Аудио-визуальная коррекция расстройств реакций адаптации у студентов
Одним из приоритетных направлений восстановительной медицины является разработка медицинских технологий, связанных с коррекцией функциональных нарушений органов и систем организма в рамках первичной или вторичной профилактики, повышением адаптивных возможностей человека в целях восстановления и укрепления здоровья, повышения профессиональной надежности и долголетия на основе преимущественного… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
- 1. 1. Общие закономерности возникновения, диагностики и коррекции функциональных расстройств адаптации у студентов
- 1. 2. Современные представления об особенностях аудио-визуального воздействия
- ГЛАВА II. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Методика аудио-визуальной коррекции
- 2. 2. Методы исследования психологического и психофизиологического статуса
- 2. 3. Методика проведения исследования
- ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
- 3. 1. Результаты исследование частоты распространения и выраженности расстройств реакции адаптации у студентов различных курсов во время учебно-экзаменационного процесса
- 3. 2. Результаты исследования эффективности методики аудиовизуальной стимуляции для восстановительной коррекции психоэмоционального состояния студентов с явлениями расстройств реакций адаптации
- 3. 3. Анализ основных проявлений расстройств реакций адаптации у студентов, функциональный диагноз в психиатрической практике с позиций восстановительной медицины
- 3. 4. Анализ комплексной оценки применения аудио-визуальной стимуляции
Аудио-визуальная коррекция расстройств реакций адаптации у студентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность работы.
Одним из приоритетных направлений восстановительной медицины является разработка медицинских технологий, связанных с коррекцией функциональных нарушений органов и систем организма в рамках первичной или вторичной профилактики, повышением адаптивных возможностей человека в целях восстановления и укрепления здоровья, повышения профессиональной надежности и долголетия на основе преимущественного применения природных и искусственных физических факторов, физических упражнений и факторов традиционной терапии. В этой связи одной из актуальных задач является! разработка и внедрение в практическую деятельность специальных средств, обеспечивающих стимуляцию и коррекцию систем организма, наиболее подверженных неблагоприятному воздействию психотравмирующих факторов повседневной деятельности. При этом данные средства должны обеспечивать физиологически обоснованные пути воздействия, быть просты в обращении с минимальными побочными эффектами [109,110].
Преломляя изложенные базовые положения восстановительной медицины к психиатрическим аспектам, следует особо выделить актуальность коррекции нарушений адаптации, связанных с реакцией на стресс, так как именно данные нарушения могут возникать у практически здоровых людей вследствие различных психотравмирующих ситуаций. В силу данного положения, современная международная классификация болезней (МКБ-10) включает в виде отдельного состояния (рубрика Р-43.2) расстройства приспособительных реакций (или расстройства реакций адаптации), трактующиеся как «.состояние субъективного дистресса и эмоционального расстройства, создающее трудности в общественной деятельности и поступков, возникающих в период к значительному изменению жизни или стрессовому событию.». При этом отмечается ведущая роль не столько личностных особенностей, сколько наличие психотравмирующих факторов, одним из которых признается учебно-экзаменационная деятельность.
В этой связи следует подчеркнуть, что в современных условиях получение образования в высших учебных заведениях можно отнести к специфическому виду деятельности, связанному с высоким уровнем психических и физических нагрузок, крайне возрастающих в. сессионный период, дефицитом времени, необходимостью усваивать в сжатые сроки-большой объём информации, повышенными требованиями к решению,' проблемных ситуаций, жёстким контролем и регламентацией режима: Изложенные положения рассматриваются как факторы риска развития расстройств психического здоровья, что подтверждаютсядостаточно высокой (46%-59%) частотой «предболезненных» нервно-психических расстройств и в целом свидетельствует об актуальности разработки программ охраны психического здоровья студентов и внедрения комплекса мероприятий превентивной, и лечебно-профилактической направленности [17,136]'.
Восстановительное лечение расстройств реакций* адаптации традиционно основывается^ на комплексном подходе, включающем, всебя прием адаптогенов, ноотропных препаратов, тонизирующих средств, витаминотерапию, рациональную психотерапию, а, также применение общетонизирующих физиопроцедур [20,51,100- 118].
Проблема разработки аудиовизуальных средств коррекции нарушений психо-эмоционального состояния^ возникающих у человека под влиянием, факторов производственной деятельности, достаточно полно освещена в. литературе' по восстановительной медицине, офтальмоэргономике И' психофизиологии труда [8,146,153,156]. Однако научно-технический прогресс непрерывно обогащает арсенал аудиовизуальных средств, что в определенной степени повышает эффективность коррекции, не изменяя однако базовый характер собственно аудио-визуального е воздействия, и определяет актуальность их использования в программах охраны психического здоровья студентов.
При этом важно подчеркнуть, что в ранее проведенных исследованиях [33,116,118] рассматривались, как правило, психологические аспекты нарушений адаптации, что актуализирует анализ психофизиологических, вегетативных и субъективных проявлений расстройств реакций адаптации у студентовНаряду с этим, требует усовершенствования разработанная ранее [141] методика аудио-визуальной стимуляции в контексте применения технических^ средств предъявления информацииоснованных на современных компьютерных технологиях. Цель работы.
Научное обоснование применения методики аудио-визуальной стимуляции в комплексном восстановительномлечении расстройств, реакций адаптации у студентов в рамках учебно-экзаменационного процесса. Основные задачи работы:
1. Исследовать частоту распространения! и выраженностьрасстройств реакций адаптации у студентов различных курсов в учебно-экзаменационный период.
2. Исследовать эффективность применения методики аудио-визуальной стимуляции в комплексной восстановительной коррекции психоэмоционального и психофизиологического состояния студентов с проявлениями расстройств реакций адаптации.
3: Исследовать эффективность курсового применения методики аудиовизуальнойстимуляции длякоррекциивегетативных, адаптационных и субъективных проявлений расстройств? реакций адаптации у студентов после экзаменационной сессии.
4. Оценить влияние стимуляции аудио-визуальными средствами на психо-эмоциональное состояние в зависимости от исходных психологических особенностей личности пациента;
5. Разработать организационно — методические рекомендации по практическому применению методики аудио-визуальной стимуляции в программах охраны психического здоровья студентов. Основные положения, выносимые на защиту:
1. Учебно-экзаменационная деятельность студентов технических высших учебных заведений сопровождается функциональными нарушениями психологического статуса в виде расстройств реакции адаптации, проявляющихся ухудшением «самочувствия» и «активности», повышением, личностной и особенно реактивной, тревожности, усилением субъективных проявлений синдрома' хронической усталости, — более выраженными у студентов первых двух курсов по сравнению со студентами третьего-четвертого курсов.
2. Применение методики аудио-визуальной стимуляции, обеспечивает существенное повышение эффективности традиционного восстановительного лечение расстройств* реакций адаптацииу студентов после экзаменационной сессии, что подтверждается статистически значимой, положительной динамикой психологических, субъективных, вегетативных, психофизиологических и адаптационных показателей организма. Научная новизна работы.
Впервые в восстановительной медицине обосновано применение методики аудио-визуальной стимуляции в комплексном восстановительном лечении расстройств реакций адаптации у студентов после экзаменационной сессии.
Выявлено, что учебно-экзаменационная" деятельность сопровождается функциональными нарушениями психологического статуса в виде расстройств реакции адаптации, что подтверждается ухудшением преимущественно у студентов первых двух курсов (по сравнению с предэкзаменационным периодом) «самочувствия» и «активности» (на 9,4% -10,4%), повышением личностной и реактивной тревожности (на 10,5%.
11,8%), а также усилением (на 66,3%) субъективных проявлений синдрома хронической усталости.
Доказана эффективность применения методики аудио-визуальной стимуляции в комплексном восстановительном лечении студентов с расстройствами: реакции адаптации, что подтверждается статистически значимой (р<0,05) положительной динамикой (по сравнению с пациентами! контрольной группы) психологических (повышение показателей теста «Самочувствие"^ „Активность“, „Настроение“ на 6,8%, снижение личностной и реактивной: тревожности на 6,5%-10,7%, улучшение: показателей напряжениямеханизмови функционирования» возможностей психической адаптации на 8,7%-22,9%) и психофизиологических: (повышение качества выполнения теста «реакция на движущиеся объекты» на 20,7%) показателей.
Установленочто применение методики, аудио-визуальнойстимуляции обеспечивает эффективную-, статистически достоверную" (р<0−05)^ коррекциювегетативных (снижение превалирования симпатической регуляции на 21,6%)^ адаптационных (улучшение показателей индекса функционального состояния и индекса функциональных изменений на 2,2%-6,8%) и субъективных (снижение выраженности субъективных проявлений хронической усталости на — 22,8%) проявлений расстройствреакций адаптации у студентов после экзаменационной сессии.
Теоретическая значимость работы заключается в изучении возможных механизмов восстановительной коррекции психо-эмоционального и психофизиологического состояния студентов с проявлениями расстройств реакций адаптации на основе применения^ методики аудио-визуальнот стимуляции.
Практическая значимость работы;
Разработаны практические рекомендации медицинского характеранаправленные: на использование методики аудио-визуальной стимуляции в общей системе восстановительной медицины.
Внедрение работы.
Материалы диссертационной работы используются в процессе восстановительного лечения в психотерапевтическом кабинете городской поликлиники № 26 Управления здравоохранения ЮАО г. Москвы и в кабинете полисенсорной зрительной релаксации филиала № 2 ФГУ «3 Центральный военный клинический госпиталь им. А. А. Вишневского МО РФ».
Апробация и публикация материалов исследования.
Основные результаты и положения диссертации доложены и обсуждены на следующих научных конференциях и симпозиумах:
— научно-практической конференции Центрального Федерального округа Российской Федерации «Современные технологии медицинской реабилитации больных и инвалидов», Москва, 2010 г.;
— международного симпозиума «Профессиональное здоровье и качество жизни», Сингапур, 2010 г.
Материалы диссертации представлены в 10 научных работах, в том числе в 3-х статьях в рекомендованном ВАК РФ научных изданиях. Структура диссертации.
1. Результаты исследования частоты распространения и выраженности расстройств реакций адаптации у студентов различных курсов показали, что учебно-экзаменационная деятельность сопровождается функциональными нарушениями психологического статуса (сходными для студентов гражданских ВУЗов и курсантов военного училища), что подтверждается* ухудшением (по сравнению с предэкзаменационным периодом) показателей по шкалам «самочувствие» и «активность» теста САН (на 9,4% - 10,4%), повышением уровня личностной и • реактивнойтревожности (на. 10,5%-11,8%), а также усилением (на 66,3%) субъективных проявленийсиндрома хронической усталостиПри этом выявлены статистическизначимые увеличения выраженности расстройств реакции адаптации «у студентов первых двух курсов по сравнению со студентами третьего-четвертого курсов.
2. Включение в традиционное лечение расстройств реакций адаптации методики аудио-визуальной стимуляции. приводит к достоверному повышению показателей по шкалам* «самочувствие», «активность" — «настроение» теста САН (на 7,3%, 12,4% и- 7,7% соответственно, р<0−05), снижению по шкалам: реактивной (на 10,7%) и личностной' (на 6,5%) тревожности (р<0,05) теста Спилбергера, нормализации механизмов психической адаптации и повышению? • уровням функциональных возможностей психической адаптации на 8,7%-22,9% (р<0,01), снижению (на 8,2%, р<0,05) уровня тревожности (по тесту СМОЛ), а также улучшению показателя «реакции на движущиеся объекты» на 20,7% (р<0,05).
3. Курсовое примененияметодики аудио-визуальной стимуляции для коррекцию вегетативных, адаптационных исубъективных проявлений расстройств реакций адаптации у студентов* после экзаменационной сессииприводит к улучшению состояния вегетативной нервной системы^ проявляющемуся в снижении превалирования симпатической системы на 21,6% (р<0,01), улучшении показателей индекса функционального состояния и индекса функциональных изменений на 2,2%-6,8% (р<0,05), а также снижении показателя субъективных проявлений синдрома хронической усталости на 23% (р<0,05), что в целом свидетельствует о нормализации функциональных резервов адаптации.
4. Аудио-визуальная коррекция наиболее эффективна у пациентов с демонстративными и психастеническими чертами личности и в меньшей степени — у лиц с шизоидным, ипохондрическим и гипоманиакальным радикалом в структуре личности (по тесту СМОЛ), что подтверждается статистически значимыми (р<0,05) различиями в снижении реактивной тревожности (на 14,8%- 13,2%- 6,2%- 4,6% и 5,4% соответственно)1 и повышением среднего показателя по тесту «САН» (на 17,1%- 15,8%- 7,4%- 8,9% и 9,6% соответственно).
5. Результаты сравнительной оценки удовлетворенности от проведенного восстановительного лечения свидетельствуют, что в основной группе пациентов (традиционное лечение в сочетании с методикой аудиовизуальной стимуляции) уровень удовлетворенности был на 26% выше, чем в контрольной группе пациентов (традиционное лечение), что в совокупности с разработанными организационно-методическими предложениями позволяет рекомендовать методику аудио-визуальной стимуляции к широкому применению в программах охраны психического здоровья студентов.