Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности зрительных вызванных потенциалов и когнитивных процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Известно, что в основе речевых нарушений у детей чаще всего лежит морфофункциональная недостаточность головного мозга (Власенко, 1982; Соботович, 2003 и др.), обусловленная воздействием различных отрицательных факторов в период перинатального и/или раннего развития (Ахутина, 2005). При этом нейропатологический процесс нарушает формирование и развитие сложных нейрональных систем, обеспечивающих… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Связь регулирующей функции речи с произвольным поведением. Типы нарушений речевого развития в детском возрасте
    • 1. 2. Общие закономерности психофизиологического развития в дошкольном возрасте. Взаимосвязь морфофункциональной организации мозга с поведенческими проявлениями
    • 1. 3. Особенности зрительного восприятия у дошкольников
    • 1. 4. Особенности восприятия, внимания и памяти у детей с ОНР
    • 1. 5. Взаимосвязь эмоционально-волевой сферы и мыслительных процессов у детей дошкольного возраста с нарушением речи
  • ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Описание групп обследованных детей
    • 2. 2. Методы исследования когнитивных процессов у дошкольников
    • 2. 3. Нейрофизиологические методы исследования
    • 2. 4. Статистическая обработка результатов исследования
  • ГЛАВА 3. ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 3. 1. Результаты психофизиологического обследования детей с общим недоразвитием речи
    • 3. 2. Нейрофизиологические механизмы зрительного восприятия дошкольников с разным уровнем развития речи
    • 3. 3. Результаты дисперсионного анализа параметров зрительных вызванных потенциалов и психологических показателей дошкольников с разным уровнем развития речи

Особенности зрительных вызванных потенциалов и когнитивных процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Особенности формирования высших психических функций у детей с нарушением физического и психического здоровья, в том числе и детей с нарушением речевого развития, входит в сферу внимания широкого круга специалистов в области физиологии, медицины, психологии, дефектологии и др. (Бронштейн и др., 1952, 1959; Власова, Певзнер, 1971; Заваденко и др., 2003; Лубовский, 1990; Лубовский и др. 2003; Микадзе, 2008; Фотекова, 2003 и др.).

Общепризнанно, что популяция детей с общим недоразвитием речи (ОНР) неоднородна по этиологии данного речевого нарушения (Левина, 2005), поэтому представляется целесообразным понять, чем обусловлена эта неоднородность с точки зрения эффективности работы мозговых механизмов, в том числе по нейрофизиологическим критериям.

Различные неблагоприятные воздействия, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребенка, могут приводить к общему речевому недоразвитию (Володин, 2009).

Известно, что в основе речевых нарушений у детей чаще всего лежит морфофункциональная недостаточность головного мозга (Власенко, 1982; Соботович, 2003 и др.), обусловленная воздействием различных отрицательных факторов в период перинатального и/или раннего развития (Ахутина, 2005). При этом нейропатологический процесс нарушает формирование и развитие сложных нейрональных систем, обеспечивающих реализацию не только речевой, но и других высших психических функций, в том числе сенсорного внимания (в частности, зрительного). В зависимости от характера и выраженности этого процесса, а также в силу сложной организации механизмов зрительного внимания (включающих как корковые, так и глубинные регуляторные структуры мозга) нарушения этой функции могут иметь различную нейробиологическую основу и разные поведенческие проявления (Hynd et al., 1986).

Электрои психофизиологические исследования, проводимые в лаборатории ИКП РАО (Переслени, Рожкова, 1996, 2000, 2001), позволили установить, что среди детей с ОНР можно выделить группу, в которой нарушения внимания связаны преимущественно с недостаточностью механизмов неспецифической активации, обусловленной дисфункцией нижнестволовых структур мозга (включающих ретикулярную активирующую систему), а также сниженной реактивностью теменно-затылочных отделов коры (участвующих в организации зрительно-пространственного внимания). Эти нарушения несколько компенсируются при повышении значимости поступающей информации, например, при логопедическом воздействии. Поведенческими коррелятами таких нарушений являются неустойчивость внимания, повышенная отвлекаемость при реализации того или иного вида деятельности, что часто сочетается с гиперактивным поведением (Gates, 2002).

У другой группы детей с ОНР нарушения внимания связаны не столько с дефицитом неспецифической активации (что также имеет место), сколько с недостаточностью системы управления и контроля. Особое значение в обеспечении речевой функции принадлежит фронто-таламической системе (ФТС), которая включает лобную кору и имеет обширные связи с медиодорзальным ядром таламуса и частью вентро-латеральных ядер. ФТС принимает участие в формировании намерений, программы деятельности, в регуляции и контроле психических функций, в том числе и речевой (Корсакова, Микадзе, 2001; Лурия, 1979; Семенова, 2001; Kimura et al., 2001; Rodd et al., 2005). При этом нарушаются также процессы запечатления и воспроизведения информации, в связи с чем у этих детей наблюдают более существенные отклонения в развитии высших психических функций и более выраженные трудности обучения.

В структуре электроэнцефалограммы (ЭЭГ) у детей с недоразвитием речи наблюдаются знаки дисфункции верхнестволовых регуляторных структур мозга (Рожкова, Переслени, 2001). Несоответствие функциональной зрелости ФТС возрасту может обуславливать нарушение процессов, обеспечивающих произвольность деятельности ребенка, способность принять инструкцию, планирование, длительность работы без отвлечений (Лукашевич и др., 1994; Фишман, 2001, 2003). Поскольку перечисленные процессы включаются во все высшие психические функции (ВПФ), то можно предположить, что незрелость ФТС способна выступать фактором риска формирования речи.

Наличие у значительной части детей с ОНР ЭЭГ-знаков, указывающих на локальные повреждения коры (чаще теменно-затылочно-задневисочных отделов правого полушария) также вносит специфику в реализацию процессов зрительного восприятия, играющих важную роль в обеспечении письменной и читательской деятельности (Соколова, 2006).

Выявленные у детей с ОНР существенные различия нейрофизиологических механизмов когнитивных нарушений, а также системный характер нарушений при данном варианте дизонтогенеза указывают на необходимость дифференцированного, индивидуально ориентированного подхода при оценке природы отклонений в познавательной деятельности у детей с речевой патологией. Это способствует выбору наиболее эффективных, адекватных структуре нарушений коррекционных стратегий, как психолого-педагогических, так и медицинских (Сергеева, 2003; Ильясова, 2003; Туманова, 2003).

Речевые нарушения у детей, как известно, сопровождаются несформированностью других психических функций, в том числе показано, что у детей с ОНР существуют трудности восприятия сюжетных картин в каждой возрастной группе, о чем свидетельствуют ошибки в узнавании изображенных объектов и объяснении действий, движений (Космачева, 2003). В работах авторов у этих детей отмечается замедленность, фрагментарность, узость объема, недостаточная дифференцированность восприятия, трудности установления пространственных отношений, логических связей между предметами, схематизм зрительных образов (Шулекина, 2003).

Цель — исследование особенностей нейрофизиологических процессов, лежащих в основе когнитивных процессов у старших дошкольников с недоразвитием речевого развития.

Задачи исследования:

1. Выявить особенность структуры зрительных вызванных потенциалов у детей 5,5−6,5-летнего возраста с разным уровнем речевого развития;

2. Изучить влияние коррекционных занятий с логопедом на структуру зрительных вызванных потенциалов у 6,5-летних дошкольников с недоразвитием речи;

3. Провести сравнительный анализ психофизиологических показателей (особенность вегето-эмоционального тонуса, способность к обнаружению противоречий, креативные способности, способность к решению познавательных задач, наглядно-действенное мышление и аналитико-синтетическая деятельность) у 5,5-летних дошкольников с разным уровнем речевого развития;

4. Провести дисперсионный анализ полученных результатов.

Основные научные результаты, полученные лично автором, и их научная новизна.

Впервые реализован комплексный подход к изучению нейрофизиологических и психофизиологических особенностей детей с нарушением речевого развития до и после коррекционных занятий с логопедом, а также тех, кто не посещал логопедическую группу. На основе данного подхода выделены основные нейрофизиологические корреляты недостаточности когнитивных процессов при общем недоразвитии речи у старших дошкольников относительно нормы.

Впервые показано, что при общем недоразвитии речи у дошкольников зрительная сенсорная система является функционально незрелой: для 5,5-летних детей с ОНР характерны низкие показатели амплитуд, симметризация их значений по полушариям и высокие латентности ранних компонентов зрительных вызванных потенциалов относительно дошкольников контрольной группы.

Впервые установлено, что у детей с общим недоразвитием речи, которые посещали логопедическую группу, к 6,5 годам происходит возрастание амплитуд комплекса Ы2-Р3 зрительных вызванных потенциалов, что является нейрофизиологическим коррелятом улучшения способности к сравнению с содержанием памяти, передаваемой в зрительную коруодновременно у этих детей значительно повышаются показатели мыслительной деятельности.

Впервые показано, что у 6,5-летних детей с общим недоразвитием речи, которые не посещали коррекционные занятия, значительно повышены латентности ранних компонентов зрительных вызванных потенциалов и снижена способность к дифференциации эмоций относительно дошкольников с нормальным развитием речи.

Выявлены различия вегето-эмоционального тонуса у дошкольников в зависимости от уровня развития речи. При общем недоразвитии речи у большинства детей в 5,5-летнем возрасте преобладает эрготропный тонус, что свидетельствует о преобладании тонуса симпатического отдела и, вероятно, задержки созревания парасимпатического отдела автономной нервной системы у этих детей относительно нормы. К 6,5 годам во всех группах, особенно в контрольной группе и дошкольников, которые посещали логопеда, повышается процент детей с преобладанием трофотропного тонуса и тех, у кого сбалансирован вегето-эмоциональный статус.

Теоретическая, методическая и практическая значимость исследования. Результаты исследования расширяют теоретические представления о нейрофизиологических механизмах нарушения зрительного восприятия при общем недоразвитии речи у старших дошкольников и вносят вклад в развитие возрастной физиологии и психофизиологии, логопедии, дефектологии, физиологии речи. Междисциплинарный характер исследования способствует обогащению теоретических представлений о физиологических и нейрофизиологических особенностях развития детей с общим недоразвитием речи.

Результаты проведенного исследования могут быть использованы в качестве теоретической базы для разработки коррекционных мероприятий с детьми с нарушением речевого развития. Разработанный методологический инструментарий имеет значение для обучения и эффективной профессиональной деятельности логопедов и дефектологов.

Полученные результаты используются при чтении лекций по возрастной физиологии, психофизиологии, психофизиологии интеллектуальной деятельности, патологии органов слуха, речи кафедры анатомии и физиологии детей и подростков и кафедры коррекционной педагогики ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет».

Положения, выносимые на защиту:

1. В основе нейрофизиологических процессов нарушения зрительного восприятия у детей с общим недоразвитием речи лежат снижение амплитуд и повышение латентностей преимущественно ранних компонентов зрительных вызванных потенциалов, а также симметризация значений амплитуд по полушариям. Одной из причин недоразвития речи у дошкольников является несбалансированность вегето-эмоционального статуса.

2. К 6,5 годам у дошкольников с нарушением речевого развития, которые не посещали логопеда, происходит изменение временно-пространственных характеристик зрительных вызванных потенциалов (ранних и поздних компонентов), что свидетельствует об улучшении проведения зрительного сигнала и когнитивной оценки стимула, и связано с повышением способности к дифференциации эмоций и уровня аналитико-синтетической деятельности.

3. У детей с общим недоразвитием речи, посещавших логопеда, к 6,5 годам происходит повышение уровня развития когнитивных и мыслительных процессов, а также способности к дифференциации эмоций. Нейрофизиологическим коррелятом оптимизации в работе зрительной сенсорной системы у дошкольников после коррекционных занятий является снижение латентностей ранних компонентов, повышение амплитуд комплекса Ы2-Р3 (отражение функционального созревания структур мозга, которые осуществляют сравнение с содержанием памяти передаваемой в зрительную кору информации и деятельность которых связана с формированием когнитивной оценки стимула).

Апробация работы и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования были представлены на заседании кафедры анатомии и физиологии детей и подростков Педагогического института ЮФУ (Ростов-на-Дону, 2010;2011), на научно-практической конференции «Человек: проблемы становления» (Ростов-на-Дону, 2005), на всероссийской конференции «Когнитивная психология образования: проблемы и перспективы» (Ростов-на-Дону, 2006), на IV Всероссийском съезде РПО (Ростов-на-Дону, 2007), на международной конференции «Актуальные вопросы коррекционной педагогики, специальной психологии и детской психиатрии» (СПб, 2008), XXX Психолого-педагогических чтениях (Ростов-на-Дону, 2011), на IX международном междисциплинарном конгрессе «Нейронаука для медицины и психологии» (Судак, Крым, Украина, 2013).

Материалы диссертации используются в образовательном процессе ЮФУ при чтении курсов «Психофизиология», «Патология органов слуха, речи и зрения», «Возрастная физиология», «Физиология речи», «Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи», в работе логопедов ДОУ № 223, 60 (Ростов-на-Дону).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 16 работ общим авторским объемом 3,4 п.л., в том числе, 7 работ — в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введениятрех главзаключения, содержащего выводы и перспективы исследованияприложения, списка литературы, состоящего из 193 источника, из них 71 на иностранном языке. Диссертация включает 19 рисунков, 41 таблицу. Объем диссертации составляет 177 страниц.

выводы.

1. В 5,5-летнем возрасте существуют различия значений амплитуд поздних компонентов зрительных вызванных потенциалов у девочек и мальчиков с разным уровнем речевого развития. У дошкольников с общим недоразвитием речи средние значения амплитуд компонентов зрительных вызванных потенциалов ниже, чем у детей контрольной группы того же возраста: наиболее выражены различия показателей амплитуд ранних компонентов. В 6,5-летнем возрасте при нарушении речевого развития амплитуда компонентов зрительных вызванных потенциалов соответствует показателям их здоровых сверстников, за исключением амплитуды РЗ-волны, а также компонента Р2 у мальчиков. У дошкольников с ОНР значения латентностей Р1-волны превышают контрольные показатели.

2. При общем недоразвитии речи у 5,5-летних детей значительно снижены показатели когнитивных процессов относительно нормы. К 6,5-летнему возрасту при недоразвитии речи повышение в сформированности когнитивных процессов происходит только у детей, у которых структура зрительных вызванных потенциалов приближается к значениям дошкольников с нормальным речевым развитием.

3. К 6,5 годам повышается процент дошкольников с преобладанием трофотропного тонуса и сбалансированностью психовегетативного статуса. Наибольший процент детей с отрицательными значениями вегетативного тонуса встречается среди дошкольников с общим недоразвитием речи, не занимавшихся в логопедической группе, у которых также самые низкие показатели распознания эмоций.

4. Параметры зрительных вызванных потенциалов у 6,5-летних детей с общим недоразвитием речи, которые занимались с логопедом, приближаются к уровню дошкольников с нормальным речевым развитием: снижаются латентные периоды ранних компонентов и повышается амплитуда комплекса №-РЗ.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ специалистам, работающим с дошкольниками с речевыми нарушениями.

Для повышения эффективности коррекционных мероприятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями важно включать в программу обследования метод зрительных вызванных потенциалов, который должен проводиться до занятий с логопедом и далее — в процессе коррекционной работы с дошкольниками. Для объективизации полученных нейрофизиологических исследований необходимо параллельно оценивать уровни развития показателей мыслительных процессов, эмоционально-волевой сферы и латеральный профиль дошкольников.

Согласно полученным результатам исследования, у старших дошкольников успешность выполнения заданий на установление последовательности событий, уровень сформированности наглядно-действенного мышления и аналитико-синтетической деятельности, а также чувствительность к противоречиям связаны с параметрами зрительных вызванных потенциалов, психовегетативного статуса и способностью к дифференциации эмоций.

В связи с этим для повышения эффективности диагностических мероприятий, проводимых с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями, целесообразно регистрировать как вегетативные реакции, так и вызванную биоэлектрическую активность мозга.

Благоприятной реакцией на проводимые мероприятия по коррекции речевых нарушений является формирование сбалансированного вегетативного статуса или смешение значения психовегетативного тонуса в сторону положительных значений. Наиболее информативными параметрами мозговой деятельности дошкольников при учете эффективности проводимых коррекционных занятий с логопедом следует считать латентные периоды ранних компонентов и амплитуду комплекса Ы2-РЗ зрительных вызванных потенциалов.

Дальнейшими перспективами исследования являются изучение показателей слуховых вызванных потенциалов у детей с речевыми нарушениями, выявление мозговых индикаторов сниженной познавательной активности дошкольников и применение методов с биологической обратной связью для повышения эффективности проводимых коррекционных занятий с логопедом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.С. О принципах организации интегративной деятельности мозга. — М.: Наука, 1976. 280 с.
  2. А.Е. Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) к овладению письменной речью. -автореф. Дисс. канд. пед. наук.: 13.00.03. М. — 2007. — 24 с.
  3. П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М. -1968.-548 с.
  4. Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека. / Под. ред. И. А. Полищука, А. Е. Видренко. Изд-е 2-е. Киев: Здоровье, 1980. — 356 с.
  5. Т.В. Речевой онтогенез с точки зрения нейропсихологии нормы // Онтогенез речевой деятельности. Норма и патология. // под ред. Л. И. Беляковой и др. М.: Прометей. — 2005. — С. 4−11.
  6. Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения. М.: Айрис пресс. — 2005. — 78 с.
  7. В.А., Чернышенко Ю. К., Лих С.А. и др. Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста средствами физического воспитания. Учебное пособие. — Краснодар. — 1999. — 104 с.
  8. М.М., Морозова Л. В. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5,0−7,5 лет. Руководство по тестированию и обработке результатов. М.: Новая школа. — 1996. — 48 с.
  9. М.М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка). М.: Академия. — 2009. — 416 с.
  10. Ю.Безуглый А. П. Роль различных типов адренорецепторов латерального гипоталамуса в механизмах формирования естественного пищевого мотивационного возбуждения // Бюлл. экспериментальной биологии и медицины. 1994. — Т. 117. -№ 1. — С. 9−11.
  11. Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М. — 1999. — 257 с.
  12. А.Н. «Клинические приемы психологического исследования душевно-больных. Опыт экспериментально-клинической семиотики интеллектуальных расстройств. М.: Издание Студенческой Медицинской Издательской комиссии им Н. И. Пирогова. — 1911. — 235 с.
  13. И.Бетелева Т. Г. Нейрофизиологические механизмы изменения зрительного восприятия у детей от 3 до 7 лет. // Журн. высш. нервн. деят. 1981. — Т. 31.-№ 5.-С. 334−1001.
  14. Т.Г., Фарбер Д. А. Электрофизиологический анализ межполушарных различий механизмов зрительного опознания. // Журн. высш. нервн. деят. 1984. — Т. 34. — № 5. — С. 841−847.
  15. Т.Г. Функциональная специализация полушарий при сопоставлении наличного и предыдущего стимулов. // Физиология человека. 2000. — Т. 26. — С. 21−30.
  16. Т.Г., Петренко Н. Е. Исследование механизмов классификации изображений у детей с различным стилем когнитивной деятельности. // Физиология человека. 2004. — Т. 30. — № 1. — С. 38−47.
  17. Т.Г., Фарбер Д. А. Роль лобных областей коры в произвольном и непроизвольном анализе зрительных стимулов. // Физиология человека. 2002. — Т. 28. — № 5. — С. 5−14.
  18. Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л.: Медицина. — 1974. — 245 с.
  19. В.Л. Асимметрия мозга животных Л.: Наука. — 1985. — 295 с.
  20. В.М., Крук И. В., Боков С. Н. Практическая патопсихология. Руководство для врачей и медицинских психологов. Ростов-на-Дону: Феникс. — 1996. — 228 с.
  21. В.М., Шелепин Ю. Л. К вопросу о восприятии целостности зрительных объектов. // Сенсорные системы. 1996. — Т. 10. — № 1. — С. 25−30.
  22. Н.И. К изучению просодических компонентов звучащей речи детей с речевой патологией. // Особенности формирования психических процессов у детей с нарушениями умственного и физического развития. -Минск. 1987.-С. 97−101.
  23. H.H., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина, 1988. — 240 с.
  24. А.И., Петров Б. П., Брускин П. М. и др. Материалы по исследованию слуха новорожденных и детей раннего грудного возраста. // Проблемы физиологической акустики. М. — 1959. — № 4. — С. 62−75.
  25. А.И., Петров Е. М. Исследование звукового анализатора новорожденных и детей раннего грудного возраста. // Журнал высшей нервной деятельности. 1952. Т. II. — Вып. 3. — С.79−86.
  26. A.B. Экспериментальная нейрофизиология эмоций. Л.: Наука. — 1972.-272 с.
  27. Ф.П. «Конфликт» мотивационных возбуждений как реалистическая модель эмоционального стресса в свете теории функциональных систем П.К. Анохина. // Нейрогуморальные основы биологических мотиваций. Воронеж. — 1987. — С. 38.
  28. Л.А., Ибатуллина A.A. Соотношение обучения, психического развития и функциональных особенностей созревающего мозга. // Вопросы психологии. 1989. — № 2. — С. 20−27.
  29. М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс. — 1987. — 375 с.
  30. О.Верясова Т. В. Коррекционно-развивающая система формирования моторного праксиса в структуре преодоления общего недоразвития речи у детей с дизартрией: Дис. канд. пед. наук. Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург. — 1999. — 235 с.
  31. И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. М.: Педагогика, 1990 — 184с.
  32. И.Т., Голод В.И, Алле А. Х. Нейропсихологическое изучение детей. // Методы обследования нарушений речи у детей: сб. науч. тр. АПН СССР. М.: АПН СССР. — 1982. — С. 144−160.
  33. .С., Волкова Н. В. Детская психология: от рождения до школы. -М.: «Сфера». 2002. — 256 с.
  34. JI.C., Лалаева Р. И., Мастюкова JIM. и др. Логопедия. / Под ред. Л. С. Волковой. М: Просвещение. — 1989. -528 с.
  35. H.H. Перинатальная неврология проблемы и пути решения. // Журн. неврол. и психиатрии. — 2009. — Вып. 109. — № 10. — С. 4−8.
  36. Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. М.: Акад. пед. наук РСФСР. — 1956. — 518 с.
  37. Ю.Ф. Развитие произвольного внимания у детей с моторной алалией. 5−6 лет в процессе логопедической работы//Недоразвитие и утрата речи. М., 1985. — с. 35−40.
  38. В.Д. и др. Зрительное опознание и его нейрофизиологические механизмы. Л.: Наука. — 1975. — 261 с.
  39. В.Д. Зрение и мышление. СПб.: Наука. — 1993. — 283 с.
  40. В.В. Методика регистрации ВП и их применение в клинической практике. Нейрофизиологические исследования в нейрохирургической клинике. М.: Медицина, 1990. — С. 99−107.
  41. В.В. Вызванные потенциалы мозга в клинической практике. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1997. — 220 с.
  42. A.C. Влияние опознания зрительного стимула на вызванные потенциалы проекционной и непроекционной области коры мозга // Журн. высш. нервн. деят. 1975. — № 1. — С. 3−9.
  43. В.Д. Зрение и мышление. Л.: Наука, 1985. — 246 с.
  44. Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. М.: Наука. -1980.-243 с.
  45. Дети с временной задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер М.: Педагогика. — 1971. — 322 с.
  46. Дети со сложными нарушениями развития. Психофизиологические исследования. / под ред. Л. П. Григорьевой. М.: Издательство «Экзамен». — 2006. — 352 с.
  47. Т.А., Брагина H.H. Методологическое значение принципа симметрии в изучении функциональной организации человека /В кн.: Функциональная межполушарная асимметрия. Под ред. H.H. Боголепова, В. Ф. Фокина. — М.: Научный мир, 2004. — 728 с.
  48. Е.С. Формирование гибкости мышления детей дошкольного возраста // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1990. — № 1. — Вып. 3. — С. 58−62.
  49. JI.H. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС. — 2006. — 335 с.
  50. A.B. Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М., 1995.-С.91−101.
  51. A.B., Венгер Л. А., Зинченко В. П. и др. Восприятие и действие. М.: Просвещение. — 1967. — 324 с.
  52. С. Зрительный образ в сознании и в мозге. // В мире науки. 1992. -№ 11−12. — С. 33−41.
  53. Е.П. Эмоции и чувства. СПб., М., Харьков, Минск: ПИТЕР. -2001. — 752 с.
  54. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер. -2011.-512 с.
  55. Р.Ю. Эмоции и память. Новосибирск. — 1988. — 88 с.
  56. Т.А. Эффективные приемы развития логического мышления у детей с ОНР на занятиях по обучению грамоте. // Научно-методический журн. М.: Образование Плюс. — 2003. — С.72−73.
  57. Ч.А., Титова H.A. Четырехмерное пространство восприятия эмоциональной экспрессии. // Вестник Московского Университета. -1999. Сер. 14. Психология. — № 3. — С. 79−82.
  58. Т.Д., Петричук C.B., Агейкин В. А. Изменения адаптации и их коррекция у детей грудного возраста с постгипоксическими изменениями ЦНС. // Педиатрия. 2002. — № 1. — С. 27−30.
  59. В.Г. Современные подходы к оценке биологического возраста человека. // Валеология. 2003. — № 3. — С. 11−19.
  60. В.И. Фрагментация стабилизированного образа как средство изучения микрогенеза восприятия. // Исследование функциональной структуры исполнительной деятельности. Труды ВНИИТЭ. Эргономика. 1980.-№ 19.-С. 122−133.
  61. В.Н., Ермаков П. Н. Электроэнцефалограмма и функциональные состояния человека. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ. — 1998. — 264 с.
  62. Н.Ю., Пономарев В. А., Матвеев Ю. К. и др. Возрастные особенности формирования биоэлектрической активности мозга у детей с отдаленными последствиями пренатального поражения ЦНС.
  63. II. Типология ЭЭГ в норме и при нарушениях психического развития. // Физиология человека. 2011. — Т. 37. — № 3. — С. 5−12.
  64. Кок Е. П. Зрительные агнозии. М.: Медицина. — 1967. — 174 с.
  65. Н.В., Колесников С. И., Долгих В. В. Биоэлектрическая активность головного мозга у практически здоровых детей-дошкольников, перенесших перинатальное поражение ЦНС. // Рос. педиатр, журн. 2003. — № 6. — С. 15−20.
  66. Н.К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М.: Педагогическое общество России. — 2001.- 160с.
  67. И. А. Развитие свойств зрительного восприятия в логопедической работе с дошкольниками с нарушениями речи. // Научно-методический журн. 2003. — М.: Образование Плюс. — С.65−71.
  68. Э.А., Иващенко О. И., Важнова Т. Н. О полушарной латерализации зрительно-пространственной функции у человека. //Журн. высш. нервн. деят. 1985. -№ 6. — С. 1031−1038.
  69. В.М. Зрительное узнавание как управляемый поиск сложных фрагментов. // Сенсорные системы. 1995. — Т. 9. — № 1. — С. 58−67.
  70. P.E. Нарушение речи и письма у детей: Избранные труды. М.: «АРКТИ». — 2005. — 222 с.
  71. А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста . — М., Просвещение, 1974,-368с.
  72. Л.И., Невская A.A. Различия полушарий в обработке зрительной информации и опознании зрительных образов. / В кн.: Функциональная межполушарная асимметрия. М.: Научный мир. -2004.-С. 293−315.
  73. М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. -М.: Психология. 1974. — 182 с.
  74. Логопедия. / Учебное пособие для студентов педагогических вузов. // Под ред. Волковой Л. С. М. — 1989. — 89 с.
  75. В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития. М. — 1990. — 132 с.
  76. В.И. Задержка психического развития. // Специальная психология. / Под ред. В. И. Лубовского. М. — 2003. — 141 с.
  77. И.П., Мачинская Р. И., Фишман М. Н. Диагностика функционального состояния мозга у детей младшего школьного возраста с трудностями обучения.// Физиология человека. 1994. — Т. 20. — № 5. -С. 34−45.
  78. И.П., Мачинская Р. И., Фишман М. Н. Исследование нейрофизиологических механизмов задержки психического развития у детей. Структурный анализ ЭЭГ. // Физиология человека. 1998. — Т. 24.- № 1.-С. 16−21.
  79. А.Р., Полякова А. Г. Наблюдения над развитием произвольного действия в раннем детстве. // Доклады АПН РСФСР. 1959. — № 3. — С. 59−67.
  80. А.Р., Правдина-Винарская E.H., Ярбус А. Л. К механизму следящих движений взора и их патологии. // Вопросы психологии.1961,-№ 6.-С. 126−135.
  81. А.Р. Высшие корковые функции человека. М.: Изд-во МГУ.1962.
  82. А. Р. Мозг и психические процессы. — М., 1963. Т.1. — 229 с.
  83. А.Р. Мозг человека и психические процессы. М. — Вып. 1. — 1963. -472 с.
  84. А.Р. Мозг человека и психические процессы. М. — Вып. II. — 1970.- 479 с.
  85. А.Р. Основы нейропсихологии. М.: «Академия», 2008 — 384 с.
  86. А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Издательский центр «Академия». — 2003. — 384 с
  87. А. Р. Язык и сознание. М.: МГУ. — 1979. — 218 с.
  88. А.Р. и современная психология. / Под ред. Е. Д. Хомской, Л. С. Цветковой, Б. В. Зейгарник. М.: Изд-во МГУ. — 1982. — 256 с.
  89. С.С. О некоторых актуальных вопросах современной логопедии. / В кн.: Расстройства речи и голоса в детском возрасте. М. -1973.- С. 5−12.
  90. А. А. Вопросы возрастной физиологии. — М.: Просвещение, 1974. 320 с.
  91. И.Ф. Нейропсихологическая характеристика детей с задержкой психического развития. // Журн. неврол. и психиатр. 1977. -№ 12.-С. 1858−1862.
  92. Т. М., Ермолаев О. Ю. Введение в психофизиологию. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта. — 2001. — 400 с.
  93. Т.М., Кондаков И. М. Психофизиология: Учебник для вузов. -Москва: МГППУ. 2004. — 367 с.
  94. Е.М. О нарушении гностических функций у учащихся с тяжелыми расстройствами речи. // Дефектология. 1976. — № 1. — С. 118 121.
  95. ЮО.Матюшкин A.M. (ред.) Фигурная форма, А теста творческого мышления Э. Торренса, адаптированного сотрудниками Общесоюзного центра «Творческая одаренность» НИИ 1 111 АПН СССР. М.: Изд-во НИИ ОПП АПН СССР. — 1990. — 329 с.
  96. Я.А. Высшие зрительные функции. Л.: Наука. — 1986. — 163 с.
  97. В.В., Николаенко H.H. Роль правого полушария мозга в обеспечении константности восприятия размеров предметов. // Физиология человека. 1987. — Т. 13. — № 2. — С. 324−327.
  98. ЮЗ.Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста. СПб.: Питер, 2008. — 288 с.
  99. Е.С., Никитаева Е. С., Давыдов Д. В. Опознание человеком эмоции радости, гнева и страха по лицевой экспрессии. //Журнал
  100. JT.B. Индивидуальные особенности зрительно-пространственного восприятия у детей 5,0−7,5 лет: дис. канд. биол. наук: 03.00.13.-М. 1995. — 186 с.
  101. JI.B. Особенности зрительного восприятия и функциональное состояние мозга детей 5 и 7 лет. // Вестник Поморского университета. 2002. — № 1. — Вып. 3. — С. 46−54.
  102. Морозова J1.B., Звягина Н. В. Уровень развития структурных компонентов зрительного восприятия детей как показатель психофизиологической зрелости. // Вестник Поморского университета. -2003. № 2. — Вып. 4. — С. 48−55.
  103. A.A. И др. Временные характеристики опознания предметных изображений при фильтрации высоких пространственных частот. // Физиология человека. 1987. — Т. 13. — № 5. — С. 757−766.
  104. А.Р. Исследование этапов мысленной ротации сложных фигур методом картирования внутрикоркового взаимодействия. // Журн. высш. нервн. деят. 1994. — № 44. — С. 441−447.
  105. Л.А. Влияние нарушений зрения и слуха на функциональное состояние мозга. М.: Просвещение. — 1966. — 320 с.
  106. Ш. Новикова Г. Р. Состояние высших психических функций у детей, поступающих в 1 класс общеобразовательной школы (по результатам нейропсихологического обследования). // Дефектология. 2000. — № 2. -С. 51−55.
  107. Н.В. Развитие речи детей. Ярославль: Гринго. — 1995. -240 с.
  108. З.Павлов И. П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. -М.: АН СССР. 1949. — 483 с.
  109. А.Ю. Психофизиологические и психологические особенности адаптации старших дошкольников с обычным развитием в группах интеграции. СПб.: Питер, 2006. — 264 с.
  110. Л.И., Рожкова Л. А. Нейрофизиологические механизмы нарушений прогностической деятельности у детей с трудностями в обучении. // Дефектология. 1996.- № 5. — С. 15−22.
  111. Л.И., Рожкова Л. А. Психофизиологические механизмы трудностей обучения в аспекте проблем диагностики и коррекции. / В кн.: Физиология развития человека. М., 2000. — С. 332.
  112. О.Л. Анатомия, физиология и гигиена детей младшего школьного возраста М.: Просвещение, 1979. -221 с.
  113. H.H. Проблемы психологии развития ребенка. // Дошкольное воспитание. 2001. — № 9. — с.68.
  114. Л.А., Переслени Л. И. Нейрофизиологические критерии оценки уровня развития механизмов когнитивной деятельности у детей в аспекте дифференциальной диагностики. // Дефектология. 2001.- № 4. -С.3−14.
  115. С.Я. Основы общей психологии. СПБ: Питер. — 2000. -705 с.
  116. С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: Практическое руководство. М. — 1970. -287 с.
  117. Е.И., Фарбер Д. А. Онтогенетические особенности развития медленных негативных и позитивных потенциалов при выполнении двигательной задачи. // Журн. высш. нервн. деят. 1990. — № 1. — С. 2936.
  118. М.Р., Сивоглазов В. И. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма. М.: Академия, 2005. — 384 с.
  119. Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб: Речь. — 2005. — 384 с.
  120. O.A., Мачинская Р. И., Ахутина Т. В., Крупская Е. В. Мозговые механизмы произвольной регуляции деятельности и формирование навыка письма у детей 7−8 лет // Физиология человека. -2001. Т.27, № 4. — С.23−30.
  121. Е.В. Профилактика дисграфии и дислексии у детей с ОНР -это обучение и воспитание в логопедической группе. // Научно-методический журн. 2003. — М.: Образование Плюс. — С.53−64.
  122. Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М.: МГУ, 1985.- 189 с.
  123. П.В. Мотивированный мозг. М. — 1987. — 265 с.
  124. П.В. Психофизиология эмоций. / Под ред. Ю. И. Александрова. М.: ИПФРО-М. — 1998. — С. 143−167.
  125. П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука. — 1981. — 216 с.
  126. Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и моторной алалией). М.: Классике стиль. -2003. — 160 с.
  127. JI.H. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. -СПб.: Изд-во «Речь». 2001. — 112 с.
  128. К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. М.: Медицина. — 1981. — 232 с.
  129. Д., Хойт К. Детская офтальмология. М.-СПб.: Бином -Невский диалект. — 2002. — 248 с.
  130. Л.Ф., Басов A.B. Роль детского сада в подготовке детей к школе, глава 2. Причины неготовности детей к школе. Ярославль Академия развития. — 1996. — 95 с.
  131. Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей: подготовительный этап: пособие для логопеда. М.: Владос. — 2008. — 37 с.
  132. В.А., Коптелов Ю. М. Зависимость эквивалентных источников разных поддиапазонов а-ритма от состояния зрительной системы у детей 8−10 лет. // Физиология человека. 1996. — Т. 22. — № 5. — С. 13−19.
  133. О.В., Жулина Е. В. Логопсихология. М.: ТЦ Сфера. — 2005. -256 с.
  134. В.Д., Фишман М. Н. Нейрофизиологический анализ межполушарного взаимодействия в процессе зрительного восприятия у детей. // Физиология человека. 1991. — Т. 17. — № 5. — С. 91−97.
  135. Т.В. К проблеме выявления и преодоления общего недоразвития речи (IV уровень) у детей дошкольного и младшего школьного возраста. // Научно-методический журн. 2003. — М.: Образование Плюс. — С.5−7.
  136. Е.Е. Диагностика креативности. Тест Торренса. Методическое руководство. СПб.: Иматон. — 1998. — 58 с.
  137. О.Н., Гаркуша Ю. Ф. Особенности произвольного внимания у детей с моторной алалией. // Недоразвитие и утрата речи. М. — 1985. -С. 27−35.
  138. Т.П. Развитие функций детского мозга. Л.: Наука. — 1978. -128 с.
  139. Д. Глаз, мозг, зрение. М.: Мир. — 1990. — 239 с.
  140. Д.А. Системная организация интегративной деятельности мозга ребенка в онтогенезе. // Физиология человека. 1979. — Т. 5. — № 3. — С. 516−526.
  141. Т.Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М.: МГЗПИ. — 1991, — 187 с.
  142. Т.Е., Чиркина Г. В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Дефектология. 1985. — № 4. — С. 72 — 78.
  143. М.Н. Мозговые механизмы, обуславливающие отклонения в речевом развитии у детей. // Дефектология. 2001.-№ 3. — С. 3−9.
  144. М.Н. Функциональное состояние головного мозга детей с нарушением слуха и трудностями формирования речевого общения // Дефектология. 2003. — .№ 1. — С. 3−7.
  145. Т.А. Состояние и динамика высших психических функций у школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития. // Дефектология. 2003. — № 1. — С. 23−33.
  146. Д.М., Цицерошин М. Н., Шеповальников А. Н. Реорганизация межполушарного взаимодействия при речемыслительной деятельности, направленной на синтез слов и предложений. // Физиология человека. -2007.-Т. 33,-№ 1.-С. 15−26.
  147. С.Б. Специализация полушарий при опознании зрительной информации. // Физиология человека. 1994. — № 2. — С. 23−29.
  148. Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы: рекомендации практического психолога. СПб.: «Стройлеспечать». -1996.-64 с.
  149. Т.В. Проверьте развитие ребенка: 105 психологических тестов. СПб.: Речь. — 2004. — 304 с.
  150. A.B. Функциональная асимметрия мозга. Медико-биологические и социально-педагогические аспекты. Ростов-на-Дону: ИПОПИЮФУ. — 2011. — 188 с.
  151. Н.И. Умственное развитие: Принцип дифференциации. СПБ.: Питер, 2007 448 с.
  152. А.Н., Цицерошин М. Н., Апанасионок B.C. Формирование биопотенциального поля мозга человека. JL: Наука. -1979. — 162 с.
  153. А.Н., Цицерошин М. Н. Формирование межрегионального взаимодействия кортикальных полей при речемыслительной деятельности. // Журнал эволюционной биохимии и физиологии. 2004. — Т. 40. — № 5. — С. 411−422.
  154. М.С. Зрительное опознание: Закономерности и механизмы. -М.: Педагогика. 1981. — 264 с.
  155. М.С. Образные компоненты знания и обучения. // Вопр. психол. 1991. — № 4. — С. 50−58.
  156. Шипицына J1.M., Волковская JI.C., Крутикова Э. Г. Комплексное исследование мнестической деятельности младших школьников с речевой патологией. // Дефектология. 1991. — № 2. — С. 16−22.
  157. Ю.А. Влияние пространственного фактора на формирование смыслового восприятия в детском возрасте при недоразвитии речи. // Научно-методический журн. 2003. — М.: Образование Плюс. — С. 18−26.
  158. Дж., Маунткасл В. Разумный мозг. М.: Мир. — 1981. — 134 с
  159. Ю.А. Физическое развитие и адаптационные возможности современных школьников. // Российский педиатрический журнал. 1998. -№ 1.-С. 9−11.
  160. Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. СПб.: ГП «ИМАТОН», — 1999 — 184 с.
  161. Aihara М., Aoyagi К., Goldberg Е. et al. Age shifts frontal cortical control in a cognitive bias task from right to left: part I. Neuropsychological study. // Brain Dev. 2003. — V. 25. — № 8. — P. 555−559.
  162. Andersen E., Dunlea A., Kekelis L. Blind childrens language: resolving some differences. // J. of Child Language. 1984. — V. 11. — P. 645−664.
  163. Anderson J.D., Wagovich S.A. Relationships among linguistic processing speed, phonological working memory, and attention in children who stutter.// J Fluency Disord. 2010. — Vol. 35. — № 3. — P. 216−234.
  164. Annett M.A. Model of the inheritance of handedness and cerebral dominance. // Nature. 1964. — № 204. — P. 59−60.
  165. Baker L., Cantwell D.P. A prospective psychiatric follow-up of children with speech/language disorders. // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 1987. — Vol. 26. — P. 546−553.
  166. Baltaxe C.A., Simmons, J.Q. Communication deficit in preschool children with psychiatric disorders. // Seminar in Speech and Language. 1988. — Vol. 8. — P. 81−90.
  167. Barnes J. Drama to promote social and personal well-being in six-and seven-year-olds with communication difficulties: the Speech Bubbles project. // Perspect Public Health. 2013. Vol. 21. — P. 167−174.
  168. Beitchman, J.H., Brownlie, E.B., Inglis, A, et al. (1996). Seven-year follow-up of speech/language impaired and control children: Psychiatric outcome. // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1996. — Vol. 37. — P. 961−970.
  169. Boets B., Wouters J., van Wieringen A., et al. Modelling relations between sensory processing, speech perception, orthographic and phonological ability, and literacy achievement. // Brain Lang. 2008. — Vol. 106. — № 1. — P. 29−40.
  170. Bonin G., Garol H.W., Me Culloch W.S. The functional organization of the occipital lobe. // Biolog. symposia. 1942. — № 7. — P. 173−179.
  171. Brunas J., Young A.N., Ellis A.W. Repetition priming from incomplete faces: Evidence for to whole completion. // Brit. J. Psychol. 1990. № 1. — P. 43−56.
  172. Caldarelli M., Di R.C., Romani R. Surgical treatment of chronic subdural hygromas in infants and children. // Acta Neurochir (Wien) 2002. Vol. 144. -P. 581−588.
  173. Casey B.J., Giedd J.N., Thomas K.M. Structural and functional brain development and its relation to cognitive development. // Biol. Psychol. 2000. -Vol. 54.-P. 241−257.
  174. Cavanagh P., Arguin M., Treisman A. Effect of surface medium of visual search for orientation and size feature. // J. Exp. Psychol.: Hum. Percept, and Perform. 1990. — Vol. 16. — № 3. — P. 579−591.
  175. Cohen G. Hemispheric differences in a letter classification task. // Percept. Psychophys. 1972. Vol. 11. — P. 139−142.
  176. Cornelissen P.L., Mason A.J., Fowler M.S. et al. Reading disability, flicker contrast sensitivity and visual sense. // J. Physiol. 1993. — № 459. — P. 129.
  177. Davidson R.J., Fox N.A. Asymmetrical brain activity discriminates between positive and negative affective stimuli in human infants. // Science. 1982. -Vol. 218. — № 4578. — P. 1235−1237.
  178. Denny-Brown D., Banker R.A. Amorphosynthesis from the left parietal lesion. // Arch, neurol. psychiat. Chicago. — 1954. — № 71. — P. 302−313.
  179. Ditzinger T., Haken H. Oscillation or perception of ambiguous patterns. // Biol. Cybern. 1989. — Vol. 61. — № 4. — P. 279−287.
  180. Earle J. The effects a arithmetic task difficulty and performance level EEG alpha asymmetry. //Neuropsychologia. 1985. — Vol. 23. — P. 233−242.
  181. Eide P.K., Due-Tonnessen B., Helseth E. et al. Differences in quantitative characteristics of intracranial pressure in hydrocephalic children treated surgically or conservatively. // Pediatr Neurosurg. 2002. — Vol. 36. — P. 304 313.
  182. Gabbard C., Cordova A. Effect of visual field presentation on action planning (estimating reach) in children. // J. Genet. Psychol. 2012. — Vol. 173. -№ 3. — P. 302−316.
  183. Gates B. Learning Disabilities. Churchill Livingstone. — 2002. — 367 p.
  184. Goolkaasian P. The effect of size on the perception of ambiguous figures. // Bull. Psychonom. Soc. 1991. — Vol. 29. — № 2. — P. 161−164.
  185. Gregory R.L. The lazy eye and the exploring brain. // Proc. Roy. Inst. Great. Brit. Northwood. 1985. — Vol. 50. — P. 143−149.
  186. Holmes G., Horrax G. Disturbances of spatial orientation and visual attention etc. // Arch. Neural, psychiat. Chicago. — 1919. — № 1. — P. 385−419.
  187. Horwitz, S.M., Irwin, J.R., Briggs-Gowan M.J., et al. Language delay in a community cohort of young children. // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 2003. — Vol. 42. — P. 932−940.
  188. Ito M. Size and position invariance of neuronal responses in monkey interotemporal cortex. // J. Neurophysiol. 1995. — Vol. 73. — № 1. — P. 218.
  189. Johnson K.N., Conture E.G., Walden T.A. Efficacy of attention regulation in preschool-age children who stutter: a preliminary investigation. // J. Commun. Disord. 2012. — Vol. 45. — № 4. — P. 263−278.
  190. Jonson N.F., Carnot M.J. On time differences in searching for letters in words and nonwords: Do they emerge during the initial encoding or the subsequent scan. //Mem. and Cognit. 1990. — Vol. 18. — № 1. — P. 31−39.
  191. Jordan T.R. Superiority over single letters and influence of postmark boundaries. // J. Exp. Psychol.: Hum. Percept, and Perform. 1990. — Vol. 16. — № 4. — P. 893−909.
  192. Kalliopuska M. Relation of ineffective communication of emotion and children’s recognition of emotional expressions. // Percept. Mot. Skills. -1985, — Vol. 61.№ 3.-Pt2.-P. 1175−1178.
  193. Kimura H., Ikuta Y., Ishida O. Carpal tunnel syndrome in radial dysplasia.// J. Hand. Surg. Br.-2001.-Vol. 26. -№ 6.-P. 533−536.
  194. Kurtev A.D., Penchev A.N. Recognition of visual patterns and high frequency deficit. // Acta Physiol, and Pharmac. Belg. 1991. — Vol. 17. — № 1. — P. 7−12.
  195. Kobatake E., Tanaka K. Neuronal selective complex object feature in the ventral visual pathway of the macaque cerebral cortex. // J. Neurophysiol. -1994. Vol. 71. — № 3. — P. 856−867.
  196. Kornev A.N. School Disadaptation in Children with Speech Underdevelopment and its Prevention. // Psychology in Russia: State of the Art. 2012. — Vol. 5. — P. 436−445.
  197. Levy J. Lateral specialisation of the human Brain: Behavioral manifestations and possible evolutionary basis. // Biol. Behav. Proc. 32-nd Ann. Biol. Collog. Corn vallis. — 1972. — P. 159−180.
  198. Lindquist B., Carlsson G., Persson E.K. et al. Behavioural problems and autism in children with hydrocephalus: a population-based study. // Eur. Child. Adolesc. Psychiatry. 2006. — Vol. 15. — № 4. p. 214−219.
  199. Logothetis N.K., Pauls J., Poggio T. Shape representation in the inferior temporal cortex of monkey. // Curr. Biol. 1995. — Vol. 5. — № 5. — P. 552−562.
  200. Luria A.R., Pravdina-Vinarskaya E.N., Yarbuss A.L. Disorders of ocular movements in a case of simultanagnosia. // Brain. 1963. — № 86. — P. 781 789.
  201. Marjanovic G., Hasanbegovic D., Mitrovic N., Bosanac M. Analysis of speech disorders in handicapped children and adolescents. // Medicinski arhiv. 1984. — Vol. 38. — № 5. — P. 225−228.
  202. Mastoiukova E.M., Zhukova N.S. State of the intellect in children with general speech underdevelopment. // Zhurnal nevropatologii i psikhiatrii imeni S.S. Korsakova. 1972. — Vol. 72. — № 9. — P. 1404−1408.
  203. McCleery J.P., Allman E., Carver L.J. et al. Abnormal magnocellular pathway visual processing in infants at risk for autism. // Biol. Psychiatry. -2007. № 1. — Vol. 62. — № 9. — P. 1007−1014.
  204. Me Fie J., Zangwill O. Visual-constructive disabilities associated with lesions of the left cerebral hemisphere. // Brain. -1960. № 83. — P. 243−260.
  205. Mikami A., Nakamura K., Kubota K. Neuronal responses to photographs in the superior temporal silcus of rhesus monkeys. // Behav. Brain. 1994. — Vol. 60. -№ 1. — P. 1−13.
  206. Mikhailova E.S., Slavutskaya A.V., Konyshev V.A., Shevelev I.A. The involvement of the human visual cortical areas in early detection of first and second-order object features. // Perception. 2006. — Vol. 35. — suppl. — P. 98.
  207. Molfese D.L., Molfese V.J. Hemisphere and stimulus differences as reflected in the cortical responses of newborn infants to speech stimuli. // Develop. Psychol. 1979. — Vol. 15. — № 5. — P. 505−511.
  208. Nakamura K. Visual responses properties of single neurons in temporal pole of behaving monkeys. // J. Neurophisiol. 1994. — Vol. 71. — № 3. — P. 12 061 221.
  209. Nielsen J.M. Agnosia, apraxia, aphasia. Los-Angeles. — 1946. — 247 p.
  210. Njiokiktjien C. Pediatric Behavioural neurology. Amsterdam. — 1988. -Vol. 1. — P. 311−327.
  211. Persson E.K., Hagberg G., Uvebrant P. Disabilities in children with hydrocephalus a population-based study of children aged between four and twelve years. // Neuropediatrics. — 2006. — Vol. 37. — № 6. — P. 330−336.
  212. Power A.J., Mead N., Barnes L. et al. Neural entrainment to rhythmically presented auditory, visual, and audio-visual speech in children. // Front Psychol. -2012. -№ 3. P. 216.
  213. Rodd J.M., Davis M.H., Johnsrude I.S. The neural mechanisms of speech comprehension: fMRI studies of semantic ambiguity. // Cereb. Cortex. -2005. Vol. 15. — № 8. — P. 1261−1269.
  214. Rodman M. R., Scalaidhe S., Gross C. Response properties of neurons in temporal cortical visual areas of infant monkeys. // J. Neurophisiol. 1993. -Vol. 70. -№ 3. — P. 1115−1136.
  215. Rolls E.T., Bailis G.C. Size and contrast have only small effect on the responses to faces neurons in the cortex of the superior temporal sinus of the monkey. // Exp. Brain Res. 1986. — Vol. 65. — № 1. — P. 38−48.
  216. Sanocki T. Effect of early common feature on from perception. // Percept, and Psychophys. 1991. — Vol. 50. — № 5. — P. 490−497.
  217. Schipke C.S., Friederici A.D., Oberecker R. Brain responses to case-marking violations in German preschool children. // Neuroreport. 2011. — № 16. -Vol. 22.-P. 850−854.
  218. Silva M.C., Michowicz S., Drake J.M. et al. Reduced local cerebral blood flow in periventricular white matter in experimental neonatal hydrocephalus-restoration with CSF shunting. // J. Cereb. Blood Flow Metab. 1995. — Vol. 15. — P. 1057−1065.
  219. Slavutskaya A.V., Mikhailova E.S., Konyshev V.A. Human visual evoked potentials to bars and cross-like figures. // Perception. 2006. — Vol. 35. -suppl. — P. 99.
  220. Stein J. The magnocellular theory of developmental dyslexia. // Dyslexia. -2001.-Vol. 7,-№ l.-P. 12−36.
  221. Stevenson J., Richman N., Graham P. Behaviour problems and language abilities at three years and behavioural deviance at eight years. // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1985. — Vol. 26. — P. 215−230.
  222. Sutherland A., Crewther D.P. Magnocellular visual evoked potential delay with high autism spectrum quotient yields a neural mechanism for altered perception. // Brain. 2010. Vol. 133. — Pt 7. — P. 2089−2097.
  223. Tanaka K. Coding visual images of objects in the inferotemporal cortex of the macaque monkey. // J. Neurophysiol. 1991. — Vol. 66. — № 1. — P. 170 189.
  224. Tovee M.J., Rolls E.T., Ramachandran V.S. Rapid visual learning in neurons of the primate temporal visual cortex. // J. Neuroreport. 1996. — Vol. 7. -№ 15. — P. 2757−2760.
  225. Tucker D.M., Stenslie C.E., Roth R.S., Shearer S.L. Right frontal lobe activation and right hemisphere performance. Decrement during a depressed mood. // Arch. Gen. Psychiatry. 1981. — Vol. 38. — № 2. — P. 169−174.
  226. Witelson S.F., Pallie W. Left hemisphere specialization for language in the newborn. Neuroanatomical evidence of asymmetry. //Brain. 1973. — Vol. — 96. -№ 3.-P. 641−646.
  227. Wright C.M., Conlon E.G., Dyck M. Visual search deficits are independent of magnocellular deficits in dyslexia. // Ann. Dyslexia. 2012. — Vol. 62. — № 1. — P. 53−69.
  228. Yamane S., Kaji S., Kawano K. What fatial features active face neurons in the inferotemporal cortex of the monkey. // Exp. Brain Res. 1988. — Vol. 73. -№ 1. — P. 209−214.
  229. Zahl S.M., Egge A., Helseth E. et al. Benign external hydrocephalus: a review, with emphasis on management. // Neurosurg. Rev. 2011. — Vol. 34. -№ 4. -P. 417−432.
Заполнить форму текущей работой