Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Автоматизация процесса управления ресурсами для ликвидации чрезвычайных ситуаций на промышленных объектах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практически весь технический потенциал этих ресурсов долгие годы накапливался и размещался на основе субъективных решений и без учета возможности его использования в рамках единого управления. Обновление ресурсов происходило стихийно, а в последние годы совершенно разрозненно из-за изменения форм собственности многих предприятий, обладающих собственными ресурсами для действий в чрезвычайных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЛОКАЛИЗАЦИЕЙ И ЛИКВИДАЦИЕЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
    • 1. 1. Содержание задач управления локализацией и ликвидацией чрезвычайных ситуаций
    • 1. 2. Формы реализации систем, применяемых для управления ликвидацией чрезвычайных ситуаций
    • 1. 3. Содержание исследований, выполненных по созданию систем обеспечения ресурсами для ликвидации чрезвычайных ситуаций
    • 1. 4. Формулировка задачи исследования
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА 2. МОДЕЛИ, ПОСТАНОВКИ И РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ОПТИМИЗАЦИИ ПАРАМЕТРОВ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕСУРСАМИ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
    • 2. 1. Концептуальная модель совершенствования и функционирования системы обеспечения ресурсами для ликвидации чрезвычайных ситуаций
    • 2. 2. Содержание методической схемы решения задачи исследования
    • 2. 3. Общее содержание математической модели, используемой для оценивания влияния значений параметров системы обеспечения ресурсами на результаты ликвидации чрезвычайных ситуаций
    • 2. 4. Математическая модель, постановка и решение задачи обоснования типа и количества агрегатов каждого типа для объектов
    • 2. 5. Математическая модель, постановка и решение задачи обоснования размещения центрального пункта
    • 2. 6. Математическая модель, постановка и решение задачи определения максимального количества объектов, на которых возможно одновременное развитие чрезвычайных ситуаций
    • 2. 7. Математическая модель, постановка и решение задачи обоснования размещения ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций по критерию минимума суммарных потерь
  • Выводы по главе 2
  • ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕСУРСАМИ ДЛЯ ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ПРОСТРАНСТВЕННО РАСПРЕДЕЛЕННЫХ ОБЪЕКТАХ
    • 3. 1. Моделирование размещения ресурсов, предназначенных для локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах
      • 3. 1. 1. Оценка результатов оптимизации структуры системы обеспечения ресурсами
      • 3. 1. 2. Имитационное моделирование функционирования системы обеспечения ресурсами
    • 3. 2. Анализ результатов моделирования
      • 3. 2. 1. Анализ влияния выбора стратегии на результаты ликвидации чрезвычайной ситуации
      • 3. 2. 2. Содержание алгоритма анализа значений параметров стратегии управления ресурсами при выборе эффективной стратегии функционирования системы обеспечения ресурсами
  • Выводы по главе 3
  • ГЛАВА 4. МЕТОДИКА ОБОСНОВАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО СОСТАВА, КОЛИЧЕСТВА И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РЕСУРСОВ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ПРОСТРАНСТВЕННО РАСПРЕДЕЛЕННЫХ ОБЪЕКТАХ
    • 4. 1. Общие положения
    • 4. 2. Требования, предъявляемые к методике, и способы их реализации
    • 4. 3. Организация входных и выходных данных
    • 4. 4. Порядок работы с методикой
    • 4. 5. Описание пакета прикладных программ
      • 4. 5. 1. Назначение и структура пакета прикладных программ
      • 4. 5. 2. Ввод исходных данных
      • 4. 5. 3. Результаты расчета и формы их отображения
      • 4. 5. 4. Анализ полученных данных и принятие решений по ним
  • Выводы по главе 4

Автоматизация процесса управления ресурсами для ликвидации чрезвычайных ситуаций на промышленных объектах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Масштабные стихийные бедствия и техногенные катастрофы последних лет, происходившие как в России, так и за рубежом, ярко показали высокое значение готовности специальных сил и средств к действиям по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В большинстве стран для этого созданы и действуют государственные структуры, что свидетельствует о восприятии чрезвычайных ситуаций как угрозы национальной безопасности.

В России такая структура создана в форме Министерства по чрезвычайным ситуациям, которое за последнее десятилетие сосредоточило под своим управлением значительный потенциал сил и средств, в большей части оставшийся ему в наследство со времен Советского Союза. В МЧС удалось создать достаточно эффективную, хотя и не вполне интегрированную, службу информационного обеспечения для поддержки принятия решений в кризисных ситуациях в виде иерархической структуры оперативно-диспетчерских пунктов. Совершенно очевидно, что решающим фактором противодействия катастрофическому развитию чрезвычайных ситуаций является наличие соответствующих ресурсов, оперативное использование которых сокращает или предотвращает возможный ущерб. К таким ресурсам, помимо специалистов, обладающих особыми знаниями, необходимо, в первую очередь, отнести агрегаты и системы, способные с высокой производительностью локализовать или ликвидировать негативные последствия чрезвычайных ситуаций.

Практически весь технический потенциал этих ресурсов долгие годы накапливался и размещался на основе субъективных решений и без учета возможности его использования в рамках единого управления. Обновление ресурсов происходило стихийно, а в последние годы совершенно разрозненно из-за изменения форм собственности многих предприятий, обладающих собственными ресурсами для действий в чрезвычайных ситуациях. Поэтому в настоящее время, когда стали появляться финансовые возможности укрепления материальной основы действий в чрезвычайных ситуациях, как на региональном, так и на федеральном уровне, со всей очевидностью проявилась потребность в осуществлении развития систем обеспечения ресурсами для ликвидации чрезвычайных ситуаций на четких научных основах. Эти основы должны отражать стремление к достижению основной цели — снижению всех форм возможного ущерба от чрезвычайных ситуаций. При осуществлении коррекции состояния сложившейся системы ресурсов или синтезе новой системы обеспечения ресурсами они должны давать возможность учитывать сложившуюся инфраструктуру, расположение потенциально опасных промышленных объектов, и, самое главное, применяемые модели и методы должны приводить к экономически обоснованным решениям. То есть современная практика диктует требование к комплексному учету основных факторов, предопределяющих эффективность действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Проведенный анализ исследований в этой предметной области показал, что решение задач создания эффективных систем обеспечения нерасходуемыми ресурсами в высоко ответственных производственных процессах и разработка соответствующих логистических моделей активно проводятся уже несколько десятилетий. По до сих пор не решены научные и практические задачи в направлении, которое связано с рассматриваемой предметной областью. Взаимосвязь параметров процесса обеспечения ресурсами и результатов управления в кризисных ситуациях до сих пор остается малоизученной.

В нашей стране наиболее близкие по содержанию и полные, но не учитывающие особенностей рассматриваемой области практики, исследования выполнены в Министерстве Обороны. Большое внимание проблемам управления в чрезвычайных ситуациях уделяется в работах ученых из Академии гражданской защиты МЧС, Всероссийского НИИ гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, Агентства МЧС России и СНГ по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций. В опубликованных монографиях и статьях показана необходимость решения задач обеспечения ресурсами для ликвидации ЧС. В среднесрочной программе научно-технической деятельности МЧС и организационно-методических указаниях по подготовке для этого министерства прямо ставится задача разработки специальных моделей, обеспечивающих создание научно-методической основы для управления ресурсами. За рубежом, в частности в США, аналогичные исследования выполняются в интересах развития федерального агентства по управлению страной в кризисных ситуациях.

Но исследования, выполненные к настоящему времени, не позволяют дать обоснованные ответы на вопросы о том, какие ресурсы, в каком количестве, где размещать и как использовать с учетом комплекса реальных условий для того, чтобы они обеспечили максимальный эффект от применения в чрезвычайных ситуациях.

Необходимость поиска ответов на эти вопросы при отсутствии научного аппарата определения оптимальных значений параметров и стратегии функционирования системы обеспечения ресурсами для ликвидации чрезвычайных ситуаций составляют суть сложившегося противоречия.

Поэтому объектом исследования становится управление ресурсами для локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций на пространственно распределенных промышленных объектах, а предметом исследования — закономерности влияния состояния системы обеспечения ресурсами и стратегий ее функционирования на результаты управления процессами локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций на пространственно распределенных промышленных объектах.

Актуальность работы обусловлена объективной потребностью в заблаговременном создании материальной основы оперативного управления локализацией и ликвидацией чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и отсутствием соответствующего научно-методического аппарата подготовки решений по экономически обоснованному размещению ресурсов, реализация которых обеспечивает минимизацию возможного ущерба.

Актуальные потребности науки и практики приводят к необходимости разработки нового подхода к созданию и совершенствованию систем обеспече8 ния ресурсами для ликвидации чрезвычайных ситуаций, который предполагает, в отличие от известных, комплексный учет факторов, предопределяющих величину возможного ущерба от чрезвычайной ситуации.

Новый подход требует разработки новых моделей, формулировку и решение новых постановок задач, что в совокупности составляет необходимость решения новой научной задачи. Поэтому формулируется научная задача разработки научно-методического аппарата, обеспечивающего определение оптимальных значений параметров и стратегии функционирования системы обеспечения ресурсами, используемой при локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций на пространственно распределенных промышленных объектах, а цель исследования состоит в повышении эффективности процессов локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе выбора оптимальных значений параметров используемой при этом системы обеспечения ресурсами.

Для решения научной задачи необходимо решить следующие частные задачи исследования:

— на основе анализа задач управления ликвидацией чрезвычайных ситуаций, форм обеспечения этого процесса необходимыми ресурсами разработать новый подход к созданию и совершенствованию систем обеспечения ресурсами для ликвидации чрезвычайных ситуаций, который предполагает комплексный учет факторов, предопределяющих величину возможного ущерба от чрезвычайной ситуации;

— разработать математические модели, позволяющие количественно оценить эффективность принимаемых решений по выбору и размещению ресурсов;

— сформулировать и решить задачи выбора оптимальных значений параметров системы обеспечения ресурсами, а также определить порядок выбора эффективной стратегии функционирования системы обеспечения ресурсами;

— разработать прикладную методику обоснования оптимального состава, количества и распределения ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Решение сформулированной научной задачи позволяет удовлетворить объективную потребность в количественном обосновании значений параметров структуры и процесса функционирования систем обеспечения ресурсами для ликвидации чрезвычайных ситуаций и разрешить объективное противоречие, состоящее в невозможности удовлетворить эту потребность из-за отсутствия научно-методического аппарата и соответствующих прикладных методик.

Научная новизна результатов работы заключается в развитии моделей и методов автоматизации управления ликвидацией чрезвычайных ситуаций путем реализации нового подхода, состоящего в целенаправленном выборе значений параметров состояния системы обеспечения ресурсами, используемой при ликвидации чрезвычайных ситуаций на пространственно распределенных промышленных объектах, на основе комплексного учета факторов, предопределяющих величину возможного ущерба от чрезвычайных ситуаций.

Практическая значимость результатов работы состоит в обеспечении возможности автоматизированной выработки экономически обоснованных решений по составу, количеству и распределению ресурсов, используемых при локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций на пространственно распределенных промышленных объектах.

Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения и приложений.

Результаты работы опубликованы в 8 научных трудах: 4 научных статьи- 2 тезисов докладов и 2 отчета о НИР.

Заключение

.

Основными новыми научными результатами, полученными лично автором, являются:

1. Комплекс математических моделей, учитывающих взаимосвязь параметров системы обеспечения ресурсами и параметров процессов локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и позволяющих количественно оценить эффективность принимаемых решений по выбору и размещению ресурсов.

2. Постановки и решения задач обоснования размещения ресурсовопределения количества и типов ресурсов для каждого объектаопределения потенциально опасных объектов, предусматривающие выбор оптимальных значений параметров системы обеспечения ресурсами.

3. Алгоритм оценки результатов применения возможных стратегий и выбора эффективной стратегии на основе моделирования функционирования системы обеспечения ресурсами.

Практическими результатами работы являются:

1. Алгоритмы и программы решения сформулированных задач определения оптимальных параметров системы обеспечения ресурсами.

2. Прикладная методика обоснования оптимального состава, количества и распределения ресурсов, соответствующих бюджетным ограничениям и минимизирующих ущерб от чрезвычайных ситуаций на пространственно распределенных объектах.

Научная новизна результатов работы заключается в развитии моделей и методов автоматизации управления ликвидацией чрезвычайных ситуаций путем реализации нового подхода, состоящего в целенаправленном выборе значений параметров состояния системы обеспечения ресурсами, используемой при ликвидации чрезвычайных ситуаций на пространственно распределенных объектах, на основе комплексного учета факторов, предопределяющих величину возможного ущерба от чрезвычайных ситуаций.

Практическая значимость результатов работы состоит в обеспечении возможности автоматизированной выработки экономически обоснованных решений по составу, количеству и распределению ресурсов, используемых при локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций на пространственно распределенных объектах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. В., Бурцова О. И. Особенности экстремального управления. // Гражданская защита. М.: Центр, издание МЧС РФ. 1999 г. № 9.
  2. Среднесрочная программа научно-технической деятельности МЧС России на 1997 2000 г. // Гражданская защита. М.: Центр, издание МЧС РФ. 1998 г. № 2.
  3. Постановление правительства РФ № 605 от 21.08.2001 г. // Информационно-аналитический журнал «Конкурс» № 4(16) 2001 г.
  4. Ю. С. Региональные и отраслевые проблемы предупреждения и ликвидации ЧС/ // Гражданская защита. М.: Центр, издание МЧС РФ. 1999 г. № 1.
  5. Ю. А. По пути создания Межведомственной системы мониторинга и прогнозирования ЧС. // Гражданская защита. М.: Центр, издание МЧС РФ. 2000 г. № 3.
  6. Г. Г., Потапов А. Б. Катастрофы и бедствия глазами нелинейной динамики//Знание-сила. 1998. №. 3. С. 27−34.
  7. Алексеев К А. Стихийные явления в природе: проявление, эффективность защиты. М.: Мысль, 1988.
  8. Эрвин Ласло. Век бифуркаций. Постижение изменяющегося мира // Путь. Международный философский журнал. 1995. № 7. С. 3−129.
  9. Н. Н. Экология человечества глазами математика. М.: Наука, 1988.
  10. Ю. Н. Стихийные бедствия и катастрофы. Рига: Зинатне, 1986.124
  11. С. А., Страхов В. Н., Шахраманъян М. А. О проекте федеральной целевой программы «Развитие Федеральной системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений» // ФССН (информационно-аналитический бюллетень), 1994, Т. 1, № 2.
  12. ГОСТ 322.0.02−94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий. М.: Изд-во стандартов, 1995.
  13. Н. И., Кулъба В. В. Управление в чрезвычайных ситуациях. М.: РГГУ, 1994.
  14. Н. Н., Семиков В. Л. Подходы к формированию концепции системы обеспечения безопасности народного хозяйства от аварий, катастроф, стихийных бедствий. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. Вып. 1. М.: ВИНИТИ, 1991. С. 9−32.
  15. Н. Н. Некоторые вопросы повышения эффективности защиты населения от поражения в условиях аварий, катастроф, стихийных бедствий. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. Вып. 1. М.: ВИНИТИ, 1991. С. 42−49.
  16. . Н. Организация управления в чрезвычайных ситуациях. М.: Знание, 1989.
  17. Galliot F. The national strategies for the prevention and response of industrial accidents: an overview 11UNEP Industry and environment. 1988. No. 3. P. 25.
  18. Ю. Экология. M.: Мир, 1989.
  19. Smets Н. The cost of accidental pollution // UNEP Industry and environment. 1988. No. 4. P. 28−33.125
  20. И. И., Легасое В. А., Чернотеков Н. А. Влияние энергетики на климат // Изв. АН СССР. Энергетика и трансп. 1984. Т. 20. № 11. С. 1098.
  21. Н. С., Демин В. Ф., Ильин Л. А. и др. Ядерная энергетика, человек и окружающая среда / Под ред. акад. А. П. Александрова. Изд. 2-ое, доп. М.: Энергоатомиздат, 1984.
  22. М. И., Голицин Г. С., Кузьмин И. И. и др. Антропогенное изменение климата / Под ред. М. И. Будыко и Ю. А. Израэль. Д.: Гидроме-теоиздат, 1987.
  23. Н. Н., Кулъба В. В., Назаретов В. М. Проблемы управления риском. Тезисы докладов I Международной конференции «Проблемы управления в чрезвычайных ситуациях». М.: ИПУ, 1992.
  24. Н. И., Квасницкий В. Я., Кулъба В. В. Проблемы управления риском. Мир информации, личность и общество. М.: МАИ, 1994.
  25. В. В., Серегин А. С. Особенности управления в условиях чрезвычайных ситуаций. М.: РСПИ, 1991.
  26. . Н. ФЕМА управляет ситуацией // НТР: проблемы и решения. 1987. № И.
  27. В. Н. Формы и методы территориального управления в США и Канаде. М.: Экономика, 1987.
  28. Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Гражданская защита. 1995. № 1.
  29. Закон Российской Федерации «О гражданской обороне» // Гражданская защита. 1994. № 4.
  30. Постановление Правительства РФ от 18.04.92 г. №. 261 «О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях». Сборник нормативных документов по вопросам ГКЧС России. М.: МЧС, 1993.126
  31. . Ф. Психологические проблемы деятельности в особых условиях. М.: Наука, 1985.
  32. В. К, Измалков А. В. Безопасность и риск при техногенных воздействиях. Части 1, 2. М.: АГЗ МЧС России, 1994.
  33. И. В. Информационные аспекты риска. М.: Мысль, 1988.
  34. И. В. Системная концепция: информация, оптимизация, риск. М.: Мысль, 1987.
  35. В. И. Личность в экстремальных условиях. М.: Наука, 1988.
  36. А. И., Ребрик С. В. Изучение субъективных факторов восприятия риска и безопасности. М.: ВНИИСИ, 1988.
  37. Е. С. Психология управления. Выпуск 1, 2. М.: АНХ, 1989.
  38. М. А. Психология и безопасность. Таллинн: Валгус, 1987.
  39. А. И, Ребрик С. Б. Изучение субъективных факторов восприятия риска и безопасности. М.: ВНИИСИ, 1988.
  40. И. И, Романов С. В. Риск и безопасность с точки зрения системной динамики. М.: Энергоиздат, 1987.
  41. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.
  42. . Н. Управление в чрезвычайных ситуациях проблемы теории и практики. Итоги науки и техники. Серия «Проблемы безопасности: чрезвычайные ситуации». Т. 1. М.: ВИНИТИ, 1991. С. 186.
  43. . Н., Алешина И. В. Основы стратегического управления. М.: ГАУ, 1993.
  44. А. Р., Тулин И. В. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США. Опыт развития и новые явления. М.: Наука, 1990.
  45. А. Д. Основы синтеза структуры сложных систем. М.: Наука, 1982.
  46. А. Г., Цвиркун А. Д., Кулъба В. В. Автоматизация проектирования АСУ. М.: Энергоиздат, 1981.
  47. . Е., Штейн H. Е. О задаче размещения компонентов сложных систем. Изв. АН СССР. Техн. кибернетика. 1970. № 1. С. 25−34.
  48. В. С., Дулъкин М. 3. Методы совершенствования организационных структур управления. M.: АНХ РФ, 1987.
  49. В. М, Семенов А. И., Кублинов В. К. Организационная структура оперативного управления производством. М.: Наука, 1986.
  50. А. Д., Акинфиев В. К, Филиппов В. А. Имитационное моделирование в задачах синтеза структуры сложных систем. М.: Наука, 1985.
  51. В. М., Земляков С. Д., Карибский А. В. и др. Построение генеральной схемы организационной системы управления // Автоматика и телемеханика. 1996. № 12. С. 124−144.
  52. А. Д., Акинфиев В. К. Структура многоуровневых и крупномасштабных систем. М.: Наука, 1993.
  53. Argyris Ch. Management and Organization Development. NY: Me Graw Hill, 1981.
  54. Г. С., Ириков В. А. Программно-целевое планирование и управление. М.: Сов. радио, 1976.
  55. У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. М.: Экономика, 1989.
  56. А. А. Методы анализа и оценки государственных программ в США. М.: Наука, 1986.
  57. В. Н., Казиев Г. 3., Кузъмицкий А. А., Кулъба В. В. Модели и методы выбора целевых программ // Автоматика и телемеханика. 1994. № 4. С. 135−142.
  58. С. А., Тиан Пинг, Чанхиева Ф. Ю. Задача формирования превентивного плана предупреждения чрезвычайных ситуаций. Тезисы докладов III Международной конференции «Проблемы управления в чрезвычайных ситуациях». М.: ИПУ, 1995.
  59. Э. А. Генерация, оценка и выбор сценария в системах поддержки принятия решений // Автоматика и телемеханика. 1997. № 3. С. 167−178.
  60. С. А., Барон Ю. Л., Жукова Г. Н. Построение и анализ логического портрета сложных систем. М.: Препринт ИПУ РАН, 1997.
  61. Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1993.
  62. G. Е. G., Wallace W. A. Operational risk management: a new paradigm for decision making // IEEE Transactions on Systems, Man and Cybernetic. 1994. V. 24. No. 10. P. 1450−1457.
  63. В. В., Косяченко С. А., Швецов А. Р., Шелков А. Б. Управление в чрезвычайных ситуациях на базе сценарного подхода // Приборы и системы управления. 1994. № 11. С. 14−15.
  64. Д. А., Кулъба В. В. Экологическая безопасность: сценарии развития объектов и управление экологической обстановкой // Военный вестник. 1997. №. 1. С. 27−41.
  65. В. В., Миронов П. Методы выделения очаговых структур на потенциально опасном объекте. Тезисы докладов II Международной конференции «Проблемы управления в чрезвычайных ситуациях». М.: ИПУ, 1994. С. 15.
  66. Д., Гарсиа-Диас А. Методы анализа сетей. Пер. с англ. М.: Мир, 1984.
  67. Э. Алгоритмы оптимизации на сетях и графах. Пер. с англ. М.: Мир, 1981.
  68. Н. А., Кулъба В. В., Косяченко С. А. и др. Оптимальные модульные системы реального времени (анализ и синтез). М.: ИЛИ РАН, 1994.
  69. И. А. Методы оценки эффективности и выбор управленческих решений по использованию сил и средств на объектовом уровне. Тезисы докладов II Международной конференции «Проблемы управления в чрезвычайных ситуациях». М.: ИПУ РАН, 1994. С. 32.
  70. В. Н., Ириков В. А. Модели и методы управления организационными системами. М.: Наука, 1994.
  71. Н. Я., Ротаръ В. И. Фактор неопределенности и управление экономическими системами. М.: Наука, 1985.
  72. В. И. О принципе стимуляции в арбитражной схеме // Экономика и мат. методы. 1981. Т. XVII. Вып. 4. С. 45−57.
  73. П. К, Ротаръ В. И. Одна модель взаимного страхования // Экономика и мат. методы. 1983. Т. XIX. Вып. 6. С. 44−56.
  74. С. А. Об учете разброса эффекта при расчете экономической эффективности в условиях неопределенности // Сб. Модели и методы стохастической оптимизации. М.: ЦЭМИ, 1983. С. 14−17.
  75. В. Н., Данаев Б., Еиалеев А. К. и др. Большие системы: моделирование организационных механизмов. М.: Наука, 1989.
  76. Н., Лазузенко С., Жукова Н. Безопасность человека и общества: новые ориентиры социально-экономического развития // Вопросы экономики. 1992. № 1. С. 41−52.
  77. А., Максименко Б. Экономические принципы концепции приемлемого риска//Вопросы экономики. 1992. № 1. С. 63−67.
  78. Р. Н., Семенов И. Б. Оценка социально-экономических последствий чрезвычайных событий // Вопросы экономики. 1992. Ш 1. С. 5963.
  79. В. Н., Щепкин А. М. Механизм безопасности: Оценка эффективности // Вопросы экономики. 1992. № 1. С. 52−58.
  80. Е. Е., Вихров А. И., Кузнецов В. Г. Радиационный риск для населения // Атомная энергия, 1995. Том 79. Вып. 1. С. 61−67.131
  81. В. Основные опасности химических производств. М.: Мир, 1989.
  82. McCartt А. Т., Rohrbauch Т. Evalutinc group decision support system effectiveness: a performance study of decision conferencing. Decision support system, New York, 1989. P. 243−253.
  83. Zigurs J. Interaction analysis in GDSS research: discription of an experience and some recommendations. Decision support system, New York, 1989. P. 233−241.
  84. Nunamaker J., Vogel D., Heminger A., Martz B. Et al experiences at IBM with group support systems: a field study. Decision support system, New York, 1989. P. 183−196,
  85. Pinsonneaul T. A., Kenneth K. L. The impact of technological support on groups: an assessment of the empirical research. Decision support system, New York, 1989. P. 197−216.
  86. A. P. Использование сетей Петри при управлении силами и средствами в условиях чрезвычайных ситуаций. II Международная конференция «Проблемы управления в чрезвычайных ситуациях». М.: ИПУ РАН, 1994. С. 22.
  87. В. Ф. Управление сложными технологическими комплексами в нештатных режимах работы на основе распознания образов в интеллектуальной системе. II Международная конференция «Проблемы управления в чрезвычайных ситуациях «. М.: ИПУ РАН, 1994. С. 24.
  88. Н. И., Казиев Г. 3. Задача эвакуации пострадавших из зоны чрезвычайных ситуаций. III Международная конференция «Проблемы управления в чрезвычайных ситуациях «. М.: ИПУ РАН, 1995. С. 52.
  89. В. Л. Международная срочная экологическая помощь «INTERHELP». III Международная конференция «Проблемы управления в чрезвычайных ситуациях «. М.: ИПУ РАН, 1995. С. 15.
  90. Э. Алгоритмы оптимизации на сетях и графах. М.: Мир, 1981.
  91. Управление в чрезвычайных ситуациях: требования к руководящим органам. Обзор //Гражданская оборона, 1985.
  92. Организация и ведение спасательных работ при стихийных бедствиях, авариях и катастрофах. М.: ВЦОК ГО, 1989.
  93. Robots F. S., Browk J. A. Signed Digraphs and the Energy Crisis // The American Mathematical Monthly. 1975. V. 82. No. 6.
  94. Harari F., Norman R. Z., Cartwright D. Structural models: an introduction to the theory of the directed graphs. New York: Wiley, 1965.
  95. В. В., Миронов П. Б., Назаретов В. М. Анализ устойчивости социально-экономических систем с использованием знаковых орграфов // Автоматика и телемеханика. 1993. № 7. С. 130−137.
  96. А. Г. О концептуальном моделировании процессов планичрования работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Тезисы докладов III Международной конференции «Проблемы управления в чрезвычайных ситуациях». М.: ИПУ РАН, 1996. С. 68.
  97. И. И., Романов С. В. Риск и безопасность с точки зрения системной динамики. Препринт ИАЭ № 4528/3. М.: ЦНИИАтоминформ, 1987.
  98. W. (ed) Population-development-environment interactions: a case study on Mauritius // IIASA Popnet. 1992. No. 21.
  99. Roberts F. S. Weighted digraph models for energy use and air pollution in transportation systems. Rand Corporation Report R-1578-UCF, December, 1974.
  100. Casti J. Connectivity, complexity and catastrophe in large-scale systems. New York: Wiley, 1979.133
  101. А. В., Happ W. W. GERT: Graphical Evaluation Review Technique. Part 1. Fundamentals // J. Of Ind. Eng., 1966. V. 17. P. 267−274.
  102. В. И., Цвиркун А. Д., Акинфиев В. К. Моделирование и управление программами создания крупномасштабных технических систем. Препринт. М.: ИПУ РАН, 1989.
  103. Kuzmin I. Dangerous and Safety: Models. Hypothetial Scenario Essays for the Greenhouse Glasnost Program. Ed. W. Roberts. Colorado: University Corporation for Atmospheric Research, 1989.
  104. В. В., Назаретов В. М., Чухров И. П. Модифицированные функциональные графы как аппарат модифицирования сложных динамических систем. Препринт. М.: ИПУ РАН, 1995.
  105. А. В. Имитационная модель для оценки эффективности экономических механизмов обеспечения безопасности. IV Международная конференция «Проблемы управления в чрезвычайных ситуациях «. М.: ИПУ РАН, 1997. С. 151.
  106. В. Ф., Христиановский В. В. Моделирование чрезвычайных ситуаций с использованием пакета SIMAN. IV Международная конференция «Проблемы управления в чрезвычайных ситуациях «. М.: ИПУ РАН, 1997. С. 153.
  107. И. М., Назаретов В. М., Кулъба В. В., Швецов А. Р. Сети Петри с разноцветными маркерами'// Изв. АН СССР. Техн. кибернетика. 1987. № 6. С. 81−88.
  108. Mamikonov A. G., Kulba V. V. Analysis and Synthesis Techniques for Data base Protection System Use Perti Nets with Coloured Markers. IFIP TC 8134
  109. Conference on GOVERNMENT AND MUNICIPAL INFORMATION SYSTEMS (Budapest, Hungary, 1987). P. 399−402.
  110. А. Г., Кулъба В. В., Швецов А. Р. Модифицированные сети Петри. Препринт. М.: ИПУ РАН, 1991.
  111. Д. А., Кулъба В. В., Швецов А. Р. Использование языка сетей Петри в системах сетевого планирования и управления при дефиците ресурсов. III Международная конференция «Проблемы управления в чрезвычайных ситуациях «. М.: ИПУ РАН, 1995. С. 25.
  112. Д. А., Жданов А. П., Утепбергенов И. Т. Структурно-технологический резерв и особенности его использования в условиях чрезвычайных ситуаций. II Международная конференция «Проблемы управления в чрезвычайных ситуациях «. М.: ИПУ РАН, 1994. С. 71.
  113. Д. А. Структурно-технологический резерв и его моделирование с помощью сетей Петри. III Международная конференция «Проблемы управления в чрезвычайных ситуациях «. М.: ИПУ РАН, 1995. С. 47.135
  114. С. В., Ларичев О. И. Многокритериальные методы принятия решений. М.: Наука, 1985.
  115. Г. Проблемы принятия решений в условиях риска. М.: Наука, 1982.
  116. Т., Стюарт И. Теория катастроф и ее приложения. М.: Наука, 1980.
  117. В. Д. Риск, конфликт и неопределенность в процессе принятия решений // Вопросы психологии. 1974. №. 2.
  118. Ф. В. Управление крупномасштабными технологическими комплексами в нештатных режимах работы на основе баз знаний и экспертных систем. Тезисы Всесоюзной конференции по проблемам управления. Киев. Ж РАН, 1991. С. 40.
  119. В. К, Безвесилъный А. В. Об обосновании состава и структуры системы информационного обеспечения органов управления РСЧС. II Международная конференция «Проблемы управления в чрезвычайных ситуациях «. М.: ИПУ РАН, 1994. С. 82.
  120. И. А., Попов А. П. О создании межведомственной информационно-управляющей системы по чрезвычайным ситуациям. II Международная конференция «Проблемы управления в чрезвычайных ситуациях «. М.: ИПУ РАН, 1994. С. 84.
  121. В. В. Автоматизированная информационная система радиационного мониторинга «Спайдер». III Международная конференция «Проблемы управления в чрезвычайных ситуациях «. М.: ИПУ РАН, 1995. С. 139.
  122. А. Н., Елохин А. Н. Система АПЕЛП методология подготовки к чрезвычайным ситуациям технологического характера. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. Выпуск 5. М.: ВИНИТИ, 1991. С. 32.
  123. Н. А., Кульба В. В., Казиев Г. 3., Шелков А. Б. Модели, методы и средства анализа и синтеза модульных информационно-управляющих систем // Автоматика и телемеханика. 1993. № 5. С. 3-59.
  124. А. Г., Кульба В. В., Карибская 3. В. и др. Система автоматизированного проектирования информационно-управляющих систем «Модуль-2». Препринт. М.: ИПУ РАН, 1991.
  125. Barker R. CASE Method. Tasks and Deliverables. Copyright Oracle Corporation UK Limited, Addison-Wesley Publishing Co., 1990. P. 213.
  126. Merhoff E. Database blueprints // Computer World-Moscow, 1995, No. 13 (171). P. 12−14.
  127. . А. Современные средства программной инженерии для создания открытых прикладных информационных систем // СУБД. 1995. №. 1. С. 17−26.
  128. Barker R. CASE Method. Function and Process Modeling. Copyright Oracle Corporation UK Limited, Addison-Wesley Publishing Co., 1990. P. 117.
  129. Bernstein P. Repositories and Client/Server: Do The Fit? Proceedings of the DCI Database World, Vol. 1 (June 1993). P. 9−31.
  130. Tannenbaum A. U.S. Market Seeing Repository Rebirth. Software Magazine (June 1993). P. 47−49.
  131. Simon A. The Integrated CASE Tools Handbook (New York: Van Nostrand Reinhold/Intertext, 1993). P. 314.
  132. Harmon P. Object-Oriented CASE // Object-Oriented Strategies. 1996. V. 1. No. 8. P. 17−27.
  133. Ю. В. Объектно-ориентированные технологии разработки сложных программных систем. М.: Аргуссофт компани. С. 153.
  134. Booch G. Object-oriented Analysis and Design with Applications. Ben-gamin/Cummings, Redword City, CA, USA, 1994. P. 211.
  135. И. В. Адаптивный анализ информационно-управляющих подсистем автоматизированных систем управления чрезвычайными ситуациями. III Международная конференция «Проблемы управления в чрезвычайных ситуациях». М.: ИПУ РАН, 1995. С. 42.
  136. Pelt. Global Information System on natural hazards. Databases for global science. ISPRS. 1994. P. 475−479.
  137. Ehrhardt J., Fisher F., Hasemann I. et at. RODOS, a real-time on-line decision support System for nuclear emergency management in Europe Ratiation Protection Dosimetry. 1994. V. 50. P. 188−194.
  138. D’ome H., Holo 0. PPS-Public protection System. Proceedings for Oslo Conference on International Aspects of emergency management and Environmental technology. Oslo, 1995. P. 343−348.
  139. Konno R., Virtanen K. Accident modelling in risk assessment and emergency management. Proceedings for Oslo Conference on International aspects of emergency management and Environmental technology. Oslo, 1995. P. 141−148.
  140. Sebastian /., Koning H. Decision support System for industrial pollution control: methodology and results. Proceedings for Oslo Conference on International aspects of emergency management and Environmental technology. Oslo, 1995. P. 343−348.
  141. . H. Федеральная система управления в чрезвычайных ситуациях в США. Сб. Проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. Вып. 6. М.: ВИНИТИ, 1990.
  142. Постановление Правительства РФ от 16.01.1995 г. №. 43 «Создание и развитие PC ЧС».
  143. Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Гражданская защита. 1995. № 1.
  144. Закон Российской Федерации «О гражданской обороне» // Гражданская защита. 1994. № 4.
  145. . Н. Государственное управление в чрезвычайных ситуациях. М.: НаукаД 991.
  146. С. В. Управление в чрезвычайных ситуациях (учебное пособие). М.: АГЗ МЧС РФ, 1995.140
  147. Материалы научной конференции ГО РСФСР «Гражданская оборона РСФСР в чрезвычайных ситуациях мирного времени». М.: Штаб войск ГО РСФСР, 1990.
  148. Основные направления развития сил РСЧС на мирное время. М.: МЧС России, 1995.
  149. Уточненная концепция создания автоматизированной информационно-управляющей системы РСЧС. М.: ВНИИ ГО ЧС, 1992.
  150. Н. Г., Супатаева О. А. Систематизация законодательства по проблемам безопасности и чрезвычайных ситуаций. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. Вып. 5. М.: ВИНИТИ, 1994. С. 3−27.
  151. Г. С. Системы государственного регулирования в сфере производственной безопасности в промышленно развитых странах. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. Вып. 5. М.: ВИНИТИ, 1992. С. 3−19.
  152. В. М., Поляков В. М. Некоторые проблемы защиты населения при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. Вып. 5. М.: ВИНИТИ, 1992. С. 20−31.
  153. National Report of the People’s Republic of China on Natural Disaster Reduction. 1993. P. 1−71.
  154. Shi Peijun. Theory and Practice of Disaster Research // Journal of Nanjing University, 1991 // Special for Disaster Research.
  155. Li Xiangzuo. Thinking about the implementation Strategy for Information Processing System at DPMC // Proceedings for Oslo Conference on International aspects of emergency management and environmental technology. June, 18−21,1995, Oslo. P. 330−333.
  156. Wang Ang-Sheng. China’s strategy, plan and action on disaster reduction. Proceedings for Oslo Conference on International aspects of emergency141management and environmental technology. June, 18−21, 1995, Oslo. P. 7075.
  157. Тиан Пинг. Чрезвычайные ситуации природного характера и организация работ по ликвидации их последствий в Китае. Тезисы докладов IV Международной конференции «Проблемы управления в ЧС». М.: ИПУ РАН, 1996. С. 7−8.
  158. Zongjin Ма, Pezhen Zhang. Natural disasters in China and counter measures for disaster reduction. Proceedings for Oslo Conference on International aspects of emergency management and environmental technology. June, 1821, 1995, Oslo. P. 275−285.
  159. Deng Qidong. The principies and methods for compiling the Seismic Zoning Map of China//Acta Seismologica Sinica. 1980. V. 2. No. 2. Р. 72−143.
  160. В.Н. и др. Отработка методики выбора параметров поддержания технической готовности сложных технических комплексов в условиях ограниченного финансирования // Отчет о НИР «Декрет-2002» (шифр ДП 103Р). Пермь: ПВИ PB, 2002. 75с.
Заполнить форму текущей работой