Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности конституционно-правового статуса Калининградской области как субъекта Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные задачи диссертационного исследования состоят в следующем: выявить особенности российского федерализмараскрыть понятие и юридическую сущность субъектов Российской Федерациирассмотреть виды субъектов Российской Федерации и определить особенности их конституционно-правового статусасформулировать выводы и дать научно-практические рекомендации, способствующие грамотному разграничению… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Конституционная характеристика субъектов Российской Федерации
    • 1. Понятие и виды субъектов Российской Федерации
    • 2. Конституционно-правовой статус субъекта в составе Российской Федерации
    • 3. Разграничение предметов ведения и полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ
  • Глава 2. Правовое положение Калининградской области как субъекта Российской Федерации
    • 1. Конституционно-правовые основы правового статуса
  • Калининградской области в составе Российской Федерации
    • 2. Международноправовые аспекты правового статуса
  • Калининградской области в составе Российской Федерации
    • 3. Пути совершенствования конституционно-правового статуса
  • Калининградской области как субъекта Российской Федерации

Особенности конституционно-правового статуса Калининградской области как субъекта Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проблемы межнациональных отношений, суверенитета и федеративного устройства Российского государства относятся к числу самых сложных. С одной стороны, необходимо укреплять территориальную целостность и единство России как многонационального государства, решающего задачи прекращения дезинтеграционных процессов и стабилизации своей внутренней структуры, с другой — реально обеспечивать самоопределение народов как носителей и источников власти применительно ко всем субъектам Федерации при сохранении многообразия объединяемых каждым из них этнических, религиозных и языковых сообществ. Федерализм в России во многом уникален. Ему трудно подобрать аналогии в истории и современном мире. Он не сводится ни к национально-государственному устройству (что отличало советскую модель), ни к территориальному (что свойственно многим зарубежным странам).

К особенностям федеративного устройства Российской Федерации следует отнести: принцип построения, асимметрию, различия в политико-правовом, экономическом положении ее субъектов. Сложный многоуровневый характер Федерации оказывает влияние как на форму, так и на содержание федеративных отношений. Поэтому укрепление российской государственности через развитие регионального федерализма, совершенствование правовых основ статуса субъектов Федерации являются одними из приоритетных задач, определяющих путь прогресса страны.

Современное становление российского федерализма предполагает дальнейшую углубленную разработку его правовых основ, совершенствование правового статуса субъектов Российской Федерации как базы развития государственности России.

Стремительное развитие мировых процессов в русле глобализации, тенденции к силовому установлению «нового мирового порядка» объективно предполагают рассмотрение проблемных вопросов правового статуса.

Калининградской области как эксклавного субъекта Российской Федерации, особенно в контексте обеспечения территориальной целостности и государственного суверенитета Российской Федерации.

Калининградская область имеет для России большое значение с геополитической, военно-стратегической и экономической точек зрения. В то же время из-за своей географической оторванности от основной территории страны и в силу исторических особенностей эта область как российский эксклав в Балтийском регионе наиболее уязвима по сравнению с другими субъектами Федерации для внешнего воздействия, направленного на подрыв территориальной целостности Российского государства. С расширением Европейского Союза и НАТО угроза отчуждения Калининградской области от Российской Федерации потенциально возрастает.

Решение подобных проблем предполагает принятие мер не только политического, но и правового характера, в частности более четкое урегулирование конституционно-правового статуса Калининградской области как субъекта Российской Федерации, обладающего существенной спецификой.

На современном этапе проблема Калининграда стала для России показателем неразрывной связи между правами человека, суверенитетом и территориальной целостностью государства. Она затрагивает правовое положение всех граждан Российской Федерации и требует для обеспечения одной из конституционных свобод — свободы передвижения — полноты государственного суверенитета на ее территории. Этим определяются научно-теоретическая новизна и своевременность выбора темы диссертационного исследования, а также его цели, задачи и содержание.

Степень научной разработанности темы исследования. Проведенный анализ свидетельствует, что проблемы становления федеративных отношений Российской Федерации исследовались многими учеными.

Концептуальные аспекты развития федерализма в Российской Федерации отражены в трудах С. А. Авакьяна, С. С. Алексеева, М. В. Баглая, И. Н. Барциц, Л. Ф. Болтенковой, В. Н. Бутылина, A.B. Васильева, А. Б. Венгерова, Н. В. Витрука, Б. Н. Габричидзе, Г. С. Гаджиева, В. Д. Горобца, И. В. Гончарова, Б. Л. Железновой, Д. Л. Златопольского, В. Т. Кабышева, Л. М. Карапетяна, Е. В. Колесникова, Г. И. Курдюкова, O.E. Кутафина, Ю. И. Лейбо, Н. И. Матузова, Л. Х. Мингазова, A.B. Мицкевича, Ю. С. Решетова, Е. Б. Султанова, Ю. А. Тихомирова, К. Б. Толкачева, В. А. Туманова, И.А. Умновой-Конюховой, М. Х. Фарукшина, Н. К. Филиппова, Г. Р. Хабибуллиной, Т. Я. Хабриевой, P.C. Хакимова, В. А. Черепанова, В. Е. Чиркина, С. М. Шахрая, Б. С. Эбзеева, Ш. Ш. Ягудина и других.

Непосредственно проблемам правового статуса субъектов Российской Федерации посвятили свои исследования: Е. В. Воронина, О. Н. Громова, В. В. Иванов, К. Т. Курашвили, А. Н. Лебедев, A.A. Ливеровский, Д. Н. Миронов, C.B. Нарутто, А. П. Сычёв, С. Н. Чернов, И.А. Умнова-Конюхова и ряд других авторов. Среди ученых нет единства мнений и взглядов по большинству рассматриваемых вопросов, что образует широкое поле для дискуссий.

В настоящее время существуют научные исследования, связанные с проблемами Калининградской области: A.A. Анищенкова, B.C. Бильчака, К. Веллмана, В. В. Ивченко, А. П. Клемешева, С. Д. Козлова, У. Кивикари, О. В. Кузнецовой, К. В. Ливицкого, Ю. С. Маточкина, Н. В. Смородинской, Г. М. Федорова и других.

Однако в силу изменения геополитической обстановки в мире, развития внутрифедеративных и международных отношений, активизации законодательной деятельности государства и в то же время существенных пробелов в правовом регулировании жизненно важных вопросов правового положения Калининградской области в составе Российской Федерации как эксклавного субъекта еще не получили в отечественной науке окончательного решения. В целом данная сфера до сих пор остается недостаточно изученной.

Вышесказанное предопределило выбор темы, диссертационного исследования, предполагающего анализ опыта государственного строительства одного из субъектов Российской ФедерацииКалининградской области, изучение ее конституционно-правового статуса и выработку на этой основе предложений и рекомендаций по совершенствованию федеративных отношений.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, складывающиеся между Российской Федерацией и ее субъектами.

Предмет исследования составляют конституционно-правовые основы правового статуса Калининградской области как субъекта Российской Федерации.

Цель диссертационного исследования состоит в рассмотрении на основе теоретических положений, норм национального законодательства, а также опыта зарубежных государств, особенностей правового положения Калининградской области в составе Российской Федерации. Результат исследования предполагает решение проблемных вопросов конституционно-правового статуса Калининградской области как субъекта Российской Федерации, а также выработку рекомендаций и предложений по совершенствованию как федерального законодательства, так и законодательства субъектов Российской Федерации в указанной сфере общественных отношений и практики их применения.

Основные задачи диссертационного исследования состоят в следующем: выявить особенности российского федерализмараскрыть понятие и юридическую сущность субъектов Российской Федерациирассмотреть виды субъектов Российской Федерации и определить особенности их конституционно-правового статусасформулировать выводы и дать научно-практические рекомендации, способствующие грамотному разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерациивыявить сущность и основные черты конституционно-правового статуса Калининградской области как субъекта Российской Федерацииисследовать правовые и организационные основы международной деятельности Калининградской области в составе Российской Федерацииопределить пути совершенствования конституционно-правового статуса Калининградской области как субъекта Российской Федерацииразработать предложения и рекомендации по совершенствованию взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти Калининградской области как эксклавного субъекта Российской Федерации, по обеспечению территориальной целостности и суверенитета России над Калининградской областью в связи с расширением Европейского Союза и НАТО.

Методологическую основу исследования составляет диалектический метод научного познания. В целях получения достоверных и научно обоснованных результатов комплексно применялись исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой, системный, лингвистический, статистический методы исследования.

Исследование строилось на основе обобщения и критического анализа работ отечественных и зарубежных авторов, нормативной базы.

Нормативно-правовую основу диссертационного исследования составили: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законодательство субъектов РФ, постановления и определения Конституционного Суда РФ, постановления Пленумов Верховного Суда РФ, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, международно-правовые акты, нормативные правовые акты Калининградской области.

Учитывая сложность и многогранность исследуемой проблемы, ее изучение проводилось на междисциплинарном уровне. При формировании теоретических положений автор опирался на труды ведущих ученых в области теории государства и права, конституционного права, конституционного права зарубежных стран, международного права.

Наряду с отечественными в диссертации использован ряд зарубежных источников.

Научная новизна исследования состоит в том, что оно является одним из первых в современной отечественной науке, посвященное изучению конституционно-правового статуса Калининградской области как эксклавного субъекта Российской Федерации.

Данный вопрос рассмотрен с позиций общих проблем федерализма, обеспечения территориальной целостности и государственного суверенитета России, разграничения предметов ведения и полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, выявления особенностей конституционно-правового статуса субъектов в составе Российской Федерации, а также анализа конституционно-правового статуса Калининградской области в составе Российской Федерации, аспектов ее международной деятельности.

Новизна полученных результатов выражается в следующем: дано авторское определение понятия субъекта Российской.

Федерациисформулировано определение конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерациипредложена классификация субъектов Российской Федерации по способу их образованиясформулированы предложения, призванные обеспечить реальное равноправие субъектов Федерациисформулированы предложения по законодательному разграничению полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерациивыявлены особенности конституционно-правового положения Калининградской области как субъекта Российской Федерациипредложены рекомендации по совершенствованию соответствующего федерального законодательства и нормативной базы Калининградской областисформулированы рекомендации для федеральных и региональных органов власти, направленные на обеспечение территориальной целостности и суверенитета России, а также соблюдение прав и свобод российских граждан.

Положения, выносимые на защиту.

1. Авторское определение понятия субъекта федерации, под которым понимается составная часть территории федеративного государства, имеющая статус государственно — подобного образования, предполагающий как специфические черты, обусловленные особенностями данного субъекта федерации и конституционной характеристики конкретного федеративного государства, так и общие элементы, характерные для всех субъектов федераций.

2. Важнейшей особенностью государственно-территориального устройства Российской Федерации является ее особый субъектный состав. В соответствии с ч. 1 ст. 5 Конституции Российской Федерации все субъекты Федерации являются равноправными, однако фактически они неравноправны в силу действия различных особенностей: исторических, территориальных, национальных и других. В этой связи одной из основных задач развития федеративных отношений и совершенствования государственнотерриториального устройства России является устранение противоречий между принципом юридического равноправия субъектов Федерации и различием в их правовом статусе. В то же время неравнозначный состав субъектов Российской Федерации предполагает проведение государством политики признания национальных, территориальных и других особенностей каждого из них.

3. Калининградская область является полноправным субъектом Российской Федерации, обладающая всей полнотой власти в пределах своей территории. В то же время правовое положение Калининградской области в составе Российской Федерации имеет определенные особенности в политической, экономической и социальной сферах, обусловленные эксклавным положением данного субъекта Российской Федерации.

4. Проведенный в процессе исследования анализ действующего законодательства выявил пробелы и коллизии в регулировании конституционно-правового статуса Калининградской области как на законодательном уровне, так и в правоприменительной практике. В этой связи в целях совершенствования конституционно-правового статуса данного субъекта предлагается принятие Федерального закона Российской Федерации «О статусе Калининградской области».

5. Эксклавное положение Калининградской области объективно предполагает участие данного субъекта Российской Федерации в международных отношениях, что требует соответствующего отражения в законодательстве. В этой связи необходимо не только внесение изменений в федеральное законодательство, но и совершенствование региональных нормативных правовых актов. В частности, предлагаются наделение региона правом самостоятельного заключения внешнеэкономических договоров, создание режима наибольшего благоприятствования с сопредельными государствами Польши и Литвы, а также закрепление соответствующих норм в Уставе Калининградской области.

6. Особенности эксклавного положения Калининградской области и фактически изменившиеся геополитические условия в современной Европе (вступление прибалтийских государств и Польши в ЕС и НАТО) предполагают разработку соответствующего Соглашения (Договора) между Европейским союзом и Российской Федерацией о Калининградской области.

Теоретическая и практическая значимость. Теоретическое значение проведенного исследования заключается в том, что оно вносит определенный вклад в теорию конституционного права, способствует совершенствованию внутрифедеральных и международных отношений конституционно-правового статуса Калининградской области. В диссертации содержатся положения, которые могут быть учтены непосредственно в практической деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации.

Результаты исследования могут использоваться при совершенствовании федерального законодательствазаконодательства Калининградской областипри проведении дальнейших научно-исследовательских работ по проблемам федерализма, развития правовых основ статуса субъектов Российской Федерации, совершенствования конституционно-правового статуса Калининградской областив учебном процессе образовательных учреждений при преподавании курса «Конституционное право Российской Федерации».

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы, содержащиеся в диссертации, докладывались на кафедре государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России, на межвузовской научно-практической конференции «Национальная безопасность и ее обеспечение органами внутренних дел» (декабрь 2004 г., г. Москва) — международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики» (октябрь 2005 г., г. Киров) — международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы права России и.

12 стран СНГ" (200 5 г., г. Челябинск), международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики» (ноябрь 2006 г., г. Киров). Основные положения и выводы опубликованы в 8 статьях.

Объем и структура работы. Цель и задачи диссертационного исследования обусловливают структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

.

В современных условиях проблемы взаимоотношений между Российской Федерацией и ее субъектами находятся в центре внимания. В работе анализируются общие вопросы государственно-территориального устройства России, рассмотрены особенности российского федерализма и в этом контексте, правовое положение Калининградской области как субъекта Российской Федерации.

Конституция РФ в ч. 1 ст. 1. характеризует Российскую Федерацию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Данная характеристика распространяется и на все находящиеся в составе Российской Федерации субъекты Российской Федерации, перечисленные в ст. 65 Конституции РФ, которые в своей совокупности образуют Российскую Федерацию.

Проведенный в исследовании анализ позволяет утверждать, что под субъектом Федерации следует понимать составную часть территории федеративного государства, имеющую статус государственно-подобного образования, предполагающий как специфические черты, обусловленные особенностями данного субъекта федерации, и особенностями конституционной характеристики конкретного федеративного государства, так и общие элементы характерные для всех субъектов федераций.

Исходя из норм Конституции РФ можно говорить о разнопорядковости субъектов Российской Федерации, которые, по сути, отражается в их асимметричности, несмотря на конституционные положения, закрепляющие равноправие всех государственных образований в составе России.

Полагаем, что асимметричность конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации неизбежна и имеет объективную природу. Однако, более значимо реальное равноправие субъектов во взаимоотношениях с Федерацией, между собой, а также соблюдение прав и свобод всех граждан Российской Федерации не зависимо от их проживания в конкретном субъекте Российской Федерации.

В этой связи термин «конституционно-правовой статус» субъекта Федерации предполагается использовать в широком смысле, т. е. для обозначения его правового положения, урегулированного нормами и источниками конституционного права. Более узкое значение имеет термин «конституционный статус» субъектов Российской Федерации, под которым понимается правовое положение субъектов Федерации, урегулированное нормами Конституции РФ и соответствующих конституций (уставов) субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в зависимости от источников правового регулирования предлагается различать конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации и правовой статус субъектов Федерации, а также конституционно-правовой статус субъектов Федерации и конституционный статус субъектов Российской Федерации.

Важнейшим условием эффективного функционирования федеративного государства является оптимальное разграничение предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами.

Оптимальное функционирование Российской Федерации и ее субъектов должно предполагать четкое разграничение их предметов ведения и полномочий, на основе общих интересов единого государства, а также функциональную форму государственно-территориального устройства в целях обеспечения прав и законных интересов его многонационального народа.

В работе на основе определенного действующего законодательства, научного и эмпирического материала исследованы проблемы правового статуса эксклавного субъекта Российской федерации — Калининградской области.

Удаленность от основной части России, вступление Польши и Литвы в ЕС, расширение НАТО на Восток требуют принципиально нового подхода при определении правового статуса области с учетом реально складывающейся социально-экономической и политической обстановки. Поэтому в работе подробно раскрывается вопрос о безусловном сохранении статуса субъекта в составе Российской Федерации. Данное предложение, предполагает разработку соответствующей нормативно-правовой базы. В частности Федерального закона «О статусе Калининградской области» и заключения Международного соглашения Российской Федерации с Европейским Союзом «О Калининградской области».

Данные нормативные правовые акты, в первую очередь, должны обеспечить целостность России, т. е. сохранить Калининградский регион в ее составе, а также способствовать развитию эксклавной территории. Должное внимание необходимо уделить решению проблемы в реализации законодательства о гражданстве в Калининградской области: разработке специального административного порядка разрешения случаев, когда необоснованная выдача лицам документов, свидетельствующих о принадлежности к гражданству Российской Федерации, произошла вследствие ошибок органов государственной власти (в силу некомпетентности отдельных служащих либо иных обстоятельств).

Требует скорейшего разрешения и проблема транзита, соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, частной собственности, защиту персональных данных органами таможенной и пограничной служб.

В целях соблюдения прав граждан необходимо усовершенствовать процедуру прохождения таможенного и пограничного контроля и технически оснастить таможенные и пограничные службы Российской Федерации. Следует законодательно закрепить механизмы защиты тайны персональных данных граждан, разработать инструкции, регламентирующие порядок осуществления пограничного и таможенного контроля на железной дороге.

Тот факт, что Калининградская область удалена от остальной части России делает ее участницей международных отношений, что необходимо.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативные акты, другие официальные документы.
  2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Рос. газета. 1993. — 25 дек.
  3. Федеральный Конституционный закон Российской Федерации № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21 июля 1994 г. (с изменениями от 8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г., 5 апреля 2005 г.)// Ведомости Федерального Собрания РФ. 1994. — № 9. — Ст. 372.
  4. Федеральный конституционный Закон Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образовании в её составе нового субъекта Российской Федерации» //Российская газета. 2001. 20 декабря
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 29. Ст. 2757.
  6. Федеральный закон № 24-ФЗ от 20.02.1995 го (в редакции от 10.01.2003 N 15) «Об информации, информатизации и защите информации». Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 8. Ст. 609.
  7. Федеральный закон № 74-ФЗ от 17. 06. 1996 г. (с изменениями от 21марта 2002 г., 10 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 30 ноября 2005 г.) «О национально-культурной автономии» Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2965.
  8. Федеральный закон Российской Федерации № 13- ФЗ от 22 января 1996 г. «Об особой экономической зоне в Калининградской области» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 38. Ст. 2876.
  9. Федеральный закон Российской Федерации от 4 января 1999 г. N 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 2. Ст. 231.
  10. Федеральный закон Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 82- ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации (изм. и доп. от 22 августа 2004 г.)
  11. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ „О гражданстве Российской Федерации“ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 22. Ст. 2031.
  12. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона от 7 июня 2000 г. //Рос. газ. — 2000.-21 июня.
  13. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 г. № 15-П „По делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции Российской Федерации“ Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 49. Ст. 4868.
  14. Указ Президента Российской Федерации от 22 октября 1993 г. № 1723 „Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации“. // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 43. Ст. 4089.
  15. Указ Президента Российской Федерации от 10 февраля 1996 г. № 173 „О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации“ Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 7. Ст. 676.
  16. Указ Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. № 20 „О включении новых наименований субъектов Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации“ Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 152.
  17. Распоряжение Правительства РФ от 09.02. 2001 № 196-р „Об утверждении Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации“. Собрание законодательства Российской Федерации.2001. № 8. Ст. 764.
  18. Конституции республик в составе Российской Федерации. М.: Известия, 1996. Вып. 1−2.
  19. Конституции государств Европейского Союза / Под общ. ред. Л. А. Окунькова. М., Изд. группа НОРМА-ИФРА-М, 1999. 816 с.
  20. Бюллетень международных договоров. 2006. № 1. С. 73−75.
  21. Ведомости Московской Городской Думы. М., 2001. № 5.
  22. Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе // Рос. газ. 2000. 16 мая.
  23. Закон Калининградской области „Об утверждении Соглашения о сотрудничестве между Калининградской Думой и самоуправляющемся
  24. Сеймиком Олыптынского воеводства Республики Польши“ Газета „Калининградская правда“. № 56. 1997.
  25. Конституция Республики Башкортостан // Советская Башкирия -Известия Башкортостана. 2000. 4 ноября.34. „Рос. газ.“ (г. Калининград) № 124. 2003.
  26. Закон Калининградской области от 19 мая 2000 г. N 203 „Об Уполномоченном по правам человека в Калининградской области“ Газета „Дмитрий Донской, 1“, № 38 от 27.05.2000 г.
  27. Закон Калининградской области от 27 марта 1996 г. „Обадминистративно-территориальном устройстве Калининградской области Российской Федерации“ //Янтарный край. 1996. 3 апреля.
  28. Устав Ростовской области.// Уставы краев областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации. Выпуск 4. М. 1997. С. 217.
  29. Устав (Основной Закон) Волгоградской области // Уставы краев областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации. Выпуск 4. М. 1997. С. 85.
  30. Закон Курганской области „О договорах и соглашениях Курганской области“, Газета „Новый мир“. — Курган, 2000, № 59- 2002, № 4.
  31. Нормативные акты советского периода
  32. Конституция (Основной закон) РСФСР Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1978. № 15. Ст. 407.
  33. Сборник законов СССР и Указов Президиума Верховного Совета СССР 1938- 1975 гг. М.: Известия Советов депутатов трудящихся СССР.1975, т.1 С. 94.
  34. Постановление Совета Министров СССР № 144 от 30 июня 1946 г. „Об увековечении памяти Михаила Ивановича Калинина“. //"Правда» от 1 июля 1946 г.
  35. Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 мая 1947 г. «Об образовании местных органов государственной власти в Калининградской области» / Калининградская область, № 63, 1 июня 1947.
  36. Постановление «О мероприятиях по хозяйственному устройству Кенигсбергской области» от 21 июня 1946 г. СПП СССР, 1946 г., № 1298.
  37. Постановление «О первоочередных мероприятиях по заселению районов и развитию сельского хозяйства Калининградской области» от 9 июля 1946 г. СПП СССР, 1946 г., № 1522.
  38. Доклады Уполномоченного по правам человека в Калининградской области за 2004 г. М.: «Юриспруденция» 2005, 304 с.
  39. Конституция Соединенных Штатов Америки. // Современные зарубежные конституции. М.1992. С. 23.
  40. Конституция Швейцарской конфедерации. // Современные зарубежные конституции. М.1992. С. 208.
  41. Основной закон Федеративной Республики Германии.// Современные зарубежные конституции. М.1992. С. 144.
  42. Соединённые Штаты Америки: Конституция и законодательные акты / Пер. с англ. / Сост. В. И. Лафитский- Под ред. О. А. Жидкова. М.: Прогресс, 1993. 768 с.
  43. Монографии, научные издания, комментарии
  44. С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М.: РЮИД, 2000. 528 с.
  45. С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989. С. 186.
  46. Г. В. Теория государственного управления. М.: Прогресс, 1997. 356 с.
  47. Л.Ф. Соотношение законодательства Российской Федерации и ее субъектов. Основные противоречия // Федерализм. -1996.-№ 1.-С.73−92.
  48. С. Д. Федерализм: российская история и российская реальность. М.: Институт экономики РАН, 1998.— 130 с.
  49. И.В. Защита прав и свобод человека и гражданина в субъектах Российской Федерации с использованием федерального вмешательства. -М.: Академия управления МВД России, 2004. С. 6, 14, 15.
  50. A.A., Дударев М. С., Каргополов С. Г. Интеграция Калининградского субъекта Российской Федерации в Европейский Союз. Калининград, 2003. 530 с.
  51. A.A., А.П. Гомин, Каргополов С. Г., А.П. куликов. XXI век: Свободная зона и особый статус: Калининград: Янтар. сказ., 2001. -176 с.
  52. Л. Конституционное право. Общая теория государства. М.: Изд-во т-ва И. Д. Сытина, 1908. 597 с.
  53. Г. Общее учение о государстве. СПб.: Н. К. Мартынов, 1908.-599с. С. 103.
  54. В. В. Автономные округа в составе края, области —феномен «сложносоставных субъектов Российской Федерации» (конституционно-правовое исследование) М.: Изд-во МГУ, 2002. 256 с
  55. Калининградская область: стратегия сотрудничества / Администрация Калининградской области. М. ОЛМА-ПРЕСС, 2004 г. 320 с.
  56. JI. М. Федеративное устройство Российского государства. М.: Издательство НОРМА, 2001. 352 с.
  57. Д. А. Конституции России 10 лет опыт реализации: Сб. научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Тюмень: Изд-во ТГУ, 2003.
  58. А.П., Козлов С. Д., Федоров Г. М. Особая территория России: монография. Калининград: Издательство КГУ, 2003. 360 с.
  59. А.П., Кортунова C.B. Калининградская область России и расширение Европейского Союза. Проблемы общеевропейской интеграции: Аналитический доклад. Калининград, 2003. — 60 с.
  60. И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: Итоги становления и перспективы развития. М.: ОАО «Издательский дом «Городец" — «Формула права» 2004. 592 с.
  61. Конституционное право субъектов Российской Федерации / Отв. ред. проф. В. А. Кряжков. М.: ООО «Городециздат», 2002. 864 с.
  62. К. Т. Федеративная организация Российского государства. М.: Компания Спутник +, 2000. 172 с.
  63. В.В. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. 3-е изд., доп. и перераб. -М.: Спартак, 2004. 671 с.
  64. Международная конференция по приграничному сотрудничеству региональных и местных властей // Информационный бюллетень Консультативного совета (МИД РФ). 1996. — № 5. — С. 35.
  65. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник. М.: НОРМА-ИНФРА М, 2000. 840 с.
  66. Страны мира: краткий политико-экономический справочник. М., 1993 С. 27.
  67. В.Н., Григорьев Ф. А. Правовая система. Вопросы правореализации. Саратов, 1995. С. 72.
  68. Страницы прошлого. Кенигсберг/ Пер. Лоховой Л. В. Калининград, 1995. 118с.
  69. Ю.А. Конституционное законодательство России. М.: Городец, 1999.-С. 100, 104.
  70. В.Л. Международная деятельность субъектов Российской Федерации. М.: Международные отношения. 2004 г. — 176 с.
  71. И.Г., Современные формы государственных и межгосударственных объединений: сравнительно правовой аспект// Парламент и Президент (опыт зарубежных стан). Труды ИзиСП. М., 1995. С. 106, 110, 111.
  72. И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: Учеб.-практ. пособие. 2-е изд., М.: Дело, 2000. С. 169, 205.
  73. И.А. Современная российская модель разделения власти между федерацией и ее субъектами (актуальные правовые проблемы). М.: ИНИОНРАН, 1996.
  74. Федерализм: Энциклопедический словарь. М.: ИНФРА — М, 1997.228 с.
  75. Курсы лекций, учебники, учебные пособия
  76. H.H., Кененов A.A., Хабибуллин А. Г. Форма современного российского государства: эволюция и правовая основа. Уч. пособие. Смоленск .1997. С 41−53.
  77. М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. М.: Норма, 1998. С. 300, 341.
  78. М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. Изд. 2-е, изм. и доп. М.: НОРМА-ИНФРА. М, 1999. 776 с.
  79. М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов М.: НОРМА, 2005. — 784 с.
  80. A.A., Солдатов С. А. Конституционное право России Т.З1. М, 2001.751 с.
  81. Н.Т. Международное право: Учеб. М.: Юрид. лит., 1987.543 с.
  82. И. В. Институт федерального вмешательства. Лекция. М., 2001. С. 31.
  83. Г. В., Тиунов О. И. Международное право. М.: Норма, 2006. — 624 с.
  84. Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М.: Юристъ, 1995. 480 с.
  85. А.Е. Конституционное право. М.: Издательство БЕК, 1996. 464 с.
  86. Е. И., Кутафин O.E. Конституционное право России: -М.: Юристъ, 2004. С. 324.
  87. К. Т. Федеративная организация Российского государства. М., 2000. С. 15.
  88. O.E., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации М., 1997. С. 187.
  89. А. А. Конституционное право зарубежных стран. М., 1999. С. 333.
  90. В.Ф. Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов, М.2004. С.541−564.
  91. В.В. Теория государства и права. Уч. для вузов. М, 2004. Издательство «ИМПЭ ПАБЛИШ» — 563 с.
  92. С.И. Словарь русского языка / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1988. С. 585.
  93. .А. Современные зарубежные конституции: Учебное пособие-М., 1992. С. 157.
  94. .Н., Батаурина Ю. М., Орехова Р. Г. Конституция Российской Федерации: комментарий, М., 1994. С.321−322.
  95. И.А. Конституционные основы современногороссийского федерализма: Учеб.-практ. пособие. 2-е изд., М.: Дело, 2000. С. 41,91, 169.
  96. В.Н. Теория государства и права. 2-е изд. М. 1996. С.58−62.
  97. В.Н. Теория государства и права: Хрестоматия. М.: ИНФРА-НОРМА-М, 1998. 982 с.
  98. В.А. Конституционно-правовые основы разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами. М.: МЗ-ПРЕСС, 2003. 437 с.
  99. В.Е. Современное федеративное государство. М. 1997. С. 19,20.
  100. В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 1997.-568 с.
  101. В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М.: Зерцало, 1998. С. 304, 306,311, 315, 321, 334,335.
  102. В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. М.: Юристъ, 1999. — 568 с.
  103. В.Е. Конституционное право в Российской Федерации. Учебник. М.: Юристъ, 2001. — 480 с.
  104. В.Е. Конституционное право России. Юристъ, 2004.463 с.
  105. Юридический словарь, T. I, М., 1956. 661 с.
  106. Янтарный край на пороге XXI века. Калининград: Обл. комитет гос. статистики. 1999. 83 с.
  107. Научные статьи, публикации в периодических изданиях
  108. С.А. О статусе субъекта Российской Федерации // Конституционный вестник. 1994. -№ 1 (17).
  109. А. Калининград как международно-политическая проблема: итоги года и перспективы // Российский региональный бюллетень Института Восток-Запад. Обзор основных событий в российскихрегионах. Том 5. № 1. 13. 01. 2003.
  110. А.Н. Проблемы развития российской государственности в конце XX века // Федерализм власти и власть федерализма. М., 1997. С. 79-
  111. Л.В., Елеонский В. О., Хабриева Т. Я. О концепции развития миграционного законодательства Российской Федерации // Журнал российского права № 4 2003 — 159 с.
  112. А.Н. Проблемы развития российской государственности в конце XX века // Федерализм власти и власть федерализма. М., 1997. С. 79.
  113. И.Н. Федеральное вмешательство: основание и механизмы // Правоведение. 2000. № 2. С. 68−71.
  114. Л.Ф. Правовые аспекты оптимизации федеративных отношений в Российской Федерации // Сравнительное конституционное обозрение. 2005. № 1. С. 162.
  115. И. Федерализм: германский и российский контекст // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. № 3 2003. — 215 с.
  116. Будущее Калининграда. От конфликта к сотрудничеству. Сборник статей. М.: Издательство «Весь мир», 2003. — 224с.
  117. Н. Конституционная модель российского федерализма // Российский федерализм: конституционные предпосылки и политическая реальность. Сб. докладов. М., 2000. С. 55.
  118. Н.В. Федерализм, автономия и права национальных меньшинств: Современная ситуация в РФ // Право и жизнь 1997. № 11. С.64−82.
  119. В.Г. Особые экономические зоны: правовые проблемы и пути развития // Журнал российского права, N 1, январь 2003 г.
  120. И.В. Федеральное вмешательство как способ контроля Российской Федерации за деятельностью своих субъектов // Конституционное и муниципальное право № 2, 2005. 48 с.
  121. М.С. Свободные экономические зоны (опыт, проблемы, перспективы). М.: Изд-во «Открытый мир», 1997. С. 67.
  122. Дипломатический вестник. 1999. № 11. С. 20−28.
  123. А.Н. Институт чрезвычайного положения в зарубежных странах// Международная жизнь. 1993. № 5/6. С. 149.
  124. Д.Л. Процесс развития федеративных отношений в России // Вестн. МГУ. Сер. 11. Право. 1998. N 6. С. 14.
  125. Г. В. Международно-правовой стату субъектов Российской Федерации // Российский юридический журнал. 1995. № 1. -С. 20.
  126. Л.М. К вопросу о «моделях» федерализма (Критический обзор некоторых публикаций) // Государство и право.- 1996.-N 12.-С.59.
  127. М.М. Федерализм: целостность федеративного государства // Конституционное и муниципальное право № 4 2004. — 48 с.
  128. С.Г. Калининградская область: перспективы и размышления. Коллекция произведений. Институт янтарного края. Калининград, июль 2001. 64 с.
  129. Д. Н. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации // Журнал российского права № 5, 2002 178 с.
  130. Ю., Куликов А, Городилов А. Всего лишь три документа нужно, чтобы решить Калининградскую проблему // Каскад № 27 (1771).10.02. 2005. С. 5.
  131. B.C. Федерализм и его будущее // Журнал российского права. 1999. № 1.С. 110.
  132. A.A. Федеральное вмешательство // Журнал российского права № 9 -2002. 176 с.
  133. Л. А. Понятие суверенитета в международном праве // Советское государство и право. 1955. № 1. С. 72.
  134. В.В. Государственный суверенитет и территориальнаяцелостность главные принципы современной российской государственности // Государство и право № 4, 2004 — С. 5−12.
  135. В.Б. Новый федерализм для России: конституционализация свободы // Полис. 1994. С. 102.150. «Пилотный регион» все кружит под ЕС"// Калининградская правда, 13 января 2001. С. 2.
  136. М. Ю. Некоторые проблемы определения признаков федерации и её субъектов: / Отв ред.: проф. В. А. Юсупов. Волгоград: Изд-во Волгогр. ин-та экономики, социологии и права, 2003. 232 с. 42−52. С. 37−45.
  137. В.В. Россия не должна быть и не будет полицейским государством // Известия, 2000. 14 июля.
  138. В.В. Международная деятельность субъектов Федерации // МЖМП. 1992. № 2. С. 5,8.
  139. Референдуму мешает природа. // «Российская газета» № 78 от 15 апреля 2005.
  140. Н. Калининградская область в единой Европе: риск ассиметричного развития // Европа. № 1. 2004.
  141. Г. В. Развитие свободных экономических зон // Российский экономический журнал, 1995, № 11, С. 36
  142. Ю.А. Государственность: крах или воскрешение. //Государство и право. 1992. — № 9. — С. 17
  143. И. А. Совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов как предмет конституционного регулирования // Журнал российского права. 1999. № 11. 173 с.
  144. Усс A.B., Безруков A.B., Кондрашев A.A. Проблемы образования субъектов Российской Федерации и изменения их конституционно-правового статуса в контексте перспектив российского федерализма // Журнал российского права. 2004. № 7. С. 20, 22.
  145. Ю. И. О правосубъектности членов федерации в международном праве // МЖМП. 1994. — № 4. — С. 108.
  146. Н. «Правовое регулирование международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», Российская юстиция, N 3, 1998, С.41.
  147. Т. Я. национально-культурная автономия: современные проблемы правового регулирования // Журнал российского права 2002. № 2 -182 с.
  148. Т. Я. Правовые и организационные основы национально-культурной автономии в Российской Федерации // Журнал российского права. 2003. № 7. 179 с.
  149. В. К. Правовые аспекты отношений края, области с входящими в их состав автономными округами // Российский юридический журнал. 1997. № 4. С. 3−14.
  150. А. Н. Направления совершенствования порядка транзита граждан РФ между Калининградской областью и остальной частью территорией Федерации // «Международное публичное и частное право», 2005, N4.
  151. В. Е. Модели современного федерализма: Сравнительный анализ // Государство и право. 1994. № 8−9.
  152. В. Е. Современный федерализм: сравнительный анализ.-М., 1995.- С.16−30- Он же «Закрыть Америку!» // Государство и право.-1997.-N2.-0.126−127.
  153. В. Е. Государственная власть субъекта федерации // Государство и право. 2000. № 10. С. 7−12.
  154. В.Е. Предметы ведения Федерации и её субъектов: разграничение, сотрудничество, субсидиарность // Государство и право. 2002. № 5. С. 5−12.
  155. В.Е. О сущности субъекта Федерации: традиции и реалии // Государство и право. 2003. № 7 С. 5−9.
  156. В. Непростое будущее // Европа № 51. 2005.
  157. В.В. Кооперативный федерализм в современномфедеративном государстве // Конституционное и муниципальное право № 1 -2002−48 с.
  158. .С., Карапетян J1.M. Российский федерализм: равноправие и асимметрия конституционного статуса субъектов // Государство и право. 1995. № 3. С. 3−4, 8.
  159. Диссертации и авторефераты
  160. A.A. Развитие связей Калининградской области Российской Федерации с Республикой Польшей в контексте расширения ЕС и НАТО: дисс.. канд. юрид. наук М., 2006. — 172 с.
  161. A.A. Разграничение полномочий и предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами в условиях становления федеративных округов: дисс.. канд. юрид. наук М., 2003. — 208 с.
  162. Е. Г. Конституционно-правовое регулирование международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации: дисс.. канд. юрид. наук М., 2002. — 151с.
  163. Е. В. Конституционно-правовой статус автономного округа Российской Федерации: дисс.. канд. юрид. наук М., 2002. — 204 с.
  164. И. В. Конституционные основы федерального вмешательства при защите основных прав и свобод человека и гражданина в субъектах Российской Федерации дисс.. докт. юрид. наук М., 2004. — 380 с.
  165. О. Н. Конституционный статус области в составе Российской Федерации: автореф. дисс. канд. юрид. наук Саратов, 1998.25 с.
  166. В. В. Автономные округа в составе края, областей -феномен «сложносоставных субъектов Российской Федерации: дисс.. канд. юрид. наук М., 2002. — 262 с.
  167. И. М. Конституционно-правовые основы международных связей субъектов Российской Федерации: дисс.. канд. юрид. наук Уфа, 2003. — 202с.
  168. А. П. Проблема эксклавности в условиях глобализации
  169. На примере Калининградской области), автореф. дисс.. докт. политолог, наук М., 2006. — 46с.
  170. Е. Н. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации: дисс.. канд. юрид. наук М., 2004. — 250 с.
  171. М. 3 Конституционно-правовой статус Кабардино-Балкарской Республики в составе Российской Федерации: автореф. дисс.. к.ю.н. М., 2006. — 24с.
  172. С. В. Конституционно-правовой статус края как субъекта Российской Федерации (на примере Дальневосточного региона): дисс. канд. юрид. наук-М., 1997.
  173. И. В Конституционный статус Чувашской Республики: дисс. канд. юрид. наук Чебоксары, 2001. — 228 с.
  174. М. Ю. Конституционно-правовой статус края и области как субъекта Российской Федерации: дисс.. канд. юрид. наук Волгоград, 2003. — 226 с.
  175. . Е. Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации: на примере Республики Северная Осетия-Алания: дисс.. канд. юрид. наук М., 2004.- 172 с.
  176. В.Л. Конституционно правовые основы международной деятельности субъектов Российской Федерации: дисс.. канд. юрид. наук — Томск, 2007. — 188с.
  177. Н. А. Государственные территориальные образования с особым правовым режимом: (Историко теоретический аспект): дисс.. канд. юрид. наук — СПб, 2002.- 184 с.
  178. Frenkel М. Federal Theory. Canberra, 1986. С.52
  179. Konigsberg als deutsch-russisches Gemeinschaftsgebiet? Moskaus
Заполнить форму текущей работой