Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-экономические аспекты управления инновационными процессами на предприятиях в переходной экономике: На примере предприятий сферы услуг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблемам инновационного развития посвящено достаточно много публикаций российских и зарубежных ученых и специалистов. Значительный вклад в решение этих проблем в России внесли работы А. И. Анчишкина, В. Н. Архангельского, С. Ю. Глазьева, Д. С. Львова, Л. Г. Кудинова, Е. Г. Яковенко, Ю. В. Яковца и других авторов. Можно также отметить работы зарубежных ученых И. Ансоффа, Г. Менша, М. Портера, Б… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ
    • 1. 1. Определение и системные свойства инновационных процессов
    • 1. 2. Структура инновационного цикла
    • 1. 3. Основные при-щипы и методические основы формирования инновационной политики предприятия
  • ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
    • 2. 1. Проблемы и задачи инновационной политики
    • 2. 2. Моделирование инновационной политики предприятий
    • 2. 3. Методика управления экономической деятельностью предприятий в условиях изменения инновационной политики
    • 2. 4. Методика формирования инновационной деятельности предприятия в условиях обновления производства
  • ГЛАВА III. ЭКОНОМИЧЕСКИ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 3. 1. Лизинг как средство повышение конкурентоспособности предприятий
    • 3. 2. Рекомендации по повышению эффективности лизинга
    • 3. 3. Франчайзинг как форма инновационной деятельности

Организационно-экономические аспекты управления инновационными процессами на предприятиях в переходной экономике: На примере предприятий сферы услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Нововведения (инновации) в современной экономике составляют основу конкурентоспособности отдельных фирм и отраслей производства в целом. Именно инновации позволяют без риска использования цены товара как фактора конкурентной борьбы выигрывать состязания за рынки сбыта путем освоения новых, более качественных и привлекательных для потребителей продуктов (работ, услуг) либо путем применения новых более экономических технологий производства уже известных товаров и услуг.

Инновационные процессы в нашей стране имеют свои специфические особенности. Рыночные отношения в российской экономике пока находятся на стадии формирования, в научно-исследовательских организациях сложилась крайне сложная ситуация, вызванная резким сокращением объемов финансирования НИОКР, в трудном положении оказалось большинство предприятий различных отраслей и форм собственности. В результате центр тяжести решения не только текущих, но и стратегических задач научно-технического развития и создания конкурентоспособных товаров, услуг и технологий переносится на уровень хозяйствующих субъектов.

Сложившаяся ситуация обусловила необходимость разработки каждым хозяйствующим субъектом собственных подходов к способам адаптации к экстремальным экономическим условиям, а в дальнейшем — к разработке стратегий развития и организации функционирования с учетом активной инновационной политики.

Проблемам инновационного развития посвящено достаточно много публикаций российских и зарубежных ученых и специалистов. Значительный вклад в решение этих проблем в России внесли работы А. И. Анчишкина, В. Н. Архангельского, С. Ю. Глазьева, Д. С. Львова, Л. Г. Кудинова, Е. Г. Яковенко, Ю. В. Яковца и других авторов. Можно также отметить работы зарубежных ученых И. Ансоффа, Г. Менша, М. Портера, Б. Санто, Б. Твисса, Р. Фостера, И. Шумпетера. Вместе с тем в настоящее время многие вопросы и аспекты взаимоотношений нововведений и последствий их применения (эффективности) в цикле «исследование — производство», остаются еще малоизученными и требуют проведения новых исследований. Это касается не только таких «традиционных» отраслей как машино-, приборостроение, электронная и вычислительная техника, но и сферы услуг.

Таким образом, выбор темы и основных направлений настоящего диссертационного исследования обусловлен ее несомненной актуальностью.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является разработка методических положений и практических рекомендаций по обоснованию выбора инновационной стратегии развития предприятий сферы услуг в рыночных условиях на основе принципов экономическо-математического имитационного моделирования.

Для достижения указанной цели в диссертации были поставлены и решены следующие задачи:

• исследование системных свойств инновационных процессов и структуры инновационных циклов;

• анализ принципов, теоретических основ методического и математического инструментария формирования инновационной политики хозяйствующего субъекта;

• разработка модели формирования инновационной стратегии хозяйствующего субъекта в рыночных условиях;

• разработка методики управления экономической деятельностью хозяйствующего субъекта в условиях изменения параметров инновационной политики;

• разработка методики формирования инновационной политики хозяйствующего субъекта в условиях обно*ления производства;

• разработка экономических и организационно-правовых мер повышения эффективности деятельности хозяйствующего субъекта в цикле «исследование-производство».

Объектом исследования являются хозяйствующие субъекты (предприятия и организации) сферы услуг любых организационно-правовых форм деятельности и собственности.

Предметом исследования выступают организационно-правовые и экономические отношения, возникающие в процессе" управления инновационными стратегиями хозяйствующих субъектов в рыночных условиях.

Теоретико-методологическую базу исследования составляет диалектический подход к изучению явлений и закономерностей развития рыночной экономики. В процессе работы над диссертацией учитывались различные нормативные и законодательные акты по вопросам управления и регулирования российской экономики в переходный период. Широко использовались научные труды отечественных и зарубежных ученых по теоретическим проблемам рыночных отношений, а также в области науки и практики управления социально-экономическими системами.

В качестве инструментов исследования применялись методы системно-функционального, ситуационного и логического анализа, а также экономико-математическое моделирование.

Информационную базу исследования составили данные органов государственной статистики, материалы публикаций в средствах массовой информации, данные о результатах производственно-хозяйственной деятельности ряда предприятий сферы услуг и смежных отраслей.

Научная новизна диссертации состоит в разработке методологии управления инновационными процессами (создание и освоение новых продуктов и услуг), являющимися результатом прямых инвестиций в реальные объекты.

Диссертация содержит следующие основные элементы научной новизны, которые выносятся на защиту:

1. Обоснована взаимосвязь системных свойств инновационных процессов с экономическими и техническими последствиями использования нововведений в цикле «исследование-производство».

2. Разработана модель формирования инновационной политики хозяйствующего субъекта в рыночных условиях.

3. Разработала методика управления экономической делтглькостъю хозяйствующего субъекта в условиях изменения направлений инновационной политики, представляющая экономико-математический инструмент, позволяющий осуществлять экономически обоснованное принятие решения о целесообразности реорганизации и создания производств для выпуска конкурентоспособных товаров (работ, услуг).

4. Разработана методика формирования инновационной политики хозяйствующего субъекта в условиях обновления производства. Данная методика позволяет определить оптимальную длительность выпуска нововведения и обосновать экономически оптимальный период времени для перехода к производству более совершенной продукции (услуг).

5. Выявлены возможности повышения эффективности деятельности хозяйствующего субъекта путем применения лизинга как средства сокращения цикла «исследование-производство» и затрат на освоение производства новых товаров (работ, услуг). На основе результатов анализа существующих недостатков норм права, регулирующих применение договора финансовой аренды (лизинга), предложены дополнения к договору, позволяющие существенно повысить устойчивость правовых и финансовых взаимоотношений лизингодателя и лизингополучателя. Разработана процедура принятия решений об использовании лизинга в инновационной политике хозяйствующего субъекта. 6. Обоснованы новые возможности обеспечения высокого качества производимых товаров, оказываемых услуг и форм обслуживания, связанные с созданием сети франчайзинговых предприятий. Предложены пути совершенствования законодательной базы для правовой поддержки франчайзинговой деятельности.

Практическая значимость выполненного исследования состоит в том, что разработанные экономико-математические модели принятия решений о целесообразности реорганизации или создания производств для выпуска новых конкурентоспособных товаров и услуг могут быть широко ипользованы различными предприятиями при обосновании инновационной стратегии и для повышения эффективности деятельности в рыночных условиях.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования неоднократно докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на ряде научно-практичесюих конференций и семинаров по проблемам совершенствования управления в рыночных условиях и маркетинговой деятельности в 1996;99 г. г. Отдельные рекомендации и методические разработки используются в учебном процессе Государственной академии сферы быта и услуг при изучении дисциплины «Инновационный менеджмент».

Публикации. Основное содержание диссертации получило отражение в двух опубликованных печатных работах (брошюрах) общим объемом 3,1 п.л.

Структура диссертации. В соответствии с логикой исследования диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертации рассмотрен комплекс организационно-экономических вопросов управления инновационными процессами на предприятиях в переходной экономике. В результате проведенного исследования можно сделать определенные выводы и предложить следующие рекомендации.

1. Инновация (нововведение) является результатом творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых форм организации производства и труда и т. д. Инновационная политика приобрела в настоящее время особое значение как важнейшая составная часть научно-технической политики. Она включает, как правило, при основных стадии:

• от начала прикладных научно-исследовательских работ до первого промышленного освоения новых изделий (работ, услуг);

• от первого промышленного освоения новых изделий (работ, услуг) до их развернутого производства в масштабах, достаточных для удовлетворения потребности в них;

• от напала производства новых изделий (работ, услуг) до их использовав". л конечными потребителями, включая обслуживание и утилизации использованного продукта;

Первым системным свойством нововведений является чередование эволюционного и радикального развития (цикличность).

Второе свойство инновационного процесса — комплексный, иерархических характер.

Третье свойство нововведений состоит в долгосрочном их характере, поскольку перестройка производств на новой технической основе требует длительного времени. Это означает, что фактор времени играет существенную роль в планировании и управлении научно-техническим прогрессом.

Четвертым свойством инноваций является их влияние на совершенствование производственных структур и рост сложности создаваемых новшеств.

Пятым свойством инноваций на современном этапе является их значительное воздействие на ускорение процесса обновления производства. Анализ этой тенденции показывает, что увеличение темпов обновления производства является следствием ускоренного морального старения техники, обусловленного ростом доли общественных затрат на научные исследования и разработки.

Шестое свойство инновационных процессов в настоящее время заключается в усилении влияния науки на темпы развития производства.

Седьмым свойством инновационных процессов является их многофакторность и цикличность.

2. В диссертации разработана общая структура научно-производственного цикла инновационного процесса («жизненный цикл»). Цикл состоит из этапов проектирования, производства и эксплуатации.

Этап проектирования включает проведение НИР и ОКР и связан с формированием требований к параметрам новой техники и разработкой способов реализации этих требований.

Этап производства нововведения направлен на создание и поддержание необходимых условий его выпуска, удовлетворяющих требованиям проекта. Этот этап включает техническую подготовку производства и собственно производство новшества.

Этап эксплуатации, нововведения включает транспортировку и монтаж его на месте использования, время основного функционирования, технического обслуживания, ремонта, профилактики и т. д. В ходе этого этапа на основе с гасильного производства и тщательно разработанной стратегии сбыта обеспечивается широкое и эффективное использование новшества.

Организация работ по созданию и использованию нововведений рассматривается в диссертации как сложная интеративная процедура, отражающая взаимосвязи отдельных этапов и их влияние на итоговую эффективность техники, оцененную по всему ее жизненному циклу в целом.

Помимо этапов цикл воспроизводства нововведения включает ряд основных работ (подэтапов), в том числе:

• прикладные научно-исследовательские работы (НИР);

• разработка нововведений;

• освоение промышленного производства;

• производство нововведений;

• эксплуатация у потребителя.

1 -1 «t — 1.

3. В диссертации разработаны основные принципы и методические основы формирования инновационной политики предприятия.

На основе требований, предъявляемых к современным предприятием, в работе выделены следующие принципы формирования инновационной политики:

• принципы целевой ориентации (конечной цели);

• системный подход к рассмотрению инновационного процесса как целереализующей системы;

• комплексность оптимизации решений при формировании инновационных процессов;

• адаптивность.

Принятие решения о пути развития предприятия осуществляется на основе оценки альтернативных вариантов. При этом возможны следующие альтернативы: а) разработка нового либо совершенствование старого изделия (технологии) — б) собственная разработка нового изделия (технологии) либо приобретение лицензийв) предоставление лицензий или собственное прои? водство.

4. Как указывается в диссертации, предприятия в условиях рыночных отношений должны самостоятельно исходя из экономических нормативов и хозяйственной ситуации определять цели, задачи и средства няучно-технического развития, в том числе осуществлять поиск, отбор и разработку технических новшеств для внедрения в производство. Для решения этих задач чребуегсл нивый подход и решение качественно нового класса задач, ориентирующих на развитие производства в динамично меняющихся условиях.

Такой подход включает:

• выбор направлений производственно-хозяйственной деятельности, научно-технического развития и рынков сбыта;

• распределение инвестиционных ресурсов;

• формирование гибких организационно-правовых форм и структур;

• активное воздействие на рынки сбыта и ориентацию производства на запросы потребителей.

Все эти задачи относятся к классу стратегических.

Стратегию развития предприятия в рыночных условиях можно представить в виде многофакторной модели, учитывающей важнейшие показатели рыночных отношений: уровень спроса, научно-технической уровень данного вида продукции (изделия, услуги), затраты и экономический эффект (доход, прибыль), длительность каждой стадии жизненного цикла данного вида продукции (изделия, услуги).

В диссертации подробно рассмотрены особенности вариантов стратегий развития хозяйствующего субъекта с учетом стадий жизненного цикла нововведений «исследование — серийное производство».

5. В работе разработана методика управления экономической деятельностью предприятий в условиях изменения инновационной политики. Эта методика разработана на базе математической модели, имитирующей процессы функционирования всех подразделений производства.

Модель позволяет получить:

• величину и динамику изменения бюджета (финансового плана) предприятия и распределение его по статьям, отчисления в бюджет;

• затраты на подготовку кадров и уровень подготовки кадров, влияние квалификации на производительность труда и себестоимость готовой продукции (по величине себестоимости и производительности);

• обоснование необходимости реорганизации и модернизации предприятия, влияние последних на себестоимость, количество '^качество выпускаемой продукции.

Разработанная методика позволяет оценить экономическую эффективность upoi-рамм (проектов) конверсии или диверсификации предприятий, осуществлять экспертизу проектов модернизации оборудования и реконструкции предприятия, имеющего цель освоения выпуска новой продукции (услуг), что практически необходимо руководителям предприятия, банков, городской и областной администрации для оценки последствий принимаемых решений.

6. В диссертации разработана методика формирования инновационной деятельности предприятия в условиях обновления производства.

Методология управления объемно-временными пределами освоения в производстве новых видов продукции обусловливает необходимость комплексного рассмотрения и оценки ряда факторов, основными из которых являются:

• степень адаптивности предприятия к нововведению;

• характер объемных и временных закономерностей динамики развития данного вида продукции с учетом конъюнктуры рынка (спроса);

• показатели объемно-временной модели насыщения потребности в данном виде продукции;

• пределы технических и экономических границ совершенствованию отдельных характеристик вновь осваиваемой продукции и технического принципа в целом на ранних этапах ее создания.

В диссертации подробно описана процедура управления объемно-временными пределами освоения в производстве новых видов продукции.

7. В диссертации разработаны рекомендации по повышению эффективности лизинга, включающие постановку и пути решения ряда первоочередных задач:

• определение места и роли лизинговых операций в экономике страны;

• определение места и роли лизинговых операций в инновационном процессе;

• разработка дополнительных предложений в договор финансовой аренды (лизинга) с целью совершенствования правовых и экономических отношений сделок по лизингу;

• разработка процедуры принятия решения о применении лизинговых операций, в том числе для субъектов малого предпринимательства.

8. В диссертации обосновываются возможности формирования полноценных франчайзинговых отношений и расширения сфер их распространения в сфере услуг. Предлагается при разработке программ структурной перестройки сферы услуг предусматривать создание сетей франчайзинговых предприятий в различных отраслевых группах услуг, а также рассматривать возможности их финансовой поддержки со стороны местных администраций на ранних этапах функционирования. Франчайзинг является существенным потенциальным резервом увеличения числа малых предприятий, успешно взаимодействующих со средними и крупными предприятиями, например, в области сервисного обслуживания сложной бытовой техники и автомобилей, химической чистки, услуг личного характера (парикмахерских, косметических, оздоровительных).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации — России. Издание Верховного Совета Российской Федерации. М.: Известия, 1993.
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Официальное издание. —М.: ИНФРА-М. 1996.
  3. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 12 мая 1995 г.).
  4. Программа Правительства Российской Федерации «Структурная перестройка и экономический рост в 1997—2000 годах (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1997 г. № 360).
  5. Абалкин Л И. Новый тип экономического- мышления. М.: Экономика, 1987.
  6. В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. М: Наука, 1990.
  7. Академия рынка: маркетинг. Пер. с фр./А.Дайая, Ф. Букерель, Р. Ланкар и др., Научн. ред. А. Г. Худокормов. М.: Экономика, 1993.
  8. Р. Планирование будущего корпорации. Пер. с англ. /Общ.ред. и предисл. В. И Данилова-Данильяна. М.: Прогресс, 1985.
  9. П.Алексеев А., Пигалов В. Деловое администрирование на практике: инструментарий руководителя. М.: Технологическая школа бизнеса, 1994.
  10. М.М. Планирование деятельности фирмы. М.: Финансы и статистика, 1989.
  11. В.Г. НТП и подготовка производства.М.Экономика, 1987.
  12. И. Стратегическое управление. Сокр. пер. с англ./Научн.ред. и авт. предисл. Л И. Евенко. М.: Экономика, 1989.
  13. А.И. Наука — техника — экономика. 2-е изд., М.: Экономика, 1989.
  14. В.М. Инновации и рынок: стратегия, управление, эффективность. / ВНТИЦ. М.: 1992.
  15. И.Е. Рынки технологии в мировом хозяйстве. М.: Наука, 1992.
  16. Л., Юнь И. МНТК в условиях рыночных перемен // Российский экономический журнал. 1992, № 7.
  17. B.C. США: приоритеты НТП (научно-техническая политика и стратегия). М.: Наука, 1988.
  18. К.А., Егорова Н. Е. Имитационные системы в планировании экономических объектов. М.- Наука, 1980.
  19. К.А., Егорова Н. Е., Радченко В. В. Имитационные модели в народнохозяйственном планировании. М.: Экономика, 1980.
  20. И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? М.: Финансы и статистика, 1995.
  21. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 1997.
  22. М.С. Технические нововведения в промышленности. Л.: 1982.
  23. С.Д., Гурвич Ф. Г. Нововведения и мы. М.: Наука, 1990.
  24. Г. Н., Клебанов А. И. Комплексное прогнозирование создания новой техники. М.: Экономика, 1989.
  25. .М., Громов Л. М., Четыркин Е. М. Эффективность кгяиталпсги’гесгсой экономики: некоторые проблемы анализ и измерения / Отв. ред. А. А. Дынкин, М. Наука, 1990.
  26. А. А. Маркетинг и полный хозрасчет. М.: СП «Тисса», 1989.
  27. Ю.А. Управление развитием производства. Опыт США./М.: Экономика, 1989.
  28. Виханский О С. Стратегическое управление. Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1995.
  29. Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии./Пер. со словацкого. —М.: Экономика, 1989.
  30. Воронов К Б., ХаитИ.А. Оценка коммерческой состоятельности инвестиционных проектов. // Финансы. 1995, № 11.
  31. Все о маркетинге. Сборник материалов для руководителей предприятий, экономических и коммерческих служб. М.: АЗИМУТ-ЦЕНТР, 1992.
  32. Гатовский JI M. Экономические проблемы научно-технического прогресса. М.: Наука, 1971.
  33. И.Н. Менеджмент: Учебник. М. Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994.
  34. С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: ВлаДар, 1993.
  35. С.Ю., Львов Д. С., Фетисов Г. Г. Эволюция технико-экономических систем: возможности регулирования. М.: Наука, 1992.
  36. Голосовский С И., Гринчель Б. М. Изменение влияния научно-технического прогресса на эффективность общественного производства. М.: Наука, 1987.
  37. Е.П. Какое принять решение? Практикум хозяйственника. М.: Экономика, 1990.
  38. А.А. Фактор НТП в современной рыночной экономике. М.: Наука, 1994.
  39. Довгань В В. Франчайзинг: путь, к расширению бизнеса. Практическое пособиедля предпринимателей. Тольятти: ДОКА-Пресс, 1994.
  40. Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель: Пер. с англ./Под общ. ред. Б. Лисовика и В.Лукашевича. С.-Пб.: 1992.
  41. Н.Г., Семилютияа Н. Г. Правовое регулирование икоеграи^ых инвестиций в России и за рубежом. М.: Финстатинформ, 1993.
  42. Ю.Ю. Управленческие ситуации: анализ и решения. М.: Экономика, 1988.
  43. Е.Ф. Самофинансирование при капитализме: теория и практика. М.:Финансы и статистика, 1990.
  44. П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления. Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», М.: 1998.
  45. П.С., Демидов В. Е. Формула успеха, маркетинг (сто вопросов — сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке). М.: Междунар. отношения, 1991.
  46. Капиталистическое управление: уроки 80-х/М.В. Грачев, А. А. Соболевская, ДВ. Кузин, А.Р.Стерлин- Под ред. А. А. Дынкина. М.: Экономика, 1991.
  47. . Деловая стратегия: (концепция, содержание, символы): Пер. с англ. / Науч ред. и авт. послесл. В. А. Приписное. М.: Экономика, 1991.
  48. КвашаЯ.Б., ЛейкинаК.Б. Фондоемкость производства. М.: Наука, 1971.
  49. У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика: Пер. с англ. /Общ. ред. и предисл. Г. Б. Кочеткова.М.: Прогресс, 1982.
  50. А.И., Войленко В В. Маркетинговый анализ. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
  51. В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 1995.
  52. В.Ф. и др. Аренда. Лизинг. Фирменный сервис. Новосибирск, 1991.
  53. Комплексная оценка эффективности мероприятий, направленных на ускорение научно-технического прогресса. Методические рекомендации и рекомендации по их применению. М: Информэлектро, 1989.
  54. Н.Д. Проблемы экономической динамики. М.: Экономика, 1989.
  55. З.П. Эффективность производства, новой техники и капитальных вложений. М.: Экономика, 1980.
  56. Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ,/Общ. ред. и вступ. ст. Е. М. Пеньковой. М: Прогресс, 1990,
  57. А. Методы и модели исследования операций. М.: Мир, 1966.
  58. П.А., Микрюков В. А., Комаров С. Е. Менеджмент. М.: Финансы и---------- I СОТа 1 liw 1 liAU, i ' < -J
  59. Н.Ю. Инновационный менеджмент. / Под научн. ред. Д. С. Львова. Д.: Ступень, 1996.
  60. А.Г. Системный анализ научно-технических нововведений. М.: Наука, 1991.
  61. Ф.А. Современный менеджмент. М.: Финвест, 1992.
  62. Э.И. Анализ эффективности производства, научно-технического прогресса и хозяйственного механизма. М.: Финансы и статистика, 1991,
  63. Г. Д. Зарубежный опыт управления качеством. М.: Изд-во стандартов, 1992.
  64. Л.Г. Инновационные стратегии в машиностроении. РЭА им. Г. В. Плеханова. М.: 1998.
  65. И. Психотехнологии и эффективный менеджмент. М.: Технологическая школа бизнеса, 1994.
  66. А., Козлова О. Каким быть экономическому механизму реализации научно-технической и инновационной политики? // Российский экономический журнал. 1993. № 5.
  67. Курс переходной экономики. Учебник для вузов. / Под ред. акад. Л. И. Абалкина. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1997.
  68. А.Л. Экономическая реформа в России и ее цена. М.: Изд-во «Культура», 1994.
  69. Маневич. В О. О закономерностях становления рынка // Вопросы экономики. 1993, № 3.
  70. Маркетинг: Учебник. / Под ред. А. Н. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.
  71. Н. Грегори. Макроэкономика. М.: Изд-во МГУ, 1994.
  72. Л.Н. Финансовый менеджмент. Управление денежным оборотом. М.:Финансы и сштистика, 1993.
  73. Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. -М.: Экономика, Дело, 1992.
  74. В.И. и др. Становление предпринимательства и политика занятости. М.:1 ОО? s 2 .
  75. М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993.
  76. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. М.: Политиздат, 1989.
  77. В., Лукасевич. И. Оценка коммерческой деятельности предприятий: опыт зарубежных корпораций. — М.: Финансы и статистика. — Банки и биржи, 1993.
  78. Рыночная экономика. Учебник. М.: Соминтек, 1992.
  79. П. Экономика. / Пер. с англ. т. 1 и 2. М.: «Алкон», 1992.
  80. . Инновация как средство экономического развития. М.: Прогресс, 1990.
  81. Д. Технический прогресс: концепции, модели, оценки. М.: Финансы и статистика, 1985.
  82. . Противоречие технологического развития // Российский экономический журнал. 1993. № 10.
  83. Современный бизнес- Учеб. в 2 т. т. 1: Пер. с англ. / Д. Дж Речман, М. Х. Мескон, К. Л. Боуви, Дж.В.Тилл, М.: Республика, 1995.
  84. Современный капитализм: хозяйственный механизм и НТП/ С. М. Никитин, В. М. Усоскин, А. А. Дынкин и др. М.: Наука, 1989.
  85. Современный маркетинг / В. Е. Хруцкий, И. В. Корнеева, Е.Э. Автухова- Под ред. В. Е. Хрупкого. М.: Финансы и статистика, 1991.
  86. Социально-экономическая эффективность общественного производства: Сущность, компоненты и вопросы оценки/Науч. ред. В. Д. Дриц. Минск: Наука и техника, 1983.
  87. А.Р., Тулин И. В. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США (опыт развития и новые явления). М.: Наука, 1990.
  88. . Управления научно-техническими нововведениями: Сокр. Пер. с англ. / Авт. предисл. и научн. ред. К. Ф. Пузыня. М.: Экономика, 1989.
  89. Технологические инновации в России. М.: Центр исследований и статистики науки, 1997.
  90. Терехин В. И, Повышение эффективности производства новой техники. М. Экономика, 1987.
  91. В.А. Лизинг как элемент процесса формирования рынка усл^т. М.: ГАСБУ, 1996.
  92. ЭА. Управление фирмой. М.: «АКАЛИС», 1996.
  93. Финансовый анализ деятельности фирмы. М. Финансы и статье па-л, 1997.
  94. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: «Дело», 1993.
  95. ФостерР. Обновление производства. М.: Прогресс, 1987.
  96. Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. М.: Финансы и статистика, 1992.
  97. Ф. Как делать бизнес в Европе. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1991.
  98. Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
  99. Экономическая оценка результатов применения новой техники / Отв. ред. М. А. Виленский. К: Изд-во Наукова думка, 1981.
  100. Экономика. Учебник / Под ред. А. С. Булатова. М.: Издательство БЕК, 1994.
  101. Экономическое стимулирование научно-технического прогресса/ Отв. ред. П. А. Седлов. М.: Наука, 1984.
  102. Е.Г., Басс М. И., Махров Н. В. Циклы жизни экономических процессов, объектов и систем. М.: Наука, 1991.
  103. Ю.В. Закономерности научно-технического прогресса и их планомерное использование. М.: Экономика, 1984.
  104. Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса. М.: Прогресс, 1974.
Заполнить форму текущей работой