Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование индивидуального стиля исполнительской деятельности студента средствами интерпретации музыкального сочинения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень разработанности проблемы. Изучению индивидуального стиля деятельности в отечественной психологии посвящены фундаментальные исследования Е. П. Ильина, Е. А. Климова, JI.H. Макаровой, B.C. Мерлина, М. Р. Щукина, проведенные в контексте концепций деятельности C.JI. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева. Специальные комплексные исследования индивидуального стиля исполнительской деятельности студента… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА
    • 1. 1. Сущность, структура и функции индивидуального стиля исполнительской деятельности студента
    • 1. 2. Характеристика индивидуальности в стиле исполнительской деятельности студента
    • 1. 3. Механизм волевой регуляции в функционировании базового исполнительского комплекса студента
  • ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА СРЕДСТВАМИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО СОЧИНЕНИЯ
    • 2. 1. Средства интерпретации музыкального сочинения в исполнительской деятельности
    • 2. 2. Модель формирования индивидуального стиля исполнительской деятельности студента
    • 2. 3. Экспериментальная реализация психолого-педагогических условий формирования индивидуального стиля исполнительской деятельности студента

Формирование индивидуального стиля исполнительской деятельности студента средствами интерпретации музыкального сочинения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования индивидуального стиля исполнительской деятельности студента обусловлена необходимостью психолого-педагогического изучения феномена индивидуальности в исполнительской деятельности студента. Являясь одним из видов творческой деятельности, исполнительская деятельность представляет собой процесс воссоздания музыкального произведения средствами исполнительского мастерства, т. е. его художественную интерпретацию. Познание культурного смысла сочинения происходит через самопознание, самоактуализацию личности в акте создания новой звучащей реальности, отражающей неповторимое проявление мира исполнителя.

Стилевой подход к изучению исполнительской деятельности позволяет объединить различные науки и области наук, изучающие категорию стиля: психологию деятельности и личности, психологию творчества, герменевтику, стилеведение и интерпретологию в искусствознании, основы инновационной деятельности субъектов образовательного процесса в педагогической психологии.

Проблема интерпретации как творческого истолкования музыкального сочинения и его воплощения в звучании в соответствии с эстетическими принципами и индивидуальностью исполнителя является центральной в исполнительской деятельности. Процесс создания интерпретации музыкального сочинения как акт взаимопроникновения общей и личностной культур, в котором богатство музыкальной культуры преломляется через индивидуальность человека, его цели, стремления, ценности, связан с инновационной деятельностью преподавателя и студента.

Формирование индивидуального стиля исполнительской деятельности студента средствами интерпретации музыкального сочинения, являясь инновационным по своей природе, трансформирует существующие традиции и порождает новые культурные ценности, обогащая тем самым как субъектов образования, так и сам образовательный процесс. Разработка и внедрение модели формирования обозначенного стиля обеспечивает гармоничное развитие в единстве профессионального и личностного потенциала студента. Таким образом, исследование имеет научное, социальное и прикладное значение.

Степень разработанности проблемы. Изучению индивидуального стиля деятельности в отечественной психологии посвящены фундаментальные исследования Е. П. Ильина, Е. А. Климова, JI.H. Макаровой, B.C. Мерлина, М. Р. Щукина, проведенные в контексте концепций деятельности C.JI. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева. Специальные комплексные исследования индивидуального стиля исполнительской деятельности студента в психолого-педагогической науке до настоящего времени не проводились. В то же время изучены отдельные аспекты проблемы: проявления в исполнительской деятельности различных способностей, индивидуальных особенностей и качеств музыканта (Д.Б. Богоявленская, А. Х. Пашина, Т. Е. Стародубцева, Г. М. Цыпин), исследована категория эмоционального стиля в музыкально-исполнительской деятельности (Л.Я. Дорфман).

Проблемы интерпретации музыкального сочинения в исполнительской деятельности, а также исполнительского стиля рассмотрены в трудах музыкантов-теоретиков, педагогов и исполнителей XIX—XXI вв.еков (А.Д. Алексеев, Б. В. Асафьев, Л. А. Баренбойм, Б. Берман, А. Б. Гольденвейзер, Г. Б. Гордон, Г. М. Коган, А. Корто, Н.П. Корыха-лова, Е. Я. Либерман, К. А. Мартинсен, Я. И. Мильштейн, М. К. Михайлов, Г. Г. Нейгауз, А. И. Николаева, JI.H. Раабен, Д. А. Рабинович,.

A.Г. Рубинштейн, А. Н. Сохор, Й. Уде, С .Я. Фейнберг, Г. М. Цыпин,.

B.П. Чинаев, А. Шнабель, М. В. Юдина, Б.Л. Яворский). Однако наличие крайне противоречивых точек зрения в вопросе интерпретации музыкального сочинения требует согласования через переосмысление применительно к музыкальной практике концептуальных положений герменевтики в области философского и эстетического знания (Аристотель, Н. А. Бердяев, Г.-Г. Гадамер, Э. Гуссерль, В. Дильтей, И. А. Ильин, С. Лангер, П. Рикёр, B.C. Соловьёв, М. Хайдеггер, Ф. Д. Шлейермахер, Э. Шпрангер), психологии (А.А. Брудный, А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, Т. М. Дридзе, С. Л. Рубинштейн,.

A.Н. Славская) и искусствоведения (М.Г. Арановский, Г. Зедльмайр,.

B.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский). Вместе с тем, в современном образовании отсутствуют критерии и методики оценки созданной студентом интерпретации музыкального сочинения. Их разработка составляет альтернативу традиционной системе оценивания, недостаточно отражающей различные параметры исполнения. Представляется также перспективной разработка специальной методики для определения комплекса способностей студента, проявляющихся в интерпретации.

Создание оригинальной эстетически ценной интерпретации музыкального сочинения происходит благодаря волевой регуляции исполнительской деятельности. Представленный в диссертации механизм волевой регуляции опирается на исследования в области психофизиологии индивидуальных различий (А.В. Брушлинский, Э.А. Го-лубева, Н. Н. Данилова, В. Д. Небылицын, Б.М. Теплов), базирующихся на учениях И. П. Павлова, И. М. Сеченова и П. К. Анохина, психологии творчества (Д.Б. Богоявленская, Л. Л. Бочкарёв, Я. А. Пономарёв,.

П.В. Симонов, Б. М. Теплов, Г. М. Цыпин), индивидуальной активиро-ванности функциональных состояний и волевой регуляции деятельности (Л.Г. Дикая, Е. П. Ильин, В. К. Калин, О. А. Конопкин, Р.С. Лаза-рус, В. И. Моросанова, В. И. Селиванов, С. Шехтер), а также на теории способностей (Д.Б. Богоявленская, А. Л. Готсдинер, Е. А. Корсунский, Б. М. Теплов, В.Д. Шадриков). Одновременно в педагогической психологии остается необозначенной необходимость целостного изучения феномена волевой регуляции исполнительской деятельности, способствующей концентрации познавательной, творческой и технической активности студентане рассмотрены также категории сознательного и надсознательного в волевом процессе творческой интерпретации произведения.

Повышение качества исполнительской деятельности студента в вузе предполагает использование в подготовке будущего специалиста инновационных принципов и технологий современного психолого-педагогического образования (А.Г. Асмолов, Н. И. Вьюнова, Г. Л. Ильин, Н. И. Лифинцева, А. Б. Орлов, А. С. Петелин, Н. А. Подымов, Л. С. Подымова, В. В. Сериков, В. А. Сластёнин, С. Д. Смирнов, А. С. Чернышёв, И.С. Якиманская).

Предварительный анализ проблемы формирования индивидуального стиля исполнительской деятельности студента средствами интерпретации музыкального сочинения позволяет выявить основное противоречие между необходимостью единого развития познавательной, творческой и технической активности студента в процессе интерпретации музыкального сочинения и узкотехнической направленностью исполнительской деятельности студента в вузе. Проблема диссертационного исследования заключается в выявлении совокупности психолого-педагогических условий формирования индивидуального стиля исполнительской деятельности студента средствами интерпретации музыкального сочинения. Решение обозначенной проблемы является целью исследования.

Объектом исследования стал индивидуальный стиль исполнительской деятельности студента, предметом исследования — формирование индивидуального стиля исполнительской деятельности студента средствами интерпретации музыкального сочинения. Гипотеза исследования включает следующие положения: Сформирование индивидуального стиля исполнительской деятельности студента предполагает использование средств исполнительской интерпретации музыкального сочинения;

2) эффективность формирования индивидуального стиля исполнительской деятельности студента повышается при наличии его волевого включения в процессе интерпретации музыкального сочинения;

3) волевое включение студента происходит при соблюдении совокупности следующих психолого-педагогических условий:

• использовании основных положений концепции проективного образования в исполнительской деятельности студента;

• целенаправленном формировании проективного творческого мышления студента;

• направленности обучения на развитие у студента специальных исполнительских навыков в выражении собственных внутренних потребностей средствами индивидуальной исполнительской техники;

• развитии рефлексивных и коммуникативных способностей студента.

Основные задачи исследования:

• сформулировать понятие индивидуального стиля исполнительской деятельности студента, определить его структуру и основные функции;

• определить роль познавательных и духовных способностей студента в процессе интерпретации музыкального сочинения;

• исследовать механизм волевой регуляции в функционировании базового исполнительского комплекса студента;

• разработать модель формирования индивидуального стиля исполнительской деятельности студента средствами интерпретации музыкального сочинения;

• выявить совокупность психолого-педагогических условий формирования индивидуального стиля исполнительской деятельности студента и экспериментально проверить их эффективность.

Методологическую основу исследования составили психологические исследования индивидуального стиля деятельности (Е.А. Климов, JI.H. Макарова, B.C. Мерлин) — исследования в области психофизиологии индивидуальных различий (Э.А. Голубева, Н. Н. Данилова, В. Д. Небылицын, Б.М. Теплов), психологии творчества (Д.Б. Богоявленская, Я. А. Пономарёв, П. В. Симонов, Г. М. Цыпин), индивидуальной активированности функциональных состояний и волевой регуляции деятельности (Л.Г. Дикая, Е. П. Ильин, В. К. Калин, В. И. Селиванов, С. Шехтер) — учения о способностях (Д.Б. Богоявленская, А. Л. Готсдинер, Б. М. Теплов, В.Д. Шадриков) — концептуальные положения герменевтики в области философского и эстетического знания (Э. Гуссерль, В. Дильтей, И. А. Ильин, С. Лангер, П. Рикёр, B.C. Соловьёв, Ф. Д. Шлейермахер, Э. Шпрангер), психологии.

А.А. Брудный, А. В. Брушлинский, JI.C. Выготский, Т. М. Дридзе,.

A.Н. Славская) и искусствоведения (М.Г. Арановский, Г. Зедльмайр,.

B.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский), методические труды музыкантов-теоретиков, педагогов и исполнителей (А.Д. Алексеев, J1.A. Баренбойм, Г. М. Коган, А. Корто, К. А. Мартинсен, Г. Г. Нейгауз,.

C.Я. Фейнберг) — концепции современного инновационного обучения (Н.А. Подымов, JI.C. Подымова, В. В. Сериков, В. А. Сластёнин, С. Д. Смирнов, А.С. Чернышёв) — основные положения концепции проективного образования (Г.Л. Ильин) — общие принципы интегративно-дифференцированного подхода (Н.И. Вьюнова).

В диссертации использовались следующие методы исследования:

• теоретические (теоретический анализ философской, психологической, педагогической, искусствоведческой, музыкально-методической литературыанализ, систематизация и обобщение музыкально-педагогического опытасинтез научной теории и музыкальной практикиметод аналогии, моделирования и педагогического прогнозирования);

• эмпирические (констатирующий, психолого-педагогический экспериментыопросный методшкалированиеметод экспертных оценок);

• методы обработки результатов исследования (корреляционный и дисперсионный анализыкритерии Фишера и Стьюдентакачественный анализ).

В исследовании использовались авторские методики: «Оценка уровня базового исполнительского комплекса студента», «Оценивание качества интерпретации и артистичности» и специально разработайный «Опросник для выявления широты профессионального кругозора и интересов студентов».

Экспериментальной базой исследования стали Воронежский государственный педагогический университет (ВГПУ) и Воронежская государственная академия искусств (ВГАИ). Исследованием было охвачено 183 человека: 102 студента I-V курсов музыкального отделения факультета художественного образования ВГПУ, 72 студента I-V курсов фортепианного и теоретического факультетов ВГАИ, а также 9 преподавателей названных вузов.

Научно-исследовательская работа проходила в период с 1996 по 2003 годы и включала в себя три этапа. Первый этап (1996;1998 гг.) изучение специальной литературы для уяснения состояния обозначенной проблемы, сопоставительный анализ, синтез и систематизация материалов в аспекте изучаемого вопроса, определение теоретической основы исследования и его методологического аппаратаразработка плана эмпирического исследования и осуществление пилотажного исследования. Второй этап (1999;2001 гг.) — построение модели индивидуального стиля исполнительской деятельности студента средствами интерпретации музыкального сочинения, выявление совокупности психолого-педагогических условий его формированиякорректировка методик и гипотезы исследования. Третий этап (2001;2003 гг.) проведение эксперимента, анализ полученных результатов, формулировка общих выводов и психолого-педагогических рекомендаций, целостное оформление работы. В диссертации обобщен 17-летний опыт исполнительской и педагогической деятельности соискателя.

Научная новизна исследования. • Сформулированы понятия «индивидуальный стиль исполнительской деятельности студента», «базовый исполнительский комплекс студента».

• Определены принципы изучения индивидуального стиля исполнительской деятельности студента, выявлена его структура, обозначены основные функции.

• Исследован феномен индивидуальности в стилевом пространстве исполнительской деятельности студента, изучены соотношения исполнительских типов и характеристик специальных человеческих типологий, рассмотрены проявления индивидуальных различий исполнителя в рамках концепции индивидуальной активиро-ванности функциональных состояний человека и психофизиологии творчества.

• Изучен механизм волевой регуляции в функционировании базового исполнительского комплекса студентаобозначена необходимость единого рассмотрения категорий сознательного и надсозна-тельного в волевом процессе творческой интерпретации музыкального сочинения.

• Выявлена совокупность средств исполнительской интерпретации музыкального сочинения.

• Разработаны методики: «Оценка уровня базового исполнительского комплекса студента», «Оценивание качества интерпретации и артистичности», «Опросник для выявления широты профессионального кругозора и интересов студентов».

• Выявлена совокупность психолого-педагогических условий формирования индивидуального стиля исполнительской деятельности студента средствами интерпретации музыкального сочинения.

Теоретическая значимость исследования. В диссертации разработана модель формирования индивидуального стиля исполнительской деятельности студента средствами интерпретации музыкального сочинения, составляющая теоретическую основу организации исполнительской деятельности студента в вузе.

Реализация основных принципов интегративно-дифференциро-ванного подхода к построению модели формирования индивидуального стиля исполнительской деятельности студента средствами интерпретации музыкального сочинения расширяет возможности его психолого-педагогического изучения. Использование синтезированного анализа концептуальных положений философской, психологической, педагогической наук, обобщенного анализа теории интерпретации произведения искусства для психолого-педагогического осмысления проблемы интерпретации музыкального сочинения в исполнительской деятельности студента углубляет вопросы теории исполнительского и психолого-педагогического образования. Обобщение и систематизация научных теорий творческих способностей, определение роли познавательных и духовных способностей в исполнительской деятельности студента открывает новые аспекты изучения общих и специальных способностей в образовательном процессе. Применение основных положений концепции проективного образования в исполнительской деятельности студента дополняют теоретические положения обозначенной концепции. Результаты исследования расширяют разделы общей, педагогической и музыкальной психологии, посвященные изучению психологии личности и деятельности, инновационных технологий в образовании, психологии творчества и исполнительской интерпретации.

В работе доказано, что формирование индивидуального стиля исполнительской деятельности студента предполагает использование средств исполнительской интерпретации музыкального сочиненияэкспериментальным путем доказано, что эффективность формирования обозначенного стиля повышается при наличии волевого включения студента в процессе интерпретации.

Практическая значимость работы. Внедрение разработанной модели формирования индивидуального стиля исполнительской деятельности студента способствует эффективному использованию средств интерпретации музыкального сочинения в исполнительской деятельности студента и повышению качества профессиональной подготовки студентов.

Разработанные в исследовании измерительные шкалы позволяют более глубоко и дифференцированно оценивать созданную студентом интерпретацию музыкального сочинения и его артистичность, являясь при этом фактически первой попыткой измерения духовного эмоционально-волевого состояния исполнителя, отражающегося в интерпретации. Авторская методика оценки уровня базового исполнительского комплекса студента может использоваться для диагностики специальных способностей студента.

В диссертации сформулированы психолого-педагогические рекомендации по формированию индивидуального стиля исполнительской деятельности средствами интерпретации музыкального сочинения. Материалы исследования могут использоваться в учебных курсах «Педагогическая психология», «Экспериментальная психология», «Психология интерпретации музыкального сочинения», «Теория и история исполнительского искусства», «Методика обучения фортепианному искусству», «Психология и педагогика искусства», «Психология творчества», «Музыкальная психология и педагогика" — на индивидуальных занятиях по основному музыкальному инструменту, концертмейстерскому классу и ансамблю.

Достоверность полученных результатов обеспечивается целостным подходом к изучаемой проблеме, методологической обоснованностью исходных теоретических положений, применением адекватного комплекса надежных методов исследования, соответствующих его предмету и задачам, внедрением авторских разработок в психолого-педагогическую и исполнительскую практику, применением математико-статистических методов при обработке и анализе результатов эксперимента, обсуждением основных теоретических положений исследования и практических результатов в широкой аудитории психологов, педагогов и музыкантов.

Основные положения, выносимые на защиту;

1. Индивидуальный стиль исполнительской деятельности студента определяется в исследовании как индивидуальная исполнительская техника (совокупность индивидуальных исполнительских приемов) студента во взаимосвязи с его познавательной, эмоционально-волевой и духовной активностью, повышающая качество интерпретации музыкального сочинения.

Структура индивидуального стиля исполнительской деятельности студента включает три компонента базового исполнительского комплекса: познавательную (А), творческую (В) и техническую активность © студента.

Функциями индивидуального стиля исполнительской деятельности студента являются: 1) развитие умения студента создавать свою оригинальную исполнительскую интерпретацию- 2) повышение уровня развития компонентов базового исполнительского комплекса студента- 3) повышение уровня артистичности, уверенности студента в ходе публичного выступления- 4) развитие рефлексивных и коммуникативных способностей студента.

2. Ведущая роль в процессе интерпретации музыкального сочинения принадлежит познавательным и духовным способностям студента. Познавательные способности участвуют в выявлении целостности произведения, его стилевых особенностей. Реализация духовных способностей связана с нахождением «живого центра» сочинения.

3. Базовый исполнительский комплекс студента определяется как совокупность основных компонентов его исполнительской деятельности (познавательной, творческой и технической активности).

Механизм волевой регуляции в функционировании базового исполнительского комплекса студента основан на взаимодействии компонентов комплекса с волевым включением студента, в результате которого повышается качество созданной им интерпретации.

4. Средствами исполнительской интерпретации музыкального сочинения являются: авторский текст сочинения, авторские ремарки, вариативные параметры исполнения (темп, агогика, динамика, интонирование, тембр, артикуляция, туше).

Модель формирования индивидуального стиля исполнительской деятельности студента средствами интерпретации музыкального сочинения построена в соответствии с логикой процесса интерпретирования и предполагает два этапа: выявление интерпретаторского решения и создание завершенной интерпретации музыкального сочинения. Первый этап включает в себя три уровня: выбор сочинения, первое знакомство с текстом, разбор и показ произведенияпоиск и выбор наилучшего интерпретаторского решенияоценку сформиро-ванности интерпретаторского решения. Второй этап также состоит из трех уровней: нахождение «живого центра» сочинениясовершенствование компонентов базового исполнительского комплекса студентапубличный показ сочинения.

5. Эффективность формирования индивидуального стиля исполнительской деятельности студента повышается при наличии его волевого включения в процессе интерпретации музыкального сочинения. Волевое включение студента происходит при соблюдении совокупности следующих психолого-педагогических условий: 1) использовании основных положений концепции проективного образования в исполнительской деятельности студента- 2) целенаправленом формировании проективного творческого мышления студента- 3) направленности обучения на развитие у студента специальных исполнительских навыков в выражении собственных внутренних потребностей средствами индивидуальной исполнительской техники- 4) развитии рефлексивных и коммуникативных способностей студента.

Апробация и внедрение результатов исследования проходили на музыкальном отделении факультета художественного образования Воронежского государственного педагогического университета, на факультете специального фортепиано Российской академии музыки им. Гнесиных (Москва) в рамках индивидуальных и групповых занятий по дисциплинам «Основной музыкальный инструмент», «Музыкальная психология», «Психология исполнительской интерпретации», на отделении психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета в процессе преподавания дисциплин «Педагогическая психология» и «Экспериментальная психология».

Материалы диссертации обсуждались на Международной научно-практической конференции «Модернизация системы образования в сфере культуры и искусства» (Тамбовский госуниверситет им. Г. Р. Державина, 2002), Межрегиональной научно-методической конференции «Профессиональное образование психолога: интеграция теории и практики» (Воронежский госуниверситет, 2002), научно-практической конференции «Преемственность традиций классического музыкального образования молодежи — в XXI век» (Костромской госуниверситет им. Н. А. Некрасова, 2002), Российской научно-практической конференции «Историко-педагогическое наследие П. Ф. Каптерева и проблемы современного образования» (Воронежский государственный педуниверситет, 2002), Международной научно-практической конференции «Интеграция наук в системе художественного образования» (Воронежский государственный педуниверситет, 2003), а также на научных сессиях Воронежского государственного педагогического университета и Воронежского государственного университета (1999;2003).

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 266 наименований, и 5 приложенийосновной текст изложен на 166 страницах.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ.

1. В понятийный аппарат педагогической психологии введены понятия «индивидуальный стиль исполнительской деятельности студента» и «базовый исполнительский комплекс студента», «волевое включение» студента в процессе интерпретации музыкального сочинения.

2. Индивидуальный стиль исполнительской деятельности студента определяется в исследовании как индивидуальная исполнительская техника студента (совокупность индивидуальных исполнительских приемов) во взаимосвязи с его познавательной, эмоционально-волевой и духовной активностью, повышающая качество интерпретации музыкального сочинения.

3. Структура индивидуального стиля исполнительской деятельности студента включает три компонента базового исполнительского комплекса: познавательную (А), творческую (В) и техническую активность © студента.

4. Функциями индивидуального стиля исполнительской деятельности студента являются: 1) развитие умения студента создавать свою оригинальную исполнительскую интерпретацию- 2) повышение уровня развития компонентов базового исполнительского комплекса студента- 3) повышение уровня артистичности, уверенности студента в ходе публичного выступления- 4) развитие рефлексивных и коммуникативных способностей студента.

5. Ведущая роль в процессе интерпретации музыкального сочинения принадлежит познавательным и духовным способностям студента.

6. Понятие базового исполнительского комплекса студента определяется как совокупность основных компонентов его исполнительской деятельности (познавательной, творческой, технической активности).

7. Волевое включение студента в процессе интерпретации музыкального сочинения предполагает максимальную концентрацию его познавательной, эмоционально-волевой и духовной активности.

8. Механизм волевой регуляции в функционировании базового исполнительского комплекса студента предполагает взаимодействие основных компонентов комплекса (познавательной, творческой, технической активности) с волевым включением студента, в результате чего максимально возрастает уровень активности компонентов комплекса и повышается качество созданной студентом интерпретации.

9. Средствами исполнительской интерпретации музыкального сочинения являются: авторский текст сочинения, авторские ремарки, вариативные параметры исполнения (темп, агогика, динамика, интонирование, тембр, артикуляция, туше).

10. Формирование индивидуального стиля исполнительской деятельности студента, предполагающее использование совокупности средств исполнительской интерпретации музыкального сочинения, повышает качество созданной им интерпретации.

11. Модель формирования индивидуального стиля исполнительской деятельности студента средствами интерпретации музыкального сочинения построена в соответствии с логикой процесса интерпретирования и предполагает два этапа: выявление интерпретаторского решения и создание завершенной интерпретации музыкального сочинения. Первый этап включает в себя три уровня: 1) выбор сочинения, первое знакомство с текстом, разбор и показ произведения- 2) поиск и выбор наилучшего интерпретаторского решения- 3) оценку сформированное&tradeинтерпретаторского решения. Второй этап также состоит из трех уровней: 1) нахождение «живого центра» сочинения- 2) совершенствование компонентов базового исполнительского комплекса студента- 3) публичный показ сочинения.

12. Экспериментальным путем выявлено, что эффективность формирования индивидуального стиля исполнительской деятельности студента повышается при наличии его волевого включения в процессе интерпретации музыкального сочинения, происходящем при соблюдении совокупности следующих психолого-педагогических условий: 1) использовании основных положений концепции проективного образования в исполнительской деятельности студента- 2) целенаправленном формировании проективного творческого мышления студента- 3) направленности обучения на развитие у студента специальных исполнительских навыков в выражении собственных внутренних потребностей средствами индивидуальной исполнительской техники- 4) развитии рефлексивных и коммуникативных способностей студента.

13. Разработаны психодиагностические методики: «Оценка уровня базового исполнительского комплекса студента», «Оценивание качества интерпретации и артистичности», «Опросник для выявления широты профессионального кругозора и интересов студентов».

14. В исполнительской деятельности студента реализованы принципы интегративно-дифференцированного подхода, основные положения концепции проективного образования.

Исследование дополняет разделы изучения творческой личности в образовательном процессе и открывает перспективы для дальнейших исследований индивидуального стиля педагогической и творческой деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Совершенствование исполнительской деятельности студента связано с необходимостью формирования его индивидуального исполнительского стиля, направленного на единое гармоничное развитие личностного и профессионального потенциала. В построении модели формирования индивидуального стиля исполнительской деятельности студента средствами интерпретации музыкального сочинения синтезировались различные науки и области наук, изучающие категорию стиля: психология деятельности и личности, психология творчества, герменевтика, стилеведение и интерпретология в искусствознании, основы инновационной деятельности субъектов образовательного процесса в педагогике и педагогической психологии. В этом проявился принцип интегративно-дифференцированного подхода. Исследование волевой регуляции как ведущего универсального механизма в формировании обозначенного стиля обусловило дифферен-цированность данного подхода.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Стиль жизни / А. Адлер // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В .Я. Романова. — М.: Че-Ро, 2000.-С. 98−106.
  2. А.Д. Творчество музыканта-исполнителя: На материале интерпретаций выдающихся пианистов прошлого и настоящего / А. Д. Алексеев. М.: Музыка, 1991. — 104 с.
  3. М.В. Педагогическая поддержка индивидуального стиля учения школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Алёшина Марина Владимировна. — Саратов, 1999.-21 с.
  4. А.Г. Стиль руководства как детерминанта деятельности малой научной группы: Автореф. дис.. канд. психол. наук / Аллахвердян Александр Георгиевич. М., 1993. — 53 с.
  5. H.JI. Герменевтический аспект обучения в контексте философии культуры: Дис.. канд. филос. наук / Алоян Нарине Липа-ритовна. — Ростов н/Д, 1999. 117 с.
  6. Н.А. Модели управления образования и стили преподавания / Н. А. Аминов // Вопросы психологии. 1994. — № 2. — С. 88−99.
  7. .Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — СПб.: Питер, 2002. 288 с.
  8. М.Г. Мышление, язык, семантика / М. Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления: Сб. статей / Под ред. М. Г. Арановского. М.: Музыка, 1974. — С. 90−128.
  9. Т.Е. Стиль общения как фактор эффективной совместной деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук / Аргентова Татьяна Евгеньевна. М., 1984. — 16 с.
  10. Аристотель. Об истолковании / Аристотель // Сочинения: В 4 т.- М.: Мысль, 1978. Т. 2. — С. 91−116.
  11. Аристотель. О душе / Аристотель. СПб.: Питер, 2002. — 224 с. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев. — JL: Музгиз, 1963.-379 с.
  12. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. -М.: Смысл- Академия, 2002. 416 с.
  13. Р. Типология психосинтеза: семь основных типов личности / Р. Ассаджиоли. М.: Мир Урании, 2003. — 150 с.
  14. Г. С. Диалектический характер творческого отношения человека к миру: Автореф. дис. докт. филос. наук / Батищев Генрих Степанович. М., 1989. — 52 с.
  15. JI.A. Эмиль Гилельс: Творческий портрет артиста / JI.A. Баренбойм. -М.: Советский композитор, 1990.-264 с.
  16. М. Мгновение в жизни другого. В чьей жизни? Мемуары / М. Бежар. М.: АО «Русская творческая палата», 1998. — 240 с.
  17. Бенедетти Микеланджели Артуро // Григорьев Л. Г. Современные пианисты: Биографические очерки / Л. Г. Григорьев, Я. М. Платек.- М.: Советский композитор, 1985. С. 42−47.
  18. Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии) / Н. А. Бердяев. М.: Книга, 1991.-448 с.
  19. Е.Д. Индивидуальный стиль как онтологическая проблема: Дис.. канд. филос. наук / Богатырёва Елена Дмитриевна.-Самара, 2000.- 189 с.
  20. Д.Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. М.: Академия, 2002. — 320 с.
  21. Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Л. И. Божович. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 352 с.
  22. Ю.Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. — М.: Высшая школа, 2002.511 с.
  23. М.Н. Некоторые проблемы психофизиологии индивидуальных различий / М. Н. Борисова, К. М. Гуревич, А.Е. Олыпаннико-ва, И.В. Равич-Щербо // Вопросы психологии. 1976. — № 5. — С. 1936.
  24. JI.JI. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарёв. М.: Ин-т психологии РАН, 1997. — 350 с.
  25. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение / А. В. Брушлинский. — М.: Ин-т практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 1996.-387 с.
  26. О. С. Педагогический артистизм / О. С. Булатова. — М.: Академия, 2001. 240 с.
  27. И.А. Джордано Бруно / И. А. Бунин // Окаянные дни: Собр. соч. СПб.: ТОО «Бионт», 1994. — Кн. 6. — 480 с.
  28. Р. Виртуоз и художник / Р. Вагнер // Избранные работы / Сост. И. А. Барсова. М.: Искусство, 1978. — С. 71−84.
  29. Л.В. К вопросу о музыкальных способностях / Л. В. Вахтель // Теория и практика профессиональной подготовки учителямузыки: Сб. науч. тр. Вып. 15. / Под ред. А. С. Петелина, Л. Г. Лобовой. Воронеж: Воронежский гос. пед. ун-т, 2002д. — С. 28−32.
  30. Э. Воспоминания о Марии Гринберг / Э. Вирсаладзе // Мария Гринберг: Статьи. Воспоминания. Материалы / Сост. А. Нигер. М.: Советский композитор, 1987. — С. 114−116.
  31. Воспоминания о Листе / Под ред. Н. Енукидзе. М.: Классика-XXI, 2000.- 172 с.
  32. В. Введение в психологию / В. Вундт. — СПб.: Питер, 2002.- 128 с.
  33. JI.C. Психология искусства / Л. С. Выготский. — Рос-тов-н/Д: Феникс, 1998. 480 с.
  34. Л.С. Психология / Л. С. Выготский. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.-1008 с.
  35. Н.И. Интеграция и дифференциация университетского психолого-педагогического образования / Н. И. Вьюнова. М.: Московский пед. гос. ун-т- Воронеж: Воронежский гуманитарный ин-т Московского открытого социального ун-та, 1999. — 236 с.
  36. .А. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие в специфических условиях спортивной деятельности / Б. А. Вяткин // Психологический журнал. — 1993. Т. 14. — № 2. — С. 73−83.
  37. P.M. Философия немецкого романтизма: Гёльдерлин, Шпейермахер / P.M. Габитова. М.: Наука, 1989. — 159 с.
  38. Гадамер Г.—Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Г.-Г. Гадамер. — М.: Прогресс, 1988. 699 с.
  39. П.Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. — М.: Книжный дом «Университет», 1999. 332 с.
  40. Д. Размышление о человеке, его строении, его долге и упованиях / Д. Гартли // Английские материалисты XVIII века. Собрание произведений: В 3 т.-М.: Мысль, 1967.-Т. 2.-С. 193−371.
  41. Гегель Г. В. Ф. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель. М.: Мысль, 1999. -1067 с.
  42. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С. И. Гессен. М.: Школа-Пресс, 1995. — 448 с.
  43. Г. Р. Статьи. Воспоминания. Материалы / Г. Р. Гинзбург. — М.: Советский композитор, 1984. — 288 с.
  44. В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика / В. Е. Гмурман. — М.: Высшая школа, 1998. — 479 с.
  45. Т. Сочинения: В 2 т. / Т. Гоббс. М.: Мысль, 1989. — Т. 1. -621 с.
  46. Э.А. Способности и индивидуальность / Э.А. Голубе-ва. — М.: Прометей, 1993. 304 с.
  47. А.Б. Советы педагога-пианиста / А. Б. Гольденвейзер // Пианисты рассказывают / Под общ. ред. М. Г. Соколова. -М.: Советский композитор, 1979. С. 159−177.
  48. Ю.Я. Индивидуальный стиль волевой активности и его формирование у старших школьников: Автореф. дис.. канд. психол. наук / Горбунов Юрий Яковлевич. Пермь, 1992. — 11 с.
  49. Г. Б. Исполнитель и авторский текст / Г. Б. Гордон. М.: Комитет по культуре и туризму Московской области, 1993. — 12 с.
  50. Г. Б. Гилельс и критика / Г. Б. Гордон // Музыкальная академия. 1994. — № 4. — С. 101 -108.
  51. A.JI. Музыкальная психология / A.JI. Готсдинер. -М.: NB Магистр, 1993.-190 с.
  52. И. Фортепьянная игра. Ответы на вопросы о фортепьянной игре / И. Гофман. М.: Классика-ХХ1, 1998. — 136 с.
  53. К. Из бесед с пианистами. Беседа с Мурой Лимпани / К. Гринди // Волгоград-Фортепиано 2000 / Под ред. М. В. Лидского. -Волгоград: ООО «Л.Б.Ф.», 2000. — С. 263−270.
  54. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы / К. М. Гуревич. М.: Наука, 1970. — 272 с.
  55. Э. Собрание сочинений: В 3 т. / Э. Гуссерль. М.: Логос: Гнозис, 2001. Т. 3(1). Логические исследования. Исследования по феноменологии и теории познания. — 471 с.
  56. Н.Н. Психофизиология / Н. Н. Данилова. — М.: Аспект Пресс, 2001.-373 с.
  57. Р. Сочинения: В 2 т. / Р. Декарт. М.: Мысль, 1989. — Т. 1.-654 с.
  58. У. Психология / У. Джемс. М.: Педагогика, 1991. —367 с.
  59. Л.Г. Деятельность и функциональное состояние: актива-ционный компонент деятельности / Л. Г. Дикая // Психологические проблемы профессиональной деятельности / Отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Н. Занковский. -М.: Наука, 1991. С. 93−111.
  60. Л.Я. Индивидуальный эмоциональный стиль / Л .Я. Дорфман // Вопр. психологии. 1989. — № 5. — С. 88−95.
  61. Т.М. Язык и социальная психология / Т. М. Дридзе. — М.: Высшая школа, 1980. — 224 с.
  62. И.Б. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя: Дис.. канд. психол. наук / Жуванов Игорь Борисович. Ташкент, 1993. — 174 с.
  63. Журдан-Моранж Э. Равель о Равеле. Беседы у микрофона / Э. Журдан-Моранж, В. Перльмютер // Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 3. / Сост. и ред. Г. Эдельмана. М.: Музыка, 1967.-С. 3−61.
  64. Г. Искусство и истина: Теория и метод истории искусства / Г. Зедльмайр. СПб.: Axioma, 2000. — 272 с.
  65. .В. Саморегуляция в норме и патологии / Б.В. Зей-гарник // Психологический журнал. 1989. — Т. 10. — № 2. — С. 122 132.
  66. И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2002.-384 с.
  67. А.Я. Методологические искания в западном искусствознании: Критический анализ современных герменевтических концепций / А .Я. Зись, М. П. Стафецкая. М.: Искусство, 1984. — 238 с.
  68. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / В. А. Иванников. М.: Изд-во УРАО, 1998. — 144 с.
  69. Е.В. Стиль адаптации к новым условиям учебной деятельности: на материале исследования младших школьников и подростков: Автореф. дис.. канд. психол. наук / Иванова Елена Владимировна. — Пермь, 2000. — 18 с.
  70. Г. Л. Теоретические основы проективного образования: Дис.. докт. пед. наук / Ильин Георгий Леонидович. М., 1995. — 390 с.
  71. Е.П. Психофизиология физического воспитания: факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности / Е. П. Ильин. -М.: Просвещение, 1983. 223 с.
  72. Е.П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты / Е. П. Ильин //Вопросы психологии. 1988. -№ 6. — С. 85−93.
  73. Е.П. Психология воли / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2000. -288 с.
  74. И.А. Одинокий художник / И. А. Ильин. — М.: Искусство, 1993.-348 с.
  75. Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. Б. А. Вяткин. —
  76. Пермь, Пермский гос. пед. ин-т, 1992. 121 с.
  77. В.К. Волевая регуляция деятельности: Автореф. дис.. докт. психол. наук / Калин Владимир Константинович. Тбилиси, 1989.-36 с.
  78. Н.А. Временные характеристики индивидуального стиля деятельности: Дис.. канд. психол. наук / Калугина Наталья Андреевна. М., 2000. — 147 с.
  79. И. Сочинения: В 6 т. / И. Кант. М.: Мысль, 1965. — Т. 4. -Ч. 1.-544 с.
  80. П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования / П. Ф. Каптерев // Избранные педагогические сочинения / Под ред. A.M. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
  81. Д.К. Музыкальное восприятие / Д. К. Кирнарская. -М.: Кимос-Ард, 1997. 160 с.
  82. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е. А. Климов. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1969. 278 с.
  83. А.Г. Психология личности / А. Г. Ковалёв. М.: Просвещение, 1970. — 392 с.
  84. Г. М. Избранные статьи. Вып. 3. / Г. М. Коган. — М: Советский композитор, 1985. 184 с.
  85. О.А. Стилевые особенности саморегуляции деятельности / О. А. Конопкин, В. И. Моросанова // Вопросы психологии. — 1989.-№ 5.-С. 18−26.
  86. X. Беседы с Пабло Казальсом / X. Корредор. — Л.: Гос. музыкальное изд-во, 1960. 370 с.
  87. А. О фортепианном искусстве: Статьи, материалы, документы / А. Корто. — М.: Музыка, 1965. — 363 с.
  88. Н.П. Интерпретация музыки / Н. П. Корыхалова. — Л.: Музыка, 1979. 208 с.
  89. .Б. Типологические особенности стиля деятельности руководителей разной эффективности / Б. Б. Коссов // Вопросы психологии. 1983.-№ 5.-С. 126−130.
  90. .Б. Личность и педагогическая одаренность: новый метод / Б. Б. Коссов. — М.: Ин-т практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 128 с.
  91. И.С. Соотношение стилевых и продуктивных характеристик интеллектуальной деятельности у лиц с высокими значениями IQ. Дис.. канд. психол. наук / Кострикина Инна Станиславовна. -М., 2001. -207 с.
  92. Г. М. Тип личности и предпочитаемый стиль руководства: Дис.. канд. психол. наук / Котляревский Георгий Михайлович. М., 1993. — 106 с.
  93. А.И. Психология обучения художественному творчеству / А. И. Красило. — М.: Ин-т практической психологии, 1998. — 136 с.
  94. О.А. Эстетика / О. А. Кривцун. М.: Аспект Пресс, 2001.-447 с.
  95. Е.П. Психологическое воздействие искусства / Е. П. Крупник. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999. — 240 с.
  96. А.Ю. Исполнительская интерпретация музыкального произведения в историко-стилевой эволюции (теория вопроса и анализ исполнений «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха):
  97. Дис.. канд. искусствоведения / Кудряшов Андрей Юрьевич. — М., 1994.-233 с.
  98. Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся / Н. В. Кузьмина // Вопросы психологии. 1984. — № 1. — С. 20−26.
  99. Э. Музыкальная психология (области и границы музыкальной психологии) / Э. Курт // Альманах музыкальной психологии Homo musicus / Ред.-сост. М. С. Старчеус. — М.: Изд-во Московской гос. консерватории им. П. И. Чайковского, 1994. С. 7−27.
  100. А. Ф. К учению о психической активности. Программа исследования личности и другие работы: Избранные труды по общей психологии / А. Ф. Лазурский. — СПб.: Алетейя, 2001. 192 с.
  101. С. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства / С. Лангер. М.: Республика, 2000. -287 с.
  102. Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н. С. Лейтес. М.: Ин-т практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 448 с.
  103. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 302 с.
  104. Е.Я. Работа над фортепианной техникой / Е.Я. Ли-берман. М.: Фигаро-Центр, 1996. — 136 с.
  105. А.В. Единая концепция стиля человека: метафора или реальность? / А. В. Либин // Стиль человека: психологический анализ / Под ред. А. В. Либина. М.: Смысл, 1998. — С. 109−124.
  106. И.П. Стиль управленческой деятельности: теоретические аспекты, методы диагностики и оптимизации / И. П. Литвинов. — Элиста: Джангар, 1997. 127 с.
  107. Н.И. Формирование профессионально-психологической культуры учителя / Н. И. Лифинцева. — М.: Изд-во Моск. пед. гос. ун-та- Курск: Изд-во Курского гос. пед. ун-та. 2000. — 204 с.
  108. Л.Г. Синергетика музыкальной педагогики / Л. Г. Лобова. Воронеж: Воронежский гос. пед. ун-т, 2002. — 136 с.
  109. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  110. А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. -М.: Политиздат, 1991. 525 с.
  111. Л.Н. Теоретические основы развития индивидуального стиля педагогической деятельности преподавателя высшей школы: Дис.. докт. пед. наук / Макарова Людмила Николаевна. Белгород, 2000.-449 с.
  112. О.А. Бетховен. Соната ор. 2 № 2 с пометками М. И. Гринберг / О. А. Макарова // Волгоград-Фортепиано 2000 / Под ред. М. В. Лидского. — Волгоград: ООО «Л.Б.Ф.», 2000. — С. 7−38.
  113. О.Э. Слово и культура: Статьи / О. Э. Мандельштам. — М.: Советский писатель, 1987. 320 с.
  114. А.К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. — 190 с.
  115. К.А. Индивидуальная фортепианная техника / К. А. Мартинсен. М.: Музыка, 1966. — 220 с.
  116. К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано / К. А. Мартинсен. — М.: Классика-ХХ1, 2002. — 120 с.
  117. Э.И. Индивидуальный стиль общения в совместной игровой и предметной деятельности / Э. И. Маствилискер // Вопросы психологии. 1989. — № 3. — С. 63−70.
  118. В.В. О содержании понятия «адекватное восприятие» / В. В. Медушевский // Восприятие музыки: Сб. статей / Ред.-сост. В. Н. Максимов. -М.: Музыка, 1980. С. 141−155.
  119. В.В. Религиозная природа музыкального слуха / В. В. Медушевский // Альманах музыкальной психологии Homo musicus / Ред.-сост. М. С. Старчеус. — М.: Изд-во Московской гос. кон) серватории им. П. И. Чайковского, 1995. С. 8−15.
  120. Мелш-Пашаев А. А. Мир художника / А.А. Мелик-Пашаев. — М.: Прогресс-Традиция, 2000. 271 с.
  121. B.C. Индивидуальный стиль деятельности и его системообразующая функция / B.C. Мерлин // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — М.: Че-Ро, 2000.-С. 128−139.
  122. Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора. Страницы из записных книжек / Н. К. Метнер. — М.: Гос. музыкальное изд-во, 1963. 96 с.
  123. Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства / Я. И. Мильштейн. М.: Советский композитор, 1983. — 266 с.
  124. М.К. Стиль в музыке / М. К. Михайлов. JL: Музыка, 1981.-262 с.
  125. В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека / В. И. Моросанова. М.: Наука, 2001. — 191 с.
  126. MytfMaxep В. И. Формирование профессиональных значимых качеств личности будущего учителя музыки / В. И. Муцмахер. М.: Московский гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина, 1989. — 62 с.
  127. В.И. Проблема музыкальных способностей и ее социальное значение / В. Н. Мясищев, А. Л. Готсдинер // Искусство, музыкознание, музыкальная психология и музыкальная педагогика. Хрестоматия. Вып. 1. М.: Прометей, 1991. — 4.II. — 232 с.
  128. JJ.JI. Теоретические основы и методы формирования эмпатии у студентов музыкально-педагогических факультетов: Дис.. докт. пед. наук /Надирова Лейли Леонардовна. -М., 2000. 426 с.
  129. Е.В. Звуковой мир музыки / Е. В. Назайкинский. -М.: Музыка, 1988.-254 с.
  130. В.Д. Проблемы психологии индивидуальности / В. Д. Небылицын. М.: Ин-т практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. — 688 с.
  131. Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога / Г. Г. Нейгауз. М.: Классика-ХХГ, 1999. — 232 с.
  132. Г. Н. Индивидуальный стиль деятельности составная часть личностно ориентированного профессионального образования: в помощь преподавателю / Г. Н. Неустроев. — Челябинск: ЮжноУральский научно-образовательный центр РАО, 2001. — 27 с.
  133. JI.B. Статьи и воспоминания современников. Письма / Л. В. Николаев. Л.: Советский композитор. Ленинградское отделение, 1979.-328 с.
  134. А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля педагогической деятельности учителя: Автореф. дис.. канд. психол. наук / Никонова Алла Яковлевна. М., 1986. — 23 с.
  135. И.В. Воспоминания о В.В. Софроницком / И.В.
  136. Никонович // Волгоград-Фортепиано 2000 / Под ред. М.В. Лид-ского. — Волгоград: ООО «Л.Б.Ф.», 2000. — С. 45−126.
  137. Г. Становление личности: Избранные труды / Г. Ол-порт. М.: Смысл, 2002. — 462 с.
  138. А. Я — композитор / А. Онеггер. Л.: Гос. музыкальное изд-во, 1963.-207 с.
  139. А. О музыкальном искусстве / А. Онеггер. Л.: Музыка. Ленинградское отделение, 1979. — 262 с.
  140. А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики / А. Б. Орлов. М.: Академия, 2002. -272 с.
  141. Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления /Е.М. Орлова. -М.: Музыка, 1 984 302 с.
  142. И.П. Рефлекс свободы / И. П. Павлов. СПб.: Питер, 2001.-432 с.
  143. Е.К. Общительность и индивидуальный стиль деятельности тележурналистов: Автореф. дис.. канд. психол. наук / Павлова Елена Константиновна. М., 1997. — 18 с.
  144. А.Х. Особенности эмоциональной сферы музыкантов с разным уровнем музыкальности / А. Х. Пашина, А. В. Торопова // Психологический журнал. 1999.-№ 1. — С. 109−115.
  145. Н.Е. В классе рояля. Короткие рассуждения / Н. Е. Перельман. -М.: Классика-ХХ1, 2000. 160 с.
  146. Н.И. Индивидуальный стиль деятельности учителя / Н. И. Петрова. Казань: Казанский гос. пед. ин-т, 1982. — 76 с.
  147. А.В. Основы теоретической психологии / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. М.: ИНФРА-М, 1998. — 528 с.
  148. В.В. Проблемы индивидуальности: общие и специально человеческие типы ВНД / В. В. Печенков // Способности: К 100-летию со дня рождения Б. М. Теплова / Под ред. Э. А. Голубевой. — Дубна: Феникс, 1997. С. 189−218.
  149. . Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. — М.: Международная пед. академия, 1994. 673 с.
  150. Я.А. Психология творения. Избранные психологические труды / Я. А. Пономарёв. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999.-475 с.
  151. П.Г. Стиль в искусстве как средство выражения индивидуального / П. Г. Попов // Стиль человека: психологический анализ / Под ред. А. В. Либина. М.: Смысл, 1998. — С. 227−251.
  152. Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект / Н. Ю. Посталюк. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1989.-204 с.
  153. М.В. Исполнительский стиль как разновидность индивидуального стиля деятельности (на материалах художественной гимнастики): Дис.. канд. психол. наук / Приставкина Маргарита Валентиновна. Л., 1984. — 197 с.
  154. Проблемы философской герменевтики: Сборник статей / Отв. ред. A.M. Руткевич. -М.: Ин-т философии АН СССР, 1990. 119 с.
  155. С.В. Герменевтическая реконструкция сущности творчества: Дис.. канд. филос. наук / Пронкина Светлана Викторовна.-М., 2001.- 158 с.
  156. JI.H. Об объективном и субъективном в исполнительском искусстве / JI.H. Раабен // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 1. / Отв. ред. Ю. А. Кремлёв. JL: Гос. музыкальное изд-во, 1962. -С. 20−51.
  157. Д. А. Исполнитель и стиль / Д. А. Рабинович // Исполнитель и стиль: Избранные статьи. -М.: Советский композитор, 1979. -Вып. I. Проблемы пианистической стилистики. С. 103−313.
  158. Я. Василий Иванович Сафонов / Я. Равичер. М.: Гос. музыкальное изд-во, 1959. — 364 с.
  159. Равич-Щербо И. В. Психогенетика / И.В. Равич-Щербо. — М.: Аспект Пресс, 2002. 445 с.
  160. В.Г. Динамика художественного сознания в музыкальном обучении: Автореф. дис.. докт. психол. наук / Ражников Владимир Григорьевич. М., 1993. — 70 с.
  161. А.А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. СПб.: Питер, 1999.-416 с.
  162. Т. Болезни личности. Опыт исследования / Т. Рибо. — Минск: Харвест, М.: ACT, 2001. 400 с.
  163. П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / П. Рикёр. — М.: Academia-Центр «Медиум», 1995. 416 с.
  164. Рихтер Святослав Теофилович // Григорьев Л. Г. Современные пианисты: Биографические очерки / Л. Г. Григорьев, Я. М. Платек. — М.: Советский композитор, 1985. С. 338−341.
  165. К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию / К. Р. Роджерс. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.-416 с.
  166. С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2001. — 720 с.
  167. Е.М. Зависимость индивидуального стиля педагогической деятельности от структуры педагогических способностей (преподавателя иностранного языка): Автореф. дис.. канд. психол. наук / Савицкая Елена Матвеевна. — М., 1993. — 21 с.
  168. Р.К. Формирование индивидуального творческого стиля деятельности будущего учителя: Дис.. канд. пед. наук / Саттарова Резеда Камильевна. Казань, 1996. — 169 с.
  169. В.И. Избранные психологические произведения. Воля, ее развитие и воспитание / В. И. Селиванов. — Рязань: Изд-во Рязанского гос. пед. ин-та, 1992. — 574 с.
  170. Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки. Воспоминания. Материалы: К 100-летию со дня рождения / Отв. ред. Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1989.-453 с.
  171. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. — М.: Логос, 1999. -271 с.
  172. А.Н. Избранные статьи / А. Н. Серов. М., Л.: Гос. музыкальное изд-во, 1950. — Т. 1. — 627 с.
  173. Е.В. Индивидуальный стиль и проблема личностного подхода к способностям / Е. В. Сизов // Вопросы психологии. 1988. -№ 2.-С. 24−33.
  174. П.В. Созидающий мозг: Нейробиологические основы творчества / П. В. Симонов. М.: Наука, 1993. — 108 с.
  175. В.А. Три прочтения «Картинок с выставки» (М. Юдина С. Рихтер — В. Горовиц) / В. А. Сирятский // Советская музыка. — 1976. -№ 3. — С. 93−98.
  176. С.С. Художественные принципы музыкальных стилей / С. С. Скребков. М.: Музыка, 1973. — 448 с.
  177. А.Н. Личность как субъект интерпретации / А. Н. Славская. Дубна: Феникс+, 2002. — 240 с.
  178. В.А. Педагогика: Инновационная деятельность / В. А. Сластёнин, Л. С. Подымова. М.: Магистр, 1997. — 224 с.
  179. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С. Д. Смирнов. М.: Академия, 2001. -304 с.
  180. B.C. Смысл любви: Избранные произведения / B.C. Соловьёв. -М.: Современник, 1991. 525 с.
  181. А.В. Воспоминания. Мысли о Музыке / А. В. Софроницкий // Фортепиано. 2000. — № 2. — С. 16−19.
  182. А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки / А.Н. Со-хор. — Л.: Советсткий композитор. Ленинградское отделение, 1980. — 294 с.
  183. . Сочинения: В 2 т. / Б. Спиноза- СПб.: Наука, 1999. -Т. 1.-488с.
  184. Т.Е. Психолого-педагогические условия развития креативности у будущих учителей музыки: Дис.. канд. пед. наук / Стародубцева Татьяна Евгеньевна. Липецк, 2001. — 170 с.
  185. В.В. Из воспоминаний «Училище правоведения 40 лет назад» 1836−1842 / В. В. Стасов // Статьи о музыке. Вып. 3. / Сост. Н.
  186. Симакова. -М: Музыка, 1977. С. 5−44.
  187. Р.Дж. Практический интеллект / Р.Дж. Стернберг, Дж.Б. Форсайт, Дж. Хедланд, Дж. А. Хорвард, Р. К. Вагнер, В. М. Вильяме, С. А. Снук, E.JI. Григоренко. СПб.: Питер, 2002. — 272 с.
  188. И. Ф. Хроника моей жизни / И. Ф. Стравинский. -Л.: Гос. музыкальное изд-во, 1963. 274 с.
  189. И.И. Педагогическая герменевтика / И. И. Сулима. -Н. Новгород: Нижегор. юрид. ин-т МВД РФ, 2000. 253 с.
  190. Н.В. Музыкальное мышление младших школьников и методика его развития / Н. В. Суслова. М.: Московский пед. гос. унт, 1999.-157 с.
  191. Т.Д. Художественно-творческое развитие студентов педвуза (теоретический аспект) / Т. Д. Суслова // Теория и практика образования: история и современность / Липецкий гос. пед. ун-т. -2002.-Вып. 11.-С. 148−157.
  192. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во Московского ун-та, 1984. — 344 с.
  193. Г. С. Музыкальная психология / Г. С. Тарасов // Спутник учителя музыки / Сост. Т. В. Челышева. М.: Просвещение, 1993. -С. 26−62.
  194. Теория и методика обучения игре на фортепиано / Под общ. ред. А. Г. Каузовой, А. И. Николаевой. М.: Владос, 2001. — 368 с.
  195. .М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теп-лов // Избранные труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1985. — Т. 1. — С. 42 222.
  196. .М. Психология и психофизиология индивидуальных различий / Б. М. Теплов. — М.: Ин-т практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 544 с.
  197. O.K. Психология мышления / O.K. Тихомиров. — М.: Академия, 2002. 288 с.
  198. П.В. Индивидуальный стиль эмоциональной активности спортсмена в соревнованиях: Автореф. дис.. канд. психол. наук / Токарев Павел Владимирович. Пермь, 1991. — 18 с.
  199. В.А. Исследования индивидуального стиля деятельности / В. А. Толочёк // Вопросы психологии. 1991. — № 3. — С. 53−62.
  200. Е.Б. Контрасты «Картинок с выставки» — феномен парадоксального мышления Мусоргского / Е. Б. Трембовельский // Проявление контраста в музыке: Межвуз. сб. науч. тр. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1988. — С. 75−97.
  201. Д.Н. Психология установки / Д. Н. Узнадзе. СПб.: Питер, 2001.-416 с.
  202. А.А. Доминанта / А. А. Ухтомский. — СПб.: Питер, 2002. 448 с.
  203. С.Я. Пианизм как искусство / С. Я. Фейнберг. — М.: Классика-XXI, 2001. 340 с.
  204. В.Э. Человек в поисках смысла / В. Э. Франки. — М.: Прогресс, 1990. — 366 с.
  205. Н.Г. Социально-философские аспекты герменевтики в современном образовании: Автореф. дис.. канд. филос. наук/ Фролова Нина Григорьевна. Красноярск, 2001. — 23 с.
  206. М. Бытие и время / М. Хайдеггер. СПб.: Наука, 2002.-450 с.
  207. X. Психология мотивации и достижения / X. Хекхаузен. СПб.: Речь, 2001.-240 с.
  208. П. Мир композитора / П. Хиндемит // Дирижерское исполнительство: практика, история, эстетика / Сост. JI. Гинзбург. -М.: Музыка, 1975. С. 467−474.
  209. А.П. Влияние личностных особенностей самбисток на индивидуальный стиль их соревновательной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Хлопецкий Анатолий Петрович. Калининград, 1999. — 28 с.
  210. М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума / М. А. Холодная. М.: ПЕР СЭ, 2002а. — 304 с.
  211. М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М. А. Холодная. СПб.: Питер, 20 026. — 272 с.
  212. В.Н. Музыка как вид искусства / В. Н. Холопова. -СПб.: Лань, 2000. 319 с.
  213. Г. М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества/Г.М. Цыпин. — М.: Советский композитор, 1988. — 384 с.
  214. Г. М. Исполнитель и техника / Г. М. Цыпин. М.: Академия, 1999.-192 с.
  215. Д.В. Креативная педагогика и психология / Д. В. Чернилевский, А. В. Морозов. — М.: Московская гос. технологическая академия, 2001.-301 с.
  216. В.П. Исполнительские стили в контексте художественной культуры XVIII—XX вв.еков: Автореф. дис.. докт. искусствоведения / Чинаев Владимир Петрович. — М., 1995. — 48 с.
  217. В.Д. Введение в психологию: способности человека / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 2002. — 160 с.
  218. В. Т. Звуковой повтор поиск смысла (Заметки о стиховой гармонии) / В. Т. Шаламов // Семиотика и информатика. — 1976. -Вып. 7. — С. 128−145.
  219. О.В. Инвариантность воли в пространстве индивидуального стиля саморегуляции произвольной активности человека: Автореф. дис.. канд. псих, наук / Шамшикова Ольга Александровна. Новосибирск, 2002. — 23 с.
  220. И.П. Индивидуальный стиль соревновательной деятельности дзюдоисток в связи с их личностными особенностями: Дис.. канд. пед. наук / Шлее Инесса Петровна. СПб., 1993. — 212 с.
  221. Ф.Д. Лекции по эстетике / Ф. Д. Шлейермахер // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. / Глав. ред. М. Ф. Овсянников. М.: Искусство, 1967. — Т. 3. Эстетические учения Западной Европы и США (1789−1871). — 1006 с.
  222. А. «Ты никогда не будешь пианистом!» Моя жизнь и музыка. Музыка и линия наибольшего сопротивления. Размышления о музыке / А. Шнабель. М.: Классика-ХХ1, 1999. — 336 с.
  223. А. Собрание сочинений: В 5 т. / А. Шопенгауэр. -М.: Московский Клуб, 1992. Т. 1. Мир как воля и представление. -395 с.
  224. Р. Избранные статьи о музыке / Р. Шуман. М.: Гос. музыкальное изд-во, 1956. — 400 с.
  225. Р. Письма: В 2 т. / Р. Шуман. М.: Музыка, 1970. — Т. 1. — 720 с.
  226. В.И. Формирование индивидуального стиля саморегуляции состояния в процессе обучения: Дис.. канд. психол. наук / Щедров Виктор Иванович. М., 1994. — 209 с.
  227. Н.И. Индивидуальный стиль педагогической деятельности и условия его формирования у студентов педколледжа с позиции личностно-ориентированного подхода к обучению: Дис.. канд. пед. наук / Щелихова Наталья Ивановна. М., 1996. — 151 с.
  228. А.И. Освоение фортепианной музыки XX века как нового мира музыкальных ценностей / А. И. Щербакова. М.: Московский пед. гос. ун-т, 1999. — 99 с.
  229. М.Р. Структура индивидуального стиля деятельности и условия его формирования: Дис.. докт. психол. наук/ Щукин Марат Родионович. Пермь, 1994. — 330 с.
  230. . Художник внутри вас / Б. Эдварде. — Минск: Попурри, 2000.-256 с.
  231. Юозелюнене И.—Э. И. Стиль деятельности наставника как фактор формирования ответственности молодых рабочих в производственном коллективе: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Юозелюнене Ирена-Эмилия Ионовна. — Вильнюс, 1989. — 16 с.
  232. И.С. Развивающее обучение / И. С. Якиманская. — М.: Педагогика, 1979. 144 с.
  233. Angilette Е. Philosopher at the keyboard: Glenn Gould /Е. Angilette. -N.Y, London: The Scarecrow Press, Inc., 1992. 256 p.
  234. Berman B. Notes from the pianist’s bench / B. Berman. New Haven — London: Yale University Press, 2000. — 224 p.
  235. Hunt E. On the nature of intelligence / E. Hunt // Science. 1983. — V. 219. -№ 4581. — P. 141−146.
  236. Kemp A.E. The musical temperament / A.E. Kemp. N.Y.: Oxford University Press, 1996. — 283 p.1.zarus R.S. Cognition and motivation / R.S. Lazarus // Amer. Psychol. 1991. — V. 46. — P. 352−367.
  237. Maslow A.H. Self-actualizing people: A study of psychological health / A.H. Maslow // Personality Symposia: Symposium # 1 on values. -N.Y.: Grune & Stratton, 1950. P. 11−34.
  238. Schachter S. The interaction of cognitive and physiological determinants of emotional state / S. Schachter // Adv. Exp. Soc. Psychol. 1964. -V. l.-P. 49−80.
  239. Shaffer L.H. The interpretive component in musical performance / L.H. Shaffer, N.P. McAngus Todd // Musical perceptions / Ed. by R. Aiello. — N.Y.: Oxford University Press, 1994. P. 258−270.
  240. Sternberg R.J. Inside intelligence / R.J. Sternberg // American Scientist. 1986. — V. 74. — № 2. — P. 137−143.
  241. Uhde J. Denken und Spielen: Studien zu einer Theorie der musikali-schen Darstellung / J. Uhde, R. Wieland. — Kassel-Basel-London New York: Barenreiter, 1988. — 504 S.
  242. Within H.A. A cognitive-style approach to cross-cultural research / H.A. Witkin // International Journal of Psychology. 1967. — V. 2. -P. 233−250.1. Ф.И.О. студента1. Курс1. Произведение1. Дата1?? ?? ?? ?? ?? ?? ?? ?? ?
  243. Стилевые особенности сочинения и элементы композиторского заиыслаг
  244. Ob Sb Тр D In Tat | Ind Art I’fr • -¦v.1. Ним V1 S"* ¦1. Эксперт:1. VO ¦й
  245. Соответствие интерпретации музыкального произведения объективным требованиям текста0 .3 ¦6
  246. Оригинальность интерпретации музыкального произведения0 не проявляется1 •
Заполнить форму текущей работой