Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности ценовой конкуренции на российском рынке

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Среди российских авторов, чьи работы касаются различных аспектов ценовой конкуренции, следует отметить М. И. Гельвановского, Н. И. Герчикову, Г. В. Куликова, Ю. И. Коробова, И. В. Липсица, Б. А. Мильнера, Н. М. Розанову, И. В. Фаминского, Н. С. Яшина и др. Проблемы ценовой конкуренции на отраслевых рынках в условиях переходного периода в экономики России остаются наименее разработанными. Именно… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕНОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ
    • 1. 1. Сравнительный анализ теории ценовой конкуренции
    • 1. 2. Формирование институциональных основ ценовой конкуренции
    • 1. 3. Внутренние и внешние факторы, воздействующие на ценовую конкуренцию
  • ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ЦЕНОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
    • 2. 1. Экономический рост и тенденции развития ценовой конкуренции
    • 2. 2. Трансформация форм и методов ценовой конкуренции
    • 2. 3. Конкурентные ценовые стратегии предприятий

Особенности ценовой конкуренции на российском рынке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Конкуренция является базовым институтом рынка, важнейшим условием его эффективности как формы организации экономической деятельности. Институт конкуренции воплощает органическое единство рынка и государства, и поэтому государство должно выступать инструментом его защиты. Поддержание конкурентной среды не является самоцелью. Содействие развитию конкуренции выступает фактором повышения эффективности как на микроуровне, так и на уровне национальной экономики в целом. Развитие конкуренции должно стать органической частью институциональных и структурных преобразований.

Трансформация рынка связана с глубинными изменениями в характере и механизмах развития экономических систем, с эволюцией хозяйственного механизма современного общества. Влияние научно-технических и социально-экономических преобразований на состояние рынка, в частности, на развитие конкуренции, противоречиво и еще недостаточно изучено.

Экономические условия развития экономики ряда стран способствовали длительному превалированию предложения на рынке, что выразилось в сужении рамок колебаний цены и усилении неценовых методов конкурентной борьбы. Однако в современных условиях в связи с ростом влияния рыночных начал в экономике развитых стран цена начинает возвращать утраченные ранее позиции и часто вновь рассматривается как главный залог успеха фирмы на рынке.

Нарастающая глобализация экономики, активное включение России в международные экономические процессы, потребность в соответствии условиям конкурентного рынка ставят перед отечественными предприятиями задачу глубокого анализа факторов формирования конкурентных преимуществ субъектов рынка. Это обусловливает повышенный интерес к научным исследованиям в области развития конкуренции, ее трансформации.

Растущий интерес к проблемам конкуренции в условиях переходного периода в России, с одной стороны, а также необходимость развития научных знаний в области методологии, теории и практики поддержания и развития конкуренции, с другой, — определяют актуальность темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Трансформация российской экономической системы оказалась настолько стремительной и радикальной, что наука не успевала осмыслить новые реальности. В западной экономической мысли теоретические основы конкуренции были заложены еще в работах А. Смита, К. Макса, А. Маршалла, Ж. Бертрана, Дж. Робинсон, Е. Чемберлина, И. Шумпетера и др. Формированию конкуренции в сложившейся рыночной системе посвящены многочисленные публикации с начала 80-х годов XX века. Наиболее значительный вклад в создание теории конкуренции, концепции конкурентных преимуществ и конкурентной стратегии внесли М. Портер, П. Кругман, Р. Нельсон, В. Оучи, Ж.-Ж.Ламбен, П. Нельсон, Г. Стиглер.

Формы и методы конкуренции, в том числе ценовой, и её влияние на экономические процессы на макрои микроуровне исследуются представителями различных экономических школ. Представители неоклассической школы рассматривают конкуренцию как структурообразующий институт рынка, т. е. степень её развития определяет содержание других экономических институтов. Эта же мысль подчёркивается в концепции хозяйственных порядков В. Ойкена, который конкурентный порядок считает основополагающим идеальным типом хозяйственного порядка. Ф. Хайек перенёс принципы соперничества между производителями товаров на конкуренцию между институтами.

Среди российских авторов, чьи работы касаются различных аспектов ценовой конкуренции, следует отметить М. И. Гельвановского, Н. И. Герчикову, Г. В. Куликова, Ю. И. Коробова, И. В. Липсица, Б. А. Мильнера, Н. М. Розанову, И. В. Фаминского, Н. С. Яшина и др. Проблемы ценовой конкуренции на отраслевых рынках в условиях переходного периода в экономики России остаются наименее разработанными. Именно отраслевой рынок определяет особенности конкурентной среды и формирует ключевые факторы успеха как экономики в целом, так и отдельных предприятий. Сложился определенный разрыв между практической деятельностью большинства предприятий, методом проб и ошибок вырабатывающих эффективные конкурентные стратегии, и теорией конкуренции в развивающейся экономике. Науке предстоит обосновать закономерности развития новых эффективных форм конкурентных отношений. Все это обусловило выбор темы диссертационной работы.

Цель и задачи исследования

Цель работы состоит в исследовании теоретических основ развития процесса конкуренции по цене в контексте институциональных изменений, выявлении ее особенностей в современной экономике России.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

— исследовать тенденции развития теоретических представлений о ценовой конкуренции;

— определить особенности ценовой конкуренции на современном этапе развития российского рынка;

— проанализировать взаимосвязь внутренних и внешних факторов развития ценовой конкуренции российских товаропроизводителей;

— раскрыть структурные и институциональные факторы и условия, определяющие ценовую конкуренцию;

— исследовать социально-экономическое содержание новых форм ценовой конкуренции товаропроизводителей;

— исследовать роль глобализации экономики, изменений структуры внутреннего и внешнего рынков в развитии ценовой конкуренцииобосновать эффективность ценовых конкурентных стратегий российских товаропроизводителей.

Объектом исследования выступают экономические процессы развития ценовой конкуренции в условиях трансформируемой экономики России.

Предметом исследования являются экономические отношения между хозяйствующими субъектами рынка, отражающие особенности ценовой конкуренции в условиях переходной экономики России.

Методологической и теоретической основой диссертационного исследования являются научные труды российских и зарубежных ученых по проблемам конкуренции и обеспечения конкурентоспособности в экономике России, законодательные, нормативные акты и другие официальные документы РФ по развитию рыночных отношений. При разработке концептуальных положений исследования использовались методы общенаучного анализа, а также специальные методы экономического исследования, среди них диалектический, системный, научной абстракции, структурно-функциональный, анализа и синтеза, метод прогнозирования.

Информационное обеспечение работы составляют статистические данные Госкомстата РФ и Саратовского областного управления статистики, Министерства экономики и торговли РФ и Министерства финансов Саратовской области, экспертные оценки и расчеты автора.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем осуществлен системный комплексный анализ сущности, особенностей и факторов ценовой конкуренции в условиях развивающегося рынка России. Это позволило выявить перспективные ценовые стратегии российских товаропроизводителей. Наиболее существенные научные результаты состоят в следующем:

— обоснованы присущие периоду становления российского рынка особенности ценовой конкуренции: неразвитость институциональных основ конкуренциинеобоснованная дифференциация цен как на внутреннем, так и на международном рынкевысокая затратность производстваотсутствие долгосрочных целей при формировании конкурентных ценовых стратегий. Эти особенности обусловлены обособлением отдельных региональных рынков, несовершенством товарного обмена, межотраслевыми ценовыми диспропорциями. определены долгосрочные и краткосрочные факторы развития ценовой конкуренции: структурные, инфляционные, институциональные и внешнеэкономические, которые по-разному проявляются на различных отраслевых рынках;

— обоснованы межотраслевые аспекты ценовой конкуренции. Аргументирован вывод о том, что устойчивость предприятий в ценовой конкуренции неодинакова на разных отраслевых рынках. Менее конкурентными по цене являются отрасли, ориентированные на конечного потребителя в отличие от отраслей, выпускающих промежуточную продукцию;

— предложена модель экономического роста, в которой перспективным направлением является ориентация национальной экономики на производство с большей долей добавленной стоимости, а не на импортозамещение, потенциал которого почти исчерпал себя в современной экономике России. В системе мер по реализации этой модели обоснована роль монетарных факторов, противоречивого влияния паритетного курса национальной валюты, «слабого» и «сильного» рубля на развитие ценовой конкуренции;

— показана противоречивая роль глобализации экономики в развитии ценовой конкуренции;

— на основе осуществления взаимосвязи макрои микроуровня в исследовании конкуренции по цене раскрыты новые формы ценовой конкуренции — «гибкие» и «негибкие» формы интеграционных формирований, определены конкурентные ценовые стратегии фирм в условиях развивающегося рынка.

Практическая значимость результатов исследования состоит в обосновании современных форм и методов ценовой конкуренции, а также перспективных ценовых конкурентных стратегий. Представленные в диссертации теоретические материалы и методологические рекомендации могут использоваться в исследованиях по проблемам развития конкурентной среды, в оценке конкурентных преимуществ отдельных товаропроизводителей, их конкурентных стратегий.

Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и 6 приложений. Содержание работы изложено на 176 страницах машинописного текста. В работу включены 4 таблицы, 5 рисунка, 6 приложений. Библиографический список включает 181 источника.

— 153 -Заключение.

Сравнительный анализ теорий конкуренции показал, что исследование ценовой конкуренции занимает в них важное место. Представители неоклассической школы рассматривают конкуренцию как структурообразующий институт рынка, т. е. степень её развития определяет содержание других экономических институтов. Эта же мысль подчёркивается в концепции хозяйственных порядков В. Ойкена, который конкурентный порядок считает основополагающим идеальным типом хозяйственного порядка. Ф. Хайек перенёс принципы соперничества между производителями товаров на конкуренцию между институтами.

В теории конкуренции К. Маркса ценовая конкуренция занимает центральное место. Логика исследования ценовой конкуренции в теории К. Маркса такова: индивидуальная стоимость — рыночная или общественная стоимость — цена производства — рыночная цена. К. Маркс говорил о конкуренции как о механизме, который происходит, во-первых, между капиталами внутри каждой сферы производства, во-вторых, между капиталами разных сфер производства. Но только конкуренция капиталов в различных отраслях производства создает цену производства, которая выравнивает нормы прибыли различных отраслей.

На уровень ценовой конкуренции влияет как изменение структуры внутреннего рынка, так и внешнего. К внутренним факторам относятся уровень издержек, уровень технологии производства, производительность труда, управление, маркетинг, трансакционные издержки, а к внешниминфляция, курс национальной валюты, величина процентной ставки, налоговое, таможенное законодательство, государственные субсидии и льготы, социальный фактор.

Исследование показало, что особенностями ценовой конкуренции является необоснованная дифференциация цен, как на внутреннем, так и на международном рынкевысокая затратность производстванеразвитость институциональных основ конкуренцииотсутствие долгосрочных целей при формировании конкурентных ценовых стратегий. Эти особенности обусловлены обособлением отдельных региональных рынков, несовершенством товарного обмена, межотраслевыми ценовыми диспропорциями. На ценовую конкуренцию влияют долгосрочные и краткосрочные факторы развития: структурные, инфляционные, институциональные и внешнеэкономические. Они по-разному проявляются на различных отраслевых рынках.

Конкуренция внутренне неустойчива, легко перерастает в монополию и поэтому не может существовать без целенаправленной политики государства по поддержанию конкурентной среды. В то же время конкурентная среда может формироваться самостоятельно как следствие согласованных действий рыночных субъектов. Таким образом, рыночная система может легко потерять конкурентный характер, если его не поддерживать экзогенно.

Исследование теоретических представлений по регулированию ценовой конкуренции показывает, что наиболее обоснованными являются положения структуралистской концепции, которая в поддержании конкуренции видит конечную цель государственного регулирования. Создание конкурентной среды равнозначно формированию оптимальных с точки зрения общества условий хозяйственной деятельности, что влечёт динамичный и сбалансированный экономический рост.

В условиях открытости национальной экономики — повышение уровня конкурентных позиций национальной экономики на мировом рынке является одной из главных задач государства.

Целью государственной политики развития конкуренции должно быть повышение конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках рынке. В этой связи примечателен опыт стран, которые поддерживают крупные компании до тех пор, пока они способствуют росту национальной промышленности, а регулируют лишь злоупотребления монопольной властью.

Поддержание конкуренции не является самоцелью, а служит инструментом повышения эффективности как на микроуровне, так и на уровне национальной экономики в целом, поэтому развитие конкуренции должно стать частью структурной политики и институциональных преобразований.

Необходимо устранение правовых, организационных и административных ограничений на вход новых капиталов на рынке и свободный перелив товаров и капиталов внутри страны. Именно эти барьеры являются главным препятствием на пути развития конкуренции, т.к. ведут к искусственному снижению численности компаний в прибыльных отраслях экономики и способствуют монополизации их деятельности.

Укрепление институциональных основ конкуренции означает, как показано в работе, обеспечение в законодательном и административном порядке доступ новых компаний к объектам федеральной и особенно региональной инфраструктуры (терминалы, хранилища, склады). Большую роль в развитии ценовой конкуренции может сыграть конкурентность контрактов по госзаказам, а также борьба с ограничением доступа на региональные рынки поставщиков из других регионов.

Анализ ценовой конкуренции на российском рынке привел к выводу о том, что институт конкуренции находится в стадии формирования. В современной России образовалось множество относительно обособленных региональных рынков, для которых характерно общее удорожание продукции, нерациональное использование производственных ресурсов, более высокий уровень потребительских цен. На большинстве региональных рынков формируется малоконкурентная среда, что делает их уязвимыми в случае экспансии импортных товаров. Значительным фактором ценовых различий является система дотирования и компенсационных выплат, по-разному сложившаяся в регионах России. Поэтому так важна разработка механизма выравнивания неоправданной региональной пестроты, практическая реализация государственного протекционизма.

Наблюдаемая ценовая дифференциация зависит от типа региона, характеризующегося преобладанием либо аграрной, либо индустриальной структуры. Потребительские цены различны в регионах — производителях продукции и регионах с преобладанием ввоза ее. В настоящее время рано еще говорить об установлении относительного ценового равновесия на продовольственном рынке. Однако, несмотря на то, что региональные различия в уровнях цен продолжают оставаться существенными, происходит постепенное выравнивание цен на продовольствие по регионам России.

Отрасли, регионы, предприятия часто находятся в необоснованно разновыгодных условиях. Характерно, что цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях. Рост цен на сырье опережает рост цен на конечную продукцию, стоимость комплектующего компонента превышает цену всего сложного изделия. Наблюдаются несбалансированные скачки относительных цен, как в отраслевом, так и территориальном аспектах.

В результате межотраслевой дифференциации происходит перераспределение добавленной стоимости под воздействием движения относительных цен. Данное явление связано с изменением финансовых пропорций воспроизводства в связи со сдвигами в системе относительных цен в рамках инфляционного процесса. Механизм этого перераспределения обусловлен тем, что в отраслях — лидерах роста цен образуется дополнительная прибыль за счет отставания удорожания их издержек от повышения цен на производимую продукцию. У отраслей-аутсайдеров, наоборот, возникают избыточные затраты, вызванные опережающим ростом цен на закупаемое сырье и материалы. В российских условиях этот эффект наблюдается не только в краткосрочном периоде, но и в долгосрочном периоде, причем именно в долгосрочном периоде он особенно отчетливо выражен.

Отрасли народного хозяйства четко разделились на «бедных» и «богатых». Такое различие отраслей показала динамика их доли в добавленной стоимости сферы материального производства.

Изменение стоимости национальной валюты, соотношение курсовой стоимости рубля оказывает существенное влияние на развитие ценовой конкуренции. Резкая девальвация рубля и, как следствие, сокращение импорта, вызвали увеличение спроса на отечественную продукцию.

Экспортный механизм является основным в инициировании колебаний ценовой конкурентоспособности. Существенную роль играет он и в формировании неравенства в положении хозяйствующих субъектов. Причем статистические данные свидетельствуют об усилении концентрации значительной части экспортных доходов у наиболее крупных компаний.

Ценовой механизм, способствует нарастанию неоднородности в.

• хозяйственном развитии промышленности. Особенности ценообразования российские экономические агенты используют, чтобы обеспечить рыночными способами сбыт своей неконкурентоспособной продукции.

Таким образом, выдерживая конкуренцию по цене, иностранные конкуренты российских товаропроизводителей могут предложить более совершенное, но дорогое оборудование. Цели российских предприятий достаточно сильно отличаются от традиционно используемых в западной практике.

Структура розничной цены позволила проследить процесс формирования издержек и доходов на всех стадиях производства и реализации товаров и в результате анализа выявить трансакционные составляющие этих издержек.

Посреднические структуры — одна из главных причин высоких трансакционных издержек, что приводит к формированию повышенных цен на товары. В перспективе необходимо ограничить долю трансакционной составляющей цены конечной продукции и регулировать этот процесс на разных уровнях управления.

Анализ показал, что после финансового кризиса 1998 года многие предприятия пытаются наладить собственную систему реализации продукции, применяют конкурентные ценовые стратегии. Важным элементом их политики становится сдерживание цен в условиях усиливающейся конкуренции. Чтобы поддержать конкурентоспособные цены, предприятия манипулируют не столько рентабельностью и себестоимостью, сколько объемом производства, добиваясь оптимального соотношения затрат и прибыли. Ценностный метод ценообразования — это по сути первый шаг предприятий к контролю рынка. Предприятия начинают осознавать, что ценовая стратегия имеет большее значение для эффективности бизнеса и дает возможности подстраивания рынка под свои интересы.

— 159.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Д. Менеджмент как система управления хозяйственной деятельностью. М: 1992. — С. 185.
  2. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — С.207.
  3. А. Малое предпринимательство: о реальных инвесторах и выборе (поиске) инвестиционных проектов // Российский экономический журнал. 1999. — № 3. — С.53−72.
  4. В. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Экономист. 1997. — № 10. — с. 12−28.
  5. В. Конкурентоспособность России в мировой экономике. // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 3, с. 47−57.
  6. И. Стратегическое управление. / Пер. с англ. М.: Экономика, 1989.-356 с.
  7. Л., Назарова А. Анализ темпов экономического роста. // Экономист. 2000. № 6. — С.67−69.
  8. С. Капитальные вложения промышленных предприятий // Вопросы экономики. 1998. — № 8. — С.136.
  9. Р., Кокс Д., Браун Р. Информация и риск в маркетинге / Пер. с англ.- Под ред. М. Р. Ефимовой. М.:Финстатинформ, 1993. — С.271.10." Балабанов И. Т. Риск-менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1996.- 196 с.
  10. В. Скажи мне, кто твой инвестор я скажу, кто ты. // ЭКО.-1998. — № 11.-С.86.
  11. Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Академия. 1999 г.-С.115.
  12. М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994, -С.297.- 16 014. Бойделл Т. Как улучшить управление организацией: Пособие для руководителя. М.: АО Ассиана, 1996. — С.204.
  13. М.В. Теория несовершенной конкуренции и рыночный механизм // Соревнование двух систем. М.: Наука, 1990. — С. 159−170.
  14. Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом. -М.: Экономика. 1991. С. 271.
  15. Большой экономический словарь / Под. ред. А. Н. Азрилияна. -М.: Фонд «Правовая культура», 1994. С. 29.
  16. Бор М. З. Основы экономических исследований. Логика, методология, организация, методика. М.: Изд-во ДИС, 1998. — С. 144.
  17. У. Менеджмент в организации / Пер с англ. М.: ИНФРА-М, 1997.-С.464.
  18. А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха. М.: АО Интерэксперт, Экономика, 1995. -С.236.
  19. Е., Нещадин А., Липсиц И., Эйкельпаш А., Рыбакова Т., Каазер М. Пути повышения конкурентоспособности предприятия // Экономист. 1998. -№ 11.- С. 69.
  20. Е., Нещадин А., Липсиц И., Эйкельпаш А., Рыбакова Т., Каазер М. Трудный поиск конкурентных стратегий // ЭКО. 1998. — № 11. -С.51.
  21. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. 2-е изд. — М.: Фирма Гарсика, 1996. — С.116.
  22. Внешняя торговля и торговый баланс. // Обзор экономики Росси.2001. № 1, С.170−195.
  23. Внешняя торговля и торговый баланс. // Обзор экономики Росси.2002. № 1, С. 174−192.
  24. И. Организация искусственной конкуренции как метод стимулирования экономики. // Общество и экономика. 2001. № 2, С. 98−107.
  25. М., Жуковская В., Трофимова И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях. // Российский экономический журнал. 1998. № 3, С.67−77.
  26. В.В. Ценовая политика фирмы. М. 1995. С.8−9.
  27. И.Н. Маркетинг и международное коммерческое дело.- М.: Внешторгиздат, 1990. С. 242.
  28. И.Н. Маркетинг: организация, технология. М.: Шк. менедж. бизнеса МГИМО, 1991. — С Л 23−125.
  29. И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: Банки и биржи ЮНИТИ, 1994. — С.85−90.
  30. Ф. О конкуренции на рынках промышленной продукции в 1999—2000 гг.. (по данным конъюнктурных обследований предприятий промышленности). // Экономист. 2001. № 4, С.39−45.
  31. Е.П. Маркетинговые исследования: Теория, методология и практика. -М.: Изд-во Финпресс, 1998. -С.282.
  32. В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала. М.: МП Сувенир, 1993. — С. 187.
  33. В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении. М.: МНИИПУ, 1999. — С.26.
  34. Г. Ответ на вызов глобализации. // Человек и труд. 2002. -№ 3. С.31−34.
  35. М., Пащинский В. Борьба с инфляцией в России. // Обзор экономики России. 2002. № 3, С.76−89.
  36. .М. Состояние сырьевой базы основная причина кризиса в молочном комплексе России // Молочная промышленность. — 1999.- № 8. С. 4.
  37. Де Боно. Материальное мышление. СПб.: Питер Паблишинг, 1997. — С.86−95.
  38. В. ФПГ в стратегии реформирования российской экономики. // Российский экономический журнал. 2000. № 11,12.- 16 241. Джонсон Д. Процессы управления стратегическими изменениями. М.: МЦДО «ЛИНК», 1996. — С. 186.
  39. В.А., Ларин В. М., Лоскутов Р. Ю., Яшин Н. С. Конкурентоспособность и экономическая устойчивость предприятия. — Саратов: Издат. центр СГСЭУ, 1999. С. 48−65.
  40. Долан Эдвин Дж., Линдсей Дэйвид Е. Рынок: микроэкономическая модель. Спб.: «Автокомп», 1992. — С. 115−129.
  41. П. Ф. Управление, нацеленное на результаты / Пер. с англ. М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. — 200 с.
  42. П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры / Пер. с англ. М.: Book Chambe International, 1992. — С. 237.
  43. A.M., Лагоша Б. А., Хрусталев Е. Ю. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе / Под ред. Б. А. Лагоши. М.: Финансы и статистика, 1999. — 276 с.
  44. Н.Ф. Маркетинг: Абстракция или реальность. Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1997. — № 6 (12), декабрь. С. 17−28
  45. О.В. Ценовое регулирование: теория и практика: Учебное пособие. Саратов: Издат. центр СГСЭУ, 1999. — 159 с.
  46. B.C. Стратегия бизнеса. Концепция и методы планирования: Учеб. пособие. М.: Финпресс, 1998. — 192 с.
  47. Жак С. В. Математические модели менеджмента и маркетинга: Учеб. пособ. для вузов / Науч. ред. О. А. Тенязев. Ростов-на-Дону: ЛаПО, 1997.-242 с.
  48. С.А. Экономические модели и методы в управлении: Справ. Пособие. М.: Дело и сервис, 1998. — 176 с.
  49. Л. Концепция синтеза ценовой и неценовой конкуренции. //Маркетинг. 2001. № 2. с.26−34.
  50. А. Две модели конкурентной политики. // Общество и экономика. 2000. № 5−6, с.240−256.
  51. О. Моделирование механизма рыночного ценообразования. // Маркетинг. 2001. № 2, с.47−51.
  52. Инновационный менеджмент. / Под ред. С. Д. Ильенковой, М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. — 327 с.
  53. С.М. Конкурентоспособность отечественных товаров на мировом рынке: тенденции спада и линии укрепления. // Проблемы прогнозирования. 1999. № 1, с. 113 126.
  54. К. Японские методы управления качеством / Сокр. пер. с англ.- М.: Экономика, 1988. 342 с.
  55. История мировой экономики. М., 1995, с. 15, 28, 39.
  56. А.К., Серова JI.C. Стратегическое управление инновациями на предприятии. СПб.: Спб ГИЭА, 1996. — 186 с.
  57. Как управиться с розницей // Эксперт. 1999. — № 24. — с. 28.
  58. . Деловая стратегия. / Пер. с англ.: Науч. ред. и авт. послесл. В. А. Приписное. М.: Экономика, 1991. — с. 65−66.
  59. Г. Механизмы принятия стратегических решений и стратегическое планирование на предприятиях // Вопросы экономики. 1998. — № 9. — с. 46.
  60. Г., Тамбовцев В., Качалов Р. Предприятие, в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. М.: Экономика. 1997.-288 с.
  61. В. Макроэкономические проблемы конкурентоспособности России. // Международная экономика и международные отношения. 2001. № 3, с.54−60.
  62. Конкуренция на рынке товаров и услуг / Под. ред. В. Н. Стаханова. Ростов-на-Дону: РГЭА, 1994. — 276 с.
  63. Т. Стратегия и структура японских предприятий / Пер. с англ. -М: Прогресс, 1987. 328 с.- 16 467. Коробов Ю. И. Теория и практика конкуренции: Учеб. пособие. -Саратов: Издат. Центр Саратовской государственной экономической академии, 1996. 3−220 с.
  64. Ф. Маркетинг менеджмент. СПб: Питер Ком, — 1999. -896 с.
  65. Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. М: Прогресс, 1993.- с. 656−677.
  66. Р. Фирма, рынок и право. М. 1993. С. 17−21
  67. Л.А., Сморгонский А. В. Динамика цен в системе взаимосвязанных предприятий // Экономика и математические методы. 2001.- № 1, Том 37, с. 47.
  68. В. Формы организации, кооперации и интеграции фермерских хозяйств // Международный сельскохозяйственный журнал. -1995.-№ 6.-с. 34−40.
  69. Кузнецов Г, Предпосылки продовольственной обеспеченности // Экономист. 1999. — № 8. — с. 84.
  70. Г. Стратегия развития пищевой промышленности // Экономист. 1998. — № 4. — с. 92.
  71. Ю.В., Подлесных В. И. Основы менеджмента. 2-е изд., -СПб: Изд-во ОЛБИС, 1998. 204 с.
  72. А. Экономические механизмы: Пер. с фр. / Общ. ред. Н. И. Хрусталевой. М.: А/О Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1993.- 192с.
  73. Ю., Попов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике. // Вопросы экономики. 2001. № 6. с.36−49.
  74. Ламбен Ж-Ж. Стратегический маркетинг. СПб: Наука, 1996.
  75. О.Д., Масленникова О. А. Эффективный механизм банкротства как неотъемлемый элемент рыночной экономики // Пищевая промышленность. 1999. — № 6. — с. 29.
  76. Ф.М. Мировой рынок, конъюнктура, цены и маркетинг. М.: Международные отношения, 1993.
  77. Г. Взаимоотношения России и ВТО. Актуальные проблемы. // ЭКО. 2002. № 4. с. 22−29.
  78. Липсиц И. В, Вигдорчик Е. А., Кашин В. К. Конкурентоспособность российской промышленности // ЭКО. 1997. — № 6. -с. 55.
  79. Г. П. Анализ ценовых диспропорций в российской экономике. // Проблемы прогнозирования. 2002. № 4, с. 15−32.
  80. Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса. СПб.: Формика, 1992. — с. 135.
  81. А. Трансакционные издержки франчайзинговых и лицензионных контрактов. // Вопросы экономики. 2002. № 9. с. 64−80.
  82. Магомедов III., Петросян Д., Шульга В. Государственное регулирование рыночной экономики. // Экономист. 1999. № 8, с.29−35.
  83. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. / Пер. с англ. 11-го изд. Т.2. М.: Республика, 1993. — с. 389.
  84. Маркетинг / Под ред. Э. А. Уткина. М.: Ассоциация авторов и издателей Тандем Экмос, 1998. — 324 с.
  85. К., Энгельс Ф. Соч., т. 25, ч. I, с. 190−212.
  86. А. Принципы экономической науки. М., 1993. Т.З., С. 172
  87. А.Г. Дальние пределы человеческой психики. Спб: Изд. группа Евразия, 1998. — 430 с.
  88. М. Россия и ВТО. // Экономика и жизнь. 2002. -№ 15, с. 2−3.
  89. Г. Формирование холдингов в России // Экономика и жизнь,-1993. № 39. — с. 14.
  90. B.C. Анализ конкурентоспособности фирмы. М.: Финансы и статистика, 1998. — 224 с.-16 695. Моисеева П., Слушаенко М. Трансакционные издержки и их влияние на конкурентные позиции фирмы. // Маркетинг. 2002. № 3, с. 101 112.
  91. Н.К., Анискин Ю. П. Современное предприятие, конкурентоспособность, маркетинг, обновление. М: Внешторгиздат, 1993. Т. 1.-302С.
  92. Е.Г. Менеджмент: Организационное поведение. М.: Финансы и статистика, 1998. -198 с.
  93. А.И., Игнатьев A.M., Крутик А. Б. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. Учебное пособие.СПб.1999.С.512.
  94. Р. Эффективное управление: Практ. руководство / Пер. с англ. М.: Финпресс, 1998. — 386 с.
  95. Национальные счета России в 1993 2000гг. Статистический сборник. Госкомстат России. -М. 2001 г. 189с.
  96. Национальный доклад «Стратегические ресурсы России». Информационно-аналитические материалы. М., 1996, с. 28.
  97. В., Голяшева Г. Таможенные пошлины и цены. // Экономист. 1999. № 7, с. 78−83.
  98. О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов): Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 239 // Российская газета. 1995. — 22 марта.
  99. О проведении аграрной реформы в Российской Федерации,
  100. О создании Федеральной продовольственной корпорации и системы оптовых продовольственных рынков: Постановление Правительства
  101. Российской Федерации от 3 октября 1994 года № 1121 // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1995. — № 1. — с.З.
  102. О финансово-промышленных группах. Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 1995 года № 190-ФЗ // Экономика и жизнь. 1995. — № 50. — С. 22−23.
  103. В.П. Российская экономика в глобальных мирохозяйственных связях: проблемы конкурентоспособности. // Проблемы прогнозирования. 2001. № 4, С. 29.
  104. Оперативный контроль экономической деятельности предприятия // Б. И. Валуев, Л. П. Горлова, Е. Л. Зернов и др. М.: Финансы и статистика, 1991.-С.242.
  105. Отт Р. Создавая спрос: эффективные советы в рекомендациях по маркетингу Ваших товаров и услуг. М.: Филинъ, 1997. — С. 186.
  106. А. Как осуществлять стратегию. М.: МЦЦО «ЛИНК», 1996.-С.252.
  107. Оценка и прогноз развития социально-экономических преобразований в АПК России: Обзорная информация / ВНИЭСХ. М., 1995. -С.35.
  108. А.В. Теория и организация американского менеджмента. -М.: Изд-во МГУ, 1991.-С. 152.
  109. А. Мирохозяйственный потенциал России и внешнеэкономические императивы его реализации // Российский экономический журнал. 1999. — № 7. — С.68.
  110. М. Международная конкуренция. Конкурентное преимущество стран / Пер. с англ.- Под общ. ред. В. Д. Щетинина. М.: Межд. отношения, 1993. — С.445−489.
  111. М. Конкуренция.: Уч. пос. -М.:Изд. дом «Вильяме», 2000. -С.41−50.
  112. Развитие менеджмента в России оценки и факты // Дайджест «Директор». — 1997. -№ 11.- С.28−39.
  113. Л., Потери от инфляции в России. // Вопросы экономики. 2002. № 2, С.49−60.
  114. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М., 1986, С.54−137
  115. Роль высшего руководства в реструктурировании предприятия. -М.: Дело, 1996.-С.98.
  116. Российский статистический ежегодник. 2002 г. Госкомстат России. М., 2002, С. 337, 515.
  117. Россия в цифрах. 2002. Госкомстат, М., 2002, С. 165.
  118. Ю.Б., Шустов В. В. Конкуренция: реалии и перспективы. -М.: Знание, 1990. -С.14.
  119. В. Мясной рынок России // АПК: экономика, управление. 1998. — № 10. — С. 9.
  120. Д. Воздействие финансового кризиса на мировую и российскую продовольственную ситуацию // МЭиМО. 1999. — № 5. — С.25.
  121. Т. Менеджмент в организациях / Сокращ. Пер. с англ.- Общ. ред. и вст. ст. A.M. Емельянова и В. В. Петрова М.: Экономика, 1995. -С.135−156.
  122. И.К. Государственная политика цен: содержание и задачи. // Финансы. 2002. № 4, С.64−66.
  123. И.К. Цены и финансы: их взаимосвязь. // Финансы.2000. № 2. С.53−56.
  124. В.А., Галимов Д. И. Посткризисный промышленный подъем: факторы, результаты и перспективы. // Проблемы прогнозирования.2001. № 3, С.47−56.
  125. П. Экономика. М.: Прогресс, 1964. — С.311−326л
  126. Сан-Чжун Ли. Российская автопромышленность: конкурентоспособность и привлечение иностранного капитала. // Вопросы экономики. 2000. № 2, С.76−89.-169 132. Скотт Д. Г. Конфликты- пути их преодоления. Киев: Внешторгиздат, 1991. — С. 196.
  127. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1997. С.58−135.
  128. Современное управление: Энциклопедический справочник. М.: Издатцентр, 1997. Т. 1. — С.584.
  129. Социально экономическое развитие России: проблемы, поиски, решения (по итогам научно — исследов. Работы академии в 1996 г.) — Саратов: Издат. центр СГЭА, 1997. — С.288.
  130. И. А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России. М. Инфра-М, 1997.- С. 345.
  131. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой / Под ред. А. А. Градова СПб: Спец. литер., 1996. — С.320.
  132. Стратегия развития персонала фирмы: Актуальные вопросы теории и отечественной практики / Тарнавская П. // Персонал. 1997. — № 5. -С. 17−27.
  133. Стратегия роста: опыт реформирования предприятий Поволжья: К мат. Науч.-практ. Конф. Саратов: Министерство экономики и инвестиционной политики Саратовской области, 1997. — С.221.
  134. И. Отечественные продукты «начинают и выигрывают» // АиФ. 1999. — № 3. — С.2.
  135. B.C., Богомолова Т. Ю. Финансовое поведение российскихдомохозяйств//ЭКО. 1998.-№ 10.-С. 119.
  136. К.Ю. Конкуренция и монополии: Правовой аспект регулирования. М. Юрист, 1996. — С.256.
  137. Э.А. Риск-менеджмент. М.: Ассоциация авторов и издателей Тандем. Изд-во «Экмос», 1997. — С.288.
  138. Э.А. Управление фирмой. М.: Акалис, 1996. — С.216.
  139. Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. М.: Издательство ЭКМОС, 2000. — С.224.
  140. Э.А. Профессия менеджер. — М.: Экономика, 1992-С.176.
  141. У., Бернет Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика. СПб: Питер Ком, 1999. — С.524.
  142. Р. А. Концепция научного менеджмента // Управление персоналом. 1998. — № 7. — С.24−40.
  143. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 16-ФЗ «О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон «О естественных монополиях»
  144. Федеральный закон от 25 мая 1995 г. N 83-Ф3 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г.)
  145. O.K. Проблемы повышения уровня конкурентоспособности продукции предприятий // Пищевая промышленность. 1999. — № 3. — С.30.
  146. А.В. Работа с кадрами. Психологический аспект. М.: Дело. — С.286.
  147. А. Рецепт «Кока-колы» // Эксперт. 1998. — № 48. — С.25.
  148. Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. 1989. — № 12. — С.6−8.
  149. Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. Т.1. Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1992.
  150. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга- Пер. с нем.- Под ред. А. А. Турчака М.: Финансы и статистика, 1997. — С.199−212.
  151. Э.Р. Научно-технический прогресс в период рыночных преобразований // Пищевая промышленность. 1999. — № 7. — С.9.
  152. Дж. Р., Аллен Р.Г. Д. Пересмотр теории ценности // Теория потребительского поведения и спроса. / Под ред. В. М. Гальперина. Спб.: Экономическая школа, 1993. — С.59.
  153. А.К. Государственное регулирование сельскохозяйственного производства в развитых капиталистических странах. -М., 1990.-С.51.
  154. М. Стратегия управления трудовым потенциалом предприятия. М.: ГАУ, 1993. — С.328.
  155. Цены в России: Статистический сборник / Госкомстат России. -М., 1998.-С.260.
  156. Цены в России: Статистический сборник /Госкомстат России. -М., 2002.-С.171.
  157. Цены в России: Статистический сборник /Госкомстат России. — М., 2000.-С. 182.
  158. Цены и ценообразование. Под ред. В. Е. Есипова. — СПб: Издательство «Питер». 2000. С. 164.
  159. С. Оценка конкуренции в российской промышленности. // Общество и экономика. 2000. № 9−10, — С.70−112.
  160. Э. Теория монополистической конкуренции. М., 1996, С.29−266.
  161. X. Практика маркетинга для малых и средних предприятий. М., 1995. — С. 80.
  162. Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков. М. ИНФРА-М. 1997.-С. 228−257.- 172 171. Шкардун В. Д., Ахтямов Т. М. Методика исследования конкуренции на рынке. // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. № 4. С.44−55.
  163. Р. И. Конкурентные позиции регионов и их оценка// Регион: экономика и социология. 1995., № 1. С. 4.
  164. Й. Капитализм, социализм и демократия. М., 1995, СЛ 28−153.
  165. Дж. Р., Берман Б. Маркетинг / Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1993.-С.262.
  166. Экономико-правовые вопросы государственного регулирования и организации внешней торговли. Под ред. Дворцова В. И. — М. Издательская группа «Прогресс», 2001. С.244−245.
  167. Дж., Блэкуэлл Р., Миниярд П. Поведение потребителей / Пер. с англ. СПб.: Питер, 1999. — С.864.
  168. P.M. «Совершенный» рынок в современной западной экономической теории // Соревнование двух систем. М.: Наука,. 1990. С. 141−158.
  169. А. Теория конкуренции: прикладные аспекты // МЭиМО. 1997. — № 6. — С. 41−63.
  170. А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М.: Акалис. -1996.-С.282.
  171. Н.С. Конкурентоспособность промышленного предприятия: Методология, оценка, регулирование. — Саратов: Издат. центр СГЭА, 1997. С. 6−48.1. Приложснис 1.
  172. Индексы потребительских цен1 В процентах к предыдущему месяцу)
  173. Цены в России. 2002: Стат. сб./Госкомстата России.-М., 2002.-с.19−21.
  174. САЛЬДИРОВАННЫЙ ФИННСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ (ПРИБЫЛЬ МИНУС УБЫТОК)
Заполнить форму текущей работой