Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование ценностных ориентаций студентов педагогического вуза как основы их профессиональной компетентности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Осуществленное экспериментальное исследование, направленное на формирование ценностных ориентаций студентов как основы их профессиональной компетентности с учетом их уровневых и критериальных характеристик в процессе изучения спецкурса «Педагогическая аксиология», позволило сориентировать студентов на осознание значимости данного предмета в системе педагогических дисциплин, его взаимосвязи… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические предпосылки формирования ценностных ориентаций студентов педагогического вуза как основы их профессиональной компетентности
    • 1. Науковедческие подходы к проблеме формирования профессиональной компетентности студентов
    • 2. Состояние проблемы формирования ценностных ориентаций студентов
    • 3. Педагогическое обеспечение формирования ценностных ориентаций студентов как основы их профессиональной компетентности
  • Выводы по I главе
  • Глава II. Условия формирования ценностных ориентаций студентов педагогического вуза как основы их профессиональной компетентности
    • 1. Ориентация студентов на ценностное знание как аксиологическую составляющую профессиональной компетентности
    • 2. Актуализация ценностного отношения в процессе формирования ценностных ориентаций студентов как базовой основы их профессиональной компетентности
    • 3. Включение студентов в проектную деятельность, способствующую формированию ценностных ориентиров поведения

Формирование ценностных ориентаций студентов педагогического вуза как основы их профессиональной компетентности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. «Концепция модернизации российского образования» обусловливает необходимость изменения направленности педагогической мысли от односторонне функционального к целостному представлению об образовании как универсальной ценности. Это ставит перед педагогическими вузами задачу формирования профессиональной компетентности будущего учителя, которая определяется его профессиональными и личностными ценностными ориентациями, отражающими качественные связи и отношения знанийумений, навыковопытацелей и ценностей в их динамике.

Теоретические основы профессиональной компетентности будущего учителя разработаны Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, В. А. Сластениным. Изучение профессиональной компетентности специалиста на вузовском этапе ее становления обозначено в исследованиях В. А. Адольфа, Ю. В. Варданян, Н. Е. Костылевой, С. В. Милешиной, Л. А. Петровской и др.

И.Д. Лушников, Л. М. Митина, Е. М. Павлютенков выделяют значимость личностной составляющей в структуре профессиональной компетентности, однако они не рассматривают данную проблему во взаимосвязи с формированием ценностных ориентаций будущего учителя.

В процессе анализа психолого-педагогической литературы выявлено противоречие между потребностью общества в компетентных педагогах и отсутствием теоретических разработок по проблеме формирования у них ценностных ориентаций как основы профессиональной компетентности. Это актуализирует проблему определения ценностной основы профессиональной компетентности студентов педагогического вуза.

Отсутствие специальных исследований, определяющих ценностные основания профессиональной компетентности, затрудняет успешное решение этой задачи и позволяет акцентировать внимание на одном из аспектов данной проблемы, связанном с формированием ценностных ориентаций студентов как основы их профессиональной компетентности. Постановка названной проблемы имеет, на наш взгляд, большой педагогический смысл и требует научной разработки, что обусловило выбор темы данного исследования — «Формирование ценностных ориентаций студентов педагогического вуза как основы их профессиональной компетентности».

Объект исследования: формирование профессиональной компетентности студентов педагогического вуза.

Предмет исследования: условия формирования ценностных ориентаций студентов педагогического вуза как основы их профессиональной компетентности.

Цель исследования: выявить и апробировать условия формирования ценностных ориентаций студентов педагогического вуза как основы их профессиональной компетентности.

Гипотеза исследования: ценностные ориентации студентов определяют их направленность на ценности педагогической деятельности и являются основой профессиональной компетентности. Необходимыми условиями формирования ценностных ориентаций студентов как основы их профессиональной компетентности являются:

— ориентация студентов на ценностное знание как аксиологическую составляющую профессиональной компетентности посредством разрешения проблемных вопросов на лекциях-диалогах и семинарах-диалогах;

— актуализация ценностного отношения в процессе формирования ценностных ориентаций студентов как базовой основы их профессиональной компетентности в дискуссии, ролевой игре;

— включение студентов в проектную деятельность, способствующую формированию ценностных ориентиров поведения.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования, сформулированной гипотезой определены следующие задачи.

1. Изучить состояние проблемы формирования ценностных ориентации студентов педагогического вуза.

2. Выявить теоретические предпосылки формирования ценностных ориентации студентов педагогического вуза как основы их профессиональной компетентности.

3. Определить критерии и изучить состояние сформированности ценностных ориентаций студентов педагогического вуза.

4. Разработать модель профессиональной компетентности студентов педагогического вуза, основой которой являются их ценностные ориентации.

5. Проверить экспериментально-опытным путем эффективность условий формирования ценностных ориентаций студентов как основы их профессиональной компетентности.

Методологическую основу исследования составляют положения общенаучных аксиологических концепций (Б.Г. Ананьев, А. Г. Здравомыслов, М. С. Каган, В. Н. Мясищев, З. И. Равкин, Н. С. Розов, В. А. Сластенин, В.А. Ядов).

Методологическими ориентирами выступают аксиологический, диалогический, личностно-деятельностный подходы (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Е. В. Бондаревская, В. И. Гинецинский, В. В. Давыдов, В.В. Сериков).

Ключевыми для построения концепции данного исследования явились работы, раскрывающие ценностные приоритеты педагогического образования (А.Н. Булынин, М. Я. Виленский, И. Ф. Исаев, Н. Д. Никандров, В. Г. Пряникова, З. И. Равкин, Г. И. Чижакова, Е. Н. Шиянов и др.).

Теоретической основой исследования являются положения, раскрывающие сущность и содержание ценностных аспектов профессиональной компетентности будущего учителя (В.А. Адольф, Ю. В. Варданян, Н. В. Кузьмина, Е. М. Павлютенков, Н. Ф. Талызина, М.И. Шилова).

В исследовании мы опирались на идеи авторов, выделяющих значимость личностной составляющей в структуре профессиональной компетентности (И.Д. Лушников, А. К. Маркова, JI.M. Митина).

Методы исследования: теоретические — анализ философской, социологической, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования, изучение программных документов, изучение и обобщение педагогического опыта, моделированиеэмпирические — наблюдение, беседа, опрос, проведение констатирующего и формирующего этапов опытно-экспериментальной работы, экспертная оценка и самооценкастатистические — качественный, количественный, корреляционный анализ результатов исследования, ранжирование.

Источниковая и опытно-экспериментальная база. Информационное обеспечение осуществлялось путем привлечения широкого круга литературных источников, включая монографии, статьи, учебные пособия, диссертации. Эмпирическая часть исследования проводилась на базе факультета начальных классов Красноярского государственного педагогического университета. В нем участвовали 180 человек (в том числе 160 — студенты экспериментальной и контрольной групп- 8 преподавателей кафедры педагогики и психологии начального образования КГТТУ, 12 учителей школ № 11, 41, 68 г. Красноярска в качестве независимых экспертов).

Личное участие соискателя состоит в осуществлении содержательного анализа и обобщении основных положений формирования ценностных ориентаций студентовв разработке структурно-функциональной модели профессиональной компетентности студентов педагогического вуза, в осуществлении экспериментально-опытной работы по формированию ценностных ориентаций студентов педагогического вуза как основы их профессиональной компетентности в процессе преподавания спецкурса «Педагогическая аксиология» и организации проектной деятельности студентов в период прохождения ими педагогической практики.

Исследование выполнялось в несколько взаимосвязанных этапов.

Первый этап — поисково-теоретический (1999;2000 гг.). Изучена степень разработанности проблемы в отечественной и зарубежной философии, психологии, философии образования, педагогике, педагогической аксиологии, определен категориальный аппарат исследования, основные исходные положения.

Второй этап — экспериментально-опытный (2000;2001 гг.). Осуществлены систематизация и обобщение теоретического и эмпирического материала по проблеме исследованияопределено содержание спецкурса «Педагогическая аксиология" — организована проектная деятельность студентов в процессе педагогической практикиразработана структурно-функциональная модель профессиональной компетентности студентов педагогического вуза, основой которой являются их ценностные ориентацииосуществлены констатирующий и формирующий этапы исследования.

Третий этап — обобщающий (2001;2002 гг.). Проведены анализ и обобщение результатов исследованияуточнены теоретические положения и выводы, полученные на первом и втором этапах работызавершено литературное оформление диссертации.

Основные результаты, полученные соискателем, их научная новизна и теоретическое значение.

1. Углублено и конкретизировано содержание понятия «профессиональная компетентность студента" — охарактеризована ее аксиологическая основа, определяющая направленность студентов на ценности педагогической профессии, отраженные в системе их ценностных ориентаций.

2. Научно обоснована и сконструирована структурно-функциональная модель профессиональной компетентности студентов педагогического вуза, содержанием которой являются знания, умения, навыки, опыт, цели, ценности, характеризующие готовность студентов к осуществлению педагогической деятельности и определяющие их аксиологическую направленность, которая отражена в системе ценностных ориентаций как основы профессиональной компетентности.

3. Выявлены смыслообразующая, оценочная, регулятивная функции ценностных ориентаций как основы профессиональной компетентности и определено их значение в формировании ценностного знания, ценностного отношения, ценностного поведения студентов.

4. Выявлены и охарактеризованы условия формирования ценностных ориентаций студентов педагогического вуза как основы их профессиональной компетентности: ориентация студентов на ценностное знание как аксиологическую составляющую профессиональной компетентностиактуализация ценностного отношения в процессе формирования ценностных ориентаций как базовой основы профессиональной компетентностивключение студентов в проектную деятельность, способствующую формированию ценностных ориентиров поведения.

5. Определены этапы формирования ценностных ориентаций студентов как основы их профессиональной компетентности: информационный как предъявление ценностейактуализирующий как осознание и принятие ценностеймоделирующий как реализация ценностей в деятельности и поведении.

6. Разработаны и реализованы: содержание спецкурса «Педагогическая аксиология», обеспечивающего эффективность процесса формирования ценностных ориентаций студентов как основы их профессиональной компетентности посредством включения студентов в лекции-диалоги, семинары-диалоги, дискуссии, ролевые игрысодержание проектной деятельности в процессе педагогической практики.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы при разработке курсов педагогических дисциплин, в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, в деятельности образовательных учреждений, в системе педагогического образования. Результаты исследования процесса формирования ценностных ориентаций студентов педагогического вуза как основы их профессиональной компетентности, проверенного экспериментально-опытным путем, используются в образовательной практике Красноярского края.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены методологической обоснованностью исходных параметров исследования, связанных с аксиологическим, личностно-деятельностным подходамиприменением методов, адекватных его задачам и логикезначительной источниковой базойрепрезентативностью данныхпозитивными результатами исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Ценностные ориентации студентов педагогического вуза определяют их направленность на ценности педагогической деятельности и являются основой профессиональной компетентности.

2. Содержательными характеристиками структурно-функциональной модели профессиональной компетентности являются знания, умения, навыки, опыт, цели, ценности, характеризующие теоретическую, практическую, личностную готовность студентов педагогического вуза к осуществлению педагогической деятельности и определяющие их аксиологическую направленность, которая отражена в системе ценностных ориентаций.

3. В качестве основных критериев сформированности ценностных ориентаций выступают ценностное знание, ценностное отношение, ценностное поведение студентов педагогического вуза, раскрывающие содержательные характеристики ценностных ориентаций.

4. Необходимыми условиями формирования ценностных ориентаций студентов педагогического вуза как основы их профессиональной компетентности являются: ориентация студентов на ценностное знание как аксиологическую составляющую профессиональной компетентности на лекциях-диалогах, семинарах-диалогахактуализация ценностного отношения в процессе формирования ценностных ориентаций студентов как основы профессиональной компетентности в дискуссиях и ролевых играхвключение студентов в проектную деятельность, способствующую формированию ценностных ориентиров поведения, в процессе педагогической практики.

Апробация и внедрение результатов исследования. Представленные в работе результаты нашли отражение в научных статьях, докладах и выступлениях на всероссийских, региональных научно-практических конференциях, в том числе на II межвузовской конференции «Проблемы обществоведения" — на III региональной научно-методической конференции «Управление образовательным процессом в современном педагогическом вузе" — на краевой научной конференции молодых ученых и студентов «Психолого-педагогическая наука для перспективных гуманитарных технологий" — на III региональной научно-практической конференции «Образование и социализация личности в современном обществе" — на межвузовской научно-практической конференции «Проблемы обновления т начальной школы в условиях модернизации и свободного развития российского образования" — на XXII сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической мысли «Формирование ценностных ориентаций личности в духовно-нравственной сфере (XIX-XX вв.)" — обсуждались на заседаниях кафедр Красноярского государственного педагогического университета (1999 — 2002 гг.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Выводы по второй главе.

Проверка эффективности в ходе экспериментально-опытной работы, определенных нами в качестве основных условий формирования ценностных ориентаций студентов педагогического вуза как основы их профессиональной компетентности (ориентация студентов на ценностное знание как аксиологическую составляющую профессиональной компетентностиактуализация ценностного отношения в процессе формирования ценностных ориентаций как базовой основы профессиональной компетентностивключение студентов в проектную деятельность, способствующую формированию ценностных ориентиров поведения) позволила сделать следующие выводы.

Данные условия можно рассматривать как необходимые для решения поставленной задачи, если они реализуются в единстве и взаимосвязи. Основой профессиональной компетентности студентов являются их ценностные ориентации, так как отражают направленность учителя на ценности педагогической профессии и характеризуются наличием у него ценностного знания, ценностного отношения, ценностного поведения.

Структурно-функциональная модель профессиональной компетентности студентов педагогического вуза, основой которой являются их ценностные ориентации, отражает ее содержание (знанияумения, навыкиопытконтактыценности, цели) — взаимосвязь и единство предметной, профессиональной, личностной составляющих, реализуемых в профессионально-педагогической деятельности и способствующих формированию теоретической, практической и личностной готовности студента педагогического вуза (Рис. 1).

Формирование ценностных ориентаций как основы профессиональной компетентности будущего учителя предполагает три этапа: информационный (предъявление ценностей), актуализирующий (осознание и принятие ценностей), моделирующий (реализация ценностей в деятельности и поведении). На названных этапах формируются когнитивный, эмоциональный, поведенческий уровни ценностных ориентаций студентов, характеризующиеся соответственно сформированностью ценностного знания, ценностного отношения, ценностного поведения, которые могут рассматриваться как критерии названых уровней.

Экспериментально-опытная работа показала, что ценностные ориентации как основа профессиональной компетентности выполняют смыслообразующую, оценочную, регулятивную функции. Спецкурс «Педагогическая аксиология» способствует формированию ценностных ориентаций как основы профессиональной компетентности будущего учителя, если в процессе его изучения студенты включаются в обсуждение ценностной проблематики в ходе лекций и семинаров-диалогов, дискуссий, ролевой игры, проектной деятельности в процессе педагогической практики. Названные активные формы и способы организации деятельности являются педагогическим обеспечением формирования ценностных ориентаций студентов как основы их профессиональной компетентности и отражают взаимосвязь и единство созданных нами условий.

Эффективность спецкурса «Педагогическая аксиология» в плане решения поставленных в ходе исследования задач, подтверждается наличием положительной динамики сформированности ценностных ориентаций и профессиональной компетентности студентов экспериментальной группы. К примеру, духовные ценности поднялись со второго места на первое (различия по сравнению с констатирующим срезом достоверны с вероятностью 0,99) — ценности аналитико-рефлексивного развития поднялись с третьего на второе место (различия по сравнению с констатирующим срезом достоверны с вероятностью 0,99) — ценности когнитивного развития и содержания профессии с пятого, шестого места поднялись на третье с одинаковым количеством баллов (различия по сравнению с констатирующим срезом достоверны с вероятностью 0,99). Следствием изменений рангов ценностей явились изменения в распределении студентов по уровням сформированности ценностных ориентаций. Если на начало эксперимента 84,3% студентов были отнесены к когнитивному уровню, то к завершению эксперимента их осталось 30%, количество студентов с эмоциональным уровнем увеличилось с 15,7% до 55,7%, с поведенческим уровнем возросло от 0 до 14,3%. В то время как в контрольной группе такой динамики не наблюдалось.

Если до начала формирующего эксперимента у студентов экспериментальной и контрольной групп преобладал средний уровень сформированности профессиональной компетентности, что подтвердилось количественным анализом данной методики, обработанной с помощью расчетного значения коэффициента Стьюдента, то после проведения формирующего эксперимента сравнение результатов констатирующего и контрольного срезов в экспериментальной группе показало, что различия по всем видам готовности к профессиональной деятельности, кроме личностной, в экспертной оценке преподавателей достоверны на 99,9% доверительном уровне, так как расчетный коэффициент Стьюдента превышает табличный (3,5) по всем измерявшимся параметрам. По личностной готовности в экспертной оценке преподавателей различия достоверны на 99% доверительном уровне.

Эти данные свидетельствуют о том, что у студентов экспериментальной группы после года обучения уровень сформированности профессиональной компетентности достоверно повысился при всех формах оценки (самооценка, экспертная оценка учителей и преподавателей).

Сравнение результатов констатирующего и контрольного срезов в контрольной группе показало, что достоверные различия получены только в нескольких видах готовности как составляющих профессиональной компетентности: в практической готовности по самооценке и экспертной оценке преподавателей (99% доверительный уровень), а также в практической готовности по экспертной оценке учителей (99% доверительный уровень).

Однако, если у студентов контрольной группы профессиональная компетентность незначительно повысилась после года обучения, то у студентов экспериментальной группы она достоверно выше во всех видах готовности составляющих профессиональную компетентность.

Выявление взаимосвязи между профессиональной компетентностью и ценностными ориентациями студентов экспериментальной группы после констатирующего среза производилось с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмэна. Статистическая обработка данных показала, что коэффициент Спирмэна между всеми исследованными ценностными ориентациями и профессиональной компетентностью по всем видам оценок (самооценка, экспертная оценка учителя, экспертная оценка преподавателя) близок к 1 (RkPht= 0,339 при N = 55 и RKpm- = 0,325 при N = 60 для р = 0,01). Полученные данные позволяют утверждать, что между исследованными нами ценностными ориентациями и профессиональной компетентностью существует высокозначимая прямая тесная взаимосвязь.

Выдвинутая в начале исследования научная гипотеза о том, что ценностные ориентации студентов педагогического вуза являются основой их профессиональной компетентности, полностью подтвердилась, о чем свидетельствуют результаты теоретического анализа и полученные в ходе экспериментально-опытной работы статистические данные. Это доказывает эффективность разработанных нами условий формирования ценностных ориентаций студентов педагогического вуза как основы их профессиональной компетентности.

Заключение

.

Проведенное теоретико-экспериментальное исследование по проблеме формирования ценностных ориентаций студентов педагогического вуза как основы их профессиональной компетентности позволило нам сделать следующие общие и частные выводы.

Анализ состояния проблематики показал, что сущность ценностного подхода к профессиональной компетентности раскрывается через ее внутреннюю целостность, где профессиональное и личностное «Я» тесно связаны системой ценностей. В теории педагогики профессиональная компетентность учителя рассматривается как социально значимая ценность педагогической деятельностиличностная ценность учителя, являющегося ее активным субъектом. В процессе исторического развития общества, образования как его базовой ценности качественные характеристики профессиональной компетентности претерпевали изменения. В настоящее время содержание профессиональной компетентности трактуется учеными по-разному: как основание деятельностисредство решения профессиональных проблем и задачформа исполнения деятельностиготовность к педагогической деятельности и др. Содержательно профессиональная компетентность включает в себя теоретические знания, составляющие основу деятельностиобщепедагогические и специфические умения, позволяющие учителю успешно осуществлять профессиональную деятельностьличностные качества, соответствующие традиционно сложившимся представлениям об учителе, являющимся носителем общезначимых ценностей и передающим от старших поколений младшим накопленные человечеством ценности культуры.

Поскольку сущность профессиональной компетентности представляет собой единство личностного и профессионального компонентов, в данном исследовании в качестве содержательных составляющих профессиональной компетентности мы выделили теоретическую, практическую, личностную готовности, представленные знаниями, умениями, навыками, опытом, а Ф также контакты, цели, ценности, отраженные в системе ценностных ориентаций, являющихся основой профессиональной компетентности. Каждая из названных составляющих представлена нами в неразрывной взаимосвязи и единстве профессионального и личностного аспектов.

Ценностные ориентации характеризуются как установки личности учителя, определяющие направленность его поведения, в том числе в профессиональной деятельности. В системе ценностных ориентаций отражается направленность учителя на те или иные профессиональные и личностные ценности в соответствии с его представлениями об идеалах, смыслах жизни и профессиональной деятельности.

Система ценностных ориентаций, формирующаяся как особый когнитивно-конативный комплекс в структуре механизмов регуляции профессионально-педагогической деятельности, является основой профессиональной компетентности студента и отражает иерархию профессиональных, личностных ценностей, вершиной которой является профессиональный и личностный идеал как образ желаемого будущего. Для решения задачи формирования ценностных ориентаций студентов педагогического вуза как основы их профессиональной компетентности нами был разработан и реализован спецкурс «Педагогическая аксиология» отвечающий следующим условиям: ориентации студентов на ценностное знаниеактуализации ценностного отношениявключению студентов в проектную деятельность, способствующую формированию ценностных ориентиров поведения.

Разработанная нами структурно-функциональная модель профессиональной компетентности студентов педагогического вуза, основанием которой являются их ценностные ориентации, отражает Ф взаимосвязь и единство названных условий в совокупности когнитивного, эмоционального, поведенческого компонентов. В данной модели мы отразили взаимосвязь теоретической, практической и личностной готовности как составляющих профессиональной компетентности. Основой профессиональной компетентности являются ценностные ориентации студентов, отражающие их направленность на ценности педагогической профессии.

В качестве критериев сформированности ценностных ориентаций студентов как основы их профессиональной компетентности нами были определены следующие: ценностное знание, ценностное отношение, ценностное поведение, проявляющиеся соответственно на когнитивном, эмоциональном, поведенческом уровнях. Динамика наблюдаемого процесса обеспечивается, как свидетельствуют данные эксперимента, смыслообразующей, оценочной, регулятивной функциями ценностных ориентаций на всех этапах их формирования: информационном (предъявление ценностей), актуализирующем (осознание и принятие ценностей), моделирующем (реализация ценностей в деятельности и поведении).

Осуществленное экспериментальное исследование, направленное на формирование ценностных ориентаций студентов как основы их профессиональной компетентности с учетом их уровневых и критериальных характеристик в процессе изучения спецкурса «Педагогическая аксиология», позволило сориентировать студентов на осознание значимости данного предмета в системе педагогических дисциплин, его взаимосвязи с другими областями философского, аксиологического, психологического знания в теоретическом и прикладном значении предмета. Лекции-диалоги и семинары-диалоги обеспечили субъект-субъектное взаимодействие студентов и преподавателей за счет высокой эмоциональной насыщенности. В процессе диалогов смыслы, связанные с изучаемым материалом, пересекались и взаимодействовали с личностными смыслами студентов, в результате чего образовывалось общее смысловое поле. Проведение семинарских занятий в виде дискуссий и ролевой игры обеспечивало развитие эмоциональной сферы личности будущего учителя. Студенты приобрели опыт эмоционально-ценностного отношения к себе, другим субъектам взаимодействиянаучились решать проблемы в нестандартных профессиональных ситуациях, формируя тем самым профессиональную толерантность и ответственность как важные качества личности профессионально компетентного педагога. Включение студентов в проектную деятельность в процессе педагогической практики стимулировало у них рефлексию собственных ценностей, осознание ценностей педагогического труда, переориентацию или коррекцию ценностей у одних студентов и укрепление и развитие профессионально значимых ценностей у других.

Анализ результатов проведенной нами экспериментально-опытной работы в процессе изучения спецкурса «Педагогическая аксиология» позволил выявить наличие положительной динамики формирования ценностных ориентаций студентов как основы их профессиональной компетентности. Это является свидетельством эффективности разработанных нами условий формирования ценностных ориентаций студентов педагогического вуза как основы их профессиональной компетентности и подтверждает выдвинутые в начале исследования положения гипотезы.

Диссертация позволила определить объектное поле дальнейших исследований:

Определение роли ценностных ориентаций в формировании готовности будущего учителя к профессионально-педагогической деятельности;

Развитие ценностных ориентаций учителя в процессе формирования его профессиональной компетентности;

Соотношение личностного и профессионального аспектов в динамике развития ценностных ориентаций студента педагогического вузаРазвитие ценностного сознания, ценностного отношения, ценностного поведения учителя в процессе формирования у него профессиональной компетентности и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования.- М.: Просвещение, 1990. 141 с.
  2. В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: Дисс.. докт. пед. наук. М., 1998.
  3. Г. И. Студент как субъект образовательного процесса.- М., Рязань: РИНФО, 1998. 160 с.
  4. Альбуханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-335 с.
  5. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. -М: Педагогика, 1980. Т. 1. С. 17−55, 124−179.
  6. Г. М. Социальная психология. М.: Прометей, 1980. — 391 с.
  7. И.П., Виленский М. Я. Научные труды Моск. гос. пед. ун-та. Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 1999. — 548 с.
  8. Е.В. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной зрелости учителя: Дисс.. докт. пед. наук. Новосибирск, 2002. 235 с.
  9. А.Г. Личность как предмет психологического исследования.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 105 с.
  10. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1990. — 367 с.
  11. Н.А. Аксиологическое образование современного учителя: Методология, концепция, модели и технологии развития: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. Брянск, 2001. 51 с.
  12. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. Россия, 1979. -320 с.
  13. Р. Развитие Я концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986. -420 с.
  14. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в 21 век. — М.: Политиздат, 1990. — 413 с.
  15. П.П. Избранные психологические произведения.- М.: Просвещение, 1964. 169 с.
  16. М.В. Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования/Под. ред. чл. корр-а РАО З. И. Равкина. М., 1998. С. 2934.
  17. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания//Педагогика. 1995. № 4. С. 29−36.
  18. Н.В., Реан А. А. Педагогика: Учебник для вузов.- С-Пб.: Изд-во «Питер», 2000. 304 с.
  19. .С. К изучению смысловой сферы личности//Вестник Московского ун-та. Серия 14. Психология. 1981. № 2. С. 46−56.
  20. A.M. Профессиональное становление личности: ценностный подход. — Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсомольского-на-Амуре гос. пед. ин-та, 1996. 99 с.
  21. A.M. Формирование профессиональных ценностных ориентаций студентов педагогического вуза (методические рекомендации для преподавателей пед. вузов). Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсомольского-на-Амуре гос. пед. ин-та, 1995. — 16 с.
  22. Л.Ф., Кортова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций.- М.: Прометей, 1998, С. 7.
  23. A.JI. Совершенствование педагогической компетентности преподавателей как фактор повышения эффективности учебного процесса ВТУЗа: Дисс. КПИ. С-Пб, 1994. 183 с.
  24. Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием: Дисс.. докт. пед. наук. М., 1998. 280 с.
  25. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  26. Е.С. Психологические особенности развития ценностных ориентаций у студентов педагогических вузов: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1983. 16 с.
  27. .З., Иванов В. Д. Основы педагогики: Учебное пособие.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во УРАО, 1999. — 616 с.
  28. Л.С. Педагогическая психология. М.: Прсвещение, 1991. — 479 с.
  29. Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с.
  30. А.Н., Сергеев М. И., Бордуков М. И., Фалалеев А. Н. Формирование контингента студентов педагогического университета и их ориентация на учительскую профессию (по мат. соц. исслед-я). Красноярский пед. ун-т, 1993. 44 с.
  31. А.Н., Сергеев М. И., Дроздов Н. И., Бордуков М. И., Майер Р. А. Региональные проблемы подготовки и функционирования педагогических кадров в новых условиях (социологический анализ).- Красноярск: РИО КГПУ, 1999. 260 с.
  32. .С. Философия образования для XXI века. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 605 с.
  33. В.И. Основы теоретической педагогики. С-Пб.: Питер, 1992.- 154 с.
  34. С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы.- Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1981.
  35. Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. — 260 с.
  36. Я. Ценностная ориентация личности//Психология личности в социалистическом обществе/Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Наука, 1989. С. 102−110.
  37. Н.Ю. Формирование профессионально-значимых ориентаций будущего учителя в условиях педагогического колледжа: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Оренбург, 1998. — 19 с.
  38. Э.Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. М.: Изд. корпорация «Логос», 2000. — 224 с.
  39. Н.Ф. Проблема значимости в психологии//Материалы совещания по психологии. М.: АН СССР, 1957. С. 45−50.
  40. В.К. О причине кризиса школы и системы образования//Коллективный способ обучения. 1995. № 2. С. 45−54.
  41. С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. -М.: Просвещение, 1986.- 143 с.
  42. В.Д. Психологические особенности развития ценностных ориентаций детей в периоды перехода в младший школьный и подростковый возраста: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1984. -24 с.
  43. З.Ф. Взаимодействие научной и педагогической деятельности преподавателя высшей школы: Автореф. дисс. докт. пед. наук. Л., 1975. -36 с.
  44. Т.П. Ценностные приоритеты формирования профессиональной направленности студентов психолого-педагогического факультета: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 2000.- 16 с.
  45. Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решения. Социально-психологический подход к проблеме//Психологические проблемы социальной регуляции поведения/Под ред. Шороховой Е. В. и Бобневой М. И. М.: Наука, 1976. С. 254−277.
  46. В.И. Стандарты в формировании поддержании профессионализма педагогов/УПроблемы обновления содержания общего образования. Ростов-на-Дону: РПИ, 1992. С. 3−5, 100.
  47. В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208 с.
  48. Г. Е. О путях изучения ценностных ориентаций молодежи в сфере науки//Методы социально-психологических исследований. -М.: Изд-воМГУ, 1975. С. 130−138.
  49. Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности.- М.: Изд-во МГУ, 1994. 144 с.
  50. Захарова J1.H., Соколова В. В., Соколов В. М. Профессиональная компетентность учителя и психолого-педагогическое проектирование: Учебное пособие. Н. Новгород: Нижненовгородский гуманитарный центр, 1995.- 136 с.
  51. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности.- М.: Политиздат, 1986. 223 с.
  52. А.Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности//Социология в СССР. М.: Мысль, 1965.1. Т. 2. С. 189−208.
  53. И.П. Энциклопедия творческих дел. М.: Педагогика, 1989. -206 с.
  54. К.Е. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980. — 427 с.
  55. Т.А. Педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1984. — 496 с.
  56. И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы.-М., Белгород, 1993. С. 126−127.
  57. М.В. Психолого-педагогический анализ нравственного состояния и поведения подростков//Сов. педагогика. 1976. № 9. С. 4552.
  58. М.С. Философская теория ценности. С-Пб.: Петрополис, 1997.- 204 с.
  59. М.Г. Ценностные ориентации школьников и формирование в коллективе. Л.: Лениздат, 1989. — 83 с.
  60. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении.- М.: Просвещение, 1987. 198 с.
  61. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. -М.: Просвещение, 1982.
  62. А.Н. Руководство совершенствованием профессиональной компетентности учителей в структуре деятельности заместителя директора школы: Дисс.. канд. пед. наук. С-Пб, 1994. 153 с.
  63. А.В. Ориентация школьников на социально значимые ценности: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. Л., 1991. 36 с.
  64. М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании//Педагогика. 1994. № 5. С. 16−21.
  65. Г. Б. Цивилизационный подход как метод историко-педагогического исследования аксиологических проблем образования/Юбразование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект)/Под ред. З. И. Равкина. М.: ИТПиО РАО, 1995. С. 36−53.
  66. .С. Методика изучения особенности формирования ценностных ориентаций//Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога: Сб. статей/Отв. ред. И. В. Дубровина. М., 1987. С. 80−89.
  67. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. — 119 с.
  68. К.М. Основы педагогической деонтологии. М.: Наука, 1994. -192 с.
  69. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.-302 с.
  70. А.Н. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. — 154 с.
  71. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. -М.: Знание, 1971.- 136 с.
  72. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции//Вопросы философии. 1996. № 4. С. 15−26.
  73. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.-96 с.
  74. Л.И. Ориентация на воспитательную деятельность и профессиональная позиция молодого учителя.//Особенности социально-профессиональной позиции молодых учителей. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1981.
  75. И., Ляга Й. Основные таблицы математической статистики/Пер. с чешского Ю. А. Данилова. М.: Финансы и статистика, 1985. — 356 с.
  76. Н.Н., Косарев В. В., Крючатов А. П. Профессиональная компетентность педагога. Самара, С-Пб., 1997. — 106 с.
  77. В.Я. Структура продуктивного взаимодействия учителя и учащихся. М.: МГУ, 1980.
  78. Л.Х. Управление процессом развития профессионально-ценностных ориентаций будущих учителей: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1993.- 168 с.
  79. Т.Н. Теоретические основы исследования ценностных ориентаций и интересов школьников/ЛДенностные ориентации и интересы школьников: Сб. науч. тр./Под ред. Т. Н. Мальковской.- М: Изд-во МГУ, 1983. С. 5−19.
  80. А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя//Сов. педагогика. 1990. № 8. С. 57−59.
  81. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.- 192 с.
  82. Митина J1.M. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: «Дело», 1994. — 216 с.
  83. Г. П. Формирование профессионально-ценностных ориентаций будущих педагогов: Дисс.. канд. пед. наук. Калуга, 1996.- 174 с.
  84. А.И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя//Сов. педагогика. 1991. № 10.1. С. 79−84.
  85. А.И., Мищенко Л. И., Шиянов Е. Н. Теоретико-методологические основы формирования содержания педагогического образования.-М.: Знание, 1991. -291 с.
  86. В.М. Педагогическая техника и мастерство учителя.- Кишинев: КГПИ, 1991. 196 с.
  87. В.Н. Социальная психология и психология отношений//Проблемы общественной психологии. М.: Мысль, 1965.
  88. Национальные ценности образования. История и современность: Материалы XVII сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки/Под ред. З. И. Равкина.- М.: ИТПиО РАО, 1996. 295 с.
  89. Непрерывное педагогическое образование. Проблемы развития профессионализма/Под ред. Т. В. Новиковой. М.: Мысль, 1994. — 32 с.
  90. Н.Б. Ценностные отношения студентов к учебным дисциплинам как фактор успешности их профессиональной подготовки: Дисс.. канд. пед. наук. Л., 1984. 165 с.
  91. Н.Д., Кан-Калик В.А. Подготовка будущего учителя к педагогическому творчеству в вузе//Сов. педагогика. 1987. № 6. С. 105 108.
  92. Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект)/Под ред. З. И. Равкина. М.: ИТПиО РАО, 1995. — 631 с.
  93. Е. И. Компетентность образования: социальный аспект. С-Пб: Изд-во РАОИОВ, 1995.- 107 с.
  94. С. И. Словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1975.-846 с.
  95. Г. Личность: проблема науки или искусства?//Психология личности: тексты. М.: Прометей, 1982. С. 208−218.
  96. Л. Задача обучения на протяжении всей жизни вызов университетам//А1та Mater. 1997. № 4. С. 24−29.
  97. Е.М. Управление профориентацией в общеобразовательной школе. Владивосток, 1990. — 176 с.
  98. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов.- М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.
  99. Педагогика/Под ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского. М.: Педагогика, 1984.-368 с.
  100. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов/Под ред. Ю. К. Бабанского. -М.: Просвещение, 1983.- 608 с.
  101. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов/Ю.К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.- Под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1988.-479 с.
  102. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов.- 3-е изд. М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.
  103. Н.А. Актуализация личностно-профессионального роста учителя в поствузовском образовании при ИППК: Дисс.. докт. пед. наук. Иркутск, 1999. 315 с.
  104. Петровская J1.A. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во МГУ, 1982.
  105. В.Я. Педагогическая мысль в странах Запада: традиции и современность. Красноярск: Изд-во КГПУ, 1998. — 234 с.
  106. Н.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985.-496 с.
  107. Г. Н. Система деятельности как фактор формирования всесторонних ориентаций школьников: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1979.-23 с.
  108. Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы/Пер. с англ. М.: «Когито — центр», 1999. — 144 с.
  109. З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования)//Педагогика. 1995. № 5. С. 87−90.
  110. Л.В. Развитие и формирование ценностных ориентаций у студентов педвуза: Дисс.. канд. психол. наук. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1990.- 167 с.
  111. М.Г. Профессиональная подготовка учителя к формированию ценностно-гуманистических ориентаций младших школьников: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1999. 180 с.
  112. К.К. Вопросы, которые я бы себе задал, если был бы учителем//Семья и школа. 1987. № 10. С. 21−24.
  113. Н.С. Философия гуманитарного образования.- М.: Иссл. центр проблем подготовки специалистов, 1993. 194 с.
  114. Н.С. Ценности гуманитарного образования//Высшее образование в России. 1996. № 1. С. 85−88.
  115. Н.С. Ценности и образование (вехи истории европейской мысли)//А1ша mater. 1991. № 12. С. 36−47.
  116. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.- 192 с.
  117. Л.И. О ценностном подходе к усвоению принципов и норм нравственности//Сов. педагогика. 1974. № 5. С. 28−35.
  118. Г. И. Познавательная самостоятельность будущего учителя// Педагогика. 1995. № 4. С. 63−66.
  119. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.
  120. В.А. Гуманитарная культура специалиста//Магистр. 1991. № 1. С. 22.
  121. В.А. О критериях формирования социально активной личности будущего учителя//Формирование социальной активной личности в условиях развитого социализма. М.: МГПИ, 1983.
  122. В. А. Преподавание педагогических дисциплин на технологической основе//Разработка и внедрение гибких технологий обучения педагогическим дисциплинам: Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции. М.: Прометей, 1991. С. 3−5.
  123. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976.- 160 с.
  124. Современный философский словарь/Под общ. ред. В. Е. Кемерова. — Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск: Панпринт, 1998, — 1064 с.
  125. Э.В. Основные идеи общей теории ценностей Р.Б. Пери//Проблема ценности в философии. М., Л.: Наука, 1966.1. С. 154−170.
  126. Социальная психология/Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.
  127. Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997. — 174 с.
  128. Т.А., Аликин И. А., Толмачев А. А. Методы организации и проведения психолого-педагогического исследования: Пособие для студентов и аспирантов. Красноярск: РИО КГПУ, 2001. — 96 с.
  129. Л.А. Об условиях интенсификации учебно-воспитательного процесса/ЛПодготовка и профессиональное становление молодого учителя: Межвузовский сборник науч. трудов. Хабаровск: ХГПИ, 1990.- 160 с.
  130. Н.Ф. Пути разработки профиля специалистов. Саратов, 1987.- 173 с.
  131. В.П. Марксистская философия и проблема ценности//Проблема ценности в философии.- М., Л.: Наука, 1966. 223 с.
  132. В.П. Теория ценностей в марксизме. -Л.: ЛГУ, 1968.- 122 с.
  133. В.П. Философия сознания. М.: Знание, 1971.
  134. Д.Н. Психологические исследования. -М.: Наука, 1966.-451 с.
  135. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки.- Тбилиси: АН, 1961. 210 с.
  136. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 366 с.
  137. Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. — 272 с.
  138. Э. Иметь или быть. М.: Прогресс, 1990. — 336 с.
  139. И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1990. — 576 с.
  140. Ф. Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика. Очерки развития педагогической теории. М.: Педагогика, 1979. — 145 с.
  141. Г. И. Теоретические основы становления и развития педагогической аксиологии: Дисс.. докт. пед. наук. М., 1999. 326 с.
  142. Г. И. Философия образования (аксиологический аспект). Методическое пособие для студентов. Красноярск: Изд-во КГПУ, 1995.-64 с.
  143. В.Э. Нравственная устойчивость личности: психологическое исследование. М.: Педагогика, 1981. — 208 с.
  144. С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1980. Т. 2. С. 414.
  145. М.И. Основные направления обновления учебно-воспитательного процесса на основе гуманизации: Тезисы регион, конф. «Гуманизация, демократизация учебно-воспитательного процесса в педвузе и школе». Красноярск: Изд-во КГПУ, 2001.
  146. М.И. Учителю о воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  147. Н.Е., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественной теории личности. Ростов-на-Дону: РИО АО «Цветная печать», 1995. — 310 с.
  148. Н.Е., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 288 с.
  149. М.Д. Ценностное отношение в предмете общественных наук: Автореф. дисс.. канд. фил. наук. JI., 1974. 16 с.
  150. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности//Методологические проблемы социальной психологии. -М.: Наука, 1975. С. 27−44.
  151. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Самар. ун-т, 1995. — 328 с.
  152. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М.: Прогресс, 1996. 95 с.
  153. Kluckhohn F.R. and Strodtbeck F.L. Variations in Value Orientations. — New York, 1961.-451 p.
  154. Rokeach M. Beliefs, Attitude and Values. San Francisco. Jossey Bass Inc. Publishers, 1969.-214 p.
  155. Квадрат ценностей" A.M. Булынина
Заполнить форму текущей работой