деятельности, зафиксированными в динамической модели выпускника специальной средней школы милиции;

— этот процесс будет осуществляться в соответствии с целевой комплексной программой, объединяющей усилия всего педагогического коллектива и включающей меры по обеспечению успешного протекания указанного процесса.

В соответствии с целью и гипотезой определены основные задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ философской, психолого-педагогической и специальной литературы, вычленить и определить основные волевые качества личности.

2. Разработать комплексную методику исследования волевых качеств личности курсанта специальной средней школы милиции.

3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность системы организационно-педагогических условий формирования и развития волевых качеств курсантов.

4. Разработать методические рекомендации по формированию волевых качеств у абитуриентов и курсантов специальной средней школы милиции.

5. Разработать спецкурсы по воспитанию воли у курсантов образовательных учреждений МВД России.

Общая методология исследования определяется философскими идеями о человеке и его воспитании, о диалектическом единстве его социальной, психологической и физиологической активности, ее целесообразности и творческом характере.

Методологической основой исследования являются современные педагогические концепции, реализующие личностно-деятельность!й и системный подходы (В.Г. Ананьев, В. Г. Афанасьев, И В. Бладберг, К. К Платонов, В. Д. Шадриков, Б. Ф Ломов), материалистические идеи о проявлении волевых качеств личности в поведении и деятельностипсихологические теории деятельности (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, A.B. Запорожец, Д. Б. Эльконин, В.В. Давыдов) — учение о деятельностном подходе к развитию личности (В.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн) — психолого-педагогические исследования, рассматривающие мотивы учения (Л.И. Божович, B.C. Ильин, А. К. Маркова, М.В. Матюхина), основные пути активизации учебной деятельности (P.A. Низамов, Н.Д. Никанд-ров, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина) — фундаментальные работы ученых-педагогов (К.К. Платонов, С. А. Косилов, В. И. Селиванов, В.Д. Шадри-ков и др).

В теоретическом плане исследование опирается на концептуальные положения о личности как субъекте совместной деятельности и своего собственного развития, о закономерностях этого развития, роли «деятельности и общения в этом процессе, представленные в трудах К.А. Альбухановой-Славской, В. В. Давыдова, Б. Ф. Ломова, В. А. Сластенина и др.- идеи целостного подхода к воспитанию, развитые В. В. Краевским, Л. Н. Новиковой и др.- детерминированности развития личности системой общественных отношений и социальным окружением, в которые она оказывается включенной в процессе деятельности (Л.Г. Буева, И. С. Кон, A.B. Мудрик, В. А. Язов и др.).

Для решения поставленной задачи проверки исходных положений использовались соответствующие методы исследования.

1. Методы теоретического исследования (моделирование, изучение и обобщение передового педагогического опыта, абстрагирование, теоретический анализ и синтез).

2. Методы эмпирического исследования (наблюдение за деятельностью курсантов, начальников, командиров и преподавателейизучение педагогической документациианкетирование, групповые и индивидуальные беседытестированиеметод экспертных оценокпедагогический эксперимент).

З.Статистико-математические методы по обработке результатов экспериментальных исследований.

В процессе исследования осуществлялся констатирующий и формирующий эксперимент, опытно-педагогическая работа по внедрению прогрессивных технологий обучения и воспитания. Комплекс методов также включал устные и письменные опросы, наблюдения, отсроченный контроль за судьбой выпускников.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 1994 года и осуществлялось поэтапно:

1994 — 1995 г. г. — изучение проблемы в научной и методической литературе, разработка методики исследования;

1995 — 1997 г. г. — проведение констатирующего и формирующего экспериментов;

1997 — 1998 г. г. — обобщение результатов эксперимента и формулировка основных выводов исследования.

Диссертационное исследование основывается на изучении передового опыта формирования и развития волевых качеств будущих офицеров ОВД в специальных средних образовательных учрежденияхэкспериментальном исследовании формирования волевых качеств курсантов, на достижениях психолого-педагогической науки в этой области, использовании личного опыта автора. Был изучен опыт 8 рот, более 400 курсантов, что позволило выявить наиболее эффективные приемы формирования и развития их волевых качеств.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается:

— в обосновании зависимости эффективности формирования и развития волевых качеств курсантов специальной средней школы милиции от их мотивационной сферы;

— в построении и экспериментальной проверке возможности формирования волевых качеств курсантов на основе динами- 1 ческой модели компетентного выпускника школы;

— в разработке целевой комплексной программы формирования волевых качеств курсантов специальной средней школы милициив определении критериев уровней сформированности волевых качеств специалистов ОВД. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются теоретико-методологическими основамииспользованием комплекса методов, адекватных целям и задачам исследованияличным участием автора в опытно-экспериментальной работе в специальной средней школе милициирезультатами экспериментальной работы, подтвердившими выдвинутую гипотезу. I.

Практическая значимость работы состоит в разработке рекомендаций для педагогических коллективов школ с юридическим профилем обучения и специальных средних школ милиции:

— целевой комплексной программы формирования волевых качеств у курсантов специальной средней школы милиции;

— спецкурса для курсовых офицеров по воспитанию воли у курсантов;

— спецкурса для курсантов по самовоспитанию воли- -примерной индивидуальной программы самовоспитания и развития волевых качеств курсанта специальной средней школы милиции в процессе учебной и служебной деятельности;

— подборе и экспериментальной проверке методик исследования волевых качеств личности.

На защиту выносятся: -модель волевых качеств будущего офицера ОВД во взаимосвязи с его мотивационной сферой;

— динамическая модель компетентного выпускника специальной средней школы милиции, являющаяся основой деятельности педагогических коллективов общеобразовательных школ с юридическим профилем обучения и специальных средних школ милиции;

— целевая комплексная программа формирования и развития волевых качеств курсантов специальной средней школы милиции.

Апробация и внедрение. Результаты исследования внедрены в деятельность Брянской и Астраханской специальных средних школ милиции МВД России, Орловского юридического института МВД России, Смоленского филиала юридического института МВД России и др.

Ход и результаты экспериментальной работы поэтапно обсуждались на совместном заседании кафедр психологии и теории и методики трудовой подготовки Брянского государственного педагогического университета имени академика И. Г. Петровского в 1996 — 1998 г. г., на научно-практических конференциях и семинарах по вопросам профессиональной подготовки кадров для ОВД (Владимир-1997г., Брянск-1996;1997г.г, Тула-1997г., Брянская специальная средняя школа милиции МВД России 1995;1998 г г.).

Структура диссертации. Диссертация включает: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (194 наименования) и приложения.

Результаты исследования и проведенного эксперимента показали значительный прирост уровня волевых качеств курсантов. Это свидетельствует о перспективности подхода к их формированию на основе тех положений, которые были включены в гипотезу.

Настоящее исследование не претендует на исчерпывающее рассмотрение всех аспектов сложной и многосторонней проблемы формирования и развития волевых качеств личности. Требуют дальнейшего изучения вопросы структуры волевых качеств, необходима более подробная характеристика их уровней, в углубленном исследовании нуждаются вопросы влияния различных факторов на успешность процесса воспитания воли.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Важнейшим стратегическим фактором, определяющим успех проводимой в стране социально-экономической реформы, является кадровый потенциал. Возможности реализации программы структурной перестройки экономики, конверсии, расширения производства и формирования рыночных отношений, повышения эффективности и производительности труда, формируют качественные и количественные характеристики рабочей силы.

В последние годы профессиональная школа значительно усилила процесс реорганизации, развития и совершенствования: идет работа над образовательными стандартами, изменяется структура и спектр специальностей, появляются альтернативные образовательные учреждения. Однако при этом, как и ранее, основное внимание уделяется овладению запасом академических знаний. Задачи овладения практическими навыками работы в условиях меняющейся социально-экономической ситуации, формирования и развития профессионально-важных качеств рассматриваются в гораздо меньшей степени значимости.

В нынешних условиях рыночной экономики особенно актуальными становятся проблемы консультационного сопровождения профессиональной карьеры человека, психолого-педагогической помощи в профессиональном самоопределении, отборе и подготовке специалистов, создании необходимых психологических и организационно-педагогических условий для эффективного формирования и развития профессионально-важных качеств личности.

Усиление психологического, профориентационного и воспитательного аспектов, является одним из важнейших направлений, обеспечивающих совершенствование подготовки специалистов для органов внутренних дел.

В последние годы происходит резкое омоложение абитуриентов в специальные средние и высшие образовательные учреждения. По данным Главного управления кадров МВД России, в 1994;1997 годах около 95% поступивших в вузы и более 80% поступивших в специальные средние образовательные учреждения МВД России пришли на учебу сразу же после школьной скамьи Число принятых после службы в Вооруженных Силах едва достигло 5° о.

Исходя из этого, система мер по повышению качества подготовки специалистов для органов внутренних дел должна включать в себя — развитие сети допрофессиональных образовательных учреждений, осуществляющих первоначальную профессиональную подготовку специалистов (милицейских колледжей, лицеев и обгцеобразовательных школ с юридическим профилем обучения, учебных центров, юридических классов и т. д.) — профориентационную и профконсультационную работу комплектующих органовразвитие и совершенствование системы профессионально-психологического отбора кандидатов на учебу в образовательные учрежденияпрофессиональное просвещение молодежи, проведение презентаций образовательных учреждений, использование информации и рекламы о работе органов внутренних дел в средствах массовой информации, создание видеофильмов и буклетоворганизацию и обеспечение системы мер, способствующих эффективной профессиональной адаптации молодого специалиста в профессии сотрудника органов внутренних делсоздание и обеспечение необходимых психологических и организационно-педагогических условий для эффективного формирования и развития профессионально-значимых качеств личности сотрудника органов внутренних дел.

Исходя из этого нами исполнено диссертационное исследование, целью которого явилось теоретическое обоснование и экспериментальная проверка организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование и развитие волевых качеств курсантов специальной средней школы милиции МВД России.

Изучение теоретических аспектов проблемы показало, что волевые качества личности в философской, психолого-педагогической и специальной литературе в основном рассматриваются как психологические реалии и вопросам возможности их формирования и развития путем создания соответствующих организационно-педагогических условий не уделяется достаточного внимания. В результате этого нами выявлено противоречие между ролью, значимостью волевых качеств в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел и наличием научно-обоснованных организационно-педагогических условий, эффективная реализация которых обеспечивает их формирование и развитие.

Полученные в ходе исследования результаты подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы.

В философской и психолого-педагогической литературе волевые качества личности трактуются неоднозначно. Зачастую при этом смешиваются понятия «свойства», «качества», «способности». Теоретический анализ этих понятий, проведенный нами с позиции философских категорий единичного, особенного и общего, позволил сделать вывод о том, что общим в этих понятиях является то, что свойства личности присущи человеку как носителю исторической формации, а качества формируются и развиваются в процессе социализации личности в конкретной формации.

Понятие волевых качеств и их состав остаются весьма неопределенными. Разные авторы выделяют от 10 до 34 таких качеств. На основе изучения проблем общей психологии, работ военных педагогов и психологов об аморфности представляемых структур волевых качеств личности, констатирующего эксперимента, проведенного среди 120 участковых инспекторов милиции общественной безопасности управления внутренних дел Брянской области, нами была определена структура волевых качеств специалиста ОВД, состоящая из 11 компонентов: целеустремленностьрешительностьсмелостьнастойчивостьвыдержкасамообладаниемужествоинициативностьдисциплинированностьорганизованностьисполнительное гь.

В научных работах все эти качества так или иначе подвергались анализу, но в различных степенях, с различной степенью полноты.

Поиску путей развития воли в целом и волевых качеств личности ученые практики всегда уделяли большое внимание. В нашем исследовании проанализированы различные подходы к этой проблеме и сделан вывод о том, что формирование и развитие волевых качеств личности возможно через самоформирование, самовоспитание.

В современной педагогической литературе термины «условия», «среда», «факторы» очень часто используются как синонимы. Проанализировав литературу мы пришли к выводу о том, что под педагогическими условиями следует понимать сопутствующие фактору педагогические обстоятельства, которые способствуют (или противодействуют) проявлению педагогических закономерностей, обусловленных действием факторов. Под «фактором» в диссертации понимается то, что является побудительной силой, а «условия» — это те обстоятельства, в которых развертываются действия фактора. Однако, вследствие необычайной сложности педагогических процессов нельзя настаивать и на абсолютно жесткой закрепленности за конкретным элементом педагогической ситуации «метода», «фактора» или «условия».

Анализ литературы позволяет утвердить, что учеными выделяются различные условия, формирующие волевые качества личности, как педагогические, так и психологические. В силу того, что они могут противодействовать целенаправленному педагогическому влиянию или нейтрализовать его, эти условия должны быть определенным образом организованы.

В диссертации проанализирована сущность понятия «организация», и сделан вывод о том, что процесс формирования и развития волевых качеств личности не может состояться, если он каким-то образом не организован, если не скоординированы действия и усилия участников педагогического процесса.

Нами определено, что одним из условий, организующих и координирующих деятельность участников педагогического процесса является использование динамической модели компетентного выпускника средней школы милиции Такая модель в практической деятельности позволяет ставить достаточно конкретные и определенные цели для командно-преподавательского состава и курсантов, которые должны быть достигнуты за период обучения в школе. Она конкретизирует требования деятельности сотрудников органов внутренних дел к личности курсанта и помогает им осознавать важность и значимость волевых качеств в их профессиональном становлении и дальнейшей служебной деятельности, активизирует и делает наиболее эффективным процесс самопознания и самовоспитания курсантов, а также позволяет осуществлять контроль за эффективностью достижения конечной цели.

Проанализировав это, нами сделан вывод о том, что модели в виде профессиограмм, психограмм являются статическими. Мы считаем, что более продуктивным будет подход к построению модели с позиций движения курсанта школы, его совершенствования в процессе этого движения. Нами представлена такая модель компетентного выпускника специальной средней школы милиции, которая получила название «динамической».

Важным организационно-педагогическим условием эффективного формирования волевых качеств личности будущего специалиста органов внутренних дел, естественно вытекающим из динамической модели компетентного выпускника школы, является целевая комплексная программа «Формирование волевых качеств будущего специалиста ОВД (курсанта специальной средней школы милиции)», нацеливающая командно-преподавательский состав и самих курсантов на достижение конкретных целей.

В процессе проведения экспериментального исследования по формированию волевой сферы будущих специалистов ОВД на основе динамической модели компетентного выпускника специальной средней школы милиции и целевой комплексной программы, у испытуемых повысился уровень развития волевых качеств. Так как коэффициенты значимости возросли (в %): целеустремленность — 6,8- решительность — 16,9- смелость — 11,8- настойчивость — 12,9- выдержка, самообладание — 23,8- мужество — 7,9- инициативность — 7- самостоятельность -10,9- дисциплинированность — 9,5- организованность — 2,8- исполнительность — 7,5, что подтверждает эффективность выдвинутой нами гипотезы.

Реализация специально разработанных нами опытно-экспериментальных программ обеспечила эффективность этих организационно-педагогических условий. Программа формирования у курсантов нравственных мотивов профессиональной деятельности, конкретные нравственно-психологические ситуации, перед выбором которых оказывались курсанты, существенно повлияли на формирование у них мотивационной сферы.

Разработанные и реализованные спецкурсы воспитания и самовоспитания волевых качеств курсантов значительно расширил диапазон понятийного аппарата по проблеме «Воля».

Нами отработана примерная индивидуальная программа сомовос-питания волевых качеств курсанта в процессе учебной и служебной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аболин JI M. Эмоциональная устойчивость в напряженной деятельности, ее психологические механизмы и пути повышения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1989. — 18 с.
  2. Г. С. Введение в практическую психологию М., 1994- 237 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-335 с.
  4. Августин Аврелий. Исповедь. М.: Республика, 1992. — 244 с.
  5. Авдеев В В. Психологические орновы повышения эффективности деятельности работников ОВД в экстремальных ситуациях: Учебное пособие. М.: ВЮ3111, 1988. 46 с.
  6. .А. Мотивационная готовность молодых офицеров к военно-профессиональной деятельности: Автореф. дисс. канд. псих. наук. -М., 1994 19с.
  7. Актуальные проблемы морально-психологической подготовки личного состава ОВД: Тез. докл. научно-практич. конф. М: Академия МВД РФ., 1992. — 128 с.
  8. П.И. Психологические состояния курсантов и их учет в учебно-воспитательном процессе вуза: Автореф дисс. канд. пед. наук М&bdquo- 1978 — 18 с.
  9. Ананьев Б Г Человек как предмет познания. Л ЛГУ. 1968. — 341 с.
  10. Ю.Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческойличности Казань: Изд-во КГУ, 1988 — 236 с.
  11. Анцыферова Л И. Личность в трудных жизненных условиях. Переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал, 1994. -№ 1. С. 3 — 18
  12. Аристотель Соч. в 4 т. -М., 1975. Т.1. — С. 441
  13. П.Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 1976 — 158 с.
  14. Н.Афанасьев В. Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977.-382 с.
  15. В.Г. Программно-целевое управление // Научное управление обществом. М.: Мысль, 1978. — Вып. 12.- С. 45 — 88.
  16. О.В. К проблеме творческого развития личности // Известия МЦ ПО и КНИ при ГУК МВД России, 1996. № 1С. 46 — 65.
  17. П.Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1986. — 368 с.
  18. А.Г. Педагогика. М.: Воен. издат., 1961. — 215 с.
  19. A.B., Белоусов H.A. Психологическая подготовка учащихся к военной службе // Сов. педагогика, 1985. № 1. — С. 39- 44.
  20. A.B., Давыдов В. П., Феденко Н. Ф. Основы военной психологии и педагогики. М.: Просвещение, 1988. -271 с.
  21. A.C. Методический центр: вчера, сегодня, завтра / Известия методического центра ПО и КНИ при ГУК МВД России. 1996. -№ 1. — С. 83 -92.
  22. B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: «Деловая книга», 1996. — 344 с
  23. И.В. Педагогика подготовки офицеров в военном училище. Самара, 1994. — 381 с.
  24. А.Я. Формирование профессиональных ценностных ориентаций у учащихся классов юридического профиля: Автореф. дисс.. канд пед. наук. Брянск, 1997. — 16 с.
  25. И.И. и др. Основы деятельности специальных подразделений учебного заведения МВД России в условиях чрезвычайной обстановки. Волгоградский ЮИ МВД России, 1996. — 88 с.
  26. Н.Ф. Комплексный подход к воспитанию дисциплинированности у курсантов военных училищ: Дисс.. канд. пед. наук. М.: ВПА., 1987.- 181 с.
  27. A.B. Использование отечественного опыта при разработке материалов к занятиям с сотрудниками ОВД по вопросам личной профессиональной безопасности // Известия МЦ и КНИ при ГУК МВД России, 1997 -№ 1. С. 138−148.
  28. A.B. Методика разработки программ по обучению сотрудников ОВД тактике, методикам и приемам обеспечения личной профессиональной безопасности // Известия МЦ и КНИ при ГУК МВД России. 1996 — № 4. — С. 77- 87.
  29. В.М. Психолого-педагогические условия социально профессиональной адаптации учащихся^в школе-лицее. Дисс.. канд. пед. наук. Брянск, 1993.-207 с.
  30. Ю.В. Психологические основы организации труда следователя. Волгоград, 1986. — 126 с.
  31. Г. И Дидактические основы формирования учебной деятель ности младших школьников: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. Л., 1990.-33 с.
  32. Военная психология / Под. ред. В. В. Шеляга, А Д. Глуточкина, К. К. Платонова. М.: Воениздат, 1972. -400 с.
  33. B.C. Мотивы преступления. Казань: Изд-во Каз. университета, 1992. — 152 с.
  34. Вундт В Очерки психологии. М., 1912. — С. 4.
  35. Выготский Л С. Проблемы развития психики. Собр. соч. в 6-ти т. -М.: Педагогика, 1982 1984. — Т.З. — 368 с.
  36. Э.А. Дифференцированный подход к способностям и склонностям // Склонности и способности. Комплексное исследование / Под ред. Э, А Голубевой. М.: Педагогика, 1989. — С 7−21
  37. Гоноболин Ф Н Психологический анализ педагогических способностей // Способности и интересы. М.: АПН СССР, 1962 — С 28 — 46.
  38. А.Н. Воспитание ответственности за выполнение воинского долга у курсантов военных училищ: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1990. — 17 с.
  39. A.B. Полиция запада. // ВНИИ МВД России.-М., 1993. 104 с.
  40. Ч. Происхождение видов. М., 1987. — С. 359.
  41. Р. Избранные произведения. М., 1950. — С. 64
  42. Л.В., Лингевский Э. Э. Психолого-физиологические аспекты труда работников сферы обслуживания. Л. Медицина, 1979. — 168 с.
  43. А.И. Самовоспитание личности. Философско-этические проблемы. М.: Политиздат, 1984. — 285 с.
  44. М.И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: Психологический аспект. Минск, 1985. — 206 с.
  45. М. И. Психология высшей военной школы. М.: ВПА, 1983.-418 с.
  46. A.C., Гаврилов В. Е. Совершенствование профориентации и профотбора молодежи на рабочие профессии // Вопросы психологии. 1985.-№ 1. — С. 81−85.
  47. Т.Г. Психология. М.: Воениздат, 1952. — 207 с.
  48. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. -Л: ЛГУ, 1985−167 с.
  49. М.И. Основы общей и юридической психологии: Учебник для вузов. М.: Юрист, 1996. — 631 с.
  50. А.Н. История психологии от античности к современности. -М.: РПА, 1997.-442 с.
  51. В.Н. Проблема формирования индивидуально-психологических качеств «компетентного работника» в современной педагогике США. Автореф. дисс.. канд пед. наук. М.: 1992. — 17 с.
  52. A.A. Модель подготовки специалиста и учебный план // Известия МЦ ПО и КНИ при ГУ К МВД России, 1996, — № 2- С. 87 95.
  53. Г. М., Поташник М. Оптимизация переподготовки кадров // Народное образование. 1981.-№ 9. — С. 20−29.
  54. А.Т. Совершенствование психологической подготовки курсантов ВУЗов МВД СССР к службе во внутренних войсках: Авто-реф. дисс.. канд. пед. наук. -М.: ВПА, 1987. 16 с.
  55. В.А. К сущности волевого усилия // Психологический журнал, 1985, — Т.6. № 3. — С. 67−93.
  56. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. -М.: МГЦ, 1991.- 142 с.
  57. В.А., Эйдман Е В. Структура волевых качеств по данным самооценки // Психологический журнал, 1990.- Т. 11, — № 3. С. 39 — 58.
  58. А.В., Шклярук С П., Афанасьев А. В. Психологическое об следование сотрудников милиции общественной безопасности ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области // Известия МЦ ПО и КНИ при ГУ К МВД России, 1997.- № 1. С. 174−179.
  59. Е.П. Психофизиология физического воспитания: факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности. М.: Просвещение, 1983 — 223 с.
  60. Ильина Т А. К вопросу о профессиональной ориентации и профессиональном отборе в педагогические учебные заведения // Советская педагогика, 1978 -№ 12. С. 87−92.
  61. В.Г., Кондратьева Л. Л. Психология: Учебник для индустриально-педагогических техникумов. -М.: Высш. шк., 1989. 383 с.
  62. Казанцев В Н. Нравственно-волевое воспитание школьников в спортивной деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук.-М, 1994 22 с.
  63. И. Соч. в 6 г. М, 1966. — Т.6. — С. 60.
  64. Киселева Е А. Мотивы профессионального выбора в ОВД Н Известия МЦ ПО и КНИ при ГУ К МВД России, 1996. № 1. — С. 54−58
  65. А. Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970 — 207 с.
  66. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. -335 с.
  67. Кон И. С. Психология старшеклассника,-М.:Просвещение, 1982.-207 с.
  68. В.Е. Правовая психология: Учебное пособие для юридических ВУЗов и факультетов, обучающихся по специальности «Правоведение». Харьков: ХГУ, 1990. — 198 с.
  69. Концепция воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России / A.C. Батышев, И.В. Биочин-ский и др.- под ред. A.C. Батышева // Известия МЦ ПО и КНИ при ГУК МВД России. 1996. — № 4. — С. 17−22.
  70. JI.H. Принципы целенаправленного формирования самооценки // Психологические факторы социального развития человека / Под ред. A.A. Крылова. Д.: ЛГУ, 1989. — С. 26−36.
  71. Н.Л. Единство и различие значений терминов «условие» и «средство» в педагогике // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1991. -Вып. 1 — С. 6−12.
  72. Н. Психология и солдат // Перевод с англ. 2-е изд. — М.: Воениздат, 1991. — 96 с.
  73. Е.И. Организатор и организаторская деятельность. М.: Московский рабочий, 1986. — 191 с.
  74. A.A. Повышение эффективности процесса формирования офицеров-профессионалов в ВУЗах внутренних войск МВД РФ: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. С-Пб., 1996. — 18 с.
  75. В.А. Воспитание воли человека и характера. М.: Знание, 1960.-281 с.
  76. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. — М.: Высшая школа, 1990. 142 с.
  77. Е.П. Уровни развития саморегуляции личности. Критерии их определения: Дисс.. канд. псих наук. М., 1998. -201с.
  78. В.Ю. Проблема адаптации слушателей вузов МВД России // Известия МЦ и КНИ при ГУК МВД России, 1997.- № 1. С. 180−183.
  79. .В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.: Медицина, 1984. — 216 с.
  80. Н.Н. Психология. М., 1914. С. 74−97.
  81. Е.В., Ефишкин С. В. Деятельность ГПФО образовательных учреждений МВД России по психологическому отбору кандидатов на учебу // Известия МЦ ПО и КНИ при ГУК МВД России, 1997. № 1 -С. 108−114.
  82. В.И. Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат, 1989.-228 с.
  83. Г. Соч. в 3 т. М., 1983. — Т.2. — С. 199.
  84. Леонов И Г. Основы повышения качества. М. Высшая школа, 1989. — 120 с.
  85. Леонтьев, А Н. Потребности, мотивы, эмоции: курс лекций. М.: МГУ, 1994.-62 с
  86. Дж. Соч. в 3 т. М&bdquo- 1985. — Т.1. — С. 167.
  87. С.Я. Демокрит. Л., 1970. С. 213.
  88. П.Т. Педагогические основы трудового становления личности школьника: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. Ташкент, 1991. -30 с.
  89. ВН. Сущность и функции межпредметных связей в целостном процессе обучения: Автореф. дисс.. докт. пед. наук Л.1981.-48 с.
  90. О.Г. Система профессиональной ориентации в условиях дифференцированного обучения: Дисс.. докт. пед. наук Челябинск, 1992 373 с
  91. Марищук В. Л Психологические основы формирования профессионально-значимых качеств: Автореф. дисс.. докт. пед. наук Л ЛГУ, 1982.-31 с.
  92. H.B. Самовоспитание профессиональной компетентности будущего учителя: Дисс.. канд. пед. наук. Брянск, 1994. — 150 с.
  93. В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. JL: Наука, 1982.-213 с.
  94. Методические рекомендации по психологическому отбору абитуриентов и сопровождению курсантов высших школ милиции. М.: МВД России, 1995.-62 с.
  95. Морально-психологическая подготовка сотрудников ОВД к действиям в экстремальных условиях. -, М.: РИПК работников МВД РФ, 1994. -118 с.
  96. Морозов B.B.K цели ведет поиск // Известия МЦ ПО и КНИ при ГУК МВД России. 1996. — № 4. — С. 64−68.
  97. В.М. Новые возможности сотрудничества полицейских школ в Европе // Известия МЦ ПО и КНИ при ГУК МВД России, 1997.- № 1. -С. 195−198.
  98. К. Психология ответственности. J1: Наука, 1983.- 256 с. 99 Мюнстерберг Г. Психология и экономическая жизнь. М., 1924. — С. 21.
  99. НаенкоН.И.Психическая напряженность.-М. :Медицина, 1976.-163 с.
  100. P.C. Психология: Учебник для студентов пед. вузов. М., 1994. 496 с.
  101. Немчин Т А. Состояние нервно-психического напряжения. JI.:1983.- 169 с.
  102. H.H. Сменить парадигму образования // Известия МЦ ПО и КНИ при ГУК МВД России, 1997, — № | с 7−18.
  103. Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран. М.: Высшая школа, 1978. — 216 с
  104. B.C. Модель развития правовых конфликтов, закрепленных в ч. 1 ст. 15 Закона РСФСР «О милиции» / Психопедагогика в правоохранительных органах. Омск: ОЮИ, 1996. — С. 56−88.
  105. B.C. Теоретические основы нравственно-правового воспитания сотрудников ОВД России: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. С-Пб., 1993. — 34 с.
  106. А.Н. Управление учебно-воспитательным процессом в высшем педагогическом учебном заведении. Алма-Ата.: Мектеп, 1989. -112 с.
  107. А.К. Психология самостоятельности: Методы исследования и диагностики. Москва — Нальчик: «Эльфа», 1996. — 126 с.
  108. Основы военной психологии и педагогики / Под ред. A.B. Барабан-щикова, Н. Ф. Феденко. М.: Воениздат, 1981. — 366 с.
  109. Основы профессиональной культуры / Под. ред. В. Д. Симоненко -Брянск: БГПУ, 1997. 307 с.
  110. Основы педагогики высшей и средней специальной школы в системе ОВД: Учебное пособие / Под. ред. Горлинского. М.: Акад МВД РФ, 1992. — 236 с
  111. Павлютенков Е М Кем быть? Киев: Молодь, 1989. — 200 с
  112. Павлютенков Е М. Программно-целевое управление профориентацией на факультетах педагогических институтов // Совершенствование профессиональной подготовки студентов педвуза. Иркутск: ИГ1И, 1991. — С. 3−24.
  113. Павлютенков Е М Формирование мотивов выбора профессии у учащихся общеобразовательных школ: Дисс.. докт. пед. наук. М 1984. — 353 с.
  114. Пасниченко А. Э Оценка индивидуальных особенностей развития волевых качеств личности: Дисс.. канд. псих. наук.-М.: 1996 141 с
  115. Педагогические аспекты научной организации свободного времени школьников И Проблемы НОТ в школе / Под ред. И. П. Раченко М.: Педагогика, 1987 — С 131−144.
  116. Л. А Единство системности, организованности и самовыдвижения. М., 1975 — 150 с.
  117. И.Н. Общие основы воспитания: Учебное пособие. J1.: ЛГУ, 1975. — 130 с.
  118. Платон. Соч. в 3 т. М., 1970. — Т. 3 (I). — 239 с.
  119. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий.- М.: Высшая школа, 1988. 174 с.
  120. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. -256 с.
  121. Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань. КГУ, 1989. — 205 с.
  122. С.П. Повышение эффективности эмоционально-волевой саморегуляции офицера ВМФ: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. СПб., 1996, — 18 с.
  123. Принципы целенаправленного формирования поведения и самооценки // Психологические факторы социального развития человека / Под ред. A.A. Крылова. Л., 1989. — С. 14−47.
  124. Проблемы научной организации труда в школе / Под ред. И.П. Ра-ченко. М.: Педагогика., 1988. — С. 9−39.
  125. Проблемы повышения профессиональной квалификации руководителей школы / Под ред. Е. Т. Тонконогой.-М. Педагогика, 1987. — 168 с.
  126. Профессионально квалификационные, требования к сотрудникам уголовного розыска // Известия МЦ ПО и КНИ при ГУК МВД России.- 1996 -№ 2.-С. 105- 129.
  127. Профессиональная педагогика / Под ред. С. Я. Батышева. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. — 512 с.
  128. Г., Степанский В. Ю., Фарютин В. П. Влияние особенностей саморегуляции деятельности на профессиональное самоопределение старшеклассников // Вопросы психологии, 1987 № 4. — С. 45−51.
  129. Психологический словарь / Под. ред. В В. Давыдова, A.B. Запорожца и др. М.: Педагогика, 1983. — 448 с
  130. Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел / Под ред. А. Ф. Дунаева, A.C. Батыше-ва: в 5-ти частях. М., 1992, — 4.2. — 174 с.
  131. Психология / Под общ. ред. А. Ц. Пуни. М.: Физкультура и спорт, 1984.-255 с.
  132. Психология. Словарь / Под общ ред. A.B. Петровского, М.Г. Яро-шевского. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  133. А.Ц. Вопросы психологической подготовки к соревнованиям в спорте. Л., 1972.-89 с.
  134. Я. Экспериментальная психология эмоций. М.:.Прогресс, 1979. — 392 с.
  135. Л.А. Развитие способностей к прогнозированию в познавательной деятельности. Л.: ЛГУ, 1983.
  136. Решение Коллегии МВД России // Известия МЦ и КНИ при ГУК МВД России, 1997 № 1. — С. 19−22.
  137. Е.С., Суворова Г А. Психологические основы профессио-графии. М.: МИГУ, 1990. — 182 с.
  138. Романович Г Г. Психологические особенности действий сотрудников ОВД в экстремальных условиях. Минск, 1978. — 32 с.
  139. Ростунов АЛ Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. Л.: ЛГУ, 1977. — 136 с.
  140. Рожкова Е. И Формирование творческой деятельности студентов средствами модульного обучения: Дисс.. канд. пед. наук. Калуга, 1991.-212 с.
  141. А.И. Профессиональная ориентация и профотбор в органы внутренних дел. М, 1989 — С. 18−46.
  142. Рубинштейн С Л Основы общей психологии: В 2 т. М. Педагогика, 1989. — Т.2. — 328 с.
  143. JI.И. Самовоспитание чувств, интеллекта, воли. М.: Знание, 1983.- 169 с.
  144. М.В. Формирование нравственной готовности курсантов высшего военного учебного заведения к воспитательной работе: Дисс. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1992. — 184 с.
  145. В.А. К разработке моделей специалиста // Известия МЦ ПО и КНИ при ГУК МВД России, 1995, — № 1. С. 52−57.
  146. O.A. Условия формирования профессионально-педагогической направленности будущих учителей в педвузе (на примере гуманитарных факультетов): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Челябинск, 1993. 18 с.
  147. В.И. Избранные психологические произведения (воля, ее развитие и самовоспитание). Рязань. РПИ, 1992 — 575 с.
  148. В.И. Психология волевой активности. Рязань: РГПИ, 1974 — 150 с.
  149. Сеченов И М. Избранные философские и психологические произведения. М.: Учпедгиз, 1947. — 419 с.
  150. Е.И. Формирование профессионального сознания молодого руководителя школы: Дисс. канд. пед. наук. Брянск, 1994. — 196 с.
  151. H.H. Формирование психологической подготовленности у сотрудников МВД к служебной деятельности в экстремальных условиях Дисс.. канд. пед. наук. С-Пб., 1996 -198 с.
  152. A.B., Середа М. Ф. Начальная профессиональная подготовка в образовательных учреждениях МВД России. Брянск, 1998.-192 с.
  153. В.Я. Морально-психологическая подготовка будущих офицеров ВМФ СССР к деятельности в условиях современной войны: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. М., 1976 48 с.
  154. Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. Л.: ЛГУ, 1977. — 136 с.
  155. В.H. Методика развития самообладания // Психодиагностика в правоохранительных органах. Омск.: ОЮИ МВД России, 1996.-С. 74−75.
  156. Совершенствование системы формирования морально-боевых качеств у слушателей вузов МВД России. С-Пб, 1996. — 183 с.
  157. . Этика. M., 1936. — С. 39.
  158. А.М. Психологическая подготовка личного состава органов внутренних дел. М., 1987. — С. 44 — 82.
  159. А.Н. Социальная направленность и конфликтология // Психодиагностика в правоохранительных органах. Омск.: ОЮИ МВД России, 1996.- № 1. — С. 47−50.
  160. П.Б. Психолого-педагогические условия эффективности формирования профессионально-важных качеств у учащихся старших классов (на примере профессии учителя): Дисс.. канд. пед. наук. -Хабаровск, 1992. 252 с
  161. И.А. Воспитание морально-волевых качеств кадетов военно-учебных заведений дореволюционной России: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1996. — 18 с.
  162. JT.C. Совершенствование системы формирования морально боевых качеств у слушал елей ВУЗов МВД России: Дисс.. канд пед. наук. С-Пб., 1996. — 183 с
  163. Э.П. Учет психологических факторов в руководстве личного состава воинского подразделения: Автореф. дисс.. канд. псих, наук М.: ВПА, 1975. — 19 с.
  164. Н.Ф., Галицкий В. П. Психологические аспекты преодоления конфликтных ситуаций в воинских коллективах. М.: ВГ1А, 1981. -112 с.
  165. В.Н. Психолого-педагогические основы профессиональной адаптации курсантов в средних учебных заведениях МВД РФ Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Брянск, 1996. -18 с.
  166. Фихте И Г. Основы естественного права согласно принципам нау-коучения //Вопросы философии, 1977. № 5. — С. 148.
  167. JI.M., Волков К. Н. Психологическая наука учителю. -М.: Просвещение, 1985. — 224 с.
  168. X. Мотивация и деятельность: В 2-х т. М.: Педагогика, 1986. — Т. 1. — 408 е., Т.2. — 398 с.
  169. Е.А. Психологический анализ трудностей адаптации слушателей ВУЗа (на примере ИФ ЮИ МВД России) // Психопедагогика в правоохранительных органах. Омск: ОЮИ, 1996 — № 1. — С. 3335.
  170. H.A. Развитие воли у школьников. Минск: Народна асвета, 1991,-108с.
  171. Чатышев, А Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М.: Высшая школа, 1991. — С. 444 — 445.
  172. O.A. Соперничество, риск, самообладание в спорте. М.: ФиС, 1980.-108 с.
  173. A.C., Крикунов A.C. Социально-психологические основы организованности коллектива. Воронеж: ВГУ, 1991. — 164 с.
  174. И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977, — 144 с.
  175. А.Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование. М.: Педагогика, 1981 — 208 с.
  176. Ю.В. Юридическая психолог ия М.: Юрист, 1985.- 256 с.
  177. В.Д. Проблемы системного анализа профессиональной деятельности. -М.: Наука, 1982. 185 с.
  178. Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1990.208 с.
  179. В.M. Организация работы с личным составом органов внутренних дел. М.: Академия МВД России, 1997. 98 с.
  180. Т.И. Активизация учения школьника. М.: Педагогика, 1982.- 126 с.
  181. Ф. Соч. в 2 т. М&bdquo- 1977. — Т.1. — С. 13
  182. В.А. Моделирование и философия-Л.: Наука, 1966. 301 с.
  183. И.Ч. Подготовка полицейских сил в Великобритании // Известия МЦ ПО и К НИ при ГУК МВД России, 1997, — № 1.-С. 187- 193.
  184. А.И. Волевые процессы и свойства личности. Л., 1963. -96 с.
  185. М.Р. Структура индивидуального стиля деятельности-и условия его формирования: Автореф. дисс.. докт. псих. наук. Новосибирск: НГУ, 1994. — 41 с.
  186. М.Р. Психологические основы индивидуального подхода к учащимся в процессе производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990.- 88 с.
  187. Экспериментальные исследования волевой активности // Межвуз сб. научн. трудов. Рязань: ГГПИ, 1986. — 137 с.
  188. Я.Я. Воспитание дисциплинированности у воинов. M: Воениздат, 1960. — 176 с
  189. В.А. Психологические особенности адаптации курсантов к учебной, служебной и общественной деятельности в условиях высшего военного заведения: Автореф. дисс.канд. пед. наук.-М., 1982 16 с
  190. В.А. Мотивация туда: проблемы и пути развития исследований // Советская социология M.: Наука, 1982. — Т.2. — С. 29−39.
  191. Яни С. А. Психологический отбор и подготовка следователей // Советское государство и право. 1968, — № 10. — С. 129−132.
Заполнить форму текущей работой