Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие речемыслительных операций у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью средствами предметно-практической деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для детей с нарушением интеллекта характерным является общее недоразвитие речи, обусловленное основным нарушением.- А. К. Аксенова, Г. М. Дульнев, М. Ф. Гнездилов, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, А. Р. Лурия, В. Г. Петрова, М. Е. Хватцев и другие исследователи обращают внимание на недоразвитие у детей в определенной степени всех операций речевой деятельности: слабость мотивации, нарушение смыслового… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования речемыслительных операций
    • 1. 1. Место речемыслительных операций в структуре речевой деятельности
    • 1. 2. Развитие речи и особенности формирования речемыслительных операций у детей с нарушением интеллекта
    • 1. 3. Значение предметно-практической деятельности для развития речи и мышления
    • 1. 4. Особенности развития предметно-практической деятельности у детей с нарушением интеллекта
    • 1. 5. Возможности использования предметно-практической деятельности в коррекционно-логопедической работе
  • Глава 2. Состояние речемыслительных операций у младших школьников с нарушением интеллекта. (Экспериментальное изучение)
    • 2. 1. Организация и задачи констатирующего эксперимента
    • 2. 2. Характеристика речемыслительных операций у младших школьников с нарушением интеллектуального развития
    • 2. 3. Особенности реализации детьми с интеллектуальным недоразвитием мыслительных операций в предметнопрактической деятельности
  • Глава 3. Развитие речемыслительных операций у младших школьников с нарушением интеллекта средствами предметно-практической деятельности (Экспериментальное обучение)
    • 3. 1. Теоретические основы экспериментального обучения
    • 3. 2. Организация эксперимента
    • 3. 3. Принципы, задачи и содержание обучающего эксперимента
    • 3. 4. Результаты экспериментального обучения

Развитие речемыслительных операций у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью средствами предметно-практической деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социальная адаптация ребенка со сниженным интеллектом — одна из основных проблем коррекционной педагогики, успешное решение которой во многом зависит от уровня развития речи ребенка.

Речь играет важную роль в жизни человека. Являясь средством общения, мышления и регуляции поведения, она находится в тесной взаимосвязи со всеми сторонами психической деятельности, и, как отмечает В. Г. Петрова (1997), представляет собой одно из главных, необходимых условий развития ребенка, оказывает на него преобразующее воздействие, при этом совершенствуясь и приобретая новые виды, формы и функции. Уровень речевого развития ребенка оказывает существенное влияние на успешность его овладения учебным материалом.

Для детей с нарушением интеллекта характерным является общее недоразвитие речи, обусловленное основным нарушением.- А. К. Аксенова, Г. М. Дульнев, М. Ф. Гнездилов, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, А. Р. Лурия, В. Г. Петрова, М. Е. Хватцев и другие исследователи обращают внимание на недоразвитие у детей в определенной степени всех операций речевой деятельности: слабость мотивации, нарушение смыслового программирования, несформированность грамматического структурирования языковых средств, недостаточное владение приемами их использования в речевой деятельности, слабый контроль за выполнением речевой программы и др.

В условиях нарушения интеллекта оказываются несформированными все уровни организации речевого высказывания: смысловой, языковый, сенсомоторный. Медленная выработка новых дифференцировочных условных связей во всех анализаторах, общее нарушение динамики нервных процессов, затрудняющее формирование динамических стереотипов! (С.Я.Рубинштейн, 1986), приводят к тому, что дети испытывают затруднения в овладении семантической и грамматической сторонами языка, фонематическим анализом и синтезом, моторной реализацией высказывания.

Программа специальной коррекционной школы и соответствующий ей учебный материал определяются с учетом интеллектуального и речевого развития учащихся.

Снижение интеллекта часто бывает осложнено речевыми расстройствами, преобладающим проявлением которых является лексико-грамматическое недоразвитие. У таких детей значительно чаще, чем у нормально развивающихся школьников наблюдаются системные нарушения речи, при этом они характеризуются определенной спецификой, обусловленной особенностями психического развития (М.Ф.Гнездилов, Г. А. Каше, Р. И. Лалаева, В. Г. Петрова, СЛ. Рубинштейн, М. Е. Хватцев и др:).

Ряд исследований, посвященных коррекции речи детей с нарушением интеллекта (Л.Н.Ефименкова, Г. А. Каше, Р. И. Лалаева, И. Н. Садовникова и др.), показывает, что в работе с этими детьми необходимо использовать особые приемы. Однако в специальной литературе вопрос, раскрывающий актуальные аспекты данной проблемы, раскрыт недостаточно.

Специальной педагогикой накоплен значительный опыт трудового воспитания детей с нарушением интеллекта и развития их речи. Вместе с тем при изучении учащихся специальной коррекционной школы УШ вида, испытывающих затруднения в усвоении учебной программы вследствие речевых нарушений, предметно-практическая деятельность^ не рассматривалась как средство специальной коррекции речи, развития семантической стороны высказывания (глубинного структурирования) — и мыслительных операций, участвующих в реализации смысловой программы средствами языка (поверхностного структурирования).

Актуальность и значимость этих вопросов, а также их социальная значимость определили выбор темы и позволили сформулировать проблему исследования: каковы возможности привлечения специально организованной предметно-практической деятельности в качестве одного из средств формирования речемыслительных операций у младших школьников с нарушением интеллекта.

Цель исследования — определить возможности развития речемыслительных операций у учащихся с интеллектуальной недостаточностью средствами предметно-практической деятельности.

Объект исследования: речемыслительные операции учащихся начальных классов с интеллектуальной недостаточностью.

Предмет исследования: педагогический процесс развития речемыслительных операций у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью с использованием предметно-практической1 деятельности в качестве средства и условия коррекционного обучения.

Гипотеза исследования: у младших школьников с интеллектуальною недостаточностью выявляются вариативно выраженные специфические особенности речемыслительной деятельности, для коррекции которых требуются особые методы и- - приемы логопедической работы. Эффективность коррекционно-педагогического воздействия повысится? при условиииспользования" ¦ в качестве средства развития речемыслительных операций специально организованной предметно-практической деятельности, с помощью которой обеспечивается совершенствование семантического содержания речи и осуществляется переход, с семантического на языковой уровень.

Для достижения" поставленной цели и в соответствии с гипотезойбыли определены следующие задачи:

1. Проанализировать психологическую, психолингвистическую и методическую литературу, раскрывающую проблему развития речемыслительных операций у младших школьников со сниженным интеллектом. б.

2. Изучить степень сформированности речемыслительных операций выбора, отбора и комбинирования языковых единиц в процессе лексического оформления высказывания у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, выявить и систематизировать ошибки, обусловленные недостаточностью этих операций.

3. Выявить взаимосвязанность состояния операций выбора, отбора и комбинирования лексем и морфем на перцептино-когнитивном, когнитивно-ситуативном и когнитивно-языковом уровнях в речевой и предметно-практической деятельности.

4. Разработать и апробировать в ходе экспериментального обучения содержание и приемы развития речемыслительных операций выбора и комбинирования языковых единиц у детей со сниженным интеллектом на основе использования предметно-практической деятельности.

Методологической основой исследования послужили положения о системности организации высших психических функций (ПЖ.Анохин, Л. С. Выготский, А.Р.Лурия), ведущей роли деятельности и общения в развитии и формировании личности (А.Н.Леонтьев), единстве мышления и речи, соотношении языка и речи (Л.С.Выготский, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, В. И. Лубовский, А.Р.Лурия), теория речевой деятельности (Т.В.Ахутина, И'.А.Зимняя, А. А. Леонтьев и др.), положения о внешней предметной деятельности как генетически исходной форме психической деятельности (Л.С.Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев,.

С.Л.Рубинштейн и др.), об актуальной и ближайшей зонах развития ребенка" (Л.С.Выготский), о поэтапном формировании умственных, действий (П:Я.Гальперин).

В процессе исследования использовались следующие методы: теоретические: анализ литературы по проблеме исследования (педагогической, психологической, лингвистической, психолингвистической), эмпирические: наблюдение за детьмиизучение медицинской и психолого-педагогической документациибеседы с педагогами, родителямииндивидуальное обследование детейконстатирующий и обучающий экспериментыстатистические: методы математической статистикиОрганизация исследования.

Исследование проводилось в коррекционных школах VIII вида г. Москвы № 53, 110, в Городском консультативном центре при Экспериментальном комплексе социальной помощи детям и подросткам (ЭКСПДиП), в коррекционном’центре «Исток» BAO. Исследование осуществлялось в три этапа:

I этап — изучение и анализ специальной литературы, постановка проблемы, определение задач и методов исследования.

II этап — теоретические обоснование экспериментального изучения, проведение констатирующего эксперимента, анализ, обобщение и систематизация полученных данных.

III этап — проведение коррекционного обучения, анализ его результатов, формулирование выводов.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, заключаются в том, что автором выявлена специфика протекания речемыслительных операций при снижении интеллекта, обусловленная трудностями систематизации, иерархизации и вербализации представлений;

— систематизированы ошибки, являющиеся следствиемнедоразвития речемыслительных операцийвыявлено, что нестойкость смысловых образов, неточность языковых обобщений, трудности анализа и прогнозирования ситуации провоцируют ошибки в отборе средств и определении стратегии и тактики деятельности на когнитивно-ситуативном и когнитивно-языковом уровнях в речевой и предметно-практической деятельности.

— разработана, систематизирована и апробирована серия упражнений с использованием предметно-практической деятельности, направленная на коррекцию речемыслительных операций у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Разработаны методические рекомендации по составлении планирования логопедической работы с использованием специально организованной предметно-практической деятельности в качестве одного из средств развития речемыслительных операций.

Научная новизна исследования определяется тем, что — определены общие с нормой и специфические проявления нарушений речемыслительных операций отбора и комбинирования у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью: если при первично сохранном интеллекте содержательная бедность и поверхностность высказывания обусловлена трудностями овладения языковыми единицами, то при снижении интеллекта первично страдает семантическая составляющая высказываниям и речемыслительные операции перевода значений на языковой кодпри интеллектуальной недостаточности наблюдаются сходные, но разноуровневые показатели несформированности речемыслительных операций, что позволило выделить 3 группы учащихся с преобладанием трудностей на семантическом, языковом и речемыслительном уровняхразработана диагностическая модель по одновременному изучению мыслительных операций отбора, выбора, и комбинирования в речевой-, и предметно-практической деятельностиустановлена непосредственная взаимосвязь между трудностями осуществления операций отбора и комбинирования языковых единиц и недостаточной сформированностью системы концептов и их неточностью;

— выявлена корреляция в характере реализации операций отбора и комбинирования единиц в речевой и предметно-практической деятельности, что определяет возможность взаимосвязанного формирования этих операций и использования более доступной практической деятельности в качестве чувственной базы;

— научно обоснована, разработана и апробирована логопедическая технология, предполагающая формирование речемыслительных операций с привлечением в качестве средства обучения специальную систему упражнений предметно-практической деятельности;

— получены данные о потенциальных возможностях развития речи и коррекции речевых нарушений у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в процессе комплексной целенаправленной логопедической работы с использованием собственной практической деятельности детей.

Теоретическая значимость исследования:

— расширены представления об особенностях протекания речемыслительных операций, зависимость их качества от ряда факторов: точности и дифференцированности понимания ситуации, сформированности системы концептов, точность, правильность и устойчивость концептов, способность к планированию и прогнозированию;

— теоретически обоснована логопедическая технология с использованием предметно-практической деятельности, как чувственной базы полианализаторного формирования, уточнения и расширения концептов, их языкового опосредования, создания системы концептов, формирования, алгоритма выполнения операций отбора и комбинирования на перцептивно-когнитивном, когнитивно-ситуативном уровнях с речевым закреплением действий и на когнитивно-языковом уровне с опорой на реальные и ранее совершенные действия.

Практическая значимость исследования: — разработан специальный комплекс диагностических заданий для оценки сформированное&tradeречемыслительных операций у младших школьников с интеллектуальной недостаточностьюразработана коррекционно-развивающая технология, определяющая основные этапы и направления логопедического воздействия по формированию операций выбора лексем и морфем из семантического поля и комбинирования их в процессе лексического оформления-высказыванияматериалы исследования использованы в лекционных курсах по логопедии, олигофренопедагогике, методике обучения, изобразительной деятельности и ручному труду детей с нарушением интеллекта.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяются опорой на научную методологию, использованием достижений современной психолого-педагогической науки, личным участием автора в проведении констатирующего и длительного обучающего экспериментов, значительным числом испытуемых, статистической обработкой результатов? исследования.

Апробация результатов работы: Результаты исследования были представлены на научно-практических конференциях МПГУ, обсуждались на заседаниях кафедры, олигофренопедагогики, использовались при чтении лекций и проведении практических занятий со студентами дефектологического факультета МПГУ, факультета коррекционной педагогики МГПУ, МОСУ, слушателям курсов .ФПС, ИУУ г. Ярославля, Казани. По материалам исследования были сделаны доклады на методических объединениях консультативно-реабилитационных психолого-педагогических центров «Исток» BAO и «Тверской» ЦАО г. Москвы. Основные материалы изложены в 10 публикациях.

Положения выносимые на защиту:

1. Интеллектуальная недостаточность обуславливает специфическое формирование у детей речемыслительных операций, обеспечивающих кодирование и декодирование информации, что вызвано неточностью семантических представлений и несформированностью семантических операций, трудностями символизации образов с помощью слов и проявляется в упрощении высказывания, ошибками в подборе слов и морфем, определении звуковой наполняемости.

2. Корреляция между спецификой развития операций отбора и комбинирования в разных видах деятельности, а также состоянием этих операций на когнитивно-ситуативном и когнитивно-языковом уровнях дает возможности использовать более простые и доступные детям виды практической деятельности в качестве базы для формирования речемыслительных операций.

3. Эффективность использования предметно-практической деятельности в качестве средства и условия формирования речемыслительных операций обеспечивается специальными психолого-педагогическими условиями:

— включением в целостный процесс коррекционно-логопедического воздействия предметно-практической деятельности как отдельного компонента при условии соответствия содержания заданий логике усвоения учебного материала;

— взаимосвязанным формированием парадигматической системы языка и синтагматический^ операций в связи с самостоятельной практической деятельностью детей.

1. Результаты исследования свидетельствуют о том, что интеллектуальная недостаточность провоцирует определенную специфику речемыслительных операций, связанную, прежде всего, с нестойкостью представлений, трудностями их систематизации и дифференциации.

2. Выявлены и систематизированы ошибки в реализации речемыслительных операций младшими школьниками с интеллектуальной недостаточностью в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.

Качественный анализ выполнения диагностических заданий показал, что у нормально развивающихся детей затруднения преимущественно на парадигматическом уровне — трудности вызывал выбор морфемы из системы морфем, характерной для данной формы или слова из группы слов со схожим значением. Дети с интеллектуальной недостаточностью испытывали затруднения преимущественно на семантическом и синтагматическом уровнях, что связано с общим для всех младших школьников с интеллектуальной недостаточностью поверхностным и неточным пониманием ситуации, упрощением задачи поиска языковых единиц, выраженность и специфика которых обусловлены жизненным опытом ребенка, возможностью речевой практики в социуме, отношением ребенка к обучению.

3. Выявлена корреляция в специфике развития и состоянии мыслительных операций отбора и комбинирования средств в речевой и предметно-практической деятельности. Исследование показало, что трудности понимания ситуации, анализа условий и планирования оказывают влияние на адекватность выбора средств и приемов, а так же возможность их применения в новой ситуации как в речевой, так и в предметно-практической деятельности. При интеллектуальной недостаточности дети испытывают затруднения в овладении принцип отбора и комбинирования, осваивая отдельные единицы и отдельные операции.

3. Выявленные особенности состояния речемыслительных операций у детей с интеллектуальной недостаточностью свидетельствовало о необходимости особого подхода и подборе специальных методов и приемов работы, направленных на формирование семантической составляющей речевого высказывания и стимулирующих потребность у ребенка в освоении и использовании языковых единиц различного уровня.

4. Сопоставительный анализ данных, полученных при реализации речемыслительных операций с опорой на операции отбора и комбинирования в предметно-практической деятельности, показал, что в ситуации предметно-практической деятельности речемыслительные операции осуществлялись значительно успешнее, чем без поддержки собственных практических действий, что позволило рассматривать специально организованную предметно-практическую деятельность в качестве базы и средства для развития речемыслительных операций.

5. Разработанный специальный комплекс упражнений предметно-практической деятельности, направленный на формирование и уточнение преставлений и понятий, расширение и уточнение словарного и морфемного запаса с опорой на максимально возможное количество анализаторов, формирование понимания языковых закономерностей, предполагал установление языковых обобщений в процессе многократного воспроизведения аналогичных и схожих ситуаций в речевой практике ребенка, опирающейся на предметно-практические действия.

6. Включение комплекса упражнений в целостный процесс коррекционно-логопедического воздействия в формирующем эксперименте позволило сформировать у детей с интеллектуальной недостаточностью операции отбора смысловых единиц в рамках ситуации, закрепить в рамках концепта словесный символ, а затем научить актуализировать по образному представлению языковые единицысистематизировать семантические и связанные с ними языковые единицы, создать парадигму языковых средств для их фиксации в памяти и использования при реализации деятельности, что упрощает процесс актуализации языковых единиц;

— взаимосвязано формировать синтагматические и парадигматические системы и операции с использованием перцептивных и ситуативно-когнитивных опор, предоставляемых предметно-практической деятельностью.

В результате использования предлагаемой технологии была отмечена положительная динамика в формировании речемыслительных операций выбора и комбинирования языковых единиц в процессе лексического оформления высказывания у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Вместе с тем проблема совершенствования логопедической работы с данной категорией детей, требует дальнейшего исследования.

Перспективным направлением дальнейших исследований является разработка методических приемов по развитию семантических, речемыслительных и языковых операций у детей с интеллектуальной недостаточностью с использованием разных видов деятельности.

В ходе экспериментальной работы мы получили доказательства, подтверждающие выдвинутую научную гипотезу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Экспериментальное изучение и обучение было проведено с целью совершенствования содержания и приемов коррекционно-логопедической работы по развитию речемыслительных операций учащихся с нарушением интеллекта: В ходе экспериментальной работы получены доказательства в пользу выдвинутой научной гипотезы. Теоретическое и практическое изучение проблемы развития и совершенствования речемыслительной деятельности на основе использования предметно-практической деятельности подтвердило ее актуальность и значимость.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выделить наиболее важные положения:

Речевая деятельность функционирует в рамках других видов деятельности, совершенствуя их и совершенствуясь сама, развивая все психические процессы. Речевое действие выступает средством связи между внешней (физической) и внутренней (психической) сторонами любой деятельности. С помощью речи осуществляются процессы интериоризации и экстериоризации.

Анализ и обобщение языковых закономерностей происходят при участии мышления, процесс усвоения языковых закономерностей начинается после слияния речи и мышления в единый речемыслительный процесс.

Речь и мышление, будучи не тождественны и имея различные генетические корни, неразрывно связаны друг с другом. Такая тесная связь позволила психологам и психолингвистам рассматривать речь и мышление в структуре единой речемыслительной деятельности. Основными ее операциями являются выбор языковых единиц различных уровней (фонем, артикулем, морфем, слов) и оперирование этими единицами по законам данного языка (звуковой и морфемный анализ и синтез, семантическое и грамматическое структурирование).

Развитие речемыслительных операций невозможно без создания определенной базы — сформированное&tradeмыслительных операций (анализа, синтеза и др.) на образном и символическом уровне.

В структуре дефекта при нарушении интеллекта отмечается замедленное и своеобразное развитие речи, которое проявляется в специфике овладения языковыми единицами и усвоения правил оперирования ими. Основной причиной этого является несформированность мыслительных операций на абстрактном уровне.

Для развития мышления и речи в коррекционной педагогике традиционно используют те виды деятельности, в которых эти психические процессы развиваются. Одним из таких видов является предметно-практическая деятельность, благодаря которой создаются условия, способствующие полноценному психическому развитию детей: постепенное развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления в единстве с формированием речи при соблюдении стадийности в развитии мыслительных процессов.

Однако проблема возможности использования в качестве вспомогательного средства предметно-практической деятельности для развития речемыслительных операций раскрыта недостаточно.

Констатирующий эксперимент был направлен на изучение речевой и предметно-практической деятельности детей, страдающих нарушением интеллекта с разным уровнем речевого развития. Исследование выявило их специфические особенности, проявляющиеся в недостаточности смыслового и языкового структурирования.

Анализ результатов констатирующего эксперимента показал взаимосвязь сформированности предметно-практической деятельности и уровня речевого развития у детей. Исследование подтвердило, что при нарушении интеллектуального развития в структуре дефекта наблюдается недоразвитие речи разной степени выраженности и преобладающими являются трудности на семантическом уровне и трудности усвоения языковых закономерностей детьми с нарушением интеллекта обусловлены недостаточной сформированностью речемыслительных операций разного уровня.

Состояние мыслительных операций речевой и предметно-практической деятельности у учащихся младших классов с нарушением интеллекта находятся во взаимосвязи. При организации речевого высказывания и предметно-практических действий у детей возникают идентичные трудности: недостаточные анализ и осмысление ситуации, трудности планирования и удержания плана, несформированность самоконтроля.

Однако, при выполнении заданий в предметно-практической деятельности успешность была выше. Объясняется это тем, что предметно-практическая деятельность опирается не только на речевое, но и на чувственное мышление, а у детей школьного возраста основные мыслительные операции на наглядно-действенном, а порой и на наглядно-образном уровне сформированы.

Все это позволяет использовать предметно-практическую деятельность в качестве чувственной основы для формирования мыслительных операций и усвоения на практике языковых закономерностей.

Экспериментальное обучение было направлено на формирование в процессе логопедической работы предметно-практической деятельности в качестве чувственной основы при овладении детьми языковыми закономерностям.

Интеллектуальное действие формировалось как материальное или материализованное, как действие, опирающееся на развернутые внешние манипуляции с предметом. Внешние действия сопровождались речью, которая впоследствии сокращалась, становясь внутренней и принимающей участие в организации сложных видов интеллектуальной деятельности.

Экспериментальное обучение показало, что целенаправленная логопедическая работа способствует развитию речемыслительных операций детей с нарушением интеллекта. Включение в занятия специальных приемов формирования предметно-практической деятельности значительно повышает эффективность коррекционно-воспитательного процесса. Продуктивная деятельность выступила в качестве системы опор для выбора и структурирования языковых единиц. В рамках этой деятельности" развивались психические процессы сначала на чувственном, затем, на символическом, абстрактном уровне.

Включение в логопедическую работу систематизированных продуктивных действий повышало мотивацию детей к логопедическим занятиям и позволяло удерживать высокую работоспособность детей. Воспринимаемый языковой материал усваивался и запоминался лучше, когда он использовался в значимой и интересной для детей работе.

Предлагаемая система логопедического воздействия на младших школьников с нарушением интеллекта, акцентирующая развитие мыслительных операций сначала в практической деятельности самих детей, а затем совершенствование и закрепление их в деятельности речевой, позволила более эффективно преодолевать имеющиеся у них речевые трудности.

Таким образом, результаты проведенного обучения подтвердили справедливость выдвинутой гипотезы, реализовали целевые установки. Однако данное исследование не исчерпывает всех возможных вопросов данной проблемы и имеет перспективы дальнейшего развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Айтметова С.1П. Использование трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы в качестве основы развития их речи. Автореф. канд. диссерт. М., 1963. — 18 с.
  2. А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. М., Просвещение, 1994. — 272 с.
  3. А.К., Якубовская Э. К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1−4 классах вспомогательной школе // Кн. для учителей. — М. Просвещение, 1991. — 174 с.
  4. Л.И. К динамике речевого развития умственно отсталых учащихся с нарушениями речи// Дефектология, 1977.-№ 4.-С. 27−34
  5. .Г. Психология чувственного познания. М., — 1960.- 486 с.
  6. .Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятшьпространства- у детей. М. Просвещение, 1964 — 304 с.
  7. В.В. Отображение структуры наглядной ситуации в устной речи младших школьников // Вопросы психологии. — 1979. — № 1.
  8. В.И., Павлова Н. П. Обучение ручному труду // Обучение учащихся I IV классов вспомогательной школы. Под ред. Петровой-В.Г. -М., Просвещение, 1983. — 208 с.
  9. С.С. Планирование учебной деятельности учащимися младших классов вспомогательной школы. Спб., -1994.-21 с.
  10. Д.И. Игра как средство активного речевого общения умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста. Автореф. канд. дис. М., 1987. — 16 с.
  11. Т.В. Исследование речевого мышления5 в психолингвистике. М, 1985. -239 с.
  12. Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. -М., Изд-во МГУ. 1989. — 213 с.
  13. И.Л. Внимание школьников-олигофренов. М., 1989.128 с.
  14. В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. М., Педагогика, 1977. 176 с.15
Заполнить форму текущей работой