Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Современные российские предприниматели как социально-политическая общность

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В то же время, как зарубежная, так и отечественная литература последнего времени, посвященная проблемам динамики структуры современного общества, изобилует примерами разного рода исследований предпринимателей как особой социальной общности, а также косвенными упоминаниями о месте, социальной роли, функциях применительно к предпринимательскому компоненту социального организма1. Будучи выполненными… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки анализа феномена предпринимательства
    • 1. 1. Развитие представлений о предпринимательстве в истории общественно-политической мысли
    • 1. 2. Методологические и методические проблемы изучения предпринимателей как социально-политической общности
  • Глава 2. Современные российские предприниматели: политико-социологическое исследование
    • 2. 1. Стратегии и методические подходы эмпирических исследований современного российского предпринимательства
    • 2. 2. Социально-политический портрет современного петербургского предпринимателя
    • 2. 3. Отражение феномена предпринимательства в массовом сознании

Современные российские предприниматели как социально-политическая общность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

и степень научной разработанности. Для социологической науки проблемная область предпринимательства как элемента социально-экономической системы и предпринимателей как компонента социальной структуры общества является достаточно противоречивой. В ней представлены различные, подчас противостоящие друг другу теоретические постулаты, методологические построения и методические подходы. В целом можно считать не до конца законченными дискуссии как о самом содержании категории «предпринимательство», так и о способах операционализации предпринимательских групп и слоев в стратификационной системе.

В то же время, как зарубежная, так и отечественная литература последнего времени, посвященная проблемам динамики структуры современного общества, изобилует примерами разного рода исследований предпринимателей как особой социальной общности, а также косвенными упоминаниями о месте, социальной роли, функциях применительно к предпринимательскому компоненту социального организма1. Будучи выполненными на различающихся методологических основаниях, в ряде случаев принадлежащих к разным теоретическим школам в интерпретации ключевых понятийных конструктов, эти исследования не формируют полной адекватной картины социального бытия группы предпринимательских групп, этого важного элемента трансформирующейся социальной структуры современного российского общества. Более того, эта картина подчас приобретает мозаичный, внутренне противоречивый характер.

До конца 80-х гг. данная проблематика была практически не востребована в отечественном обществоведении, в первую очередь, по причине отсутствия выраженного объекта исследования. Фактически только на рубеже 80 — 90-х гг. началось интенсивное формирование нового социального слоя, базовой отличительной чертой которого стала причастность к организации и управлению различными формами негосударственных предприятий. Таким образом, десять лет назад отечественная социология столкнулась с принципиально новым и при этом интенсивно изменяющимся объектом, исследования которого составляют суще.

1 См., например, Предпринимательство в оценке предпринимателей. — М., 1991; Червяков В. В., Чередниченко В. А., Шапиро В. Д. Россияне о предпринимательстве и предпринимателях. // Социологические исследования. — 1992, № 10- Грищенко Ж. М., Новикова Л. Г., Лапша И. Н. Социальный портрет предпринимателя (Минск, весна 1992 г.).// Социологические исследования. — 1992. — № 10- Журавлёв А. Л., Поздняков В. П. Российские предприниматели в современной социальной структуре. // Социологические исследования. — 1994; Российское предпринимательство: опыт социологического анализа. — М., 1993; Заславская Т. И. Бизнес слой российского общества: сущность, структура, статус. // Социологические исследования. — 1995. — № 3- и др. 3 ственный сегмент массива эмпирических социологических исследований последнего десятилетия.

Отдельным фактором, определяющим актуальность политикесоциологических исследований предпринимательства является специфика современного этапа развития России. Предприниматели всегда являлись активными субъектами не только экономического, но и политического действия. Это вытекает из природы представленного в их сознании более, чем у каких-либо других элементов социальной структуры активного инноваторского преобразовательного деятельного начала, того, что В. Зомбарт называл предпринимательским Духом. Предприниматель — чаще всего активный участник, инициатор или катализатор общественных изменений. Появление соответствующего слоя с устойчивой самоидентификацией и способностью к самоорганизации будет означать не только качественное преобразование социальной структуры общества, но и серьезную трансформацию потенциала политического действия в общенациональном масштабе. По этой причине понимание реальной социальной динамики предпринимательских групп, их места в обществе, их состава, ценностей, идентификаций, источников рекрутирования, готовности к социальному и политическому действию имеет не только академическое, но и практически-политическое значение.

Целью диссертационного исследования является политикосоциологический анализ сущности феномена предпринимательства и особенностей функционирования современных российских предпринимателей как социальнополитической общности, обладающей специфическими функциями, идентификацией и потенциалом социально-политического действия.

Данная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

1.Анализ и обобщение представлений о сущности и основных характеристиках феномена предпринимательства в истории социально-политической мысли.

2.Комплексный анализ феномена предпринимательства, разработка теоретического и операционального определения предпринимательства и предпринимателей как социально-политической общности, определение социального содержания предпринимательства и его функций в социально-политической системе.

3.Обоснование основных концептуальных подходов к теоретико-эмпирическому изучению предпринимательства на основании описания и обобщения стратегий, методик и результатов эмпирических исследований предпринимательства и предпринимателей в современной российской социологии- 4.

4.Построение комплексного социально-политического портрета современных российских предпринимателей, выявление уровня их социально-групповой консолидации и обособленности, поиск социальных и политических оппозиций и подобий, характеризующих функционирование предпринимательских групп в системе социально-политического действия.

5.Диагностика общественного мнения населения Санкт-Петербурга в отношении предпринимательства и предпринимателей. Определение параметров сложившегося в массовом сознании образа слоя предпринимателей и факторов предпринимательства, отражённых в этом образе.

Объект диссертационного исследования — современные российские предприниматели как специфическая социально-политическая общность.

Предметом исследования выступают социальные и социально-политические факторы, воздействующие на формирование и функционирование предпринимателей как специфической социально-политической общности современного российского общества.

Методологическая и методическая база диссертации. Теоретикометодологическим основанием исследования является диалектический метод, комплексный подход к анализу социальных явлений. Используется также сравнительно-исторический метод. Работа представляет собой комплексное исследование феномена предпринимательства, поэтому при ее выполнении использовались методы как социологической науки, так и политологии и теории управления. Использовались такие общенаучные методы, как анализ, синтез, обобщение и экстраполяция.

В диссертации широко использовались как труды классиков социологической науки, так и современные, в том числе новейшие исследования российских и зарубежных ученых.

Диссертационное исследование опирается на широкий спектр источников. При исследовании процессов зарождения и развития представлений о предпринимательстве и предпринимателях автор диссертации обращается к трудам Платона, Аристотеля, Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Р. Кантильона, А. Смита, Д. Рикардо, ЖСисмонди, К. Маркса, Т.Веблена. Особое внимание уделяется анализу классических теорий предпринимательства, представленных в работах Й. Шумпетера, М. Вебера, В. Зомбарта, а также современных концепций предпринимательства, содержащихся в публикациях Ф. Хайека, Дж. Гэлбрейта, П. Верхана, В. Ойкена, П. Самуэльсона, М. Фридмэна, Д. Сэвэджа, А. Маршалла, Л. Мизеса, И. Кирцнера, М. Кэссона, Дж. Тиммонса, Г. Стивенсона. Нельзя при исследовании предпринимательства обойти вниманием и ставшие классическими работы Р. Хизрича и 5.

М.Питерса, А. Хоскинга, П. Друкера, Р. Пиндайка, К. Такекси и ряда других авторов, представивших инструментальные концепции, ориентированным на разработку методических и практических рекомендаций по ведению предпринимательской деятельности, организации взаимодействия предпринимателей и фирм с элементами политической системы, общественными группами и другими субъектами социума.

Решая задачи функционального анализа предпринимательства, автор опирается на работы В. Радаева, О. Шкаратана, С. Белановского, Э. Гидденса и др.

Анализ накопленного в течении последнего десятилетия опыт эмпирического познания нового российского предпринимательства выполнен на основании рассмотрения исследований В. Червякова, В. Чередниченко, В. Шапиро, Е. Бабосова, Ж. Грищенко, Л. Новиковой, И. Лапши, А. Журавлева, В. Позднякова, В. Бунько, С. Балабанова С.Воронина и Л. Французова, Т. Заславской, Ф. Шамхалова, С. Климова и Л. Дунаевского, Л. Бабаевой, А. Возьмителя, Л. Ду-шацкого и др.

Эмпирическую базу исследования составили опросы населения Санкт-Петербурга и петербургских предпринимателей, выполненные на базе Центра социологических исследований факультета социологии СПбГУ в 1998;1999 гг.

Научная новизна диссертации состоит в следующем.

•На основании комплексного историко-социологического анализа классических и современных представлений о предпринимательстве, представленных в социологической, политологической и экономической литературе, обобщены и классифицированы существующие в истории общественной мысли трактовки этого феномена как фактора социально-политической динамики;

•Выявлены основные признаки, структура, социальные и социально-политические функции предпринимательства в современном обществе.

•На основании соединения социосистемной трактовки изучаемого феномена и функционалистского его понимания уточнено определение предпринимательства, обоснована концепция операционального позиционирования слоя предпринимателей в социальной структуре современного общества, опирающаяся на сферно-структурный подход с введением понятий «предпринимательские практики» и «сфера предпринимательства» .

•Обобщены стратегии и методические подходы, применяемые в исследованиях предпринимательства в современной российской социологии и на этой базе разработана методически обоснованная эмпирическая идентификационная модель, позволяющая получать социологическую информацию о предпринимате6 лях как социальной группе в целом, учитывая в то же время её социальную гетерогенность.

•На базе эмпирического исследования предпринимательских слоев разработан структурированный социально-политический портрет современного петербургского предпринимателя, учитывающий не только его социально-экономические характеристики, политические ориентации и предпочтения, но и поведенческие проявления, в том числе готовность к политическому протесту и насилию.

•Предложена эмпирическая типология представлений о предпринимательстве, его социальной роли и функциях, функционирующих в массовом сознании населения.

Практическая значимость результатов исследования заключается прежде всего в том, что сформулированные в диссертации выводы и предложения могут быть использованы как теоретические основания выработки и реализации государственной политики в сфере организации отношений между обществом и слоем предпринимателей, как особым субъектом социально-политического действия. Основные положения диссертации могут быть учтены в процессе подготовки управленческих решений, направленных на предовращение социальных кон- -фликтов между предпринимателями и другими, прежде всего малообеспеченными слоями населения, а также на включение потенциала предпринимателей в процессы формирования эффективной социально-экономической системы инновационного типа.

Практическую значимость для эмпирических социологов имеет подробная разработка в диссертации проблематики, связанной с операциональным выделением предпринимательских групп в социальной структуре общества.

Результаты исследования могут быть использованы в преподавательской работе при подготовке курсов по социологии предпринимательства, политической социологии и социальной структуре современного общества для университетов.

Апробация работы. Материалы и основные результаты выполненного исследования были представлены в ходе научных конференций «Преподавание социологии в России: опыт и проблемы» (Санкт-Петербург, 1998) — «Социология в Санкт-Петербурге и Санкт-Петербургском государственном университете» (Санкт-Петербург, 1999) — Семинаре «Социально-экономические проблемы науки и образования» Третьей Санкт-Петербургской Ассамблеи молодых ученых и специалистов (Санкт-Петербург, 1998). Круглого стола «Перспективы развития 7 социально-политической ситуации в России накануне выборов в Государственную Думу РФ (Санкт-Петербург, 1999).

Результаты выполненных автором эмпирических политикосоциологических исследований петербургских предпринимателей докладывались на научных семинарах лаборатории — Центра социологических исследований факультета социологии СПбГУ, на заседаниях кафедры прикладной и отраслевой социологии СПбГУ. 8.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В соответствии с поставленной целью в диссертационном исследовании проведен политико-социологическйй анализ особенностей функционирования современных российских предпринимателей как социально-политической общности, обладающей специфическими функциями, идентификацией и потенциалом социально-политического действия.

Наиболее существенные научные результаты, полученные в работе заключаются в следующем.

Проведены анализ и обобщение представлений о сущности и основных характеристиках феномена предпринимательства в истории социальнополитической мысли.

Эволюция представлений о предпринимательстве в самом общем плане представляет собой две макро-фазы — прототеоретическую и теоретическую. Прототеоретическая фаза характеризуется наличием отдельных, не систематизированных в рамках специальных теорий предпринимательства представлений о сущности данного феномена и охватывает длительный период истории со времён античности до конца XIX в. В рамках теоретической фазы в исследовании выделены классические и современные теории предпринимательства.

К числу классических теорий предпринимательства следует отнести подходы Й. Шумпетера, В. Зомбарта и М. Вебера. Основные особенности классических теорий предпринимательства состоят в следующем. (1) Данная группа теорий является дескриптивно-объясняющими — они только объясняют природу предпринимательства и социальные роли социальной группы предпринимателей. В теориях этого типа отсутствует инструментальный аспект — технологии самого предпринимательства и социального управления им. (2) Для данныъх теорий феномен предпринимательства неотделим от функционирующего в форме предприятия капитала. Собственно социальная специфика предпринимателей как особого социального слоя рассматривается как вторичная по отношению к их экономической роли. (3) Классические теории предпринимательства отличает монофункциональный подход — предприниматель рассматривается как носитель только одной общественной роли. Его хозяйственная функция является единственным основанием для анализа, другие функции не выделяются. (4) Вслед за концепциями XVIII — XIX вв. классические теории предпринимательства в основном рассматривают предпринимателя как индивида, которому доступен определённый источник, ресурсы которого этот индивид имеет возможность (и необходимость) расходовать в рамках социально заданной системы капиталистического производства. Доступность ресурсов оказывается для такой концептуаль.

176 ной схемы более важным фактором, чем внутренние качества предпринимателя как личности.

Отражая объективные процессы трансформации статусно-ролевой позиции предпринимателей как группы и предпринимательства как рода деятельности в новой социально-экономической системе, современные концепции предпринимательства, не отвергая в целом постулаты классических теорий, обрели следующие характерные черты. (1) Современные теории предпринимательства ориентированы в первую очередь на социальные функции предпринимателя, его общественную роль, в то время как структурная (статусная) проблематика уходит на второй план. (2) Данные теории отличаются полифункциональной ориентацией — в отличии от классических концепций они не ограничиваются рассмотрением исключительно экономической (хозяйственной) роли предпринимательства, рассматривая как рядоположенные ей другие — политические, социокультурные и пр. — роли. (3) В отличие от классических теорий, для которых центральной категорией анализа оставался капитал, а предприниматель фактически лишь персонифицировал его, современные концепции строятся вокруг интерпретации предпринимательства как человеческой деятельности. (4) Современные концепции предпринимательства инструментальны по своему содержанию, т. е. ориентированы на разработку технологии предпринимательства.

2. Произведен комплексный анализ феномена предпринимательства, разработаны теоретическое и операциональное определение предпринимательства и предпринимателей как социально-политической общности, определены функции предпринимательства в социально-политической системе.

Предпринимательство представляет собой активную систематическую самостоятельную и ответственную инновационную деятельность по управлению капиталом, направленную на извлечение прибыли, осуществляемую на условиях риска и неопределенности в рамках общепринятых в конкретной исторической ситуации норм ведения бизнеса.

В рамках функционального анализа феномена предпринимательства выделяются три больше группы предпринимательских функций:

•социально-экономические функции;

•социально-политические функции;

•социальные (в узком смысле) и социально-культурные функции.

К числу социально-политических функций предпринимательства относятся следующие: трансформация социальной структуры общества, перераспределение общественного богатства, доходов и политической власти экономически и полити.

177 чески приемлемым путемпротивостояние тоталитаризму, содействие созданию инновационного общества, противодействие застою социально-политической системыобеспечение вертикальной социальной мобильности, функционирования социальных лифтов, создание возможностей для конверсии экономического капитала в политическийканализирование социальных траекторий потенциально гиперактивных и агрессивных социальных субъектов, вывод их из сферы неконвенциального политического действия.

Предпринимательство — это один из элементов системы перераспределения общественного богатства в обществе. Происходящие в результате предпринимательской деятельности перелив капиталов, перераспределение инвестиционных потоков политической в сфере имеют своим результатом изменение конфигурации политических сил. Причем, если данные социально-политические изменения есть продукт рискованной, инновационной, но разрешенной законом и находящей понимание в общественном мнении деятельности, то они имеют легитимный характер и не разрушают основы социальной и политической системы. Таким образом предпринимательство выступает одним из факторов легитимной и некатастрофической социально-политической динамики, обеспечивающим перераспределение общественного богатства и политической власти экономически и политически приемлемым для общества путем.

3. На основании описания и обобщения стратегий, методик и результатов эмпирических исследований предпринимательства и предпринимателей в современной российской социологии обоснованы основные концептуальные подходы к теоретико-эмпирическому изучению предпринимательства.

Для определения места предпринимателей как специфической общности в социальной структуре целесообразно применять сферно-структурный подход, позволяющий снять противоречие между функциональной и структурной методологиями исследования предпринимательства за счёт введения понятия «предпринимательских практик», под которыми понимаются практики субъектов, осуществляющих деятельность, отвечающую критериям предпринимательства, и реализующую предпринимательские функции.

Сферой предпринимательства выступает в этом контексте сфера общественной деятельности, связанная с реализацией предпринимательских практик. В субъектном измерении это совокупность субъектов, осуществляющих соответствующие практики. Разработанная в рамках обозначенного подхода схема в составе трех основных и четырех дополнительных критериев может быть исполь.

178 зована при эмпирическом решении задач исследования современных российских предпринимателей.

Анализ эволюции подходов к эмпирическому исследованию российского предпринимательства, выполненный на основании исследования методических аспектов наиболее важных эмпирических проектов, позволяет выделить основные методические принципы, которые являются актуальными для политико-социологического исследования данной предметной области на современном этапе:

•синхронизация стратегий внутреннего и внешнего анализа предпринимательства как социального явления;

•согласование в рамках эмпирического исследования российского предпринимательства объясняющих стратегий с поисковыми и дескриптивными;

•приоритет специфических предметных стратегий, при поддержке их общими и расширенными стратегиями;

•использование комплексных качественно-количественых методических стратегий, основанных на мультицикличной схеме анализа.

4. Построен комплексный социально-политический портрет современных российских предпринимателей.

Современные российские предприниматели представляют собой динамично эволюционирующую общность, основу которой образуют, в первую очередь, единые экономические практики, а также производные от них потребности, интересы, ценности, поведенческие установки социально-экономического содержания. В то же время сложившаяся де-факто идентичность предпринимателей как специфической общности распространяется сегодня далеко за пределы сферы социально-экономической жизни, охватывая также политическую, культурную, духовно-идеологическую сферы.

Анализ, проведенный в диссертации приводит к выводу о возможности рассмотрения современных российских предпринимателей как особой социально-политической общности. Выявленное единство функциональных интересов и практик имеет следствием существенную однородность позиций современных российских предпринимателей в социальной и политической системах, общность интересов общественно-политического характера, базовых политических ориентаций и моделей участия в политической и общественной жизни. В своей социально-политической феноменологии современные российские предприниматели существенным образом дистанцированы от иных субъектов социально-политической жизни.

В то же время современные российские предприниматели в настоящий мо.

179 мент не могут быть идентифицированы как политическая общность, их политический потенциал фактически перераспределяется между актуальными политическими силами России. Ресурсы общественно-политического действия, которыми располагают сегодня российские предприниматели, используются далеко не полностью и направлены, в основном, на реализацию социальноэкономических функций, в то время как социально-политические функции остаются нереализованными. Имеет место дисбаланс между осознанными интересами социально-политического содержания, а также наличными ресурсами общественно-политического действия предпринимателей, с одной стороны, и фактическим уровнем их групповой включённости в политическую систему, с другой.

Выявленная в результате эмпирического исследования стратегия общественно-политических предпочтений петербургских предпринимателей складывается из следующих основных позиций: (1) политика умеренного либерализма, опирающаяся на сохранение существующих правил активных экономических практик и направленная на постепенное освобождение этих практик- (2) неприятие радикализма, как левого, так и правого, причем сравнительно большая толерантность к отдельным радикальным позициям в правой части политического спектра- (3). общая неудовлетворенность политической элитой, позволяющая выражать лишь весьма сдержанную поддержку наиболее предпочтительным политикам.

5. Произведена диагностика общественного мнения населения Санкт-Петербурга в отношении предпринимательства и предпринимателей.

На основании проведённого анализа представляется возможным выделить четыре основные фрагмента субъектной структуры (группы агентов) общественного мнения Санкт-Петербурга о предпринимательстве и предпринимателях. Эти фрагменты различаются между собой по социально-структурным и ценностно-ориентационным признакам.

Первая группа представлена петербуржцами, указавшими в качестве ключевых факторов успешного предпринимательства наличие связей. ум и необходимость работать. Доминантами социальной консолидации данных групп выступают устойчивые либеральные ориентации и ценности, носителями которых выступают молодые (до 40 лет) когорты экономически активных горожан, отличающихся высоким социально-экономическим статусом.

Вторая группа представлена теми, кто считает деньги основным источником успеха в предпринимательстве и бизнесе. Трактовка предпринимательства у представителей второй группы близка к представлениям скорее об эффективном инвесторе, чем о реальном предпринимателе: в сознании этой группы отражён.

180 образ венчурного капиталиста, которого они считают центральной фигурой предпринимательской среды.

Третья группа включает в себя петербуржцев, убеждённых в криминальной природе российского предпринимательства. Эта группа представляет собой социальную оппозицию двум рассмотренным выше: её основу составляют старшие возрастные когорты. Хотя большинство респондентов данной категории относятся к экономически активному населению их профессиональная успешность и социально-экономический статус могут быть охарактеризованы как средние и ниже.

В четвёртую группу входят достаточно разнородные типы восприятия предпринимательства (знание. аморальность, личность). общими чертами которых являются абстрактность и социальная аморфность. Вероятной базовой причиной формирования таких представлений является отсутствие у респондентов данной группы соответствующих практик. В результате их понимание предпринимательства формируется как своеобразная смесь книжного и обыденного знания, различные пропорции которого не меняют абстрактного характера стереотипов данной группы, а лишь отражают локализованные в отдельных сегментах социальной структуры проблемные ситуации.

В результате ключевым фактором формирования образа российского предпринимательства в массовом сознании является прежде всего уровень включённости различных социальных групп и слоёв в вновь формируемую рыночную экономическую среду. Именно принципиальный отказ последней принять на себя ответственность за всё социальное пространство порождает в нём очаги неприятия и враждебности. Только фактическая включённость человека в эффективные рыночные практики позволяет ему сформировать адекватные представления об отдельных элементах новой социально-политической системы, в т. ч. и о предпринимательстве.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М., 1991.
  2. А.П. Грани экономического риска. М., 1991.
  3. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М., 1972.
  4. А. Предпринимательская деятельность в современных условиях. М., 1993.
  5. Е.Г., Дегтярёв Г. П., Каульский Е. Д. Общественное мнение о кооперации.// Социологические исследования. 1988. № 6 С. 3−11.
  6. A.A. Фактор предпринимательства в экономике. М., 1995.
  7. Р.Г. Ценностные контроверзы предпринимательства.//Общественные науки и современность. 1993. № 2 С. 19−29.
  8. Аристотель. Никомахова этика./ Собрание соч. в 4 тт. Т.4. М., 1983.
  9. Аристотель. Политика./ Собрание соч. в 4 тт. Т.4. М., 1983.
  10. Ю.Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.11 .Ахмедов А. Предпринимательство в регионе: условия развития и государственное регулирование. // Экономист. 1994. № 12 С.71−79.
  11. Л., Нельсон Л. Истоки асимметрии: Образ предпринимателя на страницах газет. //Диалог. 1992. № 6/7 С. 17−20.
  12. Л.В. Российские и американские женщины предприниматели. // Социологические исследования. 1998. № 8 С.134−135.
  13. Л.В., Лапина Г. П. Малый бизнес в России в эпоху экономических реформ. М., 1997.
  14. Е.М. Переход к рынку в зеркале общественного мнения //Социологические исследования. 1991. № 4 С. 25−34.
  15. С.С., Воронин Г. Л., Французова Л. Я. Имидж предпринимателя у педагогов и учащихся.// Социологические исследования. 1993. № 2 С.8−12.
  16. А., Соколов Н. Бизнес и предпринимательство в зеркале свободных высказываний петербуржцев. // Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. 1999. № 1 С. 19−25.
  17. С.А. Социальная стратификация. М., 1992.
  18. Л.А. Российское общество в преддверии рынка: тревоги, ожидания, надежды.// Мир России. 1992. Т.1, № 1 С.39−65.
  19. З.И. Предпринимательство в российской экономике. СПб., 1995.
  20. А.О., Голаенко Н. М. Малый бизнес В России: вчера, сегодня и завтра. Краснодар, 1996.182
  21. И.Н., Ким М.Н., Сысоев О. П. Предприниматели и СМИ: формы взаимодействия. // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. 1996. № 1 С.113−115.
  22. В.А. Социально-экономические факторы типологии предпринимателей. ¿-Пб., 1993.
  23. П. Политические позиции и культурный капитал. / Социология политики. М., 1993.
  24. П. Социальное пространство и генезис классов / Социология политики. М., 1993.
  25. A.B. Предпринимательство. М., 1997.
  26. Ф. Опыты или наставления нравственные и политические./ Соч. в 2 тт. Т.2. М., 1972.
  27. В.И. и др. Принципы предпринимательского творчества. М., 1995.
  28. М. Протестантская этика и дух капитализма. //Вебер М. Избранные * произведения. М., 1990.
  29. М. Протестантские секты и дух капитализма./ Избранные произведения. М., 1990.
  30. Т. Теория праздного класса. Экономическое исследование институтов. М., 1984.
  31. В. Портрет современного предпринимателя в интерьере нашей экономики.// Наука и Жизнь. 1992. № 9 С.94−96.
  32. П. X. Предприниматель: его экономическая функция и общественно-политическая ответственность./Пер. с нем. Минск, 1992.
  33. Ю.В. Экономическая социология: история идей. СПб., 1995.
  34. Н.П. Будет ли одухотворённым российское предпринимательство? // Социально-политический журнал. 1995. № 5 С. 194−200.
  35. A.A. Способы бизнеса и способы жизни российских предпринимателей. М., 1997.
  36. Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. СПб., 1995.
  37. Д.П., Соколов Н. В. Исследование политических ориентаций. //Социологические исследования. 1999. № 1.
  38. Э. Стратификация и классовая структура //Социологические исследования, 1992, № 9,11.183
  39. Г. К. Предприниматель. М., 1992.
  40. Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского./ Соч. в 2 тт. Т.2. М., 1991.
  41. .М., Новикова Л. Г., Лапша И. Н. Социальный портрет предпринимателя (Минск, весна 1992 г.).// Социологические исследования. 1992. № 10 С.53−61.
  42. Д. Экономические теории и цели общества. М., 1976.
  43. Дж. Новое индустриальное общество. М., 1969.
  44. Ю. Кто ты, гомо экономикус?: Социологи исследуют созидательную роль капитализма.// Наука и Жизнь. 1990. № 11 С. 106−111.
  45. О.С. Экономическая психология: социально-политические проблемы. СПб., 1999.
  46. Директорский корпус и предпринимательство. / С. П. Сироткин, A.B. Соловьёв, А. А. Груздева и др. Кострома, 1995.
  47. П. Рынок: как выйти в лидеры: практика и принципы. М., 1992.
  48. Н.И., Давыденко В. А., Юрченко И. Н. Эстетико-этические принципы в развитии современного предпринимательства: теоретико-методологические аспекты. // Социологические исследования. 1997. № 11.
  49. Л.Е. Взаимодействие предпринимателей с условиями среды. // Социологические исследования. 1998. № 1 С.68−72.
  50. А.Н. Из истории экономической теории. 4.2. XX столетие: накопление знания о смешанном обществу. Сыктывкар, 1996.
  51. О. К социальному портрету отечественного предпринимателя. // Российский экономический журнал. 1992. № 8 С.89−92.
  52. А.Л., Поздняков В. П. Российские предприниматели в современной социальной структуре. // Социологические исследования. 1994. № 5 С.61−69.
  53. В.М. Свободное предпринимательство: иллюзии и факты. // Полис: политические исследования. 1995. № 6 119−128.
  54. В. Государство и социальная стратификация советского и постсоветского обществ 1917 1996 гг. Сыктывкар: Сыктывкарский университет, Институт социологии РАН, 1996.
  55. М.З. Предпринимательство как сфера и способ деятельности. М., 1997.
  56. Н.К. Предприниматели и основные политические партии России. // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 3 С.87−100.
  57. М.К. Женщина и бизнес: две ловушки на пути к вершинам: Советы деловому человеку: // ?КО. 1995. № 4 С.193−199.
  58. С.Г., Дунаевский JI.B. Новые предприниматели и старая культура. // Социологические исследования. 1993. № 5 С.64−69.
  59. А.Е., Ерёмин В. А. Реформы и развитие предпринимательства в России. -СПб., ИСЭП, 1993.
  60. Д.Ю., Кочеткова A.B. Современное предпринимательство: социально-политические и. информационные аспекты и проблемы. М., 1997.
  61. Н.М., Минеев В. Н. Особенности развития российского предпринимательства. // Общество и экономика. 1995. № 4 С.76−85.
  62. Е.Ф. Фигура предпринимателя в рыночной экономике. // Российский экономический журнал. 1995. № 3 С.76−80.
  63. А. Б. Пименова A.A. Введение в предпринимательство. СПб., 1995.
  64. Культура российского предпринимательства. М., 1997.
  65. М.И. Предпринимательство сквозь призму гражданского общества. М., 1994.
  66. Д.Д., Паффер Ш. М., Шекшня С. Новые российские предприниматели: По результатам опроса, проведённого международным коллективом исследователей.// Человек и труд. 1993. № 4 С. 112−116.185
  67. C.B. «Экономический человек» и рациональность экономической деятельности: Обзор зарубежных исследований. // Психологический журнал. 1990. Т.11, № 6 С.38−46.
  68. Малое предпринимательство в контексте российских реформ и мировой опыт. М., 1995.
  69. Малый бизнес в России. Проблемы и перспективы. Аналитический доклад. М., 1996.
  70. Малый бизнес в России: социальные типы и сферы деятельности. М., 1993.
  71. Малый бизнес. Возрождение предпринимательства в России. М., 1997.
  72. Малый и средний бизнес в системе предпринимательства: Сборник научных материалов международной научно-практической конференции. Нижний Новгород, 1995.
  73. К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 1.//Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.23. М., 1960.
  74. В.В. Социальная психология предпринимательства. Ярославль, 1996.
  75. В.Г., Шаршукова Л. Г. Инновационное предпринимательство: Учебное пособие. М., 1997.
  76. М.И., Розин М. В. Формирование позитивного образа предпринимателя в общественном сознании.// Вопросы Психологии. 1993. № 1 С.54−61.
  77. И.М., Модель Б. С. Профессиональная культура предпринимателя. // Социологические исследования. 1997. № 10.
  78. Л.Д., Бабаева JI.B., Бабаев Р. О. Перспективы предпринимательства и приватизации в России: политика и общественное мнение.// Социологические исследования. 1993. № 1 С.7−18.
  79. Отношение населения к развитию кооперации: По материалам исследования ВЦИОМ по социально-экономическим вопросам./ Т. Авдиенко, А. Гражданкин, В. Рутгайзер, С.Шпилько.// Вопросы экономики. 1989. № 11 С.127−134.
  80. Р. Перспективы развития предпринимательства в России: взгляд из Фраиции. // Проблемы теории и практики управления. 1995. № 5 С.80−84.186
  81. В.Ф. Свободное предпринимательство: препоны и надежды: Сборник статей. Ульяновск, 1992.
  82. Платон. Законы./ Собрание соч. в 4 тт. Т.4. М., 1994.
  83. Платон. Политик./ Собрание соч. в 4 тт. Т.4. М., 1994.
  84. В. Новая социальная группа: признаки, мотивы действий, трудности становления. //Человек и труд. 1992. № 4/5 С. 14−16.
  85. Ю1.Ползиков С. Д. Проблемы предпринимательства в истории западной индустриальной социологии. М., 1994.
  86. П.Д., Савченко В. Е. Экономическая сущность и содержание предпринимательства. СПб., 1995.103 .Попов Ю. Н. Российское предпринимательство: социальный портрет. // Человек и труд. 1995. № 2 С.92−97.
  87. Предприниматель: экономико-психологический профиль: «Круглый стол» «Психологического журнала»./ Материал подготовлен И. Е Задорожнюк. // Психологический журнал. 1992. Т. 13, № 3 С.42−53.
  88. Предпринимательство в конце XX века. М., 1992.
  89. Юб.Предпринимательство в оценке предпринимателей. М., 1991.
  90. Предпринимательство и будущее России: материалы научно-практической конференции. М., 1995.
  91. Предпринимательство и власть: проблемы взаимодействия: Сборник статей. М., 1994.
  92. Предпринимательство: истоки, проблемы, перспективы. СПб, 1994.
  93. ПО.Проблемы малого бизнеса глазами предпринимателей. /Т.Алимова. В. Буев,
  94. В.Голикова, Т.Долгопятова. // Вопросы экономики. 1994. № 11 С. 108−123.
  95. В.В. На изломе социальных структур // Рубеж. Альманах социальных исследований. 1995. № 6−7.
  96. В.В. Новое российское предпринимательство в оценках экспертов. // Мир России. 1994. № 1
  97. ПЗ.Радаев В. В. О некоторых чертах нормативного поведения новых российских предпринимателей. // Мировая экономика и международные отношения. 1994. № 4 С.31−36.
  98. В.В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. М.: Аспект-Пресс, 1996.
  99. .А. Предпринимательство и риск. М., 1992.
  100. Иб.Ратанин П. Инновационное предпринимательство в переходный период России к рынку. М., 1993.
  101. Ш. Резюме научных отчётов по исследовательским проектам, выполненным в рамках общеипститутской программы Социальная динамика и социальный187порядок (институциализация социальных отношений и процессы формирования гражданского общества) в 1995 г. М., 1996.
  102. Д. Избранные произведения. М., 1955. Т. 1.
  103. Ю.А. Концепция развития малого бизнеса в России. // Социально-политический журнал. 1994. № 11/12 С.142−153.
  104. Ю.А. Эволюция малого предпринимательства в России. // Социально-политический журнал. 1996. № 2 С.40−51.
  105. Российское предпринимательство: опыт социологического анализа. М, 1993.
  106. Рыночное предпринимательство: Краткий терминологический словарь. М., 1995.
  107. В.Г. Российское предпринимательство: социально-философский аспект. М., 1994.
  108. В. Феномен предпринимательства: Экспериментальный спецкурс. // Российский экономический журнал. 1995. № 10 С.56−62- 1996. № 1 С.40−46−1996. № 2 С.70−75.
  109. Ю.В. Ресурсное обеспечение предпринимательства в регионе: вопросы теории и методологии. СПб., 1997.
  110. Н. Социология./Пер. с англ. М., 1994.
  111. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. В 2 тт. Т. 1 М., 1935.
  112. В.Г. Предпринимательство как особый вид деятельности. // Социологические исследования. 1994. № 2 С. 15−22.
  113. Современное отечественное предпринимательство. М., 1996.
  114. Ю.В. Введение в этику предпринимательства. Владимир, 1994.
  115. П.А. Социальная и культурна мобильность. // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  116. Социальный портрет мелкого и среднего предпринимательства в России.// Полис: Политические исследования. 1993. № 3 С. 149−154.
  117. Становление нового российского предпринимательства (социальный аспект). М., 1993.
  118. А. Избранные экономические произведения. М., 1961.
  119. Условия и факторы формирования российского предпринимательства. Кострома, 1997.
  120. Факторы становления социального облика молодого российского предпринимательства. Материалы международной научно-практической конференции (9−11 ноября 1994 года, Нижний Новгород). Нижний Новгород, 1995.
  121. Е.И., Фёдоров В. А. Предпринимательство. Чебоксары, 1996.188
  122. Э.Н., Яковлев И. Г. О социальных аспектах предпринимательства (концептуальное введение в проблему). // Социологические исследования. 1993. № 1 С.24−30.
  123. М., Сэвэдж Д. Анализ выбора в условиях риска. // Российский экономический журнал. М., 1993. № 9.
  124. М.В. Социокультурные черты российского предпринимательства. М., 1996.
  125. A.A. Предпринимательство: сущность и основные компоненты. СПб, 1995.
  126. Ф. Дорога к рабству. // Вопросы философии. М., 1990. № 10.
  127. Ф. Конкуренция как процедура открытия. // Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 12.
  128. В.Ф., Лисенко И. В. Социология предпринимательство. М., 1996.
  129. С.М. Этика бизнеса. М., 1992.
  130. Р., Питере М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха. М., 1991 1992.
  131. А. Курс предпринимательства. М., 1993.
  132. C.B. Политическая активность российских предпринимателей. // Общество и экономика. 1992. № 5/6 С.38−45.
  133. А.Ю. Предпринимательский класс в возрождающейся России. // Мир России. 1993. № 1 77−95.
  134. А.Ю. Российское общество и предпринимательство (анализ общественного мнения).// Общество и экономика. 1992. № 5/6 С.30−37.
  135. В.В., Чередниченко В. А., Шапиро В. Д. Россияне о предпринимательстве и предпринимателях. // Социологические исследования. 1992. № 10 С.44−52.
  136. А.Е. Лидеры российского предпринимательства: менталитет, смыслы, ценности. М., 1997.
  137. А.Е. Человек больше богатства (этическое измерение лидеров российского предпринимательства).// Социологические исследования. 1997. № 11.
  138. Ф.И. Новое российское предпринимательство. М., 1994.
  139. Ф.И. Предпринимательство в России: становление и проблемы развития. М., 1996.
  140. П1каратан Н. О. Феномен предпринимателя: интеграция понятий. М., 1993.
  141. Й. Теория экономического развития. М., 1982.
  142. В.М. Конструктивное предпринимательство. М., 1994.
  143. Conolly P.M. Entrepreneurs in corporations. Highlights of the literature. № 47. Work in America Institute. Inc. N.Y., 1986.
  144. Drucker P. Innovation and entrepreneurship. L., 1985.
  145. Herbert R., Link A. The Enterpreneur. Minstream Views and Radical Critiques. Praeger. New York. 1988.
  146. Kirzner I.M. Perception, opportunity and profit: Studies in the theory of entrepreneurship. Chicago, 1979.
  147. Mises L., von. Human action: A treatise on economics. New Haven (Conn.), 1949.
  148. Mises L., von. Profit and loss. South Holland (111.), 1951.
  149. Richard T. Ehy, Ralf H.Hess. Outlines of Economics 6th ed. N.Y., Macmillan, 1937.
  150. Stevenson H., Sahlman W. Importance of entrepreneurship in economic development. // Entrepreneurship, Intrapreneurship and venture Capital./ Ed. R. Hisrich, Lexington (Mass.), 1986.
  151. Timmons J.A. The entrepreneurial mind. Andover, 1989.
  152. Weber M. Economy and Society. N. Y., 1968.
Заполнить форму текущей работой