Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Этнические особенности психосексуального развития девушек в политкультурной среде

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ научнойлитературы, показывает наличие разнообразных исследовательских подходов к проблеме сексуального развития и полового поведения. В toi же время психосексуальное формирование личностикак психологический феномен пока, ещё не получило необходимой концептуальной характеристики. Необходимо отметить, что отечественные психологические исследования, посвященные условиям и факторам… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы, исследования психосексуального развития девушек в поликультурной среде
    • 1. 1. Современное состояние изучения проблемы полового развития-и сексуального поведения девушек
      • 1. 1. 1. Основные концепции и периодизации психосексуального развития
      • 1. 1. 2. Психосексуальное развитие девушек: предпосылки, механизмы, факторы
      • 1. 1. 3. Социально-психологические особенности полового созревания девушек
    • 1. 2. Возрастные особенности психосексуального развития девушек
      • 1. 2. 1. Динамика и закономерности психосексуального развития в онтогенезе
      • 1. 2. 2. Социально-психологические особенности сексуальной активности и добрачных половых установок девушек
    • 1. 3. Этнические аспекты полового развития и гетеросексуального поведения девушек
    • I. ((I
      • 1. 3. 1. Методологические основы этнических особенностей полового развития и поведения девушек
      • 1. 3. 2. Этнокультурные различия гетеросексуального поведения девушек различной национальности
  • Выводы по первой главе
    • Глава II. Программа эмпирического исследованиям
  • 2. 1. Организация и этапы исследования
  • 2. 2. Характеристика и обоснование методов исследования
  • 2. 3. Процедура и способы статистической обработки результатов
  • Глава III. Описанием анализ результатов исследования возрастных, психосоциальных и этнических особенностей психосексуального развития, девушек РСО — Алания
    • 3. 1. Изучение возрастных особенностей полового развития девушек
      • 3. 1. 1. Общая характеристика сексуального развития и добрачных половых установок девушек PCO — Алания
      • 3. 1. 2. Характеристика психосексуальной сферы и. индивидуально-психологических свойств девушек в зависимости от биологического и хронологического возраста
    • 3. 2. Психосоциальные аспекты сексуального развития и полового поведения
      • 3. 2. 1. Зависимость психосексуального развития от характеристик родительской семьи, уровня информированности по вопросам пола, опыта полового поведения
      • 3. 2. 2. Значимые связи параметров психосексуальной сферы и индивидуально-психологических особенностей
    • 3. 3. s. Результаты исследования полового развития осетинских и русских девушек
    • 3. 3−1. Сравнительная характеристика сексуального развития и добрачных половых установок осетинских и русских девушек
      • 3. 3. 2. Динамика показателей психосексуального развития у респонденток различной национальности
      • 3. 3. 3. Значимые связи между сексуальным развитием и индивидуально-психологическими, свойствами осетинских и русских девушек
    • 1. I
      • 3. 3. 4. Психологическая"характеристика полового поведения русских и осетинских девушек
      • 3. 4. Описательная модель факторов, влияющих на гетеросексуальное поведение девушек
      • 3. 5. Рекомендации по психологическому сопровождению сексуального развития девушек в подростково-юношеский период
  • Выводы по эмпирической части работы
  • Этнические особенности психосексуального развития девушек в политкультурной среде (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

    В настоящее время, в период серьезного кризиса нравственных ценностей, усиления* общемировой тенденции к обострению этнокультурных противоречий, ухудшения демографической ситуации в России, одной? из актуальных проблем является исследование особенностей психосексуального развития и добрачных половых установок девушек различных национальностей, проживающих в поликультурной среде: Знание' и, учёт I.

    1 возрастных и этнических факторов, влияющих на психосексуальное.

    I, развитие, имеет большое значение для межэтнического взаимодействия, для понимания проблем в области. семейно-брачной сферы, а также дополняет ¡-представление об особенностях полового поведения', установках представителей различных национальностей, проживающих в одном"регионе.

    Трансформации российского? обществав, последние десятилетия повлекли за собой изменение-системы ценностей и потребностей, в том числе сексуальных. Половое поведение современных подростков и юношей отличается рядом особенностей, и новых тенденций: снижение возраста сексуального дебюта, приемлемость добрачных половых связей-. и — сожительства, разрыв в степенилиберализации сексуального поведения в 'регионах с различающейся этнической характеристикой, ослабление I двойного стандарта в< отношении мужчин и женщин, обращение к опыту других стран (И.&euro-. Кон). Вместе с тем, эмансипация женщин приводит к 1 изменению матримониального поведения, росту числа разводов, внебрачной сексуальной практики (СМ: Голод).

    Слияние биологического, психологического и социального, с приоритетным значением последнего для развития человека, является особенностью подросткового и юношеского возраста (Т.В. Драгунова, В. В. Ковалёв, Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, 8.М. БогпЬисЬ, 1.М. СагктШг). Данный процесс преломляется в формировании сексуальности, а именно психосексуального развития. Нельзя также не учитывать отмечающуюся с последней четверти XX века тенденцию к ускорению созревания подростка. Хотя процессы акселерации, которыми объяснялись многие социально-психологические феномены, в i настоящее время теряют свою актуальность, всё ещё сохраняются явления i недостаточной информированности подростков, инфантильность и диспропорциональность в развитии (И-Ю. Магнутова, А.И. Фёдорова).

    Изучением подростково-юношеской сексуальности занимались зарубежные и отечественные учёные разных научных направлений: F.M. Biro, M". Cle, U. Clement, M. Eisen, J.E. Fielding, S. Freud, A. FreudV.E. Johnson, G.F. Kelly, A.C. Kinsey, I.L. Kvalem, W.H. Masters, J. Martin, M: Mead, P.Y. Miller, i.

    W. Simon, C.A.Williams, H.C. Безверхняя, П. П. Блонский, B.M. Бызова, ?Г. С. Васильченко, JI.С. Выготский, С. И. Голод, И. В. Добряков, Д-.Н. Исаев, ?Е. П. Ильин, В. Е. Каган, И. С. Кон, А. М. Куликов, С. С. Либих,. А. Е. Личко, C.G. Лунин, И. Ю. Магнутова, Ю. М. Орлов, В. ЛСитников, В. И: Фридкин и др.

    Анализ научнойлитературы, показывает наличие разнообразных исследовательских подходов к проблеме сексуального развития и полового поведения. В toi же время психосексуальное формирование личностикак психологический феномен пока, ещё не получило необходимой концептуальной характеристики. Необходимо отметить, что отечественные психологические исследования, посвященные условиям и факторам сексуального развития личности, до сих пор остаются фрагментарными, касаясь в основном области психопатологии или патофизиологии. J Сказывается недостаточная методологическая проработанность вопроса. ' После длительного периода развития отечественной психологии как «бесполой» науки (И.С. Кон) вновь наступило время обращения к проблеме пола и психосексуального развития (Т.В. Бендас, В. М. Бызова, И. В. Добряков, Е. П. Ильин, Д. Н. Исаев, И. С. Клёцина, Я. Л. Коломинский, И. С. Кон, A.A. Реан, В. Л. Ситников, Т. И. Юферева и др.). Это объясняется тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию и развитию личности не могут быть поняты без учета психологической специфики становления психосексуального самосознания подростков и юношей. Неравномерность распределения научных данных о психосексуальных особенностях разных этапов развития девушки, приводит к • I недифференцированной пропаганде сексологических знаний, не |соответствующих-: её личностному развитию (Г.С. Васильченко, И1С. Кон): ¡-¡-Вместе: с темнедостаток достоверных научных сведений о взаимосвязи: между определёнными: психосексуальными «феноменами, половым поведением и индивидуально-психологическими свойствами личности девушкине позволяют комплексно рассмотреть изучаемую проблему. ' Нельзя также неотметить, что психосексуальное развитие является. результатом половой: социализации, в ходе которой девочка усваивает I определённую половую роль и правила сексуального поведения: Искажение | половых ролей» может привести к повышенным притязаниям женщины в сфере семейно-сексуальных, отношений и сексуальнымрасстройствам (Н:ЛБотневаЗ.В^Р6жановская,.А.Т.Терёшин): .

    На современном этапе научных: знаний недостаточноисследовано — влияние этнокультурных. условий на гендерную социализацию. личности, I половое развитие и формирование психосексуальных установок. Еще реже предметом психологических исследований^ становятся этнические различия представителей одной! тендерной* группы. Для такой многонациональной и I поликультурной страны, как Россия, необходимы разноплановые! исследованиякоторые, помогли, бы составить целостное представление о закономерностях и особенностях психосексуального развитияподросткови — юношейпроживающих в различных регионах страны. С учётом вышеизложенного была определена, тема диссертационного исследования, проблема которого заключается в выявлении особенностей психосексуального и соматосексуального развития девушек в современных — условиях, а также выделение и анализ этнических различий, проявляющихся I в их половом поведении.

    Цель диссертационного исследования: сравнительный анализ особенностей психосексуального развития^ и полового поведения девушек, проживающих в одном регионе, но> относящихся к различным этническим — группам.

    Предмет исследования: этнические и региональные особенности? психосексуальногоразвития школьниц и: студенток, проживающих: в Республике Северная Осетия — Алания. Объект исследования: психосексуальное развитие и половое поведение девушек.. ¦ ¦'" ''-." - Задачи ¡-исследования:

    I ' 1.

    1 1. Провеститеоретико-методологический анализ современного отечественного и зарубежного опыта, исследований по проблеме психосексуального развития подростковой юношей: — 2. Выявить особенности психосексуального и соматосексуального развития-, добрачных, половых установок девушек, — проживающих: в. Г Республике Северная^ОсетияАлания:. 31 Изучить закономерности и специфику психосексуального развития- |-. добрачных половых установок и индивидуально-личностных свойств I девушек с. различным темпом полового созревания. 4. Определить ¡-психосоциальные особенности сексуального развития и :' - половогошоведения в подростково-юношеский период;

    5. Выявить этнические особенности психосексуального развития и полового поведения девушекв поликультурной, среде современного общества (на — примерепредставителейосетинскойи русской этнических групп, проживающих в Республике Северная Осетия — Алания). Гипотезы исследования: — 1. Этнические. особенности психосексуального развития и полового поведения осетинских и русских девушек проявляются в добрачных половых установках и уровне активности гетеросексуального поведения. (.

    2. У девушек, различных, этнических группI имеютсякакобщие, так и специфические, признаки субъективного психологического неблагополучия тревожности, невротизации, психопатизации), связанного с особенностями психосексуального развития.

    Выборку составили 589 человек. Из них 410 чел. относятся к представителям осетинской национальности, 123 чел. — русской и 56 чел. — ¡-других национальностей. Возрастной состав респонденток — от 15 до 19 лет. В опросе приняли участие 408 учащихся общеобразовательных школ в возрасте 15−17 лет и 181 студентка Северо-Осетинского государственного | университета в возрасте 18—19 лет. Большинство респондентов являются I городскими жителями. I.

    Теоретико-методологической основой исследования явились основные теоретические и методологические принципы отечественной психологии, в частности, принцип единства сознания и деятельности, ¡-принцип детерминизма, принцип развития. Кроме того, мы руководствовались теорией JT.C. Выготского о культурно-историческом, подходе к изучению психики человекаработами, посвященными психическому развитию (подростков и юношей (Г. Крайг, Л. Ф. Обухова, A.A. Реан, JI.A. Регуш и др.) — теорией психосексуального развития. 3., Фрейдаконцепцией психосексуального развития В.М.' Маслова, И. Л. Ботневой, Г. С. Васильченкотеоретической моделью психосексуальной дифференциации В.Е. Кагана- 'четырёхфакторной теорией сексуального здоровья* В. В. Кришталяконцепцией гендерной идентичности (И.С. Клёцина, B.JI. Ситников) — положениями дифференциальной психофизиологии (Е.П. Ильин), междисциплинарного, культурологического и этнографического подходов, (С.Б. Борисов, Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, И. С. Кон, М. Мид) — периодизациями психосексуального развития Г. С. Васильченко, Ю. М. Орлова, В. В Нагаева и И. Ф. Обросова.

    Для достижения поставленных целей и задач применялись следующие методы исследования: .1. Теоретический анализ психологических, педагогических, I.

    1 социологических, медицинских, сексологических и этнографических.

    1 научных трудов;

    1 •.

    2. Сопоставительный анализ изучаемых явлений в работах отечественных — и зарубежных авторов;

    3. Комплекс эмпирических методов: стандаритизированные. (тесты и | опросники), нестандартизированные (авторские анкеты) — В исследованииприменялись следующие психодиагностические: методики: авторская анкета, направленная на выявление особенностей ¡-психосексуального развития и полового поведения? девушек, формирования-?половой роли, а также: добрачных половых установок и источников | информации по вопросамполаавторская: анкета, предназначенная для выявления особенностейсоматосексуального развития девушекФрайбургСК: Рщ.

    •, ¦ • ¦ личностный опросник (РР1), методика диагностики: самооценки личности (Ф.* Фидлер) — Патохарактерологический" диагностическийопросник <�ЗлЩ©-)? АхЖЛичко* опросник, определения? уровня невротизациш и психопатизации.

    УНП), методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлор.

    Достоверность результатов > исследования обеспечена проработанностью теоретических и методологических основ? исследованиявалидностью и.

    • надёжностью психодиагностического инструментарияего. соответствия", цели и задачам* исследованиябольшой выборкой респондентов. Математико статистическая обработка полученных результатов проводилась с I ' ¦ ' использованием методов параметрической и непараметрической, статистики.

    Для оценки межгрупповых различий применялся?^-критерий: Стьюдента и-критерий Манна-Уитни, Н-критерий Краскала-Уоллеса. Корреляционный анализ осуществлялся-методами вычисления: коэффициент корреляции т-Пирсона, коэффициент ранговой корреляции г-Спирмена. Методы дескриптивной (описательной) статистики включали в себя оценку среднего арифметического и его средней ошибки. Математическая обработка полученных, данных осуществлялась, с помощью стандартных методов статистики с использованием компьютерной программы для, статистической обработки данных «8Р88 13.0» и Ехсе1. I I.

    I Основные положения, выносимые на защиту: I.

    1. Психосексуальное развитие осетинских и русских девушек отличается по темпам формирования^ поведенческого компонента влечения, по.

    1 I консервативности добрачных половых установок, по степени I активности полового поведения.

    2. Формы и степень активности полового поведения в большей степени I зависят от этнических и психосоциальных особенностей, чем от темпов 1 полового созревания.

    3. У осетинских девушек нарушения психосексуального самочувствия в большей мере обусловлены этносоциальными факторами, а у русских девушек индивидуально-личностными установками, оценками собственного опыта полового поведения;

    Научная новизна. В настоящей работе впервые изучается психосексуальное I развитие и добрачные половые установки девушек, проживающих в Республике Северная Осетия, — Алания. Выявлены различия" в" психосексуальном развитииполовом поведении и добрачных половых установках девушек, проживающих в одном регионе, но относящихся к различным этническим группам (напримере представителей осетинской и русской этнических групп). На основе анализа эмпирического материала доказывается, что существуют как общие (характерные для всех девушек), ¡-так и специфические (характерные только ¦ для девушек определённой I национальности) факторы, влияющие на субъективное психологическое | неблагополучие, связанные с психосексуальным развитием.

    Выделены психосоциальные особенности, влияющие на психосексуальное развитие и половое поведение девушек. Получены новые данные о влиянии индивидуально-личностных свойств на психосексуальное развитие и добрачные половые установки. Разработана описательная модель факторов, влияющих на уровень. активности гетеросексуального поведения девушек в подростково-юношеский период.

    Теоретическая значимость. Диссертационное исследование обогащает научные представления по проблеме влияния психологических, социальных и этнических факторов на психосексуальное развитие девушек, расширяет понимание сущности правильного формирования сексуальности девушек на |дорепродуктивных стадиях её развития. Теоретически обосновано влияние этнических особенностей на I психосексуальное формирование и половое поведение девушек в подростковом возрасте. Нормы и правила, регулирующие сексуальное поведение в ¡-изучаемой этнокультурной среде, оказывают существенное влияние на психосексуальное развитие и характер полового поведения девушек, не состоящих в браке. Практическая значимость исследованиям заключается в том, что полученные данные. могут быть использованы для. разработки психолого-педагогических рекомендаций по половому просвещению девушек, учитывающих их возрастные, индивидуальные и этнические особенности. Юни позволяют расширить представления практических психологов об 'особенностях психосексуального развития и полового поведения осетинских и русских девушек, а также могут применяться в психокоррекционной работе.

    Материалы исследования могут быть использованы при психодиагностическом изучении личности подростка, для просветительской и профилактической работы по половому воспитанию в школах, училищах, .вузах. Полученные в исследовании выводы позволяют разрабатывать I учебные курсы и методические пособия, адресованные студентам 1 психологических, педагогических и медицинских институтов.

    Результаты исследования позволяют разработать программы по, психолого-педагогическому сопровождению сексуального развития девушек, формированию психосексуального сознания и половой самоидентификации в подростковом и юношеском возрасте.

    Апробация работы. Основные теоретические положения и результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры психологии развития Северо-Осетинского государственного педагогического института, кафедры прикладной психологии Петербургского государственного университета путей сообщения, на Всероссийской научно-практической конференции «Современные технологии обучения» (Владикавказ, 2004), на Всероссийской научно-практической конференции «Семья в зеркале социальной сферы» (Владикавказ, 2008), на Четвёртой Международной научной конференции «Психологические проблемы современной семьи» в МГУ (Москва, 2009), на региональной научно-практической конференции «Современное состояние и тенденции развития психологии в регионе: научные исследования, психологическая практика, преподавание» (Владикавказ, 2009). По теме диссертационного исследования опубликовано 10 работ.

    Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, выводов, библиографии и приложений. Библиография включает в себя 274 наименования, из них 20 на иностранных языках. Основной текст диссертации изложен на 181 странице. В основной текст включены 8 таблиц, 22 рисунка. Работа содержит 13 приложений.

    Выводы.

    1. В результате теоретического и эмпирического исследований I установлено, что девушки, проживающие в Республике Северная Осетия.

    Алания, приобретают опыт гетеросексуального поведения, характерного для второй (эротической) и третьей (сексуальной) стадии психосексуального развития в более поздние сроки по сравнению со сверстницами из некоторых других регионов РФ.

    2. В Республике Северная Осетия — Алания учащиеся имеют достаточно консервативные добрачные половые установки в отличие от девушек из других регионов России. Сексуальные установки респонденток, принадлежащих | к различным этническим группам, но проживающих в одном регионе, значимо различаются: русские девушки являются носителями более либеральных установок по сравнению с осетинскими респондентками.

    3. Исследование показало, что более существенные различия в психосексуальном развитии и поведении наблюдаются у девушек, принадлежащих к различным социально-возрастным категориям, этническим группам, проживающих в различных регионах РФ. Уровень активности и формы полового поведения в большей степени находятся под контролем социально-психологических факторов, чем темпа полового созревания.

    4. Проведённое 1 исследование позволило выявить связи между индивидуально-личностными особенностями и психосексуальным.

    1 развитием. Индивидуально-психологические особенности личности играют важнейшую роль в регуляции полового поведения девушек, определяя формы взаимодействия, уровень активности, степень I удовлетворённости гетеросексуальным взаимодействием. Девушки, проявляющие активность в 'гетеросексуальном поведении характеризовались следующими свойствами личности: спонтанной агрессивностью, экстравертированностью, гипертимной, ¦ эпилептоидной, шизоидной акцентуациями характера, психологической склонностью к алкоголизации. Респондентки, не имеющие опыта гетеросексуального I I поведения характеризовались: личностной тревожностью, невротизацией, застенчивостью, а также сенситивным, конформным и неустойчивым типами акцентуаций характера. Было определеночто, с одной стороны, индивидуально-личностные особенности могут влиять на половое поведение девушекуровень его активности и формы взаимодействия, а, с другой? стороны, — выступать, в роли индикаторов? психологического неблагополучия личности. | 5. При отсутствии различий в возрасте проявления основных феноменов психосексуального"ж соматосексуального развития между осетинскимии русскими девушками, 1 у них выявленыразличия? по параметру «дисгармоничность психосексуального развития». Задержка формирования и реализации эротического и сексуальногокомпонентов- | влечения* в. большей степени? характернадля девушек? осетинской национальностиУровень активностив¡-. гетеросексуальномповедении? значимо ниже, у, осетинских, девушек по сравнению, с. русскими: респондентками:.Ио мере взросления различия несколько сглаживаются;

    6. Отсутствие: определённогоопыта полового поведения в юношеском возрастеприводит к возникновениюилиповышению уровня тревожностиневротизации-.,, У-, осетинских респонденток — беспокойство вызывает отсутствие опыта, свиданий, поцелуев, петтингаполовой жизни: В то же j время русских девушек в этот возрастной период тревожит. только собственная сексуальная неопытность.

    7. Существуют различия в личностных реакциях: на определённые формы I гетеросексуальной, активности между осетинскими и русскими респондентками. Русские девушки, не, имеющие опыта половой жизни в I юношеском возрасте, характеризуются. более высоким уровнем I личностной тревожности, а осетинские — более высоким уровнем невротизации по сравнению-с активными испытуемыми.

    8. Установлены общие (характерные для всех девушек) и специфические (характерные: только. для девушек определённой национальности) особенности субъективного психологического неблагополучия, связанные с психосексуальным развитием. У осетинских респонденток нарушения психосексуального самочувствия в большей степени обусловлены этническими и социальными факторами, в то время как у русскихиндивидуально-личностными установками, оценками собственного опыта полового поведения.

    Заключение

    .

    Актуальность изучения психосексуального развития девушек в настоящее время обусловлена акселерацией полового и социального развития, увеличением разрыва между физиологической и психосоциальной зрелостью, ухудшением репродуктивного и психологического здоровья девушек, диспропорциональностью в развитии, ранним началом половой жизни и т. д.

    Россия является многонациональной и поликультурной страной, поэтому необходимы разноплановые исследования, которые помогли бы составить более целостное представление о закономерностях и особенностях психосексуального развития подростков и юношей, проживающих в различных регионах страны. ' Однако недостаточность, сведений об особенностях полового • развития и гетеросексуального поведения подростков, принадлежащих к, различным I этническим группам, предопределяет необходимость дополнительных исследований.,. В нашей диссертационной работе впервые предпринята попытка изучения особенностей психосексуального развития и добрачных половых установок девушек, проживающих и обучающихся в Республике Северная Осетия — Алания. Был проведён сравнительный анализ особенностей психосексуального развития, и добрачных половых установок девушек, проживающих в одном регионе, но относящихсяк различным этническим группам (на" примере представителей, осетинской и русской этнических Групп).: ,, , В результате' теоретико-методологического анализа научной | литературы и собственного эмпирического исследования установлено, что ' девушки, проживающие в Республике Северная Осетия — Алания, начинают I гетеросексуальную активность в более поздние сроки, а также имеют более консервативные добрачные половые установки по сравнению со сверстницами из некоторых других регионов РФ. i Сделаны выводы, позволяющие принять гипотезу о том, что I этнические различия в психосексуальном развитии и актуальном половом поведении девушек проявляются в социально-психологических установках и уровне активности, добрачного гетеросексуального взаимодействия. Полученные нами данные свидетельствуют о том, что психосексуальное развитие осетинских девушек отличается большей дисгармоничностью по сравнению с русскими. Это выражается в задержке реализации | формирования эротического и сексуального компонентов влечения, пассивности в половом поведении, консервативности добрачных половых установок. В представленной работе оказалось возможным составить I психологическую характеристику полового поведения осетинских и русских девушек.

    I }.

    I Проведённое исследование позволило подтвердить, что темп полового созревания оказывает, влияние на возрастные, аспекты психосексуального I развития девушек. Вместе с тем в настоящее время уровень активности и формы полового. поведения в большей степени зависят от психосоциальных, ¡-этнических и региональных факторов. В связи с этим, в диссертационной работе были выделены и описаны социально-психологические параметры, влияющие на уровень активности полового поведения девушек в подростково-юношеский период. *.

    Исследование, позволило подтвердить необходимость психологического сопровождения сексуального, развития девушки в подростковом и юношеском возрасте, так именно в этот период интимно-личностная сфера становится особенно значимой. Было эмпирически доказано, что отсутствие определённого опыта гетеросексуального I поведения в юношеском возрасте, а также недостаточная информированность по вопросам пола, может вызывать беспокойство и влиять на психосексуальное развитие. Полученные результаты позволили j сформулировать ряд рекомендаций по психологическому сопровождению j сексуального развития, половому воспитанию и организации коррекционных мероприятий для девушек на дорепродуктивных этапах развития.

    Проведённое исследование позволило также определить роль индивидуально-личностных особенностей в психосексуальном развитии и.

    I 1 актуальном половом, поведении девушек. Впервые предпринята попытка выделения общих (характерных для всех девушек) и специфических (характерных только для девушек определённой национальности) особенностей субъективного психологического неблагополучия, связанных с психосексуальным развитием. Описаны причины и закономерности, которые I могут способствовать повышению уровня тревожности, невротизации, психопатизации. Нарушения психосексуального самочувствия осетинских девушек чаще всего связано с этническими и социальными факторами. Для (русских девушек большее 'значение имеют индивидуально-личностные установки и собственные оценки своего полового поведения. Таким образом, получила подтверждение вторая, выдвинутая нами гипотеза.

    В дальнейшем представляется целесообразным исследовать особенности психосексуального развития девушек и юношей в других кавказских республиках. Не менее интересным представляется проведение сравнительного анализа полового поведения молодёжи Северного Кавказа, принадлежащих к различным конфессиональным группам (мусульманским и I христианским) и сравнить с аналогичными результатами в других регионах РФ. Определённый интерес представляет, изучение психосексуального развития подростков из смешанных по этническому признаку семей. I.

    I I I I.

    Показать весь текст

    Список литературы

    1. , В.В. Половая дифференциация и сексуализация детства: горький вкус запретного плода Текст. / В. В. Абраменкова // Вопросы психологии. 2003. — № 5. — С. 103 — 120.
    2. , Б.Е. Об акцентуациях маскулинности-фемининности Текст. / Б. Е. Алексеев // Российский психиатрический журнал. — 2002. — № 2. -С.4−9.
    3. , Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. 3-е изд. — СПб!: Питер, 2001. — 288 с. — ISBN 5−272−315−2.
    4. , Б.Г. Избранные труды по психологии Текст. В 2 т. Т.2. Развитие и воспитание личности / Б.Г. Ананьев- ред. H.A. Логинова. — СПб.: изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. 549 с. — ISBN 5−288−4 396−3.
    5. , В.Ф. Сексуальная революция: двойной стандарт Текст. / В.Ф. Анурин//- Социологические исследования. 2000. — № 9. — С. 88 — 95.
    6. , Е.Р. Анализ факторов, связанных с рискованным сексуальным поведением в подростковой субпопуляции Санкт-Петербурга Текст. / Е. Р. Аравийская // Российский журнал кожных и венерических болезней. 2001. — № 5. — С. 61 — 64.
    7. , А.К. К описанию организации пространства в восточнославянской свадьбе Текст. / А. К. Байбурин, Г. А. Левинтон // Русский народный свадебный обряд. Исследования и материалы / под ред. К. В. Чистова и Т. А. Бернштам. Ленинград, 1978. — С. 94 — 95.
    8. , А.Н. Сексуальное образование и репродуктивное здоровье подростков> Текст. / А. Н. Баранов // Здравоохранение Российской Федерации. 1997. — № 4. — С. 45 — 46.182
    9. , A.C., Ранняя родительская депривация и девиантное поведение подростков Текст. / A.C. Батуев, А. Г. Кощавцев, Б. Е. Микиртумов // Валеология. 2002. — № 1. — С.22 — 27.
    10. , Б.Х. Черкесское игрище Текст. / Б. Х. Бгажноков. — Нальчик, 1991 153 с. I
    11. , Е.В. Психосексуальное развитие и полоролевая идентификация у несовершеннолетних, совершивших сексуальныеIправонарушения Текст. / Е. В. Белопасова, Н. В. Дворянчиков //
    12. Сексология и сексопатология. 2005. — № 2. — С. 32 — 37. i
    13. , В.А., Физическое развитие детей школьного возраста, проживающих в Кирове за десятилетний период Текст. / В. А. Беляков, И. В. Попова, В. Н. Жуков // Здравоохранение Российской Федерации. -2005.-№ 6.-С. 53−55. }
    14. , А. Выселение горцев’с Кавказа1 Текст. / А. Берже // Русская старина. 1882. — № 1. — С. 165 — 166.
    15. , Т.В. Тендерная психология Текст.: учебное пособие/ Т. В. Бендас. СПб.: Питер, 2007. — 431 с. — ISBN 5−94 723−369-Х.
    16. , Э. Секс в человеческой любви Текст. / Э. Берн: пер. с англ. -М.: Московский, кадровый центр, 1990. 113 с. — ISBN 5−85 090−003−9:
    17. , Т.А. Традиционный праздничный календарь в Поморье во второй половине XIX начале XX вв. Текст. / Т. А. Бернштам // Этнографические исследования Северо-Запада СССР. — Ленинград, 1977.-С. 88−115.
    18. , Т.А. Девушка-невеста и предбрачная обрядовость в Поморье в XIX начале XX вв. Текст. / Т. А. Бернштам // Русский народный свадебный обряд. Исследования и материалы. — Ленинград, 1978.-С. 49−71.i
    19. , Т.А. Молодёжь в обрядовой жизни русской общины XIX — начала XX в. Половозрастной аспект традиционной культуры Текст. / Т. А. Бернштам. Л.: Наука, 1988. — 276 с.
    20. , Т.А. Совершеннолетие девушки в метафорах игрового фольклора (традиционный аспект русской культуры) Текст. /
    21. Т.А. Бернштам // Этнические стереотипы мужского и женского поведения / под ред. А. К. Байбурина, И. С. Кона. Санкт-Петербург, 1991.-С. 23.4−257.
    22. , В.М. Избранные работы по социальной психологии Текст. /В.М. Бехтерев. -М., 1994. 400 с. — ISBN 5−02−13 392−2.
    23. , И.И. Идеи и опыт нравственного воспитания в осетинской народной педагогике Текст.: дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Бирагова Иза Ивановна. — Владикавказ, 2001. — 157 с.
    24. , П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения Текст.: в 2 т. / П. П. Блонский / под ред. A.B. Петровского. — М.: Педагогика, 1979. Т. 1. — 304 с. I
    25. , Л.И. Личность и ¡-её формирование в детском возрасте Текст. /. Л. И. Божович М.: 1968. — 464 с. (
    26. , К. Черты нравов православных осетин и ингушей Текст. /
    27. К. Борисевич. -М.: 1885. 267 с.
    Заполнить форму текущей работой