Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Оптимизация использования лекарственных средств в рамках внедрения и совершенствования формулярной системы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В России Концепция основных лекарственных средств и формулярная система по лекарственным средствам внедряется с середины 90-х годов 20 века. Однако существуют проблемы, связанные с недостатком объективной лекарственной информации и навыков рационального выбора лекарственных средств у врачей. Мировой опыт показывает, что решение этих проблем невозможно без эффективного обучения клинической… Читать ещё >

Содержание

  • Список сокращений
  • 1. Введение
  • 2. Использование лекарственных средств — проблемы и способы их решения (обзор литературы)
    • 2. 1. Лекарственная политика Всемирной Организации Здравоохранения: концепция основных лекарственных средств, формулярное регулирование
    • 2. 2. Использование лекарственных средств в Российской Федерации
    • 2. 3. Актуальность и опыт внедрения новых образовательных технологий в преподавании клинической фармакологии и их влияние на реальную клиническую практику
    • 2. 4. Методы оценки эффективности мероприятий, направленных на улучшение использования лекарственных средств
  • 3. Материалы и методы исследования
    • 3. 1. Краткий курс экспериментального обучения клинической фармакологии студентов старших курсов КГМУ
    • 3. 2. Обучение врачей клинической фармакологии в рамках последипломного образования
  • 4. Результаты исследования и их обсуждение
    • 4. 1. Исследование эффективности обучения студентов и врачей основам клинической фармакологии и принципам рациональной фармакотерапии
      • 4. 1. 1. Изучение эффективности краткого курса обучения студентов основам клинической фармакологии и принципам рациональной фармакотерапии

      4.1.1.1. Сравнение эффективности краткого курса обучения студентов основам клинической фармакологии по методологии проблемного преподавания с использованием Концепции «Личный формуляр» и по методологии проблемного преподавания с использованием существующих стандартов лечения распространенных заболеваний.

      4.1.1.2. Изучение соответствия лечения, назначенного студентами при решении фармакотерапевтических задач, существующим рекомендациям по лечению, протоколам и стандартам до начала краткого курса обучения клинической фармакологии и после его окончания.

      4.1.1.3. Исследование практики назначения лекарственных средств врачами, прошедшими краткий курс обучения клинической фармакологии во время обучения в институте, с помощью индикаторов назначения лекарственных средств.

      4.1.2. Изучение эффективности обучения врачей основам клинической фармакологии и принципам рациональной фармакотерапии в рамках последипломного образования.

      4.1.2.1. Сравнение эффективности обучения врачей основам клинической фармакологии по методологии проблемного преподавания с использованием Концепции «Личный формуляр» и по методологии проблемного преподавания с использованием существующих стандартов лечения распространенных заболеваний.

      4.1.2.2. Изучение соответствия лечения, назначенного врачами при решении фармакотерапевтических задач, существующим рекомендациям по лечению, протоколам и стандартам до начала обучения клинической фармакологии и после его окончания.

      4.1.2.3. Исследование практики назначения лекарственных средств врачами, прошедшими обучение клинической фармакологии в рамках последипломного образования, с помощью индикаторов назначения лекарственных средств.89 4.2. Динамика формирования формулярных списков ЛЕТУ Республики Татарстан в зависимости от обучения врачей основам клинической фармакологии и принципам рациональной фармакотерапии.

      6. Выводы.

Оптимизация использования лекарственных средств в рамках внедрения и совершенствования формулярной системы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Нерациональное использование лекарственных средств снижает качество медицинской помощи и приводит к избыточной трате ограниченных ресурсов. Всемирная Организация Здравоохранения проводит глобальную политику содействия рациональному использованию лекарственных средств во всем мире, акцентируя внимание на развитии операционных рычагов воздействия на лекарственную политику и изучение результатов различных вмешательств [130, 177]. Проанализировав мировой опыт за последние 15 лет, эксперты ВОЗ показали высокую эффективность некоторых административных и образовательных стратегий в улучшении использования лекарственных средств как в развивающихся, так и в развитых странах [130]. Вмешательствами, которые доказали свою действенность, являются:

• внедрение списков основных лекарственных средств или формулярных списков на различных уровнях системы здравоохранения на основе Концепции основных лекарственных средств ВОЗ;

• базовое профессиональное образование по клинической фармакологи на основе проблемного метода;

• целевое повышение квалификации врачей по клинической фармакологии, основанное на проблемном методе и привязанное к использованию руководств (стандартов) лечения.

В России Концепция основных лекарственных средств и формулярная система по лекарственным средствам внедряется с середины 90-х годов 20 века [172]. Однако существуют проблемы, связанные с недостатком объективной лекарственной информации и навыков рационального выбора лекарственных средств у врачей [72]. Мировой опыт показывает, что решение этих проблем невозможно без эффективного обучения клинической фармакологии [115]. По данным ВОЗ, традиционный метод преподавания клинической фармакологии и фармакотерапии, ориентированный на запоминание готовых рекомендаций, обучение по принципу «что назначить при той или иной болезни» не прививает врачам навыков рационального выбора лекарства [177]. В мировой практике в ряде многоцентровых международных исследований показана высокая эффективность обучения студентов-медиков навыкам рационального использования лекарственных средств, основанного на проблемном методе и концепции «Личный формуляр» [92, 93, 95]. Имеются единичные исследования, показавшие эффективность этой методологии в обучении врачей в рамках последипломного образования [75, 162]. В России элементы методологии проблемного преподавания клинической фармакологии и рациональной фармакотерапии и концепции «Личный формуляр» используется в обучении провизоров в Пермской государственной фармацевтической академии [74]. Обучения врачей в рамках последипломного образования с анализом реальной клинической практики на этапах внедрения формулярной системы ранее не проводилось.

Исследование эффективности обучения врачей с использованием методологии проблемного преподавания клинической фармакологии и рациональной фармакотерапии и концепции «Личный формуляр» и оценка степени влияния этого вмешательства на последующее назначение лекарственных средств и внедрение формулярной системы в ЛПУ является актуальным. В связи с этим возникла необходимость в проведении настоящего исследования.

Цель исследования.

Провести углубленный анализ использования лекарственных средств врачами в зависимости от подготовленности по клинической фармакологии в лечебно-профилактических учреждениях Республики Татарстан в рамках внедрения и совершенствования формулярной системы.

Задачи исследования:

1. Изучить навыки назначения лекарственных средств при распространенных заболеваниях (артериальной гипертензии, остром бронхите и внебольничной пневмонии, остеоартрозе, остром гастроэнтерите) студентами медицинского ВУЗа и врачами-слушателями, оценить соответствие применения лекарственных средств, режимов их назначения основным положениям доказательной медицины и современным представлениям о терапии этих заболеваний. Оценить зависимость качества решения клинико-фармакологических задач от уровня их сложности.

2. Адаптировать к российским условиям и апробировать в обучении студентов методологию проблемного преподавания клинической фармакологии.

3. Проанализировать влияние проблемного преподавания клинической фармакологии врачам-слушателям на качество решения клинико-фармакологических задач и использование ими лекарственных средств и сравнить результативность разных методов преподавания.

4. Сравнить воздействие тематического усовершенствования по клинической фармакологии практикующих врачей и организаторов здравоохранения на внедрение формулярного регулирования использования лекарственных средств в лечебно-профилактических учреждениях.

Научная новизна.

В данном исследовании впервые: на основании изучения навыков назначения лекарственных средств при распространенных заболеваниях врачами клинических специальностей выявлена зависимость рациональности использования лекарственных средств от подготовленности врача по клинической фармакологииадаптирована к российским условиям, апробирована на студентах медицинского ВУЗа и использована в последипломном образовании врачей-слушателей методология проблемного преподавания клинической фармакологии с обучением навыкам составления личного формулярного спискарезультативность обучения клинической фармакологии в рамках последипломного образования подтверждена исследованием реальной клинической практики обученных врачей с использованием Индикаторов Назначения Лекарственных Средств Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) — показана большая эффективность обучения врачей по методологии проблемного преподавания с использованием Концепции «Личный формуляр» по сравнению с использованием существующих стандартов (протоколов) лечения распространенных заболеванийобоснована целесообразность обучения организаторов здравоохраненияпредседателей Формулярно-терапевтических комиссий лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) (заместителей главных врачей по медицинской части) клинической фармакологии как эффективного способа внедрения принципов формулярного регулирования в реальную клиническую практику.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Анализ реальной клинической практики показал в среднем двукратное уменьшение числа лекарственных средств, назначенных одновременно врачами, прошедшими обучение по клинической фармакологии, приводящее к меньшему расходу лекарственных средств на 1 больного в ЛПУ.

Полученные результаты фармакоэпидемиологического анализа обосновали необходимость обучения врачей клинических специальностей клинической фармакологии.

В рандомизированном контролируемом исследовании показана результативность методологии проблемного преподавания клинической фармакологии с использованием концепции «Личный формуляр» в условиях Российского медицинского образования.

Обучение врачей-слушателей клинической фармакологии по методологии проблемного преподавания позволило достичь значительного улучшения качества оказания медицинской помощи врачами после обучения. Это проявлялось снижением лекарственной нагрузки на пациента, курируемого обученным врачом, частоты полипрагмазии, двукратным уменьшением частоты использования антибактериальных средств, более рациональным выбором пути введения лекарственных средств, а также большей приверженностью к Республиканскому формулярному списку по сравнению с врачами контрольной группы, не проходившими обучение.

Углубленный анализ представления формулярных списков ЛПУ Республики Татарстан (РТ) в течение 5 лет показал, что обучение клинической фармакологии заместителей главных врачей по медицинской части, являющихся председателями Формулярно-терапевтических комиссий, эффективно влияет на внедрение формулярного регулирования непосредственно в ЛПУ, в то время, как обучение врачей клинических специальностей способствует рационализации фармакотерапии, назначаемой врачом и пониманию принципов формулярной системы, но без обучения организаторов здравоохранения не влияет на формулярное регулирование в ЛПУ в целом.

Внедрение результатов в практику.

Результаты проведенного исследования использованы при разработке программы мероприятий по внедрению и поддержанию формулярной системы, включающих обновление Республиканского формуляра лекарственных средств, пересмотр методических рекомендаций для организаторов здравоохранения по внедрению и поддержанию формулярной системы в лечебно-профилактических учреждениях, проведение циклов-семинаров по клинической фармакологии для организаторов здравоохранения, проведение серийных проверок рациональности использования лекарственных средств с помощью Индикаторов Назначения Лекарственных Средств.

Методология проблемного преподавания клинической фармакологии, адаптированная и апробированная в процессе исследования, используется в обучении врачей-слушателей циклов тематического усовершенствования и аттестационно-сертификационных циклов на кафедре клинической фармакологии и фармакотерапии Казанской государственной медицинской академии.

По результатам исследования издано и утверждено Министерством здравоохранения Российской Федерации учебное пособие для врачей «Методология проблемного преподавания клинической фармакологии как основа рациональной фармакотерапии при внедрении формулярной системы в работу практического врача».

Результаты анализа формулярных списков ЛПУ РТ были использованы при подготовке и пересмотре Республиканского формулярного списка. Подготовлено и опубликовано три издания «Республиканского формуляра (словаря-справочника)» в 2000, 2002 и 2004 году.

Апробация работы.

Материалы диссертации представлены на заседании регионального Координационного совета Поволжского и Волго-Вятского регионов России «Качество и эффективность дополнительного профессионального образования кадров здравоохранения», КГМА, Казань, апрель 2000 г.- на VIII, IX российских национальных конгрессах «Человек и лекарство», Москва, 2001, 2002 г.- на итоговых научно-практических конференциях молодых ученых, КГМА, Казань, 2001, 2002, 2004 гг.- на научно-практической конференции «Проблемы стандартизации в здравоохранении», Москва, февраль 2002 г.- на ежегодном собрании Американского общества клинических фармакологов и терапевтов, Атланта, США, март 2002 г.- на VIII международном конгрессе по иммунореабилитации «Аллергия, иммунология и глобальная сеть», Канны, Франция, апрель 2002 г.- на Российской научно-практической конференции «Рациональное использование лекарств», Пермь, март 2004 г. Фрагменты работы были представлены в виде устного доклада на Всероссийской конференции с международным участием «Клиническая фармакология в России: достижения и перспективы», Москва, 9−10 сентября 2004 г.

Публикации.

Результаты исследований по диссертационной теме изложены в 24 печатных работах.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Навыки назначения и использования лекарственных средств при распространенных заболеваниях отличается от современных рекомендаций и зависят от подготовленности врача по клинической фармакологии.

2. Обучение врачей-слушателей клинической фармакологи по методологии проблемного преподавания позволяет достичь значительного улучшения качества фармакотерапии в реальной клинической практике, повышает приверженность к Республиканскому формулярному списку, уменьшает лекарственную нагрузку на пациента.

3. Подготовленность организаторов здравоохранения (председателей Формулярно-терапевтических комиссий, заместителей главных врачей по медицинской части) по клинической фармакологии является определяющим фактором результативности внедрения формулярного регулирования в ЛПУ.

2. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.

Рациональное использование лекарственных средств — проблемы и способы их решения.

Рациональное использование и доступность лекарственных средств являются наиболее важными факторами, определяющими эффективность системы здравоохранения (как больничного, так и первичного звена медико-санитарной помощи), и тем самым становятся необходимым условием успешной реформы здравоохранения".

WHO Task Force on Health Economic, Drugs and Health Sector Reform,.

Geneva, December, 1996.

Нерациональное использование лекарственных средств широко распространено во всех развитых и развивающихся странах, в государственном и частном секторе здравоохранения [160]. Общемировой проблемой является полипрагмазия, нерациональное использование антибактериальных лекарственных средств, инъекционных форм, дорогостоящих препаратов [89, 122, 151]. По данным ВОЗ 30−60% пациентов в амбулаторной практике получают антибиотики (это в два раза больше, чем требуется на самом деле), 25−75% случаев назначения антибиотиков в стационарах неоправданноза год во всем мире лекарственные препараты вводятся парентерально 15 биллионов раз, в половине случаев с несоблюдением асептики, зачастую без необходимости [178]. Более 10% госпитализаций в развитых странах связаны с нежелательными лекарственными реакциями [175]. Как для развитых, так и для развивающихся стран характерно избыточное назначение дорогостоящих лекарственных средств, вызванное крайне агрессивным маркетингом [97, 111]. Наиболее активно продвигаются на рынок самые новые, а значит наиболее дорогие и наименее изученные лекарственные средства [57, 73]. На сегодняшний день на мировом фармацевтическом рынке слишком много лекарственных средств, подобных друг другу, не имеющих доказанных значительных различий (в англоязычной медицинской литературе лекарственные средства «Ме-Тоо» — «Я-тоже»). Примером могут служить ингибиторы АПФ, статины [132]. На фармацевтическом рынке ведется ожесточенная борьба за назначение врачом конкретного торгового наименования с использованием различных способов открытого и скрытого воздействия. В результате под влиянием фармацевтических компаний врачи назначают более дорогое, зачастую многокомпонентное, но не более эффективное и безопасное лечение, тем самым нанося ущерб пациенту [178].

Лекарственное обеспечение — один из наиболее затратных компонентов системы здравоохранения [168] и может потреблять до 40% бюджета здравоохранения в развивающихся странах и странах переходного периода [88, 137]. Эти страны находятся в состоянии экономического неблагополучия с сильно ограниченным бюджетом здравоохранения, в связи с этим одна треть от бюджета здравоохранения оказывается очень небольшой суммой, которая должна использоваться с максимальным эффектом [124].

Для рационализации использования лекарственных средств необходимы разработка и внедрение эффективных вмешательств на разных уровнях системы здравоохранения — законодательном, административном, образовательном [40].

ВЫВОДЫ:

1. Исходные навыки использования лекарственных средств для лечения распространенных заболеваний соответствуют основным положениям доказательной медицины у студентов-медиков в 21±13% случаев, у врачей-слушателей в 33±22% случаев. Основными проблемами являются назначение лекарственных средств, не показанных при данном заболевании и несоответствующий режим дозирования. Наибольшие затруднения вызывают клинические случаи 3-го уровня сложности (ухудшение после назначенного лечения, требующее смены лечения) и 4-го уровня сложности (проявление побочных эффектов, требующее отмены лекарственного средства).

2. Методология проблемного преподавания клинической фармакологии и рациональной фармакотерапии вполне приемлема для российского медицинского дои последипломного образования.

3. Обучение врачей-слушателей клинической фармакологии с позиций доказательной медицины в рамках последипломного образования оптимизирует использование лекарственных средств. Обучение студентов старших курсов недостаточно влияет на их последующую практику врачебных назначений. Сочетание обучения студентов старших курсов клинической фармакологии с позиций доказательной медицины с последующим последипломным усовершенствованием эффективно улучшает использование лекарственных средств.

4. Врачи-слушатели, прошедшие обучение по методологии проблемного преподавания клинической фармакологии с использованием концепции «Личный формуляр», при решении клинико-фармакологических задач назначают на 50% более рациональную фармакотерапию в сравнении с контрольной группой (общий балл 79±3,9 в контрольной группе в сравнении с 123±4,7 баллами в группе, создававшей личный формуляр) и затрачивают меньше времени на решение каждой задачи.

5. Подготовка по клинической фармакологии врачей клинических специальностей способствует рационализации назначаемой ими фармакотерапии и пониманию принципов формулярной системы, но без обучения организаторов здравоохранения не влияет на формулярное регулирование в лечебно-профилактических учреждениях в целом.

6. Подготовленность организаторов здравоохранения (Председателей Формулярно-терапевтических комиссий, заместителей главных врачей по медицинской части) по клинической фармакологии облегчает внедрение формулярного регулирования в лечебно-профилактических учреждениях.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. Ввести в программу плановой аттестации врачей клинических специальностей и организаторов здравоохранения (заместителей главных врачей по медицинской части, председателей формулярно-терапевтических комиссий) обязательное прохождение цикла тематического усовершенствования по клинической фармакологии с использованием методологии проблемного преподавания.

2. Постоянно проводить мониторинг использования лекарственных средств в ЛПУ с помощью Индикаторов Назначения Лекарственных Средств ВОЗ с целью оценки результативности внедрения и совершенствования формулярной системы по лекарственным средствам.

3. Обсуждать на Формулярно-терапевтических комитетах различного уровня выявленные проблемы использования лекарственных средств и способствовать подготовке по клинической фармакологии врачей клинических специальностей и организаторов здравоохранения всех ЛПУ с целью оптимизации внедрения и поддержания формулярной системы по лекарственным средствам.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.B. Проблемы безопасности лекарственных веществ в России/ А. В. Астахова, В. К. Лепахин // Фармацевтический мир. -1997. -№ 2. -с. 10−12
  2. Н. Формулярная система для территорий, выгоды — для участников фармрынка/Афанасьев Н., Ушкалова Е.// Ремедиум — 2000. -№ 1−2.- С. 14−17.
  3. Ю.Б. Перспективы для клинического фармаколога/ Ю.Б. Белоусов//Качественная клиническая практика.-2002.-№ 2.-С.13−16
  4. С.А. Результаты работы неврологического отделения в условиях формулярной системы/ С. А. Берестов, О. Е. Овчинникова, Д. В. Петрова, И. В. Жданова, А.С.Федянин//Тез. докл. X Российского нац. конгресса: Человек и лекарство, Москва, 2003, с.71
  5. Бурбелло А. Т. Формулярная система в условиях многопрофильной больницы/А.Т.Бурбелло, А. В. Шабров, М. П. Фрелих, Н.В.Добрынина//Тез. докл. X Российского нац. конгресса: Человек и лекарство, Москва, 2003, с.73
  6. Ван дер Хейде Б. Экспорт медикаментов в развивающиеся страны: проблемы остаются нерешенными // Монитор основных лекарств. -1995.-№ 4. -с. 6.
  7. В.А. Балинтовские группы в системе последипломной подготовки врачей общей практики/ В. А. Винокур, Ю.М.Губачев// Клиническая медицина.-1996.-№ 5-С.71−73.-Бибилогр. 11 назв.
  8. Е.А. Характеристика антимикробной терапии внебольничной пневмонии по результатам анкетирования врачей/Е.А.Вострикова, В. А. Костин, М. И. Ликстанов,
  9. Ю.М.Простакишина//Тез. докл. X Российского нац. конгресса: Человек и лекарство, Москва, 2003, с
  10. Ю.Вотчал Б. Е. Очерки клинической фармакологии/Москва.-1963.-414 с-Библиогр. 401−414 стр.
  11. П.Гайнуллина Ю. И. Основные тенденции при внедрении формулярной системы в центральной городской больнице/Ю.И.Гайнуллина, В. Я. Кривелевич, З.И.Камаева//Тез. докл. X Российского нац. конгресса: Человек и лекарство, Москва, 2003, с.74
  12. A.Ф.Титаренко, О.О.Ведерникова//Методические рекомендации для врачей.-Казань-Медицина-2002−40 с. 15.3иганшина Л. Е. Метод проблемного преподавания клинической фармакологии и фармакотерапии врачам/ Л. Е. Зиганшина,
  13. Л.Е. Формулярная система лекарственного обеспечения и ее становление в Республике Татарстан/ Зиганшина Л. Е., Галиуллин Н. И., Сафиуллин P.C. и др. //Казанский медицинский журнал 2000. -Т.81, № 2. — С. 108 — 110.-Бибилограф.23 наим.
  14. Изучение эффективности последипломного обучения /Даутов Ф.Ф., Почкин Ю.Н.// Вопросы совершенствования последипломного обучения врачей: Тез. докл. VI науч.-метод. конф. Казань.- 1989-с.55−56.
  15. A.A. Фармакоэпидемиологическое обоснование применения антибактериальных препаратов при инфекциях нижнихдыхательных путей, вызванных S. Pneumoniae и Н. Influenzae/Автореф. дисс. канд. мед. наук. — Волгоград, 2004. — 23 с.
  16. Г. Г. Опыт использования формулярной системы в преподавании клинической фармакологии//Рациональное использование лекарств: Материалы Российской науч.-практ. конф. -Пермь.- 2004.- с.337−338.
  17. Клинические рекомендации + фармакологический справочник / Абакумова Т. Р., Ведерникова О. О., Давлиева Т. В., Зиганшин А. У. и др.(всего 13 человек)// Справочник. М., 2003, 800 е.
  18. С.Н. Группа тетрациклинов // Практическое руководство по антиинфекционой химиотерапии / Под ред. Страчунского Л. С., Белоусова Ю. Б., Козлова С. Н. М.: РЦ «Фармединфо», 2002. С. 84−86.
  19. С.Н. Фармакоэпидемиологические подходы к оптимизации лекарственной терапии внебольничных инфекций в амбулаторных условиях/ Автореф. дисс. докт. мед. наук. — Смоленск, 2004. — 33 с.
  20. И.Г. Формы сотрудничества медицинского ВУЗа с врачами, прошедшими последипломную подготовку/ Коновалова И. Г.,
  21. В.Е., Лампусова А.И.// Здравоохранение российской Федерации-1987 № 9.- с.21−23
  22. Контроль эффективности последипломной подготовки врачей /Хамитов Ф.С., Эпштейн Я.З.// Вопросы оптимизации усовершенствования врачей: Тез. докл. IV науч.-метод. конф. Казань, 1984.-с. 77−78.
  23. В.Г. Клиническая фармакология: первые шаги новой службы/ В. Г. Кукес //Фармацевтический вестник,-1999. № 23. — с. 12−14
  24. Лекарственные средства/ Абакумова Т. Р., Ведерникова О. О., Давлиева Т. В., Зиганшин А. У. и др.(всего 13 человек)//Справочник. М., 2003, 795 с.
  25. М.В. Первое российское фармакоэпидемиологическое исследование артериальной гипертонии/Леонова М.В., Белоусов Д. Ю. //Качественная клиническая практика. 2002. — № 3. — с.18−24-Бибилограф. 13 назв.
  26. Д.Р. Фармакоэпидемиология острых респираторных заболеваний верхних дыхательных путей и острых бронхитов у детей в амбулаторных условиях Автореф. дисс. канд. мед. наук. — Казань, 2003. — 21с.
  27. Г. П. Проблемное обучение при изучении внутренних болезней /Матвейков Г. П., Пшоник С. С. //Терапевтический архив.-1987.-№ 11 с. 102−105 -Бибилограф. 12 назв.
  28. Методы контроля знаний и оценки эффективности обучения врачей-слушателей на кафедре урологии /Белых С.И., Каримова Т.А.// Вопросы совершенствования последипломного обучения врачей: Тез. докл. VI науч.-метод. конф. Казань, 1989 — с.29−30.
  29. Михайлов М. К Вопросы оптимизации усовершенствования врачей/ М. К. Михайлов //Вопросы оптимизации усовершенствования врачей: Тез. докл. IV науч.-метод. конф. Казань, 1984 — с.7−10
  30. Михайлов M. K Вопросы совершенствования последипломного обучения /. М. К. Михайлов // Вопросы совершенствования последипломного обучения врачей: Тез. докл. VI науч.-метод. конф. -Казань, 1989.-С.З-6.
  31. М.К. 75 лет Казанскому институту усовершенствования врачей/ Михайлов М. К., Низамов И. Г. //Казанский медицинский журнал, 1995, № 2, с.81−84
  32. Мор Т. Практическое руководство по разработке и внедрению формулярной системы в учреждениях: Проект «Рациональный фармацевтический менеджмент в России"/ Т. Мор, А. Быков, Э. Савелли //-Арлингтон, Вирджиния- М., 1997.- 100 с.
  33. С.М., Чучалин А. Г., Белоусов Ю. Б., Антибактериальная терапия пневмоний у взрослых. -Учебно-методическое пособие для врачей. -М.-1998.-515 с.
  34. К.Н. Опыт организации преподавания клинической фармакологии/ Наджимутдинов К. Н., Каценович P.A.// Медицинский журнал Узбекистана.-1985.-№ 7.-с.5−7.-Бибилиограф. 15 назв.
  35. A.A. Некоторые аспекты преподавания клинической фармакологии/ Никулин А.А.//Здравоохранение РФ.-1990.-№ 10.-с. 33−35-Бибилиограф. 17 назв.
  36. Оптимизация проведения практического занятия по клинической фармакологии антиаритмических препаратов /Абдрахманова Н.Г.// Вопросы совершенствования последипломного обучения врачей: Тез. докл. VI науч.-метод. конф. Казань, 1989 — с.24−26.
  37. Опыт организации учебной работы на кафедре клинической фармакологии /Зимакова И.Е., Абдрахманова Н.Г.// Вопросы совершенствования последипломного обучения врачей: Тез. докл. V науч.-метод. конф. Казань, 1986 — с.63
  38. В.А. О методических подходах к преподаванию клинической фармакологии/ Орлов В. А., Замотаев И.П.// Клиническая медицина-1989.-№ 11.-с. 142−144
  39. Орлов В. А. Методические подходы к оценке эффективности последипломного обучения врачей/ Орлов В. А, Замотаев И.П.// Клиническая медицина.-1992.-№ 3- с. 68−69.-Библиограф. 11 назв.
  40. Практическая пульмонология детского возраста. Справочник / Под ред. В. К. Таточенко — М., 2000.— 268 с.
  41. Профилактика, диагностика и лечение первичной артериальной гипертонии в Российской Федерации/ЯСлиническая фармакология и фармакотерапия,-2000.-№ 9.-С.
  42. Республиканский формуляр лекарственных средств (словарь-справочник торговых наименований, лекарственных форм и групповой принадлежности лекарственных средств)// Методическое руководство / Под ред. Галиуллина Н.И.- Казань: Медицина.- 2000.- 196 с.
  43. Л.Н. Главное не навреди/ Л.Н. Салпынов// Казахский фармацевтический вестник.-2000.-Ш.-С.15−19. -Библиогр. 12 назв.
  44. Самостоятельная работа слушателя основных циклов на кафедре инфекционных болезней /Баширова Д.К., Сорокин A.A. и др.// Вопросы совершенствования последипломного обучения врачей: Тез. докл. VI науч.-метод. конф. Казань, 1989 — с.27−29.
  45. Сафиуллин Р. С. Формулярная система по лекарственным средствам: опыт разработки в Республике Татарстан/ Сафиуллин P.C., Скулкова P.C., ЯгудинаР.И., Зиганшина Л.Е.// Казань: Медицина, 2000. 102 с.
  46. A.A. Преподавание практики рационального назначения лекарств в курсе фармакологии/А.А.Свистунов, H.H. Ардентова//Рациональное использование лекарств: Материалы Российской науч.-практ. конф. Пермь — 2004.- с. 350−351.
  47. О.Н. Фармакоэкономический анализ применения ингибиторов АПФ и диуретиков при фармакотерапии гипертонической болезни //Автореф. дисс. канд. мед. наук. — Волгоград, 2004. — 25 с
  48. Специальный Проект по фармации для Новых Независимых Государств ВОЗ-http://www.euro.who.int/pharmaceuticals/NIS/200 207 082
  49. А.К. Актуальные вопросы преподавания клинической фармакологии в медицинских ВУЗах/А.КСтародубцев, В.В.Архипов// Рациональное использование лекарств: Материалы Российской науч.-практ. конф. Пермь, 2004 — с. 323−326.
  50. Стентон Гланц. Медико-биологическая статистика. — М., Практика, 1999. — 459 с.
  51. Л.С. Фармакоэпидемиология: основные понятия и практическое применение/ Л. С. Страчунский, С. Н. Козлов, С.А. Рачина//Клиническая фармакология и терапия- 2001-№ 10(4).-Бибилиограф.34 назв.
  52. .Я. Оман создает управление по рациональному использованию лекарств / Сулейман Б. Я., Ганн Б.//Монитор основных лекарств. 2002.- № 14.-с.28.
  53. Л .Я. Использование алгоритмов в самостоятельной подготовке слушателей ФПК /Супрун Л.Я., Мацуганова Т. Н // Вопросы совершенствования последипломного обучения врачей: Тез. докл. VI науч.-метод. конф. Казань, 1989 — с.33−36
  54. Формулярная система. Методическое руководство по разработке, внедрению и поддержанию/ под ред. Галиуллина Н. И., Сафиуллина
  55. P.C., Зиганшиной Л. Е. и др., Казань.- МЗ РТ.-КГМА, КГМУ.- 2002.30 с.
  56. С.М. Наш опыт проведения занятий элективного курса «Формулярная система лекарственных средств»/С.М.Фридман, Р.А.Галимова//Рациональное использование лекарств: Материалы Российской науч.-практ. конф. Пермь — 2004 — с. 351−352.
  57. Д.А. Фармакология: Учебник для вузов Москва, ГЭОТАР МЕД- Изд. 7-е
  58. А.Г. Введение формулярной системы в России: пользы больше, чем риска/ А. Г. Чучалин, В. С. Шухов, Дж. Харпер// Ремедиум-1999. № 10 — С.34−37.
  59. Эндрю Четли Проблемные лекарства/Рига.-1998.-352 с.
  60. В.В. Концепция рационального использования лекарств -методология фармацевтического образования//Рациональное использование лекарств: Материалы Российской науч.-практ. конф. -Пермь, — 2004.- с. 327−333.
  61. Akici A. Impact of short postgraduate course in rational pharmacoterapy for general practitioners/ A. Akici, S. Kalaca, M. Ugurlu, A. Karaalp, S. Cali, S. Oktay//British Journal of Clinical Pharmacology. 2003. — t.57. — № 3. -p.310−321.
  62. Anatomical Therapeutic Chemical (АТС) classification Index with DDD.— Oslo, 2002.—135 p.
  63. Anggrianni Y. Evaluation of Type С Hospital Formularies in Yogyakarta//Improving use of medicines: Abstracts of second international conference-Thailand-2004.-P. 15.
  64. S. 3- versus 5-day treatment with amoxicillin for non-sever pneumonia in young children: a multi-center randomized trial//Improving use of medicines: Abstracts of second international conference-Thailand-2004.-P.143.
  65. Baines DL General practitioner fundholding and prescribing expenditure control. Evidence from a rural English health authority/ D.L.Baines, D.K.Whynes, KH. Tolley//PharmacoEconomics.-1997.-№l 1.-P.350−358.-Библиогр.12 назв.
  66. Bartlett J.G. Community-acquired pneumonia in adults: Guidelines for managemen/ J.G.Bartlett, R.F.Breiman, L.A.Mandell, M.F. Thomas// Clinical Infectoin Disease. 1998. — Vol. 26. — P. 811−838. — Библиогр. 16 назв.
  67. Bjarnason N.M. Institute for rational pharmacotherapy: an initiative to promote rational drug use in Denmark //Improving use of medicines: Abstracts of second international conference.-Thailand.-2004.-P.87.
  68. Bloor К Lessons from international experience in controlling pharmaceutical expenditure II: Influencing doctors/K.Bloor, N. Freemantle//British Medical Journal.-l 996.-№ 312.-P. 1525−7-Бибилиогр. 18 назв.
  69. British National Formulary, 36-th edition London, 1998
  70. Brundtland, M. Access to essential medicines: a global necessity// Essential Drugs Monitor-2003- № 32.- P. 13−14. http ://www. who .int/medicines/mon/3 2 14 .pdf
  71. Carruthers S. G. A Novel formulary: collaboration between health care professionals, seniors, private sector and government in nova scotia//CMAJ: Canadian Medical Association Journal. -1999.-№ 1. -p.56−61.
  72. Cebotarenco N. Drug and Therapeutics Committees in moldova//Improving use of medicines: Abstracts of second international conference.-Thailand-2004.-P.67.
  73. Chaudhury R.R. Impact of Implementation of the Delhi drug policy on availability, accessibility, quality of drug and prescribing patterns (19 952 002)//Improving use of medicines: Abstracts of second international conference-Thailand -2004.-P.21
  74. Cheraghali A.M. Access to medicine in Iran//Improving use of medicines: Abstracts of second international conference.-Thailand.-2004.-P.21
  75. Chidarikire A. The Zimbabwe Essential Drugs Action Programme (ZEDAP)/ A. Chidarikire //Revision of Udergraduate Pharmacy Curricula-Geneva- WHO, 1998.-P.6−7.
  76. Chongtrakul P. Scoring system for the Development of the national list of essential drugs in Thailand//Improving use of medicines: Abstracts of second international conference.-Thailand.-2004.-P.22.
  77. De Vries T.P.G.M. Personal formulary system helps university students// Essential drugs monitor, 1999, № 25&26, p. 20−21.
  78. De Vries T.P.G.M. Guide to Good Prescribing/ T.P.G.M.De Vries, R. H Henning., H.V.Hogerzeil., D.A.Fresle//Geneva- World Health Organization.-l994.-108 p.
  79. Drummond MF. Basing prescription drug payment on economic analysis: the case of Australia//Health Affairs.-l992.-№ 11 .-P. 19l-6-Бибилиогр. 13 назв.
  80. Dung P.H. Empowering stakeholders in drug policy making by research evidence to improve regulation for ethical drug advertisements towardrational drug use//Improving use of medicines: Abstracts of second international conference -Thailand -2004.-P.24.
  81. Ebihara A. Clinical pharmacology and clinical trials in Japan/ A. Ebihara, K. Takahashi, F. Ikemoto, K. Yamamoto// Journal of Molecular Medicine. -1996. -1.74. p.479−486.
  82. Einarson T.R., Bergman U., Wiholm B.-E. Principles and practice of pharmacoepidemiology. In: Speight T.M., Holford N.H.G., editors. Avery’s Drug Treatment. 4th ed. New Zealand: Adis International Limited- 1997. p. 371−392. 3 стр
  83. Faingold C.L. Theaching pharmacology within a multidisciplinary organ system-based medical curriculum/ C.L.Faingold, G.A.Dunaway// Naunyn-Schmiedeberg's Archives of Pharmacology. 2002. — t.366. — 1825.
  84. Gilbert D.N. Aminoglycosides. In: Mandell G.L., Bennett J.E., Dolin R. editors. Principles and Practice of Infectious Diseases. 5th ed. Philadelphia: Churchill Livingstone. 2000. — p. 307−36.
  85. Grant G.B. Development of a limited formulary for general practice/G.B.Grant, D.A.Gregory//Lancet.-1985.-№ 4.-P.1030−1032-Библиогр.13 назв.
  86. Grant G.B., Gregory D.A., Edwards C. A Basic Formulary for General Practice -The United States: Oxford University Press -1994 90 p.
  87. Guidelines for АТС classification and DDD assignment. WHO Collaborating Centre for Drug Statistics Methodology, 5th ed.—Oslo-2002- 262 p.
  88. Gupta U. Qualitative and quantitative assessment of the essential medicines list of Delhi state: a time series analysis //Improving use of medicines: Abstracts of second international conference-Thailand.-2004.-P.26
  89. Gyansa-Lutterodt M. Monitoring the pharmaceutical sector in the developing world: the Ghana example//Improving use of medicines: Abstracts of second international conference.-Thailand.-2004.-P.26.
  90. Hazir T. Efficacy of short-course oral amoxicillin therapy for non-severe pneumonia in children//Improving use of medicines: Abstracts of second international conference.-Thailand.-2004.-P.154.
  91. Hela M. Impact of essential drug programme at the Primary Health Care Level in South Africa//Improving use of medicines: Abstracts of second international conference.-Thailand.-2004.-P.28.
  92. Hill S. An evaluation of the WHO Rational Pharmacotherapy Teaching Program/S.Hill, A.J.Smith, M. Thambiran, E. Walcom, H. Hogerzeil//Improving use of medicines: Abstracts of second international conference -Thailand.-2О04.-P.91.
  93. Hill-Smith I. Sharing resources to create a district formulary: a countrywide controlled trial//British Journal for General Practice/-1996-№ 46.-Р.271−275.-Библиогр. 27 назв.
  94. Hogerzeil H. Access to essential medicines as a part of the fulfillment of the right to health/ H. Hogerzeil, J. Vidal-Casanova//Improving use of medicines: Abstracts of second international conference.-Thailand.-2004-P.73.
  95. Hogerzeil H. Practical implication of the essential drugs concept/H.Hogerzeil //Revision of Udergraduate Pharmacy Curricula — Geneva- WHO, 1998.-P.4−5.
  96. Hogerzeil H.Y. Impact of an essential drugs programme on availability and rational use of drugs/ H.Y.Hogerzeil, G.J.A.Walker,
  97. A.O.Sallami, G. Fernando//Lancet.-1989:-vol.2-р.141−2.-Библиогр. 18 назв.
  98. Hogerzeil H.V. The WHO Essential Medicines Library/H.V.Hogerzeil, R. Gray, E. Murray//Improving use of medicines: Abstracts of second international conference-Thailand-2004-P.72.
  99. How to develop and implement a national drug policy/ 2nd ed.// World Health Organization Geneva — 2001.-239 p.
  100. Howard N. J., Laing R. O. Changes in the World Health Organization essential drug list. Lancet 1991- 338: 743−45.
  101. Huchon G., Woodhead M., Gialdroni-Grassi G., et al. Guidelines for management of adult community-acquired lower respiratory tract infections. Eur Resp J. 1998−11:986−91.
  102. Institute of Social Research, Russian citizens' health-related expenses, Boston University Legal and Regulatory Reform Project, Moscow 1998.
  103. Isah A.O. WHO Prescribing Indicators (1991−1995): trends and perspectives in an Outpatient Health Care Facility in Benin City, Nigeria//Improving use of medicines: Abstracts of second international conference-Thailand -2004 -P. 31
  104. Itthipanichpong C. Innovative learning methods for rational drug prescribing//Improving use of medicines: Abstracts of second international conference.-Thailand.-2004.-P.65
  105. Jafarov A. Selection of essential drug lists in Central Asian Republics. Comparison and discrepancies. http://dcc2.bumc.bu.edu/richardl/DPI02/ RussReads/ Sessl 1/DPIAzizRU.doc Accessed May, 2002
  106. Kamath T.V. Physician adherence to national hypertension guidelines in an elderly medicaid population// Dissertation Abstracts International. -2003.-t, 63. -№ 9. C. 12
  107. Katzung B.G. Basic and clinical pharmacology, 6-th edition, 1995
  108. Kazaryan I. Outcomes of introducing the essential drugs concept in Armenia//Improving use of medicines: Abstracts of second international conference.-Thailand.-2004.-P.76.
  109. Kiambuthi J. The impact of continuous medical education on prescribing habits in mission hospitals in Kenya//Improving use of medicines: Abstracts of second international conference.-Thailand.-2004-P.92.
  110. Kondro W. Canada’s ministers agree health package//Lancet. 2000. -№ 2934.-р.Ю11
  111. Laing R. Ten Recommendations to Improve Use of Medicines in Developing Countries/ R. Laing, H. Hogerzeil, D. Ross-Degnan//Health Policy and Planning.- 2001.-№ 16 (1).-Р.13−20.-Библиогр. 74 назв.
  112. Lee D. Studies of drug utilization. In: Strom B.L., editor. Pharmacoepidemiology. 2nd ed. New York: John Wiley & Sons, Inc.- 1994. p. 379−395
  113. Lee T. «Me-Too» Products Friend or Foe/ T. Lee //The New England journal of medicine-2004-№ 3.-Р.211−212.-Библиогр. 1 назв.
  114. Lerner S.A. Comparative clinical studies of ototoxicity and nephrotoxicity of amikacin and gentamicin/ S.A. Lerner, R. Seligsohn, G.J. Matz// American Journal of Medicine. —1977. — Vol.62(6). — P.919−23. библиогр. 18 назв.
  115. Logez S. Could the WHO Model list of Essential Medicines do more for the Rational and Safe Use of Injection/ S. Logez, Y. Hutin, K. Holloway,
  116. G.Robin, H. Hogerzeil//Improving use of medicines: Abstracts of second international conference.-Thailand.-2004.-P.38.
  117. Makhmudova M.S. Impact of pilot intervention (training)on prescribing patterns in Tajiikistan//Improving use of medicines: Abstracts of second international conference-Thailand-2004.-P.94.
  118. Management Sciences for Health, 1997. Managing Drug Supply, Second edition, 1997:122
  119. Mandal S.C. Study of rational drug use profiles in an NonGovernment Organization-Managed Health Center versus Private Health Practitioners//Improving use of medicines: Abstracts of second international conference.-Thailand.-2004.-P.39.
  120. Martindale. The Extra Pharmacopoeia. 31 Ed. London: Pharmaceutical Press, 1997
  121. Matzke G.R. Controlled comparison of gentamicin and tobramycin nephrotoxicity/ G.R. Matzke, R.L. Lucarotti, H.S. Shapiro// American Journal of Nephrology. — 1983. —Vol.3(l). — P. l 1−7.-библиогр. 15 назв.
  122. Monitoring health conditions in the Russian Federation, The Russia Longitudinal Monitoring Survey 1992 2000, University of North Carolina, March 2001.
  123. Ogwal-Okeng J.W. Impact of decentralization on health services in Uganda: a look at facility utilization, prescribing and availability of essential drug//Improving use of medicines: Abstracts of second international conference -Thailand.-2004.-P.43.
  124. Petchey R. General practitioner fundholding: weighing the evidence//Lancet.-1995.-№ 346-РЛ 139−42.-Бибилиогр. 14 назв.
  125. Pharmacoepidemiology: the future/H.H.Tilson//Drug Intell Clinical Pharmacology.- 1988,-Vol.22.-P. 416−421 -Библиограф. 31 назв.
  126. Prins J.M. Once versus thrice daily gentamicin in patients with serious infections/ J.M. Prins, H.R. Buller, E.J. Kuijper, R.A. Tange, P. Speelman// Lancet. — 1993. — Vol.341. — N8841. — P.335−9. Библиогр. 21 назв.
  127. Promotion rational use of medicines: core components// WHO Policy Perspectives on Medicines Geneva — 2002.-№ 9.-Р.4.-Библиогр.15 наим.
  128. Quick, J.D., Thuo H.M. Adoption of WHO drug use indicators in hospital//Lancet. 1994. -1. 343. — p. 237
  129. Quintiliani R., Quintiliani R. Jr., Nightingale C.N. Aminoglycosides. In: Armstrong D., Cohen J., editors. Infectious Diseases. London: Harcourt Publishers Ltd. 1999. — Vol. 2. — p. 711−712.
  130. Ran R. Prescribing practices in Village Health Stations in rural China/ R. Ran, G. Tompson//Improving use of medicines: Abstracts of second international conference.-Thailand.-2004.-P.49.
  131. Rawlins M.D. Clinical pharmacology and therapeutics into the futur// British Journal of Clinical Pharmacology. 2003. -1.55. — p.483−485.
  132. Robertson J. A pilot study Examining Criteria Used to Select Drugs for Hospital, Provincial and National Formularies//Improving use ofmedicines: Abstracts of second international conference—Thailand—2004.— P.50.
  133. Roughead L. Evaluation Australia’s National Strategy for Quality Use of Medicines: results of indicator measurements 1992−2003//Improving use of medicines: Abstracts of second international conference.-Thailand-2004.-P.50
  134. Sackett D.L. Evidence Based Medicine. How to practic & teach EBM/ D.L. Sackett, W.S.Richardson, W. Rosenberg, RB. Haynes— New York, Edinburg, London, Madrid, Melburn, San Francisco, Tokyo. — 1997. — 250 c.
  135. Saloojee M.R.The development of a regional drug formulary system and the establishment of a drug-use review programme in a third world environment/Masters Abstracts International.-1995.-t.33.'- 892 p.
  136. Semenchenko M. Drugs and prescribing in Russia: the challenges of transition, International Journal of Risk and Safety in Medicine, Vol. 11, 1998.
  137. Shiekh R.G.The impact of a personal formulary on the competence in prescribing drugs by Yemen medical students/ R.G. Shiekh, N.A.G.M.Hassan, J.M.A.Daniels, C.W.Mulder, O.A.Groot, L/Wewerinke, T.P.G.M. de Vries,.-Yem. Med. J.-1999.- vol.1 l.-p.24−28.
  138. Shrestha N. Impact of training in respiratory guidelines on improving use of drug//Improving use of medicines: Abstracts of second international conference.-Thailand.-2004.-P.83.
  139. Srinivas C.S. Progress of Rational Use of Drugs Program in Karnataka, India //Improving use of medicines: Abstracts of second international conference.-Thailand.-2004.-P.52.
  140. Summers R.S. Impact of training in effective prescribing in Primary Care//Improving use of medicines: Abstracts of second international conference.-Thailand.-2004.-P.99.
  141. Suttipoom P. Improving Economic Prescribing in a Teaching Hospital through an educational strategy to promote generic prescribing //Improving use of medicines: Abstracts of second international conference.-Thailand.-2004.-P.43.
  142. The Cochrane Library. Oxford: Update Software. 2003. — Issue 2
  143. The Patient in Focus a strategy for pharmaceutical sector reform in newly independent states/WHO/EURO.- Copenhagen.- 1998.-P.7.
  144. The selection of Essential Medicines// WHO Policy Perspectives on Medicines -Geneva-2002 -№ 6.-Р.4.-Библиогр.-8 назв.
  145. The Sixth Report of Joint National Committee on the Prevention, Detection, Evaluation, and Treatment of High Blood Pressure.- National Institutes of Health, National Heart, Lung and Blood Institute Report — 1997.-No. 98.-4080 p. Библиограф. 254 назв.
  146. Thomas C.P. Incentive-Based Formularies//The New England Journal of medicine-2003 .-№ 23 .-P.2186−2188.
  147. Tisocki K. Developing national formularies based on the WHO model formulary/ K. Tisocki, D. Ball, R. Lang, H. Hogerzeil, D.K.Mehta, R. Rayn//Improving use of medicines: Abstracts of second international conference.-Thailand-2004 -P. 5 6
  148. Toktobaeva B. Impact of Implementation of clinical protocols on rational drug use in the Kyrgyz Republic//Improving use of medicines: Abstracts of second international conference.-Thailand.-2004.-P.
  149. Towheed T, Shea B, Wells G, Hochberg M. Analgesia and nonaspirin, non-steroidal anti-inflammatory drugs for osteoarthritis of the hip (Cochrane Review). In: The Cochrane Library, Issue 3, 2002.
  150. Tragakes E. Health care systems in transition: Russian Federation// Tragakes, S. Lessof. Copenhagen. — European Observatory on Health
  151. Care Systems. 2003. — 205 p. — Библиогр. 72 назв. ttp://www.euro.who.int/document/e81966r.pdf
  152. Vestal R.E. Workshop on problem based learning as a method for teaching clinical pharmacology and therapeutics in medical schools/ R.E.Vestal, N.L.Benowitz // Journal of Clinical Pharmacology .-1992-Vol. 32.-p. 779−797.-Библиограф.24 назв.
  153. WHO Medicines Strategy: 2OOO-2OO3//WHO Policy Perspectives on Medicines-Сепеуа.-2000.-№ 12-Р.З.-Библиогр. 15 назв.
  154. WHO model formulary 2002/ Ed.:Mary R. Couper, Dinesh K.Mehta.-Geneva.-2002.-516 p.
  155. WHO. How to investigate drug use in health facilities (selected drug use indicators). WHO/DAP/93.1//Geneva: World Health Organization-1993.
  156. WHO. The Rational Use of Drugs. Report of a conference of experts, Nairobi, 25−29 November 1985. Geneva: World Health Organization, 1987.
  157. WHO’s new Model Formulary promoting consumer rights and patient safety// Essential Drugs Monitor/ - 2003. — № 32. — P. 24. http ://www. who. int/ medicines/mon/3214.pdf
  158. World Health Organization. Highlights of the year 2000 in Essential Drugs and Medicines Policy, Geneva: WHO, 2001:1.
  159. World Health Organization. The WHO Model List of Essential Drugs, WHO Department of Essential Drugs and Medicines Policy, Prepared by: Dr. Hans V. Hogerzeil, WHO/EDM/PAR april 2003, http ://mednet3 .who. int/eml/emlintro. asp
Заполнить форму текущей работой