Чешская Республика в системе международных отношений
Россию не как возможный «центр притяжения», а как партнера, не имеющего четкой концепции двусторонних отношений. Иными словами, Россия знает чего она не хочет от Чехии, но не знает какой должна быть оптимальная модель российско-чешских отношений (не в идеале, а учитывая реалии, в том числе вступление Чехии в НАТО). На наш взгляд, России следует более активно использовать потенциал стран СНГ… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. МЕСТО И РОЛЬ ЧЕШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
- 1. 1. Содержание и структура современной системы международных отношений
- 1. 2. Внутриполитические и экономические факторы формирования внешней политики ЧР
- ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ЧЕШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
- 2. 1. Внешнеполитические приоритеты Чешской Республики. Состояние и развитие двустороннего сотрудничества
- 2. 2. Характер и перспективы развития российско-чешских отношений
- ГЛАВА III. ЧР В СИСТЕМЕ МНОГОСТОРОННЕГО СОТРУДНИЧЕСТВА
- 3. 1. Вхождение Чешской Республики в НАТО: проблемы и перспективы
- 3. 2. Место и роль ЧР в Европейской интеграции
Чешская Республика в системе международных отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность. Новый политический статус, который приобрели бывшие социалистические республики на рубеже 80-х — 90-х годов, привел к существенному изменению их роли на международной арене. Данное обстоятельство предполагает принципиальное изменение стратегии внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности этих стран. Общей тенденцией является углубляющаяся интеграция т.н. «постсоциалистических» стран с европейскими структурами безопасности, экономического сотрудничества, что существенно меняет расстановку политических сил в регионе, формируя новые субрегиональные центры притяжения. В связи с этим, научную значимость приобретает разработка возможных сценариев развития «постсоциалистических» стран и перспективных моделей будущей «новой Европы» .
Ход системной трансформации в странах Восточной Европы дает нам сегодня, когда со времени начала радикальных политических и экономических реформ прошло 6−7 лет, важный материал для обобщений, имеющих непосредственное отношение к российской действительности. Очевидно, что все страны Восточной Европы (и те, которые успешно преодолевают трансформационный кризис, и те, которые «погрязли» в экономических проблемах) завершают сейчас очень важный этап в своем развитии. А именно, расстаются с иллюзиями, возникшими на волне «революционного низвержения», относительно возможных темпов трансформации и социальной цены реформ. Формируется более адекватные условиям стран представления о последовательности необходимых преобразований, внутренняя политика начинает носить более компромиссный характер.1 Данное обстоятельство делает актуальным и практически значимым анализ основных направлений и
1 См. Россия-Веточная Европа: вместе или рядом? М., 1995. с.6−7. приоритетов внешней политики Чешской Республики, во многом определяемых внешнеполитическими изменениями в стране. Кроме того, такой анализ позволяет исследовать и в какой-то степени, практически применить опыт внутриполитических реформ, практику вхождения в интеграционные структуры, партнерства с ними, накопленный странами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) за последние годы.
Многие процессы, происходившие в ЧР несмотря на их специфичность, в целом, характерны для всех постсоциалистических стран. Прошедший период показал, что среди стран ЦВЕ определились свои лидеры и аутсайдеры, Чешская республика относится к числу несомненных лидеров. Именно поэтому принципы ее внешнеполитической деятельности крайне важны для всех государств, сферы национальных интересов которых находятся в регионе Центральной и Восточной Европы.
Для России Чехия была и остается сферой жизненно важных интересов, что обусловливает несомненную актуальность изучения состояния и развития российско-чешских отношений. На протяжении многих лет эти отношения развивались достаточно интенсивно. Нынешний уровень состояния российско-чешских отношений диктует необходимость разработки и осуществления хорошо продуманных мер по сохранению и упрочению позиций России в Чехии, обеспечению соблюдения российских интересов в этом регионе как в сфере вопросов безопасности, так и в сфере экономических контактов.
Не следует пренебрегать и той ролью, которую Чехия может сыграть в свете специфических отношений, складывающихся у России с Украиной, а также другими государствами, этого исключительно важного для нас региона, особенно Германией, Венгрией, Австрией, республиками бывшей Югославии. При возникающих подчас ситуациях важно иметь дружественную или хотя бы нейтральную Чехию.
Актуальность изучения участия современной Чешской Республики в интеграционных процессах, (вхождение ЧР в НАТО, в европейские системы безопасности и экономического сотрудничества, участие в Вышеградской группе) обусловлена значимостью роли Чехии в регионе Центральной и Восточной Европы. России не безразлично какой будет новая объединенная Европа, какое место займут в ней бывшие социалистические страны. Реальностями завтрашнего дня может стать сближение больших экономических пространств, таких, как Северный Рейн — Вестфалия, Бельгия и Голландия, Саксония и Чешская Республика или треугольник Австрия — Словения — Венгрия.1 Данные процессы нуждаются в отслеживании и анализе, прежде всего, с точки зрения национальных интересов России.
Целью данной диссертационной работы является исследование места и роли Чешской Республики в современной системе международных отношений. Это предполагает постановку и решение следующих задач:
— разработка теоретических аспектов темы, включая анализ содержания, структуры и элементов современной системы международных отношений;
— изучение внутриполитических и экономических факторов формирования внешней политики современной Чешской Республики;
— определение внешнеполитических приоритетов Чешской Республики;
— изучение состояния двустороннего сотрудничества Чешской Республики с ведущими европейскими государствами;
1 См. К. Гастейгер. Новые контуры европейской безопасности. // Компас. 23.01.1997.
— изучение современного состояния многосторонних связей
ЧР;
— анализ состояния и перспектив сотрудничества ЧР с НАТО, европейскими организациями.
Теоретико-методологический основой работы является метод системного анализа, позволяющий изучить внешнеполитическую деятельность Чешской Республики как комплексный процесс, выявить наиболее важные элементы, проследить их взаимозависимость и взаимообусловленность. В диссертации использованы сравнительно-исторические и эмпирические методы политического исследования. Из сравнительно-исторических следует выделить методы исторического описания, конкретного анализа и ретроспективный. Использование сравнительно-исторических методов дало возможность изучить политические явления и факты как в тесной взаимосвязи с той исторической обстановкой, в которой они возникли и действовали, так и в качественном изменении на различных этапах развития. Особое значение при использовании эмпирических методов исследования было отведено изучению влияния различных факторов на политический процесс, системному анализу больших и малых политических структур, структурно-функциональному анализу политических институтов Чешской Республики. Для проработки вышеперечисленных проблем в диссертационной работе используются следующие методы эмпирической политологии: наблюдение, анализ статистических материалов, изучение документов и концептуальных подходов. Использование метода системного анализа дало возможность не только сделать объективные выводы из современного развития исследуемых политических явлений и процессов, но и применить прогностическую функцию политологии.
Представляется возможным дать следующую типологизацию используемых в данной работе источников:
— неопубликованные ранее архивные документы и материалы (в том числе из личного архива автора), впервые введенные в научный оборот;
— опубликованные официальные документы и материалы;
— личные документы и мемуары политических деятелей;
— научные работы российских и зарубежных исследователей, посвященные общим проблемам международных отношений;
— работы, посвященные анализу политических процессов, происходящих в Чешской Республике, в Центральной и Восточной Европе в целом.
Постановке в данном исследовании некоторых общих проблем в сфере теории международных отношений способствовало изучение работ Е. П. Бажанова «О ключевых тенденциях мирового развития», Г. С. Хозина «США в мире 90-х годов», С. Авазовой «Биполярность в условиях „холодной войны“, Л. Н. Анциферова „Европейская безопасность: состояние и перспективы“ и др. Для более глубокого понимания проблем внешнеполитического развития Чешской Республики диссертант опирался на исследования ученых, специализирующихся по вопросам политического и экономического развития стран Центральной и Восточной Европы: Ю. Е. Милованова „Восточная Европа в конфликте сверхдержав“, В. Л. Мусатова „Предвестники бури“. Политические кризисы в Восточной Европе», С. Ц. Глинкиной «Восточная Европа: опыт социально-экономической трансформации», И. Н. Кузьмина «Крушение ГДР. Причины. История. Последствия.», В.Г.Мокина
Внутриполитическая ситуация в Румынии", С. Н. Никоненко «Интеграция в Восточной Европе» и др. Необходимо отметить также доклады и другие исследования Института Европы РАНпубликации ИМЭМО. Особое значение для автора имели научные разработки, подготовленные преподавателями кафедры внешней политики Дипломатической академии МИД РФ и Центра Европы Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД РФ.
В работе также использованы труды известных чешских и словацких ученых, политиков, публицистов (И.Валента «Советское вторжение в Чехословакию», З. Млынарж «Мороз ударил из Кремля», N. Bouchzichk «Чехия в системе новых экономических связей», K. Dawisha «The Kremlin and Prague spring» и др.) К исследованию привлечены публицистические материалы, отражающие точки зрения различных политических сил, подготовленные российскими и чешскими исследователями, а также другими зарубежными авторами (Г.Бовт, З. Ветвар, В. Тодрес, А. Куранов, З. Горжеми и др.). Важное место в диссертации занимают информационные издания, публикации средств массовой информации.
Впервые вводится в научный оборот целый ряд источников. Это — информационные материалы соответствующих подразделений МИД России, некоторые правительственные документы, материалы научно-исследовательских центров, государственных учреждений, политических и общественных объединений Чешской Республики, публикации средств массовой информации Чехии, Словакии, Германии, материалы личного архива автора. Анализ всего комплекса информации, извлеченной из источников, при опоре на достоверные факты и документы позволяет обеспечить научную корректность, сделанных в диссертации выводов и обобщений.
Научная новизна настоящей диссертации состоит в том, что в ней впервые предпринята попытка комплексного анализа современного внутрии внешнеполитического курса Чехии, определения ее места и роли в системе международных отношенийпрогнозирования дальнейшего развития внешнеполитической линии Чешской Республики после ее вступления в Североатлантический блок. Предложена оптимальная модель российско-чешского сотрудничества, максимально учитывающая национальные интересы России.
Практическая значимость такого исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в работе соответствующих подразделений МИД России, других министерств и ведомств, осуществляющих контакты с Чешской Республикой. Полученные результаты могут найти применение в научно-исследовательской и преподавательской деятельности, стать основой для разработки дальнейших прогнозов, касающихся развития ситуации в Чешской Республике и в Центральной и Восточной Европе в целом, быть использованы при подготовке и чтении курсов лекций по текущим проблемам внешнеполитической деятельности «постсоциалистических» стран.
Апробация работы. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите в Институте актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России. Основные положения и выводы исследования излагались автором в публикациях, обсуждались в ходе научно-практических конференций, проводимых в Дипломатической академии МИД РФ и других исследовательских центров.
Структура работы. Данная работа состоит из трех глав, введения, заключения и списка литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы, касающиеся объективной оценки места и роли Чешской Республики в системе международных отношений, определения возможных перспектив внешнеполитической деятельности Чешского государства.
1. Процессы, происходящие в странах Центральной и Восточной Европы, имеют ряд общих черт, обусловленных их геополитическим положением, историческим прошлым, общностью экономических проблем. Тем не менее, нет достаточных оснований говорить о наличии некой единой модели перехода к новой государственной и экономической системе отношений. Что же касается определения приоритетов внешнеполитического развития, то в условиях формирующегося «мультиполярного» мира бывшие социалистические страны продолжают ориентироваться на вхождение в европейские интеграционные структуры, рассматривая их как гарантию безопасности и происходящих реформ Последние годы не привели к серьезным изменениям во внешнеполитических доктринах бывших социалистических стран в плане активизации контактов с Россией как одним из «центров притяжения» в современном мире.
2. Место и роль Чешской Республики в системе международных отношений во многом отлична от позиции Польши и ряда других бывших социалистических стран. Так, перед Чехией не стоит проблема экономического выживания как перед Польшей и Румынией, но Чехия не стремится и к лидерству в «Вышеградской» группе. Политика балансирования, стремление войти в «Большую Европу» не в качестве «аутсайдера», а хотя бы «среднего звена» является основной задачей Чешской Республики на сегодняшний день. Однако реальный политический, военный, экономический потенциал, не позволяют Чехии претендовать на роль «среднего звена» в системе европейской интеграции. Правительственный кризис декабря 1997 года свидетельствует о том, что переходный период Чешской Республикой еще не пройден, а оценки переживаемого ею периода как «стабильного» оказались слишком оптимистичными. Действительно, радикальные экономические реформы (в духе «шоковой терапии») не вызвали в Чехии острых социальных потрясений. «Развод» со Словакией в 1993 году прошел столь же «бархатно», как и предшествовавшая тому антикоммунистическая революция. Чехии удалось избежать
II ft и югославского сценария и сохранить в стране этническии консенсус. В Чехии сохраняется один из самых низких уровней безработицы в регионе Центральной и Восточной Европы. Но «чешское чудо» вызвано, скорее, внешними факторами (большой объем инвестиций, рост импорта и т. п.). Кризис 1997 года (первое после 1994 года снижение темпов экономического ростаотставка В. Клауса, обвиненного в коррупциификсируемое социологическими службами усиление сомнения в массовом сознании чешского обществаотносительно глубины и позитивности произошедших преобразований) наглядно подтверждает, что внутренний потенциал чешского общества не дает пока оснований делать долгосрочных прогнозов. Период процветания может смениться затяжным кризисом, что, несомненно скажется на политическом и экономическом развитии государства, на степени его готовности к вступлению в «Большую Европу» в качестве равноправного партнера. В то же время, проведенный анализ показывает, что независимо от внутриполитической ситуации в ЧР, от расстановки политических сил, прогнозировать смену внешнеполитических приоритетов Чешского государства не приходится. Все ведущие политические партии страны (а КПЧ, как отмечалось, к таковым не относится) ориентированы на вхождение в ЕС, а гарантию безопасности страны видят в НАТО, как в «политической организации с военными ресурсами» .
3. Анализ состояния и развития двусторонних отношений показывает, что наиболее успешно политические, экономические контакты ЧР развивает со странами ЦВЕ. Ни одна из ведущих европейских стран не определяет Чехию как приоритетного партнера. Экономические и социальные проекты, осуществляемые между ЧР и ведущими европейскими государствами (в том числе и в рамках ЕС), нередко обусловлены политическими мотивами. В Чехии продолжают видеть не «мост», а «санитарный кордон», рассматривая развитие взаимоотношений с Чешской Республикой не как цель, а как средство вытеснения России из стратегически важного для нее региона. На наш взгляд, поспешное, без опоры н внутренние факторы сближение Чешской Республики с более развитыми государствами может привести не к укреплению ее реального суверенитета, а к утрате политической самостоятельности и экономической независимости. Представляется, что Чехия могла бы занять достойное место в региональном объединении стран ЦВЕ, укрепив свой потенциал и международный престиж, но этот шанс Чешская Республика не использует. В том числе и по причине резко негативного отношения к деятельности «Вишеграда» со стороны ЕС и НАТО.
4. Представляется, что не соответствуют реалиям оптимистичные оценки современного периода развития российско-чешских отношений как «прорыва». Несмотря на неоднократно декларированные заявления о приоритетности и значимости двустороннего сотрудничества России со странами ЦВЕ, политика российского государства в этом регионе продолжает носить реактивный, а не превентивный характер. Россия объявила строительство отношений со странами ЦВЕ одним из приоритетных направлений своей внешней политики, но Центральнои Восточноевропейские государства этого до сих пор не ощутили. В силу данных обстоятельств та же Чехия продолжает рассматривать
Россию не как возможный «центр притяжения», а как партнера, не имеющего четкой концепции двусторонних отношений. Иными словами, Россия знает чего она не хочет от Чехии, но не знает какой должна быть оптимальная модель российско-чешских отношений (не в идеале, а учитывая реалии, в том числе вступление Чехии в НАТО). На наш взгляд, России следует более активно использовать потенциал стран СНГ, других государств ЦВЕ, также заинтересованных в укреплении отношений с Чешской Республикой и имеющих там определенные позиции в экономической и культурной сферах. Россия слабо использует возможности «Вышеграда» как регионального объединения, где Чехия является одной из ключевых стран, объясняя это отказом принять туда Россию. Подобный подход нельзя считать дальновидным. Региональные и субрегиональные комбинации, в которых участвуют страны ЦВЕ, даже без России не должны выпадать из поля зрения российской внешней политики. В июле 1997 года Чехия получила официальное предложение стать членом НАТО. Очевидно, что Россия окончательно потеряет свои позиции в этой стране (равно как в Венгрии и Польше), если не будет искать возможностей реального (а не декларативного) сотрудничества с НАТО.
5. Повышенная геостратегическая и экономическая активность в Центральной и Восточной Европе — одно из проявлений постсоциалистической реальности. В активном устремлении Чехии в НАТО и европейские интеграционные структуры лежит желание окончательно вырваться из-под опеки восточного соседа, обеспечить гарантии безопасности и суверенитета, стать «настоящими» европейцами. Пытаясь вырваться из «восточноевропейского тупика» Россия занялась укреплением связей с западноевропейскими державами. Отсутствие нормальных отношений с бывшими партнерами по СЭВ и Варшавскому Договору в конечном итоге и явилось одной из серьезных причин принятия решения о расширении НАТО. Новая геополитическая реальность такова, что Чехии приходится выбирать между привлекательными, активными, стабильными партнерами в Западной Европе и переживающей не самые лучшие времена Россией. Диалог должен быть предельно корректным, учитывающим интересы Чехии, и рассчитанным на долгосрочную перспективу. В этой связи крайне важно использовать любые возможности для развития российско-чешских отношений, включая потенциал региональных структур и третьих стран.
Список литературы
- Центр хранения современной документации. Фонд N 89.
- Материалы ЧЕД МИД РФ. 1994 //Текущий архив.
- Материалы ДЭС МИД РФ. 1996 // Текущий архив. 1997
- Материалы МВЭС РФ // Текущий архив. 1997 Сборники документов и архивных материалов
- Август 1968. (Обзор документов АВП РФ) // Международная жизнь, 1992, август-сентябрь.
- Материалы Международного Совещания коммунистических и рабочих партий. Москва, 1969.
- Чехословакия, 1968 год. Взгляд из Москвы. По документам ЦК КПСС. // Новая и новейшая история, 1994, N 6.
- Международная безопасность и разоружение. // Ежегодник СИПРИ, 1994.1. Монографии и мемуары
- Авазова С.Г. Биополярность в условиях «холодной войны». М., 1992.
- Акимов А.В. Мировое наследие: взгляд в будущее. М., 1992.
- Анциферов JI.H. Европейская безопасность: состояние и перспективы. М., 1995.
- Ахромеев С.Ф., Корниенко Г. М. Глазами маршала и дипломата: Критический взгляд на внешнюю политику СССР до и после 1985 года. М., 1992.
- Бешлосс М., Тэлбот С. На самом высоком уровне. Закулисная история окончания «холодной войны». М., 1994.
- Бобок Й. Что случилось в Чехословакии? М., 1991.
- Бутенко А.П. Социализм как общественный строй. М., 1974.
- Бушчичка Н. Чехия в системе новых экономических связей. Киев, 1997.
- Валента И. Советское вторжение в Чехословакию. 1968. М., 1981.
- Восточная Европа на пути к демократии. М., 1990. П. Гавел В. Заочный допрос. М., 1991.
- Глинкина С.Щ. Восточная Европа: опыт социально-экономической трансформации. М., 1995.
- Горбачев М.С. Жизнь и реформы. 2 Том. М., 1992. Н. Горбачев М. С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. М., 1987.15.3виглянич В. А. Политика реализма. М., 1995
- Корниенко Г. М. Холодная война. Свидетельства ее участника. М., 1994.
- Кратохвил О. Проблемы интеграции образовательных систем Восточной Европы. М., 1996
- Медведев В.А. Распад. Как он назревал в $мировой системе социализма". М., 1996.
- Милованов Ю.Е. Восточная Европа в конфликте сверхдержав. СП., 1996.20.Мир политики. М., 1996
- Млынарж 3. Мороз ударил из Кремля. М., 1992.
- Мусатов B.JI. Предвестники бури. Политические кризисы в Восточной Европе. М., 1996
- Никоненко С.Н. Интеграция в Восточной Европе и место Украины. М., 1996.24,Орлик И. И. Внешняя политика стран Варшавского Договора. М., 1986.25.0слунд А. Шоковая терапия в Восточной Европе и Россия. М., 1994.
- Полонский Д. «Шоковая терапия» и ее последствия. М., 1994.
- Смирнов Г. Н. ВУЗ в системе мирового рынка образовательных услуг. М., 1995.
- Февр JL Бои за историю. М., 1993.
- Филитов А.М. «Холодная война». Историографические дискуссии на Западе. М., 1993.
- ЗО.Черняев А. С. Шесть лет с Горбачевым. М., 1993.
- Шахназаров Г. Х. Цена свободы. Реформация Горбачева глазами его помощника. М., 1994.
- Шеварднадзе Э.А. Мой выбор. М., 1991.
- Шебаршин JI.B. Из жизни начальника разведки. М., 1994.
- Шелген Г. Страх перед силой. Немцы и их внешняя политика. М., 1994.
- Шенаев В.Н. Особенности экономического развития Западной Европы. М., 1993.
- Шишков Ю.В. Интеграционные процессы в мировой экономике. М., 1996
- Сборники материалов и статей
- Бажанов Е.П. (ред.) Интеграционные процессы в Содружестве Независимых Государств и в Европейском союзе. М., 1997.
- Вахрамеев Страны Восточной Европы: время кардинальных решений. М., 1990.
- Марьина В.В., Новопашин Ю. С. (ред.). «Восточноевропейский социализм»: становление режима, попытки его модификации, причины кризиса. М., 1992.
- Материалы международной научно-практической конференции «Состояние и перспективы торгово-экономических отношений между странами регионов Восточной Европы, Закавказья и Средней Азии». М., 1996.
- Мусатов B.JI., Глинкина С. П. (ред.). Россия Восточная Европа: вместе или рядом? М., 1995
- Россия и будущее устройство Европы. М., ИМЭМО, 1994. Статьи в научных журналах и периодических изданиях
- Богатуров А.Д., Давыдов Ю. П., Трофименко Г. А. Российско-американские отношения: испытание выбором. // США. 1995. N 9.
- Гангейстер К. Новые контуры европейской безопасности. // Компас. 1997. N 4.
- Горжеми 3. Беспримерный бойкот выборов. // Правда, 1996, 26 ноября.
- Данынина В. Экономическая реформа в Чешской Республике. // Экономист. 1995. N 2.
- Дидусенко А. Розыгрыш немецкой карты. // Новое время. 1993. N 43.
- Орлик И.И. Россия и Восточная Европа. Проблемы и перспективы. // Международная жизнь, 1992, N 7.
- Ржевский В. Все пути ведут в рынок. // Компас. 1996. N 35.
- Роведдер Д. Германо-чешские отношения: старые раны. // Крмпас, 1997, N 4.
- Сокольский С. Между прошлым и будущим. // МЭМО, 1994, N10.
- Ю.Стахов А. Вацлав без Вацлава. // Итоги 9.12.97.
- П.Сухоруков И. Н. Чехия на переломе. // Сегодня, 1994, 13 декабря.
- Тэлбот С. Для чего нужно расширять НАТО? // США. 1995. N 11.
- Шамшин И. Чехия: обострение противоречий в рядах правящей коалиции. // Компас, 1996, N 41.
- Шредер X. Европа и государства СНГ. // МЭМО, 1996, N 6.
- Hantington М. A History of the Future. N.Y. 1989.р.р.12−14
- Blond J. Disciplin of Politics. L., 1981
- Karen Dawisha. The Kremlin and the Prague Spring.1984
- Layton Ch. European Advanced Technology. L., 1996
- Kennedy P. The Rise and Fall of the Yreat Power: Economic Change and Military Conflict from 1900 to 2000. / London, 1989
- Abshaere. The Atlantic Allianct Transformed. Washington. 19 921. Диссертации
- Кузьмин И.Н. Крушение политической системы в ГДР. Причины и последствия. (Докторская диссертация). М., 1996.
- Мокин В.Г. Внутриполитическая ситуация в Румынии. Диссертация на соискание ученой степени к.пол.н. М., 1996.
- Мусатов B. J1. Кризисы в европейских социалистических странах. М., 1994.
- Смирнов И.А. Международно-правовые проблемы теории и истории европейского единства. М., 1992.