Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

ФРГ: государственное регулирование внешней торговли с Польской Народной Республикой

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование внешнеторговых связей, существующих мекду ФРГ и ПНР, позволяет сделать ряд выводов: I. Экономическая политика немецкого империализма по от ношению к Польше всегда характеризовалась экспансионизмом, отк ровенной враждебностью. В этой политике можно выделить два ос новных направления. Первое направление заключалось в стремлении экономически ми методами превратить Польшу в полузависимое… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава. I, Механизм регулирования внешней торговли в условиях госу дарственно-монополистиче ского капитализма ФРГ
    • I. Основные особенности и формы государственно-монополистического капитализма
  • ФРГ
    • 2. Государственные органы, управляющие внешней торговлей Западной Германии
    • 3. Государственное регулирование внешней торговли
  • Глава II. Внешняя торговля между ПНР и ФРГ, и факторы, определяющие ее развитие
    • I. Влияние политических факторов на формирование торговых отношений между
  • ФРГ и ПНР
    • 2. Объем и структура внешнеторгового оборота
    • 3. Ценообразование во внешней торговле и перспективы развития экономических отношений между ФРГ и ПНР
  • Глава III. Социально-экономические и политические аспекты внешней торговли ФРГ и ПНР .I4I-I
    • I. Значение внешней торговли с ФРГ для экономического развития Польши. I4I-I
    • 2. СЭВ и внешняя торговля ПНР с ФРГ. I55-I7I
    • 3. Внешняя торговля как средство укрепления мирного сосуществования

ФРГ: государственное регулирование внешней торговли с Польской Народной Республикой (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В экономике ФРГ в настоящее время происходят глубокие изменения, связанные с развитием государственно-монополистического капитализма, совершенствованием форм и методов осуществления внешне-экономической экспансии. Они обусловлены, прежде всего, усиливающимися трудностями, испытываемыми западногерманской экономикой.

На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС отмечалось: «что касается мира капитализма, то мы являемся свидетелями значительного углубления всеобщего кризиса этой общественной системы, все более теряют эффективность методы, с помощью которых капитализму удавалось поддерживать относительную стабильность своего развития в послевоенный период. Империализм запутался во внутренних и межгосударственных антагонизмах, потрясениях, конфликтах. Это глубоко, но по-разному сказывается на политике I капиталистических стран .

Для капитализма второй половины XX века характерно дальнейшее углубление неравномерности экономического и политического развития, что ведет к неизбежному обострению межимпериалистического соперничества за мировые рынки. Отражением этого процесса является превращение ФРГ в ведущую страну-экспортера промышленной продукции, что привело к возникновению ряда новых противоречий внутри капиталистической системы.

В 70-е годы коренной ломке подверглись основные аспекты внешнеэкономической стратегии ФРГ по отношению к социалисти Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г. — М.: Политиздат, 1983, с.23−24. ческим странам. В результате осуществления в Европе политики разрядки быстрыми темпами стал расти товарооборот ФРГ с этой группой стран, значительное развитие получила промышленная кооперация и различные формы научно-технического сотрудничества. Все то новое, что появилось в эти годы в экономических связях ФРГ с социалистическими странами, можно проследить на примере развития экономических отношений между ФРГ и ПНР.

В годы «холодной войны» ФРГ придерживалась жесткой дискриминационной политики в торговле с ПНР, В обстановке резкого ухудшения внутриэкономического положения ФРГ в середине 60-х годов и обострения конкуренции на мировом капиталистическом рынке западногерманские деловые круги, опасаясь потерять польский рынок, где активизировали свою деятельность Великобритания, Франция и ряд других стран, усилили свои требования к правительству о пересмотре внешнеторговой политики по отношению к ПНР.

Первые сдвиги в этой области наметились в результате глубокого экономического кризиса 1966;1967 годов. Правительство ФРГ было вынуждено сделать первый шаг в сторону ослабления своего дискриминационного курса во внешнеэкономических отношениях с ПНР, была провозглашена новая «восточная политика», в рамках которой осуществлялась частичная либерализация импорта из ПНР.

Что касается ПНР, то она в своей внешнеторговой политике последовательно придерживается духа и буквы Заключительного акта общеевропейского совещания в Хельсинки, хотя ее главный западный партнер — ФРГ в последнее время усилил протекционистскую политику в отношении ПНР. В ФРГ сохранена система особого регулирования внешней торговли с ПНР, которая ставит польские товары на рынке ФРГ в худшие условия по сравнению с аналогичными товарами, ввозимыми из стран-членов «Общего рынка» и государств, подписавших с ЕЭС соглашение об «ассоциации» .

В настоящее время, когда ПНР переживает серьезные экономические трудности, против развития внешнеторговых связей с ПНР — активно выступают реакционные круги ФРГ. Появился ряд работ теоретиков социально рыночного хозяйства, которые пытаются доказать невыгодность этой торговли и предлагают провести немедленную ревизию внешнеторговой политики с целью более полной увязки ее с территориальными претензиями.

На УП Пленуме ЦК ПОРП В. Ярузельский подчеркнул: «Империализм никогда не отказывался от намерений изменить ход революционных событий и нащонально освободительного движения, начатых Октябрьской революцией. Эти цели в разные периоды и в разных странах пытаются достичь, используя разные средства» *.

О государственно-монополистическом капитализме в ФРГ вообще и о государственной внешнеторговой политике, в частности, написано немало работ советскими авторами: А. И. Бельчуком, И. И. Дюмуленом, в.Н.Котовым, Ю. М. Красновым, М. С. Любским, Ю.С.Мед-ведковым, В. С. Паньковым, Л. В. Сабельниковым, И. А. Сергеевой, Г. П. Солюсом, В. С. Торкановским, В. П. Федоровым, А. Г. Ходовым, В.Н.Ше-наевым, Е. С. Шершневым и др. Большой вклад в изучение экономики и политики ФРГ внесла ленинградские ученые С. И. Тюльпанов, А. А. Демин, С. Б. Лавров, П. В. Расков, создавшие специальный Научный совет по комплексному изучению этой проблемы.

В польской экономической литературе по вопросам государственной экономической политики ФРГ опубликованы труды Т.Граб.

IyW ZU^CCll, 1982, 25 ского, А. Крачевского, Л. Лукашука, Э. Набеля, В. Пшивары, Е. Ски-биньского, В. Шетки, М. Юнгблютта и другие авторов. Конкретные проблемы государственного регулирования внешней торговли ФРГ с ПНР исследовались В. Грабской, К. Козминьским, З. Новаком и М. Томалей.

Проблемы государственного регулирования внешней торговли с ФРГ и ПНР рассматривались и в работах западногерманских экономистов Ф. Эльснера, Э. Шульца, К. Х. Швайцера я др* Вместе с тем ряд важных аспектом двусторонних торговых отношений ФРГ и ПНР в исследованиях польских экономистов изучен не в полной мере.

Цели и задачи нашего исследования обусловлены теоретической и практической значимостью проблемы, продиктованы желанием хотя бы в некоторой степени восполнить указанный пробел.

Объектом диссертационного исследования является государственное регулирование в ФРГ внешней торговли с ПНР*.

Цель данной работы — выяснение сущности, основных форм и методом внешнеторговой политики ФРГ по отношению к ПНР. В соответствии с этой целью были поставлены и решены следующие новые научные задачи:

— исследованы специфические особенности и формы внешнеторговой экспансии ФРГ;

— дан политико-экономический анализ государственного регулирования внешнеторговых отношений ФРГ с ПНР;

— рассмотрены двусторонние торговые отношения между ФРГ и ПНР и дана оценка дискриминационной внешнеторговой политике ФРГ, главной формой которой является жесткий протекционизм (использование тарифных и паратарифных барьеров), а также система нетарифных ограничений);

— исследованы факторы, влияющие на развитие внешней торговли ФРГ и ПНР;

— разработаны конкретные рекомендации по вопросам увеличения польского экспорта с ФРГ;

Методологической основой диссертации являются дидактический материализм и марксистско-ленинская политическая экономия. В работе использованы труды классиков марксизма-ленинизма, материалы КПСС и ПОРП и правительства ПНР по вопросам внешней торговли.

В диссертации использованы труды ученых социалистических стран — СССР, ПНР и ГДР, а также западногерманских экономистов. В качестве первичных материалов для анализа и обобщения тех изменений, которые произошли во внешнеторговых отношениях между ФРГ и ПНР, использованы официальные статистические материалы ФРГ, Научно-исследовательского института конъюнктур и цен Министерства внешней торговли ПНР, Министерства внешней торговли ПНР и Главного статистического ведомства ПНР.

Научная новизна исследования заключается в теоретической и конкретно-исторической систематизации и обобщении внешнеторговых связей ФРГ и ПНР, раскрытии политической направленности государственного регулирования внешней торговли ФРГ. На этой основе в работе:

— дана периодизация развития внешнеторговых отношений;

— раскрыт противоречивый характер внешнеторговой политики ФРГ по отношению к ПНР, которая, с одной стороны, определяется объективно обусловленным стремлением к интенсификации внешнеторговых связей, а с другой, подчинением этих связей антисоциалистическим политическим целям, а также получению западногерманскими монополиями односторонних экономических выгод;

— исследованы новые понятия — «нетарифные ограничения», «паратарифные ограничения», раскрыта их сущность, а также характерные черты;

— определен подход к ФРГ как партнеру, внешнеторговая политика которого находится в прямой зависимости от внутриполитической обстановки в ПНР и конъюнктуры на мировом капиталистическом рынке;

— исследовано новое во внешней торговле явление «ловушки задолженности» ;

— разработаны и предложены новые принципы использования ПНР внешних кредитов;

— даны конкретные рекомендации по вопросам увеличения польского экспорта в ФРГ.

Работа носит теоретический характер. Выводы, к которым автор пришел в результате исследования, дополняют и расширяют познание государственного регулирования в ФРГ внешней торговли с ПНР. Отдельные разделы диссертации могут быть использованы для совершенствования преподавания курса политической экономии по темам: «Сущность общего кризиса капитализма. Раскол мира на две общественно-экономические системы и борьба между ними», «Развитие государственно-монополистического капитализма», «Усиление неравномерности развития капитализма и обострения его противоречий» и «Соревнование двух мировых систем хозяйства и неизбежность победы коммунизма в мировом масштабе». Теоретический анализ поставленных в работе вопросов должен помочь ПНР определить основные принципы внешней торговли с ФРГ.

Основные теоретические положения и выводы, содержащиеся в диссертации, докладывались на теоретических семинарах, проводимых на кафедре политической экономии Ленинградского финансово-экономического института им. Н. А. Вознесенского, в консульст' ве ПНР в Ленинграде, а также на заседаниях кафедры философии и социологии Высшей Педагогической школы в Жешуве.

Поставленные автором цели и задачи исследования предопределили структуру работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.

Исследование внешнеторговых связей, существующих мекду ФРГ и ПНР, позволяет сделать ряд выводов: I. Экономическая политика немецкого империализма по от ношению к Польше всегда характеризовалась экспансионизмом, отк ровенной враждебностью. В этой политике можно выделить два ос новных направления. Первое направление заключалось в стремлении экономически ми методами превратить Польшу в полузависимое государство. Вто рое направление было призвано обеспечить ту же цель внеэкономи ческими методами, т. е. агрессивной войной. Государственное регу лирование внешней торгоБЛи ФРГ с ПНР использовалось монополити ческими кругами Западной Германии в качестве тактического ору дия при проведении антипольской «восточной» политики. С помощью наглого экономического давления на ПНР ФРГ стремилась:

а) подорвать экономические развитие ПНР с целью постепен ного ослабления социалистических форм и методов хозяйствования и восстановления капитализма;

б) препятствовать развитию социалистической интеграции;

в) ослабить экономические связи ПНР с СССР и другими со циалистическими странами, создать в этой стране такую экономи ческую структуру, которая была бы более доступна для экспансии западногерманских монополий. Как отмечал В. Ярузельский на ХШ Пленуме ЦК ПОРП, целям свержения социализма в ПНР «…служат также подлые призывы сохранить империалистические санкции» в с, а т е, а ст ес е са «период наметившейся.

стабилизаоди народного хозяйства, П. Теоретической основой современной внешнеторговой поли тики ФРГ является модифицированная доктрина «свободной торгов ли», предполагающая использование различных торгово-политичес ких рычагов для защиты отраслей, не выдерживающих иностранной конкуренции. Тенденция к усилению государственного регулирова ния внешней торговли отражает закономерности развития государ ственно-монополистического капитализма. Внешняя торговля ФРГ, регулируется как на национальном, так и на интернациональном уровнях, причем акцент заметно смеи^ется в сторону последнего, Развитие в ФРГ государственно-монополистического капита лизма сопровождается:

а) возрастанием роли государства в борьбе за внешние рын ки (благодаря созданному им экономическому механизму) и, соот ветственно, усилением государственного контроля за развитием внешней торговли (в интересах западногерманских монополий);

б) растущим участием государственных организаций во внеш не-торговых отношениях с социалистическими странами, которое предполагает широкое использование средств государственного бюджета;

в) количественным ростом и повышением значимости между народных государственно-монополистических организаций. Ш, В последние годы во внешнеэкономических отношениях ФРГ с ПНР, наряду с некоторым уменьшением значения методов традиционного таможенного протекционизма, возросла роль нета рифных ограничений и расширилось использование средств обще экономической политики. Эти изменения во многом определены характером государственно-монополистического регулирования западногерманской внешней торговли с ПНР и являются:

а) определенной реакцией в ФРГ на усиление межимпериалис тических противоречий;

б) орудием, используемым ФРГ против ПНР (и других соци алистических стран) в условиях экономического соперничества между двумя мировыми социально-экономическими системами.1У. Западногерманское государство оказывает всестороннюю поддержку внешнеэкономической экспансии монополий, имеющей целью «закрепощение» социалистических стран, в том числе и ПНР. При этом используются как экономические, так и неэкономические мето ды. В обширном арсенале средств государственного регулирования удельный вес тех, которые связаны с контролированием импорта, гораздо весомее, чем тех, которые прямо касаются экспорта. Не тарифные ограничения стали главным средством ограничения и ре гулирования западногерманского рышса. Причина этого прежде все го в том, что нетарифные ограничения гораздо удобнее и проще использовать, чем пошлины, они более гибки, более избирательны, их легче приспособить к конкретным нуждам тех или иных отраслей хозяйства. Они лучше способствуют осуществлению внутренней эко номической и социальной политики ФРГ. Сущность государственно го регулирования внешней торговли ФРГ и ПНР заключается в ис пользовании ею в отдельные периоды как тактического орудия при проведении антипольского внешнеполитического курса. Статистика внешней торговли ФРГ и ПНР подтверждает поли тическую направленность государственного регулирования внешней торговли, В периоды, когда империалисты особенно интенсивно пы таются восстановить капитализм в ПНР, наблюдается значительный рост товарооборота, льготы в импортных ценах товаров (это осо бенно было заметно в период активных действий «Солидарности»), напротив, резкое падение товарооборота и ужесточение протекци- 183 онистской внешнеторговой политики имеет место в периоды изме нения обстановки в стране в пользу социализма, В. Ярузельский указывал: «Польшу „наказывают“ за то, что она является социа листической Польшей, что она друг Советского Союза, наконец, за то, что она сама уберегла себя от братоубийственного конф ликта, от гражданской войны, а может быть даже от последствий, дестабилизирующих положение во всей Европе. По отношению к нам применяется политический бойкот, экономические санкции и пропагандическая агрессия». PQCT товарооборота между ФРГ и ПНР, особенно в 1956 г. и I970-I974 годах, рассматривался в ФРГ не как торговля с социалистической Польшей, а как поддержка контр революционных сил, стремящихся восстановить капиталистические порядки. Причем, последний период значительного роста товаро оборота между двумя странами характеризовался планомерной под готовкой к изменению политического строя в ПНР. У, Важнейшими последствиями усиления в ФРГ государствен ного регулирования внешней торговли являются:

а) изменение существующей структуры прошшленности с це лью дальнейшего вытеснения с западногерманского рынка иностран ных товаров;

б) рост товарных цен, сопровождающийся сокращением народ ного потребления, а, следовательно, уменьшением импорта това ров их ПНР;

в) рост экспорта из ФРГ в ПНР, ведущий к ухудшению пла тежного баланса ПНР, увеличению ее внешней задолженности;

г) уменьшение польского импорта из ФРГ, вызванное усиле нием в этой стране нетарифных ограничений, приводит к поискам Правда, 1983, 13 октября. альтернативных поставщиков и рынков. Такое политическое решение ФРГ как применение наряду с высокими пошлинами и паратарифными ограничениями наиболее жест ких нетарифных ограничений является наиболее завуалированной мерой протекционизма против ПНР. В условиях ужесточения протек ционистских мер, используемых ФРГ против ПНР, усиливается значе ние нетарифных ограничений как факторов, обеспечивающих некон курентоспособность польских товаров на западногерманском рынке. У1. Сугубо политический подход ФРГ и других стран НАТО к получению ПНР западных кредитов привел к так называемой «ловуш ке задолженности». Последняя отражала как попытки империализма поставить ПНР в невыгодные торгово-политические условия, так и волюнтаристскую политику прежнего правительства. Использование внешних кредитов для ускорения хозяйственного развития страны не должно выходить за определенные гранипц, чтобы не уменьшать свободы маневра экономической политики ПНР. Величина допустимой задолженности определяется тем, что использование кредитов для роста внешнеторгового оборота может иметь отрицательные послед ствия, если в перспективе выплата этой задолженности приведет к значительному уменьшению импортных возможностей. Чем значитель нее нарушение допустимых максимальных размеров внешнего долга, тем сильнее влияние «ловушки задолженности» и тем труднее из не выбраться. Уменьшение импорта может ликвидировать положитель ные результаты его прежнего роста, и в этих условиях внешняя торговля может стать барьером для экономического роста ПНР. УП. Перспективы развития внешней торговли между ФРГ и ПНР во многом связаны с принадлежностью этих стран, соответственно к ЕЭС и СЭВ. Будущее развитие внешней торговли между ФРГ и ПНР будет определяться уровнем польского экспорта. Рост протекцио- 185 ;

нистских барьеров на пути польского экспорта в ФРГ усиливает в ПНР неуверенность в перспективах развития внешней торговли между двумя странами. Подобная обстановка, дестабилизирующая торговые отношения, препятствует налаживанию долговременной производственной коопе рации, осуществлению крупномасштабных проектов экономического сотрудничества на рынках других стран — наиболее перспективных форм экономических связей между странами. Трудности польского экспорта в ФРГ могут еще более усугбляться в связи с расширени ем ЕЭС, что будет способствовать дальнейшей рестрикционной вне шнеторговой политике этих стран по отношению к ПНР. В этих ус ловиях роль ФРГ как внешнеторгового партнера ПНР в 80-е годы значительно уменьшится. В будущем экономические отношения между ПНР и ФРГ будут иметь определенное значение для польской эконо мики, но они должны являться лишь дополнением к экономическому сотрудничеству ПНР с восточноевропейскими странами в рамках социалистической интеграции, которая по определению ХХУ1 съезда КПСС представляет собой «…важное средство укрепления позиции социализма в мировой экономике, ограждения социалистических стран от влияния неблагоприятных тенденций, проявляющихся в ми I роБом капиталистическом хозяйстве» .УШ. Главными внешнеторговыми партнерами ПНР должны всег да являться СССР и другие социалистические страны. Как указывал В. Ярузельский в своем интервью советскому телевидению, «…по льско-советский союз был, есть и останется краеугольным камнем классовых и национальных интересов ПНР, Это вновь подтвердили,, со всей силой последние трудные годы, та подлинная дружба, мно •^ Материалы ХХУ1 съезда КПСС. — М.: Политиздат, I98I, с. 122. гочисленные проявления которой мы неизменно видели и видим со стороны Советского Союза. Мы стремимся развивать сотрудничество с вашей великой страной во всех областях. Мы единодушно считаем необходимым дальнейшее количественное и качественное расширение этого сотрудничества. Мы называем это глубокой переориентацией, особенно в экономической сфере переориентацией в сторону Совет I ского Союза и других социалистических стран». Внутри мировой социалистической системы политические факторы способствуют раз витию внешней торговли, основанной на принципе взаимовыгодности и интернациональной взаимопомощи. Внешняя торговля между социалистическими странами направ лена на удовлетворение потребностей каждой страны за счет това ров, производимых в других странах на основе меж. дународного разделения труда, и представляет собой важный фактор подъема народного хозяйства и роста благосостояния населения, В матери алах ХХУ1 съезда КПСС отмечалось: «Экономические и научно-тех нические связи между братскими странами строятся на прочной ос нове общих интересов, носят глубокий и всесторонний характер» .Внешняя торговля между странами-членами СЭВ имеет плано мерный характер, свободна от стихийного влияния капиталистичес кой экономики, конъюнктуры и спе1^лятивных колебаний мирового капиталистического рынка, не знает разрушительных кризисов сбы та, торговых войн и дискриминационных ограничений. Она ведется на основе долгосрочных торговых соглашений, увязанных с перс пективными планами развития народного хозяйства. Обмен носит •'• Правда, 1983, 13 октября.^ Материалы ХХУ1 съезда 1ШСС. — М.: Политиздат, I98I, с. 122. эквивалентный характер и обеспечивает взаимную выгоду участникам, а международные кредитные отношения не носят кабального харак тера и не сопряжены с потерями странами-заемщиками экономичес кой и политической самостоятельности. Главное стратегическое направление внешнеэкономической политики ПНР должно осуществ ляться в развитии всестороннего сотрудничества в рамках социа листической интеграции. Интегрцкя в рамках СЭВ, повышая эконо мический и научно-технический потенциал его участников, расши ряет, вместе с тем, возможности их торгово-экономических связей на стабильной и долгосрочной основе с теми развитыми капиталис тическими странами, которые готовы сотрудничать на принципах равенства и взаимной выгоды.3 заключение необходимо отметить, что анализ направлений торговой политики ФРГ имеет важное значение для ПНР. Очевидно, что Б этой области будут по-прежнему действовать две тенденции • к расширению и сокращению товарооборота. Учитывая агрессив ную внешнеэкономическую политику США и других стран НАТО, сле дует ожидать, что в 80-е годы торгово-политические условия в целом не будут благоприятствовать внешней торговле ПНР с капи талистическими странами. Однако при торговле с капиталистичес кими странами Западной Европы, в частности с ФРГ, где сотрудни чество с ПНР имеет, давние традиции, это проявится в меньшей степени, чем с США и другими неевропейскими капиталистическими странами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии, Маркс К., Энгельс Ф" Соч. 2-е изд., т.4, с, 419−459. 5, Маркс К. К критике политической экономии. Марко К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.13, с.1−167.
  2. К. Капитал. Критика политической экономии. Том первый. Книга I. Процесс производства капитала. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.23. 907с.
  3. Маркс К, Капитал. Критика политической экономии. Том второй. Книга П: Процесс обращения капитала. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.24″ 648с, 8, Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Том третий. Книга Ш: Процесс капиталистического производства, взятый в целом. 4.
  4. К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т, 25, 4.1. 545с.: ч.П. 551с. 9, Маркс К. Процесс обращения капитала. Маркс К., Энгельск Ф. Соч.2-е изд., т.49, с.234−498.
  5. Ф. Брюссельский конгресс по вопросу свободы торговли. Мдркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.4, с. 257 267. II. Энгельс Ф. Протекционизм или система свободы торговли. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.4, с.61−54.
  6. Ф. Протекционизм и свобода торговли. Предисловие к брошюре: К.Гаркс. Речь о свободе торговли. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.21, с.372−389.
  7. В.И. По поводу так называемого вопроса о рынках. Поли.собр.соч., T. I, с.67−172.
  8. В.И. К характеристике экономического романтизма. Поли, собр.соч., т.2, с.119−262.
  9. В.И. Развитие капитализма в России. Поли. собр.соч., т. З, с.1−609.
  10. В.И. Старое и новое. Поли.собр.соч., т.21, 0.56−60.
  11. В.И. Анкета о организациях крупного капитала. Поли.собр.соч., T.2I, с.288−305.
  12. Ленин В. И, Рабочий класс и национальный вопрос. Поли.собр.соч., т.23, с.149−150.
  13. В.И. Положение и задачи социалистического интернационализма. Поли.собр.соч., т.26, с.36−42,
  14. В.И. Новые данные о законах развития капитализма в земледелии. Поли.собр.соч., т.27, с.129−227.
  15. В.И. Империализм как высшая стадия капитализма. Поли.собр.соч., Т.299−426.
  16. В.И. Итоги дискуссии о самоопределении. Поли. собр.соч., т.30, с.17−58.
  17. В.И. Война и революция. Лекция 14/27 мая I9I7 г. Поли.собр.соч., т.32, с.77−102.
  18. В.И. Доклад о партийной программе 19 марта. Поли.собр.соч., т.38, C. I5I-I84.
  19. В.й. Письмо к рабочим и крестьянам Украины по поводу побед над Деникиным. Поли.собр.соч., т.40, с.41−47.
  20. В.И. О внутренней и внешней политике республики. Отчет ВЦИК и СНК 23 декабря. Поли.собр.соч., т.44, с. 291 329.
  21. Ленин В. И, Две тактики социал-демократии в демократической революции. М.: Политиздет, I97I. 152с.
  22. В.И. Государство и революция. Учение марксизма о государстве, и задачи пролетариата в революции. М.: Политиздет, 1973. 160с.
  23. В.И. Очередные задачи советской власти. М.: Политиздат, 1979. 144с.
  24. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М.- Политиздат, I97I. 144с.
  25. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. М: Политиздет, 1977. 62с.
  26. Материалы ХХ1У съезда Ш С С М.: Политиздат, I97I. 320с.
  27. Материалы ХХУ съезда КПСС. М: Политиздат, I98I. 223с.
  28. Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы. 5−17 июня 1969. М.: Политиздат, 1969. 352с.
  29. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. 80с.
  30. Материалы внеочередного Пленума Центрального Комитета КПСС, 13 овраля 1984 г М.: Политиздат, 1984. 32с.
  31. Черненко К, У. Избранные речи и статьи. М.: Политиздат, I 9 8 I 679с. 4 1 Черненко К. У. Авангардная роль партии коммунистов. М.: Мысль, 1982. 463с.
  32. К.У. Народ и партия едины: Речь на встрече с избирателями Куйбышевского избирательного округа г. Москвы 2 марта 1984 г М.: Политиздат, 1984. 30с,
  33. А. Координация капитальных вложений странчленов СЭВ. вопросы экономики, 1983, 3 с.138−146.
  34. О.С. Финансовые методы регулирования экономики ФРГ: Новые тенденпии. Финансы СССР, 1984, i I с.72−76. 45. 15етров А, В, Внешнеэкономические связи: воздействие на капиталистическое воспроизводство. На примере современного хозяйственного развития Франции. М.: Международные Отношения, 1979. 216с.
  35. Внешняя торговля капиталистических стран./Под ред. И. И. Дюмулена. М.: МГиМО, 1973. 277с, 47. Во имя мира, безопасности и сотрудничества. К итогам Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоящегося в Хельсинки 30 июля I августа 1975 г М.: Политиздат, 1975. 96с,
  36. М. Мировые цены в условиях кризиса капитализма начала 80-х годов. МЭиГЛО, 1980, JS 3 с.80−91.
  37. Государственно-монополистический капитализм- Общие черты и особенности /Под ред.М. С. Драгилева. М.: Политиздат,
  38. Государственно-монополистический капитализм. ФРГ/Под ред.А.А, Демина, И.Тюльпанова. Л.: Изд-во ЛГУ, I97I. 168с.
  39. А.А. Лавров С Б ФРГ сегодня. Некоторые актуальные проблемы экономики, науки, политики, Л.: Лениздат, 1973.408с.
  40. Л.И. Барьеры на торговых путях.- М.: Международные отношения, 1977. 223С.
  41. И.И. Современный тарифный и нетарифный протекодонизм. М.: 1ЛГиМО, 1975. 277с.
  42. . Фингерлянд Я. Социалистический народнохозяйственный комплекс в системе международных экономических отношений. Экономические науки, 1983, 1Й 6, с.52−59.
  43. И.С., Дюмулен И. И., Иванов И.Д, Нетарифные ограничения во внешней торговле промышленно развитых капиталистическ1х стран. ВНИКИ МВТ СССР, Б Ш И Приложение 5, I97I, с.3−32.
  44. Завьялов И, С. Научно-техническая революция и международная специализация производства при капитализм М.: Мысль, 1974. 334с.
  45. Завьялов П. С, Развитие меж. цународного кооперирования производства в машиностроении стран Западной Европы/Методологические, организационше и экономические вопросы, ВНИКИ МВТ СССР, Б Ш Ш Приложение 9, 1977. с.24−83.
  46. Западная Европа в современном мире: Западная Европа: экономика, политика, классовая борьба. Ин-т мировой экономики и меж. цународных отношений АН СССР, Ин-т мировой политики и эко47. Западная Европа в современном мире: Западная Европа в системе международных отношений. Ин-т мировой экономики и международных отношений АН СССР, Ин-т мировой политики и экономики ГДР/Ред.кол.В. Н. Шенаева и др. М, — Берлин: Мысль, Дитц, Ферлаг, 1979, т.2. 317с.
  47. А. Международная социалистическая валюта: буржуазные концепции и реальность. Экономические науки, 1983, 8, с.77−83.
  48. А. Топливно-энергетическая проблема в странах СЭВ. Вопросы экономики, I98I, А 10, с.93−99.
  49. И., Лощаков А. Сотрудничество стран СЭВ в развитии материально-технической базы социализма. Вопросы экономики, 1983, В 3, с.126−137.
  50. В. Налоговая реформа в ФРГ и ее социальные последствия, Экономические науки, 1984, В 2, с.61−64.
  51. Ю.А. К вопросу о повышении роли переводного рубля, развитии его с|ункций. Деньги и кредит, 1983, Ш 3, C.2I-28.
  52. Ю. Социалистическая валюта и ее международная роль. МЭйНЮ, 1983, В 7, Ы4−124.
  53. В.Н. Монополистические формы хозяйственных отношений (на материалах ФРГ). М.: Наука, I97I, 320с.
  54. Ю.М. Внешнеэкономическая стратегия монополий ФРГ. М.: Международные отношения, I98I. 239с.
  55. Ю.М. От конфронтащи к сотрудничеству: Проблемы экономичес1ШГо и научно-технического сотрудничества капиталистических и социалистических стран Европы. М.: Меж. цународ57. Краснов Ю. М. ФРГ на мировых рынках, М.: Международные отношения, 1973. 232с.
  56. И.О. ФРГ: внутриполитическая борьба и внешняя ориентация. М.: Мысль, 1977. 334с.
  57. КудроБ В. М. Новое соотношение сил в экономике современного капитализма. М.: Знание, 1982. 40с.
  58. А.Г. Государственно-монополистический капитал и экономическая политика империализма. М.: Мысль, I98I. 85с.
  59. А.Г. Лабиринты власти (Экономика капитализма сегодрш). М.: Политиздат, I98I. Ш с
  60. В.Г. Внешнеторговая стратегия США. М.: Международные отношения, 1980. 228с.
  61. М.С. ФРГ. В Ю П Ш МВТ СССР, ВИКИ. Приложение. 16, 1968, с.40−52.
  62. Ю.С. Внешняя торговля ФРГ. М.: Внешторгиздет, 1963. 192с.
  63. Е. Сергеев Ю. Мирное сосуществование и перспективы развития европейских экономических связей. МЭиМО I960, Ih 2, C. I7−29.
  64. Мировая экономика/Под ред.В. В. Сущенко. М.: Международные отношения, 1978. 384с.
  65. Монополии и государство ФРГ/Под ред.Г. П. Солюса. М.: Соцэкгиз, 1962. 350с.
  66. М.В. Международная торговля важный фактор укрепления мира. М.: Знание, 1956. 32с.
  67. Новые тенденции в государственно-монополистическогй регулировании экономики главных капиталистически стран/Отв.
  68. Орешкин В, А. Трущцин С. Цены мирового капиталистического рынка. М: Знание, 1983. 64с.
  69. О. М. Прексина Е.И. Современный банковский кризис. Деньги и кредит, 1983, }Ь 8, с.54−58,
  70. В. Эволюция внешнеторговой политики современного капитализма. МЭиМО, 1983, 11 7, с.87−89.
  71. Л.В. Война без перемирия: (Формы и методы экономической агрессии). М.: Мысль, 1983. 255с.
  72. I.B. Капиталистическое государство и форсирование экспорта. М.- МЭиМО, 1975, В 7, с.37−47,
  73. Л. Новый протекционизм во внешнеэкономической политике капиталистических стран и его возможные последствия. М.: Внешняя торговля, 1980, 8, с.32−36: 10, с.24−29,
  74. I.B. Современная таможенная политика развитых капиталистических стран. ВНИКИ МВТ СССР, Б Ш Ш Приложение 10, 1974, с.3−30.
  75. Л.В. Современные формы организации внешней торговли капиталистических стран и средства государственного содействия ее развития. В Н Ш Ш ШТ СССР, Б Щ И Приложение 7, 1980, с.3−85.
  76. Л. Современные формы содействия экспорту в странах капитализма. М.: Внешняя торговля, 1973, В 2, с.20−28.
  77. Л. Торговая политика развития капиталистических стран в 80-е годы. МЭи1иЮ, 1983, В 8, с.53−66, 82, Сабельников Л. Усиление борьбы монополий за мировые рынки с помощью государства. М.: Внешняя торговля, 1978, 5,
  78. Л.В. Усиление протекционизма в торговой политике развитых капиталистических стран. ВНЙКИ ШТ СССР, БИКЙ. Приложение 7, 1982, с.3−29,
  79. Л.В. Фундаментальное исследование о протекционизме и международной капиталистической торговле. М: Внешняя торговля, 1976, В 3, с.55−57.
  80. Сергеева И. А, Государственное предпринимательство в ФРГ. М: Мысль, 1974. 197с.
  81. Славинская Л, А. Внешнеэкономические связи Польши с промышленно развитыми капиталистическими странами в текущей пятилетке. ВИКИ, 1977, }Ь 141, с.1−2,
  82. Е. Государственное регулирование топливноэнергетического хозяйства ФРГ. Экономические науки, 1980, J 9, с.70−75.
  83. Г. О. Научно-технический потенпиал ФРГ, тто, 1979, 1 I, 0.46−54. Р
  84. Г. О. ФРГ: современные тенденции в экономике. М.: Мысль, I97I. 207с,
  85. Столяров 10., Хесин Е. Три центра силы в экономике современного капитализма. МЭиГЛО, 1984, А I, с.39−54.
  86. Столяров Ю, Япония и ФРГ: два типа участия в международном
  87. А.С. Опыт сотрудничества стран СЭВ. М.: Знание, 1983. 64с.
  88. Торгово-политический режим европейских капиталистических стран/Под ред.В. М. Виноградова и Б. М. Пичугина. М.- Внешторгйздат, I960. 236с.
  89. B.C. Ключников И. К. Антагонистические противоречия в экономике современного капитализма. Л.: Знание, I98I. 32с.
  90. В.П. Крах «операции Полония». М.: Издво- Агентства печати Новости, 1983. 253с.
  91. Урбан А, ФРГ сегодня тревоги и надежды. Мекдународная жизнь, 1978, 9, с.92−102.
  92. Федеративная Республика Германии/Отв.ред.В. Н. Шенаев, М: Мысль, 1973. 472с. 109. ФРГ сдиг вправо. ШЭтО, 1983, В 7, с.125−133. П О Федоров В. Проблемы западногерманской экономики, МЭиМО, 1979, В 6, с.117−124.
  93. В. ФРГ и развивающиеся страны. МЭиМО, I98I, В 8, с.120−128.
  94. В.П. ФРГ: экономика и экономическая дипломатия. М.: Международные отношения, 1977. 216с. И З Ходов Л. Г. Паньков B.C. Проблемы государственно-монополистического регулирования экономики ФРГ. М.: Изд-во МХУ, 1977. 319с.
  95. Е.Д. Антидемпинговая практика ЕЭС.
  96. В. Чекурова Н. Производственно-технические связи в экономических отношениях стран-членов СЭВ с капиталистическими странами. Экономические науки, 1983, !Ь 9, с.49−56,
  97. Д.А. Прогнозирование темпов и пропорций экономического роста. М.: Знание, 1983, б4с.
  98. E.G. ФРГ. Экономика и внешняя торговля. М.: Внешнеторгиздат, I960. 186с.
  99. В., Хесин Е, Юданов Ю, Борьба в «треугольнике сил». Экономические аспекты противоречий между центрами империализма. Проблемы мира и социализма, 1984, J 2, с.89f 94.
  100. В. ФРГ на мировом рынке капиталов. МЭиМО, I 9 8 I В 2 с.83−95,
  101. Ю. Влияние внешней торговли на экономический цикл (на примере ФРГ). МЭиМО, 1977, lb б, с. 121 130.
  102. Юданов Ю, Экспорт капитала из Западной Европы. МЭиМО, 1984, 2, C.2I-33.
Заполнить форму текущей работой