Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совет Федерации в системе государственной власти Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

О том, что можно выделить десять способов формирования вторых палат парламентов. В частности, члены верхних палат могут занимать свои должности следующим образом: прямым голосованиемизбираться особой категорией избирателей более низкого уровня (например, членами местных советов) — избираться различными функциональными или профессиональными группами (корпоративное представительство) — избираться… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Разделение властей, парламентаризм и бикамерализм
    • 1. Разделение властей в механизме функционирования государства
    • 2. Парламентаризм как система осуществления государственной власти
    • 3. Современные модели организации парламентов
      • 4. 3. арождение и развитие российского бикамерализма
  • Глава 2. Правовой статус Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
    • 1. Организация деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
    • 2. Совет Федерации как представитель субъектов Российской Федерации
    • 3. Совет Федерации как составная часть законодательного органа
    • 4. Нормативное регулирование деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
  • Глава 3. Полномочия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
    • 1. Законодательные полномочия Совета Федерации
    • 2. Контрольные полномочия Совета Федерации
    • 3. Полномочия Совета Федерации по формированию органов государственной власти
    • 4. Иные полномочия Совета Федерации
  • Глава 4. Взаимоотношения Совета Федерации с Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, судебными органами, международными и общественными организациями
    • 1. Взаимодействие Совета Федерации с Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и судебными органами
    • 2. Взаимодействие Совета Федерации с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, международными и общественными организациями

Совет Федерации в системе государственной власти Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С принятием Конституции Российской Федерации 1993 г. началось укрепление российской государственности в ее качественно новых характеристиках, призванных возвратить страну в мировое общедемократическое конституционное пространство. Россия была провозглашена демократическим федеративным правовым государством с. республиканской формой правления. Общепризнанные принципы парламентаризма получили прямое конституционное закрепление.

Парламентаризм — это особая система государственного руководства базирующаяся на разделении законодательной, исполнительной и судебной власти. Основа такой системы — парламент — должен обладать определенными качественными характеристиками, •без которых парламентаризм не способен состояться. К их числу относят разделение властей, представительность, уровень законодательной и контрольной компетенции парламента. Полнота реализации именно этих положений в организации и функционировании парламента позволяет говорить о наличии необходимых (хотя еще и недостаточных) условий утверждения парламентской демократии как формы государства, •опирающегося на принцип народного суверенитета.

В общероссийском общественном мнении все отчетливее утверждается понимание объективной необходимости и неизбежности становления парламента как современной демократической формы государственного правления. С образованием Федерального Собрания связан новый этап становления парламентских традиций. Нынешний период государственного устройства России характеризуется стремлением к строительству законодательных органов власти парламентского типа. Процесс предполагается нелегким и длительным, необходимо формирование гражданского общества, демократической политической культуры, многопартийной системы.

Совет Федерации — самая трансформирующаяся форма развивающейся российской государственности. За первые десять лег, прошедшие со дня принятия Конституции России 1993 г., были опробованы три разных способа формирования Совета Федерации, и делалось это, по-видимому, недаром: судьба палаты отразила нечто очень важное в судьбе того вида федерализма, который вводится в России.

Теперь, после этих трех перемен, становится все более очевиднымчто именно в верхней палате сфокусированы самые острые и самые сущностные проблемы федерализации. Именно здесь нашли свое отражение главные противоречия федерализма как государственного устройства — противоречия, которые можно назвать генетическими, потому что они присущи федерализму в силу самой его природы. Это, прежде всего, противоречие между представительством граждан и представительством регионов как субъектов Федерации, это противоречия между интересами конкретных регионов и интересами страны в целом, а также базовое расхождение между первичностью субъектов Федерации ' и национальным суверенитетом. Все три эти противоречия напрямую воплощаются в верхней палате парламента любого федеративного государства: она была изобретена, прежде всего, для того, чтобы представить субъекты Федерации, именно в ней предстояло согласовывать интересы регионов и страны в целом, именно ей предстоит разрешать противоречие между субъектами Российской. Федерации и российским государством в целом.

Природа Совета Федерации такова, что позволяет говорить, во-первых, — о ее федеративно-государственном характере. Отражая мнения и интересы субъектов Федерации, данная палата получила неофициальный, но вполне заслуженный статус «палаты российских регионов», посредством которого субъекты принимают участие в федеральном законотворчестве и управлении страной. В этом суть федеративной составляющей природы Совета Федерации. Другая ее составляющая в том, что Совет Федерации есть государственный орган всей Федерации. Его акты направлены не отдельным субъектам, а всему государству, Российской Федерации в целом. Во-вторых, Совет Федерации предстает в виде внутриструктурного подразделения Федерального Собрания России, осуществляющего установленные Конституцией представительские, законодательные, контрольные н иные функции1.

Следует отметить, что эта палата играет в современном государстве роль более важную, нежели роль защитницы федерализма. Недаром в мире насчитывается 66 двухпалатных парламентов, а федераций только -25- это значит, что верхняя палата оказывается востребованной не только Л в федеративных государствах. В самом деле, верхняя палата призвана смягчать решительность и поспешность, присущие деятельности нижней палаты. Эта задача смягчения, сугубо консервативная по своему существу, является одной из функций верхней палаты. Замедлить законотворчество, заставить парламентариев глубже вникать в проблемы, снизить влияние сиюминутных соображений в принятии законов, рассчитанных на долгие годы, — вот сверхзадача верхней палаты. Именно ради выполнения этой сверхзадачи принято избирать в верхнюю палату.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (вопросы конституционной теории и практики) /Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. — 2002. — № 23 (179). — стр. 5.

2 Здесь п далее по работе автор оставляет за собой право (исключительно в целях краткости изложения материала) называть Совет Федерации — верхней палатой парламента, а Государственную Думунижней палатой. исходя из специфики законодательного процесса («снизу вверх»). Так кик-законопроекты сначала вносятся в Государственную Думу (нижняя палата), а затем рассматриваются в Совете Федерации (верхняя палата). Применяя данную терминологию, следует учитывать определённую условность указанных понятий, так как ни одна из палат не является вышестоящей или подчинённой по отношению к другой. особо опытных политиков, наиболее уважаемых людей страны, именно поэтому ее и называют верхней3.

Теоретические аспекты и проблематика нормативного регулирования деятельности Совета Федерации Федерального Собрания России, его место в системе органов государственной власти, определяемое •полномочиями и механизмами взаимодействия с иными органами в системе разделения властей в современной правовой действительности России чрезвычайно важны и актуальны. В русле реализации конституционных основ демократизма российской государственности, реализации принципа разделения властей и системы сдержек и противовесов требуется решение целого комплекса разнообразных 'проблем как теоретических, так и практических. Необходимо определить статус Совета Федерации, сформировать правовые основы ею организации и деятельности, разработать механизм взаимодействия с органами государственной власти и иными субъектами.

Все вышеизложенное требует научного анализа конституционно-правовых основ организации, правового статуса Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, что и определило выбор темы диссертационного исследования, его актуальность и круг рассматриваемых проблем.

Степень разработанности темы исследования.

Любая реформа в государстве должна иметь свою четко обозначенную цель, стратегию и тактику ее достижения, этапы реформирования, определение общественно-правовых механизмов и социальных групп, заинтересованных в проведении реформы и способных этими механизмами воспользоваться.

Проводимая в Российской Федерации конституционная реформа во многом изменила существовавшие ранее приоритеты строительства.

•3 Из 66 верхних палат мира только в Нидерландах она называется нижней. государственности. Это затронуло и основные направления формирования системы органов государственной власти, в том числе и представительной, которые в той или иной мере испытывают трудности переходного периода, объективно • сопровождающегося поиском. оптимальных путей демократического обновления российского общества. Яркий пример — построение российского бикамерализма.

В силу того, что опыт двухпалатного парламента в России невелик, диссертант проводит сравнительно-правовое, в историческом ракурсе, с анализом практики, исследование теоретических и практических основ деятельности вторых палат в зарубежной и национальной практике.

Автором предпринята попытка анализа места и роли второй палаты парламента в разрезе теоретической и практической системности: взаимодействие палат парламента, федеральных и региональных органов государственной власти, иных субъектов в историческом и сравнительно-правовом ракурсе.

Источниковедческую основу диссертации составили доктринальная и нормативно-правовая база советского периода развития российской государственности и ее современного этапа, основные дореволюционные правовые документы о земских и городских учреждениях самоуправления, труды отечественных и зарубежных ученых, аналитические обзоры, социологические исследования и статистические данные по вопросам деятельности Совета Федерации.

При подготовке диссертационного исследования автор опирался на труды отечественных специалистов в области теории и истории государства и права, конституционного права, политических и правовых учений, международного права, прежде всего: А. С. Автономова, С. Н. Бабурина, А. В. Васильева, Б. П. Елисеева, С. Э. Жилинского, JI.M. Карапетяна, Д. А. Керимова, Н. Г. Кобеца, И. О. Красновой, Б. С. Крылова, Б. Н. Кудрявцева, М. Н. Кузнецова, И. Н. Куксина, М-П.Р. Кулиева, Ю.И.

Лейбо, Г. В. Мальцева, М. Н. Марченко, Т. Д. Матвеевой, Г. В. Осипова, С. В. Соловьевой, Ю. А. Тихомирова, Б. Н. Топорнина, В. А. Туманова, Г. И. Тункина, Т. М. Шамбы, Д. Ю. Шестакова, Б. С. Эбзеева, А. И. Экимова, В. Ф. Яковлева, И. С. Яценко и др.

Отдельные аспекты исследуемых в диссертации проблем в том или ином виде рассматривались в трудах современных ученых-юристов в сфере конституционного и парламентского права — С. А. Авакьяна, А. С. Автономова. М. В. Баглая, Г. В. Барабашева, А. А. Безуглова, В. П. Васильева, Р. Ф. Васильева, Б. Н. Габричидзе, И. В. Гранкина, Ю. А. Дмитриева, А. Д. Керимова, Е. И. Колюшина, В. Ф. Котока, О. Е. Кутафина, В. О. Лучина, B.C. Основина, Н. Т. Савенкова, И. М. Степанова, Б. А. Страшуна, В. А. Четвернина, В. Е. Чиркина, К. Ф. Шеремета, Т. Я. Хабриевой и других. Эти работы, многие из которых были написаны еще в советский период и отражают существовавшие в то время научные концепции и практические подходы, не утратили значения и в настоящее время, являясь основой для развития теории современного российского парламентаризма.

При всей несомненной ценности работ названных авторов нельзя сказать, что интерес научной общественности к проблемам места и роли Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, его формирования и деятельности, в полной мере исчерпан. Демократические. преобразования последних десяти лет изменили общественное мнение к парламентаризму с негативного на позитивный. В советской юридической науке отношение к парламентаризму было критическим. Однако необходимо отметить имена Б. Н. Топорнина, В. И. Иванова, И. П. Рыбкина, А. П. Любимова, В. Д. Горобец, И. М. Степанова, Т. Я. Хабриевой, С. А. Авакьяна — исследователей, которые заявили о целесообразности введения •в национальную правовую систему парламентского права. Именно в их трудах бикамерализм рассматривается, как элемент демократической государственности.

Теоретическими источниками явились труды русских ученых прошлого и начала нынешнего века В. П. Безобразова, А. И. Васильчикова, JI.A. Велихова, Б. В. Веселовского, В. Н. Гессена, А. Д. Градовского, Н. М. Коркунова, Н. И. Лазаревского, В. Н. Пешкова, Б. Э. Нольде, М. И. Свешникова и др. Они положили начало исторической традиции в научном и практическом осознании характера и специфики формирования современной концепции конституционного развития российской государственности.

Проблемы становления и развития правовых институтов парламентаризма отражены в работах зарубежных авторов: М. Амеллера, А. Бакера, Ж. Блонделя, Де Лавеле, М. Дюверже, Д. Еллинека, О. Моделя, М. Прело, X. Файнера.

Вместе с тем, некоторые проблемы роли верхних палат в системе управления государством, в том числе и в современной России, еще не получили должного научного обоснования. Поэтому данное исследование направлено на обобщение и систематизацию состояния и тенденций развития конституционно-правового законодательства по вопросам организации и деятельности Совета Федерации и его взаимодействия с различными субъектами в исторической и сравнительно-правовой ретроспективе и будет иметь значительный научный и практический интерес.

Правовую основу работы составляют Конституция Российской Федерации 1993 года, федеральные конституционные законы, федеральные законы, постановления Конституционного Суда Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, — регламенты палат Федерального. Собрания Российской Федерации, законодательство субъектов.

Российской Федерации, проекты нормативных актов, иные правовые документы, в том числе зарубежные.

Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе нормативного регулирования формирования, реализации полномочий, взаимодействия с другими государственными органами при функционировании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. При проведении настоящего исследования деятельность Совета Федерации анализируется в сравнении со вторыми палатами парламентов зарубежных стран и гарантирующей их системой законодательства.

Предмет диссертационного исследования составляют теоретические основы, юридические нормы, определяющие правовой статус Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также практика его деятельности.

Цель и задачи диссертационного исследования.

Цель — комплексно исследовать правовые, теоретические и практические аспекты деятельности Совета Федерации в сравнении со вторыми палатами зарубежных парламентов на основе общетеоретических идей построения демократического и правового государства, с позиций конституционного права, анализа действующего законодательства и современной практики. Предложить возможные варианты совершенствования конституционно-правового механизма закрепления правового статуса Совета Федерации и его места в системе управления с учетом характерных особенностей и специфики российской правовой действительности.

Предмет и цели исследования определили круг основных взаимосвязанных задач, решение которых составило содержание данной работы:

1. Раскрыть, с учетом современных научных взглядов, действующего законодательства и сложившейся практики, социальную сущность и правовое содержание категорий «парламентаризм», «представительная •власть" — раскрыть сущность вторых палат парламентов и Совета Федерации в России.

2. Исследовать в историческом аспекте место представительной ветви власти в системе разделения властей и выявить в ней место верхних палат парламентов.

3. На основе анализа действующего законодательства, а также взглядов ученых юристов рассмотреть содержание и правовые основы формирования и деятельности вторых палат зарубежных парламентов, Совета Федерации в Россиивыявить тенденции и закономерности, становления и развития института бикамерализма в России.

4. Рассмотреть вопросы теории и практики распределения полномочий между палатами современных парламентов.

5. Проанализировать практику и определить подходы и методы по оптимальному сочетанию и взаимодействию Совета Федерации с органами государственной власти и иными субъектами при осуществлении конституционных полномочий.

6. Выявить особенности системы представительной власти, федерализма в Россиивыявить и изучить проблемы формирования, правового регулирования и практической деятельности Совета Федерации.

7. Определить приоритеты и оптимальные модели структурирования Совета Федерации. Проанализировать опыт правового регулирования, структуры, организации деятельности вспомогательных органов Совета Федерации в России, сопоставить его с зарубежным опытом в обозначенной сфере и возможности его использования в современных условиях России.

8. Извлечь из имеющегося доктринального и нормативно-правового опыта зарубежных стран теоретические и практические конструкции, которые могут оказаться полезными при решении вопросов, связанных с развитием парламентаризма и бикамерализма в России, основанного на традициях свободы и демократии.

9. Выработать теоретическую конструкцию и практические рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы и практики деятельности Совета Федерации.

Методологическая база и методы исследования. Основой является общенаучный диалектический метод познания.

Для достижения поставленных задач применялись современные способы познания правовых, экономических и социальных отношений в процессе построения демократического устройства и жизнедеятельности России и иных государств. В качестве методов исследования. использовались общенаучные и специально-правовые, в том числе системный, исторический, нормативно-логический, сравнительно-правовой, структурно-функциональный, метод аналитического толкования взаимодействия правовых норм и др. Их применение позволило исследовать объекты во взаимосвязях и взаимозависимостях, их целостности и всесторонности, выявить некоторые тенденции, сделать •обобщения, сформировать рекомендации по совершенствованию правового статуса Совета Федерации.

В силу специфики темы диссертационного исследования потребовалось обращение к теории и истории государства и права, конституционному праву зарубежных стран, уставному праву субъектов Российской Федерации, административному и другим отраслям права.

Эмпирическую основу исследования составили официальные политико-правовые документы — конституции зарубежных государств, акты международного права, зарубежное и российское законодательство, нормативные акты Президента и Правительства Российской Федерации. При написании были изучены решения Конституционного Суда Российской Федерации, проанализировано около 40 конституций и уставов субъектов Российской Федерации. При подготовке диссертации были учтены положения посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, аналитическая информация органов государственной власти России, материалы текущего архива Совета Федерации Федерального Собрания России, данные статистики и другие документы.

Научная новизна. Диссертация представляет собой комплексное, логически завершенное монографическое исследование, посвященное анализу теоретико-правовых и практических вопросов существования и развития второй палаты парламента в системе публичной власти демократического, правового государства.

Работа является одним из первых монографических исследований, в котором на значительном теоретическом, фактическом и нормативном материале осуществлена комплексная теоретико-прикладная разработка проблемы организации и функционирования второй палаты парламентаСовета Федерации, ее места в новых, для России конституционных и правовых условиях.

Процессы становления Совета Федерации рассматриваются с использованием сравнительного анализа, в контексте проводимой в Российской Федерации конституционной реформы, направленной на реализацию «принципа разделения власти», формирование парламентаризма.

Наряду с теоретическими, подробно рассматриваются практические аспекты функционирования и деятельности Совета Федерации, его взаимоотношений с иными органами, проблемы разграничения предметов ведения и полномочий, с учетом функциональной специфики и особенностей палаты Федерального Собрания.

Положения, выносимые на защиту:

1. Авторское определение понятия парламентаризма, под которым пони мае гея «особая система управления государством, структурно и функционально основанная на принципах разделения властей, верховенства закона, при ведущей роли парламента в целях реализации конституционного закрепления полновластия народа».

2. Характеристика основных черт и определение представительной ветви власти. Представительная (законодательная) ветвь власти образует собой систему коллегиальных выборных органов государства, выполняющих законотворческие, представительские и иные функции, основанную на свободном или императивном мандате и ограниченном сроке полномочий. Характерными чертами исследуемой ветви власти, по мнению диссертанта, являются: объем функций и полномочий, представительство интересов, коллегиальность, выборность, системность.

3.

Заключение

о том, что можно выделить десять способов формирования вторых палат парламентов. В частности, члены верхних палат могут занимать свои должности следующим образом: прямым голосованиемизбираться особой категорией избирателей более низкого уровня (например, членами местных советов) — избираться различными функциональными или профессиональными группами (корпоративное представительство) — избираться местными органами властиизбираться членами другой палатыотбираться. своими коллегами по верхней палате (кооптация) — назначаться главой государстваназначаться органом исполнительной власти субъекта (главой органа) — путём наследованияпутём замещёния по должности. При формировании вторых палат парламентов в разных сочетаниях и вариантах используются прямые выборы по системам: пропорциональной, простого большинства и большинства в два туранепрямые выборыназначение региональными органами власти или монархомкооптация. Практикуется этническое квотирование, доминирует территориальный принцип представительства.

4. Вывод о том, что наиболее приемлемым для России является выборный способ формирования членов Совета Федерации, когда кандидаты в количестве большем, чем один человек, предлагаются соответственно органом законодательной власти и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а население избирает из них представителей в Совет Федерации.

5. Определение представительной, законодательной и контрольной функции парламента, данное на основе анализа доктринальных источников и практики её реализации.

Так как компетенция парламента — это объем полномочий, через которые раскрываются основные функции данного органа государственной власти4, функции Совета Федерации проявляются не только через его компетенцию, но также и посредством ее отдельных элементов — предметов ведения или полномочий.

Исходя из этого диссертант определяет: представительную функцию Совета Федерации, как основополагающую для всех иных функций, — совокупность способов, мер, правомочий, направленных на • устранение разногласий между. федеральным центром и субъектами Федерацииобеспечение участия регионов в выработке федеральной политикисогласование интересов центральных и региональных органов государственной власти, выражающуюся во внутреннем устройстве, процедурных правилах, актах палатызаконодательную функцию Совета Федерации — как совокупность •способов, мер, правомочий в процессе законотворчества, выражающуюся в участии на разных стадиях разработки и принятия всех видов законов в Российской Федерацииконтрольную функцию Совета Федерации — как совокупность способов, мер, правомочий, составляющих механизм контроля за исполнительными и иными государственными органами с целью предотвращения (пресечения) нарушения прав и свобод граждан и эффективной реализации действующего законодательства.

6. Классификация системы нормативных правовых актов, регулирующих правовой статус Совета Федерации, по следующим основаниям: по юридической силе — законы и подзаконные акты, по территории действия — на федеральные и субъектов Федерации. В блок-нормативных правовых актов федерального уровня входят: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, .федеральные законы, решения Конституционного Суда России, имеющие правотворческое значение, а также ряд подзаконных актов. Нормативные правовые акты субъектов Федерации регулируют только процесс формирования — выборы и назначение членов Совета Федерации Федерального Собрания России.

7. Классификация норм Конституции Российской Федерации •регулирующих правовой статус Совета Федерации, на два блока: общего и специального характера. Нормы второго блока подразделяются по предмету регулирования на: закрепляющие процедуру формирования, структуру палаты, процедуры деятельности, полномочия, способы взаимоотношений с иными органами власти.

8. Диссертант, при определении функций парламента предлагает положение о нескольких классификациях полномочий парламентов: по сфере деятельности, по форме закрепления, по направлению деятельности. Диссертант выделяет законодательные функции, в.

4 См.: Баг. кш М. В. Конституционное право Российской Федерации. С. 493. зависимости от предмета регулированияпо объекту принятия (конституции, конституционные (органические) законы, текущее законодательство и, как подвид, — принятие подзаконных актов) — по стадиям законодательного процесса.

9. Вывод о том, что взаимоотношения Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с государственными органами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также международными и общественными организациями происходит на принципах взаимодействия, взаимозависимости, взаимодополнения.

10. Вывод о том, что для усиления роли Совета Федерации в рамках построения демократического правового государства, следует наделить Совет Федерации следующими полномочиями: правом дачи разрешения на прохождение, размещение и дислокацию иностранных вооруженных сил на территории России (урегулировать процедуры специальным актом) — участия в отмене режимов военного и чрезвычайного положенияправо Совета Федерации на решающее (обязательное для Президента Российской Федерации) одобрение или неодобрение внутрифедеральных договоровне рассматривать в качестве закрытого перечень «должностных лиц», установленный Регламентом палаты, к которым может быть обращено право парламентского запроса Совета Федерации и право депутатского запроса членов Совета Федерации.

11. Вывод о необходимости совместно с Государственной Думой Российской Федерации:

• Создания на паритетных началах специального органа для определения приоритетов законодательной деятельности;

• создания совместной комиссии палат для регламентации деятельности аппаратов палат Федерального Собрания и контроля за их деятельностью;

• учреждения совместной комиссии (или в каждой из палат) по расследованию деятельности исполнительной власти (с внесением соответствующих изменений в ст. 101 Конституции России);

• создания на базе аппаратов палат «школу парламентариев», как резерв профессиональных кадров.

12. Предложение о разработке ряда новых нормативных правовых актов, в том числе Регламента совместных собраний палат Федерального Собрания России (п. 3 ст. 100 Конституции России).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные в нем теоретические положения и выводы развивают и дополняют целый ряд правовых институтов конституционного и парламентского права, а так же разделов науки конституционного права и научных дисциплин. Исследуемые в диссертации проблемы относятся к числу фундаментальных проблем современной конституционно-правовой науки. Их научное осмысление обуславливает теоретическую значимость и ценность проведенного исследования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы, полученные в ходе исследования, можно использовать: в нормотворческой деятельности органов государственной властив практике деятельности Совета Федерации, его аппаратав совершенствовании работы органов государственной властив совершенствовании механизма взаимодействия органов власти, иных субъектов с Советом Федерации.

Значимость проведенного исследования определяется, и тем, что оно может способствовать научно обоснованному поиску правовых решений, адекватных происходящим в России современным социально-политическим процессам.

Результаты исследования могут использоваться в преподавании курсов «Конституционное право России», «Парламентское право», отраслевых юридических наук в юридических вузах, а также на курсах повышения квалификации практических работников, при проведении научных исследований.

Апробация результатов исследования осуществлялась в следующих формах: внедрение основных положений диссертации в программное обеспечение учебного процесса в рамках государственно-правовой специализации Московского гуманитарного университета.

Теоретические положения, практические выводы и отдельные проблемы, исследованные в диссертации, докладывались и обсуждались •на региональных и межвузовских научно-практических конференциях, круглых столах, семинарах и дискуссиях: «Российский федерализм: теория и практика», Москва 25−26 февраля 2001 г.- 1 Всероссийская межвузовская научно-практическая конференция, Москва 27 марта 2001 г.- Научно-практическая конференция аспирантов и докторантов МГСА, Москва 15 апреля 2002 г.- Научная конференция «10 лет Российской конституции» Москва 10−11 декабря 2003 г.- Общероссийская научно-практическая конференция «10 лет Конституции России в зеркале юридической науки и практики» Москва 18−19 декабря 2003 г.

Ряд выводов диссертанта получили апробацию в практической деятельности органов государственной власти России, в частности, направлялись рекомендации в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Основные идеи, теоретические и практические положения, изложенные в диссертации, нашли отражение в подготовленных и опубликованных автором работах: монографиях, статьях, лекциях.

С конца 80-х годов в России идёт конституционная реформа. Переход России на демократические рельсы неизбежно вызвал изменение политической системы и создание новых институтов, что повлекло а^ собой изменения и в системе права. В частности, стало быстро развиваться молодое парламентское право. Диссертант, в рамкпх проведённого исследования, пришёл выводу о внесении ряда предложений по изменению действующего законодательства и принятию новых актов, созданию новых, специальных органов. Предложения по поправкам в Конституцию Российской Федерации: !. Расширение перечня федеральных законов, подлежащих обязательному рассмотрению Советом Федерации;

2. Увеличение сроков рассмотрения принятого федеральною закона Советом Федерации (четырнадцатидневный срок рассмотрения, установленный Конституцией, представляется недостаточным);

3. Уточнение способа формирования Совета Федерации ;

выборы народом кандидатов, выдвинутых представительными и законодательными органами власти субъектов. Определение результатов голосования должно осуществляться по мажоритарной системе относительного большинства;

4. Во всех случаях, когда Президент России не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно должен исполнять не Председатель Правительства (как определено сейчас ч. З статьи 92 KoHCi итуции), а Председатель Совета Федерации. Предложения по изменению действующих федеральных конституционных законов, федеральных законов. в федеральные конституционные законы от 30 мая 2001 года «О чрезвычайном положении» и от 30 января 2002 года «О военном положении» должна быть внесена обязанность Президента России об обязательном информировании Совета Федерации в связи с отменой режимов военного и чрезвычайного положения. Обоснованность данного предложения связана с тем, что введение обоих режимов осуществляется главой государства с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Кроме того, верхняя палата утверждает указы Президента о введении военного и чрезвычайного положений. Очевидно, что Совет Федерации должен дать оценку обстоятельствам, влекущим отмену этих режимов. В Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» целесообразно ввести общие для всех субъектов положения по процедуре представительства, порядке отзыва сенаторов и роли самою Совета Федерации в случае отзыва его члена. Нормами Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и стат}'се депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»: • закрепить основания и условия ответственности членов Совета Федерации- • закрепить механизм публикации письменных вопросов в официальном издании Государственной Думы и Совета Федерации с тем, чтобы деп) таты могли использовать это право, когда палата не заседает. Ответ должен быть опубликован в том же издании в течение месяца. Министры письменно уведомляют парламентария о том, что государственные интересы не позволяк>т ответить им на этот вопрос либо, в виде исключения, потребова i и продления срока (но не свыше одного месяца) для сбо|:>а необходимой информации- • ликвидировать практику, согласно которой приглашенному должностному лицу разрешается не являться на заседание в заранее согласованное время, а вместо себя направлять своего заместителя- • убрать перечень должностных лиц, к которым можно обращаться с вопросами и запросами, оставив в законах и регламентах палат парламента лишь формулировку «должностные лица» — • изменить проведение «правительственного часа» вмес го раза в месяц, на «правительственный день». Предложения по изменению подзаконных актов. Рассматривая правовую природу Регламента Совета Федерации Федерального Собрания России, диссертант предлагает ряд требованн! к этому акту: точность определений и не противоречие законодательствусоблюдение соответствия содержащихся в нем установлений предмету его рег>лирования, его целевому назначениюсодержание характеристики особенностей палаты. В Регламенте Совета Федерации: • закрепить право субъекта Российской Федерации потребовать созыва внеочередного заседания Совета Федерации для рассмотрения интересующего его закона (принятого Государственной Думой) на пленарном заседании палаты- • расширить перечень субъектов права законодательной инициативы за счет комитетов (комиссий) Совета Федерации- • расширить перечень федеральных законов, подлежащих обязательному рассмотрению в Совете Федерации (за счет категории так называемых общественно значимых законодательных актов, которые могут и не совпадать прямо с тематикой ст. 106 Конституции России, скорее по ст. 72) и обязать Совет Федерации готовить предварительное заключение на указанные законопроек i ы уже на стадии прохождения их, а Государственной Думе- • закрепить обязанность рассмотрения всех принятых Государственной Думой законов только на заседании Совега Федерации, а не на основании заключения ответственного комитеla («молчаливое» согласие палаты) — • детально проработать регламентацию деятельное! и комитетов и комиссий Совета Федерации- • в комитетах должны быть обязательно представлены федеральные округа, поскольку они осведомлены об интересах региона и могут на паритетных началах решат ь общегосударственные вопросы- • принцип пропорционального представительства oi групп субъектов, расположенных в одном федеральном округе ппи формировании комитетов и комиссий палаты, по мнению диссертанта — оптимальный для учета интересов субъектов- • предусмотреть порядок, при котором заместителяni Председателя палаты избирались бы представители от различных групп субъектов Российской Федерации, к примеру, расположенных на территории федеральных округов- • внести соответствующую норму об обязанности должностных лиц являться на заседания комитетов и комиссий в случае, если это сочтет необходимым соответствующий комитет или комиссия- • закрепить структуру, основные направления работы и условия приема и увольнения служащих аппарата, а сам порядок приема и увольнения — руководством палат Федерального Собрания: • привести в соответствие с ч.1 ст. 100 Конституции России Ч.7 СТ. 4 Регламента, поскольку Конституция закрепляет такую форму работы палат, как собрания палат для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств- • дополнить ст. 104 Регламента, согласно которой члены Совета Федерации вправе организовать обсуждение федерально1″ о закона в субъектах Федерации, нормами, предусматривающими формы обсуждения и основные положения, их регламентирующие. Представляется необходимым закрепить в Регламентах палгп право членов Совета Федерации и депутатов Государственной Дy^ п>I принимать участие в заседаниях комитетов другой (не своей) палаты с правом совещательного голоса. Задаче активизации законотворческого потенциала Совета Федерации могут послужить предложения как общего, так и частно1-о харакгера: •более широкое использование права законодательной инициативы (этому в значительной степени будет способствовать переход верхней палаты на постоянный режим работы) — •реализация права Совета Федерации на внесение поправок к зако1юпроектам при их подготовке ко второму чтению в Государственной Думе (оно нашло отражение в новом Регламенте верхней палаты в качестве одной из форм реализации права законодательной инициативы): •создание специального органа, в состав которого должны входить Президент, представители Правительства, руководители пал->т Федерального Собрания, для определение приоритетов законодательной деятельности. В качестве использования положительного опыта в организации и деятельности Совета Федерации диссертант предлагает по аналогии с нажескои службой Канады, являющейся своеобразным резервом для пополнения аппарата Палаты, создать на базе аппарата палат «школу парламентариев». Создание в каждой из палат собственной комиссии во главе с Председателем палаты, в задачу которых входила бы регламентация деятсльпости аппарата каждой из палат Федерального Собрания. Учредить в обеих палатах Федерального Собрания комиссии по расследованию деятельности исполнительной власти с компетенцией, присущей подобным комиссиям с учетом мировой практики, не забывая, что Росс ия — полу президентская республика. В целях соблюдения установленных гарантий целесообраз1ю создать депутатскую комиссию по контролю за работой аппарата, а сами социальные, трудовые и иные гарантии, а также порядок рассмотрения возникающих споров урегулировать законом. Представляется целесообразным принять специальный акт о процедуре прекращения полномочий Президента при отрешении его от должности. В этом акте, по мнению диссертанта, должны быть отражены следю1цие моменты: следует закрепить процедуру исполнения постановления Совета Федерации о передаче исполняющему обязанности Президента дел, резиденции и т. д. Следует четко обозначить правовой нормой, что с момента истечения срока подачи заявления в Верховный Суд неприкосновенность и полномочия Президента прекратились, и при нежелании добровольно передать власть применяется принуждение. Необходимо урегулировать ситуацию, когда постановление Совета Федерации об отрешении выполнено, президентские обязанности перешли к Председателю Правительства, а после этого Верховный С} л Российской Федерации отменил постановление Совета Федерации,.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.А. Правовое регулирование деятельности Советов. М., 1980.
  2. С.А. Конституция России: природа, эволюции, современность: 2-е изд. М.: РЮИД, «Сашко», 2000
  3. С. А. Федеральное Собрание парламент России. М., 1999.
  4. С.А. Правовое регулирование деятельности местных Советов. М.: Юрид. лит., 1974.
  5. А.С. Правовая онтология политики: построение системы категорий. М., 1999 г.
  6. А.С. Парламентский контроль. / Парламентское право России: Учебное пособие. М., Юрист. 1999
  7. Н.М. Учение Монтескье о разделении властей. М., 1983.
  8. Н.И. Идея разделения властей и ее реализация в России // Вестник Санкт-Петербург, ун-та. 1994. Серия 6. Вып.1.
  9. И.А. Местные Советы в системе органов власти. М.: Юри д. лит., 1971.
  10. Альтамира-и-Кревеа Альтамира-и-Кревеа Р. 1951. История Испании. Т. 1.
  11. Д. Курс международного права. М.: Иностр. лит., 1961. Т.1-
  12. И. А. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. пособие. М., 2001.
  13. А. «Национализм федерализм — демократия. Пример Бельгии». Изд-во Левенского института Центральной и Восточной Европы. 1994.
  14. И.Н. Местные органы Советской власти. JL: Госиздат, 1925.
  15. М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. М. 1998 г.
  16. М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2001.
  17. М.В., Ильинский И. П., Энтин JI.M. Разделение властей: опыт современных государств. М.: Юрид. лит., 1993
  18. A.M. Теория разделения властей: становление, развитие и применение. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1988.
  19. A.M., Митюков М. А. Разделение властей в федеративном государстве // Актуальные проблемы правоведения в современный период. Томск, 1993.
  20. Г. В., Шеремет К. Ф. КПСС и Советы народных депутатов. М.: Знание, 1978.
  21. К.С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении (Политологические аспекты): Учеб. пособие. М.: ВЮЗИ, 1990.
  22. И. 1997. Тактика законодательных собраний. — Антология мировой политической мысли. Т.1.
  23. И.Т. Развитие и совершенствование контрольной деятельности в практике Верховных Советов союзных республик // Труды ВЮЗИ. М., 1978. Т.58.
  24. И. П. Международное и внутригосударственное право. М., I960
  25. В. Г. Соотношение внутригосударственного и международного права. Киев, 1981.
  26. Л. Ф. Применение международного права в правопорядке европейских стран // Российский ежегодник международного права. 1995. СПб., 1996.
  27. Н.А., Краснов Ю. К. Парламентаризм в действии. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в 1994—1998 годах. М.: Издание Государственной Думы, 1999.
  28. Т. А. Общероссийские политические выборы 1993 года:федеративный аспект //Федеральное Собрание России: опыт первых выборов. М., 1994.
  29. Н. История советского государства 1900—1991 гг. М., 1994.
  30. Верховный Совет СССР. М., 1975.
  31. А.Н. Верховный Совет РСФСР. М., 1967.
  32. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Киев, 1907.
  33. Л.Д., Златопольский Д. Л. Государственное право зарубежных социалистических стран. М., 1982
  34. Высшие представительные органы власти в СССР. М.: Наука, 1969.
  35. И.В. Парламент России. М., 2001
  36. Л.А. Советы органы власти и народною самоуправления. М.: Юрид. лит., 1965.
  37. А. С. Имплементация норм международного права. Киев, 1980.
  38. Т. Избр. произведения в 2-х томах. М., 1964.
  39. Государственное право Германии. Сокращенный перевод немецкою семитомного издания. T.l. М., 1994.
  40. Государственное право буржуазных и освободившихся стран. М. 1986.
  41. Р. Так работают правительство и парламент. М. 1993.
  42. В.Д.— Парламент Российской Федерации.— М: Академия управления МВД РФ, 1998
  43. П.П., Лазарев Л. В. Регламент Верховного Совета СССР. М., 1982.
  44. П.П., Лазарев Л. В. Регламент Верховного Совета СССР. М. 1981,
  45. Н. П., Прокопов В. И. Парламент Японии // Парламенты мира. М., 1991.
  46. В.И. Современный политологический словарь. М., 2002 г.
  47. А.В. Основы государственного права Англии. М., 1905.
  48. Двухпалатность в мире. / Пер. на русский язык Управления международных связей Совета Федерации. Париж, Служба международных отношений Сената Французской Республики, 2000 г.
  49. Ю.А., Николаев A.M. Система государственной власти в России и в мире: историко-правовая ретроспектива. М., 2002 г.
  50. Т.Б. Характер: русский. М.: Коллекция «Совершенно секретно», 2001.
  51. В. Суверенитет в советском государственном праве. М., 1948.
  52. Л. Конституционное право. М., 1908.
  53. Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908
  54. Р. В. Тадевосян Э.В. Конституционное право. М. 2000.
  55. Н. М. Развитие русской средневековой политико-правовой мысли.М., 1985.
  56. Д.Л. Верховные Советы союзных республик. М, 1967.
  57. В.И. — Парламент Российской Федерации. — М., 1995
  58. Иностранное конституционное право. Под ред. Проф. В. В. Маклакова. М.: Юрист, 1996.
  59. История отечественного государства и права/Под ред. О. И. Чистякова. М., 1992.
  60. История буржуазного конституционализма XVII—XVIII вв. М.: Наука, 1983.
  61. Италия. Конституция и законодательные акты, М, 1988
  62. И.П., Страшун Б. А., Ястребов В. И. Политическая система зарубежных стран социализма. М. 1981
  63. Ф.И. Советское законодательство в период строительства коммунизма. М., 1966.
  64. Ф.И. Президиум Верховного Совета СССР. М.: Знание, 1969.
  65. А. Д. Парламентское право Франции. М. 1998.
  66. Д.А. О соотношении Конституции и Регламента высшею представительного органа в советском государстве. М., 1966.
  67. О.А., Корнилов А. А., Сергунин А. И. Парламентаризм: зарубежный опыт. Нижний Новгород, 1991.
  68. Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации. М., 2001.
  69. Е.И. Социалистическое местное народное представительство. Иваново, 1981.
  70. Е. Компетенция местных органов власти социалистических стран: Учеб. пособие. Иваново, 1983.
  71. Конституционное и государственное право зарубежных стран. Т. 1 -2.-М. 1996.
  72. Конституционное (государственное право) зарубежных стран: в 4 т. Тома 1 -2. Учебник. // Отв. ред. проф. Б. А. Страшун. М., 1999.
  73. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. В 4-х т.М., 1995 г., т. 2.
  74. Конституционное право Российской Федерации. Екатеринбург, 1995.
  75. Конституции государств Центральной и Восточной Европы. М., 1997.
  76. Конституции зарубежных государств. М. 1997.
  77. Конституции буржуазных государств. М. 1982.
  78. Конституционное (государственное) право. Справочник. М., 1995.
  79. В.В. Формы непосредственного народовластия в России. М. 1998.
  80. В.В., Магомедов Ш. Глава государства региона РФ. М., 1999, ОКТБ.
  81. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1996.
  82. Конституционное законодательство России. Гл. 1. м. 1999 г.
  83. А.С. Буржуазный парламент в послевоенные годы: развитие внешнеполитических полномочий // Политическое развитие зарубежных стран в послевоенный период. М. 1976
  84. Д. Воцарение Анны Иоанновны. Без вых. дан.
  85. . С. Парламент буржуазного государства. М., 1963.
  86. B.C. Социальная роль местных Советов в развитии рыночных отношений. Нижний Новгород, 1992.
  87. Ю.С., Чистяков О. И. Очерк истории Советской Конституции. М., 1987.
  88. Кузьмин Э. Л. Мировое государство: иллюзии или реальность? М., 1969.
  89. И.Н. Компетенция высших органов власти Союза ССР. М.: Юрид. лит., 1969.
  90. А. М. История о великом князе Московском. СПб., 1913.
  91. А. М. Письма к разным лицам. СПб., 1913: Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. JL, 1979.
  92. Курс советского государственного права. Щетинин Б.В.
  93. О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М., 2002
  94. О. Е., Шеремет К. Ф. Компетенция местных Советов. М., 1982
  95. О.Е., Шеремет К. Ф. Компетенция местных Советов. Учеб. пособие. 2-е изд. М.: Юрид. лит., 1986.
  96. О.Е. Местные Советы и народно-хозяйственное планирование. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.
  97. Г. Б. Демократические основы деятельности местных Советов в развитом социалистическом обществе. М.: Наука, 1978.
  98. Е.В. Источники российского права. С. 77.
  99. О.Е. Компетенция Советских государств и их органов в области экономико-социального планирования. В кн.: Плановая деятельность Советского государства (государственно-правовой аспект). М., 1980.
  100. О.Е. Постоянные комиссии палат Верховного Совета СССР. М.: Юрид. лит., 1972.
  101. Г., Цее В. Бундестаг // Государственное право Германии. Т. i. М., 1994.
  102. М.Г. Высшие органы государственной власти РСФСР. М.: Советская Россия, 1967.
  103. М.Г. Верховный Совет СССР (к итогам деятельности Верховного Совета СССР пятого созыва). М.: Госюриздат, 1962.
  104. В.В. Природа депутатского мандата в свете развития парламентаризма // Правовые проблемы укрепления российскойгосударственности. Часть 1 / Под ред. В. Ф. Воловича. Томск: Изд-но Томск, гос. ун-та, 1999-
  105. А.П. Правовые институты демократии России и стран Европы. Выборы, лоббизм и парламентаризм (сравнительный анализ). М., 1999.
  106. А.П. Парламентское право России. Основные источники. СПб. 1997.
  107. Лоу С. Государственный строй Англии. М., 1910.
  108. Дж. Избр. философские произведения. М., 1960. Т. 2.
  109. Д. Б/ Актуальные проблемы теории международного права. М.: Наука, 1974.
  110. Левин И. Д. Суверенитет. М., 1948.
  111. В.И. Полн. Собр. Соч., т. 34
  112. Л. А. Курс международного частного права. Особенная час- М., 1974.
  113. В. И. Некоторые вопросы развития избирательной политики и права в Российской Федерации в 90-е годы // Федеральное Собрание России: опыт первых выборов. С. 24.
  114. В. Разделение власти и опыт Российской Федерации 7 Асимметричность федерации / Под ред. А. А. Захарова. М., 1997-
  115. Ю. И. Парламент Швейцарии // Парламенты мира.
  116. С. В. Народное представительство и права граждан в Российской Федерации: Учеб. пос. М., 2001
  117. .Л. Проблема суверенитета и ее значение в современных условиях. Ташкент, 1964.
  118. М. Н. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах.// М.: Зерцало, 1998г
  119. В.А. Принцип подотчетности в системе местного Совета. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1981.
  120. Me душе век ий А. Н. Идея разделения властей // Вестник Российской Академии наук. М., 1994. Т.64.
  121. Международное право: Учеб. / Под ред. Г. В. Игнатенко. М.: Высшая школа, 1995.
  122. Ш. Л. Избранные произведения. М. 1955.
  123. М.А. Скандинавские государства: центральные органы власти. М. 1975.
  124. М.А. Скандинавский парламентаризм. Теория и практика.-М.2001 г.
  125. А.В. Акты высших органов Советского государства. М., 1967.
  126. Н. В. Соотношение международного договора и внутригосударственного закона// СЕМП. 1963. М.: Наука, 1965.
  127. Н. В. Международное право: нормы и юридическая сила. М.: Юрид. лит., 1980.
  128. Н. В. Правовые формы социалистической интеграции. М.: Международные отношения, 1977.
  129. Дж.Ст. Размышления о представительном правлении. Chalidze Publication. Benson, Vermont (перепечатано с изд. С-Петерб., 1863.)
  130. Мишин AJ1. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М. 1996
  131. Р. А. Соотношение международного и национального права. М.: Международные отношения, 1982.
  132. Р. А. Национально-правовая имплементация международных договоров// СЕМП. 1978, М.: Наука, 1980.
  133. Народовластие в России — очерк истории и современного состояния. М., 1997
  134. В. С. Право и закон. М., 1983.
  135. П. И. Книга о московитском посольстве. СПб., 1908.
  136. Новые конституции стран СНГ и Балтики. М., 1998.
  137. Нормы международного права в правовой системе России: Учебно-практическое пособие / Лукашук И. И. М.- Спарк, 1997.
  138. Обозрение проявлений политической жизни в России и другие статьи М. А. Фонвизина. Проект Конституции Н. Муравьева. М., 1907.
  139. Обзор органов международных организаций, которые образуются из парламентских делегаций и международных межпарламентских организаций см. в справочнике: Международные парламентские организации. М. 1992.
  140. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв. Ред. Проф. М. Н. Марченко. T.l. М., 1998 г.
  141. Л. Международное право. М.: Иностр. лит., 1948. Т. I. Полутом 1.
  142. Очерки парламентского права (зарубежный опыт). М. 1993.
  143. B.C., Шеремет К. Ф., Мартемьянов B.C., Конев А. К. Местные Советы и законность. М.: Юрид. лит., 1970.
  144. Парламентаризм в России. Федеральное Собрание в 1993—1995 годах. С. А. Мндоянц, A.M. Салмин (руководители авторского коллектива) М. 1996 г
  145. Парламентаризм в России. Федеральное Собрание в 1996−199 годах. С. А. Мндоянц (руководитель авторского коллектива) М. 2000 г.
  146. Парламенты зарубежных стран. Справочник. М., 1968-
  147. Парламентское право России. М. 1999.152. Парламенты мира. М. 1991.
  148. Парламентское право России: Учебное пособие. // Под ред. И. М. Степанова, Т. Я. Хабриевой. М., 1999.
  149. Парламентаризм в России: опыт и перспективы. 1994 г. М.: Фонд развития парламентаризма в России, 1994
  150. Парламентаризм и многопартийность в современной России. — М: Институт современной политики, Фонд Индем, Фонд развития парламентаризма в России, 2000.
  151. Парламентская демократия и федерализм в России и Германии. Опыт совместного исследования российских и германских ученых. М. Мюнхен Вюрцбург: Фонд Ханса Зайделя, 1999.
  152. Памятники русского права. Вып. первый/Под ред С В Юшкова. М&bdquo- 1952.
  153. Н.Д. Правовой статус Счетной палаты Российской Федерации. М.: Юристъ, 1998
  154. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Окунькова JI.A.) М.: Издательство БЕК, 1994
  155. Правовой статус Президента РФ. Учебно-научное издание. Учебное пособие. М., 1997 г. Коллектив авторов. Дмитриев Ю. А., Журавлев А. Л., Комарова В. В., Султанов А.Щ.
  156. Проблемы общей теории права и государства. Под общ. Ред. B.C. Нерсесянца. М., 1999 г.
  157. Проблемы парламентского права России.— под ред. Л. Иванова. М.: Московский общественный научный фонд, 1996
  158. Разделение властей и парламентаризм. М., 1992.
  159. Разделение властей: история и современность: Спецкурс / Под ред. М. Н. Марченко. М.: Изд-во «Юридический колледж МГУ», 1996.
  160. Ра шустов В. Становление российского парламентаризма: политико-правовой аспект// Проблемы парламентского права в России. М., 1996.
  161. Ф. М. Правовые системы стран мира. Справочник. М., 1993-
  162. Российское законодательство X—XX вв.еков. Т. 1. М., 1984.
  163. У.Х. Как расширить исследовательские возможности парламента. Вашингтон, с.3−5.
  164. P.M. Истоки парламентаризма. М.: Луч, 1998.
  165. P.M. Российский парламентаризм: История и современность / Науч. ред. А. И Яковлев. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2000.
  166. .Ж. Трактаты. М., 1969.
  167. И.П.— Российский парламентаризм. История. Методология. Проблемы. — М., 1995
  168. В.А. Парламентаризм и его социально-историческая природа // Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Актуальные проблемы. М.: ВЮЗИ, 1990.
  169. П. И. Конституция Бельгии. Екатеринбург., 1998.
  170. М. С. Сравнительный федерализм США и России. Екатеринбург, 1998.
  171. A.M. Современная демократия: очерки становления. М., 1997,
  172. А. М. Очерки истории СССР. XVII век. М., 1958.
  173. О.В. 1997. Парламентаризм в восприятии итальянского либерала. — Из истории европейского парламентаризма. Италия, М.
  174. Р. Г. Россия накануне «смутного времени». М., 1980.
  175. К. А. Соборное уложение 1649 года — кодекс русского феодального права. М., 1958-
  176. Совершенствование законодательной деятельности и участие органов государственной власти в законодательном процессе. М. 2001.
  177. М. М. Проекты и записки. М.-Л., 1961.
  178. И.М. Парламентаризм и народовластие Ч Конституционная реформа в СССР: актуальные проблемы. М., 1990.
  179. Система государственной власти в России и в мире: исгорико-правовая ретроспектива. Дмитриев Ю. А., Николаев A.M. М., 2002 г
  180. США. Конституция и законодательные акты. М., 1993
  181. Ю.И. Разделение властей или распределение функций. Разделение властей и парламентаризм. М., 1992.
  182. В.В. 1996. Испанская буржуазная революция 1854 -1856 гг.: конституционно-парламентская деятельность. — Из истории европейского парламентаризма. Испания и Португалия, М.
  183. К. От представительства к народовластию. СПб. 1907.
  184. Теория государства и права. Под ред. В. М. Корельского и В Д. Перевалова. М., 1999 г
  185. Ю.А. Теория закона. М., 1982.
  186. Ю. А. Публичное право. М., 1995.
  187. Л.А. Монархическая государственность.
  188. .Н. Предисловие // Очерки парламентского права (зарубежный опыт). М. 1993. С. I—XII.
  189. Токвиль Алексис де. Демократия в Америке. М., 1994.
  190. Дж.М. Социальная история Англии. М., 1959.
  191. Г. М. Парламентаризм советский: истоки, многопартийность, блоки: Справ, пособие / Рос. акад. упр. М., 1991.
  192. Р.А. Международная экономическая безопасность: опыт международно-правовой постановки проблемы // Всеобъемлющая система международной безопасности и международное право. М.- Изд-во ИГиП АН СССР, 1987.
  193. Е., Филлипс Г. Конституционное право. М., 1950.
  194. Ю. П. Механизм государственной власти ФРГ. М., 1988.
  195. Е. Т. Теоретические проблемы соотношения международного и внутригосударственного права // СЕМП. 1977. М.: Наука, 1979.
  196. Е. Т. Формы регулирования социалистического международного разделения труда. М.: Международные отношения, 1965.
  197. И. Я. Киевская Русь. Очерки социально-политическом истории. Л., 1980.
  198. Французская Республика. Конституция и законодательные акты. М, 1989, г.
  199. Федералист. Политическое эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея. М., 2000,
  200. К. Основы конституционного права ФРГ. М. 1981.
  201. Т.Я. К вопросу о месте Российского парламентского права в системе права. Парламентские процедуры: проблемы России и зарубежный опыт. М., 2003
  202. Г. Н. Принцип разделения властей в государственном устройстве Российской Федерации. Тюмень: Изд-во Тюменск. ун-та, 1997.
  203. С. В. Реализация международно-правовых норм, се предпосылки и результаты//СЕМП. 1980. М., 1981.
  204. С. В. Личность и международное право. М.: Международные отношения, 1974.
  205. .Н. 1899. О народном представительстве. -Историческое развитие представительных учреждений в Европе. Кн. 111, М. ¦
  206. С. А. Великий русский реформатор М, 1993
  207. В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М: 1998
  208. В. Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. М., 1999.
  209. В. Е. Чиркин. Конституционное право зарубежных стран // М.: Юрист, 1997 г.
  210. В.А. Развитие российского парламентаризма. М.,
  211. К.Ф. Компетенция местных Советов. М.: Изд-во Моск. унта, 1968.
  212. А. Самоограничение власти (краткий курс конституционализма). М., 2001.
  213. Шмитт Карл. Политическая теология. Сборник. М., 2000
  214. Энтин J1.M. Разделение властей: опыт современных государств. М., 1995
  215. С. В. История государства и права СССР. Ч. 1 М., 1947. Статьи
  216. С.А. Досрочное прекращение полномочий Президента России: проблемы, требующие юридического решения. Законодательство. 1999 г., Л"
  217. Аппарат зарубежных парламентов: законодательное обеспечение его структуры и основных направлений деятельности (информационно-аналитический обзор). // Аналитический вестник № 20 (108), М. 1999 г.
  218. В. Конституционный статус Счетной палаты Российской Федерации.//"Российская юстиция", 1999, N 3
  219. С. Парламентаризм и политико-правовые традиции России: проблемы совместимости // Российская Федерация. 1994. N 19.
  220. М.Т. Территориальные аспекты деятельности Советов Ч Сов. государство и право. 1982. N 11.
  221. С.А. Экология: проблемы использования международного опыта // Московский журнал международного права. -М. Междунар. отношения, 1992. № 1.
  222. А.В. Российская система разделения властей: традиции и новации//Правоведение. 1997. N 1.
  223. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. 7 Актуальные вопросы международного права. Минск, 1995. № 1.
  224. А. А. «Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации (вопросы конституционной теории и практики)» // Аналитический вестник № 23 (179), М. 2002 г.
  225. Г. В. Российский парламентаризм плюсы и минусы // Представительная власть: мониторинг, анализ, информация. 1995. N 5 (7).
  226. И.Г. Международное право окружающей среды: региональный опыт в решении глобальных проблем // Международное право International Law. — М., 2000. — № 1
  227. М.З. Зарубежный опыт организации взаимодействия палат парламентов в законодательном процессе. Аналитический вестник. № 34(190), с. 52.
  228. А.Н. Осуществление права законодательной инициативы верхними палатами парламентов. Аналитический вестник. № 12(168).
  229. Двухпалатные парламенты: европейский и отечественный опыт. Федосов П. А. 2001. Полис, № 1−2.
  230. М.Р. Кабардино-Балкарская Республика: от системы Советов к современному парламентаризму // Государство и право. 1999. N 4
  231. Н. М. Контрольные полномочия парламента Португалии // Журнал российского права. 2001. № 2.
  232. Е.И. Правовая природа регламентов палат Федеральною Собрания Российской Федерации. Ученые записки. Сборник научных трудов. Вып.1 (3) Ростовский государственный университет. Юридический факультет, Ростов Н/Д 2002 г.
  233. А. Н. Федеральный законодательный процесс: понятие и структура // Правоведение. 2001.№ 1.
  234. В.В. Прекращение полномочий главы республики (государства) в Российской Федерации. Право и жизнь. № 21 М. 1999.
  235. В.В. Динамика процесса формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. М., Право и политика. 2002. № 2.
  236. В.В. Некоторые проблемы правового регулирования административно-территориального устройства (вопросы теории и практики). Ж. Право и власть. 2002. № 2.
  237. А.П., Волеводз А. Г., Горелик В .Я. О совершенствовании законодательства о Счетной палате как органе, осуществляющем высший финансовый контроль в Российской Федерации // Юрист. 2000. N 7.
  238. Дж. Двухпалатность и разделение властей в современных, государствах//Полис. 1997, № 3
  239. А. Н. Федеральный законодательный процесс: понятие и структура//Правоведение. 2001. № 1.
  240. С. Сущность парламентаризма//Новое время. № 14,1994.
  241. Е. В. Процедурные особенности рассмотрения Советом Федерации федеральных законов, подлежащих и не подлежащих его обязательному рассмотрению // Государство и право. 1997. № 9.
  242. .С. Разделение власти: система сдержек и противовесов Ч Журнал российского права. 1998. N 6.
  243. И.Г. Регламенты верхних палат законодательных (представительных) органов государственной власти. Аналитический вестник № 34 (190).
  244. Н. И. Русское государственное право. Т- 1. СПб, 1913. Лазарев Л. В. Президиум Верховного Совета СССР в системе высших органов Союза ССР (анализ взаимоотношений) // Вестник Моск. ун-та. Серия 1 I, Право. 1964. N3.
  245. А.Б. Проблема смертной казни в региональном международном праве (опыт Европы, Америки и Африки) // Московский журнал международного права. М.- Междунар. отношения, 2001. — № 2.
  246. Н.А. Регулирование процедуры деятельности верховных представительных учреждений социалистических стран. // Сов. Государство и право. 1973. № 7.
  247. С. Конституция России и задачи Совета Федерации // Российская Федерация сегодня. 2002. № 2.
  248. А. Разделение властей в условиях парламентской формы правления // Право и жизнь. 2001. N 33.
  249. Н.Д. Статус, принципы и система работы Счетной палаты Российской Федерации // Труды Московской гос. юрид. академии. 1998. N 4. то же, гам же. 1999. N 4
  250. Л.Я. Верхняя палата парламента в системе органов государственной власти Аналитический вестник. № 34 (190) Стр. 5.
  251. Постоянные комиссии и комитеты в зарубежных парламентах. Отв. Першин Е. В. Аналитический вестник 20 (151). М.
  252. Передел власти в России//Трибуна. 2001. 1 авг.
  253. P.M. Понятие и сущность парламентаризма // Социально-политический журнал, 1998, № 4.
  254. P.M. Российский парламентаризм: генезис и организационное оформление // Политические исследования, 1998, № 5.
  255. Е. М. Проблемы совершенствования законодательной деятельности в России на федеральном уровне // Государство и право. 2001. № 9.
  256. Г. Уроки парламентаризма // Российская Федерация сегодня. 2001. N 9.
  257. Е. Российский парламентаризм. Движение в будущее или бег по кругу // Независимая газета. 2001.18 апреля.
  258. Е. Время для промежуточных итогов // Независимая газета. 2001. 14 февр.
  259. В. Разделение властей: проблемы использования зарубежного опыта // Право и жизнь. 1994. N 5.
  260. В. Я. Обеспечение реализации договорных норм международного права (юридическая природа) // Советское государство и право. М., 1991. № 9.
  261. Л.Б. Разделение властей: конституционная модель //' Правоведение. 1996. N4.
  262. Ю.А. Разделение властей или разделение труда? // Сов. государство и право. 1967. N 1.
  263. Г. И., Мюллерсон Р. А. Закон о международных договорах СССР // Советское право. 1979. № 2.
  264. Е. Т. Соотношение и взаимодействие международного и национального права и Российская Конституция // Московский журнал международного права. 1995. № 2.
  265. Т.Я. Понятие и место парламентского права России в системе права. «Журнал российского права», 2002, N 9
  266. Г. Н. Принцип разделения властей и правовое государство //Вестник Тюменск. гос. ун-та. 1998. N 1.
  267. А. Н. О реформе Федерального Собрания Российской Федерации//Право и политика. 2001. № 6.
  268. А. Как нам реорганизовать Совет Федерации // Век. 2000. № 50. 16 апреля.
  269. В.Е. Разделение властей: Социальные и юридические аспекты.// Сов. Гос-во и право. 1990. № 8.
  270. С.А. Перспективы российского парламентариз-ма Ч Российский парламентаризм в XX веке: Материалы «круглого стола», М.: Издание Государственной Думы, 2000.
  271. А. В. Конституционно-правовые аспекты взаимодействия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Автореф. дне.. канд. юр. наук. Екатеринбург, 2001.
  272. А. По итогам работы международного семинара «Система власти в России и мировой опыт». (Материалы семинара. 21−22 апреля 2001 года) // Юрист. М.- Юрист, 2001. — № 7.
  273. А.В. Акты Федерального Собрания Российской Федерации. Автореф. Дисс.. канд. Юрид. Наук. Саратов, 1999.
  274. Е.А. Парламентский контроль в зарубежных странах. Автореферат диссертации на соискание уч. степени канд. юрид. наук. М., 200
  275. А.А. Теория парламентского контра в контексте принципа разделения илистей. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Уфа, 2002.
  276. Е.В. Источники российского конституционного права: вопросы теории и методологии. Автореф. Дисс.. докт. Юрид. Наук.
  277. С.И. Единство и разделение государственной власти в Российской Федерации (Федерация и субъекты): Автореф. дис.: канд. юрид. наук. М., 1999.
  278. Н.М. Принцип разделения государственной власти в конституционном регулировании Российской Федерации: Автореф. дис.: канд. юрид. наук. М., 1999.
  279. Н.Д. Счетная палата Российской Федерации (конституционно-правовой статус): Автореф. дис.: докт. юрид. наук. М., 1998
  280. И.П. Становление и развитие парламентаризма в России: Дис.: докт. полит, наук. М., 1995.
  281. А.Д. Правовое положение Счетной палаты Российской Федерации: Автореф. дис.: канд. юрид. наук. М., 1997
  282. В.Н. докторская дис. Правовой статус Президента России. М. 2001 г.
  283. Avril P., Gicquel J. Droit parlementaire. Montchrestien. Paris, 1988.
  284. Arendt Lijphart, Democracies, Yale Univirsity Press, 1984.
  285. A.N. Kelly, W.A. Hardison and H. Belz, Tne American Constitution, its Origins and Development, 6-th ed., New York 1983.
  286. Bicameral System in the World. A Survey, Meeting of the Senates of the World, 2000. March 14th. Palais du Luxemburg, P.
  287. Boudant J. La crise idetitaire du Parlament francaise, In: Revue du droit public et de la science politique en France et a l, etranger, 5, September- octobcr 1992.
  288. Bundesrepubliik Deutschland"Berlin-Hew York, 1989.
  289. Cluzel J. Le Senat dans la societe francaise. Paris, 1990. P. 117.
  290. Com funciona un parlament? Barselona. 1977.
  291. Cluzel J. Le Senat dans la societe francaise. Paris, 1990. P. 106.
  292. Chantebout B. Droit constitutionnel et sceience politique. Huitieme edition. Paris. 1998.
  293. Coombs D. Introduction aux etudes sur les parlements nationaux // Simpositim sur les integration europeenne. Luxembourg. 1974.
  294. Com funciona un parlament? Barcelona. 1977.
  295. DuvergerM. Droit publique. P. 1957.303. «Documents d’etudes. Droit constitutionnel et institutions politiques. Le controle parlamentaire» № 1.14 edition, 1998
  296. George Tsebelis and B.E. Rash, Patterns of Bicameralism, in: Parliaments and Majority Rule in Western Europe, Frankfurt, New York, 1995.
  297. Georg Brunner, Vergleichende Refierungslehre, Band 1, Paderborn, Munchen, Wien, Zurich, 1979
  298. Hurst W. The Law in the United States History. American Law and Constitutional Order: Historical Perspectives. Ed. By N. Schreiber, Cambridge, London, 1988.
  299. Herman V., Mendel F. Parliaments of the World: a Reference Compedium. L 1976.
  300. In the Public Eye. Parliamentary Transparency in Europe and North America. Washington. 1995.309. lnter-Parliamentaiy Union. Parline Database. 1996.
  301. Journal Officiel de la Republique Francaise. Lois et Dectarts. 16 fevrier 1993
  302. J. Blondel, An Introduction to Comparative Government, London 1969.
  303. Karl Loewenstein (Verfassungslehre, Tubingen 1969)
  304. Kastari P. Suomen valtiosaanto. Helsinki-Vammala. 1977. S. 79.
  305. Lijqphart A., Democracies, Patterns of Majoritarian and Consensus Government in Twenty-one ountries, Yale U. Press 1984.
  306. Loquet P. Les commissions parlementaires permanents de la Ve Republique. Paris, 1982. P. 13.
  307. Les commissions a l, Assmblee Natuonale. Paris, 1990. P. 18.
  308. Le controle parlementaire. Documents reunis et commentes par Chantebout B. La Documentation francaise. Paris, 1988, septembre, № 1.14.
  309. Leonid Pitamic, Drzava, op. cit., 298
  310. A.R. 1975. Parliaments and estates in Europa to 1789. L.
  311. Meny Y. Politique comparee, Les democraties: Allemagne, Etate- Unis, France, Grand-Bretagne, Italie, Motchrestien. Coll. Dorat Politique, 1991.
  312. Mastlas J., Grange L (eds). Les secondes chambres du parlement en Europe occidentale. P., 1987
  313. Mortati C. Inistitusioni di dirritto pubblico. Vol. I. Padova, 1969.
  314. Parliaments of the World: a Comparative Reference Compedium. Aldershot. 1986.
  315. Parliaments of the World: a Comparative Reference Compedium. Aldershot. 1986.
  316. Reuter K. Bundesrat und Bundesstaat. Bonn. 1997.
  317. W. 1999. Geschichte der Staatsgewalt. Munchen.
  318. Szeftel M. Rnssian institutions and culture up to Peter the Great London, 1975. P. VIII,
  319. Sanquinetti A. Sugets ou citouyes. Paris, 1977. P. 177.
  320. Schwarz-Liebermann v. Wahlendorf und function der sogenannten zweiten Kammer, Tubinger 1958.
  321. Staatskoerant van die Republiek van Suid-Afrika. Vol. 219. № 8914. 1983. 28 September.
  322. Tanda A.P. II parlamento italiano: II. — Le funzioni. Boll. Di inform. Costituzionali e parlamentari. Roma. 1983. N.l.
  323. H. 1910. Senates and upper Chambers: Their Use and Function in the modern State. L.
  324. Werner J. P. The Very Federal House: The German Bundestar// Senates: Bicameralism in the Contemporary World. The Ohio state University. 1999.
Заполнить форму текущей работой