Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Курдский вопрос в Турции в 80-90-е годы: Политический аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучение курдской проблематики в советской историографии (учитывая то, что работы Минорского и Никитина были опубликованы на Западе) нередко увязывалось с исследованием собственно «курдского вопроса», как исторической и политической реальности4. Начавшись в двадцатых годах, эти работы активно велись в шестидесятые годы. В семидесятые-восьмидесятые годы наметилось возрастание интереса… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. КУРДСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ТУРЦИИ
    • 1. Основы формирования политической кулыуры курдов Турции
    • 2. Национальная политика Турции и курдский вопрос
  • ГЛАВА II. ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТУРЕЦКОГО КУРДИСТАНА В 80-ЫЕ ГОДЫ
    • 1. Курдское движение в период власти военных (1980−1983). 49 Характеристика курдских партий
    • 2. Политическое развитие Турецкого Курдистана в период гражданского правительства
  • ГЛАВА III. ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТУРЕЦКОГО КУРДИСТАНА В 90-Е ГОДЫ
    • 1. Изменение политики властей в период правления президента
  • Т. Озала (1989 — 1993)
    • 2. Политика властей и курдское движение во второй половине 90-х годов: ужесточение позиций правительства

Курдский вопрос в Турции в 80-90-е годы: Политический аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема регулирования межэтнических отношений занимает одно из центральных мест в общественной и политической жизни многих стран Востока. Это подтверждается хроникой последних десятилетий почти во всех государствах Азии и Африки — от стран Магриба до Филиппин и Индонезии.

Цель исследователя межэтнических проблем в обществе заключается в изучении и раскрытии взаимосвязи этнонациональных факторов с проблемами социально-экономического, политического, культурного развития данного региона. Общие процессы и закономерности этнонационального развития на Востоке заключаются в том, что в восточных обществах с одной стороны наблюдается процесс этнической и/или национальной мобилизации, а с другой стороны, модернизационные тенденции в экономики и политике, которые, казалось бы, должны были сплотить общество, на самом деле открывают дорогу различным формам этнического партикуляризма. Нередко подобные тенденции протекают здесь в иных условиях, нежели на Западе, и под воздействием ряда факторов, не игравших существенной роли на сопоставимой стадии развития западных полиэтнических районов мира.

Общими факторами, которыми определяют специфику этнонационального развития полиэтнических стран Востока, обычно считается разнообразие и беспрецедентное сочетание социальных структур — от родоплеменных до зрелых форм рыночных отношенийактивное воздействие на ход этнических процессов со стороны государства, осуществляющего курс на интеграцию и «строительство нации», современных политических институтов, политических элит, влияние НТР, средств массовой информации, внешних факторов, роль которых возросла с интенсификацией международных связей.

С точки зрения вышеуказанного анализа Турция представляет особый интерес. Эта страна, не обладая сложным этническим составом населения, оказалась в эпицентре трудноразрешимого конфликта, а особая ситуация в стране, когда этническое меньшинство курдов было практически лишено прав, также делает этнонациональную ситуацию в Турции непохожей на процессы в других странах. Своеобразие этнической ситуации в стране обусловлено наличием крупного этнического меньшинства курдов, составляющих не менее 12% общей численности населения с одной стороны, и тенденцией к общетурецкой интеграции, «строительству нации» и фактическим непризнанием официальными кругами страны полиэтнического характера государства — с другой.

Многими исследователями курдский вопрос рассматривается как историческая категория и политическая проблема, требующая определенного ответа. В настоящее время большая часть курдов проживает на территории современных Турции, Ирана, Ирака и Сирии и практически во всех этих странах на соответствующих этапах истории суть курдского вопроса составляла борьба курдов за предание определенного политического статуса своему народу (независимость, автономия, федерация). Поэтому курдский вопрос объективно стал фактором политической жизни всех государств Западной Азии, где проживают представители этого народа.

Внимание к изучению курдского вопроса в Турции остается непреходящим, по крайней мере, по двум причинам. Турция является крупнейшим по численности населения государством Ближнего Востока (не менее 65 млн. человек к концу 1998 г.), которое обладает исключительно важным геополитическим и стратегическим положением. Турция объективно остается одной из ведущих держав Ближнего Востока, и в то же самое время стремится стать активным участником и полноправным членом Европейского сообщества.

С другой стороны, восточные и юго-восточные регионы страны являются очагом социальной нестабильности, где начиная с 1984 года шла вооруженная борьба курдских повстанцев, направляемая Партией рабочих Курдистана (ПРК).

Курдский кризис является мощным дестабилизирующим фактором внутренней жизни Турции. При этом экономическая неразвитость восточных регионов страны, наличие маргинальных слоев, постоянная миграция населения в западные провинции, недовольство существующей экономической ситуацией во многом влияют и на политические взгляды живущего здесь населения.

Данная работа является попыткой анализа этнополитического конфликта в Турции, влияния политической системы страны на характер протекания затяжного этнического конфликта. Объектом изучения является курдский конфликт в Турции на протяжении последних двух десятилетий. Целью диссертации является изучение роли политического аспекта в протекании межэтнического конфликта в Турции, политического поведения различных групп населения, партий и элит, идеологических установок режима по курдскому вопросу, особенностей политических партий турецкого Курдистана, а также степени воздействия «курдского фактора» на формирование внутренней и отчасти внешней политики Турции. Автор стремился определить характер и динамику взаимоотношений центральной власти с курдским меньшинством, характерные для Турции способы политического урегулирования конфликта, изучить роль курдских политических партий в курдском движении. В порядке постановки вопроса автор рассматривает проблему политической культуры в курдском движении, в основе которой лежит комплекс присущих данной общественной группе представлений о взаимоотношениях между личностью, группой, обществом и государственной властью.

Хронологические рамки исследования охватывают период 80-х — 90-х годов, что обуславливает актуальность выбранной темы, поскольку в этот период происходила резкая активизация курдского повстанческого движения в Турции. В диссертации рассматриваются периоды власти военных после государственного переворота 1980 года (1980;1983 гг.), период «ограниченной демократии» (1983;1989 гг.). Отдельным объектом исследования становятся девяностые годы, а именно период правления президента Тургута Озала (1989;1993) и Сулеймана Демиреля (1993 -настоящее время). Особенностью этого периода была и остается до сих пор ускоренная экономическая и социальная модернизация «курдского региона», призванная сократить отставание восточных областей страны от ее «центра» при условии сохранения республиканской традиции турецкого национализма, наиболее ёмко выражавшейся в тезисе «одна страна — один народ», служившей идеологической и политической основой режима. Девяностые годы ознаменовались ростом политической активности курдов, их стремлением занять определенную политическую нишу в государственной системе страны, что в определенной степени противоречило политико-культурным установкам турецкого общества, подтверждая, по сути, что подобные характеристики весьма консервативны и устойчивы. Конкретные задачи исследования заключаются в следующем:

— изучение воздействия политических характеристик (идеологических установок режима, политических решений) на протекание курдского конфликта на каждом этапе рассматриваемого периода, на принятие решений и способы их проведения в жизнь со стороны властей, на восприятие этих решений различивши слоями общества, вовлеченными в конфликт;

— изучение роли политических элит в конфликте и его оценка в программах ведущих политических партий страны;

— изучение структуры и социального состава курдских партий и движений, оценка их политических требований;

— исследование динамики изменения отношений центральной власти с курдскими политическими силами;

— исследование влияния идеологического (в частности, фактора национальной государственной идеологии «туркоцентризма») и религиозного факторов на протекание конфликта.

Следует также поставить вопрос о роли и уровне политической культуры в курдском движении, |основу которой, как уже отмечалось, (составляют присущие курдской этнической группе представления о взаимоотношениях между личностью, группой, обществом и государственной властью.

Актуальность исследования. Курдский вопрос в Турции, по крайней мере в течение последнего десятилетия, выходит за рамки узкого страноведческого интереса, став на определенном этапе фактором нестабильности во всем ближневосточном регионе. В исследовании учитывается, что всякий политический анализ подразумевает поиск здорового баланса интересов, выявить которые, по мнению диссертанта, невозможно без точного представления о характере тех или иных политических сил и прогноза о вероятных направлениях внутреннего развития страны. Способы же политического урегулирования острых межэтнических конфликтов, перешедших в стадию вооруженной борьбы, V имеют сейчас чрезвычайно важное значение.

К концу 1999 года политическая ситуация в Юго-Восточной Анатолиирайоне компактного проживания курдов — стала характеризоваться относительной стабилизацией. В частности, это связано с заявлениями представителей Партии рабочих Курдистана об отказе от вооруженных форм борьбы и перемещении ее в политическую сферу. С другой стороны, арест и осуждение главы Партии рабочих Курдистана Абдуллы Оджалана, при всей неоднозначности отношения к лидеру курдских повстанцев в мире, вызвали широкий резонанс мировой общественности, вновь привлекли внимание к проблеме турецких курдов.

Опыт Турции, когда вооруженное противостояние под довольно радикальными лозунгами («Война за создание независимого Курдистана») постепенно трансформировалось в политическую борьбу, дающую возможность решения тех или иных насущных задач по обеспечению культурных прав курдов на базе политического консенсуса, безусловно, заслуживает самого внимательного рассмотрения.

Политическая значимость работы определяется выявлением характера и перспектив курдского движения в Турции, критическим анализом целей и идеологических установок политических партий курдов. Вместе с тем в работе предпринята попытка раскрыть сущность политики властей Турции в отношении курдского меньшинства.

На протяжении долгого времени курдский вопрос был трудным аспектом в отношениях между СССР (Россией) и Турцией. Большинство же выводов о характере вооруженной борьбы курдов в Турции нередко делалось у нас в угоду догме, объективность которых, по мнению автора, может быть поставлена под сомнение, ибо они формировались в основном под влиянием конкретных идеологических и политических задач внешней политики.

Практическая значимость работы заключается в возможности ее использования исследователями проблем курдского движения. Выводы, приведенные в диссертации, могут быть полезны для выработки политических позиций по отношению к курдскому движению, которые в сегодняшней России характеризуются крайней непоследовательностью и во многом находятся под влиянием устаревших идеологических представлений.

Новизна исследования определяется использованием значительного объема новых документальных и аналитических материалов, освещающих реальные социально-политические процессы в Турецком Курдистане.

Широкое привлечение материалов турецкой и западной печати, в особенности периода 1990 — 1999 гг., позволило ввести в научный оборот многие новые факты, непредвзято оценить политику государственной власти по отношению к курдскому меньшинству.

Впервые в отечественном востоковедении делается политологический анализ этнополитического конфликта в Турции. Автор учитывает, что наиболее полное изучение межэтнического конфликта возможно при использовании комплексного междисциплинарного подхода, стоящего на стыке экономики, социологии, политологии, этнопсихологии и ряда других дисциплин. Учитывая это, особое внимание уделяется политологическому анализу конфликта, выделению его в качестве самостоятельной проблемы с целью наиболее полного освещения роли политических институтов в этом вопросе. Также анализу подвергаются политические процессы, протекавшие в Турции в исследуемый период с точки зрения их корреляции с «курдским фактором» внутри страны.

Объективно существующая в стране проблема «центра-периферии» нередко рассматривалась в контексте социально-экономической диспропорции развития Запада и Востока Турции. Учитывая это, в работе предлагается выделить в качестве отдельного объекта изучения юго-восточные районы Турции также в качестве «политической периферии», обособленные как этническим своеобразием, так и другими социальными особенностями, что накладывает определенный отпечаток на политическую культуру и политическое поведение местного населения.

Используя политологический анализ сегодняшней этнополитической ситуации в Турции, рассматривается отношение этнических общностей к такому ресурсу, как власть, а также развитие политических отношений между политическим центром и курдской периферией.

Также дается проблемно-исторический анализ девяностых годов, — периода, который характеризуется наиболее существенными социальными и политическими сдвигами на «курдской периферии» .

В качестве методологической основы работы берется проблемно-исторический метод, включающий использование возможностей, заложенных как в стадиально-формационном, так и в цивилизационном подходах. Стадиально-формационный анализ попрежнему остается актуальным в контексте рассмотрения проблем межэтнического конфликта и форм его конкретного проявления на примере Турции. Так, в рамках изучения закономерностей формационного развития общества и неравномерности процессов эволюции отдельных регионов, автор использовал концепцию «центра-периферии» (М. Хетчер), характеризующую особый тип отношений, когда периферийная группа (этническое меньшинство), проживающее в экономически отсталом районе страны, обладает комплексом своих социо-культурных, политических стереотипов, обусловленных не только этническими, но и экономико-географическими характеристиками данного этноареала. Ценность такого подхода заключается в том, что он демонстрирует все основные признаки социального конфликта, из которого вытекает, что в процессе развития общества этнические группы не обладают одинаковым статусом при распределении благ и ресурсов, в том числе и политических.

К проблеме методологии примыкает и понятийный аппарат, используемый в работе.

Важное место в исследовании занимает определение понятий этнос и нация применительно к курдам. Объективно проблема самоидентификации курдов усложнена определенными культурными, в том числе и языковыми и политико-культурными различиями между представителями одного народа, проживающими в сопредельных странах (Турции, Ираке, Иране, Сирии). Большинство отечественных курдоведов признавали неоспоримой идентификацию курдов как нации, сложившуюся в результате исторического развития этноса на единой территории, но не обладающих собственной государственностью.

Учитывая, что вопрос этнической (национальной) самоидентификации курдов Турции в рамках различных методологий (марксизм, функциональные теории и проч.) существенно различается, автор оставляет вопрос о национальной идентификации курдов открытым для дискуссий, тем более, что среди курдов Турции нет единства по этому вопросу.

Важны также определения этнического и этнополитического конфликта, используемые в работе.

Словарь «Психология» так определяет этнический конфликт: «Это форма межгруппового конфликта, когда группы с противоречивыми интересами поляризуются по этническому признаку. Источником этнического конфликта, как правило, являются внеэтнические социально-политические и экономические противоречия» .1.

Под этнополитическим конфликтом подразумевается конфликт с определенным уровнем политического действия, участия общественных движений, сепаратистских выступлений, гражданской войны, в которых противоречия происходят по линии этнической общности. Таким образом, этнополитический конфликт является наиболее важной и актуальной разновидностью этнического конфликта.

Этнополитология, как наука, занимается изучением политических устремлений этносов к приобретению тех или иных форм государственности, политического или правового статуса, права на самоопределение, равно как и к сохранению самих этих приобретений.2 Очевидно, что этнополитика относительно новое явление, выражающее, с одной стороны, внутреннюю политизацию современных этносов, их втягивание в активные международные процессы, а с другой стороны, необходимость для государства учитывать в свой деятельности этническую специфику.3.

На примере Турции межэтнический конфликт можно рассматривать как явление, во многом усугубленное социально-экономическими последствиями модернизации общества. При этом могут быть рассмотрены неравномерность развития регионов в государстве, форсированное решение экономических проблем без проведения патерналистской политики к этноменыпинствам.

1 Психология. Словарь. М. 1999. Стр. 467.

2 Краткий этнологический словарь. М.РАУ. 1994. стр. 92.

3 там же.

В связи с достаточной изученностью блока социально-экономических проблем Турецкого Курдистана и учитывая политологический характер настоящего исследования, автор считает достаточным остановиться на общих выводах специалистов, подчеркивая при этом роль социально-экономического блока в политических программах курдских партий.

Под политической властью понимается реальная способность данного класса, группы или индивида осуществлять свою волю, выраженную в политике и в правовых нормах. В предлагаемой диссертации термин «власть» будет также использоваться для краткого обозначения государственных институтов, осуществляющих политическую власть в Турции на сопоставимых этапах рассматриваемого периода — военное руководство, президент, кабинет министров, меджлис. В понятие политической системы включается совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов и принципов организации политической власти в обществе, подчиненных кодексу политических, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам данного общества. Формы организации власти и совокупность методов руководства страной объединены понятием «политический режим».

Политологический анализ курдского вопроса в Турции неразрывно связан с изучением исторических и этнополитических аспектов развития как собственно курдского этноса, так и проблем современной истории Турции.

Ценными и весьма плодотворными материалами для подобного изучения обладают труды отечественных курдоведов так называемого классического направления, собственно заложивших основы изучения этой дисциплины в России: В. Ф Минорского, академика Н. Я. Марра, В. Никитина. Если труды В. Ф. Минорского и Н. Я. Марра представляются значительными исследованиями с точки зрения этнографии, происхождения курдского этноса, то книга В. Никитина «Курды», изданная в Париже в конце 50-х годов и опубликованная затем в СССР, стала первой попыткой комплексного изучения проблем «разделенного народа», акцентируя внимание и на цивилизационных особенностях общества, что представляется актуальным при анализе истоков политической культуры курдов.

Изучение курдской проблематики в советской историографии (учитывая то, что работы Минорского и Никитина были опубликованы на Западе) нередко увязывалось с исследованием собственно «курдского вопроса», как исторической и политической реальности4. Начавшись в двадцатых годах, эти работы активно велись в шестидесятые годы. В семидесятые-восьмидесятые годы наметилось возрастание интереса I к социальным и политическим проблемам в Турции, правовым аспектам, самоопределения курдского народа. Однако в целом характеристики национально-освободительного движения курдов Турции все чаще стали приобретать черты «революционного и классово ориентированного движения». При этом правящий режим Турции в контексте его отношений с курдским меньшинством оценивался как «милитаристский», «шовинистический», «неодеспотический», а иногда и просто «фашистский» В целом справедливо критикуя политику турецкого государства в плане ограничения культурных прав этнических курдов и объективно анализируя причины, приведшие к обострению этого конфликта, отечественные авторы нередко преувеличивали роль ведущих политических сил курдского движения, в первую очередь — Партии рабочих Курдистана, представляя ее в качестве «авангарда рабочего и антиимпериалистического движения всей Турции». При этом не учитывался догматический, популистский характер ее идеологии, попросту закрывались глаза на террор против мирного населения, проводимый это организацией. Подобная позиция находила свое отражение и на.

4 см. НА. Халфин. Борьба за Курдистан (Курдский вопрос в международных отношениях XIX века -1917 г. М. 1963 г.- М. С. Лазарев. Курдистан и курдская проблема (90-е годыXIXвека -1917 г.) М. 1964. специфическом однобоком взгляде на характер повстанческого движения курдов Турции и в отечественных средствах массовой информации.

Развитие отечественной историографии к середине девяностых годов было отмечено нараставшей тенденцией к отказу от преобладавших однобоких оценок курдского национального движения и политики «национального строительства», проводимой в Турции. Происходил переход к вопросу о типологии и социальной природе вооруженного конфликта в Турции, возможных способах его политического урегулирования.

В ряде работ современных отечественных и западных курдологов содержались чрезвычайно плодотворные размышления и выводы, ставшие отправной точкой для предлагаемого исследования.

Общетеоретическим проблемам курдоведения посвящены работы М.С. Лазарева5, которые помогли определить нынешние и потенциальные масштабы курдской проблемы в странах Ближнего Востока. Интереса заслуживает четкая систематизация М. С. Лазаревым блоков проблем (этнодемографические, географические, социально-экономические, внутри и внешнеполитические), которые лежат в основе обострения курдского вопроса.

М.А. Гасратян, рассматривая становление и развитие курдского национального движения в Турции, создал предпосылки для понимания многих аспектов современной политической ситуации вокруг Турецкого Курдистана6.

В работах М. А. Гасратяна и М. С. Лазарева есть заслуживающие внимания выводы и об особенностях национальных проблем в Турции, формировании национального самосознания курдов на современном этапе. При участии вышеуказанных авторов в конце 1999 года была опубликована.

М. С. Лазарев. Курды и Курдистан. Факторы становления проблемыв кн. «Национальный вопрос в освободившихся странах Востока» — он же. Современный Курдистан. М. 1995. (гл. I), он же. Курдистан в геополитическом аспекте.//Восток. № 61 998.

6 Гасратян. М. А. Курдское движение в новое и новейшее время. М. 1987 (разделы глав IVVIII). Он же. К положению курдов в Турциив кн. «Национальный вопрос в странах Востока. М. 1982; он же. Курды в Турции в новейшее время. М. 1990 коллективная монография «История Курдистана» — первое комплексное изучение истории курдов с древнейших времен до наших дней.

В настоящей работе активно использовались труды российских востоковедов, касающиеся общеисторических, социальных и политических проблем в современной истории Турции: Н. Г. Киреева, М. С. Мейера, В. И. Данилова, Д. Е. Еремеева. «История этатизма в Турции» Н. Г. Киреева (М. 1991), дает обширный материал не только об этатистской традиции в экономической истории страны, но и содержит принципиальные выводы о влиянии этой традиции на политическую культуру страны, что представляется актуальным при анализе политических истоков курдского конфликта. Роль политических элит в политическом развитии Турции последних лет рассматривается в работе В. И. Данилова «Турция 80-х: от военного режима до «ограниченной демократии» (М. 1991), которая имеет большую прикладную ценность для анализа формирования политического режима страны. Определенный интерес представляют посвященные курдам.

8 о страницы в книгах Д. Еремеева и А. Васильева.

Из доступных автору диссертаций, связанных с разрабатываемой темой, особо следует отметить работу A.A. Исаева «Социально-политическое и социально-экономическое развитие Турецкого Курдистана в 70-ые — 80-ые годы» (М., 1989), которая, несмотря на преувеличение классовых противоречий в Турецком Курдистане содержит принципиальный вывод о необходимости комплексного междисциплинарного подхода к изучению проблем курдов. В диссертации особо отмечается роль экономических факторов, которые влияют на обострение конфликта. Диссертация также обладает богатым фактическим материалом.

Большое количество диссертационных работ по различным проблемам курдов, написанных еще в советское время, (по подсчетам автора этой работы — около 40) наглядно свидетельствуют о том, что тема.

7 История Курдистана. М. 1999.

8 Д. Е. Еремеев. На стыке Европы и Азии. М. 1980.

9 А. Васильев. Мост через Босфор. М. 1979 эта всегда вызывала интерес. Однако значительная их часть больше представляет интерес с точки зрения фактологии, нежели объективности политических выводов.

Затрагивающая социально-экономические проблемы курдов Турции кандидатская диссертация X. X. Хасана «Курды Северного Курдистана» (Ленинград. 1985), содержит интересный полевой этнографический материал, позволяющий проследить структуру формирования традиционных социальных связей у курдов.

Классических марксистских взглядов придерживается в своей кандидатской диссертации О. Хассо. «Курдская проблема в Турции после второй мировой войны» (М. 1980). Достоинством этой работы можно считать то, что автор пытается выявить характер экономических и политических отношений между центром и курдской периферией, которые имеют определенные черты «внутреннего колониализма» .

Международно-правовым аспектам самоопределения курдов посвящены кандидатские диссертации A.A. Биштвана «Международно-правовые аспекты курдского народа на самоопределение» (Киев. 1989J и A.A. Дельсоза. «Проблема самоопределения курдского народа в свете международного права» (М. 1971).

Выработать позицию Российской Федерации в отношении курдского вопроса призвана кандидатская диссертация Ю. Р. Дасни «Курдский вопрос в региональной и мировой политике» (М. 1997). Однако фактический материал, касающийся Турецкого Курдистана основан на довольно устаревших данных, а сами турецкие источники используются в диссертации не всегда корректно.

Из работ курдских, турецких и других авторов по научной значимости особо следует отметить монографию М. Изади «The Kurds» (NY, 1990), которая содержит наиболее исчерпывающую и хорошо систематизированную информацию о курдах и курдском движении по всему Ближнему Востоку. При этом работа характеризуется отсутствием коньюктурных политических выводов, характерных для многих курдских ученых.

Проблемам формирования курдского национализма и политической ситуации в Курдистане посвящены работы и статьи А. Хассанпура 10, генерала X. Арфы11, И. Ш. Ванли.12.

В частности X. Арфа одним из первых предпринял попытку систематизировать историю политических движений курдов в странах их проживания (H.Arfa. The Kurds. An historical and political study. London. 1966).

Работы турецких авторов условно можно разделить на две группы. В первую войдут исследования по социологии, политике и экономике, написанные на основе статистических данных, где анализируются меры правительства по ликвидации отставания курдского региона13. Близкий к марксистам турецкий социолог И. Бешикчи резко критикует идеологию и политику властей в отношении курдов14. Его работы представляют интерес с точки зрения изучения взаимосвязи социально-экономической ситуации в регионе с политическим развитием курдского движения.

Вторую группу составляют откровенные официозы, проникнутые духом национализма и туркоцентризма15. Даже сегодня цензура в Турции такова, что не все исследования по курдской проблематике могут быть здесь опубликованы. Это вынуждает многих курдских и турецких авторов печататься на Западе.

Большой интерес представляют работы западных ученых по проблемам политического развития Турецкого Курдистана, которые, к.

10 А. Hassanpur. Nationalism and language in Kurdistan. San.-Fr. 1992; он же. The Kurdish Experience. Middle East Report, July-August 1994.

11 H. Arfa. The Kurds. A historical and political study. London. 1966.

12 Le Kurdes et le Kurdistan. Paris. 1981; он же. Курдский национальный вопрос. В кн. Современное состояние курдской проблемы, (научный симпозиум). М. 1995.

13 М. Erkal. Boige aqismdan az geli$mi§ lik I. 1982; К Boratev. Gelir dagilimi. I. 1980. Gilney Dogu Anadolu. Gogmen sorulari. Ankara. 1995.

141. Be§ ikgi. Dogu Anadolu’nun duzeni. Sosyo-ekonomik ve etnik temelleri. Ankara. 1969; он же. The Kemalist state and the Kurdish question. NY. 1990; он же, Devletterarasi somurge Kurdistan (Kurdistan — an interstate colony) //Ismail Be$ik$i, Selected Writings, Kurdistan Information Centre. 1991.

15 S. Sabri-pa§ a. Van tarihive kurt turkleri. A. 1982 сожалению, еще мало известны у нас в стране. В первую очередь, это бельгийский исследователь М. Ван Бруйннесен, опубликовавший программную работу «Agha, Shaikh and State on the social and political organization of Kurdistan». (Utrecht. 1978), где, в частности, дан глубокий анализ зарождения традиционных основ для политической солидарности в Курдистане.

Среди книг, посвященных современным политическим проблемам курдов в Турции и вышедших в других странах, на первое место по справедливости нужно поставить работу американца М. Гюнтера «Kurds in Turkey: a political dilemma». (NY. 1990) 16, в которой была сделана одна из первых попыток к комплексному политическому анализу курдской.

17 18 проблемы в Турции, а также труды Р. Олсона, Д. МакДоуэла, Дж. Буллок и X. Морриса.19 В большинстве этих работ авторы справедливо критикуют как политику властей Турции, так и террористические методы ведения борьбы многих политических курдских групп.

В последнее время в западных научных изданиях публикуется большое количество аналитических материалов, связанных с политическими изменениями вокруг Турецкого Курдистана. В первую очередь следует отметить публикацию Ф. Робинса «Turkey and Kurds» в британском «International Affairs» (Vol. 69. № 4. 1993), где дан глубокий анализ причин политических неудач в разрешении конфликта. Заслуживают особого внимания аналитические статьи М. Яппа «Kurds, Turks and Gulf War» (в кн. «The Gulf War» H. Maui, O. Pick ed. London, б.г.) и К. Кучеры «Mad Dreams Of Independence. The Kurds Of Turkey and the PKK. в «Middle East Report» (July-August 1994), где критически анализируются политические требования ведущих сил курдского движения.

16 см. также: М. Gunter. The changing Kurdish problem in Turkey. NY. 1994.

17 R. Olson «The Kurdish Nationalist Movement in the 90-es» — он же «The emergence of Kurdish nationalism and the Sheikh Said Rebellion» Austin. 1989.

18 D. McDowell «The Kurds. A Nation Divided. (London. 1992).

19 J. Bulloch and H. Morris, No Friends but the Mountains: The Tragic History of the Kurds. London, 1992.

Отдельно автор хотел бы выделить труды, освещающие общетеоретические вопросы, посвященные проблемам развития этноса, его политической социализации, формирования политической культуры,.

20 теории элит, нации, которые были изложены в работах JI.H. Гумилева, Ю.В. Бромлея21, А.А. Празаускаса22, В.А. Михайлова23, Э. А. Позднякова.24 Наиболее полно тема этнополитического конфликта разрабатывается сейчас на Западе, где эти исследования активно проводились с середины.

25 25.

60-х годов. Это в первую очередь работы К. Дейча, Г. Блумера У американского исследователя М. Хетчера несомненную методологическую ценность представляет программный труд «The celtic fringe in British development» (London, 1975), в которой анализируются основы и причины политического обособления «периферии» в рамках одного государства, формирование там специфической политической культуры. В плане выработки общих подходов к проблеме интерес представляют монографии, в которых обобщается опыт исследования этнополитических конфликтов в.

ОН других восточных обществах.

Интересные исследования приведены в коллективной монографии «Ethnic Group and State». (London. 1985), где рассматриваются взаимоотношения этнических групп в процессе строительстве «нации-государства», что представляется актуальным и для Турции.

При анализе принципов национального строительства в стране использовались работы 3. Гекальпа28, И. Бешикчи29, а также коллективная монография «Ethnic groups in Turkey». (Weisbaden. 1989/.

20 Гумилев. JI.H. Тысячелетие вокруг Каспия. М. 1993.

21 Ю. В. Бромлей. Очерки теории этноса. М. 1993.

22 Празаускас А. А. Слагаемые национального единства. Pro et Contra. № 3, 1997; он же. Межэтнические конфликты в странах зарубежного Востока (главы I, II.

23 Михайлов В. А. Принцип воронки или механизм развертывания межэтнического конфликта. Кишинев. 1993.

24 Э. А. Поздняков. Нация, национализм, национальные интересы. М. 1994.

25 Deutsch К. Social mobilization and political development// American political science review. #55. Sept. 1961.

26 Блумер. Г. Коллективное поведение//Американская социологическая мысль. М. 1994.

21 АЛ.Празаускас. Этнос, политика и государство в современной Индии. М. 1990; А. Ю. Другое. Индонезия: политическая культура и политический режим. М. 1997.

28 Z. Gokalp. The Ideal of Nationalism // Nationalism in Asia and Africa. London. 1970.

29 Dr. I. Begikgi. The Kemalist state and the Kurdish question. NY. 1990.

Автор старался использовать и максимально объективно анализировать первоисточники как турецкого официоза — документы органов власти Турции, тексты конституции, так и документы ряда оппозиционных партий прокурдской ориентации, причем нередко распространяемые в форме самиздата. Идеологию властей страны в национальном вопросе раскрывают тексты конституции Турции 30, а также опубликованные официальные документы.31.

В качестве политических источников в настоящей работе используются программные документы курдских нелегальных партий (Партия рабочих.

32 33.

Курдистана, Социалистической партии Турецкого Курдистана, Национальные освободители Курдистана (НОК)34, Авангардная рабочая? J?" ' ' ' Л/Г партия Курдистана, Демократическая партия Курдистана/Север и др.,), а также легальных политических партий страны, где отражаются позиции в.

37 отношении курдского вопроса.

Ценность для исследования политических и идеологических аспектов курдского движения представляют книги и статьи лидеров ряда крупных.

38 39 политических движений Турецкого Курдистана: А. Оджалана, К. Буркая, Дж. Сейфи.40.

В частности, в опубликованных у нас книгах А. Оджалана было наглядно продемонстрировано, что лидер ПРК рассматривает свою партию не только в национальном, сколько в классовом аспекте.

30 TurkAnayasalari metinleri. Ankara. 1982.

31 Milli guvenlikkonseyince kabul edilen kanunlar.A. 1981; Turkvatcmdaslik hukuku, Ankara. 1959.

32 Partiya Karkaren Kurdistan. PKK. Program, 1981;, PKKIIIkongre surecine ikiskin genel sekreterlik talimatlari. 1986, A. Ocalan. III kongre konucmalari. 1986, PKK, 5. Kongre kararlari 1995.

33 Ttirkiye Kurdistan Sosyalist Partisi Programi, I. 1985, см. также hllp ://me m h e rs. aol. com/'Kurdis6065/Psk htm.

34 KUK Birinci konferansi kararlari. 1981.

35 Kurdistan Oncu Partisi Programi. 1984.

36 Сервер Демократической партии Курдистана (Север) www. pdk-bakur.com.

37 Dogruyolpartisi ttiziikveprogrami., 1983; www.dyp.org.tr/II Demokrasi;

38 A. Оджалан. Социализм и проблемы революции. M. 1995 см. также «Курдистанская действительность с XIX века по настоящее время и движение РПК (M. 1998), «Проблема личности в Курдистане, особенности революционного борца и партийная жизнь» (Ереван, 1994).

39 Kemal Burkay. The kurdish question, its history andpresent situation. Источник: http://members.aol.com/Kurdis6065/Psk.htm.

Основной объем информации по теме диссертации был почерпнут автором из имевшихся в его распоряжении периодических изданий. Учитывая, что анализ и освещение проблем, связанных с курдским вопросом, существенно разнились в материалах, подаваемых турецкими и западными изданиями, автор использовал как турецкие, так и западные издания. Примем турецкая периодика использовалась в основном для сбора фактов («Миллиет», «Хюрриет», «Джумхуриет», «Заман», «Теркиш Дейли Ньюс» и др.), а западные — такие как «Нью Йорк Тайме», «Ля Круа», «Интернешенел Геральд Трибьюн», «Монд», «Монд дипломатик», «Индепендент», «Ньюс Уик», «Эспрессо», «Гардиан», «Репубблика», «Панорама» — в качестве аналитических материалов.

Особую группу источников составляют регулярно публикуемые в западных странах информационные бюллетени всевозможных правозащитных организаций и межпарламентских групптакие как «Международная амнистия», «Хельсинские наблюдатели», региональные комиссии по правам человека. В последние годы, после создания турецкого представительства комиссии по правам человека, такие бюллетени стали выходить и в Турции.41 В этих документах беспристрастно излагаются факты нарушения политических прав в Турции, преследования за инакомыслие, имеются аналитические материалы. При написании глав о политическом развитии Турецкого Курдистана активно использовались аналитические отчеты внутреннего пользования о ситуации в Турции, публикуемые на Западе/2.

Интерес представляют материалы по политическим событиям в Курдистане, распространяемые через сеть Интернет, где содержатся ссылки на газетные статьи, политические программы. К сожалению, значительная часть источников по курдской проблематике носит здесь.

40 Cengiz, Seyfi. Dynamics of the Kurdish & Kirmanc-Zaza Problems in Anatolia. Australia, 1996.

41 Turkish Democracy Foundation, Human Rights, Democracy, Terrorism in Turkey. Ankara: Turkish Democracy Foundation, 1995.

42 East or West? Turkey cheks its compass. A minority stuff report (comm. Offoreign relations. US. Congress. 1995 откровенно пропагандистский характер. Ценность представляют электронные страницы, принадлежащие международным общественным организациям, (www, kurdiibrary. com/politics, html) а также научным учреждениям, занимающимся проблемами Курдистана: таким, например, как Вашингтонский курдский институт или Курдский институт в Париже (www. fikp.org) В последнее время некоторые курдские газеты стали выходить в онлайновом режиме (www. ozgurpolitika. com).

Периодические издания курдских партий и общественных движений («Берхведан», «Серхвебун», «Рия Азади», «Озгюрлюк», «Озгюр политика», «Денге комкар», «Армандж», «Хебат») могут служить ценными источниками при критическом подходе к содержащимся в них материалах.

Апробация диссертации. Над политическими аспектами межэтнических конфликтов автор начал работать в середине девяностых годов. Нынешняя диссертация является более расширенным продолжением начатой автором в Институте стран Азии и Африки при МГУ работы по анализу предпосылок курдского конфликта в Турции. Результаты исследований были изложены в депонированной статье автора «Политический аспект курдского вопроса в Турции в 90-ые годы», а также в ряде публикаций как научного, так и публицистического характера.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выше была сделана попытка взглянуть на важнейшие моменты политической жизни Турции за последние два десятилетия в их связи с курдским вопросом. Основные выводы по теме диссертации можно изложить следующим образом.

1. Курдский вопрос является одной из наиболее острых проблем в спектре политических отношений в современной Турции. В его основе лежит непризнание полиэтничного характера государства, а проводившиеся на протяжении всей истории Турции ассимиляционная политика по отношению к курдам повлияла на остроту этого конфликта.

2. Отношение к курдскому вопросу стал" элементом политической культуры Турции. Одна из основных ее характеристик — смещение акцентов с обеспечения элементарных прав этнического меньшинства на недопустимость развития сепаратистских тенденций, к которым ведет повышение роли этнического фактора в обществе. Несмотря на многочисленность курдского населения, развитост: — их самосознания, наличие легальных политический партий националистического толка, в заявлениях политических элит наличие в Турции «курдского вопроса» зачастую либо сводится. к проблеме терроризма, либо попросту умалчивается. Примечательно, что премьер-министр Бюлент Эджевит после захвата лидера Партии рабочих Курдистана Абдуллы Оджалана в 1999 году заявил, что обезвреживание главного курдского террориста и есть решение «курдской проблемы» .449.

3. При всех видимых изменениях в обществе, произошедших после того, как власть перешла от военных в руки гражданской администрации, изменения в политической культуре Турции носят по-прежнему консервативный характер. Это определяет и отношение к курдскому вопросу. Политический режим Турции нельзя безоговорочно отнести ни к авторитарному, ни к демократическому. Он содержит как элементы.

449 Итоги. 02.03.1999. стр. 28 демократии (всеобщее избирательное право, парламент, политические партии), так и элементы авторитаризма (ограничение культурных и этнических прав курдов, ограничение влияния «политически неблагонадежных» групп, особая роль армии). Режим недостаточно авторитарен, чтобы полностью подавить интересы этнического меньшинства, но и недостаточно демократичен, чтобы пойти на уступки меньшинству. Подобное промежуточное состояние создает порочный круг, который только осложняет поиск путей разрешения этнополитического конфликта. К сожалению, очень мало было сделано для придания турецкой политической системе плюрального демократического характера. Легализованные политические партии курдов постоянно находились под угрозой закрытия, а их представители преследовались. И причина здесь не только в их связях с ПРК. Позиция таких партий, выражавших узкоэтнические интересы курдского меньшинства, находилась в противоречии с источником власти, базирующемся на ценностях системы и на Конституции. Реальная демократия в стране, таким образом, возможна лишь после пересмотра наиболее одиозных и консервативных положений основного закона. При этом и курдские политические элиты должны полностью осознать необходимость политической борьбы взамен террора.

4. Курды Турции обладают высокой политической организованностью, следствием этого стало формирование в Турецком Курдистане политических партий современного образца, то есть не зависящих от традиционных племенных связей. Большинство курдских партий носят нелегальный характер. Они представляют довольно широкий спектр всевозможных политических взглядов и идеологий — от радикального троцкизма до ортодоксального ислама. Однако в случае легализации политической партии курдов, как, например, Народно-х демократической партии^она становится важным фактором мобилизации политически активного «периферийного» населения, и пользуется здесь все возрастающей поддержкой. Такие партии весьма решительно набирают вес, роль политических курдских элит заметна и в политической жизни Турции, а фактор этничности становится в Турции фактором политики. Можно сказать, что происходит превращение этничности из культурного, психологического или социального фактора собственно в политическую силу.

5. Среди курдов, как социально-дифференцированной этнической общности, имеются группы, которым курдские национальные интересы вообще безразличны ввиду ограниченности их социального кругозора либо полной ассимиляции. На другом конце шкалы находится политизированная часть этноса, национальные политические элиты, для которых по тем или иным причинам национальные интересы имеют первоочередное значение. В этой связи весьма спорным остается тезис о создании независимого Курдистана. Исходя из нынешних политических и экономических условий Турции создание независимого государства курдов невозможно по целому ряду причин. Любые попытки сецессии Курдистана будут в Турции пресекаться на корню, поскольку это противоречит идеологическим и политическим установкам, лежащим в основе существования Турецкой республики. С другой стороны, среди курдов Турции отсутствует единое мнение о целях и задачах национального движения, нет единой идеологической платформы для подобного объединения с другими частями исторического Курдистана. При этом разительны политико-культурные особенности курдов, проживающих в разных странах. Основная задача курдских национальных политических элит концентрируется на придании курдам культурного и политического статуса в рамках Турции.

6. Одной из основных причин остроты курдского вопроса является существование проблемы «центр-периферия» в Турции. Доминирующее положение массовой культуры (в том числе политической культуры, новых социально-экономических ориентиров), которое к тому же ассоциируется с «титульной нацией», вызывает отторжение в «курдской периферии» Турции. Периферийным группам становится проблематично найти свою нишу в рамках установившегося культурного разделения труда, отсюдамаргинализация населения, распространение радикальных левых идей социального переустройства, особая «оппозиционность» местного электората по отношению к центральной власти во время выборов, что формирует особую политическую культуру периферийной группы, на которую откладывают отпечаток и собственно культурный аспект этнических курдов. Несмотря на права, закрепленные конституцией Турции, из представителей «периферии» в полной мере ими могут воспользоваться лишь те, кто отождествит себя с титульной нацией, отказавшись от своей культурной самобытности. Тот факт, что под силой, несущей модернизацию, подразумевается титульная нация турок, способствует перерастанию реакции отторжения в межэтнический конфликт.

7. Осознание своего подчиненного положения вынуждает лидеров периферийной группы добиваться перераспределения власти и ресурсов с помощью политических организаций на базе этнической общности. При этом для социально-мобильных представителей курдской этнической группы существуют два возможных выхода: либо перейти в доминирующую группу, формально отказавшись от своей этнической принадлежности, либо выступить в роли этнических лидеров, активистов курдских политических партий. Учитывая слабое политическое влияние периферийных политических движений (деятельность этнических партий запрещена законом, они подвергаются постоянному преследованию), их лидеры идут на расширение идеологической платформы своих партий, стремясь привлечь более широкие слои населения. В условиях экономически отсталой периферии такой идеологией становятся всевозможные классовые учения. Это подтверждает и принципиальный вывод английского исследователя Майкла Хетчера о том, что тип политической солидарности внутри «периферии» не предопределен и требования ущемленных этнических групп могут быть выражены как в этнической, так и в классовой, либо в религиозной форме.450.

450 М. Hetcher. The celtic fringe in British development. L. 1975. Стр. 328.

8. В общих чертах политическое развитие Турецкого Курдистана в 80-е — 90-е годы характеризовалось политической поляризацией между «центром» и курдской периферией. Потеря центральной властью легитимности на периферии явилась следствием воздействия «синдрома политической модернизации», когда стал очевиден конфликт между требованиями равенства этноменыпинства, политического участия, равного распределения ресурсов с одной стороны, и способностью политической системы страны, в условиях ее структурного многообразия, к интеграции, эффективному осуществлению принимаемых политических решений.

9. В рассматриваемый период наметился и кризис политической культуры на Юго-Востоке. Он выражался в том, что среди курдов отсутствовало широко распространенное понимание того, каковы могут быть пределы и возможности политической деятельности (это ярко выразили представители курдских партий в парламенте), усилилась тенденция преобладающего внимания к ценностям слов и классовых идеологий и недооценки прагматических предложений.

10. Разрешение этнического кризиса рассматривалось турецким «центром» по двум основным направлениям. Во-первых, это обретение легитимности за счет реально демонстрируемой эффективности власти: военной и экономической. Если военная нейтрализация курдских радикалов проходила более или менее успешно, то экономические действия правительства не всегда имели здесь успех. К тому же авторитет власти подрывался чрезмерно жесткой позицией по отношению к инакомыслию, нарушениями элементарных прав человека. Во-вторых, высшие политические руководители страны стремились принять множество законов, в основном консервативного характера, направленных против эскалации курдского национализма, цель которых — укрепление политического режима в стране.

11. За весьма короткий промежуток времени (80−90ые годы) политические цели курдского национального движения в Турции претерпели существенные изменения. Используя схему, предложенную российским этнополитологом A.A. Празаускасом, 451 мы можем выделить три этапа развития политических требований курдов в Турции, что явилось продуктом внутренней социальной дифференциации этноса, повышения уровня его национального и политического сознания.

Первый этап — это выдвижение однозначных требований предоставления независимости, создания единого Курдистана, мало считаясь с политическими реалиями. Этот этап охватывает довольно большой период с начала семидесятых до начала девяностых годов.

Второй этап — это этап развития политического сознания курдов при условии сохранения экстремистских тенденций. При этом выдвигаются требования культурной автономии, федеративного устройства, многие этнические группы, в том числе и террористического толка, стараются перевести борьбу в политическую сферу, легализуются курдские партии, расширяется политическая активность курдских представителей в западных странах. Процесс этот продолжается по сей день.

В случае расширения «Центром» культурных прав курдов, предоставления им культурной автономии в рамках унитарного государства, политические требования могут войти в третью фазу — с требованием пропорционального распределения всех благ и дальнейшего расширения культурной автономии.

В упрощенной схеме подобное развитие политического сознания идет вверх по шкале ценностей, определяющих ресурсов. В первом случае — это земля, территорияво втором — вопрос о власти (автономистские движения) — в третьем — место данного народа в политической системе полиэтнического общества.

12. Можно предположить, что дальнейшее развитие курдского конфликта будет определяться разновекторными подходами к его разрешению со стороны властей и курдской оппозиции. Несмотря на ужесточение цензуры в курдском вопросе, для политических движений Турецкого Курдистана сейчас характерен отход от радикальных.

451 Межэтнические конфликты. .М. 1991. стр. 29 принципов ведения борьбы, пересмотр устаревших идеологических догм, расширения своих представительств в Европе, формирование диссидентского движения и вхождение в большую политику. Возможно, те или иные формы политического решения курдского вопроса ожидают страну в будущем. Весьма актуально в этой связи звучат мысли, высказанные еще два столетия назад Иммануилом Кантом: «Насилие, которому подвергается народ со всех сторон и проистекающие отсюда бедствия, заставляют его в конце концов подчиниться тому принуждению, которое сам разум приписывает ему как средство, а именно подчиниться публичным законам и перейти к политическому устройству. которое будет правовым состоянием, основанном на общесогласованном международном праве» .

Можно предположить, что это будет некий «демократический переход» — ненасильственный, безболезненный переход на базе «консенсуса» между силами режима и демократической оппозиции, результатом чего, при условии сохранения унитарного характера государства, станет функционирование страны по обновленной политической схеме с новыми формами организации территориальной власти, которые призваны удовлетворять целям «курдской окраины». В качестве конкретной формы может быть рассмотрена так называемая «баскская модель», всерьез обсуждавшаяся в свое время в высших эшелонах власти Турции, выражающаяся в своеобразной культурной автономии района компактного проживания этнического меньшинства. В ее основе лежит также схема не совсем обычной политической децентрализации, для которой отсутствуют какие-либо существующие определения (федерация, автономия, регионализм), но которая основана на праве входящих в страну регионов на автономию — без ущерба единству нации и не в ущерб солидарности между ними. Однако прогнозирование будущего политического устройства.

452 И. Кант. «О поговорке «может быть это верно в теории, но не годится на практике «// Соч. в 6 т. М. 1965. Т 4 (2). Стр. 103.

All. Э. Ф. Эспад опер. Автономия Каталонии //в кн: Международный опыт разрешения межэтнических конфликтов. М. 1997 стр. 281.

Курдистана требует весьма серьезного анализа, что выходит за рамки настоящей диссертации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ОФИЦИАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ И БЮЛЛЕТЕНИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
  2. Turkiye anayasalari metinleri. Ankara. 1982
  3. Milli guvenlik konseyince kabul edilen kanunlar. A. 1981
  4. Turk vatandaslik hukuku, Ankara. 1959
  5. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 6377. 1952
  6. Turkiye Kurdistan Sosyalist Partisi Programi, I. 1985
  7. Kurdistan Sosyalist Partisi Programi 1997
  8. Turkiye Birle§ ik Kommunist partisi program tasarisi. 1987. Dusseldorf.
  9. Information bulletin of Communist Party of Iraq, 19 849. TtP dosyasi. A. 1973
  10. TKSP, Kurdustan Halkina, 1980
  11. Turkiye ve Kurdistan Haiklarina, Dunya ilerici demokratik kamuoyuna, 1980
  12. KUK. Birinci konferans kararlari. 1981.
  13. KUK 1. Konferansi politik raporu. 1983
  14. Kurdistan Oncu Partisi Programi. 1984
  15. Partiya Karkaren Kurdistan. PKK. Program, 1981.
  16. PKK III kongre surecine iki§ kin genel sekreterlik talimatlan (самиздат) 1986.
  17. A. Ocalan. III kongre konusmalari.(самиздат) 1986
  18. PKK, 5. Kongre kararlari (самиздат) 1995
  19. Turkiye Kurdistan Sosyalist Partisi Programi, I. 1985
  20. PKK 5th Party Congress Resolution On The Function Of Internationalism
  21. Dogru yol partisi tuzuk ve programi. 1983.
  22. Dogru yol partisi programi. 1998
  23. Mufit Ozdes, Minister-Counsellor, Turkish Embassy in London, unpublished note -'Principles of Democratization of the New Turkish Coalition Government', December 4, 1991 (Источник:. www.kurdistan.org/Articles/)
  24. Turgut Ozal. The international protection of Human rights and the Turkish Grand National Assembly. Speech to the Symposium on Human rights. Antalya. October 4, 1991. Источник: www, kurdistan. org/Articles/
  25. Candemir Onhon, Turkish Ambassador to London, unpublished letter to John Austin-Walker MP, March 30, 1994. Источник: www. kurdistan org/Articles/
  26. East or West? Turkey cheks its compass. A minority stuff report (comm.gf foreign relations. US. Congress). 1995
  27. Turkish Democracy Foundation, Human Rights, Democracy, Terrorism in Turkey (Ankara: Turkish Democracy Foundation, 1995. www.kurdlibrary.com/politics.html
  28. U.S. Department of State, Country Reports on Human Rights Practices for 1993 (Washington D.C.: U.S. Government Printing Office, 1994)
  29. Amnestey International: Turkey. London. 1988
  30. Amnesty International, Turkey. A Time for Action, London, February 1994.
  31. Amnesty International. Turkey: A Policy of Denial. London, February 1995.
  32. Turkey: walls of glass, Amnesty International, EUR 44/75/92 November 1992, 10
  33. UNHCR, Background Paper on Turkish Asylum Seekers, Centre for Documentation on Refugees, September 1994 (UNHCR/CDR RefWorld Databases)
  34. Human Rights Watch/Helsinki, Turkey 1992- 1998
  35. U.S. Department of State. Country Reports on Human Rights Practices for 1994.
  36. U.S. Department of State. Report of a Human Rights delegation to the Kurdish region of Turkey, April 15 to 22, 1992
  37. Broken Promises: Torture and Killings Continue in Turkey- Helsinki Watch. NY. December 1992
  38. Kurds Massacred: Turkish Forces Kill Scores of Peaceful Demonstrators, Helsinki Watch, Vol 4, Issue 9, June 1992.39. «Desolated and profaned». A report by the UK Parliamentary Human Rights Group, London, October 1992
  39. Turkey: sixteen deaths in detention in 1992, Vol 5, Issue 1, Helsinki Watch, New York February 1993
  40. Case List 30th June 1995, International PEN Writers in Prison Committee, London, 1995
  41. Lawyers in fear- law in jeopardy- The Law Society, London, October, 1993
  42. Human Rights Watch, World Report 1994, (New York, Decemberl994)
  43. Human Rights Watch/Helsinki, Turkey: Forced Displacement of Ethnic Kurds from Southeastern Turkey (New York, October 1994)
  44. Deputy allegedly killed by police, Turkey Briefing, London, Vol 5 No 4, August 1991.
  45. Criminalizing Parliamentary Speech in Turkey: Report of the Law Group Delegation to Turkey on the Detention of Parliamentarians and the Proceedings to Ban the Democracy Party (DEP) International Human Rights Law Group- Washington, May 1994
  46. Turkey: Dissident voices jailed again- EUR 44/45/94// Amnesty International, June 1994
  47. Index on Censorship, Volume 24, 2/1995
  48. International Human Rights Law Group, «Turkey Launches Legal Attack on Kurds», Docket, vol.9, No. 1, (June 1994)
  49. Council of Europe Parliamentary Assembly, ADOC7112, June 28,1994
  50. Report of the Committee on the Human Rights of Parliamentarians: Turkey, CL/156/11(a)-R.3, April 1995
  51. USIA Wireless File, 12.04. 1995
  52. МОНОГРАФИИ, СТАТЬИ, ДИССЕРТАЦИИ
  53. А.А. Международно-правовые аспекты курдского народа на самоопределение. Киев. 1989 Дисс. на соискание уч. ст канд. ист. Наук
  54. . Г. Коллективное поведение// Американская социологическая мысль. М. 1994
  55. Борисова.О. В. Этнические группы в политическом процессе. М. 1997 Дисс. на соискание уч.ст. канд. полит. Наук
  56. Ю. В. Бромлей. Очерки теории этноса. М. 1993
  57. А. Васильев. Мост через Босфор. М. 1979.
  58. О.Л. Вильчесвкий. Курды. Введение в этническую историю курдского народа. М.-Л. 1961.
  59. . М.А. ред. Курдское движение в новое и новейшее время. М. 1987
  60. Гасратян М.А.. К положению курдов в Турции// в кн. «Национальный вопрос в странах Востока. М. 1982
  61. М.А. Курды в Турции в новейшее время. М. 1990
  62. . М.А. Национальный вопрос в Турции (1919−1939) Дисс. На соискание ученой степени кандидата исторических наук. М. 1956.
  63. . М. А. Легализация оппозиции//Азия и Африка сегодня № 2.1998
  64. М.Н Губогло. Три линии национальной политики в посткоммунистической России// Этнографическое обозрение. № 5 1995.
  65. Л.Н Гумилев. Тысячелетие вокруг Каспия. М. 1993
  66. В.И. Данилов «Турция 80-х: от военного режима до «ограниченной демократии» М. 1991
  67. В.И. Данилов. Реальность как фактор государственной политики // Азия и Африка сегодня № 2 1998
  68. Ю.Р Дасни. «Курдский вопрос в региональной и мировой политике». Дисс. на соискание ученой степени кандидата политических наук. М. 1998
  69. А.А Дельсоз. Проблема самоопределения курдского народа в свете международного права. М. 1971 йчсье. мпачил «-я ъоиелсамме^ ит. ст. к.ц.м.
  70. А.Ю. Другов. Индонезия: политическая культура и политический режим. М. 1997.
  71. Д.Е. Еремеев. На стыке Европы н Азии. М. 1980.
  72. Э. Позиция по отношению к терроризму // Актуальные проблемы Европы № 4, 1997
  73. А.А Исаев. Социально-экономичекское и социально-политическое развитие Турецкого Курдистана в 70−80 годы. М. 1989 Дисс. на соискание уч.ст. канд. ист. наук.
  74. История Курдистана. М. 1999 г.
  75. Н.Г. Киреев. История этатизма в Турции. М. 1991
  76. И.А Кленов. Этнополитический конфликт: генезис, сущность. Дисс. на соискание ученой степени кандидата политических наук М. 1996
  77. . Г. С. Введение в этнополитологию консенсуса-конфликта. Теретико-методологические проблемы цивилизационного анализа. М. РАУ. 1996
  78. Краткий этнологический словарь. М.РАУ. 1994
  79. И. Кант. «О поговорке «Может быть это верно в теории, но не годится на практике"// Соч. в 6 т. М. 1965. Т 4 (2)
  80. М.С. Лазарев. Курды и Курдистан. Факторы становления проблемы// в кн. «Национальный вопрос в освободившихся странах Востока» М. 1982
  81. М.С. Этюд о национализме// в кн. «Западная Азия. Этнополитическая ситуация.М. 1993-
  82. М.С. Лазарев. Курдистан в геополитическом аспекте// Восток. № 6. 1998.
  83. М. Мамоян. Политические и общественные организации курдов-эмигрантов// Актуальные проблемы стран Ближнего и Среднего Востока. М. 1988. 4.1
  84. К. Манхейм. Диагноз нашего времени. М. 1992
  85. Н.Я. Марр. Еще о слове «челеби». К вопросу о культурном значении курдской народности в истории Передней Азии. Записки восточного отделения имп. Русского археологического общества. Т. 20. Вып. 1−2 Спб. 1911.
  86. Межэтнические конфликты в странах зарубежного востока, ред. А. Празаускас. М. 1991
  87. А. М. Ментешашвили. Курды. Очерки общественно-экономических отношений, культуры и быта. М. 1984
  88. В.А. Михайлов Принцип воронки или механизм развертывания межэтнического конфликта. Кишинев. 1993
  89. В. Никитин. Курды. М. 1964, сокращенн. русский перевод
  90. А. Оджалан. Социализм и проблемы революции. М. 1995
  91. А. Оджалан «Курдистанская действительность с XIX века по настоящее время и движение РПК (М. 1998)
  92. А. Оджалан. Проблема личности в Курдистане, особенности революционного борца и партийная жизнь. Ереван, 1994.
  93. Хосе Ортега-и-Гассет. Восстание масс.//Вопросы философии. № 4 1989.
  94. Э.А. Поздняков. Нация, национализм, национальные интересы. М. 1994
  95. А.А Празаускас. Этнос, политика и государство в современной Индии. М. 1990
  96. А.А Празаускас. Слагаемые национального единства // Pro et Contra. № 3 1997
  97. Психология. Словарь. М. 1989
  98. А. Смит. Исследования о природе и причинах богатства народов. Т. З М.
  99. Современное состояние курдской проблемы.(научный симпозиум). М. 1995
  100. Современный Курдистан. М. 1995
  101. Социальная структура и социальные процессы. Словарь-справочник. М. 1990
  102. И. Сталин. Марксизм и национальный вопрос. 1958
  103. Г. И. Старченков. Трудовые ресурсы Турции. М. 1981.
  104. В.Т Тишков. «О природе этнического конфликта//Свободная мысль. № 4. 1993 г
  105. Турецкая республика. Справочник. М. 1990.
  106. Ю6.В.Г Федотова. Судьба России в зеркале методологии // Вопросы философии. № 12. 1995.1070. Француа. Перерождающиеся партизанские формирования, здесь и сейчас. Ц Актуальные проблемы Европы. № 4. 1997. Проблема терроизма
  107. К.З Хамзин. Конфликты вокруг водных ресурсов на Ближнем Востоке// Актуальные проблемы Ближнего Востока. М. 1998
  108. Х.Х. Хасан. Курды Северного Курдистана. Ленинград. 1985 Дисс. на соискание уч.ст. канд. ист. Наук1100. Хассо. Курдская проблема в Турции после второй мировой войны. М. 1980 Дисс. на соискание уч.ст. канд. ист. Наук
  109. Э.Ф. Эспадалер. Автономия Каталонии // в кн: Международный опыт разрешения межэтнических конфликтов. М. 1997
  110. H.J. Agha and A.S. Khalidi, Syria and Iran: Rivalry and Cooperation, Royal Institute of International Affairs Chatham House Papers. London: Pinter Publishers, 1995
  111. H. Arfa. The Kurds. A historical and political study. London. 1966
  112. D. Betham. Max Weber and the theory of modern politics. London. 1974.
  113. V. Bruinessen. Agha, Shaikh and State on the social and political organization of Kurdistan». Utrecht. 1978
  114. J. Bulloch and H. Morris, No Friends but the Mountains: The Tragic History of the Kurds. London. 1992.
  115. Cengiz, Seyfi. Dynamics of the Kurdish & Kirmanc-Zaza Problems in Anatolia. Australia. 1996.
  116. S. Chubin, Iran’s National Security Policy: Capabilities, Institutions and Impact Washington DC: Carnegie Endowment for International Peace, 1994.
  117. Deutsch K. Social mobilization and political development// American political science review. No 55. Sept. 1961
  118. Ethnic Group and State. London. 1985
  119. Ethnic groups in Turkey. Weisbaden. 1989.
  120. William M Hale, Middle East Contemporary Survey, Vol XVI: 1992.
  121. A. Hassanpour. Nationalism and language in Kurdistan. San.-Fr. 1992
  122. A.Hassanpour. The Kurdish Experience. Middle East Report, July-August 1994
  123. M. Hetcher. The Celtic fringe in British Development. L. 1975
  124. M. Izady. The Kurds, NY. 1990
  125. Z.Gokalp. The Ideal of Nationalism // Nationalism in Asia and Africa. London. 1970
  126. M. Gunter. Kurds in Turkey: a political dilemma. NY. 1990
  127. M. Gunter. The changing Kurdish problem in Turkey. NY. 1994
  128. Keesing’s Record of World Events, March 1995
  129. Kurds&Kurdistan. Thinking is a crime. Bonn. 1995.
  130. K. Kuchera .Mad Dreams Of Independence. The Kurds Of Turkey and the PKK. //"Middle East Report. (July-August 1994)
  131. David Mcdonald. The Kurds: a nation divided. London. 1992
  132. Minority Rights Group. The Kurds. London, 1991
  133. Mark Muller. Censorship and the Rule of Law in Turkey- The Bar Human Rights Committee, London, December 1993
  134. Mutlu, Servet. «Population of Turkey by ethnic groups and provinces» //New perspectives on Turkey.(№ 12 Spring 1995)
  135. R. Olson «The Kurdish Nationalist Movement in the90-es" — Austin. 1996
  136. R.01son. «The emergence of Kurdish nationalism and the Sheikh Said Rebellion» Austin. 1989
  137. , P. «The Overlord State: Turkish Policy and the Kurdish Issue». International Affairs. Vol. 69, No.4 (1993)
  138. Lois Whitman, Turkey: Censorship by Assassination Continues- Helsinki Watch, New York, February 1994
  139. James Wyllie, Turkish Objectives in Northern Iraq// Jane’s Intelligence Review, Julyl995, Vol 7 No 7.
  140. L. Yalcin-Heckmann. On kinship, tribalizm and ethnicity in Eastern Turkey.// Ethnic groups in Turkey. Weisbaden. 1989.
  141. M. Yapp «Kurds, Turks and Gulf War"// «The Gulf War» H. Maui, O. Pick ed. London 6.r.
  142. L.Zana. A Test for Turkey: Liberty or Oppression for Kurds in Parliament // International Herald Tribune December 07, 1994
  143. I.S. Vanli. Le Kurdes et le Kurdistan. Paris. 1981
  144. Ismail Be§ ikci, Devletterarasi somiirge Kurdistan (Kurdistan an interstate colony). A. 1997 152.1. Be§ ikci. Turk tarihi tezi ve kurt sorunu. Istanbul. 19 711 531. Be§ ikci. Dogu Anadolu’nun diizeni. Sosyo-ekonomik ve etnik temelleri. Ankara. 1969
  145. K. Boratev. Gelir dagilimi. I. 1980
  146. Giiney Dogu Anadolu. Gogmen soruJari. Ankara. 1995
  147. Dogu ve Guneydogu Anadolunun Genel Durumu.(meslekli rehber). Cilt. 1. Ankara. 1972
  148. M. Erkal. Bolge a^isindan az geli§ mi§ lik. I. 1982 158.S. Sabri-pa§ a. Van tarihi ve kurtturkleri. A. 1982 159.H.Yildinm. Kurdistan halkinin dirili§ miicadelesi. Diyarbakir. 19 851. ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
  149. Азия и Африка сегодня Московские новости Итоги
  150. Свободная мысль Эхо планеты1. Этнографическое обозрение1. Pro et Contra1. Восток1. Вопросы философии1. Milliyet1. Hurriyet1. Cumhuriyet1. Zaman
  151. Turkish daily news Berxwedan Serxwebun Riya Azadi Ozgurluk Qzgur politika Denge komkar Armanc Hebat
  152. Kurdistaiila Marksist «Diyarbakir Soz» «Para"1. Turkey Briefing"1. New York Review of Books"1. Tan»
  153. Aub-, Zt>KyMyxypHRa» «Ajib-AxpaM» New York Times La Croix Monde1. Monde Diplomatique1. dependent1. News Week1. Espresso1. Gardian1. Repubblica1. Panorama
  154. Middle East International Gulf newsletter International affairs Middle east review
Заполнить форму текущей работой