Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Прикладная направленность обучения стохастике как средство развития вероятностного мышления учащихся на старшей ступени школы в условиях профильной дифференциации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качестве основной цели введения стохастической составляющей в школьный курс математики, ряд исследователей видят в ознакомлении школьников со статистическими закономерностями, закономерностями более широкого типа, чем те, которые составляют классический детерминизм, отмечая, что «для школьного обучения первостепенное значение имеет воспитание вероятностного мышления как антипода мышления… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы реализации прикладной направленности обучения стохастике как средства развития вероятностного мышления старшеклассников в условиях профильной дифференциации
    • 1. 1. Роль и место вероятностно-статистической линии в школьном курсе математики
    • 1. 2. Психолого-педагогические аспекты формирования и развития вероятностного мышления учащихся
    • 1. 3. Прикладная направленность школьного курса стохастики и ее влияние на развитие вероятностного мышления учащихся
      • 1. 3. 1. Стохастические задачи и их роль в развитии вероятностного мышления учащихся
      • 1. 3. 2. Прикладные задачи стохастики
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Методические основы реализации прикладной направленности обучения стохастике как средства развития вероятностного мышления старшеклассников в условиях профильной дифференциации
    • 2. 1. Методические аспекты построения элективного курса по элементам теории вероятностей и математической статистики в контексте профильной дифференциации старшей школы
      • 2. 1. 1. Постановка целей и отбор содержания элективного курса
      • 2. 1. 2. Методы и средства обучения, способствующие развитию вероятностного мышления учащихся на старшей ступени школы в рамках элективного курса
    • 2. 2. Методические особенности проведения занятий по темам элективного курса
    • 2. 3. Организация и результаты педагогического эксперимента
  • Выводы по второй главе

Прикладная направленность обучения стохастике как средство развития вероятностного мышления учащихся на старшей ступени школы в условиях профильной дифференциации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Достаточно длительный период времени в России вероятностно-статистические знания оставались за пределами школьного обучения. Бурное развитие теории вероятностей и математической статистики в Х1Х-ХХ веках, расширение границ их приложения, осознание важности стохастических знаний для современного общества, позволили говорить о возможности включения теоретико-вероятностных знаний в содержание общего среднего образования. В обсуждении этого вопроса на протяжении многих лет принимали участие видные деятели российской науки и образования, среди которых необходимо упомянуть: П. А. Некрасова, В. Я. Буняковского, А. Н. Колмогорова, В. В. Фирсова, Б. В. Гнеденко, И. Г. Журбенко, Е. С. Вентцель, Ю. М. Колягина, Л. О. Бычкову и другие. Пришедший XXI век охарактеризовался включением элементов теории вероятностей, математической статистики и комбинаторики в содержание обязательного минимума математической подготовки учащихся средней общеобразовательной школы, о чем свидетельствует принятое Министерством образования и науки России решение о преподавании в основной школе элементов статистики и теории вероятностей, начиная с 2003/04 учебного года.

В качестве основной цели введения стохастической составляющей в школьный курс математики, ряд исследователей видят в ознакомлении школьников со статистическими закономерностями, закономерностями более широкого типа, чем те, которые составляют классический детерминизм, отмечая, что «для школьного обучения первостепенное значение имеет воспитание вероятностного мышления как антипода мышления детерминистического» [62]. Как справедливо заметил известный венгерский методист Т. Варга, «мир, каким он видится через призму школьных учебников, строго детерминирован, в нем нет места случайности» [35], тогда как в реальной жизни случаю отводится далеко не второстепенная роль. По словам М. Гарднера, теория вероятностей — это «та путеводная нить, которая позволяет постичь хаос современной жизни» [44]. Вероятностные законы универсальны, и именно они лежат в основе описания научной картины мира.

В большинстве развитых стран мира уже на протяжении многих лет ведется преподавание элементов теории вероятностей и математической статистики, причем этим разделам уделяется особое внимание. О важности стохастической составляющей в системе современного школьного образования говорит и то, что задания, предлагаемые школьникам в сравнительных международных исследованиях математической грамотности 15-летних учащихся, проводимых организацией экономического сотрудничества и развития (OECD) и направленных на проверку тех знаний, умений и навыков школьников, которые международная общественность считает необходимыми для формирования так называемого «человеческого капитала», содержат среди прочих задания по теории вероятностей и математической статистике. Причем в рамках этой темы, наряду с другими разделами математики, значительное внимание уделяется вопросам, имеющим практическую значимость. Невысокие результаты российских школьников в решении подобных задач позволяют говорить о том, что «поставленная перед российской школой задача подготовить выпускников к свободному использованию математики в повседневной жизни в значительной степени не достигается на уровне требований международных тестов. Одна из причин этого — отсутствие должного внимания к практической составляющей содержания обучения в основной школе» [89].

Говоря же в настоящее время о включении основ теории вероятностей и математической статистики в содержание школьного математического образования, Е. А. Бунимович отмечает, что обусловлено это, прежде всего, «значением и местом стохастических понятий и фактов в системе знаний и представлений современного человека, их прикладной и практической значимостью в мире» [144]. Так, применение теории вероятностей и математической статистики в различных областях науки и техники приобретает все возрастающее значение. Например, в социологии и экономике, педагогике, психологии, демографии, лингвистике и литературоведении строят модели, применяя статистические и вероятностные методыбиология и физика, химия и география дают многочисленные поводы поговорить о статистических закономерностях, с которыми встречаются при изучении природных явлений, при осуществлении химических реакций, при изучении молекулярного строения вещества и т. д.

Анализ существующих к настоящему времени диссертационных исследований по вопросам поиска методических путей реализации стохастической составляющей в школьном курсе математики показал, что в основном работа ведется по следующим направлениям:

— разработка методики формирования стохастических представлений у учащихся в процессе обучения основам теории вероятностей и математической статистики на уровне начальной и основной школы (В.А. Болотюк, JI.O. Бычкова, С. И. Воробьева, В. Д. Селютин, Д. В. Маневич и др.);

— усиление прикладной и практической направленности изучения стохастики в школьном курсе математики за счет формирования комплекса практических умений, связанных с применением стохастических знаний в процессе решения задач, возникающих на практике (Е.А. Бунимович, С. Н. Дворяткина, О. Н. Троицкая, А. Плоцки, В. В. Фирсов, C.B. Щербатых и др-);

— разработка методики стохастической подготовки учителя математики (A.B. Ванюрин, Д. В. Маневич, В. Д. Селютин и др.).

Несмотря на достижения, полученные, как отечественными, так и зарубежными методистами в области преподавания основ теории вероятностей и математической статистики, ряд вопросов остается открытыми. Речь идет о разработке методики преподавания стохастики на старшей ступени школы.

Обучение математике в старших классах школы имеет ряд особенностей. Переход на профильное обучение в X-XI классах в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, представляет собой радикальную перестройку принятой ранее системы обучения математике в старшей школе. Курс математики на старшей ступени обучения должен отражать профиль, т. е. показывать возможности применения математического аппарата в будущей профессиональной деятельности школьников, что особенно важно для представителей тех направлений про-филизации, для которых математика не входит в число профильных предметов. Знакомство же учащихся с элементами стохастической составляющей открывает широкие возможности для иллюстрации значимости математики в решении прикладных задач, что способствует получению учащимися представлений о необходимости и универсальности математики и ее методов. Однако нехватка времени, отводимого на изучение математики в классах нематематических профилей, слабое отражение прикладного потенциала стохастики в учебниках и учебных пособиях приводит к тому, что курсы вероятности и статистики часто бывают формальными, содержат лишь набор алгоритмов без их обоснования, что, в свою очередь, не достигает целей развития мышления учащихся.

Таким образом, в настоящее время возникли противоречия между необходимостью формирования и развития вероятностного мышления учащихся, как основной цели введения вероятностно-статистической линии в школьный курс математики, и недостаточным уровнем его развития у выпускников средней школыа также огромным прикладным потенциалом стохастики и недостаточной его реализацией в курсе математики старшей профильной школы.

Проблема исследования состоит в поиске оптимальной методики обучения учащихся стохастике, способствующей развитию вероятностного мышления старшеклассников, выбравших для себя профили гуманитарных и естественнонаучных направлений.

Объект исследования: процесс обучения в рамках элективного курса учащихся 10−11 классов средней школы гуманитарного и естественнонаучного профиля элементам комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики.

Предмет исследования: система задач, ориентированная на реализацию прикладной направленности обучения стохастике как средства развития вероятностного мышления учащихся на старшей ступени школы в классах гуманитарного и естественнонаучного профиля в рамках элективного курса.

Цель исследования состоит в разработке теоретически обоснованной методики реализации прикладной направленности обучения стохастике как средства развития вероятностного мышления учащихся в условиях старшей профильной школы в рамках элективного курса.

Гипотеза исследования состоит в том, что обучение стохастике старшеклассников в классах гуманитарного и естественнонаучного профиля в рамках элективного курса будет способствовать развитию вероятностного мышления учащихся, если будут учтены следующие условия:

— реализация прикладной направленности, посредством включения в процесс обучения системы задач и упражнений прикладного характера, позволяющая продемонстрировать возможности математики как аппарата для решения проблем, которые возникают в области будущих профессиональных интересов школьников;

— учет индивидуальных особенностей мышления и способностей представителей каждого профиля.

Для решения проблемы исследования и проверки достоверности сформулированной гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1) на основе теоретического анализа данных психолого-педагогической литературы по теме исследования определить психолого-педагогические основы формирования и развития вероятностного мышления учащихся;

2) провести анализ существующих учебников и учебных пособий, реализующих вероятностно-статистическую линию на старшей ступени школы с точки зрения отражения в них прикладного потенциала стохастики;

3) провести отбор стохастического содержания и обозначить основные пути реализации прикладной направленности обучения стохастике на старшей ступени школы в рамках элективного курса для классов гуманитарного и естественнонаучного профиля;

4) разработать систему задач и упражнений прикладного характера с вероятностно-статистическим содержанием (а также требования к этой системе задач), способствующую развитию вероятностного мышления старшеклассников;

5) экспериментально проверить эффективность разработанной методики и системы задач, направленных на развитие вероятностного мышления старшеклассников.

Методологическую основу исследования составляют: основные положения теории познания, операциональная концепция развития интеллекта (Ж. Пиаже) — концепция деятельностного подхода в обучении (JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн и др.) — концепция гуманизации, гуманитаризации и дифференциации образования (В.А. Гусев, Г. В. Дорофеев, Ю. М. Колягин, Г. Л. Луканкин, А. Г. Мордкович, И. М. Смирнова, И. Э. Унт, И. С. Якиманская и др.) — концепция прикладной направленности обучения математике (Б.В. Гнеденко, В. А. Далингер, H.A. Терешин, В. В. Фирсов, И. М. Шапиро и др.).

Теоретическую основу исследования составляют: концепция содержания общего и гуманитарного образования (Г.В. Дорофеев, Ю. М. Колягин, B.C. Леднев, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, В. В. Фирсов и др.) — концепция профильной дифференциации в обучении математике и организации элективных курсов (В.А. Гусев, В. А. Далингер, Г. В. Дорофеев, Ю. М. Колягин и др.) — исследования по проблемам преподавания математики старшеклассникам (Э.К. Брейтигам, В. А. Далингер, Г. В. Дорофеев и др.) — исследования по проблемам математического моделирования (А.Н. Колмогоров, А. Плоцки, В. В. Фирсов, Л. М. Фридман, И. М. Шапиро и др.) — теория учебных задач в обучении (В.А. Далингер, Ю. М. Колягин, И. Я. Лернер, Д. Пойа, Л.М. Фридман).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: 1) теоретические: анализ и систематизация данных психолого-педагогической, методической и учебной литературы по теме исследования- 2) эмпирические: теоретическое и экспериментальное обоснование эффективности разработанной методикиэкспериментальное обучение, анкетирование и тестирование учащихся и учителей- 3) экспериментальные: количественная и качественная обработка экспериментальных данных на основе использования методов математической статистики.

Научная новизна исследования состоит в том, что в отличие от работы C.B. Щербатых (2006 г.), посвященной вопросам усиления прикладной и практической направленности изучения стохастики в школе за счет формирования комплекса практических умений, связанных с применением стохастических знаний на всех этапах математического моделирования в процессе решения задачработы О. Н. Троицкой (2007 г.), посвященной разработке методики использования качественных задач как средства интеграции житейских стохастических знаний учащихся с научными при изучении стохастики в школев настоящем исследовании.

— показаны методические пути реализации прикладной направленности обучения стохастике, выступающей в качестве средства развития вероятностного мышления учащихся на старшей ступени школы, с учетом выбранного школьниками направления профильной дифференциации, на примере элективного курса для классов гуманитарного и естественнонаучного профиля;

— дополнены требования, предъявляемые к системе задач и упражнений прикладного характера, используемых в процессе обучения стохастике на старшей ступени школы, основанные на учете направления профильной дифференциации, а также выделены принципы отбора прикладных задач.

Теоретическая значимость исследования:

— обосновано влияние разработанной методики реализации прикладной направленности обучения стохастике на старшей ступени школы в условиях профильной дифференциации в рамках элективного курса для учащихся классов гуманитарного и естественнонаучного профиля на развитие вероятностного мышления старшеклассников;

— выделены принципы отбора прикладных задач, дополнены требования, предъявляемые к системе задач и упражнений прикладного характера, используемых в процессе обучения стохастике на старшей ступени школы, основными из которых являются: учет направления профильной дифференциацииреализация межпредметных связей стохастикиналичие задач и упражнений исследовательского характера, а также задач на анализ, построение и интерпретацию вероятностных моделей;

— обосновано влияние разработанной системы задач и упражнений прикладного характера на развитие вероятностного мышления старшеклассников.

Практическая значимость исследования:

— разработана система задач и упражнений прикладного характера, направленная на развитие вероятностного мышления учащихся старших классов гуманитарного и естественнонаучного профиля, которая может быть использована авторами учебных пособий и учебников для учащихся, а также учителями математики общеобразовательных школ, лицеев, гимназий;

— разработан учебно-методический комплекс «Элементы теории вероятностей и математической статистики» для 10−11 классов гуманитарного и естественнонаучного профиля, который может быть использован для преподавания элективных и обязательных курсов в школах, гимназиях, лицеях.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Обучение элементам комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики на старшей ступени школы, осуществляемое посредством реализации прикладной направленности стохастики, путем включения в процесс обучения системы задач и упражнений прикладного характера, способствует развитию вероятностного мышления учащихся.

2.Ключевыми требованиями к системе задач и упражнений прикладного характера, направленной на развитие вероятностного мышления старшеклассников выступают: учет направления профильной дифференциацииреализация межпредметных связей стохастикиналичие задач и упражнений исследовательского характера, а также задач на анализ, построение и интерпретацию вероятностных моделей ситуаций, возникающих в области будущих профессиональных интересов школьников.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается: комплексным теоретическим анализом проблемысогласованностью результатов данного исследования с ведущими положениями психолого-педагогических и методических концепцийиспользованием экспериментальных методов для проверки, подтвердившей справедливость основных положений диссертацииприменением методов математической статистики при обработке экспериментальных данных.

Этапы исследования. Экспериментальная проверка теоретических положений диссертации проводилась в 2003;2008 гг. на базе МОУ «Гимназия № 69 им. И.М. Чередова» и МОУ «Гимназия № 139» г. Омска (10−11 классы) и состояла из трех этапов: 1) констатирующий- 2) поисковый- 3) обучающий.

На первом этапе (2003;2004 гг.) изучалась психолого-педагогическая, методическая и специальная литература по теме исследованияосуществлялся анализ и обобщение педагогического опыта по проблеме исследованияразрабатывались теоретические основы развития вероятностного мышления учащихся.

На втором этапе (2005;2006 гг.) уточнялись цели и задачи исследованияразрабатывалась программа элективного курса «Элементы теории вероятностей и математической статистики» для 10−11 классов средней школыосуществлялся поиск методических подходов к развитию вероятностного мышления школьниковразрабатывалась система вероятностно-статистических задач прикладного характера для учащихся 10−11 классов гуманитарного и естественнонаучного профиля.

На третьем этапе (2007;2008 гг.) в ходе опытно-экспериментальной работы проводилась проверка гипотезы о влиянии прикладной направленности обучения стохастике на развитие вероятностного мышления. старшеклассниковвыполнялись анализ, систематизация и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, уточнение выводов, оформление результатов исследования.

Апробация результатов исследования осуществлялась на семинаре «Реализация содержательной линии образовательных стандартов „Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей“ в средней школе» (Омск, 2007;2008 гг.), на XXXI Региональной научной студенческой конференции «Молодежь III тысячелетия» (Омск, 2007 г.), на II Всероссийской заочной научно-практической конференции «Актуальные вопросы методики преподавания математики и информатики» (Биробиджан, 2007 г.), на XX Международной электронной заочной научной конференции «Новые технологии в образовании» (Воронеж, 2007 г.), на заседаниях кафедры методики преподавания математики ОмГУ им. Ф. М. Достоевского. По теме исследования имеется 10 публикаций, в том числе 3 публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Внедрение выдвинутых в диссертации положений, методических рекомендаций осуществлялось в ходе опытно-экспериментальной работы, проводимой в 10−11 классах МОУ «Гимназия № 69 им. И.М. Чередова» и МОУ «Гимназия № 139» г. Омска.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, состоящего из 199 источников, включая работы автора, и 9 приложений.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Результаты, полученные во второй главе диссертации, позволяют сделать следующие выводы:

1. Разработанная система задач и упражнений прикладного характера для учащихся старших классов гуманитарного и естественнонаучного профиля выступает в качестве средства развития вероятностного мышления старшеклассников.

2. Анализ существующих подходов к преподаванию стохастики, учет исторического опыта, целей обучения и принципов отбора содержания стохастического материала позволил разработать элективный курс, рассчитанный на учащихся старших классов гуманитарного и химико-биологического профиля: разработана рабочая программа элективного курса «Элементы теории вероятностей и математической статистики», предложен набор элементарных и прикладных задач, приведены методические рекомендации по их включению в учебный процесс.

3. В процессе работы в классах гуманитарного и естественнонаучного профиля, необходимо придерживаться следующих методических требований:

— подбирать задачи, содержательная сторона которых соответствует реальной действительности;

— ставить перед учащимися задания, требующие самостоятельного поиска их решения или создания новых задач',.

— подкреплять теоретический материал примерами, моделями;

— знакомить школьников с процессом построения математической модели реальной ситуации',.

— следует уделять особое внимание правильному пониманию и грамотному употреблению терминов стохастики;

— полнее использовать на уроках историко-научный материал.

4. В ходе проведения экспериментальной работы доказана эффективность разработанной методики, в плане того, что она способствует развитию вероятностного мышления старшеклассников. Доказано, что разработанная система прикладных задач способствует повышению уровня логического, комбинаторного, вероятностно-статистического компонентов вероятностного мышления школьников, усилению способностей школьников выносить суждения, строить аналогии, классифицировать объекты той или иной природы.

Выполненное диссертационное исследование было нацелено на разработку содержания и поиск методических основ развития вероятностного мышления учащихся старшей профильной школы.

В диссертации обоснована и экспериментально подтверждена гипотеза исследования, согласно которой обучение стохастике старшеклассников в классах гуманитарного и естественнонаучного профиля в рамках элективного курса будет способствовать развитию вероятностного мышления учащихся, если оно будет осуществляться посредством реализации прикладной направленности путем включения в процесс обучения системы задач и упражнений прикладного характера, позволяющей продемонстрировать возможности математики как аппарата, применяемого для решения проблем, возникающих в области будущих профессиональных интересов школьников, с учетом индивидуальных особенностей мышления и способностей представителей каждого профиля.

В процессе теоретического и экспериментального исследования поставленной научной проблемы в соответствии с задачами и целью исследования получены следующие основные результаты и выводы:

1. Теоретически и на конкретных примерах обосновано, что аппарат стохастики относится к числу важнейших компонентов общеинтеллектуальной и профессиональной культуры человека, живущего в современном обществе, овладение которым возможно через показ практической значимости основных идей и методов вероятностно-статистической составляющей школьного курса математики.

2. Анализ психолого-педагогических подходов к формированию и развитию вероятностного мышления учащихся позволил установить, что представления школьников о случайности и вероятностное мышление развиваются в рамках операциональной теории развития интеллекта Ж. Пиаже. В качестве основы обучения вероятностно-статистическому содержанию выступает операциональная концепция научения (Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин,.

А.Н. Леонтьев), которой отвечает организация обучения в соответствии с этапами концепции поэтапного формирования умственных действий, выдвинутая П. Я. Гальпериным.

3. Анализ исторического пути внедрения вероятностно-статистической линии в школьный курс математики российской школы, а также анализ учебников и учебных пособий, созданных к настоящему времени, показал слабое и несбалансированное отражение прикладного потенциала стохастики, тогда как именно прикладная направленность выступает в качестве средства развития вероятностного мышления учащихся.

4. В основу методики обучения вероятностно-статистическому содержанию на старшей ступени школы в условиях профильной дифференциации положена идея реализации прикладной направленности обучения стохастике, осуществляемая путем включения в элективный курс по элементам комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики прикладных вопросов и системы задач прикладного характера на материале из различных профильных дисциплин (биология, химия, литература, языкознание, экономика, психология и т. д.).

5. Разработана программа элективного курса «Элементы комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики» для классов гуманитарного и естественнонаучного профиляучебно-методические материалынабор конкретных прикладных задач по каждой теме, лабораторные и исследовательские работы.

6. Выделены базовые требования к отбору содержания и методическому наполнению элективного курса «Элементы комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики» для учащихся классов гуманитарного и естественнонаучного профиля: а) соответствие теоретического материала, методов и форм работы профилю обученияб) реализация прикладной направленности посредством рассмотрения на практике примеров и задач прикладного характера и их региение средствами математического моделирования.

7. Отбор содержания стохастического материала элективного курса осуществлен на базовом и профильном уровне, в соответствии с профессиональными потребностями, интересами и математической подготовкой представителей гуманитарного и естественнонаучного профиля.

8. Выделены принципы отбора прикладных задач, а также набор требований, предъявляемых к системе задач и упражнений прикладного характера для учащихся старших классов профильной школы. К числу основных требований относятся: соответствие практического содержания задачи реальной действительностипрактическая значимость результата решения задачиучёт направления профильной дифференциации (использование в формулировке обычной задачи по стохастике данных или терминов из области будущих профессиональных интересов школьниковформулирование задач в виде профессиональных ситуаций, решение которых возможно лишь с привлечением знаний из профильных предметов и знаний по стохастикепостановка заданий на самостоятельное формулирование учащимися задач на материале профильной дисциплины в процессе выполнения лабораторных и практических работ) — включение в систему задач и упражнений на самостоятельный сбор, представление и обработку информации, задач исследовательского характера, а также задач на анализ, построение и интерпретацию вероятностных моделей ситуаций, возникающих в области будущих профессиональных интересов школьников.

9. Экспериментально доказано, что разработанная методика и система задач прикладного характера, реализуемые в рамках элективного курса, обеспечивают развитие вероятностного мышления старшеклассников.

Проведенное исследование не является исчерпывающим, но выявляет круг проблем, которые требуют своего дальнейшего осмысления и разрешения. В дальнейшем целесообразно продолжить исследование в плане разработки и усовершенствования методики обучения основам теории вероятностей и математической статистики учащихся старших классов профильной школы с учетом современных тенденций модернизации содержания школьного математического образования, компьютеризации учебного процесса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Р.Н. Составление и решение арифметических задач с практическим содержанием Текст. / Р. Н. Абаляев. М.: Просвещение, 1964. -112 с.
  2. , В.К. Математические методы в исторических исследованиях Текст.: учеб. пособие / В. К. Абрамов. Саранск: Мордовский Университет, 1988.-92 с.
  3. , H.H. О статистическом образовании в школе Текст. / H.H. Авдеева // Математика в школе. 1973. — № 3. — С. 4−8.
  4. , P.JI. Математические методы в социологии. Анализ данных и логика вывода в эмпирическом исследовании Текст.: учеб. пособие для вузов / P.JI. Агабекян. Ростов на Дону: Феникс, 2005. — 192 с.
  5. , А.И. Двадцать уроков гармонии Текст.: Гуманитарно-математический курс / А. И. Азевич. М.: Школа — Пресс, 1998. — 160 с.
  6. Алгебра и математический анализ. 11 класс Текст.: учеб. для учащихся шк. и кл. с углубл. изуч. математики / Н. Я. Виленкин, О.С. Ивашев-Мусатов, С. И. Шварцбурд. М.: Мнемозина, 2005. — 288 с.
  7. Алгебра и начала анализа Текст.: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни / С. М. Никольский, М. К. Потапов, H.H. Решетников, A.B. Шевкин. М.: Просвещение, 2008. — 430 с.
  8. Алгебра и начала анализа. 10 класс. В 2 ч. 4.2 Текст.: задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) / А. Г. Мордкович и др.- под ред. А. Г. Мордковича. М.: Мнемозина, 2007. — 336 с.
  9. , В. Психологические аспекты профильного обучения Текст. / В. Арсланьян // Математика. 2007. — № 2. — С. 14−15.
  10. , В. Вероятностные игры Текст. / В. Афанасьев // Математика. -2005.-№ 14.-С. 35−38.
  11. Балашов, JI. E Философия Текст.: учебник / JI.E. Балашов. М.: Изда-тельско-торговая корпорация «Дашков и К0 «, 2008. — 612 с.
  12. , М.И. Алгебра и начала анализа. 10 класс. Базовый уровень Текст.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. И. Башмаков. — М.: Дрофа, 2008.-286 с.
  13. , М.И. Профили и уровни обучения математике Текст. / М. И. Башмаков // Математика. 2006. — № 14. — С. 18−21.
  14. , Н. Математика в биологии и медицине Текст. / Н. Бейли. М.: Мир, 1970.-328 с.
  15. , Е.Е. Методика обучения решению комбинаторных задач в начальном курсе математики Текст. / Е. Е Белокурова // Начальная школа. — 1992.-№ 1.-С. 20−22.
  16. , Р.В. Специфика обучения в профильной школе: содержание и процесс Текст. / Р. В. Бессонов, О.ГГ. Околелов // Педагогика. 2006. -№ 7. — С. 23−29.
  17. Биолого-математическая олимпиада Текст. // Биология в школе. 1993. -№ 2.-С. 53−59.
  18. , В.А. О введении элементов комбинаторики, статистики-и теории вероятностей в содержание математического образования основной школы Текст. / В. А. Болотов // Математика в школе. 2003-. — № 9. — С. 2−3.
  19. , А.К. Прикладная психология Текст.: учебник для вузов / А. К. Болотова, И. В. Макарова. М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2001. — 383 с.
  20. , В.А. Формирование вероятностно-статистических представлений учащихся в курсе алгебры основной школы Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / В. А. Болотюк Омск, 2002. -176 с.
  21. , В.А. Формирование вероятностно-статистического стиля мышления у учащихся Текст. / В. А. Болотюк // Наука образования: Сборник научных статей. Выпуск 19. Часть 2, — Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001. -С. 149−152.
  22. , Я. Об изучении элементов комбинаторики, вероятности, статистики в школе Текст. / Я. Бродский // Математика. — 2004. № 31.— С. 2−8.
  23. , A.B. Психология мышления и проблемное обучение Текст. / A.B. Брушлинский. М.: Знание, 1983. — 96 с.
  24. , В.А. Изучение теории вероятностей и статистики в школьном курсе математики. Программа для курсов повышения квалификации учителей Текст. / В. А. Булычев, Е. А. Бунимович // Математика в школе. — 2003.-№ 4.-С. 59−63.
  25. , В.А. Теория вероятностей и математическая статистика в школе: проблемы преподавания (второй международный семинар) Текст. / В. А. Булычев // Математика. 1996. — № 48. — С. 1.
  26. , Е. Вероятность и статистика в курсе математики основной школы Текст. / Е. А. Бунимович, В. А. Булычев // Математика. 2007. -№ 17−24.
  27. , Е.А. Вероятностно-статистическая линия в базовом школьном курсе математики Текст. / Е. А. Бунимович // Математика в школе. 2002. — № 2. — С. 52−58.
  28. , Е.А. Методические указания к теме «Статистические исследования» Текст. / Е. А. Бунимович, С. Б. Суворова // Математика в школе. — 2003. № 3. — С.29−36.
  29. , Г. В. Формирование комбинаторного мышления у младших школьников и подростков Текст. / Г. В. Бурменская, JI.B. Евдокимова // Вопросы психологии. 2007. — № 2. — С. 30−43.
  30. , В. Элективные курсы: Вопросы и ответы Текст. / В. Бусев // Математика. 2007. — № 2. — С. 2−5.
  31. , Л.О. Об изучении вероятностей и статистики в школе Текст. / JI.O. Бычкова, В. Д. Селютин // Математика в школе. 1991.-№ 6.-С.9−12.
  32. , A.B. Методическая система стохастической подготовки учителя математики на основе новых информационных технологий Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / A.B. Ванюрин Красноярск, 2003. — 152 с.
  33. , Т. Вероятность в играх и развлечениях Текст. / Т. Варга, М. Гле-ман — М.: Просвещение, 1979. — 176 с.
  34. , Т. Логика и теория вероятностей в младших классах средней школы Текст. / Т. Варга // Математика в школе. 1973. — № 3. — С. 91−96.
  35. , Е.С. Школьникам о теории вероятностей Текст. / Е.С. Вент-цель // Математика в школе. 1976. — № 5. — С. 94−96.
  36. Вероятностное мышление Электронный ресурс. М., 2007. — Режим доступа http://wAvw.medeffect.ru/abc/v/vmyshlenie.shtml, свободный. — Загл. с экрана.
  37. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека Текст. / Под ред. И. М. Фейгенберга, Г. Е. Журавлевой. -М.: Наука, 1977. 392 с.
  38. , А.И. Дифференциация обучения математике во Франции Текст. / А. И Верченко, С. Б. Верченко // Математика в школе. 1989. -№ 3.-С. 148−158.
  39. , Н.Я. Комбинаторика / Н. Я. Виленкин // Наука и жизнь. 1965. -№ 5.-С. 74−77.
  40. , И. Моделирование и его роль в решении задач Текст. / И. Володарская, Н. Салмина // Математика. — 2006. № 18. — С. 2−7.
  41. , С.И. Формирование стохастической культуры младших школьников в процессе обучения математике Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / С. И. Воробьева. Саранск, 1999. — 215 с.
  42. , М. А ну-ка догадайся! Текст.: [пер. с англ.] / М. Гарднер. М.: Мир, 1984.-213 с.
  43. , A.B. Математика в гуманитарной школе Текст. / A.B. Гладкий, Г. Е. Крейдлин // Математика в школе. 1991. — № 6. — С. 6−9.
  44. , Н.В. Вероятность и статистика в школе: взгляд биолога Текст. / Н. В. Глотов, О.В. Глотова// Математика в школе. — 2002. № 2. -С.64−66.
  45. , Б.В. Математика и математическое образование в современном мире Текст. / Б. В. Гнеденко. М.: Просвещение, 1985. — 192 с.
  46. , Б.В. О методах комбинаторики в теории вероятностей и математической статистике Текст. /Б.В. Гнеденко // Математика в школе. — 1966.-№ 5.-С. 11−18.
  47. , Б.В. Статистическое мышление и школьное математическое образование Текст. / Б. В. Гнеденко // Математика в школе-1968. № 1. — С. 8−15.
  48. , Б.В. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения математике Текст. / Б. В. Гнеденко — М.: Просвещение, 1982 144 с.
  49. , И.И. Элементы теории вероятностей в современном школьном курсе биологии Текст. / И. И. Гольдфаин // Математика в школе. — 2003. -№ 3.-С. 50−51.
  50. , М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы Текст. / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. -М.: Педагогика, 1977. 136 с.
  51. , П.В. Математика для гуманитариев Текст.: учебное пособие / П. В. Грес. М.: Логос, 2003. — 120 с.
  52. , В.А. Задачи в обучении математике Текст. / В. А. Далингер. -Омск: Изд-во ОмГПУ, 1990. 43 с.
  53. , С.Н. К вопросу о вероятностно-статистическом образовании в школе Текст. / С. Н. Дворяткина // Вестник ЦМО МГУ. 2002. — № 4. -С. 1−16.
  54. , С.Н. Межпредметные связи и прикладная направленность школьного курса математики в классах биологического профиля Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / С. Н. Дворяткина Москва, 1998- 191 с.
  55. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики Текст.: учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов / Под ред. М. Н. Скаткина. -М.: Просвещение, 1982. -319 с.
  56. , Г. В. Дифференциация в обучении математике Текст. / Г. В. Дорофеев, Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова, В. В. Фирсов // Математика в школе. 1990. -№ 4. — С. 15−21.
  57. , Г. В. Концепция профильного курса математики Текст. / Г. В. Дорофеев, Е. А. Седова, С. Д. Троицкая // Математика в школе. — 2006. № 7. — С. 14−25.
  58. , Г. В. О принципах отбора содержания школьного математического образования Текст. / Г. В. Дорофеев // Математика в школе. — 1990. -№ 6.-С. 2−5.
  59. , И. Дешифровка древних письменностей Текст. / И. Дьяконов // Наука и жизнь. 1966. — № 4. — С. 88−95.
  60. , Г. Развитие логико-вероятностного мышления в школе Текст. / Г. Дядченко, Л. Жарова//Математика. -1995.-№ 39.-С. 1−2.
  61. , Б.Ф. Частотный словарь лексики и мировоззрение Ф. И. Тютчева Текст. / Б. В. Егоров // в кн.: Федор Иванович Тютчев. Проблемы творчества и эстетической жизни наследия: сб. науч. тр. / Сост. В. Н. Аношкина. -М.: Пашков Дом, 2006. 640 с.
  62. , М.В. Прикладная направленность обучения математике в историческом контексте Текст. / М. В. Егупова // Математика в школе. — 2007. № 2. — С. 65−71.
  63. , Д.С. Создание элективных учебных курсов для профильного обучения Текст. / Д. С. Ермаков, Т. Д. Петрова // Школьные технологии. -2003.-№ 6.-С. 23−29.
  64. , О.Ю. Математическая статистика для психологов Текст.: учебник / О. Ю. Ермолаев — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002. 336 с.
  65. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии Текст.: сб. статей / Сост. и общ. ред. Л. Ф. Обухова, Г. В. Бурменская М.: Гардарики, 2001. — 624 с.
  66. , A.B. Вступительные экзамены в Оксфорд Текст. / A.B. Жуков, A.C. Кравченко // Математика в школе. 2005. — № 9. — С. 72−74.
  67. Задачи по генетике Текст. // Биология в школе. 1993. — № 5. — С. 52−55.
  68. , Т.Б. Профильная дифференциация обучения информатике на старшей ступени школы Текст.: дис.. докт. пед. наук: 13.00.02 / Т. Б. Захарова. Москва, 1997. — 299 с.
  69. , И.Д. Межпредметные связи в современной школе Текст. / И. Д. Зверев, В. Н. Максимова. М.: Педагогика, 1981. — 160 с.
  70. , Т.В. Функционально-статистический анализ сказок, сочиненных детьми Текст. / Т. В. Зеленкова // Вопросы психологии. 2001. — № 6. -С. 17−27.
  71. Ивашев-Мусатов, О. С. Начала теории вероятностей Текст.: пособие для студентов биологических факультетов университетов / О.С. Ивашев-Мусатов. М.: Изд-во МГУ, 1974. — 151 с.
  72. , В. Типичные трудности и ошибки при решении вероятностных задач Текст. / В. Калманович // Математика 2006 — № 16. — С. 35−39.172
  73. Канеман, Дэниэл Электронный ресурс. // Википедия. М., 2008. — Режим доступа http://ru.wikipedia.org/wiki/KaHeMaH, свободный.
  74. , A.A. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности школьников Текст. / A.A. Кирсанов, A.A. Попова // Психологические основы индивидуализации учебной деятельности школьников. Казань, 1980.-Вып. 198.-С. 13−35.
  75. , С.Р. Роль комбинаторных задач в обучении математике Текст. / С. Р. Когаловский // Математика в школе — 2004.-№ 7. С. 18−23.
  76. , А.Н. Роль русской науки в развитии теории вероятностей Текст. / А. Н. Колмогоров // Ученые записки Московского Университета. 1947. — Т. 1, кн. 1.- С. 53−64.
  77. , Ю.М. Задачи в обучении математике Текст. / Ю. М. Колягин. -М.: Просвещение, 1977. 144 с.
  78. , Ю.М. О прикладной и практической направленности обучения математике Текст. / Ю. М. Колягин, В. В. Пикан В.В. // Математика в школе. 1985. -№ 6. — С. 27−32.
  79. , Ю.М. Профильная дифференциация обучения математике Текст. / Ю. М. Колягин, М. В. Ткачева, Н. Е. Федорова // Математика в школе. 1990. — № 4. — С. 21−27.
  80. , Ю.М. Учебно-методический комплект «Алгебра и начала анализа» для X и XI классов Текст. / Ю. М. Колягин, М. В. Ткачева, Н. Е. Федорова // Математика в школе. 2007. — № 5. — С. 21−26.
  81. , А.М. Статистика типов русской рифмы Текст. / А. М. Кондратов // Вопросы языкознания. 1968. — № 6. — С. 96−106.
  82. , Б.А. Математика изучает случайности Текст.: пособие для учащихся / Б. А. Кордемский. М.: Просвещение, 1975. — 223 с.
  83. , Б.А. Увлечь школьника математикой Текст. / Б. А. Кордемский. М.: Просвещение, 1981. — 112 с.
  84. , К.А. Сравнительная оценка математической грамотности 15-летних учащихся в рамках международного исследования Текст. /
  85. К.А. Краснянская, JI.O. Денищева // Математика в школе. 2005. — № 3. -С. 70−77.
  86. , A.B. Математика для юристов Текст.: учеб. пособие / A.B. Кра-хин М.: Флинта, МПСИ, 2005. — 200 с.
  87. , В.А. Очерки психологии старшего школьника Текст. / В. А. Крутецкий М.: Учпедгиз, 1963. — 198 с.
  88. , В.А. Психология математических способностей школьников Текст. / В. А. Крутецкий М., 1968. — 432 е.
  89. , B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы Текст. / B.C. Леднев. — М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  90. Лингвистические задачи Текст.: пособие для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1983. — 223 с.
  91. , Е. Разработка элективных курсов: опыт, проблемы, решения Текст. / Е. Лукичева // Математика. 2007. — № 14. — С. 3−5.
  92. , B.C. Факультативный курс по математике: Теория вероятностей Текст.: учеб. пособие для 9−11 кл. сред. шк. / B.C. Лютикас. М.: Просвещение, 1990. — 160 с.
  93. , Ю. Начальные сведения из теории вероятностей в школьном курсе алгебры Текст. / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк // Математика в школе. 2004. — № 7. — С. 24−27.
  94. , Ю.Н. Изучаем элементы статистики Текст. / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк // Математика в школе. 2004. — № 5. — С. 42−47.
  95. , Ю.Н. Элементы комбинаторики в школьном курсе алгебры Текст. / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк // Математика в школе. 2004. -№ 6.-С. 59−63.
  96. , Д.В. Совершенствование содержания общего среднего образования на основе теории вероятностей и статистики Текст.: автореф. дис. на соиск. уч. степ. докт. пед. наук: 13.00.01, 13.00.02 / Д. В. Маневич. — Ташкент, 1990. 36 с.
  97. , В.А. Феномен случайности: Методологический анализ Текст. / В. А. Марков Рига: Зинатне, 1988. — 232 с.
  98. , В. Формирование мышления учащихся Текст. / В. Маркова // Математика. 2004. — № 34. — С. 2−4.
  99. Математика Текст.: учеб. пособие для 10 кл. общеобразоват. учреждений / В. Ф. Бутузов, Ю. М. Колягин, Г. Л. Луканкин и др. М.: Просвещение, 1995.-223 с.
  100. Математика Текст.: учеб. пособие для 11 кл. гуманит. профиля / А. Л. Вернер, А. П. Карп. М.: Просвещение, 2002. — 191 с.
  101. Математика Текст.: учеб. пособие для 11 кл. общеобразоват. учреждений / В. Ф. Бутузов, Ю. М. Колягин, Г. Л. Луканкин и др. М.: Просвещение, 1996.-207 с.
  102. Математика. 10−11 классы: элективный курс «В мире закономерных случайностей» Текст. / авт.-сост. В. Н. Студенецкая и др. Волгоград: Учитель, 2007. -126 с.
  103. , H.A. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка Текст. / H.A. Менчинская — М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. 448 с.
  104. Методика преподавания математики в средней школе: общая методика Текст. / Сост. Ю. М. Колягин, В. А. Оганесян, В. Я. Саннинский, Г. Л. Луканкин. М.: Просвещение, 1975. — 462 с.
  105. , Ф.Ф. Критическое мышление учащихся и педагогические способы его формирования: на материале обществоведческого курса Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Ф. Ф. Минкина Казань, 2000. — 166 с.
  106. , Б.Н. Историк и математика Текст. / Б. Н. Миронов, З. В. Степанов. Л.: Наука, 1976. — 184 с.
  107. , А.Г. Алгебра и начала анализа. 10 класс. В 2 ч. 4.1 Текст.: учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. М.: Мнемозина, 2007. — 424 с.
  108. , Ф. Вероятность Текст. / Ф. Мостеллер, Р. Рурке, Дж. Томас. -М.: Мир, 1969.-432 с.
  109. , Ф. Пятьдесят занимательных вероятностных задач с решениями Текст. / Ф. Мостеллер- Под ред. Ю. В. Линника. М.: Наука, 1975. -112 с.
  110. , В.В. Канатоходец. Воспоминания Текст. / В. В. Налимов. — М.: Издательская группа Прогресс, 1994. 455 с.
  111. , P.C. Психология Текст.: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 т. Общие основы психологии / P.C. Немов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. Т. 1. — 688 с.
  112. , P.C. Психология Текст.: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 т. Психология образования / P.C. Немов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. Т. 2. — 608 с.
  113. Об экспериментальном преподавании математики в одиннадцатых классах в 2002/03 учебном году Текст. // Математика в школе. 2002. — № 5. -С. 2−7.
  114. , Л.Ф. Возрастная психология Текст.: учебник / Л. Ф. Обухова. — М.: Педагогическое общество России, 2001. 442 с.
  115. , В.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в 9−10 классах Текст. / В. Н. Осинская. — Киев: Радян-ская школа, 1980. 192 с.
  116. Основные понятия математической статистики: краткая теория с разбором примеров, в том числе и на ЭВМ, методика проведения занятий Текст.: учеб. пособие / А. Ж. Жафяров, P.A. Жафяров, М. М. Игошина. — Новосибирск: НГПУ, 2001. 58 с.
  117. , X. Вопросы методики обучения элементам статистики в VIII классе Текст. / X. Очилова // Вопросы теории вероятностей и методики ее преподавания. Сборник научных трудов. Ташкент, 1977-Т.183.- С. 60−75.
  118. , Н.В. Прикладная направленность обучения теории вероятностей как средство формирования экономического мышления студентов Текст.: автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.02 / Н. В. Панина — Орел, 2004 — 22с.
  119. , H.A. Вероятностное моделирование как фактор развития информационной культуры учащихся Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / H.A. Пахомова. Екатеринбург, 2001. — 167 с.
  120. , А. Вероятность в задачах для школьников Текст.: кн. для учащихся / А. Плоцки. — М.: Просвещение, 1996. — 191 с.
  121. , А. Вероятность события в стохастической линии школьного математического образования Текст. / А. Плоцки // Математика в школе. — 1997. № 2, 3 — С. 24−28- 67−70.
  122. , А. Стохастические задачи и прикладная направленность в обучении математике Текст. / А. Плоцки // Математика в школе. 1991. -№ 3. — С. 69−71.
  123. , Д. Математика и правдоподобные рассуждения Текст. / Д. Пойа- Под ред. С. А. Яновской. М.: Наука, 1975. — 464 с.
  124. , Т.А. Вероятностно-математическое моделирование и гуманитарные дисциплины Текст. / Т. А. Полякова, Т. А. Ширшова // Вестник Омского университета. 2007. — № 2. — С. 127−134.
  125. , Т.А. О готовности учителя математики к преподаванию вероятностно-статистической линии Текст. / Т. А. Полякова // Академический журнал Западной Сибири. Тюмень, 2008. — № 1. — С. 26.
  126. , Т.А. Особенности преподавания вероятностно-статистической линии в классах естественнонаучного профиля Текст. / Т. А. Полякова, Т. А. Ширшова // Омский научный вестник. — 2007. № 2 (57), 3 (61). — С. 48−51.
  127. , Т.А. Прикладные задачи стохастики как средство формирования и развития вероятностно-статистического мышления учащихся Текст. / Т. А. Полякова // Омский научный вестник. 2008. — № 5 (72). -С. 224−227.
  128. , Т.А. Психолого-педагогические основы обучения стохастике в средней школе Текст. / Т. А. Полякова // Молодежь III тысячелетия: XXXI региональная науч.-практ. студенческая конф.: тезисы докладов. — Омск: Изд-во ОмГУ, 2007. С. 113−114.
  129. , Т.А. Формирование и развитие вероятностно-статистического мышления учащихся на уроках математики Текст. / Т. А. Полякова // Омский научный вестник. 2006. — № 10 (49). — С. 167−169.
  130. , Т.А. Элементы теории вероятностей и математической статистики в цикле естественнонаучных дисциплин школьного курса Текст. / Т. А. Полякова // Образовательные технологии. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2007. — № 3 (25). — С. 30−34.
  131. , H.H. Формирование мыслительных операций у старшеклассников Текст. / Н. Н. Поспелов, И. Н. Поспелов М.: Педагогика, 1989 — 152 с.
  132. Практикум по методике преподавания математики в средней школе Текст.: учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов / Т.В. Ав-тономова, С. Б. Верченко, В. А. Гусев и др.- Под ред. В. И. Мишина. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  133. Проблемы преподавания в школе элементов теории вероятностей и статистики Текст. // Математика. — 2006. № 10. — С. 6.
  134. , С.А. Как научить детей учиться? Текст. / С.А. Проклю-шина // Математика в школе. 2008. — № 1. — С. 28−30.
  135. , В.Я. Исторические корни волшебной сказки Текст. / В. Я. Пропп. Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1986. — 364 с.
  136. , А. Математический анализ стиха Текст. / А. Прохоров // Наука и жизнь. 1964. — № 3, 6. — С. 110- С. 152−153.
  137. Психология развития Текст.: учебник / Под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. — 524 с.
  138. , Е.С. Психологические механизмы процесса прогнозирования Текст. / Е. С. Рапацевич // Вопросы психологии. 1988. — № 6. — С. 122 128.
  139. , JI.A. По воле случая Текст. / JI.A. Растригин. М.: Молодая гвардия, 1986. — 208 с.
  140. , JI.A. Этот случайный, случайный, случайный мир Текст. / JI.A. Растригин. М.: Молодая гвардия, 1969. — 224 с.
  141. , А. Трилогия о математике Текст. / А. Реньи. М.: Мир, 1980. — 376 с.
  142. , Н. Гуманитарная математика Текст. / Н. Розов // Математика. -2004. -№ 21. -С. 9−12.
  143. , C.JI. Основы общей психологии Текст. / C.JI. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2007. — 713 с.
  144. , С. Азбука статистики Текст. / С. Самойлов // Знание сила. -1993.-№ 10.-С. 29−30.
  145. , Ю.В. Вероятность на путях познания сложности Электронный ресурс. / Ю. В. Сачков. — 2003. — Режим доступа: http://libelli.rU/library/tema/sc/filos/nat/n mod/sachkovy.htm, свободный. -Загл. с экрана.
  146. Сборник нормативных документов. Математика Текст. / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2006. — 80 с.
  147. , В.Д. Компоненты методической готовности учителя к обучению детей стохастике Текст. / В. Д. Селютин // Школьные технологии. — 2004.-№ 2.- С. 93−102.
  148. , В.Д. Научные основы методической готовности учителя математики к обучению школьников стохастике Текст.: дис.. докт. пед. наук: 13.00.02 / В. Д. Селютин Орел, 2002. — 344 с.
  149. , В.Д. О формировании первоначальных стохастических представлений Текст. / В. Д. Селютин // Математика в школе. — 2003.- № 3. — С. 51−56.
  150. , В.Н. Статистическая обработка данных в поисковых исследованиях учащихся Текст. / В. Н. Сергеев, A.JI. Балювина. Омск: ОмГУ, 1989.-63 с.
  151. , К. Математические фантазии Текст.: [пер. с англ.] / К. Слойер. -М.: Мир, 1993.- 184 с.
  152. , И.М. Профильная модель обучения математике Текст. / И. М. Смирнова // Математика в школе. 1997. — № 1. — С. 32−36.
  153. Современный психологический словарь Текст. / Под ред. Б. Г. Мещеряковой, В. П. Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2007. — 490 с.
  154. , А. Как учатся математике во Франции? Текст. / А. Сосинский // Квант. 1995. — № 5. — С. 17−19.
  155. , Е.В. Прикладные задачи как средство формирования математического мышления учащихся Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Е. В. Сухорукова М., 1997. — 207 с.
  156. Сэцуко Минэ. О новых программах по математике в средних школах Японии Текст. / Сэцуко Минэ, В. Н. Шапкина / Математика в школе. -1979. -№ 6.-С. 64−67.
  157. , Б.М. К вопросу о практическом мышлении Текст. / Б. М. Теплов // Ученые записки МГУ им. М. В. Ломоносова. 1945. — Вып. 90. — С. 149 214.
  158. , Б.М. Проблемы индивидуальных различий Текст. / Б. М. Теплов. -М., 1961.- 536 с.
  159. , Б.М. Ум полководца Текст. / Б. М. Теплов. М.: Педагогика, 1990.-208 с.
  160. , H.A. Прикладная направленность школьного курса математики Текст.: кн. для учителя / H.A. Терешин М.: Просвещение, 1990. — 96 с.
  161. Тест умственных способностей (ТУС) Текст.: руководство / Под ред. В. И. Чиркова. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 1993. — 283 с.
  162. , М.В. Анализ данных в учебниках Н.Я. Виленкина и других Текст. / М. В. Ткачева // Математика в школе. 2003. — № 5. — С. 41−48.
  163. , М.В. О готовности учащихся к изучению стохастики Текст. / М. В. Ткачева, E.H. Василькова, Т. В. Чуваева // Математика в школе. -2003. -№ 9.-С. 56−61.
  164. , М.В. Элементы стохастики в курсе математики VII-IX классов основной школы Текст. / М. В. Ткачева, Н. Е. Федорова // Математика в школе. 2003. — № 3. — С. 36−49.
  165. , Г. В. Укрупнение дидактических единиц в задачах по теории вероятностей Текст. / Г. В. Токмазов // Математика в школе. 1999. — № 4. -С. 81−85.
  166. , О.Н. Качественные задачи как средство обучения стохастике в средней школе на основе житейских знаний учащихся Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / О. Н. Троицкая. Орел, 2007. — 19 с.
  167. , Д.В. Изучение статистики во французской общеобразовательной школе Текст. / Д. В. Трушанин // Математика в школе-1994. -№ 5. -С. 72−77.
  168. Унт, И. Индивидуализация и дифференциация обучения Текст. / И. Унт -М.: Педагогика, 1990. 191 с.
  169. Учение о категориях Электронный ресурс.: предметный указатель / А. Н. Книгин. — М., 2003. Режим доступа: http://ou.tsu.ru/hischool/u4 о k ate g/, свободный. — Загл. с экрана.
  170. , И.М. Видеть-предвидеть-действовать Текст. / И.М. Фейген-берг М.: Знание, 1986. — 160 с.
  171. , И. «Антиманипулятор» для сознания: статистика как учебный предмет Текст. / И. Феоктистов // Математика. 2005. — № 15, 17 — С. 24−26- 8−14.
  172. , В.В. О прикладной ориентации курса математики // Математика в школе Текст. / В. В. Фирсов 2006. — № 6, 7. — С. 2−9, 2−13.
  173. , JI.M. Как научиться решать задачи Текст.: кн. для учащихся ст. кл. сред, шк /Л.М. Фридман, E.H. Турецкий. М.: Просвещение, 1989. — 192 с.
  174. , Л.М. Наглядность и моделирование в обучении Текст. / Л. М. Фридман. М.: Знание, 1984. — 80 с.
  175. , А .Я. Математика гарантирует выигрыш Текст. / А.Я. Хала-майзер. М.: Московский рабочий, 1981. — 248 с.
  176. , А.И. О математических методах решения химических задач Текст. / А. И. Хамитова, Т. К. Яблочкина // Химия в школе. 2002. -№ 6 — С. 32−35.
  177. Частотный словарь русского языка. Около 40 000 слов Текст. / Под ред. JI.H. Засориной. М.: «Русский язык», 1977. — 936 с.
  178. , A.M. Невероятная вероятность Текст. / A.M. Чубарев, B.C. Холодный. — М.: Знание, 1976. 128 с.
  179. , И.М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики Текст.: кн. для учителя / И. М. Шапиро. М.: Просвещение, 1990. — 96 с.
  180. , Л.Г. Математика в гуманитарных классах Текст. / Л. Г. Шестакова // Математика в школе. 1996. — № 1. — С. 10−13.
  181. , Е. Гуманитариям о математике Текст. / Е. Шикин, Г. Шикина // Математика. 1999. — № 33. — С. 2−10.
  182. , Т.А. Математическое образование старшеклассников с гуманитарными склонностями как методическая проблема Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Т. А. Ширшова. Омск, 1994. — 228 с.
  183. , C.B. Прикладная направленность обучения стохастике в старших классах средней школы Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / C.B. Щербатых. Елец, 2006. — 228 с.
  184. , И. Генетика популяций и геометрия Текст. / И. Яглом- Сост. A.A. Егоров // Комбинаторика и логика М.: Бюро Квантум, 2003-С. 7384.
  185. , И. Что такое математика? Текст. / И. Яглом // Квант. 1992. -№ 9.-С. 3−8.
  186. , И.С. Знание и мышление школьника Текст. / И. С. Якиманская. М.: Знание, 1985. — 78 с.
  187. Результаты исследования, проведенного Ж. Пиаже, Б. Инельдер и др. 69.
  188. Название исследования Цели и задачи эксперимента Результаты эксперимента по стадиям развития детей)1.я стадия (4−7 лет) 2-я стадия (7−11 лет) 3-я стадия (12−15 лет)
  189. Учебно-тематический план элективного курса «Элементы комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики» (для Х-Х1 классов гуманитарного и естественнонаучного профиля)
  190. Название темы (кол-во часов) Рассматриваемые вопросы Формы работы§-1 «Сколько всего вариантов?»
  191. Введение. Из истории комбинаторики (1) — Понятие о науке «Комбинаторика». История возникновения и развития комбинаторики. Исторические комбинаторные задачи. Вводная беседа, обзорная лекция.
  192. Общие правила комбинаторики (1). Правило суммы и правило произведения в комбинаторике. Применение комбинаторных правил при решении задач. Лекция-диалог, практикум по решению задач (письменные и устные упражнения).
  193. Перестановки (с повторениями и без повторений) (2). Формулы для вычисления числа перестановок с повторениями и без повторений. Решение практических задач. Лекция-диалог, практикум по решению задач (письменные и устные упражнения).
  194. Размещения (с повторениями и без повторений) (2). Формулы для вычисления числа размещений с повторениями и без повторений. Решение практических задач. Лекция-диалог, практикум по решению задач (письменные и устные упражнения).
  195. Сочетания (с повторениями и без повторений) (2). Формулы для вычисления числа сочетаний с повторениями и без повторений. Решение практических задач. Лекция-диалог, практикум по решению задач (письменные и устные упражнения).
  196. Проверочная работа Самостоятельная работа учащихся.
  197. Всего часов по разделу (10)§ 2 «Нас всех подстерегает случай.»
  198. Всего часов по разделу (2)§-з «Вероятность есть мера надежды.»
  199. Операции над вероятностями (2). Вероятность суммы несовместных событий. Вероятность противоположного события. Вероятность произведения независимых событий. Решение практических задач. Лекция-диалог, практикум по решению задач- эксперимент*.
  200. Условная вероятность. Формула полной вероятности (2). Понятие условной вероятности. Вычисление условной вероятности на простейших примерах. Решение задач на формулу полной вероятности. Лекция-диалог, практикум по решению задач.
  201. Проверочная работа (1). Самостоятельная работа учащихся.
  202. Всего часов по разделу (12)§ 4 «Статистика знает все!.»?
  203. Статистические гипотезы и их проверка. Простейшие корреляционные зависимости (3). Статистические выводы на основе выборки. Простейшие корреляционные зависимости. Решение задач исследовательского характера. Лекция, решение прикладных задач.
  204. Всего часов по разделу (12)
  205. Всего часов по элективному курсу (36)в таблице обозначены формы работы, подразумевающие использование компьютера).
  206. Наличие комбинаторной, вероятностной и статистической составляющей отсутствие вероятностной составляющей + отсутствие статистической составляющей + отсутствие статистической составляющей +
  207. Иллюстрация теоретического материала практическими примерами + ± + + ± +
  208. Реализация межпредметных связей стохастики + ± + + + +
  209. Наличие задач (в %) по: а) комбинаторике б) теории вероятностей в) статистике 80,65% 22,30% 44,27% 34,30% 35,37% 6,53%16,13% 42,00% 55,73% 35,60% 64,63% 47,82%3,22% 35,70% 31,10% - 45,65%
  210. Наличие прикладных задач (в %) 9,30% 3,56% 4,76% 9,76% 26,10%
  211. Естественнонаучный профиль1. Элементы комбинаторики
  212. Подсчитать число однобуквениых слов русского языка.
  213. Какое максимальное количество вариантов необходимо перебрать ученику, пытающемуся расшифровать фразу, в которой вместо каждого слова стоит его анаграмма: НЕДОВЖЕНЕ Ч/1ЙТЕТИ ЛУРАНЖ ВТАНК?.
  214. Восемь лабораторных животных необходимо проранжировать в соответствии с ilk способностями выполнять определенные задания. Каково число возможных ранжировок, если допустить, что одинаковых способностей нет?
  215. Предположим, что мы хотим составить тест из 10 вопросов. На каэ/сдый вопрос нужно предложить несколько вариантов ответа, причем, только один из та может быть верным. Студент выдер23
Заполнить форму текущей работой