Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Конституционно-правовая ответственность за избирательные правонарушения в Российской Федерации: общеправовая характеристика и юридическая природа мер

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

C.А.Авакьяна, М. В. Баглая, Н. А. Бобровой, В. А. Виноградова, Н. В. Витрука, Ю. А. Дмитриева, Ю. Н. Еременко, Т. Д. Зражевской, Н. М. Колосовой, М. А. Краснова, М. И. Кукушкина, О. Е. Кутафина, В. О. Лучина, В. А. Туманова, И. А. Умновой, Д. Т. Шона (конституционные правонарушения и конституционная ответственность) — А. П. Алехина, Г. В. Атаманчука, Д. Н. Бахраха, И. И. Веремеенко, И. А… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК РАЗНОВИДНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
    • 1. 1. Понятие и юридическая природа конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения
    • 1. 2. Принципы конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения
  • ГЛАВА 2. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА МЕР КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
    • 2. 1. Характеристика мер конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения как мер конституционно-правового принуждения
    • 2. 2. Понятие и отличительные признаки мер конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения
    • 2. 3. Классификация и система мер конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения
  • ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ МЕР КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
    • 3. 1. Предупреждение как мера конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения
    • 3. 2. Отказ в регистрации кандидата, списка кандидатов как мера конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения
    • 3. 3. Отмена решения о регистрации кандидата, списка кандидатов как мера конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения

    3.4. Признание недействительными итогов голосования, результатов выборов и отмена решения избирательной комиссии об итогах голосования, результатах выборов как меры конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения.

Конституционно-правовая ответственность за избирательные правонарушения в Российской Федерации: общеправовая характеристика и юридическая природа мер (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Защита и охрана избирательных прав граждан являются одними из актуальных направлений реформирования российского избирательного законодательства на протяжении последних лет. Многомерность и разнохарактерность избирательных правоотношений обусловливает потребность избирательной системы в комплексной защите от неправомерных посягательств с использованием необходимого арсенала средств, которым располагают различные виды юридической ответственности1. Традиционно основное место в механизме правовой охраны электоральных отношений отводилось уголовной и административной ответственности. В то же время, конституционно-правовая ответственность, тесно «соседствующая» с ними и выполняющая немаловажную роль в охране избирательной системы, долгое время была незаслуженно обделена вниманием законодателя и правовой доктрины. Только сравнительно недавно она стала предметом изучения российских правоведов2, а сам термин «конституционно-правовая ответственность» в отсутствие законодательного закрепления стал официально употребляться высшим органом конституционного контроля, признающим наличие ее мер в федеральных законах3.

Несмотря на то, что действующим избирательным законодательством устанавливаются отдельные основания конституционно-правовой ответственности и определяются специфичные санкции, свойственные данному виду.

1 См.: Князев С. Д. Российское избирательное право. Учебник. Владивосток, 2001. С. 402 — 403.

2 «Последние научные исследования, — считает В. В. Игнатенко, — подтверждают, что конституционно-правовая ответственность стала правовой реалией, указывают на несомненную необходимость легального признания данного вида юридической ответственности в качестве самостоятельного». См.: Игнатенко В. В. Конституционно-правовая ответственность в избирательном процессе // Акад. юрид. журнал. 2002. № 3. С. 18.

3 См.: Постановления Конституционного Суда РФ от 1 дек. 1999 г. № 17-П, от 7 июня 2000 г. № 10-П, Определения Конституционного Суда РФ от 19 апр. 2001 г. № 65−0, от 6 дек. 2001 г. № 249−0 // СЗ РФ. 1999. № 51. Ст.6364- 2000. № 25. Ст.2728- 2001. № 20. Ст.2059; 2002. № 4. Ст. 374. ответственности, сама она остается законодательно нерегламентированной. Данное обстоятельство не только негативным образом отражается на правоприменительной деятельности, но и в значительной мере препятствует дальнейшему совершенствованию законодательного регулирования этой правовой категории и осложняет ее концептуально-теоретическое развитие. Этим обусловлена актуальность анализа конституционно-правовой ответственности как одной из разновидности юридической ответственности за правонарушения в избирательной системе, выделения и исследования ее мер, раскрытия их правовой природы и содержания, выявления их особенностей и отличительных признаков, формулирования предложений по совершенствованию их законодательной регламентации.

Степень научной разработанности темы исследования. До настоящего времени анализ конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения и ее мер как правовых явлений не осуществлялся в рамках отдельных научных работ. Некоторые из установленных избирательным законодательством санкций конституционно-правового свойства, наряду с иными мерами конституционно-правовой ответственности, составляли предмет научных исследований ряда государствоведов — специалистов в области конституционного права, среди которых следует выделить С. А. Авакьяна, М. В. Баглая, Н. А. Боброву, В. А. Виноградова, Н. В. Витрука, Ю. А. Дмитриева, Т. Д. Зражевскую, Н. М. Колосову, В. О. Лучина, Д. Т. Шона и др. В работах этих ученых рассмотрение мер конституционно-правовой ответственности в избирательном процессе носит фрагментарный, контекстный характер в рамках общетеоретического анализа проблем выделения конституционной ответственности в качестве самостоятельного вида, особенностей ее структуры (оснований, источников, субъектов, санкций) и специфики мер.

Отдельные теоретико-прикладные аспекты анализа мер конституционно-правовой ответственности содержатся в научных работах, посвященных комплексному рассмотрению вопросов правонарушений и юридической ответственности в избирательной системе4. Однако, весьма обширный предмет таких исследований не позволил уделить достаточное внимание углубленному изучению правовой природы конституционно-правовой ответственности и характеристике ее мер. Малоисследованной остается такая проблематика и в работах, освещающих вопросы защиты избирательных прав граждан5.

Таким образом, в отечественной правовой науке не проводилось комплексных, самостоятельных научных исследований конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения и ее мер, в которых был бы реализован всесторонний подход к рассмотрению их юридической природы, выявлению особенностей системы таких мер и их концептуально-теоретическому анализу как мер конституционно-правового принуждения в избирательной системе.

Объект исследования составляют конституционно-правовая ответственность за избирательные правонарушения и ее меры, а также общественные отношения, связанные с их применением.

Предмет исследования включает теоретические положения, раскрывающие сущность и содержание конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения, юридическую природу ее мер, а также нормативное закрепление этих мер в законодательстве о выборах и практику их применения.

Цель исследования заключается в комплексном исследовании юридической природы конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения и ее мер.

Задачи исследования, опосредованные поставленной диссертантом целью и направленные на ее достижение, предполагают:

4 См.: Сунцов А. П. Правонарушения в сфере избирательной системы субъекта Российской Федерации: Монография. Тюмень, 1999; Игнатенко В. В., Ищенко Е. П. Юридическая ответственность за нарушения избирательного законодательства. М., 1999; Князев С. Д. Очерки теории российского избирательного права: Монография. Владивосток, 1999.

5 См.: Матейкович М. С. Защита избирательных прав граждан в Российской Федерации. Монография. М., 2003.

1) раскрытие правовой природы конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения, определение ее сущности как разновидности публичной юридической ответственности за правонарушения в избирательной системе, выявление ее общих и отличительных признаков с иными видами ретроспективной юридической ответственности, задействованными в охране избирательных отношений;

2) формулирование принципов конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения, свойственных ей как разновидности публичной юридической ответственности;

3) исследование юридической природы мер конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения в качестве одного из видов мер конституционно-правового принуждения в избирательной системе;

4) выявление специфических признаков мер конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения, отличающих их от иных мер конституционно-правового принуждения и средств, обеспечивающих правовую охрану избирательной системы, формулирование понятия мер конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения;

5) классификация — мер конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения на виды;

6) анализ специфики системы мер конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения и особенностей ее законодательного закрепления;

7) исследование особенностей законодательной регламентации конкретных видов мер конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения и формулирование предложений по ее совершенствованию.

Принимая во внимание разнообразие по своему содержанию и различие по специфичным особенностям установленных законодательством о выборах мер конституционно-правовой ответственности, диссертант не ставит в качестве задачи проведение исчерпывающего анализа практики законодательного установления и применения всех таких мер. Ограниченные рамки диссертационной работы предоставили возможность автору предметно рассмотреть особенности правового закрепления только части из них, наиболее часто применяемых при проведении избирательных кампаний и, на наш взгляд, выступающих основными в механизме правовой охраны и защиты избирательных прав граждан.

Методологическая основа исследования включает комплекс общенаучных (диалектический, сравнения, анализа и синтеза, восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному, системный и структурный подходы, логический и др.) и частнонаучных (сравнительно-правовой, структурно-функциональный, формально-юридический, историко-правовой, толкования норм права, моделирования) методов познания.

Теоретическая основа исследования базируется на научных работах и взглядах правоведов — представителей общей теории права, а также ученых — исследователей отраслевых особенностей правонарушений и юридической ответственности.

Автором использованы достижения общей теории ответственности — работы С. С. Алексеева, Б. Т. Базылева, А. М. Васильева, А. В. Венгерова, Н. Л. Гранат, Ю. А. Денисова, С. В. Курылева, Н. И. Матузова, В. С. Нерсесянца,.

B.Д.Перевалова, А. С. Пиголкина, И. С. Самощенко, В. М. Сырых, Ю. А. Тихомирова, М. Х. Фарукшина, А. Ф. Черданцева, А. С. Шабурова, М. Д. Шаргородского, Л. С. Явича и др.

Важными источниками послужили научные исследования отраслевых аспектов правонарушений и юридической ответственности в трудах.

C.А.Авакьяна, М. В. Баглая, Н. А. Бобровой, В. А. Виноградова, Н. В. Витрука, Ю. А. Дмитриева, Ю. Н. Еременко, Т. Д. Зражевской, Н. М. Колосовой, М. А. Краснова, М. И. Кукушкина, О. Е. Кутафина, В. О. Лучина, В. А. Туманова, И. А. Умновой, Д. Т. Шона (конституционные правонарушения и конституционная ответственность) — А. П. Алехина, Г. В. Атаманчука, Д. Н. Бахраха, И. И. Веремеенко, И. А. Галагана, Ю. М. Козлова, Б. М. Лазарева, В. М. Манохина, М. И. Пискотина, Н. Г. Салищевой, В. Е. Севрюгина, Ю. Н. Старилова, М. С. Студеникиной, А. П. Шергина, О. М. Якубы (административные правонарушения и административная ответственность) — М. М. Агаркова, Б. С. Антимонова, С. Н. Братуся, Т. И. Илларионовой, Н. С. Малеина, Г. К. Матвеева (гражданско-правовые деликты и гражданско-правовая ответственность) — С. В. Бородина, В. Н. Кудрявцева, Н. Ф. Кузнецовой, С. Г. Олькова, М. С. Строговича, Н. С. Таганцева (преступления и уголовная ответственность).

Особое значение автором уделяется положениям и выводам, содержащимся в специальных исследованиях Л. Г. Алехичевой, В. В. Игнатенко, Е. П. Ищенко, С. Д. Князева, М. С. Матейковича, А. Е. Постникова, А. П. Сунцова, посвященных рассмотрению правонарушений и юридической ответственности в избирательном процессе.

Общетеоретическое значение для исследуемой темы также имеют работы по вопросам избирательного права и избирательного процесса В. И. Васильева, Ю. А. Веденеева, А. А. Вешнякова, А. В. Зиновьева,.

A.В.Иванченко, А. Н. Кокотова, Е. И. Колюшина, В. Д. Мостовщикова,.

B.В.Невинского, В. И. Лысенко, Б. А. Страшуна, Г. Н. Чеботарева и других авторов.

Нормативно-правовую и эмпирическую основы исследования образуют Конституция РФ, федеральное законодательство и законодательство субъектов РФпостановления и определения Конституционного Суда РФакты Верховного Суда РФ, принятые в связи с рассмотрением конкретных избирательных споров, а также обобщающие судебную практику применения избирательного законодательстварешения иных судов общей юрисдикции, связанные с применением установленных законодательством о выборах мер ответственностиправовые акты ЦИК РФ и нижестоящих избирательных комиссий, имеющие правоприменительный, инструктивный и методико-рекомендательный характер.

Научная новизна исследования выражается в том, что оно представляет собой первый опыт специального теоретического и практического анализа конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения и ее мер.

В диссертации обоснованы и выносятся на защиту следующие основные положения и выводы:

1. Конституционно-правовая ответственность за избирательные правонарушения представляет собой одну из разновидностей публичной юридической ответственности, задействованных в охране избирательных отношений. Она предстает, с одной стороны, в единстве общесистемных признаков, присущих ретроспективной юридической ответственности в целом и ее видам, а с другой — обладает теми свойствами и качествами, которые указывают на ее своеобразие как самостоятельного правового явления. Такие отличительные черты конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения опосредуются специфическими основаниями, источниками, субъектным составом, санкциями, их процессуальной формой реализации и юридическими последствиями.

2. Конституционно-правовая ответственность за избирательные правонарушения выражается в отрицательной оценке государством, основанной на юридическом и общественном осуждении правонарушения, наступлении в особом процессуальном порядке неблагоприятных последствий в виде применения юрисдикционным органом меры конституционно-правового принуждения, и обусловлена обязанностью субъекта избирательных отношений, виновного в совершении избирательного правонарушения, претерпеть действие установленной избирательным законодательством санкции.

3. Меры конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения представляют особую разновидность установленных государством и осуществляемых от его имени мер конституционно-правового принуждения, очерчивающих пределы конституционно-правовой ответственности, направленных на достижение ее целей и функций, выражающих ее сущность, и реализуемых в законодательно установленных процессуальных рамках.

4. Система мер конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения характеризуется следующими свойствами: 1) абсолютная определенность и безальтернативность санкций, в которых находят свое выражение меры конституционно-правовой ответственности- 2) высокая степень индивидуализации видов этих мер применительно к субъектам, обладающим особым статусом в избирательном процессе, и видам избирательных правонарушений- 3) зависимость применения этих мер от стадии (этапа) избирательного процесса.

5. В качестве приоритетных задач по совершенствованию законодательного закрепления системы мер конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения указываются: 1) осуществление законодательной систематизации установленных мер конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения- 2) придание системе таких мер универсального характера для любого уровня и вида выборов в законодательном акте рамочного регулирования- 3) целесообразность закрепления мер конституционно-правовой ответственности для более широкого круга субъектов избирательных отношений.

6. Обосновывается необходимость совершенствования законодательного регулирования предупреждения как меры ответственности, предполагающая: 1) закрепить предупреждение в системе мер конституционно-правовой ответственности, применяемой на всех видах и уровнях выборов, посредством определения его дефиниции, а также оснований и условий применения в ФЗ об основных гарантиях избирательных прав- 2) конкретизировать нормативное основание и устранить неоднозначность толкования процессуального основания применения предупреждения- 3) расширить круг субъектов, к которым применяется предупреждение- 4) уточнить субъекта, наделяемого правом применять предупреждение в качестве меры ответственности- 5) детализировать порядок обнародования решения избирательной комиссии о вынесении предупреждения.

7. Законодательная регламентация отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов требует следующих уточнений: 1) законодательно разграничить объединенные в общих рамках регулирования меры конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения и другие средства, обеспечивающие правовую охрану избирательной системы, объединив последние в качестве правовой категории «аннулирование инициативы выдвижения кандидата, списка кандидатов" — 2) законодательно оформить в виде отдельного положения отказ в регистрации как меру ответственности- 3) унифицировать основания отказа в регистрации при регламентации различных видов и уровней выборов, посредством их закрепления исчерпывающим образом в рамках ФЗ об основных гарантиях избирательных прав и исключения практики установления новых, не предусмотренных данным рамочным законом, оснований при регулировании конкретных видов выборов.

8. С целью усовершенствования законодательного регулирования отмены решения о регистрации кандидата, списка кандидатов предлагается: 1) синхронизовать законодательную регламентацию однотипных оснований для применения мер ответственности в виде отказа в регистрации и отмены решения о регистрации с целью устранения немотивированной их дифференциации как по субъектам, к которым эти меры применяются, так и по характеристике признаков объективной стороны противоправных деяний, влекущих наложение указанных взысканий- 2) унифицировать основания для отмены решения о регистрации в рамках ФЗ об основных гарантиях избирательных прав, исключив необоснованные различия в его законодательном оформлении при регламентации различных видов выборов- 3) скорректировать основания для отмены решения о регистрации с целью исключения возможности привлечения к ответственности на основе объективного вменения.

Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что оно содержит авторские определения, отдельные положения и выводы, которые могут составить основу для дальнейшего развития теории конституционно-правового принуждения и конституционно-правовой ответственности в отечественной избирательной системе, а также использованы в учебном процессе при преподавании и изучении дисциплин «Конституционное право Российской Федерации», «Избирательное право и избирательный процесс Российской Федерации».

Анализ законодательного регулирования отдельных видов мер конституционно-правовой ответственности, а также практики их применения позволил выявить ряд направлений по совершенствованию федерального избирательного законодательства. Предлагаемые диссертантом рекомендации обусловлены необходимостью законодательной регламентации конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения, наряду с другими разновидностями юридической ответственности, закрепления ее оснований и принципов, а также уточнения регулирования отдельных ее мер.

Некоторые положения диссертационного исследования имеют прикладную направленность и могут использоваться в правоприменительной деятельности судов и избирательных комиссий.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в 8 научных и научно-практических публикациях. Часть теоретических положений и результатов исследования были использованы автором в составе творческих коллективов для разработки законопроектов о выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления в Иркутской области, а также модельных законодательных актов, в том числе Модельного закона об избирательной комиссии края, области.

При подготовке работы диссертант опирался на собственный опыт участия в законотворческой деятельности в качестве консультанта, заместителя заведующего отделом конституционного права Государственного института регионального законодательства администрации Иркутской области, советника по правовым вопросам Председателя Законодательного собрания Иркутской области. Результаты исследования также были использованы автором в правоприменительной деятельности при исполнении обязанностей консультанта по правовым вопросам Избирательной комиссии Иркутской области, а также представлении ее интересов в судах Иркутской области при рассмотрении избирательных споров.

Диссертант выступал с научными сообщениями по теме исследования на научно-практических конференциях, проводившихся Законодательным собранием, администрацией и Избирательной комиссией Иркутской области, а также на семинарах по правовым аспектам региональных избирательных кампаний, организованных Международным фондом избирательных систем, Институтом развития избирательных систем, Российским общественным институтом избирательного права.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование общеправовой характеристики конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения и юридической природы ее мер позволяют автору сформулировать следующие выводы.

1. Конституционно-правовая ответственность за избирательные правонарушения представляет собой одну из разновидностей публичной юридической ответственности, задействованных в охране избирательных отношений.

2. Конституционно-правовая ответственность за избирательные правонарушения предстает, с одной стороны, в единстве общесистемных признаков, присущих ретроспективной юридической ответственности в целом и ее видам, а с другой — обладает теми свойствами и качествами, которые указывают на ее своеобразие как самостоятельного правового явления. Такие отличительные черты конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения опосредуются специфическими основаниями, источниками, субъектным составом, санкциями, их процессуальной формой реализации и юридическими последствиями.

3. Конституционно-правовая ответственность за избирательные правонарушения выражается в отрицательной оценке государством, основанной на юридическом и общественном осуждении правонарушения, наступлении в особом процессуальном порядке неблагоприятных последствий в виде применения юрисдикционным органом меры конституционно-правового принуждения, и обусловлена обязанностью субъекта избирательных отношений, виновного в совершении избирательного правонарушения, претерпеть действие установленной избирательным законодательством санкции.

4. Меры конституционно-правовой ответственности, находящие свое выражение в законодательно предусмотренных мерах конституционно-правового принуждения, с одной стороны, аккумулируют признаки последних, а с другой — обладают рядом специфических свойств, которые в совокупности позволяют их отделить от иных мер. Таким образом, любая мера конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения является мерой конституционно-правового принуждения, применяемого в избирательной системе, но не всякая мера такого принуждения является мерой указанного вида ответственности.

5. Меры конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения можно охарактеризовать как особый вид мер конституционно-правового принуждения, применяемого в избирательной системе, которые:

— очерчивают пределы такого вида ответственности за правонарушения в избирательной системе;

— устанавливаются государством и осуществляются от его имениприменяются в рамках неслужебного подчинения на основе закона специально уполномоченными органами или должностными лицами, наделенными юрисдик-ционными полномочиями, посредством издания ими правоприменительных актов в отношении конкретных индивидуальных или коллективных субъектов избирательных отношений в связи с совершением ими неправомерных деяний, причиняющих вред избирательной системе;

— направлены не только на обеспечение охраны правопорядка в избирательной системе, но и на изменение отношения участника избирательных отношений, совершившего избирательное правонарушение, к необходимости соблюдения правовых норм и совершенному им противоправному деянию;

— предполагают осуществление карательной (штрафной) и превентивной (воспитательной) функций;

— выражаются в отрицательной оценке государства, основанной на юридическом и общественном осуждении правонарушителя, совершенного им деяния и его последствия, в наступлении для правонарушителя неблагоприятных последствий в виде реализации санкции и прекращении или ограничении (умалении) его прав как субъекта избирательного процесса;

— реализуются в законодательно установленных процессуальных рамках, основанных на принципах привлечения к конституционно-правовой ответственности и предполагающих выявление всех обязательных признаков состава избирательного правонарушения, в том числе — вины лица, нарушившего правовые нормы.

6. С учетом перечисленных особенностей меры конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения можно определить как особый вид установленных государством и осуществляемых от его имени мер конституционно-правового принуждения, очерчивающих пределы конституционно-правовой ответственности, направленных на достижение ее целей и функций, отражающих ее сущность, и реализуемых в законодательно установленных процессуальных рамках.

7. Подытоживая рассмотрение системы мер конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения, в качестве отличительных ее черт можно выделить: 1) абсолютную определенность и безальтерна-тивность санкций, в которых находят свое выражение меры конституционно-правовой ответственности- 2) высокую степень индивидуализации видов этих мер применительно к субъектам, обладающих особым статусом в избирательном процессе, и видам избирательных правонарушений- 3) зависимость применения этих мер от стадии (этапа) избирательного процесса.

8. В качестве приоритетных задач по совершенствованию законодательной регламентации системы мер конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения отмечаются: 1) осуществление законодательной систематизации установленных мер конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения- 2) придание системе таких мер универсального характера для любого уровня и вида выборов в законодательном акте рамочного регулирования.

Теоретическое исследование общеправовой характеристики конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения и юридической природы ее мер дополняют выводы, сделанные по результатам анализа законодательной регламентации отдельных видов таких мер. Это с одной стороны — содействовало акцентированию специфики их правового содержания, с другой — позволило выявить недостатки в их законодательном оформлении и сформулировать предложения по их устранению, которые в обобщенном виде представлены в приложении к работе.

В силу ограниченности объема исследования не все из научно-теоретических и практических проблем, связанных с вопросами конституционно-правовой ответственности в сфере правовой охраны избирательных отношений, получили в нем достаточное освещение. Данное обстоятельство подчеркивает актуальность продолжения такого анализа, концептуально-теоретического развития института конституционно-правовой ответственности и его законодательного оформления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И ИНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
  2. Конституция Российской Федерации. М.: Известия, 1993. — 59 с.
  3. Федеральные конституционные законы:
  4. Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 6 дек. 1994 г. № 56-ФЗ (в ред. Федерального закона от 26 нояб. 1996 г. № 139-Ф3) // СЗ РФ. 1994. № 33. Ст.3406- 1996. № 49. Ст. 5498.
  5. О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 10 янв. 2003 года № 19-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 171.
  6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 окт. 2003 г. № 131-Ф3 // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
  7. Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-Ф3 (в ред. Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ)// СЗ РФ. 2002. № 46. Ст.4532- 2003. № 27 (ч.1). Ст. 2700.
  8. Акты Конституционного Суда РФ:
  9. О дне выборов главы областной администрации": Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 1993 г. № 14-П // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 27. Ст. 1044.
  10. А.М.Траспова: Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 2002 года № 1-П // СЗ РФ. 2002. № 6. Ст. 626.
  11. По делу о проверке конституционности части 2 статьи 208 Гражданского процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан Г. В. Истомина, А. М. Соколова, И. Т. Султанова, М. М. Хафизова и
  12. А.В.Штанина: Постановление Конституционного Суда РФ от 25 декабря 2001 года № 17-П // СЗ РФ. 2002. № 1(4.2). Ст. 126.
  13. С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М.: РЮИД, 1997. 512 с.
  14. А.Б. Федеральное административное право России: Курс лекций. М.: Юрист, 1997. 352 с.
  15. Административное право: Учебник / Под ред. JI.JI. Попова, Ю. М. Козлова. М.: Юрист, 1999.
  16. С.С. Проблемы теории права. Курс лекций: В 2 т. Свердловск, 1972.
  17. А.П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М.: ЗЕРЦАЛО, ТЕИС, 1996. — 680 е.
  18. Г. В. Теория государственного управления. М., 1997.
  19. М.В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М.: ИнфраМ, 1996. 512 с.
  20. М.В., Туманов В. А. Малая энциклопедий конституционного права. М., 1998.
  21. .Т. Юридическая ответственность (теоретические вопросы). Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1985. — 120 с.
  22. И.Н. Правовое пространство России: Вопросы конституционной теории и практики. М., 2000.
  23. Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. М.: Изд-во Норма, 2000. 640 с.
  24. Д.Н. Советское законодательство об административной ответственности: Учебное пособие. Пермь, 1969. 344 с.
  25. А.А., Солдатов С. А. Конституционное право России. Учебник для юридических вузов (полный курс): В 3 т. М.: Профобразование, 2001.
  26. Н.А., Зражевская Т. Д. Ответственность в системе гарантий конституционных норм. Воронеж, 1985.
  27. С.В., Казьмин В. И., Гришина М. В., Бударина Н. А. Средства массовой информации и выборы: Вопросы и ответы / Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. М., 2003. 96 с.
  28. С.Н. Юридическая ответственность и законность (Очерк теории). М.: Юрид. лит., 1976. — 216 с.
  29. В.Н. Государственно-правовой механизм охраны конституционных прав и свобод граждан. М.: Академия управления МВД России, 2001.- 177 с.
  30. В.И., Постников А. Е. Путеводитель по избирательной компании: Пособие для кандидатов в депутаты, избирательных объединений и избирательных блоков. М.: «Права человека», 1999. — 180 с.
  31. И.И. Административно-правовые санкции. М., 1975.
  32. А.А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации. М.: Изд-во «Весь Мир», 1997. 184 с.
  33. В.А. Конституционная ответственность: вопросы теории и правовое регулирование. М., 2000.
  34. И.А. Административная ответственность в СССР (государственное и материально-правовое исследование). Воронеж. 1970.
  35. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. М., 1994.
  36. Ю.А. Общая теория правонарушения и ответственности (Социологический и юридический аспекты). Ленинград: Изд-во Ленинградского ун-та, 1983. — 144 с.
  37. Т.А. Ответственность по советскому государственному праву. Воронеж, 1980.
  38. Р.В., Тадевосян Э. В. Конституционное право: Учебник. М.: Юристь, 2000. 492 с.
  39. В.В. Административная ответственность по российскому законодательству: Учебное пособие. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1998. -210 с.
  40. В.В. Административная ответственность участников выборов: Учебное пособие / Избирательная комиссия Иркутской области- Институт законодательства и правовой политики. Иркутск, 2003. 107 с.
  41. В.В. Административно-правовая охрана избирательных прав граждан. Иркутск: Изд-во ВСЦПИ, 2001. — 122 с.
  42. В.В. Ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах: основания и санкции. Учебное пособие. Иркутск: Избирательная комиссия Иркутской области, 1998. 56 с.
  43. В.В. Правовое регулирование производства по делам об административных правонарушениях: Учебное пособие. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1997.- 160 с.
  44. В.В. Правонарушения и юридическая ответственность в избирательном процессе: Учебное пособие / Избирательная комиссия Иркутской области- Институт законодательства и правовой политики. Иркутск, 2003.-186 с.
  45. В.В., Ищенко Е. П. Административная ответственность за нарушение российского законодательства о выборах и референдумах. М.: Изд-во РЦОИТ, 2000. 160 с.
  46. В.В., Ищенко Е. П. Юридическая ответственность за нарушения избирательного законодательства. М., 1999. — 96 с.
  47. В.В., Князев С. Д., Кутафин О. Е., Михалева Н. А., Яшин А. А. Избирательное право Российской Федерации: Учебное пособие. Иркутск: Изд-во ВСЦПИ, 2001.-332 с.
  48. В.В., Онохова В. В., Штурнев А. Е., Дворовой А. В. Правовое регулирование выборов Губернатора Иркутской области: Учебное пособие для организаторов выборов. Иркутск: Изд-во ВСЦПИ, 2001. 242 с.
  49. В.В., Штурнев А. Е. Законодательство о выборах и референдумах. Основные понятия и термины. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1998. -119 с.
  50. В.В., Штурнев А. Е. Словарь по избирательному праву. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1999.-400 с.
  51. Избирательное право и избирательный процесс в решениях Конституционного Суда Российской Федерации (1992−1999) / Отв. ред. А. А. Вешняков. М.: НОРМА, 2000. 720 с.
  52. Избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации в решениях Верховного Суда Российской Федерации (1995 2000). В 2 т. / Отв. Ред. О. Ю. Вельяшев. М.: Изд-во НОРМА, 2001. Т. 1−1104 с. Т.2−848 с.
  53. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов / Отв. ред. А. А. Вешняков. М.: Изд-во НОРМА, 2003.-816 с.
  54. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов / Отв. ред. А. В. Иванченко. М.: Изд-во НОРМА, 1999.-856 с.
  55. Т.И. Система гражданско-правовых охранительных мер. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1982. 168 с.
  56. С.Д. Очерки теории российского избирательного права: Монография. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1999. 416 с.
  57. С.Д. Российское избирательное право: Учебник. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2001. 448 с.
  58. С.Д. Современное российское избирательное право: понятие, принципы, источники. Монография. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1999. -160 с.
  59. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: постатейный научно-практический комментарий / Под ред. А. П. Шергина. М.: Редакция «Российской газеты», 2002. — 640 с.
  60. И.Я. Санкции за преступления против жизни и здоровья: обусловленность, структура, функции, виды. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1987.-232 с.
  61. Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации: Ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение конституционного законодательства Российской Федерации. М.: Городец, 2000. 192 с.
  62. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Части первой / Отв. ред. О. Н. Садиков. М., 1997. 448 с.
  63. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под общ. ред. Э. Н. Ренова. М.: Изд-во Норма, 2002.-1040 с.
  64. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю. М. Козлова. М.: Юристъ, 2002. — 1229 с.
  65. Комментарий к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях / Под ред. И. И. Веремеенко, Н. Г. Салищевой, М. С. Студеникиной. М.: Изд-во «Проспект», 1997. — 832 с.
  66. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: БЕК, 1994.-458 с.
  67. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Общ. ред. Ю. В. Кудрявцева. М.: Фонд «Правовая культура», 1996. 552 с.
  68. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации /Под общ. ред. Ю. И. Скуратова и В. М. Лебедева. М.: Изд-во Норма, 1997.
  69. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Отв. ред. В. М. Лебедев. М.: Юрайт-М, 2001.-736 с.
  70. Комментарий к Федеральному закону «О выборах Президента Российской Федерации» / Отв. ред. А. А. Вешняков, Е. И. Колюшин, В. И. Лысенко. М.: Изд-во Норма, 2000. 608 с.
  71. Комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» / Под ред. В. И. Васильева, А. А. Вишнякова, В. И. Лысенко. М.: Изд-во Норма, 1995. 190 с.
  72. Комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
  73. Федерации» / Под ред. В. И. Васильева, А. В. Иванченко, А. Е. Постникова. М.: Изд-во Бек, 1999. 760 с.
  74. Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации / Рук. авт. колл. М. И. Брагинский. М.: Редакция журнала «Хозяйство и право», фирма «Спарк», 1995. 597 с.
  75. А.А. Конституционно-правовая ответственность субъектов федерации: вопросы теории и законодательного регулирования в Российской Федерации. Красноярск, 1999.
  76. Конституционное право Российской Федерации. Сборник судебных решений. СПб.: «Паритет», 1997. — 672 с.
  77. Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. М., Изд-во МГУ, 2001.
  78. Конституционный Суд Российской Федерации: Постановления. Определения. 1992 — 1996 / Сост. и отв. ред. Т. Г. Морщакова. М.: Новый юрист, 1997.-688 с.
  79. Конституционный Суд Российской Федерации: Постановления. Определения. 1997 1998 / Сост. и отв. ред. Т. Г. Морщакова. М.: Юристъ, 2000. 504 с.
  80. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В. А. Четвернин. М., 1997. — 702 с.
  81. М.А. Ответственность в системе народного представительства. М., 1995.
  82. О.Е. Предмет конституционного права. М.: Юристъ, 2001.-444 с.
  83. .М. Компетенция органов управления. М.: Юрид. лит., 1972.-280 с.
  84. О.Э. Санкции в советском праве. М., 1962.
  85. О.Э. Санкция и ответственность по советскому праву. М.: Изд-во МГУ, 1981.
  86. В.О. Конституционные нормы и правоотношения: Учебн. пособие для вузов. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. 159 с.
  87. В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 687 с.
  88. Н.С. Правонарушение: Понятие, причины, ответственность. М.: Юрид. лит., 1985. — 192 с.
  89. М.С. Правовое регулирование выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Монография. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 1999.
  90. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» / Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. М.: Изд-во НОРМА, 2003. 880 с.
  91. Общая теория государства и права. Академический курс в 2 т. Под ред. Н. М. Марченко. Том 2. Теория права. М.: Зерцало, 1998. 640 с.
  92. С.И. Словарь русского языка. М., 1986.
  93. А.Е. Избирательное право России. Научное и учебное пособие. М.: Издательская группа ИнфраМ — Норма, 1996. — 224 с.
  94. Проблемы теории государства и права: Учебник / Под ред. С. С. Алексеева. М.: Юрид. Лит., 1987. — 448 с.
  95. Российская юридическая энциклопедия. М.: Издательский дом ИНФРА-М, 1999. 1110 с.
  96. Российское законодательство: проблемы и перспективы. М.: БЕК, 1995.-478 с.
  97. И.С. Понятие правонарушения по советскому законодательству. М., 1963.
  98. И.С., Фарукшин М. Х. Ответственность по советскому законодательству. М., 1971.
  99. Ф.С. Ответственность за конституционные правонарушения. Тюмень, 1998.
  100. Сравнительное избирательное право / Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. М.: Изд-во НОРМА, 2003. 203 с.
  101. Ю.Н. Административное право: В 2 ч. Ч. 1: История. Наука. Предмет. Нормы. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1998. — 392 с.
  102. А.П. Избирательная система субъекта Российской Федерации: Монография. Тюмень: Тюменский юрид. институт МВД РФ, 1999. -163 с.
  103. А.П. Правонарушения в сфере избирательной системы субъекта Российской Федерации: Монография. Тюмень: Уральская государственная юридическая академия. Тюменский юрид. институт МВД России, 1999.-216 с.
  104. В.М. Теория государства и права. Учебник для вузов. М.: Изд-во «Былина», 1998. 512 с.
  105. Теория государства и права / Под ред. С. С. Алексеева. М.: Юрид. Лит., 1985.-480 с.
  106. Теория государства и права. Курс лекций. М., 1996. — 475 с.
  107. Ю.А. Публичное право. М., 1995. — с.
  108. Толковый словарь русского языка: в 4 т. Т.2 / Под ред. проф. Д. Н. Ушакова. М., 1996.
  109. И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. Учебно-практическое пособие. М.: Дело, 1998. — 280 с.
  110. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации». Комментарий. М.: Юрид лит., 1996. — 352 с.
  111. Н.В. Избирательные процедуры и права граждан. М.: Общество «Знание» России, 1995. — 72 с.
  112. М.Д. Стадии юридической ответственности: Учебное пособие. М.: Книжный мир, 1998. — 168 с.
  113. Н.Э. Основы избирательного права: Учебное пособие. Иркутск, 1998.-96 с.
  114. I. ПУБЛИКАЦИИ В ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ
  115. А.С. Основные категории и институты избирательного права // Избирательная кампания / Российский центр избират.технологий. М., 1995. С. З -26.
  116. В.Н., Штурнев А. Е. Модельный закон об избирательной комиссии края, области (проект) // Вестник Избирательной комиссии Иркутской области. 1998. № 2. С. 19 45.
  117. П. А. Конституционно-правовая ответственность субъектов избирательных правоотношений // Право и власть. 2001. № 1. С. 57 -58.
  118. М.Д. Проблемы достоверности итогов выборов // Вест.Моск.ун-та. Сер.18: Социология и политология. 1998. № 4. С. 90 98.
  119. К.С. Административная ответственность: генезис, основные признаки, структура // Гос. и право. 1999. № 12. С. 12 20.
  120. Н.А. Понятия науки конституционного права: опыт аналитического и синтетического подходов к построению их системы // Вестн. Московского ун-та. Серия 11 «Право». 1999. № 5. С. З 22.
  121. Л.В. Ответственность государства и судей за вред, причиненный гражданам при отправлении правосудия // Журн. рос. права. 2001. № 9. С. 51 -60.
  122. И.Б. Право на достоверные результаты выборов (Взгляд на проблему с позиций последнего десятилетия) // Журнал о выборах. 2003. № 4. С. 13−15.
  123. В.И. Как выбирать главу муниципального образования (Сравнительный анализ избирательного законодательства) // Журн. рос. права. 1997. № 11. С. 13 25.
  124. В.И., Постников А. Е. Законодательное регулирование выборов глав администраций субъектов Федерации // Журн. рос. права. 1997. № 5. С. 41 — 53.
  125. Ю.А., Князев С. Д. Избирательные правоотношения // Гос. и право. 1999. № 5. С. 27 35.
  126. Ю.А., Князев С. Д. Избирательные правоотношения: понятие, политико-правовое содержание и структура // Журн. рос. права. 1998. № 10/11.С.71−83.
  127. Ю.А., Кораблин В. Е. Информация о «круглом столе» по вопросам применения избирательными комиссиями решений Конституционного Суда Российской Федерации // Вестник ЦИК РФ. 1998. № 3. С. 84 -95.
  128. Ю.А., Кораблин В. Е. Решения Конституционного Суда Российской Федерации в правоприменительной деятельности избирательных комиссий: «Круглый стол» в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации // Гос. и право. 1998. № 8. С.108 113.
  129. Ю.А., Лысенко В. И. Избирательный процесс в Российской Федерации: политико-правовые и технологические аспекты // Гос. и право. 1997. № 8. С.5−13.
  130. Ю.А., Раудин В. И. Источники избирательного права Российской Федерации // Вестник ЦИК РФ. 2003. № 6. С.160 172.
  131. В.А. Проблемы охраны (защиты) Конституции Российской Федерации и конституционно-правовая ответственность // Конституционное и муниципальное право. 2003. № 1. С. 2 — 4.
  132. Вопросы избирательного права в практике Конституционного Суда Российской Федерации: Докл. Конституционного Суда Российской Федерации // Вестник ЦИК РФ. 1998. № 3. С. 116 130.
  133. И.В. Институт общественных наблюдателей за выборами органов власти // Гос. и право. 1996. № 6. С. 29 — 36.
  134. Ю.А., Измайлова Ф. Ш. Проблема контроля и ответственности в деятельности органов государственной власти // Гос. и право. 1996. № 4. С.88−96.
  135. Н.А., Ивакин В. И. Понятие и виды юридической ответственности // Гос. и право. 2000. № 6. С. 12 17.
  136. JI.A., Разоренкова И. Г. Обзор некоторых научных статей по вопросам избирательного законодательства и избирательной практики в российских центральных журнал за 1997 год // Вестник ЦИК РФ. 1997. № 11.С.51 -57.
  137. А.В. Гарантии свободы выборов представительных органов власти в России // Гос. и право. 1995. № 1. С. 15 23.
  138. А.В. Деятельность избирательных комиссий субъектов Российской Федерации по реализации и защите избирательных прав граждан // Гос. и право. 1998. № 9. С. 9 15.
  139. А.В. Об обжаловании решений и действий избирательных комиссий при проведении выборов депутатов Государственной Думы в 1995 г. // Гос. и право. 1996. № 9. С. 34 41.
  140. В.В. Конституционно-правовая ответственность в избирательном процессе // Вестник Избирательной комиссии Иркутской области. 2002. № 4. С.38−49.
  141. Избирательное законодательство Российской Федерации и практика рассмотрения избирательных споров (Доклад Центральной избирательной комиссии Российской Федерации) // Вестник ЦИК РФ. 1997. № 9. С. 69.
  142. Итоги избирательных компаний 2001 — 2002 годов и задачи по совершенствованию избирательной системы в Российской Федерации / Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. М., 2002. 135 с.
  143. И.А. Преступление, административное правонарушение и наказание в России в свете Европейской конвенции о правах человека // Гос. и право. 2000. № 3. С. 65 74.
  144. С.Д. Выборы в субъектах Федерации: правовое акты и реалии // Журн. рос. права. 1997. № 10. С. 44 52.
  145. С.Д. Об обжаловании нарушений избирательных прав // Журн. рос. права. 1998. № 4/5. С.105 111.
  146. С.Д. Правовой статус избирательных комиссий в Российской Федерации: перспективы развития // Журн. рос. права. 1999. № 10. С. 36 -45.
  147. С.Д. Правовые аспекты агитации при проведении выборов // Рос. юрид. журнал. 1998. № 2. С. 70 83.
  148. С.Д. Предвыборная агитация: правила поведения и ответственность за их нарушение // Вестник ЦИК РФ. 1999. № 7. С. 52 61.
  149. С.Д. Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме // Журн. рос. права. 2001. № 2. С.26−34.
  150. С.Д., Хрусталев Е. Н. Добровольность участия в выборах и обязательность явки избирателей: есть ли противоречие // Власть. 1997. № 10. С.44−46.
  151. Д.А. Конституционная регламентация избирательной системы в зарубежных государствах // Журн. рос. права. 1999. № 7/8. С. 107 -113.
  152. Н.М. Конституционная ответственность самостоятельный вид юридической ответственности // Гос. и право. 1997. № 2. С. 86 -91.
  153. А.А. Конституционно-правовая ответственность субъектов Федерации: вопросы теории и проблемы реализации // Журн. рос. права. 2000. № 2.
  154. В.В. Теоретические основы нормативного правового регулирования организации и проведения выборов в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 20 003. № 1. С. 13 — 15.
  155. М.А. Публично-правовая ответственность представительных органов за нарушение закона // Гос. и право. 1993. № 6. С. 46 — 56.
  156. М.И., Югов А. А. Выборы конституционный институт прямого народовластия в Российской Федерации // Рос. юрид. журнал. 1996. № 2. С. 72 — 86.
  157. А.С. Ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах по новому Кодексу Российской Федерации // Правовые проблемы укрепления российской государственности: Сб.ст.Томск, 2003. 4.14. С. 255 -258.
  158. В.А. Юридические аспекты ответственности личности // Актуальные проблемы теории социалистического государства и права. М., 1974. С. 194.
  159. В.В. Политические объединения в избирательном процессе: ориентиры развития законодательства // Журн. рос. права. 1997. № 11. С.25−35.
  160. А.А. Обеспечение законности в деятельности субъектов Российской Федерации (правовой аспект) // Ученные записки. Вып.8. Санкт-Петербург. 2001.
  161. А.А. Федеральное вмешательство // Журн. рос. права. 2002. № 9. С.33−41.
  162. В.О. Конституционные деликты // Гос. и право. 2000. № 1.1. С. 12.
  163. В.О. Ответственность в механизме реализации Конституции // Право и жизнь. 1994. № 1.
  164. В.И. Законодательство о выборах в местные органы самоуправления и практика его применения в зарубежных странах в 80 — 90-е годы: сравнительный анализ и тенденции развития // Гос. и право. 1992. № 12. С. 127 — 136.
  165. В.И. Некоторые проблемы развития российского избирательного права // Гос. и право. 1995. № 8. С.
  166. О.М. Эволюция института политической ответственности правительства и иные формы парламентского контроля в зарубежных странах // Рос. юрид. журнал. 1995. № 2. С. 62 68.
  167. М.С. Проблемы конституционной ответственности субъектов избирательного процесса в Российской Федерации // Гос. и право. 2001. № 10. С. 28−35.
  168. Международная конференция «Избирательная система Российской федерации и ее роль в становлении многопартийности и укреплении демократических основ государственности» // Вестник ЦИК РФ. 1998. № 9 (Спец.выпуск). 76 с.
  169. А.В. Оценочные понятия и особенности их использования в избирательном законодательстве // Вестник Избирательной комиссии Иркутской области. 2002. № 4. С. 58 — 63.
  170. С.С., Фасеев И. Ф., Надев Р. К. Краткий комментарий к Федеральному закону «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» // Журн. рос. права. 1997. № 10. С. 65 76.
  171. В.Д. Предвыборная агитация: понятие и правовые признаки // Журн. рос. права. 1999. № 5/6. С. 17 25.
  172. А.Г. Выборы и отзыв как акты прямого народовластия // Журн. рос. права. 1999. № 10. С. 140 145.
  173. С.В. Проблемы юридической ответственности субъекта Российской Федерации // Правоведение. 1998. № 4.
  174. JI.A. Непосредственная демократия в системе местного самоуправления институт конституционного права России // Вестн. Московского ун-та. Серия 11 «Право». 2001. № 1. С. 16 — 25.
  175. JI.A., Крылов Б. С., Постников А. Е. Рассмотрение избирательных споров судами в субъектах Российской Федерации в 1995 1997 гг. (аналитический обзор) // Журн. рос. права. 1999. № 7/8. С. 83 92- № 9. С. 114 -123- № 10. С. 118 -131.
  176. А.А. Принципы избирательного права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации // Акад. юрид. журнал. 2001. № 1. С. 29−37.
  177. В.Е. К вопросу о государственно-правовой ответственности избирательных объединений (блоков) как коллективных субъектов // Акад. юрид. журнал. 2001. № 2. С. 41 43.
  178. В.Е. Ответственность по избирательному праву: особенности юридической природы // Акад. юрид. журнал. 2000. № 1. С. 41 -44.
  179. А.Е. Избирательное законодательство: необходимо четкое разделение полномочий между различными уровнями власти при проведении выборов // Журн. рос. права. 2002. № 5. С. 12 22.
  180. А.Е. Система российского избирательного законодательства // Журн. рос. права. 1997. № 1. С. З 1 46.
  181. Права человека в России: декларации, нормы и жизнь (материалы международной конференции, посвященной 50-летию Всеобщей декларации прав человека) // Гос. и право. 2000. № 3. С. 37 50.
  182. Практика рассмотрения избирательных споров судами Российской Федерации: проблемы, пути решения (Доклад Верховного Суда РФ) // Вестник ЦИК РФ. 1997. № 9. С. 69.
  183. Проблемы конституционно-правовой ответственности (по материалам конференции на юридическом факультете) // Вестн. Московского унта. Серия 11 «Право». 2001. № 3.
  184. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих: «Круглый стол» журнала «Государства и право» // Гос. и право. 2000. № 3. С. 20 36- № 4. С. 15 — 30.
  185. Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву: «Круглый стол» журнала «Государство и право» // Гос. и право. 1998. № 7. С. 20 — 42- № 8. С. 39 70- № 10. С. 45 — 62.
  186. А.А. Прекращение полномочий выборных лиц публичной власти как мера юридической ответственности // Журн. рос. права. 2002. № 7. С. 27−35.
  187. АЛ. Конституционная ответственность в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2002. № 4. С. 4 — 7- 2003. № 1. С. 5 8.
  188. А.Г. Конституционно-правовая ответственность кандидатов за нарушения избирательного законодательства // Журн. рос. права. 2003. № 10. С. 60−66.
  189. И.С. Правовое регулирование конституционно-правовой ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Вестник Избирательной комиссии Иркутской области. 2002. № 4. С. 50−57.
  190. М.С. Философия и правоведение // Сов. гос. и право. 1965. № 5. С. 80.
  191. Теоретические проблемы современного российского конституционализма (научно-практический семинар) // Гос. и право. 1999. № 4. С. 113 -122.
  192. М.К. Судебная защита избирательного права // Журн. рос. права. 2000. № 3. С. 12 21.
  193. М.К. Судебная защита избирательных прав в России // Вестн. Московского ун-та. Серия 11 «Право». 2000. № 1. С. З 16.
  194. И.А. Современная конституционная модель федерализма: проблемы совершенствования и тенденции эволюции // Гос. и право. 1999. № 11. С. 5 12.
  195. Шон Д. Т. Конституционная ответственность // Гос. и право. 1995. № 7. С. 35 43.
  196. Выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации. 1995 — 1997. Электоральная статистика. М.: Весь Мир, 1998. 640 с.
  197. Выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации. 1997 2000. Электоральная статистика: В 2 т. М.: Весь Мир, 2001. Т.1.-168 е.- Т.2.-768 с.
  198. Выборы глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 1995 — 1997. Электоральная статистика. М.: Весь Мир, 1997. — 704 с.
  199. Выборы депутатов Государственной Думы. 1995. Электоральная статистика. М.: Весь Мир, 1996. 268 с.
  200. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 1999. Электоральная статистика. М.: Весь Мир, 2000. -296 с.
  201. Выборы Президента Российской Федерации. 1996. Электоральная статистика. М.: Весь Мир, 1996. 319 с.
  202. Выборы Президента Российской Федерации. 2000. Электоральная статистика. М.: Весь Мир, 2000. — 320 с.
  203. Дополнительные выборы и замещение вакантных мандатов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 1996 1998. Электоральная статистика. М.: Весь Мир, 1999. — 120 с.
  204. Институт выборов в истории России: библиографический указатель / Под ред. Ю. А. Веденеева, О. Е. Кутафина. Калуга: Калужский обл. фонд возрождения историко-культ. и духовных традиций «Символ», 1999. — 504 с.
  205. Формирование органов местного самоуправления в Российской Федерации. 1995−1998. Электоральная статистика. М.: Весь Мир, 1999. 256 с.
  206. V. АВТОРЕФЕРАТЫ ДИССЕРТАЦИЙ
  207. В.О. Теоретические проблемы реализации конституционных норм. Автореф.. докт. юрид. наук. М., 1993.
  208. А.П. Правонарушения в избирательной системе субъекта Российской Федерации: конституционно-правовое исследование. Автореф.. докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2000.
Заполнить форму текущей работой