Анализ современного конституционно-правового института парламента в России
Независимость — важнейшее условие успешного выполнения парламентом своих функций. Конституция РФ не определяет точных границ сферы законодательства, которое может быть принято Федеральным Собранием, вследствие чего парламент вправе принимать (или не принимать) любые законы без чьей-либо указки. Федеральное Собрание не подчиняется какому бы то ни было контролю со стороны исполнительной власти. Оно… Читать ещё >
Анализ современного конституционно-правового института парламента в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание Введение Глава 1. Федеральное Собрание Российской Федерации как высший орган законодательной власти
1.1 Общие черты конституционно-правового статуса Федерального Собрания Российской Федерации
1.2 Основы конституционно-правового статуса члена Совета Федерального Собрания РФ и депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ Глава 2. Конституционно-правовой статус палат Федерального Собрания
2.1 Совет Федерации Федерального Собрания РФ: порядок формирования, компетенция, правовые акты
2.2 Государственная Дума Федерального Собрания РФ: порядок избрания, компетенция, правовые акты Список использованных нормативно-правовых актов и литературы
Введение
В XVII—XVIII вв. в ходе борьбы против тирании феодальных монархов европейские народы пришли к убеждению, что носителем суверенитета и единственным источником власти в демократическом государстве должен признаваться сам народ. Народ образует выборный представительный орган (парламент), который обладает исключительным правом принимать законы, охраняющие свободу и права человека и обеспечивающие решение общественных проблем в интересах всех граждан. Такая цепь рассуждений приводила к выводу о необходимости создания в каждом государстве суверенного органа народного представительства с подлинной выборностью и широкими правами. Народное представительство, таким образом, выполняет функцию соединения суверенитета народа с государственной властью, что придает всей системе правления демократический характер. Исторически предшественниками органов, олицетворяющих идею народного представительства, можно считать представительные учреждения в демократических государствах Древней Греции и в Древнем Риме. С XII в. начали развиваться парламентские учреждения в Англии, а затем и в ряде других европейских стран, где, однако, они сначала были только сословно-представительными учреждениями, выполнявшими функцию ограничения власти монарха. Именно в Англии укоренился термин ЃбпарламентЃв, который произошел от французского слова ЃбговоритьЃв. В XVIII и XIX вв. парламенты были конституционно учреждены и стали избираться на основе всеобщего избирательного права (хотя и с большими отклонениями) в США и большинстве европейских стран. В России этот орган (Государственная Дума) появился намного позже — после издания царского Манифеста 17 октября 1905 г. и в результате длительной борьбы с самодержавием.
Идея народного представительства, выдвинутая и разработанная Дж. Локком, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо и другими выдающимися мыслителями, повсеместно воспринималась как антипод абсолютизма и единственная разумная основа организации подлинно демократической власти. Однако в разных странах в зависимости от конкретных условий она воплощалась в различных конституционно-правовых формах.
Предметом рассмотрения настоящей курсовой работы является сущность и основные черты парламента РФ — Федерального собрания по Конституции Российской Федерации и развивающему ее законодательству. Целями курсовой работы явились следующие: анализ современного конституционно-правового института парламента в России — Федерального собрания; характеристика Федерального собрания с точки зрения его структуры и принципов построения; определение основных полномочий федерального собрания и порядка его формирования.
конституционный правовой парламент депутат
Глава 1. Федеральное Собрание Российской Федерации как высший орган законодательной власти
1.1 Общие черты конституционно-правового статуса Федерального Собрания Российской Федерации Одной из незыблемых правовых основ стабильности конституционного строя, закрепленной в Конституции России 1993 г. (ст. 10), является проведение в жизнь принципа осуществления государственной власти на базе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны, равноправны, независимы. Не умаляя значения исполнительной и судебной властей, следует признать, что «первой среди равных», несомненно, является законодательная власть. Ей, по Конституции, отведено особое место, поскольку в ее прерогативы входит разработка и принятие законов, на которых строится организация и деятельность всего государства. Закрепленные в законах правила обязаны соблюдать органы исполнительной власти, на их основе функционирует судебная система. Следовательно, в"тройственном союзе"разделения властей Федеральное Собрание, как выразитель законодательной власти, выступает в роли основополагающего органа государственной власти, наделенного правами влиять на каждую из них. В отличие от других государственных органов Федеральное Собрание — сложный, многофункциональный механизм, имеющий разнообразные связи и отношения с другими государственными и общественными институтами. Отсюда его специфические особенности в формировании, функционировании и внутреннем устройстве.
В ст. 94 Конституции РФ указывается, что: «Федеральное Собрание является представительным органом Российской Федерации». Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, т. е. опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения.
В ст. 94 Конституции РФ Федеральное Собрание характеризуется и как законодательный орган Российской Федерации. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.
Признание Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства.
Будучи законодательным органом, Федеральное Собрание исполняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции за исполнительной властью. Контроль осуществляется посредством федерального бюджета, принимаемого Государственной Думой, а также использования права отказывать в доверии Правительству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом Российской Федерации в отставку.
Согласно ст. 95 Конституции Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации, часто именуемый верхней палатой, состоит из членов, представляющих все субъекты Российской Федерации. Совет Федерации призван выражать интересы местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем Совет Федерации — государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам Российской Федерации, а государству в целом, т. е. всей России.
Компетенция палат строго разделена, круг полномочий каждой из палат четко очерчен непосредственно в Конституции РФ, и свои полномочия палаты осуществляют исключительно на самостоятельных (раздельных) заседаниях. Совместные заседания палат возможны в трех случаях: для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств, при этом никаких решений на таких совместных заседаниях не принимается.
Двухпалатная структура парламента — относительно новое для России явление. До 1990 года в РСФСР действовал однопалатный высший орган государственной власти — Верховный Совет РСФСР. В 1990 г. в составе Верховного Совета РСФСР были сформированы две палаты — Совет Республики и Совет Национальностей. Однако на практике Верховный Совет продолжал функционировать как однопалатный орган: большая часть компетенции Верховного Совета осуществлялась совместно обеими палатами, доминирующая роль принадлежала общим для всего Верховного Совета руководящим органам — Председателю и Президиуму Верховного Совета. Стрекозова В. Г., Казанцев Ю. Д. Государственное (Конституционное) право Российской Федерации — Москва., 1996. С. 128.
Двухпалатная структура Федерального Собрания предполагает самостоятельность палат по отношению друг к другу, которая выражается в различном порядке образования Государственной Думы и Совета Федерации, в различной компетенции каждой из палат (ст. 102, 103), разной роли в законодательном процессе, в отсутствии единого координирующего органа Федерального Собрания, в раздельном порядке заседания Совета Федерации и Государственной Думы. Конституция РФ (ч.3 ст.100) предусматривает только три случая, когда Совет Федерации и Государственная Дума могут собираться совместно: для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда, выступлений руководителей иностранных государств. Деятельность временных комиссий ограничивается определенным сроком или конкретными задачами.
В Конституции РФ не устанавливается компетенция Федерального Собрания (закреплена компетенция только его палат), невозможны решения Федерального Собрания (возможны решения только Государственной Думы и решения Совета Федерации). В то же время Федеральному Собранию присуще единство правовой природы: единственным законодательным и представительным органом Российской Федерации является именно Федеральное Собрание (а не Государственная Дума или Совет Федерации), в качестве постоянно действующего органа определено также Федеральное Собрание, а не одна из палат, законы являются результатом деятельности обеих палат, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают одинаковым статусом Некрасов С. И. Конституционное право Российской Федерации. — Юрайт., 2009. С. 87.
Конституция РФ учреждает Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) как один из органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11). Поскольку эта статья помещена в гл. ЃбОсновы конституционного строяЃв, изменить положение Федерального Собрания в системе органов государственной власти можно только через сложный порядок изменения самой Конституции РФ. Прочное положение Федерального Собрания, таким образом, обеспечено наивысшей конституционно-правовой гарантией — настолько сильной, что само Федеральное Собрание не вправе пересмотреть свое положение (это вытекает из ч. 1 ст. 135 Конституции РФ).
Другая важная гарантия, закрепленная в гл. ЃбОсновы конституционного строяЃв, состоит в том, что орган законодательной власти как часть системы разделения властей самостоятелен по отношению к другим. Положение Федерального Собрания, таким образом, определяется принципом разделения властей, который в равной мере противостоит непомерному возвышению любой из трех властей и возможности контроля одной власти другой.
Независимость — важнейшее условие успешного выполнения парламентом своих функций. Конституция РФ не определяет точных границ сферы законодательства, которое может быть принято Федеральным Собранием, вследствие чего парламент вправе принимать (или не принимать) любые законы без чьей-либо указки. Федеральное Собрание не подчиняется какому бы то ни было контролю со стороны исполнительной власти. Оно самостоятельно определяет потребность в своих расходах, которые фиксируются в государственном бюджете, и бесконтрольно распоряжается этими средствами, что обеспечивает ему финансовую независимость. Обе палаты Федерального Собрания создают себе вспомогательный аппарат, в деятельность которого исполнительная власть не вмешивается. Парламент сам определяет свою внутреннюю организацию и процедуру, руководствуясь только требованиями Конституции РФ. И самое главное: никто не может вмешиваться в прерогативу Федерального Собрания по принятию законов, чем обеспечивается подлинное всесилие парламента и его независимость в отправлении своей главной функции. Вместе с тем законотворческая независимость не является абсолютной. Она ограничивается через такие институты конституционного права, как президентское вето, референдум, поскольку с его помощью могут быть одобрены некоторые законы и без парламента, чрезвычайное и военное положение, которые приостанавливают действие законов, право Конституционного Суда РФ объявлять законы неконституционными, право Президента РФ распускать Государственную Думу при определенных обстоятельствах, ратифицированные международные договоры, которые по юридической силе выше законов, Требование Конституции РФ о принятии Государственной Думой финансовых законов только при наличии заключения Правительства РФ.
1.2 Основы конституционно-правового статуса члена Совета Федерального Собрания РФ и депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № ПЗ-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» установил, что членом Совета Федерации может быть избран (назначен): гражданин РФ, достигший 30-летнего возраста, обладающий правом избирать и быть избранным в федеральные органы государственной власти РФ.
От каждого субъекта РФ в Совет Федерации входят по два представителя: один назначается высшим должностным лицом субъекта РФ, другой избирается представительным (законодательным) органом субъекта РФ.
Представитель в Совете Федерации от органов исполнительной власти субъекта РФ: назначается высшим должностным лицом субъекта РФ; в 3-дневный срок указанное решение направляется в представительный (законодательный) орган для утверждения; вступает в силу, если 2/3 от общего числа депутатов представительного (законодательного) органа не проголосуют против решения высшего должностного лица субъекта РФ о назначении данного кандидата; представитель от исполнительной власти назначается на срок полномочий главы соответствующего субъекта РФ.
Представитель в Совете Федерации от органов законодательной власти субъекта РФ: избирается депутатами представительного (законодательного) органа субъекта РФ; на срок полномочий данного представительного (законодательного) органа; если представительный, (законодательный) орган субъекта РФ имеет двухпалатную структуру, представитель избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий данной палаты.
Члены Совета Федерации, являющиеся по должности руководителями органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, не могут работать на постоянной основе в данной палате Федерального Собрания. Они вынуждены совмещать разные и весьма ответственные посты. При этом, конечно, больше внимания они уделяют работе в соответствующем субъекте РФ, где они избраны. В этих условиях роль и ответственность аппарата Совета Федерации по обеспечению эффективности работы этой палаты и качества подготавливаемых проектов решений возрастают по сравнению с периодом, когда хотя бы часть депутатов Совета Федерации работала на постоянной основе.
Конституция не устанавливает фиксированного количества членов Совета Федерации, но указывает, что каждый субъект РФ представлен в Совете Федерации двумя членами. Любые изменения в численности субъектов РФ (увеличение или уменьшение) влекут за собой изменения в количественном составе Совета Федерации.. Четвернин В. А. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий. — М., 1997. С. 417. В настоящее время Конституция (ст. 65) содержит список из 83 субъектов РФ. Следовательно, Совет Федерации должен насчитывать 166 членов.
Представитель в Совете Федерации, избранный или назначенный от субъекта РФ, наделяется полномочиями члена Совета Федерации с момента вступления в силу соответствующего решения об избрании (назначении). Озеров Т. Т., Эбзеев Б. С., Конституционное право. — М., 2009. С. 197.
Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. С учётом последних изменений сроком на 5 лет.
Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: федер. закон [от 08.05.1994 г.№ 3-ФЗ]// Ст. 6 ч. 2.
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.
Принцип свободы мандата парламентарии рассматриваются как представители всего народа; никто не может давать парламентарию обязывающих наказов; отзыв парламентария избирателями не возможен.
Досрочное прекращение полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы письменное заявление о сложении полномочий; избрание депутатом иного законодательного органа; утрата гражданства РФ либо приобретение гражданства иного государства; вступление в силу обвинительного приговора суда; ограничение дееспособности.
Формы деятельности депутата (см. ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 08.05.1994 N 3-ФЗ ст. 7):
участие в заседаниях Совета федерации и Государственной думы;
участие в работе комитетов и комиссий палат;
участие в выполнении поручений Совета федерации, Государственной думы и их органов;
участие в парламентских слушаниях;
внесение законопроектов в Государственную думу;
внесение парламентского запроса;
обращение с вопросами к членам Правительства РФ;
обращение к соответствующим должностным лицам и органам с требованием принять меры по пресечению нарушения соответствующих прав, свобод и законных интересов граждан.
Гарантии депутатам Государственной думы и членам Совета федерации:
неприкосновенность личности;
социальное обеспечение;
материально-финансовое обеспечение;
свидетельский иммунитет гарантии, обеспечивающие непосредственную работу парламентария.
Члены Совета федерации и депутаты Государственной думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания не могут быть привлечены к уголовной ответственности или административной ответственности, не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску или допросу, кроме случаев задержания на месте совершения преступления. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: федер. закон [ от 08.05.1994 г. № 3-ФЗ]// Ст. 19. Вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора соответствующей палате Федерального Собрания в порядке, предусмотренном в регламенте соответствующей палаты. Отказ соответствующей палаты дать согласие на лишение неприкосновенности депутата Государственной думы или члена Совета федерации является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу и по делу об административном правонарушении.
2. Конституционно-правовой статус федерального собрания и его структура
2.1 Совет Федерации Федерального Собрания РФ: порядок формирования, компетенция, правовые акты Полномочия Совета Федерации определены Конституцией Российской Федерации. Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий. Порядок рассмотрения Советом Федерации федеральных конституционных законов и федеральных законов, соответственно одобренных или принятых Государственной Думой, определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Совета Федерации. Организация законодательной работы в Совете Федерации осуществляется по двум основным направлениям: Совет Федерации совместно с Государственной Думой участвует в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним; в порядке реализации права законодательной инициативы Совет Федерации самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов.
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов палаты, а федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов. Кроме того, федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению, считается одобренным, если в течение четырнадцати дней Совет Федерации его не рассмотрел. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой и Советом Федерации. К ведению Совета Федерации, кроме того, относятся: утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; назначение выборов Президента Российской Федерации; отрешение Президента Российской Федерации от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
В ряде федеральных законов на Совет Федерации возложены и другие полномочия, не предусмотренные в Конституции Российской Федерации.
Совет Федерации, равно как и каждый член Совета Федерации, обладает правом законодательной инициативы.
Совет Федерации образует комитеты:
• по конституционному законодательству;
• по правовым и судебным вопросам;
• по делам Федерации и региональной политике;
• по вопросам местного самоуправления;
• по обороне и безопасности;
• по бюджету;
• по финансовым рынкам и денежному обращению;
• по международным делам;
• по делам Содружества Независимых Государств;
• по регламенту и организации парламентской деятельности;
• по методологии реализации конституционных полномочий;
• по социальной политике;
• по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии;
• по экономической политике, предпринимательству и собственности;
• по делам молодежи и спорту;
• по промышленной политике;
• по естественным монополиям;
• по природным ресурсам и охране окружающей среды;
• по аграрно-продовольственной политике;
• по делам Севера и малочисленных народов.
Созданы также Постоянные комиссии по информационной политике и по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации, имеющие равные права с Комитетами.
Совет Федерации может сам принять решение о ликвидации отдельных комитетов либо об образовании новых комитетов. Комитеты могут образовывать подкомитеты. Каждый комитет имеет утвержденную Регламентом компетенцию.
Как и сам Совет Федерации, его комитеты формируются без указания срока их полномочий, вследствие чего по мере вхождения в Совет новых членов происходят изменения состава комитетов. Заседание комитета или комиссии Совета Федерации правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комитета, комиссии. Заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Они могут проводиться непосредственно в субъектах РФ.
Комитеты и комиссии Совета Федерации для подготовки вопросов, организации парламентских слушаний, «круглых столов» могут создавать рабочие группы с привлечением представителей государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, а также ученых и других специалистов. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставлять комитетам и комиссиям Совета Федерации любые запрашиваемые у них материалы и документы.
В Совете Федерации не допускается формирование фракций, парламентских объединений. Для обеспечения оперативного и коллегиального обсуждения неотложных вопросов деятельности Совета Федерации, связанных с его постоянным функционированием, образуется Совет палаты, являющийся постоянно действующим коллегиальным органом Совета Федерации. В его состав входят Председатель Совета Федерации, его заместители, председатели комитетов и комиссий Совета Федерации и Комиссии по регламенту и парламентским процедурам.
Заседания Совета Федерации проводятся в Москве. По решению Совета Федерации место проведения заседаний может быть изменено.
Заседания Совета Федерации проводятся открыто. По решению Совета Федерации, палата может проводить закрытые заседания.
Президент РФ, полномочный представитель Президента РФ в Совете Федерации, Председатель Правительства РФ и члены Правительства РФ, Председатель Конституционного Суда РФ и члены Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ и члены Верховного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель, Уполномоченный по правам человека, Генеральный прокурор РФ, Председатель Центральной избирательной комиссии вправе присутствовать на любом открытом или закрытом заседании палаты. Другие лица могут присутствовать на закрытых заседаниях палаты только специальному приглашению, выдаваемому за подписью Председателя Совета Федерации или Руководителя Аппарата Совета Федерации.
Заседания Совета Федерации проводятся в период с 16 сентября по 15 июля.
Заседание Совета Федерации считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа членов палаты. Члены Совета Федерации обязаны присутствовать на его заседаниях.
Члены Совета Федерации, работая на постоянной основе, рассматривают абсолютное большинство законов, принятых Государственной Думой.
Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования (ч.1 ст. 107 Конституции РФ).
В случае наложения вето Президентом РФ на федеральный закон, Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривает данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию (ч.3 ст. 107 Конституции Российской Федерации).
Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию (ч.2 ст. 108 Конституции Российской Федерации).
Как субъект права законодательной инициативы Совет Федерации имеет самые широкие возможности. Прежде всего, сюда относится право внесения в Государственную Думу проектов федеральных и федеральных конституционных законов (которым наделены как Совет Федерации в целом, так и отдельные его члены), а также предложений о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации, в том числе — в виде проектов законов Российской Федерации о внесении поправок в Конституцию (от имени палаты в целом или от группы численностью не менее одной пятой ее членов).
2.2 Государственная Дума Федерального Собрания РФ: порядок избрания, компетенция, правовые акты Государственная Дума — одна из двух палат Федерального Собрания РФ, обеспечивающая прямое представительство всего населения страны и играющая ведущую роль в законодательной деятельности парламента. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума) избирается 450 депутатов.
225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ — один депутат), образуемым в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.
225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы (далее — федеральные списки кандидатов).
Число голосов избирателей, поданных за федеральный список кандидатов, определяется как сумма голосов избирателей, поданных за соответствующий федеральный список кандидатов в каждом субъекте Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации.
Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания, хотя Президент может созвать ее и ранее этого срока. Первое заседание открывает старейший по возрасту депутат. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего состава прекращаются. Регламент устанавливает, что Государственная Дума РФ ежегодно проводит две сессии — весеннюю (более шести месяцев — с 12 января по 20 июля) и осеннюю (почти три месяца — с 1 октября по 25 декабря). Государственная Дума избирает из своего состава Председателя и его заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком. Для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов создается Совет Государственной Думы, в состав которого с правом решающего голоса входят Председатель Думы и руководители депутатских объединений, а с правом совещательного голоса в его работе принимают участие заместители Председателя Думы и председатели ее комитетов. На заседаниях Совета могут присутствовать депутаты палаты.
В составе Государственной Думы образуются комитеты и комиссии, осуществляющие подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов и проводящие парламентские слушания по вопросам своего ведения (ст. 99 и 101). Все депутаты Думы, за исключением ее Председателя и его заместителей, обязаны войти в один из около 30 комитетов палаты, численность состава которых составляет от 12 до 35 депутатов. Председатели и заместители председателей комитетов избираются палатой, а их персональный состав утверждается палатой с учетом пожеланий депутатов. Комиссии Думы (мандатная, по этике, для проверки определенных данных о событиях и должностных лицах и др.) формируются из числа членов комитетов палаты. Председатель Государственной Думы и его заместители не могут входить в состав комитетов, а каждый депутат может быть членом только одного комитета палаты.
Государственная Дума образует следующие комитеты: Комитет по законодательству; Комитет по государственному строительству; Комитет по труду и социальной политике; Комитет по бюджету и налогам; Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам; Комитет по экономической политике и предпринимательству; Комитет по собственности; Комитет по промышленности, строительству и наукоемким технологиям; Комитет по энергетике, транспорту и связи; Комитет по обороне; Комитет по безопасности; Комитет по международным делам; Комитет по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками; Комитет по делам Федерации и региональной политике; Комитет по вопросам местного самоуправления; Комитет по Регламенту и организации работы Государственной Думы; Комитет по информационной политике; Комитет по охране здоровья и спорту; Комитет по образованию и науке; Комитет по делам женщин, семьи и молодежи; Комитет по аграрным вопросам; Комитет по природным ресурсам и природопользованию; Комитет по экологии; Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций; Комитет по делам национальностей; Комитет по культуре и туризму; Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока; Комитет по делам ветеранов.
В случае необходимости могут образовываться и другие комитеты. Решение об образовании или о ликвидации комитета Государственной Думы оформляется постановлением палаты.
Государственная Дума из числа депутатов образует комиссии: мандатную; по этике; для проверки определенных данных о событиях и должностных лицах; для дачи заключения, предусмотренного ч. 2 ст. 93 Конституции РФ; другие комиссии.
В соответствии со ст. 101 Конституции РФ Совет Федерации и Государственная Дума по вопросам своего ведения проводят парламентские слушания. Организация и проведение парламентских слушаний возлагаются на соответствующие комитеты палаты. Комитеты и комиссии палат могут совместно организовывать парламентские слушания. Состав лиц, приглашенных на парламентские слушания, определяется комитетами палаты, которыми организуются эти слушания. Смоленский М. Б., Мархгейм М. В. Конституционное право РФ. — Ростов-на-Дону., 2007. С. 385.
Каждое заседание Государственной Думы начинается с регистрации присутствующих депутатов, которую проводит председательствующий. Заседание является правомочным, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов палаты. Регистрация осуществляется после каждого перерыва в заседаниях палаты.
Депутаты Государственной Думы своевременно извещаются о вопросах, вносимых на рассмотрение палаты. Все необходимые проекты документов и другие материалы предоставляются депутатам не позднее, чем за три дня до рассмотрения этих материалов на заседании палаты.
Следует подчеркнуть, что Работа в Государственной Думе осуществляется на русском языке. Депутат, желающий выступить на ином языке народов Российской Федерации, заблаговременно уведомляет об этом Совет Государственной Думы. Такое выступление обеспечивается переводом на русский язык.
К ведению Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. По этим вопросам Дума принимает постановления, как правило, большинством голосов от общего числа ее депутатов. На практике Дума принимает постановления и по другим вопросам. Эти и другие постановления не нуждаются в каком-либо дополнительном утверждении.
Как уже отмечалось, Государственной Думе принадлежит ведущая роль в законодательном процессе. Ее депутаты обладают правом законодательной инициативы. Все законопроекты вносятся только в Думу, обсуждаются, принимаются или отклоняются ею. Для принятия федерального закона, как правило, требуется большинство голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, а федерального конституционного закона — не менее двух третей голосов от того же числа депутатов. Поскольку принятый Думой закон нуждается в одобрении Совета Федерации и его подписании Президентом РФ, обладающим правом отлагательного вето, Государственная Дума в свою очередь обладает возможностью, в случае ее несогласия с решением Совета Федерации, преодолеть это препятствие путем получения при повторном голосовании не менее двух третей голосов от общего числа депутатов этой палаты; в таком же порядке, но уже при поддержке и Совета Федерации, возможно и преодоление вето Президента РФ (ст. 104—108). Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.
Государственная Дума может быть распущена, но только в двух случаях, определенных Конституцией РФ ситуациях (ст. 109). Во-первых, в случае конфликта Президента с Думой, когда последняя трижды отклоняет представленные Президентом кандидатуры Председателя Правительства (ст. 111); и во-вторых, в случае конфликта между Думой и Правительством, когда Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ (ст. 117). В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату новых выборов с тем, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Совета Федерации, а также в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения и в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.
Статья 96 Конституции РФ устанавливает срок полномочий депутатов Государственной Думы на пять лет, что соответствует мировой практике, согласно которой общенациональные парламенты избираются, как правило, на 4−5 летний срок. Такой период работы позволяет парламенту реализовать долгосрочные законодательные проекты, а обществу и самим депутатам — увидеть практические результаты своей деятельности.
Список использованных нормативно-правовых актов и литературы
1. Конституция Российской Федерации [принята 12.12.1993 г., в ред. От 30.12.2008 г.]//Рос. Газ. 1993 г. 25 дек.;2009. 21 янв.
2.Российская Федерация. Законы. Часть 1 в редакции Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы», который вступил в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 года (Российская газета, 2008, 31 декабря).
3. Российская Федерация. Законы. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: федер. закон [от 08.05.1994 г.№ 3-ФЗ]// Ст. 6 ч. 2.
4. Российская Федерация. Законы. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: федер. закон [ от 08.05.1994 г. № 3-ФЗ]// Ст. 19.
5. Российская Федерация. Законы. О выборах депутатов Государственной Д умы Федерального Собрания Российской Федерации: федер. закон [ от 22.02. 2014 г. № 20-ФЗ]
6. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федирации [Текст] / М. В. Баглай, — М.: Норма, 2007. — 781 с.
7. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации [Текст] / М. В. Баглай, — М.: Норма, 2006. — 815 с.
8. Енгибарян Р.В. Конституционное право [Текст] / Р. В. Енгибарян, Э. В. Тадевосян, — М.: 2000. — 496 с.
9. Козлова Е. И. Конституционное право России [Текст] / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. — М.: Норма, 2004. — 581 с.
10. Некрасов С. И. Конституционное право Российской Федерации [Текст] / С. И. Некрасов, — М.: Юрайт., 2009. — 167 с.
11. Озеров Т. Т., Эбзеев Б. С., Конституционное право [Текст] / Т. Т. Озеров, Б. С. Эбзеев. — М.: Норма, 2009. — 496 с.
12. Смоленский М. Б. Конституционное право РФ [Текст] / М. Б. Смоленский, М. В. Мархгейм. — Ростов-н/Д: Феникс, 2007. — 445 с.
13. Стрекозова В. Г. Государственное (Конституционное) право Российской Федерации [Текст] / В. Г. Стрекозова, Ю. Д. Казанцев. — М.: Норма, 1996. — 300 с.
14. Степанова И. М., Хабриева Т. Я. Парламентское Право России [Текст] /И.М. Степанова, Т. Я. Хабриева. — М.: Юристъ, 1999. — 392 с.
15. Четвернин В. А. Конституция Российской Федерации [Текст] / Проблемный комментарий / В. А. Четвертин. — М.: Юристъ, 1997. — 743 с.