Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Регулирование процесса социальной адаптации спортсменов, завершивших профессиональную карьеру

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выборочная совокупность характеризуется следующими основными параметрами. 72% опрошенных составили бывшие профессиональные спортсмены, 38% — спортсмены, выступающие в большом спорте. Время, прошедшее после оставления большого спорта составило до 1 года у 11,9%, 1−3 года — 28,6%, 3−5 лет -35,7%, свыше 5лет — 23,8% опрошенных. Среди бывших профессиональных спортсменов в выборку попали представители… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел I. Общее и особенное в социальной адаптации бывших профессиональных спортсменов
  • Раздел II. Обострение процесса социальной адаптации бывших профессиональных спортсменов в современных условиях трансформирующегося российского общества
  • Раздел III. Оптимизация процесса социальной адаптации бывших ф профессиональных спортсменов.>.>

Регулирование процесса социальной адаптации спортсменов, завершивших профессиональную карьеру (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Мы являемся свидетелями и участниками глубоких перемен в обществе, обострения многих социальных проблем: непрерывного роста цен на все без исключения виды товаров и услуг, постоянного сокращения производства, роста безработицы, резкой дифференциации населения по уровню доходов. Подобные перемены, как правило, сопряжены с психологическими стрессами, социальными конфликтами, затрагивающими представителей разнообразных социальных общностей.

Сложность и многообразие социально-политических процессов, охвативших Россию, не могли не коснуться проблем, связанных с профессиональным спортом. Они затрагивают судьбы, как известных спортсменов, так и тех, кто составляет широкие слои мастеров спорта.

Россия вправе гордиться высокими достижениями наших спортсменов на самых престижных состязаниях различного ранга. Профессиональные спортсмены, составляющие достаточно большую и устойчивую социальную общность находятся в поле зрения средств массовой информации, поклонников, спортивных специалистов и др. Однако спортивная карьера скоротечна. Завершая выступления в «большом спорте» бывшие профессионалы вынуждены со сменой профессии включаться в новую, порой совершенно им неизвестную систему социальных отношений.

Более того, эта категория индивидов находится в полном расцвете сил, полна жизненной энергии, составляет наиболее активную часть населения. В этой связи общество заинтересовано в их скорейшей адаптации как производителей материальных благ. Но самое главное заключается в том, что в противном случае, не пройдя адаптацию, эти молодые люди, как правило, пополняют ряды криминальных структур.

А это уже не просто вызывает интерес исследователей, а становится вполне реальной проблемой для общества, его разнообразных управленческих структур.

Таким образом, актуальность исследования социальной адаптации бывших профессиональных спортсменов обусловлена следующими обстоятельствами: во-первых, потребностью в дальнейшей разработке теории социальной адаптации для такой специфической категории граждан, как профессиональные спортсмены, завершившие спортивную карьеруво-вторых, необходимостью изучения и выявления механизмов адаптационных процессов в условиях экономического кризиса общества, перехода к рыночным отношениям, реформирования системы национального спорта, получения обоснованных данных о факторах, влияющих на результат социальной адаптации индивидов, кардинально меняющих среду своей профессиональной (а для многих — и бытовой) жизнедеятельностив-третьих, остротой неразрешенных проблем, возникающих у большинства профессиональных спортсменов перед расставанием с «большим спортом», прямого выхода на их сегодняшние нужды и за-просы. Успешность адаптации к новой социальной среде бывших спортсменов помогает спортсменам нынешним уточнить статусно-ролевые ожидания в отношении будущей жизни в обществе, предупредить их девиантное поведениев-четвертых, возрастанием требований к эффективности управленческих решений государственных органов и спортивных организаций, нацеленных на прогнозирование и оптимизацию социальных процессов и явлений современной общественно-политической жизни России на переломном этапе развития.

Степень разработанности проблемы исследования. На проблему адаптации обращают внимание различные науки. Понятие «адаптация» впервые стало использоваться в биологии, где анализируется биологическая система, которая использует механизм приспособления к прямым влияниям физических условий среды обитания. Понятие «адаптация» ввел в научный оборот немецкий физиолог Ауберт1, который использовал его как характеристику состояния биологической системы. Область применения этого понятия со временем стала расширяться, выходить за рамки эволюционной теории и общей биологии. Понятие «адаптация» проникло в социологию, социальную психологию, другие науки.

В социологии более детально социальная адаптация стала изучаться в работах Ф. Знанецкого, В. Томаса, Я. Щепаньского и др2. А в наше время социальная адаптация снова оказалась в центре внимания ученых в начале 60-х годов. В этот период внимание ученых привлекали разнообразные проблемы адаптации. Так, например, в науке нашла отражение социальная адаптация. По большей части она рассматривалась в широком смысле слова «социальная». Приверженцы этого подхода (Е.М.Авраамова, А. А. Бодалев, И.Д.Калайков)3 больше внимания.

Физиология человека: В 3-х томах. Пер с англ./Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. -М.: Мир, 1996.

2Thomas W., Znanieski P. The Polish peasant in Europe and America. Boston, 1918;1920; Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии/ Под общ. ред. А. М. Румянцева: Пер. с польск. -М.: Прогресс, 1969. -240с.

3 См, например: Социальное самочувствие и ценностные ориентации российских женщин: (По материалам мониторингового исслед.) / Редкол.: О. А. Хасбулатова (отв. ред.) и др. -Иваново, 1998. -44с.- Ав-раамова Е. М. Время перемен: социально-экономическая адаптация населения / Е. М. Авраамованауч. ред. И. Е. Дискин.- М.: Ин-т соц.-экон. пробл. народонаселения, 1998. -229с.- Бодалев A.A. Личность и общение: Избр. психол. тр. -2-е изд., перераб. -М.: Междунар. Пед. уделяют самому процессу адаптации, не акцентируя внимание на его уровнях, специфике и др. Другие ученые сосредотачиваю свои усилия на исследовании отдельных граней социальной адаптации, рассматривая, тем самым, понятие «социальное» в узком смысле слова. В этом случае анализу подлежит социально-психологическая, социальная, профессиональная, социо-культурная и другие виды адаптации (А.А.Гордиенко, Д. П. Дербенев, А.И.Красило)1. Ряд ученых считает актуальными исследования социальных интересов во взаимоотношениях между индивидами (И.А.Георгиева, В. С. Дудченко, В. Н. Ковалев, И. С. Ширшина, Ю. Ю. Шитова др.)2. Некоторые из них (Н.Н.Визитей,.

Акад., 1995. -324с.- Калайков И. Д. Цивилизация и адаптация/ Пер. с болг. -М.: Прогресс, 1984. -240с.- Социально-экономическая адаптация российских эмигрантов (конец XIX—XX вв.): Сборник ст. / РАН. Ин-т рос. истории.- М.: Ин-т рос. истории РАН, 1999. -268с. м., например: Гордиенко A.A. Предпосылки и процедуры формирования новой системы муниципального управления: (Социокультур. подход к орагнизации гор. сообщества) / A.A. Гордиенко.- Новосибирск, 1996. -39с.- Дербенев Д. П. Психическое здоровье и социальная адаптация в подростковом возрасте и управление ими в условиях социально-экономических перемен / Д. П. ДербеневМ-во здравоохранения РФ. Твер. гос. мед. акад. -Тверь, 1998. -94с.- Красило А. И. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении / А. И. Красило, А. П. НовгородцеваАкад. пед. и социал. наук. Моск. психол.-социал. ин-т.- 2. изд., доп.- М.- Воронеж, 1998. -191с.

2 См., например: Георгиева И. А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе: Автореф. дис. канд. психол. Наук: -Л., 1986. -18с.- Дудченко B.C. Методология исследования и преобразования социальных систем: (Инновац. Подход): Дис. д-ра со-циол. Наук. -М., 1994. -368с.- Ширшина Н. С. Социально-профессиональное самоопределение личности: Автореф. дис. канд. филос. наук: / Нижегород. гос. архит.-строит, акад. -Нижний Новгород, 1995. -26с.- Шитова Ю. Ю. Гармонизация интересов личностей и общностей в период перехода к рыночным отношениям: Дис.канд. со-циол. наук. -Саранск, 1996. -135с.

А.И.Мищенко, Ю.А.Фомин)1 вполне обоснованно уделяют внимание представителям, так называемых, «групп риска», разбалансирован-ность внутренних и внешних интересов которых, как правило, инициирует дивиантное и делинквентное поведение. Вместе с тем, на уровне диссертационного исследования процесс социальной адаптации профессиональных спортсменов, завершивших профессиональную карьеру, не изучался.

Актуальность проблемы, ее недостаточная разработанность в социологии и определи выбор объекта, предмета, цели и задач диссертационного исследования.

Объектом исследования являются спортсмены, завершившие профессиональную карьеру.

Предметом исследования служит социальная реадаптация, или адаптация бывших профессиональных спортсменов в новой социальной среде и система факторов, определяющих эффективность данного процесса.

Цель исследования состоит в дальнейшем развитии теории социальной адаптации на примере такой специфической социальной общности как профессиональные спортсменывыявлении реальной картины и обосновании направлений оптимизации социальной адаптации спортсменов к новым условиям жизнедеятельностивыработке рекомендаций органам государственного управления, общественным организациям по социальной поддержке названной категории людей.

1 Визитей H.H. Спортивная деятельность как социальный феномен: Автореф. дис. д-ра филос. наук: -Свердловск, 1985. -38с.- Мищенко А. И. Социологический анализ процесса социальной адаптации ветеранов Афганской войны: Автореф. дис. канд. социол. наук, -М., 1991, -167с.- Фомин Ю. А. Актуальные социальные проблемы большого спорта: Автореф. дис. д-ра филос. наук:/ Ин-т филос. и права Сибир. отд-ния АН СССР. -Новосибирск, 1992. -37с.;

Достижение цели исследования предопределило решение следующих задач: а) проведение теоретического анализа сущности и содержания социальной адаптации бывших профессиональных спортсменовб) анализ современного состояния социальной адаптации бывших профессиональных спортсменовв) определение путей оптимизации процесса социальной адаптации бывших профессиональных спортсменов к современным условиям и разработка соответствующих рекомендаций.

Гипотезы исследования:

1 .Социальная адаптация бывших профессиональных спортсменов к новой социальной среде — это процесс включения индивидов в систему социальных отношений, существующую в социальной общности, и основанной на интересах индивидов.

2.Сущность и содержание социальной адаптации бывших профессиональных спортсменов определяется как освоение новой среды через ознакомление, сопоставление общественных и личных интересов индивида и социальной общности в различных сферах жизнедеятельности, а также подчинении личных интересов общественным.

3.Основными сферами адаптационных взаимоотношений в современных условиях для бывших профессиональных спортсменов являются социально-профессиональная и социально-бытовая, что детерминировано особенностями новой среды, социально-политической и социально-экономической ситуацией в стране.

4.Готовность к оставлению «большого спорта» является важнейшим фактором, влияющим на процесс и результат социальной адаптации. В связи с этим, наиболее быстрый и глубокий эффект на пути оптимизации процесса социальной адаптации можно получить при дифференцированном подходе к бывшим профессиональным спортсменам. Необходимо сосредотачивать усилия на их подготовке к новым условиям жизнедеятельности на всем этапе спортивной карьеры, отслеживать процесс их адаптации в течение определенного времени после завершения выступлений в большом спорте.

5.Наиболее сложно процесс социальной адаптации протекает у бывших профессиональных спортсменов, формально и неформально не подготовивших себя к возможным резким изменениям сфер жизнедеятельности.

6.Оптимизация процесса социальной адаптации бывших профессиональных спортсменов имеет три уровня: личностный, институциональный и общественный.

7.Динамика социального процесса, территориальная дифференциация бывших профессиональных спортсменов в целях его оптимизации требует широкого привлечения современных информационных технологий, представляющих собой как социальные, так и технические (компьютерные) приемы и методы сбора и обработки информации.

Теоретико-методологической основой исследования являются концептуальные положения о развитии социума и составляющих его базисных элементах, содержащиеся в основных парадигмах социологического знания, связанного с классическими теориями М. Вебера, Э. Дюркгейма, О. Конта, К. Маркса, Г. Спенсера. В работе использованы достижения современных подходов к теории адаптации представителей различных научных дисциплин, положения диалектической ценностно-деятельностной концепции личности, научные идеи о социальной сущности человека, теории квантификации социальных явлений и процессов.

Теоретической основой анализа сущности и содержания социальной адаптации стал отечественный подход, рассматривающий этот процесс в системе социальных отношений, детерминирующих его динамику.

В работе широко использовались материалы периодической печати, научно-теоретических и научно-практических конференций, данные социологических исследований.

Эмпирическую базу исследования составили материалы социологических обследований отечественных и зарубежных ученых по проблемам социальной, материалы периодической печати, научнотеоретических и научно — практических конференций. Одновременно с этим, автор использовал результаты собственного социологического * обследования, проведенного в Северо-Кавказском и Московском регионе в 1997;1998 годах (выборочная совокупность 433 респондентов и 14 экспертов).

Выборочная совокупность характеризуется следующими основными параметрами. 72% опрошенных составили бывшие профессиональные спортсмены, 38% - спортсмены, выступающие в большом спорте. Время, прошедшее после оставления большого спорта составило до 1 года у 11,9%, 1−3 года — 28,6%, 3−5 лет -35,7%, свыше 5лет — 23,8% опрошенных. Среди бывших профессиональных спортсменов в выборку попали представители командных (69%) и индивидуальных (31%) видов спорта: борьба -30,8%, Футбол — 19,1%, тяжелая атлетика — 11,9%, волейбол -9,5%, бокс — 7,1%, плавание и теннис — по 4,8%, баскетбол, легкая атлетика, регби, спортивная гимнастика, хоккей — по 2,4%.

В ходе обследования использовался комплекс социологических 4 методов сбора первичной информации: анализ документов, анкетный опрос (респондентов и экспертов), интервью. Для обработки эмпирических данных применялись различные математико-статистические методы: корреляционный, регрессионный, факторный и дисперсионный анализ.

Научная достоверность эмпирических данных и теоретических выводов исследуемой проблемы обеспечена: методологическим и теоретическим обоснованием концептуальной модели изучаемого процессаиспользованием теоретически и экспериментально обоснованных методиккорректным, с учетом специфики социальных явлений, применением математико-статистических методов обработки эмпирической социологической информации.

Последовательное решение поставленных задач определило структуру диссертации, которая состоит из введения, трех разделов и заключения.

Выводы:

1 .В настоящее время процесс социальной адаптации происходит стихийно. Причины такого положения дел кроются в первую очередь потому, что практически отсутствует открытая достоверная научная информация о характере протекания данного процесса. Такая информация может быть получена в результате использования современных социальных технологий, отражающих динамику социальной адаптации бывших профессиональных спортсменов.

2.Отсутствие информации не стимулирует создание системы управления этим социальным процессом, а, напротив, дезорганизует деятельность органов социального управления в направлении профилактики девиантного поведения представителей группы риска.

3.Основными направлениями оптимизации социальной адаптации бывших профессиональных спортсменов являются: переход на социально-информационные технологии анализа динамики данного социального процесса, совершенствование системы социальной защиты, создание условий для социально-профессиональной ориентации и переподготовки, включении еще в ходе выступлений, наряду с переподготовкой правовой и социально-психологической подготовки, формирование положительного общественного мнения.

4.Механизмами преодоления стихийности в процессе социальной адаптации являются: совершенствование материальной базы, резервирование финансовых средств (в виде кредитов), формирование в обществе адекватных ролевых ожиданий, формирование у спортсменов установки на успешную адаптацию, создание институциональных и общественных условий для успешной адаптации.

5.В органах социальной защиты, спортивной администрации, МВД Российской Федерации должна быть создана многоуровневая система оперативного изучения процесса социальной адаптации бывших профессиональных спортсменов и организации оптимального управления им. Эти функции вполне могла бы выполнить одна из социологических служб (например, МВД РФ).

6.Данная система должна включать в себя подсистему управленческих знаний, формируемую на основе опыта менеджеров различного звена.

7.В вузах необходимо организовать обучение менеджеров порядку и правилам управления социальными процессами с использованием современных информационных технологий.

8.В Московском государственном социальном университете предлагается создать лабораторию по исследованию социальной адаптации индивидов, вынужденных резко изменять профессиональную ориентацию, что может провоцировать их дивиантное поведение.

9.Применение менеджерами различного звена СИТ управления процессами в социальных общностях позволяет: существенно снизить влияние субъективизма в ходе анализа состояния объекта управления, а также при оценке эффективности работы менеджеровкардинально повысить оперативность выработки оптимальных решений и качество их реализацииперевести социальное управление на безбумажную технологию с высвобождением соответствующих сил и средств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Наше общество в настоящий момент переживает не самые лучшие (с экономической точки зрения) времена. Эти трудности объективно обостряют отношения во всех социальных общностях, обществе в целом. И раньше, когда экономика была стабильной, целый ряд социальных процессов вызывал в органах государственного и местного управления большую озабоченность, а попытки управления такими процессами либо не давали должного эффекта, либо, по ряду объективных и субъективных причин, не предпринимались вообще.

Одним из подобного рода процессов является социальная адаптация бывших профессиональных спортсменов. Спортсмены принадлежат к такой социальной общности, представители которой имеют высокий социальный статус, обладают высокими волевыми качествами, отменно подготовлены физически. Они привыкли достигать своей цели любой ценой: иногда не обращая внимания на угрозу здоровью, иногда используя запрещенные приемы (допинги, подставки и т. п.). Они умеют работать «до седьмого пота», но и ожидают (и получают) высокий гонорар за свой нелегкий труд.

После ухода из большого спорта их устоявшаяся система интересов требует реализации. И если раньше успех и слава приходили порой за считанные минуты после очередного удачно проведенного нокаута или болевого приема то очень велик соблазн так же быстро вернуть себе былой социальный статус участвуя в криминале. Таким образом, бывшие профессиональные спортсмены входят в состав группы риска наряду с бывшими представителями силовых структур.

В настоящее время процесс социальной адаптации происходит стихийно. Причины такого положения дел кроются в первую очередь в том, что практически отсутствует открытая достоверная научная информация о характере протекания данного процесса. Такая информация может быть получена в результате использования современных социальных технологий, отражающих динамику социальной адаптации бывших профессиональных спортсменов.

Отсутствие информации не стимулирует создание системы управления этим социальным процессом, а, напротив, дезорганизует деятельность органов социального управления в направлении профилактики девиантного поведения представителей группы риска.

Социальная адаптация бывших профессиональных спортсменовэто процесс включения индивидов в систему социальных отношений, сложившуюся в социальной общности и основанную на их интересах. Содержательно социальная адаптация бывших профессиональных спортсменов представляет собой многоуровневую, многоэлементную систему социальных отношений, основной гранью которых являются интересы индивидов.

Социальные общности, в которых происходит социальная адаптация бывшим профессиональным спортсменам, представляют собой такую взаимосвязь индивидов, которая обусловлена общими интересами. Социальная адаптация — двусторонний процесс. Адаптируются как новые индивиды, так и те, кто уже составляет социальную общность.

Современные информационные технологии являются предпосылкой и необходимым условием оптимизации социального управления. Применение менеджерами различного звена современных информационных технологий в управлении социальными общностями позволяет: существенно снизить влияние субъективизма в ходе анализа состояния объекта управления, а также при оценке эффективности работы менеджеровкардинально повысить оперативность выработки оптимальных решений и качество их реализацииперевести социальное управление на безбумажную технологию с высвобождением соответствующих сил и средств.

С позиций исследования путей оптимизации управления наиболее продуктивным является подход, который обеспечивает социологическое измерение и моделирование процесса социальной адаптации бывших профессиональных спортсменов. Это предоставляет возможность сформировать и использовать методику оптимизации управления данным процессом.

Сопоставление социальных интересов в социальных общностях идет поэтапно (первичная, вторичная), в различных сферах жизнедеятельности социальной общности (социально-профессиональной, социально — политической, социально-бытовой), на различных уровнях (на микроуровне и макроуровне), по внутренним аспектам (личные интересы, общественные интересы).

Процесс социальной адаптации бывших профессиональных спортсменов конечен. Его результатом является изменение структуры интересов спортсменов до такого состояния, при котором личные интересы не будут превышать интересы общественные.

Разработка названных выше направлений позволит решить ряд теоретических и практических задач:

1 .Создать стройную и динамичную систему анализа и прогнозирования развития процесса социальной адаптации бывших профессиональных спортсменов.

2.Организовать целевое использование высокого профессионального и волевого потенциала профессионального спорта на социально-значимых направлениях развития общества.

3.Сократить потенциальную базу криминального мира.

4.Обеспечить оптимизацию социальной адаптации бывших профессиональных спортсменов посредством перехода на социально-информационные технологии анализа динамики данного социального процесса, совершенствование системы социальной защиты, создание условий для социально-профессиональной ориентации и переподготовки, включении еще в ходе выступлений, наряду с переподготовкой правовой и социально-психологической подготовки, формирование положительного общественного мнения.

5.Задействовать механизмы преодоления стихийности в процессе социальной адаптации. Ими являются: совершенствование материальной базы, резервирование финансовых средств (в виде кредитов), формирование в обществе адекватных ролевых ожиданий, формирование у спортсменов установки на успешную адаптацию, создание институциональных и общественных условий для успешной адаптации.

Организационно-практические рекомендации для органов государственного и местного управления:

1 .В органах социальной защиты, спортивной администрации, МВД Российской Федерации должна быть создана многоуровневая система оперативного изучения процесса социальной адаптации бывших профессиональных спортсменов и организации оптимального управления им. Эти функции вполне могла бы выполнить одна из социологических служб (например, МВД РФ).

2.Данная система должна включать в себя подсистему управленческих знаний, формируемую на основе опыта менеджеров различного звена.

3.В вузах необходимо организовать обучение менеджеров порядку и правилам управления социальными процессами с использованием современных информационных технологий.

4.В Московском государственном социальном университете предлагается создать лабораторию по исследованию социальной адаптации индивидов, вынужденных резко изменять профессиональную ориентацию, что может провоцировать их девиантное поведение.

Таковы основные рекомендации и предложения, вытекающие из проведенного диссертационного исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Постановление Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ от 2 августа 1988 года № 945 «О совершенствовании управления футболом, другими игровыми видами спорта и дополнительных мерах по упорядочению содержания команд и спортсменов по основным видам спорта».
  2. Е.М. Время перемен: социально-экономическая адаптация населения / Е.М. Авраамова- Науч. ред. И. Е. Дискин.- М.: Ин-т соц.-экон. пробл. народонаселения, 1998. -229с.
  3. Адаптация и социальная интеграция детей, лишенных семейного окружения: Материалы обл. науч.-практ. конфер. (6−8 декабря 1994 г.). -Кемерово, 1995. -53с.
  4. Адаптация к социально-экономическим условиям как фактор эффективности общего образования: Метод, рекомендации к пробл. Семинару/ АПН СССР, НИИ общ. Образования взрослых. -Л., 1986. -37с.
  5. Адаптация человека к воздействию производственных факторов: Сб.ст./ Башк. Гос. мед. ин-т. -Уфа, БМИ, 1983. -76с.
  6. Адаптация человека к трудовой деятельности и ее психофизиологическая оценка: Межотрасл. Метод, рекомендации/ НИИ труда и М-ва труда и занятости населения Рос. Федерации. -М.: 1992. -74с.
  7. К.А. Религиозность молодежи и проблемы социально-психологической адаптации: Автореф. дис. д-ра филос. наук. -М., 1990. -46с.
  8. Актуальные проблемы организации подготовки физкультурных кадров за рубежом: Сб. науч. тр. / Моск. Обл. гос. ин-т физ. культуры- Редколл.: С. И. Змеев (отв.ред) и др. -Малаховка, 1989. -84с.
  9. Г. Р. Дифференциация общества и социальные интересы: Дис.канд. социол. Наук. -Уфа, 1996. -150с.
  10. Ю.Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. -М.: Политиздат, 1981, -432с. -С.48.
  11. С.А. Социально-психологические проблемы адаптации и дезадаптации первоклассников: Автореф. дис. канд. психол. наук. -Ярославль, 1995. -18с.
  12. А.Ф. Диалектика методологических подходов в исследовании взаимоотношений индивида и общества: Автореф. дис. канд. филос. наук: / Башкир. Ун-т. -Уфа, 1994. -18с.
  13. О.П. Социально-психологическая адаптация молодого рабочего в трудовом коллективе: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., -1988. -16с.
  14. С.И. Социальная сфера и самоуправление. -Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1989. -С.7−11.
  15. В.Г. Групповые интересы в системе социального управления: Дис.канд. Социол. Наук. Хабаровск, 1995. -141с.
  16. Е.Л. Личность в системе общественных отношений: Учеб. пособ. по курсу социол. / Орл. Гос. пед. Ун-т. -Орел: Б.и., 1995. -295с.
  17. Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы: пер. с англ. СПб.: Лениздат, 1992. -399с.
  18. A.A. Личность и общение: Избр. Психол. Тр. -2-е изд., перераб. -М.: Междунар. Пед. Акад., 1995. -324с.
  19. Л.Н. Социологическое исследование отношения студентов-африканцев к советским людям (в процессе социальной адаптациив период учебы на подготовительно м факультете): Автореф. дис. канд. филос. наук. -Киев, 1989. -18с.
  20. В.И. Адаптация студентов младших курсов вуза: Из опыта работы техн. Вузов юга Украины. -М.: НИИВШ, 1975. -36с.
  21. Т.И. Адаптационный синдром и социально-психическая адаптация у больных опийной наркоманией: Автореф. дис. д-ра мед. наук. -М., 1996. -40с.
  22. М.М. Социально-трудовая адаптация и ее прогноз у больных шизофренией: (клинико-эпидемиологическое исследование): Автореф. дис. д-ра мед. наук. -М., 1990. -23с.
  23. С.М. Проблемы социальной адаптации личности на примере коренных народностей Севера: Автореф. дис. канд. филос. наук. -Свердловск, 1990. -19с.
  24. О.В. Социальная адаптация шахтеров в процессе становления рыночных отношений: Автореф. дис. канд. социол. наук. -Ростов-на-Дону, 1996. -16с.
  25. Т.В. Личностное целеполагание: Автореф. дис. канд. филос. наук: (Философско-социальные аспекты)/ Иркут. Ун-т. -Иркутск, 1995. -17с.
  26. В.В. Социально-педагогические проблемы управления адаптацией выпускников ПТУ на предприятиях металлургической промышленности: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Киев, 1989. -16с.
  27. А.Е. Я говорю, мы говорим.: Очерки о человеческом общении. -2-е изд., дораб. И доп. -М.: Знание, 1990. -238с.
  28. Н.Г., Медведев В. В. Некоторые проблемы малых групп в спортивных коллективах. -М., 1970.
  29. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации, 1993, № 22.
  30. Т.С. Социально-психологическая адаптация лиц с психическими расстройствами невротического типа: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1996. -20с.
  31. H.H. Образ жизни. Спорт. Личность./ Отв. ред. В. И. Столяров. -Кишинев: Штиинца, 1980. -160с.
  32. H.H. Социальная природа современного спорта. -Кишинев: Штиинца, 1979. -84с.
  33. H.H. Спортивная деятельность как социальный феномен: Автореф. дис. д-ра филос. наук: -Свердловск, 1985. -38с.
  34. Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям: Автореф. дис. канд. психол. наук -СПб., 1994. -16с.
  35. O.A. Социальная адаптация женщин в условиях переходного периода: Автореф. дис. канд. социол. наук. -М., 1994. -21с.
  36. В.М. Этнические традиции и формообразование одежды как средства социально-бытовой адаптации инвалидов: Автореф. дис. канд. ист. наук. -СПб., 1996. -23с.
  37. В.М. Психолого-педагогические условия социально-профессиональной адаптации учащихся в школе-лицее: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Брянск, 1993. -19с.
  38. Х.М. Профессионально-трудовая и социальная адаптация глухих в условиях Узбекистана: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1990. -15с.
  39. П.Я. Введение в психологию. -М.: Изд-во Моск. унта, 1976. -150с.
  40. А.Н. Особенности социальной адаптации детей-сирот с нарушениями интеллекта: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1997. -16с.
  41. Ган Ю. В. Проблема социальной адаптации личности: (Филос.-социол. Аспект): Автореф. дис. канд. филос. наук: (09.00.01). Свердловск, 1982. -18с.
  42. Г арб П. Иммигранты из США и Канады в СССР: опыт исследования социально-культурной и бытовой адаптации: Автореф. дис. канд. ист. наук. -М., 1990. -21с.
  43. И.А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе: Автореф. дис. канд. психол. наук: -П., 1986. -18с.
  44. В.Д. Человек в мире спорта: (Социол.-психол. Аспекты). -М.: Физкультура и спорт, 1978. -97с.
  45. A.A. Предпосылки и процедуры формирования новой системы муниципального управления: (Социокультур. подход к орагнизации гор. сообщества) / A.A. Гордиенко.- Новосибирск, 1996. -39с.
  46. А.И. Социально-экономические условия адаптации переселенцев на селе: Автореф. дис. канд. экон. наук. -М., 1994. -25с.
  47. И.Б. Организационный механизм социально-экономической адаптации предприятий к рыночным условиям: Автореф. дис. д-ра экон. наук. -М., 1997. -44с.
  48. А.И. Организованная преступность// Погружение в трясину. -М., 1991. -С.178.
  49. Г. А. Социальная адаптация и педагогическая реабилитация несовершеннолетних: организационно-управленческий аспект: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Екатеринбург, 1993. -18с.
  50. М.П. Социализация женщин в зарубежном спорте: Автореф. дис. канд. пед. Наук: -Л., 1980. -24с.
  51. М.В. Природа деятельности. М., 1984.
  52. Д.П. Психическое здоровье и социальная адаптация в подростковом возрасте и управление ими в условиях социально-экономических перемен / Д. П. Дербенев- М-во здравоохранения РФ. Твер. гос. мед. акад. -Тверь, 1998. -94с.
  53. В. Толковый словарь живого великорусского языка. -М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1955. Т.2. -С.401, 634.
  54. Т.Г. Социально-философские проблемы адаптации, выживания человека и современная экология: Автореф. дис. д-ра фи-лос. наук. -М., 1990. -32с.
  55. B.C. Методология исследования и преобразования социальных систем: (Инновац. Подход): Дис. д-ра социол. Наук. -М., 1994. -368с.
  56. С.А. Социальная адаптация детей на материале русской народной инструментальной музыки: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1996. -16с.
  57. В.А. Учет, информация, управление: прямые и обратные связи. -М.: Финансы и статистика, 1992. -192с.
  58. А.Н. Профессия как сфера самореализации личности: Автореф. дис. канд. филос. наук: (09.00.01)/ Ростов.гос.ун-т. -Ростов н/Д, 1990. -24с.
  59. Я. Физкультура и спорт как средство социальной интеграции и адаптации инвалидов: Дис. канд. пед. наук. -М., 1994. -57с.
  60. С.П. Педагогические условия социальной адаптации курсантов военно-экономического вуза: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Ярославль, 1996. -21с.
  61. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. -М.: Политиздат, 1983. -С.75.
  62. Л.А. Становление личности. -Горький: Волго-Вят. кн. Изд-во, 1989. -166с.
  63. Н.Е. Адаптация проблема века: Рек. Библиогр. обзор. -М.: Книга, 1983. -15с.
  64. В.Ф. Социология и психология конфликтов: Учеб. пособие/ Ин-т защиты предпринимателя. -М.: 1997. -57с.
  65. В.Н. Социальные технологии в современном мире. -М.: Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вят. Акад. Гос. службы, 1996. -194с.
  66. Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях. -М.: Наука, 1987. -255с.
  67. Исследование операций: В 2 т.: Пер. с англ.- М.: Мир, 1981.1. Т. 1−2
  68. Г., Градев Д. Общение: сотрудничество, дистанция, конфликтность: Реферат. -М., 1990. -25с.
  69. М.С. Системный подход и гуманитарное знание. -Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1991. -384с.
  70. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. -М.: Политиздат, 1988. -319с.
  71. В.И. Психология коммуникативного развития человека как личности: Автореф. дис. д-ра психол. наук:/ Санкт-Петербургский гос. ун-т, СПб, 1993. -31с.
  72. О.Г. Соотношение социального и биологического в эволюционно-историческом развитии человека: Автореф. дис. канд. филос. наук:/ Рос. Пед. Ун-т С.-Петербург, 1992, -19с.
  73. О.О. Проблема социальной общности в современной советской социологии. Автореф. дис.канд. филос. наук. -М.: Ин-т социол. исслед. АН СССР, 1987. -24с.
  74. И.Д. Цивилизация и адаптация/ Пер. с болг. -М.: Прогресс, 1984. -240с.
  75. Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. -С.-ПБ.: Лениздат, 1992. -708с
  76. М.С. Новые подходы к исследованию социальной сферы// Вестник Моск. ун-та. Сер.6. Экономика, 1993. -№ 4. -С.51.
  77. Кац Г. М. Метологические проблемы изучения социальной жизни общества: Автореф. дис. д-ра филос. наук. -М., 1988.
  78. М.С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы (социологический аспект). Саратов, 1974
  79. В.Н. Социология трудового коллектива. -М.: Союз, 1998. -238с.
  80. В.Н. Социология социальной сферы. -М., 1993.
  81. А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1957. Т.1 -С. 10.
  82. А.И. Социализация личности: норма и отклонение/ Ин-т молодежи. -М., 1996. -220с.
  83. М.И. Социально-правовая адаптация лиц, отбывших длительные сроки лишения свободы: Автореф. дис. канд. юрид. наук. -Рязань, 1995. -22с.
  84. В.И. Социально-педагогические условия повышения эффективности профессиональной адаптации молодых рабочих на производстве: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1990. -16с.
  85. Коломиец В. П Становление индивидуальности: Социол. Аспект. -М.: Изд-во МГУ, 1993. -140с.
  86. Коллектив. Личность. Общение: Слов. Социал.-психол. понятий/ В. С. Агеев, С. П. Безносов, В. А. Богдаов и др.- под ред. Е. С. Кузьмина, В. А. Семенова. -Л., Лениздат, 1987. -143с.
  87. Т.М. Развитие творчества и интеллекта в процессе социализации личности: Автореф. дис. канд социол. наук: / Тюмен. Нефтегазовый ун-т. Тюмень, 1995. -19с.
  88. А.П. Социально-педагогическая адаптация иностранных студентов в процессе профессиональной подготовки: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1997. -22с.
  89. Т.В., Тихомиров O.K. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. М.: Изд-во МГУ, 1990. -С.15−16.
  90. А.Н. Особенности социально-трудовой адаптации больных неврозами: (Клинико-эксперим. исслед.): Автореф. дис. канд. мед. наук. -Л., 1989. -20с.
  91. А.И. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении / А. И. Красило, А. П. Новгородцева- Акад. пед. исоциал. наук. Моск. психол.-социал. ин-т.- 2. изд., доп.- М.- Воронеж, 1998. -191с.
  92. Г. Ф. Социальное управление. Учеб. пособ. По курсу социологии для студентов техн. вузов)/ Моск. Ин-т приборостроения. -М., 1993. -24с.
  93. A.C., Нгуен Н. К. Адаптация выпускников школ к учебно-профессиональной и трудовой деятельности. -Минск, 1989.
  94. В.В. Фундаментальные исследования в области физической культуры и спорта. Теория и практика физической культуры 1984 № 11, С.7−9.
  95. .А. Управление социально-трудовой адаптацией воспитанников детских домов- Автореф. дис. канд. пед. наук. -Челябинск, 1996. -21 с.
  96. A.B. Педагогические условия социальной и профессиональной адаптации молодых рабочих в производственных коллективах: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1989. -23с.
  97. Т.П. Влияние предварительного социального опыта на процесс адаптации молодых рабочих: Автореф. дис. канд. соц. наук. -М., 1990. -16с.
  98. С.И. Социальные проблемы адаптации населения в условиях нового города: Автореф. дис. канд. филос. наук. -Тюмень, 1989. -18с.
  99. Ф. Система управления социальными процессами / Пер. с чеш. -М.: Мысль, 1979. -158с.
  100. В.Н. С учетом интересов личности и общества// Вестн. соц. работы, 1994. -№ 1.
  101. В.Н. Проблема социальных интересов в ленинизме. -М., 1978. -С. 14−15.
  102. Н.И. Коллектив// Филос. энцикл. слов. -М.: Сов. Эн-цикл. слов., 1989. -С.265.
  103. Е.Ф. Социальная и политическая адаптация российских женщин в годы реформ, 90-е годы XX века: Дис. канд. политол. наук. -М., 1997. -185 с.
  104. М.В. Взаимосвязь основных сфер развитого социалистического общества. -М., 1983. -С. 18
  105. Р., Дранг Д., Эделсон Б. Практическое введение в технологию искусственного интеллекта и экспертных систем с иллюстрациями на Бейсике: Пер. с англ. -М.: Финансы и статистика, 1990. -239с.
  106. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т./ Под ред. В. В. Давыдова и др. -М.: Педагогика, 1983.
  107. .А. К вопросу о понятии «спорт»//Теория и практика физ.культуры. -1974. -№ 2. С.62−64.
  108. Личность и группа в социально-психологических исследованиях/ отв. ред.: В. Н. Дружинин, В. В. Спасенников. -М., 1994. -135с.
  109. О.Ф. Гармонизация отношений социальной жизни через согласование их интересов: Дис.канд. филос. наук. -М., 1995. -155с.
  110. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Описание и руководство к использованию. -Петрозаводск: «Петроком», 1992. -318с.
  111. П.П. Формирование человека как личности: (Обще-социол. анализ): Автореф. дис. д-ра филос. наук. -Л., 1985. -32с.
  112. A.C. Педагогика индивидуального воздействия// Соч.: В 7 т., -2-е изд. -М.: Изд-во АПН СССР, 1958. -Т.5. -С. 163−190.
  113. Э.И. Социально-профессиональная адаптация рабочей молодежи в трудовом коллективе: Автореф. дис. канд. филос. наук. -Баку, 1991. -23с.
  114. В.А. Классификация адаптивных форм// Кибернетика и философия. Рига: Зинатне, 1997. -С. 107−110.
  115. М. Теория социального управления. -М.: Прогресс, 1978. -447с.-
  116. М. Технология и эффективность социального управления: Пер. с болг. -М.: Прогресс, 1982. -267с.
  117. И.С., Уманский Л. И. Организатор и организаторская деятельность. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1975. -312с.-
  118. С.Г. Дифференциация факторов и условий адаптации лиц пожилого и старческого возраста в стационарных учреждениях социального обеспечения: Автореф. дис. канд. социол. наук. Барнаул, 1995. -22с.
  119. К. Тезисы о Фейербахе// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. -2-е изд. -Т.З. -С.З.
  120. К., Энгельс Ф. Святое семейство или критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании// Соч. Изд.2. -Т.2. -С.3−230.
  121. Р. Социальная психология и спорт.: Пер. с англ. -М.: Физкультура и спорт, 1979. -176с.
  122. Математика в социологии: моделирование и обработка информации. Пер. с англ. Под ред. А. Г. Аганбегяна и Ф. М. Бородкина. -М.: Мир, 1977. -551с.-
  123. Ю.М. Сущность и динамика социальных процессов в переходных состояниях общества: Автореф. дис. канд. филос. наук: / Волгоград. Г ос. техн. Ун-т. -Ставрополь, 1996. -27с.
  124. Ю.Л. Проблема «интереса» в социальной философии// Социальная философия в конце XX века. -М.: Изд-во МГУ, 1991. -С.155−157.
  125. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. -М.: «Дело», 1992. -С.359−388.
  126. Методики социально-психологического исследования личности и малых групп: Сб. науч. тр. / Рос. Акад. Наук, Ин-т психологии. Отв. ред. А. Д. Журавлев, Е. В. Журавлева. -М.: ИПРАН, 1995, -196с.
  127. Методологические проблемы оптимизации в науке/ В. Т. Воронин, О. С. Разумовский, Н. Н. Семенова и др. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. -С.47.
  128. М.Ю. Социальная адаптация депривированных детей: социокультурный аспект: Автореф. дис. канд. социол. наук. -Саратов, 1997. -17с.
  129. А.И. Социологический анализ процесса социальной адаптации ветеранов Афганской войны: Автореф. дис. канд. социол. наук, -М., 1991, -17с.
  130. В.В. Социализация личности: (Филос. аспект). -К.: Вища шк., 1986. -198с.
  131. Муляр В. И Самореализация личности как социальный процесс: Автореф. дис. канд филос наук: (Методолого-социологический аспект). Киев. ун-т. -Киев, 1990. -16с.
  132. Э.Ц. Социально-психологическая адаптация молодых учителей в условиях сельской школы: Автореф. дис. канд. пси-хол. наук. -М., 1996. -16с.
  133. Научные методы подбора и расстановки кадров в аппарате областного, краевого, АССР комитета по физической культуре и спорту и совета ДСО: (Метод, рекомендации) / Ком. По физ. культуре и спорту при Сов. Мин. РСФСР, Всерос. метод, каб. -М., 1985. -32с.
  134. В.И., Смотров H.A. Менеджмент общения: Лекция/ Сарат. с.-х. ин-т им. Н. И. Вавилова, каф. менеджмента и маркетинга. -Саратов, 1993. -15с.
  135. Г. Г. Социально-психологическая адаптация как фактор становления Я-концепции подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1997. -24с.
  136. Ю.А. Искусство и его роль в социализации человека: Социально-философский анализ: Автореф. дис. д-ра филос. наук: (09.00.11) /Моск. пед. ун-т. -М., 196. -30с.
  137. С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов/Под ред. докт. филол. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. -13-е изд., испр. -М.: Рус. яз., 1981. -С.22.
  138. A.M. Руководитель: размышления о стиле управления. -М.: Политиздат, 1987. -365с.
  139. Организационные основы в управлении развитием науки о физической культуре и спорте. Сб. науч. тр. Г ос. центр, ин-т физ. культуры. -М.: ГЦОЛИФК, 1980.
  140. A.C. Социология реакреации/ Рос. Акад. Наук, Ин-т социологии, Центр комплекс, социал. исслед. И маркетинга. -М.: Наука, 1995. -146с
  141. Г. И. Социальная сфера общества: теория и методология социологического анализа. -М.: Союз, 1996. -209с.
  142. Г. В. Россия: национальная идея, социальные интересы и приоритеты. -М., 1997. -С.47−49.
  143. Основы теории оптимального управления: Учеб. пособие для экон. вузов/ В. Ф. Кротов, Б. А. Лагоша, С. М. Лобанов и др.-Под ред. В. Ф. Кротова. -М.: Высш. шк., 1990. -С.12−13.
  144. Д.И. Соотношение личных и общественных интересов: (Соц.-правовой аспект): Дис.канд. филос. Наук. -М., 1994. -150с.
  145. Н.С. Социально-психологическая адаптация молодежи к рыночной экономике: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1997. -23с.
  146. H.A. Динамика социально-психологической адаптации: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1995. -20с.
  147. Т.П. Педагогические основы социальной адаптации подростков с отклонениями в развитии: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1997. -19с.
  148. В.З. Адаптация государственного регулирования социально-экономического развития субъекта федерации к становлению рыночных отношений: Автореф. дис. д-ра экон. наук. -М., 1995. -42с.
  149. Г. А. Философско-культурологический анализ физической культуры и спорта: Учеб. Пособие для студентов вузов физ. культуры/Урал. гос. акад. физ. культуры. -Челябинск, 1996. -115с.
  150. Ю.М. Математическое моделирование динамики социальных процессов. -М.: Изд-во МГУ, 1992. -133с.
  151. Г. Н. Социальная адаптация и состояние здоровья детей, воспитывающихся в детских домах, профилактика их нарушений: Автореф. дис. канд. мед. наук. -Иваново, 1994. -23с.
  152. Ю.М., Хон В.Б. Теория автоматизированных банков информации: Учеб. пособие для вузов. -М.: Высш.шк., 1989. -184с.
  153. Н.И. Самореализация личности: (соц.-филос. аспект): Дис.канд. филос. наук. -М., 1995. -174с.
  154. В.Г. Человек в мире правления. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1992. -191с.
  155. А.Г. Психолого-педагогические условия социальной адаптации учащихся общеобразовательной школы Крайнего Севера: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1997. -26с.
  156. В.А. Методологические проблемы социалистического общественного сознания. -Новосибирск, 1974. -С.74.
  157. A.B. Парадигмы общения: Взгляд с позиций социал. философии. -СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та- Иваново: Полинформ, 1993. -210с.162. .Резник Т. Е., Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. -М., 1995. -69с.
  158. М.В. Теоретико-методологические проблемы исследования социальной адаптации личности: Автореф. дис. канд. филос. наук: (Информационный подход)/ Новосибирский гос. ун-т. -Новосибирск, 1995. -16с.
  159. Российская газета. -1999. -6 мая.
  160. В.М. Социальная сфера: проблема планирования. -М.: Экономика, 1989.
  161. М.Н., Филиппов Ф. Р. Социальные перемещения. -М.: Мысль, 1970. -253с.
  162. М.Н. Диалектика и социология. -М.: Мысль, 1980. -С. 185
  163. H.A. Социальная адаптация личности в условиях студенческой среды: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1997. -24с.
  164. В.Е. Особенности социально-психологической адаптации лиц с невротическими реакциями: Автореф. дис. канд. психол. наук. -Л., 1989. -17с.
  165. В.Л. Проблема социальной адаптации мигрантов к иной этнокультурной среде: Автореф. дис. канд. филос. наук. -М., 1993. -16с.
  166. В.И. Интеграция спорта и искусства как соци-ально-педагогическая проблема: Автореф. дис. канд. пед. наук:/Рос. гос. академия физ. культуры. -М., 1996. -27с.
  167. Н.И. Адаптационные процессы и экология человека: Философско-методологический анализ: Автореф. дис. канд. филос. наук:/ Рос. академия гос. службы при Президенте Рос. Фед./ -М., 1996. -19с.
  168. A.B. Сущность и содержание понятия «интерес» в социологии: (Теорет.-методол. анализ): Дис.канд. социол. наук. -Казань, 1995. -143с.
  169. И.М., Резник Ю. М. Понятие «социальное» в социологической теории марксизма // Вестн. Моск. ун-та.Сер. 12, соц.-полит. исслед. -1990. N4. -С.22−29.
  170. И.М., Аверин Ю. П. Основы теории социального-управления: Учеб. пособие для вузов. -М.: Высш. шк., 1990. -302с.
  171. Словарь иностранных слов. -8-е изд., стереотип. -М.: Рус. яз., 1981. -С.17.
  172. ., Фостер Д. Л. Программирование экспертных систем на Паскале: Пер. с англ. -М.: Финансы и статистика, 1990. -191с.
  173. Е.И. Формирование социально-педагогической ориентации руководителей СПТУ в процессе изучения производственной адаптации молодых рабочих: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Л., 1988. -16с.
  174. М.В. Современные российские безработные: проблемы социальной адаптации: Автореф. дис. канд. социол. наук. -Ростов-на-Дону, 1997. -17с.
  175. Социальная сфера: совершенствование социальных отношений/ В. Н. Иванов, Ф. Р. Филиппов, К. В. Андреев и др. -М.: Наука, 1987. -351с.
  176. Социальное самочувствие и ценностные ориентации российских женщин: (По материалам мониторингового исслед.) / Редкол.: О.
  177. A. Хасбулатова (отв. ред.) и др. -Иваново, 1998. -44с.-
  178. Социально-экономическая адаптация российских эмигрантов (конец XIX—XX вв.): Сборник ст. / РАН. Ин-т рос. истории.- М.: Ин-т рос. истории РАН, 1999. -268с.
  179. Социальное управление: Словарь/ Под ред.
  180. B.И.Добренькова, И. М. Слепенкова. -М.: Изд-во МГУ, 1994. -35, 149, 208с.
  181. Социальные процессы: опыт социологических исследований/ Акад. обществ, наук при ЦК КПСС. -М., 1990. -103с.
  182. Социокультура спорта: теорет. Курс: Кн. авториз. излож./ Моск. экстерн, гуманит. ун-т (МЭГУ): Сараф М. Я., акад., д-р филос. наук, проф. -М.: МЭГУ, 1996. -166с.
  183. Социологический словарь. Сост.А. Н. Елсуков, К.В.Шульга- Науч.ред. Г. Н. Соколова, И.Я.Писаренко- Редкол.: Г. П. Давидюк (отв.ред.) и др. 2-е изд., перераб. и доп. -Мн.: Университетское. 1991. -С.309.
  184. Социология спорта: (Навстречу 0лимпиаде-80). Реф.сб./АН СССР, ИНИОН, ВНИИ физ. культуры. -М: ИНИОН, 1980. -172с.
  185. И.И. Системное исследование конфликтных ситуаций в спорте: (Теорет.-методол. аспект): Автореф. дис. канд. пед. наук: -П., 1983. -22с.
  186. В.Н. Личность в современном обществе: (Пробл. осознания своего социал. будущего): Дис. д-ра социол. наук. -Пермь, 1993. -314с.
  187. А.Н. Средства физической культуры в социальной адаптации школьников-олигофренов: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М&bdquo- 1996. -27с.
  188. П.С. Спорт и общество. (Некоторые методол. социальные проблемы). Тарту, 1972. -224с.
  189. .М. Взаимосвязь химии и туризма как средство формирования активных форм социальной адаптации учащихся: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Омск, 1996. -19с.
  190. Г. М. Культурно-просветительная деятельность как фактор социальной адаптации воспитанников детских домов: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Л., 1990. -16с.
  191. Н.Ф. и др. Природа индивидуальных различий: опыт исслед. близнецовым методом/ Н. Ф. Талызина, С. В. Кривцова, Е. А. Мухаматулина. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. -191с.
  192. В.Л. Формальное и неформальное в управлении экономикой. М.: Наука, 1990. -96с.
  193. Л.Б. Социально-экономическая адаптация различных демографических типов семейств условиях реформ: Автореф. дис. канд. экон. наук. -М., 1996. -17с.
  194. В.И. Анализ социально-трудовой адаптации больных олигофренией, окончивших специнтернат: Автореф. дис. канд. мед. наук. -М., 1989. -24с.
  195. М.К. Социальная адаптация ветерана войны в Афганистане: Автореф. дис. канд. социол. наук. -М, 1993. -17с.
  196. Е.Г. Персональная идентичность как социально-философская проблема: Дис. д-ра филос. наук. -Екатеринбург, 1996. -400с.
  197. И.Г. Диалектика социального и биологического в построении общей теории физической культуры: Автореф. дис. канд. филос. наук: / Киев. гос. ун-т им. Т. Г. Шевченко. -Киев, 1989. -15с.
  198. Н.К. Духовная жизнь общества. -М., 1980. -С.52.
  199. Физиология человека: В 3-х томах. Пер с англ./Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. -М.: Мир, 1996
  200. Н.Г. Регулирование, управление и руководство// Филос.науки. -1985. -N6. -С. 11−18.
  201. Ю.А. Актуальные социальные проблемы большого спорта: Автореф. дис. д-ра филос. наук:/ Ин-т филос. и права Сибир. отд-ния АН СССР. -Новосибирск, 1992. -37с.
  202. Ю.А. Актуальные социальные проблемы большого спорта: Учеб. пособие/ Омский гос. ин-т физ. культуры. -Омск: ОГИФК, 1989. -78с.
  203. Человек в социкультурной системе: Тез. докл. и выступл. на респ. науч. конф. (окт.1996) / редкол.: проф. А. С. Борщов (отв.ред.) и др. -Саратов, 1996. -80с.
  204. И.В. Информационный аспект взаимодействия личности и общества: Дис.канд. филос. наук. -Воронеж, 1997. -135с.
  205. С.А. Социальная сфера общества и личность. -Минск.: Наука и техника, 1988. -С. 17.
  206. Г. М. Функции социальной установки в процессе адаптации личности: Автореф. дис. канд. психол. наук -М., 1989. -24с.
  207. C.B. Освобождение несовершеннолетних из воспитательных колоний и их социальная адаптация: Автореф. дис. канд. юрид. наук. -М., 1997. -21с.
  208. М.В. Социальный конфликт и самоосуществление личности/ Сарат. гос. акад. права. -Саратов, 1994. -242с.
  209. .Е. Социальная адаптация офицеров запаса Вооруженных Сил России. Автореф. дис. канд. Социол. наук. -М., 1997. -18с.
  210. В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера (Управленческая гуманитарология). -М.: Финансы и статистика, 1992. -240с.
  211. A.B. Социальный тонус и самореализация личности как факторы управления: Автореф дис. д-ра филос. наук:/ рос. Академия управления. Гуманитарный центр. -М., 1992.-37с.
  212. H.С. Социально-профессиональное самоопределение личности: Автореф. дис. канд. филос. наук: / Нижегород. гос. архит.-строит, акад. -Нижний Новгород, 1995. -26с.
  213. Ю.Ю. Гармонизация интересов личностей и общностей в период перехода к рыночным отношениям: Дис.канд. социол. наук.-Саранск, 1996.-135с
  214. Я. Элементарные понятия социологии/ Под общ. ред. А. М. Румянцева: Пер. с польск. -М.: Прогресс, 1969. -240с.
  215. Экспертные оценки в социологических исследованиях/ С. Б. Крымский, Б. Б. Жилин, В. И. Паниотто и др.- Отв. ред. С.Б.Крымский- АН УССР. Ин-т философии. -Киев: Наук, думка, 1990. -320с.
  216. Ф. К жилищному вопросу. Соч., 2-е изд. т.18., С. 271.
  217. В.А. Размышления о предмете социологии // Социологические исследования N2 1990 -С.3−16.
  218. Ян Щепаньский о человеке и обществе: Реф. Сб. / АН СССР. ИНИОН- -М.: ИНИОН, 1990. -173с.
  219. Thomas W., Znanieski P. The Polish peasant in Europe and America. Boston, 1918−1920.
  220. Литовский спорт под крышей у «братвы"// Белорусская Деловая Газета. -1998. -6 августа.
  221. С. Падший гладиатор// Мое. Комсомолец. -1999. -21 января.
  222. М. У Ирины Родниной появится в Москве «Ледовый дом»// Известия. -1998. -N 93.
  223. Д. Андрей Чесноков: Надо вложиться в Россию без остатка/Аргументы и факты. -1998. -№ 42.-С.10.
  224. И. Бег к самолету// Спортивная жизнь России. ^ 1998. -№ 8.
  225. И. Елена Вяльбе: «Сердце говорит уходи!"/ Спортивная жизнь России. -№ 12. -1997.
  226. О. Легионерская горбушка//Спортивная жизнь России. -1997. -№ 10.
  227. Д. Андрей Чесноков: Надо вложиться в Россию без остатка// Аргументы и факты. -1998. № 42. -С. 10.
  228. В. Встреча со звездой// Спортивная жизнь России. -1997. -№ 10.
  229. И. Бег к самолету// Спортивная жизнь России. -1997. ^ № 8.
  230. В. Нинин диск летал как НЛО// Спортивная жизнь России. -1997. -№ 7.
Заполнить форму текущей работой