Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Связь стресс-реактивности с ростом и физическим развитием у лиц юношеского возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Безусловно, программы процессов роста и физического развития как филогенетически древние, достаточно инертны. Известно, что дети с ухудшением физического развития вследствие болезни в дальнейшем, после выздоровления, могут догонять в развитии своих сверстников. Но юношеский возраст имеет свои особенности. Рост и физическое развитие в этот период не столь интенсивны, как в детстве, соответственно… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Рост, развитие и неспецифические адаптивные реакции в онтогенезе человека. Обзор литературы
    • 1. 1. Физическое развитие, рост человека и их связь со стрессами
    • 1. 2. Особенности стрессов юношеского возраста
    • 1. 3. Поведенческие факторы коррекции стрессов у лиц юношеского возраста
    • 1. 4. Соматотипологические особенности здоровья человека
  • Глава 2. Характеристика испытуемых и методов исследования
  • Глава 3. Соотношение стрессреактивности, темпов роста и развития у лиц юношеского возраста (результаты собственных исследований)
    • 3. 1. Данные, полученные без учета конституциональных факторов
      • 3. 1. 1. Взаимосвязь длины тела со стрессреактивностью и физическим развитием
      • 3. 1. 2. Взаимосвязь темпов физического развития со стрессреактивностью
      • 3. 1. 3. Взаимосвязь биологического возраста старения с биологическим возрастом развития и стрессреактивностью
    • 3. 2. Соматотипологические особенности стресса
    • 3. 3. Результаты применения системы немедикаментозной когнитивно-мотивирующей коррекции уровня стрессов
      • 3. 3. 1. Изменения уровня физического развития и стрессреактивности под влиянием коррекции поведения
      • 3. 3. 2. Конституциональные особенности результатов коррекции стрессов и физического развития
      • 3. 3. 3. Некоторые половые, типологические и поведенческие особенности коррекции стрессреактивности

Связь стресс-реактивности с ростом и физическим развитием у лиц юношеского возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы определяется возросшим интересом современной биологии и медицины к анализу индивидуальных особенностей организма больного и, в еще большей степени, здорового человека. В частности, одним из таких показателей является биологический возраст (БВ) человека. Определение биологического возраста не теряет своего значения на протяжении всего периода роста и развития организма, позволяя выявить степень готовности к различным воздействиям внешней среды, в том числе и целенаправленным — обучению, воспитанию и т. д. Биологический возраст может быть прослежен от рождения до глубокой старости [1, 46, 88]. Во многих случаях более информативно определение биологического возраста в младшем и среднем, а не старшем возрасте [30].

Диалектическое единство процессов развития и старения побуждает к определению как БВ развития, так и БВ старения. При решении подобного рода вопросов необходим достоверный критерий, при помощи которого можно было бы уловить морфологическую перестройку организма. Таким критерием может выступать интегральный антропометрический БВ [61]. Данные об исследованиях БВ развития у лиц юношеского возраста, к сожалению, в литературе практически отсутствуют.

Как известно, юношеский возраст отличается неустойчивостью адаптивных механизмов [192, 233], высокой реактивностью [68]. Специфика же вузовского образования предъявляет к личности молодого человека серьезные требования. Медицинское образование, в частности, считается стрессорным [227, 238]. Стрессы подросткового и юношеского возраста, а также характерный для них стиль совладания с ними отличаются от реакций взрослых людей [199]. Имеются данные, что стрессорные воздействия могут привести к трансформации процессов роста и развития. Так, у детей продолжительная активация стрессорных систем угнетает секрецию гормона роста [229]. У ретардированных детей выявляется повышенный уровень кортизола в слюне, при психоэмоциональных стрессах реакции сердечнососудистой системы (степень повышения ЧСС и др.) также выше, чем у их сверстников с нормальными темпами развития [152]. Подобного рода данные, касающиеся лиц юношеского возраста, немногочисленны. Многие аспекты стрессорных реакций у них также остаются неясными.

Ориентация планируемой работы на юношеский возраст особенно актуальна, т.к. именно в этот, особенно важный в жизни человека период нарушение темпов роста и развития под влиянием дистрессов может негативно отразиться на последующей жизни — социальной, семейной адаптации и т. п. [2, 6, 129] Актуальность исследования состоит в возможности разработки нового подхода к ранней первичной профилактике нарушений процессов роста и развития у лиц юношеского возраста.

В связи с этим целью настоящего исследования было выяснение взаимосвязи интегральных показателей роста и физического развития у лиц юношеского возраста с общим уровнем стрессреактивности (СР) и с отдельными значимыми ее показателями.

В соответствии с поставленной целью задачами исследования явилось выявление у лиц юношеского возраста:

1) различий в темпах развития и роста в зависимости от уровня стрессреактивности;

2) конституциональных особенностей физического развития и стрессреактивности;

3) половых особенностей взаимосвязи стрессреактивности с ростом и развитием;

4) возможности коррекции стрессреактивности когнитивно-мотивирующими воздействиями.

Научная новизна исследования.

У лиц юношеского возраста выявлена связь между параметрами роста и физического развития, с одной стороны, и уровнем стрессреактивности, с другой.

У юношей относительно низкого роста и невысоких темпов физического развития выявлен наибольший уровень стрессреактивности, в том числе ее кардиальных проявлений. Высокий уровень СР сочетался с высокими параметрами биологического старения и с низкими темпами физического развития. Повышение уровня СР в динамике сочеталось с увеличением темпов старения и снижения скорости физического развития.

У девушек относительно высокие темпы физического развития сочетаются с высоким же уровнем стрессреактивности и «коронарного риска поведения. Изменения в динамике биологического возраста старения и биологического возраста развития происходят однонаправлено.

Выявлены соматотипологические особенности стрессреактивности и физического развития. Юноши брюшного типа отличаются более высокими параметрами СР, в том числе кардиальными ее проявлениями и тревожностью. У юношей грудного типа в динамике в наибольшей степени снижается суммарный уровень СР, в том числе ее кардиальных параметров. Девушки мезосомных типов отличаются наибольшим уровнем СР и самым низкими показателями функционального состояния организма.

Когнитивно-мотивирующие воздействия могут приводить к снижению у лиц юношеского возраста стрессреактивности, в том числе кардиальных проявлений стрессов. У девушек это может сочетаться с ускорением физического развития. Наибольший эффект такого рода воздействий достигается у девушек мегалосомного типа.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Длина тела взаимосвязана со стрессреактивностью у юношей и мало взаимосвязана — у девушек.

2. Физическое развитие у юношей при дистрессах замедляется, у девушек же, напротив, самое большое психоэмоциональное напряжение испытывают лица с относительно высоким физическим развитием.

3. У лиц юношеского возраста имеются конституциональные особенности темпов физического развития, старения, стрессреактивности.

4. Коррекция дистрессов влиянием когнитивно-мотивирующих воздействий приводит у лиц юношеского возраста к изменению темпов роста, физического развития, старениястепень этих изменений зависит от соматотипа.

Практическая ценность работы: Полученные данные могут быть использованы для разработки новых критериев прогнозирования нарушений здоровья, методов их индивидуальной первичной профилактики, а также рекомендаций для студентов, имеющих нарушения процессов физического развития или высокий уровень стрессреакций. Результаты работы также могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской и учебно-методической работе кафедр нормальной физиологии.

Внедрение: результаты исследования используются в практике работы кафедры нормальной физиологии и кардиологии Кемеровской государственной медицинской академии, а также отдела профилактики Кемеровского кардиологического центра СО РАМН.

Апробация работы.

Результаты исследования доложены: на Межрегиональной научной конференции Сибири и Дальнего Востока, посвященной 150-летию И. П. Павлова (25−26.11.1999 г. — Томск) — на Всероссийской научной конференции-семинаре «Проблемы медицины и биологии», посвященной 275-летию РАН (15−17.04.1999 г. — Кемерово) — на Первой межрегиональной научно-практической конференции «Здоровье человека — XXI век» (2225.05.2000 г. — Томск) — на Всероссийской научной конференции «Проблемы медицины, биологии и православие» (14.04.2000 г. — Кемерово) — на конференции «Проблемы медицины и биологии» (14−15.04.2001 г. -Кемерово).

Основные положения диссертации опубликованы в 19 печатных работах, 5 из них — в центральных журналах, 5 — в материалах международных и всероссийских конференций.

Структура и объем работы.

Диссертация изложена на 117 страницах машинописного текста и состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов и списка литературы.

Выводы.

1. У юношей повышенный уровень стрессреактивности сочетается с относительной низкорослостью. Наименьший «коронарный» риск поведения отмечается у относительно высокорослых юношей. Среди девушек разного роста значимые различия в уровне склонности к стрессам отсутствуют.

2. Повышенный уровень СР сочетается у юношей с тенденцией к замедлению физического развития, наблюдаются корреляции этих параметров. У девушек высокий суммарный балл СР и ее кардиальных проявлений сочетается со снижением в динамике темпов физического развития. В целом параметры физического развития девушек менее связаны с параметрами СР, чем у юношей.

3. У лиц юношеского возраста имеются половые особенности проявления стрессреактивности и параметров физического развития. Биологический возраст физического развития оказался ниже у юношей по сравнению с показателями девушек. Уровень тревожности за время обучения на младших курсах медицинского вуза возрастает у юношей в большей степени по сравнению с параметрами девушек.

4. Выявлены конституциональные особенности стрессреактивности и физического развития. Среди юношей самым высоким средним суммарным баллом СР характеризовались представители брюшного соматотипа. Среди девушек представители мегалосомных соматотипов имели наилучшие показатели физического развития, а лица лептосомных соматотиповнаихудшие. Общее количество баллов СР у девушек разных соматотипов различалось в меньшей степени, чем у юношей.

5. У лиц юношеского возраста суммарный балл количественной оценки СР и биологический возраст развития могут служить одними из критериев ненозологической диагностики здоровья и развития.

6. Комплекс воздействий, состоящих в информировании лиц юношеского возраста об особенностях их СР, коронарного риска поведения и способах психологической защиты от стрессов, способствует укреплению мотиваций здорового образа жизни и ограничению стрессреактивности у лиц с ее повышенными параметрами. Уровень физического развития девушек под влиянием этих воздействий может возрастать, у юношей меняется мало. Величина этого эффекта зависит от индивидуально-типологических особенностей студентов.

Заключение

.

Настоящее исследование посвящено изучению одной из актуальных проблем превентивной медицины — профилактике нарушений роста и физического развития у практически здоровых представителей подрастающего поколения.

Динамическое изучение процессов роста и развития с анализом морфо-функциональных показателей должно быть обязательным элементом системы мониторинга здоровья, так как является чутким индикатором благополучия среды обитания.

По данным некоторых исследований, процесс акселерации роста и физического развития окончательно затормозился в 1992 году. За последние десятилетия выявлены неблагоприятные тенденции физического развития молодежи. В частности, у школьников, особенно у девочек, отмечены усиление астенизации в процессах роста и созревания, снижение мышечной силы, проявление артериальной дистонии. Обнаружено нарастание дисгармоничности развития в основном за счет увеличения числа детей с дефицитом массы тела. Выявлена тенденция к ретардации полового созревания мальчиков и девочек [124].

Существенно изменилось число детей с отклонениями в физическом развитии. Это произошло преимущественно за счет выраженного увеличения группы школьников с пониженной и низкой массой тела при нормальной егодлине с 17,6 до 22%, уменьшения группы школьников с повышенной массой тела с 9,0 до 6,7%. Приведенные факты свидетельствуют об увеличении дисгармоничности развития школьников [81].

Сказываются отрицательные влияния изм швшихся социальных условий жизни в России. К сожалению, не все факторы риска замедления процессов роста и развития можно корректировать. Вероятно, даже не все они изучены в достаточной степени.

В настоящем исследовании была выявлена определенная связь ростовых процессов (длины тела и изменений ее в динамике) с уровнем стрессреактивности. У юношей даже относительная низкорослость сочеталась с тенденцией к повышению уровня СР. У девушек подобного не наблюдалось. Вероятно, женский организм является более «консервативным» [237]. В. А. Геодакян [34] объяснил различия половконсервативность видовой программы, меньшую изменчивость, большую устойчивость женского «начала» и, наоборот, большую нестандартность и изменчивость — мужского — эволюционной целесообразностью: «самцыпередовой отряд популяции, продвинутый далеко вперед навстречу вредным факторам среды. Прогрессивность самцов — проявление их несовершенства». [22, 35, 36] У девушек и женщин, в отличие от представителей мужского пола, существуют особенности морфологии головного мозга. Структуры последнего у женского пола имеют гораздо меньший «разброс» морфометрических показателей, чем у мужчин.

При исследовании параметров физического развития в настоящей работе вывялено сочетание у юношей его понижения с увеличением стрессреактивности. Возможно, активация стрессорных систем, изменяя гормональный профиль организма, может приводить к замедлению процессов физического развития. «Незрелость» механизмов адаптации, антистрессорной защиты приводит к большему повреждению ростовых процессов под влиянием сильных или продолжительных стрессов. Видимо, затормозить этот механизм можно, ограничивая влияние стрессов на организм.

В настоящее время подрастающее поколение испытывает все большую психоэмоциональную нагрузку, связанную как с возрастающими требованиями при профотборе, с учебной нагрузкой, нестабильностью социально-экономической обстановки в России, неблагоприятным психологическим климатом в семье [7, 76, 78], повышением частоты экологических, техногенных катастроф, террористических актов и т. п. Выявлению взаимосвязи стрессов с развитием заболеваний, с изменением физического и психического здоровья посвящено большое число работ [73, 74, 130, 206,]. Однако анализ влияний стрессов собственно на морфологические показатели роста и развития представителей юношеского возраста оставался недостаточным.

Безусловно, программы процессов роста и физического развития как филогенетически древние, достаточно инертны. Известно, что дети с ухудшением физического развития вследствие болезни в дальнейшем, после выздоровления, могут догонять в развитии своих сверстников. Но юношеский возраст имеет свои особенности. Рост и физическое развитие в этот период не столь интенсивны, как в детстве, соответственно «сила» ростовых процессов, противостоящих влиянию негативных факторов, в этом возрасте меньше. Такого рода воздействия могут приводить к последствиям на всю оставшуюся жизнь, так как резервов для «скачка» роста и физического развития у лиц юношеского возраста меньше по сравнению с периодом детства. Известно, что в разные периоды развития [102] различна роль генетических и средовых факторов, обусловленных, в частности, социальной средой, поведенческой активностью. Для юношеского возраста особенновелика значимость фенотипических факторов.

У девушек в настоящем исследовании не было выявлено сочетания повышенного суммарного балла СР и снижения физического развития. Видимо, сказались различия в гормональном статусе юношей и девушек и стресспротективное действие эстрогенов на женский организм. Обращает на себя внимание, что в России средняя продолжительность жизни женщин за последние 10 лет снизилась в гораздо меньшей степени, по сравнению с мужчинами. Среди сельских жителей разница продолжительность жизни мужчин и женщин достигает 14,5 лет. Возможно, предпосылки к этому начинают складываться и в юношеском возрасте. Отрицательная селекция пришлась именно на «передовой отряд самцов». При сохранении современных тенденций, каждый седьмой мальчик, родившийся в 1995 г. рискует не дожить и до 30 лет [33].

В настоящем исследовании выявлены определенные индивидуально-типололгические особенности стрессреактивности. Среди юношей представители брюшного типа имели самые высокие показатели суммарного уровня СР, и в то же время — самые низкие показатели физического развития. У представителей мускульного соматотипа выявлены наибольшие кардиальные проявления СР и самые низкие показатели физического состояния организма. Каждый из соматотипов имел своеобразие «профиля» стрессреактивности, например, представители неопределенного соматотипа имели наиболее часто вегетативные проявления СР (увеличение числа колец радужки), а тенденцию к наиболее частому выявлению кардиальных проявлений СР имели представители брюшного и мускульного типов. Среди девушек представители мезосомных типов имели наиболее часто большое число колец радужки, а лица мезосомных и мегалосомных типов кардиальные проявления СР. Представители мегалосомных типов характеризуются также, как лица мускульного типа у юношей, выраженной мышечной компонентой. Таким образом, даже относительное преобладание жировой компоненты является фактором риска снижения здоровья. Но и мышечная компонента при определенных условиях может выступать как своеобразный фактор риска, однако этот фактор в настоящее время мало учитывается.

Применение системы профилактики стрессов, разработанной на кафедре нормальной физиологии КГМА, дало определенные положительные результаты. Среди юношей контрольной группы средний суммарный балл СР достоверно увеличился в среднем на 1,14, а среди представителей группы воздействия он имел тенденцию к снижению в среднем на 0,3. У девушек в фуппе воздействия имело место недостоверное снижение суммарного уровня СР и достоверное — ее кардиальных проявлений. Физическое развитие достоверно возросло. Наблюдалась тенденция, в отличие от контрольной группы, к понижению коронарного риска поведения.

Относительная успешность применения разработанной системы объясняется, вероятно, комплексным подходом, направленным на ограничение нескольких факторов риска снижения здоровья, при этом студентам предлагали несколько способов коррекции поведения. Немаловажна и относительно низкая себестоимость подобных программ, что следует учитывать при массовых профилактических мероприятиях. Широкое применение подобных систем, направленных на повышение информированности молодежи и создание у них соответствующих мотиваций изменения поведенческой стратегии, должно положительно сказаться на уровне стрессреакций молодежи и темпах их физического развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.С. Современные подходы к оценке уровня физического развития важного показателя общественного развития. // Гиг. и санит., 1983. — № 6 — С.69−71.
  2. Г. И. Соматическая и психофизиологическая организация человека Л.: Изд-во ЛГУ. — 1977. — 160 с.
  3. Т.И. Антропология медицине. — М.:Изд-во МГУ — 1989. — 246 с.
  4. Ю.О., Смирнов А. Г. Связь индивидуальной минуты и тревожности у больных неврозами // Физиол. чел. 1997 — № 5. — С.51−54.
  5. Л.И. Пропорции тела девочек-подростков разных типов телосложения. // Сборник «Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков» М., 1977. — Т.2 — С. 198.
  6. М.В., Манке Г. Г., Бородкина Г. В. с соав. Факторы риска и состояние здоровья учащихся. // Здравоохр. РФ. 1997. — № 3. — С. 29−33.
  7. М.В., Бородкина Г. В., Манке Г. Г., Кузнецова Л. М. Особенности физического развития и здоровья учащихся школ Москвы. // Здравоохр. РФ. 1997. № 1. С. 23−25.
  8. Г. Л. О возможности количественной оценки здоровья человека. // Гиг. и сани !. 1988. — № 6 — С.55−58.
  9. Э.Б. с соавт. Суточные и недельные колебания длительности индивидуальной минуты у здоровых людей в зависимости от фактора интро-экстраверсии. //Физиол. чел. 1998. -Т.24. — № 2. -С.131−134.
  10. И.А. Механизмы онто- и геронтогенеза у представителей95класса млекопитающих. // Успехи физиол. наук. 1998. Т.29. — № 4. -С.93−106.
  11. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М., Медицина, 1979. — 295 с.
  12. H.A., Миляева М. В., Тарасенко Н. П. с соавт. Система немедикаментозной профилактики повышения риска сердечнососудистых заболеваний и снижения уровня здоровья у лиц юношеского возраста Метод, рекоменд. Кемерово, 1993. — 15 с.
  13. H.A., Миляева М. В., Тарасенко Н. П. с соавт. Один из способов поведенческой профилактики повышения риска сердечнососудистых заболеваний у студентов-медиков. // Кардиология. 1995. -№ 7. — С.44−48.
  14. П.Н. Учение о физическом развитии человека. М.: Медицина, 1962. — 339 с.
  15. П.Н., Лутовинова Н. Ю., Уткина М. И. Строение тела и спорт. М.: Изд-во МГУ, 1963. — 148 с.
  16. .И. Трофическая функция мозга. М.: Медицина, 1949. -306 с.
  17. H.A., Бернацкий Э. О. Формирование потребности в здоровом образе жизни у дошкольников. // Тезисы межрегион, науч. конф. Сибири и дальнего Востока, посвящ. 150-летию И. П. Павлова 25−26.11.1999 -Томск С. 79−80.
  18. Г. А. Сократительная функция сердца у 16−17-летних подростковпри психоэмоциональном напряжении. // Охрана здоровья детей и подростков, 1983. Вып. 14. — С.50−53.
  19. В.И., Дербенев Д. П., Жмакин И. А. Пути улучшения физического развития и психологического состояния юношей. // Воен-мед. журнал. -1997. № 6. -С.21.
  20. Е. В., Ефимова И В., Хомская Е. Д. Влияние двигательной активности на здоровье студентов с разными типами межполушарной организации мозга // Физиол. чел.- 1998. Т.24. — № 2. — С.67−73.
  21. Н.Ж., Чеботарева И. В. Оценка физического развития и двигательной подготовленности пловцов и школьников 11−16 лет, не занимающихся спортивным плаванием. // Физич. культ.- 1996. № 1. -С.49−52.
  22. В.В. Род Ношо, его возникновение и последующая эволюция. М: Наука. -1980. — 328 с.
  23. И. А. Индивидуальные особенности интеллектуального развития старших дошкольников// Природа психического. Тез. докл. и сообщ. респуб. теорет. конф. 22−24.06.1994 г. Пермь, 1994. — С.58−59.
  24. Ю.С. Показатели кардиореспираторной системы у спортсменов разного возраста// Физиол. чел. 1998. Т.24. — № 3. С. 105 107.
  25. Ю.Е. Состояние здоровья детей и общая стратегия профилактики болезней. // Московский научно-исследовательский институт педиатрии и детской хирургии Минздрава и Медпрома РФ. Москва 1994.-С.66.
  26. Е.С., Шульпина Н. Б., Алиева З. А. и др. Иридодиагностика. -М. Медицина. 1988. — 240 с.
  27. В.П., Полюхов A.M. Системные механизмы развития и старения. JI.: Наука, 1986. — 183 с.
  28. В.П., Токарь A.B., Полюхов A.M. Методика определениябиологического возраста человека // Геронтология и гериатрия. Ежегодник. Киев, 1984. — С. 133−137.
  29. ГЛ., Джергения СЛ., Конев Л. А., Худякова М. М. Психофизиологические аспекты здоровья студента // Матер. XVII съезда физиол. России Ростов-на- Дону.- 1998. — С.445.
  30. П.А. Эндокринология пола. М: Наука. -1980. 251 с.
  31. P.A., Гехт H.A., Павлов В. В. Медико-демографические тенденции в сельском районе. // Здравоохр. РФ. 1997. — № 6. -С.43−45.
  32. В.А. Эволюционная логика дифференциации полов в филогенезе и онтогенезе. Автореф. дис. докт. биол. наук М., 1987. — 39 с.
  33. В. А. Эволюционная трактовка асимметрии мозга // Человек, экология, симметрия. Материалы Междунар. симпоз. 9−11.10.1991 Минск, 1991. — С.41−42
  34. В. А. Асинхронная асимметрия (половая и латеральная дифференциация следствие асинхронной эволюции) // Журн. высш. нерв, деятельности им. И. П. Павлова — 1993. — № 3. — С 543−561
  35. И.А., Хрисанфова Е. Н., Бец Л. В. с соавт. Конституция человека и варианты углеводного обмена. // Вопр. антропол., Изд-во МГУ.- 1991. -Вып. 85. С. 15−21.
  36. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской федерации в 1994 году. // Здравоохр. РФ. 1996. — № 6. — С.3−10.
  37. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской федерации в 1994 году. // Здравоохр. РФ, 1997 № 3. -С.3−6.
  38. O.A. Желудочная секреция у людей разных типов телосложения в условиях ее стимулирования и ингибирования //Физиол. чел. 1998. -Т.24. — № 2. — С. 117−121.
  39. O.A. Индивидуально-типологические особенности желудочной, пакреатической секреции и некоторых показателей крови. // Автореф. дисс.. докт. мед. наук Томск. — 1998. — 47 с.
  40. H.H., Крылова A.J1. Физиология высшей нервной деятельности М.: 1997. — 428 с.
  41. O.A., Донская О. Г., Изарова И. О. Формирование модели эффективного поведения методом игрового управления по ЧСС. // Матер, первой межрегион, науч.-практич. конф. «Здоровье челов. XXI век», 2225.05.2000. Томск -С.28−30.
  42. H.A. Представления о счастье в русском менталитете. // Психол. ж. 1997. — Х"3. — С.12−25.
  43. В.И. Регуляция лимфоцитами клеточного роста соматических тканей и новая иммунная теория старения. // Физиол. чел. 1998. — Т.24. -№ 1. — С.82−87.
  44. A.M. Биологический возраст человека (хронобиологические аспекты). Тюмень: Изд-во Г ГУ, 1999. — 199 с
  45. И.А., Яблонский А. И., Модели развития и теория катастроф. // Системные исследования. Ежегодник. М. — 1982. — С.98−130.
  46. В.П. Морфофункциональные показатели физического развития мужского населения Красноярского края // Автореф. дисс.. канд. мед. наук Красноярск. — 1997. — 24 с.
  47. Д.А. Психогенетика стресса. Спб.: Изд-во СПбЦНТИ — 1997. -176 с.
  48. А.И., Граевская Н. Д. Спортивная медицина и лечебная физкультура. М.: Медицина. — 1993. — 432 с.
  49. Здоровье подростков призывного возраста. Под ред. Б. Н. Давыдова. -Тверь: Изд-во Губ. Мед. 2000. — 211 с.
  50. Т.В. Социальная и биологическая обусловленность изменений в физическом развитии человека. J1.: Медицина. — 1970. -269 с.
  51. В.И., Курасов В. Н., Куликов В. П. Нейроэндокриннаярегуляция при максимальной и субъективно-оптимальной физических нагрузках. // Физиол. журн. СССР. 1991. -111. — № 5. — С.35−38.
  52. В.И., Куликов В. П., Курасов В. Н. и др. Основы валеологии. -Барнаул, 1989 76 с.
  53. А. И. Соматотипы и парадигма индивидуальных конституций. Развитие учения о конституциях человека в России во второй половине XX столетия. // Рос. физиол. ж. 1996. — № 3. — С. 151−165.
  54. А.И. Учение о конституциях и индивидуальной особенности ребенка// Педиатрия.- 1985. № 12. — С. 60−63.
  55. А. И., Чтецов В. П. Биологические проблемы учения о конституциях человека. JL: Наука — 1979. — 163 с.
  56. Г. И., Васнев И. А. Как учитывать типологические особенности подростков при подготозке прыгунов с шестом. // Теория и практ. физич. культ. 1997. — № 2. — С. 27−32 (?)
  57. В.П. Методика определения антропометрического биологического возраста // Теор. и практ. физич. культ. 1990. — № 2. С.35−36.
  58. И.А. Антропометрические параметры критерии информации о наиболее общих закономерностях развития человека // Гиг. и салит. 1983. -№ 2. -С.
  59. К. А., Николаев В. Г. Биомедицинская и клиническая антропология для современных медицинских наук (введение) //Акт. вопр. биомед. и клин, антропол. Матер, конф. 9−12 июня 1997 г. Красноярск, 1997.-С.1−7.
  60. В.Н. Профилактика старения: контуры новой науки // Физиол.чел. 2000. — № 5. — С.137−144.
  61. В.П., Киселев В. И. Потребность в двигательной активности. Новосиб.: Наука 1998. — 145с.
  62. В.П., Киселев В. И., Конев И. В. Влияние различных двигательных режимов, модулирующих спонтанную двигательную активность, на поведение крыс. // Журн. высш. нервн. деят. 1993. — Т.43, Вып. 2. — С.125−131.
  63. П.П. Многомерная классификация физического развития. // Гиг. и санит. 1992. — № 1. — С.38−40.
  64. Т.Н., Максинеев Д. В. Типологические различия психодинамических характеристик у юношей // Материалы XVII съезда физиологов России Ростов-на- Дону, 1998. — С.451−452.
  65. М.А. Психофизиологические критерии профессиональной пригодности здоровых подростков к профессиям полиграфической промышленности // Автореф. дисс.. канд. мед. наук Москва, 1982 — 26 с.
  66. Е. В., Захарова Л. Б., Фефелова В. В., Николаев В. Г., Шашило Е. В. Морфофункциональные параметры иммунокомпетентных клеток крови у людей разной конституции // Морфол. 1999. — № 1. — С.31−34.
  67. H.A., Кузьмичев Ю. Г., Богомолова Е. С., Кабанец О. Л., Котова Н. В. Динамика физического развития школьников Нижнего Новгорода. // Гиг. и санит. 1997. — № 2. — С.26−28.
  68. В.Л., Блудов Ю. М., Плахтиеико В. А. и др. Методики психодиагностики в спорте. М., 1984 — 212 с.
  69. Ф.З. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам. М., Медицина, 1988 — 253 с.
  70. Ф.З. Патогенез и предупреждение стресорных и ишемических повреждений сердца М., Медицина, 1984. — 259 с.
  71. A.M., Поляков J1.E. Санитарная статистика (пособие для врачей).-Л., 1974.-384 с.
  72. М. В., Халиулин И. Г., Барбараш Н. А. Половые особенности психофизиологических проявлений стресс-реакций у лиц молодого возраста//Физиол. чел. 1995. — № 2. — С. 144−148.
  73. М. В. Количество здоровья и стрессреактивность лиц юношеского возраста. // Дисс.. канд. мед. наук Томск. — 1994. — 116 с.
  74. А. С., Крутько В. Н. Личность, здоровье и продолжительность жизни // Физиол. чел. 1997 — № 4.- С. 58−61.
  75. Никитюк Б.А.. Конституция человека // Итоги науки и техники. М.: ВИНИТИ. Сер. Антропология, 1991. С. 3−14.
  76. .А., Корнетов H.A. Интегративная биомедицинская антропология. Томск: Изд-во ТГУ, 1998 — 180 с.
  77. В.Г., Николаева H.H. Конституциональные особенности морфофункционального состояния пищеварительного тракта // Акт. вопр. мед. и клин, антропол., Томск — 1991 — С. 55−60.
  78. С. Ю., Шульман В. А., Пузырев В. II. и др.
  79. Конституциональная характеристика больных с нарушениями сердечной проводимости. // Акт. вопр. биомед. и клин, антропол. Матер, конф. 912.06.1997 г. Красноярск, 1997. — С.147−148.
  80. Нифонтова J1.H. с соавт. Функциональные возможности организма мужчин в зависимости от уровня двигательной активности // Матер. XVII съезда физиол. России Ростов-на- Дону, 1998 — С.347−348.
  81. Р.Г. Профилактическая кардиология: от гипотез к практике. // Кардиология. 1999. — № 2. — С.4−10.
  82. Р.Г., Александрова В.Ю, Суслова Е. А., Копина О. С. Динамика распространенности факторов риска хронических неинфекционных заболеваний в 1988—1994 гг. г. // Мед. наука Армении. 1997. — № 3. — С. 165 169.
  83. Р.Г., Масленникова Г. Я. Сердечно-сосудистые заболевания в Российской Федерации во второй половине XX столетия: тенденции, возможные причины, перспективы. // Кардиология 2000. — № 6. — С.4−8.
  84. Определение биологического возраста как проблема ненозологической диагностики // Вопр. геронтологии, Киев, 1989. — Вып. 11. — С.9−14.
  85. М.М., Романова И. В., Штарик С. Ю., Белова Е. О. Взаимосвязь острого инфаркта с конституцией человека // Акт. вопр. биомед. и клин, антропол. Матер, конф. 9−12 06.1997 г. Красноярск, 1997. — С. 151−153.
  86. М.С., Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. М., Медицина — 1963. — 223 с.
  87. С. Д., Руднев Д. А. Поведенческий фактор риска ишемической болезни сердца. Л.: Наука, 1990. — 171 с.
  88. С.Д., Руднев Д. А., Кувшииииков A.B. Дипиамика липидного обмена к длительные психоэмоциональным и физическим нагрузкам. // Физиол. чел. 1987. -Т. 13. — № 4. — С.616−620.
  89. Н.С., Крутько В. Н. Возможность увеличенияпродолжительности здоровой жизни с помощью рационального питания // Физиол. чел. 1996. — № 5. — С.123−127.
  90. И. Философия нестабильности. // Вопр. философ. 1991 — № 6 — С. 46−57.
  91. Профилактика в детском и юношеском возрасте сердечно-сосудистых заболеваний, проявляющихся в зрелые годы: время действовать. Доклад комитета экспертов ВОЗ. ВОЗ, Женева, 1992. — 112 с.
  92. С.Г., Денисов А. П., Ширине кий В.А. Физическое развитие внебрачных детей раннего возраста. //Гиг. и санит. 1989. — № 9. — С.86−89.
  93. Я.Я. Проблемы антропогенеза. М.: Высшая школа, — 1977 -263 с.
  94. Т.В. Антропометрический метод определения конституционального типа в условиях профилактического отбора. Метод, рекоменд. Новокузнецк, 1995 — 23 с.
  95. А.Е. Зависимость гетеротропных нарушений ритма у больных с постинфарктным кардиосклерозом от некоторых антропометрических параметров // Акт. вопр. биомед. и клин, антропол. Матер, конф. 9−12.06.1997 г. Красноярск, 1997. — С. 165−166.
  96. A.B., Чубуков A.C. Двигательная активность и конституция человека. // Мед. и здравоохр. Серия формирования ЗОЖ. Обзорн. информ. 1990. — Вып. 1. — 100 с.
  97. Э., Влассара Э., Браунли М. Глюкоза и старение // В мире науки.- 1987.- № 7.-С.42.
  98. Г. Н., Криворучко Т. С. Гигиеиическое значение изменений в биологии развития человека. Кишинев: Штиица- 1979. -183 с.
  99. Г. Н. Социальные условия и состояние здоровьяшкольников. М: Медицииа. — 1979 184 с.
  100. Собчик J1.H. Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Люшера. // Методы психологической диагностики. Методическое руководство. М., 1990. — Вып. 2. — 88 с.
  101. Т.Д., Шибкова Д. З. Фомин H.A. Длительная гипокинезия как фактор, угнетающий возрастное развитие // Матер. XVII съезда физиол. России Ростов-на- Дону, 1998 — С.381−382.
  102. К.В. Новые аспекты классической теории стресса. //Бюлл. эксп. биол. и мед. 1997. — Т.123. — № 2. — С.124−130.
  103. H.H. Соматотип в оценке физического развития школьников 11 лет. // Гиг. и санит. 1980. — № 9. — С.84.
  104. Д. Рост и конституция человека. В кн. Биология человека. М.: Мир-1979.-611 с.
  105. Л.А. К вопросу о мотивации на здоровый образ жизни // Матер, первой межрег. научно-практ. конф. «Здоровье человека XXI век» 22−25.05.2000. — Томск, 2000. — С. 150−151
  106. Л.С. Физиологические подходы к повышению устойчивости сердечной деятельности при эмоциональном стрессе // Вестник РАМН 1995.-№>11- С.21−25.
  107. Е.А., Быкова Е. В., Климина Н. В. Энергообмен и вегетативные функции у студентов при учебной и экзаменационной нагрузках. // Физиол. чел. 1996. — № 2. — С. 108−111.
  108. К. Морфогенез и генетика. М., Медицина. — 1964. — 305 с.
  109. Н. А. Зависимость соматотипа, физического и полового развития школьниц от некоторых внутренних и внешнесредовых факторов // Здравоохр. Белоруссии. 1992 — № 3. — С.53−56.
  110. H.A. Особенности развития девочек и девушек с различным типом телосложения. // Здравоохр. Белоруссии. 1991. — № 7. — С.46−49.
  111. Н.Л. Физическое развитие девочек подросткового и юношеского возраста. // Здравоохр. Белоруссии. 1992. — № 8. — С.32−34.
  112. В.В. Старение: нейрогуморальные механизмы. Киев, 1981 — 320 с.
  113. В. В. Стресс-возраст-синдром // Физиол. журн. 1991. — № 3. -С.3−11.
  114. Хит Б. Х. Современные методы соматотипологии. // Вопр. антропологии. 1968. — В.29. — С.20−40.
  115. Хит Б.Х., Картер Д. Л. Современные методы соматотипологии. // Вопр. антропологии. 1969. — В. 33. — С.60 — 79.
  116. Т. Г., Кантонистова Н. С., Краснушкина Н. А. Состояние пснчического здоровья современных школьников (диагностика, определяющие факторы) // Вестн. Рос. АМН. 1993. — № 5. — С.34−40.
  117. Е.Н. Конституция человека и биохимическая индивидуальность человека. // М., Из-во МГУ 1990. — 154 с.
  118. Л.Г., Степанова Т. П. Значение уровня физического и полового развития девочек препуб^ртатного возраста для спортивного отбора. // Физиол. чел. 1991. Т. 17. — № 2. — С.67−72.
  119. И.И. Организм как целое в индивидуальном и историческом развитии. М, 1982 — 384 с.
  120. О.П. Здоровье населения российской федерации: проблемы и перспективы. //Вестник РАМН. 1996. — № 6. — С. 11−15.
  121. Е.А. Нейромедиаторная интеграция эмоционального возбуждения и механизмы устойчивости к стрессу // Вестник РАМН. -1995. -№ 11 -С.9−15.
  122. Ю.Г., Кульков В. Н., Курьянова Н. Н. Оценка физического развития детей центильным методом. // Сов. здравоохр. 1989. — № 12. -С.26−29.
  123. Aarts М.С., Vingerhoets A.J. Psychosocial factors and intrauterine fetalgrowth: a prospective study // J. Psychosom. Obstet. Gynaecol. 1993. V.14.- № 4. P. 249−258.
  124. Adcock A.G., Nagy S., Simpson J.A. Selected risk factors in adolescent suicide attempts. // Adolescence 1991. — Vol. 26. — № 104. — P. 817−828.
  125. Allen J.R., Heston J., Durbin C., Pruitt D.B. Stressors and development: a reciprocal relationship // Child. Adolesc. Psychiatr. Clin. N. Am. 1998. — № 1.- P. l-17.
  126. Allen M.T., Matthews K.A., Sherman F.S. Cardiovascular reactivity to stress and left ventricular mass in youth. // Hypertension 1997. — V.30. — № 4.- P. 782−787.
  127. Arnstein A.T. Developmental of the cerebral cortex: stress impairs prefrontal cortical function // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psych. 1999. -V.38. — № 2. — P. 220−222.
  128. Astin JA Stress reduction through mindfulness meditation. Effects on psychological symptomatology, sense of control, and spiritual experiences. // Psychother. Psychosom. 1997. — V.66. — № 2. — P. 97−106.
  129. Berg K., Genetic of coronary heart disease. // Prog. Med. Genet. 1983. -№ 5. — P.35−39.
  130. Bettle N., Bettle O., Neumarker U., Neumarker K.J. Adolescent ballet school students: their quest for body weight change. // Psychopathology. -1998. V.31. — № 3. — P. 153−159.
  131. Bosman H., Marmot M.G., Hemingway H., Nicholson A.C., Brunner E., Stansefels S.A. Low job control and risk of coronary heart disease in Whitehall II (prospective cohort) study. // Brit. Med. J. 1997. — V.314. — P.558−565.
  132. Bruse S. McEwen Protective and damaging effects of stress mediator // New Eng. J. Med. 1998. — V.338. — № 3. — P. 171−178.
  133. Chan-Ob T., Boonyananithee V. Medical students' attitudes towards behaviora' sciences. // J. Med. Assoc. Thai. 2000. — V.83. — № 8. — P.936−939.
  134. Cigarette Smoking among high school students 11 states, 1991−1997. // JAMA. — 1999. — V.282. — № 10. — P. 935−936.
  135. Chrousos G.P., Gold P. Introduction. //Stress. Basic mechanisms and clink. i! implication. Ed. by G. P. Chrousos e. a. New York, 1995. P. 15−18.
  136. Claessens A.L., Lefevre J., Beunen G., Malina R.M. The contribution of anthropometric characteristics to performance scores in elite female gymnasts. // J. Sports. Med. Phys. Fitness. 1999. — V.39. — № 4. — P.355−360.
  137. Cockerman W.C., Kunz G., Zueschen G. On concern with appearance, health beliefs and eating habits: a reappraisal comparing americans and west germans. // Healthland Soc. Behav. 1998. — V.29. — № 3. — P.265 — 269.
  138. Coleman C.A., Friedman A.G., Burright R.G. The relationship of daily stress and health-relation behaviors to adolescents' cholesterol levels. // Adolescence 1998. — № 3 — P.447−460.
  139. Davis C., Durnin A., Eliot S. Social, psychological and behavioral factors related to Body size in adult men and women: a comparison of methods. // Ann. Behov. Med. 1995. — V. 17. — № 1. — P. 25−31.
  140. De Jonge F.N., Boiacers E.A., Schouten W.G.P., Helmond F.A. Rearing piglets in a poor environment: developmental aspects of social stress in pigs // Psysiol. Behav. 1996. — № 2. — P.389−396.
  141. Dean W., Anacker P, Kaufman R., Weber H. Biological aging measurement clinical application // Los-Angeles, California, 1988. 243 p.
  142. De Geus E.I. Ven Doornen Z.J., Orlelere l.F. Regular exercise and aerobic fitness in relation to psychological make up and psychological stress reactivity // Psychosom. Med. 1993. — V. 55. — № 4. — P. 347−363.
  143. Dey S. Psychical exercise as a novel antidepressant agent: possible role of serotonin receptor subtypes // Physiol. Behav. 1994. -V.55. — № 2. — P.323−329.
  144. Dice I. Cellular and molecular mechanism of aging // Physiol.Rev. 1993.1. V.73. № 1. — Р.149−159.
  145. Barret-Connor Е., Stuenkel С. А. Вопросы жизни и смерти в пожилом возрасте// Jama-Россия 1999. — Т.2. — № 2. — С.40−41.
  146. Everson S.A., Lynch J.W., Chesney М.А. Interaction of workplace demands and cardiovascular reactivity in progression of carotid atherosclerosis: population based study. // Brit. Med. J. 1997. — V.314. — P.553−58.
  147. Feldman PJ, Cohen S, Lepore SJ, Matthews K.A., Kamarck T.W., Marsland A.L. Negative emotions and acute physiological responses to stress. // Ann. Behav. Med. -1999. V.21 — № 3. — P.216−22.
  148. Fernald L., Mc Gregor S.M. Stress response in school-age children who have been growth retarded since early childhood. // Am. J. Clin. Nutr. 1998. — V.68. — № 3. — P.691−698.
  149. L.P., Kronman A.R., Newmen A.B. е. а. Факторы риска 5-летней смертности у пожилых людей // Jama-Росия, 1999 Т.2, № 2 — С. 12−22.
  150. М., Thorensen С., Gill Т. е. a. Alteration of type A behaviour and its effects on cardiac recurrences in post myocardial infarction patients. //Amer. Heart J. 1986. — V. 112. — P.653−665.
  151. Fujino S., Inoue S., Tezuka N. e. a. Physical development of surgically treated patients with primary spontaneous pneumothorax. // Chest. 1999. -V.116.- № 4.-P. 899−902.
  152. Gallo L.C., Matthews K.A. Do negative emotions mediate the association between socioeconomic status and health? // Ann. N. Y. Acad. Sci. 1999. -V.896.-P. 226−245.
  153. Georgopoulos N" Markou K., Theodoropoulou A., e. a. Growth and pubertal development in elite female rhythmic gymnasts. // J. Clin. Endocrinol. Metab. 1999. — V. 84. — № 12. — P. 425−430.
  154. Gillis A.J. The adolescent lifestyle questionnaire, development and psychometric testing // Can. J. Nurs. Res. 1997. — V. 29. — № 1. — P.29−46.
  155. Glaser R., Rabin B., Chesney M., e. a. Stress-Induced immunomodulation. Implications for infectious diseases. // JAMA. 1999. — V. 281. — № 24. — P.68−70.
  156. Grant K.E., Bruce E. Compas stress and anxious-depressed symptoms among adolescents: searching for mechanism of risk // J. Consult, and Clin. Psychol. 1995. -V.63. — № 6. — P. 1015−1021.
  157. Hannah T. Hardiness and health behaviour: The role of health concern as a moderation variable. // Behav. Med. 1988. -V.14. — № 2 — P.59−63.
  158. Heath B.H., Garter D.E. A modified somatotype method. // Amer. J. Phys. Anthropol. 1967. — V.27. -№.1. — P. 57−73.
  159. Hellman J.C., Budd M., McCleman D.C., e. a. A study of the effectiveness of two group behavioural medicine intervention for patient with psychosomatic complaints // Behav. Med. 1990. — V.4. — № 4. — P. 166−173.
  160. Herzberg J. Can doctors self-manage stress? // Hosp. Med. 2000. — V.61 -№ 4. — P. 272−274.
  161. Hoffman A.A., Parsons P.A. Selection for adult dessications resistance in Drosophila melanogaster: fitness components, larval resistance and stress correlation. // Biol. J. Linn. Soc. 1995. — V.48. — P.43−54.
  162. Israel B.A., Baker E.A., Goldenhar L.M., e. a Occupational stress, safety, and health: conceptual framework and principles for effective prevention interventions. // J. Occup. Health Psychol. 1996. — V.l. — № 3. — P.261−286.
  163. Jacobs D.R., Adashi H Cigarette smoking and mortality risk. // Arch. Intern Med. 1999. — V. l59. — P.733−740.
  164. Jiang H. Passive smoking and the risk of coronary heart disiase a metaanalysis of epidemiologic studies // The New Eng. J. of Med. 1999. — V.340. — № 12. — P.920−926.
  165. Jones P.R., Edwards D.A. Areas of fat loss in overweight young females following an 8-week period of energy intake reduction. //Ann. Hum. Biol.1999. V.26. — № 2. P. 151−62.
  166. Jose B.S., Van Oers H.A., Van de Mheen H.D., e. a. Stressors and alcohol consumption. // Alcohol. 2000. — V.35. — № 3. — P. 307−312.
  167. Jurkat H.B., Reimer C., Schroder K, Expectations and attitudes of medical students concerning work stress and consequences of ther future medical profession. // Psychother. Psychosom. Med. Psychol. 2000. — V.50. — № 5. -P.215−221.
  168. Kagan J., Snidman N., Arcus D. The role of temperament in social development. //Ann. N. Y. Acad. Sci. 1995. — V.771. — P.485−490.
  169. Kalimo R. Risk behavioral as stress-coping strategies: implication for interventions. // Eds. A. Kaplun, E. Wenzel Health promotion in the working world, 1989-P. 85−92.
  170. Katz J., Monnier J., Libet J., e. a. Individual and crossover effects of stress on adjustment in medical student marriages. // J. Marital. Fam. Ther. 2000. -V.26.- № 3. — P. 341−351.
  171. Kirmi-Yrag K., Eagelson J.R., Heft L. e.a. Development measure of type A in children an adolescents. //J. Hum. Stress. -1987. V.13. — № 1. — P.5−15.
  172. Keltikangs-Jarvinen L. Stability of type A behavior during adolescence young adulthood, and adulthood. //J. Behav. Med. 1989. — V.12. — № 4. -P.387−396.
  173. Ko S.M., Kua E.H., Fones C.S. Stress and the undergraduates. //Singapore Med. J. 1999. — V.40. — № 10. — P. 627−630.
  174. Kopp M. Behavioural medicine in health promotion. // Acta. Physiol. Hung., 1999.-V.86. № 3−4.-P.191−197.
  175. Kreger W. W. Self-esteem, stress and depression among graduate students. //Psychol. Rep. 1995. — V.76. — P.345−346.
  176. Lagercrantz H. Stress, arousal and gene activation at birth. // News Physiol. Sci. 1996.-V.11.-P.214−218.
  177. Lancaster T., Stead L.F. Review: Self-help intervetions alone minimally increase smoking cessation // ACP J. Club., 1999. P.41−42.
  178. Laure P. Consumption of performance-enhancing drugs by medical students in Nancy. // Therapie 2000. -V.55. — № 3. — P.383−389.
  179. LeBlanc R., Labelle H., Forest F., Poitras B. Morphologic discrimination among healthy subjects and patients with progressive and nonprogressive adolescent idiopathic scoliosis. // Spine. 1998. — V. 15. — № 10. — P. 11 091 115.
  180. Lee A.J., Myers J.L., Garraway W.M. Influence of players' physique on rugby football injuries. // Br. J. Sports. Med. 1997. — V.31. -№ 2. — P.135−138.
  181. Lewis L., Walters A., Griffith A. Managing pre-examination stress through remote counselling using a session script from a «sentinel subject». J. Telemed. Telecare 2000. — V. 6. — № 2. — P.43−44.
  182. Lewis M., Ramsay D. Developmental change in infants' responses to stress. // Child. Dev. 1995. — V66. — № 3 — P.657−670.
  183. Lipuma R. A Four-step wellness model for self understanding a total health. // Public health reports. 1993. — V. 108. — № 2. — P.76−81.
  184. Lombrozo P.I., Sapolsky P. Development of the cerebral cortex: stress and brain development. // J. Am. Acad. Child. Adolesc. Psych. 1998. — V37. -№ 12. -P. 1337−1340.
  185. Loucks A.B., Mortola J.F., Girton L., Alterations in hypothalamic-pituitary-ovarian and the hypothalamic-pituitary-adrenal axes in athletic women. // J. Clin. Endocrinol. Metab. 1989. — № 68. — P. 402−411.
  186. Lupien S., Lecours A.R., Lussier I., Schwartz G., Meaney MJ. Basal Cortisol levels and cognitive deficits in human aging. // J. Neurosci. 1994. -V.14. — № 2. — P.893−903.
  187. Macario A.J. Stress and molecular chaperones in disease. //Int. J. Clin. Lab.
  188. Res. 2000. — V.30. — № 2. — P.49−66.
  189. Marttunen M. J., Henriksson M. M., Aro H. M. e. a. Suicide among female adolescents: characteristics and comparison with males in the age group 13 to 22 years. //J. Am. Acad. Child Adoles. Psych. 1995. — V.34. — № 10. — P.1297−1307.
  190. Matthews K.A., Gump B.B., Block D.R., Allen M.T. Does background stress heighten or dampen children’s cardiovascular responses to acute stress? // Psychosom. Med. 1997. — V.59. — № 5. — P. 488−496.
  191. Meiningen J., Hayman L., Cjates P., Gallagher P. Genetic and environmental influences on cardiovascular disease risk factors in adolescents. // Nurs. Res. 1998. — V.47. — № 3. — P. 11−18.
  192. Meyers A.W., Whelan J.P., Murphy S.M. Cognitive behavioral strategies in athletic performance enhancement // Prog. Behav. Modif. 1996. — V. 30. -P.137−164.
  193. Michelson D., Stratakis C., Hill L. Bone mineral density in women with depression. //N. Engl. J. Med. 1996. — V.335. — P. l 176−81.
  194. Milligan R., Burke V., Beilin L., e. a. Health-related behaviours and psychosocial characteristics of 18 years-old australians. // Soc. Sci. Med. 1997. -№ 10.-P. 1549−1562.
  195. Mullen P.D., Sinson-Morton D.G., Ramirez G. et al. «A meta-analysis of triad evacuating patient education and counseling for three groups of preventive health behaviors. // Patient Educ. Couns. 1997. — V.32. — P. 157 173.
  196. Nasserbakht A., Arauja K., Steiner H. A comparison of adolescent and adult styles defense system. //Child Psych Hum. Develop. 1996. — У.21. — № 1. -P.3−14.
  197. Nebuguergue Z.M., Rao K., Rao S., Subbokzishno D.K. Stress and coping in psychologically distressed and non-distressed college students // Ind. J.
  198. Psychol. Med. 1990. — V.13 — № 1. — P. 63−70.
  199. Newberg A.B., Newberg S.K. Incorporating stress management into clinical practic. // Hosp. Physic. 1998. — № 6. — P.52−57.
  200. Onady A., Rodenhauser P., Markert R. Effects of stress and social phobia on medical students' speciality choice. // J. Med. Educ. 1988. — V.63. — № 8. -P. 162−170.
  201. Parsons P.A. Inherited stress resistance and longevity: a stress theory of aging // Heredity 1995. — V.75. — P.216−221.
  202. Peeke P.M., Chrousos G.P. Hypercortisolism and obesity. // Stress. Basic mechanisms and clinical implication. Ed. by G. P. Chrousos e. a. New York, 1995. P.665−676.
  203. Pengilly J.W., Dowd E.T. Hardiness and social support as moderators of stress. // J. Clin. Psychol. 2000. — V.56. — № 6. — P.813−820.
  204. Pickering T.G., Gerin W. Ambulatory blood pressure monitoring and cardiovascular reactivity testing for the evaluation of the role of psychosocial factors and prognosis in hypertensive patients. // Am. Heart. J. 1988. — V.16.- № 2. P. 665−672.
  205. Plante T.G., Rodin J. Physical fitness and enhanced psychological health. // Psychol. Abstracts. 1991. — V. 78. — № 3. — P.721.
  206. Plomin R. The role of inheritance in behavior. // Science. 1990. — V.248. -P. 183−188.
  207. Polakoff R.J., Morton A.A., Koch K.D., Rios C.M. The psychosocial and cognitive impact of Duchenne’s muscular distrophy // Semin. Pediatr. Neurol.- 1998. V.5.- № 2. — P. 116−123.
  208. Raikkonen K., Matthews K.A., Kuller L.H. Anthropometric and psychosocial determinants of visceral obesity in healthy postmenopausal women. // Int. J. Obes. Relat. Metab. Disord. 1999. — V.23. — № 8. — P.775−782.
  209. Ravaja N., Keltikangas-Jarvinen L., Viikari J. Type A behavioral and metabolic syndrome precursors in young adult // J. Clin. Epid. 1996. — V.49. -№ 3. — P.335−343.
  210. Riga S., Riga D. An antistress and antiaging neuromethabolic therapy // Stress. Basic mechanisms and clinical implication. Ed. by G. P. Chrousos e. a. New York, 1995. P.535−550.
  211. Rosenman R. H., Friedman M. Neurogenic factors in pathogenesis of coronary heart disease. //Med. Clin. N. Amer. 1974. — V.58. — P.269−271.
  212. Rothenberger A., Huther G. The role of psychosocial stress in childhood for structural and functional brain development: neurobiological basis of developmental psychopathology // Prax. Kinderpsychol. Kinderpsychiatr. -1997. V.46. — № 9. — P.623−644.
  213. Ruchkin V.V., Eisemann M., Hagglof B. Coping styles and psychosomatic problems: are they related? // Psychopathology. 2000. — V.33. — № 5. — P.235−239.
  214. Sausen K.P., Lovallo W.R., Pincomb G.A., Wilson M.F. Cardiovascular responses to occupational stress in male medical students: a paradigm for ambulatory monitoring studies. // Health Psychol. 1992. — V. l 1.- № 1. P.55−60.
  215. Schnall P.L., Schwartz J.E., Landsbergis P.A., e.a. Relation between job strain, alcohol, and ambulatory blood pressure. // Hypertension. 1992. — V. l9.- P. 488−494.
  216. Seman T.E., McEwen B.S., Singer B.H., e. a. Increase in urinary Cortisol excretion and memory declines: Mac Arthur studies of successfule aging. //J. Clin. Endocrinol. Metab. 1997. — V. 82. — № 2. — P. 458−465.
  217. Shapiro S.L., Shapiro D.E., Schwartz G.E. Stress management in medical education: a review of the literature. // Acad. Med. 2000. — V.75. — № 7. -P.748−759.
  218. Sheldon W.H. The varieties of human physique. An introduction to constitutional psychology. //N.-Y., 1940 213 p.
  219. Shephard R.J. Exercise and relaxation in health promotion // Sports Med., 1997. V.23. — № 4 — P.211−217.
  220. Sierles F. S. Behavioral science // Miami, 1993 146 p.
  221. Sivkov S., Akabaliev V. Somatotyping of schizophrenic and affective disorder patients. // Folia Med. 1999. — V. 41. — № 4. — P.62−67.
  222. Stayhorn G. Expectations versus reality, social support and well-being of medical students. //Behav. Med. 1989. — V.15. — № 3. — P.133−138.
  223. Stern M» Norman S., Komm C. Medical students' differential use of coping strategies as a function of stressor type, year of training, and gender // Behavioral Med. 1993. — V.18. — P. 173−180.
  224. Stern-Priper L. Kretschmers psychophyaihe Typen und Raa-senformen in Deutschland. // Arch. Psychiatr. 1983. — V.57. — № 2.- P.569−599.
  225. Stewart S. M., Betson C., Marshall I. e. a. Stress and vulnerability in medical students. // Med. Educ. 1995. — V.29. — P. l 19−127.
  226. Stone S.V., Denbroski T.M., Mac Doupoll J.M. Costa P.T. Cenger difference in cardiovascular reactivity. // J. Beh. Med. 1990. — V. 13. — № 2. -P. 137−156.
  227. Stratakis C.A., Chrousos G. P. Neuroendocrinology and pathophysiology of the stress system. // Ann. N. Y. Acad. Sci. 1995. — V.771. — P. 1−18.
  228. Tyssen R., Vaglum P., Gronvold N.T., Ekeberg O. The impact of job stress and working conditions on mental health problems among junior house officers. A nationwide Norwegian prospective cohort study. Hi. Med. Educ. -2000. 7.34. — № 5. — P. 374−84.
  229. Vale W. W. Recipient of the 1994 Hans Selye award. //Ann. N. Y. Acad. Sci. 1995.- V.771. -P.13−14
  230. Vitaliano P.P., Maiuro R.D., Russo J., Mitchell E.S. Medical studentdistress. A longitudinal study. // J. Nerv. Ment. Dis. 1989. VMl — № 2. P. 70−76
  231. Wassef A., Ingham D., Collins M. Z., Mason G. In search of effective programs to adress students' emotional distress and behavioral problems. //Adolescence. 1995. — V.30. — № 119. — P.523−538.
  232. Weigel D.J., Deveroux P., Zelgh. A longitudinal study of adolescents perceptions of support and stress: stability and change. // J. Adoles. Res. -1998 -V. 13.-№ 2.-P. 158−177.
  233. Welf T.M., Faucelf J.M., Randoll H.M., Calsov P.M. Graduating medical students' rating of stress, pleasures and coping strategies // J. Med. Educ. -1988. V.63. — № 8. — P. 636- 640.
  234. Winkleby M. A., Robinson T.N., Sundguist F., Kraemer H.C. Ethnic variation in cardiovascular disease. Risk factors among children and young adults.//JAMA, 1999.-V. 281.-№ 11.-p. 1006−1111.
  235. Wheatley D. Stress in women. // Stress Med. 1991. — V.7 — № 2. — P.73−74.
  236. Wolf Т. M., Faucett J. M., Randall H. M., Balson P. M. Graduating medical students' ratings of stress, pleasures and coping strategies. //J. Med. Educ. -1988. V.63. — № 8. — P.636−643.
  237. Wood R.H., Wood W.A., Avenal I.P. Psychical activity, mental stress, and short-term rate variability in patients with ischemic heart disease. // J. Cardiopulm. Rehabil. 1998. — V.18. — № 4. — P.271−276.
  238. Zeldow P.B., Daugherty S.R., McAdams D.P. Intimacy, power, and psychological well-being in medical students. // J. Nerv. Ment. Dis. 1988. -V.176. — № 3. — P. 182−187.
  239. Zerbo D., Flezar M., Stefancic M. BMI and Heath-Carter somatotypes of female students in Ljubljana. // Coll. Antropol. 1998. — V.22. — № 2. — P.451.
  240. Zimet G. D., Owens R., Dahms W., e. a. Psychosocial outcome of children evaluated for short stature. // Arch. Pediatr. Adolesc. Med. 1997. — V. 151. -№ 10 — P. 1017−1023.
Заполнить форму текущей работой