Обоснование технологии строительства оснований дорожных одежд из минеральных материалов, обработанных цементом с добавкой нефтешлама
Экспериментально исследованы строительно-технические свойства минеральных материалов, обработанных цементом с добавкой нефтешлама, включая плотность, прочность на сжатие сухих и водонасыщенных образцов при I 20 °C, 50 °C, коэффициент водостойкости, водонасыщение, набухание, морозостойкость, кинетика твердения материала, суммарная удельная активность радионуклидов, модуль упругости и др. Наилучшие… Читать ещё >
Содержание
- 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 1. 1. Опыт укрепления минеральных материалов и грунтов цементом с 8 добавками других веществ
- 1. 2. Нефтешламы и методы их утилизации
- 1. 3. Цель и задачи исследования
- 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Анализ моделей систем грунт — вяжущее
- 2. 2. Особенности структурообразования в системе минеральный материал-нефтешлам-вяжущее
- Выводы по 2 главе
- 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 3. 1. Характеристика исходных материалов
- 3. 2. Общая методика исследований
- 3. 2. 1. Математическое планирование эксперимента и обработка результатов испытаний
- 3. 3. Проектирование составов смесей
- 3. 4. Определение суммарной удельной эффективной активности стественных радионуклеидов в обработанных материалах
- 3. 5. Определение кинетики твердения материала
- 3. 6. Исследование влияния продолжительности технологических процессов на физико-механические свойства материала
- 3. 7. Испытания обработанных материалов на морозостойкость
- 3. 8. Определение модуля упругости
- Выводы по 3 главе
4. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ СТРОИТЕЛЬСТВА ОСНОВАНИЙ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД ИЗ МИНЕРАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ОБРАБОТАННЫХ ЦЕМЕНТОМ С ДОБАВКОЙ НЕФТЕШЛАМА И ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ
4.1. Рекомендуемые способы применения минеральных материалов, обработанных цементом с добавкой нефтешлама.
4.2. Варианты конструктивных решений по дорожным основаниям из минеральных материалов, обработанных цементом с добавкой нефтешлама.
4.3. Опытно-производственное внедрение результатов исследования
4.3.1. Подготовка нефтяного шлама для утилизации.
4.3.2. Технология приготовления смеси.
4.3.3. Технология строительства основания из минеральных материалов, обработанных цементом с добавкой нефтешлама.
4.4. Оценка экономической эффективности использования результатов исследований.
4.4.1. Оценка предотвращенного экологического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды шламовыми прудами.
Выводы по 4 главе.
5. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МИНЕРАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ОБРАБОТАННЫХ ЦЕМЕНТОМ С ДОБАВКОЙ НЕФТЕШЛАМА, ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
5.1. Общие положения.
5.2. Конструктивные решения и расчетные характеристики обработанных материалов.
5.3 .Требования к материалам.
5.4. Подготовительные работы.
5.4.1. Определение состава и свойств нефтешламов.
5.4.2. Проектирование состава смесей.
5.5. Технология производства работ при устройстве оснований из минеральных материалов, обработанных цементом с добавкой нефтешлама.
5.5.1. Приготовление и транспортирование смеси.
5.5.2. Устройство основания из минеральных материалов, обработанных цементом с добавкой нефтешламов.
5.5.3. Укладка смеси асфальтоукладчиком.
5.5.4. Укладка смеси профилировщиком.
5.5.5. Укладка смеси распределителем бетона.
5.5.6. Укладка смеси автогрейдером.
5.6. Уплотнение слоя катками.
5.7. Уход за свежеуложенным слоем.
Обоснование технологии строительства оснований дорожных одежд из минеральных материалов, обработанных цементом с добавкой нефтешлама (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Успешное решение экономических и социальных проблем тесно связано с необходимостью значительного увеличения объемов строительства автомобильных дорог, создания опорной сети магистральных дорог и резкого расширения строительства дорог в сельской местности и в районах нефтедобычи. При этом предусмотрено широкое использование прогрессивных технологий сооружения дорог, эффективных нетрадиционных дорожных конструкций, местных материалов и побочных продуктов производства.
В ряде регионов России, включая республику Татарстан, имеются значительные запасы низкопрочных каменных материалов, которые после укрепления вяжущими целесообразно использовать при строительстве оснований дорожных одежд на автомобильных дорогах 1П-1У технической категории.
Технико-экономические расчеты показывают, что применение в конструктивных слоях дорожных одежд таких материалов по сравнению с привозными каменными материалами снижают стоимость строительства на 20−60%.
9].
В России построено и эксплуатируется свыше 35 тыс. км автомобильных дорог, где применены местные низкопрочные каменные материалы, грунты и побочные продукты производства, укрепленные вяжущими, для устройства оснований дорожных одежд и аэродромов. Объемы работ с использованием укрепленных материалов в конструктивных слоях дорожных одежд возрастают. Практика эксплуатации дорог с использованием в дорожной одежде укрепленных материалов подтвердила преимущество таких дорожных одежд по сравнению с традиционными из зернистых материалов.
Основным минеральным вяжущим для обработки низкопрочных каменных материалов на данный момент является дефицитный и относительно дорогой цемент.
Например, потребность республики Татарстан в цементе составляет свыше 1 млн. тонн ежегодно. В 2002 году ввезено около 1,1 млн. тонн цемента на сумму более 745 млн. рублей (почти 25 млн. долларов США).
В 2003 году средняя цена цемента возросла до 1200 руб. за тонну и теперь на закупку цемента из республиканского денежного оборота каждый год изымаеться по 1,2 млрд. рублей (40 млн. долларов США) — без учета транспортных расходов на доставку цемента в республику. Указанные средства составляют 50% дефицита республиканского бюджета на 2004 год [59 ].
Для экономии цемента при устройстве слоев оснований дорожных одежд все чаще используют композиции с применением отходов нефтедобывающей, металлургической, энергетической и других видов промышленности. Побочные продукты и отходы разных отраслей народного хозяйства вводят в качестве добавок и реагентов, повышающих строительно-технические свойства обработанных материалов. Данные технологии строительства автомобильных дорог в значительной степени решает проблему утилизации отходов.
Отходом нефтедобывающей промышленности является нефтяной шлам (НШ).
Масштабы образования НШ достаточно велики: ежегодно в стране накапливается 600 тыс. т этого отхода. По отраслевым данным скопилось 4, 5 млн. т. НШ. В настоящее время утилизируется только 0,5% образующегося НШ [14].
На нефтяных промыслах Татарстана запасы нефтешлама продолжают увеличиваться. В частности на 2004 г. объемы всех видов нефтесодержащих отходов составляют 200 тыс. т., ежегодный прирост — 25 тыс.т.
Основная масса отхода сбрасывается в пруды-накопители, занимающие большие территории, что исключает их из рационального землепользования и является источником значительного загрязнения окружающей среды.
Нефтешламовые пруды создают угрозу прорыва нефти и вод, загрязненных нефтепродуктами, в водоносные горизонтыиспарения и изливы атмосферных осадков из прудов загрязняют атмосферу и почву, поэтому ликвидация нефтешламовых прудов имеет большое значение в оздоровлении окружающей среды.
Величина предотвращенного экологического ущерба при ликвидации нефтешламовых прудов на 100 гектар площади составляет 50 млн руб. в год.
В этих условиях важное значение имеет разработка эффективных способов утилизации НШ. Анализ специальной литературы и опыт применения НШ в дорожном строительстве показали, что возможное использование НШ при приготовлении дорожно-строительных материалов и в других строительных целях может быть эффективным с технической, экологической и экономической точки зрения.
Работа выполнена в соответствии с Программой развития и совершенствования дорожной сети в Республике Татарстан до 2005 года.
Научная новизна работы состоит в теоретическом обосновании и экспериментальном подтверждении целесообразности использования добавки нефтешлама при обработке минеральных материалов цементом:
— исследовано влияние добавок НШ на свойства обработанных материалов (ОМ). Экспериментально установлено улучшение физико-механических показателей ОМ при оптимальных дозировках НШ в результате гидрофобизации и уплотнения поровой структуры ОМ;
— получены математические модели, позволяющие прогнозировать свойства ОМ в зависимости от различных факторов.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.
1. Изучены составы и свойства нефтешламов, установлена возможность их использования в качестве добавок для укрепления минеральных материалов. Определены технологические приемы предварительной подготовки нефтешлама.
2. Экспериментально исследованы строительно-технические свойства минеральных материалов, обработанных цементом с добавкой нефтешлама, включая плотность, прочность на сжатие сухих и водонасыщенных образцов при I 20 °C, 50 °C, коэффициент водостойкости, водонасыщение, набухание, морозостойкость, кинетика твердения материала, суммарная удельная активность радионуклидов, модуль упругости и др. Наилучшие показатели свойств получены при расходе цемента 4−8% и добавок нефтешлама для щебня М200 — 15%, для щебня М400 — 10%. Установлено, что введение добавок нефтешлама позволяет существенно снизить водонасыщение до 0,13−0,39% и набухание материала до 0,05−0,22%, увеличить прочность в 1,5−2,0 раза с одновременным снижением расхода цемента до 30%.
3. Установлено, что наиболее эффективным видом химической добавки для обеспечения требуемой марки по морозостойкости обработанного материала является сульфат железа в количестве 1−2% от массы цемента.
4. Определена область наиболее рационального применения минеральных материалов, обработанных цементом с добавкой нефтешлама, в конструкциях дорожных одежд. В зависимости от расхода цемента и добавок нефтешлама обработанные материалы могут быть рекомендованы к использованию в верхних слоях (щебень М400), в нижних слоях (щебень М200) оснований дорожных одежд автомобильных дорог III — V технических категорий.
5. Предложена и опытно опробирована технология приготовления смеси и технология строительства оснований дорожных одежд из минеральных материалов, обработанных цементом с добавкой нефтешлама, с использованием серийно выпускаемых дорожной техники и оборудования. Разработанные технологии позволяют эффективно утилизировать нефтяной шлам.
6. Разработаны практические рекомендации по технологии приготовления минеральных материалов, обработанных цементом с добавкой нефтешлама и их применению для строительства оснований дорожных одежд.
7. Определены экологический и экономический эффекты применения результатов исследований. Величина экономии от предотвращенного экологического ущерба при ликвидации нефтешламовых прудов на 100 гектар площади составляет 50 млн руб. в год. Ожидаемая экономия строительной стоимости за счет снижения расхода цемента на 30−50% составит на 1 км 41,2 т или 18 296,51 руб. В целом по республике Татарстан это даст экономию более 4,7 млн руб.
Список литературы
- Автомобильные дороги: одежды из местных материалов: Учебное пособие для вузов / А. К. Славуцкий, В. К. Некрасов, Г. А. Рамаданов и др.- Под ред. А.К. Славуцкого- 3 изд., перераб. и доп. — М.: Транспорт, 1987. — 255 с.
- Безрук В.М. Укрепление грунтов в дорожном и аэродромном строительстве. М.: Транспорт, 1971. — 247 с.
- Безрук В.М. Укрепление грунтов. М.: Транспорт, 1965. — 340 с.
- Антонов Ю.А., Кнатько В. М., Селюков Л. У. Сопротивление сдвигу дисперсных грунтов, укрепленных вяжущими материалами.// Материалы к У11 Всесоюзному совещанию по закреплению и уплотнению грунтов, Л.: Энергия, 1971. — С. 243−245.
- Бабков В.Ф., Безрук В. М. Основы грунтоведения и механики грунтов: Учебник для студентов автомобильно-дорожных вузов. М.: Высшая школа, 1976. — 328 с.
- Баженов Ю.М. Бетон при динамическом нагружении. М.: Стройиздат, 1989.-272 с.
- Безрук В.М. Основные принципы нагружения грунтов. М.: Транспорт, 1987.-32 с.
- Васильев Ю.М. Структурные связи в цементогрунтах.// Материалы к У11 Всесоюзному совещанию по закреплению и уплотнению грунтов. М.: Из-во МГУ, 1968.- С.63−67.
- Строительство дорожных одежд низкой стоимости с основаниями из укрепленных грунтов и тонкослойными покрытиями.// Обзорная информация. Под ред. к.т.н. В. М. Ольховикова. М.: «Информавтодор», 2003.-84с.
- Добавки в бетон: Справочное пособие./ В. Рамачандран, Р. Фельдман, М. Коллепарди и др. Под ред. В. Рамачандрана /Пер. с англ. Т. И. Розенберг и С. А. Болдырева. Под ред. С. А. Болдырева и В. Б. Ратинова. М.: Стройиздат, 1988. — 575 с.
- Дорожные одежды с использованием шлаков./ А .Я. Тулаев, М. В Королев, B.C. Исаев, В. М. Юмашев./ Под ред. А. Я. Тулаева. -М.: Транспорт, 1986. -221 с.
- Дорожные одежды с основаниями из укрепленных материалов.ЯО.М. Васильев, В. П. Агафонцева, B.C. Исаев и др. М.: Транспорт, 1989. — 191 с.
- И.Елькин Б. П., Разработка способов повышения однородности прочности укрепленных грунтов: Дис. канд. техн. наук. Тюмень, 1985. — 194 с.
- Грамматиков И.В. Утилизация нефтяного шлама и анилиновой смолы в дорожном строительстве метод защиты окружающей среды: Автореф. дис.. канд. техн. наук. — Волгорад, 1999. — 24 с.
- Давиденко О.В. Стабилизация структуры модифицированных битумных вяжущих дорожного назначения: Автореф. дисс. канд. техн. наук. Самара, 1999.-23 с.
- Митрофанов Н.Г. Строительство автомобильных дорог с применением композиционных материалов на основе грунтов и отходов бурения (на примере нефтедобывающих районов Западной Сибири): Дис. канд. техн. наук. С.-П., 2000. — 217 с.
- Инструкция по проектированию дорожных одежд нежесткого типа. ВСН 46−83. Утв. Мин. транспорт, стр-ва СССР. М.: Транспорт, 1985. — 157 с.
- Расширение сферы использования отходов, образующихся при разработке нефтяных месторождений АО «Татнефть», обоснование и выдача рекомендаций.// Отчет о научно-иссл. работе./ ТатНИПИнефть, Бугульма, 1999.-72 с.
- Кнатько В.М. Укрепление дисперсных грунтов путем синтеза неорганических вяжущих. JL: Из-во Ленингр. Ун-та, 1989. -272 с.
- Кнатько В. М. Беглецов В.В. Укрепление глинистых грунтов на основе синтеза алюмофторсиликатных вяжущих.// Материалы к YII Всесоюзному совещанию по закреплению и уплотнению грунтов. М.: Из-во МГУ, 1968. — С.191−194.
- Кнатько В.М., Платонов А. П., Эйзлер П. П. Исследования возможности применения проб грунтов и отходов бурения в дорожном строительстве. — С-Пб.: Из-во С-Пб ГУ, 1997.
- Крекшин В.Е. Морозостойкие мелкозернистые бетоны на песке с различным содержанием тонкодисперсных фракций: Автореф. дис.. канд. техн. наук. М., 1985.-22с.
- Кручинина Е.Ю. Эколого-гигиеническая оценка материалов для дорожного строительства с использованием промышленных отходов: Автореф. дис.. канд. биол. наук. -М, 1998 22 с.
- Ланге Ю.Г. Применение очень мелких и мелких песков в дорожном бетоне: Автореф. дис.. канд. техн. наук. М., 1986. — 17 с.
- Могилевич В.М., Щербакова Р. П., Тюменцева О. В. Дорожные одежды из цементогрунта. М.: Транспорт, 1973. — 216 с.
- Мчедлов Петросян О. П. Химия неорганических строительных материалов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Стройиздат, 1988. — 304 с.
- Неорганические ионообменники./Е.А. Матерова, Ф. А. Белинская, Э. А. Милицина, П.А. Скабичевская// Ионный обмен. М.: Химия, 1965. —1. С.3−42.
- Оптимальное использование строительных материалов в дорожных конст-рукциях./Иванов H.H. и др.- Свердл., Ср.-Урал. из-во, 1977−168с.
- Пермяков В.Б. Исследование структурообразования цементогрунтов в технологическом процессе (по материалам исследований в Западной Сибири): Автореф. дис.. канд. техн. наук. Омск, 1969. — 29 с.
- Першин М.Н. Применение укрепленных грунтов в дорожном строительстве на северо-западе РСФСР: Учебн. пособие Л.: ЛИСИ, 1982. — 72 с.
- Платонов А.П., Першин М. Н. Композиционные материалы на основе грунтов. М.: Химия, 1987. — 144 с.
- Прокопец B.C. Комплексное исследование воздействия технологических факторов и многократного нагружения на прочность цементогрунтовых оснований: Автореф. дис.. канд. техн. наук. Омск, 1980. — 16 с.
- Рамачандран В., Фельдман Р., Бодуэн Д. Наука о бетоне: физико-химическое бетоноведение./ Пер. с англ. Т. И. Розенберг, Ю. Б. Ратиновой. /Под ред. В. Б. Ратинова. М.: Стройиздат, 1986. — 278 с.
- Ребиндер П.А. Физико-химическая механика дисперсных структур. М.: Наука, 1966.-400 с.
- Русаков Н.В., Кручинина Е. Ю. Методика эколого-гигиенической оценки безопасности использования промышленных отходов в дорожном строительстве.// Гигиена и санитария, 1998.-№ 44.-С.72−76.
- Тюменцева О.В. Исследование влияния минералогического состава и генезиса грунтов при комплексном их укреплении цементом и другими веществами в условиях Западной Сибири: Автореф. дис.. канд. техн. наук. — Саратов, 1969. 24 с.
- Тюменцева О.В., Мокина В. И. Опыт укрепления одномерных песков вод-ноледникового происхождения цементом и нефтью.// Материалы к YII Всесоюз. совещания по закреплению и уплотнению грунтов. М.: Из-во Моск. Ун-та, 1968. — С.377−379.
- У крепленные грунты. (Свойства и применение в дорожном и аэродромном строительстве)./ В. М. Безрук, И. Л. Гурячков, Т. М. Луканина, P.A. Агапова.- М.: Транспорт, 1982. 231 с.
- Фассахов Р.Х. Проблемы утилизации нефтешламов на промыслах: Дис.. канд. техн. наук. Казань, 1997. — 117 с.
- Сборник законодательных, нормативных и методических документов для экспертизы воздухоохранных мероприятий. Кузнецов Р. Н., Филимонова Н. С. Л., Гидротеиздат, 1986. — 320 с.
- Химическое укрепление грунтов в аэродромном и дорожном строительстве./ Н. Ф. Мищенко, В. М. Кнатько, Н. М. Серов, Л. А. Марков и др. М.: Транспорт, 1967. — 260 с.
- Шейкин А.Е. Структура, прочность и трещиностойкость цементного камня. -М.: Стройиздат, 1974. 192 с.
- Шейнин A.M., Крекшин В. Е., Ланге Ю. Г. Применение мелких и очень мелких песков в цементобетоне.// Автомобильные дороги. 1985.-№ 5. -С.4−6.
- Юрченко В.А. Укрепление грунтов сырой маловязкой нефтью при строительстве лесовозных автомобильных дорог в Тюменской области: Дис.. канд. техн. наук. Тюмень, 1971. — 140 с.
- Таракевич Б.П. Некоторые перспективные строительные материалы нового поколения./ Энергосбережение в Республике Татарстан, № 1−2, 2004. -с. 63−68.
- Фридман A.A. Исследование морозостойкости грунтов, укрепленных цементом и битумной эмульсией. Материалы VII Всесоюзного совещания по укреплению и уплотнению грунтов. JL: Энергия, 1971. — с. 531−535.
- Минерально-производственный комплекс строительных материалов Республики Татарстан / под ред. Р. К. Садыкова Казань: изд. Каз. Гос. Ун-та, 1992.-170 с.
- Саутин С.Н. Планирование эксперимента в химии и химической технологии. JL: Химия, 1975. — 79 с.
- Каменецкий Б.И., Кошкин И. Г. Организация строительства автомобильных дорог. М.: Транспорт, 1983. — 152 с.
- СНиП 2.05.02−85 Автомобильные дороги. Госстрой СССР. М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1986. — 56 с.
- СНиП 3.06.03−85 Автомобильные дороги. Госстрой СССР. М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1986. — 112 с.
- ГОСТ 23 558–94. Смеси щебеночно-гравийно-песчаные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими, для дорожного и аэродромного строительства. М.: Из-во стандартов, 1995. — 13 с.
- ГОСТ 30 491–97. Смеси органоминеральные и грунты, укрепленные органическими вяжущими, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия М.: МНТКС, 1997. — 21 с.
- ГОСТ 12 801–98. Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытания. М.: МНТКС, 1999.-30 с.
- ГОСТ 10 060.0−95. Бетоны. Методы определения морозостойкости. Общие требования. М.: ГУП ЦПП, 1997. — 10 с.
- ГОСТ 10 060.1−95. Бетоны. Базовый метод определения морозостойкости. -М.: ГУП ЦПП, 1997.-6 с.
- ГОСТ 23 732 79 (93). Вода для бетонов и растворов. Технические условия — М.: Из-во стандартов, 1993. — 5 с.
- ГОСТ 11 955–82. Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические условия. М.: Госстандарт СССР, 1984. — 5 с.
- ГОСТ 10 178–85. Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия. М.: Госстандарт СССР, 1987. — 6 с.
- ТУ 0258−085−147 585−2003. Нефтешламы. Альметьевск, Татнефть, 2004. — 22 с.
- ГОСТ 28 570–90. Бетоны. Методы определения прочности по образцам, отработанным из конструкций. М.: госстандарт СССР, 1991. — 10 с. 76.А.С. 2 097 526. Россия.77.А.С. 2 064 962. Россия.78.A.C. 2 041 861. Россия.
- Патент 2 010 948 РФ. МКИ Е 21 B33/138. Способ изоляции зон поглощения и притока пластовых вод в скважину. Сердюк В. И., Сапех И. Ш., и др.
- Патент 20 110 496. Способ приготовления асфальта бетонной смеси. Шнер-бар P.E., Сухоруков А.Т.
- Патент 2 107 703. Нефтегрунтовая смесь. Шипигузов Л. М., Кобянов Н. И. и др.
- Патент 2 156 750. Способ переработки нефтесодержащих отходов (шламов). Поздышев Н.
- Патент США № 5 087 375, МКИ 5 В 01 Д. 84.0ДН-218.5.016−2002. Показатели и нормы экологической безопасности автомобильной дороги. М.: ГП «Информавтодор», 2003. — 21 с.
- Методические рекомендации по устройству оснований дорожных одежд из «тощего бетона». М.: Росавтодор, 2003. — 35 с.
- Методические рекомендации по устройству покрытий и оснований из щебеночных гравийных и песчаных материалов, обработанных неорганическими вяжущими. М.: Росавтодор, 2003. — 36 с.
- ГОСТ 10 180–90 Бетоны. Методы определения прочности на контрольных образцах.
- Строительство автомобильных дорог. Т 1: Учебник для вузов. / Иванов H.H., Некрасов В. К., Полосин-Никитин С.М., Андрулионис Е. П., Коновалов C.B., Коганзон М. С., Богатырева Е.И.- Под ред. Некрасова B.K. М.: Транспорт, 1980. — 416 с.
- Строительство автомобильных дорог. Т 2: Учебник для автомоб-дор. институтов /Иванов М.М., Некрасов В. К., Полосин-Никитин С.М., Коновалов C.B., Носов В. П., Коганзон М. С., Яковлев Ю. М. Под ред. Некрасова В. К. -М.: Транспорт, 1980. 421 с.
- Инструкция по применению грунтов, укрепленных вяжущими материалами, для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов. СН 25−74. -М.: Стройиздат, 1975.- 128 с.
- Технология и механизация укрепления грунтов в дорожном строительстве. Безрук В. М., Левицкий Е. Ф., Ястребова JI.H., Либерман М. А., Исаев B.C., Глухман Л. И. М.: Транспорт, 1976. — 232 с.
- Пособие дорожного мастера по охране окружающей среды. М.: Росавто-дор, 2003.- 127 с.
- Дагаев Б.И. Основания дорожных одежд из малопрочных известняков. — М.: Транпорт, 1988. 69с.
- Дагаев Б.И. Цементобетон на основе слабопрочных карбонатных пород. // Автомобильные дороги № 6, 1993.
- Дагаев Б.И. Применение малопрочных известняков в дорожных одеждах. // Трансп. стр-во. 1996. № 1,2. — с.39.
- К вопросу об использовании щебня карбонатных пород пониженной прочности для бетонных покрытий /Коршунов В.И., Ланге Ю. Г., Басурманова И. В. //Совершенствование свойств и технологии их применения в дорожном строительстве. М., 1994 — с.31−38.
- Повышение морозостойкости бетонов на местных каменных материалах /Кожушко В.П., Редкозуб A.A., Ольчинский А. Г., Кожушко В.В.//Автошляховик YKpaiHH. 1994 — № 3 — с.28−29.
- Фурсов С.Г. Основания дорожных одежд из грунтов, укрепленных комплексным вяжущим.// Автомобильные дороги. 1994, № 6.
- Ильина О.Н., Хабибуллина Э. Н. К проблеме экологической безопасности строительства автомобильных дорог. // Труды 2-ой Международной научно-практической конференции «Автомобиль и техносфера». Казань, изд. КГТУ им. Туполева А. Н., 2001. — с.509−510.
- Ильина О.Н. Строительство автомобильных дорог с применением НШ. // Материалы III Молодежной научно-практической конференции студентов и аспирантов. Казань, изд. «Мастер Лайн», 2001. — с.46−47.
- Ильина О.Н. Исследование свойств комплексного вяжущего с применением нефтешлама. // Журнал «Стройка», № 5, 2003. с.57−58.
- Ильина О.Н., Родионов M.B. О влиянии технологических факторов на физико-механические показатели дорожно-строительных материалов с применением нефтешламов. // Сборник научных трудов. Казань, КазГА-СА, 2004.
- Основания, укрепленные гидравлическими вяжущими /Schmit M., Vogel Р. //Strasse*Autobahn. 1994 — № 9 — c.493−496,499−502 — нем.
- Исследование укрепленных цементом оснований под бетонные покрытия /Eisenmann J., Birmann // Forsch. Strassenban und Strassen-verkehrstechn. 1996 — № 725 — с.81−144.-нем.
- Преимущество использования в основаниях дорог укрепленных грунтов. Vers une meilleure qualification des couches de forme en sol traite/ Ausse-dat G., Derradji A., Jouve P.// Rev. gen. routes et aerodr. .-1995, № 733.- C.81−88.-фр.
- Price W.H. Control of cracking in mass concrete dams. Concrete International, Oct. 1982, vol. 4, N.10, p.36−44.
- Schrader E.K. The first concrete gravity dam designed and built for roller compacted construction methods Concrete International, Oct. 1982, vol.4, N.10, p. 15−24.
- Refind Buttress Dum Dressing Saves Concrete. //Engng. News-Rec. -1984, 111, № 13.-p.l8−19.
- Jonson, Jan-Ake. Winten Building in Sweden. Statens inst for Buggnads-forskning. Document D. — Stockholm, 1981. g
- Logoida A.V., Zubkov V.J. Concret strength prediction according to temperature conditions in curing //Third International RILEM Sumposium on Winter Concreting. Finland. — 1985. — p.263−280.
- U. Hofmann. Akomaleen bei Ionenaustausch Vorgangen. Berlin, Akademie Verglang, 1962. — S.l.
- Исследование по бетонным дорогам за 1993−1995 rr./Grining R//Strasse+Autobahn. 1995 — № 7 — с.411−413, 388 — нем.
- Исследование укрепленных цементом оснований под бетонными покрытиями /Eisenmann I, Birman D.// Forsch. Stnassenban und Strasstnverk-enrstechn. 1996. — № 725. — c. 81−144.
- ГУП КАЗАНСКИЙ ХИМИЧЕСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ1. ИНСТИТУТ * * ¦
- ЛРК ИЦ «ТЕСТ-БЕЗОПАСНОСТЬ» Per. № 41 262−98/01 от 23 мая 2001 года 420 029, г. Казань, ул. Сибирский тракт, 27. тел. 72−02−91 приём образцов тел. 72−02−83
- Регистрационный номер ИРЦ-11 511. А i