Проблемы совершенствования управления процессом формирования и развития кадрового потенциала негосударственных вузов
Актуальность темя исследования. В современный период значительных социальных трансформаций, осуществляемых в российском обществе, возникают изменения в структуре и деятельности многих социальных институтов, в том числе и в институте образования. В системе высшего образования, функционирующего в условиях сильной конкуренции на рынке образовательных услуг, в результате роста потребностей населения… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования управления процессом формирования и развития кадрового потенциала негосударственных вузов
- 1. 1. Кадровый потенциал вуза как объект управления
- 1. 2. Структура, содержание и особенности управления процессом формирования и развития кадрового потенциала в условиях негосударственного вуза
- ГЛАВА 2. Пути совершенствования управления процессом формирования и развития кадрового потенциала негосударственного вуза в условиях модернизации системы российского образования
- 2. 1. Роль научно-педагогических кадров отечественной высшей школы в реализации реформы образования
- 2. 2. Тенденции и социальные факторы процесса формирования и развития кадрового потенциала негосударственных вузов
- 2. 3. Администрация вуза в управлении процессом формирования и развития кадрового потенциала
- 2. 4. Методологические и методические подходы и критерии оценки кадрового потенциала вуза
Проблемы совершенствования управления процессом формирования и развития кадрового потенциала негосударственных вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темя исследования. В современный период значительных социальных трансформаций, осуществляемых в российском обществе, возникают изменения в структуре и деятельности многих социальных институтов, в том числе и в институте образования. В системе высшего образования, функционирующего в условиях сильной конкуренции на рынке образовательных услуг, в результате роста потребностей населения в образовании в начале 90-х годов XX века начали создаваться негосударственные образовательные учреждения. Особенно быстрыми темпами развивались высшие негосударственные учебные заведения. Так, на начало 2004;2005 учебного года, то есть через 10−12 лет со времени своего появления, в стране количество негосударственных вузов достигло 409, что составило 38% от общего числа вузов. 77% или 315 этих вузов получили государственную аккредитацию и стали полноправными участниками рынка образовательных услуг и структурными элементами института образования.1 В регионах, в частности в Республике Башкортостан, первый негосударственный вуз был учреждён в 1993 году, а в настоящее время в республике работают пять самостоятельных подобных учебных заведений, не считая многочисленных филиалов центральных вузов. Таким образом, налицо положительная динамика развития негосударственной высшей школы, показывающая устойчивость её положения на рынке образовательных услуг и востребованность обществом.
Вступление в 2003 году России в Болонский процесс и единое общеевропейское образовательное пространство, с одной стороны, будет способствовать развитию негосударственного сектора образования, а, с другой стороны, закономерно ставит перед образовательными учреждениями новые, более высокого уровня, задачи и предъявляет иные требования к организации, условиям, содержанию, а главное, к качеству образовательной деятельности. Переход российского образования на современные европейские принципы и стандарты обострит конкурентную вузовскую среду и приведёт к уходу с рынка неэффективных, слабых, неразвивающихся вузов, учредители которых приоритеты видят не в качестве подготовки кадров, а в получении прибыли. Естественно, успешное решение образовательных задач, связанных с совершенствованием образовательной деятельности посредством внедрения новых образовательных технологий и форм, зависит от качества и эффективности кадрового потенциала, которым располагают и который формируют у себя негосударственные вузы. При этом речь идет не только о менеджменте вуза, но и, прежде всего, о профессорско-преподавательском составе, а также и об учебно-вспомогательном персонале.
Следует подчеркнуть, что проблема формирования и развития кадрового потенциала сохраняла свою актуальность на всём протяжении функционирования как государственных, так и негосударственных высших учебных заведений в условиях рыночных реформ. Оказавшись в весьма сложных материальных условиях в начале — середине 90-х годов прошлого века, государственные вузы сумели сохранить свой кадровый потенциал во многом благодаря возникающим на их собственной основе или по соседству негосударственным вузам, которые предложили преподавателям и сотрудникам более высокую заработную плату. Одновременно и негосударственные вузы начали формировать свой собственный кадровый потенциал, опираясь на возможности государственных вузов (квалифицированные преподаватели, аспирантура, докторантура, институт стажировки, диссертационные советы). Поэтому на первоначальном этапе функционирования негосударственных высших учебных заведений их кадровый потенциал формировался и развивался преимущественно за счёт перетекания кадров из государственных вузов.
В настоящее время значительная часть негосударственных вузов, работающих на перспективу, располагают собственным научно-педагогическим потенциалом, создали у себя формы и средства для его развития, сформировали механизм управления кадровыми процессами.
Вместе с тем, численность профессорско-преподавательского состава негосударственных вузов России составляет 16% от общего количества преподавателей всех вузов. В Республике Башкортостан этот процент равен 9%.1 Из 315 аккредитованных вузов только в 25 открыты диссертационные советы и в 33-х аккредитованы учёные советы. Это означает, что в большинстве негосударственных вузов отсутствует собственная система подготовки профессорско-преподавательских кадров, что, в свою очередь, составляет важную социальную проблему, требующую разрешения. А это возможно на основе поиска и анализа (в том числе социологического), оптимальных на сегодняшний день путей и средств формирования и развития кадрового потенциала негосударственной высшей школы и повышения эффективности управления этим процессом.
Степень научной разработанности проблемы. Становление и развитие негосударственного сектора образования, возрастающая конкурентоспособность негосударственных учебных заведений в сравнении с государственными, вызывают интерес со стороны исследователей. Свидетельством этого исследовательского интереса стал выход в свет ряда содержательных работ, посвященных изучению феномена негосударственного сектора образования и негосударственного вуза, а также различных сторон жизнедеятельности негосударственной высшей школы. Это публикации В. Н. Вениаминова, В. А. Зернова, И. М. Ильинского, С. А. Караулова, Е. К. Миннибаева, В. А. Солоницына и некоторых других3, а.
1 Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации: статистический справочник/Под ред. А. Я. Савельева. — М.: НИИВО, 2001. — С.90.
2 Особенности развития негосударственных вузов//Вузовские вести. 2001. № 8. — С.2.
3 Вениаминов В. Н. Качество в негосударственном вузе. — СПб.: Изд-во Политехи, ун-та,.
2005; Зернов В. А. Оптимизация управлением качеством образования в негосударственном секторе высшего образования в современных условиях. — М.: РосНОУ, 1999; Ильинский И. М. Негосударственные вузы России: опыт самоидентификации. — М.: Изд-во Московский университет, 2004; Караулов С. А. Системное управление современным российским негосударственным высшим учебным заведением//Системное исследование. Методологические проблемы. Ежегодник. 1998. Ч.1/Под ред. Д. М. Гвишиана, В. Н. Садовского. — М.: Эдиториал УрСС, 1999. — С.124−128- Миннибаев Е. К. Факторы обеспечения высокого качества подготовки специалистов в негосударственных вузах//Негосударственное образование в России: результаты, проблемы, перспективы: 5 также результаты пока ещё немногочисленных диссертационных исследований: А. П. Березовского, К. Б. Иваненко, О. В. Нотман, С. В. Овчинниковой, Э. М. Салиховой, С. А. Смирнова, Н. Р. Халиловой.1.
В этих книгах, статьях и диссертациях содержится интересный фактологический материал, отражающий особенности и тенденции развития негосударственных вузов в условиях отдельных регионов (например, Республика Башкортостан, Свердловская область) и страны в целом, что позволяет с позиций соотношения общего и особенного, части и целого исследовать данную проблему. Затрагивают эти работы и вопросы управления кадровыми процессами, формирования и развития кадрового потенциала негосударственных вузов, но специальных публикаций и исследований социальных проблем процесса формирования и развития кадрового потенциала в негосударственных высших учебных заведениях очень мало. Здесь следует назвать диссертационные исследования A.A. Абаева2 и Т.Г. Аржаковой3, предметом которых стало управление формированием кадрового потенциала в сфере науки высшей школы.
Материалы межвузовской научно-практической конференции, г. Уфа, 20 марта-6 апреля 2000 г. В 2-х т. Т.1. — Уфа: Восточный университет, 2001. — С.3−12- Солоницен В. А. Негосударственное высшее образование в России. — М.: Изд-во МОСУ, 1998.
1 Березовский А. П. История становления и развития негосударственной высшей школы России (90-е годы XX века): Дис. кандидата историч. наук. — Москва, 2000; Иваненко К. Б. Негосударственное высшее образование в России: тенденции и особенности развития (социологический аспект исследования): Автореф. дис. кандидата соц. наук (22.00.06). -Екатеринбург, 2004; Нотман О. В. Социологические проблемы негосударственного образования: Дис. кандидата соц. наук (22.00.06)/Урапьский гос. проф.-тех. ун-т. -Екатеринбург, 1998; Овчинникова C.B. Институционализация негосударственного вуза в России 90-х годов: Дис. кандидата соц. наук/Институт молодежи. — Москва, 1999; Салихова Э. М. Совершенствование управления системой российского негосударственного высшего образования в условиях трансформации: социологический анализ: Дис. кандидата соц. наук (22.00.08)/Башгосуниверситет. — Уфа, 2005; Смирнов С. А. Становление и институциализация высшего негосударственного образования в современной России: Дис. кандидата философ, наук (09.00.11)/Ростовский гос. ун-т. -Ростов-на/Д, 1998; Халилова Н. Р. Социальные проблемы становления и развития негосударственного высшего образования в современной России (региональный аспект): Дис. кандидата соц. наук (22.00.04)/Башгоспединститут. — Уфа, 2006.
2 Абаев A.JI. Механизм формирования научно-кадрового потенциала в высшей школе: Автореф. дис. к.э.н. — М., 1994. — 23с.
3 Аржакова Т. Г. Управление формированием кадрового потенциала в сфере науки высшей школы: Дис. кандидата экон. наук. — М., 2001. — 152с.
Для социологического изучения данной проблемы несомненное теоретическое и методологическое значение имеют работы, посвященные общим проблемам образования, образованию как социальному институту, его особенностям и современному процессу реформирования. В этой связи следует назвать труды Б. С. Гершунского, Г. Е. Зборовского, Ф. Г. Зиятдиновой, В. Я. Нечаева, Л. Я. Рубиной, М. Н. Руткевича, В. Н. Турченко, Ф. Р. Филиппова, A.A. Фурсенко, В. Г. Харчевой, Ф. Э. Шереги и другие.1 Находятся эти вопросы и в поле зрения ученых Республики Башкортостан. Это Е. Ю. Бикметов, Ф. А. Гайсин, P.P. Галлямов, A.C. Гаязов, Г. А. Кабакович, Э. В. Леготин, М. М. Садриев, B.C. Хазиев, Ф. Г. Хайруллин.2.
Социологический анализ социальных проблем управления процессом формирования и развития кадрового потенциала негосударственных вузов невозможен без учёта теоретико-методологических основ социального.
1 Гершунский Б. С. Философия образования. — М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998; Зборовский Г. Е. Образование от XX к XXI веку. — Екатеренбург: Изд-во Уральский гос. проф.-пед. ун-та, 2000; Зиятдинова Ф. Г. Социальные проблемы образования. — М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999; Добреньков В. И., Нечаев В. Я. Общество и образования. — М.: Изд-во «Инфра-М», 2003; Руткевич М. Н., Рубина Л. Я. Общественные потребности, система образования, молодёжь. — М.: Профиздат, 1998; Турченко В. Н. Научно-техническая революция и революция в образовании. — М.: Политиздат, 1973; Филиппов Ф. Р. Совершенствование социальных функций системы образования. — М., 1988; Фурсенко A.A. О роли права в развитии науки и образования//Журнал российского права. 2005. № 12- Харчева В. Г. Основы социологии. -М.: Логос, 2001; Шереги Ф. Э. Социология образования: прикладные исследования. — М.: Akademia, 2001 и другие.
2 Бикметов Е. Ю. Образование как социокоммуникативный процесс: теоретико-методологические проблемы управления. — М: Изд-во РАГС, 2003; Гайсин Ф. А. Образование в условиях обновления духовной жизни. — Уфа: НУР-Полиграфиздат, 1997; Галлямов P.P. Двуязычие в городах Башкортостана//Социологические исследования. 1997. № 8- Гаязов A.C. Образование как пространство формирования личности гражданина. -М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2006; Кабакович Г. А., Хамитова Г. Ш. Внедрение новых государственных образовательных стандартов в Российской Федерации — одно из условий совершенствования системы управления образованием//Фундаментальные исследования", 2007. № 3- Леготин Э. В. Образовательная и профессиональная мобильность в молодежной среде за годы реформ: возможности когортного анализа//Социальные факторы развития человеческого потенциала на региональном уровне. — Уфа: РИО БашГУ, 2003; Садриев М. М., Сафаров Т. А. Российские реформы и контрреформы. М., 2001; Хазиев B.C. Истина, образование, жизнь. — Уфа: Изд-во Башкирского гос. педагогического ин-та, 1998; Хайруллин Ф. Г. Гуманизация высшего технического образования как фактор духовно-нравственного воспроизводства инженерных кадров. — Уфа, 1998. управления в организациях (Ю.П.Аверин, В. Г. Афанасьев, И. М. Слепенков, С.С.Фролов1), а также технологий и общих принципов организации работы с персоналом и управления кадровыми процессами в социальных организациях различного типа, раскрываемых в трудах отечественных и зарубежных ученых, таких как М. Вебер, В. Р. Веснин, Г. Т. Галиев, Д. М. Гвишиани, Э. Гидденс, Дж.М. Гилязитдинов, В. Д. Голиков, A.B. Игнатьева, С. Д. Ильенкова, С. Ю. Кабашов, К. А. Кравченко, М. М. Максимцов, М. Мескон, А. И. Пригожин, A.A. Радугин, В. М. Шепель, В. В. Щербина и ряда других исследователей.2.
Анализ изученности исследуемой проблемы позволяет сделать вывод об актуальности, теоретической и практической значимости избранной темы диссертации. При этом недостаточная разработанность, прежде всего, проблем управления процессом формирования и развития кадрового потенциала негосударственных высших учебных заведений обусловливает.
1 Аверин Ю. П. Люди управляют людьми: модель социологического анализа. — М., 1996; Афанасьев В. Г. Общество, системность, познание и управление. — М., 1981;Слепенков И. М Основы теории социального управления. — М.: Высшая школа, 1990; Фролов С. С. Социология. — М.: Гардарики, 2000.
2 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма: Избранное/Пер. с англ. — М.: Юрист, 1994; Веснин В. Р. Основы менеджмента. — М.: Издательство «Триада Лтд», 1996; Галиев Г. Т. Проблемы социальной технологии преодоления межнациональных конфликтов и гармонизации межнациональных отношений: Автореф. дис. доктора соц. наук (22.00.04). — Уфа, 1997; Гвишиани Д. М Организация и управление. — М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998; Гидденс Э. Социология: Учебник 90-х годов/Реформированное издание/Пер.с англ. — Челябинск, 1991; Гилязитдинов Дж.М. Теория интегративного маятникового общества и проблемы социального реформирования//Проблемы социального реформирования в Башкортостане. — Уфа: Уфимский юридический ин-т МВД РФ, 1999; Голиков В. Д., Гончаров А. И., Михайлов В. И. Управление персоналом. — Уфа: Изд-во «Восточный университет», 2004; Игнатьева A.B., Максимцов М. М. Исследование систем управления. — М.: ЮНИТИ, 2003; Ильенкова С. Д. Инновационный менеджмент. -М.: ЮНИТИ, 2007; Кабашов С. Ю. Кадры и кадровая работа в государственной службе Республики Башкортостан. — Уфа: РИО БАГСУ, 2000; Кравченко А. И. Социология. — М.: Академический Проект, 2001; Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/Пер. с англ. — М.: Дело, 1992; Пригожин А. И. Современная социология организаций. — М.: Интериракс, 1995; Радугин A.A., Радугин К. А.
Введение
в менеджмент: социология организаций и управление. — Воронеж: Воронежская высшая школа предпринимателей, 1995; Шепель В. М. Настольная книга бизнесмена и менеджера.- М., 1992; Щербина В. В. Социальные теории организации. — М.: Инфра-М, 2000 и другие. необходимость специального изучения этих проблем, что и послужило причиной выбора темы диссертации.
Объектом диссертационного исследования является кадровый потенциал негосударственного вуза как объект управления.
Предметом исследования выступает управление процессом формирования и развития кадрового потенциала негосударственного высшего учебного заведения.
Научная проблема, решаемая в диссертации, состоит в выявлении противоречия между состоянием кадрового потенциала негосударственных вузов и теми требованиями, которые в современных условиях предъявляются к кадрам высшей школы, а также в обосновании путей минимизации этого противоречия посредством управленческого воздействия.
Целью диссертационной работы является социологический анализ содержания, особенностей и тенденций процесса формирования и развития кадрового потенциала негосударственных вузов и определение путей совершенствования этого процесса посредством управления им.
Для достижения цели были поставлены и решались следующие задачи:
— сформулировать понятие кадрового потенциала негосударственного вуза и выделить составляющие его характеристики;
— осуществить анализ состояния, особенностей формирования и тенденций развития кадрового потенциала негосударственных вузов;
— рассмотреть содержание, специфику и проблемы сложившегося механизма управления кадровыми процессами в условиях негосударственного вуза;
— определить и обосновать пути совершенствования управления процессом формирования и развития кадрового потенциала негосударственных высших учебных заведений;
— дать оценку существующей системе критериев и показателей кадрового потенциала вузов.
Теоретико-методологическую основу диссертации составили теоретические положения и методологические принципы, содержащиеся в трудах учёных по социологии институтов и организаций, образования и высшей школы, социологии управления и социального менеджмента. При этом наибольшую значимость для анализа проблемы имели теоретические положения классической школы управления и школы человеческих отношений (Ф.Тейлор, Л. Урвик, А. Файоль, Э. Мейо) об универсальных принципах управления и его ценностно-нормативных основах, о сущности и развитии человеческого потенциала и его характеристиках, о единстве и взаимосвязи управляющей и управляемой систем, о роли социальной среды в управлении, об эффективности управленческой деятельности.
Среди теоретико-методологических принципов, послуживших основой проведенного исследования, главными являлись: принцип единства теоретического и эмпирического подходов к изучению социальных явлений, принцип диалектики общего и особенного, части и целого, принцип эффективности и оптимальности.
Использовались сравнительный, системный и исторический подходы, а также структурно-функциональный анализ. В частности, сравнительный подход способствовал выявлению общего и особенного в развитии кадрового потенциала в условиях государственных и негосударственных вузовсистемный подход позволил подойти к изучению кадровых процессов в вузах и управлению ими как к взаимосвязанным процессам, составляющие элементы которых образуют сложные социальные системыисторический подход позволил рассматривать предмет исследования в некоторой временной перспективе (с начала 90-х годов XX века) и выявить основные тенденции развития кадровых процессов в негосударственной высшей школе. Применение структурно-функционального анализа дало возможность представить управление кадровым потенциалом в вузе как целостное явление, раскрыть его структуру и функции.
Эмпирической базой исследования стали опубликованные статистические материалы, как федерального уровня, так и по Республике Башкортостан и Самарской области, а также текущие архивы негосударственных вузов Уфы и Самары. Кроме того, эмпирическую основу диссертации составили опубликованные материалы социологических исследований, проведённых в различное время в государственных и негосударственных вузах городов Урало-Поволжского региона: Екатеринбурга, Казани, Набережных Челнов, Самары и Уфы. Были использованы результаты социологических опросов, организованных в форме анкетирования и проведённых автором в 2005;2006 годах совместно с сотрудниками Научно-исследовательского центра Восточного института экономики, гуманитарных наук, управления и права (ВЭГУ) под руководством профессора С. В. Егорышева на основе квотной выборки среди преподавателей и студентов этого института в Уфе и его филиалов в Самаре и Тольятти, Самарского филиала Современной гуманитарной академии.
Объём выборочной совокупности, построенной по четырём характеристикам для студентов (место жительствавуз, в котором обучаютсяспециальностькурс) и по пяти характеристикам для преподавателей и сотрудников (место жительствавуз, в котором работаютстаж работы в вузеналичие учёной степени и званиявозраст), составил 1023 респондента.
Основными методами получения эмпирических данных, на основании которых были сделаны теоретические обобщения и выводы диссертации, явились анализ документов, анкетирование, вторичный анализ опубликованных статистических и социологических данных.
В результате проведённого исследования в диссертации сформулированы следующие теоретические выводы, составляющие её научную новизну и выносимые на защиту.
• Учитывая наличие в содержании понятия «кадровый потенциал», имеющегося и потенциального начал применительно к человеческим качествам и возможностям, обосновано, что кадровый потенциал вуза может определяться как совокупность кадров руководителей, преподавателей и сотрудников, обладающих профессиональными способностями, возможностями, соответствующей профессиональной подготовкой и квалификацией, а также нравственными качествами, необходимыми и достаточными для эффективного достижения целей профессиональной деятельности при оптимальном осуществлении возложенных на них функций в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми обществом и государством к высшей школе. Следовательно, критерием кадрового потенциала может служить мера профессионально значимых и необходимых знаний, умений, способностей и качеств социально-профессиональной группы, используемых для достижения поставленной цели в процессе профессиональной деятельности.
В этом случае, основными характеристиками кадрового потенциала вуза являются: социально-профессиональные (специальная профессиональная подготовка, квалификация, профессия, стаж работы или педагогической деятельности) — социально-психологические (характер мотивации на профессию и повышение квалификации, нравственная и психологическая предрасположенность к выполнению профессиональных функций, коммуникабельность, управляемость) — социально-демографические (пол, возраст) — нравственные (честность, принципиальность, требовательность, толерантность и другие).
• Доказано, что управление процессом формирования и развития кадрового потенциала негосударственных высших учебных заведений обусловлено требованиями, предъявляемыми обществом и государством к современной высшей школе, строится на общих принципах кадровой политики в сфере образования и реализуется в соответствии с теоретико-методологическими и методическими основами, выработанными наукой управления персоналом в социальных организациях. Вместе с тем, эта деятельность имеет свои особенности, связанные со спецификой организационно-правовой формы данных учебных учрежденийс высокой динамикой их развития и гибкостью внутренней структуры, включая управленческуюс пониманием целей кадровой политики учредителями и руководителями этих вузовс высоким уровнем конкурентности образовательной среды, в которой функционируют негосударственные высшие учебные заведения, и их интенсивным развитиемс особенностями потребностно-мотивационных характеристик и ценностных ориентаций преподавателей и сотрудников.
• Установлено, что основными проблемами управления процессом формирования и развития кадрового потенциала негосударственных вузов являются: несформированность постоянного высококвалифицированного кадрового составаотсутствие в целом ряде вузов системы работы с кадрами, включающей такие звенья, как повышение научно-педагогической квалификации, составление резерва кадров, проведение конкурсного отбора, оценка эффективности и аттестация сотрудников, прогнозирование потребности в кадрах, планирование и организация работы на основании научно разработанной концепции кадровой политики, социальное обеспечение работающих.
• Аргументировано, что в управлении процессом кадрового обеспечения негосударственных высших учебных заведений в настоящее время сформировался целый ряд противоречий: между объективной потребностью в высококвалифицированных кадрах и недостаточным уровнем сформированности и профессионализма имеющегося кадрового потенциаламежду имеющимися возможностями кадрового состава негосударственных вузов решать поставленные перед ним учебно-воспитательные и научно-исследовательские задачи и требованиями к уровню их исполнения, продиктованными новыми социальными реалиями, связанными с потребностями рынка труда, с реформой образования и вступлением российской системы образования в единое общеевропейское образовательное пространствомежду потребностью в материальных затратах, необходимых для формирования и социального обеспечения высокопрофессионального кадрового потенциала, и финансовыми интересами учредителей и руководителей негосударственных вузов, часто связанными с получением высокой прибылимежду объективной потребностью в формировании кадрового состава, работающего на постоянной штатной основе, как условия эффективного функционирования всех социальных организаций и реальной практикой комплектования кадров, основанной на условиях совместительствамежду потребностями вузов в квалифицированных кадрах и имеющимися возможностями их подготовки собственными силами (отсутствие в большинстве этих вузов аспирантуры, докторантуры, диссертационных советов).
Обосновано, что ведущим противоречием выступает противоречие между требованиями к квалификации кадров, позволяющими обеспечить в соответствии с современными требованиями высокое качество образования, и реальными возможностями имеющегося кадрового состава негосударственных вузов предоставить это качество.
• Выявлены позитивные и негативные тенденции процесса формирования и развития кадрового потенциала в негосударственных вузах. К позитивным тенденциям относятся: рост числа преподавателей и сотрудников, работающих в негосударственном секторе высшего образования в связи с его интенсивным развитиемповышение уровня «остепенённости» профессорско-преподавательского состава. К негативным тенденциям следует отнести: преобладание в структуре профессорско-преподавательских кадров лиц, работающих на условиях совместительстварост числа штатных преподавателей, работающих по совместительству в других вузахстарение возрастного состава кадроввысокая текучесть кадровснижение уровня трудовой дисциплины и качества выполнения профессиональных обязанностейувеличение в структуре профессорско-преподавательского состава кадров социально-гуманитарного профиляориентация части преподавателей на традиционные формы и методики учебной деятельности и нежелание использовать инновационные технологииотставание содержания работы с кадрами от потребностей рынка труда.
• Обосновано, что большая часть исследуемых социальных проблем и противоречий процесса формирования, и развития кадрового потенциала негосударственных вузов, и недостатков управления им, может быть устранена, путем совершенствования законодательной базы, регулирующей образовательную деятельность в стране, включая принятие на федеральном уровне закона «О негосударственном образовании в Российской Федерации», а в рамках Ассоциации негосударственных вузов России — Концепции развития негосударственной высшей школы. Необходимо также проводить работу по развитию сотрудничества государственных и негосударственных высших учебных заведений во всех сферах их деятельности, включая подготовку высококвалифицированного кадрового потенциала негосударственных вузов.
• Обосновано, что существующие показатели деятельности высших учебных заведений и критерии государственной аккредитации высших учебных заведений, касающиеся квалификации педагогических работников (проценты остепенённости, штатности, доли докторов наук в общей численности профессорско-преподавательского состава, среднегодовое число защит диссертаций на 100 человек преподавателей, остепенённость преподавательского состава по каждой профессиональной образовательной программе), позволяют лишь в общем виде оценить состояние и динамику кадрового потенциала вуза и поэтому должны быть дополнены. Предложены следующие дополнительные показатели: возрастной состав, стаж общей вузовской деятельности, стаж работы в данном вузе, число профессоров и доцентов, руководящих работой аспирантов, численность преподавателей, имеющих почетные звания и государственные награды, являющиеся членами государственных и общественных научных организаций (сообществ), диссертационных, экспертных и иных советов, получивших премии, гранты, а также характер общественной оценки сотрудников вуза, содержащейся в отзывах официальных органов, коллег из других вузов, заказчиков, для которых готовятся кадры, самих выпускников и студентов.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в приращении знаний в сфере социального управления в организациях. Его теоретические положения и выводы могут быть использованы для разработки программ развития негосударственной высшей школы, принятия внутривузовских концепций кадровой политики, а также определения конкретных мер управленческого воздействия на кадровые процессы в вузах.
Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в преподавании курсов социологии, социологии управления, социологии образовании и спецкурсов по социальным проблемам негосударственной высшей школы и управления ею, а также при разработке методических рекомендаций по управлению процессом формирования и развития кадрового потенциала для менеджмента негосударственных высших учебных заведений.
Апробация работы получила отражение в 4 публикациях автора общим объёмом более 1,2 п.л., среди них статья в журнале «Вестник» Самарского государственного университета, которая вошла в список ВАК, а также в выступлениях на научно-практических конференциях: V российская научно-методическая конференция «Учебный, воспитательный и научный процессы в вузе» (15 марта 2007 г., г. Самара) — российская научно-практическая конференция «Управление вузом как сложной распределённой системой в условиях внедрения новых технологий в образовании» (18 апреля 2007 г., г. Уфа) — межвузовская научная конференция аспирантов и молодых учёных «Молодёжь, образование, наука» (22 марта 2006 г., г. Уфа).
Структура диссертации. Работа объёмом 160 страниц состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографического списка (209 наименований) и приложений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В России сложилась одна из крупнейших в мире систем высшего и среднего профессионального образования. Подготовку специалистов с высшим образованием осуществляют 1408 учебных заведений. Определенный вклад в подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием вносит негосударственный сектор. В настоящее время в России функционирует 647 негосударственных образовательных организаций высшего профессионального образования, что составляет 46 процентов от общего количества всех вузов. В негосударственных вузах обучается 1121 тысяча человек, что составляет 16 процентов от общего количества обучающихся в высших учебных заведениях.
В ходе осуществления рыночных реформ в России сложились принципиально новые условия функционирования профессиональных учебных заведений, характеризующиеся большой самостоятельностью и большой ответственностью за результативность своей работы. В этих условиях на первый план выдвигаются вопросы организации более эффективной работы негосударственных профессиональных организаций высшего звена. Вопросы оценки эффективности функционирования негосударственного профессионального учебного заведения стали особенно актуальны в связи с усиливающейся конкуренцией на рынке образовательных услуг.
Модернизация политической системы в РФ неизбежно повлекла за собой изменения в экономической, социальной, духовной областях общественной жизни. Стремясь войти в сообщество экономически развитых государств, России необходимо было приводить их в соответствие с требованиями мирового сообщества. Не стала исключением и сфера образования.
Проводимые реформы затрагивают все стороны отечественной системы образования: модернизируется содержание учебных программ и оценка качества образования, изменяется форма организации учебного процесса и система финансового обеспечения. На данном этапе Министерство образования и науки не предлагает готовую программу реформ, а стремится интегрировать мнения разных участников образовательного рынка: представителей научно-педагогического сообщества, работодателей и самих учащихся.
Сейчас перед нашей страной стоит сложная задача — повысить престиж российского образования в мире. Необходимо выходить на зарубежные рынки, проводить рекламные кампании, доказывать качество нашего образования. Но прежде, чем внедрять новые реформы, необходимо сохранить и тот, безусловно, положительный опыт и традиции российской высшей школы. По нашему мнению, существует реальная возможность утраты самобытности российского высшего образования. Главная ценностьэто кадровый состав преподавателей.
Для преодоления негативных тенденций требуются государственная поддержка реальных научных исследований, активное участие в развитии важнейших научных школ, участие в судьбе каждого аспиранта. Заинтересованность государства в научных успехах, достижениях каждого аспиранта, молодого ученого, выраженная в виде информационной, технической, организационной и, конечно, финансовой поддержки системы образования видится тем мощным рычагом, который сможет исправить возникший перекос.
Необходимо также формировать систему переподготовки и совершенствования профессиональных знаний, работающих специалистов, которая бы обеспечивала обновление первоначального полученного ими образования в соответствии с требованиями динамично развивающейся экономики. При этом речь идет именно о создании системы, обеспечивающей единый процесс непрерывной адаптации специалистов, а не просто о расширении сети различных образовательных учреждений, занимающихся переподготовкой и повышением квалификации кадров, такую систему могут составить как специализированные образовательные учреждения, так и структурные подразделения учреждений профессионального образования различных уровней.
Наиболее вероятный путь лежит не через многочисленные программы производства, которые оказываются малоэффективными и стимулируют развитие науки в основном за рубежами нашей страны, а через систему высшего образования, повышения его качества, ежегодный рост количества высококвалифицированных специалистов и научных работников.
Это нетрадиционный путь, но именно так мы сможем омолодить кадровый состав отечественных научных лабораторий. Чтобы сохранить свое место в ряду развитых государств, Россия уже сейчас должна позаботиться о своих научных кадрах, так как между «сейчас» и «потом» не произойдет никакого чуда, которое удовлетворило бы ее будущие потребности в специалистах.
На сегодняшний день негосударственные вузы оказываются более открытыми и подготовленными к модернизации системы образования, нежели государственные вузы. Негосударственные вузы находятся на полном самофинансировании за счет оплаты за обучение, предоставления разнообразных образовательных услуг вне учебного процесса, работы со спонсорами, с международными фондами и т. п. В силу этого, они имеют большую свободу выбора, целей и задач, форм и методов деятельности.
Однако, являясь составной частью образовательной системы страны, негосударственное высшее образование испытывает те же проблемы, что и государственный сектор этой системы. Ситуация осложняется тем, что к негосударственным вузам предъявляются более жесткие, подчас неоправданно завышенные требования со стороны общества и государства в лице органов управления образованием. Наиболее актуальным для негосударственного высшего образования на сегодняшний день являются проблемы качества предоставляемых образовательных услуг, проблемы взаимодействия социальных общностей, функционирующих в нем, проблемы взаимоотношений с государственным сектором высшего образования.
В результате нашего исследования выяснилось, что негосударственные вузы, имея объективные основания (заложенные в самой природе негосударственного образования) для обеспечения образовательного процесса на высоком уровне, подчас не могут их реализовать. В частности, уровень материально-технического и учебно-методического обеспечения, возможность применения новых технологий, организация научной деятельности далеко не всегда удовлетворяют общество. Причины сложившейся ситуации следует искать в обстоятельствах как субъективного, так и объективного характера. К числу последних можно отнести: во-первых, непроработанность законодательной базы, не позволяющей создавать образовательную организацию в наиболее эффективной организационно-правовой формево-вторых, излишняя жесткость и явное отставание государственных образовательных стандартов от профессиональных запросов современной жизнив-третьих, это замыкание управления образовательной системы на государственном уровне, игнорирование общественной оценки и мнения потенциальных работодателей. Субъективной причиной можно назвать неготовность некоторых руководителей использовать новые управленческие механизмы, осуществлять эффективный менеджмент.
Особенностью негосударственных вузов также является особый характер взаимоотношений между преподавателями и студентами. Для многих преподавателей несомненным достоинством негосударственных вузов является возможность доверительного, более открытого и менее формализованного, чем в государственных учебных заведениях взаимодействия друг с другом и со студентами. Но, к сожалению, общая загруженность и «нештатность» преподавателей не позволяют им в полной мере реализовать это достоинство. Ситуация усугубляется тем, что в негосударственных вузах пока еще недостаточно уделяют внимание воспитательной составляющей образовательного процесса.
Необходимо переработать образовательные стандарты с учетом современных запросов рынка труда, но при этом сохранив фундаментальность профессиональной подготовки. Система образования не выпускает, да и не должна выпускать полностью готовых профессионалов, а должна лишь давать представление о специализации. Специалиста подготовить в вузе нельзя в принципе — специалистом выпускник становится через практику и апробацию экспертного сообщества, тогда как вуз должен оснастить выпускника соответствующими знаниями и компетенциями.
Негосударственным вузам необходимо стремиться к укомплектованию профессорско-преподавательского состава штатными преподавателями, и предусмотреть возможности снижения нагрузки на преподавателей. В то же время необходимо больше внимания уделять внеаудиторной работе со студентами.
Следует отметить, что кризис российского образования носит объективный характер, и связан не только с ситуацией в России, но и с тем, что российская образовательная система стала частью мирового образовательного сообщества, в котором идут процессы перехода к глобальному рынку и к экономике, основанной на знаниях. Изменения происходят в структуре финансирования образовательных учреждений, все более необходимой становится способность вуза выступать не только в качестве социального, но и экономического субъекта общественных отношений. Правовыми документами обозначен процесс диверсификации форм высшего негосударственного образования и его дополнительных услуг. А развитие технологии и новых способов коммуникаций сделали актуальной проблему информатизации и внедрения дистанционных технологий образования.
Список литературы
- Официальные документы и материалы
- Выступление президента РФ В. В. Путина на VII съезде Российского союза ректоров (6−7 декабря 2002 г.)//Бюллетень Министерства образования РФ (высшее и среднее профессиональное образование). 2003. № 1.-С.9−13.
- Доклад рабочей группы Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию «Системные вопросы развития отечественного образования». Октябрь 2005 г.//Высшее образование в документах. 2005. № 11.-С.1−11.
- Закон Республики Башкортостан от 29 октября 1992 г. № ВС-13/32 «Об образовании"//Ведомости Верховного Совета и правительства РБ. 1993. № 4. Ст. 77.
- Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266−1 «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г.)//Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 150.
- Комментарий к Закону РФ «Об образовании"/Под ред. В. И. Шкатуллы.- М., Юристь, 1998. С.103−105.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р//Официальные документы в образовании. 2002. № 4. //Ш://ууууу.ес1и.ги.
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006−2010гг., утв. Распоряжением Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. № 1340-р// Высшее образование в документах. 2005. № 10. -С.И-ХУ.
- Материалы парламентских слушаний по проекту Закона Республики Башкортостан «О негосударственном секторе образования Республики Башкортостан"/Секретариат Государственного Собрания РБ. -Уфа, 2001.-63с.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Р. Ф. от 4 октября 2000 г. № 751//Бюллетень Министерства образования РФ (высшее и среднее профессиональное образование). 2000. № 11. С.3−12.
- Письмо Минобразования РФ от 17 июня 2000 г. № 24−52−206/10 «О лицензировании вузов по программам магистерской подготовки//Бюллетень Министерства образования РФ (высшее и среднее профессиональное образование). 2001. № 1. С.45−46.
- Постановление Правительства РФ от 2 декабря 1999 года, № 1323 «О государственной аккредитации высшего учебного заведения"//Собрание законодательства РФ. 1999. № 49. Ст. 6006, 2005. № 7. Ст. 560.
- Постановление Правительства РФ от 18 октября 2000 г., № 796 «О лицензировании образовательной деятельности».
- Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. № 676 «Об университетских комплексах"//Собрание законодательства. 2001. № 39. Ст. 3771.
- Приказ Рособрнадзора от 30 сентября 2005 г. № 1938 «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственнойаккредитации высших учебных заведений"/Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки//Российская газета. 2005. 27 сентября.
- Абаев А.Л. Механизм формирования научно-кадрового потенциала в высшей школе: Автореф. дис. к.э.н. М., 1994. — 23с.
- Аверин Ю.П. Люди управляют людьми: модель социологического анализа. М., 1996.
- Аврутина Е.Ф., Даньярова Т. А. Аттестация педагогических работников ДОУ в регионе: итоги, проблемы, перспективы: Метод, пособие. -Калуга, 1999.- 130с.
- Агеев B.C., Базаров Т. Ю., Скворцов В. В. Методика составления социально-психологической характеристики для аттестации кадров: Спецпрактикум по социальной психологии. М.: Изд-во Московского университета, 1986. — 123с.
- Агранович М. Вузы внеконкурса//Российская газета. 2006. 14 февраля.
- Алайба Т.Е., Заборова E.H. Студенты об имидже государственных и негосударственных вузов//Социологическое исследование. 2004. № 2. С.93−97.
- Алексеев А. Образование должно быть многоцветным//Российская газета. 2004. 3 ноября.
- Алферов Ю.С., Курдюмова И. М., Писарева Л. И. Оценка и аттестация кадров образования за рубежом. М.: Рос. пед. агентство, 1997. -146с.
- Андрошена Е. Виртуальная реальность//Журнал «Business Education Review». 2006 г. 20 августа.
- Арефьев Ю.В. Трудовой потенциал и некоторые проблемы его формирования/Юрганизационно-экономические проблемы развития предприятия: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х ч. 4.1 Пенза, 2001. — С.25−27.
- Аржакова Т.Г. Управление формированием кадрового потенциала в сфере науки высшей школы: Дис. кандидата экон. наук. М., 2001.- 152с.
- Астахова А., Астахова Е. О государственной ответственности негосударственных вузов//Высшее образование в России. 2001. № 2. С.28−29.
- Аттестация научных и научно-педагогических работников. Сборник нормативных материалов. Саратов: СВШ МВД РФ, 1997. — 91с.
- Аттестация педагогических и руководящих работников образовательных учреждений: Сборник док. и материалов/Сост. З. И. Сумкевич и др. Кемерово: Кемеровский областной ИУУ, 1997. — 54с.
- Афанасьев В.Г. Общество, системность, познание и управление. -М.: Наука, 1981 -386с.
- Базанов Е. Краеугольные камни образования/Юбразование. 2004.5.
- Бакусова Д. Л. Организационно-экономические условия ориентации высшего образования на региональный рынок труда: Автореф. дис. .кандидата экон. наук (08.00.05). Москва, 2006. — 26с.
- Балыхин Г. А. Федеральная целевая программа развития образования: новаторские решения на перспективу 2006−2010 годов//Высшее образование сегодня. 2005. № 12. С.5−8.
- Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Акас1е1ша, 1999.
- Березовский А.П. История становления и развития негосударственной высшей школы России (90-е годы XX века): Дис. кандидата историч. наук. Москва, 2000. — С.121−122.
- Беспалько В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989. — 141с.
- Бесплатных студентов не выгонят//Российская газета. 2004. 29июля.
- Бикметов Е.Ю. Образование как социокоммуникативный процесс: теоретико-методологические проблемы управления. М: Изд-во РАГС, 2003.- 181с.
- Бойко Л.И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества//Социологические исследования. 2002. № 3. С.78−83.
- Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов)/Под научн. ред. В. И. Байденко. М.: Исслед. центр пробл. качества подготовки специалистов, 2002.- 408с.
- Болотин И.С., Козлова О. Н. Социология и образование//Социологические исследования. 1997. № 3. С.93−105.
- Вазина К.Я., Петров Ю. К., Белиловский В. Д. Педагогический менеджмент. М., Педагогика, 1991. — 265с.
- Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма: Избранное/Пер. с англ. М.: Юрист, 1994. — 704с.
- Вениаминов В.Н. Качество в негосударственном вузе. СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2005. — 243с.
- Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: Издательство «Триада Лтд», 1996.-384с.
- Всероссийская конференция: «Дополнительное профессиональное образование и социально-экономическое развитие регионов. М., 2006. 6−7 июня.
- Вузы по черному//Российская газета. 2004. 13 октября.
- Высшая школа России: традиции и современность: Доклад президента Российского союза ректоров В.А. Садовничего//Бюллетень Министерства образования РФ (высшее и среднее профессиональное образование). 2003. № 1.
- Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации: Статистический справочник/Под ред. А .Я. Савельева. М.: НИИВО, 2001.-90с.
- Высшее образование в России: состояние и направления развития. Аналитический доклад/Под ред. проф. В. Л. Глазычева. М.: «Русский салон периодики», 2004. — 144с.
- Гайсин Ф.А. Образование в условиях обновления духовной жизни. Уфа: НУР-Полиграфиздат, 1997. — 248с.
- Галаватских О.Б. Формирование стратегии развития кадрового потенциала вуза: Автореф. дис. кандидата экон. наук Ижевск, 2002. — 26с.
- Галаган А.И. Высшая школа в современном мире: сравнительный анализ состояния и развития во второй половине XXI в.: Монография. М.: Изд-во НИИВО, 1997.- 98с.
- Галиев Г. Т. Проблемы социальной технологии преодоления межнациональных конфликтов и гармонизации межнациональных отношений: Автореф. дис. доктора соц. наук (22.00.04)/Башгосуниверситет. -Уфа, 1997.-52с.
- Галицкая Е.М. Особенности организации педагогического процесса в высшем негосударственном учебном заведении: Дис. кандидата пед. Наук (13.00.01). Барнаул, 2003. — 225с.
- Галицкая Е.М. Развитие высшего негосударственного образования в России//Российское общество: социально-экономические и образовательные проблемы: Материалы межвузовской 'научной конференции/Под ред. А. И. Губаря. Барнаул: Изд-во ААЭП, 2003. — С.135−148.
- Галлямов P.P. Двуязычие в городах Башкортостана//Социологические исследования. 1997. № 8.
- Гаринова З.Ф., Гаринов Ф. Н., Гизатуллин Х. Н. Трудовой потенциал и экономический рост/Под ред. Х. Н. Гизатуллина. Екатеринбург: Ин-т экономики УрОРАН, 2005.-184с.
- Гаязов A.C. Образование как пространство формирования личности гражданина. М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2006. — 284с.
- Гвишиани Д.М. Организация и управление. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. — 332с.
- Генкин Б.М. Экономика и социология труда: М.: Изд-во НОРМА, 2001.-448с.
- Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. -432с.
- Гидденс Э. Социология: Учебник 90-х годов/Реформированное издание/Пер.с англ. Челябинск, 1991. — 276с.
- Гизатуллин Х.Н., Ризванов Д. А. Проблемы управления сложными социально-экономическими системами/Под ред. А. И. Татаркина. -М.: ЗАО «Издательство экономика», 2005. 218с.
- Гилязитдинов Дж.М. Теория интегративного маятникового общества и проблемы социального реформирования//Проблемы социального реформирования в Башкортостане. -Уфа: Уфимский юридический ин-т МВД РФ, 1999.-С.З-14.
- Голиков В.Д., Гончаров А. И., Михайлов В. И. Управление персоналом. Уфа: Изд-во «Восточный университет», 2004. — 104с.
- Головяшкина Н.П. Негосударственный вуз в современном российском обществе: институциональный анализ: Автореф. дис. кандидата соц. наук (22.00.04). Пенза, 2002. — 24с.
- Государственная кадровая политика: Концептуальные основы, приоритеты, технологии реализации/Под общей ред. C.B. Пирогова: рук. авт. колл. В. А. Сулемов. М.: Изд-во РАГС. 1996. — 253с.
- Громова О.Н. Стратегия управления персоналом организации. -М.:ГАУ. 1997.-99с.
- Гущина И.А., Кондратович С. А. Научные кадры: состояние и перспективы развития//Север и рынок: формирование экономического порядка. 2004. № 3. 133с.
- Дело № 06−4-13. Сводные годовые отчеты о государственном и муниципальном высшем учебном заведении по форме № 3-НК на начало 2005/2006 уч.г.ТЛ/Башкортостанстат- отдел социальной статистики.
- Дело № 06−4-13. Сводные годовые отчеты по форме 3-НК (НОУ) «Сведения о подготовке специалистов с высшим образованием в негосударственном образовательном учреждении» на начало 2005—2006 уч.г./Башкортостанстат- отдел социальной статистики.
- Джуринский А.Н. Интернационализация высшего образования в современном мире//Педагогика. 2004. № 3.
- Добреньков В.И., Нечаев В. Я. Общество и образование. М.: Изд-во «Инфра-М», 2003. — 379с.
- Жеманова М.П. Формирование профессионально квалификационного потенциала региона в новых условиях хозяйствования//Трудовой потенциал региона: проблемы формирования и использования: Сборник научных трудов. Свердловск, УрО АН СССР, 1990. — С. 36−39.
- Журавлев А.Л. Социально-психологические проблемы аттестации руководителей производственных коллективов//Социальная психология и общественная практика. М.: Наука, 1985. — С.23−37.
- Заборова Е.Н. Конкурентные преимущества: сравнительный анализ государственных и негосударственных вузов//Университетское управление. 2002. № 4(23).
- Зборовский Г. Е. Образование от XX к XXI веку. Екатеренбург: Изд-во Уральский гос. проф.-пед. ун-та, 2000. — 301с.
- Зборовский Г. Е. Образование: научные подходы к исследованию//Социологические исследования. 2000. № 6.- С.21−28.
- Зборовский Г. Е. Социология образования. М.: Гардарики, 2005. -383с.
- Зборовский Т.Е., Шуклина Е. А. Профессиональное образование и рынок труда//Социологические исследования. 2003. № 4. С. 99−106
- Зернов В.А. Оптимизация управлением качеством образования в негосударственном секторе высшего образования в современных условиях: Монография. М.: РосНОУ, 1999. — 185с.
- Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1999. — 282с.
- Иваненко К.Б. Негосударственное высшее образование в России: тенденции и особенности развития (социологический аспект исследования): Автореф. дис. кандидата соц. наук (22.00.06). Екатеринбург, 2004. — 21с.
- Игнатьева А.В., Максимцов М. М. Исследование систем управления. М.: ЮНИТИ, 2003. — 157с.
- Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. М.: ЮНИТИ, 2007.-335с.
- Ильинский И.М. Негосударственные вузы России: опыт самоидентификации. М.: Изд-во Московский университет, 2004. — 350с.
- Ильинский И.Н. Краткий экскурс в историю разгосударствления российского образования//Право и образование. 2003. № 3. С.43−46.
- Исаева Т. Преподаватель как субъект качества образования/ЛВысшее образование в России. 2003. № 2. С. 23.
- Ишмухаметов P.P. Совершенствование системы управления образованием на уровне муниципального района: Автореф. дис. кандидата соц. наук (22.00.08)/Башгосуниверситет. Уфа, 2006. — 22с.
- Кабакович Г. А., Хамитова Г. Ш. Внедрение новых государственных образовательных стандартов в Российской Федерации -одно из условий совершенствования системы управления образованием//Фундаментальные исследования», 2007. № 3. С. 60.
- Кабашов С.Ю. Кадры и кадровая работа в государственной службе Республики Башкортостан. Уфа: РИО БАГСУ, 2000. — 196с.
- Карапетянц И.В. Тенденции развития образования в контексте реформы/ТВысшее образование сегодня. 2005. № 10. С.22−25.
- Караулов С.А. Системное управление современным российским негосударственным высшим учебным заведением//Системное исследование. Методологические проблемы. Ежегодник. 1998. Ч.1/Под ред. Д. М. Гвишиана,
- B.Н. Садовского. М.: Эдиториал УрСС, 1999. С. 124−128.
- Концептуальные основы кадровой политики в высшей школе: соц.-эк. Аспекты/Под ред. Е. П. Жильцова, Ю. Л. Кудрявцева. М.: Иссл. Центр Гособразования СССР. 1991. 104с.
- Коротков Э.М. Концепция менеджмента М.: «ДеКА», 1997.304с.
- Кощеева И., Шуклина Е. Качество негосударственного высшего образования в оценках студентов и преподавателей//А1ша mater. 2003. № 7.1. C.23−28.
- Кравченко А.И. Социология. М.: Академический Проект, 2001. -508с.
- Красноженова Г. Ф. Высшая школа России: проблемы сохранения интеллектуального потенциала. М.: Мысль, 1998. — 214с.
- Крухмалева О.В. Современные тенденции в получении образовательных услуг//Социологическое исследование. 2001. № 9. С.83−88.
- Кузнецов B.C., Дырин С. П., Лаптев A.B. Тенденции и перспективы развития негосударственной высшей школы Поволжья.-Набережные Челны: Изд-во Института управления, 1997. 1 Юс.
- Кузьмин И.П. Аттестация как средство управления непрерывным профессиональным развитием инженерно-педагогических работников. -СПб.: ЦИПКПО, 1997. 60с.
- Кузьминов Я.И. Образование и реформа/Ютечественные записки. 2002. № 2// www. strana-oz.ru.
- Кураков Л.Н. Проблемы управления высшей школой на современном этапе. -М.: Республика, 1995. 157с.
- Лазарев B.C. Управление образованием на пороге новой эпохи//Педагогика. 1995. № 5. С. 12−18.
- Лазарев H.A. Теоретико-методологические основы развития личности студентов с опорой на их религиозно-духовные гуманистические ценности: Автореф. дис. .доктора пед. наук (13.00.0 ^/Научно-образовательный центр. Сочи, 2001. — 42с.
- Лалетин Д.А. Проблемы определения эффективности работы вуза//Социология высшей школы. Подготовка специалистов для народного хозяйства. Сборник научных трудов. Горький, Изд-во Горьковского государственного университета, 1982. — С.33−44.
- Лебин Б.Д. Подбор, подготовка и аттестация научных кадров в СССР. Вопросы исторического и правового регулирования. М. — Л.: Наука, 1996.
- Леготин Э.В. Образовательная и профессиональная мобильность в молодежной среде за годы реформ: возможности когортногоанализа//Социальные факторы развития человеческого потенциала на региональном уровне. Уфа: РИО БашГУ, 2003
- Линкевич А.Е. Социальные проблемы процесса формирования и развития кадрового потенциала органа внутренних дел: Автореф. -дис.кандидата соц. наук (22.00.04)/Башгосуниерситет, Уфа, 2001. 23с.
- Лукашевич В.В. Управление персоналом. М. «ГЕЛАН», 2001 — 253с.
- Лукашенко М. Рынок образовательных услуг: десять лет спустя//Высшее образование в России. 2003. № 1. С.40−52.
- Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент. М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2001.-375с.
- Макарова В.Н. О понятии и моделях модернизации современных обществ//Глобализация и национальные интересы России: Сборник научных статей. Уфа: Изд-во «Восточный университет», 2005. — С.54−55.
- Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник/Под. ред. Ф. М. Русинова, М. Л. Рязу. -М.: ФБК-ПРЕСС. 1998. 504с.
- Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/Пер. с англ. М.: Дело, 1992. — 800с.
- Миннибаев Е.К. Авторитет вуза/С вами говорит ректор ВЭГУ: Дайджест статей и публикаций. Уфа: Восточный ун-т, 2004. — С.56−58.
- Михеев В.И. Социально-психологические аспекты управления. Стиль и методы работы руководителя. М.: Академия МВД СССР, 1991. -163с.
- Молчанов С.Г. Теория и практика аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений. Челябинск: Челябинский государственный университет, 1998. — 255с.
- Мордовии С.К. Управление человеческими ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 16. -М: ИНФРА-М. 1999. 360с.
- Мухаев Р.Т. Политология. М.: «Изд-во ПРИОР», 2000. — С.304 314.
- На первый шестой рассчитайсь?//Российская газета. 26 января2005.
- Научный потенциал вузов и научных организаций Минобразования России 1999: Стат. сб. СПб.: СЗНМЦ. 2000. — 177с.
- Неволин В.Н. Высшая школа как основа возрождения науки в России//Известия Междунар. акад. наук высш. шк. 2002. № 3. С. 22−28.
- Неволин В.Н. Подготовка научных кадров и ВАК на современном этапе: региональные аспекты//Высшая школа и регионы: основы взаимодействия и сотрудничества. Материалы научно-практической конференции. Краснодар: Изд-во ТГУ, 2001 С.242−245.
- Негосударственное образование состоялось, но проблемы остались//Вузовские вести. 1999. № 8. С.2−8.
- Негосударственные вузы проблемы, перспективы//Вузовские вести. 1997. № 1.
- Некрасов В.И. Организационный потенциал персонала// Известия Академии труда и занятости, 1998. № 3−4. С. 175−178.
- Никитина И.А. Эффективность систем управления персоналом: Монография. СПб: СПбГИЭА, 1998. 119с.
- Нотман О.В. Социологические проблемы негосударственного образования: Дис. кандидата соц. наук (22.00.06)/Уральский государственный проф.-технический университет. Екатеринбург, 1998. -156с.
- О задачах профсоюзных организаций в ходе модернизации системы высшего профессионального образования./Выступление заместителя председателя Профсоюза В. Н. Дудина на открытии
- О состоянии и развитии негосударственных вузов//Вузовские вести. 2001. № 8. С. 2.
- Обернибесов А.Н. Психологические основы процесса аттестования преподавателей высшего военно-учебного заведения: Автореф, дис.к.псих.н./Военныйуниверситет. М., 1997. -24с.
- Образование в Республике Башкортостан: Справочник высших и средних специальных учебных заведений. Территориальный орган федеральной службы гос. статистики по Республике Башкортостан. Уфа, 2005. — 164с.
- Овчинникова C.B. Институционализация негосударственного вуза в России 90-х годов: Дис. кандидата соц. наук (22.00.04)/Институт моложеди. Москва, 1999. — 138с.
- Одегов Ю.Г., Журавлев П. В. Управление персоналом. М.: Финстатин-форм, 1997. — 229с.
- Онокой JT.C. Россия на пути интеграции в общеевропейскую систему образования//Социологические исследования. 2004. № 2. С. 81.
- Орачева Е.А. Негосударственный вуз: управление качеством образования/Перм. гос. тех. ун-т. Пермь, 2001. 206с.
- Организация управления развитием научно-технического потенциала отраслевых НИИ и КБ/В.В. Болашов, Э. М. Коротков, О.М.
- Камышникова, Д.П. Удалищев: отв. ред. Г. Р. Латфуллин. М.: МИУ. 1989. -43с.
- Организационно-экономические инновации в сфере образования/ЛЗузовские вести. 1999. № 3. С. 5.
- Отчет о самообследовании Восточного института экономики, гуманитарных наук, управления и права за 1999−2002г.г. Уфа, 2002. — 216с.
- Отчет о самообследовании Восточного института экономики, гуманитарных наук, управления и права за 2002−2006г.г. Уфа, 2007. — 170с.
- Плаксий С. Сверхэксплуатация преподавателей главная угроза высшей школе и развитию России в ХХ1в.//А1та mater. 2004. № 3. — С. 16−22.
- Погашняк М.М., Моисеев A.M. Диссертации по управлению образованием. Состояние, современные требования: пособие в помощь авторам диссертаций по управлению в сфере образования. М.: Новая школа, 1998. -176с.
- Попов Д.Г. Проблемы реформирования системы управления высшим образованием//Экономика образования. 2001. № 1. С.39−43.
- Поташник М.М. Управление развитием образовательного учреждения//Педагогика. 1995. № 4. С.59−63.
- Проворов А., Проворова О., Сенаторова Н. О роли магистратуры и аспирантуры в подготовке научно-педагогических кадров//Высшее образование в России. 1999. № 2. С.23−29.
- Проект доклада к заседанию Госсовета по вопросу «О модернизации образования"/Аууу.апуиг.ш.
- Процессы подготовки и аттестации кадров необходимо решительно сближать//Вузовские вести. 2004. № 10 (200). С.З.
- Радугин A.A., Радугин К. А. Введение в менеджмент: социология организаций и управление. Воронеж: Воронежская высшая школа предпринимателей, 1995.
- Рахманова Ю.В. Формирование личности молодого ученого (соц. анализ ситуации в современном российском науковедении): Автореф. дис. .кандидата соц. наук. СПб., 1997. — 22с.
- Региональная ассоциация негосударственных вузов: вчера, сегодня, завтра//Вузовские вести. 1999. № 7. С.8−10.
- Рейтинг негосударственных аккредитованных вузов России/Юбучение и карьера. 2005. № 26//http://www.zarplata.ra.
- Решение коллегии Министерства образования РФ от 10.04.2001 «О состоянии и развитии негосударственных BV30B"//www.nica.ru/menu.php3.
- Российская высшая школа как составляющая национальной идеи//Вузовские вести. 2004. № 9 (199). С. 4.
- Россия в цифрах. 2005: Краткий стат. сборник М.: ФСГС, 2005. -478с.
- Россия в цифрах: Краткий стат. сборник/Госкомстат России. М., 2000. — С.121−124.
- Руткевич М.Н. Социология образования и молодежи. М.: Гардарики, 2002. — 541с.
- Руткевич М.Н., Рубина Л. Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М.: Профиздат, 1998. — 224с.
- Садриев М.М., Сафаров Т. А. Российские реформы и контрреформы. М., 2001.
- Салихова Э.М. Совершенствование управления системой российского негосударственного высшего образования в условиях трансформации: социологический анализ: Дис. кандидата соц. наук (22.00.08)/Башгосуниверситет. Уфа, 2005. — 194с.
- Сальников В., Кукин А. Реформирование организации и повышение учебного процесса и повышения качества обучения//А1ша mater. 2003. № 7. С.29−31.
- Слепенков И. М Основы теории социального управления. М.: Высшая школа, 1990. — 302с.
- Смирнов С.А. Становление и институциализация высшего негосударственного образования в современной России: Дис. кандидата философ, наук (09.00.11)/Ростовский государственный университет. -Ростов-на/Д, 1998.- 154с.
- Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990.
- Современная социология образования/Отв.ред. А. М. Осипов, В. В. Тумалев. Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 320с.
- Современное состояние научных кадров в PoccHH//http://lib.wsu.ru 2005.
- Солоницен В.А. Негосударственное высшее образование в России. М.: Изд-во МОСУ, 1998. — 273с.
- Состояние, развитие и проблемы негосударственных образовательных учреждений России//Высшее образование в России. 1994. № 1.-С.142−149.
- Социальный менеджмент/С.Д. Ильенкова, В. Н. Журавлева, JI. J1. Козлова и др.- Под общ. ред. С. Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.-271с.
- Социология: Словарь-справочник. Т. З. Междисциплинарные исследования. М.: Наука, 1991. — С. 145.
- Социологический энциклопедический словарь/Редактор-координатор Г. В. Осипов. М.: Изд. группа ИНФРА-М. — Норма, 1998. -488с.
- Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. СПб: Питер, 2000. — 416с.
- Статистика Российского 06pa30BaHna//http://stat.edu.ru.
- Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. Москва, 2006.
- Сухочев В.И. Эффективность функционирования негосударственного профессионального учебного заведения в условиях рынка:
- Автореф. дис. кандидата экон. Наук (08.00.05)/Тольяттинский государственный университет. Тольятти, 2006. — 23с.
- Теория управления социалистическим производством/Под ред. О. В. Козловой. -М.: Экономика, 1983.
- Турченко В.Н. Научно-техническая революция и революция в образовании. М.: Политиздат, 1973. — С.13.
- Управление организацией: Учебник/Под. ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, H.A. Саломатина. 3-е изд. М.: ИНФРА-М. 1998. — 669с.
- Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты/А.Н. Тихонова, А. Е Абрамешин, Т. Н. Воронина, А. Д. Иванников, О.Н. Молчанова- под ред. А. Н. Тихонова. М.: Вита-Пресс, 1998. -256с.
- Утечка мозгов продолжается//Служба кадров и персонал. 2005. № 7. — С.60−64.
- Федько В.П., Бондаренко В. А. Маркетинговые аспекты методологии формирования системы подготовки научных кадров/Маркетинг в России и за рубежом. 2005. № 4. 124с.
- Филиппов Ф.Р. Совершенствование социальных функций системы образования. М., 1988.
- Философский энциклопедический словарь/Главная редакция Л. Ф. Ильичев и др. Современная энциклопедия, 1983. — С.87.
- Фролов С.С. Социология. М.: Гардарики, 2000. — 343с.
- Фурсенко A.A. О роли права в развитии науки и образования//Журнал российского права. 2005. № 12. С.37−42.
- Хазиев B.C. Истина, образование, жизнь. Уфа: Изд-во Башкирского гос. педагогического ин-та, 1998. — 48с.
- Хайруллин Ф.Г. Гуманизация высшего технического образования и духовное развитие инженерно-технической интеллигенции: Дисс. доктора соц. наук (22.00.04)/Башгосуниверситет. Уфа, 1998.
- Халилова Н.Р. Социальные проблемы становления и развития негосударственного высшего образования в современной России (региональный аспект): Дис. кандидата соц. наук (22.00.04)/Башгоспединститут. Уфа, 2006. — 199с.
- Харчева В.Г. Основы социологии. М.: Логос, 2001. — 302с.
- Шаронова С. Болонский процесс: взгляд из Европы//Высшее образование в России. 2005. № 12. С. 142.
- Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. М., 1992.-82с.
- Шереги Ф.Э. Социология образования: прикладные исследования. М.: Akademia, 2001. — 300с.
- Шереги Ф.Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. М.: Юрист, 1997. — 300с.
- Шуванов В. И Организационный потенциал персонала//Известия Академии труда и занятости. 1998. № 3−4. С.176−177.
- Щербина В.В. Социальные теории организации. М.: Инфра-М, 2000.-264с.
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ВУЗА
- Назовите, пожалуйста, три характеристики, которыми должен обладать институт как элитный вуз:
- Какова Ваша оценка качества учебного процесса (оцените по пятибалльной шкале)?51 аудиторские занятия52 семинары в форме беседы53 практические занятия с решением задач54 семинары с использованием докладов и рефератов55 лекции.
- Какова, на Ваш взгляд, основная функция лекций:61 информационная62 разъясняющая63 ориентирующая
- Назовите наиболее объективный, на Ваш взгляд, способ проведения аттестации знаний студентов:71 собеседование72 по билетам73 письменный ответ74 по компьютеру
- Оцените, пожалуйста, материально-техническое обеспечение учебного процесса в вузе, в котором Вы работаете:81 средний82 высокий83 низкий
- В каком вузе предпочли бы работать:111 в государственном112 в негосударственном (внебюджетном)113 в коммерческом отделении государственного вуза
- Если Вы преподаватель внебюджетного вуза, по какой причине пришли работать в данное учебное заведение:
- Здесь больше возможностей для педагогического экспериментирования
- Внебюджетных вузов складываются более доверительные отношения между преподавателями и студентами
- Здесь у преподавателя больше возможностей влиять на ситуацию в вузе
- Здесь больше возможностей для научной работы
- В негосударственном вузе легче получить более высокую должность
- Здесь меньше требований к качеству преподавания127 Материальная сторона
- Привлекла нетрадиционная система образования
- Инновационные образовательные технологии1210 Удобное расположение учреждения1211 Репутация учебного заведения1212 Удобный режим работы.1213 Что-то еще (укажите, что именно?)