Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование Я-концепции у подростков, страдающих эпилепсией

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Представленная работа посвящена одной из наиболее актуальных и интересных тем современной клинической психологии — влиянию на самосознания подростков заболевания эпилепсией. Существующие проблемы улучшения качества жизни больных эпилепсией невозможно решать без серьезного, эмпирического обоснования. Неблагоприятное влияние субъективных факторов, в отличие от объективных (непредсказуемость… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1Я-концепция как психологическая проблема
      • 1. 2. Психологические особенности подростков
      • 1. 3. Формирование Я-концепции у подростков
      • 1. 4. Взаимосвязь самосознания и болезни
      • 1. 5. Изучение личности больных эпилепсией
  • ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА МАТЕРИАЛА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Характеристика материала
    • 2. 2. Методы исследования
      • 2. 2. 1. Клинико-биографический метод
      • 2. 2. 2. Методика «Кто ЯГ
      • 2. 2. 3. Методика Оффера «Образ Я»
      • 2. 2. 4. Метод О-сортировки
      • 2. 2. 5. Методика семантического дифференциала
      • 2. 2. 6. Цветовой тест отношений
    • 2. 3. Математическая обработка
    • 2. 4. Процедура проведения обследования
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
    • 3. 1. Удовлетворенность собой по данным О-сортировки
    • 3. 2. Цветовой тест отношений
    • 3. 3. Уровень сформированности отдельных компонентов в структуре Я по методике Оффера
    • 3. 4. Временной аспект Я-концепции у подростков
    • 3. 5. Особенности установок подростков по отношению к себе
    • 3. 6. Результаты корреляционного анализа
      • 3. 6. 1. Удовлетворенность собой и особенности представления подростков о себе
      • 3. 6. 2. Структурные особенности Я-концепции
      • 3. 6. 3. Взаимосвязь между когнитивными и аффективными составляющими Я-концепции
      • 3. 6. 4. Особенности Я-концепции и уровень адаптации
      • 3. 6. 5. Взаимосвязь формы заболевания и особенностей представления подростков о себе
    • 3. 7. Результаты факторного анализа
  • ВЫВОДЫ

Формирование Я-концепции у подростков, страдающих эпилепсией (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Подростковый возраст является сензитивным периодом для развития самосознания и формирования Я-концепции. В подростковом возрасте происходит усложнение структуры образа Я, дифференциация содержания представления о себе, динамика самооценки, рост критичного отношения к себе. Эпилепсия — хроническое полиэтиологическое заболевание головного мозга, проявляющееся повторными припадками судорожного и бессудорожного характера с нарушением сознания, снижением интеллекта и психическими расстройствами. Эпилепсия остается одним из наиболее распространенных нервно-психических заболеваний, по данным мировой статистики эпилепсия отмечается у 0,8 — 1% населения. Анализ литературы показывает большое количество работ, посвященных совершенствованию диагностики и разработке новых методов лечения различных форм эпилепсии у детей и подростков (Петрухин A.C., Мухин К. Ю., Болдырев В. И). В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа более благоприятных форм течения болезни в связи с расширением арсенала эффективных противосудорожных средств. Возраст 11−15 лет является кризисным периодом, когда увеличивается количество заболеваний эпилепсии (Харитонов P.A., 1972) При изучение больных эпилепсией в центре внимания психологов чаще оказывались особенности интеллектуальной деятельности (Дзюба С.В., Сорокина К. Д., Селицкий Г. В., Усачева Е. Л., Полонская H.H., Яхно H.H., Якунина О.Н.), семейные взаимоотношения (Игнатьева Н.Д.1981), отношение к болезни (Вассерман Л.И., Игнатьева Н. Д., Каубиш В. К., Харитонов P.A.) личность больных эпилепсией (Громов С.А., Якунина О Н., Шванцара Й.), тогда как процесс формирования Я-концепции при заболевании эпилепсией является малоизученным, что и определяет актуальность данного исследования. Под Я-концепцией понимается динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, а также эмоционально-оценочное отношение к себе в целом и к отдельным аспектам своего Я.

Теоретической основой для построения исследования являются идеи, представленные в работах Ананьева Б. Г., Бернса Р., Леонтьева А. Н., Кона И. С., Чесноковой И. И., Столина В. В., Пантелеева С. Р. и др.

Актуальность исследования обусловлена тем, что Я-концепция имеет большое значение в регуляции поведения. Представление подростков о себе выступает как активное начало, определяя интерпретацию индивидуального опыта, самоожидания и регуляцию поведения. Следовательно, отношение к болезни, к процессу лечения, взаимоотношения со сверстниками и родителями будут во многом определяться представлением подростков о себе. Знание специфических особенностей Я-концепции при заболевании эпилепсией позволит прогнозировать реакции подростков, даст возможность активизировать и более эффективно использовать внутренний личностный потенциал каждого из них для предотвращения психологической и социальной дезадаптации.

Все выше сказанное определяет актуальность исследования и позволяет сформулировать его цель.

Цель исследования — изучение влияния заболевания эпилепсией на развитие самосознания подростков и формирование Я-концепции.

Задачи исследования:

1. Исследование содержания и структуры образа Я у подростков больных эпилепсией.

2. Изучение самооценки и степени удовлетворенности собой у подростков больных эпилепсией.

3. Исследование эмоционально-оценочного отношения к себе в различных социальных ролях у подростков больных эпилепсией.

4. Исследование временной перспективы личности подростков, больных эпилепсией.

5. Сравнительный анализ Я-концепции подростков больных эпилепсией и контрольной группы.

Предметом исследования являются когнитивная, эмоциональная, временная и социально-ролевая составляющие Я-концепции подростков, страдающих эпилепсией.

Объект исследования. Основную группу составили 78 подростков 12−15 лет, находившихся на стационарном лечении в отделении детской психиатрии НИИ им. В. М. Бехтерева с диагнозом эпилепсия. Контрольная группа включала 94 школьника средних общеобразовательных школ г. Санкт-Петербурга того же возраста.

Методы исследования: применялись клиникобиографический, экспериментально-психологические и статистические методы. Экспериментально-психологический блок включает в себя технику (2-сортировки, опросник Оффера «Образ Я», Цветовой тест отношений, методику «Кто Я?», семантический дифференциал.

Положения, выносимые на защиту:

1. Наличие заболевания эпилепсией затрудняет позитивное самопринятие подростков, существенно снижает уровень удовлетворенности собой.

2. Я-концепция подростков, страдающих эпилепсией, отличается низким уровнем дифференцированности, генерализацией негативных оценок связанной с подструктурой Я-больной на интегральное самоотношение и другие подструктуры Я.

3. Заболевание эпилепсией замедляет и искажает естественный процесс развития Я-концепции у подростков и формирует качественно своеобразные представления о себе.

4. Форма заболевания эпилепсией, ее тяжесть и длительность оказывают существенное влияние на формирование Я концепции в подростковом возрасте.

Научная новизна. Впервые были исследованы специфические особенности формирования самосознания у подростков, больных эпилепсией. Рассмотрена зависимость структуры Я-концепии от длительности, формы и степени тяжести заболевания. Предложен теоретически обоснованный методический комплекс, направленный на изучение Я-концепции подростков, страдающих эпилепсией. Показана адекватность использованных методов целям и задачам.

Практическое применение: Результаты исследования могут быть использованы в психодиагностической работе. На основании полученных данных возможно оказание дифференцированной и адекватной психологической и психотерапевтической помощи, уточнение прогноза течения заболевания и осуществление выбора оптимальных методов лечения и реабилитации больных. Глубокое знание особенностей самосознания подростков, больных эпилепсией позволит наиболее эффективно осуществлять коррекционное воздействие, способствовать формированию адекватного образа Я, позитивного самопринятия. Развитие самосознания подростков, больных эпилепсией выступает как важный фактор их адаптации к современным условиям и улучшения качества их жизни. Результаты исследования использовались при разработке программ групповых занятий подростковой группы, которая функционирует на детском психиатрическом отделении НИИ им. В. М. Бехтерева.

Апробация работы. Материалы работы были представлены на научно-практической конференции молодых ученых «Исследования в области психиатрии, наркологии, неврологии, психотерапии и клинической психологии на рубеже веков» (НИИ им. В. М. Бехтерева, 1999), на обществе детских невропатологов Санкт-Петербурга (2001). Основные положения и результаты исследования включены в лекционные курсы циклов «Основы медицинской психологии и психодиагностики» при НИИ им. В. М. Бехтерева.

ВЫВОДЫ.

1. У подростков, больных эпилепсией по сравнению со здоровыми сверстниками выявляется статистически значимая степень расхождения Я реального и Я идеального, что свидетельствует о наличии внутреннего конфликта и может привести к эмоциональным, когнитивным и поведенческим нарушениям.

2. Болезнь оказывает неблагоприятное влияние как на общую самооценку, так и на самооценки себя в различных социальных ролях: как друг/подруга, ученик/ученица, сын/дочь. В основной и контрольной группах самооценка в целом у девочек выше, чем у мальчиков. У подростков, больных эпилепсией социальные роли оказались автономны, их оценки себя в различных ролях практически не связаны с содержательными характеристиками, не интегрированы в целостную систему представлений о себе.

3. Заболевание эпилепсией нивелирует половые различия в формировании самосознания, более отчетливо проявляющиеся в контрольной группе. В группе больных эпилепсией установлены половые различия только в детско-родительских отношениях. мальчики воспринимают себя хорошими сыновьями, они близки с родителями, в то время как у девочек наблюдается противоположная картина — они оценивают себя в роли дочерей достаточно негативно, с элементами противостояния.

4. У подростков, страдающих эпилепсией, наблюдается замедление темпов развития самосознания, которое охватывает различные сферы Я: психологическую, сексуальную, частично социальную (представление о профессиональной роли). Это приводит к снижению адаптационных возможностей и повышению риска психопатологических нарушений у т мальчиков за счет аффективных реакций и низкой фрустрационной устойчивости.

5. Заболевание эпилепсией вызывает своеобразную диссоциацию оценочных отношений. Особенности эмоционально-оценочного отношения к себе в контрольной группе более согласованы между собой. Эпилепсия приводит к иррадиации негативного самоотношения от настоящего в прошлое и в будущее и усиливает ожидания враждебности со стороны окружающих. Это создает ограничения для построения сценария собственной жизни и априори снижает качество социальной адаптации.

6. Самоописание подростков больных эпилепсией отличается низкой дифференцированностью, что проявляется в меньшем количестве положительных и психологических характеристик себя, по сравнению с контрольной группой. Наиболее распространены безоценочные суждения, которые свидетельствует о страхе оценки и действии компенсаторных или защитных механизмов. В основной группе важное место при самоописании занимают характеристики, раскрывающие различные аспекты их болезни, тогда как в контрольной группе не встречается каких-либо упоминаний о состоянии здоровья.

7.Выявлена взаимосвязь клинических характеристик болезни с особенностями Я-концепции: тяжесть заболевания связана с более позитивным принятием себя в прошлом по сравнению с настоящим и будущимдлительность заболевания вызывает нивелирование Идеального Я, что является защитным механизмом, так как позволяет снизить требования к себепри генерализованной форме эпилепсии самоотношение подростков остается достаточно устойчивым, тогда как изменяется их мнение об отношении к ним окружающих в сторону большей недоброжелательности, в то время как при парциальной форме наблюдается обратная картинадлительность заболевания усиливает ценность профессионального самоопределения с тенденцией к гиперсоциальности.

8.Результаты проведенной работы показали адекватность выбора экспериментально-психологических методов исследования, их высокую диагностическую информативность. Целесообразно их использовать на различных этапах психологической работы (диагностическом, коррекционном), а также при оценки эффективности психотерапии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Представленная работа посвящена одной из наиболее актуальных и интересных тем современной клинической психологии — влиянию на самосознания подростков заболевания эпилепсией. Существующие проблемы улучшения качества жизни больных эпилепсией невозможно решать без серьезного, эмпирического обоснования. Неблагоприятное влияние субъективных факторов, в отличие от объективных (непредсказуемость приступов, их частота, ограничения в выборе профессий и т. д.) может быть скорректировано. Для этого необходимо знать, каким образом формируется Я-концепция в подростковом возрасте, как связаны между собой различные аспекты образа Я, какие отличия наблюдаются в формировании половой идентичности. Выполненное исследование показало, что изучение Я-концепции у подростков, больных эпилепсией, оказалось существенным для более глубокого понимания механизмов формирования личности, особенности их социальной адаптации.

Обобщение представленного выше эмпирического материала позволяет выявить наиболее существенные результаты исследования. Логика обсуждения общих итогов основывается на логике самого исследования и решения поставленных задач. Установлено, что влияние заболевания проявляется в нескольких аспектах. Прежде всего заболевание замедляет и искажает естественный процесс развития самосознания. Под естественными характеристиками мы имеем в виду общие закономерности, описанные в литературе и приведенные нами в теоретической части диссертационного исследования, а также особенности, выявленные при анализе результатов в контрольной группе обследованных нами подростков. Влияние заболевания обнаруживает себя в специфических особенностях всех составляющих Я-концепции. Особенностью аффективного компонента Я-концепции у больных подростков является преобладание негативного самоотношения, которое проявляется как в общей неудовлетворенности собой, так и в совокупности частных низких самооценок. Это проявляется при самых разных ракурсах рассмотрения Я-концепции.

Можно предположить, что типичное для подросткового возраста критическое отношение к себе при заболевании становится еще более негативным, возникающее чувство недостаточности травматично и актуализирует защитные и компенсаторные механизмы. Это свойственно и здоровым подросткам, но в отличие от них страдающие эпилепсией дети ограничены в средствах и путях компенсации. Это может привести к проявлению самообесценивания. Э. Эриксон подчеркивал различия между нормативным, эволюционным кризисом подросткового возраста и травмирующим, «навязанным», невротизирующим кризисом. В первом случае сам процесс роста порождает новую энергию, иными словами, присутствует потенциальная возможность для преодоления кризиса. Во втором случае кризис обуславливается конкретной причиной (болезнью), требует больших энергетических затрат для защиты и усугубляется нарушением социальных отношений.

Очевидно нарушение процесса дифференциации представления подростков о себе. Это направление развития самосознания в подростковом возрасте отмечается многими исследователями. В норме процесс дифференциации проявляется в частичной автономности самооценки и самоотношения по отдельным аспектам Я на фоне позитивного самоотношения. Низкий уровень дифференцированности Я-концепции подтверждается результатами структурного анализа, выявившим наличие множественных и жестких взаимосвязей между уровнем развития различных аспектов Я, связаны между собой и самооценки по различным критериям. На первый взгляд, это можно рассматривать как проявление целостности, но интерпретация всех эмпирических данных опровергает возможность такого предположения. Результатом низкой дифференцированности является распространение негативных оценок с одного аспекта Я на интегральное самоотношение и другие частные характеристики и наоборот, негативное общее самоотношение порождает множество негативных конкретных оценок. Выявленная особенность делает больных подростков очень уязвимыми. Неожиданность и непредсказуемость приступов приводит к формированию чувства собственной беспомощности. Объективная невозможность контроля над ситуацией и над собой в таких случаях переносится подростком на другие жизненные ситуации. Результаты исследования позволяют также говорить об опосредованном влиянии заболевания эпилепсией. В частности, заболевание делает подростков более зависимым от взрослых, часто побуждает родителей к проявлению гиперопеки.

Характерной особенностью подросткового возраста является ролевое экспериментирование. Личностная зрелость приводит к интеграции принятых человеком социальных ролей и выполнению их с учетом собственных индивидуальных особенностей. У больных подростков социальные роли оказались автономны, их оценки себя в различных ролях практически не связаны с содержательными характеристиками, не интегрированы в целостную систему представлений о себе. Выявленное в исследовании качественное своеобразие представления о себе у подростков, страдающих эпилепсией, затрудняет процесс формирования личностной идентичности.

Заболевание эпилепсией является настолько хроническим психотравмирующим фактором, что приводит к стойкому внутреннему конфликту и способствует появлению и фиксированию невротического фона. Полученные данные свидетельствуют о наличии у подростков, больных эпилепсией большого количества защитных механизмов, что проявлялось в занижении образа идеального Я, меньшем количестве психологических характеристик в самоописании и большем количестве безоценочных утверждений, по сравнению со своими здоровыми сверстниками. Выраженные компенсаторные и защитные механизмы выполняя функцию снятия остроты психологического переживания, и тем самым снижения тревоги, повышения самооценки и самоуважения могут препятствовать развитию самосознания и рефлексии и негативно влиять на социальную адаптацию. С другой стороны, нестабильность психологического состояния подростка способствует увеличению восприимчивости к психологическому воздействию.

Все вышесказанное обосновывает необходимость коррекционной работы по формированию адекватного образа Я и позитивной Я-концепции у подростков, страдающих эпилепсией. Возможно несколько направлений психологической помощи для минимизации негативного влияния заболевания на Я-концепцию. В качестве одной из целей можно указать информирование специалистов, которые работают с подростками, о необходимости осуществления психологической поддержки больных, принимая их такими, какие они есть, веря в их уникальность, неповторимость и ценность. Другим важным направлением является консультирование родителей. Необходимо осознание родителями того, что их тревоги, реакция на приступы детей и часто встречающееся нарушение типа воспитания по типу потворствующей гиперопеки не способствует формированию у подростков уверенности в своих силах, самостоятельности. Задачами при работе с подростками является: изменение отношения к своей болезниразрыв тесной связи «болезнь — Я-концепция», когда один образ Я («Я-больной») оказывает отрицательное влияние на все другие образы Яповышение когнитивной дифференцированности самосознания, уточнение представления о себерасширение временной перспективы, помощь в формировании половой идентичности. Для решения этих задач возможно использование различных форм работы. Индивидуальная работа может включать выполнение домашних заданий, ведения дневника. При отсутствии противопоказаний, желательно использование групповых форм работ.

В заключение можно сказать, что структура Я больного эпилепсией подростка является очень сложным стержневым для личности образованием. Хотя мы использовали достаточно большой блок психологических методов многие факторы остались не до конца ясными. Личность меняется так же, как изменяется окружающий ее мир и общество, в котором она живет.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Психология детей и подростков. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. — 379 с.
  2. B.C. Становление Я-концепции личности: теория и практика. М.: Институт молодежи, 1999. — 164с.
  3. В.Д. Экспериментально-психологическое исследование начальных форм эпилепсии у детей.// Вопросы психиатрии. 1959, — вып. 3. — с.275−284.
  4. Александрова Н И. Образ физического «Я» в самосознании школьника //Тезисы докладов XI Всесоюзной научно-практической конференции психологов спорта. Минск: Госкомспорт, 1990.
  5. В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возраста. Автореф. дис.канд.психол.наук. М., 1985. — 19 с.
  6. .Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. Избранные психологические труды в 2 т. М., 1980. — Т.1. -с.103−127.
  7. К.В., Яньшин П. В. Связь предпочтения цвета с Я-концепцией //Прикладная психология. 1999. — № 6. — с.45−57.
  8. О.В. Влияние финлепсина и финлепсина-ретарда на некоторые особенности личности у больных эпилепсией. // Прикладная психология. 2000. — № 6. — с.38−44.
  9. .А., Кутько И. И. Цветовые предпочтения подростков с акцентуациями характера.// Журнал неврологии и психиатрии. 1997. — № 1. — с. 24−28.
  10. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Наука, 1986.437с.
  11. Н.М. К исследованию самосознания больных неврозами // Тезисы научных сообщений советских психологов в 6 Всесоюзному съезду общества психологов СССР. М., 1983. 2 — с.214−215.
  12. Божович Л И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М" 1968. -464с.
  13. Божович Л И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии. 1978. — № 4. — с.28−33.
  14. И.В., Цыцарев С В. Алкоголизм и самосознание личности // Реабилитация больных нервно-психическими заболеваниями и алкоголизмом. Тезисы докладов. Л ., 1986. — с.351−354.
  15. А.И. Эпилепсия у детей и подростков. М.: Медицина, 1990. — 320с.
  16. П.Болдырев А. И. Психические особенности больных эпилепсией. -М.: Медицина, 2000. 370с.
  17. Бологова Т В., Семин И. Р. К вопросу социальной адаптации детей, страдающих эпилепсией // Сибирский психологический журнал. -1998. № 7. — с.67−68.
  18. Л.В. Нарушение взаимоотношения непосредственной и опосредованной памяти у больных эпилепсией// Психологические исследования. М., 1971. — вып.З. — с.58−66.
  19. Л.В. Динамика самооценки от подросткового возраста к взрослости //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1990. — № 1 (3). — с.23−27.
  20. Jl.В. Что такое самооценка? //Психологический журнал. 1992. — № 4. — с.99−105.
  21. .С., Розовский И. Я., Цапкин В Н. Психологические проблемы изучения и коррекции аномалий личности. М.: Изд-во МГУ, 1988. -86с.
  22. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. — 303с.
  23. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонение. М.: Педагогика, 1990. — 144с.
  24. Н.С. Внутренний диалог в структуре самосознания и его динамика в процессе психотерапии. Автореф.дис.канд.псих.наук.- М., 1996.-24 с.
  25. Ш. Что такой пубертатный возраст //Педология юности. Сб. статей. М.-Л.: Гос. уч.-пед. изд-во, 1931.
  26. А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967.- 195 с.
  27. Н.В. Особенности самосознания лиц с высокоагрессивным поведением // Педагогические чтения: философия, педагогика, образования. Межвузовская конференция (28−29 апреля 1997 г., г. Пушкин). Тезисы докладов и сообщений. 1997. с. 179−180.
  28. Л.И. Отношение к болезни больных эпилепсией: клинико-психологические корреляции // Психологическая диагностика отношения к болезни при нервно-психических и соматических заболеваниях. Л., 1990. — с.62−69.
  29. Вассерман Л И. Психологическая диагностика отношения к болезни у больных эпилепсией. // Современные методы исследования и лечения больных эпилепсией. Л., 1989. — с. 14−20.
  30. Вассерман Л И. Психологическая диагностика при эпилепсии. // Современная психиатрия имени И. Б. Ганнушнина. 1998, эпилепсия, специальный выпуск.
  31. В.И. Исследование устойчивости канонической факторной структуры семантического дифференциала и ее теоретическая интерпретация. Автореф.дис.канд.психол.наук. Л., 1982. -20с.
  32. Т.В. Экспериментальное исследование нарушения самосознания при поражении лобных долей головного мозга// Психология познавательной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1978. — с. 100−109.
  33. Л.С. Педология подростка. / Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. М.. Педагогика, 1984. -Т.4- с.5−242.
  34. Т.М. Самооценка как метод изучения личности // Проблемы патопсихологии. Тез.докл.конф. М., 1972. — с. 105−118.
  35. В.И., Манеров В. Х. Вопросы применения метода семантического дифференциала /семантически противоположных пар/ при исследовании речи // Психологические методы исследования личности в клинике. Л.
  36. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения// Вопросы психологии. 1994. — № 3. — с.44−50.
  37. СПбГМУ им. Акад. И. П. Павлова. СПб.: Изд-во НИИХ СПбГУ, 2000. -с.84−86.
  38. .А. Нарушение самосознания у больных белой горячкой.// Клинический аспект самосознания при психических заболеваниях в связи с вопросами диагностики, лечения и реабилитации. /Под ред. B.C.Чуд н овского. Куйбышев, 1982. — с.97−103.
  39. Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте. Автореф.дис. канд.психол.наук.- M., 1983 19с.
  40. М. Лонгитюдное исследование Я-образа в возрасте 9−14 лет //Социально-психологические и нравственные аспекты изучения личности. Сборник научных трудов. М., Институт психологии АН СССР, 1988. -с.57−62.
  41. A.A., Старовойтенко Е. Б., Кривокулинский А. Ю. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности (акмеологический аспект). М.: РАУ, 1993 — 156с.
  42. C.B. Особенности принятия решения у детей с идиопатической генерализованной эпилепсией // Вестник практической неврологии. 1998. -№ 4. — с. 122−125.
  43. C.B. Зрительная память у детей с идиопатической генерализованной эпилепсией. // Вестник практической неврологии. 1998. — № 4. — с.143−146.
  44. У. Психология. М.: Педагогика, 1991. — 367с.
  45. Е.Г. Аномальное развитие личности у подростков июношей с делинкветным и криминальным поведением. Автореф.дисс.доктора психол.наук. СПб., 2000 — 48с.
  46. Дорожевец, А Н. Искажение образа физического Я у больных ожирением и нервной анорексией. Автореф.дис. канд.психол.наук. М., 1986. — 19с.
  47. А.Н. Нарушение самовосприятия и пищевого поведения у больных с синдромом нервной анорексии //Журнал невропатологии и психиатрии. 1986. — вып.12.
  48. Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте //Вопросы психологии. 1972. — № 2. — с.25−37.
  49. Драгу нова Т. В. О некоторых психологических особенностях подростков// Вопросы психологии личности школьника/ Под ред. Л. И Божович, Л. В. Благонадежиной. М. АПН РСФСР, 1961- с.120−169.
  50. С.Г. Самосознание больных с соматоформными расстройствами и его динамика в процессе психотерапии. // Социальная и клиническая психиатрия. 2000. — том 10. — № 2. — с.55−57.
  51. Н.Д. Сравнительное изучение особенностей личности детей, страдающих эпилепсией и бронхиальной астмой. Автореф.дис.канд.психол.наук. Л., 1981. — 19с.
  52. Н.Д., Каубиш В. К., Харитонов Р. А. Отношение детей, страдающих эпилепсией к своему заболеванию. // Медико-психологические аспекты реабилитации детей с психическими нарушениями. Л., 1978, — с.7−16.
  53. Д.Н. Психосоматические расстройства у детей: руководство для врачей. СПб.: Питер, 2000. — 512с.
  54. И.М. Взаимодействие когнитивных и аффективных компонентов в структуре самосознания (на модели невротических расстройств). Автореф.дис.канд.психол.наук М., МГУ, 1990 — 24с.
  55. И.М., Соколова Е. Т. Исследование образа физического Я подростков, страдающих ожирением// Сб.науч.тр.Формирование образа «Я» и проблемы физвоспитания. М., 1990. -с.60−68.
  56. М.Г. Самооценка школьника: педагогические условия ее формирования. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. — 132с.
  57. .А. Психические расстройства при эпилепсии. М., 1999. — 416 с.
  58. В.Л. Соотношение уровня притязаний и самооценки у психических больных подростков// Проблемы патопсихологии. Тез.докл.конф. М., 1972, — с.243−249.
  59. .В. Психологические особенности развития самопонимания в юношеском возрасте // Мир психологии. 1999, — № 3. -с. 155−159.
  60. В.А., Андреева О. В. Динамика профиля личности и когнитивных функций при лечении парциальной эпилепсии финлепсином // Журнал неврологии и психиатрии. 2001. — № 6. — с.3−6.
  61. Т.Б. Изменение образа Я в ситуациях жизненных перемен. Автореф.дис. канд.психол.наук- М., 1989. -25с.
  62. В.К. Личность и поведение детей, больных эпилепсией. -Ташкент, 1988. 104с.
  63. В.К. Проблемы эпилептической деградации в детском возрасте. // Эпилепсия у детей и подростков/ под ред. Р. А. Харитонова. Л., 1972.- с.48−51.
  64. В.К. Стойкие изменения психики у детей, страдающих эпилепсией. Автореф. дис. докт. мед. наук. Л., 1972.
  65. Кле М. Психология подростка (психосексуальное развитие) М.: Педагогика, 1991.-171 с.
  66. Л.В. Клинико-психологические особенности самосознания больных алкоголизмом. Автореф. дис. канд. психол.наук.-СПб., 1993. -24с.
  67. Т.К., Кондратьева C.B. Взаимосвязь самопознания и познания других людей в ранней юности. // Психологический журнал. -1991. -Т.12. № 3. — с.30−37.
  68. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. -М.Политиздат, 1984.- 335с.
  69. Кон И. С. Открытие Я. М.: Политиздат, 1978. — 367с.
  70. Кон И. С. Психология ранней юности. M.: Просвещение, 1989.255 с.
  71. Кон И. С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности. М.: Просвещение, 1979. — 175 с.
  72. В.Т. Девиантное поведение у подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты. Минск: Беларусь, 1988. — 207с.
  73. М.В. Дисморфомания в подростковом и юношеском возрасте. М.: Медицина, 1984. — 224с.
  74. А.П. Диагностика регулятивной функции самосознания // Психологический журнал. 1995. — № 1. — Т.16. — с. 107−114.
  75. А.П. О феноменологии нарушений самосознания больных шизофренией // Журнал практического психолога. 1999 — № 5−6. — с. 13−25.
  76. АН. «Образ Я» как фактор развития личности. Автореф.дис.канд.психол.наук.- М., 1984. -20с.
  77. И.А., Сафуанов Ф. С., Тхостов А. Ш., Савина О Ф. Структурно-иерархическая организация самооценки у аномальных (психопатических) личностей в кризисной ситуации. // Психологический журнал. -1991.- Т.12. № 3. — с.57−67.
  78. М.В. Изменения личности при эпилепсии // Российский психиатрический журнал. 2000. — № 3. — с.60−65.
  79. С.А. Особенности формирования аддиктивного поведения у подростков и психокоррекционная работа с ними. Автореф.дис.канд.мед.наук-Л., 1989. -22с.
  80. С.А., Дементьев ВВ. Исследование образа «Я» у подростков с помощью опросника Оффера в процессе групповой психотерапии // Психологическая диагностика отношения к болезни при нервно-психических и соматических заболеваниях. Л., 1990, с. 137−143.
  81. Куй М., Макпартлэнд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя. //Современная зарубежная социальная психология.
  82. К.С., Райская М. М., Грибанова Г. В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. М., 1988. — 168с.
  83. М.А., Сильвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников. -Кишенев, 1983. 110с.
  84. М.И. Проблемы онтогенеза общения /НИИ общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
  85. И.В. Особенности самосознания психопатических личностей. Автореф.дис.канд.психол.наук.- Л., 1989. -24с.
  86. А.Е. Подростковая психиатрия. Л.: Медицина, 1985.406с.
  87. В.К. Особенности применения методики «Кто Я?» в целях личностной диагностики// Психологические проблемы индивидуальности. Тезисы научных сообщений молодых ученых к семинару-совещанию. М.20−22 апреля 1983 г., — М., 1983. с.17−18.
  88. Л.Л. Особенности состояния Я-концепции личности при донозологических формах полинаркотоксикамании у подростков. // Сибирский психологический журнал. 1998. — № 7. — с.68−71.
  89. Манова-Томова B.C., Пирьев Г. Д., Пенушлиева Р. Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. София: Медицина и физкультура, 1991. — 190с.
  90. А.И., Заваденко Н. Н., Петрухин А. С., Троицкая Л. А., Ильина Е. С., Дегтярева А. Г. Нарушение нервно-психического развития приэпилепсии у детей и возможности их коррекции // Вестник практической неврологии. 1998. — № 4. — с. 117−120.
  91. Р. Различные аспекты Я.// Психология личности, МГУ, 1982. -с. 132−141.
  92. Е.Л. Коммуникативное самосознание заикающихся и его изменения в процессе групповой психологической коррекции. Автореф.дис.канд.психол.наук.-Л. 1988. -25 с.
  93. Мостовая Л И. Самосознание больных истерическим неврозом его динамика в процессе психотерапии.// Клинический аспект самосознания при психических заболеваниях в связи с вопросами диагностики, лечения и реабилитации. Куйбышев, 1982.- с.27−33.
  94. Мудрик А. В. Современный старшеклассник- проблемы самоопределения. М., 1987, — 64 с.
  95. А.Б. Особенности изменения Я-концепции в казахской культуре // Этническая психология и общество / Под ред. Н. М. Лебедевой. М.: Старый сад, 1997. с.360−361.
  96. Муравьева К. З, Шильштейн Е. Е. О ролевом компоненте Я-концепции.// Вестник МГУ, серия 14 Психология. 2000. — № 1. — с.29−35.
  97. К.Ю., Петрухин А. С., Идиопатические формы эпилепсии: систематика, диагностика, терапия. М.: Арт-Бизнес-Центр, 2000. -319с.
  98. Е.Я. Тест двадцати ответов: какую идентичность мы измеряем? // Социальная идентификация личности. Книга 2 под. ред. Ядова В. А. М, 1994. — с.159−177.
  99. A.A. Социально-психическая адаптация: формы, механизмы и стратегии. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988. — 262 с.
  100. Е.В. Временной аспект самосознания в юношеском возрасте // Сибирский психологический журнал. 1998. -№ 8−9. — с.22−24.
  101. Т.А., Цыцарев С В. Личность и алкоголизм. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. — 192с.
  102. Н.Ф. Роль самосознания больных шизофренией в их социально-трудовой реадаптации.// Журнал невропатологии и психиатрии. 1987.-вып. 1. — с.90−94.
  103. К. Психология влечений человека. М.:Прогресс, 1972. -247с.
  104. Л.Д. Индивидуальное самосознание и пути его формирования. Автореф.дис.канд.философ.наук. -Л., 1975. -20 с.
  105. Д.В. Об экспериментальном изучении структуры самосознания // Новые исследования в психологии. М., 1984. — № 2. -с. 17−22.
  106. Ч., Суси Дж., Танненбаум П. Приложение методики семантического дифференциала и исследования по эстетике и смежным проблемам // Семиотика и искусствометрия. М.:Мир, 1972. — с.278−297.
  107. Особенности обучения и психологического развития школьников 13−17 лет //Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова. М.: Педагогика, 1988. -192 с.
  108. С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: Издательство МГУ, 1991. — 111 с.
  109. С.Р., Столин ВВ. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993. — 30 с.
  110. В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М.: МГУ, 1983. — 176с.
  111. В.Ф. Психосемантика сознания. М.: МГУ, 1988.207с.
  112. В.Ф., Шмелев А. Г. Построение методики «личностного семантического дифференциала». В кн.: Речь и познавательные процессы. Алма-Ата, 1982
  113. С.М. Мотивационная обусловленность Я-концепции личности в юношеском возрасте. Автореф.дис. канд.псих.наук.- СПб., 1995.- 18 с.
  114. A.C., Мухин К. Ю. Депакин (вальпроат натрия) в лечении эпилепсии у детей и подростков: эффективность и переносимость// Журнал неврологии и психиатрии. 2001. — том 101. — № 6. — с.20−27.
  115. Пикельникова М П. Понимание учащимися 12−17 лет своей личности и понимание их другими людьми // Экспериментальная и прикладная психология. Ученые записки ЛГУ, № 352, Серия психологических наук. вып. 2. Л.: ЛГУ, 1970. — с.91−96.
  116. К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста// Вопросы психологии. 1996. — № 1. — с.20−30.
  117. С.Т. Психология адаптирующейся личности. СПб.: Изд-во РГПУ, 2001 — 240 с.
  118. A.M. Анализ содержания «образа Я» в старшем подростковом возрасте у учащихся массовой школы и школы-интерната //Возрастные особенности психического развития детей. М., 1982.
  119. A.M. К анализу генезиса самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте // Воспитание, обучение и психологическое развитие. М., 1983, часть 3. — С. 672−674.
  120. A.M., Толстых H.H. Подросток в учебнике и в жизки. М.: Педагогика, 1987.
  121. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А.Г.Рузской- Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1990. — 264 с.
  122. Психологические особенности самосознания подростка. Киев, 1980, — 168 с.
  123. Психология формирования личности и проблемы обучения /Под ред. Д. Б. Эльконина, И. В. Дубровиной. М., 1980. — 168 с.
  124. Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1980.- 152 с.
  125. Н.К. Изучение самопринятия у детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях и в семье.// Вопросы психологии. 2000. — № 3. — с.23−33.
  126. Раусте Фон Врихт М. Л. Образ «Я» как подструктура личности //Проблемы психологии личности. -М. .Наука, 1982.
  127. X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности, /пер. с нем./- М.: Мир, 1994, — 320 с.
  128. K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ /Общ. ред. и предисл. Исениной Е.И. М. Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 480 с.
  129. Г. Я. Влияние представления о себе на формирование представления о личности другого человека //Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Тезисы докладов. -Краснодар, 1975. с.50−52.
  130. Г. Я. Самосознание как проблема социальное перцепции. //Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. Вып. 235. Краснодар, 1977. — с.169−174.
  131. И.Е. Формирование самосознания подростков с нарушением зрения / Право на здоровье. Тезисы докладов и сообщений 5 международной конференции «Ребенок в современном мире: Права ребенка. Омега. СПб., 1998. — с.69−70.
  132. К.П. Приемы выявления качеств, входящих в образ своего «Я» у подростков// Самосознание, речь и мышление. Алма-Ата, 1981.- с.56−67.
  133. Савина О Ф. Особенности структуры и процесса самосознания у психопатических личностей истерического и возбудимого круга. Автореф.дис.канд.психол.наук. СПб., 1992. — 24с.
  134. Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста. // Вопросы психологии. 1969.- № 4. с.107−116.
  135. Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и на оценку другими людьми //Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. — с.81−111.
  136. Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси: Мецилереба, 1989. — 204 с.
  137. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования /Под ред.А. А. Бодалева, В.В.Столина- Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М., Педагогика, 1989. — 208 с.
  138. Сирота Н А. Копинг-поведение в подростковом возрасте. Автореф.дис. докт.мед.наук- СПб., 1994.-51 с.
  139. О.Г. Состояние самосознания больных и его влияние на эффективность лечебно-профилактических мероприятий при алкоголизме. Автореф.дис. канд.мед.наук.- Новосибирск, 1987, — 24 с.
  140. Снегирева Т В. Методики изучения особенностей личностной саморегуляции //Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога под ред. Дубровиной, 1987. с.90−98.
  141. Jl.H. Введение в психологию индивидуальности. -М.:ИПП-ИСП, 2000. 512 с.
  142. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 215с.
  143. Е. Т. Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваний. M.: SvR-Apryc, 1995. — 395 с.
  144. Е.Т., Чеснокова И. Г. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей. // Вопросы психологии. 1986,-№ 2. — с.110−117.
  145. К.Д., Селицкий Г. В. Нарушение речевых и образных функций у детей с эпилепсией при преимущественном поражении правого или левого полушария головного мозга // Журнал неврологии и психиатрии. -1999. № 3. — с.7−11.
  146. В.В. Психодиагностика самосознания // Общая психодиагностика. М., 1987.
  147. В.В. Самосознание личности М.: Издательство МГУ, 1986.-286 с.
  148. Н.Н. Подростковый возраст //Рабочая книга школьного психолога /Под ред.И. В. Дубровиной. М., Просвещение, 1991. -с. 124- 145.
  149. P.A. Диагностика механизмов и функций регуляции переживаний в подростковом возрасте.//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1994. — № 2. — с.29−52.
  150. У.Уле Эмпирический анализ индивидуально-специфических концепций «Я» под углом зрения психопатологии // Транскультуральные исследования в психотерапии. Сб.н.тр. Л., 1989. — с.88−93.
  151. Е.Л., Полонская H.H., Яхно H.H. Когнитивные и поведенческие нарушения у детей при эпилепсии // Неврологический журнал. 1999. — том 4. — № 3. — с.21−25.
  152. Т.Л. Методика семантического дифференциала и возможности ее применения в клинической психологии //Психологические методы исследования личности в клинике. Л., 1978. — с.80−92.
  153. Д.Н. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. -1988. № 6. -с. 31−41.
  154. Д.Н. Психология современного подростка. М.: Знание, 1986. — 206 с.
  155. Д.Н. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. Душанбе, 1973. — 138 с.
  156. Е.Г. Образ «Я» подростков с хроническими психосоматическими заболеваниями и рекомендации к проведению психокоррекционной и психотерапевтической работы. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1992. -№ 2. — с. 14−23.
  157. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому //Под ред. Дубровиной И. В. М.: Педагогика, 1987.
  158. P.A. Фокально-корковая эпилепсия у детей и подростков (клиническое и статистическое исследование). Дисс. д-ра мед.наук. 1972 512 с.
  159. Холл К С., Линдсей Г. Теории личности. М, 1997. — 720с.
  160. Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб, 1997. — 608с.
  161. И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977 — 143с.
  162. B.C. Пути и перспективы изучения самосознания при психических заболеваниях.// Обозрение психиатрии и мед. психологии им. В. М. Бехтерева. 1992. — № 1. — с. 19−31.
  163. B.C. Сравнительное изучение патологии самосознания при психических заболеваниях.// Журнал невропатологии, и психиатрии. 1985. -№ 1. — с.106−111.
  164. В.С., Кржечковский А. Ю., Можейко A.A. Самосознание подростков с гармоничным и отклоняющимся поведением.-Ставрополь, 1993. 140 с.
  165. П.Д., Штакельберг О. Ю. Наркомания: патопсихология, клиника, реабилитацияю СПб.: Изд-во «Лань», 2000. -368с.
  166. В.Н. Личностное поведение и актуальная самооценка детей 9−13 лет в процессе их социальной адаптации. // Возрастная, педагогическая и коррекционная психология: Сборник научных трудов: Выпуск 2. Минск.: 2000. — 204 с.
  167. Й. Диагностика умственного дефицита при детских эпилепсиях. //Диагностика психического развития. Шванцара Й. И др. -Прага: Изд-во Авиценум, 1978. с.319−328.
  168. М.С. Сравнительное изучение самосознания больных с депрессивным и депрессивно-параноидным синдромом при шизофрении и сосудистых заболеваниях головного мозга. Автореф.дис.канд.мед.наук.- Л., 1987. 16 с.
  169. Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1969.535 с.
  170. Ю.М. Сравнительная характеристика возрастной динамики самосознания у детей и подростков с гармоничным и отклоняющимя поведением, воспитывающихся в семье и в доме-интернате // Сибирский психологический журнал. 1997. — № 4. — с.62.
  171. Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте. // Вопросы психологии. 2000. — № 2. — с.69−78.
  172. А.Г. Традиционная психометрика и экспериментальная психосемантика// Вопросы психологии. 1982. — № 5. -с. 36−46
  173. Е.В. Проблема Я и самосознание. // Проблемы сознания. М., 1966.
  174. X. Петерманн X. О структурном анализе «Я-концепции'7/ Экспериментальная и прикладная психология. 1987, вып. 12. с.2−145.
  175. Э.Г., Кулаков С. А. Динамика образа «Я» в процессе групповой психотерапии подростков с пограничными нервно-психическими заболеваниями. // Транскультуральные исследования в психотерапии. Сб.н.тр. Л., 1989. — с. 106−112.
  176. Э.Г., Кулаков С. А., Иманбаев Э. М. Сравнительный анализ образа «Я» подростков с аддиктивным поведением г.г. Бишкек и Ленинграда // Актуальные вопросы наркомании: Сб.науч. трудов. Бишкек. 1991. — с-121−125.
  177. Э.Г., Кулаков С. А., Черемисин О. В. Исследование образа «Я» у подростков с аддиктивным поведением // Психологические исследования и психотерапия в наркологии. Л., 1989. — с. 74−79.
  178. Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. — 344с.
  179. A.M. Опыт теоретической интерпретации семантического дифференциала// Вопросы психологии. 1979. № 1.
  180. A.M. Бажин Е. Ф. Цветовой тест отношений. Методические рекомендации. Л., 1985. — 18 с.
  181. В.А. Социальная идентичность. М., 1993.
  182. О.Н. Экспериментально-психологическое исследование особенностей личности больных эпилепсией в связи с задачами психокоррекционной работы. Автореф. дис .канд. психол.наук. -Л., 1983.- 17 с.
  183. В.М., Соколова Е. Т., Сирота Н. А., Видерман Н. С. Взаимосвязь копинг-поведения и Я-концепции у больных, зависимых от алкоголя, и условно здоровых мужчин// Социальная и клиническая психиатрия. 2001. — том 11.- выпуск 2. — с.36−43.
  184. Aydin-B- Yaprak-I- Akarsu-D- Okten-N- Ulgen-M. Psychosocial aspects and psychiatric disorders in children with thalassemia major. //Acta
  185. Paediatr-Jpn. 1997 Jun- 39(3): 354−7.
  186. Bax M. Problems for the child with epilepsy editorial- comment.// Dev Med Child Neurol 1999 Nov — 41(11): 723−31.
  187. Bogan-AM- Livingston-MG- Parry-Jones-WL- Buston-KM- Wood-SF The experiential impact of head injury on adolescents: individual perspectives on long-term outcome.//Brain-Inj. 1997 Jun- 11(6): 431−43.
  188. Bosma, S. Jackson (Eds.) Coping and Self-Concept in Adolescence. Spinger-Verlag, 1990.
  189. Brown Wendy, Kafer Norman F. Self-discrepancies and perceived peer accepfance // J. Psychol. 1994, 128, № 4 p.439−446.
  190. Dean-P- Austin-JK. Adolescent psychosocial issues in epilepsy. //Clin-Nurs-Pract-Epilepsy. 1996 Jan- 3(1): 4−6.
  191. Devinsky 0., Vazques B. Behavioral changes associated with epilepsy.// Neurol Clin 1995, 36: Suppl 2: 46−65.
  192. Erkolahti-R- Jansson-J- Offer-D- Steinhausen-HC.Comparison of the self-image of teenagers in Finland, the United States, and Germany.// J-Adolesc-Health. 1992 Jul- 13(5): 392−5.
  193. Haviland-MG- Reise-SP.A California Q-set alexithymia prototype and its relationship to ego-control and ego-resiliency. // J-Psychosom-Res. 1996 Dec- 41(6): 597−607.
  194. Inoff German G. et.al. Adolescents agression and parent-adolescents conflict // J Early Adolescence 1988. vol. 8, N1, p. 17−36.
  195. Kapfhammer-HP- Neumeier-R- Scherer-J Selbstkonzeptbildung im Ubergang vom Jugend- zum Erwachsenenalter. Eine empirische Vergleichsstudie bei psychiatrischen Patienten und gesunden Kontrollprobanden. // Z-Kinder-Jugenpsychiatr. 1993 Jun- 21(2): 73−81.
  196. Kassebrock-F Bewalttigung der Ablosungsprobleme anfallskranker Jugendlicher und junger Erwachsener mit Hilfe eines multidisziplinaren
  197. Beratungsteams. //Prax-Kinderpsychol-Kinderpsychiatr. 1992 Sep- 41(7): 258−63.
  198. Kersters R.M. et.al. Hungarian adolescents self concept// J. Youth & Adolescents 1986, vol. 15. N 3, p. 275−286.
  199. Lyman-SB- Bird-GW. A closer look at self-image in male foster care adolescents. //Soc-Work. 1996 Jan- 41(1): 85−96.
  200. Malewska-Peyre-H. L’identite negative chez les jeunes immigres. //Sante-Ment-Que. 1993 Spring- 18(1): 109−23.
  201. Marocco-Muttini-C- Sisca-C Identificazione e immagine di se negli adolescent! Due gruppi culturali a confronto. //Minerva-Psichiatr. 1993 Jun- 34(2): 67−74.
  202. Melarty G.D., Hoge D. Anaiysis of Age Effects in Longitudinal Studies of Adolescent Self-esteem // Develop. Psychology. 1982. V. 18 № 3. P. 372−379.
  203. Metz-lutz MN, et al. Cognitive development in begin focal epilepsies of childhood // Dev Neurosci 1999 Nov- 21(3−5): 182−90.
  204. Mims-J. Self-esteem, behavior, and concerns surrounding epilepsy in siblings of children with epilepsy. //J-Child-Neurol. 1997 Apr- 12(3): 187−92.
  205. Montemayor R., Eisen M. The Development of Self-conceptions from Childhood to Adolescence // Develop. Psychology. 1977. V. 13. № 4. P. 314−319.
  206. Nottelman ED. et.al. Developmental processes in early adolescence// J. of Adolescent Health Care 1987, 1987, N8 p.246−269.
  207. Nyame-PK- Biritwum-RB. Epilepsy: knowledge, attitude and practice in literate urban population, Accra, Ghana.// West-Afr-J-Med. 1997 Jul-Sep- 16(3): 139−45.
  208. O’Donoghue-MF- Duncan-JS- Sander-JW.The subjective handicap of epilepsy. A new approach to measuring treatment outcome.// Brain. 1998 Feb- 121 (Pt 2): 317−43.
  209. Offer D, Howard K.I. An empirical analysis of the Offer Self-image Questionnaire for Adolescents //Archives of General Psychiatry, 1972, vol. 27 p. 529−537.
  210. Offer D., Ostrov E., Howard K.I. The adolescent. A psychological self-portrait. N Y. Basic Books, 1981 H2p.
  211. Offer D., Ostrov E., Howard K.I. The Offer Self-image Questionnaire for Adolescents // A manual Chicago. Michael Reese Hospital, 1977, 92p.
  212. Offer D., Ostrov E., Howard K.I. The Offer Self-image Questionnaire for Adolescents // A manual Chicago: Michael Reese Hospital, 1982, 98p.
  213. Offer D., Ostrov E., Howard K.I. The Self-Image of normal adolescents// New Dir.Ment.Health.Serv. 1984 vol.22 p.5−17.
  214. Offer D, Ostrov E., Howard K.I. The teenage world Adolescents self-image in ten countries. N.Y. Plenum Publ Corp., 1988 270 p.
  215. Offer-D- Ostrov-E- Howard-KI- Atkinson-R. Normality and adolescence. //Psychiatr-Clin-North-Am. 1990 Sep- 13(3): 377−88.
  216. O’Koon-J. Attachment to parents and peers in late adolescence and their relationship with self-image. // Adolescence. 1997 Summer- 32(126): 47 182.
  217. Oostrom KJ, et al. Negative emotions in children with newly diagnosed epilepsy.// Epilepsy 2000 Mar- 41(3):326−31.
  218. Patton W., Noller P. Adolescent self-concept //Austr. J. Psychology vol. 42, N3, 1990 p.247−259.
  219. Pete-JM. Self-concept: younger vs older black pregnant adolescents.// J-Natl-Black-Nurses-Assoc. 1990 Fall-Winter- 4(1): 35−44.
  220. Pete-McGadney-J. Differences in adolescent self-concept as a function of race, geographic location, and pregnancy. // Adolescence. 1995 Spring- 30(117): 95−105.
  221. Pletsch-PK- Johnson-MK- Tosi-CB- Thurston-CA- Riesch-SK .Self-image among early adolescents: revisited. // J-Community-Health-Nurs. 1991- 8(4): 215−31.
  222. Raviv-D, Stone-CA. Individual differences in the self-image of adolescents with learning disabilities: the roles of severity, time of diagnosis, and parental perceptions //J-Learn-Disabil. 1991 Dec- 24(10): 602−11, 629.
  223. Raviv-D, Stone-CA. Individual differences in the self-image of adolescents with learning disabilities: the roles of severity, time of diagnosis, and parental perceptions // J-Learn-Disabil. 1991 Dec- 24(10): 602−11, 629.
  224. Ridsdale-L- Robins-D- Fitzgerald-A- Jeffery-S- McGee-L .Epilepsy in general practice: patients' psychological symptoms and their perception of stigma.//Br-J-Gen-Pract. 1996 Jun- 46(407): 365−6.
  225. Ross E.M., Tookey P., Epilepsy, behavioral and cognitive function // Ed. J. Wiley & Sons London, 1988, — P 87−96.
  226. Sawyer-SM- Rosier-MJ- Phelan-PD- Bowes-G.The self-image of adolescents with cystic fibrosis. //J-Adolesc-Health. 1995 Mar- 16(3): 204−8.
  227. Seiffge-Krenke I. Developmental Processes in Self-Concept and Coping Behavior // H. Bosma, S. Jackson (Eds.) Coping and Self-Concept in Adolescence. Spinger-Verlag, 1990, p. 49−68.
  228. Siefen-G- Kirkcaldy-BD- Athanasou-JA- Peponis-M. The self-image of Greek, Greek-migrant and German adolescents. // Soc-Psychiatry-Psychiatr-Epidemiol. 1996 Jun- 31(3−4): 241−7.
  229. Slap-GB- Chaudhuri-S- Vorters-DF.Risk factors for injury during adolescence.//J-Adolesc-Health. 1991 May- 12(3): 263−8.
  230. Smith-DE.The educational structure and the self-image of Jamaican adolescents.// Psychol-Rep. 1993 Jun- 72(3 Pt 2): 1147−56.
  231. Takaishi-K The influence of significant others on the formation of own self-image. //Shinrigaku-Kenkyu. 1992 Apr- 63(1): 1−7.
  232. Torta R., Keller R. Behavioral, psychotic and anxiety disorders in epilepsy: etiology, clinical, features, and therapeutic implications. // Epilepsy 1999- 40: Suppl 10: 2−16.
  233. Welkenhuysen-M- Evers-Kiebooms-G- Decruyenaere-M- Van-den-Berghe-H- Bande-Knops-J- Van-Gerven-V. Adolescents' attitude towards carrier testing for cystic fibrosis and its relative stability over time see comments. //Eur-J-Hum-Genet. 1996- 4(1): 52−62.
  234. Wells L. E., Marwell G. Self-esteem. Its conceptualization and measurement. L.: Beverly Hills, 1976. 290 p.
  235. Wendy Schempp Matthews et al. Emotional coucomitaufs of children epilepsy // «Epilepsia», December 1982, vol.23, number 6, Raveu Press, New York, p.671−681.
  236. Westen-D- Muderrisoglu-S- Fowler-C- Shedler-J- Koren-D Affect regulation and affective experience: individual differences, group differences, and measurement using a Q-sort procedure. // J-Consult-Clin-Psychol. 1997 Jun- 65(3): 429−39.
  237. Wildrick-D- Parker-Fisher-S- Morales-A.Quality of life in children with well-controlled epilepsy. //J-Neurosci-Nurs. 1996 Jun- 28(3): 192−8.
  238. Wylie R.C. The present status of self theory //Bordatta E.F., Lambert W.W. (eds.) Handbook of personatity theory and research. Chicago: McNally, 1978. P.728−787.
  239. Бланк методики семантического дифференциала
  240. Плавное 3 2 0 2 3 Порывистое1. Легкое 3 2 0 2 3 Тяжелое1. Глубокое 3 2 0 2 3 Мелкое
  241. Медленное 3 2 0 2 3 Быстрое1. Полное 3 2 0 2 3 Пустое
  242. Неповоротливое 3 2 0 2 3 Проворное1. Нежное 3 2 0 2 3 Грубое1. Острое 3 2 0 2 3 Тупое
  243. Грустное 3 2 0 2 3 Веселое1. Твердое 3 2 0 2 3 Мягкое1. Тусклое 3 2 0 2 3 Яркое
  244. Активное 3 2 0 2 3 Пассивное1. Методика О-сортировки1. Я чувствую себя одиноким.
  245. Я не могу понять самого себя.3. Я уверен в себе.
  246. Большинство людей, которых я знаю, хорошо ко мне относятся.
  247. Я очень требователен к себе.6. Я медлительный человек.7. Я не очень красивый.8. Я рассеянный человек.9. Я хороший друг.10. Я не такой, как другие.11. Я доволен собой.
  248. Я сам виноват в своих трудностях.
  249. Я не могу легко прощать обиды.14. Я не люблю свое имя.15. Мне часто не везет.16. Я интересный человек.
  250. Я стесняюсь своей болезни.18. Я робкий и застенчивый.
  251. Я чувствую себя беспомощным.
  252. Я с большим трудом могу подавить свой гнев.21. Я уравновешенный человек.22. На меня можно положиться.
  253. У меня все получается плохо, я ничего не умею.
  254. Обычно я хорошо уживаюсь с другими людьми.
  255. Я могу хорошо управлять собой.26. Я никому не нужен.27. Я жизнерадостный человек.28.Я слабее других.
  256. Я в будущем (фактор О) 21 .Я в будущем (фактор А)
  257. Я глазами других (фактор С)
  258. Я глазами других (фактор О)
  259. Я глазами других (фактор А)
  260. Положительные характеристики. 30. Отрицательные характеристики. 31. Нейтральные характеристики.
  261. Ранг по критерию «Я-реальное».
  262. Ранг по критерию «Я-идеальное».
  263. Ранг по критерию «Я как сын (дочь)».
  264. Ранг по критерию «Я как ученик (ученица)».
  265. Ранг по критерию «Я как друг (подруга)». 37. Тревожность.38.Полная семья.39. Неполная семья40. Количество детей41. Генерализованная форма эпилепсии
  266. Парциальная форма эпилепсии43. Длительность заболевания
  267. Длительность заболевания до года
  268. Длительность заболевания с года до 5
  269. Длительность заболевания больше 5 лет
  270. Регредиентное течение эпилепсии
  271. Стационарное течение эпилепсии
  272. Прогредиентное течение эпилепсии
  273. Лечение было адекватным, но недостаточным51. Лечение было неадекватным
  274. Лечения до госпитализации не было
  275. Локализация очага эпилептической активности в правом полушарии
  276. Локализация очага эпилептической активности в левом полушарии 5 5. Генерализация
Заполнить форму текущей работой