Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Институт политического руководства Вооруженными Силами Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

См.: Балуев Д. Г. Политика в войне постиндустриальной эпохи //Международные процессы. 2005. Т. 3. № 3. С. 18−32- Вооруженный конфликт в Южной Осетии и его последствия. — М.: Красная звезда, 2009; Кокошин А. А. Политология и социология военной стратегии. — М.: КомКнига, 2005; Клаузевиц К. О войне. — М.: Госвоениздат, 1936; Корту-нов С. В. Национальная и международная безопасность: концептуальные… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования политического руководства вооруженными силами государства
    • 1. 1. Вооруженные силы как инструмент государственной власти
    • 1. 2. Политическое руководство вооруженными силами государства как понятие и явление
    • 1. 3. Институционализация политического руководства вооруженными силами государства
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Модели института политического руководства вооруженными силами: историко-компаративистский анализ
    • 2. 1. Институт политического руководства вооруженными сила- 133 ми в условиях президентской республики (на примере Соединенных Штатов Америки)
    • 2. 2. Институт политического руководства вооруженными сила- 165 ми при парламентской республике (на примере Федеративной Республики Германии)
    • 2. 3. Особенности института политического руководства воору- 197 женными силами в Китайской Народной Республике
    • 2. 4. Отечественный опыт институционализации политического 228 руководства вооруженными силами
  • Выводы по 2 главе
  • Глава 3. Концептуальные подходы к модернизации института 263 политического руководства Вооруженными Силами Российской Федерации
    • 3. 1. Национальные интересы как детерминант института поли- 264 тического руководства Вооруженными Силами Российской Федерации
    • 3. 2. Доктринальное и правовое обеспечение политического ру- 303 ководства Вооруженными Силами Российской Федерации
    • 3. 3. Организационное развитие института политического руко- 334 водства Вооруженными Силами Российской Федерации в органах государственной власти Российской Федерации
  • Выводы по 3 главе

Институт политического руководства Вооруженными Силами Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Анализ современного этапа развития человечества показывает, что в мире по-прежнему вспыхивают ожесточенные конфликты между политическими субъектами. В целом ряде из них имеет место применение вооруженного насилия, приводящее к многочисленным жертвам и разрушениям. Как констатировано в этой связи в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, «между государствами обострились противоречия, связанные с неравномерностью развития в результате глобализаци-онных процессов, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран.. Возросла уязвимость всех членов международного сообщества перед лицом новых вызовов и угроз"1.

Проявились и признаки того, что традиционные политические институты, сложившиеся на национальном и на международном уровнях, перестали в полной мере выполнять свои функции по урегулированию противоречий в отношениях социальных и государственных образований. Национальные и международные институты испытывают значительные трудности в адаптации к меняющейся ситуации, для которой характерно появление новых вызовов и угроз безопасности.

В сложившихся нестабильных условиях субъекты политики совершенствуют свою деятельность по созданию средств вооруженного насилия и его применению. В современных государствах меняются взгляды на способы и порядок применения военной силы, модернизируются старые и формируются новые институты и учреждения в области безопасности и обороны, а военные расходы в мире постоянно растут. Проводимые преобразования детер

1 Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» //Российская газета. 2009. 19 мая.

2 По оценкам стокгольмского Института исследований проблем мира (81Р1Ц), общая сумма таких затрат только в 2008 году выросла на 4% и достигла 1464 млрд долл. Всего же за предыдущее десятилетие общий рост военных расходов составил 45%. См.: Терехов А. Новый рекорд глобального вооружения // Независимая газета. 2009. 8 июня. минируют изменения в системе воздействия институтов государства и общества на вооруженные силы1. Смысл проводимых преобразований заключается в поддержании готовности вооруженных сил к эффективным действиям в новых, динамично меняющихся, условиях.

Аналогичные процессы происходят и в нашей стране. В Российской Федерации практически непрерывно в течение двух десятилетий меняются социально-политические отношения в области обороны и безопасности, преобразуются Вооруженные Силы, трансформируется система управления и руководства ими.

Вместе с тем проводимые мероприятия в ряде случаев неоднозначны и непоследовательны. Сам же процесс реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации предоставляет научному сообществу основания для критических размышлений и выводов. Прежде всего, возникают вопросы относительно целей, смысла и ожидаемых результатов военного строительства и реформирования Вооруженных Сил, активно осуществляемого в настоящее время. Данные обстоятельства обусловливают необходимость научного осмысления проблем политического руководства Вооруженными Силами Российской Федерации и его институциональных аспектов.

Актуальность проводимого исследования обусловлена рядом обстоятельств.

Во-первых, в рамках реагирования на динамичную ситуацию, складывающуюся в области обороны и национальной и международной безопасности, современные государства постоянно совершенствуют практику подготовки и применения военной силы в интересах повышения эффективности противодействия существующим и перспективным рискам, вызовам, угрозам и опасностям. В Российской Федерации в настоящее время также осуществляется интенсивное преобразование Вооруженных Сил, что предполагает.

1 Далее в настоящем исследовании, если не оговорено особо, понятия вооруженные силы и армия будут использоваться как синонимы, Вооруженные Силы Российской Федерации — именоваться Вооруженными Силами. своевременное и адекватное внесение изменений в деятельность институтов государства и общества, связанную с их подготовкой и применением.

Учитывая, что в сложившихся условиях обостряется проблема поиска способов поддержания Вооруженных Сил в качестве надежно функционирующего инструмента государственной власти, существует необходимость комплексного анализа содержания деятельности уполномоченных должностных лиц и органов, направленной на поддержание Российской армии в состоянии, позволяющем ей выполнить свое предназначение.

Во-вторых, несмотря на проводимые более двух десятилетий в постсоветской России демократические преобразования, практика руководства Вооруженными Силами в настоящее время в силу различных причин до сих пор по ряду параметров отличается непоследовательностью и недостаточной регламентацией. Очевидно, что превращение практической деятельности по руководству Вооруженными Силами в устойчивый к негативным воздействиям процесс позволит повысить его эффективность.

Сложившаяся ситуация диктует необходимость теоретического осмысления политического руководства вооруженными силами государства как целостного явления, формирования его понятийного аппарата. Комплексное политологическое исследование позволит в полной мере раскрыть сущность политического руководства вооруженными силами государства, объективно оценить сложившееся состояние института политического руководства Вооруженными Силами Российской Федерации, а также наметить вектор его оптимизации.

В-третьих, в результате длительной эволюции под воздействием комплекса причин в современном мире сложились различные модели института политического руководства вооруженными силами государств, имеющие существенные отличия.

Сравнение зарубежной практики политического руководства вооруженными силами позволит определить универсальные подходы, которые применимы и для других государств, осуществляющих реформирование сферы обороны. Кроме того, компаративистский анализ зарубежной практики будет способствовать выявлению специфики России в формировании института политического руководства ее вооруженными силами. Такое исследование нацелит на формирование оптимальной модели политического руководства Вооруженными Силами Российской Федерации.

В-четвертых, вся совокупность складывающихся в российском обществе отношений, правил, норм, традиций, образцов поведения, система органов и учреждений, так или иначе связанных с руководством Вооруженными Силами, испытывают сильное воздействие предыдущего исторического опыта. Как известно, он формировался в течение длительного времени и в своеобразных условиях, отражающих исторические особенности становления российской нации и государства.

Очевидно, что выработка концептуальных подходов к пониманию становления института политического руководства Вооруженными Силами Российской Федерации будет неполноценной без признания проявления в современных условиях предшествующего опыта дореволюционной России и Советского Союза. Отсюда актуальность приобретает его обобщение, осмысление способов его трансляции в современность.

В-пятых, существует потребность дальнейшего совершенствования системы государственного управления Российской Федерации, что предполагает определение оптимальной структуры органов, учреждений и должностных лиц, участвующих в политическом руководстве Вооруженными Силами, определение их полномочий, правовую регламентацию их деятельности. Функциональная и институциональная неопределенность государственных органов, осуществляющих руководство и управление Вооруженными Силами, несовершенство регламентации их деятельности приводят в известной мере к деполитизации этого процесса и подмене его администрированием.

Провозглашенный же главой Российского государства курс на модернизацию страны предполагает и преобразование политического руководства Вооруженными Силами, что требует совершенствования способов и процедур политического участия граждан. В этой связи разработка проблем политического руководства Вооруженными Силами, исследование практики его организации будет иметь не только теоретическое, но и непосредственно практическое значение, позволяя наметить направления и оптимизировать способы осуществления преобразований.

В-шестых, в России сохраняется ситуация идеологической и политической дезориентации и апатии граждан, в том числе военнослужащих, не созданы устойчивые механизмы и процедуры их участия в обсуждении и решении важных социально значимых проблем. К числу таких проблем относятся организация обороны страны, подготовка и применение Вооруженных Сил в соответствии с национальными интересами. В данном контексте появляются предпосылки не только для снижения эффективности политического руководства Вооруженными Силами, но и для снижения уровня легитимности государственной власти, что будет препятствовать политической модернизации страны.

В этих условиях разработка проблематики руководства Вооруженными Силами в предметном поле политической науки имеет целью привлечение внимания властных структур к поиску эффективных путей осуществления модернизации страны, а также формирование теоретической базы, методов и технологий проведения преобразований.

Несмотря на актуальность и исключительную сложность проблем политического руководства вооруженными силами государства, его институ-ционализации, отечественная и зарубежная наука пока не уделила достаточно внимания их теоретической разработке. Неразработанность в современной России методологического аппарата исследования института политического руководства вооруженными силами, отсутствие целостных концептуальных подходов к его совершенствованию свидетельствуют о наличии существенных пробелов в данной области научного знания и указывают на необходимость их устранения.

Вместе с тем необходимо отметить, что в научной литературе философского, политологического, социологического, военного и иного характера содержится немало плодотворных и ценных идей и обоснованных положений, связанных с проблематикой политического руководства и управления вооруженными силами государства. Они были активно использованы в настоящем исследовании. Положения, обобщения и выводы, содержащиеся в работе, основаны на фундаментальных, прикладных и частных исследованиях отечественных и зарубежных авторов, в той или иной мере связанных с осмыслением роли армии в политической жизни и осуществлением руководства ею.

Характеризуя степень научной разработанности темы, необходимо отметить, что ее теоретические и практические аспекты нашли отражение в монографиях, диссертациях, статьях, учебниках, официальных документах государств, заявлениях и выступлениях политических деятелей. Среди многочисленных источников можно выделить несколько групп.

Первую группу образовали работы, посвященные познанию политической сферы жизни общества1. В классических трудах Аристотеля, М. Вебера, К. Шмитта, работах других авторов рассматриваются феномены политики и политического. К заслуге данных авторов следует отнести то, что ими исследованы происхождение политики, раскрыто ее предназначение, обоснована доминирующая роль политических установлений в различных сферах жизни общества.

Изучение указанных и иных работ способствовало осмыслению предназначения армии как инструмента государственной власти, создаваемого с целью решения политических задач, независимо от их детерминации и мотивации.

1 См.: Аристотель. Политика. Афинская полития. -М.: Мысль, 1997; Вебер М. Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990. С. 644−707- Коноплин Ю. С. Политическое в теории и истории политической науки (антропологический подход): Автореф. дис.. д-ра полит, наук. — М., 1997; Рансьер Ж. На краю политического. — М.: Праксис, 2006; Санисте-бан Л. С. Основы политической науки. — М.: МП «Владан», 1992; Шмитт К. Понятие политического // Вопросы социологии. 1992. Т. 1. № 1. С. 35−67 и др.

Поскольку развитие политической сферы жизни общества закономерно привело к утверждению определенных норм и правил поведения, возникновению органов и учреждений, уполномоченных на организацию жизни общества, в фокусе внимания многих исследователей оказываются и институциональные аспекты политики. Их труды и составили вторую группу источников1. Анализ данных исследований позволяет выявить логики возникновения, становления и развития института политического руководства вооруженными силами государства. Следует отметить, что в настоящее время усилилось внимание представителей науки к различным аспектам функционирования неформальных институтов, что требует их учета при рассмотрении политического руководства вооруженными силами государств.

К третьей группе следует отнести труды, посвященные анализу войны и военной деятельности, выявлению соотношения политики и стратегии, способов использования военной силы для реализации национальных интересов. Ознакомление с источниками, относящимися к данной группе, яви.

1 См.: Меркель В., Круассан А. Формальные и неформальные институты в дефектных демократиях //Полис. 2002. № 1. С. 6−17- № 2. С. 20−30- Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. — М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997; Постсоветский институционализм: Монография. — Донецк: Каштан, 2005; Рыбаков А. В. Политика в институциональном измерении. — М.: Изд-во МАИ, 2002; Сухарев А. И. Институциональная политика: Политология взаимодействия легитимной и теневой сферы в глобальном мире. — М.: Книга и бизнес, 2004; Федорченко С. Н. Развитие политического режима тандемократии в России // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2010. № 1. С. 114−126- Хелмке Г., Левитски С. Неформальные институты и сравнительная политика. Основные направления исследований //Прогнозис. 2007. № 2. С. 188−210- Хутинаев И. Институционализация исполнительной власти в современной России //Государственная служба. 2005. № 3. С. 103−108- March, J.G., Olsen, J.P. The new institutionalism: organizational factors in political life // American Political Science Review. Vol. 78. 1984. № 3. P. 734−749 и др.

2 См.: Балуев Д. Г. Политика в войне постиндустриальной эпохи //Международные процессы. 2005. Т. 3. № 3. С. 18−32- Вооруженный конфликт в Южной Осетии и его последствия. — М.: Красная звезда, 2009; Кокошин А. А. Политология и социология военной стратегии. — М.: КомКнига, 2005; Клаузевиц К. О войне. — М.: Госвоениздат, 1936; Корту-нов С. В. Национальная и международная безопасность: концептуальные основы. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007; Кревельд, М. ван. Трансформация войны. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005; Куренной В. А. Война, терроризм и медиа // Прогнозис. 2006. № 1. С. 276−312- Мартынов Е. И. Политика и стратегия. — М.: Издательский дом «Финансовый контроль», 2003; Панов М., Маневич В. Военные конфликты на рубеже 2030 года // Зарубежное военное обозрение. 2008. № 1. С. 3−15- № 2. С. 3−14- Свечин А. А. Стратегия. — ЖуковскийМ.: Кучково поле, 2003; Снесарев А. Е. Философия войны. — М.: ВА ГШ, 2002; Социология лось важным отправным пунктом для осмысления предназначения вооруженных сил как силового инструмента государственной власти. Исследование трудов, вошедших в данную группу, показывает трансформацию армии, изменение ее функций в ретроспективном и перспективном плане.

В четвертую группу вошли исследования, авторы которых специально рассматривают роль армии в жизни различных обществ1. Изучение этих источников выявило как общие и универсальные черты, свойственные вооруженным силам государств, так и существующие различия, обусловленные национальной спецификой и особенностями исторического периода.

Весьма важным в рамках проводимого исследования представляется то, что в данных трудах исследованы элементы политического руководства вооруженными силами различных государств, показана его обусловленность национальной спецификой.

В фокусе внимания отечественных исследователей более полутора десятилетий находятся проблемные вопросы военно-гражданских отношений и различные аспекты организации гражданского контроля над армией. Указансовременных войн: Материалы научного семинара. — М.: Альфа-М, 2004; Тоффлер Э. Война и антивойна: Что такое война и как с ней бороться. Как выжить на рассвете XXI века. — М.: ACT: Транзиткнига, 2005; Хардт М., Негри А. Множество: война и демократия в эпоху империи. — М.: Культурная революция, 2006; Хофмайстер X. Воля к войне, или Бессилие политики. Философско-политический трактат. — СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2006; Эволюция войн и представлений о них (конец XX — начале XXI вв.): Материалы круглого стола // Проблемы безопасности. 2009. № 5 и др.

1 См.: Военная сила в международных отношениях. — М.: Русавиа, 2009; Гуськов Ю. В. Армия в системе отношений государства и гражданского общества: Автореф. дис.. д-ра полит, наук. — М., 2005; Крылов К. А. К философии армии // Отечественные записки. 2002. № 8. С. 321−333- Михайленок О. М. Государство и армия в России. 19−21 века. — М., 2006; Нарыков Н. В. Политический режим и армия. — М.: Фонд «ВОИН», НВНЦ «Отечество и воин», 1997; Панченко Л. П. Армия и модернизация общества (опыт Индонезии). — М.: Наука- «Восточная литература», 1994; Прокопьев В. П. Армия и государство в истории Германии Х-ХХ вв. Историко-правовой очерк. — JL: Издательство Ленинградского университета, 1982; Серебрянников В. В. Место и роль армии в современных исторических процессах //Военно-философский вестник. 2008. № 1. С. 28−36- Kummel G. Streitkrafte im Zeitalter der Globalisierung. Reader Sicherheitspolitik. Erganzungslieferung 11−12/2000. — Herausgeber: Bundesministerium der Verteidigung, Bonn, и др. ные труды, а также работы зарубежных ученых по данной проблематике составили пятую группу источников1.

Наряду с обсуждением других вопросов в названных источниках обосновывается необходимость и возможность организации жизнедеятельности вооруженных сил государств таким образом, чтобы они обеспечивали создание необходимых условий для развития общества и обеспечения благополучия граждан. Исключительно важными представляются и обоснованные в данных трудах установки о том, что вооруженные силы должны подчиняться органам власти, созданным законным путем и действующим на легитимной основе. Данные теоретические выводы нацеливают на поиск оптимальных способов, механизмов и процедур организации политического руководства вооруженными силами государств.

В шестую группу вошли источники, в которых характеризуются Различные аспекты управляющего воздействия на вооруженные силы государства. Их систематизация и изучение имели существенное значение для подготовки диссертационного исследования. Следует отметить, что данная группа источников отличается довольно сложной структурой, в связи с чем в рамках нее целесообразно выделить несколько подгрупп.

В работах, объединенных в первую подгруппу, раскрываются понятия, используемые для характеристики различных аспектов субъект-объектных и.

1 См.: Гражданский контроль над вооруженными силами: иностранный опыт и специфика России: Материалы ТАСИС-проекта 1997;1998 гг. — М.: Русский путь, 1999; Данилова Н. Ю. Армия и общество: принципы взаимодействия. — СПб.: Норма, 2007; Демократический контроль над военной сферой в России и странах СНГ. — М.: Изд-во «Эслан», 2002; Конституционная демократия и гражданско-военные отношения: Материалы Российско-Американского научно-практического семинара. — М.: Научная книга, 1997; Маслюк С. Г. Военно-гражданские отношения в России. Проблемы демократического контроля над военной сферой. — М.: Центр политических и международных исследований, 1998; Попиков В. А. Система гражданского контроля армии в современном обществе (социально-философский анализ): Автореф. дис.. канд. филос. наук. — М.: ВУ, 1999; Степанова Е. А. Военно-гражданские отношения в операциях невоенного типа. — М.: «Права человека», 2001; Taylor, Brian D. Politics and the Russian Army. Civil-Military Relations, 1689−2000. -Cambridge: Cambridge University Press, 2003. и др. субъект-субъектных отношений в политике1. Их рассмотрение способствовало выделению предметной сферы политического руководства.

Другая подгруппа источников включает исследования, связанные с анализом полномочий и функций органов государственной власти в политическом руководстве вооруженными силами и регламентацией их деятельности. В целом ряде из них обосновываются и предлагаются рациональные подходы к организации политического руководства вооруженными силами государств.

Особого внимания заслуживают работы, связанные с анализом назначения и содержания управленческих процессов в военной сфере в их политическом ракурсе. Ознакомление с данными трудами позволило почерпнуть.

1 См.: Андреев С. С. Политическое управление и политическое руководство // Социально-политические науки. 1992. № 4/5. С. 12−23- Горчева А. Ю. Политический менеджмент постсоветской России. — М.: Издательство МГУ им. М. В. Ломоносова, 2003; Калинин A.A. Политическое управление как система профессиональной деятельности: Монография. -М.: ООО Агентство «Социальный проект», 2006; Козлова A.B. Политический механизм управления / Под общей редакцией профессора O.A. Белькова. — М.: ООО Агентство «Социальный проект», 2006; Кошкин А. П. Государственное регулирование в постсоветской России. — Смоленск: ВУ ВПВО ВС РФ, 1999; Новиков A.B. Контроль в социально-политической системе современного российского общества. — М.: Современная экономика и право, 2005; Овчаренко А. Н. Стратегическое управление в политической деятельности: теоретико-методологические основы: Автореф. дис.. д-ра полит, наук. — М.: ВУ, 2006. Фёдоров И. Г. Регулирование, управление и руководство // Философские науки. 1985. № 6. С. 11−18- Шабров О. Ф. Политическое управление: проблема стабильности и развития. -М.: ИНТЕЛЛЕКТ, 1997 и др.

2 См.: Авакьян С. А. Федеральное Собрание — парламент России. — М.: Российский юрид. издат. дом, 1999; Иксанов И. С. Президент Российской Федерации: основные полномочия и их организационное обеспечение: Автореф.. дис. канд. юрид. наук. — М., 2008; Кри-венко А. М. Военная организация государства: сущность, содержание, тенденции развития: Монография. — М.: ВУ, 1999; Конституция и доктрины России современным взглядом: Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 17 марта 2009 г.). — М.: Научный эксперт, 2009; Лобов В. Н. Военная реформа: связь времен. — М.: АВИАР, 1991; Парламентский контроль над сектором безопасности: принципы, механизмы и практические аспекты. — М.: Фонд развития политического центризма, 2004; Тарасов А. М. Президентский контроль: его правовые основы, сущность, понятие и место в системе государственного контроля в Российской Федерации // Геомилитаризм. Геополитика. Безопасность. 2002. № 7. С. 36−48 и др.

3 См.: Бельков O.A. Политология военного управления. — М.: ВУ, 2008; Волков В. А. Политическая регуляция военной деятельности государства. Социально-философское исследование. — М., 2001; Денисенко П. А., Мелехин И. В. Сущность и правовые аспекты военно-политического управления в Российской Федерации //Право и политика. 2006. № 12. С. 24−32- Кингстон-Макклори Э. Дж. Руководство войной. Анализ роли политического руководства и высшего военного командования. — М.: Издательство иностранной литеранемало плодотворных идей и подходов, позволяющих выделить политическую составляющую управленческих процессов, связанных с воздействием на вооруженные силы государств.

В трудах некоторых отечественных и зарубежных исследователей анализируется роль и функции министерства обороны1. В ряде из них поднимаются важные дискуссионные проблемы. В частности, обосновывается необходимость гражданского статуса Министра обороны Российской Федерации.

Заслуживают внимания и исследования, посвященные осмыслению роли и места экспертно-аналитической деятельности в политике, в том числе в области национальной безопасности и обороны. Изучение их позволило туры, 1957; Кокошин A.A. Стратегическое управление: Теория, исторический опыт, сравнительный анализ, задачи для России. — М.: МГИМО (У) — РОССПЭН, 2003; Макаренков Е. В. Военно-политическое решение: подготовка, принятие, проблемы реализации: Монография. — М.: ВУ, 1999; Мирошниченко В. М. Организация управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. — М.: Издательство «Экзамен», 2002; Скок A.C. Социальные технологии в системе управления военной организацией. — М.: ВУ, 1997; Современное состояние военно-гражданских отношений и государственное управление сектором безопасности в России: Материалы международной научной конференции. — М.: Научный эксперт, 2005; Сурков А. Н. Военное управление как фактор национальной безопасности //Безопасность Евразии. 2006. № 2. С. 165−169- Тушев П. Ф. О разделении функций административного и оперативного руководства Вооруженными Силами //Военная мысль. 1996. № 1. С. 61−63- Хилсмэн Р. Стратегические решения и политическая разведка. — М.: Издательство иностранной литературы, 1957; Хитч Ч. Дж. Руководство обороной. Основы принятия решений. — М.: Советское радио, 1968; Цыгичко В. Н. Модели в системе принятия военно-стратегических решений в СССР. — М.: «Империум Пресс», 2005; Sicherheitspolitische Management im 21. Jahrhundert //Sicherheitspolitik in neuen Dimensionen: Kompendium zum erweiterten Sicherheitsbegriff. — Hamburg: Mittler, 2001. S. 831−912- Jung F.J. Streitkrafte als Instrument einer umfassehden, vernetzten Sicher-heitsund Verteidigungspolitik // Sicherheitspolitik in neuen Dimensionen. Erganzungsband 2. -Hamburg: Mittler, 2009. S. 39−66 и др.

1 См.: Арбатов А. Г. Министерство обороны Российской Федерации: гражданский или военный министр? // Независимая газета. 1995. 18 апреляВолков В.Г., Бетц Д. Министерство обороны в гражданском обществе //Отечественные записки. 2002. № 8. С. 231−245- Колесников С. Министр обороны: военачальник или политик? // Национальная оборона.

2006. № 1. С. 20−26- Шлыков В. В. Один в поле не воин //Россия в глобальной политике.

2007. № 3. С. 132−147 и др.

2 См.: Аналитическое обеспечение принятия управленческого решения / Под ред. д.ф.н., проф. А. И. Селиванова. — М.: ИПКгосслужбы, 2005; Блинова О. Н. Советники. Исследовательские и консалтинговые структуры России. — М.: ЦПИФонд социальных технологий «Содействие и партнерство" — Изд-во «ГНОМ и Д», 2002; Диксон П. Фабрики мысли. — М.: ООО «Издательство ACT», 2004; Косолапов H.A. Политика, экспертиза, общество: узлы взаимозависимости //Pro et contra. Т. 8. 2003. № 2. С. 18−31- Митрошенков O.A. Экспертиза и политика // Наука. Политика. Предпринимательство. 2004. № 3. С. 27−40- Мухин A.A. Ангажированность в экспертном сообществе. Некоторые аспекты проблемы // Власть. оценить значение и потенциал экспертной деятельности в рамках политического руководства вооруженными силами, выявить ее возможности и пределы.

Проведенный обзор научных публикаций, относящихся к теме диссертации, при всем их обилии и многообразии, тем не менее позволяет констатировать дефицит комплексных системных исследований в области политического руководства вооруженными силами государства и его институциональных аспектов.

Изучение указанных трудов показывает, что соответствующие вопросы в проводимых исследованиях затрагиваются лишь косвенно. В результате до сих пор не сформировано систематизированного научного знания по проблеме политического руководства вооруженными силами государства, его ин-ституционализации, в том числе в Российской Федерации. Вне пределов исследовательской деятельности остались и проблемы оптимального построения института политического руководства Вооруженными Силами Российской Федерации.

Актуальность вопросов политического руководства, их практическая значимость для организации обороны России и функционирования ее Вооруженных Сил, отсутствие комплексных и системных исследований в указанной области обусловили выбор темы, объекта и предмета и цели диссертации.

Объектом исследования является генезис, эволюция и содержание политического руководства вооруженными силами государства.

2004. № 9. С. 3−6- Наука и власть: проблема коммуникаций: Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 26 сентября 2008 г.). — М.: Научный эксперт, 2009; Наука и война: сборник. — М.: Издательство «Народный Пушкинский Фонд», 2006; Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение национального стратегического проектирования, инновационного и технологического развития России. Сб. науч. тр. ИНИ-ОН РАН. — М., 2009; Научные проблемы национальной безопасности Российской Федерации. Вып. 4: К 15-летию образования Совета Безопасности Российской Федерации. — М.: Издательство «Известия», 2007; Плэтт В. Стратегическая разведка. Основные принципы. -М.: Издательский Дом «Форум», 1997; Филиппов А. Ф. Участь эксперта // Отечественные записки. 2003. № 1. С. 7−15 и др.

Предмет исследования — институционализация политического руководства вооруженными силами государства и ее специфика в Российской Федерации.

Цель исследования состоит в анализе институционализации политического руководства вооруженными силами государства, в выработке концептуальных подходов, рекомендаций и предложений, направленных на модернизацию института политического руководства Вооруженными Силами Российской Федерации.

Для достижения заявленной цели в диссертации ставятся и последовательно решаются следующие исследовательские задачи:

— раскрывается специфика вооруженных сил как инструмента государственной власти;

— исследуется политическое руководство вооруженными силами государства как явление и формулируется его понятие;

— рассматривается процесс институционализации политического руководства вооруженными силами государства;

— проводится компаративистский анализ моделей института политического руководства вооруженными силами, существующих в современных государствах с различным политическим строем;

— изучается процесс зарождения, становления и развития института политического руководства вооруженными силами в дореволюционной России и СССР;

— исследуются место и роль национальных интересов в функционировании института политического руководства Вооруженными Силами Российской Федерации;

— осмысливается современное состояние и содержание доктринального и правового обеспечения политического руководства Вооруженными Силами Российской Федерации;

— осуществляется анализ организации института политического руководства Вооруженными Силами в органах государственной власти Российской Федерации.

Цель и задачи исследования

предопределили структуру работы и логику изложения материала.

Теоретическую основу диссертационного исследования составили взгляды, идеи и выводы выдающихся представителей философской и политической науки, подходы отечественных и зарубежных исследователей, посвященные изучению проблем обороны и функционирования вооруженных сил государств.

Особое внимание в ходе исследования было уделено анализу политологических взглядов, содержащихся в работах отечественных и зарубежных ученых, материалах научно-теоретических и научно-практических конференций, семинаров, относительно места и роли армии в жизни общества, руководства вооруженными силами, участию в этой деятельности институтов государства и общества. В ходе разработки проблемы автор обращался к диссертационным исследованиям отечественных обществоведов, к другим источникам, связанным с осмыслением процессов политического руководства вооруженными силами и его институционализации, в том числе к зарубежному опыту и рассмотрению особенностей протекания названных процессов в условиях современной России.

В качестве методологической базы настоящего исследования выступили законы, закономерности и принципы политической науки, раскрывающие сущность и предназначение вооруженных сил, необходимость и возможность осуществления политического руководства ими.

В процессе работы автор опирался на диалектический метод познания, подразумевающий объективный анализ системы связей и отношений, складывающихся в процессе политического руководства вооруженными силами государства, ее развития с учетом имеющихся и возникающих противоречий и путей их разрешения. В диссертации были использованы такие общенаучные методы теоретического и эмпирического познания социально-политических явлений и процессов как анализ, синтез, аналогия, сравнение, абстрагирование, теоретическое обобщение, описание и др. Автор обращался и к таким методам как институциональный, нормативно-правовой, социологический, логико-исторический, логико-гносеологический, системно-деятельностный, системно-функциональный, историко-компаративистский и другие.

Эмпирическую основу диссертационного исследования составили результаты конкретных социологических исследований, проведенных специализированными организациями и отдельными учеными. В интересах достижения цели исследования изучался исторический и современный отечественный и зарубежный опыт организации политического руководства вооруженными силами государства. В рамках этой деятельности автором формировалась эмпирическая база исследования, осуществлялись накопление, анализ и обобщение документальных источников, материалов фактологического, событийного и статистического характера по проблемам, связанным с объектом и предметом диссертационного исследования.

Научная новизна исследования состоит:

— в рассмотрении вооруженных сил в качестве инструмента государственной власти, требующего постоянной и целенаправленной деятельности со стороны государственной власти по обеспечению их функционального состояния;

— в развернутой авторской характеристике политического руководства вооруженными силами государства как явления и формулировке его понятия;

— в раскрытии содержания институционализации политического руководства вооруженными силами государства;

— в выявлении и характеристике моделей института политического руководства вооруженными силами в современных государствах с различным политическим строем;

— в выявлении специфики протекания и результатов институционали-зации политического руководства вооруженными силами в дореволюционной России и СССР;

— в определении места и роли национальных интересов как ключевого детерминанта функционирования института политического руководства Вооруженными Силами Российской Федерации;

— в систематизации доктринального и правового обеспечения политического руководства Вооруженными Силами Российской Федерации и формулировании авторских предложений по его совершенствованию;

— в теоретическом обосновании оптимальной организации института политического руководства Вооруженными Силами в органах государственной власти Российской Федерации в условиях политической модернизации страны.

На защиту автор выносит следующие положения:

1. Авторское видение вооруженных сил как инструмента государственной власти.

Вооруженные силы своей деятельностью обеспечивают создание благоприятных условий для нормального и безопасного функционирования общества и власти, выступают как мощное средство навязывания властной воли и реализации национальных интересов. Для того чтобы вооруженные силы находились в функциональном состоянии, государство и общество воздействуют на них определенным образом и создают необходимые условия. Если государство не выполняет свои обязательства в отношении армии, последняя может оказаться в состоянии, когда не будет способна действовать в соответствии с установленным предназначением или же станет самостоятельным политическим субъектом, что может иметь разрушительные последствия для общества и власти.

2. Характеристика политического руководства вооруженными силами как области специфической деятельности государственной власти по их созданию, подготовке и применению, поддержанию в определенном состоянии для достижения политических целей.

Смысл и назначение такого руководства обусловлены необходимостью сохранения вооруженных сил в качестве надежного инструмента государственной власти. Как явление политическое руководство характеризуется отличительными свойствами, функциями, целями, субъектами и объектом, методами, средствами и результатом. Взаимодействие указанных компонентов способствует институционализации политического руководства вооруженными силами государства.

3. Авторское объяснение приобретения процессом политического руководства вооруженными силами государства институциональных признаков.

Такое руководство строится на основе формальных и неформальных норм и правил, регулирующих существующие в данной сфере отношения, а также предполагает создание определенной организации. Тем самым политическое руководство вооруженными силами государства правомерно рассматривать как институт.

Институт политического руководства вооруженными силами государства выступает как сложившаяся система установлений и учреждений, обеспечивающих устойчивость субъектно-объектных отношений, формирующихся в процессе подготовки и применения военной силы в соответствии с интересами государственной власти. Становление и функционирование политического руководства вооруженными силами в качестве института происходит под воздействием множества обстоятельств. Его устройство в разных странах отражает национально-государственные особенности и специфические конкретно-исторические условия.

4. Результаты компаративистского анализа моделей института политического руководства вооруженными силами, существующих в современных государствах с различным политическим строем и формой правления.

В рассматриваемых автором США, ФРГ и КНР обеспечивается функционирование вооруженных сил в качестве надежного инструмента государственной власти. В данных странах сложились правила и нормы руководства вооруженными силами, определены уполномоченные органы государственной власти и должностные лица, сформированы конституционно-правовые основы функционирования армии. Выявлена тенденция к сосредоточению полномочий, связанных с политическим руководством, у представителей государственной власти и ограничение их у военного командования.

В демократических государствах в политическом руководстве задействованы практически все элементы политической системы. Специфику же института политического руководства вооруженными силами в КНР во многом предопределило то обстоятельство, что вооруженные силы создавались исключительно как орудие коммунистической партии. В Китае предусмотрено широкое участие военных руководителей в политической жизни страны и принятии государственных решений.

5. Специфика институиионализации политического руководства вооруженными силами в дореволюционной России и СССР.

Отношение к защите Отечества, назначению и организации военной силы государства в нашей стране изначально основывалось на необходимости отражения вооруженного вторжения, угроза которого была практически постоянной. Огромные пространства и природные богатства, нуждавшиеся в защите, суровый климат повлияли на характер народа, на способы организации власти и военной силы. Массовое же сознание ориентировалось на сильную централизованную государственную власть, а в обществе возобладали патерналистские установки.

В этих условиях в рамках института политического руководства вооруженными силами в нашей стране сложились специфические воспроизводящиеся черты. Важным следствием установившегося положения дел выступает то, что для политического поведения армии в целом свойственно невмешательство в действия государственной власти и преданность ей. Применение же военной силы в ряде случаев не было продиктовано необходимостью создания условий для развития страны и обеспечения благополучия ее граждан, что имело отрицательные последствия.

6. Обоснование роли национальных интересов как детерминанта института политического руководства Вооруженными Силами Российской Федерации.

Подмена или несовпадение клановых, корпоративных и иных групповых интересов с национальными обусловливает возможность выхода вооруженных сил из-под контроля государства и общества. Поэтому эффективное функционирование указанного института не может быть достигнуто посредством предоставления политической элите и/или органам государственной власти монопольного и неконтролируемого права определять предназначение Вооруженных Сил, порядок и условия их применения. Функционирование института политического руководства Вооруженными Силами требует наличия признанных и обязательных для выполнения правил, создания реально работающих механизмов и процедур.

Реализация национальных интересов в данном случае предполагает соблюдение ряда условий: обеспечение публичностисовершенствование механизмов и процедур повышения ответственности конкретных должностных лиц, представителей политической элиты за результаты политического руководства Вооруженными Силамиисключение (минимизация) действия субъективного фактора, принятие и реализация компетентных решений, что достигается и экспертно-аналитическим обеспечением.

7. Герменевтика доктринального и правового обеспечения политического руководства Вооруженными Силами Российской Федерации и авторские предложения по его совершенствованию.

Национальные интересы целесообразно сформулировать в военно-доктринальных документах таким образом, чтобы они служили импульсом для практической деятельности, связанной с политическим руководством Вооруженными Силами. Существует необходимость создания целостной и непротиворечивой системы взаимоувязанных по содержанию доктринальных документов, построенной по иерархическому принципу, когда ключевые положения конкретизируются и раскрываются в документах более низкого уровня. Целесообразно обеспечить правовую регламентацию различных сторон деятельности субъектов политического руководства и предусмотреть обязательные для выполнения предписания, совершенствовать механизмы обратной связи.

8. Авторские предложения по организационному развитию института политического руководства Вооруженными Силами Российской Федерации Российской Федерации.

Предлагается построение системы учреждений и органов государственной власти Российской Федерации, определение их функций и полномочий с учетом необходимости реализации национальных интересов и доктринальных установок. Для этого требуется дополнительная регламентация деятельности Президента Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти федерального уровня по руководству Вооруженными Силами. Важно обеспечить реальное разделение властей, восстановить полноценную функциональность парламента Российской Федерации как органа законодательной и представительной власти.

Теоретическая и практическая значимость диссертации определяется тем, что в отечественной науке она является одной из первых работ, посвященных системному исследованию института политического руководства вооруженными силами и его совершенствованию в Российской Федерации.

Сформулированные выводы теоретического характера и практические рекомендации выступают следствием целостного видения проблемы института политического руководства вооруженными силами государства с учетом его специфики в России. В этой связи результаты исследования могут быть использованы для разработки целостной концепции совершенствования института политического руководства Вооруженными Силами Российской Федерации.

Результаты исследования могут найти применение в учебном процессе при подготовке военных кадров и гражданских специалистов для Министерства обороны России и других органов государственной власти. Соответствующие проблемы могут изучаться в рамках курсов политологии, философии, социологии, других гуманитарных наук в высших военно-учебных заведениях, в системе общественно-государственной подготовки военнослужащих при рассмотрении проблем войны и мира, военно-доктринальных установок, военного строительства, в научно-исследовательской деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные теоретические положения и выводы, полученные автором на различных этапах разработки диссертационного исследования, обсуждались на кафедре политологии Военного университета, использовались в ходе проведения занятий в Воронежском государственном университете и на факультете переподготовки и повышения квалификации Военного университета с офицерами органов информационного обеспечения Вооруженных Сил, в Институте повышения квалификации государственных служащих при РАГС.

Ряд положений и выводов автора был обсужден в рамках круглого стола, проведенного в 2008 году под эгидой Общественной палаты Российской Федерации по теме: «Общество и армия: развитие военно-гражданских отношений в интересах укрепления военной безопасности России».

Часть материалов, использованных в диссертационном исследовании, была реализована автором при его участии в разработке комплексной научно-исследовательской работы «Основа 2006», выполненной в 2006 году в Военном университете по заказу Аппарата Министра обороны Российской Федерации, при составлении энциклопедических словарей-ежегодников «Безопасность Евразии», а также в ходе подготовки информационно-аналитических изданий «Вооруженные Силы Российской Федерации 2005» и «Вооруженные Силы Российской Федерации 2006».

Положения и выводы диссертационного исследования апробированы автором в выступлениях на конференциях, круглых столах и иных научных мероприятиях и изложены в научных публикациях общим объемом более 100 печатных листов.

Выводы по 3 главе.

Определение концептуальных подходов к модернизации института политического руководства Вооруженными Силами Российской Федерации потребовало рассмотрения и решения ряда проблемных вопросов и позволило сделать некоторые выводы.

Следует констатировать, что эффективность указанного института определяется степенью учета и реализации в этом процессе национальных интересов. Достижение такого результата не может быть обеспечено исключительно за счет предоставления государственной власти и политической элите монопольного и неконтролируемого права определять предназначение, порядок, особенности и условия применения, подготовки и строительства Вооруженных Сил.

Реализация национальных интересов в деятельности, связанной с политическим руководством Вооруженными Силами, требует соблюдения ряда условий. Прежде всего, этот процесс должен иметь публичный характер, что обеспечит постоянный и цивилизованный диалог в обществе по принципиальным вопросам обороны и функционирования Вооруженных Сил. Существует и необходимость создания механизмов и процедур, предусматривающих ответственность конкретных должностных лиц, представителей политической элиты за результаты руководства Вооруженными Силами. Наконец, политическое руководство Вооруженными Силами требует исключения или минимизации негативных последствий воздействия субъективного фактора и принятия компетентных решений, чему в значительной степени способствует повышение эффективности экспертно-аналитического обеспечения.

Национальные интересы должны быть сформулированы в доктриналь-ных документах таким образом, чтобы служить импульсом для практической деятельности по политическому руководству Вооруженными Силами. При этом существует необходимость создать целостную и непротиворечивую систему взаимоувязанных по содержаниюдоктринальных документов, построенную по иерархическому принципу. Кроме того, важно осуществить правовую регламентацию различных аспектов политического руководства, предусмотрев обязательные для выполнения предписания и совершенствуя механизмы обратной связи.

Помимо создания системы доктринального и правого обеспечения требуется создать надежный механизм реализации политических установок. Повышению эффективности политического руководства будет способствовать и оптимальное организация деятельности органов государственной власти Российской Федерации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Stichworte zur Bundeswehr — Hamburg- Berlin- Bonn: Mittler, 1997. 238 S.
  2. W. 50 Jahre Bundeswehr 60 Jahre Vereinte Nationen // Europaische Sicherheit. 2005. № 7. S. 72−75.
  3. Bald D. Generalstabsausbildung in der Demokratie. Die Fuhrungsakademie der Bundeswehr zwischen Traditionalismus und Reform. Bernhard & Graefe Verlag Koblenz, 1984. 252 S.
  4. BergsdorfW. Sicherheitspolitik und offentliche Meinung //Europaische Friedenssicherung im Umbruch. Andreas M. Rausch (Hrsg.). Munchen: Verlag fur Wehrwissenschaften, 1991. S. 116−127.
  5. Brown T.A. Nonlinear Politics // Chaos Theory in the Social Sciences: Foundation and Applications / L.D. Kiel and E. Elliot (eds.). Ann Arbor, 1996. PP. 119−138.
  6. Busch E. Der Wehrbeauftragte: Organ der parlamentarischen Kontrolle / von Eckart Busch. 3. Aufl. Heidelberg: v. Decker u. Muller, 1989. 200 S.
  7. Der IFOR-, SFOR- und KFOR-Einsatz. Herausgeber: Presse- und Informationsamt der Bundesregierung (Referat 301 Au? en- und Sicherheitspolitik). -Berlin, 2000. 87 S.
  8. Die weltweite Gefahr. Terrorismus als internationale Herausforderung. Hans Frank / Kai Hirschmann (Hrsg.) BERLIN VERLAG Arno Spitz GmbH, 2002. 434 S.
  9. R., Joris P.E. 50 Jahre Bunderwehr 1955−2005. Hamburg: Mittler, 2005. 288 S.
  10. Eckardt E. Politische Bildung in der Bundeswehr: Erfahrungen und Konzepte / Egmont Eckardt- Adolf H. Noll- Hartmut Schanz. Mit einem Vorw. von Hans-Henning von Sandrart. Bonn: Verlag Neue Gesellschaft, 1986. 144 S.
  11. Jack L. Goldsmith, Eric A. Posner. The Limits of International Law. -New York: Oxford University Press, 2005. 262 p.
  12. Jahrbuch 2005 der Clausewitz-Gesellschaft e.V. Hamburg: Clause-witz-Gesellschaft e.V., 2005. 200 S.
  13. Jugendoffizier. Berlin: Bundesministerium der Verteidigung, 2005.22 S.
  14. Gesetz uber die Rechtstellung der Soldaten (Soldatengesetz) vom 19.03.1956. //Grundgesetz fur die Bundesrepublik Deutschland. Herausgeber: Bundesministerium fur Verteidigung, 1990. S. 73−98.
  15. Grundwissen Politik. Hrsg. v. Bundeszentrale fur politische Bildung. -Bonn, 1991. 496 S.
  16. Grundzuge der Konzeption der Bundeswehr. Berlin: Bundesministerium der Verteidigung, 2004. 52 S.
  17. Heuser B. Beliefs, Cultures, Proliferation and Use of Nuclear Weapons // Journal of Strategie Studies. Vol. 23. No 1 (March 2000). PP. 74−100.
  18. Hirschmann K. Veranderungen des weltweiten Terrorismus //Europaische Sicherheit. 2000. № 5. S. 38−41.
  19. Hoch M. Die «Revolution in Military Affairs» zur Kritik eines Mythos // Europaische Sicherheit. 2000. № 8. S. 51−54.
  20. Horn A., von. Elemente eines zukunftigen Kriegsbildes und Folgerungen fur die Streitkrafte // Soldat und Technik. 2000. № 5. S. 7−12.
  21. Krake L.H. Das Schutzkonzept Bedrohungen bei Friedensmissionen // Europaische Sicherheit. 2000. № 6. S. 18−22.
  22. Kummel G. Streitkrafte im Zeitalter der Globalisierung: Reader Sicherheitspolitik. Erganzungslieferung 11−12/2000. Herausgeber: Bundesministerium der Verteidigung, Fu S 1. Postfach 13 28, 53 003 Bonn. 8 S.
  23. Lloyd J. Matthews. The Unitarmed Intellectual and Ails Place in American Arms // ARMY. August, 2002. PP. 31−38.
  24. Lowenstein G. Asymmetric Warfare // Europaische Sicherheit. 2007. № 12. S. 63−65.
  25. Ludendorff E. Der totale Krieg. Munchen: Ludendorffs Verlag GmbH, 1935. 128 S.
  26. March, J.G., Olsen, J.P. The new institutional! sm: organizational factors in political life //American Political Science Review. Vol. 78. 1984. № 3. P. 734 749.
  27. Militarische Ausbildung heute und in der Zukunft / Paul Klein / Andreas Prufert (Hrsg.). Mit Beitr. von: Detlef Bald. 1. Aufl. Baden-Baden: Nomos Verl.-Ges., 1994. 120 S.
  28. Millotat Christian E.O. Carl von Clausewitz und sein Einfluss auf Politiker und Soldaten von heute // Jahrbuch 2005 der Clausewitz-Gesellschafit e.V. -Hamburg: Clausewitz-Gesellschaft e.V., 2005. S. 46−56.
  29. Pradetto A. Konfliktmanagement durch militarische Intervention? Dilemma der westlicher Kosovo-Politik. Hamburg: Universtat der Bundeswehr, 1998. 66 S.
  30. Sicherheitspolitik in neuen Dimensionen: Kompendium zum erweiterten Sicherheitsbegriff / Bundesakademie fur Sicherheitspolitik (Hg.). Hamburg: Mittler, 2001. 929 S.
  31. Sicherheitspolitik in neuen Dimensionen. Erganzungsband 1 / Bundesakademie fur Sicherheitspolitik (Hg.). Hamburg: Mittler, 2004. 488 S.
  32. Sicherheitspolitik in neuen Dimensionen. Erganzungsband 2 / Bundesakademie fur Sicherheitspolitik (Hg.). Hamburg: Mittler, 2009. 608 S.
  33. Taylor, Brian D. Politics and the Russian Army. Civil-Military Relations, 1689−2000. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. 355 p.
  34. Verteidigungspolitische Richtlinien fur den Geschaftsbereich des Bundesministers der Verteidigung. Berlin: Bundesministerium der Verteidigung, 2003. 32 S.
  35. T. «Innere Sicherheit». Die innenpolitische Reaktion auf die Terroranschlage: Deutschlands Sicherheitspakete 1 und 2. //BASIS-INFO. 2002. № 4. 13 S.
  36. Wei?buch 1994 zur Sicherheit der Bundesrepublik Deutschland und zur Lage und Zukunft der Bundeswehr. Berlin: Bundesministerium der Verteidigung im Auftrag der Bundesregierung, 1994. 160 S.
  37. Wei?buch 2006 zur Sicherheit der Bundesrepublik Deutschland und zur Zukunft der Bundeswehr. Berlin: Bundesministerium der Verteidigung, 2006. 149 S.
Заполнить форму текущей работой