Особенности формирования теории спорта
Не снижается потребность в исследовании проблем теории и методики массового спорта. Так, по мнению Л. П. Матвеева, эта проблема в нашей стране оказалась разработа? ой в значительно меньшей степени, чем теория и методика в спорте высших достижений. В современной теории и методике физической культуры получило свое конкретное отражение содержание тренировок юных спортсменов с преимущественной… Читать ещё >
Особенности формирования теории спорта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание
- Введение
- 1. О некоторых особенностях формирования теории спорта
- 2. История появления общей теории спорта
- 3. Методика спорта
- 4. Классификация методов. Общие требования к их выбору
- Заключение
- Список литературы
Термин «спорт» не имеет одного значения. Изначально он означал что-то вроде забав и развлечений, сочетаемых с отдыхом и включавших элементы состязания. Постепенно под мощным воздействием возрождения олимпийских игр и развития других упорядоченных форм состязательной деятельности понятие «спорт» приобретало строгую определенность. В современной специальной терминологии различают узкое и широкое его определение. В узком смысле спорт представляет собой собственно соревновательную деятельность.
" Это есть деятельность, исторически сложившаяся преимущественно в сфере физической культуры и выделившаяся в форме состязаний как особый тип достиженчес? пй активности, которая выявляется в условиях четко регламентирова?? ого соперничества и направлена к максимальной реализации достиженческих возможностей индивида (его сил, способностей, умений) в упорядоченной форме с объективизирова?? ой оценкой достигаемых результатов" .
Сформулирова??ое узкое понимание спорта как собственно соревновательной деятельности не исчерпывает, разумеется, всей его сути и черт как многогра?? ого социального феномена, включенного в разветвле? ную систему межличностных, т межколлективных и глобальных межчеловеческих отношений. Полнее его отображает расширенное понятие, принятое наряду с узким.
" В широком смысле понятие «спорт» охватывает соревновательную деятельность, процесс подготовки к достижениям в ней, а также специфические межчеловеческие отношения, возникающие на основе этой деятельности". Но и такое, расширенное понимание спорта, естественно, не исчерпывает всего богатства его конкретных проявлений в обществе. Его значимость и распространенность в современном мире поистине незаурядны.
Значение теории и методики спорта очень велико.
" У любого человека, занятого трудовой или спортивной деятельностью, есть три пути овладения мастерством" (Ю.Ф. Курамшин).
1. О некоторых особенностях формирования теории спорта
В 70−80-х годах прошлого столетия происходил процесс формирования теории спорта как относительно самостоятельной отрасли обобщающих научно-прикладных знаний. По мнению Л. П. Матвеева, ее соотношение с теорией физической культуры характеризуется не полным, а частичным совпадением. [5]
Одним из основоположников теории и методики спорта по праву следует считать Л. П. Матвеева — именно им впервые сделана попытка целостного описания основополагающих принципов и закономерностей спортивно-педагогичес?пго процесса. Но то, что не развивается — умирает! Некогда Л. П. Матвеев (1965) написал, «что биологический процесс нельзя против?? оставлять педагогическому — они едины как по форме, так и по содержанию. По его мнению, первый из них отображает комплекс адаптацион? ых перестроек в организме спортсмена в ответ на тренировочную нагрузку, второй — раскрывает сущность самой системы тренировки». [5]
Позднее Н. Н. Яковлев (1976) утверждал, что тренировка — процесс адаптацион? ый, а об управлении тренировочным процессом сказал: «Чтобы успешно управлять, надо знать механизмы». Но механизмы управления тренировочным процессом могут быть основаны только на знании законов адаптации человеческого организма.
Выделившись вначале из теории физического воспитания в виде курса «Основы спортивной тренировки», теория спорта официально оформилась только в последние 15−20 лет как отдельная учебно-научная дисциплина, и хотя она еще не прошла стадий своего завершенного формирования, опыт ее разработки как в нашей стране, так и за рубежом дал уже вполне определенные конструктивные результаты, позволяющие обоснованно говорить о несомненной перспективности тенденции ее развития. В то же время совершенно очевидно, что объект и проблематика общей теории физической культуры значительно шире, чем у теории спорта. В свою очередь, соревновательное начало, свойственное спорту, присуще и физической культуре. Оно способствует совершенствованию черт личности человека, процессу его социализации и повышению социальной активности.
По мнению Н. И. Пономарева, основной закон функционирования и развития физической культуры обусловлен экономическим и социально-политическим строем общества. Из этого закона исходит ряд принципов развития физической культуры: прикладная всесторонность, оздоровительная направленность, идейность, научная обоснованность, единство объективного и субъективного и др. Однако главным противоречием функционирования и развития физической культуры — о чем говорится в целом ряде научных работ — выступает противоречие между требованием общества формировать всесторонне развитое подрастающее поколение и средствами ее реализации: физическая подготовленность значительной части населения не соответствует тем требованиям, которые предъявляются к человеку в современных социально-экономических условиях жизни, хотя можно предположить, что широкое внедрение апробирова?? ых и доступных средств и методов различных видов спорта в процесс массовой физической подготовки населения позволит в значительной степени уменьшить характер этого противоречия.
На современном этапе развития теории спорта все возрастающее значение приобретает решение проблемы ее прикладное, исходящей из необходимости совершенствования системы массовой физической подготовки населения. В то же время, приступая к решению той или иной прикладной проблемы в области спорта, на наш взгляд, важно сохранить научную методологию, заложенную отечественными учеными в области теории и методики физической культуры. Методологическая специфика системного подхода, как указывают И. В. Блауберг и Э. Т. Юдин, определяется тем, что она ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.
Прикладность в теории физической культуры и спорта — это прежде всего потребность и желание постоянно искать ответ на вопрос: как и что надо делать? Только в этом случае возникают альтернативы традиционным и часто консервативным схемам физического воспитания, физической культуры и спорта. Следует постоянно иметь в виду, отмечают Т. М. Абсалямов и СМ. Вайцеховский, что подготовка спортсмена — это прежде всего педагогический процесс, и все смежные науки должны проводить свои исследования, исходя из педагогических задач, и формировать их результаты на языке, близком и понятном и педагогу, и тренеру.
В то же время, существующая прикладная направленность в теории спорта должна быть в значительной степени д?? олнена медико-биологическими исследованиями. Не менее актуальны в настоящее время вопросы повышения работоспособности и ее восстановления после выполнения больших тренировочных нагрузок.
Ю.В. Верхошанский рассматривает спортивную деятельность как сложное социально-биологичес?пе явление. Будучи социальным по своей сущности, отмечает автор, и имея конкретное педагогичес? пе содержание и воспитательную направленность, оно по своей форме существования и развития имеет биологическую основу. Именно биологический аспект в спортивной деятельности должен играть важную роль в научном поиске, направленном на решение проблемы рационального построения и программирования тренировки, но вместе с тем он должен ориентироваться и осмысливаться в аспекте педагогических задач, выражающих социальную сущность спортивной деятельности. С концепцией Ю. В. Верхошанс? пго согласуются научные труды целого ряда специалистов.
По мнению Н. Н. Визитея, спорт — это особый вид общественного производства, в котором в специфичес? пй форме воспроизводится (моделируется) специализация человеческого самоопределения. Спорт высших достижений по отношению к массовому физкультурному движению выступает в качестве эффективного средства формирования правильной ориентации личности на проявление физических способностей, а именно спорт способствует тому, чтобы человек, занимаясь физкультурной деятельностью, не подходил к развитию своих способностей абстрактно, только как к развитию своих биологических качеств. Спорт прежде всего — это соревновательная деятельность. В широком смысле слова спорт охватывает не только собственно соревновательную деятельность, специальную к ней подготовку, но также и специфические отношения, нормы и достижения, возникшие на основе этой деятельности.
В спорте объект труда — сам спортсмен. Он же — субъект труда. Для спортсменов, отмечает Ю. А. Киселев, высшее спортивное достижение не должно быть самоцелью. Нравственная ценность, которую имеют эти достижения, является не только средством самоопределения личности спортсмена, но и важным стимулом для роста спортивных достижений других членов общества.
В теории спорта все большее значение приобретают исследования, относящиеся к двум основным разделам спортивного движения — базовому массовому спорту и спорту высших достижений. Как отмечал Л. П. Матвеев, подавляющая масса исследовательских работ по спорту посвящается спорту высших достижений. Однако ни личность, ни общество, отмечает автор, не окажутся в выигрыше, если основная часть времени миллионов людей, вовлекаемых в спортивное движение, будет тратиться не на производительный труд, а на достижение спортивных результатов. Время и силы, уделяемые спортивным занятиям, должны быть сбалансированы с другими затратами времени с целью всестороннего физического развития и эффективного выполнения полезной трудовой деятельности. [9]
Спортивное мастерство — это, прежде всего, искусство движения. Воспитание спортсмена осуществляется на основе специализирова?? ой деятельности. Поэтому рост мастерства обеспечивается и вместе с тем лимитируется физическими возможностями организма, т. е. способностью проявлять требуемый уровень усилия и выдерживать необходимую тренировочную нагрузку. Отсюда выходит, согласно Ю. В. Верхошанс? пму, что педагогические принципы организации тренировочного процесса наряду с воспитательной направленностью должны учитывать биологическую сущность процесса и при становлении спортивного мастерства. Это отнюдь не означает, отмечает далее автор, «биологизацию» теории и методики спортивной тренировки, но тем не менее подчеркивает специфику педагогики спорта.
Процесс воспитания спортсменов высокого класса ведется на уровне предельных физических и психических напряжений. И в этом процессе нельзя допускать ошибок, ибо цена им — здоровье человека. Особенно актуален этот вопрос при подготовке юных спортсменов, так как во многих видах спорта атлеты высокой квалификации готовятся в детс? пм и подростковом возрасте. Как показал сравнительный анализ многочисленных исследований, направленных на решение проблемы многолетней подготовки молодых спортсменов в различных видах спорта, теоретико-методологический аспект их подчинен общим закономерностям обучения и воспитания, методики тренировки и т. д. Особенно выраженно это показано в монографии группы авторов под общей редакцией М. Я. Набатниковой «Основы управления подготовки юных спортсменов», а также в целом ряде других научных трудов. Коллективом авторов сформулированы принципиальные установки управления подготовкой юных спортсменов:
1) целевая направленность по отношению к высшему спортивному мастерству;
2) эффект утилизации качеств с учетом возрастных особенностей;
3) соразмерность развития основных физических качеств;
4) ведущие факторы на различных этапах многолетней подготовки;
5) перспективное опережение в формировании техничес? пго мастерства.
В наше время основное внимание специалистов направлено, прежде всего, на вскрытие тех закономерностей, которые присущи спортивной тренировке детей и подростков в связи с их возрастными особенностями и этапами подготовки. В этом направлении достигнуты определе? ные позитивные результаты: во многих видах спорта разработаны основные этапы многолетней тренировки и модельные характеристики различных сторон подготовки высококвалифицирова?? ых спортсменов в качестве практичес? пго ориентира для юных спортсменов в реализации их перспективности; выполнены исследования по проблемам отбора юных спортсменов.
Не снижается потребность в исследовании проблем теории и методики массового спорта. Так, по мнению Л. П. Матвеева, эта проблема в нашей стране оказалась разработа?? ой в значительно меньшей степени, чем теория и методика в спорте высших достижений. В современной теории и методике физической культуры получило свое конкретное отражение содержание тренировок юных спортсменов с преимущественной направленностью на эффективность базовой подготовки. Определился характер закономерностей тренировки, одним из существенных моментов которых является связь между факторами, воздействующими на спортсмена в тренировочном процессе; эффектами, возникающими в результате их воздействия, и условиями их осуществления. В целом ряде научных исследований выявлены существенные связи между характером упражнения и направленностью функциональных и морфологических изменений, вызываемых систематическим их выполнением, или между величиной тренировочной нагрузки и степенью адаптации организма. Одной из существе? ных закономерностей является взаимосвязь общей и специальной подготовки спортсмена, обусловленной, по мнению Л. Матвеева, Ф. Меерсона, эволюцион? о сложившейся биологичес? пй целостностью организма.
2. История появления общей теории спорта
Попытки очертить проблематику и предметное содержание новой научно образовательной дисциплины такого рода начались почти одновременно в различных странах, где нашлись специалисты, рискнувшие заняться необходимой для этого чрезвычайно сложной работой.
Результаты первых попыток, естественно, не очень отличались от имевшихся разработок по теории и методики спортивной тренировки, затем появились публикации, все более емко охватывающие различные стороны объектной сферы спорта.
Их широко обобщающая ориентация в этой сфере подчеркивалась такими названиями, как: «теория спорта» или «общая теория спорта», «теория и методика спорта» [5], «спортивная наука» или «наука о спорте»; в общем, здесь приемлемо и такое обозначение, как «спортоведение» или «спортология» .
У нас в стране проект разработки рассматриваемой новой дисциплины и развернутая программа, очерчивающая структуру и принципиальные положения ее предметного содержания в качестве одной из профилирующих дисциплин высшего специального образования, впервые созданы в ГЦОЛИФК — РГАФК.
При этом то, что сложилось ранее как проверенное и широко принятое содержание общей теории спортивной тренировки, разумеется, не упразднялось, а включалось в состав более емкой дисциплины, самыми крупными слагаемыми которые намечены:
I. общая концептуальная характеристика феномена спорта с отображением структурно-функциональных свойств, объективно присущих ему, его истоков, общих закономерностей функционирования и тенденций развития в обществе;
II. теория собственно соревновательной деятельности спортсмена и системы спортивных соревнований;
III. теория подготовки спортсмена как многостороннего долговременного процесса, который развертывается в виде спортивной тренировки и системного использования других факторов увеличения и оптимизации достиженческих возможностей спортсмена.
Эта наметка структуры и содержания общей теории спорта «далее — ОТС» в принципиальных чертах получила поддержку специалистов. Реализация намеченного довольно быстро стало делом, увлекающим все большее число участников и дающим конкретные результаты, в том числе прикладно-образовательное. Целостным выражением этого явилось официально признанное становление новой научно-образовательной дисциплины и ее оснащение познавательными материалами для всех уровней высшего специального образования.
Ясно, что за сравнительно небольшое время, минувшее сначала становления ОТС, она сформировалась далеко не в полной мере. В ней пока немало намеченного лишь в первом приближении и незавершенного. Ясно и то, что ее созревание во многом зависит от использования междисциплинарных связей, соединяющих ОТС со смежными и более широкими отраслями научного знания. В ее опорных пунктах важны кроме всего прочего, базовые положения теорий антропогенеза и направленного воздействия на процессы, развертывающиеся на различных этапах развития индивида, культурологических, социологических, антропофизиологических, психолого-педагогических и других теорий, отображающих со своей стороны закономерности объективного и субъективного мира, какие действуют в частности, и в сфере спорта. Отсюда, отнюдь, не следует, будто ОТС — конгломерат или придаток знаний, заимствуемых из иных отраслей научного познания. В качестве относительно самостоятельной дисциплины она имеет своим основным фактологическим источником интегративное познание самого спорта с отображением того, что целостно характеризует его коренные свойства и действующие в его сфере закономерности. Объект и предмет ОТС находятся в своего рода полномасштабном соотношении и это отличает ее от других дисциплин, рассматривающих спорт в иных, избирательных аспектах.
Сейчас есть уже основания считать, что перерастание теории спортивной тренировки в более емкую научно-теоретическую дисциплину целостно интегративного характера способствует общему осмыслению сути удивительного феномена спорта, ведет к соразмерному охвату познанием всей сферы проявления закономерностей его функционирования и развития, а в прикладном отношении помогает создать новые познавательные предпосылки совершенствования спортивной практики.
3. Методика спорта
тренировка нагрузка адаптация организм
Важнейшее значение для специалистов имеет методика спорта. Известны случаи, когда великие спортсмены, перейдя на тренерскую работу, не смогли добиться заметных результатов. Это, прежде всего, объясняется тем, что они не владели теорией и методикой спорта, спортивной тренировки. Как говорится, они строили учебно-тренировочный процесс «под себя», не учитывая того, что каждый их ученик уникален, индивидуален и неповторим по своим физическим, психическим, интеллектуальным способностям.
С другой стороны, выдающимися тренерами современности становились люди, не имеющие громких спортивных титулов (А. Гомельский, В. Растоцкий и др.). Это объясняется тем, что они постоянно изучали теорию и методику физической культуры, владели знаниями педагогики, психологии, биомеханики и других смежных наук, искали и находили пути их углубления и совершенствования и внедрения в практическую деятельность.
Термин «методика» означает совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы. В методике, по возможности, должно содержаться точное предписание о выполнении в определенной последовательности действий (операций), приводящих к решению поставленной педагогической задачи.
4. Классификация методов. Общие требования к их выбору
В настоящее время в теории физической культуры имеется несколько классификаций методов, предложенных Л. П. Матвеевым, Б. А. Ашмариным, В. П. Лукьяненко, Ю. Ф. Курмашевым, Ю. И. Евсеевым и др. [1]
В предлагаемой Ю. Ф. Курамшиным классификации методы подразделяются на три группы.
В каждой группе методов можно выделить соответствующие подгруппы, виды и разновидности методов.
Выбор конкретного метода в практике зависит от ряда факторов и условий. В частности их выбор определяется:
1. Поставленными задачам обучения и воспитания.
2. Характером содержания учебного материала, применяемых средств.
3. Возможностями занимающихся — их возрастом, полом, состоянием здоровья, уровнем подготовленности и др.
4. Возможностями самих преподавателей — их предшествующим опытом, уровнем теоретической и практической подготовленности, стилем работы и личностными качествами и др.
5. Временем, которым располагает преподаватель.
6. Структурой отдельных занятий и их частей.
7. Этапами обучения двигательным действиям, фазами развития физической работоспособности (повышения уровня развития качеств, их стабилизация или восстановление).
8. Особенностями внешних условий, в которых проводится занятие (температура воздуха, сила ветра, состояние оборудования, количеством инвентаря).
Различными авторами предлагаются разные способы построения тренировочного процесса. А. П. Бондарчуком (2000, 2005) предложена классификация способов построения спортивной тренировки: этапно-комплексный способ; этапный комплексно-вариативный способ; этапно-вариативный способ; этапный вариативно-комплексный способ; этапный комплексно-комбинированный способ; этапный вариативно-комбинированный способ; блочно-комплексный способ; блочно-вариативный способ; блочный комплексно-вариативный способ; блочный вариативно-комплексный способ; блочный комплексно-комбинированный способ; блочный вариативно-комбинированный способ; вариативный способ; комплексный способ; комбинированный способ; комплексно-вариативный способ. Выбор способа построения тренировочного процесса должен осуществляться по основному критерию — по степени его эффективности для каждого конкретного вида спорта.
Ни один из многочисленных методов не может быть признан единственным и основным. Каждый метод, хотя и обладает своими ярко выраженными особенностями, которые не позволяют заменить его другими методами, в то же время оправдывают себя только в тесной взаимосвязи с ними.
Заключение
Теория и методика раскрывает как общие, так и конкретные цели, задачи, принципы, методы обучения движениям и физической тренировки, раскрывает взаимосвязи нагрузки и отдыха, учит методам планирования и контроля за педагогическим процессом. Она раскрывает практически все стороны и способы совершенствования человека. Она создает все необходимые предпосылки для профессионального роста и совершенствования специалиста, формирования и утверждения его престижа, успехов и материального благополучия.
Таким образом, заявлено о необходимости дальнейшего развития теории и методики спорта — на основании глубокого анализа предшествующего опыта и использования современных научных знаний о законах функционирования человеческого организма. Именно развитие теории и методики спорта — тот путь, который обеспечит создание современных технологий подготовки высококвалифицированных спортсменов.
1. Ашмарин Б. А., Завьялов Л. К., Курамшин Ю. Ф. Педагогика физической культуры: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — СПб.; ЛГОУ, 1999.
2. Бондарчук, А. П. Периодизация спортивной тренировки / А. П. Бондарчук — Киев: «Олимпийская литература», 2005. — 303 с.
3. Вовк, С. И. Непрерывность спортивной тренировки и парадокс длительных перерывов / С. И. Вовк // Теория и практика физ. культуры. — 1996. — № 2. — С. 18−24.
4. Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры М.: Советский спорт, 2010. — 320 с.
5. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта. Учебная книга для завершающих уровней высшего физкультурного образования / Л. П. Матвеев — М.: 4-й филиал Воениздата. 1997 г. — 304 с.
6. Матеев Л. П. Проблематика и пути формирования теории спорта; общая теория спорта как наука и учебный предмет, — в публикациях: Сборник научных материалов ГЦОЛИФК, вып.1. — М.: РИО ГЦОЛИФК, 1970, с.56−82; Теория и практика физической культуры, 1972, № 3, с.62−67; 1975, № 11, с.65−71; «Спорт в современном обществе» / материалы Всемирного научного конгресса /. — М.: ФиС, 1978, с.172; Общественные науки. — АН СССР, 1980, № 3, с, 31−41.
7. Павлов, С. Е. Технология подготовки спортсменов / С. Е. Павлов, Т. Н. Павлова — МО, Щелково: Издатель Мархотин П. Ю., 2011. — 344 с.
8. Холодов Ж. К., Суслов Ф. П., Теория и методика спорта / общ. ред. учебн. пособ. для УОР /. — М.: тип. Военизд. 1997.
9. ГЦОЛИФК РИО Теория и методика спорта / авторский коллектив, учебн. материалы / - М., 1992, в 3 частях.