Кодирование и интерпретация экспрессии эмоциональных состояний субъектами педагогического общения
В исследованиях по педагогическому общению традиционно декларируется важность адекватного понимания экспрессии состояний учеников и необходимость адекватного выражения состояний, отношений к ним, подчеркивается зависимость результатов педагогической деятельности от умений и навыков учителя воздействовать с помощью экспрессии. Такие авторы, как И. А. Зимняя, — А. А. Леонтьев, — В.А. Кан-Калик, — И… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА КОДИРОВАНИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЭКСПРЕССИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ
- 1. 1. Проблема экспрессивного кода в психологии
- 1. 2. Понятие об экспрессивном коде эмоциональных состояний
- 1. 3. Особенности целенаправленного создания экспрессивных кодов эмоциональных состояний
- 1. 4. Социально-психологические и индивидно-личностные факторы интерпретации и кодирования экспрессии эмоциональных состояний
- 1. 5. Проблема управления экспрессией и интерпретация экспрессивных кодов эмоциональных состояний в педагогическом общении
- 1. 6. Личностные и социально-психологические особенности субъектов педагогического общения
- 1. 6. 1. Социально-психологические характеристики личности старшеклассника как субъекта общения
- 1. 6. 2. Социально-психологические характеристики личности студента как субъекта общения
- 1. 6. 3. Социально-психологические характеристики личности учителя как субъекта общения
- 2. 1. Цель, предмет, гипотезы, задачи, методы, объект и процедура исследования
- 2. 2. Анализ успешности кодирования эмоциональной экспрессии старшеклассниками, студентами, учителями
- 2. 2. 1. Анализ успешности кодирования экспрессии эмоциональных состояний старшеклассниками
- 2. 2. 2. Анализ успешности кодирования экспрессии эмоциональных состояний студентами
- 2. 2. 3. Анализ успешности кодирования экспрессии эмоциональных состояний учителями
- 2. 2. 4. Сравнительный анализ успешности кодирования эмоциональной экспрессии старшеклассниками, студентами и учителями
- 2. 3. Сравнительный анализ успешности интерпретации экспрессивных кодов эмоциональных состояний старшеклассниками, студентами, учителями
- 2. 3. 1. Особенности интерпретации экспрессивных кодов эмоциональных состояний в зависимости от гендерно-возрастной социализации субъектов педагогического общения
- 2. 3. 2. Анализ влияния степени знакомства субъектов педагогического общения на успешность интерпретации экспрессивных кодов эмоциональных состояний
- 2. 4. Анализ взаимосвязи успешности кодирования и интерпретации экспрессии эмоциональных состояний
- 2. 4. 1. Анализ взаимосвязей между успешностью кодирования и интерпретации экспрессии эмоциональных состояний в группе старшеклассников, студентов, учителей
- 2. 4. 2. Соотношение успешности кодирования и интерпретации экспрессии эмоциональных состояний в зависимости от тендерных различий
- 2. 4. 3. Типы взаимосвязи успешности кодирования и интерпретации экспрессии эмоциональных состояний
- 2. 5. Анализ взаимовлияния социально-психологических и личностных характеристик старшеклассников, студентов, учителей и успешности кодирования — интерпретации экспрессии эмоциональных состояний
- 2. 6. Сравнительный анализ социально-психологических, личностных особенностей представителей типов соотношения успешности кодирования и интерпретации экспрессии эмоциональных состояний
Кодирование и интерпретация экспрессии эмоциональных состояний субъектами педагогического общения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Опыт жизнедеятельности каждого человека подсказывает, что умения управлять эмоциональной экспрессией и интерпретировать её являются необходимыми условиями взаимодействия, взаимовлияния в различных видах совместной деятельности (переговоры, деловая беседа, педагогическое общение, оказание профессиональной психологической помощи и т. д.). Поэтому не случайно социальные психологи проявляют устойчивый интерес к результатам исследований, направленных на изучение экспрессивного репертуара личности, к данным работ, в которых рассматривается роль невербальных средств в регуляции общения [А.А. Бодалёв, 1966, 1970; Г. А. Ковалев, 1978; Е. В. Кузнецова, 1990, 1996; В. А. Лабунская, 1986, 1999; В. Н. Панфёров 1974, 1983; P. Bull, 1984; P. Ekman, 1984; Е. Goffman, 1967 и др.].
Несмотря на огромный интерес к проблеме кодирования экспрессии, в имеющихся исследованиях основное внимание уделяется процессу интерпретации, распознания экспрессивного поведения [А.А. Бодалёв, 1966; М. В. Буракова, 2000; Ю. В. Гранская, 1998; Е. В. Кузнецова, 1996; В. А. Лабунская, 1999; В. Н. Панфёров 1974; О. О. Пугачевский, 1999; Г. В. Сериков, 2001]. Работы, в которых рассматривается процесс кодирования экспрессии, принадлежат, как правило, к таким областям, как сценическое искусство и театральная педагогика [С. Волконский 1912, 1913; П. М. Ершов 1959; К. С. Станиславский 1985; В. И. Кочнев 1983; Н. В. Рождественская, 1986]. В отечественной социальной психологии ещё недостаточно уделяется внимания проблеме кодирования эмоциональной экспрессии. Поэтому остается малоизученным вопрос о взаимосвязи умений, способностей кодировать и интерпретировать экспрессию эмоциональных состояний в процессе совместной деятельности, в педагогическом общении и т. д.
В исследованиях по педагогическому общению традиционно декларируется важность адекватного понимания экспрессии состояний учеников и необходимость адекватного выражения состояний, отношений к ним, подчеркивается зависимость результатов педагогической деятельности от умений и навыков учителя воздействовать с помощью экспрессии. Такие авторы, как И. А. Зимняя, [1997]- А. А. Леонтьев, [1998]- В.А. Кан-Калик, [1987]- И. Б. Котова, Е. НШиянов, [1997]- А. К. Маркова, [1993]- Р. П. Мильруд, [1987]- А. М. Митина [1990]- А. А. Реан, Я. Л. Коломинский, [1999] указывают в своих работах на то, что успешность педагогического общения во многом зависит от умения партнеров понимать экспрессию друг друга и регулировать экспрессивное поведение в соответствии с ситуацией педагогического общения. Но при этом не ставят задачу изучения особенностей кодирования экспрессии эмоциональных состояний учениками. В соответствии со сложившейся традицией не разрабатывается проблема соотношения процессов кодирования и интерпретации у различных субъектов педагогического общения: школьников, студентов, учителей, преподавателей. Остаются неизученными также вопросы о возрастной динамике успешности кодирования, интерпретации эмоциональной экспрессии, об обусловленности результатов тендерными, социально-психологическими, личностными особенностями учителей, старшеклассников, студентов.
Из исследований в области возрастной социальной психологии [Е.П.Белинская, О. А. Тихомандрицкая, 2001; С. В. Кондратьева, 1981; Е. А. Петрова, 1998; Е. В. Цуканова, 1985] известно, что старшеклассники проявляют повышенную чувствительность к поведению партнера, в том числе учителя. Одновременно у многих учителей, особенно у начинающих, недостаточно сформированы способности и умения адекватно выражать свои эмоциональные состояния и интерпретировать экспрессивное поведение учеников.
Таким образом, проблема соотношения процессов кодирования и интерпретации эмоциональной экспрессии, их обусловленность социально-психологическими, личностными особенностями субъектов педагогического общения остаётся практически значимой, но недостаточно изученной.
Исходя из вышесказанного, цель исследования заключается в изучении особенностей кодирования и интерпретации экспрессии эмоциональных состояний субъектами педагогического общения: старшеклассниками, студентами и начинающими учителями.
Предмет исследования — социально-психологические, личностные и половозрастные детерминанты взаимосвязей успешности кодирования и интерпретации эмоциональной экспрессии субъектами педагогического общения.
Гипотезы исследования:
1. Успешность кодирования экспрессии эмоциональных состояний, различающихся модальностью, обусловлена принадлежностью субъектов педагогического общения к определенной социальной группе (старшеклассники, студенты, учителя).
2. Под влиянием социализации увеличивается влияние тендерных особенностей на успешность кодирования и интерпретации экспрессии определенных эмоциональных состояний.
3. В зависимости от степени знакомства субъектов общения изменяется успешность интерпретации экспрессивных кодов эмоциональных состояний, различающихся модальностью.
4. Тендерные особенности и принадлежность к социальной группе (старшеклассники, студенты, учителя) обуславливают преобладание определенного типа соотношения успешности кодирования и интерпретации экспрессии эмоциональных состояний.
5. Различия в типах соотношения успешности кодирования и интерпретации экспрессии эмоциональных состояний внутри социальной группы обусловлены социально-психологическими, личностными особенностями субъектов педагогического общения.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы кодирования и интерпретации эмоциональной экспрессии.
2. Разработать процедуру изучения успешности кодирования и интерпретации эмоциональной экспрессии.
3. Осуществить сравнительный анализ успешности кодирования экспрессии эмоциональных состояний старшеклассниками, студентами, учителями.
4. Провести сравнительный анализ успешности интерпретации экспрессии эмоциональных состояний старшеклассниками, студентами, учителями в зависимости от степени их знакомства, пола и возраста.
5. Выявить типы взаимосвязи между успешностью кодирования и интерпретации экспрессии эмоциональных состояний.
6. Определить взаимосвязи между успешностью кодирования и интерпретации экспрессии эмоциональных состояний в зависимости от принадлежности субъектов педагогического общения к определенной социальной группе (старшеклассники, студенты, учителя).
7. Определить взаимосвязи между успешностью кодирования и интерпретации эмоциональной экспрессии и социально-психологическими, личностными характеристиками субъектов педагогического общения.
8. Провести сравнительный анализ социально-психологических, личностных особенностей представителей типов соотношения успешности кодирования и интерпретации экспрессии эмоциональных состояний.
Теоретико-методологической основой работы являются: теоретические положения о роли социальной ситуации развития в формировании личности как субъекта общения [Б.Г. Ананьев, JT.C. Выготский, СЛ. Рубинштейн]- о взаимодетерминации личности и общения [Б.Г.Ананьев, В. Н. Мясищев, С.Л.Рубинштейн]. Положение о зависимости интерпретации эмоциональной экспрессии от гендерно-возрастной социализации и социально-психологических, личностных особенностей субъектов общения [А.А. Бодалев, В. А. Лабунская, П. Экман]. Представление о кодировании экспрессии как процессе, направленном на управление впечатлением в общении [Е. Goffman]. Положение о непрямолинейных связях между развитием импрессивных и экспрессивных способностей личности [Р. Гилфорд, П. Экман, Е.Ф. Бажин].
Методы исследования: эксперимент, эмпирические методы.
1. С целью изучения успешности кодирования экспрессии эмоциональных состояний была разработана экспериментальная процедура. Участники эксперимента должны были с помощью лицевой экспрессии целенаправленно и произвольно выражать перед фотокамерой четыре базовых эмоциональных состояния (радость, страх, гнев, печаль), заданных экспериментатором.
2. Для определения успешности интерпретации экспрессивных кодов эмоциональных состояний была использована процедура свободной семантической оценки.
3. Для определения социально-психологических, личностных особенностей субъектов педагогического общения использовались: методика «Диагностика уровня развития способности к интерпретации невербального поведения в межличностном общении», разработанная В. А. Лабунской [1990]- 16-ти-факторный опросник Р. Кэттелламетодика А. Меграбяна, направленная на диагностику эмпатийных способностей.
Полученные данные были обработаны с использованием таких математических процедур, как корреляционный анализ, сравнение двух выборок по t-критерию Стьюдента. Обработка данных проводилась с помощью стандартного статистического пакета.
Эмпирическим объектом исследования явились: 67 старшеклассников, обучающихся в 94 и 7 школах Пролетарского района, г. Ростова-на-Дону- 79 студентов РГПУ и 65 начинающих учителей (стаж работы до 5-ти лет). Всего 211 человек в возрасте от 15 до 29 лет, 132 женщины и 79 мужчин.
Положения, выносимые на защиту:
1. Успешность кодирования экспрессии эмоциональных состояний, различающихся модальностью, зависит от тендерных особенностей и принадлежности субъектов педагогического общения к определенной социальной группе (старшеклассник, студент, учитель).
2. С возрастом, под влиянием социализации усиливается воздействие тендерного фактора на успешность интерпретации экспрессивных кодов эмоциональных состояний. Начинающие учителя (24−29 лет) — женщины успешнее, чем мужчины интерпретируют экспрессивные коды радости, страха, гнева.
3. В зависимости от степени знакомства субъектов педагогического общения изменяется успешность интерпретации экспрессивных кодов эмоциональных состояний. Успешнее интерпретируются экспрессивные коды эмоциональных состояний, представленные незнакомыми субъектами педагогического общения.
4. Кодирование экспрессии и интерпретация экспрессии эмоциональных состояний являются процессами автономными: успешность функционирования одного процесса не приводит прямолинейно к успешности функционирования другого. Субъекты педагогического общения успешнее интерпретируют, чем кодируют экспрессию эмоциональных состояний.
5. В зависимости от принадлежности к социальной группе и влияния тендерного фактора преобладает определенный тип соотношения успешности кодирования и интерпретации экспрессии эмоциональных состояний. Для женщин является более характерным высокий уровень как успешности кодирования, так и интерпретации, либо успешность интерпретации выше успешности кодирования. Тип соотношения процессов кодирования и интерпретации у мужчин изменяется в зависимости от их принадлежности к социальной группе.
6. Различия в типах соотношения успешности кодирования и интерпретации экспрессии эмоциональных состояний обусловлены социально-психологическими, личностными особенностями субъектов общения: видом отношений к себе и другому, степенью эмоциональной сензитивности, тревожности, уровнем развития абстрактного интеллекта, социально-перцептивных способностей и эмпатии.
Научная новизна. Впервые изучается проблема соотношения кодирования и интерпретации экспрессии эмоциональных состояний в контексте педагогического общения. Впервые получены данные о том, что процесс кодирования экспрессии обусловлен не только модальностью состояний, но и принадлежностью субъекта педагогического общения к определенной социальной группе (старшеклассник, студент, учитель). Впервые получены результаты, свидетельствующие о том, что успешнее интерпретируется экспрессия незнакомого человека независимо от влияния гендерно-возрастного фактора. Впервые описаны социально-психологические и личностные особенности субъектов общения, принадлежащих к различным типам соотношения процессов кодирования и интерпретации эмоциональной экспрессии, и установлены различия в их системе отношений к себе и к другому, в степени эмоциональной сензитивности, тревожности, в уровнях развития абстрактного интеллекта, социально-перцептивных способностей и эмпатии.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования вносят вклад в развитие положения о роли социальной ситуации в формировании личности как субъекта общения и познания. Они существенно дополняют и расширяют представление о факторах успешности кодирования эмоциональной экспрессии и её интерпретации. Полученные данные уточняют представления о влиянии половозрастных, социально-психологических, личностных особенностей на процессы кодирования и интерпретации экспрессии. Они развивают положение о взаимодетерминации личности и общения.
Разработанная экспериментальная процедура изучения кодирования экспрессии эмоциональных состояний может быть использована в психодиагностических, профориентационных процедурах. Материалы исследования могут быть включены в лекции, практические задания по психологии педагогического общения, психологии учителя, психологии старшеклассника и студента.
Результаты исследования имеют значение для составления программ социально-психологического тренинга, направленного на развитие личности как субъекта невербального общения. Они могут быть применены на различных этапах подготовки студентов педвузов к профессиональной деятельности. Результаты исследования также могут быть использованы имидж-мейкерами, создателями рекламных сообщений, маркетологами, управленцами.
Апробация работы. Материалы диссертации были представлены на методологических семинарах кафедры социальной и педагогической психологии Pi НУ (1999;2001) — кафедры социальной психологии РГУ (2002) — на региональном научно-практическом семинаре «Толерантность в межличностном общении» (Ростов-на-Дону, РГУ, 2002).
Публикации. По теме диссертации опубликовано 5 работ общим объёмом 1,0 условных печатных листов, из них 2 статьи.
Структура и объем диссертации
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка цитированной литературы из 160 наименований, из них 11 — на английском языке, и 7.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В результате теоретического анализа проблемы кодирования и интерпретации экспрессии эмоциональных состояний было отмечено, что в большинстве отечественных работ основное внимание уделяется проблеме интерпретации и недостаточно исследуются социально-психологические факторы кодирования экспрессии эмоциональных состояний. Такая асимметрия в исследовании процессов кодирования и интерпретации экспрессии обусловлена, прежде всего, природой и условиями формирования экспрессии как знаковой системы. На протяжении всей истории изучения кодов экспрессии констатируется, что они представляют собой устойчивую совокупность выразительных движений, имеющих сложные связи с психическими состояниями человека. Проблема заключается в том, что экспрессивные коды базовых эмоциональных состояний имеют генотипическую основу, а их вариативность обусловлена социокультурными традициями и социально-психологическими условиями выражения. Поэтому в структуру экспрессивного кода входят наряду с типичными, устойчиво-повторяющимися выразительными движениями, личностные, индивидуальные способы выражения эмоциональных состояний.
Теоретический анализ проблемы экспрессивного кода также показал, что экспрессивный код представляет из себя динамическую целостность, трудноразложимую на отдельные единицы, постоянно изменяющуюся вслед за изменениями состояний, отношений личности. Вышеперечисленные характеристики экспрессивных кодов не только позволяют отнести их к специфической знаковой системе, но и объясняют, почему проблема кодирования экспрессии недостаточно исследуется на эмпирическом уровне. Но несмотря на сложности и трудности изучения экспрессивного кода, возможен его эмпирический анализ, если опираться на ряд положений социальной психологии, психологии управления впечатлением, психосемиотики и т. д.
Известно, что кодирование экспрессии эмоциональных состояний осуществляется в широком диапазоне социальных ситуаций и представляет из себя позитивную культурную ценность. Именно поэтому субъект деятельности способен в контексте заданных социальных ролей оценивать и регулировать экспрессивное поведение, создавая экспрессивные коды. Для него целенаправленное создание экспрессивных кодов эмоциональных состояний является сложной коммуникативной задачей, которая решается на всех этапах общения.
В диссертации целенаправленное создание экспрессивных кодов рассматривается не только как умение предъявлять себя в общении, но также, как умение маскировать, скрывать то, что не соответствует задачам общения. В ней подчеркивается, что в структуру целенаправленно создаваемых экспрессивных кодов входят неконтролируемые, неосознаваемые выразительные движения. В этой связи наблюдаемый экспрессивный код и то, что намеревался предъявить один партнер другому не совпадают полностью. На основе вышесказанного в диссертации поставлена проблема успешности целенаправленного кодирования эмоциональных состояний.
Таким образом, особенности создания экспрессивных кодов обусловлены, с одной стороны, тем, что экспрессивное поведение является личностным образованием,' а с другой стороны, тем, что экспрессивное поведение как система знаков, кодов может быть в определённой мере отчуждено и независимо от психологических и социально-психологических качеств личности.
В диссертации подчеркивается, что на развитие умений целенаправленно создавать экспрессивные коды эмоциональных состояний влияют ряд индивидных, личностных и социально-психологических характеристик. В ней также констатируется, что накоплено большое количество данных о влиянии различных переменных на успешность интерпретации экспрессии. Вместе с этим в диссертации отмечается, что имеется лишь разрозненная информация о факторах, влияющих на успешность кодирования экспрессии и факторах, влияющих на соотношение успешности этих процессов в общении. Поэтому перед социальной психологией встаёт задача не только обобщить имеющиеся сведения, но и, опираясь на них выявить симптомокомплекс социально-психологических особенностей, определяющих успешность кодирования и интерпретации, установить различия между ними, выявить при каком сочетании свойств, качеств индивид становится как успешным субъектом кодирования, так и интерпретации экспрессии эмоциональных состояний. Данная проблема изучалась нами в контексте педагогического общения. Известно, что умения управлять экспрессией и интерпретировать экспрессию эмоциональных состояний рассматриваются как важные составляющие процесса педагогического общения. Несмотря на этот факт, до сих пор отсутствуют работы, в которых бы изучались особенности кодирования и интерпретации экспрессии в следующих направлениях: кодирование экспрессии эмоциональных состояний различными субъектами педагогического общенияинтерпретация экспрессии эмоциональных состояний знакомых и незнакомых, отличающихся по полу и возрасту субъектов педагогического общенияопределение взаимосвязи между успешностью кодирования и интерпретации экспрессии эмоциональных состояний в зависимости от принадлежности субъектов педагогического общения к определенной социальной группе (старшеклассники, студенты, учителя) — изучение влияния социально-психологических, личностных особенностей субъектов педагогического общения на соотношение успешности кодирования и интерпретации экспрессии эмоциональных состояний.
Перечисленные направления изучения кодирования и интерпретации экспрессии эмоциональных состояний в педагогическом общении были представлены в диссертационном исследовании как последовательно решаемые эмпирические задачи. Для решения этих задач необходимо было осуществить теоретический анализ социально-психологических, личностных особенностей субъектов педагогического общения. В результате проведенного анализа был создан перечень тех социально-психологических, личностных особенностей, которые в своей совокупности могут влиять на успешность кодирования и интерпретации экспрессии эмоциональных состояний различными субъектами педагогического общения. В перечень этих характеристик вошли: замкнутость — общительность, эмоциональная устойчивость — эмоциональная неустойчивость, подчинённостьдоминирование, озабоченность — беззаботность, сильный социальный контроль — слабый социальный контроль, социальная робость — социальная смелость, чувственность — рационализм, доверчивость — подозрительность, практичность — мечтательность, безыскусственность — искушенность, низкая тревожность — высокая тревожность, консерватизм — радикализм, зависимость.
— независимость, несамостоятельность — самодостаточность, расслабленность.
— напряженность, конкретное мышление — абстрактное мышление, а также, уровень развития эмпатии и уровень развития социально-перцептивных способностей.
В этот перечень также вошли характеристики пола, возраста и социальной группы. Выбор последней переменной объясняется тем, что несмотря на незначительную разницу в возрасте между старшеклассниками и студентами всё-таки наблюдаются существенные различия в социальных ситуациях их развития. Социальная ситуация развития, в которой находятся студенты, является достаточно демократичной, что создает благоприятные условия для свободного выражения, способствует формированию навыков кодирования экспрессии эмоциональных состояний. Для студентов как субъектов общения характерны инициативностьвыразительностьдемократичностьлегкость установления контактовсамоуважениедоминантностьнезависимостьстремление влиять на другихумение регулировать отношения между общающимися с помощью экспрессиивысокий уровень развития способностей к адекватному пониманию индивидуального экспрессивного поведения и невербальной интеракции.
Школьники и учителя находятся в одном пространстве общения, для которого является характерным жесткая иерархия ролей, статусов, неукоснительное выполнение правил и норм поведения, в том числе и норм выражения определенных состояний. Поэтому для старшеклассников как субъектов общения характерна неуверенность в себе, застенчивостьбоязнь показаться смешнымчувствительность к экспрессивному поведению педагоговжесткое подчинение поведения действиям педагогакритичность и самокритичностьвнимание к своему внешнему обликуумение маскировать чувства.
Социально-психологические особенности учителей как субъектов общения обусловлены особенностями их деятельности, их ролью в педагогическом процессе, особенностями системы, в которой они формируются. Для учителей как субъектов общения характерны требовательностьавторитаризмдисциплинарно-аффективный стиль воздействияориентация на оценку другогозавышенная самооценкажесткие поведенческие стереотипыотсутствие внимания к своему экспрессивному поведению.
Таким образом, в диссертации сделан вывод о том, что характеристики старшеклассников, студентов, учителей как субъектов педагогического общения не являются идентичными, а актуализация их социально-психологических, личностных особенностей обусловлена ситуацией социального развития, принадлежностью к определенной социальной группе. Исходя из вышесказанного, предметом исследования диссертации явились социально-психологические, личностные и половозрастные детерминанты взаимосвязей успешности кодирования и интерпретации эмоциональной экспрессии субъектами педагогического общения.
В результате проведённого эмпирического исследования были сделаны следующие выводы:
1. Успешность кодирования экспрессии эмоциональных состояний зависит от принадлежности субъектов педагогического общения к определённой социальной группе. Студенты успешнее, а старшеклассники менее успешно кодируют экспрессию, чем другие изучаемые социальные группы.
2. Различия между изучаемыми социальными группами наблюдаются в успешности кодирования экспрессии страха, гнева и печали.
3. Тендерные различия субъектов педагогического общения обуславливают успешность кодирования экспрессии определённых эмоциональных состояний. Юноши успешнее кодируют экспрессию гнева, мужчины-учителя — экспрессию страха и печали. Девушки успешнее кодируют экспрессию радости, женщины-учителя — экспрессию гнева.
4. Независимо от тендерных особенностей и принадлежности к социальной группе субъектов педагогического общения успешнее интерпретируются экспрессивные коды радости, печали, чем страха и гнева.
5. Значимые различия в успешности интерпретации экспрессии наблюдаются только между мужчинами и женщинами-учителями. Учителя-женщины успешнее, чем мужчины-учителя, интерпретируют экспрессивные коды радости, страха, гнева.
6. Экспрессия незнакомого человека успешнее интерпретируется независимо от модальности эмоциональных состояний, тендерных особенностей, принадлежности к социальной группе субъектов педагогического общения.
7. Субъекты педагогического общения успешнее интерпретируют, чем кодируют экспрессию эмоциональных состояний.
8. Между успешностью кодирования и интерпретации экспрессии отсутствуют значимые связи в изучаемых социальных группах, в группах мужчин и женщин.
9. Кодирование экспрессии и её интерпретация являются процессами автономными: успешность функционирования одного процесса не приводит к успешности функционирования другого.
10. Существует четыре типа соотношения успешности кодирования и интерпретации экспрессии эмоциональных состояний: первый тип — это высокий уровень успешности кодирования и интерпретации экспрессии эмоциональных состояний. Второй тип — уровень успешности кодирования экспрессии выше, чем уровень успешности её интерпретации. Третий типуровень успешности интерпретации выше, чем уровень успешности кодирования экспрессии. Четвертый тип — уровень успешности кодирования и интерпретации экспрессии является низким.
11. Для женщин является более характерным первый и третий тип соотношения уровней успешности кодирования и интерпретации экспрессии эмоциональных состояний, для мужчин — второй тип.
12. Девушки из группы старшеклассников чаще, чем женщины из группы студентов и учителей, имеют как низкий уровень успешности кодирования, так и интерпретации экспрессии эмоциональных состояний.
13. Среди мужчин-учителей в равной степени представлены как те, которые имеют высокий уровень успешности кодирования и интерпретации экспрессии эмоциональных состояний, так и те, у которых преобладает либо уровень успешности кодирования, либо уровень успешности интерпретации.
14. Среди женщин-учителей чаще всего встречаются представительницы третьего типа. Они лучше интерпретируют, чем кодируют экспрессию эмоциональных состояний.
15. Социально-психологический, личностный профиль субъектов, имеющих высокий уровень успешности кодирования и интерпретации экспрессии эмоциональных состояний, свидетельствует об их направленности на других, о доверии партнеру, об эмоциональной сензитивности, тревожности и мягкосердечности, о развитых умениях решать социально-перцептивные задачи. В системе отношений к себе доминирует неуверенность, отношения с партнером определяют терпимость и доверие.
16. Социально-психологический, личностный профиль субъектов, имеющих низкий уровень успешности кодирования и интерпретации экспрессии эмоциональных состояний, свидетельствует об их направленности на себя, проявляющейся в эгоцентризме, самоуверенности, самодостаточности. Подозрительность и завистливость определяют отношение к партнеру. Высокий уровень развития абстрактного интеллекта сочетается с низким уровнем развития эмпатии.
Таким образом, теоретический анализ проблемы, данные эмпирического исследования подтвердили выдвинутые гипотезы и позволили сформулировать ряд положений, выносимых на защиту.
Результаты проведенного исследования имеют как теоретическую, так и практическую значимость. Полученные данные вносят вклад в развитие положения о роли социальной ситуации в формировании личности как субъекта общения и познания. Они существенно дополняют и расширяют представление о факторах успешности кодирования эмоциональной экспрессии и ее интерпретации. В диссертации предложены новые критерии для создания типологии субъектов педагогического общения.
На основании данных диссертационного исследования возможно создание программы социально-психологического тренинга, направленного на развитие личности как субъекта общения. Она может быть применима на различных этапах подготовки студентов педвузов к профессиональной деятельности, а также для молодых педагогов с целью развития навыков кодирования и интерпретации экспрессии эмоциональных состояний. Возможно создание аналогичных программ для разных возрастных групп. Данные диссертационного исследования могут быть полезными при разработке учебных программ для подготовки специалистов других областей.
Полученные данные могут быть полезны в процессе психологического консультирования с целью повышения адаптивности субъектов общения, выработки у них более гибких стратегий взаимодействия, коррекции отношений в связи с их типом соотношения успешности кодирования и интерпретации экспрессии эмоциональных состояний.
Материалы исследования могут быть включены в лекции, практические задания по психологии педагогического общения, психологии учителя, психологии старшеклассника и студента.
Дальнейшее изучение проблемы кодирования и интерпретации экспрессии эмоциональных состояний субъектами педагогического общения может быть осуществлено в следующих направлениях. В первую очередь в направлении увеличения возрастных и социальных групп. Необходимо изучение не только старшеклассников, студентов, начинающих учителей, но также преподавателей вузов, учителей с разным стажем педагогической деятельности, школьников всех возрастных групп. Актуальным представляется исследование особенностей кодирования и интерпретации экспрессии эмоциональных состояний субъектами других сфер общения. Важным является изучение особенностей взаимоотношений в группе, статуса общающихся и их влияния на успешность кодирования и интерпретации экспрессии эмоциональных состояний. Интересным представляется расширение спектра исследуемых модальностей эмоциональных состояний. Необходимо также исследование влияния условий социализации субъектов общения на успешность кодирования и интерпретации экспрессии эмоциональных состояний.
Список литературы
- Агеев B.C. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком // Вопр. психол. 1985. № 3. С. 135−140.3
- АмягаН.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении // Личность. Общение. Групповые процессы. М., 1991. С. 55−69.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1998. 376 с.
- Андреева Г. М. Социальное познание: проблемы и перспективы. Москва-Воронеж: Модэк, 1999. 412 с.
- Андрианов М.С. Влияние принадлежности к большой группе на невербальную коммуникацию личности (факторы групповой идентификации и межгруппового восприятия): Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1996. 20 с.
- Анцыферова Л.И. Общественно-исторический характер телесного бытия человека // Биология и социальный прогресс. Пермь, 1982. С. 19−27.
- Барабанщиков В.А., МалковаТ.Н. Исследование восприятия эмоционального состояния человека по выражению лица // Проблема общения в психологии. М., Наука 1981. С. 121−132.
- БажинЕ.Ф., КорневаТ.В. Психическая патология как модель для изучения импрессивной деятельности // Вопр. психол. 1979. № 6. С. 2227.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 445 с.
- Белинская Е.П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс, 2001. 299 с.
- Бехтерев В.М. Объективная психология. М., 1991. 247 с.
- Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб.: Пресс, 1997. 224 с. 14.