Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование профессионально-психологической устойчивости будущих сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем систематизированы основные подходы к пониманию сущности психологической устойчивостиуточнено содержание понятия профессионально-психологической устойчивости к экстремальным ситуациям в контексте деятельности в ОВДпредставлен детальный анализ стрессогенных факторов, свойственных рассматриваемой деятельности, и дана комплексная… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ОВД К ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ СИТУАЦИЯМ
    • 1. 1. Профессионально-психологическая устойчивость: генезис понятия и современное состояние проблемы
    • 1. 2. Специфика профессиональной деятельности сотрудников ОВД: стрессогенность и экстремальность
    • 1. 3. Содержательная характеристика профессионально-психологической устойчивости будущих сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ОВД К ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ СИТУАЦИЯМ: ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДИКИ, АНАЛИЗ ДАННЫХ
    • 2. 1. Организация экспериментального исследования
    • 2. 2. Анализ результатов диагностики уровня сформированности профессионально-психологической устойчивости будущих сотрудников
  • ОВД к экстремальным ситуациям
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ОВД к
  • ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ СИТУАЦИЯМ
    • 3. 1. Психологические условия и программа формирования профессиональнопсихологической устойчивости
    • 3. 2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
  • ВЫВОДЫ

Формирование профессионально-психологической устойчивости будущих сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования. В настоящее время отмечается тенденция к значительному повышению экстремальности деятельности сотрудников ОВД, что обусловлено общим ухудшением криминогенной обстановки в России, напряженностью социально-экономических отношений, ростом организованной преступности, увеличением террористических актов, локальных боевых действий, преступлений, совершаемых малолетними преступниками, распространением наркомании и многими другими факторами. Помимо этого следует отметить и негативное влияние реформ в системе ОВД, сопровождающихся медленным решением насущных вопросов по изменению уголовного и уголовно-процессуального законодательств, материально-технической оснащенности ОВД, неустойчивостью качественного и количественного состава различных служб.

Профессиональная деятельность сотрудников ОВД протекает в условиях интеллектуальной, эмоциональной и физической напряженности, и ее главными отличительными особенностями являются: продолжительность и неравномерность рабочих нагрузок, частые столкновения с различными проявлениями теневых сторон жизни, работа с оружием, высокая степень ответственности за свои действия, наличие стрессовых ситуаций, повышенная степень риска, что в совокупности может быть объединено понятием экстремальной ситуации и профессионального стресса.

Сотрудники ОВД испытывают воздействие стрессогенных факторов двойного порядка: стрессоры повседневной напряженной профессиональной деятельности и стрессоры экстремальных ситуаций, которые создают значительные трудности в решении профессиональных задач, сказываются на успешности действий и требуют от сотрудников высокой профессиональной устойчивости, особой психологической подготовленности, умения конструктивно действовать в сложных условиях.

Проблема профессионально-психологической подготовки сотрудников ОВД к деятельности в экстремальных ситуациях является одной из ведущих в психологии и педагогике правоохранительной системы. Изучению экстремальных ситуаций, характерных для рассматриваемой деятельности, различных аспектов их влияния на состояние и поведение сотрудников ОВД, эффективность выполняемых ими служебных задач посвящены труды О. А. Александровского, Я. Я. Велика, Л. И. Беляевой, В. П. Вахова, И. О. Котенева,

A.И. Папкина, Г. Г. Романовича, В. Н. Смирнова, A.M. Столяренко,

B.В.Юстицкого и др.

Актуальные проблемы профессионально-психологической подготовки сотрудников ОВД подняты в работах таких авторов как В. В. Авдеев, В. Г. Бовин, А. В. Буданов, А. А. Волков, К. Г. Дедюхин, М. И. Марьин, Н. Н. Силкин, В. Н. Смирнов, А. М. Столяренко, Н. Ф. Феденко и др.

На важность развития психологической устойчивости к экстремальным ситуациям в процессе профессиональной подготовки сотрудников ОВД указывают в своих исследованиях А. И. Дубовская, В. Т. Козюля, О. Е. Сапарин, В. Д. Туманов, Г. С. Човдырова. Однако в перечисленных исследованиях недостаточно рассматриваются вопросы выявления психологических условий формирования профессионально-психологической устойчивости будущих сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям.

Таким образом, несмотря на то, что отдельные аспекты поднятой нами проблемы достаточно широко представлены в работах вышеназванных ученых, в целом, нельзя говорить о достаточном уровне разработанности проблемы формирования профессионально-психологической устойчивости будущих сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям.

Изложенное выше позволяет отметить, что на сегодняшний день явно фиксируются противоречия между:

• возросшими требованиями к профессионально — психологической устойчивости сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям и недостаточным уровнем ее формирования в процессе профессиональной подготовки;

• потребностью в повышении уровня профессионально-психологической устойчивости будущих сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям и отсутствием психологических условий и программ ее формирования в образовательном процессе.

Вышесказанное позволяет определить проблему настоящего исследования: каковы психологические условия формирования профессионально-психологической устойчивости будущих сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям? Решение данной проблемы и является целью нашего исследования.

Объектом исследования является профессионально-психологическая устойчивость будущих сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям, а его предметом — процесс формирования профессионально-психологической устойчивости будущих сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования был выдвинут ряд предположений, выступивших в качестве гипотез исследования. Формирование профессионально-психологической устойчивости будущих сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям будет успешным если:

• будут выделены и систематизированы факторы стрессогенности и экстремальности, характерные для профессиональной деятельности сотрудников ОВД;

• будут разработаны критерии и уровни выраженности профессионально-психологической устойчивости к экстремальным ситуациям;

• подготовка будущих сотрудников ОВД будет осуществляться с использованием фактора экстремальности как личностно-формирующего компонента, целенаправленной организации позитивного опыта проявления профессионально-психологической устойчивости в образовательном процессе вуза.

Для доказательства выдвинутых гипотез были поставлены следующие задачи:

1. Выявить особенности экстремальных ситуаций, характерных для профессиональной деятельности сотрудников ОВД;

2. Уточнить понятие «профессионально-психологическая устойчивость к экстремальным ситуациям» в контексте специфики деятельности сотрудников ОВД;

3. Обосновать структуру профессионально-психологической устойчивости будущих сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям и содержание ее основных компонентов;

4. Определить критерии и уровни сформированное&tradeданного качества личности на этапе обучения- '

5. Сформулировать и экспериментально обосновать психологические условия формирования профессионально-психологической устойчивости;

6. Разработать программу формирования профессионально-психологической устойчивости курсантов и осуществить опытно-экспериментальную работу по ее внедрению в образовательный процесс;

Методологическую основу исследования составляют: принцип детерминизма, раскрывающий всеобщую связь явлений, их целостность и взаимообусловленностьфундаментальные положения педагогической и психологической науки о единстве сознания и деятельности, об отражательной и регулирующей функциях психики, о социальной сущности личности и процесса ее формированиясистемный подход к анализу явлений (П.К. Анохин, Н. В. Кузьмина, Э. Г. Юдин и др.)

Теоретическую основу исследования составили работы следующих авторов в области:

• методологии и методики психолого-педагогических исследованийБ.Г. Ананьева, Ю К. Бабанского, Г. Х. Валеева, В. Н Дружинина, В.И.

Загвязинского, В. В. Краевского, В. И. Михеева, Э. С. Чугунова и др.;

• психологии труда и профессиональной деятельности — А. Д. Глоточкина, М. И. Дьяченко, В. П. Каширина, Б. Ф. Ломова, Г. С. Никифорова, К. К. Платонова, В Д. Шадрикова и др.;

• психологических аспектов профессиональной подготовки и профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел — Б. Г. Бовина, С. М. Давыдова, А. Т. Иваницкого, М. О. Калашникова, JI.H. Лебедева, В. Ю. Рыбникова, А. М. Столяренко, А. Г. Шестакова и др.;

• психологии экстремальных ситуаций в деятельности сотрудников ОВД — В. В. Авдеева, О. А. Александровского, Я. Я. Велика, Л. И. Беляевой, И. О. Котенева, А. И. Папкина, В. Н. Смирнова, A.M. Столяренко и др.;

• психологических аспектов изучения феномена устойчивости — Л. М. Аболина, Л. И. Божович, И. Н. Грызловой, Л. Г. Дикой, А. Н. Дубовской, Е. С. Жарикова, Л. В. Заварзиной, В. И. Калина, Л. В. Куликова, Е. П. Крупника, Б. Ф. Ломова, В. Э. Чудновского и др.;

• проблем личностно-ориентированного образования — Ю. П. Ветрова, И. Б. Котовой, Н. П. Клушиной, В. К. Шаповалова и др.

Нами применялись следующие методы исследования: сравнительно-сопоставительный анализ отечественной и зарубежной литературы по изучаемой проблемеметоды сбора и интерпретации теоретического и фактологического материаланаблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельностиметод экспертных оценокметоды математической обработки данных.

Экспериментальной базой исследования являлись Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, Пятигорский филиал Всероссийского института повышения квалификации МВД России, Учебный центр ГУВД по Ставропольскому краю.

Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в четыре этапа.

На первом поисково-теоретическом этапе (2003;2005гг.) была сформулирована тема исследования, обоснована актуальность проблемы, определены цели, задачи и гипотезы, намечены основные этапы, выбраны методы сбора информации и обработки данных. Также, на данном этапе проводился теоретический анализ и осмысление проблемы, изучалась отечественная и зарубежная литература по теме исследования.

На втором этапе (2005;2006гг.) осуществлялся констатирующий эксперимент, проводились обработка и анализ полученных результатов. На основе полученных данных и сделанных ранее выводов были выделены психологические условия формирования профессионально-психологической устойчивости к экстремальным ситуациям.

Третий этап — формирующий эксперимент (2006;2008гг.) включал в себя разработку и апробацию программы формирования профессионально-психологической устойчивости будущих сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям.

Заключительный, четвертый этап (2008г.) включал в себя проведение контрольного исследования, качественный, количественный анализ и окончательную интерпретацию данных, обобщение результатов теоретического и экспериментального исследования, формулировку основных выводов, оформление рукописи диссертации.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Профессиональная деятельность сотрудников ОВД является стрессогенной и экстремальной. К наиболее типичным стрессорам данной профессиональной деятельности относятся: ее строгая регламентациямногообразие и сложность профессиональных задачналичие широких властных полномочий, высокая степень ответственностивысокий риск причинения вреда другим людямналичие жестких временных ограничений для достижения требуемого профессионального уровнябольшие физические и психологические нагрузки. Служебные экстремальные ситуации характеризуются совокупностью психогенных факторов, которые можно объединить в две группы: экстремальные профессионально-психологические факторы (опасность, риск, внезапность, дефицит времени, неопределенность, новизна, высокие нагрузки) и экстремальные морально-психологические факторы (наблюдаемые человеческие потери, разруха, необычное поведение граждан (паника, толпы, беженцы, истерия, агрессивность), резкая активизация криминального элемента и т. д.)

2. Профессионально-психологическая устойчивость будущих сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям — это интегративное качество личности, обеспечивающее стабильную эффективность деятельности в сложных стрессогенных условиях, адаптивный тип поведения в профессиональных экстремальных ситуациях, позволяющий не только эффективно выполнять служебные задачи, сохраняя при этом психическое здоровье, но и детерминирующий актуализацию и развитие ресурсов личности в соответствии со спецификой требований конкретной ситуации и профессиональной деятельности. Структура профессионально-психологической устойчивости будущих сотрудников ОВД представлена совокупностью актив ационного, мотивационного, когнитивного, эмоционального и волевого компонентов.

3. Профессионально-психологическая устойчивость будущих сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям характеризуется: адекватной оценкой имеющихся активационно-энергетических ресурсов и умением их рационально использовать и мобилизировать в профессиональных экстремальных ситуацияхоптимальным мотивационным комплексом с гармоничным сочетанием внутренних и внешних мотивов и мотивационными доминантами адекватными рассматриваемой профессиональной деятельностиустойчивой и адекватной самооценкойспособностью к когнитивной оценке возможных экстремальных ситуаций и выработке соответствующих стратегий поведенияспособностью к эмоционально-волевой саморегуляции в стрессогенных и экстремальных условиях.

4. Формирование профессионально-психологической устойчивости будущих сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям в процессе их профессиональной подготовки будет успешным при соблюдении следующих психологических условий:

• Психологическое моделирование в процессе обучения будущих сотрудников ОВД элементов профессиональной деятельности;

• Построение системы профессионально-психологической подготовки на использовании фактора экстремальности как личностно-формирующего компонента;

• Обеспечение последовательного психологического воздействия, обуславливающего необходимые продуктивные изменения в активационных, мотивационных, когнитивных, эмоционально-волевых структурах личности обучающегося и основанного на использовании методов психологического моделирования задач, условий и трудностей профессиональной деятельности сотрудников ОВД и специальных методов психологической подготовки.

• Целенаправленная организация позитивного опыта проявления профессионально-психологической устойчивости в образовательном процессе вуза.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Раскрыто содержание профессионально-психологической устойчивости будущих сотрудников ОВД как интегративного качества личности, обеспечивающего стабильную эффективность деятельности в сложных стрессогенных условиях, адаптивный тип поведения в профессиональных экстремальных ситуациях и включающего в себя активационный, мотивационный, когнитивный, эмоциональный и волевой компоненты;

2. Выявлены критериальные показатели оценки уровня выраженности профессионально-психологической устойчивости будущих сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям во всей совокупности ее составляющих, основными из которых являются: уровень выраженности активационноэнергетических ресурсов, обеспечивающих эффективность деятельности в экстремальных условияхоптимальность мотивационного комплексастепень адекватности личностной и профессиональной самооценкиуровень развития способностей к когнитивной оценке экстремальных ситуацийуровень развития способностей к эмоционально-волевой саморегуляции;

3. Выделены следующие психологические условия формирования профессионально-психологической устойчивости будущих сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям: психологическое моделирование в процессе обучения будущих сотрудников ОВД элементов профессиональной деятельностипостроение системы профессионально-психологической подготовки на использовании фактора экстремальности как личностно-формирующего компонентаобеспечение последовательного психологического воздействия, обуславливающего необходимые продуктивные изменения в активационных, мотивационных, когнитивных, эмоционально-волевых структурах личности обучающегосяцеленаправленная организация позитивного опыта проявления профессионально-психологической устойчивости в образовательном процессе вуза;

4. Разработана и экспериментально проверена программа формирования профессионально-психологической устойчивости будущих сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям в образовательном процессе вуза, целью которой является обеспечение продуктивных изменений в активационных, мотивационных, когнитивных, эмоционально-волевых структурах личности, обуславливающих стабильную эффективность осуществления деятельности в сложных стрессогенных условиях и адаптивное поведение в профессиональных экстремальных ситуациях.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем систематизированы основные подходы к пониманию сущности психологической устойчивостиуточнено содержание понятия профессионально-психологической устойчивости к экстремальным ситуациям в контексте деятельности в ОВДпредставлен детальный анализ стрессогенных факторов, свойственных рассматриваемой деятельности, и дана комплексная характеристика профессиональных экстремальных ситуацийтеоретически обоснована необходимость формирования профессионально-психологической устойчивости будущих сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям в период их профессиональной подготовкиопределена и обоснована концептуальная и методологическая основа формирования профессионально-психологической устойчивости к экстремальным ситуациям в процессе профессиональной подготовки будущих сотрудников ОВД.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем подобран инструментарий диагностики уровня выраженности профессионально-психологической устойчивости будущих сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям, предложена программа формирования профессионально-психологической устойчивости, включающая в себя авторский элективный курс и комплекс тренингов. Указанные разработки могут быть использованы не только в образовательных учреждениях МВД, но и в работе психологической службы системы МВД России.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась методологической обоснованностью исходных позицийприменением комплекса психодиагностических методик, адекватных целям и задачам исследованиядостаточным объемом экспериментальной выборкиразвернутой качественной интерпретацией результатовприменением методов математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем опытно-экспериментальной работы в Ставропольском филиале Краснодарского университета МВД России, Пятигорском филиале Всероссийского института повышения квалификации МВД России, Учебном центре ГУВД по Ставропольскому краю. Результаты исследования докладывались на XI региональной научно-технической конференции

Вузовская наука — Северо-Кавказскому региону" (Ставрополь, 2007, с.32) — на Ш научно — практической конференции «Безопасность Ставрополя: диалог власти и общества» (Ставрополь, 22−23 ноября 2007, с. 45) — были опубликованы в сборнике научных трудов «СевКавГТУ» (Ставрополь, 2006, с.93) — в научном журнале «Вестник СГУ» (№ 52, 2007, с.53) — в коллективной монографии «Научные исследования: информация, анализ, прогноз» (Воронеж, 2006, с.147), ход экспериментальной работы, итоги реализации программы и выводы обсуждались на заседаниях кафедры гуманитарных дисциплин Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России, кафедры подготовки сотрудников милиции общественной безопасности Пятигорского филиала Всероссийского института повышения квалификации МВД России, заседаниях циклов оперативно — тактической подготовки и специальных дисциплин Учебного центра ГУВД по Ставропольскому краю.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического указателя литературы и приложений. Общим объем диссертации составляет 183 листа. В работе имеется 31 рисунок, 14 таблиц и 14 приложений.

Список литературы

содержит 197 наименований отечественных и зарубежных источников.

ВЫВОДЫ

Теоретические выводы, сделанные в первой главе, результаты констатирующего эксперимента и анализ системы профессионально-психологической подготовки сотрудников ОВД позволили нам выделить следующие психологические условия формирования профессионально-психологической устойчивости:

1. Психологическое моделирование элементов профессиональной деятельности, которое достигается внедрением в процесс обучения моделей профессиональных действийразнообразием занятий, которое обеспечивается путем смены мест и условий занятийизменением условий выполнения профессиональных действийпоследовательным увеличением напряженности вводных и применением форм, позволяющих использовать возможности всех видов подготовки. Для этого можно использовать проведение совместных с инструкторами по боевой, физической и служебной подготовке занятий в форме практикумов, учений и тренингов.

2. Построение системы профессионально-психологической подготовки не на принципе противодействия экстремальным факторам, а на использовании фактора экстремальности как личностно-формирующего компонента. Внесение в процесс обучения элемента экстремальности проводится путем введения в выполнение курсантами учебных задач различных воздействий, характерных для реальной экстремальной обстановки. Отдельные элементы осваиваемой деятельности после их отработки в обычных условиях должны закрепляться в ситуациях, имитирующих различные экстремальные воздействия. Это позволит обеспечить накопление объективных представлений о возможных профессиональных экстремальных ситуациях и накопить опыт деятельности в условиях, приближенных к экстремальным.

3. Обеспечение последовательного психологического воздействия, обуславливающего необходимые продуктивные изменения в активационных, мотивационных, когнитивных, эмоционально-волевых структурах личности обучающегося и основанного на использовании методов психологического моделирования задач, условий и трудностей профессиональной деятельности сотрудников ОВД и специальных методов психологической подготовки.

4. Целенаправленная организация позитивного опыта проявления устойчивости в образовательном процессе вуза, т. е. предоставление возможности в. специально созданных условиях (с одной стороны моделирующих реальные профессиональное экстремальные ситуации, а с другой предполагающих своевременное психолого-педагогическое воздействие) приобрести навыки психической саморегуляции, закрепить адаптивный тип поведения.

Формирующий этап эксперимента доказал, что процесс формирования профессионально-психологической устойчивости будущих сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям протекает более успешно при реализации разработанной нами программы. Программа представлена тремя этапами, обеспечивающими последовательную реализацию выделенных психологических условий. Она включает в себя переработанную нами дисциплину «Психология профессиональной деятельности», авторский элективный курс «Психология экстремальных ситуаций» и цикл профессионально-психологических тренингов (тренинг саморегуляции, тренинг познавательных качеств, тренинг стрессоустойчивости, мотивационный психотренинг, тренинг уверенности в себе). В экспериментальной группе, где внедрялась разработанная нами программа, отмечалась устойчивая динамика роста уровня выраженности профессионально-психологической устойчивости во всей совокупности ее составляющих, что, на наш взгляд, является основанием для подтверждения эффективности и результативности авторской программы.

Из положительных тенденций в динамике системообразующих элементов профессионально-психологической устойчивости, по нашему мнению, стоит выделить следующие:

1. Активационный компонент. Возрастание степени принятия курсантами активных жизненных ценностей, признание большинством из них значимости активной позиции в профессиональной деятельности. Повышение уровня развития способностей и умений рационально использовать имеющиеся активационно-энергетические ресурсы, мобилизовать их для осуществления ведущей деятельности и преодоления ситуаций стрессогенного и даже экстремального характера.

2. Мотивационный компонент. Повышение сформированности профессиональной направленности личности за счет изменения мотивационного-ценностного отношения курсантов к избранной профессиональной деятельности, появления у них устойчивого стремления к профессиональной самореализации и саморазвитию. Совершенствование у значительного числа курсантов мотивационного комплекса, обеспечивающего эффективное осуществление профессиональной деятельности и адаптивное поведение в экстремальных ситуациях, приближение его к оптимальному посредством гармонизации внутренних и внешних профессиональных мотивов, смены мотивационных доминант, необходимой выраженности мотивации достижения успеха.

3. Когнитивный компонент. Существенное повышение степени полноты представлений курсантов о специфике профессиональной деятельности в ОВД и экстремальных ситуаций для нее характерных, возрастание адекватности их личностной и профессиональной самооценки. Повышение уровня сформированности профессионального мышления, отличающегося высокой рациональностью и отсутствием иррациональных установок, затрудняющих когнитивную оценку экстремальных ситуаций. Доминирование моделей совладающего поведения, отвечающих специфике деятельности сотрудника ОВД и характеризующихся активностью, просоциальностью и гибкостью.

4. Эмоциональный компонент. Рост уровня способностей к эмоционально-волевой саморегуляции в сложных (экстремальных) условиях, фиксируемый как по снижению уровней тревожности, фрустрации, непродуктивной нервно-психической напряженности, так и по повышению уровня развития эмоционального интеллекта и уровня стрессоустойчивости.

5. Волевой компонент. Преобладание среди курсантов экстернального локуса контроля, в том числе, и в таких сферах как сфера достижений и сфера профессиональной деятельности при высоком уровне развития волевого потенциала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное нами исследование осуществлялось в четыре этапа: поисково-теоретический, констатирующий, формирующий и заключительный.

С учетом основных выводов теоретического анализа профессионально-психологическую устойчивость будущих сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям мы определили как интегративное качество личности, обеспечивающее стабильную эффективность деятельности в сложных стрессогенных условиях, адаптивный тип поведения в профессиональных экстремальных ситуациях, позволяющий не только эффективно выполнять служебные задачи, сохраняя при этом психическое здоровье, но и детерминирующий актуализацию и развитие ресурсов личности в соответствии со спецификой требований конкретной ситуации и профессиональной деятельности вообще. При этом, компонентный состав профессионально-психологической устойчивости представлен совокупностью следующих компонентов:

1. Активационный компонент, характеризующий активационно-энергетические ресурсы будущих сотрудников, в том числе, и такую форму активности, которая в профессиональной ситуации любой сложности позволяет добиться оптимального соотнесения внешних и внутренних условий деятельности и различных уровней активности, т. е. способствует максимальному использованию активационно-энергетических ресурсов для решения профессиональных задач и преодоления экстремального воздействия.

2. Мотивационный компонент, который включает в себя профессиональную направленность личности будущих сотрудников ОВД, а также систему устойчивых мотивов, отношений, установок, которые обеспечивают эффективное осуществление деятельности и адаптивное поведение в экстремальной ситуации.

У 160

3. Когнитивный компонент, характеризующий представления будущих сотрудников о специфике избранной профессиональной деятельности и экстремальных ситуаций для нее характерных, сформированность самооценки, наличие стремления и способности посредством реализации определенных когнитивных процедур найти оптимальное решение профессиональных задач, а также, способность к когнитивной оценке возможных экстремальных ситуаций и выработке соответствующих стратегий поведения.

4. Эмоциональный и волевой компоненты, в качестве основной характеристики которых представлены эмоционально-волевые процессы саморегуляции, которые обеспечивают координацию всех остальных компонентов в направлении реализации значимых для субъекта целей и, тем самым, обеспечивают целенаправленность, надежность, продуктивность профессиональной деятельности, в том числе, и в экстремальной ситуации.

Разработанные на поисково-теоретическом этапе представления о сущности, содержании и структуре профессионально-психологической устойчивости позволили перейти к анализу состояния сформированности данного качества, условий и программ его формирования в процессе профессиональной подготовки сотрудников ОВД.

На констатирующем этапе исследования осуществлялось изучение уровня сформированности профессионально-психологической устойчивости будущих сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям, в ходе которого ставились следующие задачи: анализ уровней проявления и качественных характеристик компонентов профессионально — психологической устойчивости будущих сотрудников ОВДвыявление общего уровня выраженности профессионально-психологической устойчивости.

Для реализации данных задач, во-первых, нами были отобраны критериальные показатели выраженности компонентов профессионально-психологической устойчивости, а во-вторых, выделены ее уровни (ниже среднего, средний, выше среднего) и определены их содержательные характеристики.

В соответствии с поставленными задачами и выделенными критериями был разработан пакет методов и методик исследования, включающий в себя 23 методики, в том числе, и 2 авторские анкеты.

Исследование уровня сформированности профессионально-психологической устойчивости будущих сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям проводилось в течение 2005;2006 учебного года в Ставропольском филиале Краснодарского университета МВД России. В нем, в общей сложности, приняло участие 104 курсанта.

Комплексное исследование не только показало недостаточный уровень выраженности профессионально-психологической устойчивости курсантов, но и позволило выявить ряд тенденций, характеризующих степень сформированности системообразующих составляющих ее структурных компонентов:

1. Активационный компонент. У большинства курсантов фиксируется умеренно высокий уровень активационно-энергетических ресурсов. При этом, у них слабо выражена ориентация на ценности активной жизненной позиции личности и осознанное признание значимости активной позиции в профессиональной деятельности. Также для них характерна неадекватная оценка собственных возможностей (как правило, их преувеличение) и отсутствие умения рационально использовать, преобразовывать и распределять имеющиеся активационно-энергетические ресурсы в процессе осуществления профессиональной деятельности, умения мобилизовать их для адаптивного поведения в экстремальных ситуациях. Такие курсанты склонны проявлять внешнюю активность под давлением внешних обстоятельств, при этом, она не всегда носит целесообразный и конструктивный характер.

2. Мотивацнонный компонент. Большинство курсантов демонстрируют отсутствие четко выраженной профессиональной направленности личности, поскольку, несмотря на однозначное признание социальной значимости избранной профессии, у них отмечается несформированность таких элементов мотивационно-ценностного отношения как стремление к самореализации в профессиональной деятельности, стремление к профессиональному самосовершенствованию. При этом, фиксируется превалирование индивидуалистической направленности личности и ориентация на индивидуалистические ценности. Так же следует отметить, что у преобладающего количества испытуемых по всей выборке мотивационный комплекс, обеспечивающий эффективное осуществление деятельности и адаптивное поведение в экстремальной ситуации, не отличается оптимальностью, так как отмечается перевес в сторону внешних мотивов и в качестве мотивационных доминант выступают мотивы не совсем адекватные данной деятельности (направленность на себя, стремление к власти, стремление к признанию и т. д.).

3. Когнитивный компонент. Превалирующее количество курсантов продемонстрировали наличие только общих и поверхностных представлений о специфике профессиональной деятельности в ОВД и экстремальных ситуациях для нее характерных. Их самооценка несколько неадекватна, у них не сформировано на необходимом уровне профессиональное мышление. Помимо этого, необходимо отметить характерную для большинства среднюю рациональность мышления, наличие целого ряда иррациональных установок, затрудняющих объективную когнитивную оценку и преобладание моделей совладающего поведения, не соответствующих рассматриваемой профессиональной группе, для которой конструктивные модели совладающего поведения должны характеризоваться активностью, просоциальностью и гибкостью.

4. Эмоциональный компонент. У большинства курсантов уровень развития способностей к эмоционально-волевой саморегуляции вполне достаточен для эффективного осуществления ведущей деятельности в привычной обстановке. Однако, средний уровень стрессоустойчивости и непродуктивной нервно-психической напряженности позволяет прогнозировать с высокой степенью вероятности появление различного рода нарушений в поведении и деятельности под воздействием стрессогенных, а тем более, экстремальных факторов. Среди испытуемых преобладает благоприятное настроение, преимущественно положительный эмоциональный фон, спокойное протекание эмоциональных процессов. При этом отмечается повышенная эмоциональная напряженность, которая в сложных ситуациях может привести с одной стороны к возникновению состояния эмоционального возбуждения, способствующего адаптивному поведению, а с другой стороны к обратной реакции — потере эмоционального контроля, ухудшению общего эмоционального фона, астеническим реакциям на возникающие трудности и т. д.

5. Волевой компонент. В основном среди курсантов преобладает недостаточный уровень интернальности локуса контроля (особенно в таких сферах как сфера достижений и сфера профессиональной деятельности) при среднем уровне развития волевого потенциала.

На основе результатов констатирующего исследования, теоретических выводов, сделанных в первой главе, и выводов, полученных в ходе анализа существующей системы профессионально-психологической подготовки сотрудников ОВД, нами были выделены следующие психологические условия формирования профессионально-психологической устойчивости:

1. Психологическое моделирование элементов профессиональной деятельности, которое достигается внедрением в процесс обучения моделей профессиональных действийразнообразием занятий, которое обеспечивается путем смены мест и условий занятий, изменением условий выполнения профессиональных действий, последовательным увеличением напряженности вводных и применением форм, позволяющих использовать возможности всех видов подготовки. Для этого можно использовать проведение совместных с инструкторами по боевой, физической и служебной подготовке занятий в форме практикумов, учений и тренингов.

2. Построение системы профессионально-психологической подготовки не на принципе противодействия экстремальным факторам, а на использовании фактора экстремальности как личностно-формирующего компонента. Внесение в процесс обучения элемента экстремальности проводится путем введения в выполнение курсантами учебных задач различных воздействий, характерных для реальной экстремальной обстановки. Отдельные элементы осваиваемой деятельности после их отработки в обычных условиях должны закрепляться в ситуациях, имитирующих различные экстремальные воздействия. Это позволит обеспечить накопление объективных представлений о возможных профессиональных экстремальных ситуациях и накопить опыт деятельности в условиях приближенных к экстремальным.

3. Обеспечение последовательного психологического воздействия, обуславливающего необходимые продуктивные изменения в активационных, мотивационных, когнитивных, эмоционально-волевых структурах личности обучающегося и основанного на использовании методов психологического моделирования задач, условий и трудностей профессиональной деятельности сотрудников ОВД и специальных методов психологической подготовки.

4. Целенаправленная организация позитивного опыта проявления устойчивости в образовательном процессе вуза, т. е. предоставление возможности в специально созданных условиях (с одной стороны моделирующих реальные профессиональное экстремальные ситуации, а с другой предполагающих своевременное психолого-педагогическое воздействие) приобрести навыки психической саморегуляции, закрепить адаптивный тип поведения.

Выделенные условия были реализованы в рамках разработанной нами программы формирования профессионально-психологической устойчивости будущих сотрудников ОВД, представленной тремя этапами:

1. Общая профессионально-психологическая подготовка;

2. Экстремальная профессионально-психологическая подготовка;

3. Специальная профессионально-психологическая подготовка.

Общей целью программы являлось обеспечение продуктивных изменений в активационных, мотивационных, когнитивных, эмоционально-волевых структурах личности, обуславливающих стабильную эффективность осуществления деятельности в сложных стрессогенных условиях и адаптивное поведение в профессиональных экстремальных ситуациях.

Деятельность по развитию профессионально-психологической устойчивости будущих сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям основывалась на системном и личностно-ориентированном подходах и строилась с учетом таких принципов как научная обоснованность, реалистичность, активный характер, гибкость и адаптивность.

Программа включала в себя переработанную нами дисциплину «Психология профессиональной деятельности», авторский элективный курс «Психология экстремальных ситуаций» и цикл профессионально-психологических тренингов (тренинг саморегуляции, тренинг познавательных качеств, тренинг стрессоустойчив ости, мотивационный психотренинг, тренинг уверенности в себе).

В рамках программы использовалась широкая совокупность методов: лекции, семинары, конференции, практикумы, тренинги, деловые игры, учения, просмотр учебных фильмов, учения в полевых условиях, среди которых акцент был сделан на методы психологического моделирования задач, условий и трудностей профессиональной деятельности сотрудников ОВД и специальные методы психологической подготовки.

По завершению формирующего этапа было проведено контрольное исследование, результаты которого свидетельствуют о положительном влиянии программы развития профессионально-психологической устойчивости. При сопоставлении результатов по показателям уровня выраженности профессионально-психологической устойчивости в экспериментальной и контрольной группах (прирост составил 24%) мы имеем основания утверждать, что гипотеза исследования о формировании профессионально-психологической устойчивости будущих сотрудников ОВД, нашла свое экспериментальное подтверждение.

Полученные результаты и выводы позволяют наметить следующие направления дальнейших исследований рассматриваемой проблемы: детальный анализ факторов, обуславливающих уровень выраженности профессионально-психологической устойчивости сотрудников ОВД к экстремальным ситуациямработа по повышению эффективности авторской программыразработка рекомендаций по совершенствованию системы психологического сопровождения профессиональной подготовки и профессиональной деятельности сотрудников ОВД в контексте повышения их профессионально-психологической устойчивости к экстремальным ситуациям.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека Текст. / Аболин, Л.М.// - Казань, 1987. — 203 с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Личностные механизмы регуляции деятельности Текст. /Абульханова-Славская, К.А.// Проблемы психологии личности.- М.: Наука, 1982.- 202с.
  3. , В.В. Психологические основы повышения эффективности деятельности работников ОВД в экстремальных ситуациях Текст. Учебное пособие / Авдеев, В.В. ВЮЗШ МВД СССР, 1988.-500с.
  4. , Ю.А. Психология и педагогика в деятельности сотрудника ОВД Текст. /Агафонов, Ю.А.// Краснодар: Академпресс, 1996. -426с.
  5. , А. Практика и теория индивидуальной психологии Текст. / Адлер, А.// М., 1995.
  6. Акмеология деятельности органов внутренних дел Текст. //Материалы Акмеологического НИЦ профессиональной подготовки сотрудников ОВД. // Под ред. Б. Ф. Кваши. С.-Пб, 1996. -135с.
  7. Актуальные вопросы психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Текст. // Материалы 3-й республиканской конференции. Уфа, 1998. — 120с.
  8. , О.А., Лобастов, О.С., Синвак, Л.И., Щукин, Б. П, Психогении в экстремальных условиях Текст. / Александровский, О.А., Лобастов, О.С., Синвак, Л.И., Щукин, Б.П.// М.: Медицина, 1991. — 187 с.
  9. , Х.М. Защита от стресса Текст. /Алиев, Х.М.// М.: Медицина, 1996. — 195 с.
  10. , Б. Г. Человек как предмет познания Текст. / Ананьев, Б. Г.// СПб.: Питер, 2001. — 288 с.
  11. , Н.В., Хохлова, Н.Г. Изучение проявлений стресса и проблемы психологического обеспечения деятельности сотрудников ОМОН
  12. ГУВД г. Москвы в экстремальных ситуациях Текст. / Андреев, Н.В., Хохлова, Н.Г.// Проблемы деятельности ОВД в экстремальных условиях: Сб. науч. трудов ВНИИ МВД РФ. М., 1995. — 149 с.
  13. , В.Г. Педагогика и психология в деятельности ОВД Текст. / Андросюк, В.Г.//-Киев: Академпресс, 1990. -395с.
  14. , Л.И. Психология формирования и развития личности Текст. / Анциферова, Л.И.//Человек в системе наук. М., 1989. -С. 426−434.
  15. , Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита Текст. / Анциферова, Л.И.// Психологический журнал. 1994. — Том 15 — № 1. — С. 3 — 18.
  16. , Г. В. Актуальные проблемы морально-психологической подготовки сотрудников ОВД Текст. /Асцатуров, Г. В.// Домодедово. РРШК МВД РФ, 1993.- 84с.
  17. , С.В., Пулатов, Ю.С. Профессионально-психологический тренинг сотрудников органов внутренних дел Текст.: Учебное пособие. / Асямов, С.В., Пулатов, Ю.С. Ташкент: Академия МВД Республики Узбекистан, 2000. — 141 с.
  18. , Я.Я. Психическая саморегуляция в экстремальных условиях деятельности Текст. / Велик, Я.Я.// Научно-аналитический обзор. М.: Академия МВД СССР, 1988. — 48 с.
  19. , Я.Я. Учебная книжка для слушателей по факультативному курсу «Приемы и методы психической саморегуляции» Текст. / Велик, Я.Я.// М.: Академия МВД СССР, 1989. — 78 с.
  20. , Л.И. Психологические особенности экстремальных ситуаций правоохранительной деятельности Текст. /Беляева, Л.И.// Прикладная юридическая психология / Под ред. А. М. Столяренко. М., 2001. -С.531−533.
  21. , Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация Текст. / Березин, Ф.Б.//-Л.: Наука, 1988.-270 с.
  22. , Б.Г., Мягких Н. И. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел Текст. Справочное пособие. / Бовин, Б.Г., Мягких, Н.И. М.: НИЦПМО МВД России, 1997. — 344 с.
  23. , В.А. Информационный стресс Текст. Учебное пособие. / Бодров, В.А.//.- М.:ПЭРСЭ, 2000.- 352 с.
  24. , В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс Текст. / Бодров, В.А.// Психологический журнал. 1996. — № 4 — С. 65 — 74.
  25. , Л.И. Избранные психологические труды Текст. / Божович, Л.И.//- М.:МПА, 1995. 212 с.
  26. , В. Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения Текст. / Большаков, В.Ю.// СПб.: АО «Светоч», 1994. — 316 с.
  27. , А.В. Обучение сотрудников правоохранительных органов тактике и методам обеспечения личной безопасности Текст. / Буданов,
  28. A.В.//- М.: Академия управления МВД России, 1997. 64 с.
  29. , В.Л. Юридическая психология Текст. / Васильев, В.Л.// -Спб, 2000 624 с.
  30. , Ф. Е. Типология переживания различных критических ситуаций Текст. / Василюк, Ф. Е.// // Психологический журнал. 1995. — Т. 16, № 5.-С. 35 -48.
  31. , Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) Текст. / Василюк, Ф. Е.// М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. -200с.
  32. , В.П., Волков, В.Н., Колос, И.В., Назаренко, Ю.В., Калманов, Г. Б. Особенности психического состояния сотрудников органов внутренних дел, работающих в экстремальных условиях Текст. / Вахов, В.П., Волков,
  33. B.Н., Колос, И.В., Назаренко, Ю.В., Калманов, Г. Б.// Домодедово, 1992. -115 с.
  34. Визуальная психодиагностика Текст. /Сост. Ушатиков, А. И., Шеламов, О.И., Буравлева, И.Н. Учебно-методическое пособие. Рязань: РВШ МВД РФ, — 1993. — 155 с.
  35. , В.К. Психологические механизмы мотивации человека Текст. / Вилюнас, В.К.// -М.: изд-во «Фолио», 1990. 201с.
  36. , Б.Ф., Гутерман, М.П. Конфликты и стрессы в деятельности работников органов внутренних дел Текст. / Водолазский, Б.Ф., Гутерман, М.П.// Омск: Омская высшая школа милиции МВД СССР, 1976.-34 с.
  37. , А.А. Развитие индивидуально-психологической подготовленности профессионалов органов внутренних дел Монография. Текст. / Волков, А. А. Ставрополь: СГТУ, 1999.- 150 с.
  38. , Г. А. Мотивация военно-профессиональногосамосовершенствования Текст. / Волковицкий, Г. А.// М., 1994. — 52с.
  39. , JI.C. Проблема сознания Текст. / Выготский, JI.C.// Собр. соч. -М., 1982. Т. 1.
  40. , В.А. Системные описания в психологии Текст. / Ганзен, В.А. //- Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.- 175с.
  41. , К.С. Словарь синонимов русского языка Текст. / Горбачевич К.С.//- М.: ЭКСМО-Пресс. 2005. 608 с.
  42. , Г. Д. Учись управлять собой Текст. / Горбунов, Г. Д.// -Л., 1976.-32 с.
  43. , А. Энциклопедия экстремальных ситуаций Текст. / Гостюшин, А.// М.: Изд-во «Зеркало», 1994. — 249 с.
  44. , Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности Текст. /Гримак, Л.П.// — М.: Политиздат, 1989. — 319с.
  45. , И.Н., Переверзева, И.А. Феномен «увеличение-уменьшение» и оценка интенсивности эмоционального переживания Текст. / Грызлова, И.Н., Переверзева, И.А.// Психологические проблемы индивидуальности. Вып. 2. Л., 1984.
  46. , К.Г. Психологическая подготовка сотрудников ОВД к действиям в экстремальных ситуациях Текст. Учебно-методическое пособие./ Дедюхин, К.Г. -Домодедово. РНПК МВД РФ, 2000.-29с.
  47. , Д. Логика неудачи: стратегическое мышление в сложных ситуациях Текст. / Дернер, Д.// М.: Смысл, 1997. — 256 с.
  48. , Л. Индустриально-организационная психология Текст. Учебник для вузов / Джуэлл, Л. СПб.: Питер, 2001.
  49. Диагностика здоровья Текст. Психологический практикум / Под ред. Г. С. Никофорова. СПб.:Речь, 2007.-950 с.
  50. , Л. Г. Особенности регуляции функционального состояния оператора в процессе адаптации к особым условиям Текст. /Дикая, Л. Г.//
  51. Психологические проблемы деятельности в особых условиях. М.: 1985. -С. 63 — 90.
  52. , Л.Г. Махнач, А.В. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования Текст. / Дикая, Л.Г. Махнач, А.В.//Психологический журнал 1996 -№ 3.- С.137−146.
  53. , А.Н. Когнитивные механизмы адаптации к кризисным событиям Текст. / Дороженец, А.Н.//Журн. практич. психолога. 1998.- № 4. — С.3−17.
  54. , Д.Ф., Егоров, Ю. В., Суродин, В. И. Психология и педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел Текст. / Доронин, Д.Ф., Егоров, Ю. В., Суродин, В. И.// Курс лекций. М.: ЦИ и НМО КП МВД России, 2000. — 242 с.
  55. , М.И., Кандыбович, А.А, Понаморенко, А. А. Готовность к деятельности в напряжённых ситуациях Текст. /Дьяченко, М.И., Кандыбович, А.А, Понаморенко, А.А.// Психологический аспект. Минск.: Университет, 1985.- 207 с.
  56. , М.В. Смысловые факторы эмоциональной устойчивости Текст. / Ермолаева, М.В.// Компоненты адаптационного процесса. / Под ред. В. И. Медведева. Л.: Наука, 1984. — С.87−100.
  57. , Е.С. Психологические средства стрессоустойчивости Текст. / Жариков, Е.С.// М.-Наука 1990.- 53с.
  58. , И.А. Адаптация и прогнозирование деятельности Текст. /Жданов, И.А.// Казань.:Изд. Казанского университета, 1991.-249 с.
  59. Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера Текст. / Железняк, Л.Ф.// М., ВПА, 1979. — 142с.
  60. , В.Г. Деятельность специалистов в особых условиях: психолого акмеологические основы Текст. / Зазыкин, В.Г.//: РАГС, 1994. -120с.
  61. , В.А. Психологические механизмы волевой регуляции Текст. / Иванников, В.А.// -М., 1998. 140 с.
  62. , Е.П. Оптимальные состояния человека как психофизиологическая проблема Текст. /Ильин, Е.П.//Психол. журнал. -1981. -Т.2 .- № 5. С.35−42.
  63. , Е.П. Мотивация и мотивы Текст. СПб.: «Питер», 2000. -512с.
  64. , Е.П. Психология воли Текст. /Ильин, Е.П.// СПб.: «Питер», 2000. — 288с.
  65. , Т. Экстремальные ситуации и ситуативные особенности поведения личности Текст. / Иолов, Т.// Психология личности в социальном обществе: Личность и ее жизненный путь. М.: Наука, 1990. — 234 с.
  66. , В.И. Воля и психическая устойчивость профессионала Текст. / Калин, В.И.// Психологическая устойчивость профессиональной деятельности. Тезисы Всесоюзного совещания-семинара.- Одесса, 1984. -С.22−25.
  67. , В.И. Классификация волевых качеств. Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности Текст. / Калин, В.И.// Тезисы Всесоюзной конференции. — Симферополь, 1983.
  68. , А.Г. Психологическая работа в боевой обстановке Текст.: Практическое пособие. / Караяни, А. Г. Самара, 1997. — 66 с.
  69. , Л.В., Никонова, Т.В., Соломанидина, Т. О. Поведение в организации Текст.: Учебник. /Карташова, Л.В., Никонова Т. В., Соломанидина, Т.О. -М.:ИНФРА-М, 1999.
  70. , О.И. Личность в условиях экстремальности: Методологические аспекты. Текст. /Кашник, О.И.// Проблемы социального взаимодействия в транзитивном обществе. Новосибирск.: «Прометей», 1999.-600с.
  71. , В. Я. Организационно-правовые и методические аспекты психологического обеспечения образовательного процесса в вузе МВД России Текст. / Кикоть, В. Я//- СПб., 1997. 30с.
  72. Китаев-Смык, Л. А. Психология стресса Текст. /Китаев-Смык,
  73. Я.АЛ- М.: Наука, 1983. 368 с.
  74. , В. Е. Самоорганизация личности: системный взгляд Текст. / Клочко, В. Е.//- Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999. 154 с.
  75. , В.Г. Повышение стрессоустойчивости сотрудников ОВД Текст.: Учебное пособие./ Козюля, В.Г. М.: ВНИИ МВД РФ, 1995.-72с.
  76. , В.К. Вопросы психологической подготовки сотрудников милиции к действиям в особо сложных условиях Текст. / Коломеец, В.К.// Приложение к «Вестнику передового опыта». Свердловск, 1975. — 68 с.
  77. , К.Э. Стресс-менеджмент в системе психологического обеспечения деятельности профессий «повышенного риска»: разработка программы Текст. / Комаров, К. Э// Вестник Воронежского ин-та МВД России. 1999.-3(5), — С.62−66.
  78. , Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях Текст. / Короленко, Ц.П.//- JL: «Мире», 1978.-521с.
  79. , П.А., Елисеев, А.П. Психологическая устойчивость в чрезвычайных ситуациях Текст. / Корчемный, П.А., Елисеев, А.П.// -Новогорск, 2000.
  80. , Ф.П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях Текст. /Космолинский, Ф.П.// М.: Медицина, 1976. — 196 с.
  81. , И.О. Психологические последствия воздействия чрезвычайных обстоятельств на личный состав ОВД Текст. / Котенев, И.О.//-М., 1994. -380с.
  82. , Е.П., Тагирова, Р.А. Изучение проблемы устойчивости в различных педагогических школах Текст. /Крупник, Е.П., Тагирова, Р.А.// Психология человека в условиях социальной нестабильности. М.: МШУ, 1994.
  83. , Е. П. Психологическая устойчивость личности как методологическая категория Текст. /Крупник, Е.П.// Научные труды Mill У. М., 1999. — (Сер. «Психолого-педагогические науки»). — С. 273 — 274.
  84. , Е.Г. Изучение локализации контроля личностиновая версия методики «Уровень субъективного контроля» Текст. / Ксенофонтова, Е.Г.// Психологический журнал. 1999. — № 2 — С. 103 — 114.
  85. , JI.B. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики Текст. /Куликов, JI.B.// — СПб.:Питер, 2004.
  86. , JI.B. Психологическое исследование Текст. / Куликов, Л.В.// СПб.: Речь, 2001.- 184 с.
  87. , Е.В., Котенёв, И.О. Опыт и проблемы психологического обеспечения деятельности подразделений ОВД в условиях вооруженного конфликта Текст. / Лапшин, Е.В., Котенёв, И.О.//Известия МЦПО и КНИ при ГУК МВД России. 1996. — № 2.- С.132−141.
  88. , В.А. Личность в экстремальных условиях Текст. / Лебедев, В.А.// М., 1987. -639 с.
  89. , Н. Д. Определение психического состояния Текст. // Психические состояния / сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. — СПб.: Изд-во «Питер», 2000. С. 447.
  90. , А.Б., Кузнецова, А.С. Психопрофилактика стрессов Текст. /Леонова, А.Б., Кузнецова, А.С.// М.: Изд-во МГУ, 1993.- 124 с.
  91. , А. Н. Деятельность, сознание, личность Текст. / Леонтьев, А. Н.//-М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  92. , В. Г. Психологические механизмы мотивации Текст. / Леонтьев, В. Г.// Новосибирск, НГПИ, 1992. — 216 с.
  93. , С.А. О стратегиях работы психолога в школе Текст. / Липатов, С.А.// Введение в практическую социальную психологию. М.: Наука, 1994. — 171 с.
  94. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст. / Ломов, Б.Ф.// М.: Наука, 1984. — 443 с.
  95. , А.Р. Язык и сознание Текст. / Лурия, А.Р.// М., 1979.
  96. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации Текст. Петрозаводск: Петроком, 1992. — 318 с.
  97. , Ф. Организационное поведение Текст. / Лютенс, Ф.//: Пер. с англ. 7-го изд. М.: ИНФРА-М, 1999.
  98. , А.Г. Личностный адаптационный потенциал: егомобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях Текст. / Маклаков, А.Г.// Психологический журнал.- 2001.- Т.22.- № 1.- С. 16−24.
  99. , И.Д. Психология и педагогика в правоохранительной деятельности ОВД Текст. / Мариновская, И.Д.//- М.: Академпрессс, 1997.246 с.
  100. , А.К. Психология профессионализма Текст. / Маркова, А.К.//-М., 1996.-310 с.
  101. , М.И., Смирнов, В.Н. Психологическое обеспечение деятельности ОВД в экстремальных условиях Текст.: Методическое пособие. / Марьин М. И., Смирнов В. Н. М.: УВР КУКиКП МВД России, 2001.-308 с.
  102. , А. Мотивация и личность Текст. / Маслоу, А.// СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
  103. , В.И., Парачев, А.М. Терминология инженерной психологии Текст. / Медведев, В.И., Парачев, A.M.// Л., 1971.
  104. Мероприятия психологической реабилитации военнослужащих внутренних войск МВД России после выполнения служебно-боевых задач Текст.: Метод, пособие. М.: УРЛС ГКВВ МВД России, 1997. — 286 с.
  105. Методика проведения занятий по профессионально-психологической подготовке милиционеров, обучающихся в системе первоначальной подготовки Текст. / Под общ. ред. А. М. Столяренко. — М.: УМЦ при ГУКУЗ МВД СССР, 1989. 230с.
  106. Методика сочетания профессиональной и профессионально-психологической подготовки в работе с сотрудниками органов внутренних дел / из опыта профессионального обучения работников правоохранительных органов США Текст. М.: Академия МВД РФ, 1995. — 16 с.
  107. Методические рекомендации по организации и проведению реабилитационных мероприятий с сотрудниками органов внутренних дел, находившихся в экстремальных ситуациях Текст. Ростов-н/Д, 2001 -62 с.
  108. , JI.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях Текст. / Митина, Л.М.// Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С. 28−37.
  109. Морально-психологическая подготовка личного состава к выполнению задач по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах Текст. М.: Академия МВД России, 1995. — 41 с.
  110. , В.Ф. Разработка проблем экстремальной юридической психологии Текст. / Москаленко, В.Ф.//Материалы 3 Всероссийского съезда психологов. Спб, 2003.- Т. 5.- С. 492−496.
  111. З.Никонов, В.П., Козловский, И. И. Психологическая адаптация в боевой обстановке режима чрезвычайного положения (Северо-Кавказский регион) Текст. / Никонов, В.П., Козловский, И.И.// Безопасность. Информационный сборник. 1995.- № 7−8. — С.94−103.
  112. , В.А., Иванова, Л.Н. Психотехника личностного профессионального роста Текст.: Лекция. / Носков, В.А., Иванова, Л.Н.// Н. Новгород: НЮИ, 1997. — 63 с.
  113. , П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования Текст. / Образцов, П.И.// СПб.:Питер, 2004. — 268 с.
  114. , С.И. Словарь русского языка Текст. /под ред. Н. Ю. Шведовой. 18-е изд., стереотип. — М: Рус.яз., 1986. — 797 с.
  115. Организация медико-психологической реабилитации сотрудников органов внутренних дел Текст. Методические рекомендации. Москва: ЦИ и НМОКП МВД России, 1999. — 40 с.
  116. Организация медико-психологической реабилитации сотрудников органов внутренних дел Текст. Москва: МВД РФ, 1999.
  117. Организация психологического обеспечения деятельности сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях Текст.: Методическое пособие / под общ. Ред. В. М. Бурыкина. М. :ИМЦ ГУК МВД России, 2005.-240 с.
  118. Основные типы психической дезадаптации у бывших воинов-интернационалистов Текст. Л.: Наука, 1990.-538с.
  119. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе ОВД Текст. / Под общ. ред. Бовина Б, Г. М., 1997- 344с.
  120. Основы психологии Текст. Практикум / Ред. сост. Л. Д. Столяренко, — Ростов н/Д: «Феникс», 1999. — 576 с.
  121. , С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система Текст. / Пантилеев, С.Р.// М.: МГУ, 1991. — 110 с.
  122. , А.И. Личная безопасность сотрудников ОВД Текст.: Учебное пособие. /Папкин, А.И. М., 1996. — 244 с.
  123. Педагогика профессиональной подготовки сотрудников ОВД Текст. /Под ред. Б. Ф. Кваши. СПб.: У МВД РФ, 2001. — 228с.
  124. , Л. А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга Текст. / Петровская, Л. А.// М.: Изд-воМГУ, 1982.- 168 с.
  125. , В.А. Психология неадаптивной активности Текст. / Петровский, В.А.//-М.: ТОО «Горбунок», 1992.-224 с.
  126. , В. М. Роль психики в обеспечении эмоциональной устойчивости человека Текст. / Писаренко, В. М.//Психологический журнал. 1986. -Т. 7. -№ 5. -С. 62- 72.
  127. , К. К. Структура и развитие личности Текст. / Платонов, К. К.// М.: Наука, 1986. — 254 с.
  128. Подготовка личного состава органов внутренних дел к несению службы в экстремальных условиях и обеспечению личной профессиональной безопасности Текст. Учебное пособие. Ставрополь, 2001. — 92 с.
  129. , И.Б. Психологическая, поддержка личного состава в экстремальных ситуациях Текст. / Понамарев, И.Б.//Актуальность проблемы морально-психологической подготовки личного состава органов внутренних дел. -М., 1992.-С.23−24.
  130. Практическая психодиагностика. Методики и тесты Текст. Учебное пособие. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. — 672 с.
  131. Психологическая диагностика и коррекция постстрессовых состояний у сотрудников ОВД Текст.: Материалы семинара практических психологов служб и подразделений ГУВД города Москвы. М.: Академия1. МВД РФ, 1997.-242 с.
  132. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников ОВД Текст. Методические рекомендации ГУВД СПб., 1998. -72с.
  133. Психология личности в трудах зарубежных психологов Текст. //Сост. и общая редакция Реана А. А. -СПб.: Питер, 2000. -320с.
  134. Психология труда в условиях проблемных ситуаций Текст. //Межвуз. сб. научн. тр. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1996.
  135. Рабочая книга психолога внутренних войск Текст. / Под ред. С. Ф. Кавуна. М.: ГКВВ МВД России, 1997. — 226 с.
  136. , Р., Римский, С. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других Текст. / Римская, Р., Римский, С. // М.: ACT — ПРЕСС, 1999.-376с.
  137. , Е.С., Потемкина, О.Ф. Графические методы в психологической диагностике Текст. / Романова, Е.С., Потемкина, О.Ф.// -М.: Дидакт, 1992.-255 с.
  138. , Г. Г., Юстицкий, В.В. Психологические особенности действий сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях Текст. Лекция. / Романович, Г. Г., Юстицкий, В.В.// Минск: Минская ВШ МВД СССР, 1988.-32 с.
  139. , В. С., Аршавский, В. В. Поисковая активность иадаптация Текст. / Отв. ред. П. В. Симонов. М.: Наука, 1984. — 193 с.
  140. Рубинштейн, С. JL Основы общей психологии Текст. / Рубинштейн, С. Jl. il- СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 712 с.
  141. , В.Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности и коррекции дезадаптивных нервно-психических состояний специалистов экстремального профиля Текст. / Рыбников, В.Ю.// СПб., 2000.-205с.
  142. , А.М. О влиянии аутогенной тренировки на эмоциональную устойчивость в экстремальных условиях Текст. / Свядощ, А.М.// Алма-Ата: 1973. -335 с.
  143. , Е.В. Методы математической обработки в психологии Текст. / Сидоренко, Е.В.// СпБ: Речь, 2001.- 350 с.
  144. , Н.Н. Теория и практика оптимизации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел к служебной деятельности в условиях повышенного риска Текст. / Силкин, Н.Н.// СПб., 2001. — 283с.
  145. Словарь русского языка Текст. В 4-х томах. Т. 4. — М.: Русский язык, 1988.-С. 525.
  146. , О.В. Особенности организации психологической подготовки подразделений специального назначения Текст.: Учебное пособие. / Сляднева, О. В. Ставрополь, 2006. — 164 с.
  147. , С.Д. Педагогика и психология высшего образования от деятельности к личности Текст. Учебное пособие для слушателей факультетов и институтов повышения квалификации ВУЗов и аспирантов. / Смирнов, С.Д. М.: Аспект-Пресс, 1995. -271с.
  148. , В.Н. Профессионально-психологическое обеспечение деятельности сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях Текст.: Учебно-методическое пособие. / Смирнов, С. Д. -Домодедово: ВИПК МВД России, 2003. 152 с.
  149. , С.В. Идентификация военного конфликта (методологический и теоретический ориентиры) Текст. / Смульский, С.В. // Политические исследования. -1995. № 4.- С. 9−16.
  150. Современная военная психология Текст.: Хрестоматия./ Сост. А. А. Урбанович. Мн.: Харвест, 2003. — 576 с.
  151. , Е.Т. Стресс жизни: понять, противостоять, управлять им Текст. / Соколова, Е.Т. // СПб: Питер Пресс, 1994.-232с.
  152. , В.Ф. Модель системной организации психологического обеспечения подготовки спортсменов Текст. / Сопов, В.Ф.// Психологическое обеспечение подготовки спортсменов. Л.: Нева, 1987. -115 с.
  153. , A.M. Прикладная юридическая психология Текст. / Столяренко, А.М.// М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2001. — 640 с.
  154. , А.М. Экстремальная психопедагогика Текст.: Учебное пособие для вузов. / Столяренко, А.М. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2002. — 607 с.
  155. , A.M. Психологическая подготовка личного состава органов внутренних дел Текст. / Столяренко, А.М. М.: Академия МВД СССР, 1987.-87 с.
  156. , Б. В. Педагогическая психология: от теории к практике Текст.: пер. с англ. / Такман, Б. В.// М.: ОАО «Издательская группа «Прогресс», 2002. — 572 с.
  157. , А.Е. Психология экстремальных ситуаций Текст.: Хрестоматия. / Тарас, А.Е.// М.: ACT, Харвест, 2001.- 480с.
  158. , В.И., Филимоненко, Ю.И. Психодиагностика цветопредпочтением Текст. / Тимофеев, В.И., Филимоненко, Ю.И.// Руководство по использованию цветового теста Люшера. — Спб.: ГП «Иматон», 1996. СЛ 5−16.
  159. , В.А. Проблемы современной психологии труда Текст. / Толочек, В. А.// М.: Изд-во РАГС, 2001.-90 с.
  160. , В. Д. Психология готовности сотрудников ОВД к действиям в экстремальных ситуациях Текст. / Туманов, В.Д.// -Домодедово: ВИПКМВД РФ, 1995.- 57с.
  161. , Д.Н. Психологические исследования Текст. / Узнадзе, Д.Н.//-М.: «Наука», 1966.-451 с.
  162. , Д.Н. Теория установки Текст. / Под ред. Ш. А. Надирашвили, В. К. Цаава. — М.- Воронеж: из — во «Институт практической психологии" — НПО «МО ДЕК», 1997.-448 с.
  163. , А.И. Психологическая подготовка сотрудников пенитенциарных учреждений к действиям в экстремальных условиях Текст.: Учебно-метод. пособие. / Ушатиков, А.И.// Рязань: РИПиЭ МВД России, 1997.-288 с.
  164. , Н.Ф. Морально-психологическая устойчивость Текст. / Феденко, Н.Ф.// Тыл и снабжение советских ВС. 1980. -№ 7. — С. 14−18.
  165. , Н. П., Козлов, В. В., Мануйлов, Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп Текст. / Фетискин, Н. П., Козлов, В. В., Мануйлов, Г. М.// — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 490 с.
  166. Формирование групп и работа с личным составом ОВД в особых условиях Текст. / Под ред. Н. В. Андреева.- М.: Академия МВД России, 1996.-80 с.
  167. , В.Г. Происхождение сознания. Психорегуляция. Психофизический тренинг Текст. / Фохтин, В.Г.// М.: ТОО «Экопласт», 1994.-256 с.
  168. , А. Психология «Я» и защитные механизмы Текст. / Пер. с англ. М.: Педагогика, 1993. -144с.
  169. , Э. Иметь или быть? Текст. / Фромм, Э.// М. Прогресс, 1990. -336 с.
  170. , К. Наши внутренние конфликты Текст. / Хорни, К.// Психоанализ и культура. М.: Флинта: МПСИ, 1995.- 416с.
  171. , Н.В., Пахомов, Ю.В. Психотехнические игры в спорте Текст. / Цзен, Н.В., Пахомов, Ю.В. // М., 1985. — 223 с.
  172. , А.Я., Аболин, JI.M. Исследования эмоциональной устойчивости и психологические средства ее формирования Текст. / Чебыкин, А.Я., Аболин, Л.М.//Психол. журнал. 1984. — Т.5. — № 4. — С. 18−27.
  173. , Е.М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях Текст. / Черепанова, Е.М.// М., 1995. — 283 с.
  174. , Г. С. Проблемы повышения психологической стрессоустойчивости личного состава системы МВД России в экстремальных условиях Текст.: Монография. / Човдырова, Г. С.// М.: ВНИИ МВД России, 1998. 156 с.
  175. ЧП: азбука поведения/действия работника правопорядка в экстремальных ситуациях Текст. / Под ред. проф. А. Ф. Майдыкова М.:
  176. Интердетектив, 1992. 61 с.
  177. , В.Э. Воспитание способностей и формирование личности Текст. / Чудновский, В.Э.// М.: Знание, 1986.
  178. , В.Э. Нравственная устойчивость личности: психологические исследования Текст. / Чудновский, В.Э.// М., 1981. — 208 с.
  179. Ю.В. Юридическая психология Текст. / Чуфаровский Ю.В.// М.: Право и закон, 1997. — 310 с.
  180. , С.А., Дикая, Л.Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации Текст. / Шапкин, С.А., Дикая, Л.Г.//Психологический журнал.- 1996.- № 1.- С. 19−33.
  181. , Л. А. Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик в структуре профессиональных способностей Текст. / Ясюкова, Л. А.//Вопросы психологии. -№ 5. -1990. -С.72−81.
  182. Allport, G. Personality. N. У., 1954.
  183. Bandura, A. Principles of behavior modification. New York: Holt, Rcinhart and Winston. 1969.
  184. Dollard, J., Miller, N.E. Personality and psychotherapy: an analysis in terms of learning, thinking and culture. New York: McGrow- Hill, 1950.
  185. Ellis, A. Achieving self- actualization: The rational emotive approach. // Journal of Social Behavior and Personality, № 6 p. 1−18, 1991.
  186. Lazarus, R.S., Folkman, S. Stress, Appraisal, and Coping. New York: Springer, 1984.
  187. Maier, N.R.E., Verser G.C. Psychology in industrial organizations. -Boston: Houghton-Mifflin, 1982.
  188. Mob ley, W.H. Employee Turnover: Causes, Consequences and Control. Reading, MA: Addison-Wesley, 1982.
  189. Ross, R.R., Altmaier E.M. Intervention in Occupational Stress.1.ndon: Thousand Oaks, New Delphi, 1994.
  190. Wells, J.A. The role of social support groups in stress coping in organizational settings // Handbook of Organizational Stress Coping strategies. -Cambridge, MA: Ballinger, 1984.
  191. , Д.С., Щедрина Г. Н. Психическая устойчивость как условие поддержания максимальной эффективности деятельности госслужащих. Интернет ресурсы: http://psi.lib.ru
  192. АНКЕТА изучения ценностных ориентации1. Уважаемые респонденты!
  193. Диагностика цветопредпочтениемс использованием 8-цветового набора теста М. Люшера)
  194. Обработка и интерпретация результатов.
  195. Процедура численной оценки степени удаленности индивидуальных цветовых предпочтений.
  196. Стандартизированное статистическое распределение оценок представлено в таблицах 1 и 2.
  197. Цвет Краен. Желт. Зел. Фиол. Син. Кор. Сер. Черн. а) Место цвета в выборе клиента б) Место цвета в АН 1 2 3 4 5 6 7 81. Отклонение от АН (а-б)
  198. Сумма абсолютных значений восьми отклонений (СО) от АН («сырые» баллы) переводится в стандартные. Значения СО располагаются в диапазоне от 0 до 32 баллов и могут быть только четными.
  199. Стандартные баллы 1 2 3 4 5 6 7
  200. Диапазон «сырых» 0−2 4−6 8−12 14−20 22−26 28−30 32значений СО
  201. При выраженных колебаниях величины СО в серии обследований можно сделать вывод о нервно-психической неустойчивости испытуемого и вместе с тем о его хорошей податливости медико-психологическому терапевтическому воздействию.
  202. Расчет «Вегетативного коэффициента» (ВК).
  203. Величина ВК определяется по формуле:
  204. ВК = (18 Крас. — Желт.) / (18 — Син. — Зелен.).
  205. В числитель и знаменатель формулы подставляются места соответствующих гнетов в выборе испытуемого либо усредненные места по серии выборов.
  206. Значения ВК > 1 отражают доминирование «теплых и активных» цветов (красный и желтый), значения ВК < 1 доминирование «холодных и пассивных» цветов (синий и зеленый).
  207. По аналогии с показателем СО получено нормализованное статистическое распределение оценок ВК, приведенное к 7-балльной стандартной шкале.
  208. Стандартные баллы 1 2 4 5 6 7
  209. Диапазон «сырых» значений ВК 0,2 0,3−0,4 0,5−0,8 0,9−1,2 1,3−1,9 2,0−3,1 3,2−5
Заполнить форму текущей работой