Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Ресоциализация осужденных к лишению свободы: Проблемы теории и практики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Административно-территориальное управление со стороны субъектов органов управления субъектов РФ предполагает: а) подбор кадров по согласованию с региональными и окружными УИНб) содействие привлечению внебюджетных финансовых средств для реконструкции и ремонта зданий и сооружений, улучшения санитарно-бытовых и материальных условий содержания в СИЗО правонарушителейв) формирование благотворительных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Социализация индивида в обществе и ресоциализация личности осужденного к лишению свободы
    • 1. Понятие социализации индивида
    • 2. Понятие ресоциализации личности осужденного к лишению свободы
    • 3. Стадии ресоциализации личности осужденного к лишению свободы
  • Глава I. I, Классификация осужденных как предпосылка их ресоциализации и совершенствование структуры исправительных учреждений
    • 1. Классификация осужденных и ее роль в их ресоциализации
    • 2. Совершенствование структуры исправительных учреждений как предпосылка ресоциализации осужденных к лишению свободы J
    • 3. Оптимальные сроки изоляции от общества как важный фактор ресоциализации осужденных и проблемы применения пожизненного лишения свободы и смертной казни
    • 4. Реформирование структуры уголовно-исполнительной системы и задачи органов, исполняющих наказание, в ресоциализации осужденных к лишению свободы
  • Глава III. Воспитательная работа и средства массовой коммуникации как средства ресоциализации осужденных в исправительных учреждениях
    • 1. Понятие и значение воспитательной работы
    • 2. Понятие направлений, средств, форм и методов воспитательной работы в исправительных учреждениях
    • 3. Массовая коммуникация как средство ресоциализации осужденных
  • Глава IV. Правовое стимулирование исправления осужденных к лишению свободы и подготовка их к социальной адаптации после освобождения от наказания
    • 1. Понятие правового стимулирования и правового ограничения осужденных к лишению свободы
    • 2. Социальное предназначение уголовного наказания в процессе ресоциализации осужденных к лишению свободы
    • 3. Образование и профессиональное обучение как важные средства моршгьно-нравственного и духовного восстановления личности осужденного к лишению свободы
    • 4. Вопросы правового регулирования груда и стимулирование к нему осужденных
    • 5. Субъективное право осужденных к лишению свободы на поощрение
    • 6. Социальная адаптация лиц, освобожденных от наказания

Ресоциализация осужденных к лишению свободы: Проблемы теории и практики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Российская Федерация находится на сложном и противоречивом этапе своего развития. Проводимые экономические, политические и правовые реформы привели к кризису экономики, безработице, резкому падению жизненного уровня народа, его крайней поляризации и росту преступности. Криминализация общества препятствует его устойчивому развитию, представляет угрозу национальной безопасности страны. В обществе произошла «коррозия» нравственного и правового сознания людей, сопряженная с переориентацией их в сторону асоциального образа жизни.

В сложившейся ситуации в борьбе с преступностью приоритет отдается применению уголовного наказания в виде лишения свободы, в ряде случаев без учета общественной опасности совершенного преступления.

Усиление карательных начал в борьбе с преступностью, а также установление излишних правоограничений в отношении осужденных к лишению свободы лишь усугубляет криминогенную обстановку в стране, ведет к социальной напряженности в обществе. Неспособность уголовного наказания противодействовать развитию негативных явлений в обществе вызывает объективную потребность раскрытия с научных позиций смысла происходящих процессов, поиска наиболее эффективных направлений, форм, средств и методов преодоления кризисной ситуации в стране, нейтрализации преступности в России.

В системе мер, направленных на нейтрализацию преступности в стране, обеспечения охраны жизни и здоровья людей, других прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды и конституционного строя РФ от преступных посягательств, важное место принадлежит исправительным учреждениям уголовно-исполнительной системы России, призванным исполнять уголовное наказание в виде лишения свободы, обеспечивать ресоциализацию осужденных в ходе отбывания ими этого наказания, готовить их к адаптации к условиям жизни современного общества после освобождения из мест лишения свободы.

Ресоциализация осужденных в процессе исполнения и отбывания наказания является ведущей среди задач, стоящих перед пенитенциарными учреждениями. Научная разработка данной проблемы может способствовать определению наиболее эффективных направлений, форм, средств и методов коррекции взглядов, убеждений и поведения осужденных.

Актуальность данной проблемы обусловливается и в значительной степени сменой социально-экономических ориентиров российского общества, новыми общественными отношениями, применением международных стандартов обращения с осужденными к лишению свободы. Федеральный закон от 9 марта 2001 года «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации» положил начало реальнЬму изменению уголовной и уголовно-исполнительной политики в сторону ее гуманизации, создал более благоприятные условия в исправительных учреждениях для успешной ресоциализации осужденных.

Практика исполнения наказания в виде лишения свободы многогранна и противоречива. С одной стороны, исправительные учреждения должны моделировать жизнь осужденного на свободе, а с другой — в них исполняется наказание и реализуются его цели в условиях принудительного режима правилами которого регламентируется поведение осужденных, определяются пределы и приемы коррекционно-исправительного воздействия на осужденных, что не имеет места в жизни на свободе. Соединение этих моментов в жизни осужденного — важнейшая социальная проблема, поскольку во время установленного приговором суда срока лишения свободы воспитательная функция права выступает в качестве средства ресоциализации личности осужденного, процесса, составляющими которого являются, в том числе, профилактика преступлений и подготовка осужденных к жизни на свободе.

Кроме того, повседневная практика исправительных учреждений, исполняющих наказание, а также результаты ранее проведенных исследований свидетельствуют о том, что в процессе воспитательного воздействия на лишенного свободы возникают сложные юридические, психолого-педагогические, организационные и иные вопросы, нуждающиеся в неотложном разрешении и в тесной связи теории и практики.

И, наконец, исправление осужденных осуществляется в своеобразной субкультурной среде. Субкультура правонаруши телей является, по мнению отечественных криминологов (В.М. Анисимков, А. И. Гуров, Н. А. Стручков, Г. Ф. Хохряков, И.В. Шмаров), главным препятствием эффективного функционирования исправительных учреждений, так как она во многом ориентирована на противодействие целям исправления и адаптации лиц после отбытия наказания.

Ресоциализация осужденных как социально-правовая категория востребована социально-экономическими, политическими реалиями жизни современного российского общества, она обеспечивает реализацию принципов социальной справедливости, гуманизма, законности, дифференциации и индивидуализации наказания, исправления осужденных.

Отдельные проблемы ресоциализации осужденных к лишению свободы, механизма ее реализации под различным углом зрения уже рассматривались в работах Т. Н. Волковой, В. А. Елеонского, Б.П. Коза-ченко, М. П. Мелентьева, А. В. Пищелко, П. Г. Пономарева, Т.Г. Предо-ва, А. А. Рябинина, А. Ф. Сизого, Н.А. С-тручкова, А. В. Чернышевой, В. Е. Южанина и других исследователей, однако монографических исследований по данной теме пока не было.

Все это обусловило выбор темы и актуальность данного диссертационного исследования.

Объект исследования составляют отношения, возникающие в процессе воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы.

Предметом исследования являются правовые нормы уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального законодательства, положения Конституции РФ и официальные международно-правовые документы, а также уголовно-исполнительная практика по ресоциализации осужденных к лишению свободы.

Цель и задачи исследования

Целью настоящего диссертационного исследования является разработка научных положений, раскрывающих понятие, содержание, этапы ресоциализации осужденных к лишению свободы, а также разработка научных рекомендаций по совершенствованию ее правового регулирования.

В контексте поставленной цели реализуются следующие исследовательские задачи: уяснение сущности социализации и ресоциализации и сферы действия указанных феноменов в плане морально-нравственного воздействия на человекаобоснование взаимообусловленности процессов социализации в обществе и ресоциализации личности осужденных к лишению свободыопределение ресоциализации осужденных как цели уголовного наказанияраскрытие роли классификации осужденных к лишению свободы как основы дифференцированного подхода в воспитательной работе с нимиизучение различных видов исправительных учреждений и возможности осуществления в них процесса ресоциализации осужденныхустановление влияния сроков изоляции осужденных от общества на возможности их социальной адаптацииисследование возможностей повышения эффективности деятельности ИУ по исправлению осужденных в условиях реформирования структуры уголовно-исполнительной системы Россииобоснование основных направлений, форм, средств и методов воспитательной работы как средства ресоциализации осужденных: исследование возможностей влияния средств массовой коммуникации на процесс расширения связей осужденных с внешним миромразработка концептуальных основ правового стимулирования осужденных и обоснование возможности предоставления им субъективного права на получение предусмотренных законом льгот и поощренийисследование проблемы социальной адаптации лиц, освобожденных от наказания как взаимообусловленного процесса ресоциализации осужденныхразработка предложений по совершенствованию правового регулирования исполнения наказания в виде лишения свободы,.

На защиту выносятся следующие положения и выводы, характеризующие научную новизну исследования:

1. В условиях кризисных явлений в экономике и политической сфере, падения жизненного уровня основной массы населения и расслоения общества на бедных и богатых, снижения нравственных устоев социализация подрастающего поколения и иных категорий людей осуществляется противоречиво, у отдельных граждан формируются ценностные ориентации, обусловливающие антиобщественные и преступные формы поведения, что вызвало осложнение криминогенной обстановки в стране,.

2. Определение сущности ресоциализации осужденных.

3. Основания выделения стадий ресоциализации лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

4. Ресоциализация осужденных как цель уголовного наказания.

5. Факторы, препятствующие ресоциализации в местах лишения свободы.

6. Критерии классификации осужденных к лишению свободы и правовое значение классификации.

7. Предложение о введении в законодательном порядке практики психологического изучения личности осужденного к лишению свободы и криминологического прогнозирования его поведения.

8. Длительные сроки лишения свободы оказывают десоциализи-руюшиее воздействие на личность осужденного.

Осуществление в судебной практике перехода от применения лишения свободы к альтернативным видам наказаний к лицам, совершившим впервые преступления небольшой либо средней тяжести и по неосторожности.

9. Рекомендация о введении в России специальных пенитенциарных судов и определение их компетенции в ресоциализации осужденных.

10. Определение воспитательного значения стимулирующих норм поведения осужденных к лишению свободы и порядка их применения.

11. Предложения по совершенствованию организационных основ деятельности пенитенциарных учреждений и следственных изоляторов.

12. Каждому этапу развития общества и исправительных учреждений соответствуют определенные формы и направления воспитательной работы с правонарушителями.

Переходные периоды в жизни общества вызывают снижение уровня воспитательной работы с осужденными.

13. Общество и места лишения свободы должны функционировать в информационном воздействии. t.

14. Предложения о включении в уголовное и уголовно-исполнительное законодательство норм, способствующих ресоциализации осужденных.

Методология и методика диссертационного исследования.

Методологическую основу исследования составляют положения материалистической диалектики. В пределах этой методологии использовались частнонаучные методы исследования: исторический, сравнительно-правовой, системный, формально-логический, конкретно-социологический. Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых, специализирующихся в области уголовного и уголовно-исполнительного права, философии, психологии, педагогики, социологии и общей теории права. В частности, использовались публикации: Г. А. Аванесова, В. М. Анисимкова, Вл.М. Анисимкова, В. П. Артамонова, Ю. М. Антоняна, А.В. Бриллиан-това, Н. А. Беляева, Г. Н. Горшенкова, М. Н. Гернета, С. И. Дементьева, М. Г. Деткова, М. П. Журавлева, А. И. Зубкова, И. И. Карпеца, В.Е. Ква-шиса, В. Н. Кудрявцева, В. П. Малкова, Н. И. Матузова, М.П. Мелентье-ва, А. С. Михлина, А. Е. Нагашева, И. С. Ноя, А. А. Пионтковского, Б. Д. Парыгина, А. В. Пищелко, В. П. Пирожкова, С, В. Познышева, П. Г. Пономарева, A. J1. Ременсона, А. А. Рябинина, А. Ф. Сизого, В. И. Селиверстова, Н. А. Стручкова, М. П. Стуровой, Г. А. Туманова, В. М. Трубникова, Н. С. Таганцева, Ю. М. Ткачевского, Б.С. Утевс-кого, А. В. Шамиса, Е. Г. Ширвиндта, И. В. Шмарова, М. Д. Шаргородского, Г. Ф. Хохрякова, А. В. Чернышевой, B.C. Южанина, A.M. Яковлева и других ученых. В ходе исследования автор опирался на положения Декларации прав и свобод человека и гражданина, Конституции Российской Федерации, уголовное и уголовно-исполнительное, уголовно-процессуальное законодательство, другие законодательные акты Российской Федерации, нормативные правовые акты ведомств, акты применения норм права исправительными учреждениями и судами.

Эмпирическую базу диссертации составляют конкретные социологические исследования: проведено анкетирование 220 сотрудников исправительных учреждений, 135 судей, 1 ООО осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях Волгоградской, Самарской, Саратовской областей. Результаты этих исследований сравнивались с имеющимися данными.

Практическая значимость исследования заключается в том, что отдельные его положения могут применяться при осуществлении процесса ресоциализации осужденных к лишению свободы, а также при разработке и реализации программ подготовки их к освобождению от отбывания наказания и оказании им помощи в подготовке к жизни в условиях свободы после освобождения от наказания.

Сформулированные в работе научные положения и предложения могут быть использованы в законотворческой деятельности при осуществлении работы по повышению квалификации сотрудников исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ, а также в учебном процессе со студентами юридических вузов, техникумов и лицеев.

Апробация выводов и научных положений диссертации и внедрение ее результатов. Выводы и научные положения диссертации апробированы в выступлениях соискателя на всесоюзных и всероссийских научных конференциях и семинарах (1979;2001 гг.) по проблемам уголовного, уголовно-исполнительного права (Москва, Воронеж, Рязань, Тамбов, Саратов и др.).

Основные положения диссертации опубликованы в монографиях, курсе лекций по уголовно-исполнительному праву, главах учебников по Общей и Особенной части уголовного права, учебных пособиях и научных статьях, опубликованных автором по теме исследования. Отдельные научные положения, разработанные соискателем, нашли отражение в УК РФ 1996 г. и УПК РФ 1997 г., Федеральном законе от 9 марта 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс. Уголовно-исправительный кодекс Российской Федерации и другие Законодательные акты Российской Федерации».

Ряд положений диссертации внедрены в практическую деятельность исправительных учреждений Саратовской области. Результаты исследования используются соискателями и некоторыми преподавателями в учебном процессе по курсу «Уголовно-исполнительное право» в Саратовской государственной академии права, Марийском государственном университете, кооперативном институте г. Чебоксары и других вузах страны.

Достоверность выводов и научных положений, разработанных в диссертации, обеспечивается сопоставлением их с данными исследований других авторов, а также обоснованием их ссылками на действующее законодательство и авторитет крупных ученых страны.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 4 глав, разделенных на параграфы, заключения, приложений и списка использованной литературы.

Заключение

.

Реально существующие кризисные явления в экономике и политике Российского государства проявляются в расслоении населения по уровню доходов, значительном ухудшении жизненного уровня основной ее массы. В конечном счете отмеченные процессы приводят к реально существующему осложнению криминогенной ситуации, опосредуясь в противоречиях социализации наиболее уязвимых слоев общества — подрастающего поколения и лиц, повторно включающихся в полноценную жизнь после отбытия уголовных наказаний.

Применительно к задачам настоящего исследования сформулированным выше, сущность процесса ресоциализации осужденных определяется как многоплановая организаторская деятельность исполнительных учреждений, направленная на реализацию целей уголовного наказания в процессе его исполнения: социализацию личности преступника, восстановлению у него утраченных социальных контактов, подготовку его адаптации к жизни на свободе. Содержание процесса ресоциализации осужденного включает в себя коррекцию свойств его личности в направлении укрепления черт, необходимых и достаточных для законопослушной жизни в определенной позитивной или нейтральной, с точки зрения общественной безопасности, социальной группе.

Структурно процесс ресоциализации осужденного складывается из ряда последовательных стадий или этапов: установления принадлежности осужденного к указанной, с точки зрения общественной безопасности, социальной группеформирования условий разрыва осужденного с социально опасной группой, к которой он принадлежитисправления осужденного, т. е. приобщения его к системе общечеловеческих ценностей, разделяемых законопослушной частью обществаподготовки адаптации осужденного к существующим условиям жизни обществасоциальной ада! нации освобожденного.

Учитывая сложное соотношение понятий «исправление» и «ресоциали-зация», рассмотренное в главе первой настоящего исследования, мы предлагаем законодательно закрепить в формулировках норм ст. 43 УК РФ и ст. 1 УИК РФ в качестве основных целей наказания и уголовно-исполнительного законодательства именно ресоциализацию осужденного как более емкое понятие, включающее в себя, в том числе, и его исправление.

Статья 43. Понятие и цели наказания.

2. Наказание применяется в целях защиты личности, общества и государства от преступных посягательств, а также в целях ресоциализации осужденного и предупреждения совершения новых преступлений".

Статья 1. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями ресоциализацию осужденных и предупреждение совершения ими новых преступлений.

Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации является правовое регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств ресоциализации осужденных, обеспечение безопасности их жизни и охраны здоровья, правопорядка и законности, социальной защищенности, а также создания им условий для социальной адаптации после отбывания наказаний".

Основываясь на проведенном в главе I исследования анализа системы внутренних и внешних факторов, определяющих различные стороны социализации и ресоциализации индивида, возможно выделить наиболее существенные (в контексте поставленных целей исследования) организа-ционно-деятельностные и правовые моменты, существенно влияющие на эффективность процесса ресоциализации осужденных.

На основе исторического и сравнительно-правового анализа различных систем классификации осужденных выделены наиболее значимые, с точки зрения ресоциализации, критерии разделения осужденных на группы (их дифференциация). К этим критериям следует отнести социально-демографические, уголовно-правовые, психолого-педагогические, физиологические, субкультурные характеристики индивида.

С целью обоснованного разделения осужденных по указанным критериям предложено законодательно закрепить практику психологического изучения личности осужденного к лишению свободы и криминологического прогнозирования его поведения.

В силу того, что длительные сроки лишения свободы оказывают интенсивное десоциалитирующее воздействие на осужденных, сформулировано предложение об отказе судебной практики от применения лишения свободы в качестве альтернативного наказания в отношении лиц, впервые совершивших преступления по неосторожности, а также умышленные преступления небольшой и средней тяжести.

В интересах повышения эффективности деятельности исправительных учреждений по ресоциализации осужденных и оперативности принятия решений, стимулирующих осужденных к самовоспитанию, в диссертации сформулировано предложение о введении в России специальных пенитенциарных судов, которые оперативно и компетентно рассматривали бы материалы об условно-досрочном освобождении от наказания, о замене наказания, об отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющих малолетних детей, об освобождении от наказания по болезни, о переводе осужденного к лишению свободы с вида режима, назначенного приговором суда, на иной вид режима в пределах исправительного учреждения по месту отбывания наказания. Таким образом, пенитенциарные суды могли бы оказывать содействие исправительным учреждениям в ресоциализации осужденных.

С учетом этих предложений предлагается внести изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации».

Детально разработаны положения относительно усиления воспитательного значения норм, стимулирующих правопослушное поведение осужденных, а также порядка их применения.

В целях правового стимулирования законопослушного поведения осужденных к лишению свободы, на взгляд диссертанта, целесообразно внести следующие изменения и дополнения в ст. 79 УК РФ и ст. 126 УПК РФ:

1. Лицо, которому смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на срок 25 лет, а также осужденное к пожизненному лишению свободы, может быть освобождено условно-досрочно, если судом будет признано, что оно не нуждается в дальнейшей отбывании наказания и фактически отбыло не менее 15 лет лишения свободы (ч. 5 ст. 79 УК).

2. Осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на срок 25 лет, содержатся в исправительных колониях особого режима для осужденных к пожизненному лишению свободы (ч. 2 ст. 126 УИК).

3. Перевод из других условий отбывания наказания в обычные условия отбывания наказания производится по отбытии осужденным не менее 3-х лет в строгих условиях отбывания наказания (ч. 3 ст. 127 УИК).

4. По отбытии не менее 5 лет в обычных условиях отбывания наказания осужденные могут быть переведены на облегченные условия наказания. По отбытии не менее 2 лет в облегченных условиях отбывания наказания осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена 25 годами лишения свободы, могут быть переведены из помещений камерного типа в общежитие, расположенное на охраняемой территории исправительного учреждения (ч. 4 ст. 127 УИК).

Суммируя различные точки зрения исследователей общей теории права и ученых в области пенитенциарной науки о субъективном праве пользования осужденными социальными благами, практики стимулирования позитивного поведения личности осужденного методом поощрения, а также практики применения поощрительных норм, диссертант считает целесообразным внести изменения в ч. 1 ст. 79 УК РФ и ст. 113 УИК РФ и сформулировать их следующим образом:

Статья 79. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания.

1. Лицо, отбывающее исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы, показавшее свое исправление, признанное судом и при наличии юридически значимых факторов, имеет право на условно-досрочное освобождение от отбывания, назначенного судом наказания. При этом лицо может быть полностью или частично освобождено от отбывания дополнительного вида наказания.

2. Статья 113. Меры поощрения, применяемые к осужденным к лишению свободы.

1. При хорошем поведении, добросовестном отношении к труду, обучении, активном участии в работе самодеятельных организаций осужденных и в воспитательных мероприятиях осужденные к лишению свободы имеют право на следующие меры поощрения: и далее по тексту.

2. Осужденные, отбывающие наказание в колониях-поселениях, положительно характеризующиеся имеют право на поощрение в виде разрешения на проведение за пределами колонии-поселения выходных и праздничных дней.

3. Положительно характеризующиеся осужденные имеют право на применение также мер, предусмотренных ч. 2 ст. 78 и ст. 87 настоящего Кодекса.

4. Осужденные, которые для своего исправления не нуждаются в полном отбывании назначения судом наказания, имеют право на представление к условно-досрочному освобождениюположительная аттестация осужденного дает ему право на представление к замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

5. Положительно характеризующиеся осужденные имеют право на возбуждение ходатайства о помиловании.

На основании вывода о том, что каждому этапу развития общества в целом и исправительных учреждений в частности соответствуют определенные формы и направления воспитательной работы с правонарушителями, сформулированы предложения о включении в уголовное и уголовно-исполнительное законодательство норм, способствующих ресоциализации осужденных, а также предложения по совершенствованию организационных основ деятельности пенитенциарных учреждений и мест предварительного заключения.

По дискуссионному вопросу о передаче СИЗО из Минюста в полное управление органов местного самоуправления в диссертации рекомендуется установить двойное подчинение СИЗО: сохранить профессионально-ведомственное управление ими Минюстом Россиипредусмотреть также административно-территориальное управление органов управления субъектов РФ.

Профессионально-ведомственное управление предполагает: а) финансирование СИЗОб) подготовку и переподготовку кадровв) обеспечение нормативно-правовыми и методическими документамиг) обобщение опыта работы СИЗО регионов, стран СНГ и других зарубежных государств.

Административно-территориальное управление со стороны субъектов органов управления субъектов РФ предполагает: а) подбор кадров по согласованию с региональными и окружными УИНб) содействие привлечению внебюджетных финансовых средств для реконструкции и ремонта зданий и сооружений, улучшения санитарно-бытовых и материальных условий содержания в СИЗО правонарушителейв) формирование благотворительных фондов поддержки контингента правонарушителей и работников СИЗОг) установление шефских связей промышленных предприятий, коммерческих организаций, учебных заведений, религиозных конфессий и других общественных формирований со следственными изоляторамид) оказание помощи администрации СИЗО в организации и осуществлении процесса ресоциализации лиц, содержащихся в СИЗО на основании закона.

Учитывая, что существовавшая долгое время закрытость, отчужденность мест лишения свободы от общества как следствие имела серьезные издержки практики исполнения уголовных наказаний. В связи с этим диссертант приходит к выводу о необходимости тесного информационного взаимодействия общества и пенитенциарных учреждений.

В целях повышения влияния СМИ на процесс ресоциализации осужденных к лишению свободы, содействия пенитенциарным учреждениям в расширении социально-полезных связей с обществом в диссертации разработано предложение об открытии на государственном телевидении и радиовещании специальной программы для осужденных уголовно-исполнительной системы, посвященной проблемам уголовно-исполнительной политики.

По мнению автора, чрезвычайно важным и значимым направлением работы по оказанию постпенитенциарной помощи освобождаемым от наказания лицам является государственная потронажная служба.

Исходя из изложенного, представляется целесообразным внести следующие изменения и дополнения в УИК РФ:

Статья 231. Патронажная служба.

В целях оказания помощи отбывшим наказание или другие меры государственного принуждения в трудовом и бытовом устройстве, законопослушном поведении и устранении последствий пребывания в изоляции, при исполнительных органах власти субъектов РФ и органов местного самоуправления создается патронажная служба.

Кроме того, в работе сформулированы статья 23 «Оказание социальной помощи отбывшим уголовное наказание в постпенитенциарный период», статья 19 «Патронажное наблюдение и надзор».

Учитывая разнообразие возникающих при этом общественных отношений, их социальную значимость, представляется, что правовое регулирование должно осуществляться на уровне федерального закона. Принятие такого закона предусмотрено ст. 182, 183 УИК РФ.

Диссертант считает, исследование проблемы ресоциализации личности осужденного настолько многопланово, и социально значимо, что его дальнейшая разработка с привлечением специалистов различных отраслей знаний является объективной необходимостью.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
  2. Уголовный Кодекс Российской Федерации. М., 1996.
  3. Уголовно-исполнительный Кодекс Российской Федерации. М&bdquo- 1997.
  4. Основы уголовно-исполнительного законодательства Союза ССР и союзных республик (альтернативный проект). Рязань, 1990.
  5. Закон о гражданстве РФ // ВСНД и ВС РФ. 1992. № 6.
  6. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124−1 «О средствах массовой информации» // СНД и ВС РФ. 1992. № 7.
  7. Бюллетень Верховного Суда РФ. 1995 № 2.
  8. Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998 № 8.
  9. Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. № 8.
  10. Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. № 6.
  11. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. № 17.
  12. Ведомости Верховного совета РСФСР. 1967. № 51.
  13. Ведомость съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1993. № 3.
  14. Ведомости уголовно-исполнительной системы Минюста России. Спецвыпуск. М., 1999.
  15. Ведомости уголовно-исполнительной системы. Спецвыпуск. 1999.
  16. Ведомость Верховного Совета СССР 1969. № 29.
  17. Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1999. № 3.
  18. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, заключенная в г. Риме 4 нояб. 1950 г. // СЗ РФ. 2001. № 2.
  19. Концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы МВД России (на период до 2005 г.). М., 1996.
  20. Концепция воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы. Утв. Минюстом РФ 20 апр. 2000 г. М., 2000.
  21. Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М., 1990.
  22. О состоянии и мерах совершенствования воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел. Решение коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29 окт. М., 1993.
  23. Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД СССР, объявленное приказом МВД СССР № 990. М., 1958.
  24. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 5 июня 1996 г. № 230 «О положении уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» // СЗ РФ 1996. № 24.
  25. Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР. 1917−1952. М., 1953.
  26. Сборник Законодательства Российской Федерации. 1997. № 2-ФЗ.
  27. Сборник Законодательства Российской Федерации. 1997. № 41.
  28. Сборник Законодательства Российской Федерации. 1998. № 30.
  29. Сборник Законодательства Российской Федерации. 1998. № 31.
  30. Сборник Законодательства Российской Федерации. 1999. № 18.
  31. Сборник Законодательства Российской Федерации. 2000. № 16.
  32. Сборник Законодательства Российской Федерации. 2000. № 26.
  33. Сборник Законодательства Российской Федерации. 2001. № 11-ФЗ.
  34. Сборник Законодательства Российской Федерации. 2001. № 11.
  35. Монографии, учебные пособия и др.
  36. Г. А. Теория и методология криминологического прогнозирования. М., 1972.
  37. С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989.
  38. В.Н., Дементьев С, И., Трахов А. И., Самвелян К. Р. Смертная казнь и пожизненное лишение свободы. Краснодар, 2001.
  39. В.М. Криминальная субкультура. Уфа, 1988.
  40. В.М. Тюремная община: «вехи» истории. Истори-ко-публицистическое повествование. Уфа, 1993.
  41. В.М., Рыбак М. С. Субкультурные категории осужденных в местах лишения свободы (Криминальные «масти»). Саратов, 1997.
  42. В.М., Рыбак М. С. Актуальные проблемы уголовно-исполнительного права. Саратов, 1998.
  43. М. Новая социальная защита (Гуманистическое движение в уголовной политике) / Пер. с фр. Н.С. Лапшиной- ред. и вступ. ст. А. А. Пионтковского. М., 1970.
  44. Ю.М., Голубев В. П., Кудряков Ю. В. Личность корыстного преступника. Томск, 1989.
  45. Е.А. Социальная роль и активность личности. М., 1971.
  46. В.Г. Социальная информация и управление обществом. М., 1985.
  47. Багрий-Шахматов Л.В., Гуськов В. И. Теоретические проблемы классификации уголовных наказаний. Воронеж, 1971.
  48. О.И. Прогрессивная система исполнения наказаний. Минск., 1981.
  49. В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. М., 1983.
  50. В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. Саратов, 1978.
  51. В.М. Истинность норм советского права. Проблемы теории и практики. Саратов, 1989.
  52. Ю.А. Кант. М., 1984.
  53. Ч. О преступлениях и наказаниях / Пер. с итал. М. М. Исаева. М., 1939.
  54. С.А. Основы превентивной психологии. М, 1994.
  55. Н.А. Цели наказания и средства их достижения в исправительно-трудовых учреждениях. JL, 1963.
  56. И. Рассуждения о гражданском и уголовном законоположении. СПб., 1805.
  57. Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991.
  58. Болдырев Н. И: и др. Педагогика. М., 1968.
  59. С.В. Борьба с преступностью: Теоретическая модель комплексной программы. М., 1990.
  60. В.Л. Юридическая психология. М., 1991.
  61. Взаимодействие органов внутренних дел со средствами массовой информации: Учеб. пособие / Под ред. С. Ф. Зыбина. СПб., 1995.
  62. Н.И., Иванов А. Т., Михлин А. С. и др. Общая характеристика осужденных (по материалам переписи 1979 года).М., 1981.
  63. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990.
  64. Ю.В. Уголовно- правовое стимулирование позитивного поведения: вопросы теории. Новосибирск, 1992.
  65. Д.Д. Лекции по догме римского права. СПб., 1910. С. 115.
  66. А.И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. М, 1990.
  67. П.С. Неосторожность. Уголовно-правовые и криминологические проблемы. М., 1977.
  68. В.К. Проблемы уголовного наказания в теории, законодательстве и судебной практике. Курск, 2000.
  69. А.П. Организация политико-воспитательной работы среди заключенных. Советское исправительно-трудовое право. М., 1963.
  70. А.П., Прокопов М. П. Организация политико-воспитательной работы с осужденными в исправительно-трудовых учреждениях. М., 1979.
  71. В.А. Поощрительные нормы уголовного права. Хабаровск, 1984.
  72. . С. Социальная культурология. М., 1994.
  73. М.А. Основы советского исправительно-трудового права. Свердловск, 1963.
  74. М.П. Исправление и перевоспитание особо опасных рецидивистов (правовые и организационные вопросы). М., 1975.
  75. А.Ф. Криминальная мотивация хищений и иной корыстной преступной деятельности. Киев, 1990.
  76. С.И. Освобождение от наказания и от его отбывания. М., 1982.
  77. О.И., Крежева И. К. Некоторые аспекты социально психологической адаптации личности /7 Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979.
  78. А.И. Теоретические вопросы Правового регулирования труда осужденных в советских исправительно-трудовых учреждениях. Томск, 1974.
  79. A.M. Карательная политика России на рубеже тысячелетий. М., 2000.
  80. С.Ф., Стремоухова А. В. Научные основы организационно-правовой работы с кадрами органов внутренних дел. СПб., 1994.
  81. Ш. Х. Наказание отбыто. Как жить дальше? М., 1990.
  82. Исправительно-трудовая педагогика. М., 1996.
  83. Исправительно-трудовое право. М., 1966.
  84. Исправительно-трудовое право. М., 1971.
  85. Исправительно-трудовое право: Учебник / Под ред. И.В. Шма-рова. М., 1996.
  86. В.П., Кудрявцев В. Н. Современная социология права. М., 1995.
  87. Калайков 77. Цивилизация и адаптация. М., 1984.
  88. М.И. Проблемы преступности. М., 1969.
  89. В.Е. Преступная неосторожность. Социально-правовые и криминологические проблемы. Владивосток, 1986.
  90. Р. Преступность в США / Пер. с англ. М., 1975.
  91. Коп И. С. Социология личности. М., 1967.
  92. Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1897.
  93. А.А., Сизый А. Ф. Аттестация осужденных. Куйбышев, 1978.
  94. Л.Г. Кодификация исправительно-трудового законодательства. М., 1978.
  95. Криминогенная ситуация в России на рубеже XXI века / Под общ. ред. А. И. Гурова. М., 2000.
  96. Криминология и профилактика преступлений. М., 1989. Криминология. М., 1992.
  97. Н. Пределы наказания / Пер. с англ. М., 1985.
  98. В.Н. Причинность в криминологии. М., 1968.
  99. .А. Автотранспортные преступления. М., 1970.
  100. Курс советского уголовного права. М., 1970.
  101. В.И. Как организовать соревнование? // Поли. собр. соч. Т. 35. С. 204.
  102. В.И. Конспект раздела о наказаниях пункта программы о суде // Полн. собр. соч. Т. 38. С. 408.
  103. В.А. Социальная информация в жизни городского населения // Опыт социального исследования / Под ред. Б. М. Фирсова. Л., 1983.
  104. Е.А. Право. Мораль, личность. М., 1986.
  105. В.В. Мотивация преступного поведения. М., 1991.
  106. И.И. Об одном способе прогнозирования социального поведения. Моделирование социальных процессов. М., 1970.
  107. К., Энгельс Ф. Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции // Соч. Т. 1. С. 14.
  108. К., Энгельс Ф. Дебаты по поводу закона о краже леса /7 Соч. Т. 1. С. 132.
  109. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. Т. 3. С. 440.
  110. К., Энгельс Ф. Смертная казнь. — Памфлет Кобдена. — Мероприятия английского банка II Соч. Т. 8. С. 530.
  111. К., Энгельс Ф. Критика готской программы // Соч. Т. 19. С. 31.
  112. К., Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека II Соч. Т. 20. С. 486.
  113. М.П. Функции советского исправительно-трудового права. Механизм их осуществления. М., 1980.
  114. Т.Ф. Правовое положение осужденных. М., 2000.
  115. А.С. Последствия преступления. М., 1969.
  116. А.С. Личность осужденных к лишению свободы и проблемы их исправления и перевоспитания. Фрунзе, 1980.
  117. А.С. Замена уголовного наказания в процессе исполнения. М., 1982.
  118. А. С. Проблема досрочного освобождения от отбывания наказания. М., 1982.
  119. А. С. Общая характеристика осужденных (по материалам спец. переписи) М., 1991.
  120. Мораль: сознание и поведение / Отв. ред. Н. А. Головко. М., 1986.
  121. Наказание и исправление преступников / Под ред. Ю. М. Антоняна. М., 1992.
  122. В.В. Длительное сроки лишения свободы. Саратов, 1991.
  123. Ной PLC. Вопросы теории наказания в советском уголовном праве. Саратов. 1962.
  124. .Д. Социальная психология как наука. Д., 1967.
  125. БД. Основы социально-психологической теории. М., 1971.
  126. Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1907.
  127. А.В. Психолого-педагогические основы ресоциализации личности осужденных. Домодедово, 1995.
  128. Л.М., Шеслер А. В. Криминология: Общая часть (учебное пособие). Красноярск, 1997.
  129. М.Л. Наркотизм: социально-психологические, криминологические и уголовно-правовые аспекты. Саратов, 2001.
  130. Психология: Учебник для педагогических институтов / Под ред. А. А. Смирнова (гл. ред.), C. J1. Рубинштейна, Б. М. Теплова. М., 1956.
  131. ИМ. Классификация осужденных к лишению свободы и распределение их по ИТУ. Рязань, 1978.
  132. Рабочая книга пенитенциарного психолога: Посбие. М., 1997.
  133. Российское уголовное право. Общая часть: Учебник. М., 1997.
  134. И.М. Теория судебного прогнозирования. Баку, 1987.
  135. М.С. Воспитательная работа как средство ресоциализации осужденных в исправительных учреждениях: Учебно-методическое пособие. Саратов, 1998.
  136. Развитие теории наказания в уголовном и уголовно-исполнительном праве. М., 2000.
  137. Ф.М. Уголовное право буржуазных стран /7 Современные буржуазные уголовно-правовые теории. М., 1967.
  138. .Ж. Трактаты. М., 1969.
  139. М.С. Шефство над исправительно-трудовыми учреждениями. Саратов, 1972.
  140. А.А. Основы исправительно-трудового права. Проблемы общей части. М., 1984.
  141. А.А. Основы исправительно-трудового (уголовно-исполнительного) права Российской Федерации. М., 1995.
  142. Р.А. Посткриминальное поведение. Томск, 1985.
  143. В.И. Теоретические проблемы правового положения лиц, отбывающих наказание М., 1992.
  144. А.Ф. Концепция стимулирования правомерного поведения осужденных: поощрительные нормы уголовно-исполнительного законодательства (проблемы теории и практики). Рязань, 1993.
  145. А.Ф., Васильев А. И. Оценка степени исправления и перевоспитания осужденных. Рязань, 1986.
  146. А.Ф. Поощрительные нормы уголовно-исполнительного права и их стимулирующая функция в процессе формирования правомерного поведения осужденных, (проблемы теории и практики). Рязань, 1994.
  147. А.Ф. Стимулирующие нормы уголовно-исполнительного права и их применение в процессе формирования правопослушного поведения осужденных (концептуальные проблемы теории и практики): Монография. ЧКИ МУПК. 1998.
  148. В.В. Освобождение от уголовной ответственности и отбывание наказания. Киев, 1987.
  149. Советское исправительно-трудовое право: Учебн. пос. М., 1960.
  150. П.Н. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. СПб., 1914.
  151. И.А., Шишов О. Ф. Советское исправительно-трудовое право. М., 1965.
  152. М.Н. Назначение наказания. СПб., 1999.
  153. Н.А. Курс исправительно-трудового права. Проблемы общей части. М., 1984.
  154. Н.А. Советская исправительно-трудовая политика и ее роль в борьбе с преступностью. Саратов, 1971.
  155. Н.А. Уголовная ответственность и ее реализация в борьбе с преступностью. Саратов, 1973.
  156. Стурова MJI. Воспитательная система исправительно-трудовых учреждений (теоретико-педагогический и организационный аспекты). М., 1991.
  157. Ф.Р., Тарханов И. А. Прокурорский надзор как гарантия обеспечения прав осужденного. Кемерово, 1985.
  158. Н.С. Русское уголовное право: Лекции. Часть общая. М., 1994.
  159. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Ма-тузова и А. В. Малько. Саратов, 1995.
  160. Э.С. Уголовный закон и преступление. Иваново, 1997.
  161. Ю.М. Советское исправительно-трудовое право. М., 1971.
  162. Ю. Замена уголовного наказания в процессе исполнениям., 1982.
  163. Ю.М. Прогрессивная система исполнения уголовных наказаний. М., 1997.
  164. Ю.М. Прогрессивная система уголовных наказаний. М., 1997.
  165. Уголовно-исполнительное право: Вопросы и ответы / Под ред. В. И. Селиверстова. М., 1997.
  166. Л.Н. Письмо к Ф.А. Желтову // Собр. соч. Т. 19, 20. М., 1984.
  167. В. Т. Использование средств массовой информации в борьбе с преступностью: Учебное пособие. Горький, 1976.
  168. В.М. Социальная адаптация освобожденных от отбывания наказания. Харьков, 1990.
  169. Тюремная реформа в странах бывшего тоталитаризма. М., 1993. Вып. 1.
  170. Уголовно-исполнительное право России: Учебник / Под ред. А. И. Зубкова. М., 1997.
  171. Усс А.В. Социально-интегративная роль уголовного права. Красноярск, 1993.
  172. В.А. Исправительно-трудовая колония или тюрьма? /7 Проблема исполнения уголовных наказаний. Рязань, 1991.
  173. О.В. Посткримальный контроль: теоретические основы правового регулирования. Томск, 1991.
  174. И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведени-ем. СПб., 1889.
  175. В. Теоретические проблемы детерминации поведения // Исследование проблем молодежи в ГДР. М., 1976.
  176. А.Г. Социология воспитания: О некоторых актуальных социальных проблемах воспитания личности. М., 1990.
  177. Г. Ф. Социальная среда и личность. М., 1982.
  178. Г. Ф. Парадоксы тюрьмы. Проблемы, дискуссии, предложения. М., 1991.
  179. Т. Социальная психология. М., 1969.
  180. А.В. Основные средства воздействия на осужденных и механизм их реализации. Домодедово, 1996.
  181. О.Г. Нравственно-правовая социализация личности. СПб., 1997.
  182. М.Д. Наказание по советскому праву. М., 1958.
  183. А.П. Система категорий диалектики. М., 1967.
  184. А.П. Категории диалектики, М., 1971.
  185. Г. Ф. Общая теория права. М., 1910.
  186. Е.Г., Утевский Б. С. Советское исправительно-трудовое право. М., 1957.
  187. И.В. Предупреждение преступлений среди освобожденных от наказания. М., 1974.
  188. КВ. Микросреда в ИТУ. М&bdquo- 1979.
  189. Г. Й. Криминалогия // Пер. с нем. М., 1994.
  190. В.Е. Процесс ресоциализации и его обеспечение в уголовном судопроизводстве. Рязань, 1992.
  191. A.M. Преступность и социальная психология (социально — психологически закономерности противоправного поведения) М., 1971. С. 200.
  192. Barnes Н.Е. Teetters N.K. New Horisons in Criminalogi. N.Y., 1944.
  193. Durkhqeim E. Erziehunq und Sozioloqie. Dusstldorf, 1972.419 Статьи
  194. Г. Д., Дьяченко А. П. Смертная казнь в законодательстве России // Развитие теории наказания в уголовном и уголовно-исполнительном праве / Под ред. В. И. Селиверстова. М., 2000.
  195. Ю.А. Развитие теории наказания в уголовном и уголовно-исполнительном праве / Под ред. В. И. Селиверстова: Материалы научно-практического семинара. М., 2000.
  196. В.В., Рыбак М. С. Все ли средства исчерпаны /'/ Воспитание и правопорядок. 1983. N° 4.
  197. Э.М. Средства массовой информации и реформирование в России // Социально-политический журнал. 1996. № 4.
  198. Н.В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования М., 1979. Вып. 5.
  199. В.П. О необходимости дальнейшего развития пенитенциарной реформы. М., 2000.
  200. А.Д. Памяти коллеги и друга // Развитие теории наказания в уголовном и уголовно-исполнительном праве (к 70-летию И.В. Шмарова) / Под ред. В. И. Селиверстова. М., 2000.
  201. С.В., Михлин А. С. Советское уголовное право в борьбе с преступностью // Советское государство и право. 1997. № 10.
  202. А.В. Исправление осужденного и задачи органов, исполняющих наказание // Проблемы дифференциации исполнения наказаний: Сб. научных трудов. М., 1991.
  203. А.В. Подготовка осужденных к освобождению и вопрос о ресоциолизации. Наказание и исправление преступников / Под ред. Ю. М. Антоняна. М., 1992 С. 204−205.
  204. А.В. Назначение осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения Н Журнал Российского права. 2000. № 5/6.
  205. А.В. О системе уголовных наказаний /7 Развитие теории наказания в уголовном и уголовно-исполнительном праве: Материалы научно-практического семинара / Под ред. В. И. Селиверстова. М., 2000.
  206. Ю.И., Рыбак М. С. Работа, обогащающая теорию классификации преступлений (рецензия) // Радяньское право. 1984. № 4.
  207. П., Наташев А. «Каким быть поселению?» П Воспитание и правопорядок. 1982. № 9.
  208. Г. В., Рыбак М. С. Некоторые аспекты квалификации преступлений: Проблемы теории и практики // Правоведение. 2000. № 3.
  209. Воспитание и правопорядок. 1981. № 3. С. 62−64.
  210. Галкин В. М Система поощрений в советском уголовном праве // Советское государство и право. 1977.
  211. Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. Д., 1971.
  212. Ю.В., Уткин В. А. О реформе условно-досрочного освобождения и участие общественности в его применении // Новый уголовный закон. Кемерово, 1989.
  213. Ф.А. Признаки и классификация актов применения права // Вопросы теории государства и права. Саратов, 1969. Вып. 1.
  214. Н. Н. Петров А.Я. Принцип обязательности труда для осужденных и его развитие в уголовно-исполнительном кодексе России // Государство и право. 1998. № 4
  215. А.П. От культурно-просветительской к политико-воспитательной работе с лицами, осужденными к лишению свободы // Труды высшей школы МВД СССР. М., 1971. Вып. 32.
  216. М.А. Исправительно-трудовое воздействие на осужденных к лишению свободы как объект правового регулирования: Сб. ученых трудов. Свердловск, 1964. Вып. 3.
  217. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986.
  218. А. Обсуждение пенитенциарных проблем // Российская юстиция 1997. № 1.
  219. А.И. Актуальные проблемы теории управления органами, исполняющими наказания // Материалы Всесоюзной научно-практической конференции (5−6 окт. 1982). Рязань, 1983.
  220. А.И. К вопросу о необходимости изменения карательной политики в современных условиях развития России // Развитие теории наказания в уголовном и уголовно-исполнительном праве / Под ред. В. И. Селиверстова. М., 2000.
  221. В.Ф., Малько А. В., Рыбак М. С. Правовое стимулирование исправления осужденных к лишению свободы в современных условиях // Государство и право. 1994. № 7.
  222. Ю.И. Важно сделать правильные выводы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2001. № 2,
  223. М.И., Тоболкин П. С. Предупреждение преступности и охрана прав личности в свете новой Конституции СССР // Вопросы повышения эффективности уголовного законодательства в современных условиях. Свердловск, 1979.
  224. А.Д. Обязательно, но без промедления // Бюллетень «Исправительно-трудовые учреждения». 1978. № 6.
  225. М.И. Право и культура // Экономико-правовые и нравственные аспекты борьбы с преступностью: Сб. науч. тр. Екатеринбургской высшей школы МВД России. Екатеринбург, 1997.
  226. Л., Ной И. Создать специальные колонии для психически неполноценных // К новой жизни. 1960. № 6.
  227. .И. Средства массовой коммуникации — элемент политической системы общества // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 1.
  228. П.А. Наказание смертной казнью. Смертная казнь: за и против / Под ред. С. Г. Келиной. М., 1989.
  229. Н.В. Предмет педагогики // Основы вузовской педагогики. Л., 1972.
  230. Кузьмин-Караваев В. Д. Преступное деяние и наказание // Основные понятия уголовного права. Введение в изучение социальных наук: Сб. статей / Под ред. Н. И. Карьева. СПб., 1903.
  231. В., Тосакова Л. Назначение наказания при рецидиве преступлений // Российская юстиция. 1997. № 9.
  232. Н.И. Право на жизнь в свете российских и международных стандартов // Правоведение. 1998. № 1.
  233. Матузов Н. И, Теория и практика прав человека в России /7 Правоведение. 1998. № 4.
  234. Н.И. О праве в объективном и субъективном смысле: гносеологический аспект // Правоведение. 1999. № 3.
  235. Н.И. Рецензия на книгу В.О. Лучина, А. В. Мазурова Указы Президента РФ. М., 2000 // Правоведение. 2000. № 4.
  236. Н.И. Возможность и действительность в правовой сфере // Правоведение. 2000. № 3.
  237. М.П., Пономарев СМ. Проблемы отражения и закрепления в уголовно-исполнительном законодательстве достижении теории наказания // развитие теории наказания в уголовном и уголовно-исполнительном праве / Под ред. В. И. Селиверстова. М., 2000.
  238. А.С. Рецидив и длительные сроки наказания // К новой жизни. 1973. № 4.
  239. А.С. Привести в исполнение // Юридическая газета. 1998. № 16.
  240. А.В. Правовые отношения в советском обществе /7 Общая теория советского права. М., 1966.
  241. М.М. Средства массовой коммуникации и российское общество на пороге XXI века/'/ Социально-гуманитарные знания. 1999. № 5.
  242. А.Е. Неприемлемость «прогрессивной системы» отбывания лишения свободы // Проблемы развития советского исправительно-трудового законодательства. Саратов, 1961.
  243. А.В. Сближение правовых систем как итог развития уголовного права XX века и его перспектива в XXI в. // Государство и право. 1998. № 6.
  244. Л.В. Рядом, за стеной // В человеческом измерении. М., 1989.
  245. .С. Наказание и его цели // Советское государство и право. 1981. № 9.
  246. Ной И.С. О минимальном сроке лишения свободы // Сб. науч. работ Саратовского отделения Всесоюзного научного общества судебных медиков и криминалистов. Саратов, 1961. Вып. 3.
  247. А.И. Психолого-педагогические аспекты правового регулирования исправления осужденных в условиях лишения свободы (Материалы научно-практической конференции). Рязань, 1989.
  248. С.М., Туманов Г. А. О двух стратегиях реформирования уголовно-исполнительной системы // Государство и право. 1995. № 7.
  249. С.В. Тенденции советской уголовной политки (вопросы наказания). СССР-США // Криминологические и уголовно-правовые проблемы борьбы с городской преступностью. М., 1987.
  250. П.Г. Применение кратких сроков лишения свободы // Советская юстиция. 1983. № 13.
  251. П.Г. Система наказаний по уголовному законодательству и проблемы его реализации. М., 2000.
  252. В. Пожизненное лишение свободы Реальность и перспективы // Преступление и наказание. 1998. № 1.
  253. Проблемы исправления и перевоспитания осужденных // Сб. науч. трудов Всесоюзного научно-исследовательского института МВД СССР. М., 1979. № 5.
  254. Л., Тащилин М. Назначение наказания и российская криминальная ситуация // Российская юстиция. 1999. № 8.
  255. М.С. Соревнование как важный фактор формирования личности правонарушителя // Проблемы реализации основных средств исправления и перевоспитания осужденных. Рязань, 1988.
  256. М.С., Бытко Ю. М. Совершенствование образования в ИТУ — важное условие ресоциализации личности преступника // Личность преступника и уголовная ответственность. Правовые и криминалистические аспекты: Межвузовский сборник. Саратов, 1987.
  257. М.С. Назначение уголовного наказания в виде лишения свободы «Проблемы социальной справедливости в отраслевых юридических науках: Межвуз. науч. сборник. Саратов, 1988.
  258. М.С. Социальная адаптация лиц, освобожденных от наказания // Вестник Саратовской государственной академии нрава. 1998. № 4. с. 43−48.
  259. М.С. К вопросу о политических и социально-экономических правах граждан, лишенных свободы // Права человека: пути их реализации. Материалы международной научно-практической конференции (8−10 октября 1998 г.). Саратов, 1998.
  260. М.С., Прохорова М. Л., Лисоволенко В. В. О мерах по повышению эффективности исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы // Проблема исполнения уголовных наказаний: Сб. науч. трудов. Рязань, 1998.
  261. В.И. Проблемы развития исполнения уголовно-исполнительного законодательства и уголовно-исполнительной системы России // Развитие теории наказания в уголовно-исполнительном праве. М., 2000.
  262. В.М. Вступительная статья «Законопроект предлагает сэкономить средства и спасти от тотальной криминализации» // Зубков А. И. Карательная политика на рубеже тысячелетий. М., 2000.
  263. Ю.Д. Проблема совершенствования поощрительных норм советского исправительного трудового права /7 Совершенствование законодательных основ исполнения уголовных наказаний: Сб. науч. трудов. М, 1988.
  264. Н.А. Классификация осужденных и виды НТУ // К новой жизни. 1964. № 1.
  265. Н.А. Предмет глубокого изучения // Воспитание и правопорядок. 1983. № 3.
  266. В.А. Действовать не по наитию, а по науке /7 Информационный бюллетень ГУИН МВД России. М., 1997. № 7.
  267. А.А. Преступная субкультура // Социс. 2001. № 3.
  268. Ю.М. Восстановление социальной справедливости — цель уголовного наказания и Уголовно-исполнительный кодекс РФ // Вестник Московского Ун-та. Сер. 11, Право. 1998. № 6.
  269. . С. Система, принципы и общие положения «Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик» 11 Проблемы развития советского исправительно-трудового законодательства. Саратов, 1961.
  270. В.А. Исправительно-трудовая колония или тюрьма? 11 Проблема исполнения уголовных наказаний. Рязань, 1991.
  271. В.И., Зубок Ю. А. Социализация молодежи в посткоммунистической России // Социально-политический журнал. 1996. № 6.
  272. М.Д. Система наказания и его эффективность // Советское государство и право. 1968. № 11.
  273. И. Пожизненное лишение свободы как комплексная правовая, нравственная и психолого-педагогическая проблема // Проблемы острого помилованных убийц: методический сборник. Вологда, 1996.
  274. И.В. Преодоление отрицательных последствий отбывания уголовного наказания // Советское государство и право. 1977. № 2.
  275. Шмаров И. В, Михлин А. С. Целесообразны ли длительные сроки лишения свободы? /V Исправительно-трудовые учреждения. 1976. № 1.
  276. В.Г., Рожков С. А. Реформа уголовно-исполнительного законодательства в условиях перехода к рыночной экономию! // Государство и право. 1992. № 7.
  277. И.А. Политическая ситуация в России // Социально-гуманистические знания. 1999. № 4.
  278. В.Е. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными / Под общ. ред. П. Г. Мищенкова. М., 1997.
  279. A.M. Проблема социальной адаптации и противоправное поведение // Учен. зап. ВНИИСЗ, М., 1969. Вып. 17.
  280. Л.В. Проблемы правовой регламентации замены наказания более мягким видом наказания в УК РФ // Развитие теории наказания в уголовном и уголовно-исполнительном праве / Под ред. В. И. Селиверстова. М., 2000.
  281. В. Новые рубежи — новые задачи // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2001. № 2.
  282. Ц.А. О субъективных правах советских граждан и их гарантии // Вопросы советского государственного права: Сб. статей. М., 1959.
  283. Kuffman К. Prison officers and their world // Cambr. Mass., L Haw LJ P. 1988 Federal Bureau of Prisons 1989 state of the Bureau / US / Depar-tament of Justice. Washington, 1990.
  284. Pallin Franz. Bedite Entlassung // Strafrecht, Unternehmensrcht, Anwaltsrecht. Koln- Berlin- Bonn- Miinchen, 1988.
  285. Авторефераты и диссертации
  286. В.М. Криминальная субкультура и правовые основы ее нейтрализации в исправительных учреждениях: Автореф. дне.. д-ра юрид. наук. М., 1998.
  287. В.М. Реформа системы управления органами, исполняющими наказания в виде лишения свободы (теоретические основы и механизм реализации): Автореф. дис.. д-ра юрид. наук М&bdquo- 1994.
  288. Г. Н. Массово-коммуникативное воздействие на криминологическую ситуацию (региональный аспект): Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. Нижний Новгород, 1997.
  289. М.А. Проблемы лишения свободы как вида наказания в законодательство, судебной и исправительно-трудовой практике: Автореф. дис.,. д-ра юрид. наук. Д., 1966.
  290. И.Э. Посткриминальное поведение личности: Ответственность и стимулирование: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. СПб., 1993.
  291. Ю.Р. Социализация личности: теоретико-методологические подходы: Автореф. дис.. д-ра социологический наук. Саратов, 1988.
  292. Г. Ф. Социальная среда, личность и правосознание осужденных: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 1987.
  293. И.В. Основные проблемы изучения и повышения эффективности деятельности исправительно-трудовых учреждений: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1971.
  294. М.Л. Тюремные системы: состояние, перспективы: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Краснодар, 2000.
  295. А.П. Политико-воспитательная работа с заключенными в исправительно-трудовых колониях: Автореф. дис канд.юрид. наук. М., 1967.
  296. М.И. Социально-правовая адаптация лиц, отбывших длительные сроки лишения свободы: Автореф. дисканд. юрид. наук. Рязань, 1995.
  297. А.С. Становление исправительно-трудовой системы в Сибири (1917−1924 гг.): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Томск, 1972.
  298. М.С. Правовое регулирование политико-воспитательной работы с лицами отбывающими наказание в исправительно-трудовых учреждениях: Дис. на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук. Саратов, 1972.
  299. A.M. Социальная реабилитация бывших заключенных: Автореф. дис.. канд. социол. наук. Ростов н/Д, 1997. С. 23.
  300. А. Мафии еще есть чего бояться // Российская газета. 1999. 5 марта.
  301. Доклад Комиссии по правам человека при Президенте России о соблюдении прав человека и гражданина Российской Федерации за 1993 год//Российская газета. 1994. 25 авг.
  302. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 1998 г. // Российская газета. 1999. 11 марта.
  303. Доктрина информационной безопасности // Российская газета. 2000. 28 сент.
  304. Ждешь поощрения получаешь выговор // Российская газета. 1995. 1 окт.
  305. из. тюрьмы // Российская газета. 2000. 10 нояб.
  306. Интервью заместителя министра труда М. Москвитной // Российская газета. 2000. 14 окт.
  307. Исправительная система нуждается в исправлении // Парламентская газета. 2000. 20 мая.
  308. Ю.Х. Будут ли исполнятся наши законы // Известия. 1990. 11 нояб.
  309. В. Ликбез за решеткой // Российская газета. 2000. 12 мая.
  310. А.С. Привести в исполнение // Юридическая газета. 1998. № 16.
  311. О. О. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 1999 г. М., 2000.
  312. Непарадное интервью Генерального Прокурора РФ в день годовщины вступления в должность // Российская газета. 2001. 18 мая.
  313. В. Перед смертным приговором. Раздумья над прошениями осужденных о помиловании // Российская газета. 1992. 2 авг.
  314. Л. Процент доверия поименно. // Российская газета. 2001. 6 апр.
  315. А. В промежутке неопределенности /7 Российская газета. 2000. 11 окт.
  316. А. Говорит и показывает тюрьма! И Комсомольская правда. 1996. 25 дек.
  317. Послание Президента РФ Федеральному собранию // Российская газета. 2001. 4 апр.
  318. Прошу меня расстрелять. // Комсомольская правда 1989. 19 апр.
  319. А. Экономическая проза России /У Российская газета 2000. 22 февр.
  320. Семь лет сидеть или семь лет платить? // Российская газета. 1999. 7 окт.
  321. Т. Рекламное шоу с моральным ущербом //' Российская газета. 2000. 14 июля.
  322. Телегазета за колючей проволокой // Российская газета. 2000. 11 янв.
  323. Указ Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. № 954 «Вопросы Министерства Юстиции Российской Федерации» // Российская газета. 1999. 5сент.
  324. Федеральная программа развития образования // Российская газета. 2000. 18 апр.
  325. В.В. Я верну государству государственное /У Российская газета. 2000. 23 сент.
  326. Большой энциклопедический словарь (БЭС) / Гл. ред. A.M. Прохоров. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1998.
  327. М.И., Кочетков О. Л. Общая, социальная и юридическая психология // краткий энциклопедический словарь. М., 1997.
  328. Краткая характеристика состояния преступности в России в 2000 году // Российская юстиция. 2001. № 3.
  329. Новый словотолкователь более 125 тыс. иностранных слов, вошедших в русский язык. М., 1886−1887.
  330. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-изд., доп. М. 1997.
  331. Словарь иностранных слов. М., 1986.
  332. Уголовно-исполнительное право: Аннотированный библиографический указатель докторских диссертаций (1960−1999 гг.) М., 2000.
Заполнить форму текущей работой